Вальдорфские школы и детские сады. Чем отличается детский сад вальдорфский от обычного

03.05.2019

Вальдорфский детский сад

Основной задачей вальдорфской педагогики было стремление преодолеть царящие в традиционной педагогике антипедагогическую и антисоциальную селекцию и создать равные условия для детей с различными способностями и социальным происхождением. Подход к человеку как к единому целому является главным педагогическим принципом на всех стадиях вальдорфской школы.

Педагоги и теоретики вальдорфской педагогики считают, что основная форма научения в первые семь лет жизни ребенка – сначала непосредственное, а затем косвенное подражание. Подражательная деятельность влияет на развитие элементарных навыков, на формирование ориентировок в окружающем.

Цель вальдорфской педагогики – привести ребенка в контакт с миром, развить его скрытые способности и свойства.

Основные положения вальдорфской педагогики заключаются в том, что вся жизнь человека пронизана ритмами : ритм дыхания, суточный ритм, годовой ритм. Каждый ритм ставит перед процессом воспитания свои требования.

Следующее положение вальдорфской педагогики основано на том, что одной из особенностей детства является подражание . Р.Штейнер особо отмечал роль подражания, которое необычайно сильно в дошкольнике.

Еще один принцип вальдорфской школы – принцип авторитета. Дети учатся в диалоге, но подражают тому, кому хотят, кто завоюет их доверие.

Следующий принцип вальдорфской школы – принцип свободы . Принцип свободы проявляется в отсутствии страха. В школе и детском саду нет оценок.

В детский сад принимаются дети 3-7 лет. Занятия проводятся с группой 12-20 детей. Продолжительность пребывания детей в детском саду – 4-5 часов. По мнению Р.Штейнера, более длительное пребывания ребенка в обществе других детей и в отрыве от матери чрезвычайно утомляет его.

Занятия и игры постоянно сменяют друг друга. Основная идея заключается в том, чтобы создать определенный, благотворно влияющий на ребенка ритм: гармоничное чередование организованных и самостоятельных занятий .

Занятия, которые проводятся со всей группой:

1. Рисование. От детей не требуется рисовать что-то определенное, ребенок просто возится с красками. Р.Штейнер считает, что рисование является важным событием и одновременно служит ключом к эмоциональному пониманию искусства. После рисования работы не обсуждаются. Воспитатель вместе с детьми радуется тому, «что могут краски». Листочки высыхают на столах, их собирают и развешивают.

2. Лепка. Так же как и на рисовании, вместо каких-либо объяснений детям дается возможность получить непосредственной впечатление, наблюдая работу взрослого. Вслед за взрослым они воспроизводят то, что их вдохновило. Готовые работы ставятся на полку.



3. Игра на музыкальных инструментах. Взрослый сначала рассказывает какую-нибудь историю или стихотворение о каких-либо звуках, а потом «воспроизводит» эти звуки на простейших музыкальных инструментах. Затем детям раздают инструменты. Вновь повторяется история о звуках, и теперь уже дети играют на инструментах, имитируя то, что показывал взрослый.

4. Пение. Напевая что-нибудь детям, участвуя вместе с ними в хоровом пении или слушая, как они поют хором в сопровождении музыкального инструмента или без сопровождения, взрослые выбираю те песни, которые дети готовы часто слушать или напевать. Одна и та же мелодия многократно спетая или услышанная, как отмечает Р.Штейнер, развивает в ребенке чувство ритма.

5. Эвритмия. Проводится один раз в неделю в вальдорфском детском саду. Это особый вид художественных занятий, разработанный Р.Штейнером. Эвритмия построена на определенных закономерностях, которые адекватно выражают музыку в телодвижениях, пластике.

Главное событие дня в вальдорфском детском саду – сказка или история , которая рассказывается детям утром или перед уходом детей домой. Она должна быть именно рассказана, так как во время повествования дети находятся в духовном контакте с рассказчиком. Такой контакт позволяет зримо наблюдать процесс развития ребенка.

Независимо от того, какой вид работы запланирован для группы в целом, второй частью ежедневных занятий в детском саду является свободная игра . Штейнер считал, что свободная игра в детском саду должна быть организована таким образом, что бы в зависимости от погоды и времени года дети постоянно имели в своем распоряжении на свежем воздухе или в помещении разнообразные игрушки и материалы. Вмешательство взрослого в игру должно быть сведено к минимуму.

Педагог должен постоянно иметь в поле зрения всю группу, но при этом найти себе какое-нибудь дело, полезное для детского сада и одновременно способное заинтересовать детей.

Вопросы для обсуждения:

1. Взгляд М.Монтессори на природу ребенка. Сущность воспитания, роль и функции педагога.

2. Дидактический материал М.Монтессори.

3. Вальдорфский детский сад. Основные принципы воспитания дошкольников.

4. Планирование и оборудование вальдорфского детского сада. Организация его работы.

Задание для самостоятельной работы:

Найти познавательную информацию и подготовить выступление об истории какого-либо дошкольного учреждения, работающего по альтернативной системе М.Монтессори.

Литература:

1. Бауэр В.Э. Организационно-правовая и педагогическая деятельность Центра развития ребенка на примере дидактической системы Марии Монтессори. – М.: АРКТИ, 2002. – с. 103.

2. Вальдорфская педагогика // Дошкольное воспитание. – 1994. - №6, 8, 9.

3. Грюнелиус Э.М. Вальдорфский детский сад: воспитание детей младшего возраста. – М.,1992.

4. Линденберг К. Рудольф Штейнер. Биография /Пер. с нем. – М., 1995.

5. Любина Г.А. Письма о Монтессори-педагогике. – Минск, 1998.

6. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М.В.Богуславский, Г.Б.Корнетов. – М.: Карапуз, 2000. – 272с.

7. Плеханов А. Педагогическая теория и практика Марии Монтессори // Дошкольное воспитание. – 1989. - № 10.

8. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Т.И.Ерофеевой. – М.: Академия, 2000. – 344с.

9. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Т.И.Ерофеевой. – М.: Академия, 2000. – 344с.

10. Соловьева В. Беседы о Вальдорфской педагогике //Дошкольное воспитание, 1993. – №3, 4, 6, 11; 1994. – №6.

11. Сорокова М. «Жизненная практика» и сенсорное воспитание дошкольников по методу Монтессори. – М., 1998.

12. Штейнер Р. Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки //Дошкольное воспитание. 1994. – №1,2.

13. Штейнер Р. Духовное обновление педагогики. – М., 1995.

"Дошкольный Вальдорфский Центр" ведет обучение воспитателей для вальдорфских детских садов по учебной программе "Основы и методы вальдорфской дошкольной педагогики".

Обучение воспитателей началось в 1991 года. В 1993 году состоялся первый выпуск - 42 человека стали вальдорфскими воспитателями. С этого времени центр ежегодно набирает новых студентов, и сейчас уже 230 человек прошли курс обучения.

В центре учатся и москвичи, и студенты из других регионов России. Выпускники основали около 100 вальдорфских детских садов в Москве, Санкт-Петербурге, Смоленске, Самаре, Чебоксарах, Иваново, Калуге, Ярославле, Рязани, Владимире, Нижнем Новгороде, Казани, Ижевске, Волжске, Набережных Челнах, Томске, Воронеже, Ухте, Уфе, Красноярске, Вятке, Орске, Иркутске, Находке, Ростове-на-Дону. В числе выпускников были представители Украины, Литвы, Армении, открывшие вальдорфские детские сады в Одессе, Киеве, Вильнюсе, Ереване.

Вальдорфская педагогика видит каждого ребенка как индивидуальное существо со своей судьбой и задачей в этом мире. Ребенок нуждается в нашем сопровождении, в нашей любви и заботе. Задача вальдорфского детского сада - помочь в этом родителям. Целью воспитания и обучения в вальдорфской педагогике является формирование здоровой телесной и душевной основы для свободного раскрытия индивидуальности ребенка.

Вся работа в вальдорфском детском саду строится на снове примера и подражания. Здоровый ритм и повторение создают в детях уверенность и радость. В этом возрасте детям нужно много играть, и в вальдорфском детском саду есть для этого все условия. Родители - полноправные и активные участники детсадовской жизни.

КАК ОРГАНИЗОВАНО ОБУЧЕНИЕ

Обучение в центре имеет статус дополнительного образования. Выпускники получают свидетельство о прохождении обучения по программе "Основы и методы дошкольной вальдорфской педагогики". Срок обучения 3 года. Образовательный процесс выстроен эпохами. Первые два года студенты учатся три раза в год по три недели. В течение третьего года они выполняют итоговую работу и приезжают на десятидневные коллоквиумы три раза в год. Для работающих воспитателей два раза в году проводится курс повышения квалификации. Регулярно проходят ознакомительные семинары и открытые лекции для желающих.

Набор на новый курс производится каждый год с апреля. Курс начинает учебу в сентябре. Условиями приема на трех-годичный курс обучения являются участие в ознакомительных семинарах и\или работа помощником воспитателя в вальдорфском детском саду.

Учеба развивается в трех основных направлениях:

Основательно изучаются закономерности развития ребенка, его возрастные особенности, психология, антропософское знание о человеке; это создает опору для самостоятельной работы воспитателя и придает ей уверенность;

Осваиваются методика и дидактика, их изучение доводится до выработки практических навыков и умений;

Практически занимаются искусствами и ремеслами - музыкой, пением, речью, движением, живописью, лепкой, рукоделием, резьбой по дереву; так воспитатель становится примером для детского подражания.

Вальдорфская группа детского сада - это распространенное вид занятий для детей в современных детских садах. В Москве таких дошкольных учреждений много. Их относят к частным заведениям, где с малышами занимаются по особой программе.

Особенности вальдорфских садов

Впервые заведение такого вида появилось в начале прошлого века. Оно размещалось в Штутгарте, при фабрике Вальдорф-Астория. Отсюда и пошло такое название. Программа развития ребенка отличается от основной. Спустя много лет, ничего не изменилось. Сегодня дошкольные учреждения работают по тем же принципам, что и ранее.

Хотите отправить ребенка в ? Тогда нужно ознакомиться со всеми особенностями заведения:

  • размещаются дошкольные учреждения в красивых, даже живописных местах;

  • при обустройстве помещений продумывают красивое оформление, сочетают светлые, нежные оттенки;

  • мебель и другие предметы, окружающие детей - только из натурального материала;

  • группы детей разновозрастные. Их могут посещать до 15 человек, возрастом от 3 до 7 лет;

  • к игре допускаются игрушки, выполненные из натурального материала;

  • жизнь в таком учреждении связана с культурными и народными традициями.

    К каждому празднику изготовляют поделки: лепят, рисуют, мастерят, участвуют в танцевальных номерах, театрализованных постановках, поют;

  • программа обучения направлена на развитие творческого ребенка;

  • все увлекательные процессы проходят с музыкальным сопровождением и в игровой форме;

  • много времени уделяется чтению сказок и изобразительному искусству;
  • детей учат выполнению домашних обязательств: готовить, убирать, работать в саду, шить;

  • работы малышей не оцениваются. Ребенок должен проявлять инициативу по своему желанию, а не для того чтобы получить одобрение;
  • в садах запрещены средства массовой информации. Отсутствуют компьютеры и телевизоры.

Недостатки вадьдорфской системы в саду

Перечисляя все преимущества, нельзя не указать и на минусы. Вальдорфская система неидеальная, недостатков у нее много. Ключевыми считаются следующие:

  • в вальдорфской группе детского сада существует запрет на ранее интеллектуальное развитие и обучение. Воспитатели не проводят занятия по письму, чтению, счету. Если не заниматься с малышом, и не давать конкретные знания, то этот период попросту упускается;
  • несмотря на то, что много внимания уделяют чтению книг воспитателем, все же список литературы очень ограничен. Преимущественно, это сказки Х.К. Андерсена, братьев Гримм, средневековые легенды и разные мифы. Другая литература не приветствуется;
  • посещая вальдорфский детский сад в Москве, адреса которых мы укажем ниже, нельзя дополнительно заниматься в других кружках, например, посещать изостудии, музыкальную или спортивную школу;
  • отсутствуют оценки деятельности и запреты в поведении малыша. Это повлияет негативно на развитие ребенка. Он станет эгоцентричным, у него будет высокая самооценка и негативное отношение к критике;
  • у ребят могут возникнуть проблемы в социуме, общении с другими детьми. Так как у них будут разные интересы.

Московские адреса вальдорфских детских садов

В столице действует много дошкольных учреждений такого вида. Многие родители хотят отправить малышей на обучение. Мы укажем лучшие вальдорфские детские сады в Москве, их адреса :

  • домашний детский сад «Домовенок», разместившийся на ул. Берзарина, д. 4, около метро Октябрьское поле. Детки учатся петь, рисовать, лепить, танцевать, готовить и убирать;

  • заведение частного типа «Аленушка». Размещен этот по адресу: ул. Кулакова, д. 3, корпус 2.

  • детский сад №740. Разместился по адресу Чертановская ул., д. 62Б. Это дошкольное учреждение, где есть 2 группы, действующие по вальдорфской системе;

  • сад «Путь Зерна», размещенный по ул. Миклухо-Маклая, д. 20а, около станции Беляево. Цель этого учреждения - помочь ребенку войти в жизнь и общество.

вальдорфская педагогика ориентируется на личность ребенка. в этой педагогике нет специально разработанных приемов и занятий – это просто жизнь детей в особом семейном климате, благоприятном для развития внутреннего мира ребенка, и в особой обстановке, наполненной натуральными материалами, заряжающими жизненной силой и дающими толчок для фантазии: дощатые полы, столы и стулья, самотканые ковры на полах, тряпичные сшитые куклы, вязаные гномики, деревянные лошадки, соломенные бычки. вальдорфская система против раннего обучения детей, так как целенаправленное интеллектуальное развитие лишает ребенка детства и притупляет его интуицию и воображение. вальдорфская система делает акцент на приобщении детей к народной культуре, творчестве, духовном развитии и воспитании.

историческая справка

вальдорфская педагогика была основана рудольфом штайнером. в 1907 году он издал книгу «образование ребенка», в которой раскрыл основные принципы обучения. а 7 сентября 1919 года открыл первую школу, а затем и детский сад для детей, чьи родители работали на табачной фабрике «вальдорф-астория» в штутгарте (германия). именно от названия фабрики и произошло название методики – вальдорфская.

вскоре подобные детские сады и школы были открыты и в других городах германии, а также сша, великобритании, швейцарии, голландии, норвегии, австрии и венгрии и др. на данный момент по всему миру насчитывается около 2000 вальдорфских садов и 800 вальдорфских школ. в россии первые вальдорфские сады и школы начали появляться с 1990 года, в основном в них работали и работают православные педагоги, получившие специальную подготовку.

биография

рудольф штайнер (27.02.1861 – 30.03.1925) - немецкий ученый философ и педагог, видный деятель, родоначальник антропософии (науки о познании человеческой духовности). им было написано более 20 книг и прочитано около 6000 лекций, в которых затрагивалась религия, философия, наука, экономика, сельское хозяйство, образование, медицина и искусство.

ближайшей соратницей рудольфа штейнера была его жена - мария фон сиверс (14.03.1867 – 27.12.1948).

о вальдорфской методике

у рудольфа штейнера был свой взгляд на развитие детей. он одним из первых заявил, что детство – уникальный период жизни человека, а потому дети как можно дольше должны оставаться маленькими, а задача родителей и воспитателей - помочь им насладиться всеми прелестями раннего возраста.
вальдорфская система образования основана на уважении к детству и работает по принципу «неопережения», т.е. предоставляет ребенку возможность развиваться в собственном темпе.
цель вальдорфской педагогики - развивать природные способности каждого ребенка и укреплять его веру в собственные силы, которая понадобиться ему во взрослой жизни. во главу угла эта школа ставит не передачу знаний, воспитание.

главным содержанием работы в вальдорфском детском саду является освоение народной культуры и разнообразных видов художественной деятельности.

для вальдорфцев очень важно созвучие в ребенке души и тела. иными словами, ребенок – это целостный и гармоничный человек во всех проявлениях - интеллектуальных, эмоциональных, духовных, социальных и физических.

основные принципы организации детских садов и школ

дети-дошкольники. в вальдорфских садах разновозрастные группы для детей от 3х до 7 лет. таким образом, дети живут, как в одной большой многодетной семье. младшие ребятки стремятся подражать старшим, старшие учатся ухаживать за младшими. наполняемость групп - до 20 человек.

организация пространства. индивидуальность ребенка может развиваться свободно, если её ничего не подавляет. поэтому для создания радостной, спокойной и творческой атмосферы в вальдорфской группе организовано игровое пространство (столы, плетеные стульчики, вдоль стен стоят деревянные открытые полки, на них - корзины с шелковыми и хлопчатобумажными лоскутами и т.д.), подготовлено разнообразное оборудование (самодельные игрушки) и художественно оформлены помещения (стены и занавески – нежно-розового цвета, на стенах - панно из тканей и природных материалов, репродукции икон и картин, на столах – льняные скатерти и т.д.). вальдорфская среда не предусматривает наличие телевизора, радио и компьютеров.

Вальдорфские игрушки. вальдорфцы не признают пластмассовые, электронные и механические игрушки. предпочтение отдается упрощенным игрушкам исключительно из природных материалов. игрушки только намекают на свою возможную функцию и позволяют вариативно использовать себя в игре. считается, что именно такие рукотворные игрушки заставляют ребенка фантазировать, додумывать образы и придумывать с ними свои сюжеты. так, например, куколкой может стать завязанный по-особому носовой платок или веточка, листик дерева. строительным материалом здесьвыступают деревянные брусочки, поленья, чурбаны, спилы веток и стволов, шишки, желуди, каштаны, кусочки коры, камни, ракушки и т.п. руками воспитателей, родителей и самих детей создаются красиво сшитые куклы, гномы, животные, эльфы, набитые непряденой шерстью, вязаные куры и овечки, подвижные деревянные игрушки по типу загорских (кузнец стучит по наковальне) и т.п.

Воспитатель. в вальдорфском саду важны не столько знания, сколько общее самочувствие малыша, осознание им своего места в мире, развитие его индивидуальности. а всего этого можно добиться благодаря приятной атмосферы в группе, сплоченности детского коллектива и доверительных отношений с воспитателем, а всё это полностью зависит от личности самого педагога. поэтому к вальдорфским преподавателям особые требования – ведь они для своих воспитанников «образцы для подражания» и высший авторитет. воспитатели должны заниматься самосовершенствованием и следить за своим поведение, движениями, манерами и всем остальным.

Подражание. первые семь лет малыш постигает мир опытно - подражательным, а не рассудочным путем. взаимодействуя с родителями и другими людьми, играя, рисуя, кушая, ребенок подсознательно впитывает окружающую действительность и приобретает огромный опыт, который проходит через его руки, голову и сердце и закладывает основу его чувств, мыслей, поступков и стремлений. именно подражательный инстинкт и естественное любопытство, а не зубрежка и формальные требования взрослых сохраняют и приумножают в детях искреннюю любовь к учению.

Игровая деятельность. самой важной деятельностью для ребенка – является свободная игра. наверно ни в одном саду дети не играют столько, сколько в вальдорфском саду. при этом детям не задаются правила игр, они играют только в то, что им интересно (в основном это сюжетно – ролевые игры), а задача взрослых как можно меньше вмешиваясь в саму игру, а просто побуждать, поддержать и развить интерес ребят к игровой деятельности. помимо игровой деятельности дети подражают и помогают взрослым в ухаживании за садовыми растениями, варке компота, резке салатов, выпечке хлеба, пирогов и печенья, уборке группы и т.д. т.е. дети занимаются осмысленным, настоящим и полезным делом, получая тем самым широкое и глубокое представление об окружающем мире.

всему своё время. вальдорфские педагоги противники раннего целенаправленного обучения - они избегают нагрузок на память и интеллект детей. они считают, что от вложенных в ребенка готовых знаний нет никакого прока. процесс обучения должен быть тесно связан с индивидуальными, возрастными и духовными особенностями развития детей и выстроен так, чтобы определенные знания дети получали именно в тот период, когда им действительно это интересно. для маленького ребенка будет более естественным постигать мир в игре, через эмоции, а не изучать абстрактные понятия в виде букв и цифр. с детьми раннего возраста в вальдорфской системе в основном уделяется внимание лепке, развитию мелкой моторики, азам вышивания. а со старшими - пошиву игрушек, резьбе по дереву, обработке камня.

ритм и повторения. вся наша жизнь пронизана ритмом и повторениями (части суток, неделя, времена года и т.д.). и наши предки всегда жили в согласии с ритмами природы. поэтому в вальдорфской педагогике жизнь детей в соответствии с их ритмическими циклами - считается одним из условий их гармоничного развития. у последователей штайнера ритм дня представляет собой
чередование фаз «вдоха» и «выдоха». фаза «выдоха» - это свободная творческая игра ребенка, в которой он выражает и проявляет себя. она сменяется фазой «вдоха», когда дети впитывают в себя что-то новое, занимаясь с воспитателем. ритм недели состоит из чередующихся занятий – в понедельник дети рисуют, во вторник – лепят из воска, в среду – занимаются прядением, в четверг – пекут, в пятницу у них генеральная уборка. годовой ритм связан с изменениями погодных условий – весной дети делают грядки на садовом участке, летом – плетут венки из цветов, зимой – лепят из теплого воска. жизнь в ритме дает ребенку уверенность и спокойствие.

Занятия. при избытке умственной деятельности ухудшается здоровье детей, поэтому по вальдорфской программе в течение дня идет плавный переход от «трудовых» видов деятельности (шитье, вязание, прядение, валяние, резьба по дереву, обработка камня и металла) к «художественно-эстетическим» (живопись, музыка, лепка, игра на музыкальных инструментах, эвритмия (образная пластика), ритмические игры, гимнастика, традиционно-народные игры).

Индивидуальность. в вальдорфской системе все равны – тут нет «хороших» и «плохих» детей, «толстых» и «злых», отсутствует разделение детей по материальному, социальному, национальному, религиозному статусу, нет цифровых отметок (безоценочная система) и соревнований. данный подход позволяет детям наиболее полно раскрыть свои способности и избежать ощущения неполноценности.

Родители. в вальдорфской системе очень важна совместная работа родителей и педагогов, посвященная общей задаче воспитания. родители здесь - частые и желанные гости, и их инициатива всегда приветствуется – помощь в изготовлении игрушек, оформлении и уборке группы, активное участие в праздниках и т.д.

последователи штайнера берегут и поддерживают любую инициативу ребенка. у них существует только три причины, по которым можно отказать или запретить ребенку что-то делать:

Если выполнение желания ребенка может причинить вред ему самому.

Если его действия могут повредить другим.

Если могут пострадать какие-либо вещи.

при этом запрет взрослого должен быть четким, лаконичным и не допускающим возражений. тогда он будет действенным и ребенок поймет, что все в жизни происходит не по произволу взрослого, а подчиняется необходимым законам.

будние дни

как же проходит день в вальдорфском саду?

о приходе малышей воспитателя предупреждает колокольчик, подвешенный над дверь. педагог встречает ребенка, здоровается с ним за руку, что означает: «заходи, малыш, тебе здесь рады».

день начинается общим приветствием - «утренним кругом», который объединяет детей и позволяет каждому из них осознать своё место. с детьми проводится ритмическая игра-зарядка, где дети активно двигаются, топают и хлопают, читают стихи, поют песни.
затем идет свободная игра, тут дети могут строить из столов и стульев башни, дома, кареты; выкладывать из каштанов дорожки или заборчики; перевозить на тележке грузы; играть в «дочки – матери» (пеленать и кормить «голышей»); раскладывать камушки и шишки по корзинам и т.д.


воспитатели же сидят посреди комнаты за большим рабочим столом и, как и любая мать, исподволь наблюдая за детьми, занимаются «своими домашними делами». они шьют кукол, вяжут крючками мячики, плетут корзины, штопают носки, стирают белье или готовят винегрет. любой ребенок, заинтересовавшись и желая «подражать», может присоединиться к ним.

после свободной игры – уборка игрушек и завтрак (хлеб, мюсли или другие злаковые блюда, фрукты, чай).

затем «вдох» - интенсивная музыкально – ритмическая игра. после нее – снова расслабление - прогулка на свежем воздухе, где детям позволено лезть и в воду, и в грязь (в специально приготовленной одежде), играть в песочнице. а можно сходить в парк, покормить животных или, если «на дворе весна или лето» - заняться огородничеством.
после возвращения с улицы – у детей есть время снова на «вдох» - воспитатель рассказывает или показывает сказку (например, братьев гримм), легенду, басню, библейскую историю, историческое событие и т.п. причем, одно и тоже произведение воспитатель может «обыгрывать» целую неделю, благодаря чему, дети «вживаются» в сказку и знают в ней каждое слово. можно не только рассказывать, но и всем вместе сочинять сказки о вылепленных детьми персонажах: «жил был зайчонок (которого слепила катя). он очень боялся волка и лису (их тоже лепили дети)» и т.д. - разыгрывается целое театральное представление.

потом обед за общим столом, накрытым самотканой льняной скатертью и салфетками. еда подается в красивых глиняных мисочках.

после обеда сон в уютной деревянной кроватке под лоскутным одеялом, потом полдник и занятия на «вдох». это может быть пение или игра воспитателя на блок – флейте, ксилофоне, лире или других музыкальных инструментах, пальчиковые и жестовые игры, эвритмия и т.п.
за "вдохом" следует "выдох" - подвижные игры, игры-ожидания (например, «что в мешочке лежит?»)

праздники в вальдорфском саду

праздники в вальдорфском саду занимают особое место. ведь эти праздники – не демонстрация достижений, а важная часть общей жизни. они проводятся в духе народных традиций. детей не «муштруют» по заготовленному сценарию. это настоящие праздники детской души, где дети, родители и воспитатели являются и гостями и хозяевами одновременно. поэтому и делают они все вместе – украшают детский сад, прямо в группе пекут пироги, накрывают на стол, разучивают стихи, поют песни, танцуют.

в вальдорфском детском саду, кроме календарных праздников (нового года, женского дня), существуют и другие праздники. например, день урожая, на котором делается костер из листьев, печется картошка, а каждый малыш получает в подарок корзину с осенними дарами. а в ноябре - праздник фонариков – дети и взрослые, «вооружившись» самодельными фонарями отправляются на поиски клада, который припрятали гномы. на рождество – спектакль о чуде, свечи, яблоки и тихая
музыка. после нового года – - с трещотками, санями, хороводами, прыжками через костер, ну и конечно сжиганием чучела. на иван – купалу– гулянья на лужайке между украшенными березками, хороводы, костры.

ну и конечно же, самый главный праздник для каждого ребенка – его день рождения. малыш может прийти в этот день в группу с родителями, которые расскажут о его появлении на свет и о самых интересных событиях из его жизни. затем поздравления с днем рождения, подарки, хороводы, домашние угощения.

отрицательные моменты вальдорфской системы

Вальдорфские детские сады подойдут далеко не всем детям, вернее не всем родителям. ведь принципы штайнера должны быть близки вашим жизненным взглядам – следование народным традициям, обстановка дома без всяких излишеств, отсутствие плодов цивилизации, творческий семейный уклад, любовь к искусству, литературе, театру и т.д.

Нужно понимать, что основное направление вальдорфских садов и школ – гуманитарное. так что если ваш ребенок больше склонен к точным наукам – ему это врядли подойдет. закончив школу, выпускники - «вальдорфцы» в основном идут учиться на педагогов, актеров, художников, дизайнеров и т.п.

Изначально вальдорфская система была рассчитана на детей рабочих табачной фабрики. поэтому-то так много внимания уделяется именно хозяйственно-трудовым навыкам, а не интеллектуальным, научным, техническим и логическим.

Сам рудольф штайнер был весьма незаурядным человеком – мистиком, эзотериком, увлеченным изучением души и ауры человека, основателем антропософского общества. естественно, что и в его системе идет небольшой «перекос» имеемо в чувственно - духовную сферу.

Педагогика создавалась около ста лет назад и за всё это время она почти не изменилась! но прогресс-то не стоял на месте. получается, что дети в вальдорфском детском саду живут в замкнутой искусственной среде – играют в палочки и камушки, учатся читать и считать только в третьем классе, не знакомятся с классическими произведениями для детей (пушкина, барто, михалкова, носова и т.д.), не прилагают никаких усилий для добычи знаний. но рано или поздно ребенок столкнется с реальностью – не будет ли она для него подобно «удара молнии» и не окажется ли он «белой вороной» в нашем динамичном мире.

Воспитатели никогда не ругают детей, не делают им замечаний (только в самом крайнем случае). а если ребенок итак слишком и неуравновешенный, он может в дальнейшем стать и вовсе не управляемым.

Хотя как правило, дети, посещающие вальдорфский садик – ходят в него с большим удовольствием. ведь один из главных принципов вальдорфской педагогики – отсутствие любого принуждения.

о вальдорфских куклах:


Материал к занятию.

Все ответственные родители желают для своих детей только самого лучшего. Мамы и папы изучают различные методики развития и воспитания, но когда возникает необходимость выхода взрослых на работу, большинство малышей попадают в муниципальные детские сады. Кто-то государственные учреждения ругает за устаревшие а кто-то радуется долгожданному месту для ребенка. Как говорится, выбирать особо не из чего, а куда-то устроить малыша на время работы родителей нужно обязательно. На самом деле выбор есть, просто не все знают про такое явление, как детский сад вальдорфский.

Новый взгляд на привычные вещи

Считается основателем антропософии - науки и философии, предполагающей внедрение в воспитание детей и жизнь людей в целом некоторых новых принципов. В 1919 году была открыта первая школа, использовавшая для обучения и воспитания учащихся новые принципы. Это учебное заведение располагалось в городе Вальдорф (Германия). Спустя 6 лет последовательница Р. Штайнера открыла первый детский сад вальдорфский, названный, несмотря на свое расположение в Штутгарте, в честь местонахождения первой школы. Сегодня по всему миру успешно работает более 2500 образовательных и лечебных учреждений, использующих педагогические принципы данной методики. В России о вальдорфской педагогике заговорили только в 80-х годах прошлого века. Сегодня в нашей стране существует 25 школ и около 70 групп в детских садах и прочих образовательных объединений.

Основные принципы

Чем же отличается детский сад вальдорфский от любого другого? Концепция педагогики имеет ряд особых принципов. Первый и важнейший из них - каждый ребенок является личностью и имеет право на обучение и воспитание. В работе педагоги должны использовать индивидуальный подход, опираясь на особенности каждого ребенка, его возраст, интересы и потребности. Детский сад вальдорфский - это место, где обучение основывается на примере воспитателя и подражании ему. В школе также важен авторитет учителя, но уже с середины общеобразовательной программы на первый план выходят личная ответственность и самостоятельность учащегося. Во время обучения и воспитания ребенка значительный упор делается на всестороннее развитие личности, укрепление телесной оболочки и поддержание здоровья.

Необычный детский сад

В вальдорфском образовательном учреждении нет привычной для многих из нас спешки. Утром родители приводят ребенка в детский сад - и тут же навстречу малышу выходит воспитательница, готовая его обнять и проводить в группу. Основное времяпровождение детей в таком учреждении - это свободные игры. При этом запретов практически нет, каждый ребенок может проявить свою фантазию и навыки, используя все доступные игрушки и подручные предметы. Разумеется, если кто-то решит сделать нечто небезопасное и недопустимое, воспитатель тут же поможет малышу переключиться на иной вид деятельности. Но все это будет происходить без жестких запретов. Слова «нет» для детей не существует в принципе в вальдорфской педагогике. Воспитанникам разрешается вести себя «как взрослым» и участвовать в жизни группы. В таких детских садах дети сами готовят салаты (используя настоящие острые ножи), участвуют в уборке, делают сложные поделки - даже самые младшие шьют и мастерят своими руками электрогирлянды.

Вальдорфская педагогика в деталях

Чем проще игрушки, тем активней работает фантазия. С этим утверждением трудно не согласиться. Игры с куклами и конструкторами включает в себя любая детсадовская программа. Вальдорфский детский сад - это место, где детям предложат разноцветные лоскутки, тряпичных кукол с едва намеченными лицами, деревянные брусочки. Все игрушки выполняются из натуральных материалов. Проводятся в таких дошкольных учреждениях и традиционные развивающие занятия - лепка, рисование, моделирование из бумаги.

Есть ли в Москве сегодня последователи Р. Штайнера?

На сегодняшний день в столице России зарегистрировано около 15 дошкольных образовательных учреждений и отдельных групп, позиционирующихся как вальдорфские. Примечателен тот факт, что речь идет преимущественно о частных и домашних детских садах. Но при желании можно найти и муниципальное учреждение дошкольного образования, в котором используются данные принципы образования. Как же попасть в вальдорфский детский сад? Москва - это крупный город, но теоретически житель любого района может найти учреждение дошкольного образования интересующего типа в транспортной доступности от дома. Такие детские сады имеются во многих районах города. В муниципальное учреждение можно попасть в порядке общей очереди, в коммерческое - на платной основе.

Вальдорфский детский сад: отзывы родителей

Несмотря на новизну данных принципов воспитания для нашей страны, среди россиян уже немало поклонников учений Р. Штайнера. Вальдорфские сады выгодно отличаются от традиционных российских. В них, по отзывам родителей, царит неформальная, семейная обстановка. Детей принято забирать не позже 17.00, при этом воспитатели подчеркивают важность семьи в воспитании и позиционируют себя как взрослых друзей воспитанников, а не наставников. Что касается образования и развития, наибольшее внимание уделяется не зубрежке цифр и букв, а эстетическому воспитанию. Многие родители, выбравшие для своих малышей такой вариант развития, радуются тому, что в Москве сегодня работает достаточно дошкольных учреждений данного типа. И неважно, какой вы выберете вальдорфский детский сад - «Путь зерна», «Солнышко в лукошке» или ДС № 740. Уже через несколько недель посещения можно будет оценить преимущество и качество воспитания и обучения в конкретной группе и решить, подходит ли данная методика именно вашей семье.