Гуревич отличие в поведении мальчиков и девочек. Различия мальчиков и девочек: мифы и реальность (глава из книги). Поведение мальчика и поведение девочки различны

01.04.2019

Действительно ли сильно отличается психическое, физическое развитие и поведение мальчиков и девочек? К чему готовиться и как себя вести родителям, ожидающим сынишку или дочку? Дотошные ученые выяснили, что в реальности гендерные различия не так уж значительны, хотя есть некоторые, проявляющиеся еще в утробе матери и сохраняющиеся на протяжении всего детства.

Анатомические особенности строения тел мальчиков и девочек очевидны. А вот с точки зрения формирования мозга неравенство между полами на самом деле очень мало. Оказывается, особенности развития человека имеют больше общего с жизненным опытом, чем с полом . Это значит, что для того, чтобы реализовать свой потенциал, ваш крохотуля с самого нежного возраста нуждается во внимании и поощрении. На что же и в какой степени в действительности влияет половая принадлежность? И что делать, чтобы ребенок развивался гармонично?

1. Чувственность и эмоциональность

Результаты более 100 независимых исследований едины: женщины гораздо активнее используют язык эмоций и жестов. Уже в младенчестве девочки лучше «считывают информацию» по мимике и охотнее изучают лицо человека, чем его мобильный телефон. У мальчиков – все наоборот. Эти различия явно выражены и . Психологи считают, что главная причина – не в половой принадлежности, а в том, что девочек с малолетства учат выражать свои чувства, а мальчиков – наоборот – их подавлять и скрывать.

Мамы знают, насколько чувствительными, нежными и ранимыми могут быть их сыновья. Потому учите мальчуганов не стесняться своих эмоций, выражать их словами и мимикой. Комментируйте действия малыша, озвучивая вместо него его чувства. Например: «Ты расстроился потому, что не можешь дотянуться до погремушки. Ты счастлив, что мама тебе помогла».

2. Пространственное восприятие

Одна из причин, почему на математических олимпиадах участвуют и побеждают в основном мальчики, — их способность налету решать задачи, связанные с величиной объектов и расстоянием между ними. То есть у ребят лучше развиты пространственные навыки. Этот гендерный раскол заметен с малолетства: уже в возрасте карапуз способен предугадать, куда покатится оттолкнувшийся от его руки мячик. Подобных способностей у девочек не замечено. В дальнейшем разница еще более увеличивается из-за любви ребят к подвижным видам спорта и к видеоиграм, развивающим пространственное восприятие.

Для гармоничного развития девочке необходимо регулярно играть в мяч, строить из кубиков-блоков замки, знакомиться с подходящими для ее возраста видеоиграми. Прежде, чем научить читать, заинтересуйте ее цифрами.

3. Любимые игрушки

Для младенцев нет разницы, забавы это для девчонок или для мальчишек. Нередко мамы замечают, что пацаны с удовольствием возятся с куклой, а юную принцессу не оттянуть от вертолетика. В том, что в возрасте около года в предпочтениях к игрушкам у детей появляются гендерные отличия, по большей части виновно давление со стороны взрослых, подчиняющихся принятым в обществе устоям. Правда, ученые утверждают, что и гормоны имеют значение. Если во время беременности в организме женщины уровень тестостерона был более высоким, родившаяся дочь будет испытывать страсть к автомобилям. Исследование поведения приматов показало, что самцы среди игрушечных машин и плюшевых мишек выберут первое, а самки – и то, и другое.

Вывод

Не ограничивайте ребенка в выборе игрушек и не насаждайте ему собственные стереотипы. Мальчик постепенно сам откажется от куклы, а девочки еще долго могут играть с солдатиками и колесной техникой.

4. Физическая активность

Кто на детской площадке скачет, бегает с мячом и висит на всевозможных турниках? Правильно: преимущественно мальчики. Канадские ученые собрали воедино результаты 46 исследований и установили, что уже в утробе матери ребята чаще пинают мать и совершают больше червеобразных движений пальчиками, чем малышки. И после рождения мальчишки больше извиваются на пеленальном столе, беспокойнее ведут себя в коляске и дальше отползают.

Вывод

Действительно, самые активные дети – почти всегда мальчики, а наименее подвижные – девочки. Так природа позаботилась, чтобы самец всегда мог догнать приглянувшуюся самку и победить (убедить) ее. Но это крайности, а большинство одновозрастных деток по физической активности отличаются очень мало.

5. Агрессия

Тестостерон – король всех войн и стимулятор формирования мускулистой мужской фигуры. Потому абсолютно закономерно, что мальчики сильнее физически, а в подростковом возрасте еще и нередко агрессивнее. Но и девчонки не ангелы! Оказывается, в дошкольном и младшем школьном возрасте они кусают, пинают и даже раздают увесистые тумаки в 3 раза чаще, чем их ровесники-мальчишки.

С раннего детства агрессию и мальчиков, и девочек надо обуздывать, удерживая в допустимых рамках приличия и безопасности. Ведь, в отличие от других млекопитающих, человеком должны руководить не гормоны, а развитый головной мозг. Малышей надо учить другим, более адекватным формам поведения, воспитывать в любви, прививать принципы неприкосновенности личности, уважение к себе и к другим людям.

6. Овладение навыком ходьбы

Многие родители утверждают, что их сыновья пошли раньше дочерей, а педиатры при этом клянутся в обратном. На самом же деле многочисленные наблюдения доказывают, что нет абсолютно никаких половых отличий в освоении навыка: где-то между и 16 месяцами все дети начинают ходить без поддержки. Психологи объясняют подобное заблуждение так называемыми родительскими ожиданиями. То есть мамы физически более крепких мальчишек переоценивают их моторные навыки, а те же достижения миниатюрных девочек остаются незамеченными.

Любому ребенку необходимо тренировать мышцы: в младенчестве не забывать делать зарядку, подросших карапузов не держать весь день в коляске или в манеже, а позже – у телевизора или компьютера. Физкультура и подвижные игры – наше все!

7. Речевое развитие

Это практически единственный признак, по которому мальчишки действительно отличаются от девочек: они начинают говорить в среднем на месяц позже их ровесниц. Британские ученые выявили, что в возрасте 18 и 24 месяцев у юных принцесс словарный запас гораздо богаче, чем у их рыцарей. При этом эксперты утверждают, что половая принадлежность «в ответе» всего лишь за 3% различий в вербальных навыках детей, в то время как не менее чем за 50% — общение в семье и воздействие окружающих.

Мамы и папы должны, как заведенные, бесконечно говорить-говорить и разговаривать со своими детьми. Чтение вслух с интонационным выражением книг, вдумчивые ответы на все детские «почему», постоянное комментирование действий (своих и окружающих) – и несчастные 3% просто растворятся в гомоне чадушек.

8. Приучение к горшку (навык опрятности)

Потребность подстраховывать девочку с помощью одноразового или многоразового подгузника исчезает у родителей в среднем на 3 месяца раньше. Эксперты считают, что ребенок в состоянии носить обычные трусики тогда, когда он остается сухим днем на протяжении 2 и более часов. Подобное «золотое время» у девочек возникает в возрасте от 22 до 30 месяцев (в зависимости от индивидуальных особенностей малышки). Полностью контролировать мочеиспускание и самостоятельно ходить в туалет (навык опрятности) юные леди начинают (в среднем!) в 33 месяца, а мальчики – в 37 месяцев. Самое большое различие – в умении в течение максимум 5 минут усилием воли помочиться «по требованию», при любой степени наполнения мочевого пузыря. У ребят это получается в 3 года и 8 месяцев, а у девчонок – на 5 месяцев раньше. Еще раз обратим внимание: это усредненные цифры, полученные на основании наблюдения за огромной когортой детишек, потому показатели одного конкретного ребенка могут сильно отличаться.

Даже если вы решили не особо торопить своего карапуза с приучением к горшку, подарите его в качестве игрушки на первый день рождения и позвольте с ним весело играть. Как знать, возможно, именно ваш малыш побьет статистику, реабилитировав всех мальчишек.

Исследователи 3, 6, 8, 20, 25 отмечают следующие половые различия в поведении мальчиков и девочек подросткового возраста.

1. Различия в психических процессах.

«Женский пол хуже чувствует ход времени - видимо, сказывается более высокая эмоциональность. Дело в том, что именно эмоциональное состояние человека определяет субъективное восприятие времени. Что касается пространства, то не случайно предпочитаемые мальчиками предметы - это предметы перемещения, воздействия, преобразования. Именно мужской пол склонен разбирать целое на части - и не только в мышлении (анализ), но и в реальности. Напротив, предпочитаемые девочками предметы - это имитация живых существ и средств, способствующих повседневной жизни. В сознании девочки с раннего возраста доминирует человек, и все, что с ним связано. Отсюда и особенности выбора предметов» 6, с. 45. Пространство, представляющее для девочки интерес, сравнительно невелико. Однако, оно тщательно, до мелочей проработано и актуально отражено в сознании. Напротив, у мальчика пространство, в котором находятся интересующие его объекты, практически не ограничено. По этой причине многое из непосредственного окружения ускользает от его внимания, недостаточно отражено в сознании. «Многое зависит от воспитания: девочку чаще привлекают к домашнему хозяйству. Мальчики же, как правило, проявляют меньше интереса к домашним делам» 25.

У девочек наблюдается более высокая чувствительность к звукам. Не случайно они начинают говорить на несколько месяцев раньше мальчиков.

Превосходство мальчиков в пространственной памяти проявляется в том, что они лучше знают прилегающую к дому территорию, относительное расположение тех или иных объектов, транспортные маршруты.

«Девочки более исполнительны. Мальчики же должны сами убедиться в необходимости определенных действий. Круг интересов мальчиков шире, чем у девочек. В речи мальчиков преобладают слова, передающие действия (глаголы, междометия), тогда как девочки склонны к предметно-оценочной речи (имена существительные и прилагательные, отрицания и утверждения)» 6, с. 49.

Еще одна особенность психики девочек связана с различиями в объеме и характере осознаваемого и неосознаваемого в психике. У мальчиков больше мыслительных процессов происходит непосредственно в сфере сознания, а его мышление более логично и критично.

Таким образом, мальчики и девочки психологически во многом различны, но в целом равнозначны и равноценны, по-разному дополняя друг друга в той или иной жизненной ситуации.

2. Различия в деятельности.

Заметны различия в учебных интересах. Обычно мальчики больше любят труд, физкультуру, из гуманитарных предметов - историю. Наименее любимы у них родной и иностранный языки. Девочки чаще предпочитают гуманитарные предметы - историю, литературу. Среди нелюбимых предметов у многих из них физика, биология, математика. Мальчики, значительно больше, чем девочки, читают книг по истории и о путешествиях, но меньше художественной литературы и особенно стихов.

Девочки, как правило, используют предметы по назначению, делая ошибки в их применении лишь по незнанию. Мальчики же могут приспосабливать предметы к различным целям, часто не по назначению, осознанно находя им неожиданные применения. Их больше интересует устройство предмета, чем его назначение. В конструктивной деятельности мальчики проявляют больше изобретательности. Они строят города, железные дороги, уделяя внимание главным образом самим конструкциям. В аналогичных условиях девочка строит не города, замки, а дом, но зато с мебелью, предметами быта, с различными украшениями.

Творчество мужского пола в большей мере имеет инновационный характер, тогда как творчество женского пола - жизнеутверждающий, упорядочивающий и декоративный.

В свободное время виды деятельности у мальчиков более разнообразны, но менее организованны. За пределами дома, в непривычной обстановке девочки быстрее теряются, с трудом находят себе занятие. Отправляясь куда-либо, они имеют определенную цель, тогда как мальчики находят себе занятие по ходу, легче ориентируясь в незнакомой обстановке и воспринимая ее положительно.

3. Различия в поведении.

Повышенный интерес к людям и их взаимоотношениям порождает у женского пола такую особенность поведения, как сплетничество. Уже к подростковому возрасту ясно, что сплетничество - черта преимущественно женского пола. Мальчиков - подростков в роли сплетников представить труднее. Различия между мальчиками и девочками проявляются и в том, что девочки склонны чаще апеллировать к старшим. В аналогичных ситуациях они чаще жалуются на мальчиков, чем мальчики на девочек. Женский пол больше склонен верить авторитетам и опираться на авторитет в затруднительных случаях.

Мальчики, как правило, хуже приучены к самообслуживанию: неловко переодеваются и переобуваются, не знают с чего начать дежурство в классе, не умеют пользоваться веником, тряпкой. Во многом, это связано с отсутствием постоянных поручений по дому.

«Девочки более самолюбивы и обидчивы, более чувствительны к критике. У них чаще наблюдается повышенный интерес к своей внешности, и они более чувствительны к оценке ее другими людьми» 20.

4. Различия в интересах.

«Во-первых, это различия в реакциях на окружающую действительность, в том числе и на общественные события. Различия в направленности интересов и склонностей. Во-вторых, это этапы созревания, необходимые для того, чтобы человек стал способным иметь собственное потомство» 25.

5. Различия по отношению к дому, семье.

Девочки склонны к попечительской деятельности - ухаживать, нянчить, проявлять заботу. Девочки склонны поучать, наставлять, критиковать своих младших братьев или сверстников. Подобного не замечается в отношениях старших братьев к своим сестрам или мальчиков к девочкам вообще.

Существует противоположные мнения по поводу учета гендерных различий. Д.В. Колесов считает, что «Различия мальчиков и девочек необходимо учитывать в процессе воспитания, начиная с самого раннего возраста» 8, с. 49.

Ш. Берн же считает, что «Родителям и педагогам необходимо научиться подходить к детям, исходя из индивидуальных особенностей последних, а не из предлагаемых гендерных различий. Учителей можно направлять на курсы, на которых будет говориться о гендерной тенденциозности в педагогике и о том, как с ней бороться» 3, с. 125. Предполагает, что безобидные на первый взгляд гендерные различия в учебной обстановке тем не менее играют весьма важную роль. Ш. Берн рекомендует, чтобы учителя и родители сознательно создавали для детей среду, свободную от гендерных различий, в которой поощрялась бы совместная игра, равноправные отношения между мальчиками и девочками и участие в играх, обычно предпочитаемых каким-то одним гендером.

2.9. Особенности развития мальчиков и девочек

Средние показатели развития тех или иных психических функций (уровень интеллекта, эмоциональность и т. п.) у мальчиков и девочек, мужчин и женщин если и различаются, то не очень существенно. Более важное различие состоит в другом: у мальчиков больше «разброс» всех этих показателей, у девочек же они обычно стремятся к «золотой середине». Это проявляется и при анализе средних показателей многих людей, и при рассмотрении особенностей развития конкретного человека. Так, например, практически во всех сферах деятельности максимальные результаты достигаются мужчинами, и по этому признаку можно предположить, что талантливых людей среди них гораздо больше, чем среди женщин. Это так, но… ведь и интеллектуально малоразвитых людей среди мужчин тоже куда больше, чем среди женщин! В среднем то на то и выходит, но «разброс» (по-научному, дисперсия) показателей у мужчин гораздо выше.

У девочек оценки по разным предметам в школе обычно довольно близки, разница редко оказывается больше одного балла. У мальчиков же часто встречается ситуация, когда дневник пестрит всей гаммой отметок от двоек до пятерок.

Различаются общие темпы развития мальчиков и девочек. В среднем, у девочек они несколько выше. Хотя в дошкольном и младшем школьном возрасте эти различия не очень заметны: в общем-то, мальчики и девочки взаимодействуют вполне на равных. Зато это различие начинает ярко проявляться в младшем подростковом возрасте: половое созревание у девочек начинается, в среднем, на полтора года раньше, чем у их сверстников-мальчиков. (Впрочем, это только средние различия: индивидуальные темпы созревания могут довольно сильно варьировать, и не столь уж редки ситуации, когда мальчик оказывается более развит в физиологическом плане, чем девочка такого же возраста).

Различается очередность развития различных психических функций. Так, девочки обычно раньше начинают говорить, что существенно влияет на их дальнейшее интеллектуальное развитие. Ведь когда они встречаются с какими-то проблемами, то и решить их пытаются, в первую очередь, с опорой на речь: сформулировать, обсудить (либо с собеседниками, либо сами с собой, во внутренней беседе). У мальчиков же быстрее развивается наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, с опорой на него они и решают проблемы. Им нужно все потрогать и/или представить себе в виде какого-то образа, а не обсуждать. Для них это более эффективный путь познания мира, в отличие от девчонок, им нужно не столько рассказывать, сколько показывать и давать «повертеть в руках» заинтересовавшие их предметы.

Имеются данные, что девочки, в целом, превосходят мальчиков в речевых задатках, мальчики же оказываются сильнее в пространственных и зрительных. Так, у них богатое воображение, но работает оно «в картинках», им сложнее выразить то, что они представляют себе, с помощью речи. В этом одна из причин того, что взрослым зачастую труднее установить доверительные контакты с мальчиками, чем с девочками. Ведь их внутренний мир, богатый и интересный, обычно скрыт от нас, так как они не очень склонны раскрывать его в словах.

Есть и ряд других любопытных различий в темпах и очередности развития психических функций. Так, память у девочек развивается несколько быстрее, чем у мальчиков, но только до младшего школьного возраста, а потом темпы ее развития начинают отставать от мальчишеских.

Различается динамика работоспособности . Девочки набирают оптимальный уровень работоспособности быстрее, чем мальчики, легче включаются в новые виды деятельности. Но и устают быстрее. Мальчики же дольше «раскачиваются», но и медленнее устают.

Вероятно, у многих читателей возникнет желание поспорить с этим утверждением. В самом деле, мальчики чаще всего демонстрируют более высокую отвлекаемость, особенно при выполнении учебных заданий. Однако дело тут все же не в работоспособности как таковой, а в том, что у них, как правило, несколько меньше развита способность к волевой регуляции своего поведения и, в частности, к произвольной концентрации внимания. То есть они не менее работоспособны, а более активны, динамичны и отвлекаемы.

Имеются различия в самовосприятии . Они хорошо видны на примере детских рисунков. Мальчики чаще рисуют какие-либо действия или неодушевленные объекты, а девочки – людей, в том числе самих себя. Если, например, попросить ребенка нарисовать снегопад, то мальчишка, скорее всего, изобразит что-нибудь типа работающей снегоуборочной машины, а девчонка – себя, прыгающую через сугробы. Что же стоит за такими различиями? Для девочек самовосприятие выстраивается, в первую очередь, через призму межличностных отношений . Они считают себя такими, как, с их точки зрения, их видят окружающие люди. Для мальчиков же восприятие себя основано на тех действиях , что они совершают.

Различаются реакции на сложности . При возникновении затруднений девочки предпочитают приспосабливаться к ситуации, а мальчики – менять саму эту ситуацию или просто уходить из нее. Так, когда взрослые ругают девочку, то она обычно стремится изменить поведение, чтобы начать соответствовать их требованиям. Мальчик же в такой ситуации склонен «замыкаться» и игнорировать критику, а если она повторяется – начинает попросту избегать тех ситуаций, в которых столкнулся с ней (по типу «раз в школе меня ругают – значит, буду ее прогуливать»). Они не столько адаптируются к требованиям, по тем или иным причинам вызывающим их протест, сколько пытаются уйти из-под контроля того, кто их предъявляет. И если такой стиль взаимодействия между родителями и сыном становится устойчивым, то остается один шаг до так называемой «трудновоспитуемости», стойкого и подчас агрессивного неприятия мальчиком любых воспитательных воздействий, от кого бы они ни исходили.

Девочки при возникновении сложностей обычно стремятся обсудить их, а мальчики, наоборот, склонны замыкаться в себе.

Различается реакция мальчиков и девочек на критику . Если необходимо сделать замечание девочке, не стоит спешить высказывать отрицательное эмоциональное отношение к ее поступку – скорее всего, это вызовет ответную бурю эмоций, которая помешает девочке понять, за что же ее ругают. Сначала нужно спокойно указать, в чем именно она не права, а уже потом, убедившись, что она поняла это, можно высказать и собственное отрицательное отношение. В общении же с мальчиками допустима и обратная последовательность (но объяснить, что именно вызвало отрицательную реакцию, необходимо в любом случае: ребенок – не экстрасенс, ваши мысли он читать не умеет). Говорить необходимо кратко и точно, длинные нотации в общении с мальчиками неприемлемы, так как в этих случаях они просто «отключаются», перестают воспринимать обращенные к ним слова.

Различается реакция на утомление . У мальчиков в первую очередь снижается эффективность логических операций и речевого мышления, у девочек же – эмоционального самочувствия и образного мышления. Это объясняется тем, что у мальчиков более подвержено утомлению левое полушарие головного мозга (и проявляется оно, соответственно, в снижении функций этого полушария), у девочек же – правое. Поэтому у девочек усталость проявляется в капризах без причины или по незначительным поводам, мальчики же в таких случаях начинают «тупить», они как будто забывают, что у них есть разум, плохо воспринимают информацию и проявляют склонность к совершению глупых поступков. Ругать детей и в том и в другом случае бесполезно, это только усугубляет ситуацию. Более эффективно просто ненадолго оставить ребенка в покое, дать ему небольшой отдых.

Мальчики и девочки по-разному справляются с разнотипными заданиями . Девочкам легче даются те задания, в которых способ решения уже известен заранее, требуется лишь тщательное исполнение, проработка деталей. Большинство учебных задач, особенно в начальных классах, именно такие – сначала объясняется, как их решить, а потом требуется аккуратно воплотить это в жизнь (вот, кстати, одна из причин того, что девочки обычно успевают лучше мальчиков). Мальчики же лучше решают те задачи, которые являются для них принципиально новыми, где нужно выдвинуть оригинальные идеи, но требования к качеству ее воплощения, пунктуальности и аккуратности невелики. В школе такие задачи встречаются довольно редко, и эти качества, присущие мальчикам, оказываются невостребованными. Между тем важно не переусердствовать, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения заданий.

Эти различия, кстати, сохраняются и у взрослых: женщины лучше справляются с такой работой, которая является однообразной, где требуется изо дня в день тщательно и аккуратно выполнять одно и то же. Мужчины же быстро теряют интерес к однообразной работе, им более свойственно стремление осваивать или создавать что-то новое (вот почему, к примеру, женщины обычно работают на конвейерах эффективнее мужчин, зато почти все инженеры, проектирующие эти конвейеры, – мужчины).

Родители, не желая вырастить сына агрессивным, не давали ему игрушки военной тематики и стремились вообще изолировать его от всего милитаристского (например, запрещали ему смотреть такие фильмы). Каково же было их удивление, когда они обнаружили, что он выгрыз из пряника нечто напоминающее по форме пистолет и играет с ним в «войнушки»!

Мечтали родители о сыне, а родилась дочка. Воспитывать ее стремились по-мальчишески: в частности, давали для игры не кукол, а военные игрушки. И вот они с упоением наблюдают, как она играет с тремя танками. А потом решили спросить, что же у нее в игре происходит. Она и рассказала: «Этот танк – папа, этот – мама, а это дочка. Они ее кормят, потом спать укладывают».

Из книги Гендерная психология автора Автор неизвестен

Глава 12 Воспитание современных девочек и мальчиков с позиций гендерного подхода Л. Э. Семенова, В. Э.

Из книги ОДИНОКАЯ.NET! автора Еникеева Диля

СЕКС - ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ, ЛЮБОВЬ - ДЛЯ ДЕВОЧЕК Девочка рыдает:- Мои родители не разрешают мне выйти за тебя замуж!Ее приятель:- Да не плачь, ничего страшного! Я найду себе другую невесту. АнекдотЕще одна причина, из-за которой женщина остается одинокой, -

Из книги Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет. Пособие для психологов и педагогов автора Веракса Александр Николаевич

Особенности развития дошкольника В отечественной психологии каждый возраст характеризуется особой социальной ситуацией развития, под которой понимается система отношений между взрослым и ребенком, сложившаяся на данном возрастном этапе. При этом взрослый выступает в

Из книги Русские дети вообще не плюются автора Покусаева Олеся Владимировна

Приложение 3 Разница в результатах диагностического обследования мальчиков и девочек Ряд нейропсихологов и психофизиологов считают, что между мальчиками и девочками существует большая разница. Например, девочки по природе обладают более сильными нейронными связями в

Из книги Опоздания и невыполненные обещания автора Красникова Ольга Михайловна

Глава 17 Воспитание девочек и мальчиков: сходства и различия Современные особенности мужчин и женщин. Различие в подходах к воспитанию мальчиков и девочек Пятилетняя Лера играет с братишкой. И он вдруг заявляет:– А я тигр!Лера не удивилась и ответила:– А я дракон!Брат

Из книги Похвалите меня [Как перестать зависеть от чужого мнения и обрести уверенность в себе] автора Рапсон Джеймс

Современные особенности мужчин и женщин. Различие в подходах к воспитанию мальчиков и девочек Пятилетняя Лера играет с братишкой. И он вдруг заявляет:– А я тигр!Лера не удивилась и ответила:– А я дракон!Брат рассердился:– А я саблезубый тигр! У меня из пасти торчат

Из книги Слышать, понимать и дружить со своим ребенком. 7 правил успешной мамы автора Маховская Ольга Ивановна

Инфантилизм, или Проблема «хороших» мальчиков и девочек Недостаточный самоконтроль – частая причина опозданий – может быть следствием незрелости личности. Если мама все детство будила ребенка в школу, собирала портфель, напоминала о каких-то делах и постоянно

Из книги Как спокойно говорить с ребенком о жизни, чтобы потом он дал вам спокойно жить автора Маховская Ольга Ивановна

Из хороших мальчиков и девочек в славных людей Славный человек рано понимает, что любовь – приз, который непросто получить. Поэтому ему необходимо понять, как стать достойным любви. Ребенок с тревожной привязанностью верит, что материнская любовь – вещь хрупкая и она

Из книги Нежные мальчики, сильные девочки… автора Гусева Юлия Евгеньевна

Влияние культуры на мальчиков и девочек Хотя стрессы современной жизни ощущаются и мальчиками, и девочками, когда речь идет о тревожности, наше общество весьма разборчиво в вопросах пола. Далее мы рассмотрим некоторые

Из книги Все лучшие методики воспитания детей в одной книге: русская, японская, французская, еврейская, Монтессори и другие автора Коллектив авторов

Из книги автора

Одаренность мальчиков и девочек? У мальчиков понижена мотивация к систематическому обучению, но они показывают феноменальные способности в специализированных областях, а также в науках, требующих точного, логического мышления.? По данным ряда исследований, одаренных

Из книги автора

Женское воспитание мальчиков и мужское поведение девочек Поскольку мы живем в эпоху смешения традиционно мужских и женских ролей, возникает различий между полами, когда мы воспитываем наших детей? По-моему, различию полов на биологическом, психологическом, социальном

Ольга Студеникина
Психологические особенности мальчиков и девочек

В нашем детском саду прошёл педсовет на тему "Гендерное воспитание дошкольников". Так как я имела опыт работы психологом, мне досталось сообщение "Психологические особенности мальчиков и девочек". В процессе подготовки я нашла очень много интересного и полезного материала. Изучила его и сделала вывод, что мы воспитатели очень многого не знаем, и порой часто допускаем ошибки в своей работе по отношению к детям не учитывая их половой принадлежности. А ведь от этого зависит кого мы воспитаем: маленькую леди или разбойницу; маленького мужчину или инфантильного безинициативного мальчика.

Психологические особенности мальчиков и девочек.

Как много в нашем языке слов, обозначающих маленького человечка – малыш, ребёнок, дитя, кроха, младенец. И все они по сути – среднего рода. И когда в руководствах по педиатрии и психологии пишут о том, что ребёнок к определённому возрасту должен уметь то-то и то-то, многоуважаемые авторы учебников опять имеют в виду некое бесполое существо. Между тем мальчики и девочки растут и развиваются по-разному. Этому способствуют ряд физиологических и психологических особенностей. Рассмотрим некоторые из них. Для этого выделим некоторые утверждения, которые бытуют в нашем сознании. И так, чем же отличаются мальчики от девочек?

1. Девочки более послушны, чем мальчики.

В раннем детстве девочки действительно более послушны. Это запрограммировано природой. Женщины лучше приспосабливаются к окружающей среде, чем мужчины. Но в подростковом возрасте картина несколько меняется. И группа мальчиков более послушно следует указаниям старших, чем девочки.

2. Мальчики больше хотят отличиться.

Это не столько желание, сколько констатация факта. Для природы особи женского пола более «ценны», поскольку именно они могут воспроизводить себе подобных. Они – главные хранительницы генотипа, а на мужских особях природа чаще экспериментирует. У мужчин больше отклонений, чем у женщин.

Из наблюдений: среди детей с косоглазием, а также с заиканием, дислексией, алалией и другими речевыми дефектами, с задержкой психического развития и т. д. значительно больше мальчиков. Логопедические группы детских садов и другие группы детей с отклонениями в развитии большей частью состоят из мальчиков.

3. Мальчики более изобретательны, чем девочки.

Так было задумано природой. Питерский нейрофизиолог В. Д. Еремеева говорит, что поисковое поведение природа предусмотрела для самцов в сложных ситуациях.

Среди изобретателей мужчин существенно больше, чем женщин. Однако это совсем не означает, что мальчики более способны и одаренны, чем девочки. Исследования психологов показали, что одаренных девочек старшего дошкольного и младшего школьного возрастов на несколько процентов больше, чем мальчиков. К 12-14 годам картина меняется, одаренных мальчиков становится больше. Девочки-«вундеркинды» по большей части превращаются в «таких, как все». Почему? Возможно, срабатывает некая генетическая программа, а может быть, виной та самая «приспосабливаемость и адаптивность», которая на этот раз сыграла отрицательную роль.

4. Девочки более работоспособны, чем мальчики.

Не совсем так. Просто работоспособность у мальчиков и девочек разная.

Девочки обычно после начала занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. Учителя видят это по обращенным к ним глазам и строят урок таким образом, чтобы самая трудная часть материала пришлась на пик работоспособности. Но ориентируются-то они по девочкам. Мальчики же раскачиваются долго и на учителя смотрят редко. Но вот и они достигли пика работоспособности. А девочки, наоборот, уже начали уставать. Учитель сразу заметил это, т. к. контакт с девочками у него налажен хорошо - он все время видит их обращенные к себе лица. Он начинает снимать нагрузку, урок переходит в другую фазу. А мальчикам бы именно сейчас и надо дать ключевой для урока материал. Но самое важное уже дано, а они его пропустили или не поняли, т. к. в нужный момент уровень их работоспособности, возможность усвоить трудные знания были низкими. Урок окончен. Но был ли он рассчитан на мальчиков, на особенности их физиологических и психологических функций? К сожалению, нет.

5.

Мальчики занимают больше места.

Во-первых, это связано с поисковым поведением мальчиков, с необходимостью постоянно осваивать новое пространство. Во-вторых, девочки опираются на т. н. «ближнее зрение». Они любят маленькие уголки, уютные домики, где до всего можно дотянуться рукой. У девочек уже генетически заложено – она хранительница очага, создатель уюта в доме. Мальчики же, в основном, ориентируются на «дальнее зрение» – им нужно бегать друг за другом, бросать различные предметы.

«Должен он скакать и прыгать,

все хватать, ногами дрыгать,

а иначе он взорвется,

трах-бабах и нет его!» – это, прежде всего о мальчиках!

Кроме того, показано, что мальчикам, в отличие от девочек, для их полноценного психического развития требуется большее пространство, чем девочкам. Если пространство мало в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на шкаф. Если попросить детей нарисовать план окрестностей своего дома, то мальчики в рисунках отражают большее пространство, умещают большую площадь, больше улиц, домов. А умеем ли мы использовать или хотя бы понимать и учитывать эти различия при воспитании детей разного пола?

С поисковым поведением связано, кстати, и то, что мальчики лучше ориентируются на местности, чем девочки, у них лучше развиты пространственные представления.

6. Мальчики не должны плакать.

А вот это неправда. Мальчики порой более эмоционально реагируют на происходящее, чем девочки, они более чувствительны к боли, к страдания, чем девочки. Но поскольку им с молоком матери внушили этот миф, они изо всех сил пытаются сдержаться.

Наблюдая за детьми мы видим, что обычно мальчики более возбудимы, раздражительны, беспокойны, не терпеливы, не сдержаны, нетерпимы, неуверенны в себе и даже более агрессивны, чем девочки. По-видимому, в большинстве случаев это действительно так. Однако, надо иметь в виду, что наше видение ребёнка не всегда объективно отражает то, что есть на самом деле.

Мальчики кратковременно, но ярко и избирательно реагируют на эмоциональный фактор, а у девочек в ситуации деятельности, вызывающей эмоции, резко нарастает общая активность, повышается эмоциональный тонус коры мозга. Мозг девочек как бы готовится к ответу на любую неприятность, поддерживает в состоянии готовности все структуры мозга, чтобы в любую секунду отреагировать на воздействие, пришедшее с любой стороны. Видимо, этим и достигается максимальная ориентированность женского организма на выживаемость. Мужчины же обычно быстро снимают эмоциональное напряжение и вместо переживаний переключаются на продуктивную деятельность.

Взрослые должны учитывать особенности эмоциональной сферы мальчиков. Мамам, воспитательницам и учительницам трудно понять эту сторону жизни мальчика - они-то сами другие. Вот и получается, что мама (или педагог) долго ругают мальчика, нагнетая эмоции, и сердятся оттого, что он не переживает вместе с ней, а как бы остается равнодушным к ее словам. Нет, он не равнодушен. Просто он уже дал пик эмоциональной активности, отреагировал на первых минутах разговора, но он, в отличие от мамы (и сестры или одноклассницы, не может долго удерживать эмоциональное напряжение, он к этому не приспособлен и, чтобы не сломаться, просто отключил слуховой канал, и информация до его сознания не доходит. Он вас уже не слышит. Ваши воспитательные усилия пропадают впустую. Остановитесь. Ограничьте длину нотации, но сделайте ее более емкой по смыслу, т. к. мозг мальчика очень избирательно реагирует на эмоциональные воздействия. Если вся ваша речь сводится к двум словам: "ты плохой", - то чего вы ждете от мальчика? Он дезориентирован. Объясните ему ситуацию очень коротко и очень конкретно - чем же вы недовольны.

Эмоциональную чувствительность и тревожность маленьких мальчиков взрослые слишком часто недооценивают. В результате мальчик вырастает во взрослого мужчину, у которого слишком силен запрет на выражение своих чувств. В лучшем случае его не понимает любимая женщина, в худшем – он загоняет все эмоции внутрь и постоянно живет в стрессовой ситуации.

А потом мы удивляемся, почему мужчины раньше умирают…

7. Мальчики большую часть информации воспринимают зрением, а девочки – на слух.

В общем, правда, хотя, конечно, существуют и индивидуальные особенности. Поэтому то, что девочке можно объяснить, мальчику лучше показать в действии. Но и мальчикам, и девочкам очень важно не преподносить готовых решений, а побуждать их к самостоятельному поиску. При этом нужно учитывать, что мальчики в первую очередь видят целое, а только потом части; а девочки, наоборот, видят части, а потом объединяют их в целое.

8. Мальчики и девочки мыслят по-разному.

У девочек в дошкольном и младшем школьном возрасте обычно лучше развита речь, они оттесняют мальчиков физически и «забивают» из в речевом плане. Но их ответы более однообразны, и, видимо их мышление однотипно. Среди мальчиков больше вариантов индивидуальности, они нестандартно и интересно мыслят, но их внутренний мир часто скрыт от нас, т. к. они реже раскрывают его в словах. Они молчат, и нам кажется, что они не думают, не ищут решений, а поиск идёт, он интересней и богаче, чем мы можем себе представить.

Давайте представим себе рисунки детей, т. к. особенности мышления ярко проявляются именно в детском рисунке. Мальчики чаще рисуют технику (танки, машины, самолёты, их рисунки наполнены действием, движением, всё кругом движется, шумит, бежит. А девочки рисуют людей (чаще всего принцесс, в том числе и себя.

Итак, мы с вами пришли к важному выводу: мальчик и девочка – это два разных мира. Очень часто мы неправильно понимаем, что стоит за их поступками, а значит, и неправильно на них реагируем. Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Постараемся понять и принять наших мальчишек и девчонок такими, какие они есть, такими разными и по-своему прекрасными, какими создала их природа. А вот удастся ли сохранить, раскрыть, развить эти задатки, не повредить, не сломать – зависит от нас с вами.

Иногда приходится слышать жалобы родителей о том, что их сын - первоклассник гораздо труднее осваивает учебный материал в школе, чем его старшая сестра. Он невнимательно слушает, пишет неаккуратно и плохо пересказывает, а вот их дочь в этом возрасте радовала их блестящими результатами. Ничего страшного в этом на самом деле нет, все это особенности мужского ума.

К возрасту 7 лет различия в развитии мальчиков и девочек составляет один год. У мальчиков к этому возрасту хуже развито левое полушарие, а у девочек - правое. Поэтому девочки в начальных классах превосходят мальчиков в речевых способностях, в запоминании цифр и аккуратности письма. Но уже в подростковом возрасте мальчики обгоняют девочек в решении нестандартных математических задач и сообразительности. После 13 лет у девочек красивее почерк, беглая речь, они быстрее читают, но решение кроссвордов и геометрических задач лучше удается мальчикам.

Развитие и поведение мальчиков и девочек отличается уже с самого момента рождения. Мозг у мальчиков при рождении бывает больше, чем у девочек. Но, несмотря на это, мальчики начинают намного позже говорить и ходить, чем девочки. Разница полов отражается на поведении и играх малышей. Развитие девочек ориентируется на выживаемость, а у мальчиков оно направлено на совершенствование и прогресс. Вот в чем конкретно проявляются эти отличия:

1. Девочки быстрее, чем мальчики начинают узнавать знакомые лица, они с самого рождения больше удерживают внимание на лице человека. Мальчиков же интересуют больше неодушевленные предметы, чем люди. Им нравится глядеть на подвесную погремушку и осваивать развивающий коврик.

2. Мальчики на громкие звуки реагирует хуже девочек, они позднее начинают распознавать оттенки эмоций родителей. Острота слуха у мальчиков выше, чем у девочек, но они чаще игнорируют голоса родителей. Например, реакция на выговор родителей приходится у них на первые минуты их высказывания, а затем они просто "отключают" слуховой канал и информация родителей на тему перевоспитания у них не доходит до сознания.

Ругая мальчика, конкретно и коротко говорите о том, что вас не устраивает в его поведении. Иначе через некоторое время он перестанет вас слушать. Девочек лучше не ругать, а объяснять им тихим голосом, что так поступать не следует. Спокойный голос родителей, мелодичное пение и колыбельные песни лучше действуют на девочек.

3. Уже в возрасте 2,5 лет мальчики начинают проявлять агрессивность и лучше чувствуют враждебное отношение к себе. Для полноценного развития надо больше пространства, чем девочке. У мальчиков развито пространственное зрение, поэтому они любят играть, кидая игрушки вдаль.

А у девочек периферийное зрение развито сильнее, они предпочитают играть сидя с игрушками, которые лежат перед глазами. Поэтому девочка может спокойно играть в своей комнате, разместив в ней свои куклы и игрушки, а мальчику надо лазать на диван, забираться под кровать и подниматься по лестнице. Мальчики во время игры предпочитают соревноваться, а девочки при состязаниях могут перессориться.


4. У девочек более выражена кожная чувствительность, они больше реагируют на телесный дискомфорт и лучше чувствуют нежные прикосновения.
5. Если девочки воспринимают информацию, слушая мнения и наставления других, то мальчики учатся всему, копируя поведение взрослых. Поэтому мальчику лучше показать пример хорошего поведения, чем много раз это объяснять.

6. Мальчики быстрее раздражаются, а девочки больше грустят. Девочки выражают свои эмоции словами или плачем, а мальчики - действием.
7. Мальчикам больше нравятся игрушки, которые можно двигать, а девочкам - яркие и красивые. Девочки дольше мальчиков могут играть с новой игрушкой, рассматривать их и беречь от повреждений. Мальчики активнее играют с игрушками и быстрее их ломают.

8. Чтобы обучить мальчика чему-то, надо держать быстрый темп. Как только вы начнете повторять пройденное для закрепления материала, внимание у мальчиков ослабевает. Девочки же любят выполнять все поэтапно, они предпочитают повторно проверять свои знания.

9. Мальчики в подростковом возрасте более сообразительные, изобретательные и находчивые. Но девочки быстрее адаптируются к любой ситуации, они легче общаются и заводят много друзей. Мальчики задают вопрос, чтобы получить конкретный ответ. А девочки только для того, чтобы установить контакт с собеседником.

Учитывая, все отличия между развитием и поведением мальчика и девочки, родителям не следует сравнивать мальчиков с девочками. У мальчика и девочки свой путь взросления. Старайтесь не перегружать мальчика эмоциональными переживаниями, они очень тяжело реагируют на них. Ведь мальчики чувствуют себя ответственными за жизнь и благополучие близких людей, поэтому их проблемы больше затрагивают их.