У меня есть друг занятие по психокоррекции. Конспекты индивидуальных психокоррекционных занятий по формированию интеллектуальной сферы ребенка дошкольного возраста с зпр. Упражнение «Мое настроение»

30.03.2019

Становление личности обусловлено прохождением возрастных кризисов. Личность постоянно подвергается воздействию внешних факторов, которые зачастую усугубляют негативные факторы, влияющие на кризисную ситуацию. Самым сложным и затяжным возрастным кризисом считается подростковый кризис, когда происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, возникают новые образования, но и закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок (Л.Б. Шнайдер).

Подростки ещё не взрослые, но уже не дети. Этот переходный период является труднейшим периодом в жизни человека, так как несет в себе значительные изменения в самосознании взрослеющего ребенка. В этот период формируются чувство взрослости и “Я-концепция”, появляется рефлексия, складываются мировоззрение, эго-идентичность, становится возможным самовоспитание и др.

В подростковом возрасте, когда наиболее ярко видны особые качества становления человека как личности, впервые проявляется чувство одиночества. На формирование чувства одиночества влияет определенный ряд социальных и психологических факторов, таких, как социальное отторжение или принятие и признание, отсутствие “своего” круга общения или обособление, усиление потребности в самопознании и кризиса самооценки, эмоциональная нестабильность, наличие или отсутствие в семье теплых и доверительных отношений. Ребёнок может ощущать себя одиноким в равной степени и при гиперопеке со стороны родителей, где не берутся в расчёт желания подростка и его стремление к самостоятельности, и при попустительском отношении, где родителям нет никакого дела, до того, что происходит в жизни взрослеющего ребёнка.

Кризис подросткового возраста - сложный период в развитии ребенка, часто ему нужна помощь и поддержка взрослого. Сохранение психофизического здоровья ребенка является важной задачей в период подросткового кризиса, что важно для развития и формирования гармоничной личности.

Гармоничное развитие личности ребенка возможно при сохранении и укреплении его здоровья, определяемого как состояние физического, психического и социального благополучия. Понятие психического здоровья, включает в себя благополучие ребенка в эмоциональной и познавательной сфере, развитии характера и формировании личности, в нервно-психическом состоянии детей. Эмоциональная сфера в этом возрасте зачастую бывает нестабильной. Любое замечание со стороны близких людей, педагогов, особенно при значимых других подростках (классе), может привести к острому негативному переживании, которое несёт в себе тревогу. Страх, обиду, чувство несправедливости и т.п. Помочь детям справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию, общению со сверстниками и взрослыми, снижению учебной мотивации задача взрослых, в частности школьного психолога.

В связи свыше сказанным возникла необходимость углублённой психокоррекционной работы с подростками, остро переживающими подростковый кризис. Автором была разработка коррекционной программы занятий с учащимися, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. В программе особое внимание заслуживает психокоррекционное занятие “Сосуд моей души” с использованием методов арт-терапии, которое успешно используется в работе с детьми и подростками. В данной публикации даётся подробное описание этого занятия и презентация, которую можно использовать как наглядность для обмена опыта среди коллег педагогов-психологов.

Арт-терапия - это специализированная форма психотерапии, основанная на использовании средств искусства, как правило, изобразительного, ее цель состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Изобразительная деятельность позволяет глубоко осмысливать интересующие ребенка сюжеты и предоставляет естественную возможность для развития воображения, гибкости и пластичности мышления. Через рисунок ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам.

Можно выделить несколько аспектов изобразительной деятельности ребенка: диагностический, терапевтический, катарсический, бихевиоральный, развивающий.

Диагностический аспект - продуты изобразительной деятельности, которые являются ценной информацией о психологическом развитии, эмоциональном состоянии, наличии внутренних конфликтов и переживаний ребенка.

Терапевтический аспект - процесс эмоциональной экспрессии предоставляет возможность работать не только с мыслями, но и с чувствами ребенка.

Катарсический аспект - рисование является безопасным способом разрядки напряжения, снимает фрустрацию, ослабляет чувство неполноценности.

Бихевиоральный, поведенческий аспект - в рисунке проигрываются возможные решения, анализируются ситуации и проблемы.

Развивающий аспект - в процессе изобразительной деятельности развивается воображение, гибкость и пластичность мышления.

Применение арт-терапевтических упражнений в коррекционной работе позволяет получить следующие позитивные результаты: обеспечивает эффективное эмоциональное отреагирование; облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных детей; оказывает дополнительное влияние на осознание ребенком своих чувств, переживаний, эмоциональных состояний; существенно повышает личностную ценность, содействует повышению уверенности в себе.

В отличие от многих коррекционно-развивающих направлений, арт-терапия использует “язык” визуальной и пластической экспрессии. Это особенно актуально при работе с детьми, которые не всегда могут выразить словами свое эмоциональное состояние, трудность, проблему. Находясь в творческом пространстве, ребенок получает возможность самовыражения, в результате чего происходят улучшения в его эмоциональной и поведенческой сферах. Арт-терапевтическая атмосфера способствует раскрытию ребенком своего потенциала, что также приводит к позитивным результатам психологической помощи. Важна естественная склонность ребенка к игровой деятельности, склонность к фантазии. Учитывая это при организации коррекционной работы с элементами арт-терапии, на занятиях создается особая атмосфера игры и творчества.

Эффективны арт-методы и при работе с подростками. Как правило, у них слабо развито рефлексивное “Я”, в связи, с чем им очень сложно выразить словами происходящее с ними. Также для большинства подростков характерно наличие негативной “Я-концепции”, которую можно изменить, улучшить, используя богатый ресурс арт-технологий.

Процесс художественного самовыражения напрямую связан с укреплением психического здоровья ребенка и может рассматриваться как важный психотерапевтический и психопрофилактический фактор.

Психокоррекционное занятие “Сосуд моей души”

Цель: гармонизация внутреннего мира за счёт скрытых резервов личности, развитие самосознания, повышение уверенности в себе, личностное развитие, развитие креативности.

Задачи: снижение уровня тревожности, психоэмоционального напряжения, повышение самооценки, формирование позитивного восприятия мира, творческое самовыражение.

Необходимые материалы: релаксационная музыка, стеклянные бутылки, баночки, вазочки (любые сосуды из прозрачного стекла), акриловая краска по стеклу (или витражная), кисти, подручный материал для заполнения сосуда (любая крупа, бусины, камушки, ракушки, красивые фантики, веточки, засушенные и искусственные цветы и т. п.), салфетки для вытирания рук.

Кризисные состояния у детей и подростков;

Психокоррекция и психопрофилактика конфликтности, замкнутости, тревожности;

Невротические и эмоциональные расстройства;

Развитие собственного представления о себе.

Контроль эмоционального состояния проводится до и после занятия при помощи цветового теста Люшера.

Ход занятия.

Приветствие.

Контрольная диагностика по цветовому тесту Люшера перед занятием.

Психолог:

Настрой на работу.

Психолог: “Сегодня на занятии мы с вами поговорить о душе и внутренней гармонии”.

Зачитываются строки из стихотворения Александра Блока:

“Не нарушай гармонии моей -

в ней всё светло и всё духовно.

Когда и ты душой ответишь ей,

с тобой мы связаны любовно”.

Психолог: “Как вы думаете, что такое душа? Где душа находиться? Зачем душа нужна человеку? Связаны ли наши чувства и эмоции с состоянием души, с чувством внутренней гармонии? Какой он, человек, обладающий внутренней гармонией?”.

Перед обсуждением необходимо дать детям правила по психологической безопасности.

Психолог: “Важно сейчас выслушать друг друга без оспаривания и осуждения. Просто принять всё услышанное как информацию. Каждый человек как личность индивидуален, получает свой личный жизненный опыт, начиная с рождения, воспитывается и живёт в разных условиях и т.д.”

Идёт обсуждение . Подростки высказывают своё мнение, мысли, которые приходят в ходе обсуждения. Затем озвучиваются некоторые определения души философов, психологов, поэтов и писателей.

Основное упражнение “Сосуд моей души”.

Психолог: “Представьте себе, что каждому из нас при рождении даётся сосуд души. Этот сосуд хрупок и пуст. И всю свою жизнь мы наполняем его. И от того, что мы туда положим, как и сколько, будет формироваться наш характер, наша судьба и наш внутренний мир. А будет ли в нашей душе внутренняя гармония? Как вы считаете, что это - внутренняя гармония души? Какой это человек обладающий этим качеством?”.

Идёт обсуждение.

Психолог: “Перед вами несколько сосудов. Возьмите тот, который вам хочется взять, тот который по душе. Украсьте свой сосуд, разрисуйте его так, как вам бы хотелось, как нравится. Во время работы необходимо сохранять молчание. Постарайтесь сосредоточиться на процессе”.

Включается приятная, спокойная музыка.

После того как все сосуды украшены, даётся время на подсыхание краски. В это время дети выбирают материал для наполнения сосудов. Затем заполняют сосуды выбранным материалом. При заполнении звучит та же музыка. После того, как все сосуды наполнены, участники занятия выставляют их на середину стола так, чтобы их можно было хорошо рассмотреть. Детям даётся время на изучение всех сосудов. При этом можно только спрашивать и уточнять: “Что это?”, но нельзя давать оценку “хорошо-плохо”.

Психолог: “Когда мы с вами размышлял о том, что такое душа, были разные мнения. И сейчас, когда вы видите готовые сосуды души, найдите одинаковые... Таких нет”.

Зачитывается стихотворение Надин Буре:

“Ты обрети, гармонию в душе.

И ты узнаешь, где ты проживаешь.

Ведь ты увидишь, счастье на земле.

Уж очень много, и для всех его хватает.

И ты узнаешь, как любить, и жить.

И с чистой, озарённою душою.

И как на свете, всех счастливей быть.

И как для всех быть, счастьем и судьбою.

Ты подари любовь себе, и всем...

Она к тебе в двойне вернется.

Узнаешь ты, то счастье на земле...

Когда с любовью, сердце отдается”.

Рефлексия.

Необходимо при обсуждении занятия подвести детей к тому, чтобы они сами проговорили об индивидуальности каждого из них. О принятии другого человека с его, возможно, особым складом души. Что другой тем и интересен, что он другой, также как и сосуды души на данном занятии получились разные и тем самым интересные.

Контрольная диагностика по цветовому тесту Люшера после занятия.

Психолог: “Перед вами лежат восемь цветных карточек. Необходимо выбрать карточку того цвета, который приятен, нравится больше других на данный момент и убираем её в сторону. Теперь другую карточку из семи оставшихся. И так до последней”.

Важно, чтобы подростку нравился свой заполненный сосуд, вызывал приятные чувства. Если же это не так, то необходимо в дальнейшем продолжить работу с этим ребёнком индивидуально.

Это занятие даёт и диагностические возможности. Как правило, закрытые, тревожные, ранимые, непринятые в коллективе подростки выбирают в качестве сосуда бутылки и баночки с узким верхом цветного стекла и, по возможности, после заполнения сосуда, закрывают его крышкой или чем-нибудь красивым.

Презентацию данного занятия можно использовать для педагогов-психологов как методическую разработку на семинарах по обмену опытом.

План-конспект группового психокоррекционного занятия

Тема: «Учимся мыслить: помоги Винни-Пуху разобраться…»

Для учащихся 3 класса коррекционной школы-интерната 8 вида

Подготовила и провела:

педагог-психолог: Збирун С.Н.

Цель : развитие мыслительных операций, умения обоснованно выражать свои мысли.

Задачи :

1. Развивать навыки произвольного внимания и мыслительных операций (обобщать, исключать, проводить аналогии), уметь слушать и не перебивать.

2. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

3. Закрепить полученные знания на занятии.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, презентация со слайдами, карточки с заданием, простые карандаши.

Ход занятия

1.Орг.момент. Настрой на урок. (слайд1,2,3)

Ребята, я очень рада вас сегодня видеть! Давайте улыбнёмся друг другу! Ничего сегодня не должно испортить нам настроение. Ведь:

Прекрасно все на небе! (поднять руки вверх)

Прекрасно все на земле! (опустить руки вниз)

Прекрасно все в этом мире! (показать руками)

Прекрасно все во мне!!! (обхватить себя руками)

Произошла со мной такая история. Повстречала я недавно Винни-Пуха и он рассказал мне, что с ним приключилось. Захотелось нашему мишке научиться разбираться во многих вещах, и чем больше он стал что-то узнавать, тем больше запутался. И он обратился к нам за помощью. Ребята, мы поможем Винни-Пуху? (ответы детей).

Хорошо! Но для этого нужно будет выполнить несколько заданий.

2. «Найди ошибки художника» (слайд4).

Цель: умение распознавать нелепые ситуации, расширение кругозора.

В первом задании нужно найти на картинке неверные изображения.

3. Упражнение «Подбери нужное слово» (слайд 5).

Вы молодцы! С нелепицей вы быстро справились. А со следующим заданием будет справиться не так уж просто. Здесь необходимо выбрать нужное слово, и объяснить, почему вы его выбрали.

4. Упражнение «Раздели на группы» (слайд 6 ).

Здорово! Как много вы знаете! Я думаю, что Винни-Пуху это очень поможет, без вашей помощи он бы точно не справился! Ну, пойдем те дальше. Даны две строчки со словами. Их необходимо разделить на группы. Скажите, на какие группы вы бы их разделили? И почему?

5. Игра «Составь слова» (слайд 7)

Тут вы тоже быстро справились! Молодцы! Только вот беда, в записка от мишки порвалась, и какие там были слова, теперь не понятно. И он тоже вспомнить не может. А мы теперь с вами попробуем догадаться, что это за слова. (Есть подсказка: одна – печет, вторая – течет, третья - горит).

Молодцы! Все правильно! (слайд 8)

А теперь давайте немного отдохнем. Встаньте около своих парт. Сейчас я расскажу вам, что нужно делать.

Когда я скажу слово «речка» - вы начинаете плавно двигать руками, изображая, как течет вода или как вы сами плывете по речке.

Когда скажу «печка» - вам нужно присесть, поднять руки вверх и двигать ими в кистях, изображая огонь.

Когда я скажу слово «свечка» - вам нужно встать прямо и замереть.

Слушайте меня внимательно, приготовились, начали.

Молодцы, ребята! Вы были очень внимательными. А теперь продолжаем. Садитесь и посмотрите на карточки, которые лежат у вас на столах.

6. Упражнение «Исключение лишнего предмета» (работа по карточкам)

Ребята, в следующем задании вам необходимо внимательно посмотреть на картинки и в каждой строчке найти лишний предмет и вычеркнуть его. А затем подумайте, почему он лишний (спросить детей по очереди).

7. Упражнение «Почини коврик» (слайд 9)

Молодцы! Пока со всеми заданиями вы хорошо справляетесь. Но тут обнаружилась еще одна незадачка. Винни-Пух где-то порвал себе штаны и теперь не знает, какую заплатку нужно поставить (по одному выходят к доске и показывают на слайде, какая заплатка подходит).

8. Подведение итогов. Рефлексия.

Ребята, вы справились со всеми заданиями, с которыми не мог справиться Винни-Пух. И тем самым помогли ему понять значение и определение многих слов и предметов. Что было для вас сегодня самым трудным? А, что вам понравилось больше всего? (ответы детей) Вы молодцы! Спасибо вам, большое, за работу. До новых встреч!

Дарья Злобина
Конспекты индивидуальных психокоррекционных занятий по формированию интеллектуальной сферы ребенка дошкольного возраста с ЗПР

Занятие 1

Тема : «»

Цель : развитие психических процессов .

Задачи :

1. Развитие памяти;

2. Развитие внимания;

3. Развитие мышления;

4. Развитие мелкой моторики.

Ход занятия:

1. Орг. момент

2. Игра «Угадай, что исчезло»

Цель игры : развитие внимания и памяти.

Оборудование : 5– 7 игрушек.

Инструкция : посмотри и запомни все игрушки. Закрой глаза. Открой глаза и угадай, что исчезло или появилось. Постепенно количество игрушек увеличивать.

3. Игра «Пастух»

Цель игры – развивать умение концентрировать и распределять внимание.

Оборудование : плакат и изображением стада пасущихся коров, лист с изображением одной коровы.

Инструкция : помоги пастуху найти корову по приметам (ребенку выдается лист с изображением коровы, которую ему нужно найти на плакате).

Ребенку необходимо сконцентрировать внимание на нескольких признаках : особенностях окраски туловища, форме и окраске рогов , туловища и т. д.

4. Пальчиковая гимнастика

1. Ладони на столе (на счет "раз-два" пальцы врозь - вместе.)

2. Пальчики здороваются (на счет "раз-два-три-четыре-пять" соединяются пальцы обеих рук : большой с большим, указательный с указательным и т. д.)

3. Человечек (указательный и средний пальцы правой, а потом левой руки бегают по столу).

5. Игра «Бывает - не бывает»

Цель : развитие мышления.

Оборудование : мяч

Ход игры : педагог называет какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч . Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если - нет, то мяч надо отбить. Ситуации можно предлагать разные : папа ушел на работу; поезд летит по небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять; туфли стеклянные и т. д.

6. Итог занятия занятии

Занятие 2

Тема : «Формирование интеллектуальной сферы ребенка »

Цель : развитие психических процессов .

Задачи :

1. Развитие воображения;

2. Развитие кратковременной памяти;

3. Развитие мышления;

4. Развитие мелкой моторики.

Ход занятия:

1. Орг. момент

2. Игра «Что лишнее?»

Цель : развитие мышления.

Оборудование : карточки с изображениями предметов

Ход игры : Выложить перед ребенком три карточки , относящиеся к одной смысловой группе, а четвертую из другой группы (транспорт и здание; животные и игрушка; посуда и книга и т. п.) . Ребенок должен выделить лишнюю карточку.

3. Пальчиковая гимнастика.

1. Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой руки) .

2. Козлята (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук) .

3. Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымянный соединить).

4. Игра «Сделай, как было» .

Цель : развитие памяти.

Оборудование : 5 пар предметных картинок и белый лист формата А4 .

Инструкция : посмотри внимательно и запомни все картинки. Положи так, как было.

Помощь : повторный показ в случае затруднения.

5. Игра «Давай придумывать»

Цель : развитие воображения.

Оборудование : набор предметов разной формы (палочки, шар, кольцо, коробочки, цилиндр) и карточки с изображением разных предметов определенной формы - зеркало , карандаш, яйцо, яблоко. Изображения на картинках должны быть похожи на предметы. Например : карандаш, удочка, иголка, нож - по форме похожи на палочку ; ваза, стакан, наперсток - полый цилиндр.

Ход игры : ребенок садится за стол , перед ним лежат различные предметы. Педагог садится напротив, у него карточки с картинками. Психолог показывает карточки по одной и спрашивает- Какой предмет похож на карандаш? Ребенок из набора предметов должен найти похожий.

6. Итог занятия : каких животных мы вспоминали на занятии ? Вспомни, в какие игры играли.

Занятие 3

Тема : «Формирование интеллектуальной сферы ребенка »

Цель : развитие психических процессов .

Задачи :

1. Развитие слухового восприятия;

2. Развитие воображения;

3. Развитие мышления;

4. Развитие мелкой моторики.

Ход занятия:

1. Орг. момент

2. Игра «Четыре стихии»

Цель : развитие слухового восприятия.

Ход игры : ребенок выполняет движения в соответствии со словами “Земля”-руки вниз, “Вода”-вытянуть руки вперед, “Воздух”-поднять руки вверх, “Огонь”-производить вращение руками.

3. Игра «Режим дня»

Цель : развитие мышления.

Оборудование : 8-10 сюжетных или схематических картинок о режиме дня.

Ход игры : ребенок должен рассмотреть , а затем расположить картинки в определённой последовательности и объяснить.

4. Пальчиковая гимнастика.

1. Очки (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их).

2. Флажок (большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе) .

3. Замок (на счет "раз" - ладони вместе, а насчет "два" - пальцы соединяются в "замок").

5. Игра «Продолжи рисунок»

Цель : развитие воображения.

Оборудование : бумага, карандаши.

Ход игры : предложить ребенку простую фигуру (восьмерку, две параллельные линии, квадрат, треугольник) превратить в часть более сложного рисунка. Например, из кружка можно нарисовать рожицу, мячик, колесо машины, стекло от очков.

6. Итог занятия : скажи, пожалуйста, о чем мы с тобой говорили на занятии ? Что ты рисовал сегодня? Вспомни, в какие игры играли.

Публикации по теме:

«Развитие мотивационной сферы ребенка старшего дошкольного возраста с использованием технологии коучинга» Детство – уникальный и волшебный мир. В дошкольном возрасте ребенок является первооткрывателем, исследователем мира, который его окружает.

Цикл индивидуальных занятий по развитию познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста Индивидуальное занятие № 2 Приветственная беседа с ребенком. Цель: снятие эмоционального напряжения, установление контакта с ребенком.

Перспективное планирование занятий по формированию культуры поведения у детей среднего дошкольного возраста Сентябрь I неделя Речевой этикет Беседа «Этикет. Что это?» Чтение Т. Шорыгина «Здравствуйте! До свидания!». Правила этикета «Вежливые слова».

Календарно-тематическое планирование индивидуальных коррекционных занятий Месяц Тема Цели Наименование форм работы, упражнений Сентябрь Знакомство - развитие внимания, памяти, мелкой моторики - игра на внимание.

Конспект НОД по развитию эмоционально-интеллектуальной сферы «Путешествие с Феей цветов» (старшая группа) Цель занятия: 1. Продолжать развивать у детей коммуникативные навыки: умение общаться в коллективе, контактировать друг с другом. 2.

Конспект занятия «Гармонизация эмоциональной сферы ребенка старшего дошкольного возраста» Ход: Ритуал приветствия. По очереди друг другу положили ладошки на ладошки: «Доброго дня» Я расскажу тебе одну историю. В одной стране,.

Конспекты занятий к рабочей программе по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе (ч.2 10–17 занятия) Занятие 10 Цель: развитие идентификации, мыслительных операций (обобщение, классификация, аналитико-синтетической деятельности, умения.

Конспекты занятий к рабочей программе по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе (ч.3 18–20 занятия) Занятие 18 Цель: развитие наблюдательности, логического мышления, речи, произвольной памяти и внимания. Приветствие: Игра «Приятные слова».

Коррекционно-развивающее занятие по формированию эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста Занятие №3 (часть 2) Цели: - развитие умения выражать свои эмоции; - освоение социальных форм выражения эмоций; - развитие чуткости, умения.

Методическая разработка экспресс-диагностики познавательной сферы дошкольников с ДЦП, интеллектуальной недостаточностью и ТНР Чтобы облегчить процесс диагностики и придать ему игровой характер, мною была разработана игра-презентация «Путешествие в страну умных игр».

Библиотека изображений:

Панина Светлана Ивановна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ СОШ №5
Населённый пункт: город Кропоткин Краснодарского края
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект психокоррекционного занятия в соответствии ФГОС
Дата публикации: 20.07.2017
Раздел: дошкольное образование

Форма занятия : групповая

Возрастная группа (класс):

лет, средняя (коррекционная) группа ДОУ (ЗПР

психогенного происхождения)

Продолжительность занятия: 30 мин

Тема занятия : «Таинственный остров». Дидактическая игра – путешествие.

Место и роль занятия в изучаемой теме: Коррекционное занятие на развитие

позитивных коммуникативных свойств личности.

Тип занятия: комбинированное.

Цель: воспитание позитивных коммуникативныхличностных качеств.

Задачи занятия:

Развивающие:

1.Продолжать развивать зрительное восприятие.

2. Продолжать развивать наглядно-образное мышление.

3. Формировать планирующую функцию речи.

4. Продолжать развивать целенаправленное запоминание.

5. Продолжать развивать произвольное внимание.

Коррекционные:

1. Обучать детей прием волевой саморегуляции.

3.Развивать эмоционально-волевую сферу детей с ЗПР.

Воспитательные:

1. Продолжать воспитывать внимательное отношение к сверстникам.

2. Воспитывать вежливое отношение к людям.

Ключевые компетенции, которые формируются в ходе занятия:

Умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника;

Умение эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию;

Умение решать конфликтные ситуации и т.п.; знание норм и правил, которым

необходимо следовать при общении с окружающими;

умение договариваться о совместных делах и играх;

Построение планов и их реализация и пр.; свобода выражения просьб;

Использование в процессе общения различных коммуникативных средств – речевых,

мимических, образно-жестовых.

Планируемые результаты:

освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом

высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение;

Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет

инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении,

познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;

Приобретается способность выбирать себе род занятий, участников по совместной

деятельности;

Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и

самому себе;

Обладает чувством собственного достоинства;

Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных

Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать

неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе

чувство веры в себя;

Старается разрешать конфликты;

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах

деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами

игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам

и социальным нормам;

Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и

желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний,

построения речевого высказывания в ситуации общения.

Оборудование:

1.Интерактивная доска, презентация с видами леса, моря.

2.Подушки, игрушки (из м/ф «38 попугаев»), альбомные листы, карандаши; «цветы -

анимашки» для заключительного этапа.

3.Звукоряд:

летящего

самолета;

П.И.Чайковский «Вальс цветов», «Мой садик»

План занятия: ТКЗ

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Вводный этап .

(организационный

Сюрпризный

разворачивание

постановка цели

занятия).

– Здравствуйте, ребята! Давайте

все поприветствуем друг друга.

Покажем улыбкой, как мы рады

друг друга видеть.

Скажите, вы любите

путешествовать, посещать

незнакомые интересные красивые

Дети приветствуют

воспитателя и друг друга.

Ответы детей.

Основной этап

(последовательное

решение всех

поставленных

Я так и думала. Тогда предлагаю

всем вместе отправиться в

путешествие. Для этого мы

расположимся на ковре и

представим, что это ковер –

самолет. Возьмитесь за руки,

Выполняют команду

воспитателя.

закройте глазки – и вперед.

(не громко - звук летящего

самолета)

П р е д с т а в ь т е,

поднимаемся вверх в облака, еще

выше, выше облаков, летим, ковер

покачивается.

держитесь

Дышим все легко, ровно, глубоко.

Глубокий

Нам хорошо летать, взявшись за

опускается

ниже, ниже.

(запись звуков леса, шума моря)

О т к р о й т е

таинственном острове.

(слайды природы)

Пойдемте по острову, осмотрим

Что вы видите?

Место это незнакомое, потому

надо идти и слушать каждый звук.

Вроде все спокойно и безопасно.

п о и г р а т ь.

Перед нами ручей и нам нужно

перебраться

другой, мы с вами будем прыгать

с камня на камень, но нужно быть

осторожными,

помогать

А здесь есть пещера, вход в

маленький

Давайте по очереди пролезать в

пещеру. Мальчики идут первыми,

потому что в пещере может быть

Молодцы! Теперь отдохнем.

(запись «Вальса цветов»)

Посмотрите,

цветы? Опишите их.

расцветают. Давайте представим,

что мы - цветы. Присев на пол,

Дыхательная гимнастика

Дети описывают то, что

видят на слайдах.

Переступают с «кочки на

кочку» (с листа на лист).

Пролезают в обруч.

Мальчики – первые.

Присаживаются на ковер.

Называют представленные

на слайде цветы,

описывают, (в случае

необходимости побуждать

вопросами к

употреблению

обхватим

колени-цветы

П р о с ы п а ю т с я

покачиваем

скрылось - цветы опять уснули.

Проснулись - веселые, уснули -

грустные. Опять проснулись.

Да, они живут на этом острове!

Кто назовет этот м/ф?

Представим, что мы, как и они,

Покажите

с л о н е н к а … ,

о б е з ь я н к у … ,

попугая…, удава…

Эти персонажи всегда вместе

играют, никогда не ссорятся,

потому что они друзья.

А еще тут живут зайчики.

Один из них всех боится.

Покажите, как он трясется от

Другой - смелый заяц. «Я никого

не боюсь!» - встаньте и смело

скажите это.

Дети, помните, когда-то вы

говорили, что боитесь темноты,

страшных зверей, кататься на

качелях? Здесь же, на острове, вы

стали такими смелыми и

сильными!

Сейчас я выключу музыку, а вы

вспомните, чего вы раньше

боялись. Нарисуйте все это. Когда

я хлопну в ладоши, все станет по-

другому: исчезнет страх, вы

почувствуете силу, доброту.

Рвем страхи на мелкие-мелкие

кусочки и выбрасываем в

мусорную корзину.

Знаете, на острове есть водопад.

Он тоже волшебный. Вода в нем

опустить

руки, искупаться в нем - то вода

смоет все плохое, все обиды. Вы

станете радостными, все грустное

прилагательных)

Слоненок, удав, мартышка

и попугай.

Ответы детей.

Дети движениями

изображают животных.

Повторяют слова

воспитателя.

Рисуют свои страхи.

Рвут свой рисунок,

говорят: «Я перестал

бояться…»

Опускают руки в теплую

подойдем

водопаду и окунем свои руки в

теплые струи. Вода смывает все

печали, огорчения, обиды, ссоры.

Настроение

ве с ело е,

радостное.

Заключительный

этап (подведение

итогов занятия

(обобщение),

деятельности

детей, создание

благоприятного

эмоционального

фона, выход в

другой вид

деятельности).

Закончилось наше путешествие.

Все были внимательными,

активными, дружелюбными. У

кого сложилось приятное

впечатление от занятия с друзьями

– возьмите в подарок «ромашку»,

кому было грустно и не интересно

– возьмите «грустный поникший

колокольчик». После занятия,

если захотите, можете мне

рассказать о причине, по которой

взяли колокольчик. Можете

рассказать о своих впечатлениях

своим друзьям.

Сядьте на подушки,

возвращаемся в группу.

(звук самолета)

Ну вот мы и вернулись. Всем

большое спасибо! До новых

Берут «цветок –

анимашку», делятся

впечатлениями. Садятся на

подушки, успокаиваются.

Прощаются с педагогом.

Конспект психокоррекционного занятия по развитию личности

Для детей старшего дошкольного возраста

компенсирующий направленности ФФНр /6 -7 лет/.

Тема: «Первые Отечественные космонавты».

Учитель - логопед

О.Ф. Иванова.

Дата проведения : апрель

Продолжительность : 30 минут

Цель : Прививать детям любовь к Родине и гордость за Отечественных космонавтах.

Коррекционно - образовательные задачи: - Формировать первичные знания детей о Родине и Отечественных космонавтах, профессиях людей, помогающих им в освоении космоса. - Расширять знания детей о планете Земля, Космосе, Солнечной системе;

Коррекционно - развивающие задачи: - Формировать продолжительность выдоха; - Уточнить правило написание слов с заглавной буквы. - Формирование графических навыков; - Образование родительного падежа единственного и множественного числа существительных; - Закрепить умение детей задавать вопросы со словом «Сколько» - Обогащение словаря: Отечество, планеты, звёзды, орбиты, Солнечная система, безвоздушное пространство, скафандр, спутник.

Коррекционно - воспитательные задачи: - Развитие любознательности и гордости за Отечественных космонавтов; - Развивать способность к принятию собственных решений.

Социально-коммуникативное развитие:

Развитие общения и доброжелательного взаимодействия ребёнка со сверстниками. - Активизация словаря: Родина, забота, тренировка, ловкие, смелые, отважные.

Художественно эстетическое развитие:

Развитие предпосылок смыслового восприятия окружающей действительности. - Реализация самостоятельной творческой и духовной деятельности детей.

Физическое развитие .

Овладение элементарными правилами здорового образа жизни.

Предварительная работа.

  1. Чтение и рассматривание иллюстраций книги дважды героя Советского Союза, лётчика космонавта Алексея Леонова «Выхожу в космос», энциклопедии «Космос»

О первом космическом полёте Ю.А. Гагарина вокруг Земли;

О главном конструкторе С.П. Королёве;

О первой женщине космонавте В. Н. Терешковой;

О строителях ракет;

О спортивной подготовке Отечественных космонавтах.

3. Разучивание стихов, загадок, песен о Космосе, Отечественных космонавтах

Стихи: «Наш звездолёт» . Раиль Фархади

«Космонавт». Д. Чибисов

Песни : - «И на Марсе будут яблони цвести» и музыкальный фон во время рисования.

- « Я верю друзья караваны ракет…».

Загадки :

Утром выглянем в оконце - нам навстречу светит… / Солнц е/.

Ночью светит нам она, белолицая… /Луна /.

Рассыпался горох на тысячи дорог. /Звёзды /.

Светит, сверкает, всех согревает. /Солнце /.

Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. /Месяц/ .

Ночью на небе один золотистый апельсин. Миновали две недели, апельсина мы не ели, Но осталась в небе только апельсиновая долька. /Луна/.

  1. Рассматривание марок, этикеток и значков о Космосе, глобус Земли, плакат Солнечной системы, карты космических полётов.
  2. Рисунки, аппликации, лепка детей: звёзд на ночном небе, ракет, комет, космонавтов в скафандрах.
  3. Сюжетно-ролевая игра в группе «Космос».

Материал и оборудование :

  1. Слайды по книге летчика - космонавта Алексея Леонова «Выхожу в космос».
  2. Макет ракеты, ширма, Карта космических полётов, плакат Солнечной системы.
  3. Головной убор - колпак звездочёта, борода, подзорная труба /или телескоп /, накидка.
  4. Силуэты ракет на тесьме для дыхательной гимнастики / по количеству детей /.
  5. Модель Марсианина - «Соедини по цифрам от 1 до 8», карандаши.
  6. Призовые фишки - звёзды.

Методы психокоррекции:

Регуляция психофизических и эмоциональных нагрузок связи с возрастом и индивидуальными особенностями; - музыкотерапию, психогимнастику, показ слайдов; - приемы организационных форм работы на устранение последствий неправильного воспитания. - индивидуальная помощь, ориентированная на решение проблем, связанных с нарушением коммуникативных функций, с затруднениями, возникающими при общении в логопедической группе.

Ход коррекционной деятельности :

  1. Орг. момент : Дети заходят под песню «И на Марсе будут яблони цвести».

На доске карта Космических полётов и Солнечной системы

Посмотрите внимательно на Карту Космических полётов и отгадайте загадку:

- «Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат». /Небо, звёзды, месяц /.

Кто создаёт карты Звёздного неба, Космических полётов? /Ответы детей / - Как называли людей, которые считали звёзды? /Звёздочёты или астрономы /.

Молодцы! Вы получили первую звезду (размещаем на фланелеграфе).

  1. Рассказ педагога :

С давних пор людей интересовало Солнце, Луна, звёзды, звёздное небо. Астрономы и звездочёты создавали карту Звёздного неба и карту Солнечной системы. Люди мечтали, любуясь на звёздное небо, загадывали желания и придумывали небесным телам красивые имена. Они посвящали этому всю свою жизнь

Что изобрели люди, что бы лучше различать далёкие звёзды? /Подзорную трубу, телескоп /. - Внимательно приглядитесь к звёздному небу, постарайтесь представить звёздное небо.

На секунду закройте глаза. /Звучит отрывок из «Космической оперы» Д. Маруани /

/Педагог за ширмой надевает бороду, колпак и накидку /. И встречайте гостя!

3 . Встреча со Звездочётом .

Здравствуйте, уважаемые Земляне! Это Вы пригласили меня - Звёздочёта в гости?

Знаете, почему меня зовут Звездочёт? /Человек, который считает звёзды /.

Звездочёт: Я не только звёзды считаю, а исследую все небесные тела - планеты, кометы, созвездия, чёрные дыры… Каждый день я смотрю в телескоп на звёзды, считаю их. Если появится новая звезда, даю ей новое имя, затем наношу её на карту Звёздного неба.

Куда Вы сегодня летите? / ответы детей /.

Молодцы! Вручаю вам межпланетные ракеты и вторую звезду в награду.

  1. «Летит ракета ». Дыхательная гимнастика.

Звездочёт: Ваши ракеты удачно приземлились. - Хорошо! Вы настоящие космонавты! Вручаю вам ещё одну звезду!

  1. Психогимнастика.
  2. - К ак вы готовились к полёту? / тренировались/ - Молодцы! Сейчас проверим; Космонавты, на зарядку - становись!

Звездочёт: Физическая подготовка у вас хорошая. Прекрасно подготовились, молодцы!

  1. Просмотр слайдов о Космосе .

Я с детства мечтал, наблюдал, изучал Космос.

Так хочется проверить ваши знания. Приглашаю вас в «кинозал» За каждый правильный ответ дарю вам звезду.

Что такое Земля? /Земля - это наша планета/

Посмотрите, как из Космоса выглядит восход Солнца над Землёй.

Показ слайда № 1 . Восход Солнца.

Солнце - это звезда или планета? Почему?

Какие планеты Солнечной системы вы знаете? /Венера, Марс, Сатурн, Юпитер, Плутон, Нептун /.

Великолепно! Полюбуйтесь на «Строение Солнечной системы».

Вокруг планеты Земля вы можете рассмотреть верный Спутник Земли.

Называется этот спутник …/Луна/.

Отлично! - А сможете ли Вы просто так прилететь и пройтись по Луне?

/Там, нет воздуха, поэтому на Луне низкая температура и нужен скафандр/.

Показ слайда № 2

  • Скафандр космонавта как космический корабль, только сделан по размерам человеческого тела.
  • Кто первым решился покинуть Землю и улететь в космос?

Показ слайда № 3 . Обратите внимание в скафандре - герой Советского Союза, первый лётчик-космонавт Земли и нашей Родины. Как его зовут?

  • Юрий Алексеевич Гагарин. / За правильный ответ вручается звезда/ .
  • Как зовут первую женщину космонавта?

Показ слайда № 4 . Посмотрите это портрет первой женщины Героя Советского Союза Лётчик - космонавт её имя… - Валентина Владимировна Николаева - Терешкова. Её позывной - Чайка.

Для чего нужны позывные космонавтам? /Позывные напоминают о том, что Родина всегда помнит и следит за безопасным направлением полёта /

  • А вы знаете, какой космонавт первым вышел из космического корабля в открытый космос?
  • Это дважды герой Советского Союза, лётчик-космонавт Алексей Леонов.
  • Кто написал нашу любимую книгу и нарисовал эти рисунки?

Показ слайда № 5 .

  1. «Встреча с Марсианином» .

Звездочёт /в руках телескоп /. Недавно я рассмотрел в телескоп на Марсе существо с добрым, счастливым лицом, и назвал Марсианином.

Вы хотите нарисовать Марсианина? Возьмите на столе листочки и карандаши. Соединяем точки по порядку номеров от 1 до 8. Цифру 8 с цифрой -1.

/Музыкальный фон - песня «И на Марсе будут яблони цвести»./

  • Чего нет у Марсианина? - /Нет рта, нет глаз, нет ушей, волос, пальцев… а
  • /Дети самостоятельно выбирают и дорисовывают части тела и лица/.

Звездочёт : Давайте, немного пофантазируем: придумайте имя каждый своему Марсианину, подпишите свои работы. И получите награду - Звезду!

Напоминаю правило - имя Марсианина, так же, как имя человека пишем к какой буквы?

  • Пишем с заглавной буквы /.

Дети пишут и читают - каждый своё имя , а Звездочёт награждает детей звёздами.

  • Ваши Марсиане мне понравились. Кому ещё могут понравиться добрые инопланетяне?
  • Почему они нравятся Землянам?

А мне нравитесь вы! Следующая звезда спустилась на фланелеграф!

  1. Любите путешествовать? Готовимся к посадке на Космический корабль.

Звездочёт : будущие исследователи Космоса ещё раз взгляните на Карту космических полётов и задайте мне вопрос со словом «Сколько?»

Дети друг за другом задают вопрос.

Сколько жёлтых /голубых, красных / звёзд на небе? &n

Документы для скачивания: