Приемы лепки в подготовительной группе. Лепка фигуры человека. Методы и приемы обучения лепке в подготовительной группе детского сада

25.02.2019

Елена Костина

Мастер - класс ""

В разных программах дошкольного образования стоит задача лепить фигуру человека в движении . Звучать она может по-разному : «формирование умения передавать характерные движения человека , создавать выразительные образы … девочка танцует, дети делают гимнастику) и др. Возникает проблема при передаче движений, если каждая рука и каждая нога прикреплена отдельно (примазана) . При попытке (а их может быть несколько) изменить положение рук или ног, они могут отломиться. Для себя я открыла способ, который не только ускоряет создание фигурок , делает фигурку намного прочнее и устойчивее, но и позволяет многократно изменять положение рук и ног, передавать различные движения, не боясь их отломить. Повышается качество работы, что придает детям уверенность в себе. Сохраненное время дети используют для украшения, детализации работы.

Покажу этот способ на примере солдата и мальчика в зимней одежде.

Солдат

Раскатываем толстый цилиндр для гимнастерки, для ног – длинный цилиндр средней толщины, черный цилиндр для сапог. Скатываем шарики для головы, рук, головного убора, деталей. Разрезаем стекой верхнюю часть гимнастерки и пополам цилиндр для сапог.

Пальцами формируем два рукава, скругляя и вытягивая их. Важный момент : руки с туловищем получаются одной деталью.

Складываем цилиндр для штанов пополам. Это тоже очень важный момент : получается целой деталью нижняя часть туловища от талии с ногами. Заостряем нижние части штанов. Делаем ямочку в нижней части гимнастерки.


Формируем «клювики» на голове и ладошках. Делаем ямочки в рукавах, воротнике, сапогах.


Собираем части – солдат готов.


Он может маршировать…


Делать зарядку…


Боксировать.


Мальчик в зимней одежде

Готовим толстый цилиндр для куртки, тонкий длинный для штанов, яичко для ботинок.


Разрезаем верхнюю часть куртки, яичко пополам вдоль, штанишки складываем пополам.


Делаем ямочки в рукавах, ботинках, нижней части куртки. Заостряем нижнюю часть штанишек.


Собираем мальчика, добавляем детали. Теперь он может кататься на лыжах…


На санках…


На коньках.


Может толкать санки…


Может кидаться снежками …


В этой группе (как и в предыдущих) надо предоставлять детям возможность широко проявлять инициативу, творчество на занятиях и в свободное время, поощрять поиски самостоятельного композиционного, цветового решения.

В подготовительной группе усложняются задачи обучения детей лепке и развития их творчества. Дети выполняют в лепке разнообразные изображения: предметные, сюжетные, декоративные (индивидуальные и коллективные); создают изображения как из отдельных частей, так и из целого куска. Образцами для лепки могут служить небольшие скульптурные произведения. Воспитатель обращает их внимание на передачу движения в скульптуре, на объединение нескольких фигур в одну группу на подставке.

Хорошо если небольшие скульптурные произведения постоянно находятся в групповой комнате и дети их рассматривают, рассказывают о них. Можно предложить детям вылепить скульптурную группу с человеком и животным или дать темы по литературным произведениям. Например, можно предложить детям создать коллективную картину-панораму по сказке «Царевна-лягушка». Это может быть сценка, где Иванушка приходит на болото за своей стрелой и видит, что ее держит лягушка. Воспитатель распределяет работу: одни ребята лепят деревья; другие - животных, птиц; третья подгруппа детей создает картину болота с кочками, травой. Наиболее умелые ребята лепят Иванушку и лягушку. Предлагая создать такие композиции, воспитатель должен обсудить с детьми пропорциональные соотношения между персонажами, их позы и т.п. Чтобы облегчить детям работу, можно показывать им иллюстрации в детских книгах, а также настольный театр.

Дети учатся лепить фигуры животных и людей из одного куска глины, намечая сначала ее общую форму, а затем детали. При лепке из целого куска возможно и отделение лишней, а также прибавление недостающей глины к той или иной части фигуры. Основная работа производится движениями пальцев, иногда кистями обеих рук.

На занятиях по лепке дети могут все вместе слепить чайный сервиз для кукольного уголка.

В этой группе продолжается работа по овладению детьми лепкой декоративных изделий по мотивам народной скульптуры: животных по образцам гжельской керамики, дымковских игрушек. Вылепленные скульптурки дети могут расписать специальными красками ангобами, после чего их следует обжечь в муфельных печах. Эти фигурки украсят интерьер групповой комнаты, изостудии, могут стать подарком на день рождения кому-либо из сотрудников детского сада, малышам.

Дети пользуются стекой - ею они надрезают, разделяют части в целом куске глины. Педагог учит их поворачивать создаваемое в лепке изделие на дощечке, чтобы рассматривать фигуру то с одной, то с другой стороны.

Организованное приобщение ребенка к изобразительной деятельности начинается в первой младшей группе.

Для успешного овладения лепкой важно развивать сенсорные основы изобразительной деятельности: восприятие предметов разной формы (зрительное, осязательное, кинестезическое); цвета, начиная с контрастных цветов (красный, синий, зеленый, черный) и постепенно добавляя другие (без ограничения количества) цвета, не требуя от детей запоминания названий большого количества цветов (однако сам воспитатель должен их называть). Это дает им возможность узнавать и запоминать больше цветов. Особое значение в сенсорном развитии детей, обогащении их сенсорного опыта и на основе этого овладении изобразительной деятельностью имеют рассматривание предметов и явлений окружающего мира и дидактические игры, в процессе которых уточняются и обогащаются представления о предметах и их свойствах.

В первой младшей группе детей следует познакомить со свойствами глины, пластилина. Лепка привлекает детей новизной материала. Ребенку третьего года жизни легче действовать непосредственно руками, чем каким-либо инструментом. Планируя занятия по лепке, следует большинство занятий отводить на самостоятельное овладение ребенком теми или иными изобразительными движениями, ранее показанными педагогом.

У детей четвертого года жизни совершенствуются и развиваются восприятие, мышление, память; постепенно формируются представления о форме предметов, величине, основных цветах. Это позволяет выдвигать новые задачи обучения детей художественно-творческой деятельности. Дети этого возраста учатся передавать в лепке предметы круглой, прямоугольной, треугольной формы; осваивают изображение предметов, состоящих из одной или нескольких частей разной величины. На занятиях по лепке важно приучать детей аккуратно обращаться с глиной, класть комочки и готовые изделия на специальные дощечки или клеенки, сохранять порядок в процессе лепки на своем рабочем месте, мыть руки после работы с глиной.

В средней группе на занятиях по изобразительной деятельности следует развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, художественно-творческие способности; умение рассматривать предметы, называть форму, цвет, величину. Дети уже способны воспринимать и выкладывать геометрические фигуры (пять-семь), лежащие в основе многих предметов и их частей, в определенной последовательности с учетом их различия по величине, составлять разнообразные предметы из набора бумажных геометрических фигур, преобразовывать их путем разрезания по прямой, по диагонали. Детям пятого года жизни доступна лепка некоторых четвероногих животных, форма тела которых близка к овальной, туловище расположено горизонтально по отношению к земле и опирается на четыре ноги.

В старшей группе в педагогический процесс включаются разные виды изобразительной деятельности и изобразительные задачи: изображение предметов, создание сюжетных композиций. Также включается декоративная деятельность, создание изображений по замыслу. Дети шестого года жизни уже понимают, что в лепке можно изобразить различные предметы и явления; что изображения получаются красивыми, интересными, если хорошо передана форма предметов и их частей, разнообразных по величине, цвету, расположению на листе. Для них не представляет трудности лепка шаров, овалов, цилиндров, из которых затем составляются более сложные по форме изображения. Полученные знания, умения и навыки позволяют дошкольникам изображать большой круг предметов и явлений, интересующих их; отражать в лепке свои творческие замыслы. В процессе их восприятия следует развивать такие мыслительные операции, как сравнение и уподобление, установление сходства и различия предметов и их частей, выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщение. На этой основе у детей развивается способность анализировать воспринимаемые предметы, сравнивать их между собой, устанавливать сходство и различия (по форме, цвету, пропорциям, положению в пространстве).

В подготовительной группе усложняются задачи обучения детей лепке и развития их творчества. Дети выполняют в лепке разнообразные изображения: предметные, сюжетные, декоративные (индивидуальные и коллективные); создают изображения как из отдельных частей, так и из целого куска. Образцами для лепки могут служить небольшие скульптурные произведения. Воспитатель обращает их внимание на передачу движения в скульптуре, на объединение нескольких фигур в одну группу на подставке. В этой группе продолжается работа по овладению детьми лепкой декоративных изделий по мотивам народной скульптуры: животных по образцам гжельской керамики, дымковских игрушек.

В конце каждого занятия необходимо рассматривать и анализировать детские работы; отмечать те из них, в которых интересно и выразительно решена тема; поддерживать детей, которые нуждаются в этом.

Марина Шестопалова

Лепят многие из глины,

Кто-то лепит снежный ком, -

Я леплю из пластилина

Самый прочный в мире дом.

Всех домов в деревне выше,

Новый, ярко-голубой,

С черепичной красной крышей,

С фиолетовой трубой…

(Андрей Парошин)

Для того что бы научить ребенка лепить из пластилина , нужно в первую очередь нужно уметь лепить самому. Лепка из пластилина - это прекрасное занятие чтобы :

Развивать мелкую моторику, это значит, что у детей стабилизируется координация движений;

Хорошо развитая моторика конечностей помогает детям быстрее заговорить;

Благодаря занятиям лепкой у детей укрепляется память – как зрительная, так и слуховая;

Процесс создания новых форм из стандартных кусочков мягкого материала помогает развивать логическое мышление детей.

Развитие творческих способностей детей.

Начинать учить ребенка лепить из пластилина правильно надо с элементарных основ, где ему необходимо показать, как катать из пластилина палочки и шарики . Затем следует постепенно усложнять задания по лепке . Таким образом, от простых основ ребенок сможет лепить из пластилина фигуры и различные предметы. Главное в занятии с лепкой из пластилина – практика . Необходимо постоянно заниматься с ребенком лепкой из пластилина и только в таком случае он будет развиваться полноценно, и показывать окружающим свои творческие способности.

Обучать детей лепке из пластилина проще всего на основе готовых презентаций или технологических карт, где подробно описана последовательность действий для создания того или иного элемента. Для ребенка самый лучший это наглядный материал и показ воспитателя.

Педагог должен освоить такие приемы как :

1. деления на части : откручивание, отщипывание, разрезание нитью, разрезание и надрезание стекой, формование.

2. придание формы : раскатка в ладонях и на столе, сплющивание, вдавливание, вытягивание, сгибание.

3. соединение деталей : прижатие, примазывание, заглаживание.

4. оформление изделий : дополнение изделия мелкими деталями (налепами, процарапывание, оформление оттиском, технология росписи и приемы работы с красками .

Изображение предметов в лепке для ребенка является более простым, чем в рисовании. Здесь он имеет дело с реальным объемом, где нет надобности прибегать к условным средствам изображения. Наиболее легко дети овладевают изображением предметов конструктивной и растительной форм и с большими трудностями - изображением фигур человека и животного. Это связано со сложностью строения, пластичностью их форм ; ребенку бывает трудно понять сложное анатомическое строение животных.

Важно, чтобы воспитатель учил детей изображению основных форм предметов с их яркими, характерными признаками. На занятиях дошкольники должны научиться передавать пропорции предметов, овладевать определенными техническими умениями.

Подготовительная к школе группа

Особенности пластической формы, создаваемой детьми

Лепные изделия детей подготовительной группы выразительнее, интереснее и разнообразнее, чем у детей 5 лет. Объясняется это тем, что у них накопился большой запас зрительных образов.

У детей окрепла мускулатура кисти рук. Дальнейшее развитие по­лучили речь, мыслительные процессы.

Во время наблюдений дети 6 лет более полно воспринимают яв­ления окружающей действительности и форму предметов. Они лучше ориентируются в пространстве и начинают понимать, как можно рас­положить предметы по отношению друг к другу.

Изменения в развитии изменяют и характер изобразительной деятельности. У детей появляется желание точнее передавать фор­му, пропорции; их начинает увлекать изображение деталей и пред­метов, дополняющих образ. Дети способны изменить положение частей фигуры при движении, например, у идущего человека руки и ноги согнуть (в локтях и коленях, а не только развести). Они определяют положение основной части - тела бегущего или лежа­щего зверька.

По сравнению со старшей группой дети все чаще пользуются способом вытягивания из целого куска, широко используют сте­ку, совершая ею многие операции.

Несмотря на то, что весь процесс создания образа более твор­ческий и самостоятельный, форма, вылепленная с большим понимани­ем ее строения, остается очень обобщенной, например голова часто изображается в виде шара, туловище - яйцеобразной (оваль­ной) формы. Следовательно, детям 6 лет еще недоступно полное изо­бражение всех особенностей формы, и они передают лишь ее ос­нову, бессознательно отбрасывая сложности строения. Но для того чтобы дети могли изобразить предмет, даже в таком обобщенном виде сделать его понятным для окружающих, они должны хорошо представить себе облик предмета со всеми его особенностями.

Задачи обучения

Программа обучения детей в подготовительной к школе груп­пе значительно сложнее и разнообразнее по сравнению с програм­мой старшей группы.

Дети должны научиться зрительному и мускульному восприятию формы предмета, использовать в лепке различные выразительные средства , а также овладеть изобразительными и техническими прие­мами .

Дети 6 лет, как правило, пользуются многими способами изображения, но основной для них - пластический способ - лепка из целого куска.

Опираясь на ранее полученные знания объемных тел (конус, шар, овоид, цилиндр), дети одновременно должны самостоятельно определять исходную форму для лепки предметов.

Педагог, развивая творческую инициативу, предоставляет им возможность самостоятельно выбирать темы , выразительные средст­ва и способы изображения .

Все перечисленные задачи конкретизируются по кварталам.

Прохождение программы

I квартал

В I квартале перед воспитателем стоит задача - научить детей лепить предметы характерной формы. Для этого в начале года им предлагают изображать овощи и фрукты.

В подготовительной к школе группе задачи усложняются : дети лепят два однородных предмета различной формы , например одно яблоко овальной формы (крым­ское, а другое округлой (антоновское), несколько видов огурцов.

Из вылепленных фруктов или овощей составляется и общая ком­позиция на тарелке, в корзине или в вазе.

Детей учат создавать фигуры по игрушке или скульптуре, изо­бражающих предмет в действии : поющий петух с горделиво подня­той головой, котенок, играющий в мяч, и т. д.

Изображение петушка в разных положениях

Дети лепят животных по представлению . Они должны четко пред­ставить себе характер формы основной части и те особенности , ко­торые отличают данное животное от других . Например, собак разных пород, медведя от волка, утку от гуся, петуха от курицы.

Создавая изображение по представ­лению, дети будут руководствоваться общими знаниями строения жи­вотных и теми, которые они получили во время лепки с натуры. Дети могут передавать довольно тонкие отличия, например по­роды собак по длине и форме туловища, по длине ног, строению головы.

Успешное изображение предмета зависит от способов соедине­ния частей . Кроме примазывания одной части к другой, можно сое­динять их вкладыванием одной части в углубление другой , предва­рительно сделав насечки на конце той части, которая вставляется.

Во время изображения отдельных предметов дети продолжают учиться устанавливать фигурки в вертикальном положении на под­ставках

В I квартале дети продолжают лепить фигуру человека . Снача­ла это несложные фигурки, повторяющие по способу те, что лепили в старшей группе.

Но в подготовительной возрастают требования к изображе­нию формы и пропорций и поэтому постепенно во время лепки с натуры (как пра­вило, куклы) дети уточняют форму, пропорции человеческой фигуры. Воспитатель вместе с детьми сравнивает по размерам части и ус­танавливает, сколько раз голова куклы умещается во всем ее туло­вище.

Фигурки людей можно лепить и по игрушкам дымковских мас­теров. Они сложнее по своим пропорциям прежде всего потому, что в основном изображают взрослого человека, у которого голова ук­ладывается в туловище 7-8 раз.

Вводится способ лепки, которым пользуют­ся дымковские мастерицы : голову и кофту лепят из одного куска, а юбку - отдельно в виде колоколообразной формы из расплющен­ного пласта глины. Этот способ дает возможность сделать юбку по­лой, отчего изделие становится легче. Голова с кофтой и юбка соеди­няются воедино и плотно примазываются друг к другу, а руки при­крепляются по отдельности: сначала - одна, потом - другая. Все мелкие детали - оборки, фартук, рюши, кокошник - выполняются путем налепа.

Изготовление куклы с юбкой-колоколом

Детей учат изображать человека и по пред­ставлению . Темы могут быть разные: «Мальчик (или девочка) держат флажок», «Мальчик идет в школу». Во время лепки на подобные темы дети имеют возможность фантазировать, выбирая образ, переда­вать формы и действия, использовать способ лепки.

Начиная с I квартала дети могут лепить сказочные персона­жи , например Бабу Ягу в ступе, Чиполлино. Это позволяет раз­вивать у них творческую инициативу. Характерные черты сказочных героев помогают детям достичь сходства в изображении, повышают интерес к лепке.

II квартал

Во II квартале отрабатывается умение лепить из целого куска . Детей учат создавать двух-трехфигурные композиции , используя умения, полученные в I квартале.

Передавая сюжет сказки, дети учатся соблюдать взаимосвязь между фигурами , соразмерять их и плотно прикреплять к подстав­ке, которая может быть любой формы, а толщиной не менее чем 1 см. Чтобы все фигуры композиции были устойчивы, детей обучают устанавливать их с третьей точкой опоры. Так, например, фигура медведя с коробом на спине может опираться на палку-посох; опорой для мальчика, который лепит снеговика, может явиться снеж­ный ком

В декоративной лепке дети изображают игрушки по типу народ ­ных (куклы, козлы, кони), а также посуду и пластинки, украшен­ные узором.

В подготовительной к школе группе детей обучают лепке по­суды из колец , а также путем выбирания глины из цилиндрической или шарообразной формы стекой .

В первом случае кольца, сде­ланные из валиков, укладывают одно на другое и плотно соеди­няют, замазывая места соединения с внутренней и внешней сторон.

Лепка посуды из колец

Во втором случае левая рука держит изделие, а правая рука стекой (или стекой-петлей) делает углубление, постепенно увели­чивая его

Лепка посуды способом выбирания глины

Первым способом можно вылепить кружку, миску, солонку, ва­зу для цветов, а вторым - горшочки, кувшины, округлые и цилинд­рические вазы

Одновременно детей учат обрабатывать поверхность изделия, заглаживая ее мокрой тряпочкой для последующего украшения рель­ефом или росписью ангобом или гуашью. Кроме сосудов, дети мо­гут делать декоративные пластинки, при изготовлении которых они учатся заранее создавать эскиз в виде рисунка, а затем по не­му лепить изделие из глины.

III квартал

В III квартале воспитатель обучает детей коллективной лепке .

На основе ранее полученных знаний и умений дети создают коллективные композиции : футбольное или хоккейное поле, где пер­сонажи находятся в разных положениях, птицеферму, зоопарк и т. д.

В процессе коллективной лепки они учатся соразмерять свою ра­боту с работами других, сопоставляя фигурки на глаз, или пристав­ляя к большой фигурке маленькую, или с помощью палочек (мерок), соответствующих по длине и высоте тем фигуркам, которые они бу­дут лепить. Дети учатся проявлять инициативу, внося свои предложения для решения общей композиции, стараются делать свою работу так , чтобы она была как можно лучше . Те, кто хорошо лепит, могут по­могать своим товарищам .

Таким образом, коллективная лепка , кро­ме задач обучения изобразительным и техническим приемам , пре­дусматривает задачи воспитательного характера .

Программа III квартала строится на изображении по представле­нию , но это не отменяет лепку с натуры, по картинке.

По представлению изображаются звери для игры в зоопарк. Это задание требует предварительной работы по накоплению у детей зрительных образов. Кроме того, детям предлагают лепку животных непосредственно с игрушек, например слона, жирафа, бегемота, медведя.

Лепка жителей зоопарка

Игрушка, как правило, статична; поэтому на последующих занятиях педагог предлагает изображение этих живот­ных по картинкам, где звери представлены в динамике.

IV квартал

В IV квартале дети совершенствуют свои умения в лепке, соз­дают предметы , которые используют во время игры , занимаются де­коративной лепкой , создавая посуду для игр, вазы для цветов и пластинки, которые объединяют в декоративные фризы.