Юлия Фесенко
Занятия по развитию подвижности артикуляционного аппарата. Упражнения по развитию у детей артикуляционной моторики
Упражнения по развитию у детей артикуляционной моторики .
Занятия по развитию подвижности артикуляционного аппарата и моторики рук , должны носить подражательный характер.
Предложите своему ребёнку немного «пообезьянничать» . Взрослый будет показывать движения, а ребёнок должен повторить движения за вами.
Показать как воет волк, (вытянуть губы вперёд и произнести звук у-у-у-у) . Следует ребёнка научить вытягивать губы трубочкой.
Научить ребёнка надувать щёки и резко «разрывать» смычку губ.
Попросить ребёнка «полакать» , как котёнок, быстро выбрасывая и втягивая язык.
Пощёлкать язычком, поцокать, как лошадки (подготовка для артикуляции звука –р- ) .
Закроем – откроем домик.
Научить ребёнка смыкать и размыкать обнажённые губы (подготовительные упражнения для артикуляции звуков с , з, ц, ш, ч, щ).
Чтобы было интересно выполнять все эти упражнения , можно превратить занятия в рассказывание занимательной сказки. Можно использовать небольшие стихотворения.
Мы в лес пойдём,
Грибов наберём.
Папу громко позовём,
Ау – ау – ау – ау.
Ай ду – ду – ду – ду – ду – ду – ду,
Сидит ворон на дубу.
Ай качи – качи – качи,
Под подушкой калачи.
Встань малыш ещё разок. Ещё разок.
Сделай маленький шажок. Топ, топ, топ, топ.
Гуси, гуси га –га –га. Пить хотите? Да – да – да.
Гуси, гуси! Вот вода. Га, га, га, га, га, га.
Чики, чики, чикалочки,
Едет Ваня на палочке, а Дуня на тележке, щёлкает орешки.
Ку – ка – ре – ку! Кур стерегу.
Куд – кудах, снеслась в кустах.
Наши уточки с утра, кря – кря – кря – кря.
Наши гуси у пруда, га –га –га.
А индюк среди двора, бал – бал – бал – бал.
Наши курочки в окно, ко –ко –ко –ко.
А как Петя – петушок, ранним утром поутру.
Нам споёт, ку – ка – ке – ку!
Так – же необходимо развивать у детей голосо – дыхательные упражнения .
Такие упражнения помогают детям на подготовительном этапе для формирования у него шипящих и свистящих звуков. Существует много игр по развитию дыхания . Вот некоторые из них :
Дуть на одуванчик, вату, пушинку, мелкие бумажки.
Налить тазик с водой и научить ребёнка дуть на мелкие предметы которые могут плавать в тазу (кораблики, рыбки, уточки) .
Пускание мыльных пузырей.
Игра на музыкальных инструментах.
Надувание воздушных шариков.
Наряду с играми по развитию дыхания необходимо учить ребёнка правильно пользоваться голосом и интонацией :
Протягивать различные гласные звуки, а – у – е – о – ю – я, разматывая при этом верёвочку. Верёвочка может быть при этом длинная или короткая в зависимости от того, какой ритм речевого выдоха у ребёнка. При длительном выдохе голос звучит долго и верёвочка получится длинной. При коротком – голос быстро обрывается, и получается короткой.
Эту игру с ребёнком можно продолжить в сочетании с гласными звуками. Игра «Кто больше скажет» , га – га – га – га, кис – кис – кис – кис, ду – ду – ду –ду, му –му – му – му, и т. д.
Развитие у детей подражательной стороны хорошо сочетается с наглядностью. Такие игры как, «Кто как говорит» , ребёнок не только учится говорить, как животные, но и запоминает их внешний вид, названия, а в дальнейшем их разновидность (домашние или дикие) .повторяя вслед за взрослым слова и фразы, ребёнок укрепляет свой артикуляционный аппарат .
Эти занятия необходимы для детей маленького возраста , у которых развивают не только понимание речи, но и произносительные возможности. Со временем ваш ребёнок научится правильно произносить не только слоги, короткие слова, но и сложные, которые включают в себя в себя два, и более слогов, и тем самым, вы поможете своим детям воспроизводить правильно слоговую структуру слова, исключая укорачивание слов, пропуски звуков в словах. Если нарушения в речи до определённого возраста не исправятся, то необходимо в таких случаях получить консультацию у логопеда.
Правильное произнесение звуков обеспечивается благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. У ребенка, имеющего общее недоразвитие речи вследствие недоразвития или мозгового поражения, нарушается подвижность органов артикуляционного аппарата.
Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9x12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, — это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научится подниматься кверху»).Если у ребенка при выполнении упражнений наблюдается саливация, то перед артикуляционной гимнастикой рекомендуется проведение следующих упражнений:
5.Произвольное закрытие рта за счет пассивно-активных движений нижних челюстей. Сначала пассивно: одна рука логопеда — под подбородком ребенка, другая — на его голове, путем надавливания и сближения руками челюсти ребенка смыкаются — движение «сплющивание». Потом это движение проделывается при помощи рук самого ребенка, затем активно без помощи рук, с помощью счета, команды.
Далее проводится выполнение тонких, дифференцированных движений языка. С этой целью целенаправленно подбираются движения, направленные на выработку нужного артикуляционного уклада, с учетом нормальной артикуляции звука и характера дефекта. Артикуляционную гимнастику лучше всего проводить в виде игр, которые подбираются с учетом возраста ребенка, характера и степени органического поражения. Рекомендуются следующие упражнения:
2. «Лопаточка». Рот открыт, губы в улыбке, положить кончик языка на нижнюю губу «лопаткой», боковые края языка касаются углов рта. В спокойном, расслабленном состоянии удерживать язык под счет до 5- 10. Следить, чтобы нижняя губа не подворачивалась, широкий кончик языка лежал на губе, не выходя за ее пределы. Если язык не получается сделать широким, можно пошлепать по нему губами, произнося пя-пя-пя, или нараспев тянуть звук [и].
17. «Барабанщик». Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка упираются в боковые верхние зубы. Многократно барабанить напряженным широким кончиком языка по верхней десне: д-д-д, постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы оставались в улыбке, звук носил характер четкого удара, чтобы отчетливо ощущалась выдыхаемая струя воздуха.
19.« Индюк». Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий язык на верхнюю губу и двигать им вперед- назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп убыстряется постепенно, добавляется звук голоса, пока не услышатся звуки, похожие на бл-бл (индюк разговаривает). Следить, чтобы язык был широким, он должен облизывать верхнюю губу. Нижняячелюстьне двигается.
25.« Гармошка». Присосать спинку языка всей плоскостью к твердому нёбу. Не отпуская языка, закрывать и открывать рот, растягивая подъязычную уздечку. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении. Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны, не провисала одна из сторон языка.
2. «Акулы». На счет «один» челюсть опускается, на «два» — челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счет «три» — челюсть опущена на место, на «четыре» — челюсть двигается влево, на «пять» — челюсть опущена, на «шесть» — челюсть выдвигается вперед, на «семь» — подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.
Внятность и четкость речи зависят от развития мышц языка, челюсти, состояния зубов, носоглотки. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок красиво и правильно говорил, следите за здоровьем зубов, состоянием прикуса и до конца пролечивайте заболевания.
Наиболее активно участвует в образовании слов язык. От его положения, от того, какую форму он принимает (распластанный и образует желоб, кончик языка сужен и касается верхних резцов и т.п.), зависит правильное произношение большинства звуков русского языка.
Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своеобразный вдох и последующий плавный выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот.
Следующим важным моментом в развитии речи является развитый фонематический слух, т.е. умение отличать речевые звуки (фонемы) от других. Это дает возможность различать близкие по звучанию слова: мал - мял, рак - лак.
Чтобы выработать хорошую дикцию у ребенка, обеспечить четкое и благозвучное произношение, мы предлагаем вам уделить внимание играм для развития речевого дыхания и фонематического слуха. Следует, играя с ребенком, правильно произносить звуки в слове, обращая внимание малыша на правильное произношение.
|
Ребенок выполняет различные мимические движения: надувает щеки, показывает язык, вытягивает губы трубочкой, широко открывает рот и т. д.
Цоканье языком, губы растянуты в широкую улыбку. Посвистывание, при этом губы вытянуты в трубочку. После отработки этих элементов ребенку предлагается несколько раз подряд два раза щелкнуть, два раза цокнуть, два раза свистнуть.
Плевание крупой. Перекатывание орехов во рту.
движения в разные стороны, выгибание языка, сжимание и разжимание языка, свертывание в трубочку, поддразнивание и т. д.
Повторение скороговорок улучшает подвижность органов артикуляции, развивает слуховое внимание, способствует правильному произнесению звуков.
Упражнение включает стихи и скороговорки с труднопроизносимыми сочетаниями звуков. Эти задания выполняются только теми детьми, которые все звуки выговаривают правильно. Запоминать скороговорки достаточно трудно, да в этом нет необходимости. Важнее правильно произнести все звуки.
Сначала ребенок громко и медленно повторяет стихотворение или скороговорку. Если у него это получается без ошибок, можно попробовать проговорить этот же текст, постепенно ускоряя темп.
Скороговорки для занятий:
Утром, присев на пригорке,
Учат сороки скороговорки.
Кар-р-р! Картошка, картонка, карета, картуз.
Кар-р-р! Карниз, карамель, карапуз.
Вез на горку Саня за собою сани.
Ехал с горки Саня, а на Сане сани.
Шел Егор через двор
С топором чинить забор.
Как у нас семья большая
Да веселая:
Два у лавки стоят,
Два учиться хотят,
Два Степана у сметаны
Объедаются,
Две Дашки у кашки
Питаются,
Две Ульки в люльке,
Одна Маша не наша,
Да и та хороша.
Братья сеяли пшеницу,
Да возили в град-столицу:
Знать, столица та была
Недалече от села.
Вот телеграмма от гиппопотама.
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят.
Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
По вторникам над мостовой
Летал воздушный шар пустой.
У храпуна - хоромы дома.
Храпит храпун в своих хоромах.
В океане плыл диван.
А на нем лежал Иван.
Так приятно в океане
Плавать,
Лежа на диване.
Вероника, Вероника,
Вареников навари-ка.
Варе и Валерику - по паре вареников.
А Толе и Боре
И того поболе!
Дорог Алику рогалик,
Алле дал рогалик Алик,
Галя Алика ругала -
А рогалик ела Алла.
Дали Маше сыворотку из-под простокваши.
Сшит колпак, связан колпак,
Да не по-колпаковски.
Цель: формирование речевого дыхания и правильного звукопроизношения.
Ход игры:
Ребенок стоит выпрямившись, затем встает на колени, поднимает руки вверх, тянется и смотрит на руки - вдох ("У жирафа рост большой..."). Приседает, обхватив руками колени и опустив голову, - выдох, с произношением звука ш-ш-ш ("...У мышонка - маленький").
Потом ребенок идет и одновременно произносит:
Наш жираф пошел домой Вместе с мышкой серенькой. У жирафа рост большой, У мышонка - маленький.
(Повторить 6-8 раз.)
|
Цель: формирование правильной артикуляции челюстей и около-ротовой мускулатуры в покое.
Материал: доска ("мостик") или широкая лента, маленькие сушки или печенье.
Ход игры:
"Мостик"-доска лежит на полу Ребенок идет по мостику, открывает рот, высовывает язык, на кончик которого ведущий кладет крекер. Пройдя мостик, ребенок съедает печенье.
Цель: развитие звуко-фонематического анализа, формирование чувства ритма, развитие способности звукоподражания.
Ход игры:
Ведущий проговаривает слоговые ряды с отстукиванием или отхлопыванием каждого слога. Ребенку говорят: "Ты - веселый попугайчик, а попугайчики повторяют каждое слово. Сможешь ли ты повторить за мной и отстукать ребром ладони каждое слово? Будь внимателен".
Ребенок и ведущий сидят друг против друга за столом. По команде ребенок начинает отстукивать и повторять слоги:
а) одинаковые - ра-ра-ра;
б) со сменой темпа (медленно - быстро) - ра-ра-ра-ра - ра-ра-ра-ра - ра-ра-ра - ра-ра-ра; ра-ра-ра-ра;
в) с наращиванием ряда - па - па-па - па-па-па - па-па-па-па - па-па-па-па-па. Необходимо следить за достижением координации голоса и движений.
Цель: развитие речевого дыхания (произнесение звука на одном выдохе, протяжно), формирование правильного произношения звука С.
Материал: кран с водой, картинка с изображением умывающихся детей.
Ход игры:
Взрослый открывает кран с водой и обращает внимание ребенка на то, как "поет" текущая из крана вода (с-с-с). Затем показывает картинку с изображением умывающихся детей и читает потешку:
Водичка, водичка, Умой мое личико, Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок!
Взрослый вместе с ребенком повторяет потешку 3-4 раза и в заключение игры предлагает ему "спеть" песенку водички. Ребенок поет "длинную песенку", т.е. произносит звук С протяжно.
Цель: развитие умения сочетать произнесение звука с началом выдоха, чередование длительного, плавного и сильного выдоха; развитие умения длительно произносить звук Ф на одном выдохе и многократно произносить звук П (п-п-п) на одном выдохе; активизация мышц губ.
Материал: таз с водой и бумажные кораблики.
Ход игры:
На маленьком столе стоит таз с водой, где плавает бумажный кораблик. Ребенок сидит на стульчике и дует на кораблик, произнося звук Ф или П.
Взрослый предлагает ребенку покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза.
Взрослый поясняет ребенку, что, для того чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы как для произнесения зву-ка Ф. Можно дуть просто - вытягивая губы трубочкой, но не надувая щеки. Кораблик при ровном "ветре" двигается плавно и уверенно плывет к цели.
"Но вот налетает порывистый ветер, - говорит взрослый, - он дует неровно: п-п-п. Ребенок повторяет и стремится пригнать кораблик к определенному месту.
Взрослый следит за тем, чтобы при произнесении звука Ф ребенок не надувал щеки; звук П произносил на одном выдохе 2-3 раза и тоже не надувал при этом щеки. Заканчивая игру, ребенок и взрослый вместе поют:
Ветер, ветерок, Натяни парусок! Кораблик гони до Волги-реки!
Ход игры:
Ведущий говорит: "Вы, наверное, видели отбойные молотки: ими работают шахтеры и дорожные рабочие вскрывают асфальт. Сейчас мы попробуем подражать этому молотку. Для этого нужно долго-долго произносить звук Д-Д-Д-Д-Д.
Затем дети пытаются проделать это упражнение в течение 3-4-х минут.
Цель: формирование навыка правильной артикуляции языка, зубов, мышц челюстно-лицевой области в стадии отправного толчка при глотании.
Ход игры:
Ведущий говорит: "У часов есть стрелки, которые все время ходят по кругу. При этом часовая стрелка движется очень медленно, минутная - побыстрее, а секундная - бежит очень быстро.
Вот и наш язычок должен научиться ходить по кругу, как стрелки часов. Для этого необходимо открыть рот и языком по внутренним стенкам верхней и нижней губы делать круговые движения слева направо и наоборот".
Дети делают упражнения по команде: "Как часовая стрелка - медленнее; как минутная - быстрее; как секундная - еще быстрее".
Ведущему необходимо следить, чтобы рот постоянно был открыт, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.
Игры на развитие артикуляционного аппарата и речи. Выполнила: Учитель-логопед МАДОУ «Детский сад «64» г. Перми Соснина Татьяна Павловна
Игра «Гол»
Положите перед ребенком ватные шарики, предложите «задуть» их в ворота. Игра способствует развитию артикуляционного аппарата.
В данной статье рассматривается значение артикуляционной гимнастики. Даны четкие рекомендации и организационные моменты по проведению упражнений. Перед знакомством с артикуляционной гимнастикой рекомендуется использовать игру «Сказочка-указочка», для уточнения названий частей лица и органов артикуляции. А также представлены основные комплексы артикуляционных упражнений, необходимых для постановки каждого конкретного звука (для свистящих, шипящих звуков, звуков Р и Л). Помимо артикуляционных упражнений для развития органов артикуляционного аппарата в логопедической практике целесообразным является использование дыхательной гимнастики, которая позволяет выработать целенаправленную воздушную струю. Все упражнения предлагаются детям в игровой форме: «Сказка о Веселом Язычке», которая имеет множество вариантов, или интерактивная сказка «В гостях у бабушки с дедушкой».
Игры и игровые упражнения
Для развития артикуляционного аппарата
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.
Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения:
Для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата,
Отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения по 3-5 минут.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. Занимаясь с детьми 3 – 4-летнего возраста, необходимо следить, чтобы они запоминали основные движения.
К детям 4 – 5 лет требования повышаются: движения должны быть более четкими и плавными, без подергиваний.
В 6 – 7-летнем возрасте дети должны выполнять упражнения в быстром темпе и уметь удерживать положение языка некоторое время без изменений.
5. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Можно использовать карточки-символы с изображением артикуляционных упражнений, элементы театрализации (с куклами), «Сказку о Веселом язычке».
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
Организация проведения артикуляционной гимнастики
1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
2. Взрослый показывает выполнение упражнения.
3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).
5. Подходить к выполнению упражнений творчески.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
Перед знакомством с артикуляционной гимнастикой я рекомендую использовать игру «Сказочка-указочка», для уточнения названий частей лица и органов артикуляции. Вначале читается стихотворение и вместе с ребенком показываются части лица и артикуляционные органы.
Не устала ты пока, Подбородок тянем вниз,
Покажи, моя рука: Чтобы с челюстью отвис.
Это – правая щека, Там – к прогулкам не привык -
Это – левая щека. Робко прячется язык.
Ты сильна, а не слаба, А вокруг-то – целый ряд -
Здравствуй, верхняя губа, Зубки нижние стоят:
Здравствуй, нижняя губа, Боковые – слева, справа,
Ты не меньше мне люба! Впереди – зубов оправа.
Есть у губ одна черта – Нёбо вместо потолка
В них улыбка заперта: Есть во рту у языка.
Вправо – правый угол рта, А когда открылся рот,
Влево – левый угол рта. Язычок пошел вперед.
Интересная картинка:
Есть и кончик, есть и спинка,
Боковые есть края –
Все про ротик знаю я!
После того, как ребенок усвоил название частей лица и артикуляционных органов, можно приступать к выполнению артикуляционных упражнений.
Каждое упражнение имеет свое название. Названия эти условные, но очень важно, чтобы дети их запоминали. Во-первых, название вызывает у ребенка интерес к упражнению, во-вторых, экономит время, т.к. логопеду не нужно всякий раз объяснять способы выполнения, а достаточно бывает лишь сказать название упражнения.
Как правило, упражнять ребенка необходимо лишь в тех движениях, которые нарушены, а также в тех, которые требуются для постановки каждого конкретного звука.
Для постановки свистящих звуков требуются следующие упражнения :
Язык на нижнюю губу.
«Горка (Киска сердится)» - открыть рот. Кончик языка упереть в нижние
Зубы, а сам язык приподнять вверх.
«Катушка» - кончик языка упереть в нижние передние зубы.
Боковые края языка прижать к верхним коренным
Зубам. Широкий язык «выкатывать» вперед и
Убирать в глубь рта.
«Чистим нижние зубки» - рот приоткрыть в улыбке, «почистить» кончиком
Языка нижние зубы с внутренней стороны, делая
Движения из стороны в сторону. Нижняя челюсть
И губы неподвижны. Движущийся из стороны в
Сторону кончик языка должен находиться у
Десен.
«Дудочка» - открыть рот и немного высунуть широкий язык.
Боковые края языка загнуты вверх. Подуть в
Получившуюся «дудочку».
Для постановки шипящих звуков требуются следующие упражнения:
«Лопаточка (Блинчик)» - открыть рот и положить широкий расслабленный
Язык на нижнюю губу.
Язык.
Бугорков (альвеол).
«Лошадка» - открыть рот и поцокать языком. Цокать медленно и
Сильно, тянуть подъязычную связку. Нижняя
Челюсть и губы не двигаются.
Закрывать.
Для постановки звука Л требуются следующие упражнения:
«Лопаточка (Блинчик)» - открыть рот и положить широкий расслабленный
Язык на нижнюю губу.
«Иголочка» - рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь
Его, сделать узким.
«Чашечка» - широко открыть рот и положить широкий
Расслабленный язык на нижнюю губу. Приподнять
Края языка, не касаясь верхних зубов.
«Грибок» - открыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая его
От неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
Язык не должен отрываться от неба.
«Качели» - высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно
То к носу, то к подбородку. Рот при этом не
Закрывать.
«Вкусное варенье» - слегка приоткрыть рот, широким языком «слизать
Варенье» с верхней губы сверху вниз и спрятать
Язык.
«Парус» - открыть рот. Поднять язык вверх и докоснуться до
Бугорков (альвеол).
«Маляр» - открыть рот. Широким кончиком языка, как
Кисточкой, водить по нёбу вперед – назад, не
Отрываясь. Нижняя челюсть не двигается.
«Часики» - приоткрыть рот. Высунуть узкий язык. Тянуться
Языком попеременно то к правому уху, то к левому.
Для постановки звука Р требуются следующие упражнения:
«Лопаточка (Блинчик)» - открыть рот и положить широкий расслабленный
Язык на нижнюю губу.
«Грибок» - открыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая его
От неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
Язык не должен отрываться от неба.
«Качели» - высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно
То к носу, то к подбородку. Рот при этом не
Закрывать.
«Вкусное варенье» - слегка приоткрыть рот, широким языком «слизать
Варенье» с верхней губы сверху вниз и спрятать
Язык.
«Парус» - открыть рот. Поднять язык вверх и докоснуться до
Бугорков (альвеол).
«Маляр» - открыть рот. Широким кончиком языка, как
Кисточкой, водить по нёбу вперед – назад, не
Отрываясь. Нижняя челюсть не двигается.
«Барабанщик» - открыть рот. Язык поднять вверх. Кончиком языка с
Силой «ударять» по бугоркам за верхними зубами и
Произносить звуки: «д – д – д …»
Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений:
Статические: «Блинчики (Лопаточка)», «Чашечка», «Иголочка», «Киска сердится», «Трубочка».
Динамические: «Часики», «Лошадка», «Грибок», «Качели», «Вкусное варенье», «Маляр», «Катушка».
Помимо артикуляционных упражнений для развития органов артикуляционного аппарата в логопедической практике используют дыхательную гимнастику, которая позволяет выработать целенаправленную воздушную струю.
«Загнать мяч в ворота» - 1 вариант: вытянуть губы вперед трубочкой и
Плавно дуть на ватный шарик, лежащий на столе
Перед ребенком, загоняя его между двумя кубиками
(это «футбольные ворота»);
2 вариант: улыбнуться, положить широкий
Передний край языка на нижнюю губу
(«Лопаточка») и плавно, со звуком Ф, сдуть ватку.
«Фокус» - улыбнуться, приоткрыв рот, положить широкий
Передний край языка на верхнюю губу так, чтобы
Боковые края его были прижаты к верхней губе, а по
Середине языка была щель-желобок, и сдуть ватку,
Положенную на кончик носа. Воздух при этом
Должен идти по середине языка, тогда ватка полетит
Вверх.
«Ветерок дует с горки» - улыбнуться, приоткрыть рот. Поставить язык
«горкой», а затем спокойно и плавно подуть по
Середине языка. Воздух должен быть холодным.
Сначала все упражнения артикуляционной гимнастики выполняются, как и положено перед зеркалом. Когда этап «зеркала» прошел, а удержание статических поз еще необходимо, ситуация игры позволяет сделать это ненавязчиво. Чередование статических и динамических поз происходит в процессе развития сюжета вполне естественно.
Широкое распространение в логопедической практике получила «Сказка о Веселом Язычке», которая имеет множество вариантов. В своей работе я использую и другую интерактивную сказку «В гостях у бабушки с дедушкой»
Интерактивная сказка «В гостях у бабушки с дедушкой»
Толстые внуки приехали в гости, («Толстячок»)
С ними худые, лишь кожа да кости, («Худышка»)
Толстые внучки приехали тоже, («Толстячок»)
С ними худые – лишь кости да кожа. («Худышка»)
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись,
Утром проснулись – в улыбочку губы, - («Улыбочка»)
Чистили мы свои верхние зубы. («Чистим зубки»)
Влево и вправо, внутри и снаружи, -
С нижними зубками тоже мы дружим.
Губки сожмем мы и рот прополощем,
И самоваром пыхтим что есть мочи. («Шарики»)
Блюдца поставим – положат блины нам. («Лопаточка»)
Дуем на блинчик – не в щёки, не мимо. («Дуем на лопаточку»)
Блинчик жуем. Завернем и надкусим («Кусаем язычок»)
Следующий блинчик – с вареньем закусим. («Вкусное варенье»)
Чашки поставим, чтоб чаю налили, («Чашечка»)
На нос подули – мы чай остудили. («Фокус»)
Чаю попили – никто не обижен. («Чашечка»)
Вкусный был завтрак – мы губки оближем. («Вкусное варенье»)
Бабушке нашей всегда помогаем –
Нитку в иголку мы быстро вдеваем. («Иголочка»)
Бабушка швы на машинке строчила
И на «зигзаг» ее переключила. («Часики», «Змейка»)
Петли иголкой она обметала,
Пуговки круглые попришивала.
Дедушка сделал для внуков качели –
Все покачаться на них мы успели. («Качели»)
После качелей мы в прятки играли:
Прятались на чердаке и в подвале. («Качели»)
Дедушка скачет на лошади ловко,
Звонкие вязнут на глине подковки. («Лошадка»)
Вот замедляет лошадка шажочки, («Лошадка»)
Вот на опушке мы видим грибочки. («Грибок»)
Мы их в корзинки скорее собрали,
Лошади «тпру!» мы у дома сказали. («Кучер»)
Вот из сарая индюшка пришла,
Важно сказала: «Бл – бл – бл - бла»! («Индюк»)
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики и дыхательных упражнений помогает: