Норма питания ребенка в 1. Примерный план на неделю по развитию годовалого ребенка. Пальчиковые игры с мамой

09.05.2019

44043

Составляем правильное меню для ребенка в 1 год на основе рекомендаций ВОЗ и АКЕВ. Чем кормить ребенка? Самые вкусные рецепты, которые можно детям с года.

Напомним, что в рационе годовалого ребенка уже должны присутствовать следующие продукты:

  • Каши: рисовая, гречневая, кукурузная - безглютеновые, овсяная, пшеничная - глютеновые.
  • Овощи: кабачок, цветная капуста, брокколи, картофель, тыква, морковь, свекла.
  • Мясо: кролик, индейка, телятина.
  • Рыба нежирных сортов.
  • Фрукты: яблоко, груша, банан, чернослив.
  • Молочные и кисломолочные: творог, кефир или наринэ, биолакт и т.д.

Продукты, которые можно вводить после года

  • Цельное коровье или козье молоко не следует вводить ранее 12-18 месяцев жизни. Это связано с избыточной белковой нагрузкой, потерей железа через кишечник, риском аллергических реакций и т.п. Ближе к году возможно добавление молока в каши, но при условии, что у ребенка нет аллергической реакции на коровий белок.
После года можно вводить молочные каши на завтрак и небольшими порциями адаптированное детское молоко в качестве питья. Обязательно следим за реакцией ребенка.
  • Желток. Не имеет значимой пищевой ценности для младенцев в том объеме, который дается ребенку. При этом является сильным аллергеном. Поэтому желток лучше вводить ближе к году или вообще не давать младенцу.
  • Огурец (натертый на терке без кожуры), брюссельская капуста .
  • Глютеновые каши (овсяную и пшеничную).
  • Говядина . Курица .
  • Персик , нектарин, абрикос, ягоды по сезону.
Не стоит вводить в питание грудного ребенка мясные и рыбные бульоны , как отдельный вид прикорма. Они представляют собой вытяжку из продуктов и обладают высокими аллергенными свойствами и раздражающим действием на желудочно-кишечный тракт младенца. Кроме того, калорийность бульонов близка к нулю.

Варианты меню ребенка в 1 год

Завтрак

Обед

Полдник

Ужин

Перед сном

  • молочная каша (200гр) +печенье
  • паровой омлет
  • рисовая каша с тыквой (200гр)
  • творожники на пару
  • овощной суп (180 - 200гр) + мясо (50 гр)
  • куриный суп-пюре (200гр)
  • овощное пюре 200гр + желток
  • картофельное пюре + отварная рыба 60гр (треска, хек, минтай)
  • тонкая вермишель+тефтели на пару из курицы, рыбы или индейки
  • йогурт (200гр)+ печенье
  • творог (50гр) + фруктовое пюре (100гр)
  • сезонные фрукты или ягоды + печенье
  • запеченное яблоко
  • творожная запеканка
  • банановый пудинг
  • гречневая каша (150 гр) + мясо (30 гр)
  • овощной салатик (тертый огурец+ немного помидора+ подсолнечное масло)
  • отварной рис + рыба (нежирных сортов) на пару или в духовке с морковкой
  • печеночный паштет с картофелем
  • адаптированное молоко или смесь (200 гр)
  • грудное молоко
  • кисломолочные продукты (кефир, бифидок и т. д.) 200 гр


Что можно пить

Воду, молоко, компоты, морсы, разбавленные натуральные соки. Чаи и отвары из трав не стоит давать в больших количествах, поскольку они значимо снижают всасывание железа из кишечника.

Рецепты для детей от 1 года

Овощное пюре, овощной суп. Тщательно моем, чистим и мелко режем овощи (кабачок (вырезаем предварительно семечки), картофель (вымачиваем заранее), цветная капуста, морковь, горошек), варим 30-40 минут. Взбиваем блендером или просто разминаем вилкой - получается пюре. Оставляем немного бульона, добавляем протертое мясо - получается суп. Кусочки овощей в супе должны быть очень мягкие (морковь и картофель варим долго!), чтобы ребенок не подавился.

Супчик с фрикадельками. На 2 порции: фарш индейки 200 гр, морковь 150 гр, мелкие макарошки 50 гр, яйца перепелиные 4 шт, зелень. Из фарша делаем небольшие шарики, отвариваем их 20 минут, сливаем бульон и заливаем чистую воду, добавляем натертую морковку, через 10 минут макароны, за 5 минут до окончания зелень и сырые яйца разбиваем в кастрюлю и быстро перемешиваем или заранее отвариваем, режем и добавляем. По желанию можно варить супчик и добавлять брокколи или цветную капусту.


Тефтели на пару. Тефтели можноприготовить из рыбного или куриного фарша. Смешиваем фарш с небольшим количеством сырого риса, добавляем немного соли и яйцо. Скатываем небольшие шарики и выкладываем в пароварку. Время приготовления – около 40 минут.

Паровой омлет. Взбиваем одно яйцо с небольшим количеством молока, переливаем в емкость, ставим в пароварку на 30 минут. Божественно нежный омлетик для малыша готов!

Творог. Молоко вскипятить (200 гр). В кипящее молоко выливаем кефир (200 гр). Держим на маленьком огне, пока не начнет отделяться сыворотка. Выключаем, остужаем, откидываем на марлю. Получается очень нежный, не кислый творог.

Банановый пудинг. Банан порезать кусочками, добавить размельченное печенье, залить стаканом теплого молока. Взбить блендером.

Творожная запеканка. Смешиваем творог, немного сахара, яйцо, манную крупу, растительное масло, изюм и щепотку соли. Получившуюся массу выкладываем в противень, сверху добавляем сметанку. Запекать в духовке около 25-30 минут.

Печеночный паштет с картофелем. Печень куриную промыть, варить на медленном огне 15 минут. Протереть, добавить немного молока или сливок и смешать с картофельным пюре.

Овощной салатик. Помыть помидоры и огурцы, отделить кожуру, потереть на терке, добавить немного подсолнечного масла.

Готовим рыбу на пару или в духовке. Покупаем рыбу нежирных сортов: хек, минтай, треску, пикшу, телапию. Для ребенка лучше покупать филе без костей. Можно приготовить в пароварке, отварить или запечь в духовке "под шубой". Для шубы трем морковку, немного лучка, смешиваем со сметаной и выкладываем на рыбу сверху. Запекаем в духовке около 60 минут.

Картофельное п юре с рыбной котлеткой. Рыбу (лучше филе трески и подобные) прокручиваем на мясорубке вместе с батоном заранее вымоченном в молоке или воде, добавляем яйцо, немного лука, соли и зелени. Все хорошенько перемешиваем и лепим. Можно обвалять в манке, муке или сухариках (не обязательно!). И в пароварку на 25-30 минут. Такие котлетки также можно заморозить.

Так меню ребенка в 1 год можно разнообразить и самим придумывать новые рецепты. Приятного аппетита вам и малышам!

Часто родители, а также бабушки и дедушки стремятся побаловать малыша «чем-то вкусненьким». К сожалению, в роли лакомства не всегда выступают полезные продукты. Между тем пищевые предпочтения, которые во многом определяют здоровье человека, формируются в детстве. Как помочь ребенку избежать пристрастия к нездоровой пище и привить ему вкус к пище здоровой?

Поговорим о правильном питании ребенка после года. Помимо того, что прием пищи восполняет затраты энергии малыша 1--3 лет, покрывает его потребность в питательных веществах (белках, жирах и углеводах), витаминах и минералах, он еще и выполняет воспитательную функцию, прививает ребенку хорошие манеры и развивает его эстетический вкус. Важно с самого раннего возраста научить малыша правильно питаться, потому что именно в этот период формируются вкусовые пристрастия. Если время будет упущено, сложно будет что-то поменять в предпочтениях малыша. Иными словами, если ребенка не научить есть рыбу или овощи именно в этом возрасте, в дальнейшем он может не полюбить эти продукты или если кроха с детства привыкает к повышенному содержанию соли и сахара в пище, то это сформирует его дальнейшие неправильные вкусовые пристрастия.

Конечно, лучше всего изначально не приучать ребенка к нездоровой пище. Именно от нас, родителей, малыш узнает, что такое пересоленные или слишком сладкие блюда. Грудное молоко имеет чуть сладковатый вкус, молочные смеси в большинстве своем пресные или безвкусные, первые прикормы тоже имеют натуральный вкус самих продуктов. А что делают многие мамы и бабушки? Они добавляют в еду соль или сахар «для вкуса», считая, что так кроха будет их есть охотнее. Делать этого не следует: с точки зрения здорового питания пища не нуждается в дополнительном добавлении сахара или соли.

Желательно начать пересматривать свой семейный рацион в сторону здорового питания еще до рождения малыша или сразу после его появления на свет. Если вы этого еще не сделали, самое время начать хотя бы с года, потому что малыш учится есть, глядя на то, как и что едите вы сами. Перейти на здоровое питание не так уж и сложно. Да, поначалу пища с малым количеством соли и специй покажется безвкусной. Но пройдет пара недель, а то и меньше - и рецепторы языка станут более чувствительными к натуральному вкусу продуктов и окажется, что он очень ярок и своеобразен.

Что следует исключить или ограничить?

Сладости. Сахар и все продукты, в которые он входит: кондитерские изделия, мороженое, подслащенные соки - ребенку до 3 лет давать вообще не рекомендуется. Это относится и к шоколаду. Помимо того, что шоколад содержит очень большое количество сахара, в нем также слишком много какао и различных добавок, которые очень часто вызывают у детей аллергию.

В качестве альтернативы можно предложить малышу зефир, фруктовый мармелад и пастилу: они не содержат сахара, а сладкий вкус им придает фруктоза (фруктовый сахар, содержащийся во фруктах и овощах), которая для организма полезна.

В принципе, травяной чай с сахаром или с вареньем иногда можно позволить ребенку в качестве лакомства, но в сочетании с другой пищей сладкое решительно противопоказано. Съеденный с крахмалами или белками, сахар вызывает гнилостное брожение и неприятные ощущения в животе малыша. Мед в умеренных количествах подобных реакций не вызывает, поэтому, если нет аллергии, 1--2 чайных ложки меда можно добавить в чай, кашу или при приготовлении десерта.

Заготовки из ягод с сахаром значительно менее вредны, чем просто сахар. Дело в том, что при хранении ферменты ягод и фруктов переводят часть сахара во фруктозу, к тому же подобные смеси содержат немало витаминов. Но все равно варенья, джемы и прочие «живые» изделия на основе сахара - это продукты, которые нужно есть понемногу: не более 3--5 чайных ложек или 7--10 ягод из варенья в виде лакомства и не каждый день.

Соль. В идеале в детском питании соль почти не употребляется. Норма соли для детей 1--3 лет - до 3 г в сутки - это около половины чайной ложки, и на вкус взрослого детские продукты должны быть недосолены. Избыток соли вызывает задержку жидкости в организме, что приводит к повышенной нагрузке на почки и сосуды ребенка. Обычно при приготовлении пищу ребенку не подсаливают - достаточно той соли, которая содержится в самих продуктах.

Из меню малыша исключаются хрустящий картофель, соленые крекеры, некоторые сыры (которые обладают соленым вкусом) и другие пересоленные продукты.

Грибы. В питании ребенка до трех лет не допускаются такие продукты, как грибы: они очень трудно перевариваются в кишечнике. К тому же, грибы, подобно губке, вбирают в себя огромное количество тяжелых металлов, токсических и радиоактивных веществ. Это может вызвать у ребенка расстройство желудка или отравление.

Приправы. Для повышения вкусовых качеств пищи можно использовать приправы (с года - петрушку, укроп, базилик, кинзу, а с 1,5--2 лет - чеснок, лук, щавель). Лучше, если эти приправы будут заготовлены самостоятельно: укроп, кинзу, базилик и петрушку можно высушить или заморозить, зеленый лук можно выращивать на окне практически круглогодично или покупать свежий, чеснок в свежем виде следует добавлять мелко порубленным в уже готовые блюда.

Магазинные специи, а особенно их смеси, в детском питании не используются. Дело в том, что такие наборы специй зачастую содержат, помимо трав, еще соль и усилители вкуса, такие, как глутамат натрия. Это вещество участвует в передаче импульсов в центральной нервной системе, оказывают выраженное возбуждающее действие и применяется в психиатрии как лекарство. Пища, содержащая много глутамата, вызывает как физическое, так и психическое привыкание. Этот усилитель вкуса является причиной болезней пищеварительной системы, таких, как гастрит или язва желудка, а в экспериментах было доказано его негативное влияние на мозг и на сетчатку глаза. Дети, часто употребляющие пищу с глутаматом натрия, жалуются на головные боли, учащенное сердцебиение, слабость в мышцах, жар; также глутамат натрия изменяет гормональный статус в организме. А содержится он как раз не только в специях, но и в продуктах «фаст-фуда», колбасах и копченостях. Большое количество этой пищевой добавки, а также красителей и соли содержится в чипсах, сухариках и различных снеках. Кроме того, они содержат большое количество так называемых пустых калорий, которые вызывают ложное чувство насыщения и ожирение, отбивают аппетит, а пользы для организма не приносят никакой. Способ их приготовления – а именно жарка в кипящем масле, причем неоднократно используемом – приводит к образованию в продукте большого количества веществ-канцерогенов. То же самое относится и к другим блюдам, которые готовят по аналогичной технологии, например к картофелю фри, употребление которого ребенком вообще недопустимо.

Уксус, перец, томатные соусы, горчица, маринады и другие острые или кислые приправы призваны «улучшить» вкус блюд. Они прекрасно справляются с поставленной задачей, но при этом сильно раздражают пищеварительные и выделительные органы, мешают их нормальной работе и способствуют развитию многих болезней, поэтому в питании детей раннего возраста эти приправы недопустимы. Также недопустимо употребление ребенком майонеза: это высококалорийный продукт, более чем на 65% состоящий из жира. В нем содержится большое количество натрия и холестерина.

Жареное. Все жареное для ребенка до 3 лет под запретом, потому что при данном виде обработки образуются ядовитые и канцерогенные вещества (от лат. cancer - «рак» и генус - «вызывающий» – химические вещества, воздействие которых на организм при определенных условиях вызывает рак и другие опухоли), особенно когда жир со сковородки пускают в ход по несколько раз. Много ядовитых соединений получается и при нагревании растительных масел. Румяные корочки, такие аппетитные и вкусные, чрезвычайно трудно усваиваются и способствуют развитию гастрита (воспаления желудка), колита (воспаления толстой кишки), язвы, заболеваний печени и почек. К тому же, жареные продукты содержат переизбыток жиров.

Как готовят блюда для детского питания?

Пищу для ребенка старше года готовят несколькими способами:

1) варят; это относится к приготовлению овощей, мяса, яиц, рыбы, каш и крупяных гарниров. После варки, в зависимости от возраста ребенка, пища измельчается на более или менее крупные кусочки, разминается вилкой;

2) готовят на пару (овощи, мясные или рыбные котлеты, омлеты). Для этих целей очень удобны современные пароварки, которые сохраняют большинство витаминов;

3) запекают в духовом шкафу, в рукаве, фольге. Таким образом готовятся всевозможные запеканки, рыба, мясо и овощи;

4) для детей старше 2 лет разрешается легкое обжаривание продуктов в растительном масле, а затем тушение. Таким способом можно приготовить рыбу, мясной гуляш, котлеты и тефтели.

Маргарин . В рационе малыша до 3 лет не должно присутствовать маргарина, искусственных жиров, сала и продуктов, приготовленных на них. Маргарин представляет смесь животных и растительных жиров, подвергнутых гидрогенизации - насыщению молекул жирных кислот атомами водорода. Мутированные молекулы жирных кислот, доля которых в маргарине достигает 40%, повышают уровень холестерина в крови, нарушают нормальную работу клеточных мембран, способствуют развитию сосудистых заболеваний, отрицательно сказываются на формировании половой функции. Сало является тугоплавким жиром, на его переваривание требуется выделение большого количества пищеварительных ферментов поджелудочной железы и печени, что приводит к их перенапряжению и срыву. А это может проявляться диареей, тошнотой и болями в животе.

Колбасы . Продукты переработки мяса, к которым относятся все колбасы (и вареные, и копченые), а также копченая, вяленая или сушеная рыба, ветчина, копченая грудинка в детском питании тоже недопустимы. В копченостях много раздражающих веществ и соли, они довольно ощутимо «бьют» по пищеварительным и выделительным органам. К тому же, эти продукты содержат большое количество красителей, ароматизаторов, пищевых добавок и уже упомянутых ранее канцерогенов.

Консервы . Мясные и рыбные консервы (если это не специализированные детские продукты, а обычные «взрослые» консервы из ближайшего магазина) насыщены солью, перцем, уксусом и различными консервантами. В питании детей они присутствовать не должны. То же самое относится и к домашним заготовкам, в которые обычно добавляют много специй, соли, уксус или аспирин, которые крайне негативно влияют на работу желудка и кишечника малыша.

Сдоба и кондитерские изделия . Стоит ограничить (но не полностью исключить) из рациона ребенка такие продукты, как булочки, плюшки, пирожки, обычное печенье. Они содержат большое количество калорий, сахара и при систематическом употреблении могу приводить к избыточному весу. Можно дать малышу на полдник сдобную булочку (примерно 50 г) или пирожок, но не в каждый прием пищи. А печенье лучше всего давать специальное – детское. В отличие от взрослого, оно не крошится, а тает во рту, поэтому ребенок не подавится крошками. Детское печенье производится без применения красителей, консервантов, ароматизаторов и других искусственных добавок. Можно также давать малышу галетное печенье или сушки.

Каши с добавками . Отдельно хочется остановиться на детских кашах с добавками: обычно они имеют в своем составе достаточно большое количество сахара, к тому же многие из добавок (например, некоторые фрукты или шоколад) сами по себе являются аллергенными продуктами, которые в детском питании не приветствуются. Самое лучшее - добавить в обычную кашу кусочки свежих фруктов или небольшое количество ягод: получится и вкусно, и полезно.

Напитки

Оптимальное питье для ребенка - обычная чистая питьевая вода без газа. С 2 лет можно давать ребенку небольшое количество столовой негазированной воды: на этикетке должно быть написано, что вода слабоминерализованная или питьевая (ни в коем случае не лечебная). В питании ребенка до 3 лет несомненную пользу представляют свежевыжатые соки. Однако следует запомнить, что для детей первых трех лет жизни свежевыжатый сок рекомендуется разводить водой в соотношении от 1:1 до 1:3, потому что концентрированный сок содержит большое количество органических кислот, которые могут раздражать нежную пищеварительную систему ребенка.

Очень полезны компоты их свежих фруктов или сухофруктов, различные морсы, настои и травяные чаи. Последние выполняют еще и терапевтическую функцию – способствуют нормализации сна, возбуждают аппетит, помогают при простуде или снижают нервную возбудимость.

Что ребенку пить не стоит? Все современные сладкие газировки готовят из воды, концентрата и насыщают углекислотой. Уже из этого состава понятно, что пользы для маленького ребенка в них нет никакой. Подобные напитки содержат слишком много сахара, порой более 5 чайных ложек на стакан. Это количество сахара не может не сказаться на работе поджелудочной железы и эндокринной системы. Кроме того, оно может стать причиной кариеса при регулярном потреблении такой воды. К тому же, такие напитки не утоляют жажду - при их употреблении жажда только усиливается, что приводит к задержке жидкости и отекам.

Многие производители добавляют в напитки вместо сахара его заменители: такие продукты содержат меньше калорий и продаются под эмблемой «лайт». Увы, и они достаточно опасны для организма ребенка. Ксилит и сорбитол, являющиеся сахарозаменителями, способны провоцировать мочекаменную болезнь. Сахарин и цикломат являются канцерогенами, которые способствуют развитию раковых опухолей. Аспартам способен вызывать аллергию и негативно действует на сетчатку глаза, что может привести к снижению зрения.

Концентратами, из которых готовят напитки, являются лимонная или ортофосфорная кислоты, они образуют основу вкуса газированной воды и служат консервантами. Эти кислоты раздражают слизистую оболочку, вызывают микроповреждения во рту, пищеводе и желудке, плохо влияют на зубную эмаль (особенно лимонная кислота). Но более опасна ортофосфорная кислота, так как при регулярном попадании в организм она способствует вымыванию из костей кальция, в котором многие дети и так испытывают недостаток. Недостаток кальция приводит к такому тяжелому заболеванию, как остеопороз – ломкость костей при минимальных нагрузках.

Не прибавляет пользы газированным напиткам и добавка в виде кофеина, который используется в качестве тонизирующего средства. Употребление такой газировки приводит к перевозбуждению нервной системы, что детям совершенно противопоказано.

И наконец, углекислый газ, который содержится в газированной воде, сам по себе не вреден, но вызывает отрыжку, вздутие живота, повышенное газообразование и не разрешен детям первых лет жизни.

Основные правила выбора продуктов для ребенка

1. Выбирайте продукты с пометкой «Предназначены для питания детей раннего возраста» или продукты специально для детского питания.

2. Внимательно читайте этикетки, обращайте внимание на цвет и консистенцию продуктов: если какой-либо из компонентов продукта вызывает у вас сомнение, лучше отказаться от покупки.

3. Продукты для детей не должны содержать пищевых добавок, консервантов, стабилизаторов и прочей «химии».

4. Продукты должны содержать минимум соли или сахара, а лучше - не содержать их совсем.

5. Обращайте внимания на срок хранения: натуральные продукты не могут иметь длительного срока годности, особенно это касается молочной продукции. Если срок хранения таких продуктов превышает несколько суток (обычно 3--5), от таких продуктов лучше отказаться.

6. Обязательно пробуйте все продукты сами перед тем, как дать их детям: продукт может оказаться чересчур сладким или ароматизированным.

Как уменьшить риск?

Если малыша все же угостили шоколадками, газировкой или еще чем-либо из перечисленного выше, не заостряйте внимание ребенка на этом продукте. Просто предложите альтернативу: вместо шоколадки – зефир или мармелад, вместо газировки – фруктовый сок. Если малышу очень хочется, чтобы в напитке были пузырьки, пойдите на хитрость: разведите сок минеральной водой - будут и пузырьки, и польза. Также необходимо, чтобы в вашем доме запрещенные продукты отсутствовали и ребенок их не видел, тогда и желание попробовать что-то вредное будет сведено к минимуму.

Не стесняйтесь проинструктировать родственников, как и чем нужно кормить малыша в ваше отсутствие, напишите им полный список продуктов, которые малышу давать не следует. Для того чтобы лишний раз не провоцировать ребенка, старайтесь не посещать кафе «фаст-фуд», особенно где он может увидеть других детей, аппетитно жующих картошку фри или еще какие-то запрещенные блюда.

Многие родители жалуются, что продукты из здорового меню малыш ест с неохотой. Тут тоже есть небольшие хитрости: позвольте ребенку самому приготовить себе, например, салат или кашу. Пусть по мере своих сил принимает активное участие в приготовлении пищи - это же так интересно, тогда и есть он ее будет с большим аппетитом. Никогда не стоит заставлять малыша есть насильно. Пусть лучше съест немного, но с аппетитом, чем полную порцию со слезами.

Всегда красиво и с фантазией подавайте блюдо: обычную кашу можно превратить в море, если сделать в ней кораблики из детского печенья и островки из кусочка яблока. Каждый потопленный корабль отправляется ложкой в рот. Включите фантазию, и пусть малыш вам помогает. Когда вся семья будет собираться за столом, пусть у ребенка будет своя должность – он будет помогать сервировать стол, тогда прием пищи со временем превратится в своеобразный ритуал и будет способствовать формированию правильных пищевых привычек и чувству вкуса.

Содержание статьи:

Первый год жизни – это особый период в жизни малыша и его родителей. В это время кроха очень интенсивно развивается, ни в каком другом периоде вы не заметите такого стремительного темпа изменений. Однако, чтобы развитие ребенка в 1 год соответствовало норме, родители должны прилагать свои усилия. Ведь дети, с которыми занимались с первых дней жизни развиваются быстрее своих сверстников, чем невероятно гордятся родители.

Что должен уметь ребенок в 1 год

Первый год очень непростой для новорожденного, ведь ему нужно освоить массу навыков. В 12 месяцев малыш обладает базовыми умениями:

Наблюдает глазами за тем, как перемещается объект (луч света, мама, домашнее животное).

Следит за источником громких или мелодичных звуков (погремушка, мелодия).

Улыбается близким людям.

Держит головку в вертикальной позиции.

С лёгкостью переворачивается со спины на живот и наоборот.

Тянет ручки к интересующей игрушке.

Самостоятельно сидит.

Начинает гулить (произносит цепочки, состоящие из гласных и некоторых звуков, напоминающих согласные).

На эти навыки будут основаны дальнейшие достижения младенца.

Физическое развитие ребенка 1 года

К годовому рубежу кроха уже умеет сидеть, стоять, придерживаясь ручкой за взрослых или окружающие предметы. Он встаёт на ножки и активно ползает, хотя некоторые дети сразу пытаются ходить. Новорожденный может подниматься на ножки из любой позиции.

Больше всего годовалые дети любят ходить вдоль опоры или требуют водить их за одну или обе ручки. Некоторые малыши уже самостоятельно ходят, и даже пытаются бегать.

То есть, физическое развитие ребенка в 1 год стремительно развивается:

Кроха ступает по лестнице с поддержкой мамы.

Он с удовольствием ползает по лестнице под присмотром родителей.

Младенец пытается выкарабкаться на различные предметы мебели (стулья, диваны и т. д.).

Новорожденный спускается с кровати или дивана с поддержкой близких.

Крохе под силу многие «вершины», а поэтому не оставляйте его одного в комнате, где открыты окна, розетки, тяжёлые предметы, которые он может столкнуть на себя. Даже если окно высоко он может вылезть на какую-нибудь возвышенность или подтянуть свой стульчик и добраться до цели.

Если вы желаете ускорить развитие крохи, то дайте ему быть более самостоятельным. Не стоит хватать его на руки или поднимать по первому же требованию, говорите с ним на расстоянии, зовите к себе, чтобы он попытался подойти к вам. Такие «тренировки» нужны, когда грудничок хочет добраться к любой цели. Страхуйте его на расстоянии вытянутой руки, но основную работу позвольте выполнить самостоятельно.

Психомоторное развитие ребенка в 1 год

Умственное развитие ребенка тоже идёт вперёд семимильными шагами. Ему интересно, из чего состоит игрушка, как детали конструктора соединяются вместе и т. д.

Умения ребенка в 12 месяцев:

Собирает и разбирает пирамидку, которая состоит из 2 – 3 элементов.

Строит «башню» из двух кубиков.

Снимает и надевает крышки на кастрюли, коробки, может положить в ёмкость какой-то предмет и накрыть её.

Играется с простыми сортерами, правильно подбирает предмет (не с первой попытки) и вставляет его в отверстие.

Играет с посудкой, имитируя процесс приёма пищи.

Пытается расчесать волосы кукле, кормит её и укачивает.

С интересом играется со своей одеждой.

Берёт предмет в одну руку и перекладывает его в другую.

Берёт небольшие предметы указательным и большим пальцем.

Пытается толкать предметы перед собой (коляска, машинка, мяч и т. д.).

Старается бросать и ловить предмет, который летит (мяч, воздушный шар).

Открывает и закрывает дверцу шкафа, ящики, достаёт и складывает обратно вещи.

Пытается копировать действия других детей: копает, хлопает, стучит предметом об другой предмет.

Повторяет действия взрослых: ремонтирует что-то как папа или делает макияж, как мама.

Так выглядит программа развития мальчиков и девочек в 1 год.

Социально-эмоциональное развитие ребенка в 1 год

Психическое развитие ребенка зависит от того, какие люди его окружают:

Годовалые дети чаще выражают свои эмоции с помощью звуков и мимики, а не только плачем.

Малыш активнее выражает чувства с помощью объятий, поцелуев (по отношению к родителям, игрушкам, другим детям).

Родители начинают лучше понимать язык тела ребёнка.

Новорожденный узнаёт людей, которых он часто видит, он сможет их показать в живую или на фотографии. Он сможет найти на картинке кошечку, собачку и т. д.

Нервно-психическое развитие ребенка в 1 год выражается и в том, что он радуется возвращению папы с работы или появлению новой игрушки. Он может расплакаться, если с ним заговорит посторонний человек или он услышит от родных слово «нет».

Кроха копирует поведение взрослых, понимает интонацию, мимику родителей.

Новорожденный может выполнить простые просьбы: «дай игрушку», «покажи собачку», «где ротик» и т. д.

Не стоит на месте и творческое развитие ребенка. Он может потанцевать или попытаться подпеть под любимую песню по примеру родителей или самостоятельно.

Кроха с удовольствием играет в первые игры: хлопает в ладошки, играет в «ку-ку» и т. д.

Детишкам нравится смотреть на себя в зеркало, они могут длительное время рассматривать отображение.

Все эти навыки станут под силу вашему малышу, главное регулярно с ним заниматься.

Речевое развитие детей 1 года

В 1 год происходит активное развитие речи, ребёнок понимает, что ему говорит мама, ориентируясь на её интонацию и мимику. Чем чаще вы говорите с крохой, тем больше слов становится в его пока ещё пассивном словаре. В идеале годовалый ребёнок может произносить от 2 до 10 слов (слова и звукоподражания, например, «мяу», «мама» и т. д.).

Не стоит сразу паниковать, если ребёнок в 1 год не разговаривает. Постарайтесь чаще с ним говорить, чтобы он начал вас понимать. Если малыш продолжает упорно молчать, то его необходимо показать специалисту. Причин этому явлению может быть несколько: расстройства слуха, проблемы с речевым аппаратом, неврологические или психологические заболевания. Многие отклонения легко компенсируются в этом возрасте, если вовремя начать лечение.

Программа развития для девочки и мальчика в 1 год:

Кроха отвечает на вопрос «Кто это?» словами: папа, мама, ав и т. д.

Малыш с удовольствием показывает знакомые ему действия, когда его просят: улыбается, машет головкой, хлопает в ладошки и т. д.

Откликается на своё имя поворотом головы или звуками.

Понимает слова «да», «нет», «можно» или «нельзя».

Чтобы ускорить речевое развитие новорожденного часто с ним разговаривайте, при этом следите за чистотой своей речи.

Навыки самообслуживания годовалых детей

Уже в 12 месяцев кроха хочет быть самостоятельным, благодаря чему у него формируются следующие умения:

Ест (или пытается) из ложечки, некоторые малыши уже освоили ложку и пробуют кушать вилкой.

Самостоятельно пьют из специальной чашечки.

Малыш пытается самостоятельно одеться, если родители никуда не торопятся, то нужно дать ему возможность потренироваться.

С удовольствием кушают твёрдую пищу (корочку хлеба, банан, детское печенье и т. д.).

Если мама учит, то малыши умеют мыть ручки и вытирать их полотенцем.

Некоторые дети с интересом осваивают горшок, любят на нём посидеть во время игры.

Мама должна объяснить крохе зачем нужен горшок, чтобы он соотносил мокрые колготки со своими естественными потребностями.

Некоторые дети издают специальный звук, который сигнализирует о том, что они хотят на горшок. Хотя у многих это происходит несколько позже. Однако мама может воспроизводить этот звук, когда будет садить ребёнка на горшок, и он быстро его запомнит.

Режим годовалого ребёнка

Родители многих детей, которые достигли рубежа в 1 год часто сталкиваются с проблемой смены режима. В этом возрасте ребёнок тяжело засыпает днём в одно и то же время, поэтому дневной отдых отодвигается на более позднее время. Как правило, так себя ведут «совы», которые просыпаются в 9 – 10 часов дня, а потом отдыхают в 14 – 15 часов. То есть, ребёнок спит 1 раз в день 2 – 3 часа, примерно с 15 до 18 часов, а ночью укладывается в 22 – 23 часа.

После подобных изменений необходимо пересмотреть режим питания крохи. Если малыш перешёл на однократный длительный дневной сон, то покормить его 5 – 6 раз не получиться. Тогда кроха кушает 4 раза, например, в 9.00 у него завтрак, в 13.00 – обед, в 17.00 – полдник и 21.00 – ужин.

Если режим новорожденного не изменился, то ничего менять не нужно.

Как развить ребенка в 1 год

Чтобы ваш ребёнок был всесторонне развитым, мама должна помочь ему в этом:

1. Носите кроху на руках всё реже и реже.

2. Читайте ему вслух, следите за тем, чтобы ваша речь звучала красиво. Можно потихоньку вводить иностранные слова, ведь мозг младенца, как губка – он впитывает массу информации.

3. Если новорожденный ползает, но ещё не ходит, то мягко подталкивайте его к этому следующим образом:

Поставьте любимую игрушку на высоту, до которой он сможет дотянуться. Когда кроха поднялся на ножки и уже тянется к игрушке, отодвиньте её немного дальше, чтобы он сделал в её сторону пару шагов. Не стоит резко увеличивать расстояние, всё делайте постепенно и мягко.

Когда кроха освоит предыдущее задание, создайте ему несколько точек в виде любимых игрушек. Пусть он переходит от дивана к стулу, от кроватки к креслу и т. д.

Часто дети боятся сделать шаг из-за страха падения. В таком случае дайте ему игрушку для равновесия, отойдите небольшое расстояние и попросите младенца принести её вам. Часто дети так делают свой первый шаг.

Во время прогулки показывайте вашему чаду детей, которые ходят самостоятельно. Кто знает, может кроха тоже захочет попробовать.

Не садите ребёнка в ходунки часто, так как это приспособление формирует неправильную осанку. Отдавайте предпочтение игрушкам-каталкам или специальным вожжам.

Если ребёнок упал, не бегите к нему сразу же, дайте ему возможность подняться самостоятельно. Если не получается, то помогите.

Кроме того, можно поиграть с малышом в сюжетные игры, например, если вы увидели на прогулке грузовой автомобиль, то попробуйте разгрузить детскую машинку кубиками. Также можно устроить целый спектакль с помощью пальчикового театра.

Развитие ребёнка в первую очередь зависит от родителей! Поэтому старайтесь больше времени проводить с ним, разговаривайте, читайте вслух, позволяйте крохе быть самостоятельным (но под вашим присмотром). Так малыш получит бесценный опыт, а вы будете приятно удивлены результатом.

Годовалый малыш понимает и выполняет простые просьбы, подражает действиям детей и взрослых, манипулирует с пирамидкой, кубиками.

Новорожденный ребенок

Главное, в чем нуждается новорожденный – это телесный контакт с матерью, тепло и сосание груди. Эти потребности будут самыми важными на протяжении всего периода новорожденности - первого месяца жизни.

Ребенок 1 месяц

Главные достижения первого месяца - прибавка в весе от 500 до 1500 г, попытки удержания головы в положении лежа и зрительный контакт с мамой.

Ребенок 2 месяца

Двухмесячный малыш - очень общительный и подвижный: он улыбается маме, сообщает о своем состоянии разнообразными звуками и вовсю машет ручками и ножками, иногда попадая по подвешенной игрушке.

Ребенок 3 месяца

У трехмесячного малыша уже хорошо прослеживается ритм кормлений и снов. Ребенок активно общается с близкими улыбкой и звуками, любит изучать свои руки и уверенно лежит на животе, опираясь на предплечья.

Ребенок 4 месяца

В 4 месяца большинство детей умеют переворачиваться и все сильнее интересуются окружающим миром: их зрение приобретает "взрослое" качество, а ручки способны схватить игрушку.

Ребенок 5 месяцев

Пятимесячный малыш готовится к ползанию - крутится вокруг пупка, перекатывается. Может интересоваться едой взрослых. Часто на подходе первый зуб.

Ребенок 6 месяцев

В 6 месяцев малыша начинают знакомить с новой пищей - предлагают первый прикорм. Ребенок интенсивно общается с близкими, лепечет, начинает разнообразно манипулировать с игрушками.

Ребенок 7 месяцев

В 7 месяцев одни дети уже хорошо ползают, другие только пытаются оторвать туловище от пола. Некоторые осваивают сидение раньше ползания. Многие встают с поддержкой.

Ребенок 8 месяцев

Восьмимесячный ребенок при просьбе найти предмет отыскивает его взглядом. Появляются первые звукоподражательные слова. Большинство хорошо ползают, могут вставать с опорой из положения сидя.

Ребенок 9 месяцев

Малыш может стоять и переступать, держась за опору. Появляется "пинцетный захват" - ребенок теперь может брать предметы большим и указательным пальцами. Десны и прорезывающие зубы нуждаются в повышенной жевательной нагрузке.

Ребенок 10 месяцев

В 10 месяцев многие дети делают первые шаги. Малыша увлекает собирание предметов в коробки и разбрасывание их, закрывание и открывание крышек.

Ребенок 11 месяцев

В 11 меяцев многие дети начинают ходить и осваивают действия с предметами, соответствющие их назначению: куклу укладывают спать, на машине перевозят грузы. У некоторых детей появляются первые слова.

Ребенок 1 год

Годовалый малыш понимает и выполняет простые просьбы, подражает действиям детей и взрослых, манипулирует с пирамидкой, кубиками.

Ребенок 1 год 3 месяца

Ребенок активно и разнообразно двигается, умеет бегать. Учится пользоваться ложкой, умеет пить из чашки. По сравнению с первым годом жизни почти останавливается в наборе веса и росте.

Ребенок 1,5 года

В полтора года малыш произносит около 40 слов, могут появиться первые предложения. Интересуется книжками - рассматривает картинки, переворачивает страницы. Учится пользоваться карандашами, начинает осваивать навыки одевания.

Ребенок 1 год 9 месяцев

В этом возрасте малыш обычно уже ориентируется в простых формах и цветах, с интересом наблюдает за игрой детей ("играет рядом"). Может договаривать последние слова в знакомых стихах.

Ребенок 2 года

К этому возрасту многие дети осваивают горшок, научаются сами аккуратно есть. Ребенок может выслушать объяснения взрослого, некоторые дети начинают задавать вопросы.

Ребенок 2,5 года

В два с половиной года дети начинают говорить о себе "Я". Малыш может научиться кататься на трехколесном велосипеде, бросать и ловить мяч, с удовольствием рисует и лепит из пластилина.

Ребенок 3 года

Трехлетний ребенок может самостоятельно одеваться и умываться. Общается с другими детьми в игре, может соблюдать простые правила. Очень любознателен и стремится к независимости.

Ребенку в возрасте 1 год обычно доступны следующие двигательные навыки:

  • подползает под препятствие;
  • вползает по наклонной поверхности, сползает;
  • залезает, карабкается на диваны, кресла, спускается на пол;
  • стоит без опоры;
  • приседает, выпрямляется, наклоняется;
  • ходит, держась одной рукой;
  • поднимается на лесенку детской горки приставным шагом (с помощью взрослого);
  • делает самостоятельно несколько шагов без поддержки или самостоятельно проходит три-пять метров;
  • подражает знакомым движениям взрослого;
  • подражает простым движениям сверстника (хлопает, трясет, стучит).

Рост и вес ребенка 1 года данные отечественных педиатров

Рост и вес детей в возрасте 1 год данные ВОЗ

Познавательное развитие ребенка 1 года

Снимает и нанизывает на стержень пирамидки 3-4 кольца с широким отверстием:

  • подражая действиям взрослого,
  • самостоятельно.

Открывает и закрывает крышечки:

  • по подражанию,
  • в самостоятельной игре.

Ставит один кубик на другой (по подражанию).

Производит разные действия с одной знакомой образной игрушкой: кормит, вытирает, причесывает. Выполняет по отдельности два-три действия:

  • по подражанию,
  • в самостоятельных играх (если игровая ситуация создана),
  • по просьбе взрослого.

Подражает игровым действиям сверстника: похлопывает, сыплет, ломает, тянет.
Прокатывает мяч (шарик), толкает вперед игрушку на колесах.
Самостоятельно закрывает-открывает двери, включает радио, телевизор, выдвигает ящички и т. п.

Эмоционально-социальное развитие ребенка в возрасте 1 года

Улыбается, радуется, действуя с игрушкой, особенно с любимой.
Радуется заводным игрушкам, веселым играм со взрослым.

Недоволен:

  • при слове "нельзя",
  • резким тоном голоса взрослого,
  • при неумении выполнить желаемое действие.

Радуется приходу близкого человека.
Подражает мимике взрослого.
Подражает мимике, игровым движениям, жестам сверстника.
Вопросительно смотрит на взрослого при затруднениях, в незнакомых ситуациях.
Плачет, настораживается при появлении незнакомого человека.
Улыбается, узнавая фотографию близкого человека.
Проявляет интерес к картинкам в книжках.
Улыбается, подпрыгивает, "подпевает" или спокойно прислушивается к звукам музыки, к песенке.

Речевое развитие ребенка 1 года

Понимание речи:
Выполняет знакомые действия с игрушкой (вкладывает, открывает, возит) по просьбе взрослого.
Показывает на одну из четырех знакомых игрушек, на одну из двух картинок после просьбы взрослого: "Покажи то-то".
Находит, отличая кубик от кирпичика (от мячика), по просьбе взрослого.
Выполняет просьбу: "положи", "отдай", "отнеси", "закрой", "открой".
Подчиняется словам "нельзя", "можно".
Знает имена близких взрослых (смотрит в сторону названного человека).
Знает названия своей одежды, предметов быта (показывает).

Машет рукой при словах взрослого "до свидания":

  • когда кто-то уходит,
  • когда уходит сам.

Разводит ручками на слово "нет".

По просьбе взрослого:

  • играет в "ладушки",
  • показывает, как что-то летает (машет руками),
  • показывает, что делает кто-то (сидит, лежит),
  • прячется, играя в "ку-ку",
  • "вытирает" нос платком,
  • "вытирает" лицо, прикладывая полотенце.

Активная речь (8-12 произносимых слов):
Облегченными словами отвечает на вопрос взрослого: "Кто это?".
Облегченные слова соотносит с предметами и действиями (называет сам).
Легко подражает знакомым звукам и движениям (плачет, смеется, кашляет, поет, кричит за животных).
Подражая, "говорит" по телефону.
Подражает интонациям песенки.
Подражает понятным словам других детей.
Легко подражает новым словам, повторяя за взрослым (интонационно, ритмически).

Бытовые навыки ребенка 1 года

Пьет из чашки, придерживая ее руками.
Откусывает и жует хлеб, печенье.
Поднимает руку, ногу при одевании, раздевании (по просьбе взрослого).
Приносит свои вещи при одевании (знает их названия).
Тянет руки к воде при умывании, "вытирается" полотенцем.
Недоволен при нарушении опрятности (просится на горшок характерными звуками).