Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности. Из опыта работы «Исправляем речевые нарушения посредством театрализованной деятельности. Понятие театрализованная деятельность

06.04.2019

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида 49»

муниципального образования города Братска.

Из опыта работы

«Исправляем речевые нарушения

посредством

театрализованной деятельности»

Подготовила воспитатель

Борейко Людмила Владимировна

2018год

Театрализованная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Любую выдумку, впечатления из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любимые роли, стараясь подражать тому, что видел, что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение. Театрализованная деятельность способствует развитию у детей скрытых возможностей и индивидуальных способностей. Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность.

Мы знаем о том, что игра – это ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста. В игре ребёнок преодолевает трудности. А исправление недостатков речи – огромный труд. Поэтому, объединив усилия с педагогом – психологом – окружить ребёнка игрой так, чтобы он не заметил, что занимается тяжёлой работой. В этом нам помогают средства театрализованной деятельности. Театрализованные игры пользуются у детей нашей группы огромной любовью. Дети с удовольствием включаются в игру, отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Весело смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь дети во время игры чувствуют себя раскованно, свободно.

Таким образом, возникла идея - создания системы мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Я поставила перед собой следующие задачи

Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям, используя выразительные средства (интонацию, мимику, жесты);

Поддерживать интерес детей театрализованной игре путем приобретения игровых умений и навыков, способствовать воспринимать художественный образ, следить за развитием и взаимодействием персонажей;

Развивать эмоциональность и выразительность речи, артистические способности через театрализованную игру;

Воспитывать у детей устойчивый интерес к театру, организуя их собственную театрализованную игру;

Обогатить уголок театрализованной деятельности;

Заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома детьми.

В своей работе я уделяю большое внимание использованию театральных игр в режимных моментах. Это может быть сказочный герой или персонаж, которые помогают детям освоить те или иные навыки, использование народного фольклора, потешек, прибауток, стихотворений. Также используем голос персонажа, озвученный в мультимедийном пособии. Использование театрализованной деятельности в режимных моментах позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся всех областей. Участвуя в таких играх , дети становятся участниками разных событий из жизни, что дает им возможность глубже познать окружающий мир

Недоразвитие речевых средств снижает уровень общения, способствует возникновению психологических особенностей, порождает специфические черты общего и речевого поведения. У некоторых детей отмечаются такие психологические особенности как замкнутость, робость, нерешительность, порождаются такие специфические черты общего и речевого поведения как ограниченная контактность, замедленная включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в звучащую речь. Речевые нарушения затрудняют, а иногда вообще делают невозможным развитие коммуникативной компетентности детей.

Согласно новым требованиям государственного стандарта образования в Российской Федерации овладение детьми дошкольного возраста средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками определяется как важнейшее интегративное качество. Человек без коммуникации не может жить среди людей, развиваться и творить.

Развитие речи средствами театрализованной деятельности в нашей группе значительно повышает эффективность развития познавательных, двигательных и эмоциональных способностей дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Поэтому совместно с педагогом- психологом мы включаем в свою работу здоровьесберегающие технологии;

Артикуляционные, дыхательные гимнастики, динамические паузы;

Ритмопластику, логоритмику, пальчиковые игры,

Релаксацию, арттерапию – музыкотерапия, звукотерапия, сказкотерапия, оригамитерапия;

Мимическую гимнастику;

Личностно-ориентированное взаимодействие педагога и детей,

Дифференциацию и индивидуализацию-создание условий для детей, имеющих различные способности, основанные на индивидуальных возможностях;

Игровые технологии;

Интегрированное обучение;

Взаимодействие с семьёй;

Использование ИКТ;

В своей работе я стремлюсь использовать любые способности и возможности детей. Пассивные дети преодолевают свои страхи, возбудимые, испытывая эмоции своих героев, становятся более спокойными и уравновешенными. Каждый ребенок, чувствуя поддержку взрослого и других детей, испытывает радость и желание участвовать в следующих постановках. У большинства детей, под влиянием специально организованной совместной театральной деятельности наблюдается развитие лучших речевых возможностей, формируются произвольное восприятие, знания об окружающем мире, погружение в смысл сказки, произвольность памяти, развиваются элементы воображения.

Сочетание различных видов деятельности в процессе театрализованной игры способствует развитию эмоциональной, речевой, двигательной, познавательной сфер. Через театрализованную деятельность происходит всестороннее развитие ребенка, значительно облегчается его социализация и адаптация к условиям жизни в обществе.

В своей работе по развитию речи посредством театрализованной деятельности я использую следующие виды театра:

-Театральные сценки с масками.

-Театр теней.

- Пальчиковый театр способствует развитию речи, внимания, памяти; формирует пространственные представления; развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений; повышает работоспособность, тонус коры головного мозга, стимулирует кончики пальцев, движение кистями рук, игра с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного развития.

-Театр картинок, фланелеграф и магнитная доска развивают творческие способности, содействуют эстетическому воспитанию, развивают ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Конусный, настольный театр помогает учить детей координировать движения рук и глаз, сопровождать движения пальцев речью, побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.

Театр на перчатке оказывает потрясающее терапевтическое воздействие: помогает бороться с нарушениями речи, неврозами, помогает справиться с переживаниями, страхами, перчаточная кукла передает весь спектр эмоций, которые испытывают дети.

Посредством кукол Би-ба-бо , одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя с куклой. При игре в в Би-ба-бо невозможно играть молча, поэтому именно эти куклы мы чаще всего используем в своей работе.

Игра-драматизация самый «разговорный» вид театрализованной деятельности. В этой игре идёт целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов. Ни один другой вид театрализованной деятельности так не способствует развитию артистизма, выразительности движений и речи, как игра-драматизация.

Благодаря проделанной работе мы видим результат.

1.Повышается эмоциональная выразительность.

2. Расширяется словарный запас.

3. Улучшается уровень речевого развития.

4. Формируется монологическая и диалогическая речь.

5. Дети усваивают элементы речевого общения.

6. Совершенствуется координация речи и движения.

Вывод.

Благодаря нашей совместной работе дети стали более сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей в различных ситуациях речевого общения, повысилась речевая активность, пополнился словарный запас, появился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению.

С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.

Увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в повседневной жизни.

Перспектива . Планирую продолжать работу по данному направлению совместно с педагогами нашего детского учреждения..

Список литературы :

1. Григорьева Т. С. Программа «Маленький актёр» : для детей 5-7 лет .

Методическое пособие. - М.: Творческий Центр «Сфера» , 2012.

2. Доронова Т. Н. Играют взрослые и дети. –М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006.

3. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий /Под ред. О. С. Ушаковой. - М.

4. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду : Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.:ТЦ «Сфера» , 2001.

5. Мигунова Е. В. Театральная педагогика в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

6. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Совершенствование связной речи : Учеб. -метод. пособие. - М.: Соц. - полит. журн., 1994.

Толстогузова Ирина Геральдовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с №451
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие речи посредством театрализованной деятельности"
Дата публикации: 12.08.2018
Раздел: дошкольное образование

«Развитие речи посредством театрализованной деятельности» (из опыта

работы воспитателя Толстогузова И.Г.)

дошкольников

произношения звуков речи и других ее качеств: темпа, силы голоса, речевого

общения, слабо развитую связную речь. Далеко не каждый ребенок может

построить

развернутый

придумать

собственную

воспитателя

заботиться

своевременном

формировании

правильности,

предупреждая

исправляя различные нарушения.

Театрализованная

деятельность

эффективных

способов

воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип

обучения: учить играя. Театральные игры являются важнейшим фактором,

стимулирующим развитие у детей связной речи. В театральной игре каждый

ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды причем не

публично

стесняясь

присутствия

слушателей. Опыт педагогической работы показал, что, театрализованная

игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует

активную

расширения

словарного

совершенствует

артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его

выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации,

соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко,

чтобы его все поняли. В театрализованной игре формируется диалогическая,

эмоционально

насыщенная

усваивают

произведения,

последовательность

развитие

причинную

обусловленность.

Театрализованные

способствуют

усвоению

элементов

речевого

интонация,

модуляция

обогащают

впечатлениями, знаниями, развивают интерес к художественной литературе,

активизируют

разговорную

способствуют

нравственно-

эстетическому воспитанию, позволяет решать многие актуальные проблемы

педагогики

психологии,

связанные

художественным

нравственным

воспитанием,

развитием

коммуникативных

личности,

развитием

воображения, фантазии, инициативности, раскрепощенности и т. д. Целью

нашей работы по театрализованной деятельности является: овладение детьми

полноценной речью, без чего невозможно успешное обучение в школе, а это

одна из важнейших задач, стоящих перед ребенком дошкольного возраста.

Мы определили основные направления нашей деятельности: постепенный

переход ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к

самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и «игры

рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли; от

имитации

действий

сочетании

передачей

основных

освоению

созданного

простого

«типичного»

театрализованной игре.

малышами,

обратили

внимание

костюмам

фигуркам

шапочкам,

дошкольников, это привлекало прежде всего, из за возможности переодеться,

а значит измениться. Постепенно мы стали формировать интерес детей к

театрализованным играм. Организовывали просмотр небольших кукольных

спектаклей старшими детьми, взяв за основу содержание знакомых потешек,

стихов и сказок. Мы начали знакомство с театральной игрой через игры -

имитации. Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц

проснулись-потянулись,

воробышки

крыльями)

имитация

основных

человека

(выглянуло

солнышко

обрадовались:

улыбнулись,

захлопали

запрыгали

Игра-имитация

последовательных

действий

сочетании

передачей

основных

эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать;

зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево). Игра-имитация образов

хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику,

храбрый петушок шагает по дорожке) .

К началу года в средней группе дети стали говорить лучше, но речь их еще

недостаточно сформировалась. Теперь нашей задачей стало - стимулировать

желание детей включаться в спектакль. Познакомив детей с разными видами

настольный

плоскостного

фланелеграфе, включили в процесс освоения детьми мини постановок по

Благодаря

системным

занятиям

развилась

активная

выработались игровые умения. Учась быть доброжелательными зрителями,

забывали

говорить

актерской

самостоятельно

использовать

некоторые

средства

возраста

направлена

стимулирование

интереса

творчеству

импровизации. Постепенно дети включилась в процесс игрового общения с

театральными куклами.

Дети подросли… и вырос их интерес к театрализованным играм. В старшей

группе нашей задачей стало поддержать их интерес к театрализованной игре,

помочь освоить игры драматизации, которые отличаются более сложным

интересными

образами

оригинальными

языковыми

средствами.

В работе с детьми мы использовали:

многоперсонажные

игры-драматизации

трехчастных

сказок с элементами волшебства, о животных ("Зимовье зверей", "Лиса и

волк", "Гуси-лебеди", "Красная Шапочка");

Игры-драматизации по текстам рассказов на темы "Дети и их игры", "Ребята

и зверята", "Труд взрослых";

Постановка спектакля по произведению.

За счет освоения в системе театрализованной игры у детей расширился

игровой опыт, связная речь, улучшилась интонационная выразительность,

появились умения направленные на позитивные взаимодействия с другими

участниками игры. Также умение договариваться, разрешать конфликтные

ситуации самостоятельно. Мы, со своей стороны, старались больше уделять

внимание

развитию

интереса

творчеству

импровизации

разных средств выразительности, подвели детей к идее о том, что одного и

ситуацию,

показать

по-разному,

В подготовительной группе направляли свою работу на углубление интересов

определенному

театрализованной

деятельности,

повышение

интереса к театральной культуре, способности к самовыражению. Стараемся

поощрять умение детей самостоятельно в логической последовательности

составлять план задуманного им театрального действия, обращаем внимание

на умение детей свободно владеть связной речью. Организовывали сюжетно-

уделялось

внимание

зрителям,

правилам поведения зрителей при посещении театра.

участием

воспитанников

подготовительной

поставлено

несколько

спектаклей

"Теремок",

"Колобок",

медведя".

выступления

обретали

уверенность в себе, речь их становилась отчетливой, яркой, интонационно

выразительной.

постановкам

спектаклей,

привлекались

родители,

давалось домашнее задание: выучить с детьми слова, изготовить декорации

для спектаклей и приготовить атрибуты для своего ребенка. Этот творческий

процесс доставлял радость всем: и детям, и родителям.

Таким образом, театрализованная деятельность один из самых эффективных

способов

воздействия

наиболее

проявляется

обучения:

активизации

совершенствования

словарного

грамматического

звукопроизношения,

темпа, выразительности речи. А участие детей в театрализованных играх

доставляет

вызывает

активный

увлекает,

психологический комфорт пребывания детей в дошкольном учреждении.

Джамиева Марта Магидиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЛГ МАДОУ "ДСКВ №8 "Рябинка"
Населённый пункт: Тюменская область, город Лангепас
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие творческих способностей посредством театрализованной деятельности"
Дата публикации: 31.03.2017
Раздел: дошкольное образование

Опыт работы. «Развитие творческих способностей посредством

театрализованной деятельности».

Театр был и остается действенным помощником в нравственном и эстетическом

воспитании детей. Хороший мудрый спектакль дает очень много и уму, и душе маленького

зрителя, так как побуждает думать и сопереживать. Театр - это игра, а игра - стихия

ребенка».

Театрализованная деятельность – важная составляющая повседневных дел нашей группы.

Работу по театрализованной деятельности мы осуществляю в три этапа.

На первом этапе организовываю совместную игровую деятельность, в которой дети

знакомятся с театрализованной деятельностью (знакомство с видами театра, разучивание

потешек, стихотворений, чтение сказок, игры и упражнения, развивающие эмоции и

творческие способности, игры - драматизаций).

На втором этапе учу детей организовывать деятельность, оказывая небольшую помощь

при необходимости. Дети сами принимают участие в выборе сказки, выборе атрибутов и

учатся примерять на себя роль. Все это способствует формированию эмоционально

положительного отношения.

Третий этап – это самостоятельность и показ освоения специальных умений. Здесь

проходит самостоятельный показ сказки детьми, которые пробуют себя не только в роли

актеров, но и режиссеров.

Театрализованная деятельность занимает особое место и в эмоциональном развитии

ребенка. В театрализованной деятельности средства выразительности (жесты, мимика,

движения и др.) не могут быть случайными, а должны соответствовать тому или иному

сценическому образу. "Искусство актера заключается в речи и в движении тела»

говорил». И. Гёте.

Поэтому считаю, очень важным на всех этапах театрализованных занятий подбирать

театрализованные игры и упражнения, которые сочетаются в движений, речи, мимики,

пантомимы в различных вариациях.

Ежедневно включаю театрализованные игры и упражнения во все формы организации

педагогического процесса: речевая и артикуляционная гимнастика, проговаривание

чистоговорок, скороговорок, потешек. Подбираю игры и упражнения для развития

речевого дыхания, артикуляции звуков, интонационной выразительности,

выразительности движений, развития памяти и воображения.

В начале организации театрализованных занятий совместно с детьми произношу

небольшие тексты, пальчиковые игры, которые стараюсь произносить максимально

а движения выполняю синхронно с текстом или в паузах.

Для некоторых игр надеваю на пальчики бумажные колпачки или рисую на подушечках

пальцев глазки и ротик.

Пальчиковые игры побуждают детей к творчеству и в том случае, когда ребенок

придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные, на мой взгляд, движения; его

стараюсь хвалить и, если можно, дать ему возможность показать свои творческие

достижения, например, папе или бабушке.

Так как я работаю в группе компенсирующей направленности, хочу обратить особое

внимание на артикуляционную гимнастику. Она является основой формирования речевых

звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и

патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов

артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого нёба,

необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или

иной группы.

Целью артикуляционной гимнастики является выработка полноценных движений и

определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для

правильного произношения звуков.

Провожу артикуляционную гимнастику ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей

навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3 - 4 раза в день по 3 - 5

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики соблюдаю

определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.

Проводить их лучше эмоционально, я игровой форме. Каждое упражнение

выполняется по 5 -7 раз.

Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание

артикуляционной позы в одном положении).

Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и

третье даю для повторения и закрепления.

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, поскольку в таком положении у

ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном

положении.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы

самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому

ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны

находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться

небольшим ручным зеркалом (примерно 9x12 см), но тогда взрослый должен

находиться напротив ребенка лицом к нему.

Игры и упражнения направленные на развитие эмоций и творческих способностей.

Артикуляционная гимнастика.

Занимательная деятельность всегда начинается с артикуляционной гимнастики со слов

«Чоки - чоки – чоки - чок! Поработай, язычок!"

«Давайте все вместе сочиним сказку».

Жил – был язычок. Где он жил? Он жил в своем домике, который назывался рот. А была

ли в домике дверь? Была, да не одна, а целых две красная, а другая - белая (губы и зубы).

Покажите как открывается первая дверь. [Дети улыбаются и показывают сомкнутые

зубы). Откройте вторую дверь - зубы, посмотрите, что делает в доме язычок. Он

отдыхает. Давайте выпустим его погулять. Но сначала скажем волшебные слова: «Чоки -

чоки – чоки - чок! Поработай, язычок!" «Улыбка». Удерживание губ в улыбке. Зубы не

«Хоботок». («Трубочка») Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

«Заборчик». Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

Игра «Эхо».

Дети становятся лицом друг к другу. Одна группа детей то тихо, то громко произносит

«а», другая тихо отзывается «а». Можно играть используя гласные звуки, а также

сочетания «ау», «уа», «иа», «ио». Педагог достает игрушку Эхо.

Эхо: Это кто меня зовет?

Пусть шагнет скорей вперед,

А теперь шаг назад

Я друзьям очень рад. (Игрушка Эхо к каждому подходит и жмет руку.)

Игра «Вьюга»

Педагог показывает картину, на которой нарисована вьюга. По сигналу воспитателя

«Вьюга начинается» - дети тихо говорят: «у-у-у». По сигналу «Сильная вьюга» громко

говорят: «у-у-у». По сигналу «Вьюга кончается» говорят тише. По сигналу «Вьюга

кончилась» замолкают»

Проговаривание скороговорок на развитие силы голоса.

Научить наш язычок правильно, чисто и ясно произносить все звуки речи нам помогут

скороговорки. Будем говорить с различной интонацией: радостно, грустно, удивленно,

сердито: «У Ирины и Арины растут георгины».

Упражнения направленные на развитие средств выразительности (жестов,

мимики, движений).

Этюд «Старый гриб»

Старый гриб скоро упадет. Его слабая ножка не выдерживает тяжести огромной

раскисшей шляпки. Выразительные движения. Стоять, ноги расставлены, колени слегка

согнуты; плечи опущены, руки висят вдоль тела; голова клонится к плечу.

Мимика. На лице полное безразличие, апатия, мышцы лица расслаблены. (Слово «апатия»

детям можно и не говорить просто покажите им это состояние).

Этюд «Прекрасный цветочек»

Теплый солнечный лучи купал на землю и согрел маленькое семечко. Из семечка робко

проклюнулся росток. Из ростка начал расти прекрасный цветок. В от он вырос, нежится на

солнышке, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою головку в

след за солнцем»

Выразительные движения. Сесть на корточки, голову и руки опустить; поднимается

голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны – цветок расцвел. Голова при

этом слегка откидывается назад, медленный поворот вслед за солнцем.

Мимика. Глаза полузакрыты, улыбнуться.

Игры – диалоги.

В играх – диалогах дети сначала повторяют слова за педагогом. В дальнейшем они могут и

самостоятельно их обыгрывать. Чтобы сделать их декламацию более живой и

интересной, хорошо дать им предметы, соответствующие содержанию диалога, и вести их

как часть свободной творческой игры.

1. Говорит гусь Коле:

Пошел бы ты умылся, что ли.

Говорит Коле утка:

Смотреть на тебя жутко.

Говорит Коле кошка:

Дай оближу тебя немножко.

А свинья от смеха давится:

Мне мальчишка этот нравится

Дети, которые изображают животных, имитируют характерные звуки и движения этих

животных.

2. - Кто кого обидел первый?

Он меня.

Нет, он меня.

Кто кого ударил первый?

Он меня.

Нет, он меня!

Вы же раньше так дружили…

Я дружил

И я дружил!

Что же вы не поделили?

Я забыл.

И я забыл!

В процессе работы выполнения детьми упражнений наблюдалась напряженность

движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезло,

движения стали непринужденными и вместе с тем координированными. После овладения

данными умениями и навыками в театрализованной постановке юный актер примеряет на

себя роль, в которой он развивается интеллектуально, творчески, духовно и физически.

Заучивание текста роли тренирует память. Сценическое движение учит управлять своим

телом. И конечно же взаимодействие с партнерами - это особый ценный опыт общения,

формирующий умение контролировать и работать с людьми. Необходимость действовать

на сцене приучает владеть своими эмоциями, творчески раскрепощает.

Так как среда является одним из основных средств развития личности ребенка и

источником его индивидуальных знаний и социального опыта, особое внимание уделяю

созданию развивающей предметно – пространственной среды, соответствующей

требованиям ФГОС ДО. Созданная в группе богатая театрализованная предметно –

пространственная среда: настольный, теневой, пальчиковый, би-ба-бо, магнитный театры,

театр на фланелеграфе, набор кукол для разыгрывания сценок; ширма для кукольного

театра; элементы костюмов, шапочки, маски, которые обеспечивают совместную

театрализованную деятельность детей и является основой самостоятельного творчества

каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования.

Используемая литература.

Лаптева Г. В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные

занятия для детей 5 – 9 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера.

Дерягина Л.Б. Театрализованная деятельность в ДОУ. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО

«ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2015.

Воспитатели: Капралова Наталия Васильевна, Андрейчева Наталья Николаевна, МБДОУ ДС № 65 “Колосок” Старооскольского городского округа

Проект посвящён актуальной проблеме – обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Приводят к этому элементарное незнание основ правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. У детей отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Они ещё не умеют в должной степени управлять своим поведением. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями в быстро меняющейся дорожной обстановке. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения.

Поэтому главная задача родителей и педагогов – доступно разъяснить правила ребёнку, а при выборе форм обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.

Важность дошкольного приобретения навыков аргументируется тем, чтобы именно при переходе из детского сада в школу, ребёнок мог легко ориентироваться в ближайшем пространственном окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.

Цель нашей работы – формирование и развитие у детей навыков осознанного безопасного поведения на дороге.

Гипотеза состоит в предположении того, что положительная эффективность у детей старшего дошкольного возраста по формированию навыков безопасного поведения на улице может быть достигнута, если в театрализованную деятельность будет включена информация по безопасности дорожного движения.

Исходя из поставленной цели и выдвинутой гипотезы, мы решаем следующие задачи:

1. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.

2. Формировать навыки безопасного поведения в дорожной среде.

5. Расширять словарный запас детей по дорожной азбуке.

6. Развивать навыки культуры общения со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.

7. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения пешеходов.

8. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.

9. Способствовать самореализации каждого ребенка и созданию благоприятного микроклимата, развивать творческие способности.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.

Понимая значение театрализованных игр в воспитании и обучении ребёнка дошкольного возраста, мы используем это в своей работе по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения.

В основу нашего опыта работы легли следующие принципы:

1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т. е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.

2. Принцип взаимодействия «дети – дорожная среда». Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.

3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной среде.

4. Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.

5. Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция.

6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно необходимо воспитывать и родителей детей.

Новизна опыта заключается в том, что формирование навыков безопасного поведения на дороге у дошкольников в процессе театрализованной деятельности решается на основе комбинации элементов известных методик.

Педагогические технологии, используемые в работе:

1. Имитационная (моделирующая) технология обучения

Анализ конкретной ситуации. Задается реальная ситуация, которая имела те или иные последствия (положительные или отрицательные). Воспитанники должны вычленить проблему, сформулировать ее, определить, каковы были условия, какие выбирались средства решения проблемы, были ли они адекватны и почему и т. д. В данном случае анализируется уже свершившееся действие.

Решение ситуаций. Моделируется нерешенная ситуация. Воспитанники должны не только сформулировать проблему, но, разделившись на группы, разработать варианты ее решения. Затем организуется “защита” решений, коллективное обсуждение.

2. Информационно-коммуникационные технологии

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей. Использование мультимедийных презентаций по обучению дошкольников правилам дорожного движения позволяет обеспечить наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала.

Преимущества компьютера: предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка; обладает стимулом познавательной активности детей; предоставляет возможность индивидуализации обучения; позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

3. Проблемно-диалогическая технология

Образовательная деятельность строится на основе познавательно-поисковой деятельности. Вначале ООД перед детьми ставится цель в виде проблемы. Затем выстраивается цепочка вопросов и заданий, подводящая детей к «открытию» новых знаний.

Виды вопросов: вопросы на установление причинно-следственных связей (Почему? Что будет если?..); вопросы, предполагающие выбор определенного варианта ответа (К какому вида транспорта можно отнести плот? Это грузовой или пассажирский вид транспорта?); проблемная ситуация (Нужно перейти дорогу, а светофора нет. Что делать?); вопросы, требующие осознания способа действия (как ты узнал?).

Использование театрализованной деятельности в воспитательно-образовательном процессе в дошкольном учреждении – это один из самых новых и актуальных вопросов в отечественной дошкольной педагогике. Игры-драматизации, постановка спектаклей старшими дошкольниками для детей младшего возраста обеспечивают наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала.

Встреча с героями сказок несет в себе заряд положительных эмоций, что усиливает эффективность образовательной деятельности. Кроме того, введение элементов театрализованной игры в структуру организованной образовательной деятельности способствует сокращению части с объяснением и показом, продлевая тем самым длительность самостоятельной творческой деятельности ребёнка. Использование театрализованной деятельности в системе обучения детей в ДОУ позволяет педагогам решать комплекс взаимосвязанных задач, связанных с развитием безопасных действий на дороге.

В своей работе по формированию знаний о правилах дорожного движения у дошкольников мы используем различные виды театра: кукольный, настольный, пальчиковый, театр игрушек, театр картинок.

Для обобщения знаний детей по правилам дорожного движения мы, начиная со старшей группы, используем следующие формы работы: беседа-диалог, игра-драматизация, спектакль, инсценировка, кукольный театр, пантомима и другие.

К режиссерским играм в ДОУ относятся настольные театрализованные игры: настольный театр игрушек, настольный театр картинок, теневой театр, театр на фланелеграфе и по данной теме для детей в ДОУ созданы разнообразные условия для проживания всей глубины темы. Тут ребенок или взрослый сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой и самостоятельно решает проблемные ситуации. Пантомима ребенка ограничена. Ведь он действует неподвижной или малоподвижной фигурой, игрушкой. Игры-драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который при этом может использовать куклы бибабо или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, преимущественно использует свои средства выразительности: интонацию, мимику, пантомиму. Участвуя в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью, тем самым разбирая разные ситуации на дорогах города. Игры-драматизации с пальчиками – атрибуты ребенок надевает на пальцы, но, как и в драматизации, сам действует за персонажа.

Импровизация – разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки, очень сложная, но и интересная игра. Воспитание будущих пешеходов как часть общей культуры закладывается в детстве.

Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа.

Полученные знания дети закрепляли в театрализованных играх: «В гостях у инспектора ГИБДД», «Пешеходы», «Светофор – лучший друг», «Автошкола»; представлениях: «Школа светофорных наук», «Правила дорожные детям знать положено»; инсценировании сказок «на новый лад» «Колобок», «Теремок», «Репка» и т. д. с использованием элементов ПДД; также в игровых тренингах на различные темы, например, «Если ты потерялся на улице», «Ты с мамой вошёл в автобус. Свободное место было только одно. Как ты поступишь? » и т. д.

Реализация данного проекта позволила сформировать у детей необходимые представления и навыки безопасного поведения на улицах и дорогах:

1. Обогащен словарный запас детей по лексическим темам: «Безопасность дорожного движения», «Транспорт в городе», « Профессии на транспорте».

2. Систематизированы представления о различных видах транспорта, о правилах дорожного движения и дорожных знаках.

3. Изготовлены макеты дорожных знаков для самостоятельных игр, атрибуты для театрализованных игр.

4. Повышена компетентность родителей в вопросах касающихся правил дорожного движения и безопасного поведения ребёнка на улицах города.

Имитационная игра

Сценарий театрализованного представления «Правила дорожного движения» (по мотивам русской народной сказки «Теремок»).

Цель: формировать знания детей о правилах дорожного движения, дорожных знаках предупреждающего и запрещающего значения.

Закреплять знания детей о дорожных знаках;

Развивать устную связную речь;

Развивать актерское мастерство, фантазию у детей;

Воспитывать навыки осознанного пользования знаниями дорожного движения в повседневной жизни.

Материал: шапочки с изображением животных, настольный макет по ПДД. Игрушки: машина, автобус, велосипед, теремок.

Воспитатель показывает шапочки с изображением героев сказки.

– Дети, как вы думаете из какой сказки эти звери? (ответы детей)

– Правильно. Сказку эту мы знаем. А давайте придумаем новую сказку «Теремок» на новый лад. Как вы думаете, зачем нам дорога с домами и улицами? (ответы детей)

– Молодцы! Мы придумаем сказку «Теремок» с правилами дорожного движения. И так помогайте мне. Дети вместе с воспитателем начинают сказку.

Стоит в поле Теремок, Теремок. Он не низок, не высок, не высок

Вдруг по дороге Мышка бежит, увидала дорожный знак и стоит (дорожный знак «Пешеходный переход»)

Воспитатель: «Подскажите, ребята, что нужно сделать Мышке? » (перейти дорогу по пешеходному переходу)

– Правильно. Молодцы! Перешла Мышка по пешеходному переходу дорогу и пришла к Теремку. Стучит в дверь.

Никто не ответил Мышке. Зашла она в Теремок и стала жить поживать.

Вдруг по дороге Заяц бежит, увидал дорожный знак и стоит… (дорожный знак «Автобусная остановка»)

Воспитатель: «Подскажите, ребята, что нужно сделать Зайке? » (встать на остановке, дождаться автобуса и доехать на нем до Теремка)

– Правильно. Молодцы! Сел Заяц в автобус и приехал к Теремку. Стучит в дверь.

Кто, кто в Теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?

А Мышка ему отвечает: «Я Мышка-норушка. А ты кто? »

Заяц: «А я Зайка-попрыгайка»

Мышка: «Заходи! Давай вместе жить».

Зашел Зайка в Теремок и стали они жить да поживать. А мы дольше сказку продолжаем.

Стоит в поле Теремок, Теремок. Он не низок не высок, не высок.

Вдруг по дороге Лисичка бежит, увидала дорожный знак и стоит… (дорожный знак «Велосипедная дорожка»)

Воспитатель: «Подскажите, ребята, что делать Лисичке? » (ответы детей)

Правильно. Села Лисичка на велосипед и поехала к Теремку. Стучит в дверь.

Кто, кто в Теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?

Мышка ей отвечает: «Я Мышка-норушка»

Зайка: «Я Зайка-попрыгайка. А ты кто? »

Лиса: «А я Лисичка-сестричка. Давайте вместе жить»

Зашла Лисичка в Теремок и стали они вместе жить да поживать. А мы дальше сказку продолжаем.

Стоит в поле Теремок, Теремок. Он не низок, не высок, не высок.

Вдруг по дороге Волк бежит, увидал чудо трехглазое и стоит… (светофор)

Воспитатель: «Помогите, ребята, Волку. Подскажите, что ему надо делать? (ответы детей).

Правильно. Перешел Волк дорогу на зеленый свет светофора и пришел к Теремку. Сучит в дверь.

Кто, кто в Теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?

Мышка ему отвечает: «Я Мышка-норушка»

Заяц: «Я Зайка – попрыгайка»

Лиса: «А я Лисичка-сестричка. А ты кто? »

Волк: «А я Волк – зубами щелк. Давайте вместе жить».

Зашел Волк в Теремок и стали они жить да поживать. А мы дальше будем сказку рассказывать.

Стоит в поле Теремок, Теремок. Он не низок, невысок, невысок.

Вдруг по дороге Медведь на машине мчится. Увидел знак…

– Какой знак увидел Медведь? (дорожный знак «Проезд запрещен»)

Какой это знак, ребята? (запрещающий).

– Но не обратил внимания Медведь на запрещающий дорожный знак «Проезд запрещен» и помчался дальше. Да так быстро, что со всего маху врезался в Теремок. Теремок пошатнулся и развалился, а из него выскочили испуганные звери. Стали Медведя ругать, что он не соблюдает ПДД. Стыдно стало Косолапому. Попросил Медведь у всех прощения. Предложил построить новый Теремок.

Звери: «Хоть и виноват Медведь, мы ему поможем.

Чем о Теремке жалеть, лучше новый сложим! »

Воспитатель: «И стали они жить поживать и дорожные знаки и правила соблюдать. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!

Моделирование

Цель: организовать самостоятельную работу слушателей для усвоения ими эффективных способов обучения.

Задание: составить из набора слов окончание сказки «Колобок» на «новый лад».

По дорожке Колобок

Вкривь и вкось, и даже в бок

От бабули укатился

И, представьте, заблудился.

Как ему домой добраться,

Чтоб с лисой не повстречаться?

На пути его дорога,

И до дома уж немного…

Но пешеходный переход

Лишь только в метрах ста вперед,

А дом напротив оказался,

Тут Колобок наш растерялся.

1) Герой решил не рисковать

И к переходу побежать.

Ведь знают все, и даже дети,

Что жизнь важней всего на свете!

(Рисковать, решил, не, герой, переходу, и, побежать, к, все, и, знают, дети, ведь, даже, важней, на, всего, жизнь, что, свете)

2) Подумал: «Здесь пройду легко,

Опасно это, скажем честно.

(Легко, подумал, пройду, здесь, далеко, перехода, до, было, неизвестно, дальше, что, честно, скажем, опасно, это)

3) Свой вариант.

Рефлексия

Цель: обсуждение результатов совместной работы, а также увиденного и услышанного на мастер – классе.

На столах имеются грустные и веселые смайлики, участникам предлагается оценить предложенную работу.