Самый быстрый способ завязывания шнурков. Обучение в игровой форме. Упражнения для мелкой моторики

11.05.2019

Последние годы обувь для детей всё чаще выпускается не на шнурках, а на липучках или застёжках. Это, конечно, существенно облегчает процесс одевания малыша, но рано или поздно вопрос умения завязывать шнурки всё равно возникнет в жизни ребёнка и его родителей. Данный навык пригодится уже в детском саду, когда перед ребёнком станет задача самостоятельно обуть кеды или кроссовки на прогулку.

Когда лучше начать обучение

Кто-то постигает премудрость завязывания шнурков к началу обучения в школе, а кто-то вполне сносно справляется с задачей уже в четыре года

Все дети разные: кто-то постигает премудрость завязывания шнурков к началу обучения в школе, а кто-то вполне сносно справляется с задачей уже в четыре года. Психологи рекомендуют показывать способы завязывания шнурков мальчикам к пяти годам, а девочкам – к четырём. Дело в том, что маленькие леди развиваются быстрее и очень любят всякие красивые обновки, поэтому с радостью будут шнуровать свои модные ботиночки или туфельки. Занимаясь с малышом изучением способов шнуровки, прислушайтесь к некоторым рекомендациям:

  • убедитесь, что ребёнок хорошо различает правую и левую ноги;
  • выберите сначала простой способ шнуровки – петелька складывается из одного шнурка, а второй продевается под неё, также подойдёт «бабушкин узел» - петельки формируются из обоих шнурков и, перекрещиваясь, завязываются на узел;
  • сопровождайте действия малыша одним и тем же комментарием, так процесс запомнится быстрее;
  • первое время начинайте занятие с собственного примера, а затем просто сядьте рядом или за спиной у ребёнка, чтобы было легче координировать его действия, а малыш не путался, выполняя шнуровку в зеркальном отображении;
  • не настаивайте, если ребёнок сопротивляется обучению шнуровать обувь – против воли ничего делать нельзя, это не даст никаких результатов, лучше какое-то время переждать.

Развитие мелкой моторики

Немаловажно, чтобы дети учились завязывать разнообразные узлы на специальных игрушках-тренажёрах

Ещё древние мудрецы считали, что ум находится на кончиках пальцев. Современные специалисты, изучающие развитие детей, подтверждают, что мелкая моторика – это основа деятельностной и интеллектуальной линий формирования личности. Известно, что перебирание мелких предметов разных по текстуре прекрасно тренирует моторику пальчиков малыша. Вот почему врачи рекомендуют с годовалого возраста давать ребёнку рисовать на крупе, лепить, перебирать бусины. Немаловажно, чтобы дети учились завязывать разнообразные узлы на специальных игрушках-тренажёрах. Они выпускаются в виде животных, овощей, сказочных персонажей и предназначены для обучения малыша продевать шнурочки в дырочки.

Способы обучения

Начиная обучать ребёнка обращаться со шнурками, нужно запастись терпением и временем.

У кого-то получается овладеть этой премудростью сразу, а некоторые дети с трудом справляются со своими шнурками даже в первом классе. Это зависит от личностных особенностей развития детей. Существует ряд методик, которые помогают родителям научить малыша шнуровать свою обувь:

  1. Выполняйте действие вместе с ребёнком: сядьте за спиной малыша, возьмите его пальчики в свои руки и медленно начинайте завязывать узел, формировать петельку и закреплять шнуровку.
  2. Приобретите специальную игрушку-тренажёр со шнуровкой. Как правило, шнурок такой игрушки выполнен в виде гусенички, которую нужно провести через отверстие. Так ребёнок научиться продевать верёвочки в дырочки.
  3. Показывайте своим примером, что завязывать шнурки можно разными способами. Не расстраивайтесь, если первое время ребёнок путается в шнуровке, и у него не получается соединить веревочки узелком. Дайте время приноровиться к выполнению этого действия и, возможно, малыш найдёт понятный и удобный для себя способ завязывать шнурки.
  4. Устраивайте регулярные семейные соревнования, кто быстрее завяжет шнурки. Таким образом ребёнок отработает навык шнуровать обувь до автоматизма.
  5. Для того чтобы ребёнок не путался в шнурках, можно использовать специальные стихи-приговорки: например, чтобы малыш запомнил последовательность операции – узелок, а потом бантик – «Я шнурочки завяжу, Бантик всем вам покажу». Найти забавные стишки о правилах завязывания шнурков можно в интернете или в специальной литературе о развитии ребёнка:

Попросила мама сына:
- Зашнуруй-ка свой ботинок:
Раз-два - вправо,
Раз-два - влево!
- Он не хочет шнуроваться, -
Митя думал оправдаться.
И чтоб это доказать,
Узелочки стал вязать:
Раз-два - справа,
Раз-два - слева.
- Вот! Мешают узелочки
Мне продергивать шнурочки!

Зайчик-душка,
У него два ушка! - Делаем петельки из шнурков
Зайчик кустик обошёл, - Перекручиваем одну петельку вокруг другой
В норочку свою зашёл. - Просовываем петельку в дырочку.
Вот и всё! - Затягиваем!

Видео: Как научить ребёнка завязывать шнурки

Если вы начали учить ребёнка завязывать шнурки, то не отступайте от своей цели: поначалу пальчики малыша путаются, и шнуровка не получается красивой. Все придёт со временем, главное - запаситесь терпением.

Ваш ребенок никак не может научиться завязывать шнурки? Вы все время в ужасающей спешке, так как ваш ребенок испытывает трудности с обувью? Вы пытались научить вашего ребенка всему о шнурках, но ничего не получается? Если ребенок по-прежнему не умеет завязывать шнурки, несмотря на все ваши старания, эта статья может помочь. Читайте дальше, чтобы получить некоторые полезные инструкции, которые помогут вам научить ребенка завязывать шнурки.

Дети и завязывание шнурков - это довольно большая проблема для многих родителей. Поэтому, прежде чем начинать учить ребенка этому нелегкому делу, вам нужно запомнить несколько пунктов:

  • Завязывание шнурков требует мелкой моторики рук, которая начинает развиваться у детей в возрасте 5-7 лет. Если вашему ребенку еще не исполнилось пять лет, то еще слишком рано начинать его учить завязывать шнурки.
  • Убедитесь в том, что вы используете мягкие шнурки. Если два шнурка будут отличаться друг от друга по цвету, это может помочь быстрее освоить технику.
  • Вам стоит сидеть рядом с ребенком, а не напротив него. Если вы будете сидеть рядом, то ваш ребенок сможет лучше понять на вашем примере, что вы делаете. Это поможет ребенку лучше копировать ваши движения. Это также поможет вам видеть, что именно делает ваш ребенок, поэтому вы легче сможете заметить, что он делает не так.
  • Вы можете положить ботинок со шнуровкой на колени, а не надевать его на ногу. Так ваш ребенок сможет лучше рассмотреть, что происходит, и ему не придется каждый раз нагибаться и всматриваться.
  • Попросите вашего ребенка взяться за кончик шнурка. Попросите его следить за всеми вашими действиями, чтобы он мог понять, что именно вы делаете. Убедитесь в том, что вы сами проделываете все те шаги, которым вы просите вашего ребенка следовать.

Что ж, теперь пришло время рассмотреть несколько способов завязывания шнурков, которым вы можете научить своего ребенка.

Стиль волшебных пальцев

Скрестите оба шнурка, чтобы завязать простой узел. Большой и указательный пальцы правой руки вам нужно разместить перед шнурком, чтобы они были обращены к вам. Большой и указательный пальцы левой руки вам нужно разместить за шнурком, и пальцы должны быть направлены от вас. Убедитесь в том, что вы надежно держите шнурки даже мизинцами. Теперь потяните за шнурки до тех пор, пока не почувствуете напряжение. Поверните их немного так, чтобы пальцы обеих рук смотрели друг на друга. Протяните шнурки между противоположными пальцами и потяните.

Метод кролика

Скрестите шнурки, чтобы в воздухе образовался крестик. Возьмите шнурок, который оказался снизу, и перекиньте его через верхний шнурок. Потяните за шнурки, чтобы сформировать основу для узла. Используя шнурки, сделайте два ушка кролика. Убедитесь в том, что вы используете большой и указательный палец, чтобы удерживать ушки у основания. Скрестите ушки в воздухе, чтобы образовался крестик. Оберните нижнее ушко вокруг верхнего, а затем проденьте его сквозь верхнее, чтобы сделать второй узел. Потяните их в стороны и от ботинка.

Завязывайте шнурки, как профессионал

Сделайте из шнурков в воздухе крестик. Возьмите верхний шнурок и пропустите его снизу через нижнюю часть крестика. Потяните за оба шнурка, чтобы сделать узел, а затем сделайте по петле из каждого шнурка. Скрестите петли между собой. Наклоните верхнюю петлю и пропустите ее через низ крестика, после чего потяните.

Итог

Вам нужно быть терпеливыми, когда вы учите вашего ребенка завязывать шнурки. Естественно, простейший выход из ситуации - это выбирать обувь на липучках, однако нет ничего более впечатляющего, чем научить собственного ребенка завязывать шнурки. Поэтому запаситесь терпением и постарайтесь спокойно и доброжелательно объяснить ребенку все необходимые шаги.

Когда ребенок подрастает, то он . Со временем настает момент, когда перед ним стоит задача завязать шнурки на своих ботинках. Кто-то пытается сам научиться, а других детей нужно подтолкнуть к этому шагу. Родители в таком случае начинают задаваться вопросом, как научить ребенка завязывать шнурки.

Для того, чтобы ребенок хотел и мог завязать шнурки на своей обуви, необходимо придерживаться нескольких правил:

  • учитывайте возраст ребенка. Наиболее подходящий период для обучения – четыре-шесть лет;
  • помните, что девочки опережают мальчиков по своему развитию, поэтому в случае заинтересованности со стороны дочери можно предложить ей попробовать завязать шнурки раньше, чем ей исполнится 4 года. Делать это нужно при первом же желании ребенка;
  • необходимо убедиться, что ребенок знает, что такое правая и левая нога;
  • стоит выбрать только одни метод шнурования ботинок, иначе ребенок будет в них путаться;
  • при выполнении шнуровки необходимо каждый раз повторять одни и те же комментарии, чтобы ребенок их быстрее запомнил и лучше усвоил;
  • помогать завязывать шнурки лучше сидя сзади или сбоку;
  • если малыш отказывается учиться завязывать ботинки, важно не настаивать, чтобы не вызвать противоположную реакцию, когда ребенок категорически перестанет учиться выполнять шнуровку.

Варианты завязывания шнурков

Способы как можно правильно завязать шнурки, достаточно разнообразны и родитель может выбрать наиболее подходящий конкретно для своего ребенка.

Самый лучший способ – это собственный пример. Поскольку дети любят подражать взрослым, видя, как вы сами завязываете себе шнурки на обуви, со временем ребенок начнет проявлять интерес к этому процессу и просить разрешить помочь вам завязать обувь.

Необходимо сесть рядом с ребенком, поставить перед ним обувь, объяснить и показать, что петелька должна образовываться только из одного шнурка, в то время как второй шнуров продевают в полученную петельку, но не до конца. Такой метод называется «бантик».

Если ребенок будет зашнуровывать обувь так называемым «бабушкиным узлом», когда формируются сразу две петельки, то со временем такой узел быстрее развяжется.

После того, как ребенок овладел наиболее простыми и популярными способами завязывания шнурков, он может попробовать делать сложные узлы.

Игры на завязывание шнурков

Ребенок наилучшим образом усваивает информацию в игре, поэтому целесообразно приобрести для него специальную игрушку-шнуровку. Такие игрушки можно давать детям, начиная с двухлетнего возраста. В магазинах шнуровки представлены не только в виде обуви, но и в виде животных, овощей и фруктов, где надо пропустить гусеничку через отверстие. Такие развивающие игры позволят развить мелкую моторику, обучить малыша навыкам продевания веревочки через отверстие.

Прежде чем приступать к урокам , ребенка необходимо заинтересовать данным процессом, он должен захотеть научиться.

Легче всего это сделать, купив яркую красивую обувь. Особенно такой способ поможет мотивировать девочку.

Еще можно предложить ребенку пойти в какое-то интересное место (зоопарк, парк аттракционов, цирк), но лишь после того, как малыш сможет самостоятельно обуться. Либо подобрать другую мотивацию, наиболее подходящую именно вашему чаду.

Теперь нужно правильно показать весь процесс . Лучше всего завязывать шнурки, стоя позади ребенка и держа свои руки у него перед глазами. Зеркальный показ только запутает малыша.

Каждое новое действие необходимо объяснять словами. Некоторые педагоги советуют показать несколько способов шнурования, из которых ребенок сам выберет подходящий.

Используя метод подражания можно добиться быстрых результатов .

Медленно показываем каждый шаг процесса, который малыш тут же повторяет.

Это наиболее эффективный метод обучения, потому что ребенку не нужно сразу запоминать весь объем информации, и он может сосредоточиться на одном действии.

Родитель же сразу увидит тот момент, который трудно дается ученику.

После того, как малыш правильно воспроизведет весь процесс завязывания шнурков вместе с обучающим, он должен попробовать повторить навык уже самостоятельно .


Если ребенку никак не дается умение целиком , попробуйте начать с малых шагов. Можно взять веревку потолще (например, ленту для волос или яркий пояс) и просто предложить завязать на ней узел, потом сделать бантик.

После того, как малыш освоит это упражнение, переходить непосредственно к шнурованию обуви.

Существует замечательная методика , основанная на особенностях детского мышления.

Дети намного быстрее осваивают знания, поданные в виде песенки или игривого стишка.

Вы можете придумать свой или воспользоваться песней из мультфильма «Губка Боб Квадратные штаны»:

Пытаешься вязать шнурки?
Не парься – это пустяки!
Возьми шнурок, петля, крючок,
Ура! Выходит узелок!
Теперь их нужно затянуть,
Сюда продеть и повернуть.
Петля, ушко и вот — обувка не спадет!

Если не получается сочинить стишок – может помочь сказка в прозе. Главное, создать у ребенка правильные ассоциации на каждое последующее действие.

Барбоскины — 17 Серия. Шнурок

Варианты завязывания шнурков

Их существует великое множество, но, конечно, в начале обучения стоит подобрать один из самых простых. Вот самые элементарные.

Первый способ

Сделать петельку только на одном шнурке, а другой продеть в подготовленное ушко, но высунуть с другой стороны не до конца. В итоге сразу получится бантик.

Второй способ

Завязать простой узелок. Затем сформировать петельки на обоих шнурках и тоже завязать их в узелок.

Выбрав подходящий способ , не перескакивайте на другой после первого же удачного урока. Только закрепив полученный навык можно переходить к обучению другим вариантам.

Чего нельзя делать

Бросать занятия после одного урока . Чтобы хорошо закрепить умение, тренировки должны быть постоянными и систематическими. В противном случае, малыш быстро забудет полученный навык.

Мешать ребенку учиться самостоятельно, лезть с советами и практической помощью, если малыш не просит.

Ругать ребенка , если у него не все получается так, как надо. Стыдить и насмехаться когда малыш ошибается, путается или совсем ничего не понимает. Этим можно добить только стойкого нежелания обучаться процессу и развития комплекса неполноценности.

Настаивать на своем способе , в то время как ребенок придумал другой, более легкий и удобный для него. Вы в зародыше убьете желание творчески мыслить и самовыражаться.

Сравнивать его с другими детьми , особенно в неприятном для него ключе. «А вот Вася с первого раза научился правильно завязывать шнурки!»

Откладывать занятия до более подходящего возраста, если ребенок хочет научиться уже сейчас. Раз у малыша возникло подобное желание – выберите время и начните обучение.

Во время обучения каждый раз изменять словесные комментарии .

Нужно постоянно повторять одни и те же пояснения, чтобы не запутать ребенка еще больше.

В данном случае ваша креативность выйдет боком.


Настаивать на обучении , когда малыш категорически отказывается продолжать процесс усвоения навыка. В этом случае необходимо на время отказаться от учебы, переключиться на что-то другое и повторить попытку позже. Иначе вы добьетесь негативной реакции и полного нежелания что-то делать.

Игнорировать успешные результаты обучения. Хвалить малыша необходимо как можно чаще и не только за весь процесс полностью, но и за каждый удачный шаг. Таким образом вы подтолкнете его к дальнейшим успехам. Ребенок будет стараться заслужить еще больше похвалы.

Хвалить просто так , до того, как малыш хоть что-то сделал. Хитрый ребенок быстро поймет, что ему вообще не нужно стараться – все и так им восхищаются.

Продолжать обучение, когда ученик явно устал и просит отдохнуть. Вы опять же выработает отвращение к учебе в целом и завязыванию шнурков в частности.

Вместо заключения

А что делать родителям , чьи дети хотят научиться, стараются и ну никак не могут освоить процесс завязывания шнурков?

Если малышу 4-5-6 лет , отвлеките его на какое-то время, займите чем-то другим. Вернетесь к шнуркам попозже, спустя 3-6 месяцев.

Другое дело, когда научиться не может школьник 8-9 летнего возраста . В этом случае стоит обратиться к специалистам и пройти предложенное обследование, чтобы исключить какие-то расстройства и проблемы.

Процесс завязывания шнурков достаточно сложный и трудоемкий для малолетнего исследователя. Не всё может получиться сразу и навсегда.

Родителям стоит запастись любовью и терпением и не отчаиваться при неудачах малыша. Москва тоже не сразу строилась.

Детская обувь для самых маленьких неспроста имеет в качестве застежек липучки или молнии. Малыш в возрасте до трех лет точно не сможет завязать шнурки самостоятельно, а для его мамы это лишняя морока. Но рано или поздно обучить ребенка этой премудрости придется. Как научить ребенка завязывать шнурки и когда пора этим заниматься?

Подходящий возраст для знакомства со шнурками

Родители должны понимать, что завязывание узелков и бантиков - это достаточно сложная задача для детских пальчиков. Развитием мелкой моторики необходимо заниматься с самого раннего возраста ребенка. Непосредственно перед обучением завязыванию шнурков стоит провести дополнительные тренировки. Предложите ребенку нанизывать на ленту крупные бусины, макароны или другие предметы с отверстиями большого диаметра. Пускай малыш больше лепит и чаще играет мелкими игрушками. По мнению педагогов и детских психологов, оптимальный возраст для знакомства ребенка со шнурками - это 4-5 лет. Важно учитывать тот факт, что девочки развиваются быстрее мальчиков. Если ваша дочь проявляет интерес к шнуркам в возрасте 3-3,5 лет, его необходимо поощрить. А вот заниматься с мальчиком следует начать не ранее 4 полных лет. Как научить ребенка завязывать шнурки быстро и просто? Для начала постарайтесь заинтересовать малыша. Можно вдохновить юного экспериментатора собственным примером (начните чаще носить кеды или ботинки со шнуровкой) или подарить ему новые красивые кроссовки.

Занимательные игры со шнурками

Самые обычные шнурки для обуви могут превратиться в невероятно интересные игрушки. Начните с простой игры - сложите веревочку в виде какой-то фигуры на ровной поверхности и попросите ребенка повторить. Прежде чем приступать к тренировкам на настоящих ботинках, полезно научиться завязывать узелки. Покажите малышу, что можно затягивать шнурок туго, а можно не стягивать слишком сильно. Когда ребенок научится достаточно ловко завязывать узелки, устройте настоящее соревнование. Определить победу можно по одному из двух критериев: кто быстрей завяжет узел или кто сделает больше узлов. Шнурок - это универсальный предмет, способный превратиться во все, что угодно. Попробуйте дополнять им картинки в книгах или раскрасках. Благодаря эластичности шнурка, у вас обязательно получится провести линию горизонта или «нарисовать» силуэт животного.

Игрушки-шнуровки

Прежде чем переходить к практике на настоящей обуви, желательно попробовать справиться с игрушечными шнурками. Игрушки-шнуровки несложно найти в магазинах детских товаров. При желании вы за считанные минуты сможете изготовить приспособление для занимательных тренировок детских пальчиков самостоятельно. Для этого вам понадобится пара шнурков и картон. Обведите ножки ребенка или подошвы его обуви. Вырежьте получившиеся шаблоны и раскрасьте их под ботиночки. Наметьте отверстия для шнуровки, а затем проколите их, используя шило или дырокол. У вас получилась замечательная игрушка, способная помочь научить ребенка завязать шнурки. Покажите на самодельной шнуровке основные приемы. Для начала научите малыша правильно вставлять шнурок. Затем можно переходить к осваиванию узлов и бантиков.

Простой узел

Как научить ребенка завязывать шнурки, с чего начать? Тренировки на настоящей обуви желательно проводить, правильно ее обувая. Приучайте малыша с самого начала полностью вставлять ножку в ботинок, поправлять «язычки». Затем важно натянуть шнурки и только после этого следует завязать их узелком. Уделите 1-3 занятия освоению простого узла. Важно, чтобы малыш научился не только быстро и не задумываясь завязывать шнурки, но и самостоятельно их развязывать. Простой узел выполняется следующим образом: необходимо расположить два конца шнуровки крест-накрест, а затем перекрестить их еще раз и затянуть. Как научить ребенка завязывать шнурки быстро и просто дома? Можно использовать любимую считалочку, дав порядковый номер каждому действию.

«Бабушкин узел»

Один из сложнейших этапов обучения завязыванию шнурков - формирования навыка затягивания бантиков. Очень часто самый простой и популярный способ завершения шнуровки называют «бабушкиным узлом». Как научить ребенка завязывать шнурки в данной технике? Все достаточно просто: для начала перекрестите веревочки. Затем сформируйте две одинаковые петельки на каждом конце шнурка. Теперь осталось только связать петельки между собой. Освоение данной техники потребует немало терпения от родителей. Будьте готовы к тому, что обучение займет не один день. Но у вас обязательно все получится, если вы будете следовать собранным в нашей статье советам о том, как научить ребенка завязывать шнурки. Поэтапно показывайте малышу выполнение этих двух узлов. Тренировки важно проводить, расположившись рядом с ребенком. Ни в коем случае не садитесь напротив. Малышу сложно будет повторить движения, наблюдаемые «зеркально».

Сказки и стихи о приключениях шнурков

Наиболее эффективно обучение, проводимое в игровой форме. Как легко научить ребенка завязывать шнурки, зная это правило? Расскажите малышу сказку, которая поможет запомнить последовательность завязывания узелков. После перекрещивания концов шнурка, при формировании первой петельки, скажите: «Жил-был зайка, он хвастался всем, что он самый ловкий и шустрый». Сделайте вторую петельку: «А это был другой зайчишка, он хотел перехитрить своего друга». Теперь необходимо провести петлю сделанную второй вокруг первой и сказать: «Зайчик обежал зайку-хвастуна…», а затем, затягивая узелок, добавьте: «…и выиграл спор!». Вы можете придумать собственную сказку, выбрав других героев. Все еще думаете, как научить ребенка завязывать шнурки? Стишок или считалочка обязательно помогут вам в этом деле. Отличный вариант присказки для шнуровки:

Зайчик-душка,

Есть у зайки два ушка!

Кустик заяц обошел,

В норку он свою зашел!

Для обучения завязыванию шнурков подойдут совершенно любые стихи и поговорки, которые знает малыш. Самое главное - закрепить за каждой строчкой или фразой определенное действие.

Похвала полезней критики!

В среднем овладение навыком самостоятельного завязывания шнурков происходит за 3-7 дней. Предлагайте малышу поиграть в шнуровку 1-2 раза в день. Родители должны помнить о том, что чем младше ребенок, тем меньше времени он может сосредотачиваться на одном занятии. Не стремитесь превратить занятия с кроссовками в школьные уроки. Пускай это будет ненавязчивая и приятная игра. Хвалите малыша за любые успехи и старайтесь не замечать его промахов. Помните, ругать ребенка при любом обучении нельзя. Даже краткая негативная фраза может навсегда отбить у малыша желание завязывать узелки. Как научить ребенка завязывать шнурки, если он все делает «неправильно»? Некоторые малыши действительно проявляют креативность и изобретают новые варианты шнуровки. Вы будете удивлены, но переучивать не нужно. Главное, чтобы узелок был хорошо затянут, легко развязывался, а «ушки» бантика не болтались по земле.

Распространенные ошибки родителей

В завершение хотелось бы напомнить о том, чего делать категорически нельзя. Объясняйте и показывайте ребенку что-то только тогда, когда он сам об этом попросит. Пускай малыш сам решает, когда позаниматься. Не принуждайте и не заставляйте его, если он занят каким-то иным делом. Очень часто родители, думая о том, как быстро научить ребенка завязывать шнурки, забывают о чувствах маленького человека. Постарайтесь помнить о том, что малыша нельзя не только ругать, но и сравнивать с другими детьми. Напротив, полезно время от времени напоминать о том, что каждый взрослый когда-то учился обращению со шнуровками. Вселяйте в ребенка веру, что у него все получится, и положительный результат не заставит себя долго ждать.