Когда кроха еще уютно посапывает в колыбельке, маме даже трудно представить, что однажды он пойдет в детский садик. Ведь садик - для больших, а мы еще такие маленькие! Однако, не все так просто. Ажиотаж вокруг детских садов не только не утихает, но и растет год от года, несмотря на активное строительство новых садов. Многие мамочки на своем печальном опыте убедились, что записываться в сад нужно за год-два до желаемого срока, а многие это делают аж во время беременности! Видимо, спрос на сады намного выше имеющихся в них мест.
Гораздо труднее в этом вопросе родителям, чье четырехлетнее чадо остро нуждается в специализированном детском садике или группе. Наряду с обычными садами, без какого-либо профиля, существует целая система садиков для малышей с особенностями в развитии. Например, чтобы исправить различные речевые проблемы, организованы целые логопедические детские сады. Это обычно малокомплектные садики из 4-6 групп, по 10-15 человек в каждой. Специалисты отмечают, что потребность в логопедической помощи дошкольникам растет с каждым годом, поэтому и в такой сад попасть сложно.
Как попасть в логопедческий садик?
Для начала мамочка, обеспокоенная невнятной речью малыша, должна посетить логопеда в поликлинике. Если логопед увидит проблему, обязательно направит на комиссию по приему детей в логопедический садик. Только маме придется собрать еще несколько справок: от ЛОР-врача, окулиста, педиатра и психоневролога (сейчас это не всегда обязательная справка). Вот с таким набором документов мама должна явиться на комиссию вместе с малышом. Задача комиссии (которая состоит из логопедов, психолога, иногда психоневролога) определить, действительно ли у ребенка есть отставание в речевом развитии, или просто мамочка перестраховалась. А может, родители непременно хотят записать малыша в логопедическую группу, несмотря на прекрасную речь и развитие по возрасту. И такое бывает! Если комиссия коллегиально решает, что проблема есть, то встает вопрос комплектации: а в какой именно логопедический садик нужно направить именно этого малыша? Ведь логопедические диагнозы бывают разные, в зависимости от них и набирается группа деток определенного возраста. Например, если у 4-хлетнего малыша поставлен диагноз «общее недоразвитие речи 1-2 уровня», то старший логопед смотрит, в каком садике в этом году набираются четырехлетки с ОНР. . А если у 6-летнего ребенка выявлены проблемы только со звукопроизношением (искажены шипящие, свистящие, нет Р,Л), то такого «абитуриента» направят в совершенно другую группу, подготовительную, где и программа другая, и требования к результатам обучения выше. А для заикающихся малышей вообще отдельные сады предусмотрены, со своей программой и набором специалистов (например, ведутся занятия по арттерапии)
Только после комиссии родители могут вздохнуть спокойно: 1 сентября малыш точно пойдет в тот садик, куда его зачислили. В некоторых округах Москвы комиссии пробуют проводить не в детских садах силами логопедов- практиков, а в Департаментах образования, но суть набора деток от этого не меняется.
Кроме садиков, полностью отданных под логопедические нужды, повсеместно распространены логопедические группы в обычных садах. Такие сады называются «Дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида». То есть смешанный садик. Схема набора деток сюда такая же. Качество обучения, программа обучения и квалификация логопеда везде одинаковые: как в Лого-садике, так и в саду комбинированного вида.
К сожалению, часто бывает так, что комиссия вынуждена отказать родителям в логопедической группе. Поскольку мест в садах катастрофически не хватает, отдается предпочтение детям 5-6 лет, которым через год-другой идти в школу. Считается, что им логопедическая помощь нужнее, нежели 3-летнему неговорящему крохе. В таких случаях в документах пишут «смотреть через год». То есть мама должна повторить всю процедуру ровно через год. Встает закономерный вопрос, а что делать-то весь этот год? Упущенное время не вернется, а чем раньше начнутся занятия, тем успешнее будет обучение. Но, справедливости ради, надо добавить, что нередки случаи, когда, действительно, малыш вполне может обойтись без садика, а через год прийти со значительными улучшениями в речевом развитии. И звуки появились сами, и пересказывать научился, и цвета-формы выучил! И все же, велик риск, что «неохваченный» логопедической помощью малыш больше теряет, чем приобретает. Если диагноз поставлен, родители сильно беспокоятся, а окружающие не понимают речь ребенка - категорически нельзя пускать ситуацию на самотек. Вместо сада, в котором вам отказали, есть множество детских центров, как платных, так и бесплатных, где малнькому клиенту окажут коррекционную помощь те специалисты, в которых он нуждается. Идти лучше в Медико-психолого-педагогические Центры, так как там работают не только педагоги и дефектологи, но и медики, например, психоневрологи, невропатологи и тд. Еще лучше, если в таком центре в штате есть нейропсихолог: результаты работы такого специалиста не заставят себя ждать. Благодаря такому комплексному подходу улучшится не только речевое развитие малыша, но и интеллектуальное, эмоциональное, психологическое. Обычно занятия проводятся не только в индивидуальной форме, но и в подгрупповой. На подгрупповых (4-6чел) занятиях логопеда, дефектолога или психолога ребята знакомятся с окружающим миром, с азами математики, грамоты, учатся общаться. Особо внимание дефектолог уделяет формированию логического мышления, пространственного восприятия.В таких Центрах детей также первоначально обследует комиссия из перечисленных специалистов. Это необходимо для того, чтобы понять уровень развития конкретного ребенка, его нужды, наметить общий план работы.
Если в вашем городе нет таких Центров, то вам должен оказать помощь логопед в поликлинике, но, имейте в виду, что нагрузка у них настолько велика, что и здесь вам могут отказать: «Ждите до 5 лет». Не стоит отчаиваться, ведь на сайте www. logoped.org вы найдете специалиста любой квалификации в любом городе России. В некоторых случаях частные логопеды незаменимы.
А есть ли проблема?
Наблюдательная мама никогда не оставит незамеченными проблемы малыша, как со здоровьем, так и с развитием. А вот что делать гиперчувствительным, тревожным мамам, которые склонны видеть нарушенное развитие буквально во всем? Обычно они считают, что их ребенок плохо говорит, когда ему нет и года, и бегут на консультацию к логопеду. Давайте разберемся, когда стоит успокоиться и подождать, а когда надо бить тревогу и пытаться добиться логопедического садика.
Простейшее обследование речи дома.
Его имеет смысл проводить, если крохе уже исполнилось 2 года. До этого времени он еще имеет полное право не говорить предложениями, переставлять слоги в словах так, что его никто не понимает, в том числе и мама. А вот в 2 годика многое меняется в организме малыша, активно созревают нервные клетки мозга, отвечающие за формирование речи, кроха становится взрослее, «осознаннее». Давайте узнаем, стоит ли уж так спешить определить его в логопедический садик. А может, все не так плохо?
- «Будем строить домик для зверей. Принеси кубики» (это одноступенчатая инструкция)
- «Отлично! Поставим кубики друг на друга. Помогай. А теперь отнеси эту коробку обратно и принеси нам зайку» (а это уже двухступенчатая инструкция)
- «Хорошего зайку ты принес. Только он большеват для нашего домика. Отнеси этого обратно, принеси маленького зайку и посади его в домик» (это не только трехступечатая инструкция, но еще и с предлогом В)
Проверьте, может ли малыш показать или принести разные бытовые предметы: чашку, ложку, тарелку; кубик, машинку, ведерко; колготки, ботинки, платочек и т. д.
Понимает ли он слова-действия, то есть глаголы: прыгни, сядь, подойди, открой, вытри, дунь,помаши, налей, выброси и т.д.
Если вашему малышу уже 3-4 года, пассивный словарь проверяется несколько иначе, требования выше. Попросите его спрятать мячик ПОД платок, а потом платок ПОД мячик; карандаш ЗА чашку, чашку ЗА карандаш. Попросите обязательно показать тот или иной цвет: «Где красный кубик? А где желтый?». Если трудно - это тревожный знак.
1.У 2-хлетнего крохи «каша во рту», ротик полуоткрыт при нормальных аденоидах, часто текут слюнки, высовывается язычок, который бывает слишком большим и неповоротливым
3. Если малыш весьма заметно заикается или резко перестал говорить после стрессовой ситуации.
3. Если в 3 года не произносит или заменяет звуки К, Г, Т, Д,Х, ТЬ. Также спешим к логопеду, если в 4 года малыш искажает или просто не говорит звуки С,З,Ш, Ж, Щ, Ц,Ч, Р,Л, В, а часто и мягкие варианты СЬ, ЛЬ, ЗЬ. При хорошем речевом развитии в 4-5 лет все звуки речи должны быть сформированы, трудности допускаются только при звуке РЬ, а также допустимы смешения некоторых звуков в предложениях: С-Ш (Сла Шаша по шоссе) , Р-Л (Клара иглара на кларнете). Конечно, не стоит волноваться, если 4-хлетка имеет свои «любимые» слова: ферваль, барелина, тарубетка,коклеты… Единичные случаи в расчет не принимаются.
6. В самом конце своего «домашнего» обследования проверьте еще раз и запишите, какие цвета может показать и назвать ваш малыш. Двухлетка должен легко находить такой же цвет по образцу («Вот желтый кубик. Дай такой же»), вполне может узнавать цвет по его названию «Дай красную машинку». Но называть цвета ему совсем еще необязательно. А вот в 3-4 года он уже должен называть 2-3 основных цвета. Также и со счетом. В 3 года крохе уже доступны понятия «один - много», он уже может пересчитать предметы от 1 до3-х. Также 3-4-хлетние ученики узнают и называют некоторые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Научите малыша собирать пирамидку, сначала из 3, а затем из 5 колец. Посмотрите, получилось ли у него сделать это самостоятельно. Трудно? Попросите: «Дай мне самое большое колечко. Наденем его. А теперь опять дай самое большое. И его наденем. И снова найди самое большое. Вот и собрали пирамидку! Попробуй теперь сам». Очень важно понять, как малыш умеет обучаться, как может работать самостоятельно, вне зависимости от возраста.
Если все задания ваш кроха-ученик выполнил хорошо, то вам не стоит спешить в логопедический садик. Найдите другие способы развить своего ребенка, например, поводить его на развивающие занятия, а может, позаниматься самим. Однако, если хотя бы один пункт обследования вас не удовлетворил, а малыш вел себя беспокойно, шалил, не мог сосредоточиться на задании, все хватал без цели - обратитесь к специалистам, вам обязательно помогут. Для хорошего логопеда не бывает трудных детей, все ребята индивидуальны, у всех есть сильные стороны. Увидеть эти стороны - и есть залог успеха логопедической работы!
Пятибратова Н.В.
Как попадают в логопедический сад?
Опять вставать в очередь?
Получить просто направление от логопеда, или пройти специальную комиссию?
Есть мнение, что логопедический сад - это определённое «клеймо» в личном деле ребёнка. Так ли это на самом деле?
Для начала давайте разберемся, что же такое логопедическая группа ?
Коррекционные группы подразделяются на речевые (логопедические) и группы детей с ЗПР (задержкой психо-речевого развития).
В логопедических группах ставят звуки, которых не было и исправляют неправильно произносимые (исправление дефектов речи), обогащают словарь, развивают фонематическое восприятие, связную речь, учат правильному грамматическому оформлению. В старшей и в подготовительной группе занимаются подготовкой к обучению грамоте.
В группах ЗПР работают и логопед, и дефектолог (помимо воспитателей, имеющих необходимую квалификацию).
Каждый год для разного возраста — это многоплановая работа.
Есть детские сады, где все группы речевые.
Есть — где только группы с ЗПР.
Есть сады, где группы речевые (логопедические) + группы с ЗПР + обыкновенные группы = сад комбинированного вида.
Есть обыкновенный сад, где есть логопункт. На логопункт зачисляются дети ТОЛЬКО С НАРУШЕННЫМ ПРОИЗНОШЕНИЕМ.
Но, в любом варианте, логопедическая группа в наше время — это не наказание, а скорее всего вознаграждение, потому что попасть туда стало сложнее, а общее недоразвитие речи легче исправить именно в саду, где вся работа направлена на ликвидацию этой проблемы.
Пожалуй, ни для кого уже не секрет, что в логопедических детских садах подготовка детей, не в обиду никому будет сказано, иногда гораздо сильнее, чем в массовых детских садах. Потому что детишки из логопедического детского сада приходят в школу с гораздо лучшим словарём, чем дети из обычного детского сада. Они больше знают, у них шире словарный запас, лучше сформированы многие навыки, начиная с графических навыков, звуко-буквенного анализа и заканчивая рассказами по картинкам, лучше сформированы обобщающие понятия. То есть, из логопедических садов дети приходят даже более подготовленными.
Одних родителей очень привлекает все это великолепие, и они мечтают определить своих чад именно в речевой садик. Другие опасаются логопедических детских садов, считая, что ребенок, оказавшийся в среде плохо говорящих сверстников, станет говорить еще хуже, чем прежде.
Это заблуждения. Ребенок с логопедическими проблемами не начинает говорить хуже из-за того, что общается с другими детьми со сходными нарушениями. Исключения составляют лишь те случаи, когда ребенок с нарушениями произношения оказывается в группе детей, которые заикаются. Действительно, известны случаи, когда у ребенка развивается заикание «по подражанию». Но подобных ошибок специалисты, как правило, избегают.
Итак, по тем или иным причинам вы считаете, что вашему ребенку обязательно нужен специализированный логопедический садик. Что нужно сделать, чтобы попасть в логопедический сад?
В логопедический детский сад принимаются дети в основном 4-5-летнего возраста, так как для них особенно важна коррекция речевых нарушений для успешной подготовки к обучению в школе. С 3 лет можно попасть в группу для детей с задержкой психо-речевого развития (ЗПР).
Будет очень хорошо, если Вы, уважаемые родители, уже посетите несколько образовательных учреждений. Побеседуете с заведующей/директором, о наличии свободных мест, возможно, посетите на базе учреждения консультативный пункт, где познакомитесь со специалистами.
Комплектование дошкольных учреждений для детей с нарушениями речи ведет окружная Психолого-медико-педагогическая комиссия. Адреса и телефоны окружных ПМПК в г. Москве можно посмотреть здесь.
Что конкретно нужно сделать:
С 1 октября 2010 г. изменился порядок комплектования дошкольных образовательных учреждений. Теперь порядок записи на очередь в дошкольное образовательное учреждение установлен приказом Департамента образования города Москвы от 31.08.2010 года № 1310 «Об утверждении Порядка комплектования государственных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, системы Департамента образования города Москвы».
Шаг 1 . Чтобы ребенок был направлен в детский сад для детей с ЗПР, необходимо, чтобы он был зарегистрирован в Едином электронном реестре Автоматизированной информационной системы «Комплектование ДОУ». Родителям предоставлена возможность самостоятельно зарегистрировать ребенка в этом Едином электронном реестре на сайте ec.mosedu.ru.
Вы сможете самостоятельно отслеживать продвижение очередности своего ребенка в Электронном журнале учета будущих воспитанников.
Шаг 2. Пойти к логопеду в районную поликлинику.
Логопед обследует ребенка, дает направление на прохождение ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии)
Шаг 3. Собрать для ПМПК несколько справок:
От ЛОР-врача,
Окулиста,
Педиатра,
Невропатолога (для детей младше 3 лет),
Психиатра.
Шаг 4. , позвонить и записаться на прием.
Шаг 5. В назначенный день приехать на обследование вместе с ребенком.
Что нужно взять:
Документы для прохождения ПМПКНеобходимые документы для логопедического сада:
|
Вашего ребенка будут смотреть следующие специалисты:
Логопед,
Психолог,
Иногда психоневролог.
Задача комиссии – определить, действительно ли ребенок отстает от сверстников в речевом развитии или родители просто перестраховались. А может, они непременно хотят записать малыша в логопедическую группу, несмотря на прекрасную речь и развитие по возрасту? И такое бывает!
Если комиссия решает, что проблемы у ребенка есть, то встает вопрос: в какой именно логопедический садик направить малыша? Ведь диагнозы бывают разные, в зависимости от них и набирается группа деток определенного возраста.
Например, если у 4-летнего малыша диагноз «общее недоразвитие речи (ОНР) 1-2-го уровня», то старший логопед смотрит, в каком садике в этом году набирают 4-леток с таким диагнозом.
А если у 6-летнего ребенка выявлены проблемы со звукопроизношением (искажены шипящие, свистящие, малыш не выговаривает «р» и «л»), то такого ребенка направят в другую группу - подготовительную, где и программа другая, и требования к результатам обучения выше.
Для заикающихся детишек предусмотрены вообще отдельные сады со своей программой и набором специалистов (там, например, ведутся занятия по арт-терапии).
На комиссии ребенка определяют в одну из следующих групп:
Заикания;
Общего недоразвития речи (сюда направляют детей с задержкой развития речи или грубыми лексико-грамматическими нарушениями речи);
Фонетико-фонематического нарушения речи (попросту говоря, это нарушения произношения — случаи, когда ребенок неправильно произносит 10 - 12 звуков);
Нарушения произношения отдельных звуков (2 — 3 звука).
Итак, вашего ребенка посмотрят и выдадут справку о прохождении ПМПК.
Только после комиссии родители могут вздохнуть спокойно: 1 сентября малыш точно пойдет в садик.
Кроме садов, полностью отданных под логопедические нужды, повсеместно распространены логопедические пункты в обычных садиках. О том, как попасть на логопункт, можно почитать .
Детские логопедические сады или сады с логопедическими группами по округам Москвы перечислены здесь: ,
Детский сад № 3
(С ЛОГОПЕДИЧЕСКИМИ ГРУППАМИ)
119618, Москва, м. Юго-Западная, 50 лет Октября ул., 25, к.1
Телефон: 435-8746
Детский сад № 43
(с логопедической группой)
121359, Москва, м. Молодежная, Павлова Академика ул., 7, к.2
Телефон: 149-3724
Детский сад № 77
(ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ)
121108, Москва, м. Пионерская, Герасима Курина ул., 30, к.2
Телефон: 144-0775
Детский сад № 154
Центр развития ребенка (С ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППОЙ, КРУГЛОСУТОЧНЫЙ)
121151, Москва, м. Студенческая, Дунаевского ул., 10
Телефон: 249-3429
Детский сад № 216
119415, Москва, м. Проспект Вернадского, Ленинский просп., 118
Телефон: 432-4622
Ясли-сад № 241
(ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ)
121601, Москва, м. Полежаевская, Филевский бульв., 23/2
Телефон: 738-1055
Детский сад № 352
(ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ)
121309, Москва, м. Багратионовская, Филевская Б. ул., 25А
Телефон: 145-2122
Детский сад № 409
(С ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППОЙ)
121552, Москва, м. Молодежная, Оршанская ул., 12
Телефон: 141-6556
Детский сад № 463
(КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА, ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ, С ЯСЕЛЬНЫМИ ГРУППАМИ)
119454, Москва, м. Проспект Вернадского, Лобачевского ул., 56
Телефон: 432-9067
Детский сад № 545
(ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ, С ЯСЕЛЬНОЙ ГРУППОЙ)
121108, Москва, м. Пионерская, Тарутинская ул., 6
Телефон: 144-7583
Детский сад № 582
(КОМБИНИРОВАННЫЙ, С ЛОГОПЕДИЧЕСКИМИ ГРУППАМИ)
119501, Москва, м. Пионерская, Веерная ул., 34, к.1
Телефон: 442-3783
Детский сад № 815
(КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА, С ЛОГОПЕДИЧЕСКИМИ И ЯСЕЛЬНОЙ ГРУППОЙ)
119526, Москва, м. Юго-Западная, 26-ти Бакинских Комиссаров ул., 2, к.3
Телефон: 434-5034
Детский сад № 821
(ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ)
121151, Москва, м. Студенческая, Можайский пер., 4
Телефон: 249-2265
Детский сад № 827
(ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ)
121351, Москва, м. Молодежная, Ярцевская ул., 11, к.4
Телефон: 141-2456
Детский сад № 985
(ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ)
121087, Москва, м. Фили, Тучковская ул., 5
Телефон: 148-5409
Детский сад № 1148
(КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА, С ЛОГОПЕДИЧЕСКИМИ И ЯСЕЛЬНЫМИ ГРУППАМИ)
121352, Москва, м. Пионерская, Давыдковская ул., 2, к.3
Телефон: 445-0824
Детский сад № 1149
(КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА, С ЛОГОПЕДИЧЕСКИМИ И ЯСЕЛЬНЫМИ ГРУППАМИ)
121471, Москва, м. Кунцевская, Гвардейская ул., 10, к.2
Телефон: 446-2705
Детский сад № 1252
119602, Москва, м. Юго-Западная, Мичуринский просп., Олимпийская Деревня, 8, к.2
Телефон: 437-5932
Детский сад № 1303
(КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА, ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ)
121353, Москва, м. Молодежная, Сколковское шоссе, 12
Телефон: 446-1923
Детский сад № 1428
(КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА, С ЛОГОПЕДИЧЕСКИМИ ГРУППАМИ)
119602, Москва, м. Юго-Западная, Анохина Академика ул., 12, к.5
Телефон: 430-0738
Детский сад № 1430
(КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА, ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ)
119607, Москва, м. Проспект Вернадского, Удальцова ул., 87
Телефон: 932-3500
Детский сад № 1565
(КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА, С ЛОГОПЕДИЧЕСКИМИ ГРУППАМИ)
119607, Москва, м. Проспект Вернадского, Раменки ул., 13, к.2
Телефон: 931-1685
Детский сад № 1633
(КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА, С ЛОГОПЕДИЧЕСКИМИ ГРУППАМИ)
121601, Москва, Филевский бульв., 8, к.2
ст.м. Полежаевская (2100м на СВ), Багратионовская (2500м на Ю), Фили (2550м на ЮВ)
Телефон: 142-0774
Как попасть на занятия к бесплатному логопеду и не попасть в логопедический сад?
Не бывает такого чтобы бесплатный логопед практиковал отдельно от учреждения. . А если отдельно, то он берт деньги за услуги. А логопедический садик это группы где 12-15 детей. А не 20--27 как в обычных группах
Нарушения в речи ребенка - довольно часто встречающийся факт. И хотя исправить речь можно в любом возрасте, все же наиболее благоприятным периодом для решения этой проблемы является дошкольный возраст. Незначительные нарушения речи вполне может исправить логопед, занятия которого родителям, возможно, придется в случае необходимости посетить. В случае, если речь ребенка нуждается в более продолжительной коррекции, моет помочь логопедический садик . Деятельность логопедических садов направлена именно на исправление различных речевых проблем малышей. Численность групп в логопедических детских садах обычно не превышает 4-6 групп при наполняемости 10-15 человек. Не секрет, что в последнее время значительно возрастает спрос на обычные детские садики, записываться в которые приходится, чуть ли не с момента рождения ребенка, а на специализированные, каковым является логопедический детсад, - тем более. И это при том, что с каждым годом возрастает количество детей, нуждающихся в логопедической помощи.
Условия оформления ребенка в логопедический детский сад.
Если родителями выявлена проблема нарушения речи ребенка, начать ее решение необходимо с посещения логопеда в поликлинике по месту жительства. Именно он должен оценить глубину этой проблемы и принять решение по ее устранению. В некоторых случаях оптимальным вариантом ее решения является направление ребенка в специализированный логопедический детский сад. Но данное решение уже принимается не лично логопедом, а комиссией по приему детей в логопедические садики . Данная комиссия является коллегиальным органом, в ее состав входит логопед, психолог, иногда психоневролог.
Обследование комиссией проводится при наличии справок с заключением лор-врача, педиатра, окулиста и в некоторых случаях - психоневролога. Задача комиссии - подтвердить наличие или отсутствие проблемы речевого развития или нарушения речи ребенка и согласно существующих отклонений определить тип группы и детского сада, в которые должен быть зачислен ребенок.
Различные диагнозы требуют различных подходов к коррекции. Так, например, если ребенку четырехлетнего возраста поставлен диагноз «Общее недоразвитие речи», то он будет направлен в логопедическую группу своих сверстников с подобным диагнозом, а ребенок 6 лет с проблемами звукопроизношения (свистящих, шипящих, сонорных звуков) - в подготовительную группу, где с ним будут организованы занятия согласно иной программы. Занятия с заикающимися детьми проводятся специалистами по отдельным программам с использованием специальных методов и средств в детских садах именно этой специализации. В наше время функционируют не только узконаправленные логопедические садики , существуют еще и дошкольные учреждения комбинированного вида, в которых наряду с обычными группами есть и логопедические группы, направления в которые, в отличие от обычных групп, также выдает логопедическая комиссия.
Говорить о приоритетах того или иного вида детсадов нет необходимости. И логопедический садик , и детсады комбинированного типа выполняют логопедическую работу должным образом, и, как правило, результаты более чем положительные. Бывают случаи, когда родителям могут отказать в зачислении ребенка в логопедическую группу, причинами этого может служить отсутствие необходимости в коррекционной работе, не наступление сенситивного периода для исправления того или иного вида нарушения речи и, конечно же, переполняемость групп.
Если получить логопедическую помощь в специализированном логопедическом детском саду не представляется возможным, ее вполне могут оказать в платных и бесплатных детских центрах. Услуги в медико-психолого-педагогических центрах оказываются не только высококвалифицированными педагогами и дефектологами, а и психоневрологами, нейропсихологами. Работа этих специалистов с ребенком, как правило, дает очень хорошие результаты. Направляется она зачастую не только на улучшение состояния речи, а и на эмоциональное, психологическое и интеллектуальное развитие малыша. Используется как индивидуальная, так и групповая форма организации занятий. Наполняемость групп при этом обычно составляет 4-6 человек. На занятиях, проводимых логопедами, дефектологами или психологами дети расширяют представления об окружающем мире, овладевают навыками письма и элементарными математическими навыками, нормами общения. Работа дефектолога направляется на развитие психических процессов: логического, образного и абстрактного мышления, пространственного восприятия. Перед началом занятий проводится психолого-педагогическое обследование ребенка, согласно результатов которого составляется программа и намечается план работы с малышом. В случае отсутствия подобных центров в Вашем городе помощь в коррекции речи ребенка вполне может оказать логопед как частный, так и работающий в госструктурах.
Каждая мама любит своего ребенка, и малейшие отклонения в здоровье малыша вызывают у нее тревожность. То же относится и к отклонениям в развитии речи ребенка. Важно научиться не паниковать при этом, а максимально разобраться в причине данных нарушений и принять меры по решению данной проблемы.
На ранних этапах развития ребенка мама может вполне самостоятельно провести обследование уровня общего развития малыша и сформированности у него речевых навыков. Уровень развития малышей двух лет и старше по многим показателям существенно отличается от уровня развития малыша до 1,5-2 лет. Центры коры головного мозга, отвечающие за речь, полностью к двум годам сформированы и готовы к работе. Речь ребенка становится осознанной, словарный запас постоянно увеличивающимся.
Пассивный словарь, конечно же, опережает активный. Определить уровень его сформированности можно во время занятий с ребенком.
Для того, чтобы определить степень осознанности ребенком речи можно предложить ему выполнить ряд Ваших заданий, например,
Если ребенок легко выполняет все, о чем Вы его просите, Ваши волнения по поводу его общего развития и развития его речи беспочвенны и напрасны.
Но есть случаи, когда обращение к логопеду необходимо:
Если у 2-летнего ребенка при нормальных аденоидах постоянно приоткрыт ротик, часто вытекает слюна, высовывается или малоподвижен язычок;
Если при нормальных аденоидах имеет место носовой оттенок голоса, язык малоподвижен, комком или высовывается, произношение даже гласных звуков «а», «ы», «у» - нечеткое;
Если малыш заикается или после стрессовой или другой ситуации вдруг перестал говорить;
Если в 3 года не произносит или заменяет звуки «г», «к», «д», «т», «х»;
В 4 года не говорит или искажает твердые или мягкие звуки «ш», «з», «с», «ц», «ж», «ч», «щ», «л», «р», «в».
При нормальном речевом развитии ребенок 4-5 лет может затрудняться только в произношении звука «р» или незначительно смешивать некоторые звуки в предложении, например, «с» -«ш» «Шаша сла по соше».
Если, Вы заметили вышеперечисленные проблемы у собственного малыша, то, скорее всего, логопедические садики - это то, что Вам нужно.