Развитие ребенка по месяцам до 1. Развитие новорожденного ребенка по месяцам от рождения до года. Какие игрушки нужны детям до года

11.02.2019

До сих пор как настоящее чудо воспринимается то, как из крошечной клеточки в животе у мамочки вырастает ребенок с крошечными ручками, ножками, глазками, живой, настоящий, у которого уже бьется сердце и функционируют все системы жизнедеятельности.

Да, это настоящее чудо, но не менее удивителен тот путь, который совершает кроха от рождения до своего первого года.

Какие изменения происходят с малышом в первый год?

Физические изменения

За это это время происходит бурное физическое развитие, ведь за 12 месяцев вес ребенка увеличивается почти в три раза, а рост – на одну треть. Кроме того, за этот год ребенок не только овладевает способностью лежать, сидеть, ползать, ходить, но претерпевает мощное физическое изменение: существенно меняются пропорции его тела, головка по обхвату становится значительно меньше груди, вытягиваются верхние и нижние конечности.

Изменение психики

На уровне психики происходит когнитивное развитие, то есть способность к обучению и запоминанию, социальное, при котором малыш учится реагировать на окружающий мир по-разному, а также различать своих родных и близких людей. Еще одним аспектом социализации становится развитие речи: от звуков плача до первых, вполне осмысленных слов.

Первый месяц жизни

Главное для новорожденного – это сон и еда. А еще, чтобы мама была рядом. Ее близкое присутствие младенец ощущает физически, ведь он привык за девять месяцев у нее в животе слышать пульс, ощущать вибрацию речи и слышать голос.

Конечно, самыми важными процессами становятся процессы саморегуляции, когда он учится самостоятельно регулировать степень своей активности, тогда впоследствии он сможет плавно переходить из состояния бодрствования в состоние покоя и сна.

Именно в этот период происходит узнавание мамы ребенка, привыкания друг к другу, поэтому важен тесный тактильный контакт. И не нужно бояться избаловать ребенка, если мама лишний раз возьмет его на руки, покачает, прижмет к себе. Чувствуя близость матери, ребенок будет спокойнее вести себя, а значит, будет лучше спать, расти и развиваться.

Второй месяц

На втором месяце жизни ребенок учится понимать свое тело и даже немного управлять им, особенно головой. Поэтому исчезает характерный для новорожденных сонный блуждающий взгляд. Младенец может сфокусировать внимание на даижущихся предметах, особенно если они яркого или, наоборот, черно-белого цвета.

Важнейшим для него источником жизни являются звуки: он учится различать эти звуки и сам издает их – не просто разные, но и сигнализирующие о различном состоянии. Малыш уже начинает держать головку, пытаясь поворачивать ее вслед за знакомым звуком или ярким зрительным образом. В его речи начинают появлятся гласные звуки. Помимо еды и сна, ребенку понадобится важный источник эмоционального питания – общение с окружающими, в первую очередь, с мамой.

Подробнее про развитие ребенка в этот месяц можете прочитать в статье « ».

Третий месяц

В этот период существенно увеличивается период бодрствования, что, конечно, сказывется на психическом развитии. Теперь, когда ребенок уже не спит продолжительное время, он использует его для активного освоения окружающего мира. Попытки перевернуться со спины на живот и обратно позволяют ему значительно расширить обзор.

Например, благодаря возможности сжимать и разжимать кулачки, он уже может захватывать предметы, нахдящиеся в его поле зрения, и рассматривать их. Объектом изучения становятся и собственные руки и ноги, которые он может брать в рот, а сосание большого пальца руки вообще становится вполне осознанным действием.

Малыш активно издает звуки, смеется при виде знакомых лиц, особенно мамы и других близких людей. Тем самым он будто вступает в диалог, включаясь в него даже всем телом, потому что лежа на спине в такт своим звукам движется взад и вперед, размахывая ручками и ножками.

Подробнее про развитие ребенка в этот месяц можете прочитать в статье « ».

Четвертый месяц

Основным руководством к действию становится речь, обращенная к ребенку. Различая интонации, он по-разному может реагировать на вашу речь и другие способы общения с ним.

В этот период, как правило, проходят колики (См. «Профилактика и лечение кишечных колик у новорожденных »), а значит, ребенок меньше плачет, крепче и дольше спит ночью и просыпвется не с плачем, а с улыбкой и готовностью познавать мир дальше. Важно уже сейчас учить ребенка засыпать самому, не укачивая его постоянно на руках, ведь он уже не нуждается в таком тесном контакте с мамой, как раньше. Им вполне хватает времени для кормления, когда мама и ребенок находятся в телесном контакте, и младенец ощущает тепло и слышит знакомый запах.

Малыш уже начинает реагировать на появление или исчезновение предмета в поле его зрения, поэтому "прятки" могут быть самой любимой забавой. Можно прятать предметы, а потом доставать их и называть форму, цвет, назначение, ведь вся эта информация "оседает" в подсознании, и в дальнейшем ребенок будет познавать мир, используя именно ее.

Подробнее про развитие ребенка в этот месяц можете прочитать в статье « ».

Пятый месяц

Пятимесячный малыш уже вовсю распевает песни, реагирует на появление незнакомых людей, может даже пугаться, особенно если мамы нет рядом. Он уже активно начинает переворачивать со спины на живот и обратно и ползать.

Все эти физические изменения нужно поддерживать играми: подбрасываниями вверх, кружением на руках, нужно постоянно тормошить ребенка, чтобы он чувствовал свое тело и учился управлять им. В этом возрасте кроха начинает подражать взрослым в речи: он слышит интонацию и пытается ее повторить, он будет менять темп своего звучания в зависимости от вашего темпа речи. Такие диалоги очень хорошо стимулировать с помощью музыки, использования звуков окружающего мира и т. п. Малыш активно познает мир, не просто разглядывая игрушки, он их хватает, гремит ими, ударяет по ним и очень доволен этими движениями.

Подробнее про развитие ребенка в этот месяц можете прочитать в статье « ».

Шестой месяц

Некоторые особо активные дети уже начинают пробовать вставать в кроватке, но лучше к этому пока не стремиться. Не так крепки мышцы и кости, поэтому лучше выкладывать ребенка на пол, чтобы он активно ползал (См. «Когда ребенок начинает ползать »), подготавливая свой опроно-двигательный аппарат к дальнейшему более серьезному умению – ходьбе.

В эмоциональном состоянии различается много оттенков. Если раньше ребенок в основном был доволен или не доволен всем происходящим, то теперь он может испытывать недоумение, огорчение, удивление и много других состояний, которые весьма забавно выражает с помощью мимики.

Подробнее про развитие ребенка в этот месяц можете прочитать в статье « ».

Седьмой месяц

В этот период ребенок уже начинает осознавать свое влияние на окружающий его мир. Он устанвливает связь между тем, какие звуки он издает, и тем, как на это реагируют. Может даже начать экспериментировать, то есть хныкать или плакать только для того, чтобы к нему подошли взрослые.

Семимесячный ребенок уже может хорошо сидеть с опорой на спинку своего детского кресла, а это дает ему новые возможности для познания, ведь теперь, когда обе его ручки свободны, он может дать ими вдвое больше работы: будет хватать все подряд, поэтому нужно следить, чтобы в поле его деятельности не попали опасные предметы.

Подробнее про развитие ребенка в этот месяц можете прочитать в статье « ».

Восьмой месяц

Малыш в 8 месяцев уже хорошо сидит сам без поддержки. Он можен это делать на полу или в манеже, главное, чтобы вокруг были предметы, его занимающие. Ползание как способ познания окружающего мира все еще действует. Благодаря освобождению рук ребенок может уже хорошо держать свою бутылочку обеими руками, может перекладывать предметы с места на место. Ему можно уже давать что-нибудь лепить, но помнить, что это легко может оказаться во рту. Ребенок уже хорошо произносит отдельные слоги. Некоторые родители уже начинают приучать к горшку (См. «Когда и как приучать ребенка к горшку »).

Подробнее про развитие ребенка в этот месяц можете прочитать в статье « ».

Девять месяцев

В этот период малыш уже может реагировать на свое имя – он понимает, что к нему обращаются. Он произносит отдельные слоги, понимая сам при этом слова "нет" или "нельзя". Он уже может сидеть на горшке и не капризничать, ведь это становится привычным для него.

Он уже хорошо пьет из чашки. Так как уже есть первые зубы, он жует твердую пищу и ест каши. Некоторые дети уже пробуют делать первые шаги, но нормой может считаться просто стояние на ножках с опорой на стену или спинку кровати. Кто-то стимулирует хождение с помощью ходунков, но ведь всему свое время.

Подробнее про развитие ребенка в этот месяц можете прочитать в статье « ».

Десять месяцев

Малыш все лучше и лучше понимает значение слов. Он может искать по вашей просьбе какой-то предмет, может поворачиваться в ту сторону, куда вы его попросите или ползти за какой-то конкретной игрушкой, которую знает.

Когда ребенок начинает ходить, это становится настоящим испытанием для родителей, потому что приходится следить за тем, чтобы не обжегся о плиту, не схватил острый предмет или что-то несъедобное не затащил в рот. Конечно, очень важны для развития прогулки и хождение по улице. Когда границы мира для ребенка раздвигаются, это является мощным стимулом для психического развития.

Подробнее про развитие ребенка в этот месяц можете прочитать в статье « ».

Одиннадцать месяцев

В этот период малыш уже вполне самостоятелен: он может умываться, причесываться, снимать с себя какую-то одежду, может есть яблоко или что-то большое. Для него уже важно общение со сверстниками, поэтому нужно бывать на детских площадках для знакомства с другими детьми.

Подробнее про развитие ребенка в этот месяц можете прочитать в статье « ».

Когда исполнится один год

Перед нами уже настоящий человечек со своим характером, привычками, любимыми занятиями. Ему все интересно, он много учится и с каждым днем становится все смышленее и опытнее. Важно соблюдать режим дня, чередуя разные виды его деятельности. А еще важно к этому времени поставить все полагающиеся прививки, чтобы болезни не мешали дальнейшему физическому и психическому развитию малыша.

Подробнее про развитие ребенка в этот период можете прочитать в статье « ».

Беременность подошла к концу и на свет появляется долгожданный малыш. И у многих, еще недостаточно опытных, родителей возникает масса волнений и вопросов: нормально ли происходит развитие их младенца, все ли он умеет делать для своего возраста.

В первый год жизни малыш учится всему — следить, улыбаться, хватать, сидеть, ползать, стоять, ходить. Каждый новый успех несомненно радует всех родителей. Существует некий календарь, благодаря которому можно следить за его умениями. Однако важно учитывать, что развитие ребенка до года происходит индивидуально, ведь все дети разные. К примеру, если малыш что-то не делает в пять месяцев, то он обязательно сделает это в шесть. Плюс (минус) месяц — является нормой.

Рассмотрим, какие изменения происходят в развитии детей от рождения до года по месяцам.

Таблица развития грудничка

Развитие по месяцам

2 месяц

  • прибавка в весе 800 г, в росте 3 см;
  • ребенок в 2 месяца продолжает много спать и кушать;
  • начинает осознавать, что его плач является средством общения со взрослыми, поэтому, когда ему голодно, холодно, скучно, больно, жарко, он начинает громко кричать, сообщая об этом окружающим;
  • начинает отвечать широкой улыбкой на улыбку взрослого;
  • может видеть на расстоянии около 50 см;
  • лежа на животе может поднять голову и подержать ее около 10 секунд;
  • лежа на боку может перевернуться на спинку;
  • многие детки в 2 месяца начинают гулить, произнося звуки «а», «о», «э», сочетая их с воркотанием, визгами, чавканьем.
  • может следить за яркой игрушкой, если ее медленно перемещать прямо перед ним;
  • на руках в вертикальном положении младенец недолго удерживает головку;
  • к источнику звука поворачивает голову и ищет его глазками.

Каждый малыш за первый год жизни очень многому научится. Не стоит переживать, если он чего-то не умеет. Ведь каждый ребенок индивидуален, что-то пока не получается освоить, а что-то получается лучше. Ни в коем случае нельзя сравнивать его с другими малышами или с нормами развития, описанными выше. Сравнивать его можно только с самим собой, каким он был месяц назад, а каким стал теперь.

Просмотров: 163718 .

За первый год своей жизни ребенок учится всему: сидеть, стоять, улыбаться, следить... Каждые родители радуются каждому успеху своего малыша! Есть определенный календарь развития ребенка, по которому вы сможете легче ориентироваться в его новых достижениях.. Но имейте ввиду, что это всё относительно, каждый ребенок индивидуален, развитие по календарю плюс/минус месяц - считается нормой.

За первый год жизни ребенок совершает неописуемо большой скачок в развитии: из совершенно беспомощного существа, новорожденного, он превращается в человека, умеющего самостоятельно ходить, есть, говорить. Давайте же вместе понаблюдаем за этими удивительными изменениями, которые каждый день происходят в жизни ребенка до года.

Развитие ребенка по месяцам

Развитие ребенка по месяцам

Развитие ребенка до года по месяцам - Первый месяц

  • Фиксирует взгляд на лице взрослого и ярких предметах;
  • Первая улыбка в ответ на раз­говор взрослого;
  • Пытается поднимать и удержи­вать голову, лежа на животе.

В первый месяц жизни у ребенка проходит период адаптации

В первый месяц жизни ребенок называ­ется новорожденным. Этот период для малыша непростой, ведь он адаптирует­ся к окружающему миру и его организм работает с большим напряжением.

Спит и растет

По сути, 70 % времени первого месяца своей жизни младенец спит, находясь в непрерывном полусонном состоянии, на границе сна и бодрствования, ощущая при этом, что происходит вокруг. Привыкает к новой обстановке В спокойном состоянии ручки и ножки малыша согнуты в суставах и прижаты к туловищу, а в минуты бодрствования беспорядочно двигаются. В это время ре­бенок плохо фокусирует взгляд, но слы­шит хорошо и при резком звуке вздра­гивает и моргает. Постепенно зрение становится все лучше, и уже к третьей неделе малыш уже может задерживать взгляд на неподвижном предмете. Мыш­цы тоже укрепляются, и к концу первого месяца жизни кроха уже может припод­нять головку в положении на животе, удерживать ее несколько секунд и даже поворачивать в стороны.

Врожденные рефлексы новорожденного

К моменту рождения у новорожденного малыша имеются врожденные рефлексы, которые помогают ему адаптироваться в новой среде. Многие из них исчезают в течение первых месяцев жизни (поиско­вый, сосательный, хватательный, пла­вательный, рефлекс ходьбы и другие), но некоторые, например рефлекс чиха­ния, вздрагивания, моргания, зевоты, коленные рефлексы и некоторые другие, сохраняются на всю жизнь. Рефлектор­ная деятельность малыша позволяет врачам и детским психологам опреде­лить состояние развития ребенка и его нервной системы.

Нуждается в маминых тепле и заботе

Многие исследователи говорят о том, что в этот период жизни закладывается базовое доверие к миру, и строится оно на первичной эмоциональной и психологической связи с матерью. Все, что нужно новорожденному - пищу, тепло и безопасность, - малыш получает от мамы. Он питается ее мо­локом, слышит ее голос, стук ее сердца, чувствует родной запах. Благодаря мами­ной близости и поддержке малыш учится адаптироваться к внешнему миру.

Развитие ребенка до года по месяцам - Второй месяц

  • Спокойно бодрствует, рассматривая висящие над ним игрушки (над грудью примерно на расстоянии 50-70 см);
  • Следит взором за движущейся перед глазами игрушкой;
  • Прислушивается к голосу или звучанию предмета - движения затормаживаются;
  • Быстро отвечает улыбкой на разговор с ним.

Ребенок на втором месяце учится жить по ритмам

У малыша формируется суточный ритм жизни: сон - преимущественно но­чью, бодрствование - днем. Дитя уже узнает мамины прикосновения, голос, эмоционально реагирует на „разговор" с ним. А мама научилась понимать свое­го кроху: почему он плачет, что хочет сказать писком...

Ребенок на втором месяце пытается управлять собственным телом

На втором месяце жизни ребенок, если не спит, практически все время размахи­вает рукам и ногами, еще не умея их кон­тролировать. Но, если вы уложите его на бочок, он сможет сам перевернуться на спинку. На третьем месяце малыш уже неплохо держит голову, лежа на животе и опираясь на предплечья.

Постепенно ребенок учится владеть своими руками: к концу второго месяца начинает приближать их ко рту, сосать палец, а к трем месяцам - рассматри­вать пальчики, потирать глаза и т.д. На третьем месяце жизни этот навык со­вершенствуется: малыш уже в состоянии удерживать в руках предметы и манипу­лировать ими. Увидев яркую игрушку, тянется к ней и пытается схватить. Ощу­пывает предметы руками, настойчиво тянет их в рот.

В этом возрасте ребенку уже удается сосредоточить взор на предмете, рас­сматривая его. Он провожает взглядом взрослого, отходящего от кроватки, и встречает его.

Ребенок на втором месяце радуется маме и улыбается

На первом месяце жизни малыш все время был недоволен, плакал, улыбался редко и лишь во сне. Со второго месяца у него возникает положительная эмоциональная реакция на мать, первое проявление потребности в общении, так называемый комплекс оживления. Глядя на склоненное над ним мамино лицо, дитя затихает, внима­тельно всматривается, широко раскры­вая глаза, а затем, радостно вскрикнув, размахивает ручками и ножками и... улыбается. Лучезарная, совершенно осознанная улыбка появляется с полутора-двух меся­цев. Это означает, что ребенок оконча­тельно адаптировался и начал получать удовольствие от жизни. Улыбнитесь крохе в ответ!

Развитие ребенка до года по месяцам - Третий месяц

  • Сосредотачивает свой взгляд на лице разговаривающего с ним взрослого, прислушивается к голосу, находясь в вертикальном положении у него на руках;
  • В ответ на разговор взрослого с ним проявляет радость: улыбкой, оживленными движениями рук и ног, звуками (комплекс оживления);
  • Случайно наталкивается руками на игрушку, низко висящую над его грудью;
  • Лежит на животе несколько ми­нут, опираясь на предплечья, хорошо удерживает голову;
  • Поддерживаемый под мышками, крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренном суставе, о твердую поверхность;
  • В вертикальном положении на ру­ках у взрослого хорошо удерживает голову.

Комплекс оживления ребенка на третьем месяце

На третьем месяце комплекс ожив­ления возникает не только при виде близкого человека, но и при звуках его голоса, в моменты комфорта и удоволь­ствия - при виде маминой груди или бутылочки с молоком, после еды, купа­ния, на показ яркой игрушки, пение или звучание музыки.

В ответ на обращенную к нему речь или будучи в хорошем настроении малыш „гулит" - издает тихие короткие глас­ные звуки („э-а-о", „а-о-у").

Развитие ребенка до года по месяцам - Четвертый месяц

  • По звуку отыскивает невидимый объект - поворачивает голову к источ­нику звука (к голосу взрослого или зву­чащей игрушке);
  • Во время бодрствования часто улыбается, издает громкие звуки, мно­го двигается (комплекс оживления);
  • Громко смеется, когда с ним заи­грывают;
  • Рассматривает, ощупывает и за­хватывает висящие над грудью игруш­ки;
  • Во время кормления придержива­ет руками бутылку или грудь матери.

На четвертом месяце ребенок изучает окружающий мир

Этот отрезок времени - яркий и эмо­циональный. К концу 4-го месяца вы услышите смех вашего ребенка. Малыш подолгу пребывает в хорошем располо­жении духа, длительно, певуче и доволь­но громко гулит.

Ребенок на четвертом месяце хочет сидеть

Малышу надоело лежать, ему стано­вится интересен „вертикальный" мир. В 4 месяца он делает первые попытки сесть (напрягая пресс, тянется вперед, просится на ручки), в конце пятого ме­сяца уже сидит при поддержке за одну руку. При поддержке за ручки или под мышки „стоит", переступая ножками. Лежа на животе - приподнимается, опираясь на выпрямленные ручки. Будьте осторожны! На пятом месяце ребенок начинает переворачиваться со спины на живот. Не оставляйте его одного.

Ребенок на четвертом месяце все слышит и видит

На четвертом месяце жизни зрение ре­бенка постепенно приближается к зре­нию взрослого человека, и малыш при­обретает способность рассматривать предметы на близком расстоянии, начи­нает различать основные цвета и фор­мы. Внимательно следит за важными для него объектами (игрушками, роди­телями), неподвижными и движущимися. Быстро и безошибочно поворачивает­ся к источнику звука, прислушивается. Различает голоса близких. С пятого ме­сяца малыш уже узнает маму на рассто­янии 2-3 метра.

Развитие ребенка до года по месяцам - Пятый месяц

  • Отличает близких от чужих людей (по-разному реагирует);
  • Различает тон, с которым к нему обращаются;
  • Во время бодрствования подолгу певуче «гулит»;
  • Четко берет погремушку, которую держат у него над грудью;
  • Удерживает в руке погремушку;
  • Подолгу лежит на животе, подни­мая корпус и опираясь на ладони вы­прямленных рук;
  • Поворачивается со спины на жи­вот;
  • Ровно устойчиво стоит при под­держке под мышками.

На пятом месяце ребенок учится первым слогам

Примерно в 5 месяцев ребенок начина­ет произносить первые слоги с губными согласными „м", „б", „п". Правда, когда вы впервые услышите из уст пятимесяч­ного малыша долгожданное „мама", то, скорее всего, он произнесет его неосоз­нанно. Все равно продолжайте диалог с ребенком, употребляя слова с губными согласными: мама, папа, баба.

Ребенок на пятом месяце тренирует пальцы

Формируются первые хватательные дви­жения руки, к пятому месяцу малыш уже может перехватывать игрушку из руки взрослого. Захватывая, притягивая и отталкивая погремушки, дитя учится определять цвет, форму, вес, звуковые свойства предметов.

На пятом месяце жизни ребенок переходит в вертикальное положение

Этот возраст можно считать переход­ным: организм ребенка приспосаблива­ется к новому для него вертикальному положению. Новизна манит ребенка, в результате складывается умение ориен­тироваться в окружающем пространстве. Он открывает для себя новые предметы и учится обращаться с ними. В „иссле­довательскую" работу включаются все органы чувств: зрение, обоняние и вкус.

Развитие ребенка до года по месяцам - Шестой месяц

  • Начинает произносить отдельные слоги;
  • Свободно берет погремушку из разных положений, подолгу с ней занимается;
  • Переворачивается с живота на спину;
  • Передвигается по манежу, пере­ставляя руки или немного подпол­зая;
  • Хорошо ест с ложки, снимая пищу губами.

На шестом месяце жизни ребенок сидит и стоит

На шестом месяце малыш уже может си­деть в подушках, не заваливаясь набок, на седьмом - сидит самостоятельно, довольно продолжительное время, со­храняя при этом равновесие, и пытает­ся самостоятельно сесть из положения лежа на спине. На восьмом месяце ма­лыш осваивает и этот навык.

К концу восьмого месяца жизни он уже встает у опоры, приподнимаясь с колен, держась за решетку кроватки или мане­жа. Овладев этим навыком, все так же с помощью опоры, ребенок попробует сделать первые самостоятельные шаги.

Развитие ребенка до года по месяцам - Седьмой месяц

  • Подолгу лепечет - повторно произ­носит одни и те же слоги;
  • На вопрос «Где?» (часы, огонек и др.) ищет и находит взором предмет, неоднократно, называемый, постоян­но находящийся в определенном ме­сте;
  • Играя погремушкой, стучит, размахивает ею;
  • Хорошо и много ползает.

На седьмом месяце жизни ребенок ползает

С шестого месяца ребенок предпринима­ет первые попытки ползания, перемеща­ясь на четвереньках с опорой на ладони. На седьмом месяце он уже виртуозно ползает - быстро и во всех направле­ниях. Любопытству крохи нет предела! Так что заранее побеспокойтесь о его безопасности. Нужно сказать, что не все дети овладевают навыком ползания. Некоторые из них пропускают этот этап, сразу начиная ходить.

На седьмом месяце ребенок вертится

На 6-м месяце жизни ребенок овладел поворотами с живота на спину, и теперь он совершенно самостоятельно может перевернуться во все стороны, практи­чески на 360°. Поэтому малыша нельзя оставлять без присмотра на высоте, в не ограниченном бортами пространстве

Ребенок на седьмом месяце берет игрушки

Еще одним достижением ребенка ста­новится удивительная способность са­мостоятельно брать игрушки из любого положения. Он может выполнить это действие, лежа на животе, на боку, на спине. При этом рука начинает выпол­нять скользящие, обводящие движения с целью достичь и захватить предмет. На седьмом месяце ручки ребенка ста­новятся все более умелыми, он учится перекладыванию из руки в руку, постуки­ванию, отбрасыванию, притягиванию.

Развитие ребенка до года по месяцам - Восьмой месяц

  • Громко и повторно произносит различные слоги;
  • По просьбе взрослого выполня­ет разученные с ним движения («ла­душки», «до свиданья», «дай ручки» и т.д.);
  • Во время бодрствования занима­ется с игрушками долго: рассматри­вает, постукивает игрушкой об игруш­ку и т.д;
  • Сам садится и ложится (из сидя­чего положения);
  • Придерживаясь руками за барьер сам встает, стоит и опускается;
  • Переступает, держась за барьер;
  • Ест корочку хлеба, которую сам держит в руке;
  • Пьет из чашки, которую держит взрослый.

Ребенок на восьмом месяце играет с пирамидкой

На восьмом месяце жизни малыш уже может совершать „прямые" и „обрат­ные" действия с предметами. Например, складывать шарики в миску и рассыпать их; снимать и надевать кольца на пи­рамидку, складывать кубики „кучкой" и раскидывать их и т.д.

На восьмом месяце жизни ребенок лепечет по слогам

Другим большим достижением ребенка к концу шестого месяца жизни является овладение слоговой речью (лепетом). Если к концу пятого месяца малыш гу­лил, радуя вас руладами гласных звуков типа „ауа", „уау", „ау", „иоа", то теперь вы четко слышите: „вау-вау-вау" или „бу-а-а", „бу-бу-б", „ва-ва-ва", „м-м-ма". Малыш подолгу и с азартом лепечет, повторяя в лепете одни и те же слоги.

Ребенок на восьмом месяце узнает предметы

Малыш уже может узнать свои игрушки с разного расстояния и под разным уг­лом зрения, ориентируясь на их внешние признаки: величину, форму, цвет, поло­жение в пространстве. На седьмом месяце жизни на вопрос „Где?" ребенок легко находил взглядом названный взрослым предмет. На тот же вопрос восьмимесячный малыш смо­жет указать на предмет пальчиком.

Ребенок на восьмом месяце играет с мамой

К концу восьмого месяца жизни у ребен­ка складывается сильная эмоциональ­ная привязанность к маме. Малыш готов проводить с ней каждую секунду своей жизни, старается подражать простым действиям - играм в ладушки, до сви­дания, прятки, ку-ку и т.д. Такие дейст­вия можно назвать не только игрой, но и общением, даже деловым сотрудни­чеством, в котором оба партнера прини­мают равное участие.

Развитие ребенка до года по месяцам - Девятый месяц

  • Подражает взрослому - повто­ряет за ним слоги, которые имелись в его лепете;
  • На вопрос «Где?» отыскивает не­сколько знакомых предметов, неза­висимо от их местоположения;
  • Знает свое имя - оборачивается на зов;
  • С предметами обращается по-разному, в зависимости от их свойств: катает шар, вынимает один предмет из другого, сжима­ет и разжимает резиновую игруш­ку;
  • Переходит от одного предме­та к другому, слегка придерживаясь за них руками;
  • Хорошо пьет из чашки, которую держит взрослый, слегка придержи­вая ее руками.

На девятом месяце ребенок становится крепче

Организм ребенка в целом уже подго­товлен к передвижению „на своих дво­их". Окреп его костно-мышечный скелет, сердечно-сосудистая и пищеварительная системы тоже приспособились к действу­ющей вдоль оси тела силе тяжести.

На девятом месяце ребенок делает первые попытки ходить

На девятом месяце (у некоторых детей этот этап может случиться чуть позже) ребенок начинает интенсивно овладе­вать ходьбой. Движения при ходьбе у него пока неуверенные, он часто па­дает, но продолжает свои попытки вновь и вновь. Во время передвижения малыш де­ржится за опору (стенку, бортик манежа, мебель), а если опоры нет - ползет.

Развитие ребенка до года по месяцам - Десятый месяц

  • Подражает взрослому - повторяет за ним разнообразные звуки и слоги;
  • По просьбе взрослого находит и дает знакомую игрушку;
  • Отвечает на заигрывания «догоню- догоню», на слово «ку-ку» натягивает на лицо материю, «сорока-ворона» подставляет ладошку и т.д.;
  • Играя самостоятельно, проделы­вает разученные действия с предме­тами, подсказанные их свойствами, например, вынимает и вкладывает, открывает и закрывает;
  • Входит на горку 3-4 ступеньки, держась за перила.

Ребенок в десять месяцев учится играть и подражать

Ребенок готов общаться, наблюдать за взрослым, подражать его действиям. Ему интересно, как взрослые пользуются окружающими предметами и какие при этом испытывают чувства.Малыш начинает почти зеркально копировать взрослых и отражать быто­вые ситуации и поступки. Подражатель­ная способность ребенка помогает ему научиться пользоваться ложкой, пить из чашки, класть головку на подуш­ку и т.д. Если у ребенка есть старшие братья или сестры, он тянется к ним, демонстрируя свою любовь и желание общаться.

У ребенка на десятом месяце развивается мелкая моторика

Ребенок может брать предметы двумя пальчиками, собирает разбросан­ные игрушки, достает игрушки из ящи­ка. Разъединяет и соединяет отдельные части предмета, собирая пирамидки, кубики, кольца во что-то целое, или, на­оборот, разбрасывает их.

На десятом месяце ребенок понимает обращенную к нему речь

Говорит отдельные слова: „папа", „мама", „дядя" и другие. Выполняет простые просьбы взрослых, хорошо по­нимает запрещающие слова, знает на­звания многих предметов, частей тела, выполняет несложные просьбы. Его ак­тивный словарный запас значительно увеличивается. Многие малыши с удовольствием и по­долгу имитируют беглую речь, произнося бессмысленные слоги, интонированные на „взрослый" манер.

Развитие ребенка до года по месяцам - Одиннадцатый месяц

  • Употребляет первые слова обо­значения (ав-ав, кис-кис, дай);
  • Некоторые слова в речи взросло­го начинают приобретать обобщен­ный характер (на вопрос «Где киса?» приносит и дает разных - плющевую, меховую, резиновую;
  • По предложению взрослого вы­полняет разученные действия с сю­жетными игрушками (покачай лялю, покажи у кисы глазки);
  • Овладевает новыми действиями с предметами, накладывает один ку­бик на другой, разбирает и собирает пирамидку.

На одиннадцатом месяце жизни ребенок - исследователь

Он стремится к самостоятельности. Значительно возрастает самостоятель­ность ребенка. Карапуз помогает при одевании, ходит, ест самостоятельно. Увеличивается время бодрствования малютки с 2 часов (как было в пери­од от 6 до 9 месяцев) до 2,5-5 часов. Вы почувствуете, что у ребенка возника­ет потребность проявлять все большую и большую активность.

На одиннадцатом месяце ребенок совершенствует навыки ходьбы

К11 месяцам ребенок начинает самосто­ятельно ходить, хотя еще часто падает. От первых шагов до уверенной ходьбы обычно проходит месяц-два. В случае необходимости малыш приседает, что­бы поднять упавшую игрушку, а потом встает.

На 12-м месяце он уже будет ходить более уверенно, только слегка придерживаясь за опору, а затем и вовсе без нее, совер­шенно самостоятельно.

Ребенок на одиннадцатом месяце начинает играть куклой

В этом возрасте ребенок учится играть с образной игрушкой (куклой, собачкой, мишкой и т.д.). Кукла для малыша - его второе я. Игровые сценки передают не только действия ребенка (разговари­вает, ест, пьет, спит), но и отражают его эмоциональный мир (плачет, смеется, радуется, сердится, боится, веселится, грустит). На 11-м месяце жизни меняется и роль картинки в развитии малыша. Теперь уже в плоскостном книжном изобра­жении дитя узнает знакомые игрушки: собачку („гав-гав"), куклу („ляля"), уточку („га-га").

Развитие ребенка до года по месяцам - Двенадцатый месяц

  • Легко подражает новым слогам;
  • Употребляет около 10 слов;
  • Увеличивает запас понимаемых слов, понимает по слову (без жеста) названия нескольких предметов, раз­ученных действий и знает имена не­скольких взрослых и детей (где мама? где Маша? как ляля пляшет? покорми кису и т.д.);
  • Самостоятельно ходит (встает, идет, садится - все самостоятельно и не от предмета к предмету);
  • Пьет из чашки, сам держит ее.

На двенадцатом месяце жизни ребенок говорит первые слова

Важнейшая линия развития ре­бенка в этот период - речь. Вы заме­тите, что малыш стал издавать такие голосовые рулады, которые раньше у него не получались. Дитя как будто экспериментирует, тренирует артикуля­цию, явно получая удовольствие от этих повторений. Появляется способность к речевому подражанию.

Теперь ребенок вслед за взрослым с ходу повторяет наиболее легкие ле- петные слова-обозначения (например, „ав-ав" - собачка, „га-га" - уточка, „кис-кис" - кошка и т.п.). Вы заметите, что малыш готов запоминать название каждого интересующего его предмета. Вполне сознательно он говорит первые слова, иногда повторяет простые фразы типа „Баба, иди".

Почти годовалый ребенок понимает обращенную к нему речь и узнает предметы

Количество понимаемых слов в 5-6 раз больше, чем ребенок может употребить в активной речи. Дитя реагирует на про­сьбу взрослого, понимает обращенные к нему просьбы: найти, принести, дать, положить на место и т.п. Знает слово „нельзя". Запоминая названия предме­тов, малыш учится обобщать предметы, находя их среди знакомого множества (куклы, мячики, машинки и т.д.), узнает знакомые игрушки на картинке.

Годовалый малыш ориентируется сре­ди предметов, выделяя некоторые из них по форме. Например, находит шарики и отличает их от кубиков или выбира­ет кольца из груды кирпичиков и т.п. Теперь, если кроха хочет, чтобы мама подала ему игрушку, он указывает рукой на желаемый предмет (раньше малыш просто разражался плачем, ведь мама не всегда могла понять, что именно нуж­но ребенку). Карапуз запоминает имена близких людей, знает имена животных, живущих рядом (например, кошка Мурка или собачка Альма).

Развитие ребенка до года по месяцам в картинках

Развитие ребенка до года по месяцам в таблицах

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
38.Вместо плача указывает на желаемый предмет ОК ОК
37.Осознанно использует слова "мама" и "папа" ОК ОК ОК
36.Идет самостоятельно ОК ОК
35.Идет с поддержкой ОК ОК ОК ОК ОК
34. Начинает ползать ОК ОК ОК ОК ОК
33.Берет предмет большим и указательным пальцем ОК ОК ОК ОК ОК
32.Кладет кубик в коробку ОК ОК ОК ОК ОК ОК
31.Стучит однимtext-align: justify; предметом о другой ОК ОК ОК ОК ОК ОК
30.Ищет спрятанную игрушку ОК ОК ОК ОК ОК ОК
29.Самостоятельно садится ОК ОК ОК ОК ОК
28.Играет в "прятки" ОК ОК ОК ОК
27.Различает чужих и близких ОК ОК ОК ОК
26.Пытается копировать речь взрослых ОК ОК ОК ОК ОК ОК
25.Пытается встать на ноги ОК ОК ОК ОК ОК ОК ОК
24.Произносит отдельные слоги (ба-ба, га-га) ОК ОК ОК ОК ОК ОК ОК
23.Берет в руку крошечный предмет (напр. хлебную крошку) ОК ОК ОК ОК ОК
22.Устойчиво сидит (когда сажают) ОК ОК ОК ОК
21.Пытается дотянуться до удаленного предмета ОК ОК ОК ОК
20.Сопротивляется, когда забирают игрушку ОК ОК ОК ОК ОК ОК
19.Сам ест печенье ОК ОК ОК
18.Может держать 2 кубика из 3х ОК ОК ОК ОК ОК ОК
17.Ищет выпавший из рук предмет ОК ОК ОК ОК
16.Перекладывает предмет из руки в руку ОК ОК ОК ОК
15.Хватает и удерживает в руке кубик ОК ОК ОК ОК
14.Пробует игрушки на "вкус" ОК ОК ОК ОК
13.Тянет ручку к погремушке ОК ОК ОК ОК
12.Поворачивает голову на звук ОК ОК ОК ОК
11.Поворачивает голову вслед движению предмета ОК ОК ОК ОК
10.Переводит взгляд с одногообъекта на другой ОК ОК ОК ОК
9.Раскачивается на руках, лежа на животе ОК ОК ОК ОК
8.Поднимает голову, лежа на животе ОК ОК ОК
7.Отвечает улыбкой на обращение к нему ОК ОК ОК
6.Гулит ОК ОК
5.Следит за движущимся вертикально предметом ОК ОК
4.Одновременно машет руками и ногами ОК ОК
3.Рефлекторно хватает кольцо ОК ОК ОК
2.Реагирует на звон
колокольчика
ОК ОК ОК
1.Следит за
движущимся горизонтально предметом
ОК ОК

Развитие ребенка до года по месяцам - Ежемесячная прибавка роста и веса

Возраст Средняя прибавка в росте Средняя прибавка в весе
1 месяц 3 - 3,5 см. 750 г.
2 месяца 3 - 3,5 см. 750 г.
3 месяца 3 - 3,5 см. 750 г.
4 месяца 2,5 см. 700 г.
5 месяцев 2,5 см. 700 г.
6 месяцев 2,5 см 700 г.
7 месяцев 1,5 - 2 см. 550 г.
8 месяцев 1,5 - 2 см. 550 г.
9 месяцев 1,5 - 2 см. 550 г.
10 месяцев 1 см. 350 г.
11 месяцев 1 см. 350 г.
12 месяцев 1 см. 350 г.

Под развитием ребенка понимается изменения во времени, происходящие не только с его ростом, весом, двигательными навыками, но и изменения, связанные с восприятием окружающего мира, речью, мышлением, взаимодействием с другими людьми. В первый год жизни ребенка наиболее интенсивно происходят процессы физического развития, в то время как, остальные сферы меняются в меньшей степени. Проследить, как происходит развитие младенца до года, и оценить его правильность поможет данная статья.

Нормы физического развития

Нормы физического развития позволяют оценить соответствие биологического возраста ребенка по его антропометрическим показателям его фактическому «паспортному» возрасту. Нужно помнить, что подобную оценку необходимо проводить не один раз, а регулярно, чтобы получить представление о темпах физического развития, которые служат дополнительным критерием его правильности. Периодические посещения врача-педиатра помогут сделать правильный вывод и вовремя обратить внимание на здоровье ребенка.

К антропометрическим показателям ребенка до года относят:

  • длина тела;
  • масса тела;
  • окружность груди;
  • окружность головы.

Все эти показатели довольно изменчивы и зависят от ряда факторов: питания, наследственности, гормонального фона, пола, внешних факторов (ухода, физических нагрузок, сна и даже атмосферы в семье).

Физическое развитие ребенка можно оценить методом ориентировочных расчетов и методом антропометрических стандартов. Первый служит для приблизительной оценки физического развития, второй же является более точным и достоверным.

Оценка методом ориентировочных расчетов вне зависимости от пола ребенка

При использовании этого метода применяются эмпирические формулы для расчета антропометрических данных у детей 1 года жизни (Мазурин А.В., Воронцов И.М., 1999).

Определяемы признак Способ расчета
Длина тела Длина тела ребенка в 6 месяцев равна 66 см
Вычитается на каждый нехватающий месяц по 2,5 см
Прибавляется на каждый месяц больше 6 по 1,5 см
Масса тела Масса тела ребенка в 6 месяцев равна 8000 г
Вычитается на каждый нехватающий месяц до 6 по 800 г
Прибавляется на каждый месяц больше 6 по 400 г
Окружность груди Окружность груди ребенка в 6 месяцев равна 45 см
Вычитается на каждый нехватающий месяц по 2 см
Окружность головы Окружность головы ребенка в 6 месяцев равна 43 см
Вычитается на каждый нехватающий месяц до 6 по 1,5 см
Прибавляется на каждый месяц больше 6 по 0,5 см

Данный метод сначала предполагает обязательную оценку роста, а потом и всех остальных показателей. Если есть нарушения роста, то расчет всех остальных показателей (массы тела, окружности головы, окружности груди) проводят на длину тела, которая будет соответствовать возрасту. Расхождения, полученные в ходе вычислений должны входить в возрастной интервал, указанный в таблице, в противном случае делается вывод о нарушении физического развития.

Пример расчета

Возраст мальчика 1 месяц. Рост – 53 см, масса тела – 4,3 кг, окружность груди – 36 см, окружность головы – 36 см.

Рост.

  1. На каждый недостающий месяц до 6 месяцев вычитают по 2,5 см (2,5*5=12,5 см.), 66-12,5=53,5 см.
  2. Разность между фактическим ростом и тем, который должен быть 53,5-53=0,5 см.
  3. Находится в пределах 1 возрастного интервала (2,5 см) для этого возраста.
  4. Это средний показатель роста.

Масса.

  1. На каждый недостающий месяц до 6 месяцев вычитают по 800 г (5*800=4000 г), 8000 – 4000 =4000 г.
  2. Разность между фактической массой и той, которая должна быть 4300-4000 = 300 г,
  3. Находится в пределах 1 возрастного интервала (800 г) для этого возраста.
  4. Это средний показатель массы.

Показатели роста и массы не выходят за границы одного возрастного интервала по среднему значению, т.е. масса соответствует росту.

Окружность груди ребенка.

  1. На каждый недостающий месяц до 6 месяцев вычитают по 2 см (2*5=10 см), 45-10 =35 см.
  2. Разность между фактической окружностью груди и той, которая должна быть 36-35=1 см.
  3. Находится в пределах 1 возрастного интервала (2 см) для этого возраста.
  4. Это средний показатель окружности груди.

Окружность головы ребенка.

  1. На каждый недостающий месяц до 6 месяцев вычитают по 1,5 см (1,5*5=7,5 см), 43-7,5=35,5 см.
  2. Разность между фактической окружностью головы и той, которая должна быть 36-35,5=0,5 см.
  3. Находится в пределах 1 возрастного интервала (1,5 см) для этого возраста.
  4. Это средний показатель окружности головы.

Полученные значения характерны для среднего гармоничного, пропорционального физического развития.

Оценка методом антропометрических стандартов для мальчиков и девочек

Антропометрические стандарты определяются путем вычисления средних величин антропометрических параметров, полученных при обследовании групп детей, одинаковых по полу и возрасту.

Метод сигмальных отклонений

Основан на использовании таблиц сигмальных отклонений, которые содержат средние антропометрические величины (М) в зависимости от возраста и пола ребенка и соответствующие сигмальные отклонения (δ).

Таблица сигмальных отклонений по месяцам для мальчиков и девочек до года
Возраст Мальчики Девочки
Длина тела Масса тела Длина тела Масса тела
M δ M δ M δ M δ
Новорожденный 51,44 1,95 3,54 0,41 50,32 1,76 3,22 0,31
1 мес 54,21 2,31 4,22 0,54 53.89 2.25 3.98 0.48
2 мес 57.92 2.32 5.13 0.68 57.03 2.34 4.39 0.51
3 мес 60.01 2.45 5.98 0.75 59.94 2.53 5.58 0.52
4 мес 62.70 2.54 6.65 0.78 62.45 2.56 6.43 0.51
5 мес 64.57 2.56 7.45 0.76 64.65 2.67 7.09 0.54
6 мес 67.26 2.54 8.24 0.78 66.83 2.65 7.65 0.62
7 мес 68.82 2.26 8.74 0.84 68.98 2.56 8.19 0.64
8 мес 71.02 2.34 9.22 0.87 70.56 2.45 8.71 0.58
9 мес 72.89 2.54 9.64 0.85 71.84 2.43 9.16 0.63
10 мес 74.15 2.75 9.92 0.87 73.09 2.54 9.58 0.61
11 мес 75.26 2.97 10.32 0.89 74.16 2.77 9.95 0.63
12 мес 76.45 3.04 10.84 0.97 75.26 2.83 10.27 0.67

Находят разницу между средней величиной и индивидуальной и делят на соответствующее сигмальное отклонение. Последовательно находят отклонение от роста, массы тела, окружности грудной клетки. Полученные значения оценивают следующим образом:

  • Низкий – от М-2δ и ниже
  • Ниже среднего – от М-1δ до М-2 δ
  • Средний – от М-1δ до М+1δ
  • Выше среднего – от М+1δ до М+2δ
  • Высокий – от М+2δ и выше.

Пример

Возраст мальчика 1 месяц. Рост – 53 см, масса тела – 4,3 кг

Рост.

  1. Фактический рост ребенка 53 см, средний рост мальчика 1 месяца по таблице сигмальных отклонений – 54,21 см.
  2. Одна сигма для данного возраста – 2,31. Разность между фактическим ростом и тем, который должен быть 53-54,21 = -1,21 см, что менее одной сигмы (-1,21:2,31=0,5 сигмы).
  3. Это средний показатель роста.

Масса.

  1. Фактическая масса тела ребенка 4,3 кг, средняя масса мальчика 1 мес по таблице сигмальных отклонений – 4,22 кг.
  2. Одна сигма для данного возраста – 0,54. Разность между фактической массой и той, которая должна быть 4,3-4,22 = 0,08 кг, что менее одной сигмы (0,08:0,54= 0,15 сигмы).
  3. Это средний показатель массы.

Показатели роста и массы не выходят за границы 1 сигмы, т.е. масса тела соответствует росту – развитие гармоничное.

Центильный метод

Оценку антропометрических показателей проводят по специальным таблицам. Эти таблицы отражают изменения выбранных показателей (рост, масса, окружность груди и головы) среди детей одной возрастной группы. Пользоваться ими легко и удобно.

Центильные таблицы развития мальчиков и девочек по месяцам до года (кликабельно)

Окружность груди и окружность головы девочек до года Рост и вес девочек до года Окружность груди и окружность головы мальчиков до года Рост и масса тела мальчиков до года

Колонки центильных таблиц отражают количественные границы выбранного признака у определенной доли или процента (центиля) здоровых детей согласно возрасту и полу. Интервалы между центильными колонками называются зонами или коридорами, количество которых 8. Например, если центильная колонка в 90% и 97% показывает центильный коридор в 3% в таблице для определения массы мальчика возрастом 1 месяц, то из всей выборки детей, принятой за 100% только 3% будут обладать массой от 5,1 до 5,4 кг. Таким образом, вычислять ничего не надо и в зависимости от расположения центильного коридора можно оценить физическое развитие ребенка по выбранным показателям.

  • коридор 1 (до 3%) – «очень низкое»;
  • коридор 2 (от 3% до 10%) – «низкий уровень»;
  • коридор 3 (от 10% до 25%) – «ниже среднего»;
  • коридор 4 (от 25% до 75%) – «средний»;
  • коридор 5 (от 75% до 90%) – «выше среднего»;
  • коридор 6 (от 90% до 97%) — «высокое»;
  • коридор 7 (от 97%) – «очень высокое».

Например, если длина тела мальчика в 1 месяц составляет 55 см, то он попадает в пятый центильный коридор и обладает ростом выше среднего. Аналогично определяют центильные коридоры для оставшихся показателей. Расхождение между двумя выбранными коридорами должно быть не более единицы, в противном случае развитие ребенка признают дисгармоничным.

Индексы физического развития

Позволяют получить представление о гармоничности телосложения и состоянии питания.

Индекс Л. И. Чулицкой (индекс упитанности).

(3 окружности плеча+обхват бедра+обхват голени)-длина тела

Для грудного возраста считается нормой показатель в 20-25 см. Снижение индекса указывает на недостаточность питания.

Видео ребенок от рождения до года

Индекс Эрисмана.

Обхват груди (см)-1/2 роста (см)

Характеризует развитие грудной клетки и питание ребенка. Для грудного возраста считается нормой показатель в 13,5-10 см.

Как правильно измерить длину тела, вес окружность головы и груди

Длину тела детей первых двух лет жизни измеряют лежа при помощи горизонтального ростомера. Укладывают ребенка на поверхность ростомера таким образом, чтобы голова была прижата к его неподвижной планке, а тело и конечности были максимально вытянуты. Подвижную планку ростомера прижимают к пяткам ребенка и записывают показания.

Для измерения массы тела ребенка первого года жизни используются весы, на чашу которых предварительно кладется пеленка и показания устанавливаются на «ноль» Затем выполняют взвешивание.

Для измерения окружности головы грудничка переводят в вертикальное положение и накладывают сантиметровую ленту так, чтобы сзади она проходила по наиболее выступающей точке затылочной кости, а спереди по надбровным дугам.

Окружность груди измеряется у грудных детей в положении лежа. Сантиметровую ленту накладывают сзади под нижними углами лопаток, спереди по уровню верхнего края околососковых кружков.

Видео измерение длины тела, веса, окружности головы и груди.

Психомоторное развитие ребенка с рождения до одного года

Включает психический уровень и моторный (двигательный). В психическом развитии принимаются во внимание развитие речи, взаимодействие с другими людьми и др. В моторном развитии учитывается общая моторная деятельность и мелкая моторика. Уровень психомоторного развития оценивается путем наблюдения за зрительными, слуховыми реакциями ребенка. Одним из методов оценки психомоторного развития является эмпирический метод (проверка на практике с помощью опыта), при использовании которого учитываются показатели нервно-психического развития.



Вконтакте

После рождения малыша в жизни молодых родителей наступает новый этап: они наблюдают и всячески участвуют в развитии и росте своего ребенка. Это особенный период, ведь кроха меняется на глазах и учится познавать мир. В нашей статье мы подробно рассмотрим каждый этап развития ребенка по месяцам, с первых дней жизни до года.

1 месяц жизни: развитие ребенка

Согласно календарю развития ребенка по месяцам до года, малыша в 1 месяц жизни принято называть новорожденным. В этот период основными потребностями грудничка являются сон и еда. Организм малыша уязвим к внешним факторам, потому ему так необходима забота родителей.

Мышечная система новорожденного достаточно слабая и он не может держать головку самостоятельно. Хотя младенец все равно пытается поднимать головку и даже удерживать ее несколько секунд.

До месяца малыш имеет два основных ярко выраженных рефлекса: сосательный и глотательный. На 8-14 день жизни у малыша появляется еще два рефлекса – поисковый и хватательный, а сосательный в этот период становится еще более активным. На третьей неделе активизируется слух и зрение, потому кроху начинают интересовать яркие предметы. Четвертая неделя со дня рождения ознаменована ощутимой прибавкой в весе ребенка (до 700 грамм). Рост ребенка также становится больше – от 3-4 см.

Развитие ребенка в первый месяц – это сплошные перемены. Кроха начинает понемногу исследовать окружающий мир. Теперь в перерывах между сном ребенок активнее осматривает все вокруг, распознает мамин запах, который дарит ему ощущение покоя и защищенности. Малыш также кратковременно задерживает свой взгляд на предметах и лицах, видит разницу между цветами.

Также грудничок запоминает звуки и узнает мамин голос. Уже в первые недели жизни на малыша успокаивающе действует её шепот и колыбельные. Разговоры с крохой положительно влияют на речевое развитие в будущем. При этом важно избегать сюсюканий даже в первые недели его жизни, чтобы в последующем предотвратить проблемы с произношением отдельных звуков.

Улыбка пока не осознанна и становится таковой только ближе ко второму месяцу.

Стоит отметить, что грудничок боится резких и внезапных звуков и может даже начать плакать. Он пока еще не в силах определить, откуда доносятся те или иные звуки, потому в период бодрствования активно вертит своей головой. Мимика крохи пока не настолько активна, но он уже пытается копировать окружающих.

Особенностью новорожденного является его способность к концу первого месяца реагировать на раздражители: он уже умеет радоваться и проявлять недовольство.

Развитие ребенка в 2 месяца жизни

Два месяца – как раз тот период в календаре развития до года, когда ребеночек становится более сознательным. Малыш уже немного приспосабливается к окружающему миру, коммуницирует с окружающими: улыбается им, производит отдельные звуки.

На втором месяце вес ребенка становится больше в среднем на 800 г. Что касается роста, средние показатели по увеличению составляют 3 см.

В этот период малыш спит около 18 часов. Основным правилом сна является постоянная смена положения тела, так как череп младенца еще очень хрупкий и может деформироваться. Детки в возрасте двух месяцев уже различают день и ночь, потому ночной сон становится более длительным.

В двухмесячном возрасте малыш умеет демонстрировать свои элементарные потребности, потому и маме становится более понятно, что необходимо ее ребенку именно в этот момент. При помощи плача кроха может привлекать к себе внимание, заявлять о своем голоде или просить о помощи.

Малыш, которому исполнилось два месяца, может следить глазами за медленно передвигающимися предметами. Также грудничок учится определять местонахождение объекта, который производит тот или иной звук. Кроху интересуют и голоса окружающих: если вы заговорите с крохой, он повернет головку в вашу сторону.

Одним из основных достижений двухмесячного малыша можно назвать удерживание головки в вертикальном положении и лежа на животе. Хоть и длится оно не больше минуты, но является настоящим достижением для ребенка.

Интересной особенностью данного периода развития ребенка является расширение цепочки эмоциональных реакций: у младенца развивается и мимика, и интонации. Мама слышит в них не только просьбы, но и возмущение, когда малышу не по душе происходящее.

Среди небольших побед крохи – улучшение координации. Движения ребенка конечностями становятся целенаправленными. Кроха может доставать игрушки, удерживать их.

Двухмесячный ребенок понемногу привыкает к режиму дня, потому очень важна череда действий. Мама должна приучать кроху к распорядку именно с раннего возраста, что в результате положительно отразиться на его самочувствии.

Развитие ребенка в 3 месяца

Трехмесячный малыш очень отличается от новорожденного крохи. Ребеночек окреп, подрос, активно общается с окружающими. У трехмесячного малыша много достижений:

  • он управляет ручками;
  • переворачивается со спины на бок;
  • поднимает голову и держится, опираясь на предплечья;
  • бывает бодрым около 2 часов подряд;
  • проявляет интерес к своему телу: изучает личико, рассматривает ножки;
  • познает мир на вкус;
  • узнает маму и папу;
  • при ощущении твердой поверхности, упирается в нее ножками.

На третьем месяце младенец прибавляет в весе и немного в росте. Вес ребенка увеличивается минимум на 800 г. Общая масса тела малыша может составлять в среднем около 7 кг. Рост ребенка увеличивается не столь стремительно – в период третьего месяца малыш прибавляет не более 2 см. Средние показатели величины трехмесячного крохи составляют около 60 см.

Трехмесячный малыш имеет более разнообразные реакции на окружающий мир: его обоняние обострилось, а чувства стали более ярко выраженными. Теперь плач малыша может означать не только голод, возмущение, но и реакцию на боль или обычную усталость.

В этот период ребенок также имеет целый ряд своих маленьких побед: его внимание привлекают яркие предметы и разные ситуации вокруг, в речи прослушивается все больше согласных звуков, общение с крохой становится более содержательным.

Развитие ребенка в 4 месяца

На четвертом месяце младенец постепенно расстается с рефлексами новорожденного: его движения уверены, взгляд более осознанный. Меняются и физические показатели развития: вес ребенка увеличивается до 750 г. Также становится больше и рост ребенка: в среднем он подрастает на 3 см.

Что касается достижений в познании окружающего мира, младенец уверенно берет предметы в руки и удерживает их на протяжении некоторого времени. Кроме того, в этот период у крохи появляется немало новых навыков:

  1. Он легко меняет свое положение, к примеру, переворачивается со спины на бочок.
  2. Приподнимает руки, когда лежит на животе.
  3. Держит головку продолжительное время.
  4. Сам поддерживает грудь во время кормления.

Не следует бить тревогу, если у малыша что-то не получается. Ваша задача — набраться терпения и помочь малышу маленькими шагами достичь поставленного результата. Не забывайте, что все детки индивидуальны, одни дети учатся быстрее, другие — медленнее.

Что касается норм психоэмоционального развития, то ребенок в четырехмесячном возрасте достаточно оживлен:

  • активно коммуницирует;
  • двигает конечностями;
  • реагирует на обращение к нему по имени.

Четвертый месяц ознаменован формированием задатков причинно-следственных связей. Ярким примером тому можно назвать то, что когда ребенок видит грудь мамы, он успокаивается, так как ожидает кормления.

Младенец в этот период способен ощущать не только радость и волнение, но еще и любопытство или даже страх. Кроху может напугать незнакомый ему человек, а вот появление близких, наоборот – приведет в восторг.

Малыш активно реагирует на цветовую гамму: лучше воспринимает яркие однотонные оттенки, а вот перенасыщенные разными цветами предметы быстро утомляют его.

В четыре месяца ребенок не только отлично понимает, откуда появляется тот или иной звук, он уже проявляет неподдельный интерес к музыке. Крохе полезно слушать музыку одного инструмента или исполнение одного солиста. Лучше всего младенец воспринимает низкие и ритмичные тона.

Стоит отметить, что теперь малыш спит около 15 часов. За день он может посвятить отдыху около 5 часов.

Развитие ребенка в 5 месяцев

Пятимесячный ребенок очень подвижен: ему все интересно, потому окружающие предметы вне зависимости от их цвета или формы вызывают у него неподдельный восторг. Более того, малыш хочет все попробовать на вкус.

Вес ребенка в течение пятого месяца увеличивается примерно на 700 г, а рост ребенка от рождения к пятому месяцу становится больше на 15 см. Стоит отметить, что с каждым месяцем кроха растет медленнее, но у каждого младенца программа развития достаточно индивидуальная.

Пятимесячный ребенок уже не просто держит головку или двигает конечностями, он делает упражнения. «Аэроплан» является его любимым упражнением из всех: лежа на животике, кроха поднимает и вытягивает головку, разводит в стороны ручки и поднимает ножки немного вверх. Для малыша это не просто обычное, а интересное занятие.

Одним из любимых упражнений крохи является также «мостик»: чадо упирается головкой и ступнями в твердое основание и приподнимает туловище и таз, образуя дугу.

Особый интерес карапуз проявляет к погремушкам: их звуки привлекают внимание ребенка, он начинает рассматривать, изучать предметы.

Что касается бодрствования, то этот период значительно увеличивается: малыш просыпается достаточно рано, хочет, чтобы с ним поиграли. Если ваши биоритмы не совсем совпадают с предпочтениями крохи, можете положить несколько мягких игрушек к нему в кроватку, что даст вам возможность поспать дольше.

Общение в жизни пятимесячного малыша занимает одно из самых важных мест: он аукает и пищит, делает все возможное, чтобы привлечь к себе внимание. Следует чаще говорить с ребенком, рассказывать ему об окружающем мире, петь песенки, называть отдельные предметы.

В пять месяцев кроха уже не косит глазами, а четко фиксирует свой взгляд. Если младенец продолжает косить, стоит обратиться к детскому окулисту и проконсультироваться у педиатра. Возможно, ему назначат специальную гимнастику для глазок.

Пятимесячные детки отлично различают своих и чужих, так как зрительная память у них уже развита достаточно хорошо. В то же время при долгом отсутствии кого-то из близких, малыш может забыть его лицо и после длительного перерыва с первого взгляда не узнать. Интересно наблюдать за тем, как кроха изучает себя в зеркале: он не совсем понимает, кто перед ним появился, но со временем в отражении начнет себя узнавать.

Подводите итоги по развитию ребенка каждый месяц. Если ваш ребенок не успел чему-то научиться — уделите больше внимания упражнениям, которые вы найдете в каждой отдельной статье про развитие ребенка по месяцам до года.

Развитие ребенка на 6 месяце

Шесть месяцев – это уже круглая дата, первый небольшой юбилей крохи. В этот период малыш ведет себя достаточно активно:

  1. Легко переворачивается на бок и живот.
  2. Выступает инициатором общения.
  3. Пытается неумело ползать, подтягиваясь на руках.
  4. Берет в руки те предметы, которые ему понравились, находясь практически в любом положении.

Таким образом, малыш познает мир, изучает его на ощупь и вкус. Любопытство крохи безгранично, потому важно следить, чтобы младенцу не попались под руку опасные для него предметы, к примеру, острые, мелкие. По той же причине покупайте малышу только безопасные игрушки, которые не выделяют токсинов. Обязательно читайте на упаковке информацию от производителя, чтобы знать, для какого возраста рекомендована та или иная игрушка.

Важным достижением младенца на шестом месяце является речевое развитие: он выкрикивает слогами. Это принято называть лепетом, но именно он способствует в последующем языковому развитию.

Шестимесячный ребенок умеет сидеть, но не стоит надолго оставлять малыша в таком положении, это негативно влияет на здоровье позвоночника. Если у вас девочка, долгое сидение в раннем возрасте может повлечь за собой в будущем гинекологические проблемы. Кроме того, малыш должен сидеть, облокачиваясь на спинку, то есть немножко под наклоном. Слишком ровная посадка быстро утомляет ребенка.

Сон младенца составляет около 16 часов в сутки. Дневной отдых делится на 2-3 приема по несколько часов. Утренний и вечерний отдых менее продолжительны, а вот сон в обед может длиться около 2,5 часов.

Кроме умственных и эмоциональных метаморфоз появляются и физические перемены в развитии ребенка. В шесть месяцев вес ребенка составляет около 7,5 кг (все зависит от того, мальчик у вас или девочка). Меняется и рост ребенка – он достигает отметки 64-67 см. В прибавлении сантиметров все также индивидуально.

Малыш очень подвижен, потому родители должны внимательно следить за его местом положения и направлением, чтобы избежать травматизма и опасных ситуаций.

Развитие ребенка в 7 месяцев

Он покоряет пространство и познает мир. Вашему малышу уже семь месяцев и эта цифра существенно отличает его от того беззащитного младенца, которого вы привезли домой из родильного дома. Теперь ваш ребенок не просто выше и тяжелее, он значительно подвижнее, общительнее, сознательнее. На седьмом месяце рост ребенка составляет около 68 см, а вес ребенка может достигать 8,5 кг. Если у вашего малыша вес меньше 7 кг, стоит обратиться за консультацией к педиатру.

К семи месяцам у крохи появляются первые зубки, в основном центральные нижние резцы. Бывает и так, что зубки не появляются, пока ребенку не исполнится год. В этом нет ничего страшного, так как организм у каждого ребенка разный. Процесс прорезания зубов, скорее всего, заметят все члены семьи, так как он достаточно болезненный, может сопровождаться температурой, расстройством стула и обильным слюноотделением.

Среди достижений семимесячного младенца – быстрое ползание. Малыш передвигается на четвереньках, делает это уверенно и с удовольствием.

В семь месяцев кроха сидит без опоры и делает попытки садиться без посторонней помощи. Ребенок может лежать подолгу, а затем перекатиться на другой край кровати, потому родителям следует проявить особую внимательность, осторожность и не оставлять свое чадо без присмотра.

Особенностью развития ребенка на седьмом месяце является его ощущение самого себя. Кроха замечает эти перемены, ему нравятся результаты своей деятельности. В этот период некоторые младенцы могут начинать есть с ложечки и пить с чашечки.

Малыш имеет небольшие, но все же значимые речевые успехи: его лепет четкий, громкий и продолжительный. Постоянные повторы тех или иных слогов помогают крохе закрепить свои навыки.

Режим сна и бодрствования может меняться, и сон становится тревожным: ребенок крутиться во сне, переворачивается, раскрывается. Связано это все с высоким уровнем подвижности малыша. Частая смена позы сна предусматривает отдых крохи в пижамке, которая не даст ему замерзнуть.

Поведение ребенка на седьмом месяце осознанное и понятное для родителей, потому им легче определить настроение малыша и причины некоторых явлений. Общение со стороны крохи становится особенно интересным: он наблюдает за мимикой людей, вслушивается в их интонации и пытается это все копировать.

Родители могут начинать вводить систему запретов. Их должно быть немного, чтобы малыш постепенно запоминал, что нельзя делать. Вы должны придерживаться запретов, не уступать и уметь вовремя переключить внимание крохи, чтобы избежать его негативных реакций.

Развитие ребенка на 8 месяце

Активное развитие малыша продолжается: закладывается прочный фундамент речевого развития, сенсорного аппарата, а также мелкой моторики. Некоторые детки радуют своих близких улыбкой с четырьмя зубками, а некоторые уже делают первые успехи в произношении коротких слов. Очень важно в этот период развлекать малыша песенками, потешными стишками, читать ему короткие сказки. Ребенок не только узнает новую информацию, но и со временем радостно реагирует на знакомые строчки.

Восьмой месяц характеризуется не менее стремительным физическим развитием. Вес ребенка в этот период составляет около 9 кг, то есть малыш прибавляет около 600 г. Рост ребенка также увеличивается примерно на 3 см.

Малыш умеет многое:

  • быстро и легко переворачиваться;
  • устойчиво сидеть;
  • стоять при помощи взрослых;
  • преодолевать препятствия;
  • «проводить эксперименты»;
  • играть двумя руками одновременно.

В восьмимесячном возрасте разрешается вводить в рацион крохи мясо. Доктора рекомендуют начинать с говядины. Прикорм должен быть постепенным.

Меняется режим сна. У ребенка теперь два приема: утренний сон и отдых после обеда. Ночной сон может длиться более 10 часов.

Несколько полезных советов для родителей восьмимесячного крохи:

  1. Малыш в восемь месяцев очень активно ползает, а это значит, что в доме он изучит каждый уголок. Мама должна следить за чистотой пола, делать уборку ежедневно и проверять отсутствие на полу мелких предметов, которыми ребенок может пораниться, засунуть в ушко или в носик и даже проглотить.
  2. Безопасность вашего чада выходит на первый план, потому следует позаботиться о защите дверей от захлопывания, а также заклеить ящики и шкафчики, где находятся острые предметы, к примеру, ножницы, иголки.
  3. Горячая посуда должна стоять подальше от края плиты, а розетки лучше закрыть специальными заглушками.

Отдельно стоит сказать о психическом развитии ребенка. Любознательность младенца повышается, но это еще не предел: малыш готов всеми путями добираться к интересующему предмету и радуется, если ему удается заполучить желаемое. Больше всего крохе по душе «взрослые» предметы: пульт, телефон, посуда. Неподдельный интерес у него вызывают домашние питомцы, вода из крана, птички за окном. Кроха изучает части тела окружающих: может потянуть за нос, подергать за волосы. А в его общении появляется жестикуляция.

Развитие ребенка на 9 месяце жизни

Девятимесячный малыш всеми силами стремится к самостоятельности. Он ползает без отдыха, ищет новые интересные для него предметы, рассматривает их, изучает, испытывает. Потому забота о безопасности малыша остается по-прежнему актуальным моментом.

В девять месяцев ребенок не просто сидит, он садится из положения лежа. Кроха также тренируется стоять, держась за окружающие предметы, а вот без опоры стоять он пока не может. Поскольку умения малыша с каждым днем становятся все совершеннее, возрастают и риски возникновения опасных ситуаций, а, значит, младенец не может оставаться без присмотра.

На девятом месяце вес ребенка увеличивается на 500 г, что уже не так стремительно как раньше, когда он был еще совсем малюткой. Рост ребенка также становится больше примерно на 1,5 см.

Малыш развивается интеллектуально:

  • его память становится все лучше, потому он может запомнить понравившуюся игру, а также некоторые действия;
  • кроха обожает внимание и общение, потому он с удовольствием поиграет с вами «в прятки;
  • наблюдается прогресс и в речевом развитии ребенка: он соединяет слоги в слова. Пока что это очень простые слова, к примеру, «мама», «баба»;
  • малыш пытается копировать произношение своих родных, их интонации и громкость;
  • ребенок распознает части тела и может показать, где у мамы глазик или носик.

Малыш любит выбирать игрушки и его притягивает все яркое и веселое. В этот период ребенку лучше ничего не навязывать, у него появляется такая черта характера, как упрямство.

Что касается сна и отдыха, то в свои девять месяцев малыш спит 10-12 часов ночью. Теперь его сон более крепкий, он реже просыпается и перерывы между засыпанием менее продолжительные. Чем лучше настроение крохи после утреннего пробуждения, тем лучше будет он засыпать. Главное правило сна для малыша, которому еще не исполнился год – отсутствие подушки. Дневной сон повторяется не больше двух раз.

Развитие ребенка на 10 месяце

Вашему ребенку исполнилось десять месяцев. За этот сравнительно небольшой период малыш обрел некоторые навыки, стал более самостоятельным, общительным и активным. За десять месяцев родители научились не только распознавать настроение крохи, но и его потребности. Мама успела составить режим дня своего ребенка, что, несомненно, очень важно. Последовательность действий и наличие постоянного расписания положительно влияют на эмоциональное и физическое самочувствие малыша. Он становится более спокойным и не капризничает.

Десятимесячный малыш по-прежнему спит ночью коло 10 часов, а его дневной сон также составляет два часа. Если кроха капризничает, перед сном его успокоит купание в ванночке со специальными средствами.

В дневное время для малыша остаются обязательными прогулки на улице, которые позволяют ему лучше и активнее познавать окружающий мир, а также общаться со сверстниками.

В физическом плане развития ребенка на 10 месяце происходят незначительные изменения. Вес ребенка увеличивается менее стремительно: он набирает около 450 г за весь период. Рост ребенка также становится не намного больше – всего лишь на 1,5 см.

Что же умеет кроха в свои десять месяцев?

  1. Он подражает своим родителям, когда пытается произносить простые слова.
  2. Понимает, что значит «нельзя» или «нет», а также другие часто используемые формулировки.
  3. Может самостоятельно пить из чашечки и пользоваться ложкой.
  4. Любит прогуливаться, держась за опору.
  5. Спокойно сидит на горшке.
  6. Любит выбирать одежду, игрушки и другие предметы.

Естественно, все эти умения индивидуальны, потому что некоторые дети могут и делают больше в свои десять месяцев, а некоторые немножко отстают.

Десятимесячные крохи имеют свои любимые занятия, к примеру, рисование карандашами, строительство пирамидок, «ревизии» в шкафах и т.д. Чем больше вы будете заниматься с малышом, тем больше любимых занятий у него будет.

Развитие ребенка в 11 месяцев

Совсем скоро малышу исполнится годик. За весь период от рождения до 11 месяцев кроха никогда не был более спокойным и уверенным, чем сейчас. Он оттачивает свои приобретенные навыки, получает особенное удовольствие от игр и занятий, готов воспринимать новую информацию с большим желанием.

Что касается физического развития, в одиннадцать месяцев вес ребенка увеличивается всего лишь на 400 г, так как процесс набора веса немного приостановился. В росте ребенка также небольшие изменения: он стал выше на 1,5 см.

В свои одиннадцать месяцев ребенок умеет:

  • говорить, но не слишком четко, а также имитировать «речь» питомцев;
  • ползать, ходить, держась за опору или даже без нее;
  • использовать вещи по их прямому назначению;
  • осуществлять простые действия за вознаграждение или похвалу;
  • приветствовать кого-либо и прощаться с ним.

В одиннадцать месяцев ребенок уже делает попытки садиться из положения стоя. Эти попытки не всегда удачны, но он смело экспериментирует.

Развитие моторики дает возможность малышу захватывать достаточно мелкие предметы в свои ручки. Он делает это уже при помощи большого и указательного пальцев. Среди личных достижений крохи – самостоятельное перелистывание страниц в любимых книжках.

Речевое развитие ребенка значительно упрощает его общение с родителями и окружающими. Кроха говорит «ням-ням», когда видит что-то съедобное или проголодался, он произносит «мяу», когда на его пути встречается кошка, он зовет близких и знакомых ему людей, выкрикивая «мама», «папа».

Распорядок сна и бодрствования практически не меняется: сокращается только сон на один час. Дневной отдых по-прежнему входит в распорядок малыша, так как помогает его нервной системе восстановиться буквально за несколько часов. Крохе, как и раньше, тяжело засыпать, потому активные игры перед сном и просмотр мультиков – не самый лучший вариант, чтобы уложить малыша.

В 11 месяцев малыш умеет выделять предметы, видеть разницу между ними. У крохи появляется жест указательным пальцем, что помогает ему лучше объяснять близким, какой предмет вызвал его интерес на этот раз. Родители могут воспользоваться этой ситуацией для последующего развития речи. Для этого необходимо называть предмет, на который показывает кроха, вслух до тех пор, пока ребенок не сделает попытку произнести это слово за вами.

Развитие ребенка в 12 месяцев

Вашему малышу уже исполнился годик и это прекрасное время для подведения итогов. Конечно, ребенок такой же беззащитный и требующий внимания и заботы, но с каждым днем он все больше проявляет себя как самостоятельная личность.

В физическом развитии крохи имеются небольшие метаморфозы: вес ребенка становится больше на 350 г, а рост ребенка увеличивается на 1,5 см.

Изменения происходят и в режиме дня: кроха спит днем только один раз, а период бодрствования повышается до пяти часов.

Основные навыки крохи, которому исполнился год:

  1. Произносит уже около 10 слов.
  2. Ходит самостоятельно.
  3. Бурно выражает эмоции.
  4. Может кусать и жевать твердую пищу.
  5. Активно использует посуду во время еды, к примеру, ложку или чашку.
  6. Демонстрирует привязанность к родным людям.
  7. Может отказываться от непривычной еды или от тех блюд, которые он употребляет достаточно часто.
  8. Понимает, что говорят взрослые.
  9. Различает животных.
  10. Демонстрирует свое чувство юмора.

Стоит отметить, что теперь кроха не просто пытается ходить, он выполняет и другие действия одновременно: что-то тянет, несет или толкает. Для взрослого человека – это обычное дело, а для малыша – настоящая победа. При этом если у ребенка что-то не выходит, он просит о помощи окружающих.

Купание годовалого ребенка превращается в забавную игру, во время которой он проявляет активность: брызгается, использует в воде разные предметы: резиновые уточки, рыбки, мячики.

Ребенок продолжает экспериментировать. На этот раз в поле его исследований попадает собственный голос: кроха бормочет, выкрикивает, поет. Особенно ему нравится это делать сразу после пробуждения. Таким образом, ребенок привлекает внимание родителей.

Палитра эмоций вашего малыша также становится более разнообразной. Годовалый ребенок уже научился обижаться, проявлять сострадание, может сам заплакать, чтобы вызвать жалость.

Малыш в возрасте года прекрасно понимает значение слов «спать», «купаться», «гулять» и осознает, какие действия последуют за этим. Результатом такой детской сознательности может стать истерика или, наоборот – радость. Если малыш выражает возмущение, старайтесь не реагировать на это, а спокойно поговорите с ребенком. Выполнять просьбы малыша следует только после того, как он полностью успокоиться. Это в последующем избавит вас от манипуляций со стороны крохи.

Физическое развитие ребенка с 0 до 12 месяцев

Отклонения в развитии

Из нашей статьи про календарь развития ребенка по месяцам до года вы узнали, что каждому навыку соответствует определенный возраст малыша. Развитие ребенка по месяцам предусматривает определенный график его достижений в физическом, эмоциональном и психическом плане. Но что же делать, если кроха отстает и как своевременно распознать такие отставания?

Родителей крохи, которому исполнился год, должны насторожить следующие явления:

  • малыш не умеет ползать на четвереньках;
  • не может сделать шаг, держась за руку;
  • не может удержать несколько предметов в своей ручке;
  • не говорит даже слогами;
  • не реагирует на музыку;
  • не использует ложку во время еды;
  • не хочет выполнять просьбы родителей и не реагирует на них;
  • не гримасничает перед зеркалом и не обращает внимания на отражение.

Именно эти проявления должны заставить родителей незамедлительно обратиться за консультацией к педиатру и в последующем выполнять все его предписания, чтобы улучшить ситуацию. Малышу могут назначить процедуры, массажи, а также специальные развивающие занятия. Немало важную роль имеет серьезность подхода со стороны родителей и близких ребенка: мало занятий и процедур, которые кроха будет проходить в специальном центре или заведении, нужны и домашние занятия, чтобы закрепить результат.

Мы рассмотрели, как происходит развитие ребенка до года с момента самого рождения. Это один из самых стремительный этапов в жизни малыша и его родителей. Далее будет не менее интересно: малыш продолжит закреплять приобретенные навыки и осваивать новые.

Развитие ребенка по месяцам до года — Видео: