Одаренный ребенок. Семинар «Одаренность — это дар или наказание? Что такое одаренность

07.03.2019

Фитболы в детских садах называют коррекционными мячами, поскольку именно с их помощью делают коррекцию фигуры. Но не только опасность искривления позвоночника становится стимулом к занятиям с швейцарским мячом, как еще его называют. Дети же этот мяч называют лошадкой, так как любят скакать на нем, словно верхом на коне. В целом гимнастический мяч хорошо развивает ребенка, одновременно не дает ему устать во время занятий, так как тренировки проводятся в игровой форме. Воспитатели детских садов и дошкольных учреждений, кроме организации занимательных занятий, решают еще воспитательные, оздоровительные, образовательные задачи.

Задачи

Гимнастика в детском саду или дошкольном оздоровительном учреждении должна проводится на гимнастических (фитнес) ковриках, одежда свободная, лучше всего заниматься босиком в носочках. Продолжительность занятия для детей до четырех лет — 20 минут, до шести лет — полчаса.

Гимнастические мячи выдерживают до 300 килограмм, поэтому на нем вполне можно заниматься детям. Детям дошкольного возраста берут мяч диаметром 45 сантиметров. Есть метод подбора мяча — нужно сесть на него, и угол ног между голенью и бедром должен быть прямым. Но для детского садика вполне подойдут одинаковые указанного 45-сантиметрового размера. Мячики не должны быть слишком упругими, так как на них будет трудно держать равновесие, кроме того, слишком прыгучие шары могут привести к травмам.

Не надо специально подбирать цвет, главное — чтобы цвета были разными, чтобы ребенок мог закрепить за собой мячик и смог его найти среди других. Разноцветность помогает следить за определенным ребенком на занятии, эстафетах. Яркие цвета более интересны, поэтому, если есть возможность, выбирайте неоновые, пестрые, с рисунками. Также в детском саду обязательны ручки или рожки, чтобы ребенок мог прыгать на фитболе.

Большое значение имеют не только статические и динамические движения, но и вибрации. По степени вибрационного воздействия фитбол не имеет аналогов среди тренажеров. А вибрирующие движения мяча воздействуют на нервную систему (если нагрузки умеренные, то это влияние позитивное), прыжки на фитболе помогают в лечении желудочных, нервных, сердечных болезней, заболеваний позвоночника, таких как сколиоз или остеохондроз. Проблема детского ожирения довольно успешно решается с помощью этого круглого тренажера.

Даже простые статические упражнения, связанные с правильной посадкой на фитбол, выравнивает таз при его неправильном положении, также занятия помогают лечить сколиоз в грудной и поясничной части спины. Если лежать на животе или спине — организм старается изо всех сил сохранить равновесие, подключая большое количество мышц, работают даже те мышцы, которые относящихся непосредственно к области соприкосновения с тренажером (на мяче можно сидеть, лежать на спине или животе, все работают практически все мышцы организма).

Знакомство с тренажером

Знакомство с свойствами и особенностями гимнастического мяча, следующие упражнения годятся для праздничных эстафет:

Учимся правильно садиться на гимнастический мяч с помощью следующих упражнений:

  1. Сесть на фитбол, который можно поставить у стены, прижать стопы к полу, держа их параллельно.
  2. Сидя, поворачивать в стороны голову, поднимать по очереди руки, двигать плечами, скользить руками по поверхности мяча, подводить руки к плечам, разводить руки в стороны, бегать вокруг фитбола, опираясь на него рукой.

Сохранение осанки

Учимся сохранять правильное положение спины, тренируя осанку упражнениями для ног, рук и держа равновесие, качаясь на фитболе:


Учимся сохранять равновесие с помощью простых упражнений:

  1. Поставить руки на фитбол, выпрямлять одну ногу, заводить на сторону, ставя на пятку.
  2. Ставить ногу впереди и сбоку на носок.
  3. Двигать ногами вперед и в сторону с положением рук — одна рука вверху, другая — в стороне, также заводить одну руку за голову, другую отводить в сторону.
  4. Обучить ребенка упражнениям на сохранение равновесия с различными положениями на фитболе.

Общеразвивающие упражнения

Несколько упражнений для растягивания, их можно синхронно делать в небольшой в группе в детском саду:


Несколько упражнений для улучшения равновесия:

  1. Лечь животом на фитбол и прокатиться к грудной клетке посредством сгибания ног.
  2. Лечь на гимнастический мяч животом и перекатится на спину.
  3. Сесть на фитбол, ноги держать вместе, наклонятся в одну сторону, тазовой частью движемся в другую сторону.

Развитие детей и улучшение их здоровья в процессе обучения в дошкольных образовательных учреждениях - одна из актуальных задач современной педагогики.

Одна из эффективных форм работы с дошкольниками является методика работы с коррекционными мячами, или фитболами. Гимнастика с использованием фитболов относиться к одному из видов фитнес-гимнастики.

Упражнения на фитболе также эмоционально украшают занятия, позволяя использовать мяч в качестве «лошадки», что способствует формированию очень важного для ребенка двигательного навыка - прыжка из различных исходных положений. Длительное применение фитбола в качестве предмета для прыжковых упражнений позволяет не только значительно улучшить количественные и качественные показатели данного двигательного навыка, но и улучшает координационные возможности ребенка.

Фитбол-гимнастика позволяет решать оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи:

Учиться правильно сидеть на фитболах;

Учиться покачиваться и подпрыгивать на фитболах;

Научиться выполнять упражнения в разных исходных положениях;

Укреплять различные группы мышц;

Формировать и закреплять навык правильной осанки;

Тренировать способность удерживать равновесие;

Учиться выполнять упражнение в паре со сверстниками, танцевальные движения;

Побуждают детей к проявлению самостоятельности, творчества, активности.

Занятия с мячом укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, но главное - формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки.

Гимнастикой с мячами можно заниматься индивидуально или в группе. Время проведения одного занятия с детьми 3-4 лет - 20-25 минут, с детьми 5-6 лет - 30-35 минут. Занятия проводятся в чистом, проветренном помещении на ковриках, дети одеты по возможности легко, лучше без обуви (в носках).

«Золотые правила» фитбол-гимнастики:

Подбирать мяч каждому ребёнку надо по росту, так, чтобы при посадке на мяч между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой был прямой угол. Правильная посадка предусматривает также приподнятую голову, опущенные и разведённые плечи, ровное положение позвоночника, подтянутый живот.

  • Перед занятием с мячами следует убедиться, что рядом отсутствуют какие - либо острые предметы, которые могут повредить мяч.
  • Надевать детям удобную одежду, не мешающую движениям, и нескользкую обувь.
  • Начинать с простых упражнений и облегчённых исходных положений, постепенно переходя к более сложным.
  • Ни одно упражнение не должно причинять боль или доставлять дискомфорт.
  • Избегать быстрых и резких движений, скручиваний в шейном и поясничных отделах позвоночника, интенсивного напряжения мышц и спины.
  • При выполнении упражнений лёжа на мяче, не задерживать дыхание.
  • Выполняя на мяче упражнения лёжа на животе и лёжа на спине голова и позвоночник должны составлять одну прямую линию.
  • При выполнении упражнений мяч не должен двигаться.
  • Физическая нагрузка по времени должна строго дозироваться в соответствии с возрастными возможностями детей.
  • Следить за техникой выполнения упражнений, соблюдать приёмы страховки и учить самостраховке на занятии с мячами.
  • На каждом занятии необходимо стремиться к созданию положительного эмоционального фона, бодрого, радостного настроения.
  • Возможно проведение комплексных занятий, когда одновременно с выполнением физических упражнений дети совершенствуют культуру речи, правильное произношение.
  • Упражнения на мячах с целью формирования коммуникативных умений у детей могут выполняться в парных общеразвивающих упражнениях, подвижных играх, командных соревнованиях. Следует обращать особое внимание на признаки физического неблагополучия ребёнка, при появлении которых необходимо снизить нагрузку или прекратить на время занятие.

Механизмы физиологического воздействия упражнений на фитболе на организм ребенка

В практике спорта, педагогики и медицины накоплен значительный опыт по использованию мячей для решения оздоровительных и спортивных задач.

Мячи большого диаметра - фитболы - появились сравнительно недавно и уже завоевали широкую популярность. Фитбол в переводе с английского языка означает мяч для опоры, используемый в оздоровительных целях.

Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Новой формой занятий по физическому воспитанию и коррекции осанки у детей является фитбол-гимнастика.

Фитбол-гимнастика проводится на больших разноцветных мячах, выдерживающих вес до 300 кг. При этом мяч может использоваться как тренажер, как предмет и как утяжелитель (его масса равна примерно 1 кг).

На занятиях используют фитболы различного диаметра, в зависимости от роста и возраста занимающихся. Для детей 3-5 лет диаметр 45 см, от 6-10 лет - 55 см. Мяч подобран правильно, если при посадке на нем угол между бедром и голенью равен или чуть больше 90°. Для занятий с профилактической и лечебной целью, а также для занятий с детьми дошкольного возраста мяч должен быть менее упругим.

Мячи могут быть не только разного диаметра, но и разного цвета. Тёплые цвета (красный, оранжевый) повышают активность отдела вегетативной нервной системы. Так же стимулируют, тонизируют иммунитет, укрепляют память, зрение, придают бодрость, улучшают цвет кожи.

Холодные цвета (синий, голубой) нормализуют сердечную деятельность, ухудшают скоростно-силовые качества.

Зелёный цвет нормализует сердечную деятельность и ЦНС, стабилизирует артериальное давление, расслабляет, снимает напряжение, помогает при заболеваниях позвоночника, обмена веществ, мигрени.

Цветовое оформление помещения, в которых дети занимаются физическими упражнениями и развивающими играми, существенно отличается от комнат, где дети отдыхают. Интерьер игровой комнаты или спортивного зала, выполненный яркими цветами и оборудованный спортивными снарядами, будет стимулировать творческую и игровую активность детей.

Помимо цветового влияния на организм человека фитболы оказывают также вибрационное воздействие. Механическая вибрация активно стимулирует работу всех органов и систем человека. Непрерывная вибрация действует на нервную систему успокаивающе, а прерывистая - возбуждающе. На занятиях с детьми используется лёгкая вибрация в спокойном темпе (сидя, не отрывая ягодиц от мяча). Вибрация, сходная с верховой ездой, используется в лечении остеохондроза, сколиоза, заболеваний желудочно-кишечного тракта, ишемической болезни сердца, ожирения, неврастении. При сидении на фитболе наибольший контакт с ним имеют седалищные бугры и крестец. Через крестец происходит распространение ритмических колебаний на весь позвоночник.

Поэтому одна лишь правильная посадка на фитболе уже способствует формированию навыка правильной осанки. Правильная посадка на фитболе выравнивает косое положение таза, что является важным для коррекции сколиотических отклонений в грудопоясничном отделе позвоночника. Выполнение упражнений в исходном положении лежа животом или спиной гораздо тяжелее, чем на устойчивой опоре. Поддерживание равновесия привлекает к координированной работе многочисленные мышечные группы, решая задачу формирования мышечного корсета за счёт укрепления мышц спины и брюшного пресса.

Этапы освоения детьми упражнений с использованием фитболов

1-й этап.

Задачи этапа и их реализация.

1. Дать представления о форме и физических свойствах фитбола.

Различные прокатывания фитбола по полу, по скамейке, между ориентирами «змейкой», вокруг ориентиров;

Отбивание фитбола двумя руками на месте, в сочетании с различными видами ходьбы;

Передача фитбола друг другу, броски фитбола;

Игры с фитболом: «Догони мяч», «Попади мячом в цель», «Вышибалы», «Докати мяч» (варианты: толкай ладонями; толкай развернутой ступней).

2. Обучить правильной посадке на фитболе.

Сидя на фитболе у твердой опоры, проверить правильность постановки стоп (стопы должны быть прижаты к полу и параллельны друг другу);

Сидя на фитболе, в медленном темпе выполнять упражнения для плечевого пояса.

Например:

а) повороты головы вправо-влево;

б) поочередное поднимание рук вперед-вверх и в сторону;

в) поднимание и опускание плеч;

г) скольжение руками по поверхности фитбола;

д) сгибание руки к плечам, сжав кисти в кулаки, руки в стороны;

е) по сигналу встать, обежать вокруг мяча, придерживая его рукой.

3. Учить базовым положениям при выполнении упражнений в партере (сидя, лежа, в приседе).

Сидя в полуприседе на носках лицом к фитболу, прямые руки на фитболе, колени в стороны, спина прямая.

Выполняем из положения стоя лицом к мячу: 1-2 присели, проверили положение; 3-4 встали, руки в стороны. По сигналу все разбежались врассыпную и бегают между фитболами, по другому сигналу подбежали к своим фитболам и присели.

Это положение можно принимать парами у одного фитбола лицом друг к другу.

И.п. - упор стоя на коленях лицом к фитболу, руки на фитболе;

присесть на пятки, фитбол прижать к коленям;

вернуться в исходное положение.

И.п. - лежа на спине на полу, прямые ноги на фитболе, опора на пятки. Покачивать фитбол ногами вправо-влево, руки вдоль туловища. Это упражнение можно делать парами с одним фитболом, располагаясь зеркально.

И.п. - лежа на спине на полу, ноги прямые на фитболе. Приподнимать таз от пола. Можно выполнять одновременно парами, располагаясь зеркально.

И.п. - лежа на спине на полу, ступни ног на фитболе. Делать маленькие шаги по поверхности фитбола вперед-назад.

Переходы из положения упор сидя, фитбол на прямых ногах, прокатывая фитбол к груди, лечь на спину. Аналогичным способом вернуться в исходное положение.

И.п. - лежа на спине на полу, ногами обхватить фитбол. Согнуть колени и сжать фитбол. Можно выполнить поочередно вдвоем. То же в положении сидя.

И.п. - лежа на спине на полу, согнутые в коленях ноги лежат на фитболе, руки за головой. Поднять верхнюю часть туловища к коленям. Можно выполнять одновременно вдвоем.

И.п. - лежа на спине на полу, прямые ноги вместе, руки вытянуты за головой, фитбол в руках. Передавать фитбол из рук в ноги и наоборот.

Стоя на коленях на полу лицом к фитболу, разгибая ноги, сделать перекат в положение на живот на фитболе. Ноги и руки упираются в пол. Это упражнение лучше начинать с фитбола, диаметр которого на один размер меньше необходимого для занимающихся детей.

Лежа на спине на полу, согнутые в коленях ноги лежат на фитболе. Напрягая мышцы ног, прижать фитбол к ягодицам.

Организационно-методические указания к занятиям на фитболах

Структура занятий на этом этапе включает в себя традиционную разминку с различными видами ходьбы, бега, упражнениями для рук, туловища, ног, комплексы ритмической гимнастики, 5-6 упражнений с фитболом, игровые упражнения в виде эстафет, упражнения на растягивание и расслабление мышц без фитбола.

Занимающиеся дети с фитболами должны находиться на расстоянии 1-1,5 м друг от друга и от различных выступающих предметов в зале.

Темп и продолжительность упражнений индивидуальны.

2-й этап.

1. Научить сохранению правильной осанки при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями на фитболе.

самостоятельно покачиваться на фитболе с опробованием установки: пятки давят на пол, спина прямая, через затылок и позвоночник фитбол как бы проходит «стержнем», выравнивающим корпус спины;

в среднем темпе выполнять движения руками: в стороны, вверх, вперед, вниз; выполнять прямыми руками круговое вращение в лучезапястных, локтевых и плечевых суставах. Подобные движения должны вызывать самопроизвольное покачивание на фитболе. Необходимо следить за постоянным сохранением контакта с поверхностью фитбола.

Сидя на фитболе, выполнить следующие упражнения:

ходьбу на месте, не отрывая носков;

ходьбу, высоко поднимая колени;

из положения ступни вместе, раздвинуть пятки в стороны и вернуться в исходное положение;

приставной шаг в сторону:

из положения сидя ноги врозь перейти в положение ноги скрестно.

2. Научить сохранению правильной осанки при уменьшении площади опоры (тренировка равновесия и координации).

поочередно выставлять ноги на пятку, вперед, в сторону, руки на фитболе;

поочередно выставлять ноги вперед, в сторону, на носок;

то же упражнение с различными положениями рук: одна вперед, другая вверх; одна за голову, другая в сторону.

3. Обучить ребенка упражнениям на сохранение равновесия с различными положениями на фитболе.

наклониться вперед, ноги врозь;

наклониться вперед к выставленной ноге, вперед с различными положениями рук;

наклониться в стороны поочередно, сидя на фитболе: ноги стоят на полу, руки на поясе, руки за головой, руки в стороны;

наклониться поочередно в разные стороны к выставленной в сторону ноге с различными положениями рук;

сидя на фитболе, в медленном темпе сделать несколько шагов вперед и лечь спиной на фитбол, сохраняя прямой угол между голенью и бедром, пятки должны быть на полу, руки придерживают фитбол сбоку. Переступая ногами, вернуться в исходное положение.

И.п. - лежа на фитболе, руки в упоре на полу. Сделать несколько шагов руками вперед и назад. Затылок, шея, спина должны быть на прямой линии.

И.п. - лежа на животе на фитболе, ноги полусогнуты в «стартовом» положении на полу. Согнуть руки в локтях, ладонями вперед («крылышки»). Голову не поднимать.

И.п. - лежа на животе на фитболе, руки на полу, ноги в «стартовом» положении. Поочередно поднимать ноги до горизонтали, руки должны быть согнуты, плечи - над кистями.

В том же исходном положении поднимать поочередно ноги, сгибая в коленях.

И.п. - лежа на спине на полу, прямые ноги на фитболе. Выполнять поочередно махи прямой ногой вверх.

И.п. - лежа на спине на полу, руки вдоль туловища, ноги стопами опираются на фитбол. Поочередные махи согнутой ногой.

Выполнить два предыдущих упражнения из исходного положения - руки за голову.

4. Научить выполнению упражнений в расслаблении мышц на фитболе.

сидя на полу с согнутыми ногами боком к фитболу, облокотиться на фитбол, придерживая руками, расслабить мышцы шеи, спины, положить голову на фитбол и в таком положении покачаться;

сидя на полу спиной к фитболу, придерживая его сзади руками, расслабить мышцы шеи и спины, положить голову на фитбол и покачиваться влево-вправо.

Организационно-методические указания.

При выполнении упражнений в сочетании с колебательными покачиваниями на фитболе необходимо контролировать постоянный контакт с поверхностью фитбола!

Структура занятий сохраняется, но увеличивается объем упражнений на фитболе. Можно использовать музыкально-ритмические композиции с различными перестроениями.

3-й этап.

Задачи этапа и их реализация:

1. Научить выполнению комплекса общеразвивающих упражнений с использованием фитбола в едином для всей группы темпе.

комплексы общеразвивающих упражнений в соответствии с возрастными требованиями к занимающимся.

2. Научить выполнению упражнений на растягивание с использованием фитбола.

стоя в упоре на одном колене, боком к мячу, другая нога выпрямлена и опирается на мяч ступней, выполнять медленные пружинистые покачивания;

то же упражнение выполнять, сгибая руки;

стоя на одном колене, спиной к фитболу, другое колено -на мяче, руки на полу. Выполнить несколько пружинистых движений назад;

лежа спиной на фитболе, руки в стороны, угол между голенью и бедром 90°, точка контакта с мячом - на средней линии лопаток;

сидя боком к фитболу на полу, дальняя от фитбола нога согнута и упирается ступней о пол, ближняя к фитболу рука лежит на поверхности мяча, разгибая опорную ногу, «накатиться» на фитбол, удерживая равновесие;

И.п. - то же, при «накате» на фитбол дальнюю руку поднять вверх;

И.п. - то же, выполнять одновременно од-ноименной рукой и ногой.

4-й этап.

Задача этапа и ее реализация:

1. Совершенствовать качество выполнения упражнений в равновесии.

И.п. - в упоре лежа на животе на фитболе. Сгибая ноги, прокатить фитбол к груди.

И.п. - то же, но опора на фитбол одной ногой.

Лицом к фитболу, стоя на коленях, перейти в положение лежа на животе, руки в упоре, одна нога согнута.

Аналогичное упражнение, но опора на фитбол коленом согнутой ноги, другая выпрямлена вверх.

Лежа спиной на фитболе, руки на полу, одна нога вверх.

И.п. - то же, ноги вверх.

Лежа на животе на фитболе, поворот на спину.

Стоя правым боком к фитболу, шаг правой через фитбол, прокат на фитболе и затем приставить левую, встать левым боком к фитболу.

Сидя на фитболе, ноги вместе, небольшой наклон влево, прокат вправо на фитболе, встать, фитбол слева. То же, прокат влево на фитболе.

Лежа на животе на фитболе, в упоре на полу, повороты в стороны. Точка контакта с фитболом постепенно удаляется от опоры на пол.

То же упражнение, но опора на фитбол одной ногой.

Лежа на спине на полу, ноги на фитболе, поднимая таз от пола, сгибая ноги, подкатить фитбол к ягодицам, вернуться в исходное положение.

То же упражнение с опорой на фитбол одной ногой.

Предоставленная презентация раскрывает информацию, которая будет интересной педагогам, стремящимся применять в своей практической работе современные направления в развитие и здоровьесбережение детей дошкольного возраста в области физической культуры. А так же выборочно родителям, которые хотят вырастить здорового ребёнка и воспитать у него потребность в здоровом образе жизни.

Информация адресована руководителям по физическому воспитанию, воспитателям, методическим работникам дошкольных учреждений и родителям детей дошкольного возраста.

В презентации раскрыты преимущества использования фитбола в организованной двигательной деятельности детей дошкольного возраста: оздоровительный эффект, многофункциональность, использования фитбола, доступность фитбола для детей, имеющих различные проблемы со здоровьем, эффективность образовательной деятельности достигается положительным эмоциональным фоном при взаимодействие с фитболом. Также представлены цели и задачи в работе по данному направлению. Правила использования фитбола, помогут избежать травм и негативного воздействия на организм ребёнка. Наглядно показаны разнообразные формы применения фитбола. А также представлены литературные и другие информационные источники для знакомства с работой в данном направление.

В презентации представлены как теоретические аспекты, так и практический материал в виде фотографий. Для лучшего восприятия данной работы, необходимо соблюдать представленную последовательность, просматривая презентацию в обычном режиме.

Текстовое сопровождение презентации

(СЛАЙД 1) Общеизвестно, что основы здоровья человека закладываются в детстве, поэтому важным фактором физкультурно — оздоровительной работы в дошкольном учреждении является выбор для каждого ребёнка подходящей формы двигательной активности, так как двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма.

Многие исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своём испытывают двигательный дефицит.

Главной целью физического воспитания в дошкольных учреждениях является удовлетворение естественной биологической потребности детей в движении, достижение оптимального уровня здоровья и всестороннего двигательного развития. А достижение этой цели не возможно без постоянного поиска новых эффективных и разнообразных форм физкультурно-оздоровительной работы.

Требования современной педагогики побуждают меня к поиску новых подходов в организации физкультурно — оздоровительной работы в детском саду.

Одной из современных форм работы с детьми дошкольного возраста в области физической культуры является использование фитбола.

(СЛАЙД 2) Известны такие направления в работе с дошкольниками, как фитбол –гимнастика, фитбол – атлетика, фитбол – танец, фитбол – коррекция, фитбол – игра.

(СЛАЙД 3) В своей работе с детьми я стремлюсь как можно эффективнее помочь каждому ребёнку сохранить и укрепить его здоровье. Сочетание физических упражнений с воздействием большого гимнастического мяча (фитбола) – уникально. Основные преимущества выполнения упражнений с фитболом заключается в следующем:

1. Упражнения на больших гимнастических мячах носят оздоровительный эффект, который подтверждён опытом работы специализированных коррекционных и реабилитационных медицинских центров разных стран.

2. По своим свойствам фитбол многофункционален и в комплексах упражнений может использоваться как предмет, тренажёр, опора и т.д. Благодаря этому можно комплексно решать несколько задач, например: одновременно содействовать развитию двигательных способностей, способствовать профилактике нарушений осанки, развивать функцию равновесия, а так же музыкальность.

3. Мяч доступен для занятий с детьми, имеющими различные проблемы со здоровьем, т.к. он создаёт амортизацию, тем самым уменьшает осевую нагрузку на позвоночник и ударную нагрузку на суставы.

4.Большой, яркий, прыгучий мяч повышает внимание детей, улучшает настроение, появляется чувство радости и удовольствия. На положительном эмоциональном фоне быстрее и эффективнее происходит процесс обучения двигательным умениям и навыкам.

В своей работе с дошкольниками я использую элементы фитбол – гимнастики в образовательной деятельности по физической культуры.

(СЛАЙД 4) Целью моей работы по использованию фитбол-гимнастики в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста является повышение эффективности физкультурно — оздоровительной работы, сохранение и укрепление здоровья, профилактика различных заболеваний и приобщение детей к здоровому образу жизни.

(СЛАЙД 5) Данное направление в своей работе я характеризую следующими задачами:

I.Оздоровительно – коррекционными

1. Гармонично развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, быстроту.

2. Содействовать развитию координационных способностей, функции равновесия, вестибулярной устойчивости.

3. Формировать и закреплять навыки правильной осанки.

4. Содействовать профилактике плоскостопия.

5. Развивать мелкую и крупную моторику рук.

II. Образовательные задачи:

1. Вооружить дошкольников знаниями о пользе упражнений с фитболами.

2. Содействовать формированию жизненно необходимых двигательных умений и навыков детей в соответствии с их индивидуальными и возрастными особенностями. Развивать физические качества.

3. Способствовать развитию культуры движения и потребности в занятиях физическими упражнениями.

III. Воспитательные задачи:

1. Воспитывать положительное отношение к физическим упражнениям, подвижным играм и закаливающим процедурам.

2. Развивать чувство товарищества и взаимопомощи, инициативу.

3. Способствовать развитию самоконтроля и самооценки.

4. Воспитывать трудолюбие и стремление достигать поставленной цели.

(СЛАЙД 6) Фитбол — гимнастика содержит следующие упражнения:

— ходьба

— прыжки (на месте и в движении, с мячом в руках и ногах, сидя на мяче)

Общеразвивающие упражнения разделяются по нескольким признакам:

— из разных и.п. (из стойки, из и.п. сидя, из упоров, из положения лёжа на животе, спине, на боку)

— по признаку организации группы (одиночные, вдвоём, в втроем; в кругу, в сцеплении шеренгой, в движении);

— по признаку преимущественного воздействия (на силу, на растягивание, на расслабление, на осанку, на координацию, на дыхание);

— по анатомическому признаку (для рук и плечевого пояса, для ног и тазового отдела, для туловища и шеи, для всего тела);

— по признаку использования предметов и снарядов (без предметов, с предметами, на снарядах – сидя на мяче, с использованием тренажёров или эспандеров).

Как и во многих других направлениях в работе с дошкольниками, не зависимо от возраста и физического состояния детей необходимо соблюдать поэтапное освоение упражнений с мячом.

(СЛАЙД 7) Свою работу по использованию фитбол – гимнастики в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста я строю в 4-е этапа:

1 этап включает следующие задачи:

1) Дать представление о форме и физических свойствах фитбола.

2) Учить правильной посадке на фиболе.

3) Учить базовым положениям при выполнении упражнений в партере (сидя, лёжа, в приседе).

Структура образовательной деятельности включает традиционные 3 части: вводную, основную, заключительную. На данном этапе включается 5-8 упражнений с фитболом. Использование фитбола на 1 этапе не должно превышать 20% от всего объёма образовательной деятельности.

2 этап включает следующие задачи:

1) Учить сохранять правильную осанку при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями на фитболе.

2) Формировать навык сохранения правильной осанки при уменьшении площади опоры (упражнения на развитие координационных способностей и развития равновесия).

3) Учить ребёнка упражнениям на сохранение равновесия с различными положениями на фитболе.

4) Формировать умение выполнять упражнения в расслаблении мышц на фитболе.

Структура образовательной деятельности сохраняется, но увеличивается объём упражнений на фитболе. Можно использовать музыкально-ритмические композиции с различными перестроениями. Объём использования упражнений с фитболом на 2 этапе не должен превышать 40% от общего объёма образовательной деятельности.

3 этап включает следующие задачи:

1) Учить выполнять комплексы общеразвивающих упр-й с использованием фитбола в едином для всей группе темпе.

2) Формировать умение выполнять упражнения на растягивание с использованием фитбола.

Структура образовательной деятельности сохраняется. Увеличивается объём упражнений с фитболом до 50-60% от общего объёма выполняемых упражнений.

4 этап включает задачу по совершенствованию качества выполнения упражнений в равновесии.

(СЛАЙД 8) В образовательной деятельности фитбол используется как:

— ориентир;

— препятствие;

— предмет;

— отягощение;

— амортизатор.

Для использования фитбол – гимнастики в образовательной деятельности, все упражнении с фитболами согласовываются с основной программой, т.е. не требуют дополнительного времени в общем двигательном режиме, а плавно вливаются в основную образовательную деятельность.

Фитбол – гимнастика включается в образовательную деятельность в течение всего года, согласно перспективному плану. Для старших дошкольников упражнения фитбол – гимнастики могут включаться 3-4 раза в месяц, в зависимости от возможности реализовывать текущие задачи образовательной деятельности. С детьми дошкольного возраста целесообразно использовать упражнения фитбол – гимнастики в качестве фрагмента образовательной деятельности.

(СЛАЙД 9) В вводной части ОД выполняется ходьба, бег, прыжки, перестроение; во второй части ОД выполняются общеразвивающие упражнения: наклоны, повороты приседания, движения руками и ногами из и.п. – стоя, сидя, лёжа. Во время основных упражнений можно предложить детям выполнить упражнения школы мяча, упр-я на развитие силы, ловкости, гибкости, равновесия. Во время подвижных игр используем мяч как ориентир, предмет, утяжелитель, опора, препятствие. В заключительной части ОД мяч используем в упражнениях на релаксацию, во время дыхательных упражнений, пальчиковой гимнастики, при работе с ручными массажёрами и др.

(СЛАЙД 10) Например, в водной части ОД мы можем выполнить: ходьбу врассыпную между фитболами, ходьбу с подбрасыванием мяча, ходьбу с фитболом на голове, бег «змейкой», оббегая мячи, бег с прокатыванием фитбола.

(СЛАЙД 11) Так же выполняем общеразвивающие упр-я с лентами или при построение в круг и др. В основной части можно предложить прокатывание мяча по скамье, броски фитбола в паре и другие упр-я.

(СЛАЙД 12) Проводим такие подвижные игры, как «Быстрая гусеница», «Сбей кеглю» «Дракон кусает свой хвост» и др. игры (картотека).

(СЛАЙД 13) В заключительной части образовательной деятельности проводим пальчиковую гимнастику, упражнения на профилактику плоскостопия, упражнения на релаксацию, на формирование правильной осанки.

(СЛАЙД 14) В целях обеспечения безопасности, охраны жизни и здоровья детей, во время образовательной деятельности я соблюдаю основные правила использование фитболов с детьми дошкольного возраста:

  • Подбираю фитбол каждому ребёнку по росту так, чтобы при посадке и небольших покачиваниях угол между бедром и голенью был не меньше 90 градусов. Для большей устойчивости ноги в опоре стопами на полу располагаются на ширине плеч.
  • Дистанция между занимающимися не менее 1 метра.
  • Перед занятием с фитболом убеждаюсь, что на детях надета удобная одежда, без металлических предметов, застёжек, молний.
  • Слежу за тем, чтобы ни одно упражнение не причиняло детям боли и не вызывало дискомфорт.
  • Исключаю во время занятий с фитболами быстрые и резкие движения, скручивания в шейном и поясничном отделах позвоночника, а так же интенсивное напряжение мышц шеи и спины.
  • При выполнении упражнений лёжа на животе, слежу за тем, чтобы дети не задерживали дыхание. Не злоупотребляю статическими упражнениями в и.п. лёжа животом на фитболе, т.к. длительное повышение внутрибрюшного давления ухудшает общее кровообращение.

(СЛАЙД 15) Эффективность использование фитбол – гимнастики в образовательной деятельности я оцениваю путём проведения мониторинга физической подготовки детей.

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИРОСТА ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МБДОУ № 99

Группа 1 – дети не занимающиеся фитбол — гимнастикой

Группа 2 – дети занимающиеся фитбол — гимнастикой

Представлены результаты наиболее ярких показателей прироста

(СЛАЙД 16) – Подробнее познакомиться и помочь в работе могут следующие литературные и интернет источники.

(СЛАЙД 17) — СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

«Одаренность человека-это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе
огромного внимания. Необходимо холить и лелеять,
ухаживать за ним, сделать его благороднее,
чтобы он вырос и дал обильный плод».
В.А. Сухомлинский.

Одаренные дети... Как разглядеть детскую одаренность, развить и приумножить ее? Это подарок педагогу или проблема для него? Сегодня этими вопросами озадачены педагоги-дошкольники, которые первыми встречают ребенка на его жизненном пути и понимают свою ответственность за его будущее.

Детство является очень благоприятным периодом для развития одарённости.

Однако возможности дошкольного возраста на практике реализуются слабо.

Одной из причин является отсутствие у педагогов и родителей необходимых знаний о методах выявления и развития одарённости на этапе дошкольного детства.

В реальной практике дошкольных учреждений, остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одарённых дошкольников. Эта работа должна вестись родителями, социальными институтами, широкой общественностью.

Одаренный ребенок – это ребенок, отличающийся очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеющий внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности, интенсивность выраженности и яркость которых выделяют его среди сверстников.

Но одаренный ребенок нередко отличается и особенной ранимостью. Ему бывает нелегко среди сверстников. Поэтому задача педагога – помочь ребенку не только раскрыть свой талант, но и выстроить взаимоотношения с окружающими.

Как выделить одаренного ребенка? На наш взгляд, ребенок с зачатками одаренности обладает определенными признаками одаренности, которые характерны для его развивающейся личности и отличают его от своих сверстников:

высокий уровень развития речи и мышления, оригинальность и нестандартность мышления; повышенный объем внимания, способность к длительной сосредоточенности;
обладание хорошей памятью;
проявление увлеченности, любознательности, высокая познавательная активность, широта интересов;
высокий уровень обучаемости, получение удовольствия от процесса познания;
самостоятельный выбор занятия, стремление доводить свою деятельность до соответствия высоким требованиям;
креативность, яркое воображение, восприимчивость ко всему новому, необычному;
самостоятельность, независимость, уверенность в себе;
повышенная чувствительность, возбудимость, ранимость, гиперактивность, постоянное привлечение к себе внимания окружающих.

Понять и принять таких детей удается далеко не всем педагогам и родителям. Трудности в общении с такими детьми, неприятие их иногда наблюдается и в детском саду. Не все так просто и легко, когда в группе нестандартный ребенок, проявляющий признаки одаренности. Плохо, если подобный ребенок останется непонятым и непринятым таким, какой он есть, со всеми его особенностями. Одаренные дети часто обнаруживают обостренное чувство справедливости, возникающее за счет опережающего нравственного развития. Они остро реагируют на несправедливость окружающего мира, предъявляют высокие требования к себе и окружающим.

Одаренным детям свойственен высокий энергетический потенциал: они рано перестают спать днем, активны в течение всего времени пребывания в детском саду. Не редко родители и воспитатели создают вокруг одаренного ребенка "эффект ореола", ожидая от него высоких результатов буквально во всем. Однако вполне возможно, что способности ребенка высоки только в отдельных сферах. Одаренному дошкольнику полезно сталкиваться с ситуациями, в которых он не блещет, не достигает вершин. Ребенок может принимать участие и получать удовольствие от занятий, в которых он не преуспевает.

Как бы ни было трудно педагогу в общении с таким ребенком, он должен постараться изменить непростую ситуацию.

Одаренность – это, безусловно, природный дар, который иногда оказывается слишком тяжелой ношей для его обладателя и создает множество проблем. Одаренность как драгоценный камень, который засверкает своими гранями только после того, как побывает в руках мастера. Как бы ни был одарен ребенок, он нуждается в заботливых и внимательных педагогах, которые придадут его природному дару нужный блеск.

При создании в дошкольном учреждении благоприятных условий за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности.

Такими условиями являются:

наличие специально подготовленных высококвалифицированных педагогов дополнительного образования и воспитателей;
наличие богатой предметно-пространственной среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка;
создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности;
наличие личностно-ориентированной воспитательно- образовательной системы.

Одаренность - это высокий уровень развития способностей ребенка, сопровождающийся также значительной познавательной активностью.

Одаренность традиционно раскрывается через понятие способностей. Оценка способностей ребенка дает возможность в основном выявить наличие одаренности и определить степень ее выраженности

В психологии принято выделять следующие признаки способностей.

Способности - это такие психологические качества, которые присущи людям в равной степени и отличают одного человека от другого. Они существуют - развиваются и проявляются - в человеческой деятельности. От них зависит успешность овладения разными видами деятельности и возможность достижения того или иного уровня успешности в их осуществлении.

Способности надо отличать, с одной стороны, от степени обученности ребенка - и, с другой стороны, от его желания или нежелания что-либо делать, от степени его заинтересованности в достижении хороших результатов.

Разные виды способностей выделяют в связи с теми видами деятельности, в которых они развиваются и проявляются. Существуют общие способности, которые влияют на успешность во многих видах деятельности. Другой круг способностей, которые существенны только для отдельных видов деятельности, называют специальными.

Обычно дети с высоким развитием общих способностей обнаруживают значительные успехи в самых разных видах деятельности, но далеко не обязательно - во всех. Для этого у них может не хватить соответствующих специальных способностей.

Родители и педагоги обычно проявляют заботу в отношении умственных способностей, одаренности ребенка в музыкальной и изобразительной деятельности.

Одаренность человека нуждается в постоянном развитии. Она как растение, которое необходимо взращивать с любовью. Без заботы и внимания оно угасает. Поэтому мы стремимся объединить свои усилия вместе с семьей в деятельности по воспитанию и развитию одаренных детей. И, возможно, одаренных детей станет больше.