Выплачивают ли материнский капитал за первого ребенка. Дают ли материнский капитал за первого ребенка? Пособие по уходу за несовершеннолетним ребенком

04.03.2019

Несмотря на добропорядочное отношение нашего государства к участникам Великой отечественной войны, существуют граждане, которые также принимали участие в этих событиях. Но они в силу своего возраста не могли находиться в армии, и оказывали помощь, работая в тылу.

Это люди, которые во время великой войны были детьми и подростками.

На данный период времени депутаты Государственной Думы пытаются решить данный вопрос, и на рассмотрении данного органа лежит несколько законопроектов по этому поводу. А местные власти уже начали оказывать различную помощь данной категории населения.

Законодательная база

Несмотря на то, что на Федеральном уровне данная категория граждан не признана, в нашем законодательном органе есть несколько проектов нормативных актов, которыми хотят узаконить понятие , а также определить какие льготы и иные права им предоставить.

К таким нормативным актам можно отнести проекты Федеральных Законов о детях войны, о статусе детей войны, о внесении изменений в статью 12-1 Закона о социальной помощи.

Но пока данные законодательные инициативы не приняты.

Согласно данным проектам, под категорией «дети войны» подразумеваются лица, которые были рождены в период времени с 1927 года по 1945 годы.

Региональные и муниципальные власти, пошли дальше. Ведь, согласно Федерального законодательства, они, как образования Федерации, в пределах своих бюджетов имеют право устанавливать дополнительные надбавки, компенсации и льготы некоторым категориям граждан. Поэтому некоторые субъекты Федерации, исходя из своих финансовых возможностей, приняли региональные акты, которыми дали некоторые права «детям войны».

Важно знать, что местные органы самоуправления, устанавливая льготы и компенсации «детям войны» исходили из общих прав, которые дает Федеральное законодательство для других категорий граждан, которые пользуются некоторыми привилегиями.

Перечень льгот для данной категории граждан, установленные на Федеральном уровне

Как было указано выше, законодательные акты Федерального уровня по таким гражданам еще не приняты, но исходя из их проектов, на которые ориентируются региональные власти, в них установлен определенный перечень льгот и компенсаций, которые положены таким гражданам.

Денежная надбавка к существующей пенсии. К сожалению, ее размер и периодичность не установлены, но в регионах применяются постоянные и временные выплаты. Постоянные финансовые компенсации выражаются в определенной фиксированной денежной сумме, обычно это 1500 рублей, которая доплачивается к основной пенсии. Такая надбавка подлежит постоянной индексации, поэтому с каждым годом становится больше. Временные доплаты, это единоразовая помощь, которая выплачивается к празднику – Дню Победы, или к другим торжественным датам.

Следующее, это льготы, которые предоставляются для решения вопроса при оплате коммунальных услуг . Состоят они в том, что ежемесячно, таким людям из государственного бюджета идет фиксированная сумма, которая погашает часть обязательных платежей по оплате за квартиру, воду, тепло, свет и другие аналогичные услуги.

Также такие граждане получают право на бесплатное обслуживание в медицинских учреждениях муниципального значения, а также возможность бесплатного зубопротезирования.

Следующие льготы, это получение возможности бесплатно ездить в общественном транспорте , кроме такси. Для этого некоторым выдаются специальные проездные талоны, а в некоторых регионах достаточно предъявление специального удостоверения, или справки, которая выдается органами социальной защиты.

Предоставление бесплатных медицинских препаратов , которые необходимы человеку данной категории для поддержания своего здоровья. Это делается бесплатно.

Получение бесплатных путевок на оздоровление в различных медицинских санаториях, а также компенсация проезда к ним и обратно.

Бесплатная установка стационарного телефона . Сюда входит получение номера, а также некоторые скидки на телефонную связь (льготная оплата абонентских платежей).

Компенсация по проведенным ритуальным услугам . Но этим могут воспользоваться только родственники данной категории лиц.

Как видно такие права существуют не только для категории «дети войны», но и для других «льготчиков» (например, участники ВОВ). Но за отсутствием Федерального урегулирования данного вопроса, местные образования пошли по такому пути.

Важно знать, что не во всех регионах таким лицам предоставляются вышеуказанные привилегии. Поэтому, перед тем, как начинать сбор документов, нужно для начала узнать, существуют ли они в регионе проживания человека.

Для этого можно обратиться в управление социальной защиты , которое обслуживает административный район проживания такого гражданина.

В каких регионах существуют привилегии

Прежде всего, данные социальные инициативы остались в Крыму и городе Севастополе . Это вызвано тем, что данные категории граждан имели такие льготы, находясь в составе Украины, поэтому местные власти оставили им данные привилегии. Сюда входит скидка на оплату коммунальных услуг, ежемесячная надбавка к пенсии, бесплатная медицина, протезирование, а также единовременные выплаты, которые приурочиваются к торжественным датам.

О размерах денежных пособий необходимо уточнять в местных отделениях социальной защиты населения.

Следующие регионы это Новосибирская и Амурская области. В них соответствующие положения закреплены в местном законодательстве, и лица, отнесенные к данной категории, имеют все льготы, которые были перечислены выше. Эти образования имеют хороший бюджет, поэтому помимо различных денежных надбавок, люди имеют скидки на услуги ЖКХ, бесплатную установку стационарного телефона, льготный проезд.

Размеры денежной помощи может немного различаться, и зависит от выполнения плана по сбору местных налогов.

В Вологодской и Псковской областях , также существуют соответствующие привилегии для данной категории граждан. Размер денежных пособий в данных регионах, немного меньше, чем в других, но все остальные льготы для «детей войны» сохранены в полном объеме.

Иркутская и Тверская области , сохранили все существующие льготы для таких граждан, и пытаются оставить их, несмотря на некоторые проблемы с бюджетными средствами.

Немного нужно рассказать о других регионах, где таких привилегий нет. К сожалению, к ним относятся такие мегаполисы и города центрального значения, как Москва и Санкт-Петербург . Законодательство этих субъектов, как и других федеральных образований не предусматривает льготы и компенсации детям войны, но данные граждане могут рассчитывать на привилегии, если они относятся к другим категориям льготных граждан (участники ВОВ, например).

Конечно, местные законодательные органы пытаются решить данный вопрос, но в большинстве случаев занимается выжидательная позиция в расчете на то, что данный вопрос будет утвержден на Федеральном уровне.

Важно знать, что если данная категория граждан проживает в том субъекте Российской Федерации, который не закрепил на местном законодательном уровне проблему льгот детям войны, то такие граждане не могут рассчитывать на социальную помощь. Таким людям лучше попытаться оформить на себя льготы предусмотренные другим статусным категориям.

Порядок оформления

Перечень необходимых документов следующий:

  • паспорт и свидетельство о рождении, которые подтвердят год рождения (эта категория граждан должна родиться в период с 1927 года по 1945 год);
  • справку с места жительства, а также регистрации, если они не совпадают;
  • , где будет указано, с кем проживает такой гражданин;
  • право собственности, либо договор социального или иного найма жилого помещения, где живет такое лицо, для предоставления ;
  • номер банковского счета, куда необходимо переводить начисленные денежные средства, либо заявление в котором будет указано о том, что все денежные надбавки почтальон должен приносить лично гражданину.

Следует отметить, что в связи с тем, что данный вопрос не закреплен на законодательном уровне государства, некоторые региональные власти могут добавлять к этому перечню документов дополнительные, либо наоборот упрощать сбор бумаг в сторону их количественного уменьшения. Поэтому перед тем, как начать собирать документы лучше уточнить данный вопрос.

Подтверждением факта наличия статуса «дети войны» будет специальная справка, которая обязательно выдается на руки человеку. Удостоверения даваться не могут, поскольку не утвержден их общегосударственный образец. Но она будет являться документом и подтверждением того, что лицо имеет специальные льготы.

Важно знать, что форма справки утверждается каждым субъектом Федерации отдельно, поэтому в разных регионах их формы и содержание могут отличаться.

Несмотря на то, что понятие «дети войны» в Российском законодательстве нет, и помощь им не закреплена на Федеральном уровне, многие регионы уже предоставляют таким людям различные льготы и иные блага. В каждом из них устанавливаются свои надбавки и другие привилегии, но все сводится к посильной поддержке данной категории лиц.

О государственной помощи данной категории граждан в Красноярском крае смотрите в следующем видесюжете:

Закон о детях, переживших войну, на федеральном уровне не принят (по сведениям на октябрь 2017 года). Льготы предоставляются только на местном уровне гражданам такой категории. Рассмотрим, какие имеют привилегии «дети войны» и как их получить.

Программа «дети войны» - что говорит закон?

В настоящий момент закон о «детях войны» не принят на федеральном уровне. Законопроект неоднократно вносился на рассмотрение, но отклонялся.

Некоторые регионы самостоятельно ввели статус ребенка, пережившего военное время, и определили перечень полагающихся ему льгот. Такое решение является правильным. В годы войны дети, по сути, были лишены детства (не было игрушек, занимательного досуга, походов, турслетов и т.д.). Поэтому государство обязано обеспечить таким лицам хотя бы достойную старость.

Лицам, рожденным в 1928-1945 годы, выдается медаль «Дети войны». Награда представляет собой круг золотистого цвета диаметром 32 мм, на лицевой стороне которого изображены мальчик и девочка со знаменем в руках на фоне звезды. С обратной стороны надпись – «Детство, опаленное войной 1941-1945 гг».

Важно: льготы «детям войны 1941-1945 гг» предусмотрены только на региональном уровне.

Порядок получения подобного статуса

Получить удостоверение о том, что лицо на момент ВОВ было ребенком, можно в органах соцзащиты населения региона проживания.

Необходимо предоставить:

  • паспорт;
  • заявление.

Подать бумаги можно:

  • через многофункциональный центр;
  • через органы соцзащиты населения.

Если человек лично не может подать бумаги, то их можно направить почтой или передать через доверенное лицо (в таком случае должна быть оформлена нотариальная доверенность). Срок изготовления удостоверения - 2-3 недели.

Льготы «детям войны»

В каждом регионе свои льготы и выплаты «детям войны». К ним относятся:

  • денежное пособие;
  • доплата к пенсии;
  • бесплатный проезд в общественном транспорте;
  • льгота при оплате коммунальных платежей;
  • протезирование зубов из определенного перечня материалов;
  • обеспечение некоторыми лекарственными препаратами или скидка на их покупку;
  • частичная оплата ритуальных услуг;
  • первоочередное и бесплатное подключение домашнего телефона;
  • ежегодная диспансеризация;
  • бесплатный проезд в пригородных поездах;
  • первоочередной прием в дома престарелых;
  • преимущественное право вступления в дачные, садоводческие и гаражные кооперативы.

На федеральном уровне предлагается приравнять 2 категории: «дети войны» и «труженики тыла». Если законопроект будет принят, то применяться будут следующие привилегии:

  • скидки при оплате услуг коммунальных служб;
  • получение бесплатных медицинских препаратов по показаниям врача;
  • получение социальных и медицинских услуг вне очереди;
  • бесплатный проезд на городском транспорте.
  • «Труженики тыла». Относятся к этой категории лица, работавшие с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года, а также награжденные медалями и орденами за труд в период войны.
  • Получившие за период войны знаки отличия.
  • Ветераны и инвалиды ВОВ.

Как получить льготы?

Для оформления льготы необходимо обратиться в органы социальной защиты населения. Следует предоставить:

  • паспорт;
  • удостоверение, подтверждающее определенный статус.

Бумаги можно подать:

  • явившись лично;
  • через представителя (при наличии нотариальной доверенности);
  • почтовым отправлением с уведомлением о доставке.

Таким образом, программа «дети войны» развита только в некоторых регионах. На федеральном уровне законодательный акт еще не принят. Лица, относящиеся к данной категории, вправе получить ряд привилегий. Если в субъекте РФ не установлен статус «рожденных в военное время», то гражданин может оформить иную льготу федерального уровня при соответствии определенным условиям.

  • " onclick="window.open(this.href," win2 return false > Печать
Подробности Категория: Законопроекты Опубликовано: 09.07.2014 17:25 Автор: Пресс-служба ООО «Дети войны» Просмотров: 65909

Вносится депутатами Государственной Думы: Г.А. Зюгановым, В.И. Кашиным, И.И. Мельниковым, В.Ф. Рашкиным, Н.В. Арефьевым, Ю.В. Афониным, Н.И. Васильевым, В.И. Гончаровым, Н.Н. Ивановым, В.Н. Иконниковым Н.В.Коломейцевым, А.Е. Локотем, В.М. Мархаевым, С.П. Мамаевым, И.И. Никитчуком, Т.В. Плетневой, В.Г. Поздняковым, Н.В. Разворотневым, Н.И. Сапожниковым, К.К. Тайсаевым, А.Ю. Русских, В.Н. Федоткиным, С.П. Обуховым, А.В Корниенко, А.А. Андреевым, Н.М. Харитоновым.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

«О детях войны»

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые гарантии социальной защиты детей войны в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

К категории детей войны относятся граждане Российской Федерации, родившиеся в период с 22 июня 1928 года по 3 сентября 1945 года, постоянно проживавшие на территории Союза Советских Социалистических республик в годы Великой Отечественной войны. К данной категории не относятся лица, отбывавшие наказание в местах лишения свободы в этот период.

Статья 2. Государственная политика в сфере социальной защиты детей войны

Государственная политика в отношении детей войны предусматривает:

1. реализацию мер социальной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации для детей войны;

2. выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в настоящем Федеральном законе, иных федеральных законах и нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации для детей войны;

3. информирование граждан посредством средств массовой информации о реальных событиях и испытаниях, выпавших на долю детей войны и о самоотверженном труде подростков в тылу в годы Великой Отечественной войны.

Статья 3. Организационные основы реализации функций органов государственной власти в сфере социальной защиты детей войны

1. Выработка и реализация государственной политики в сфере социальной защиты детей войны осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Статья 4. Расходные обязательства по социальной защите и социальной поддержке детей войны

1. Меры социальной поддержки, установленные подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

2. Меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии с подпунктами 2 -6 пункта 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

3. В дополнение к мерам социальной поддержки, установленным статьей 7 настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации могут устанавливать иные меры социальной поддержки законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Дополнительные меры социальной поддержки, установленные в соответствии с настоящим пунктом, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Статья 5. Законодательство Российской Федерации о детях войны

1. Законодательство Российской Федерации о детях войны состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

Статья 6. Сфера применения настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон распространяется на граждан Российской Федерации, а также на постоянно проживающих на территории Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, относящихся к категории детей войны, указанных в статье 1 настоящего Федерального закона. Меры социальной поддержки иностранных граждан, относящихся к категории детей войны, указанным в статье 7 настоящего Федерального закона, временно проживающих или временно пребывающих на территории Российской Федерации, определяются международными договорами Российской Федерации.

Глава II. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ДЕТЕЙ ВОЙНЫ

Статья 7. Социальная поддержка детей войны

1. Социальная поддержка детей войны предусматривает осуществление системы мер, включающей:

1) право на получение ежемесячной денежной выплаты;

2) бесплатный проезд всеми видами городского транспорта, на автомобильном транспорте общего пользования в сельской местности, на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения и на автобусах пригородных маршрутов в пределах области по месту жительства;

3) ежегодная диспансеризация в медицинских учреждениях субъекта РФ;

4) преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан;

5) внеочередная установка квартирного телефона;

6) внеочередной прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, на обслуживание отделениями социальной помощи на дому.

2. При наличии у данной категории лиц права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям, социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору лица данной категории, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Статья 8. Меры социальной поддержки детей войны

• Ежемесячная денежная выплата детям войны устанавливается в размере 1000 рублей.

• Гражданину, имеющему одновременно право на получение ежемесячной денежной выплаты по настоящему закону и по нескольким основаниям, указанным в пункте 1 статьи 23.1 Федерального закона от 12 января 1995 года «О ветеранах», или иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" , Федеральным законом от 10 января 2002 года "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"), ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата либо по настоящему Федеральному закону, либо по федеральному закону «О ветеранах» или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина.

3. Размер ежемесячной денежной выплаты подлежит индексации один раз в год с 1 апреля текущего года, исходя из установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период прогнозного уровня инфляции.

4. Ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

5. Ежемесячная денежная выплата производится в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере труда и социальной защиты.

6. Финансовое обеспечение расходов, предусмотренных пунктом 1 статьи 8, осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Сумма ежемесячной денежной выплаты не учитывается при исчислении размера совокупного дохода семьи (одиноко проживающего гражданина) для оценки их нуждаемости при определении права на получение субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг.

3. Меры социальной поддержки, предусмотренные подпунктами 2 - 6 пункта 1 статьи 7, настоящего Федерального закона устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Порядок предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

5. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций для финансирования мер социальной поддержки детей войны, установленных в пункте 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Глава III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 9. Общественные объединения детей войны

1. В целях защиты прав и законных интересов детей войны в соответствии с законодательством Российской Федерации могут создаваться общественные объединения детей войны.

2. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления оказывают содействие деятельности общественных объединений детей войны.

3. Решения по вопросам социальной поддержки детей войны, деятельности общественных объединений детей войны принимаются федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при участии представителей соответствующих объединений детей войны.

Статья 10. Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации о социальной защите детей войны

Должностные лица федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации о социальной защите детей войны.

Статья 11. Судебная защита прав детей войны

Дети войны имеют право на обращение в суд за защитой прав, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации мер социальной поддержки.

Статья 12. Документы, подтверждающие права дети войны

Реализация мер социальной поддержки детей войны осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для категории детей войны Правительством Российской Федерации.

Статья 13. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Президент
Российской Федерации

ДОПОЛНЕНИЕ:

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

проекта федерального закона «О детях войны»

Согласно проекту закона, к категории детей войны относятся граждане Российской Федерации, родившиеся в период с 22 июня 1928 года по 3 сентября 1945 года, постоянно проживавшие на территории Союза Советских Социалистических республик в этот период, пострадавшие в годы Великой Отечественной войны.

По данным Министерства социального развития РФ в 2013 году численность граждан, родившихся в период с 4 сентября 1927 года по 4 сентября 1945 года составляла 13 306 499 человек. Денежную выплату в настоящее время получают 862203 человека.

Учитывая то, что данные устарели на год, а данная категория граждан ежегодно уменьшается на 160000 человек, а также, что ежемесячная денежная выплата по данным минсоцразвития предоставляется 862203 гражданам этого возраста, то численность детей войны, имеющих право претендовать на ежемесячную денежную выплату, сокращается на 1 миллион человек. Кроме того, число граждан, получающих ежемесячную денежную выплату по иным основаниям, а также граждан, не имеющих права претендовать на льготы в соответствии с действующим законодательством, составляет 1,8 млн. человек.

Таким образом, число граждан имеющих право претендовать на ежемесячную денежную выплату составляет 10,5 млн. человек.

Исходя из предусмотренной в законопроекте ежемесячной денежной выплаты в размере 1000 рублей, затраты Федерального бюджета составят 10,5 млрд. рублей в месяц или 125 млрд. рублей в год.

Транспортные льготы, предусмотренные законопроектом, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Финансовые затраты на предоставление транспортных льгот ориентировочно составят следующий размер. Сегодня в регионах денежная компенсация транспортных услуг составляет в среднем 600 рублей на человека в месяц. По данным минсоцразвития льготы не получают 2315202 человека. Сумма затрат на предоставление льготного проезда на транспорте составит 1,38 млрд. рублей в месяц или 16,6 млрд. рублей в год.

Предлагается финансирование льгот, установленных пунктом 1 статьи 8 настоящего закона осуществлять за счет средств федерального бюджета, а меры социальной поддержки, предусмотренные подпунктами 3-7 пункта 1 статьи 7 осуществлять за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

«Дети войны доплата к пенсии» - количество подобных поисковых запросов говорит о повышенном интересе россиян к наличию льгот, предусмотренных для граждан, родившихся незадолго до Великой Отечественной войны, во время нее или сразу же после окончания . О том, на какие преференции могут сегодня претендовать граждане, чье детство пришлось на военные годы, читайте в настоящей статье.

Действует ли в России программа «Дети войны»

На сегодняшний день понятие «дети войны» на федеральном уровне не закреплено. Соответственно, нет и нормативно-правового акта, который бы устанавливал для этой категории граждан какие-либо персональные льготы, выплаты и прочие преференции.

В нижнюю палату парламента неоднократно вносились законопроекты, устраняющие этот пробел, но ни один из них не был принят. Например, не далее как в марте 2015 года с подобной инициативой выступила группа коммунистов, предложив ввести в действие федеральный закон «О детях войны». Действие документа предполагалось распространить на россиян, родившихся в период с 22.06.1928 по 04.09.1945 годов, проживавших во время войны на территории Советского Союза.


детям войны доплата к пенсии , равно как и другие льготы и выплаты, не полагается. Однако многие из россиян, являвшихся во время войны несовершеннолетними, могут рассчитывать на прибавку к пенсии по другим основаниям.

Например, статья 14 закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 года предусматривает для лиц старше 80 лет увеличенную фиксированную базовую часть пенсии. По состоянию на 2016 год эта сумма с учетом ежегодной индексации составляет 8 767,18 рублей (для сравнения: базовая ставка для пенсионеров моложе 80 лет - 4 383,59 рублей).

Таким образом, на повышенную пенсию сегодня могут претендовать те дети войны, кто родился в период с 1928 по 1935 годы, - именно эти граждане к 2016 году уже успели отметить 80-летний юбилей.

Важно: несмотря на отмену с 01.01.2015 года основного количества положений закона № 173, в части норм, регулирующих расчет и назначение трудовых пенсий, он продолжает действовать. К таковым относится в том числе и приведенная выше статья 14.

Выплаты детям войны в регионах

Региональное законодательство более лояльно к детям войны по сравнению с федеральным: различные льготы и выплаты для них предусмотрены примерно в 20 субъектах страны.

Условия отнесения к категории льготников варьируются - где-то, например в Белгородской области, для этого достаточно родиться в установленный временной промежуток (с 22.06.1928 по 04.09.1945 годов) и проживать в годы Великой Отечественной в СССР.

Тогда как в других регионах в качестве обязательного требования выдвигается сиротство, а именно потеря одного или обоих родителей во время ВОВ. Последние условия выдвигает, в частности, законодательство Челябинской области, а также Москвы и Санкт-Петербурга.

Перечень льгот примерно одинаков:

  • ежемесячные выплаты в размере от 400 до 1 000 рублей;
  • скидка на оплату услуг ЖКХ;
  • медицинские льготы - первоочередное обслуживание в медучреждениях, бесплатное предоставление лекарств;
  • бесплатный или льготный проезд в общественном транспорте, в том числе пригородного сообщения, и т. д.

Таким образом, для того чтобы узнать о наличии в определенном регионе каких-либо преференций для детей войны, а также об условиях отнесения к этой категории, необходимо обратиться в территориальное подразделение управления социальной защиты населения.

Аналогичные предложения выдвигались также в 2014 и 2013 годах, но все они отклонялись по различным причинам. Таким образом, на федеральном уровнедетям войны доплата к пенсии , равно как и другие льготы и выплаты, не полагается. Однако многие из россиян, являвшихся во время войны несовершеннолетними, могут рассчитывать на прибавку к пенсии по другим основаниям.

Например, статья 14 закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 года предусматривает для лиц старше 80 лет увеличенную фиксированную базовую часть пенсии. По состоянию на 2016 год эта сумма с учетом ежегодной индексации составляет 8 767,18 рублей (для сравнения: базовая ставка для пенсионеров моложе 80 лет - 4 383,59 рублей).

Таким образом, на повышенную пенсию сегодня могут претендовать те дети войны, кто родился в период с 1928 по 1935 годы, - именно эти граждане к 2016 году уже успели отметить 80-летний юбилей.

Важно: несмотря на отмену с 01.01.2015 года основного количества положений закона № 173, в части норм, регулирующих расчет и назначение трудовых пенсий, он продолжает действовать. К таковым относится в том числе и приведенная выше статья 14.

Остро и противоречиво стоит в нашем государстве вопрос выплат надбавок «детям войны». Такие выплаты положены тем гражданам, которые по состоянию на дату окончания ВОВ не достигли 18-летия. На уровне пенсионного законодательства данные доплаты должны осуществляться на ежемесячной основе.

По самым минимальным подсчетам количество граждан, которым государство должно выплачивать надбавки, достигает численности в 13 миллионов. Именно эти лица могут обратиться за осуществлением их законного права на дополнительное пенсионное обеспечение.

До сегодняшнего дня порядок предоставления финансовых доплат и льгот, не утвержден на уровне государства. Существенная часть вопросов, связанных с осуществлением пенсионных доплат, находится в компетенции тех органов власти, которые действуют на местном уровне.

Субъекты надбавок

Горячие дискуссии не прекращаются относительно тех категорий лиц, которые должны получить статус «детей войны». Изучив ситуацию, можно сделать вывод, что у людей, чье детство прошло в военный период, не могло быть нормального детства. На сегодняшний день их миллионы.

Опираясь на даты ВОВ, можно сказать, что граждане, которые сегодня находятся в возрасте 70-80 лет, являются именно теми людьми, которые родились в годы войны или же теми, чья юность прошла в столь нестабильные и опасные годы. Такие обстоятельства не позволили детям того времени жить в нормальных условиях, получать необходимое образование. Эти дети были вынуждены рано начать свою трудовую деятельность и осуществлять ее на благо нашей Родины.

В главном законодательном органе России находится несколько законопроектов, которые четко определяют признаки, которым должны соответствовать граждане, претендующие на статус «детей войны». Такие лица должны быть рождены в период с 22.07.1928 г. по 02.09.1945 г. и проживать в годы ВОВ на территории стран бывшего СССР.

Нельзя говорить сейчас о том, что данный список будет императивным, и его не расширят иными категориями лиц, которые свое военное детство провели в нужде и голоде. Расширение такого перечня позволит осуществить доплаты большему числу граждан, претерпевавшим негативные последствия войны.

Доплаты и уровень их объема

Проведя анализ законопроектов, переданных на рассмотрение законодателям, можно сделать вывод о том, что все виды доплат, положенных «детям войны» в случае принятия положений о них, будут установлены в едином размере.

Наиболее реалистичные прогнозы свидетельствуют о том, что размер таких ежемесячных надбавок будет находиться на уровне 1 тыс. руб. и будут одинаковыми для всех «детей войны», проживающих в пределах российских границ.

В планах находится и проведение ежегодного индексирования уровня доплат. Основанием для проведения индексации станут показатели экономического развития. Индексация будет осуществляться в срок до 1 апреля.

Принятие законопроектов пока не осуществилось, однако в 2018 году такие действия должны иметь место.

Уже сегодня местные органы власти принимают меры по обеспечению социальной и финансовой помощи гражданам, подпадающим под категорию «детей войны». Одним из таких примеров является Санкт-Петербург, где ежемесячные доплаты, составляющие 1,5 тыс. руб. уже выплачиваются пенсионерам. Доплаты к пенсии по 400 руб. и 600 руб. проводятся на территории Иркутска и Белгорода соответственно.

Выплаты, предусмотренные региональным законодательством, проводятся на территории 20 регионов, в том числе и в Крыму. В основе местных законопроектов лежат положения социального законодательства, устанавливающего меры социального обеспечения лицам, отнесенным к незащищенным слоям населения, и действующего на региональном уровне.

К числу тех льгот, которые являются инструментом снижения нагрузки на пенсионеров, отнесены и такие, которые позволяют им бесплатно использовать общественный транспорт для личных поездок, обслуживаться в медицинских учреждения, в том числе проходить бесплатную диспансеризацию, а также пользоваться социальными услугами, оказываемыми по месту проживания. Кроме того, таким пенсионерам может быть снижен размер оплаты услуг ЖКХ, а также цен на некоторые группы медицинских препаратов.

Как складывается ситуация в столице

Московская область, как и сама Москва, относятся к тем государственным субъектам, которые являются несознательными с точки зрения социального обеспечения лиц, относимых к «детям войны».

Социальные службы, которые функционируют в данном субъекте, не предоставляют помощи тем пенсионерам, которых можно отнести к рассматриваемой категории. Причиной тому служит отсутствие правового обоснования в местных законодательных актах.

Даже длительное проживание в данном регионе не является поводом для предоставления пенсионеру льгот и дополнительных выплат. Схожая ситуация складывается и в иных социальных сферах.

Еще в 2013 году были предприняты попытки по предоставлению «детям войны», проживающим в Москве и области, статуса «тружеников тыла». Вместе с тем были приняты попытки и по обеспечению таких лиц дополнительными льготами и отдельными выплатами, которые предусмотрены для «тружеников тыла». Законопроект, который стал выражением данной инициативы, не был утвержден.

Порядок оформления

Получение доплат, на которые может рассчитывать пенсионер, имеющий признаки «ребенка войны», возможно лишь в некоторых регионах.

Законодательством этих регионов определена обязанность по получению такими лицами статуса «детей войны», который подтверждается предоставляемым удостоверением.

Оформление осуществляется в стенах местного органа социальной защиты. В отдельных субъектах существуют различные особенности и ограничения, связанные с предоставлением льгот. К примеру, в ряде регионов на дополнительное материальное обеспечение не могут рассчитывать ветераны труда, которым уже предоставлены определенные льготы.

Лица, которые имеют намерения получить дополнительное обеспечение, должны предоставить в государственный орган паспорт и личное заявление. О необходимости предоставления дополнительных документов пенсионера уведомят сотрудники социальной службы.

До момента обращения каждый заинтересованный в выплате гражданин вправе получить консультацию от сотрудников органа социального обеспечения по вопросам положений социальных программ.

Порядок осуществления выплат

Предоставленное в социальную службу заявление подлежит рассмотрению на протяжении 2-3 недель. Принятое положительное решение является основанием для предоставления заявителю специального удостоверения. Такое удостоверение является основанием для использования льгот и получения доплат, установленных на региональном уровне.

Доплата будет начислена наряду с пенсией с того момента, как их получатель осуществил обращение в социальную службу. Фактическая выплата доплаты осуществится лишь в месяце, который является следующим за месяцем обращения.

Получение отказа в предоставлении специального статуса не лишает заявителя возможности обратиться в суд.

Принятое социальным органом решение о предоставлении специального статуса подлежит передаче в местный орган ПФ РФ.

Действия мошенников

Люди, которые находятся в преклонном возрасте и претендуют на получение дополнительных выплат, вынуждены отстаивать большие очереди в специализированных учреждениях.

Такие обстоятельства нередко используются предприимчивыми мошенниками, которые предлагают свою «помощь» на платной основе. Лица, готовые к оказанию «помощи», якобы готовы оказать свои услуги за умеренную плату. Многие из них используют поддельные удостоверения сотрудников органов социального обеспечения. Эти они и вызывают доверие пожилых лиц.

Доверчивые пенсионеры расстаются со своими сбережениями, передавая их мошенникам лишь ради получения дополнительной ежемесячной надбавки.

Сразу же после того, как деньги переданы мошеннику самим престарелым, «помощники» исчезают. Такие действия нарушителей правопорядка могут быть классифицированы по ст. 159 УК, что карается штрафом, достигающим 1 млн. руб. или тюремным заключением сроком до 10 лет.

Однако нередко розыск мошенников остается безрезультатным.