Итоги пенсионной реформы. Иные периоды, засчитываемые в страховой стаж. Выбор варианта пенсионного обеспечения

09.04.2019

Пенсионная реформа 2015 года ввела новые правила расчета пенсий. И если реформы в целом заставляют волноваться большую часть населения, то пенсионная реформа, которая затрагивает практически всех россиян, не оставит равнодушным никого. Итак, что же нас ждет и чего стоит бояться?

Пенсионная реформа 2014 года: что нового?

В конце декабря 2013 года Президентом РФ был подписан закон, который ввел систему гарантированных пенсионных накоплений.

Но этот закон является только лишь одним из общего пакета правительственных инициатив, касающихся пенсионной реформы. Согласно закону, в РФ создается 2-уровневая система гарантирования прав лиц, которые были застрахованы.

То есть эта система включает в себя резерв обязательного пенсионного обеспечения и общенациональный гарантийный фонд.

Гарантийный фонд объединил в себе всех участников системы обязательного пенсионного обеспечения. Фонд сформирован из нескольких источников: взносов Пенсионного фонда РФ и негосударственных пенсионных фондов. Контролирует все взносы Агентство по страхованию вкладов, на которое также возложены вопросы выплаты гарантийного возмещения.

А теперь еще одна «неприятная новость», касающаяся пенсионной реформы 2014 года. Правительством РФ было принято решение о «заморозке» накопительной части пенсии ровно на 1 год и направлении ее в распределительную систему.

Как это выглядит на практике? Раньше на накопительную часть пенсии, которая аккумулировалась (у большинства россиян) в Пенсионном фонде РФ, начислялись определенные проценты. С 2014 года они начисляться перестали.

Но у граждан РФ был выбор: оставить свои деньги в Пенсионной фонде или перевести их в любой негосударственный пенсионный фонд. Те, кто заранее позаботился о накопительной части, продолжают «пополнять» свои пенсионные накопления, а накопительная часть «молчунов» перешла в распределительную составляющую системы обязательного пенсионного страхования.

Предполагалось, что ограничение будет действовать только год, однако на основании периодических поправок мораторий на формирование накопительной части пенсии на данный момент продлен до 2019 года (ст. 33.3 закона «Об обязательном пенсионном страховании» от 15.12.2001 № 167-ФЗ).

Пенсионная реформа 2015: работающие пенсионеры лишатся пенсии?

С 1998 года законодательно не установлено никаких ограничений в получении пенсии для работающих пенсионеров. Однако такие «послабления» ведут к тому, что бюджетные средства расходуются неэффективно.

Поэтому с 2015 года законодатель все же решил ввести некоторые ограничения для работающих пенсионеров.

  • Если у работающего пенсионера накопительная часть будущей пенсии никак не формируется, то максимум баллов, которые он может получить при перерасчете будет не более 3.
  • Если накопительная часть пенсии все же формируется, то количество баллов при перерасчете будет не более 1,875 (в 2017 году в перерасчете на рубли — 147,34 руб.).

Что это за баллы?

Для всех пенсионеров и для тех, кому пенсия будет позднее, производится так называемая конвертация в баллы. Но размер пенсии при этом снижаться не будет. Для проведения конвертации в Пенсионный фонд обращаться не нужно - она проводится всем в беззаявительном порядке.

Но ежегодный перерасчет пенсии (с учетом страховых взносов) работающим пенсионерам останется без изменений; он будет осуществляться в беззаявительном порядке.

Таким образом, пенсионная реформа 2015 года позволяет работающим пенсионерам получать пенсию, но с некоторыми ограничениями в вопросе начисления баллов.

Пенсионная реформа 2014: нюансы

Несмотря на то что закон 400-ФЗ «О страховых пенсиях» уже принят в 2013 году, в силу он вступал постепенно: основная часть с 01.01.2015, остальные нормы — с 01.01.2016.

Стоит отметить одну из особенностей новых изменений: пенсионная реформа 2015 направлена на стимулирование граждан как можно позднее выходить на пенсию.

Как мы знаем, пенсионный возраст в РФ для женщин — 55 лет, для мужчин — 60 лет. За каждые полных 12 месяцев, в течение которых застрахованное лицо откладывает выход на пенсию и продолжает работать, размер страховой пенсии по старости, включая фиксированную выплату, повышается на специальный коэффициент.

Например, если мужчина пойдет на пенсию на 5 лет позже (65 лет), то размер его пенсии будет рассчитан при помощи умножения коэффициента 1,45 на ту сумму, которую бы он мог получить в 60 лет.

Понятие «трудовая пенсия» уходит в прошлое; теперь правильнее будет говорить «страховая пенсия». И она будет исчисляться не в рублях, а в баллах. Пенсионный балл будет устанавливаться ежегодно и изменяться с учетом инфляции. В 2017 году для возможности реализовать право на пенсию необходимо «накопить» 11,4 балла. Каждый год вплоть до 2025 это число будет увеличиваться, пока не достигнет величины в 30 баллов.

Согласно новому закону, предполагается увеличение страхового стажа в зависимости от года выхода на пенсию. То есть, к примеру, если вы выйдите на пенсию в 2015 году, то стаж должен быть не менее 6 лет, в 2017 и 2018 годах — 8 и 9 лет соответственно, а вот после 2025-го — уже не менее 15 лет.

Помимо накопленных баллов, к пенсии будет производиться прибавки от государства; их размер будет одинаков для всех, независимо от стажа или баллов.

Более того, еще одним «положительным» новшеством в пенсионной реформе стало то, что теперь в страховой стаж включен период по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет в общей сложности не более 4,5 лет и некоторые иные сроки.

Минусы пенсионной реформы 2014

Несмотря на, казалось бы, идеальную стратегию дальнейшего пенсионного развития в РФ, при более детальном рассмотрении все оказывается не так гладко.

В частности, индивидуальный пенсионный коэффициент для назначения пенсии по старости должен равняться 30 баллам. А теперь давайте представим, как это все будет «зарабатываться». Если ваш доход равен 1 МРОТ, то работать вам придется не менее 20 лет.

В данном случае в группе риска оказываются те граждане, которые получают зарплату «в конвертах» или иным образом скрывают свои доходы.

Объясним почему. Пенсионный коэффициент, который необходимо «заработать» гражданину (баллы) - это не что иное, как показатель трудовой деятельности человека за год.

То есть это соотношение взносов, которые выплачиваются работодателем в пенсионный фонд с зарплаты гражданина и максимальной зарплаты, с которой работодатель может уплачивать взносы в соответствие с законом.

Итак, давайте все же перечислим основные минусы пенсионной реформы:

  • Стаж для начисления пенсии постепенно увеличивается с 5 (требовался для выхода на пенсию в 2014 году) до 15 лет (к 2025 году).
  • Формула для расчета своей пенсии настолько сложная, что простой гражданин запутается в ее показателях уже на начальных этапах. Более того, пенсия «случайным» образом зависит от того, в каком году вы родились и ушли на пенсию. То есть вы можете иметь со своим коллегой одинаковые зарплаты, одинаковый стаж работы и т.д., а пенсии у вас все равно будут разные.

Если вы захотите узнать количество баллов на вашем пенсионном счете, вы можете обратиться либо непосредственно в отделение пенсионного фонда, либо на портал госуслуг. А чтобы узнать, сколько вы заработали в деньгах, необходимо сумму баллов умножить на 1 пенсионный коэффициент.

Накопительная часть пенсии: что с ней будет?

Спешим вас заверить, что накопительная часть пенсии законодательно не отменена. В соответствии со ст. 22 закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 № 167-ФЗ одним из вариантов пенсионного обеспечения является направление 6% страхового взноса на накопительную часть пенсии.

Но на сегодняшний день ситуация «немного» поменялась. Еще в конце 2013 года государство в лице Пенсионного фонда неоднократно предупреждало граждан: для того чтобы накопительная часть пенсии не аккумулировалась в страховую, необходимо ее перевести в негосударственный пенсионный фонд. Согласно проведенным опросам, это сделали чуть меньше половины населения; остальные 50% остались в группе «молчунов».

Так вот, если к 31.12.2015 вы успели перевести накопительную часть в НПФ, то ваши 6% останутся при вас, но если не успели, то ее «забрали» в страховую часть. Выбирая тот или иной НПФ, вы имеете право 1 раз в год заменить НПФ, если вас не устраивают результаты его работы.

Вполне законный вопрос: а что же будет с моими средствами, если НПФ будет признан банкротом? Ничего. Они сохранятся, поскольку застрахованы.

Как утверждают аналитики, тем, у кого «белая» зарплата, лучше переводить свои накопления в НПФ; а тем же, кто получает зарплату в конвертах, лучше «затаиться» и ничего не делать.

На сегодняшний день вся суть пенсионной реформы сводится к следующему: чтобы получить более или менее достойную пенсию, вам надо долго и упорно трудиться; но главное — выбрать «правильного» работодателя, который будет выплачивать всю зарплату, без «конвертов».

Пенсионная реформа закончится не скоро. Но уже сегодня можно сделать неутешительные выводы о том, что требования к стажу работы увеличатся в разы, а сама пенсия станет меньше за счет того, что увеличится период дожития. Тем самым государство значительно сократит свои пенсионные расходы.

В российском обществе не очень принято задумываться о пенсии задолго до нее. Чему во многом способствуют действия государства.

За последние 15 лет российская пенсионная система претерпела не одно кардинальное изменение. Намерения, конечно, благие — повысить уровень пенсии, но то, как часто происходят изменения в пенсионной системе, не увеличивают доверие к ней граждан и как следствие желание разбираться в этом, пока пенсия не замаячит на горизонте.

Очередные изменения в пенсионной системе вступят в силу с 01.01.2015. Что же ждет будущих пенсионеров?

Во-первых , пенсия окончательно будет разделена на страховую и накопительную.
До конца 2015 года каждый гражданин, родившийся после 1967, может выбрать будет ли он формировать накопительную часть или только страховую.

Граждане, которые никогда не подавали заявление на перевод накопительной части пенсии из-под управления ПФР, а так же граждане, которые подавали заявление о переводе накопительной части под управление Внешэкономбанка с тарифом 2%, автоматически лишаться накопительной части, которая будет переведена в страховую часть. И в последующем все отчисляемые пенсионные взносы работодателем будут формировать только страховую часть пенсии такого гражданина.

Во-вторых , для получения пенсии по старости, начнет повышаться минимальный стаж, который на текущий момент составляет 5 лет. В 2015 году он составит 6 лет, и каждый год будет увеличиваться на еще один, пока в 2024 году не составит 15 лет.

В-третьих , впервые в России при расчете страховой пенсии по старости уходят от расчета в рублях. Теперь этот расчет будет производиться в баллах (пенсионный коэффициент, ПК).

ПК будет зависеть от стажа работника и его уровня зарплаты, с которых производятся отчисления.
Кроме того, для получения страховой пенсии необходим набор минимального количества балов. В 2015 году минимальное значение 6,6. Увеличиваясь, каждый год на 2,4 в 2025 году оно составит 30 баллов.

При этом баллы будут повышаться, если гражданин выберет только страховую часть пенсии, которая ежегодно будет индексироваться государством на уровень не ниже .

Величина накопительной части будет зависеть только от инвестиционных способностей выбранного НПФ (или УК). Однако, в случае получения им убытков, АСВ гарантирует выплату суммы страховых взносов, поступивших на накопительную часть пенсии.

Так же на увеличение ПК влияет более поздний выход на пенсию, но только, если при этом будет написано заявление на отсрочку выплаты пенсии. При этом в данном случае увеличивается как страховая часть, так и накопительная (накопительная часть увеличивается исключительно в связи с сокращением «уровня дожития»).

Новая пенсионная реформа 2015 года: переводим смысл с русского на русский или Что такое пенсионные баллы, и сколько их нужно заработать.

Итак, свершилось: с 1 января 2015 года дан официальный старт принципиально новому этапу пенсионной реформы, которая разрабатывалась не один год. Прежние методы начисления постепенно сольются в прошлое, на место их пришел новый документФедеральный закон №400-ФЗ «О страховых пенсиях» , по которому все пенсии переходят на принципиально новый уровень начислений.

Государственное управление обещает, что новое начисление пенсий не изменит ранних выплат гражданам, уже находящихся на пенсии и получающих пенсионные выплаты.

Предлагаем вашему вниманию некоторый обзор произошедших изменений в законе о страховых выплатах.

С 1 января 2015года основным показателем в начислениях будет индивидуальный пенсионный балл. Он представляет собой соотношение взносов, уплаченных за гражданина в течение года, с максимально возможным размером этих взносов, для удобства умноженных на 10 . Максимум, который можно заработать за год, составит 10 баллов в год. В 2015 году один пенсионный балл составил, согласно расчетам ПФР, 64,1 рубля. Для выхода на пенсию необходимо иметь возраст для женщин 55 лет, для мужчин 60 лет, стаж не меньше 5 лет и 10 накопленных баллов. Если вышеозначенные критерии отсутствуют, то пенсионный возраст автоматически продляется, как у человека, не заработавшего пенсию. Если есть 5 лет стажа и 10 накопленных баллов – человеку начисляется минимальная пенсия, которая на сегодняшний день составляет 5600 рублей. Социальная пенсия на конец прошлого года составила 6900 рублей.

Как зарабатывается пенсионный балл?

Вот здесь нужно обозначит цель и задачи новой пенсионной реформы . Самая важная из них: вывести работодателей на «белую» зарплату , потому что сейчас ее в стране платят просто считанные единицы. Из-за зарплаты в конвертах деньги в бюджет не отчисляются, пенсии не растут. Итак: если у работника зарплата в месяц в течение года с официальным трудоустройством выше прожиточного минимума , а на сегодняшний день он составил 8234 рубля, то ему начисляется за 1 год 1 балл .

Иными словами, это выглядит так: господин N работал, не покладая рук, за неофициальную зарплату на лесоповале (мы имеем в виду просто тяжелую, высокооплачиваемую, стабильную, сопряженную с риском и т.д. работу. Да, в принципе, любую работу) на «дядю», который не производил страховых выплат в ПФР и отдавал работнику зарплату в конверте. Или производил выплаты с 5700 тысяч, к примеру, чтобы сэкономить на налогах. Таким образом, господин N не заработал ни одного пенсионного балла и не заработал пенсию. Его пенсионный возраст продляется еще как минимум на 5 лет, чтобы дать ему возможность официально трудоустроиться, заработать официальный стаж и настоять на том, чтобы работодатель делал отчисления за него в пенсионный фонд с минимального прожиточного уровня. Но нужно понимать, что 1 балл = 1 году с отчислениями с минимального прожиточного уровня. Чем выше официальная зарплата, тем больше количество зарабатываемых баллов, но не более 10 баллов в год . То есть, если отчисления официальные, к примеру, и составят по среднему ежегодному показателю 50000 рублей, то количество заработанных баллов составит 6. Но для выхода на пенсию все равно нужно будет отработать 5 официальных лет, даже если это будут годы, отработанные не подряд, а набранные помесячно. И с заработанным 1 баллом за год придется работать 10 официальных лет. Требуйте «белую» зарплату от работодателей, это существенно увеличит вашу пенсию и возможности выхода на пенсию своевременно .

Надо сказать, что эти ключевые моменты — 5 официальных лет и 10 баллов – являются временными, потому что новая пенсионная еще не включилась в работу полностью, а является только началом перехода. На нее перешли все граждане, начиная с 1967 года рождения . До этого года рождения пенсия насчитываются по-старому . Со временем количество баллов и лет официального трудоустройства будут увеличиваться. Сейчас начисления пенсии для людей, начиная с 1967 года рождения, будут комбинированными. Они будут совмещать старые начисления с новыми, пропорции которых будут смещаться со временем в сторону последних. С 2015 года годы для выхода на пенсию будут увеличиваться на один. То есть, 2016 год это 6 официальных лет, 2017 – 7 лет, 2018 – 8 лет, 2019 – 9 лет, 2020 0 10 лет, и это уже «потолок».

Еще один важный момент: остался последний год, когда граждане с 1967 по 1983 годы рождения могут перевести накопительную часть трудовой пенсии в накопительные резервы . Если вы этого не сделаете, то просто подарите государству свои деньги, пусть небольшие, но кровно заработанные. У людей, рожденных до 1967 года накопительная часть присутствует в том случае , если они официально были трудоустроены и получали официальную зарплату в 2002-2004 годах . Им также рекомендует воспользоваться нашим советом, и перевести свои деньги в негосударственные фонды. Потом эти деньги вы сможете разово получить при выходе на пенсию.

Для того чтобы дать гражданам правильный совет: отказаться от накопительной части пенсии полностью, чтобы все 6% шли в страховую часть, либо все-таки оставить и инвестировать соответствующие средства через негосударственные пенсионные фонды, – необходимо оценить (причем оценить на протяжении продолжительного периода времени) большое количество переменных факторов, касающихся функционирования финансового рынка (опыт НПФ и управляющей компании, структуру активов, конъюнктуру доходности, инфляцию и т. д.). Напомню, таким правом выбора до 31 декабря 2015 года наших граждан наделила новая пенсионная реформа . Изначально, этот выбор нужно было сделать на год раньше, но в ноябре 2012 года президент РФ Владимир Путин отложил нововведения по причине их дальнейшей проработки. Какой выбор сделать, каждый решает сам, потому что однозначного ответа на этот вопрос, в принципе, нет.

Кроме того, в нашей стране пока еще не принято (либо у людей нет соответствующих материальных возможностей) иметь собственного финансового консультанта. А в данной ситуации это было бы очень полезно.

Как юрист могут высказать только самые общие рекомендации. Если у вас относительно небольшая зарплата, то существенных накоплений вы не сможете сформировать , как не старайтесь, поэтому предпочтительно, чтобы уплачиваемые за вас страховые взносы направлялись на страховую пенсию, финансируемую по солидарному принципу. Это будет осуществляться автоматически, если вы специальным образом не выберите НПФ или УК. Солидарный принцип, кстати, позволяет определенным образом выравнивать размеры пенсий высоко- и низкооплачиваемых работников.

Если же вы молоды, не нуждаетесь в проявлении по отношению к вам механизмов социальной солидарности, готовы рисковать своими доходами на финансовом рынке, имеете высокий и стабильный во времени заработок, то тогда можно и принять решение о формировании пенсионных накоплений.

Много нареканий пенсионной реформы вызывает новый – «балльный» – порядок учета пенсионных прав. Но главная проблема заключается не в применяемых единицах их измерения – в баллах или в рублях. Какая разница, в чем измерять удава – в мартышках, в слонах или в попугаях? Его рост в зависимости от этого не изменится, хоть ему самому и будет казаться, что в попугаях он гораздо длиннее. Принципиально важно, какая закладывается в пенсионную формулу система сохранения пенсионных прав граждан во времени .

В новой формуле, которая начнет применяться с 1 января 2015 года, прямую индексацию пенсионных прав изменили на опосредованную – они будут измеряться не в рублях, а в баллах. Для этого индивидуальные взносы в каждом календарном году соотносят с максимально возможными к уплате в этом же году взносами. В момент назначения пенсии накопленные баллы в целях индексации умножат на их стоимость. Для того чтобы производимые отчисления от зарплаты (страховые взносы) стали полноценными пенсионными правами их надо индексировать на реальный рост заработной платы, который был в течение всего периода формирования пенсионных прав. В действующей формуле так и есть.

А в новой? По логике любой балльной формулы (хоть немецкой, хоть французской), накопленные баллы надо умножать на современное (актуальное) значение того показателя, с которым сопоставлялись индивидуальные взносы. Следовательно, в новой формуле сумму баллов было бы логичным умножать на размер максимально возможных к уплате взносов в году, в котором назначается пенсия. Однако принято иное решение. Стоимость баллов будет рассчитываться «обратным ходом», то есть не от современной зарплаты или суммы предельных взносов, а от поступления денег в Пенсионный фонд России, деленных на общую сумму баллов, заработанных всеми застрахованными лицами. Поэтому среди специалистов новая пенсионная формула получила наименование «трансфертной», учитывая, что решающее значение для стоимости баллов будет иметь объем трансферта, выделенного из федерального бюджета ПФР. Мне не известны аналоги подобного решения в мировой практике, оно подвержено многим рискам, что, безусловно, не может не смущать меня, как специалиста в области пенсионного обеспечения.

Многие очень скептически смотрят на постепенное повышение планки минимального трудового стажа: с пяти нынешних лет – до 15 в будущем. Для объективной профессиональной оценки подобного решения необходимо иметь в виду, что этот вопрос напрямую зависит от применяемой пенсионной формулы (порядка исчисления размера пенсии). В мировой практике используются пенсионные формулы двух типов: «с установленными выплатами» и «с установленными взносами».

В России до 1 января 2002 года применялась формула «с установленными выплатами», в которой учет пенсионных прав застрахованных лиц осуществлялся через фиксацию продолжительности трудового (страхового) стажа и величины заработка, подлежавшего взносообложению. Начиная с 1 января 2002 года и по настоящее время, в России действует пенсионная формула «с установленными взносами». Согласно ей учет пенсионных прав застрахованных лиц осуществляется через фиксацию на индивидуальных лицевых счетах суммы начисленных за работника страховых взносов за весь период его работы. Именно поэтому в странах, применяющих пенсионную формулу «с установленными взносами», к числу которых в настоящее время относится и Россия, пенсионное законодательство либо вообще не содержит специальных требований о минимальном страховом стаже (например, в Швеции), либо предусматривает в таковом качестве самый минимальный норматив, позволяющий провести «водораздел» между правом на трудовую и социальную пенсию (пять лет, как установлено сейчас в России).

Новая пенсионная формула, которая начнет применяться с 1 января 2015 года, также является разновидностью этого типа пенсионных формул, поскольку основана на учете страховых взносов. В связи с этим увеличивать с пяти до 15 лет требования по минимальному страховому стажу, на мой взгляд, не представляется обоснованным .

Более того, следует принять во внимание, что в новой пенсионной формуле установлен иной минимальный ограничитель, который более органично соответствует ее характеру – требование по минимальному числу индивидуальных пенсионных коэффициентов. Поэтому установление еще одного минимального требования в виде увеличенной продолжительности страхового стажа не вызывается какой-либо объективной необходимостью и чрезмерным образом ограничивает права застрахованных лиц.

В условиях продолжения действия пенсионной формулы «с установленными взносами» введение требования минимального стажа 15 лет будет фактически означать изъятие существенного объема пенсионных прав у работающих граждан . Связано это с тем, что за период до достижения 15 лет застрахованные лица, особенно имеющие высокие заработки, вполне способны «накопить» значительный объем индивидуальных пенсионных прав, воспользоваться которым из-за действия нового стажевого «ценза» они не смогут. Таким лицам будет отказано в назначении страховой пенсии, даже несмотря на то, что перечисленная за них сумма страховых взносов в ПФР позволила бы профинансировать выплату им пенсии в размере, не ниже прожиточного минимума пенсионера, в течение всего пенсионного периода.

В качестве минимального «пропуска» в пенсионную систему более логичным представляется установление минимальной суммы страховых взносов, которая должна быть перечислена в ПФР за конкретного работника. Эта сумма должна обеспечить выплату ему пенсии в размере, не ниже прожиточного минимума пенсионера.

В целом же, и действующая, и новая пенсионная формула, как я уже отмечал, – это формулы одного и того же типа – «с установленными взносами». Различаются они только единицами измерения пенсионных прав, о чем мы также уже подробно говорили. Решайте сами, что вам понятнее и что вызывает у вас большее доверие, когда ваши пенсионные права фиксируют в конкретных рублях или в абстрактных баллах. Для меня лично предпочтительнее первый вариант. Я вовсе не идеализирую действующую пенсионную формулу – она имеет существенные недостатки, но переход на новую формулу с 1 января 2015 года, к сожалению, ситуацию не изменит. Именно поэтому я и являюсь последовательным сторонником стажево-заработковой пенсионной формулы (формулы «с установленными выплатами»), которая открыла бы дорогу для принятия принципиально иных решений по обустройству нашей пенсионной системы. Однако это тема для совсем другого разговора.

Как известно, в Российской Федерации уже 21 год действует пенсионная система, которая осталась с советских времен, и с тех пор так и не претерпела серьезных изменений. Начислением пенсий, их выплатой и расходом на свои нужды, занимается Пенсионный фонд, который руководствуется различными законами, в зависимости от категории граждан, получающих пенсии. Таким образом, существует две разные системы начисления пенсий - для льготников и чиновников и остальных граждан.

В конце декабря 2013 года после бурных обсуждений депутаты окончательно приняли решение о проекте пенсионной реформе. ФЗ «О накопительной пенсии» и «О страховых пенсиях» подписаны президентом 28 декабря. Также внесены изменения и дополнения в действующие нормативные акты, связанные с пенсионным обеспечением. Проведённый в статье краткий анализ поможет понять рядовому гражданину, радостными или пугающими являются последние новости пенсионной реформы, начало которой назначено официально на 1 января 2015 года. Что изменилось?

Принципиально изменились права на пенсию, порядок её начисления и исчисление трудового стажа:

  • 1. Право на пенсионное обеспечение будет давать пенсионный коэффициент (ПК), величина которого зависит от стажа, заработной платы и возраста выхода на пенсию. Установлен минимальный порог, обеспечивающий право на трудовую пенсию в размере 30 баллов.
  • 2. Значительно выросли требования по минимальному стажу для назначения пенсии -- 15 лет. Сегодня к пенсионному возрасту достаточно иметь стаж 5 лет. Увеличение требований по стажу планируется проводить постепенно. Так, в 2015 году необходим стаж 6 лет, в 2016 году-- 7 лет и так далее. К 2024 году пройдёт постепенное увеличение до 15 лет.
  • 3. Страховая и накопительная -- это 2 вида пенсий согласно новым законам, государство берёт на себя ответственность только за первую. При недостатке стажа и ПК оформить пенсию гражданин сможет на 5 лет позже установленного законом срока.
  • 4. Предполагается, что работающим пенсионерам баллы (ПК) будут начисляться только в тот период, когда они откажутся от пенсионных выплат. Начисленные баллы, умноженные на стимулирующий коэффициент (1,4) увеличат размер выплат в дальнейшем. Например, если оформление пенсии будет отложено на 5 лет после достижения пенсионного возраста, то фиксированная выплата увеличится на 36%, а страховая - на 45%. Через 10 лет выплаты вырастут соответственно в 2,11 и в 2,32 раза. Работающим пенсионерам, получающим пенсию, баллы зафиксированы и начисляться не будут, несмотря на обязательную уплату страховых взносов. Так государство намеренно стимулировать более поздний выход на пенсию.
  • 5. Женщины, пенсионный возраст которых наступит позже 1 января 2015 года, получили льготы. В период ухода за первыми четырьмя детьми им будут начисляться повышенные баллы: за первого ребёнка -- 1,8, второго -- 3,6, третьего и четвёртого -- 5,4. Шесть лет будут учтены при назначении пенсии по старости, сегодня только три года включаются в пенсионный стаж.
  • 6. Работникам сельскохозяйственных предприятий со стажем более 30 лет и проживающим в сельской местности уже в 2016 г. предусмотрена прибавка к пенсии.
  • 7. Дополнительные баллы получат граждане, отслужившие в армии, в органах внутренних дел, и приравненных к ним.

Таким образом, чтобы обеспечить себе достойную старость, необходимо позаботиться об официальном трудоустройстве с высокой «белой» зарплатой.

В настоящее время 22% от заработка составляют обязательные отчисления в Пенсионный фонд. Из них 16% формируют будущую пенсию работника. Эти 16%, в свою очередь, могут по заявлению гражданина быть разделены на две части: 6% накопительной и 10% страховой части. При отсутствии накопительной части все 16% -- страховая составляющая будущей пенсии. Расчет пенсионного коэффициента (или балла) представлен в таблице 6, и будет проходит следующим образом: страховая часть отчислений делится на 16% от установленной государством максимальной суммы, облагаемой обязательными отчислениями. В 2014 году эта сумма установлена в размере 624 тыс. рублей. Результат умножается на коэффициент, величина которого с 1.01.2015 установлена 6,6. Ежегодно предусмотрено его увеличение на 2,4. Верхний порог этого коэффициента -- 30. Например, при годовом доходе 100 тысяч рублей, ежегодное начисление баллов:

Таблица 6 - Расчет пенсионного коэффициента (балла).

При расчёте размера пенсии за все годы будут сложены и умножены на стоимость одного пенсионного балла.

Нетрудно подсчитать, что при таком годовом доходе необходимые 30 баллов удастся заработать в первом случае за 15-16 лет, во втором -- приблизительно за 12 лет. Очевидно, что людям с низкими зарплатами придётся работать дольше, но страховую часть пенсии можно увеличить, отказавшись от накопительной.

Аналитики расходятся во мнении, стоит ли иметь накопительную часть пенсии. С одной стороны, фонды, распоряжающиеся 6% отчислений граждан малодоходны. С другой -- накопительная часть может быть унаследована. Что важного сохранит новая пенсионная система?

  • - в полном объёме сохранены досрочные пенсии, в том числе по выслуге, пенсии многодетным матерям и родителям, имеющим детей-инвалидов;
  • - сохраняется использование «северного» коэффициента;
  • - сохранены все социальные пенсии.

Кому не нужно тревожиться по поводу пенсионной реформы 2015 года?

Трудовые пенсии, назначенные до 1 января 2015 года, будут пересчитаны по новой формуле. Обращаться в Пенсионный фонд для этого не нужно. Если размер пенсии, посчитанный по-новому, окажется меньше уже получаемой, её оставят на прежнем уровне. Уменьшения пенсий, уже назначенных к началу реформы, не будет.

У граждан, уже получающих пенсию, она может увеличиться в связи с включением в стаж нестраховых периодов (уход до полутора лет за третьим и четвёртым ребёнком).

Размер пенсий граждан, возраст которых на сегодняшний день от 50 до 52 лет, будет определяться в основном по действующему ныне законодательству.

Государство гарантирует повышение страховых пенсий и фиксированных выплат в соответствии с уровнем инфляции.

Пенсионная реформа не коснётся социальных пенсий, пенсий по инвалидности, за выслугу лет, по старости, по случаю потери кормильца). У россиян есть всего год, чтобы подготовиться к новому порядку оформления и начисления пенсий.

Такой порядок вещей уже давно себя изжил, и в большинстве развитых странах, кроме солидарной пенсионной системы существует еще и накопительная пенсионная система, которой занимаются негосударственные пенсионные фонды. Поэтому, правительством Российской Федерации было принято решение о проведении, начиная с 2014 года, пенсионной реформы.

После проведения пенсионной реформы в 2014 году произойдут следующие изменения:

  • - ликвидируется двойная система начисления пенсий - теперь чиновникам и остальным гражданам будет пенсия начисляться по одной и той же формуле, в зависимости от стажа и размера зарплаты;
  • - вводится обязательная накопительная система, которой будут заниматься только негосударственные пенсионные фонды, выбирать которые будут сами граждане.

Согласно законопроекту, страховая часть трудовой пенсии будет рассчитываться не в абсолютных цифрах, как это было раньше, а в пенсионных коэффициентах, которые будут зависеть от стажа работы и заработной платы. Так, наибольшую выгоду получат те граждане, которые работали на протяжении более 30-ти лет и получали «белую» заработную плату.

Теперь размер пенсий граждан Российской Федерации будет напрямую зависеть от размера задекларированной заработной платы, пенсионных накоплений, а также пенсионного фонда, который они сами выбрали. Другими словами, каждый работающий, становится активным участником в формировании своей будущей пенсии, а не как раньше, когда большинству граждан приходилось только пассивно ожидать очередного повышения пенсий со стороны государства.

Также появляется серьезный стимул декларировать реальную заработную плату, а не ту, которая фигурирует в ведомости для налоговых отчетов, что, в конечном счете, приведет к росту заработной платы в целом по стране и в конечном итоге - росту перечислений в бюджет и государственный Пенсионный фонд.

Ключевым моментом в пенсионной системе является пенсионная формула - специалисты называют ее эквивалентной, потому что она работает по принципу банковского депозита: сколько взносов перечислено за работника - столько потом ему и должно быть выплачено в виде пенсии. Многие эксперты, которые занимаются налогами, предлагают увеличить потолок взносооблагаемого заработка и за счет этого роста компенсировать снижение ставки взносов. Проблема в том, что они, не зная устройства пенсионного законодательства, эквивалентной пенсионной формулы, не понимают, что при увеличении потолка увеличиваются обязательства - то есть пенсионные выплаты.

Провести примерный расчет годовых выплат по страховой пенсии (СП) несложно.

Итак, пенсионная формула с 2015 года выглядит следующим образом:

СП = (ФВ·ПВ к) + (ИП к ·СП к ·ПВ к), (4)

труд заработный плата реформа

где ФВ - фиксированной выплаты;

ИП к -индивидуального пенсионного коэффициента;

СП к -денежного выражения стоимости пенсионного коэффициента в соответствующем году;

ПВ к -значение премиального коэффициента.

Первая часть - стажевый коэффициент (0,55 за 30 лет стажа плюс 0,01 за каждый лишний год). Фактически речь идет о новом понижающем коэффициенте, поскольку в правилах Международной организации труда говорится о том, что за 30 лет стажа надо платить пенсию в 40 % от зарплаты, что нам не по плечу.

Вторая - соотношение индивидуального среднего годового заработка к среднему годовому заработку по стране, якобы обеспечивающее постоянную актуализацию размера пенсии.

Третий элемент - средний заработок текущего года. Он будет меняться ежегодно для проведения индексации размера пенсии, чтобы после назначения этот размер не устаревал.

И, наконец, четвертый элемент - сложный интегрированный коэффициент, который будет учитывать демографическую и макроэкономическую нагрузку. Этот коэффициент учитывают в своих пенсионных формулах все ведущие страны.

Согласно сведениям официальных источников, методика расчета накопительной части пока остается прежней. Пенсионный калькулятор по новой формуле (онлайн) всем желающим предоставляют многие специализированные ресурсы рунета.

Кому пенсии не положены?

Не смогут получить право на трудовую пенсию следующие категории россиян: - те, кто ещё не достиг пенсионного возраста: 55 лет для женщин и 60 для мужчин - те, чей рабочий стаж составляет менее 5 лет в 2015 году. При этом минимальный стаж будет увеличиваться на 1 год ежегодно, то есть в 2017 году стаж работы должен быть не менее 7 лет, в 2020 году -- не менее 10 лет, а в 2025 году -- не менее 15 лет. Особенно жёсткие условия получения пенсий устанавливаются для россиян, которые начнут уходить на пенсию с 2025 года (женщины моложе 48 и мужчины моложе 43-х лет) - те, у кого накоплено менее 30 баллов пенсионных коэффициентов. Заработать такое количество баллов, по расчётам министерства, можно будет за 30 лет работы с доходом 1 МРОТ (около 5,5 тысячи рублей) или за 15 лет работы с зарплатой 2 МРОТ. Эта мера будет вводиться постепенно.

В 2015 году минимальный порог пенсионных коэффициентов установлен в 6,6 балла и поднимется до 30 баллов только к 2025 году. В данном случае рискуют, как уже говорилось выше, те россияне, которые получают неофициальную заработную плату «в конвертах», и те, чей уровень зарплаты ниже установленной государством планки. Если гражданин не проходит по всем вышеназванным условиям, то он сможет претендовать только на социальную пенсию, которая назначается женщинам в 60 лет, а мужчинам в 65 лет. Что изменится в методике расчёта пенсий? Получить право на трудовую пенсию россиянин может только в том случае, если он наберёт пенсионный коэффициент не менее 6,6 балла. К 2021 году порог входа в систему будет повышен до 10 баллов, а к 2025 -- до 30 баллов. По новым правилам получается, что в группу риска по трудовым пенсиям попадают люди, работающие неофициально и получающие заработок или его часть в «конвертах». Данная категория населения может рассчитывать на собственные силы и помощь родственников, сбережения и слишком невысокие выплаты социальных пенсий.

Пословица о том, что нужно готовить сани летом, а телегу зимой, у россиян на практике применяется гораздо реже, чем следовало бы. Поэтому о будущей пенсии мы начинаем задумываться только тогда, когда уже подходит ее срок. Может, это и было оправдано во времена Советского Союза в эпоху уравниловки, но в наше время при столь быстро меняющихся правилах игры разбираться в этих правилах нужно учиться не только людям предпенсионного возраста, но и молодежи. Шум вокруг новой пенсионной реформы, утвержденной - таки в конце 2013 года, очень способствовал этому, вызвав бурю обсуждений и эмоций.

И это неудивительно. Мало того, что все новое изначально вызывает сопротивление, так это еще и четвертая реформа за последние 30 лет. Причем каждая из них не служит дополнением предыдущей, а разрушает ее смысл. Оставаться в стороне при таком развитии событий было бы совсем неразумно.

Проект реформы, утвержденный на третьем чтении, подвергался огромной критике не только со стороны сторонних экспертов, но и со стороны самих депутатов. Но, тем не менее, был принят с небольшими поправками, оставив основные принципы неизменными.

Кстати, одна из поправок: название «пенсия по-старости» меняется на «пенсия по возрасту».

Для лиц, родившихся с 1967 года пенсия по возрасту будет состоять из накопительной и страховой пенсии.

От первого компонента можно отказаться и включить его в состав страховой, но об этом немного позже.

Для тех же, кто родился до 1967 года, действует только страховая часть. К ней устанавливается фиксированная выплата, которая является аналогом фиксированного базового размера страховой части. Для работающих пенсионеров, решивших воспользоваться своим правом на получение пенсии уже после достижения ими пенсионного возраста, фиксированная выплата будет корректироваться на повышающий коэффициент, исходя из количества месяцев, проработанных пенсионером.

С накопительной частью за несколько лет после ее введения большинство россиян более-менее разобрались, пришла пора переключаться на страховую пенсию, которая и будет составлять основную часть наших доходов в преклонном возрасте.

Для ее расчета решили ввести условную единицу (пенсионный балл), размер которой будет ежегодно пересчитываться. Таким образом, формула расчета страховой пенсии представляет собой произведение накопленных за всю трудовую деятельность баллов на их стоимость.

Пенсионный возраст останется пока на прежнем уровне: 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, хотя новая реформа направлена на стимулирование белее позднего ухода не пенсию, как уже было отмечено, а вот минимальный трудовой стаж, при котором можно рассчитывать на пенсию, волевым решением нашего правительства будет планомерно увеличен с 5 лет до 15.

Происходить это будет постепенно, путем прибавления по одному году, начиная с 2016 года. Обосновывают эту меру тем, что на данный момент подавляющее большинство пенсионеров соответствует этому требованию и их права не будут ущемлены. Вторым необходимым условием для получения права на пенсию будет количество заработанных баллов - их должно быть не менее 30.

Вот эти самые баллы и вызвали массу негативных отзывов и критики, а точнее определение их цены. Ведь по задумке цена эта будет зависеть от того бюджета, которым на определенный момент времени располагает Пенсионный Фонд, в пересчете на количество накопленных пенсионерами этих баллов.

При этом возникает несколько нюансов: во-первых, такое определение стоимости вряд ли сможет вызвать доверие граждан, во-вторых, получается парадоксальная ситуация: чем больше баллов будет накоплено, тем меньше будет их стоимость. Хотя нас заверяют, что увеличение стоимости балла будет производиться в размере не менее чем на величину инфляции.

От чего же будет зависеть количество этих заветных баллов? Если предыдущая версия предполагала зависимость размера пенсии только от объема страховых взносов, то новая пенсионная реформа сюда добавила и трудовой стаж.

Максимальное количество баллов, которое можно будет заработать за год, устанавливается на уровне 10. При этом для тех, кто не отказался от накопительной части, эта планка существенно снижается. Разница должна будет компенсироваться дополнительной пенсией из этих накоплений, но вот насколько это будут сопоставимые величины, сказать пока сложно.

Служба в армии и отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет не будут безвозвратно потеряны, и за них тоже предусмотрены пенсионные баллы. Так, за первого ребенка будет начислено 1,8 балла в год, за второго - 3,6, за третьего и четвертого - 5,4. Если же мама в это время работала, то в расчет примется наибольшая их двух получившихся величин.

Само начисление пенсионных баллов тоже вызывает ряд вопросов. По словам экспертов при двух практически аналогичных ситуациях, когда один человек получает зарплату в 2 МРОТ, а второй всего на 1 рубль меньше, второму придется отработать вдвое дольше для получения такого же количества баллов. Получить же максимальное количество баллов на сегодняшний день можно только при наличии белой зарплаты не менее 47 000 рублей в месяц.

Нынешних пенсионеров и тех, кто вот-вот уйдет на пенсию, интересует вопрос о том, по какой схеме будет производиться расчет их пенсии. По заявлениям Минтруда, всем будут сделан перерасчет по новой формуле, но если при этом произойдет ее снижение, то выплата продолжится по старой схеме. Хотя нет никакой гарантии, что в дальнейшем, в течение нескольких лет, не будет совершен полный переход расчета по новой формуле.

Одним из наиболее негативных моментов новой реформы стала «заморозка» накопительной части пенсии тех, кто решил ее оставить, за второе полугодие 2013 года и за 2014 год. По сути, эта заморозка представляет собой изъятие денежных средств в Пенсионный фонд, чтобы решить проблему с нехваткой средств в бюджете ПФР на данный момент.

При этом нам обещают, что эти наши средства будут проиндексированы примерно на 7%. И, хотя эту меру называют временной, нет никакой гарантии, что подобное не повторится в дальнейшем.

Подобные действия со стороны правительства наталкивают на вопрос о том, что делать с накопительной частью? Ведь при подобных манипуляциях ее прямое предназначение теряет свою актуальность. Опасения вызывает и предстоящая аттестация негосударственных пенсионных фондов. Кроме того, что не все фонды смогут ее пройти, вполне вероятно, что после этого будет осуществляться более жесткий контроль по операциям, в которых задействованы пенсионные накопления. С одной стороны, это снизит возможные риски, но с другой - даст возможность государству регулировать доходность накопительной части в НПФ, исходя из своих интересов. То есть доходность эта может снизиться, что приведет к переводу большей части накопительной пенсии в страховую. Но это как один из вариантов.

Тем же, кто еще не пытался разобраться в этом вопросе, информация для справки. В данный момент наш работодатель отчисляет в Пенсионный фонд 22% от нашей зарплаты, и сейчас судьба 6% из этих 22 зависит от нашего решения.

У тех, кто решил выбрать тактику пассивного наблюдения, эти 6% останутся в ПФР в страховой части, те же, кто решил воспользоваться правом на накопительную часть, должен перевести их в НПФ. Решение нужно принять до конца 2015 года, иначе это право будет безвозвратно утеряно. Средства, переведенные в накопительную часть, лежат на отдельных счетах граждан, и на них начисляются проценты, которые зависят от конкретного НПФ. При выходе на пенсию эта накопительная часть поделится на так называемый «возраст дожития» (до января 2016 года он составляет 19 лет, затем ежегодно будет корректироваться на основании статистики о продолжительности жизни), эта сумма и составит прибавку к пенсии, рассчитанной по баллам.

Необходимость перемен в сфере пенсионных выплат, конечно же, есть. Ведь если раньше на 10 работающих приходилось всего 2 пенсионера, то сейчас их количество возросло до 7, и прогнозы на будущее тоже неутешительны.

Но новая реформа породила больше вопросов, чем ответов, и вызвала недоверие со стороны россиян. В нынешнем виде она приспособлена для решения только краткосрочных проблем.

В нынешнем состоянии увеличение среднего размера пенсии (его обещают увеличить значительно) возможно только за чей-то счет: либо тех пенсионеров, которым откажут в праве на пенсию, либо за счет налогоплательщиков. К тому же, просчитать заранее свою пенсию довольно проблематично, ведь мы не знаем, как будет меняться стоимость пенсионного балла. Так что никакой пенсионный калькулятор не даст объективной картины. Придется только полагаться на обещания чиновников, уверяющих, что к 2030 году средняя пенсия в России составит 2,5 прожиточных минимума пенсионера.

В начале 90-х годов стало очевидно, что действующий распределительный принцип пенсионных выплат, основанный на солидарности поколений, исчерпал себя. Данный механизм устанавливает тесную связь между числом работающих и пенсионеров. С сокращением первых или увеличением вторых уменьшается и размер пенсий. Сегодня в нашей стране общее количество пенсионеров составляет около 43,7 млн. человек и соотношение плательщиков в ПФ РФ и пенсионеров составляет примерно 1,5:1, тогда как для эффективного функционирования этой системы необходимо соотношение в несколько раз большее. Кроме того, сегодняшние пенсионеры не довольны не только размером получаемой пенсии, но и тем, что она не учитывает индивидуального трудового вклада каждого из них. В результате лица, которые относились к труду пренебрежительно, получают в настоящее время столько же, что и "передовики труда". Сутью реформы пенсионной системы является дополнение традиционной системы "солидарности поколений" двумя более эффективными: основанными на взносах предприятий, для формирования страховой части и пенсионных накоплений - с возможностью инвестировать эти активы в рыночные инструменты. В соответствии с Федеральным законом от 17.12.01 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия складывается из трех составляющих:

Базовой части;

Страховой части;

Накопительной части.

Базовая часть гарантируется государством всем гражданам, имеющим минимальный трудовой стаж работы не менее пяти лет. Эта часть будет периодически утверждаться законодательной властью наравне с минимальным размером заработной платы. Страховая часть учитывает весь период работы и зависит только от того, сколько бы накопилось пенсионного капитала на Вашем персональном лицевом счете. Этот счет отражает обязательства государства перед Вами и получает денежное выражение с момента получения права на пенсию. До этого все отчисления, предназначенные на страховую часть, будут закрепляться в виде обязательств государства на индивидуальных счетах всех застрахованных лиц. Текущие поступления будут расходоваться на выплату пенсий тем, кто уже находится на заслуженном отдыхе. Выплаты по этой части будут рассчитываться следующим образом: накопленный на индивидуальном счете пенсионный капитал будет делиться на 19 лет (средняя продолжительность жизни пенсионера), и равномерно распределяться в течение года.

Накопительная часть - Ваши личные сбережения, накапливаемые на специальной части индивидуального лицевого счета, которыми Вы имеете право распоряжаться самостоятельно, путем передачи их профессиональной управляющей компании. Эта часть будущей пенсии состоит из накопленных сумм взносов и инвестиционного дохода, полученного выбранной Вами управляющей компанией.

Новая пенсионная система предусматривает учет каждого рубля, внесенного Вами за каждый год и месяц Вашего трудового стажа;

  • 1. Закрепляются обязательства государства персонально перед каждым работником. После Вашего выхода на пенсию, эти обязательства будут выполняться в полном объеме, с учетом всех повышений и индексаций, проводившихся за годы Вашей трудовой деятельности.
  • 2. Реформа в пенсионной системе обеспечивает прозрачность пенсионной системы.

Накопительная часть трудовой пенсии обеспечит необходимый пенсионный резерв в расчете на прогнозируемое ухудшение демографической ситуации. Пенсионный коэффициент -- это показатель трудовой деятельности человека за год. Он равен отношению зарплаты гражданина, с которой уплачиваются взносы в Пенсионный фонд России (ПФР), к максимальной заработной плате, с которой работодатели уплачивают взносы в систему пенсионного страхования в соответствии с законом.

Граждане, которые будут иметь пенсионные накопления до начала действия новой формулы, также получат определённое количество баллов на свой счёт. Их пенсионный коэффициент будет рассчитан путём деления расчётного размера страховой части трудовой пенсии на стоимость 1 пенсионного коэффициента. Есть ещё одно условие выхода на пенсию: те россияне, которые после достижения ими пенсионного возраста уже отработали 30 и 35 лет (для женщин и мужчин) и продолжают работать, смогут за 10 лет увеличить свои пенсионные накопления в 2,32 раза. Это право оговаривается в законопроекте отдельно. Кстати, дополнительные баллы будут начисляться за год работы женщинам от 30 до 40 лет и мужчинам от 35 до 45 лет.

Некоторых категорий граждан новая формула расчёта пенсий не коснётся: это военнослужащие, досрочники, инвалиды, индивидуальные предприниматели. Для них расчёт пенсий будет идти по другим правилам.

Изменения не коснулись порядка индексации пенсий: они, как и прежде, будут увеличиваться по инфляции и по уровню доходов ПФР дважды в год.

Узнать, сколько будет на счету пенсионных баллов, можно будет через портал государственных услуг или при обращении в отделение ПФР. Для того чтобы посчитать, сколько именно у вас пенсионных накоплений, имеющиеся баллы нужно будет умножить на стоимость одного пенсионного коэффициента.