Когда речь заходит об условиях жизни населения, на первый план, как один из основных критериев оценки, выходит величина прожиточного минимума. Этот показатель фиксируется в законодательном порядке для нескольких целей.
Ниже IQReview подробно рассмотрит все нюансы, связанные с этой важной и для экономики страны, и для отдельного гражданина характеристикой.
Согласно Википедии, это минимальный уровень дохода, необходимый для обеспечения определенного уровня жизни одного человека.
Другими словами, ПМ - совокупная цена потребительской корзины на месяц . В нее включаются:
Продукты питания: 50% от суммы.
Расходы на оплату коммунальных услуг, медицинскую помощь (25%).
Непродовольственные изделия (25%). Сюда относятся средства гигиены, одежда, обувь, бытовая химия.
Рассчитывается индивидуально для каждого региона и для отдельных категорий граждан. По стране размер прожиточного минимума определяет правительство, по регионам - органы самоуправления.
По закону величина прожиточного минимума должна пересчитываться не реже чем раз в 5 лет. По факту пересмотр этого показателя осуществляется ежегодно.
При законодательном утверждении имеют значение такие факторы:
Потребность гражданина в продуктах питания и непродовольственных товарах.
Климатические условия отдельных регионов.
Текущие цены на включенные в корзину товары.
П М - величина, используемая для статистики и аналитики. С ее помощью можно определять:
Уровень жизни государства в целом и регионов в отдельности.
Динамику и качество реализации реформ и различных программ, которые направлены на улучшение благосостояния граждан.
Процент граждан, которым требуется материальная поддержка со стороны государства.
Т акже установленный размер используется при:
формировании бюджета (федерального и отдельных субъектов);
расчете размеров пенсий, МРОТ, пособий, стипендий, алиментов;
планировании и внедрении социально-экономических программ и реформ.
ПМ условно можно разделить по нескольким факторам.
Экономисты при подсчетах и аналитике выделяют:
Жизненный ПМ - включает жизненно необходимые продукты и услуги.
Социальный ПМ - включает расходы на духовные и социальные потребности.
Основным критерием при определении ПМ является возрастная категория граждан. В соответствии с этим, выделяют прожиточный минимум на ребенка , прожиточный минимум на пенсионера и на трудоспособного гражданина.
Для вычисления конечной суммы берутся актуальные цены на фиксированный список продуктов. Для каждого вида продуктов установлена определенная норма (в килограммах или единицах) на год. Для вычисления месячного ПМ годовая корзина делится на 12.
Основа продуктовой корзины
Ценник на продукты, товары и услуги берется усредненный по стране. Это - одна из причин ошибочности расчета.
Текущий состав потребительской корзины в Российской Федерации был утвержден еще в 2013 году, и с тех пор не изменялся. Предполагается, что пересмотрят список в следующем - 2018 году.
Поскольку основную часть населения составляют трудоспособные граждане, рассматривать будем список именно для них. На год полагается:
Хлебных и макаронных изделий, муки - 126.5 кг.
Картошки - 100.4 кг.
Овощей - 114 кг.
Фруктов - 60 кг.
Кондитерских изделий, сахара - 24 кг.
Мяса - 58.5 кг.
Рыбы - 19 кг.
«Молочки» - 290 кг.
Яиц - 210 штук.
Масла - 10 кг.
«Прочие продовольственные товары» (сюда относятся чай, кофе, специи, приправы, соль) - 5 кг.
Прожиточный минимум на ребенка рассчитывается исходя из такой годовой потребкорзины -
Хлебных и макаронных изделий, муки - 76.6 кг.
Картошки - 88.1 кг.
Овощей - 112.5 кг.
Фруктов - 118.1 кг.
Сахара, кондитерских изделий - 21.8 кг.
Мяса - 44 кг.
Рыбы - 18.6 кг.
«Молочки» - 360.7 кг.
Яиц - 201 штук.
Масла - 5 кг.
«Прочие продовольственные товары»: 3.6 кг.
Меньше всего продуктов, согласно составленной правительством потребительской корзине, «нужно» для жизни пенсионеров.
Что касается услуг:
Для каждого жителя, независимо от его возрастной группы полагается 18 «квадратов» жилплощади.
Отопления - 6.7 Гкал в год.
Холодной и горячей воды - 10 «кубов» ежемесячно.
Электричества - 50 кВт ежемесячно.
Поездок на общественном транспорте - 619 для взрослых, 150 для пенсионеров и 396 - для детей.
Еще 5% от суммы на услуги предназначается на культуру, и еще 15% - на «прочие» расходы.
Прожиточный минимум на ребенка - 9396 рублей.
Прожиточный минимум пенсионера - 7951 рубль.
ПМ для трудоспособного жителя - 10436 рублей.
Это - усредненный прожиточный минимум в 2017 году по трем категориям населения. Для различных регионов Российской Федерации сумма выплат может отличаться, причем как в большую, так и в меньшую стороны. В крупных городах и северных регионах размер ПМ ощутимо выше, чем принятый по стране. В небольших регионах наоборот - суммы выплат могут быть ниже.
В этом случае для компенсации из федерального бюджета в региональную казну начисляются субсидии. Из-за этого некоторые субъекты Российской Федерации намеренно занижают ПМ по своему региону - чтобы получать дотации.
Для сравнения приведем таблицу с данными по нескольким городам России:
Субъект | Прожиточный минимум на ребенка, рублей | Для пенсионера | Для трудоспособного человека |
---|---|---|---|
Москва и область | 14009 и 11373 | 11428 и 9071 | 18530 и 12990 |
Санкт-Петербург и область | 9617 и 8415 | 7992 и 7401 | 10988 и 9013 |
Крым | 9484 | 7480 | 9739 |
Краснодарский край | 8940 | 7722 | 10086 |
Белгородская область | 7564 | 6698 | 8363 |
Воронежская область | 6781 | 6048 | 7535 |
Ростовская область | 9307 | 7474 | 9483 |
Саратовская область | 7890 | 6656 | 8377 |
Липецкая область | 7956 | 6855 | 8553 |
Еврейская АО | 11487 | 9050 | 11640 |
Чукотская АО | 18175 | 13050 | 18002 |
Мурманская область | 12615 | 10481 | 12875 |
Ямало-Ненецкий АО | 15076 | 12635 | 16052 |
Общий прожиточный минимум в 2017 году составляет 9673 рубля (на душу населения).
Размер выплат может пересматриваться в течение календарного года. Не исключено, что упомянутые цифры изменятся еще до 1 января 2018.
П риведем динамику изменения размеров ПМ (в среднем по Российской Федерации) :
2000 год - 1210 рублей.
2002 - 1808 рублей.
2005 - 3018 рублей.
2007 - 3847 рублей.
2010 - 5688 рублей.
2012 - 6510 рублей.
2013 - 7306 рублей.
2014 - 8200 рублей.
2015 - 8834 рубля.
2016 - 9889 рублей.
Л юбой гражданин, который самостоятельно ведет семейный бюджет, на своем опыте знает, что установленные цифры очень далеки от реальности. Это касается всех статей расходов - и продуктов питания, и непродовольственных товаров, и услуг.
Впрочем, начиная с 2012-2013 годов размер ПМ стал хотя бы отдаленно приближаться к реальному показателю. Цифры, которые устанавливались правительством до этого, были и вовсе мизерными по сравнению с реальными потребностями населения.
ПМ рассчитывается неправильно по следующим причинам:
Ценник на продукты, товары и услуги берется средний по стране. По факту р азные товары в разных регионах могут существенно отличаться по цене. К примеру, в северных областях фрукты стоят ощутимо дороже, чем в южных, но зато дешевле рыба.
Н е берется во внимание потребность человека в разных продуктах питания в зависимости от региона. К примеру, в северных областях организму требуется гораздо больше витаминов и калорий в целом.
Помимо этого, в потребительской корзине отсутствует множество пунктов, которые важны для населения:
М обильная связь, Интернет.
Услуги образования. Официально образование бесплатно, однако по факту и в детских садах, и в школах, и в других учебных заведениях существуют различные сборы: на ремонт, на учебники, на питание, на экскурсии.
Отдых. Речь идет даже не о поездке на море - в прожиточный минимум нельзя вписать даже простую экскурсию.
Ремонт в квартире, замена сантехники.
Лекарства, медицинская помощь.
Покупка каких-либо нужных товаров, не входящих в потребительскую корзину (книги, велосипед, бытовая утварь, игрушки детям, автомобиль, мебель, бытовая техника и так далее).
Прожиточный минимум — очень условная величина, которая подразумевает собой минимально достаточную сумму денег, на которую можно будет приобрести не только необходимые продукты, но и непродовольственные товары. К сожалению, как на практике прожить на установленный минимум, законодатель не поясняет, а прожиточный минимум пенсионера в 2017 году оказывается еще меньше, чем минимум для работающего.
Прожиточный минимум включает в себя, во-первых, минимальную продуктовую корзину с детально прописанным перечнем продуктов, которые якобы достаточны для того, чтобы поддерживать нормальную жизнедеятельность человека и обеспечивать его полноценным питанием. Во-вторых, в состав минимума входит оплата коммунальных и прочих услуг и даже посещение им культурных мероприятий, а также покупка непродовольственных товаров.
Если сравнить этот список в России с аналогами в развитых западных государствах, то выяснится, что российский список “беднее” даже по набору товаров и услуг примерно вдвое. Настолько же — в два и даже с два с половиной раза, по оценкам экспертов, искусственно занижен прожиточный минимум в России в принципе. Дело в том, что прожиточный минимум воспринимается правительством как чисто статистический показатель, но в зависимости от него находится расчёт минимального размера оплаты труда и минимальной пенсии, а это уже судьбы и достаток реальных людей.
При расчёте прожиточного минимума также учитывается, производится ли он для человека трудоспособного возраста, для ребёнка или для пенсионера. Для пенсионера рассчитан набор товаров и услуг минимальный, прожиточный минимум пенсионера на 2017 год поэтому самый низкий из всех.
Прожиточный минимум рассчитывается в каждом из регионов страны отдельно, что и понятно — уровень цен везде разный, и продукты в Краснодаре могут стоить в разы дешевле, чем в Салехарде. Однако, есть и общероссийский прожиточный минимум пенсионера на 2017 год, который, правда, по указанным причинам будет отличаться от величины минимума в вашем регионе. Есть всего несколько мест, где устанавливается прожиточный минимум, равный общероссийскому. Это Бурятия, Калининградская область и Байконур. В остальных регионах страны в 2016 году прожиточный минимум пенсионера составлял от 6391 до 19000 рублей.
В 2016 году средняя по стране величина прожиточного минимума пенсионера составила 8025 рублей, на 2017 год в случае пересмотра этой величины, стоит ждать прожиточный минимум для пенсионера в среднем по стране в диапазоне от 8922 до 9252 рублей.
Очевидно, что даже в случае повышения сумма окажется неприлично маленькой, и пенсионеры, получающие минимальную пенсию, равную прожиточному минимуму пенсионера, будут продолжать прозябать в нищете, поскольку в реальном мире, а не в статистических выкладках правительства, прожить на 8-9 тысяч совершенно нереально. Если даже углубиться более детально в список продуктов, которым предлагает довольствоваться правительство, то это больше походит на издевательство — половина яйца, 80 мл молока, 50 г рыбы в день и прочее. Когда такие нормы утверждаются депутатами Госдумы, которые получают 450 тысяч каждый месяц, абсолютно понятно, что они просто не понимают, что именно принимают, полностью оторвавшись от реальной жизни избирателей, интересы которых они по задумке должны были бы представлять и отстаивать.
По сути, расценивая прожиточный минимум как чисто статистическую величину для расчёта параметров бюджета и подгоняя его размер к нужному уровню, при котором будет сходиться бюджет государства, правительство и Дума игнорируют нужды обычных пенсионеров. Нельзя сказать, что у государства нет денег на достойную жизнь для своих пенсионеров, но бюджет составлен так, что в “шоколаде” оказываются военные и спецслужбы, огромная часть бюджета вовсе засекречена, и сто процентов, что в тайне держатся не расходы на пенсионеров или бюджетников, поэтому пенсионерам остаётся по-прежнему надеяться только на себя и продолжать просто выживать.
Приведена таблица по прожиточному минимуму г.Москва
Прожиточный минимум является стоимостным выражением потребительской корзины, определяется по для каждого региона России и по РФ в целом ежеквартально.Отдельно в каждом регионе устанавливается (ежегодно).
Согласно ст 2. 134-ФЗ прожиточный минимум в целом по РФ
на федеральном уровне
предназначается для:
на региональном уровне
, в субъектах РФ предназначается для:
Например, семья (или одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение социальной поддержки. В этом случае нужно подавать документы, чтобы помогли материально. Условия и порядок предоставления социальной поддержки малоимущим семьям (гражданам) устанавливаются в соответствии с законодательством субъектов РФ. Т.е. в каждом регионе свои порядки.
Порядок исчисления среднедушевого дохода семьи (одиноко проживающего гражданина) устанавливается федеральным законом 44-ФЗ от 05.04.2003 г.
Прожиточный минимум , устанавливаемый на уровне субъекта России, предназначен для оценки уровня жизни населения при разработке и реализации социальных программ. Исходя из этого показателя, рассчитывается объём социальной поддержки малоимущих граждан.
Социальные выплаты отдельным категориям граждан г.Москва
№ 1525-ПП от 11.12.2018 «Об установлении размеров отдельных социальных выплат на 2019 год»
N 805-ПП от 30.10.2017 г. «Об установлении размеров отдельных социальных выплат на 2018 год»
N 816-ПП от 6.12.2016 г. «Об установлении размеров отдельных социальных выплат на 2017 год»
№ 828-ПП от 08.12.2015 «Об установлении размеров отдельных социальных выплат на 2016 год»
№ 735-ПП от 09.12.2014 «Об установлении размеров отдельных социальных выплат на 2015 год»
№ 851-ПП от 17.12.2013 «Об установлении размеров отдельных социальных выплат на 2014 год»
Величина прожиточного минимума пенсионера в городе Москве в целях определения региональной социальной доплаты к пенсии
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 11 июня 2019 г. N 672-ПП
Об установлении величины прожиточного минимума в городе Москве за I квартал 2019 г.
За квартал, год | На душу населения | Для трудоспособного населения | Для пенсионеров | Для детей | Постановление |
---|---|---|---|---|---|
2 квартал 2019 | Ожидается |
||||
1 квартал 2019 | 16957 | 19351 | 12005 | 14647 | № 672-ПП от 11.06.2019 |
4 квартал 2018 | 16087 | 18376 | 11424 | 13747 | № 181-ПП от 12.03.2019 |
3 квартал 2018 | 16260 | 18580 | 11505 | 13938 | № 1465-ПП от 04.12.2018 |
2 квартал 2018 | 16463 | 18781 | 11609 | 14329 | № 1114-ПП от 19.09.2018 |
1 квартал 2018 | 15786 | 17990 | 11157 | 13787 | № 526-ПП от 05.06.2018 |
4 квартал 2017 | 15397 | 17560 | 10929 | 13300 | № 176-ПП от 13.03.2018 |
3 квартал 2017 | 16160 | 18453 | 11420 | 13938 | № 952-ПП от 05.12.2017 |
2 квартал 2017 | 16426 | 18742 | 11603 | 14252 | № 663-ПП от 12.09.2017 |
1 квартал 2017 | 15477 | 17642 | 10695 | 13441 | № 355-ПП от 13.06.2017 |
4 квартал 2016 | 15092 | 17219 | 10715 | 12989 | № 88-ПП от 07.03.2017 |
3 квартал 2016 | 15307 | 17487 | 10823 | 13159 | № 794-ПП от 29.11.2016 |
2 квартал 2016 | 15382 | 17561 | 10883 | 13259 | № 551-пп от 06.09.2016 |
1 квартал 2016 | 15041 | 17130 | 10623 | 13198 | N 297-пп от 31.03.2016 |
4 квартал 2015 | 14413 | 16438 | 10227 | 12437 | № 81-ПП от 16.03.2016 |
3 квартал 2015 | 15141 | 17296 | 10670 | 13080 | №856-пп от 11.12.2015 |
2 квартал 2015 | 15141 | 17296 | 10670 | 13080 | № 608-ПП от 22.09.2015 |
1 квартал 2015 | 14300 | 16296 | 10075 | 12561 | №356-ПП от 16-06-2015 |
4 квартал 2014 | 12542 | 14330 | 8915 | 10683 | 03-03-2015 № 91-ПП |
3 квартал 2014 | 12171 | 13919 | 8646 | 10316 | 02.12.2014 № 713-ПП |
2 квартал 2014 | 12145 | 13896 | 8528 | 10443 | 27.08.2014 № 485-ПП |
1 квартал 2014 | 11861 | 13540 | 8374 | 10265 | 24.06.2014 № 299-ПП |
4 квартал 2013 | 10965 | 12452 | 7908 | 9498 | 25.02.2014 № 81-ПП |
3 квартал 2013 | 10632 | 11913 | 7937 | 9477 | 26.11.2013 № 754-ПП |
2 квартал 2013 | 10874 | 12169 | 8087 | 9828 | 10.10.2013 № 668-ПП |
1 квартал 2013 | 9850 | 11249 | 6918 | 8559 | 19.06.2013 № 392-ПП |
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ССЫЛКИ по теме |
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 12 марта 2019 г. N 181-ПП
Об установлении величины прожиточного минимума в городе Москве за IV квартал 2018 г.
В соответствии с Законом города Москвы от 15 мая 2002 г. N 23 "О прожиточном минимуме в городе Москве" Правительство Москвы постановляет:
1. Установить величину прожиточного минимума в городе Москве за IV квартал 2018 г.:
- в расчете на душу населения - 16087 рублей;
- для трудоспособного населения - 18376 рублей;
- для пенсионеров - 11424 рубля;
- для детей - 13747 рублей.
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 4 декабря 2018 г. N 1465-ПП
Об установлении величины прожиточного минимума в городе Москве за III квартал 2018 г.
В соответствии с Законом города Москвы от 15 мая 2002 г. N 23 "О прожиточном минимуме в городе Москве” Правительство Москвы постановляет:
1. Установить величину прожиточного минимума в городе Москве за III квартал 2018 г.:
- в расчете на душу населения - 16260 рублей;
- для трудоспособного населения - 18580 рублей;
- для пенсионеров - 11505 рублей;
- для детей - 13938 рублей.
2. Установить, что до установления величины прожиточного минимума в городе Москве за IV квартал 2018 г. в целях осуществления социальных выплат, при назначении (предоставлении) которых учитывается величина прожиточного минимума в городе Москве, и (или) социальных выплат, размер которых зависит от величины прожиточного минимума в городе Москве, определения условий платы за предоставление социального обслуживания, оказания бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи в городе Москве применяется величина прожиточного минимума в городе Москве за II квартал 2018 г.
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
- для детей - 14329 рублей.
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 19 сентября 2018 г. N 1114-ПП
Об установлении величины прожиточного минимума в городе Москве за II квартал 2018 г.
В соответствии с Законом города Москвы от 15 мая 2002 г. N 23 "0 прожиточном минимуме в городе Москве" Правительство Москвы постановляет:
1. Установить величину прожиточного минимума в городе Москве за II квартал 2018 г.:
- в расчете на душу населения - 16463 рубля;
- для трудоспособного населения - 18781 рубль;
- для пенсионеров -11609 рублей;
- для детей - 14329 рублей.
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 5 июня 2018 г. N 526-ПП
06 установлении величины прожиточного минимума в городе Москве за I квартал 2018 г.
В соответствии с Законом города Москвы от 15 мая 2002 г. N 23 "0 прожиточном минимуме в городе Москве" Правительство Москвы постановляет:
1. Установить величину прожиточного минимума в городе Москве за I квартал 2018 г.:
- в расчете на душу населения - 15786 рублей;
- для трудоспособного населения - 17990 рублей;
- для пенсионеров - 11157 рублей;
- для детей - 13787 рублей.
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 13 марта 2017 г. N 176-ПП
Об установлении величины прожиточного минимума в городе Москве за IV квартал 2017 г.
В соответствии с Законом города Москвы от 15 мая 2002 г. N 23 "О прожиточном минимуме в городе Москве"
Правительство Москвы постановляет:
1. Установить величину прожиточного минимума в городе Москве за IV квартал 2017 г.:
- в расчете на душу населения - 15397 рублей;
- для трудоспособного населения - 17560 рублей;
- для пенсионеров - 10929 рублей;
- для детей - 13300 рублей.
2. Установить, что до установления величины прожиточного минимума в городе Москве за I квартал 2018 г. в целях осуществления социальных выплат, при назначении (предоставлении) которых учитывается величина прожиточного минимума в городе Москве, и (или) социальных выплат, размер которых зависит от величины прожиточного минимума в городе Москве, определения условий платы за предоставление социального обслуживания, оказания бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи в городе Москве применяется величина прожиточного минимума в городе Москве за II квартал 2017 г.
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 5 декабря 2017 г. N 952-ПП
Об установлении величины прожиточного минимума в городе Москве за III квартал 2017 г.
В соответствии с Законом города Москвы от 15 мая 2002 г. N 23 "О прожиточном минимуме в городе Москве" Правительство Москвы постановляет:
1. Установить величину прожиточного минимума в городе Москве за III квартал 2017 г.:
- в расчете на душу населения - 16160 рублей;
- для трудоспособного населения - 18453 рубля;
- для пенсионеров - 11420 рублей;
- для детей - 13938 рублей.
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 12 сентября 2017 г. № 663-ПП
Об установлении величины прожиточного минимума в городе Москве за II квартал 2017 г.
В соответствии с Законом города Москвы от 15 мая 2002 г. № 23 "О прожиточном минимуме в городе Москве" Правительство Москвы постановляет:
1. Установить величину прожиточного минимума в городе Москве за II квартал 2017 г.:
- в расчете на душу населения - 16426 рублей;
- для трудоспособного населения - 18742 рубля;
- для пенсионеров - 11603 рубля;
- для детей - 14252 рубля.
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 13 июня 2017 г. N 355-ПП
Об установлении величины прожиточного минимума в городе Москве за I квартал 2017 г.
В соответствии с Законом города Москвы от 15 мая 2002 г. N 23 "О прожиточном минимуме в городе Москве" Правительство Москвы постановляет:
1. Установить величину прожиточного минимума в городе Москве за I квартал 2017 г.:
- в расчете на душу населения - 15477 рублей;
- для трудоспособного населения - 17642 рубля;
- для пенсионеров - 10965 рублей;
- для детей - 13441 рубль.
2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития Печатникова Л.М.
Минфин считает, что в этом году «переплатил» за социальные пособия
Правительство уменьшило заложенный в проект бюджета на 2017 год прожиточный минимум пенсионера с 8803 до 8540 рублей. Это означает, что до 8540 рублей в месяц снижается и гарантированный федеральным бюджетом уровень материального обеспечения неработающих пенсионеров. «Старые» пенсионеры, то есть вышедшие на пенсию до 31 декабря 2016 года, разницы не заметят. А «новым» придется жить по-новому.
Российская система оказания социальной помощи архаична и запутанна, как глухая, непролазная чаща. Но чтобы понять суть изменений, заложенных в одном из внесенных на днях в Госдуму правительственных законопроектов, в эту чащу придется углубиться.
Итак, в законе «О государственной социальной помощи» с 2009 года прописано: общая сумма материального обеспечения неработающего пенсионера не может быть ниже, чем установленный в его регионе на данный год прожиточный минимум пенсионера (ПМП). Если региональный минимум ниже, чем установленный на этот же год в среднем по стране, то разницу доплачивает федеральный бюджет. Все, что сверх среднего по стране, приходится доплачивать бюджету региона.
Этот установленный прожиточный минимум рассчитывается по специальной методике и не совпадает со статистическим, то есть стоимостью нищенской потребительской корзины, которую постоянно замеряет Росстат. А в понятие «материальное обеспечение неработающего пенсионера» входит не только пенсия, но и денежные эквиваленты льгот на оплату транспорта, ЖКХ и прочие меры социальной поддержки.
В 2016 году федеральный прожиточный минимум пенсионера - 8803 рубля. В 14 регионах он был установлен выше этого уровня (это Москва и Московская область, а также ряд субъектов Федерации - Сибири, Урала, Крайнего Севера и Дальнего Востока). В пяти регионах равен федеральному, то есть 8803 рублям, во всех остальных - ниже федерального, иногда на 2–3 рубля, а иногда и на пару тысяч.
Прогнозируемый по итогам 2016 года уровень инфляции - 5,8%. Казалось бы, примерно в таком объеме должен вырасти и федеральный ПМП на 2017 год. Но в проекте бюджета, с которым сейчас разбирается Госдума, он заложен на 263 рубля меньше: 8540 рублей в месяц!
В Министерстве труда и социальной защиты «МК» объяснили, что необъяснимое с точки зрения житейской логики снижение вызвано «существенным замедлением темпов роста потребительских цен и, как следствие, уменьшением базы для прогноза - величины прожиточного минимума за 2016 год». То есть когда верстали бюджет 2016 года, думали, что инфляция окажется больше, чем получилось по факту, и «заложились» с запасом. А реальный ПМП, по данным Росстата, во втором квартале не превышал 8171 рубля. «Мы фактически переплатим (на социальные доплаты. - «МК») 30 млрд рублей из-за того, что прогнозный ПМП оказался выше реального», - заявила на заседании думского Комитета по труду и социальной политике представитель Минфина...
Снижение с 1 января 2017 года среднего по стране ПМП до 8540 рублей могло бы привести к снижению уровня жизни части неработающих пенсионеров, потому выше этой суммы федеральный бюджет ничего не гарантирует, а регионы при установлении своих ПМП вполне могли бы их тоже снизить. Но перед выборами 2018 года это было бы недопустимо. Поэтому правительство решило сохранить уровень материального обеспечения малоимущим неработающим пенсионерам (тем, у кого пенсия плюс разные субсидии и пособия меньше 8803 рублей в месяц) не ниже той величины ПМП, которая действовала в регионе их проживания или пребывания на 31 декабря 2016 года. Грубо говоря, меньше, чем в этом году, получать они не будут, что обойдется федеральному бюджету в 2,4 млрд рублей дополнительно.
«Я не думаю, что регионы будут снижать свои прожиточные минимумы - они, как правило, устанавливают их выше статистических, но ниже федерального или равными ему, чтобы поддержать малоимущих, но самим ничего не доплачивать», - предположил в разговоре с «МК» Андрей Исаев («ЕР»). «Решения будут приниматься исходя из местных особенностей, у региональных властей есть некий страх перед этой темой, ведь пенсионные вопросы - как минное поле», - сказала «МК» экономист, директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. Она считает схему, которая гарантирует нынешним неработающим пенсионерам уровень материального обеспечения в следующем году не ниже нынешнего, «разумной мерой, которая позволяет не подставляться политически».
Субъекты Федерации по правилам должны устанавливать свои ПМП на следующий год до 1 ноября. Полных данных еще нет, но некоторое представление о картине получить уже можно. Например, в Тверской области в 2016 году ПМП был 8540 рублей в месяц - на 2017 год он оставлен прежним, как будто никакого роста цен в этом регионе за год не произошло, и увеличения социальной доплаты здесь ожидать не приходится. По тому же пути пошли во Владимирской области: там ПМП останется на уровне 8377 рублей. А вот в Башкортостане ПМП вырастет с 7842 рублей до 8015 рублей, в Московской области - с 8950 рублей до 9161 рубля, а в Москве - с 11 428 до 11 561. Но есть регионы, где показатель вслед за федеральным действительно снижается: например в Астраханской области - с 7900 до 7600.
«Необходимо менять методику расчета прожиточного минимума, потому что то, что мы наблюдаем, - это чушь», - заявил на заседании Комитета по труду и социальной политике Олег Шеин («СР»). Члены комитета с ним согласились. Представитель Минфина покивала головой...
Дополнительным аргументом в пользу пересмотра методики служит проект бюджета на 2017 год и плановый период до 2019 года: там говорится, что, снизившись в 2017 году до 8540 рублей, ПМП пенсионера резко вырастет до 9364 рублей в 2018 году и до 9729 рублей в 2019 году, хотя инфляция в эти два года, по прогнозам того же правительства, не будет превышать 4%.
Любопытный момент, о котором надо помнить всем россиянам, кто станет неработающим пенсионером после Нового года: «новым» неработающим пенсионерам в 2017 году материальное обеспечение федеральный бюджет гарантирует не выше 8540 рублей. «Действие законопроекта распространяется на тех пенсионеров, у которых право на получение социальной доплаты к пенсии возникло не позднее 31 декабря предыдущего года, т.е. на тех, кто получает (имеет право на получение) социальную доплату в 2016 году», - подтвердили «МК» в Минтруда. Эта разница, считает правительство, сохранится лишь на один 2017 год, а потом все малоимущие неработающие пенсионеры - и «новые», и «старые» - вновь в правах уравняются.
Никому не секрет, что в мире бушует экономический кризис. Не нужно думать, что везде людям живется хорошо, а только россияне страдают от безденежья. Многие страны переживают сейчас не лучшие времена. Но, несмотря на все , нужно отдать должное правительству РФ — чиновники всячески стараются унять панику среди населения и вводят ряд необходимых мер и инициатив, которые способны снизить градус агрессии.
Зачастую во время нестабильной ситуации в стране страдают незащищенные социальные слои населения, а чаще всего пенсионеры. Прожиточный минимум пенсионера в 2017 году пока имеет призрачные цифры, но по заявлениям народных избранников они вполне могут стать реальными.
Уже были опубликованы предварительные данные, которые касаются прожиточного минимума для пенсионеров. Из отчетов следует, что в 2017 году на одного пенсионера установлен минимум в 10,5 тысяч рублей. Именно эта сумма прописана в бюджете на будущий год.
Влияет на все сферы нашего существования, от него зависит благосостояние, а также жизнь простых российских пенсионеров. На основе минимума формируются многочисленные социальные выплаты, и если его поднимут, то и выплаты населению будут, соответственно больше. Кроме того, если пенсия пожилого человека меньше установленного прожиточного минимуму, то ему положена доплата.
Как правило, прожиточный минимум рассчитывается на основании данных о потребительской корзине. Такие исследования происходят каждый год, и итоговые результаты всегда изменяются. К примеру, несколько лет назад минимальный размер пенсии был меньше 5 тысяч рублей. Получается, с тех пор пенсии успели вырасти на 2,5 раза.
Дополнение к основной пенсии формируется из федеральных и региональных бюджетов. Однако доплата в обязательном порядке должно состоять из следующих компонентов:
Ежегодно происходит исследование и формирование потребительской корзины, которая существенно влияет на повышение социальных выплат населению. На 2017 год потребительская корзина будет выглядеть следующим образом:
Это продовольственная группа товаров, без которых человек не сможет полноценно существовать. Кроме этих позиций, в продовольственную корзину входят непродовольственные товары (одежда, обувь, лекарства, белье) и услуги (коммунальные платежи, связь, транспорт, культурные мероприятия). В каждом конкретном регионе размер прожиточного минимума разный, ведь цены на продукты во всех областях отличаются. Помимо этого, данный показатель в индивидуальном порядке рассчитывается для пенсионеров, детей и трудоспособной части населения.
Отметим, что мониторинг продовольственной корзины производят чаще всего для исследования благосостояния граждан РФ, а также для оценки эффективности различных целевых программ. Что касается минимальной зарплаты и пенсии, то она частенько бывает ниже установленной границы.
Кроме того, многие западные эксперты ставят под сомнение перечень товаров, которые входят в отечественную потребительскую корзину. Аналитики делают уклон в сторону того, что в наших корзинах недостаточное количество продукции, которая позволяет полноценно существовать гражданам. К примеру, в США такая корзина насчитывает 300 видов товаров, в Англии — 350, а в Германии — 475. Из этих данный следует вывод, что российская потребительская корзина несколько устарела.
Не подавляя порывов честности, можно сказать, что на этот вопрос нельзя ответить правильно. Многие из пожилых людей, даже после выхода на пенсию, стараются обеспечить себе нормальную жизнь, хотя удовлетворить все нужды за счет одной им бывает очень сложно. Однако у каждого пенсионера сумма выплат разная — у кого-то она больше, у кого-то меньше.
Все зависит о того, в каком регионе проживает человек, сколько лет стажа записано у него в трудовой книжке, а также какую должность он занимал до выхода на пенсию.
Конечно, самым важным фактором в формировании пенсионных выплат, является региональный. К примеру, в Москве размер минимальной пенсии составляет 11,5 тысяч рублей, а на Камчатке этот показатель достиг 15,5 тысяч рублей. Несколько хуже обстоят дела в Крыму и Татарстане.
Здесь минимальная пенсия для граждан составляет всего 8 тысяч рублей, это значит, что она даже не дотягивает до установленного прожиточного минимума. Будем надеяться, что с приходом 2017 года это неравенство уменьшится, и наши пенсионеры смогут больше себе позволить, выйдя на заслуженный отдых.
Исходя из постановления правительства, прожиточный минимум на первый квартал 2016 года выглядит следующим образом:
Повышение минимума связано с тем, что произошел рост на продукты и остальные необходимые группы товаров и услуг. Кроме этого, в Госдуме заявили, что в 2017 году они планируют рассмотреть проект по увеличению минимальной зарплаты до уровня прожиточного минимума.