Хореографические занятия в детском саду. Специфика работы хореографа в доу. Программа для детей по хореографии

05.03.2019

Предлагаем вашему вниманию методический словарь, который содержит различные понятия из области педагогики, который будет полезен воспитателям и учителям школ в их профессиональной деятельности.

Проект есть всякое действие,
совершаемое от всего сердца
и с определенной целью.
У. Х. Килпатрик

Тип. Познавательно-творческий, информационный, групповой.

Продолжительность. Долгосрочный. Данный проект является музыкально-ритмическим психотренингом для детей и педагогов развивающим внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, направленных на развитие музыкальности и эмоциональности, творческого воображения, фантазии, способности к импровизации в движении под музыку, что требует свободного и осознанного владения телом.

Актуальность. На современном этапе развития выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья граждан разного возраста. Поэтому забота о сохранении и укреплении здоровья ребенка и взрослого является в нашем обществе приоритетной, поскольку нашей стране нужны творческие, гармонично развитые, активные и здоровые личности.

Поэтому оздоровление детей в последнее время становится приоритетным направлением в работе многих ДОУ. Педагоги, медицинские работники ищут новые приемы сохранения и укрепления здоровья детей, создают благоприятные условия для их внедрения, основываясь на результатах диагностики состояния здоровья и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

О лечебной силе музыки свидетельствуют самые древние источники. Органическое единство музыки и движений - естественно и необходимо. Движения должны раскрывать содержание музыки, соответствовать характеру, форме, динамике, темпу и ритму музыкального произведения. Движения побуждают к сознательному восприятию музыкального произведения, а музыка становится более понятной и легче усваивается, придавая движениям особую выразительность, четкость, ритмичность.

Яркие примеры взаимосвязи музыки и движений демонстрируют такие виды спорта, как художественная гимнастика, фигурное катание, синхронное плавание. Значительное место в музыкально-ритмическом воспитании дошкольников отводится танцам. Дети очень любят танцевать. В танцах они удовлетворяют свою естественную потребность в движении. В выразительных ритмичных движениях танца раскрываются чувства, мысли, настроение, проявляется характер детей.

Танец - искусство синтетическое. Оно направлено на решение музыкально-ритмического, физического, эстетического и психического развития детей. Движения под музыку приучают их к коллективным действиям, способствуют воспитанию чувства коллективизма, дружбы, товарищества, взаимного уважения. Они укрепляют детский организм. Удовлетворение, полученное ребенком в процессе двигательных действий, сопровождается значительными физиологическими изменениями в его организме - улучшается дыхание и кровообращение, возбуждается нервная система, вызывает усиленную деятельность высших отделов головного мозга, связанных с ассоциативными, интеллектуальными и волевыми качествами.

Занятия танцами очень полезны для физического развития детей: улучшается осанка, совершенствуются пропорции тела, укрепляются мышцы. Постепенно дети начинают легче, грациознее двигаться, становятся раскованными. У детей появляются такие качества движений, как легкость, полетность, упругость, ловкость, быстрота и энергичность. Движения дошкольников становятся более четкими, выразительными и красивыми.

Танцы и пляски помогают детям полюбить музыку, обостряют эмоциональную восприимчивость, развивают музыкальный слух и чувство ритма, обогащают детей новыми музыкальными знаниями, расширяют их музыкальный кругозор, развивают творческое воображение и мышление. Чтобы передать выразительность танцевальных образов, ребенок должен запомнить не только сами движения, но и их последовательность (что само по себе положительно влияет на развитие памяти и внимания), мобилизовать воображение, наблюдательность, творческую активность.

Танец приучает детей к нормам культурного общения. В детях воспитывается скромность, доброжелательность, приветливость. Мальчики начинают бережно относиться к своей партнерше. Танец становится одним из средств нравственного воспитания ребенка.

В настоящее время внимание детей и педагогов привлекают современные ритмы музыки, новые танцы. Современный ритмический танец является "результатом взаимодействия ритмического и пластического танца. В нем органично соединились два противоположных принципа: полная подчиненность внутренним закономерностям музыкальной формы, диктующей ритмическую организацию движений, и свобода пластической разработки, которая не связана с какой-либо танцевальной традицией". В такие танцы включаются обязательные программные танцевальные навыки (пружинки, поскоки, шаги галопа, польки, приставной, ритмические хлопки и т. д.), многие из которых исполняются в новой современной манере. Одновременно вводятся и новые элементы.

Танцы должны быть доступны детям, отвечать их техническим возможностям.

Цель. Организовать музыкально-оздоровительную работу в ДОУ, обеспечивающую каждому ребенку сохранение и укрепление психического и физического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка; формировать средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности; выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирования привычки к здоровому образу жизни; научить ребенка передавать характер музыкального произведения, его образное содержание через пластику движений под музыку.

Задачи.

Приоритетные задачи: развитие способности к выразительному, одухотворенному исполнению движений, умения импровизировать под незнакомую музыку, формирование адекватной оценки и самооценки,; поддерживать увлечение занятиями музыкой и пластикой; развитие художественно-творческих способностей.

Образовательные задачи: развивать музыкальные и творческие способности дошкольников в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии, исходя из индивидуальных возможностей каждого ребенка; формировать начала музыкальной культуры; совершенствовать практическое употребление музыкально-ритмических единиц в процессе общения со сверстниками; создавать предметно-развивающую среду и условия для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой личности.

Воспитательные: формировать положительное отношение ребенка к окружающему миру, к своей семье, сверстникам, самому себе; развивать у детей позитивную оценку действительности, взглядов, вкусов, идеалов с учетом ярко выраженных индивидуальных психофизических особенностей, проявлений одаренности в музыкальной деятельности в ДОУ и учреждениях культуры села; воспитывать уважительное отношение к культуре страны, народа, родной республики; создавать положительную основу для воспитания патриотических чувств.

Оздоровительные: сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье; создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка; с помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеванию); формировать правильную осанку, гигиенические навыки.

Гипотеза. Применение нетрадиционных форм и методов оздоровления посредством обучения дошкольников современным танцам обеспечит формирование здоровой гармонично развитой личности.

Виды работы. Просмотр мультимедийных презентаций танцевального искусства (балет, народные, бальные, современные, характерные и т. д.); слушание музыкальных композиций; разучивание песен, хороводов; элементов музыкально-ритмических композиций.

Участники проекта. Воспитатели, музыкальный руководитель, дети подготовительной группы, родители.

Ожидаемые результаты. Формирование здорового образа жизни; снижение уровня заболевания; обогащение социального опыта; расширение кругозора; овладение детьми навыка ритмического и пластического самовыражения на основе современного танца; вовлечение родителей в единое пространство "семья - детский сад".

Этапы реализации проекта.

1 этап. Подготовительный (август-сентябрь) Постановка цели, задач; изучение понятий, касающихся темы проекта; планирование тематической образовательной деятельности; подготовка презентаций: "Балет", "Бальные танцы", "Современные танцы"; пополнение предметно-развивающей среды; создание альбома народных костюмов, а также костюмов к современным и характерным танцам; анализ полученных результатов, выводы.

2 этап. Практический (октябрь-март) Взаимодействие с детьми группы, родителями; внедрение различных форм работы во все виды деятельности детей; организация тематической образовательной деятельности; использование мультимедийных презентаций в целях расширения представлений о современном танце; использование информационных альбомов на заданную тему в образовательной и самостоятельной деятельности детей; организация совместного творчества педагогов, детей и родителей: изготовление костюмов и атрибутов к танцам; представление опыта работы по организации проекта в средствах массовой информации.

3 этап. Обобщающий (апрель) Обобщение результатов работы в форме закрепления полученных знаний; совместная деятельность педагогов, родителей и детей подготовительной группы по формированию здорового образа жизни через педагогический проект "Зернышки" музыкально-оздоровительной работы в детском саду посредством обучения дошкольников современным эстрадным и бальным танцам в форме отчетного концерта (приложение); презентация проекта "Зернышки" в СДК.

Методические приемы. Метод показа, словесный, импровизационный, метод иллюстративной наглядности, игровой, концентрический. Результативность проекта. Осознание необходимости и значимости здорового образа жизни; сформированность знаний о современных видах танцев, развитие ценностного отношения к музыкально-ритмическому танцевальному творчеству; развитие интереса к совместной творческой деятельности; повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей; стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка; повышение уровня речевого развития; снижение уровня заболеваемости (в большей степени ОРЗ); стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года независимо от погоды; повышение интереса родителей к участию в музыкально-ритмических мероприятиях.

Перспектива. С целью повышения интереса к здоровому образу жизни необходимо продолжать работу в данном направлении через создание и реализацию новых проектов.

Выводы. Гипотеза на практике подтвердилась: работа по формированию здоровой гармонично развитой личности посредством обучения дошкольников современным танцам достаточно эффективна, результативна и позволяет не только сохранить здоровье ребенка, но и сформировать у них знания о видах танцевального искусства, передавать характер музыкального образа через пластику движений под музыку, расширить кругозор дошкольников; повышает мотивацию детей и родителей на здоровый образ жизни.

Занятия хореографией, помогут приобщить Вашего ребенка к танцевальному искусству, разовьют умение импровизировать под музыку, актерское мастерство, сформируют осанку, физическую форму, гибкость, координацию движений, концентрацию внимания, разовьют умение управлять своим телом.

Чувство ритма и способность творчески реагировать на музыку заложены в детях от природы. В дошкольный период важно уделить этому аспекту достаточно внимания и активно развивать танцевальный талант. Ритмика и хореография в детском саду «Развитие XXI век» помогут каждому воспитаннику освоить базовые навыки, красивые движения и приемы, с легкостью и удовольствием раскрыть свой потенциал.

Активное движение: основа бодрости и здоровья

Хореография и музыкальное развитие в детском саду оказывают позитивное влияние на физическое состояние и самочувствие малышей. В каждом филиале нашей сети работают талантливые педагоги, использующие адаптированные методики и эффективные обучающие программы, которые действуют комплексно:

  • формируют мышечный корсет, здоровую и красивую осанку;
  • обучают искусству самоконтроля и импровизации под музыку;
  • развивают гибкость, координацию движений, концентрацию;
  • вырабатывают уверенность в собственных силах и способностях;
  • предотвращают развитие многих заболеваний.

Наши преподаватели используют различные упражнения, которые улучшают кровообращение, укрепляют опорно-двигательную систему и иммунитет, нормализуют сон и способствуют гармоничному развитию организма. Занятия хореографией в детском саду помогают избежать проблем со здоровьем , а приятные эмоции, которые вызывают ритмичные движения под музыку, улучшают настроение и общее самочувствие.

Хореография: эмоциональные и психологические аспекты обучения

Для любого ребенка в возрасте от 2 до 6 лет крайне важно найти адекватный способ снятия эмоционального напряжения. Часто проблемы с поведением связаны именно с тем, что малыш просто не знает, как можно с пользой и удовольствием потратить запас своей безудержной энергии. Хореография в детском саду «Развитие XXI век» проводится с несколькими целями:

  • приобщение воспитанников к культуре активного и приятного времяпрепровождения;
  • выработка важной способности эффектно проявить себя и свои умения;
  • развитие актерского мастерства, умения перевоплощаться в процессе танца;
  • чередование интеллектуальных упражнений с физической активностью.

Занятия построены таким образом, чтобы каждый участник имел возможность не только узнать что-то новое и интересное, но и избавиться от психологического напряжения, дискомфорта, закрепощенности и различных комплексов. Интегральный подход и внимание педагогов позволяют мягко корректировать проблемы с поведением и коммуникабельностью , решая их наиболее конструктивным способом и достигая успешных результатов.

Знакомство с музыкальной культурой

Осваивая волшебный мир музыки через различные танцы, дети учатся чувствовать звуки и ритм, соотносить их с определенными эмоциями и ощущениями. Регулярные занятия хореографией в детском саду познакомят малышей с шедеврами мировой классики и современными произведениями, а также позволят:

  • выработать собственные танцевальные предпочтения;
  • различать и оценивать музыкальные направления;
  • развить способность эмоционально воспринимать звуки.

Уроки хореографии в детском саду нашей сети могут без ограничений посещать все дети . Программы составляются опытными специалистами, поэтому обязательно понравятся мальчикам и девочкам разных возрастов.

Оптимальные условия для развития танцевальных талантов

Мы предлагаем родителям дошкольников профессиональную помощь в гармоничном воспитании и развитии детей. Занятия танцами в детском саду проводятся:

  • в веселой и увлекательной игровой форме, что позволяет избежать переутомления и напряжения;
  • в просторных, теплых, светлых и хорошо проветриваемых помещениях, оборудованных зеркалами;
  • под руководством лучших в Москве специалистов по раннему развитию, в том числе в сфере хореографии.

Даже если Ваш малыш не проявляет выраженного интереса к танцам и музыке, стоит познакомить его с новыми возможностями для самореализации. Мы сделаем все, чтобы посещение хореографических занятий приносило максимум пользы и радости каждому воспитаннику.

Жизнь современных детей насыщена до предела, как в известном стихотворении: «Драмкружок, кружок по фото, мне еще и петь охота». Только вот дисциплины теперь совсем другие: иностранный язык, компьютер, этикет. В общем, переполненную детскую голову необходимо «разгрузить», а делать это лучше всего, как учил великий физиолог Иван Павлов, с помощью активных движений. Здесь на помощь приходит универсальный вариант – хореография. Хореография – это общее понятие. Подобные занятия включают в себя целый комплекс дисциплин, в который входят элементы ритмики и гимнастики; упражнения, развивающие слух, игры, танцы. Введение в детском саду дополнительной образовательной услуги «Хореография» имеет своей целью: всестороннее развитие гармоничной личности, формирование эстетического вкуса средствами хореографического искусства. Занятия хореографией в дошкольном учреждении это:
1. Ознакомление детей с основами классической хореографией;
2. Изучение народных танцев;
3. Развитие общефизической подготовки (силы, выносливости, ловкости);
4. Развитие танцевальных данных (выворотности, гибкости, пластики);
5. Развитие музыкальности, артистичности, и эмоциональной выразительности;
6. Воспитание трудолюбия, терпения, навыков общения в коллективе.

Моя задача как хореографа – прививать детям теоретические и практические навыки по овладению искусством танца.
Известно, что первое впечатление оставляют наиболее яркий свет в психике воспитанников и оказывают сильное воздействие на их отношение к занятиям в дальнейшем. В силу этого, организация и проведение занятий на начальном этапе обучения может стать фактором, определяющим весь дальнейший ход обучения, а следовательно, и решающим для успеха обучения. Если на первом занятии допустить несобранность внимания, нарушение правил поведения, то серьезное отношение, с которым пришли дети, пропадет и восстановить его будет трудно: игры, упражнения превратятся в беспорядочную беготню, дети будут возбуждаться, и занятия потеряют всякий смысл.
С первых занятий у детей должна активизироваться связь между музыкой и движением. Они должны понять и уяснить те простые правила, которые необходимы на занятиях хореографией:
Музыка – хозяйка на занятиях, без неё не может быть музыкальной игры, она руководит в музыкальных упражнениях и самостоятельной работе,
Музыку надо «беречь», во время звучания нельзя шуметь, говорить, смеяться, без музыки не разрешается двигаться,
Музыку надо слушать с начала до конца, начинать двигаться с началом музыки и прекращать движение с окончанием звучания.
На каждом занятии проходятся все разделы программы – слушание музыки, учебно-тренировочная и постановочная работа, импровизация. Специфика обучения хореографии связана с постоянной физической нагрузкой, но физическая нагрузка сама по себе не имеет для ребенка воспитательного значения. Она обязательно должна быть совместима с творчеством и эмоциональным выражением. Задача педагога-хореографа - воспитать в детях стремление к творческому самовыражению, пониманию прекрасного.
Один из важных факторов работы на начальном этапе обучения – использования минимума танцевальных элементов при максимуме возможности их сочетании.
Длительное изучение, проработка небольшого количества материала (движений) дает возможность качественного его усвоения, что в дальнейшем явится прочным фундаментом знаний. Разнообразие сочетаний танцевальных движений создает впечатление новизны и развивает творческую фантазию детей. Обучение танцевальным движениям происходит путем практического показа и словесных объяснений. Здесь необходимо четко определять баланс в сочетании этих двух методов. Излишнее словесное объяснение может привести к потере внимания, вызовет скуку на занятиях. В то же время нельзя ограничиваться только практическим показом, в этом случае дети воспринимают материал подражательно и не осознано. При изучении материала следует как можно чаще менять построение детей в зале.
Например, через каждые 3-4 движения дети, стоящие в первой линии, переходят в последнюю(«едут на камчатку»), соответственно вторая линия становится первой и т. д. В противном случае дети, постоянно находящиеся в последних линиях, привыкнув смотреть на ноги впереди стоящих, никогда не научатся мыслить и работать самостоятельно. Кроме того, при перестроении создается оживленная, игровая атмосфера, происходит своеобразная разрядка.
Любое движение представляет собой рефлекс, и на овладение любым танцевальным движением требуется время. Таким образом, танцевально-двигательный навык вырабатывается не сразу, а постепенно и процесс усвоения материала предполагает поэтапность с учетом возрастных особенностей.
Принципиальный подход к усвоению танцевальных движений таков: движение исполненное многократно становится простым и доступным. Залогом любого двигательного навыка, особенно танцевального, в сочетании с музыкой является осознанный контроль за выполнением движений. Педагог-хореограф должен постоянно напоминать детям: думай, что делаешь и как делаешь. Чем большее число танцевальных движений и комбинаций освоено, тем лучше развита мышечная память. Даже самый несложный танец состоит из нескольких комбинаций движений, и танцующий должен мгновенно переключаться с одного движения на другое, меняя размер шага, скорость, ракурс, ориентируясь в пространстве сценической площадки.
Занятие хореографией – основа для развития всех видов детского творчества. Воздействие музыкального произведения, под звуки которого ребенок двигается, способствует установлению баланса между процессами возбуждения и торможения, а также эмоциональной гибкости переключаемости с отрицательных эмоций на положительные. С раннего детства ребенок учится управлять своими эмоциями благодаря процессу творчества. Умение понимать музыку – неотъемлемая часть общей культуры, к которой нужно приобщаться с юных лет.

« Зачем нужна хореография в детском саду?»

Хореография – искусство, любимое детьми. И работать с ними – значит ежедневно отдавать ребенку свой жизненный и духовный опыт, приобщать маленького человека к миру прекрасного.

Хореографическое искусство обладает редкой возможностью воздействия на мировоззрение ребенка. Просмотры спектаклей, видеофильмов, посвященных танцу – все это нужно и важно.

Наиболее эффективной представляется собственная хореографическая деятельность детей, где каждый ребенок становится на время актером, творчески осмысляющим происходящее.

Преподавателю необходимо суметь привить каждому ребенку нравственные качества, уметь понимать внутренний мир каждого ребенка, уметь проникнуть в этот мир, стать человеком, открывающим малышу красоту танца, музыки, - вот каким должен быть педагог, работающий в дошкольном учреждении. Кроме требовательности к детям, необходима требовательность к самому себе. И здесь все имеет значение: интонация, взгляд, настроение, внешний вид.

Ребенка легко ранить окриком, грубым бестактным замечанием. Но так же легко и потерять его доверие, излишне умиляясь его успехами. В общении с детьми нужна приветливая, уважительная, спокойная интонация. Каждый ребенок должен чувствовать, что в него верят, его любят и понимают.

Обучение хореографии – это всегда диалог преподавателя и ребенка.

Первостепеннуюроль на занятияхиграет музыкальное сопровождение. Музыкальные произведения, используемые для сопровождения занятия очень разнообразны: по жанру, стилю, форме, размеру, темпу и т.д. Но при всем этом, музыкальныепроизведения доступны пониманию детей, музыкальны, выразительны, пробуждаютудетейфантазиюивоображение. Все это позволяет сформировать у детей наиболее полное представление о разнообразии музыкальных произведений, обогатить их эмоциональными и эстетическими переживаниями, помогает в воспитании музыкального вкуса.

Чтобы учебный процессудетей4-7летбыл эффективным, назанятияхпохореографии, максимально используется ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника – игра. Используя игровыеупражнения, имитационныедвижения, сюжетно-творческие зарисовки усиливают эмоциональное восприятие музыки детьми ипомогают полнее и всестороннеерешитьпоставленныезадачи.

Отдельныеигровыеупражнения могут быть использованы на занятиях в качестве динамических пауз – физкультминуток – в том случае, если достаточно большая часть занятия проводится сидя на стульях; или же наоборот – для отдыха – если всё занятие проводится в достаточно большом темпеиподразумеваетмногодвижений.

Комплексыигровыхупражненийвключаются в различные части занятия: в разминку или в занятие целиком. Комплексы объединяются сюжетом, темой или предметом – атрибутом, с которым выполняются движения.

Вработе над выразительностью движений, над пластикой, над эмоциональнойнасыщенностьюобраза,включаютсяназанятияхимитационныедвижения, которыеоченьценныдлядошкольноговозраста. Формируетсяэстетическийвкус, помогаятемсамымприводитьвгармониювнутренниймирребёнка. Движения под музыку рассматриваютсякак важнейшее средство развития телесного опыта ребенка и, следовательно, развития его личности в целом.

Занятия хореографией призваны:

Развивать силу, выносливость, ловкость, гибкость, координацию движений, умение преодолевать трудности, закалять волю;

Укреплять здоровье детей;

Способствовать становлению чувства ритма, темпа, исполнительских навыков в танце и художественного вкуса;

Формировать красивые манеры, походку, осанку, выразительность телодвижений;

Избавлять от стеснительности, зажатости, комплексов;

Учить радоваться успехам других.

Потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста настолько велика, что врачи называют этот период « возрастом двигательной расточительности».

И именно занятия хореографией помогают творчески реализовать эту потребность.

Нужно отметить, что дети, занимающиеся хореографией, гораздо реже болеют, чем их сверстники. И если занятия ведутся грамотно, продуманно, то обязательно вызывают у детей положительные эмоции, желание заниматься.

Именно детство особенно восприимчиво к прекрасному – музыке, танцу. И это позволяет нам смотреть на хореографическое воспитание как на важный и нужный процесс развития детей в дошкольном учреждении.

    Занятия по ритмике в детском саду.