Развивающие занятия с детьми рас. Информация о детях с задержкой психического развития. Проявление РАС в дошкольном возрасте

17.02.2019

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 41 присмотра и оздоровления Фрунзенского района Санкт-Петербурга Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы Тема: «Животные жарких стран» Выполнила: воспитатель первой квалификационной категории Магадеева Диля Шакирьяновна 2013

2 Цель: Дать детям элементарные представления об особенностях географического положения Африки. Задачи: 1. Закрепить знания детей о животных жарких стран, активизировать словарь за счет употребления новых слов: континент, барханы, савана (интеграция образовательной области «Познание»). 2. Продолжать знакомить, с цветовым обозначением на глобусе (интеграция образовательной области» Познание»). 3. Продолжать формировать потребность в двигательной активности через выполнение различных двигательных заданий (интеграция образовательной области «Физическая культура»). 4. Расширять представления о способах правильного отношения к растениям и животным (интеграция образовательной области «Безопасность»). 5. Формировать культуру взаимоотношений между детьми и закреплять навык командного взаимодействия (интеграция образовательной области «Социализация»). 6. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе(интеграция образовательной области «Социализация»). Оборудование: Глобус, развивающая игра «Сенсино», развивающая игра «Сырный ломтик», развивающая игра «Зоопарк из Тарамбуко», развивающая игра «Лабиринт», игровой тренажер «Кочки на болоте», игровой тренажер «Черепаха», интерактивная доска и приставка «Mimio», макет деревьев, песок, фигуры животных жарких стран. 2

3 Предварительная работа: Знакомство с континентом Африка через чтение художественной литературы. Рисование животных, обитающих в Африке. Дидактические настольные игры: «Кто, где живет?», «Обитатели жарких стран». Составление описательных рассказов и заучивание стихотворений о животных, обитающих в Африке. Ход занятия: - Ребята, посмотрите, какой интересный предмет я вам принесла. Кто знает, как этот предмет называется? (глобус) А что такое глобус? (маленькая модель планеты Земля) Сегодня, я приглашаю вас отправиться в увлекательное путешествие на самый жаркий континент планеты Земля. Как вы думаете, как он называется? (Африка) Слайд 1 -Правильно Африка, давайте посмотрим, где находится этот континент (рассматриваем на глобусе, делаем акцент на пустыне, саване и реке). Как же далеко от нас Африка, но у меня есть волшебный лабиринт, который укажет нам кротчайший путь, нужно только правильно проложить его. Развивающая игра «Лабиринт» (ребенок прокладывает путь) 3

4 -Ну что ребята, мы теперь знаем маршрут, а как мы туда доберемся? Я предлагаю вам необычный транспорт - скоростные черепахи. Эстафета по командам (игровой тренажер «Черепаха») -Молодцы у нас все получилось! Все добрались? Слайд 2 Ребята, посмотрите на экран! Как вы думаете, что здесь изображено? (Планета Земля) Правильно это наша планета! Планета Земля уникальна! Мы с вами должны оберегать и защищать нашу Землю. Сохранять ее красоту. Слайд 3 -Ребята давайте, посмотрим на глобус. Африка закрашена разными цветами и бежевым и зеленым и есть голубые линии. Как вы думаете, что обозначает бежевый цвет? (Песок) Правильно песок. А как называется местность, где много песка?(пустыня) Молодцы! Мы сейчас с вами находимся в пустыне Сахара. Сахара-самая большая пустыня в мире. Здесь почти никогда не бывает дождей. Дуют горячие ветра и поэтому образуются песчаные горыбарханы. Я предлагаю вам посмотреть, как это происходит. Экспериментирование с песком (образуем песчаные горы). 4

5 Слайд 4 -Отправляемся дальше, пустыня позади и перед нами Савана. Здесь обитает множество животных. Некоторых из них сложно сразу заметить, как вы думаете почему? (Маскируются) Правильно во время охоты им необходимо маскироваться. Давайте поищем их. Развивающая игра Сенсино (найди животного на ощупь по образцу и расскажи о нем) Слайд 5 -Молодцы всех животных отыскали и обо всех рассказали. Ребята как вы думаете, что обозначают голубые извилистые линии, на глобусе? Правильно реки. Отправляемся дальше! И вот мы с вами на берегу самой длинной реки нашей планеты. Она называется Нил. Подойти поближе к реке нам помогут «Кочки». Наша задача пройти по кочкам и не замочить ноги. Игровой тренажер «Кочки на болоте» Как вы думаете, какие животные приходят к реке? (Слоны, жирафы, зебры). Молодцы ребята! Я приготовила вам, по контору определить, какое животное приходило на водопой. Развивающая игра «Зоопарк» (водопой зверей) Слайд 6 -Африка очень интересный и красивый континент, но в тоже время очень опасный. Именно здесь, царят жесткие условия выживания, появляются 5

6 невероятно сильные и опасные существа, которых не встретишь больше ни в одной точке земного шара. Они стремительны, сильны и опасны. Кто-нибудь может назвать их? (Кобра, крокодил, слон, скорпион, лев) Наша задача пробраться сквозь все опасности к нашему волшебному самолету. Развивающая игра «Сырный ломтик» (напольный и настольный). Слайд 7 -Ребята Африка настолько большая, и здесь столько всего интересного, но нам уже пора возвращаться. Обратно мы полетим на волшебном самолете. Обратный отчет 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1 пуск. Ну вот, мы и дома. Давайте вспомним, где мы с вами побывали? (континент Африка) Что понравилось? Что запомнилось? На берегу, какой реки мы побывали? (Нил) Каких животных мы встретили? (Крокодил, лев, скорпион) Я предлагаю воспроизвести с вами свою маленькую Африку. Коллективная работа панно Африка. -Какая почва преобладает в пустыне? (Песок) Какие растения характерны для Африки? (расставляем макет деревьев) Какие животные обитают? (расставляем фигурки животных жарких стран) Самая длинная река в мире, протекающая в Африке? (выкладываем реку) Какие опасности подстерегают? (расставляем опасных животных). 6

7 Приложение. Фото 1.Изучаем Африку на глобусе. Фото 2.Прокладываем маршрут с помощью развивающей игры «Лабиринт». 7

8 Фото 3.Рассматриваем животных Сахары. Фото 4.Игровой тренажер «Сырный ломтик». 8

9 Фото 5. Развивающая игра «Сенсино» Фото 6. Игровой тренажер «Кочки на болоте». 9

10 10


Конспект познавательного занятия в подготовительной группе «Путешествие по Африке» Программное обеспечение: 1. Закрепить и обобщить знания о природных зонах и животном мире Африки 2. Развивать у детей

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад 4 комбинированного вида Конспект непосредственной образовательной деятельности Тема: «Джунгли» подготовительная группа Выполнила:

Проект «Путешествие по континентам». Подготовительная группа. Воспитатели: Касаткина. Ю. Н. Балде. Д. А. Содержание: 1.Мотивация. 2.Цель проекта. 3.Задачи проекта. 4.Выбор темы. 5.Сбор сведений. 6.Выбор

План-конспект занятия (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД в подготовительной к школе группе по теме «Мой родной город - Тольятти» Опубликовано 15.11.2014-13:31 - Калугина Елена Федоровна Описание

Организованная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по развитию математических представлений «Космическое путешествие» Воспитатель: Шолохова Светлана Николаевна Цель: развивать

Российская Федерация Орловская область, г. Орел Управление образования администрации г. Орла Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 81 комбинированного вида» города

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «Удивительный космос" младшая группа (3-4 лет) Воспитатель: Иванчук М.В. Цель: Создать условия для формирования элементарных представлений

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 22 Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Верблюды в пустыне» Галина Валентиновна Шевелёва МБОУ

Уксукбаева Ултай Хасеновна воспитатель МДОУ «Ц.р.р. д/с 135» г. Магнитогорска СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В условиях внедрения ФГОС дошкольного

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА Серикова Наталья Ивановна воспитатель МБОУ «СОШ 12 с УИОП» г. Сургут, Тюменская область ВОЛШЕБНЫЙ МИР ЗНАКОВ Аннотация: эмоциональное состояние ребенка зависит от влияния окружающей

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Планета Земля - наш общий дом» Воспитатель: Колпащикова Дарья Сергеевна МБДОУ «Налобихинский Детский сад «Незабудка» Косихинский район Тема:

МБДОУ «Детский сад «Радуга» с. Лаврентия Чукотского района» Воспитатель: Рутку А.Н. Электронный адрес: ЦЕЛЬ: Доставить детям чувство радости, создать хорошее настроение. ЗАДАЧИ: Закреплять основные виды

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида 44 Конспект занятия в старшей группе Тема: Земля наш общий дом. подготовила воспитатель: Лаптий Галина Петровна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 86» Интегрированная НООД «Путешествие в лес» Для детей средней группы Подготовила: воспитатель I кв. категории Меньшакова А.В. Саранск Цель:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка Детский сад 390 Дзержинского района г. Волгограда Разработала и провела: Воспитатель вышей квалификационной категории Михайлова

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад 12» Проект «Зелёный мир детского сада». (подготовительная к школе группа) Проект подготовила и провела:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 45 комбинированного вида Кировского района Санкт Петербурга. Конспект тематической прогулки с участием родителей «На улице города,

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад «Ручеёк» с. Рыткучи» Конспект занятия по ознакомлению с элементарными экологическими представлениями детей подготовительной группы Тема:

«КАК СЕБЯ НУЖНО ВЕСТИ В ТРАНСПОРТЕ» (старший дошкольный возраст) г.нижневартовск «КАК СЕБЯ НУЖНО ВЕСТИ В ТРАНСПОРТЕ» (старший дошкольный возраст) Цели: закрепить знания детей о городе, о том, на каком

Муниципальное бюджетное дошкольное Образовательное учреждение Детский сад «Теремок» Общеразвивающего вида второй категории П. Лев Толстой Липецкой области Конспект Непосредственно образовательной деятельности

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Киреевский детский сад общеразвивающего вида 3 «Рябинка» администрации муниципального образования Киреевский район Конспект непосредственно

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 2 «Колокольчик» Старооскольского городского округа Конспект итоговой НОД в средней группе 6 «Полянка» по математике по теме: «В

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Животные Африки» Воспитатель: Белова Л.А Цель: Знакомство детей с животными Африки. Задачи: Обучающие: 1. Углубить и закрепить

Приложение 1 «Путешествие в Морское Царство» Конспект НОД Цель закрепить и систематизировать знаний детей о характерных особенностях и жизнедеятельности морских обитателей. Образовательная область: «Художественное

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 61 городского округа Самары Конспект интегрированного занятия «Золотая осень». Возрастная группа: старшая

Левченко Наталья Анатольевна воспитатель ГБОУ ООШ 9 структурное подразделение Детский сад «Родничок» г. Новокуйбышевск Самарской области [email protected] Конспект непосредственно - образовательной деятельности

«Мой город Санкт-Петербург» ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА ГДОУ «73 г. Санкт-Петербуга 1. Полное название проекта: «Мой город» 2. Автор проекта: Куркина Л. Н. 3. Вид, тип проекта: групповой, краткосрочный,

Цель: выявление Задачи: Обучающие: - Закрепление счета в пределах 5; - Упражнять в умении сравнивать две группы предметов (поровну,столько сколько); - Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 103 «Золотой ключик» общеразвивающего вида Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного

Класс «Окружающий мир» Тема урока: На что похожа наша планета? Цели: развивая пространственное воображение, логическое мышление и фантазию, познакомить учащихся с формой Земли, с глобусом, как моделью

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 35 комбинированного вида» «Необыкновенное путешествие в сказку» конспект занятия в старшей группе Составитель: О.Б.Воронова, воспитатель

Путешествие к дому Мудрой Совы. Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Коммуникация», «Познание», «Безопасность» Программное содержание: развивать

Конспект н.о.д. по экологии в старшей группе М.Б.Д.О.У. «Ц.Р.Р. Д.С. 19» г. Находка Воспитатель: Щербинская Е.А. ЦЕЛИ: дать детям представление о планете Земля; атмосфере; расширять знания о роли воды

Конспект занятия кружка «Грамотей-ка» (старшая группа) 2014 г. Цели занятия: Повторить и закрепить знания о звуках и буквах. Продолжать учить различать гласные и согласные звуки, буквы. Закреплять умение

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка 25 «Золотая рыбка» Ступинского муниципального района Занятие по правилам дорожного движения для детей средней группы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ЖУРАВУШКА» С. ВАВОЖ КОНСПЕКТ НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе Беседа «Планета Земля в опасности». Воспитатель:

Методическая разработка совместной деятельности взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей: Проект «Тактильные коврики» для детей старшего дошкольного возраста Разработан воспитателем

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД КАЛИНИНГРАД» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей 3» Конспект организованной образовательной

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Оленёнок» Конспект интегрированного педагогического мероприятия во II младшей группе с элементами конструирования «Осенние дорожки

Конспект НОД «Голубая планета земли» для воспитанников подготовительной группы Автор: воспитатель Артамонова Людмила Геннадьевна Место работы: МАОУ «Прогимназия 81» г. Сыктывкара Дидактическое обеспечение

МБДОУ «Ровеньский детский сад 3 комбинированного вида Белгородской области» Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной «А» группе «Моя малая Родина». Подготовила и провела:

Администрация городского округа город Волжский Волгоградской области Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида 89 «Огонек» г. Волжского Волгоградской

МБДОУ «Центр развития ребёнка детский сад 178» города Чебоксары КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАНИЕ» НА ТЕМУ: «СКОЛЬКО НОГ У ОСЬМИНОГА?»

«МЫ ЖИТЕЛИ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ» Непосредственно образовательная деятельность. Комплексное. Подготовительная группа Провела воспитатель МДОУ Сосновый Бор: Платыгина Г.К. Задачи: Воспитательные: Воспитывать интерес

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 307 Красноармейского района г. Волгограда «Геометрическая фигура треугольник» (для детей 5-6 лет с ЗПР) Конспект непосредственно

МАДОУ 57 комбинированного вида Конспект НОД по ПДД «Путешествие в страну Безопасность» Старшая группа Подготовила: Ескина Т. В. 2016г. Цель: обобщение и систематизация у детей старшего дошкольного возраста

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 45 Компенсирующего вида Колпинского района Санкт-Петербурга КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ 2

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД 60» г. Рязани Конспект занятия по познавательному развитию Тема: «Мы солнышко будили» во второй младшей группе Г. А. Моткова МБДОУ

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей 8 «Светофор» «Неизведанный мир космоса» Конспект непосредственно образовательной деятельности

Реализуя образовательную программу, мы пришли к выводу, что существует актуальная потребность в ознакомлении детей с миром бумаги, поскольку бумага с каждым годом все меньше места занимает в быту, и ребенок мало ее использует.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«ЖИВОТНЫЙ МИР ЖАРКИХ СТРАН»

СТАРШАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ

ГРУППА «ГНЕЗДЫШКО»

ПАСПОРТ ПРОЕКТА:

Вид проекта: познавательно - творческий

Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели)

Участники проекта: дети старшей коррекционной группы «Гнездышко», воспитатели, родители, музыкальный руководитель, педагог по ИЗО, учитель – логопед, учитель - дефектолог.

Актуальность: необходимость создания данного проекта была продиктована тем, что в детском саду отведено недостаточное количество часов на работу с бумагой и большая часть из них посвящена вырезыванию из бумаги и составлению плоских композиций. Реализуя образовательную программу, мы пришли к выводу, что существует актуальная потребность в ознакомлении детей с миром бумаги, поскольку бумага с каждым годом все меньше места занимает в быту, и ребенок мало её использует. Недостаточная степень развития технических навыков тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов деятельности. И наоборот: если ребенок успешно овладевает техническими навыками: обрыванием, сминанием, сгибанием, скручиванием, это приводит к успешному овладению сенсорными эталонами; приобретению поисковой деятельности; усвоению простейших навыков совместной работы; активному общению друг с другом и воспитателем; стимулированию творческого отношения к работе. Работа с бумагой при направленном руководстве и при использовании соответствующих возрасту методов и приемов дают обучающий и развивающий эффект.

Проблема: творческая активность и самостоятельность в художественно - эстетическом развитии ребенка через совершенство овладения техниками работы с бумагой.

Цель проекта: формировать знания детей о животном мире жарких стран, через развитие творческих способностей, используя нетрадиционные техники работы с бумагой.

Задачи проекта:

  • продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками работы с бумагой;
  • развивать интерес к моделированию и конструированию;
  • развивать логическое мышление;
  • развивать коммуникативные способности;
  • развивать любознательность и стремление изучать природу и живых обитателей Земли;
  • расширять представления детей о животном мире жарких стран (особенностях внешнего вида, питании, месте обитания);
  • воспитывать любовь к природе и бережливого отношения к ней;
  • воспитывать эстетический вкус у детей при изготовлении поделок и композиций;
  • воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Задачи для педагога:

  • создание информационной базы;
  • создание условий для деятельности детей.

Задача для родителей:

  • активизировать роль родителей в развитии творческих способностей у детей.

Виды деятельности: практическая деятельность, продуктивная деятельность, конструирование из бумаги, беседы, организованная деятельность, дидактические игры, домашние задания для детей и родителей.

Предполагаемый результат:

для детей:

  1. Овладение детьми работой с нетрадиционными техниками работы с бумагой.
  2. Формирование знаний детей о животном мире жарких стран, их повадках, особенностях внешнего вида, места обитания, образа жизни;
  3. воспитание доброго, бережного отношения к животным, развитие любознательности.

для педагогов:

  1. изучить данную тему, разработать и оформить иллюстрационный, художественный, видеоматериалы для реализации проекта.

для родителей:

  1. принять активное участие в реализации целей и задач проекта.

Этапы реализации проекта:

I этап (подготовительный):

  1. Подбор иллюстративного материала по теме, настольно – печатных игр, дидактических игр, игрушек животных, материалов для игр.
  2. Подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, загадок по теме, аудиозаписей.

II этап (содержательный):

Интеграция образовательных областей

по теме «Животный мир жарких стран»

Образовательная область

Коммуникация

Беседа «Животные жарких стран»; Рассматривание иллюстраций по теме; Составление описательных рассказов по теме; Дидактические игры: «Добавь словечко», «Чье это?», «Составь слово», «Будь внимателен!».

Отгадывание загадок на тему «Животные Африки».

Социализация

Дидактическая игра «Обитатели жарких стран»; Настольные игры: «Собери картинку», «Забавные животные», «Собери и раскрась животных жарких стран» (пазлы), лото «Животные Африки», домино «Такие разные животные»;

Сюжетно – ролевые игры: « Путешествие в жаркие страны» , «Зоопарк»;

Театрализованная игра «Веселые обезьянки».

Художественное творчество

Конструирование из бумаги: «Верблюд», «Слон», «Жираф», «Черепаха»;

Аппликация «Лев»;

Объемная аппликация: «Жираф», «Слон».

Рисование «Жираф».

Ручной труд (работа с песком): «Жираф», «Обезьянка», «Попугай».

Декорирование готовых заготовок: слон, бегемот.

Чтение художественной литературы

К. Чуковский «Айболит»;

Р. Киплинг «Слоненок»;

Просмотр мультфильма «38 попугаев».

Познание

Конструирование (лего) «Ай, да Африка».

Музыка

Слушание «Африка», «На слонах в Индии» муз. А. Гедике, музыкальная игра «Про жирафа» Е. Железнова.

Труд

Изготовление атрибутов к играм, масок; Коллективная работа – макет «Савана».

Здоровье

Самомассаж «У жирафа пятна, пятна…..»;

Физминутка «Черепаха»;

Логоритмическая гимнастика «Зебра».

Физическая культура

Подвижные игры: «Охотники и звери», «Зоопарк», «Найди по следу»;

Игровое упражнение: «Мы охотимся на льва».

Безопасность

Беседа «Хищники и травоядные»;

Подвижная игра «Гепард и антилопы».

III этап (итоговый):

  1. Создание макета «Савана».
  2. Создание фотоальбома «Мы изучаем животный мир жарких стран».
  3. Оформление выставки детского творчества.

Работа с родителями:

  1. Создание рукописных книг по теме.
  2. Консультации: «Влияние оригами на развитие речи дошкольников», «Роль оригами в развитии детей».
  3. Практические задания: Изготовление оригами совместно с детьми дома.
  4. Буклет на тему: «Оригами».
  5. Создание коллекции открыток по теме.
  6. Создание объемного панно «Удивительный мир животных».

ПРИЛОЖЕНИЕ

Дидактическая игра «Добавь словечко»

Дети стоят в кругу. Отвечая правильно на вопрос каждый ребёнок получает картинку с изображением какой-либо части тела животного.
В Африке живут ловкие, хвостатые... (Обезьяны.)
В Африке живут большие, толстокожие... (Бегемоты.)
В Африке живут сильные, гривастые... (Львы.)
В Африке живут пугливые, быстрые, полосатые... (Зебры.)
В Африке живут пятнистые, длинношеие... (Жирафы.)
А также выносливые, двугорбые... (Верблюды.)
И еще огромные, сильные... (Слоны.)

Дидактическая игра «Чье это?»

Грива чья? - львиная.
Шея чья? - жирафья.
Хвост чей? - обезьяний.
Хобот чей? - слоновый.
Горб чей? - верблюжий.

Дидактическая игра «Составь слово»

Образование сложных слов.
У жирафа длинная шея - жираф какой?
У бегемота толстые ноги - ....
У льва густая грива - ....
У обезьяны длинный хвост - ....
У верблюда два горба - ....
У слона большие уши - ....

Дидактическая игра «Будь внимателен!»

Цель: развитие, стимулирование внимания, обучение быстрому и точному реагированию на звуковые сигналы.

Ход игры:

Дети стоят группой, свободно, на расстоянии не менее 0,5 м. Звучит маршевая музыка, под которую дети маршируют на месте. Воспитатель произвольно, с разными интервалами вперемешку дает команды. Дети реализуют движение в соответствии с командой.

Команды, и соответствующие им движения:

«Кенгуру» - дети прыгают, имитируя движение кенгуру.

«Зебры» - дети ударяют ногой об пол, как будто лошадь бьет копытом.

«Страусы» - дети бегают, раскинув руки.

«Марабу» - дети стоят на одной ноге, поджав другую.

«Леопард» - крадущиеся движения большой кошки.

«Обезьяны» - дети имитируют движение обезьян, цепляющихся за ветки, перескакивающих с ветки на ветку.

«Слоны» - дети качают головами, имитируют с помошью рук движение хобота слона.

Экологическая дидактическая игра «Природные зоны, место обитания животных и птиц»

Цель: Закреплять умение детей систематизировать животных, птиц, рыб по приспособленности к природной зоне. Учить по внешнему виду животного, птицы, рыбы определять его место обитания. Составлять целую картину из 36 частей, развивать наблюдательность. Учить составлять описательный рассказ по картине, сравнивать природные зоны и зверей, чем питаются, как называют их детёнышей, особенности внешнего вида.

Материал : Большие картины с изображением разных сред обитания животных, птиц, рыб, растений, насекомых и т. д.

Каждая картина делится на 36 элементов. (4 варианта игры)

1. Обитатели морских глубин океана.

2. Животные жарких стран.

3. Животные леса средней полосы России.

4. Лесные птицы.

Ход игры:

Воспитатель предлагает всем игрокам разделиться на 4 команды. Каждой команде предлагается из 36 частей собрать отдельную среду обитания. Дети находят подходящие для выбранной природной зоны элементы по изображённым животным, растениям, ландшафту, насекомым, птицам, рыбам и т. д. Составляя общую картину из частей, дети рассказывают о том, что и кто изображён. Почему эти животные и птицы здесь обитают. Чем питаются? Сравнивать их.

Победит та команда кто внимательнее и быстрее даст ответы.

СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ ИГРА

«ПУТЕШЕСТВИЕ В ЖАРКИЕ СТРАНЫ»

Цель : развитие игровых умений в сюжетно-ролевой игре детей 3-4 лет.
Задачи:
1. Развивать умение детей принимать на себя игровую роль в совместной игре с воспитателем и действовать в соответствии с ней.

2. Развивать умение ребенка вступать в совместную игру со сверстником (ми).

3. Закреплять способность действия с предметами-заместителями.

4. Развивать инициативу ребенка в процессе игровых ролей.

5. Обогащение предметной игровой среды, путем внесение в нее новых атрибутов.
Игровое оборудование: диск с детскими песнями, веревочка с флажками, матроска, фуражка, колокольчик, нарисованные пальмы, игрушечная обезьяна, бегемоты, докторский чемоданчик с принадлежностями.


Ход игры:

Воспитатель приносит в группу ящик (сюрпризный момент) и говорит детям: «Ребята, посмотрите, к нам в группу посылка пришла, давайте откроем и посмотрим что там».

Воспитатель открывает: «Ой, ребята, а там что-то шевелится, смотрите да там же обезьянка сидит!».

Воспитатель достает из коробки игрушку: «Обезьянка к нам приплыла на корабле из жарких стран, и приглашает нас с собой, но не просто так! На острове у обезьянки все звери заболели гриппом, а как их лечить не знает никто, но обезьянка слышала, что здесь есть хороший доктор и поэтому она пришла к вам, ребята. Есть у нас такой доктор, который может все лечить? Кто будет доктором? (воспитатель совместно с детьми выбирает доктора и мед. сестер). А что нужно доктору чтобы лечить (дети перечисляют). А теперь нам нужно все это найти».

Дети собирают нужные медицинские принадлежности.

Воспитатель: «Ребята, мы собрали все, что нужно доктору для лечения, а теперь давайте решим, на чем отправимся на остров к обезьянке» - (ответы детей).

Воспитатель: «Поплывем на корабле, нужно корабль построить! (воспитатель вместе с детьми ставит стулья в центр группы и по кругу проводит веревку с флажками).

Воспитатель: Вот и построили корабль! Сейчас мы с вами поднимемся на палубу, и обезьянка поедет с нами. (Дети садятся на стульчики). А я буду капитаном корабля, буду смотреть в бинокль. Но у капитана всегда есть помощник, кто хочет быть помощником капитана? (помощник, выбирается по считалочке).
Чики-чики-чики-дóре!
Хорошо купаться в море!
Не боимся мы с тобой
Окунуться с головой,
Оп-па!

Воспитатель: Ты будешь моим помощником, будешь стоять рядом со мной и держать руль. А руль у корабля называется – штурвал! Давайте, вместе скажем – штурвал! (воспитатель одевает помощнику матросскую шапку) .

Воспитатель читает стихотворение:
По реке плывет кораблик.
Он плывет издалека.
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка.

У них ушки на макушке,
У них длинные хвосты,
И страшны им только кошки,
Только кошки да коты!

Приехали! Воспитатель звонит в колокольчик, сзади корабля на коврике, расставлены картонные пальмы.

Воспитатель обращается к детям: «Куда это мы с вами попали? (ответы детей) Наверное, на остров! Посмотрите, какие пальмы! А вот и животные, которых надо полечить» (воспитатель показывает двух бегемотов).

Воспитатель: «А теперь, когда наши животные здоровы, давайте устроим праздник на острове». Звучит песня Чунга - Чанга и все начинают танцевать, воспитатель говорит: «И обезьянка с нами танцует, давайте потанцуем также как и она». Дети повторяют движения обезьянки.

Воспитатель: «Ну, вот ребята мы с вами побывали на острове, полечили животных, устроили праздник. Вам понравилось? Но как же наш детский сад про него-то мы совсем забыли?! Нам пора возвращаться. Где наш корабль? Давайте занимать места (воспитатель звенит колокольчиком), капитан дает сигнал к отправлению корабля, капитан на месте, помощник капитана, на месте, а пассажиры все на месте? (дети могут пересчитать друг друга). Все на месте, корабль отплывает. Давайте помашем обезьянке ручкой», дети машут, прощаются с обезьянкой.

Плывут на корабле, воспитатель читает стихотворение:
Матросская шапка,
Веревка в руке,
Тяну я кораблик
По быстрой реке,
И скачут лягушки
За мной по пятам
И просят меня:
- Прокати, капитан!

«Вот мы и приплыли в нашу группу». Все выходят с корабля, воспитатель спрашивает у детей понравилось ли им путешествие, хотят ли они еще раз съездить в путешествие. И говорит о том, что в следующий раз дети отправятся на северный полюс (спросить, кто там живет).

В конце игры воспитатель говорит о том, что дети хорошо справились со своими ролями, отмечает успехи отдельных детей.

Перспективы дальнейшего развития игровой темы:

  1. Добавление в сюжетно-ролевую игру новых элементов, действий. Например: корабль попадает в шторм, встреча с пиратами в плавании, путешествие в цирк, зоопарк.
  2. Путешествия на другие континенты, страны, где дети будут знакомиться с местными растениями, животными, едой и т. д.
  3. Знакомство детей с особенностями жизни людей на других континентах.(Африка, Северный полюс - погода, пища, одежда).

СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ ИГРА

«ЗООПАРК»

Цель игры: Продолжать знакомить детей с животными живущими в зоопарке. Уточнить и закрепить знания детей об особенностях внешнего вида, питании; кто и как их обслуживает. Расширять представления детей о гуманной направленности труда работников зоопарка, об основных трудовых процессах. Знать, что в зоопарке работают: рабочие зоопарка, директор зоопарка, заведующий хозяйством, экскурсовод, врач – ветеринар, проводник. Воспитывать интерес к игре, желание играть.

Предварительная работа: беседа о животных, чтение рассказов о животных, рассматривание иллюстраций. Беседа о труде взрослых, работающих в зоопарке.

Материал: строительный материал; игрушки изображающие животных: верблюд, обезьяна, слон; инвентарь: ведёрки, метёлки, тазики, тряпочки. Вырезанные из картона клетки; бутафорские корма для животных; грузовики, фартуки; берёзы, ели; халат.

Ход игры:

Ребята, мы с вами очень много говорили о животных, которые живут в зоопарке. А вы хотели бы поиграть в игру «Зоопарк»? Но сначала нам нужно распределить роли. Подсказывайте, кто нам нужен для игры? (директор, строители, рабочие зоопарка, заведующая хозяйством, смотритель за порядком, экскурсовод и врач-ветеринар).

Кто из вас будет директором?

Кто будет строителями?

Кто будет рабочими в зоопарке?

Кто будет заведующим хозяйством?

Кто будет врачом-ветеринаром?

Кто будет смотрителем?

Кто будет проводниками?

И осталось нам выбрать экскурсовода.

Ну что ж, роли все распределили, а теперь пора приступать к своим обязанностям. Строители строят зоопарк, клетки. Часть детей сооружают заповедники, пустыню, тайгу.

Директор: - Проводники, получите путевые листы для поездки за верблюдом и медведем.

Ребёнок: - Я еду в пустыню за верблюдом.

Ребёнок: - А я за медведем в тайгу.

Проводники берут грузовики и разъезжаются за животными. А в зоопарке дети продолжают трудиться. Все готовятся к встрече животных: рабочие устраивают клетки, подметают и моют пол.

Заведующая хозяйством готовит корм.

К зоопарку подъезжают грузовики. Их встречают директор и врач-ветеринар. Ветеринар осматривает животных.

Директор: - Теперь животных нужно разместить и покормить. А вы, проводники, получите ещё путевые листы на лису и обезьяну.

Проводники уезжают за животными. К зоопарку подъезжают проводники с животными. Их встречают директор и ветеринар. Ветеринар осматривает животных.

Ветеринар: - Животные здоровы, их можно впускать в зоопарк.

Директор: - Животных нужно разместить и покормить. В зоопарке ещё одна

свободная клетка. В неё можно завезти слона. Вот вам путёвка, отправляйтесь в путь. Желаю вам благополучно добраться.

Проводник возвращается с животным. Его встречает ветеринар.

Проводник: - Встречайте гостя. Посмотрите, какой он интересный.

Ветеринар: - Он здоров. Можно поместить его в клетку.

Директор: - Товарищ проводник, скажите рабочим, что надо покормить слона. - Ну что ж, все животные накормлены. Можно открывать зоопарк для посетителей.

Рабочие зоопарка уходят на перерыв. Дети подходят к зоопарку. Их встречает экскурсовод.

Экскурсовод: - Здравствуйте. Сейчас я покажу вам животных нашего зоопарка. Заходите. Дети заходят в зоопарк и рассказывают о животных.

Верблюд: живёт в пустыне. Питается колючками. На спине у верблюда есть горб. Тело покрыто шерстью. Он сильный, терпеливый, перевозит грузы.

Медведь: живёт в тайге. Питается на воле ягодами, грибами, рыбой. У него густая шерсть бурого цвета.

Лиса: живёт в лесу. Питается мясом, рыбой. У неё густая шерсть рыжего цвета, длинный пушистый хвост. Она хитрая, ловкая.

Обезьяна: живёт в Джунглях. Это травоядное животное, любит бананы. Ловко прыгает по деревьям, качается на лианах.

Слон: живёт в Индии, Джунглях. Это сухопутное животное. Он сильный, огромный, серого цвета. У него есть длинный нос - хобот и бивни.

Экскурсовод: - На этом наша экскурсия закончена. А наш зоопарк закрывается на санитарный час. После перерыва экскурсия продолжится.

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА

«ВЕСЕЛЫЕ ОБЕЗЬЯНКИ»

Цель: Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции, память.

Педагог . Представьте, что вы все обезьянки и сидите в клетке в зоопарке. Одного из вас мы выбираем на роль посетителя зоопарка. Он будет стоять в центре, и делать различные движения и жесты. «Обезьянки» передразнивают посетителя, точно повторяют его жесты и движения. С помощью считалки выбирают «посетителя»:

Над лучами, над водой

Хлынул дождик проливной.

А потом повисло

В небе коромысло.

Ребятишек радует

Золотая радуга.

(М. Лопыгина. Радуга)

«Посетители» в течение игры меняются несколько раз.

Самомассаж «У жирафа»

Цель: Учить детей с помощью активных точек расслаблять организм.

Учить детей соотносить свои действия с текстом.

Ход игры:

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

Хлопаем по всему телу ладонями.

Щипаем себя, как бы собирая складки.

Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела

Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку

Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки)

Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

Логоритмическое упражнение «Зебра»

По саванне зебра мчится, дети бегут по кругу с высоким подниманием колена.

Над землей летит как птица. Меняют направление движения.

Полосатая коняшка,

Словно папина тельняшка.

Подвижная игра «Охотники и звери»

Цель: развитие двигательных умений и навыков дошкольников посредством подвижных игр.

Ход игры:

Сейчас мы посчитаемся и определим, кто же из нас будет охотниками. Остальные детки будут зебрами, страусами и т.д. Охотники должны ловить зверей, а для этого вместо ружей у охотников будут мячи. Если охотник попадет в зверюшку – она поймана. Выиграет та команда, в которой будет меньше пойманных зверюшек.

Воспитатель раздает мягкие мячики «охотникам». По команде воспитателя: «Звери вышли погулять», звери выбегают на середину площадки и бегают, прыгают. По команде воспитателя: «Охотники вышли на охоту! Берегитесь!» «охотники» пытаются попасть мячиками в зверят, те убегают, уворачиваются от них. Воспитатель следит за количеством попаданий. Детей, в которых попали мячиком, выводят из игры, усаживают на скамейку. В конце игры воспитатель объявляет – какая команда выиграла, и какой «охотник» - самый меткий. Игру можно повторить. Воспитатели собирают мячики, следят за выполнением правил. После окончания игры дети с воспитателями садятся на скамейки.

Примечание: Перед началом игры надо объяснить детям, что целиться необходимо в ноги. Следить, чтобы дети выполняли бросок мяча из-за спины через плечо. Убегать с площадки и бросать мяч можно лишь по сигналу воспитателя.

Более сложные варианты игры «Охотники и звери»

1. Выбирается один «охотник». Остальные дети – «звери».

Звери потихоньку от «охотника» договариваются, каких зверей они будут изображать. «Звери» и «охотник» встают напротив друг друга на расстоянии 2-3 метров. У «охотника» в руках небольшой резиновый мяч.

«Звери» говорят «охотнику»:

Что за звери, угадай?

Догадаешься, стреляй!

И начинают изображать то животное, о котором заранее договорились. Если «охотник» долго не может угадать, выбирают другого, и игра начинается сначала.

Когда «охотник» угадывает, кого изображают остальные, он громко выкрикивает ответ. Если «звери» отвечают «да! », «охотник» в них «стреляет» - бросает мяч. Задача детей - увернуться от мяча.

Случается, что «охотник» ни в кого не попадает. Тогда выбирают другого. Если же попал, ему даются следующие попытки, пока он не промахнется. Кто больше «зверушек» настреляет, тот лучший «охотник».

Если игра повторяется многократно и дети затрудняются с выбором животных, каждый может изображать кого угодно.

Дети, прогуливаясь перед «охотником» говорят:

Вот животные гуляют,

И о том они не знают,

Что охотник ждет в кустах. Бах!

Тогда «Охотник» ничего не угадывая, «стреляет» сразу после слова «бах! ». Дети разбегаются, стараясь, чтобы в них не попали.

Подвижная игра «Зоопарк»

Оборудование : повязки на глаза по количеству участников.

Ход игры:

Все участники должны выйти на середину комнаты. Каждому необходимо выдать платок или полотенце, чтобы завязать глаза. Игроки выстраиваются в один большой круг, а ведущий переходит от одного человека к другому и говорит на ушко, какое животное надо будет изображать.

Виды животных подбираются таким образом, чтобы они могли образовывать стада или стаи и при этом издавать какой-либо один характерный звук. Например, буйволы - мычат, утки - крякают, змеи - шипят, кабаны - хрюкают, собаки динго - лают, кукушки - кукуют, мыши - пищат, тигры - рычат.

Задание для игроков: необходимо с завязанными глазами ходить по комнате и искать своих "братьев по крови". При этом не забывать самим издавать опознавательные звуки.

Победителями становятся те "животные", которые первыми соберутся в единую группу.

Упражнение «Мы охотимся на льва»

Дети, выразительно повторяют за ведущим стишок «Мы охотимся на льва» и делают соответствующие движения.

Мы охотимся на льва.
Не боимся мы его.
У нас длинное ружье
И подзорная труба.
Ой! А что это?
А это – поле: топ-топ-топ.
Ой! А что это?
А это – болото: чав-чав-чав.
Ой! А что это?
А это море: буль-буль-буль.
Ой! А что это?
А это тропинка: шур-шур-шур.
Под ней не проползти.
Над ней не пролететь.
Ее не обойти, а дорожка напрямик,
Вышли на полянку.

Кто это здесь лежит? Давайте его потрогаем.

Дети «трогают» воображаемого льва.

«Да это же лев! Ой, мамочки!» – испугались его и побежали домой.

По тропинке: шур-шур-шур.
По морю: буль-буль-буль.
По болоту: чав-чав-чав.
По полю: топ-топ-топ.
Прибежали домой.
Дверь закрыли.
Ух! (на выдохе) Устали.
Молодцы!

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

СТАРШАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ГРУППА «ГНЕЗДЫШКО» МБДОУ д\с № 50 ПРОЕКТ «Животный мир жарких стран»

Задачи проекта продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками работы с бумагой; развивать интерес к моделированию и конструированию; развивать логическое мышление; развивать коммуникативные способности; развивать любознательность и стремление изучать природу и живых обитателей Земли; расширять представления детей о животном мире жарких стран (особенностях внешнего вида, питании, месте обитания); воспитывать любовь к природе и бережливого отношения к ней; воспитывать эстетический вкус у детей при изготовлении поделок и композиций; воспитывать аккуратность, самостоятельность. для детей:

для педагога: создание информационной базы; создание условий для деятельности детей. для родителей: активизировать роль родителей в развитии творческих способностей у детей.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: для детей: Овладение детьми работой с нетрадиционными техниками работы с бумагой. Формирование знаний детей о животном мире жарких стран, их повадках, особенностях внешнего вида, места обитания, образа жизни. Воспитание доброго, бережного отношения к животным, развитие любознательности. для педагогов: изучить данную тему, разработать и оформить иллюстрационный, художественный, видеоматериалы для реализации проекта. для родителей: принять активное участие в реализации целей и задач проекта.

Этапы проекта I этап (подготовительный): Подбор иллюстративного материала по теме, настольно – печатных игр, дидактических игр, игрушек животных, материалов для игр. Подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, загадок по теме, аудиозаписей. II этап (содержательный): Интеграция образовательных областей по теме « Животный мир жарких стран» Образовательная область Содержание деятельности Коммуникация Беседа «Животные жарких стран»; Рассматривание иллюстраций по теме; Составление описательных рассказов по теме; Дидактические игры: «Добавь словечко», «Чье это?», «Составь слово», «Будь внимателен!». Отгадывание загадок на тему «Животные Африки». Социализация Дидактическая игра «Обитатели жарких стран»; Настольные игры: «Собери картинку», «Забавные животные», «Собери и раскрась животных жарких стран» (пазлы), лото «Животные Африки», домино «Такие разные животные»; Сюжетно – ролевые игры: «Путешествие в жаркие страны», «Зоопарк»; Театрализованная игра «Веселые обезьянки».

Художественное творчество Конструирование из бумаги: «Верблюд», «Слон», «Жираф», «Черепаха»; Аппликация «Лев»; Объемная аппликация: «Жираф», «Слон». Рисование «Жираф». Ручной труд (работа с песком): «Жираф», «Обезьянка», «Попугай». Декорирование готовых заготовок: слон, бегемот. Чтение художественной литературы К. Чуковский «Айболит»; Р. Киплинг «Слоненок»; Просмотр мультфильма «38 попугаев». Познание Конструирование (лего) «Ай, да Африка». Музыка Слушание «Африка», «На слонах в Индии» муз. А. Гедике, музыкальная игра «Про жирафа» Е. Железнова. Труд Изготовление атрибутов к играм, масок; Коллективная работа – макет «Савана».

Здоровье Самомассаж «У жирафа пятна, пятна…..»; Физминутка «Черепаха»; Логоритмическая гимнастика «Зебра». Физическая культура Подвижные игры: «Охотники и звери», «Зоопарк», «Найди по следу»; Игровое упражнение: «Мы охотимся на льва». Безопасность Беседа «Хищники и травоядные»; Подвижная игра «Гепард и антилопы».

аппликация «лев» Художественное творчество

Объемная аппликация «слон», «жираф»

Конструирование из бумаги (оригами) «верблюд»

Художественное творчество РИСОВАНИЕ «жираф»

Объемная аппликация «пальма» Художественное творчество

Художественное творчество Декорирование готовых заготовок «слон», «бегемот»

Художественное творчество Ручной труд (работа с песком) «попугай»

Познание Формирование элементарных математических представлений

МУЗЫКА МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА «ПРО ЖИРАФА»

Коллективная работа – создание макета «савана» Труд

Режиссерская игра на макете «Животные жарких стран» Социализация

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ СОЗДАНИЕ РУКОПИСНЫХ КНИГ

УЧАСТИЕ В ВЫСТАВКЕ «ВОСПИТЫВАЕМ ТАЛАНТЫ»

Благодарим за внимание!


Данное занятие разработано с учетом специфики ребенка с РАС (ребенок не говорящий , начинает овладевать использованием отдельных звуков и слогов, звукосочетаний, контуров слов).

В течение учебного занятия ребенок должен пытаться повторять отдельные звуки, слова по требованию логопеда как может с учетом специфики его развития.

Тема урока: «Знакомство с буквами А, И, У и усвоение глобального чтения по определенной лексической теме»

Цель урока: социализация ребенка с РАС через знакомство с буквами А, И, У и усвоение глобального чтения по определенной лексической теме.

Логопедическое занятие с ребенком, имеющим в анамнезе РАС (расстройство аутистического спектра), проводится при визуальной поддержке - это РАСПИСАНИЕ в виде пентаграмм. Каждому этапу занятия соответствует определенная пентаграмма, которую ученик убирает в коробочку, выполнив задание.

По мере усвоения ребенком требований педагога, оформления учебного пространства, времени проведения занятий и др. оформление карточек изменяется: размер пентаграммы уменьшается, а надпись под картинкой занимает центральное положение.

Задачи

Оборудование

Действие

  1. 1.Обучение навыкам социального поведения и развитие коммуникативных навыков

Колокольчик,

карточка «Логопед»

Карточка «Приветствие»

Громкое приветствие логопеда «Здравствуй, …» с одновременным пожатием руки ребенка и показом карточки «Логопед»

«Занятие», - проговаривает логопед и звенит в колокольчик.

  1. 2.Развитие мелкой моторики;

Понимание и выполнение ребенком просьбы логопеда;

Социализация ребенка.

Шнурок, 6 крупных деревянных бусин разных цветов; корзина

Карточка «Пальчиковая гимнастика»

Ребенок нанизывает на шнурок по одной бусине. Логопед проговаривает цвет той бусины, которую берет ребенок, акцентируя внимание ребенка на этом и требуя повторение название цвета.

  1. 3.Развитие артикуляционного аппарата;

Социализация ребенка

Картинный материал: «Слоненок»

«Бегемот»

«Лягушка»

«Качели»

«Часики»

«Вкусное варенье»;

Фланелеграф

Карточка «Артикуляционная гимнастика»

Выполнить соответствующее картинке артикуляционное упражнение и убрать картинку с фланелеграфа в корзину.

  1. 4.Знакомство с буквами;

Понимание просьбы логопеда и исполнение ее;

Социализация ребенка;

Развитие сенсорных ощущений, мелкой моторики

Разнофактурные буквы А, И, У;

Пластилин, доска для лепки, карточка с буквой А;

Деревянные палочки, карточка с буквой И; У

Корзина 2 шт.

Карточка « Букварь» .

Ребенок достает из корзины разнофактурные буквы и с помощью (или самостоятельно, или только с поддержкой) логопеда обводит указательным пальцем (однократно) букву проговаривая ее.

Ребенок выкладывает с помощью пластилина соответствующую букву проговаривая ее.

Ребенок выкладывает с помощью деревянных палочек соответствующую букву, проговаривая ее.

  1. 5.Развитие просодической стороны (сила голоса, интонации, темпа и т.п.);

Закрепление букв;

Социализация ребенка

3 разноцветных бутылочки;

Объемные буквы А, И, У;

корзина

Карточка «Петь»

На дне каждой бутылочки лежит соответствующая буква.

Логопед вынимает букву из бутылочки, проговаривает ее и вновь кладет букву в бутылку, проговаривая уже в бутылку. Бутылка работает как усилитель голоса.

Логопед просит повторить это же ребенку (самостоятельно, с поддержкой, с помощью)

  1. 6.Освоение глобального чтения по определенной лексической теме согласно календарно-тематическому плану;

Социализация ребенка;

Развитие мелкой моторики

3-4 картинки по лексической теме с соответствующими крупными надписями под ними;

Объемные буквы;

2 корзины

Карточка соответствует лексической теме.

Ребенок достает подписанную картинку и выкладывает самостоятельно объемными буквами надписи, проговаривая сначала отдельные буквы, а затем и все слово целиком.

После того как слово выложено ребенок еще раз повторяет слово и показывает пальцем на соответствующую картинку.

  1. 7.Развитие силы выдыхаемой воздушной струи и управление ею;

Укрепление мышц щек, круговой мышцы губ;

Понимание требований логопеда;

социализация ребенка

Разнообразные дудочки,

ветрячки,

свистульки, воздушные шары,

трубочки,

свечи

Карточка «Дуть»

Ребенок дует с разной силой в предлагаемые логопедом предметы (2 -3 выдоха)

  1. 8.Закрепление у ребенка положительной рутины

конфета

Карточка с поощрением

Поощрение

  1. 9.Обучение навыкам социального поведения и воспитание коммун. Навыков

Колокольчик,

карточка «Класс»

Карточка «Прощание»

«Класс» Логопед звенит в колокольчик и показывает карточку «Класс»

  • говорить четкие, краткие команды (однократно), повтор команды допустим только через 5 сек.;
  • использовать разные виды поощрений словесные (ярко интонированные), жестовые, пищевые и др.;
  • знать вид поощрения для каждого ребенка индивидуально (определяется с помощью проведения дискретных проб).

С уважением, учитель-логопед Н.В.Лешкова


Программа коррекционных занятий по развитию коммуникативных навыков для детей с расстройствами аутистического спектра 1 класс

Пояснительная записка

Что такое аутизм, аутитичный ребенок? Комплексный организм со многими неизвестными факторами развития. Его отличительной особенностью является неравномерность развития различных психических функций. Критериями диагностики этой своеобразной аномалии развития являются: нарушение социального взаимодействия и контактов с окружающим миром (нередко нарушение общения даже с родными людьми, особенно со сверстниками); специфические эмоциональные, интеллектуальные и речевые расстройства в сочетании со своеобразным стереотипным поведением.

Наиболее существенные симптомы РАС:

    одиночество ребенка, отсутствие стремления к общению, потребности в контактах с окружающими;

    отгороженность от внешнего мира;

    сопротивление любым переменам обстановки;

    склонность к стереотипиям;

    однообразие интересов и пристрастий;

    слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада);

    неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы;

    речевые нарушения;

    повышенная тревожность;

    недостаточная реакция на зрительные и слуховые раздражители;

    наличие ритуалов;

    наличие сверхпривязанности к некоторым предметам.

Ребенок с аутизмом погружен в мир собственных переживаний, отгорожен от окружающего мира, не стремится или не переносит межличностных контактов. Отсутствует живая выразительная мимика и жесты, не смотрит в глаза окружающим.Если все же фиксирует взгляд, то он получается как бы взгляд “сквозь”. Избегают телесных контактов, отстраняются от ласки близких.

Наблюдается ряд характерных стереотипий – непроизвольных, неосознанных повторяющихся движений или действий:

Принципы коррекционной работы

1. Взаимодействие психолога и ребенка строится в соответствии с закономерностями процесса интериоризации:

    совместное → самостоятельное действие;

    опосредованное внешними опорами → интериоризованное действие;

    развернутое поэлементное действие → свернутое действие.

2. Выстраивание задания от простого к сложному.

3. Эмоциональная вовлеченность ребенка в совместную деятельность.

4) Компактность методик и чередование разнородных заданий.

5) Отсутствие посторонних зрительных и особенно слуховых раздражителей.

6) Максимальная «персонификация» задания .

7) Плавное градуирование сложности заданий.

8) Наличие системы поощрений.

9) Использование игровых методов.

10) Адекватное дозирование игровых и неигровых (формальных) методов.

    установление эмоционального контакта с ребенком, создание комфортной психологической среды;

    учет особенностей сенсорной сферы;

    заинтересованность ребенка в выполнении требуемого действия – осмысленность деятельности для ребенка;

Цели программы:

Установление контакта со взрослыми;
- смягчение общего фона сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги, страхов;
-стимуляция психической активности, направленной на взаимодействие со взрослыми и сверстниками;
-формирование целенаправленного поведения;
-преодоление отрицательных форм поведения: агрессии, негативизма, расторможенности влечений.

Задачи программы:

Ориентация аутичного ребенка во внешнем мире;
-обучение его простым навыкам контакта;
-обучение ребенка более сложным формам поведения;
-развитие самосознания и личности ребенка с РАС;
-развитие внимания;
-развитие памяти, мышления.

Принципы в работе с детьми с РАС:
1. Отсутствие давления, нажима, на первых порах даже прямого обращения.
2. Первые контакты строятся при опоре на собственную активность ребенка.
3. Создание и поддержание собственной эмоциональной значимости в глазах ребенка путем включения элементов контакта в привычные для ребенка моменты аутостимуляции.
4. Нельзя форсировать (работа по установлению контакта может быть очень длительной).
5. Постепенность в развитии форм контакта с обязательной опорой на сложившиеся стереотипы взаимодействия.

6. Усложнение контакта идет по пути не столько предложения его новых вариантов, сколько осторожного введения новых деталей в структуру имеющихся форм.
7. Строгая дозировка контактов. Продолжение взаимодействия в условиях психического пресыщения ребенка может разрушить уже достигнутое.
8. Оберегание от ситуации конфликта после достижения аффективной связи с ребенком.
9. Помнить, что контакт не самоцель, а лишь этап на пути к совместному изучению окружающего мира.

Основные этапы психологической коррекции:

Первый этап – установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном помещении для занятий. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Психолог должен общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего психокоррекционного процесса. Перед психологом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности.

Второй этап – усиление психологической активности детей. Решение этой задачи требует от психолога умения почувствовать настроение ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.

На третьем этапе психокоррекции важной задачей является организация целенаправленного поведения аутичного ребенка. А также развитие основных психологических процессов.

Эффективность программы.

Реализация коррекционной программы для детей с РДА дает предпосылки для эффективной адаптации ребенка к миру. Происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром. Ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный комфорт, а значит, будет происходить коррекция поведения.

Используемое оборудование.

Интерактивный стол «Смарт». Набор психолога «Пертра». Песочница.

Развивающие тренажеры «Разноцветные окошки». Подборка музыкальных произведений из диагностического набора «Цветодиагностика и психотерапия произведениями искусства». Краски. Пластилин. «Живой песок». Магнитный набор «Полидрон». Д/карточки Эмоции. Разрезные карточки. Развивающий тренажер «Разноцветные окошки». Тактильное домино. Интерактивные игры «Тимокко», «Игры с Тимом», «Буквы, цифры, цвет», «Возьми и сделай». «Сказки».

Примерное планирование занятий по блокам

Тема

1 блок

1.Формированнннние эмоционального контакта психологом.

2.Развитие активности.

3.Развитие контактности.

2 блок

Диагностика.

3 блок

1.Развитие восприятия и воображения. Пространственная координация.

2.Развитие зрительного и осязательного восприятия.

4 блок

1.Развитие аналитико-синтетической сферы.

2.Развитие внимания.

3.Развитие памяти.

4.Развитие речевого общения.

5.Развитие личностно-мотивационной сферы.

5 блок

1.Развитие элементов сюжетной игры.

2.Развитие элементов подвижно-ролевой игры.

3.Развитие элементов подвижно-соревновательных игр.

6 блок

Итоговая диагностика.

Приложение

Установление контакта.

Игра «Ручки».

Ход игры. Группа из 2-3 детей располагается перед психологом. Психолог берет ребенка за руку и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя «Рука моя, рука твоя…». Если ребенок активно сопротивляется, отнимает свою руку, тогда психолог продолжает похлопывание себе или с другим ребенком. При согласии ребенка на контакт с помощью рук продолжается похлопывание руки психолога по руке ребенка по типу

Игра «Ладушки», предлагаем такое четверостишье:

Ручки наши ручки поиграйте вы за нас,
Постучите, да пожмите вы покрепче прям сейчас
Будем с вами мы дружить и за руки всех ловить.

Развитие активности.

Игра «Поводырь».

Ход игры: Упражнение выполняется в парах. Сначала ведущий (психолог) водит ведомого (ребенка) с повязкой на глазах, обходя всевозможные препятствия. Затем они меняются ролями. По примеру повторяют игру уже сами дети, поочередно меняясь ролями.

Игра «Птички».

Ход игры: Психолог говорит, что сейчас все превращаются в маленьких птичек и приглашает полетать вместе с ними, взмахивая руками, как крыльями. После «птички» собираются в круг и вместе « клюют зернышки», стуча пальцами по полу.

Игра «Догонялки».

Ход игры: психолог предлагает детям убегать, прятаться от него. Догнав ребенка, психолог обнимает его, пытается заглянуть в глаза и предлагает ему догнать других детей.

Развитие контактности.

Игра «Погладь кошку».

Психолог вместе с детьми подбирают ласковые и нежные слова для игрушки «Кошка Мурка», при этом дети ее гладят, могут взять на руки, прижаться к ней.

Игра «Поиграй с куклой».

Ход игры: проведение сюжетно–ролевой игры на различные темы, например: «Идем за покупками», «В гостях». Кукла в этом случае является помощником в развитии социальных ролей ребенка.

Усиление психологической активности. Развитие восприятия.

Развитие восприятия «зашумленных» объектов. Формирование активности ребенка с помощью игровых моментов на развитие восприятия .

Ход занятия: перед ребенком изображение «зашумленных» картинок, его задача распознать эти картинки.

Упражнение на развитие пространственной координации (понятия слева, справа, перед, за и т.д.) проходит в виде игры.

Мы сейчас пойдем направо! Раз, два, три!
А теперь пойдем налево! Раз, два, три!
Быстро за руки возьмемся! Раз, два, три!
Так же быстро разомкнемся! Раз, два, три!
Мы тихонечко присядем! Раз, два, три!
И легонечко привстанем! Раз, два, три!
Руки спрячем мы за спину! Раз, два, три!
Повертим над головой!! Раз, два, три!
И потопаем ногой! Раз, два, три!

Психотехнические игры.

Игра «Найди место для игрушки».

Ход игры: психолог предлагает поочередно положить кегли или мячи в нужную по цвету коробку и в соответствующее вырезанное в коробке отверстие. Можно организовать соревнование.

Игра «Собери фигурки».

Ход игры: Ребенок по команде собирает и разбирает доски.

Развитие аналитико-синтетической сферы.

Таблица Равенна.

Ход занятия: ребенку предлагается залатать коврик. По мере выполнения задания все больше усложняются.

Графический диктант.
Ход занятия: под диктовку психолога идет ориентировка ребенка на бумаге.

Продолжи ряд
Ход занятия: на основе заданных фигур провести анализ, найти закономерность и следовать ей при продолжении данного ряда.

Развитие внимания.

Корректурные пробы. «Мишки».

Ход игры: ребенком выделяет на листе бумаги по определенному признаку сначала один вид мишек, а потом другой.

Таблица.

Ход игры: дана таблица цифр, расположенных в разброс, задача ребенка найти и назвать их по порядку.

Развитие памяти

Запомни слова.

Ход занятия: детям поочередно предлагается несколько картинок, которые они по памяти проговаривают или воспроизводят в тетради.

Игра «Снежный ком».

Ход игры: постепенное формирование последовательности слов, каждый следующий участник воспроизводит предыдущие слова с сохранением заданной последовательности, добавив к ним свое слово.

Игра «Найди отличия».

Ход занятия: ребятам предлагаются две картинки, отличающиеся некоторыми деталями. Необходимо найти все различающиеся детали.

Игра «На уроке в лесной школе»

Ход игры: - Звенит звонок. (Что звенит?). В лесной школе начинается урок. (Что начинается в лесной школе?). Ученики садятся за парты. (Кто садится за парты?). Зайка открывает учебник. (Что открывает зайка?). Мишка открывает тетрадь. (Что открывает мишка?). Белка открывает дневник. (Что открывает белка?). Ёжик берёт ручку. (Что берёт ёжик?). Лисичка берёт карандаши и альбом. (Что берёт лисичка?). Учитель – ворон сказал: «Тихо, дети, начинаем урок!». (Что сказал ворон? Кем был ворон?). Как надо вести себя на уроке?

Развитие речевого общения .

Позови мячом.

Ход игры: ребята стоят в кругу, психолог кидает любому мяч, называя того ребенка по имени. Ребенок, поймавший мяч, должен кинуть следующему, также назвав его по имени, и так далее.

Игра «Закончи фразу».

Ход игры: детям по очереди читается знакомое стихотворение, которое они должны закончить.

Игра «Что Нина делать умела»

Ход игры: - Жила-была девочка Нина. (Как звали девочку?). Нина маленькая, но уже многое умеет делать. Есть у Нины глаза, уши, руки, пальцы, ноги. Глаза видят. (Что дают глаза?). Уши слышат. (Что делают уши?). Руки играют, несут. (Что делают уши?). Пальцы пишут, рисуют. (Что делают пальцы?). Ноги идут, бегут, стоят. (Что делают ноги?).

Развитие личностно – мотивационной сферы

Игра « Моя семья».

Ситуации разыгрываются в группе детей, которые играют роли и родителей, и свои.

Ход занятия: Ребятам предлагается несколько ситуаций, в которых заранее с помощью психолога будут распределены роли. Например: «Поздравь маму с днем рожденья», «Пригласи друга в гости». Если ребята затрудняются, психолог должен включится в игру и показать, как следует вести себя в той или иной ситуации.

Игра «Пришел Мурзик поиграть».

Ход игры: психолог показывает детям Кота Мурзика, надетого на руку. Кот Мурзик здоровается с каждым ребенком. Затем Мурзик показывает детям прозрачный полиэтиленовый мешок с предметами, которые он принес, и предлагает каждому взять любое количество фигурок и расставить их на столе. Из предложенных кубиков Мурзик строит с детьми домик для куклы или гараж для машины. Психолог стимулирует детей на общение с Мурзиком.

Игра «Как Ава с кисой играли в прятки»

Киса Муся и собака Ава любили играть в прятки. (Кто любил играть в прятки?). Муся спрячется и кричит Аве: ищи ! (Кто прячется? Что кричит киса?). Ава отвечает: я иду искать! я ищу! (Что отвечает Ава?). Ава увидит, где спряталась киса и кричит: я нашла! (Что кричит Ава?). Потом прячется Ава. (Кто прячется?). Так Ава и Муся играют. (Что делают Ава с Мусей?).

Развитие элементов подвижно – ролевой игры .

Игра «Считалочка»

Я, ты, мы, вы,

Он, она, оно, они

Мы смеёмся, мы считаем,

Мы играем, водишь ты!

Игра «Обезьянка-озорница».

Ход игры: Дети стоят в кругу, психолог показывает обезьянку и рассказывает, как она любит подражать. Психолог поднимает руку, потом делает это же движение с обезьянкой, потом предлагает детям выполнить это же движение самим или на обезьянке. Затем движения усложняются: взмах рукой, хлопанье в ладоши, постукивание и так далее.

Развитие элементов подвижно – соревновательных игр.

Игра «Строим домик для друзей».

Ход игры: Психолог делит детей на группы по 2-3 человека и говорит, что у него есть два друга: игрушечный кот Мурзик и собака Шарик. Они очень добрые и веселые, но у них одна беда - нет дома. Давайте поможем им построить дом, одни будут строить домик для Мурзика, другие для Шарика. После этого ребятам предлагаются кубики и задание, кто быстрее из них построит дом.

Игра: «Самый ловкий».

Ход игры: Психолог предлагает по очереди бросать мяч в корзину, считая у кого больше всех попаданий. Далее дети становятся в круг и кидают друг другу мяч, по окончании игры называется самый ловкий. Можно предложить другие варианты подвижных игр, главное, чтобы дети в этих играх понимали, что в их силах добиться положительных результатов.

Список литературы

1. Варга А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников \\ Семья в психологической консультации \ Под редакцией А. А. Бодалева, В.В. Столина.- М.,1989.
2. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.- Ярославль, 1997.
3. Каган В. Е. Аутизм у детей. Л., 1981. 4. Лебединская К. С, Никольская О. С, Баенская Е. Р. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм. М., 1989. 5. Лебединская К. С, Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма: Начальные проявления. М., 1991. 6. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб.,2003.

Поведенческий аналитик о том, как мотивировать ребенка на начало занятия

Как АВА-терапевт я знаю, что иногда бывает трудно настроить ребенка, с которым вы работаете, на занятие. Возможно, вы пришли в дом родителей, а ребенок заплакал и убежал от вас. Или вы работаете с ребенком в школе или центре, ребенок приходит к вам в кабинет, начинает кричать и разбрасывать вещи. Иногда ребенок вроде бы спокоен, но как только вы пытаетесь начать занятие, появляется нежелательное поведение.

У ребенка всегда будут хорошие и плохие дни, и это нормально, если он не проявляет бурной радости при каждом вашем появлении. Однако если ребенок дает деру от вас каждый раз, когда вы собираетесь заниматься с ним, проявляет нежелательное поведение, или вам приходится физически усаживать его за работу, то что-то определенно пошло не так, и вам пора действовать. Вы не хотите начинать занятия с разозленным, перевозбужденным и плачущим ребенком, который только и думает о том, как бы сбежать.

Это важно по нескольким причинам. Во-первых, АВА-терапевты всегда должны полагаться на хорошие, близкие отношения с ребенком, в которых вы «объединяетесь с приятными стимулами». Если ребенок постоянно пытается сбежать из-за стола или от вас, то ни о каком объединении не может быть и речи, вы становитесь нежелательным стимулом для ребенка. Кроме того, трудно себе представить, что после того как вы несколько минут тащили, а то и просто несли ребенка за рабочий стол, вы сможете провести продуктивное занятие. Представьте, что ваш начальник разбудит вас посреди ночи и потребует, чтобы вы отправлялись немедленно в офис и работали. Вряд ли вы будете в наилучшем состоянии для работы. А мы хотим работать с ребенком, когда он в своем наилучшем состоянии, или хотя бы близок к нему.

Наконец, успешная подготовка ребенка к занятию учит его навыкам перехода. Переход от состояния до работы к работе — это очень серьезная перемена, и если вы научите ребенка правильно переходить к занятиям, то ему будет проще делать небольшие переходы во время терапии.

Как правило, если у терапевта есть регулярные трудности с тем, чтобы усадить клиента за стол, это объясняется одной из следующих причин: терапевт не провел правильного объединения с приятного для ребенка стимулами, родители не подготовили ребенка к занятию должным образом, или терапевт недостаточно или неправильно поощряет ребенка во время занятия.

Объединение с приятными стимулами

Построение раппорта с ребенком также известное как «объединение с приятными стимулами» — это первый и ключевой шаг в начале обучения любого ребенка с аутизмом. Объединение — это прикладная стратегия, основанная на подкреплении, во время которой терапевт развивает дружеские отношения с ребенком, используя его интересы. Такие интересы могут включать конфеты, мультфильмы, музыку, видеоигры, игрушки, физическую активность и так далее. Цель объединения в создании отношений, основанных на доверии, мотивации и взаимных интересах терапевта и ребенка.

Родители, обратите внимание — любой терапевт, который начинает работать с вашим ребенком, должен начать с объединения с приятными стимулами. Терапевт никогда не должен просто приходить и тут же предъявлять ребенку какие-то требования. Лучше потратить больше времени на объединение, чтобы потом, когда начнется работа за столом, ребенок был успешен и доверял терапевту.

Я всегда могу сходу сказать, когда объединение с приятными стимулами прошло успешно. Это значит, что перед занятием ребенок встречает меня с радостью и интересом. Это значит, что ребенок хватает меня за руку и пытается усадить меня за рабочий стол, или сам идет и садится за стол, или тут же бежит к двери, чтобы поприветствовать меня, когда я прихожу к нему домой. Это признаки успешного объединения, над которым надо работать не один раз, а постоянно. Если я давно не видела ребенка из-за болезни, отпуска и так далее, то мне нужно снова познакомиться с ним и вернуться к объединению с приятными стимулами.

Подготовка ребенка к занятию

Терапевты, вам нужна помощь родителей, чтобы ребенок был готов к занятию. Вы можете быть самым веселым и удивительным терапевтом в мире, но если вы пришли домой к ребенку, который прыгает на диване, смотрит мультик и ест шоколадку одновременно, он, вероятно, весьма огорчится вашему приходу. Как правило, хотя бы за 30-45 минут до занятия родители должны начать напоминать ребенку о занятии. Например: «Скоро надо будет выключить телевизор, потому что придет Джейн». Родители также очень вам помогут, если будут использовать визуальное расписание на день, и если ребенок будет видеть, когда именно у него будет занятие с Джейн.

Родители, позаботьтесь, чтобы ребенок был сытым, чистым и сходит в туалет перед занятием. Терапевт не должен усаживать за стол ребенка, который хочет есть, пить или промок.

Подкрепление во время занятия

О подкреплении нужно говорить отдельно, но я хочу подчеркнуть несколько важных пунктов. Очень важно сохранять баланс между поощрениями и требованиями. Слишком много требований, и у ребенка начнется нежелательное поведение, или он попытается сбежать из-за стола. Слишком мало требований, и ребенок будет отключаться, отвлекаться, дурачиться или иначе развлекать себя. Постарайтесь менять поощрения, чтобы посмотреть, ради какой награды ребенок будет охотно садиться за стол. Приходите к ребенку с сумкой поощрений и игрушек, и пусть ребенок сам отнесет «веселую сумку» в комнату для занятий. В комнате разрешите ребенку выбрать в сумке одну игрушку и отнести ее за стол. Это безболезненный и простой способ добиться сразу нескольких целей: отвести ребенка в комнату для занятий, поднять ему настроение, успокоить и обеспечить переход ребенка от перерыва к работе.

Ниже приводится кое-какая информация об объединении, которую я обычно объясняю терапевтам-новичкам:

Как терапевт вы должны в первую очередь определять, что может быть поощрением для ребенка, и ребенок должен ассоциировать вас с этими поощрениями. Это может произойти, когда вы просто будете давать ребенку желанные предметы, будете сидеть рядом, когда у него есть к ним доступ, или начнете играть с этим предметом вместе с ребенком.

Переходите к требованиям и устной речи очень постепенно, по мере того, как ребенок начнет все больше доверять вам и принимать ваше присутствие рядом. Когда даете ребенку печенье, скажите «печенье». Через какое-то время попросите ребенка повторить слово за вами. Другой способ перейти к требованиям — размещать поощрение все дальше и дальше от ребенка или требовать от ребенка речь для получения поощрения. Положите печенье в коробку, которую ребенок не может открыть самостоятельно, а когда он придет к вам за помощью, подскажите ему слово или жест «открыть», прежде чем откроете коробку. Таким образом, ребенок поймет, что у терапевта есть доступ к тому, что он любит, и терапевт начнет ассоциироваться с весельем и поощрением. Применение поощрений и объединение с ними — это необходимый первый шаг перед тем, как работать по любой программе.

Объединение — это важный навык, к которому нужно возвращаться с течением времени. Если ребенок болел, пропустил несколько недель терапии из-за отпуска, или у него появился новый терапевт, то необходимо вернуться к объединению, прежде чем начать работу. Перед началом занятия ребенок должен с готовностью подходить к терапевту, и объединение — это инструмент, который позволяет этого добиться. Когда ребенок регулярно подходит к вам, пытается контактировать с вами, хочет, чтобы вы присоединялись к его играм (особенно во время перемены), или с радостью приветствует вас, то это значит, что объединение прошло успешно.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на .