Развитие реакции у детей. Как развить реакцию у ребенка: советы профессионального тренера. От девяти до двенадцати месяцев

03.04.2019

ПЕРВЫЙ год жизни

От одного до трех месяцев

Сенсорные реакции. На первом месяце жизни у детей формируется первоначальное слуховое и зрительное сосредоточение. Ребенок поворачивает голову в ответ на сильные звуковые и зритель­ные раздражения. На втором месяце хорошо фиксирует взор на не­подвижном предмете. К трем месяцам фиксирует взор на движу­щемся в горизонтальной плоскости предмете. Поворачивает голову и глаза к источнику звука. В этот период развивается зрительно-моторная координация. Ребенок следит за игрой собственных рук. Хорошо различает сладкое, горькое и нейтральное. Появляются дифференцированные реакции на различные оолевые раздражители, воз­никает восприятие контура (лицо матери).

Двигательные функции. Постепенно уменьшается ха­рактерная для детей первого месяца жизни сгибательная мышечная гипертония. Нарастает объем движений, увеличивается тонус мышц-разгибателей. Ребенок все чаще разгибает руки, отводит их в стороны, поднимает до горизонтального уровня и выше. Удерживает вложенную в руку игрушку, тянет ее в рот.

Яркая игрушка вызывает у ребенка зрительное сосредоточение. Ребенок протягивает к ней руки, задевает ее, толкает, но еще не захватывает. Таким образом, появляется компонент будущего акта хватания - движение руки к объекту и зрительно-моторная координация. В положении на спине ребенок сгибает голову и тянется вперед. В первые полтора-два месяца у ребенка выражены реф­лексы опоры и автоматической ходьбы, которые затем исчезают, развиваются физиологические астазия и абазия, т. е. невозможность ходить и стоять.

Речь. Ребенок начинает гулить. Произносит единичные гласные звуки. В момент гуления общие движения притормаживаются.

Психика. Появляются положительные эмоциональные реак­ции. Ребенок начинает улыбаться и смеяться во время общения со взрослыми.

От трех до шести месяцев

Сенсорные реакции. Ребенок длительно удерживает предмет в поле зрения. Прослеживает взглядом за движущимся в разных направлениях предметом. К концу этого периода хорошо определяет направление звука в пространстве. Развивается зри­тельная и слуховая дифференцировка. Различает близких и незна­комых людей. Хорошо дифференцирует некоторые голосовые инто­нации. Совершенствуется зрительно-моторная координация и появ­ляется первоначальное манипулирование предметами. Быстро и точно захватывает видимую игрушку. Появляется более тонкая вкусовая дифференцировка (отличает слегка подслащенную воду от простой). Локализует тактильный раздражитель (поворачивает голову в сторону прикосновения).

Двигательные функции. Нормализуется мышечный тонус. Развиваются активные движения рук. Повертывается со спины на бок. К концу этого периода повертывается на живот. Хорошо держит голову. Сидит с поддержкой.

В три месяца в положении на животе опирается на предплечье и поднимает верхнюю часть туловища. В вертикальном положении выпрямляет туловище, иногда опирается на пальцы стоп. В четыре месяца начинает ощупывать пеленку, подолгу удерживйет руки у края одеяла и перебирает его пальчиками. Иначе говоря, происходит становление механизма ощупывания. На третьем месяце появляется реакция рассматривания рук. Эта реакция удерживает­ся в течение четырех-пяти месяцев, а затем исчезает. В четыре

месяца угасает реакция непроизвольного захватывания. Постепенно развивается произвольное захватывание. Вначале при захватывании производится много лишних движений: двигаются руки, ноги, откры­вается рот. В дальнейшем реакция захватывания совершенствуется. В пять-шесть месяцев она легко возникает, когда предмет оказы­вается на расстоянии вытянутых рук (и ближе). Позднее ребенок начинает захватывать предмет одной рукой, при этом противопостав­ляет большой палец остальным. Совершенствуется и закрепляется зрительно-моторная координация. В развитии движений рук пре­обладающее значение начинает приобретать зрительный анализатор. В возрасте шести месяцев лежащий на спине ребенок быстро и точно протягивает руки к попавшей в поле зрения игрушке.

Речь. Гуление становится активным и протяжным. Появляет­ся лепет, повторение раз воспроизведенных (ребенком) звуков. Ребенок варьирует тон голоса. Появляется звук [м]. Увеличивается число произносимых гласных звуков.

Психика. Интенсивно развивается комплекс оживления. В четыре-пять месяцев во время общения со взрослыми почти однов­ременно начинает улыбаться, оживленно двигаться и издавать зву­ки. Мощным стимулом психического развития является развитие зрительно-моторной координации.

Эмоциональные реакции приобретают дифференци­рованный характер. Появляется избирательная улыбка, развивается общение с помощью жестов. Игры становятся более длительными и постоянными (ребенок манипулирует игрушками, ищет упавшую игрушку и т. д.).

От шести до девяти месяцев

Сенсорные реакции. Зрительные и звуковые реакции имеют дифференцированный характер. Ребенок узнает лица и голоса знакомых. Более четко локализует слуховые и тактильные раздра­жители.

Двигательные функции. Появляется реакция равно­весия. Развивается способность полностью выпрямлять туловище. Ребенок повертывается со спины на живот и с живота на спину. Движения рук контролируются зрением.

В положении на животе хорошо опирается на вытянутые ру­ки и полностью разгибает бедра и голени. Характерно развитие функции сидения. В положении на спине приподнимает и пово­рачивает голову в стороны. Садится из положения лежа на боку. При этом опирается на руку. Вначале сидит неустойчиво. По мере развития реакции равновесия начинает сидеть все более устойчиво. С семи месяцев начинает сидеть прямо с согнутыми в бедрах ногами. Садится тем раньше, чем быстрее овладевает умением повертываться со спины на живот.

Умение повертываться со спины на живот, опираться на пред­плечье, удерживать голову в нужном положении, смотреть вперед - предпосылки для выполнения ползающих движений. Вначале в пол-

принимаю! ywdtint: jujirmu jjynH. ил нимищыи ututmm подтягивается вперед. Ноги остаются вытянутыми и в движении учас­тия не принимают. Ползание на животе появляется в возрасте ссми-восьми месяцев. Позднее возникает ползание на четвереньках.

Более выраженной становится реакция стояния. Предваритель­но возникает реакция опоры на ноги. В восемь месяцев стоит при поддержке за обе руки на выпрямленных ногах. В семь-девять месяцев уже может стоять у барьера. Совершенствуются движе­ния кисти и пальцев. Ребенок овладевает умением разжимать кисть и класть предмет. Кроме того, он оказывается в состоянии захва­тывать двумя пальцами мелкие предметы.

Речь. В это время происходит активное развитие лепета. Ребенок начинает ясно произносить звуки ба, на, да и др. В лепете появляются интонации удовольствия и неудовольствия. Начинает повторять произносимые окружающими звуки, при этом копирует их интонацию. Лепет и жесты становятся средством общения. На­чинает понимать жесты окружающих.

Психика. Развиваются подражание и начальное ситуационное восприятие обращенной речи (подражание жестам, взмахивание ру­кой, качание головой). Находит глазами называемых членов семьи. Требует к себе внимания. Отчетливо реагирует на чужих людей. Развивается активное манипулирование предметами.

От девяти до двенадцати месяцев

Сенсорные реакции. У ребенка развито бинокулярное зрение. Различает пищу по внешнему виду. Начинает распознавать все большее число предметов и геометрических фигур. Различает отдельные шумы, звуки, интонацию, слушает музыку, тиканье часов, начинает понимать обращенную речь. Хорошо дифференцирует лица. Отрицательно реагирует на неприятные запахи. Проявляет неприязнь к тому или иному виду пищи.

Двигательные функции. В этом возрастном периоде происходит совершенствование ползания на четвереньках. При пол­зании туловище удерживается в горизонтальном положении, голова поднята высоко. Из такого положения ребенок стремится достать тот или иной предмет. К концу первого года жизни ребенок овладевает умением самостоятельно принимать вертикальную позу. Он повора­чивается на живот, опираясь на руку, садится и, наконец, сильно оттолкнувшись руками от пола, встает.

Постепенно начинает ходить без посторонней поддержки. Вна­чале широко расставляет ноги. От первых попыток ходить без под­держки до хорошей ходьбы проходит один-два месяца.

Речь. Повторяет произносимые окружающими слоги, копирует их интонацию, воспроизводит мелодическую схему знакомых фраз. Воспроизводит различные тона. Голосом выражает свои потребности и эмоции (удовольствие или неудовольствие). Отвечает действиями на словесные просьбы. Говорит ма-ма, да-да, ба-ба. Произносит пять-шесть лепетных слов.

Психика. ребенок хороши различает окружающих, начинает понимать обращенную к нему речь. Развиваются речевое общение, игровая и манипулятивная деятельность и предметная деятельность. Любит играть со звучащими предметами. Пьет из чашки. Пытается манипулировать ложкой. Продолжается интенсивное развитие подра­жания. Формируются представления.

В таблице 3 представлено развитие детей от рождения до года.

С двух лет малышу уже можно предложить очень простые задания и игры для развития внимания. Например: найди тень от объекта на картинке, посмотри вокруг и покажи что-то, выложи картинку из мозаики и так далее. Главное, чтобы ребенку было интересно, и лучше остановить игру, пока малыш не устал. Ребенок будет подрастать, и задания будут становиться сложнее. Примерно с 4-5 лет можно начать играть в настольные игры для развития внимания. Увлекательные, разнообразные и разного уровня сложности – такие игры очень нравятся детям. И кстати, такие игры, развивающие внимание, часто еще тренируют реакцию. Итак, какие же полезные настольные игры можно предложить ребенку?

От 5 лет

В этом возрасте малыш уже умеет концентрироваться, но всего минуты на 3-4. Чтобы научить его направлять внимание и игнорировать все отвлекающее, надо предложить что-то простое и веселое, например, игру на развитие внимания и реакции с задорным названием «Свинтус».

Это игра с карточками разного цвета, на которых написаны еще и числа. Игра начинается, и первый игрок выкладывает карту в центр стола. Следующий может положить на нее карту такого же цвета или достоинства. Но кроме этих карт тут еще есть специальные: хлопкопыт, тихохрюн, полисвин и много других. Что же они делают? Как только на столе появится «хлопкопыт», надо быстро положить на колоду руку, и лучше успеть это сделать не самым последним, а то вам достанется целая куча лишних карт. Задача игрока - от всех карт поскорее избавиться.

От 6 лет

Ребенок подрос и можно предложить ему игры на реакцию и внимание посложнее. Его мелкая моторика достаточно развита, поэтому можно переходить к тренировке реакции.

"Волшебник изумрудного города" – добрая командная игра с милыми картинками Леонида Владимирского, который оформлял наши детские книжки. Задача игроков – довести Элли и её друзей до Изумрудного города по игровому полю. Для того, чтобы сделать каждый шаг, надо будет выполнять разные забавные задания и делать это быстро, потому что злая Бастинда уже близко и может кого-нибудь схватить. Интересна механика игры: всем игрокам надо действовать сообща и помогать друг другу. Это замечательно учит малыша взаимовыручке.

"Медвед" развивает реакцию и внимание всей семьи весело и шумно. Посередине стола ставится бревнышко – оно называется «Привед», а каждый игрок получает стопочку карт. Все по очереди переворачивают по одной карте и внимательно смотрят, что же открылось. Потому что как только будут открыты две одинаковые по рисунку карты, начинается дуэль за «Привед». Кто схватил первым, избавляется от части своих карт. А надо скорее избавиться от них всех. Сложность в том, что многие карты очень похожи. И еще попадаются особые карты, например, «Медвед», тогда все скорее под стол!

От 8 лет

Школьник уже многое знает и многому научился, так какие же настольные игры для развития внимания и реакции ему подойдут?

«Уно» – простая и очень популярная игра с карточками. Она существует уже больше сорока лет, и есть больше 20 вариантов её правил. Именно на ее основе был создан «Свинтус», так что суть вы себе представляете: цветные карты с числами и специальные карты, чтобы было интереснее играть.

Потренировать и внимание, и реакцию, и устный счет к тому же? Это про "7 на 9" . На карточках этой игры есть два числа, большое и маленькое. Сложите эти числа и вычтите из большого маленькое, и вы узнаете какие карты можно положить сверху. Например, большая 5 и маленькая 3. Значит, сверху можно класть карты с большими 8 (5+3) и 2 (5-3). И не надо ждать своей очереди: есть подходящая карта - скорее бросайте ее, а то кто-то опередит. Отличная разминка для ума!

Ещё одна игра на внимание и реакцию «Забирай!». Здесь есть карты с числами, «обратные» и «дикие» карты, а самое главное карты со слогами «за», «бе» и «ру». Тот, кто выложит их все три сразу или закончит своим слогом «ру» то, что начали другие, получит себе всю стопку карт и много призовых очков. Важно не забыть положить руку на стопку и сказать «Заберу!», а то все усилия пропадут зря.

Вот примеры игр, развивающих реакцию и внимание. Хорошей вам памяти и не зевать!

Скорость (speed). Детям нравится ощущение быстрого бега. Если развивать эту скоростную способность, то значительная часть в процессе ее совершенствования у ребенка сводится к выработке навыка эффективно и экономично преодолевать первые несколько метров дистанции, а затем регулировать длину и увеличивать частоту беговых шагов для прохождения более длинной дистанции. Под скоростью следует понимать максимальную скорость, которую может развить и поддерживать ребенок обычно на короткой дистанции. В главе, посвященной технике выполнения движений долгосрочной тренировочной программы для детей младшего возраста, фокусируется внимание на большом количестве технических приемов для правильного выполнения бега. Это улучшит технику бега, которая, в свою очередь, будет интегрирована во все аспекты детской физической подготовки. Самые лучшие бегуны затрачивают незначительное количество времени на контакт ног с землей.

Ловкость (agility). Ловкость - это способность изменять направление движения без ущерба для равновесия, координации движений, силовых и скоростных качеств и контролирования тела. Поэтому необходимо практиковать тренинг ловкости во всех этих областях. К ловкости не следует относится как к чему-то само собой разумеющемуся и ей нужно обучать детей. Хороший уровень ловкости может также способствовать предотвращению мелких травм и повреждений посредством «обучения» мышц правильным способам активизации и контролирования мгновенных изменений, происходящих в голеностопных, коленных, тазобедренных, плючевых суставах, а также в суставах позвоночника, для принятия оптимального положения тела. Еще одним очень важным преимущественном тренинга ловкости у детей является его продолжительность. В детском возрасте человек более эффективно реагирует на программирование мышечной памяти и будет помнить и повторять движения автоматически.

Четыре стадии ловкости
1. Балансирование
2. Координация движений
3. Программируемая ловкость
4. Самопроизвольная ловкость

Несмотря на то что эти стадии ловкости имеют едва заметные различия и зачастую частично совпадают друг с другом, понимание каждой стадии способствует упрощению процессов преподавания и усвоению материала учащимися. Балансирование является основополагающим физическим качеством в спорте. В данном случае ловкости в умении стоять, ходить и останавливаться, одновременно фокусируя внимание на центре тяжести, правильной осанке и постановке стоп, можно научить, в связи с чем ощущение равновесия обретается относительно быстро. Примеры балансирования: балансирование стоя на одной ноге, балансирование стоя на гимнастическом бревне; ходьба по гимнастическому бревну; шаги назад с закрытыми глазами и прыжки на мини-трамплине с последующей остановкой. Для тренировки балансирования потребуется немного времени всего пару минут два или три раза в неделю.

Координация движений. Развитие реакции - это цель овладения простыми двигательными навыками в условиях физически более тяжелых нагрузок. Это физическая активность, которая включает в себя одновременно два или более двигательных процессов. Работа по обучению навыкам координации движений зачастую медленная и методичная, с акцентом на правильной биомеханике во время выполнения трудных со спортивной точки зрения физических упражнений. Тренинг координации движений может быть усовершенствован посредством разделения процесса обучения этому навыку на несколько частей, а затем постепенного их объединения. Физические упражнения на координацию движений включают в себя работу ног, бег по кругу, повторение «в зеркальном отражении» движений партнера, ритмические и циклические двигательные действия, например отработка ударов мячом руками об пол и прыжки. Более сложные упражнения - «ходьба, ставя одну ногу в пространство между ступеньками лестницы», прыжки через барьер вперед и в обратном направлении».

Третья стадия тренировки ловкости называется «программируемой ловкостью». Прежде чем можно будет обучаться навыкам манипуляции и осваивать многие другие сложные спортивные движения, необходимо отработать выполнение образцов и последовательностей движений.

Упражнения для развития программируемой ловкости могут выполняться на высокой скорости, но должны разучиваться на низких, контролируемых скоростях. Примерами являются разминочные упражнения на площадке с зигзагообразными дорожками, челночный бег и упражнения «быстрые ноги» с лестницами, расположенными в форме буквы «Т», каждое из которых включает изменение направления движения наряжу с выполнением знакомых стандартных движений. В этом процессе не задействован фактор спонтанности движений.
Как только эти виды упражнений будут освоены и начнут выполняться на регулярной основе, время и качество выполнения будут улучшаться и станут заметными успехи в развитии силы, «взрывной» силы, гибкости и способности контролировать тело. Это верно для детей с любыми физическими возможностями.

Последней и самой сложной для освоения, подготовки и выполнения является стадия самопроизвольной ловкости. На этой стадии дети выполняют задания с неизвестными заранее требованиями и не по заученным образцам движений, а спонтанно. Здесь учительтренер может задействовать визуальные и слуховые навыки таким образом, чтобы ребенок был вынужден в считанные доли секунды принимать решения относительно движений на основе различных стимулов. Уровень навыка теперь становится гораздо ближе к уровню, необходимому дл «хаоса», с которым приходится сталкиваться в реальных игровых ситуациях. Самопроизвольная ловкость может развиваться посредством таких игр, как салки, игра с мячом - «прочитай задание и выполняй», и более специфических упражнений, например, прыжок и приземление, за которыми следует команда учителя медленно выполнить неожиданное движение.

Тренировка ловкости трудна, забавна и увлекательна. Здесь имеется возможность для использования огромного количества игр и упражнений для разнообразий, гарантирующего, что тренировочный процесс не станет кучным или трудным и мучительным. Ловкость не является навыком, необходимым только тем, кто наделен способностями элитного спортсмена - попробуйте целенаправленно перемещаться в переполненном покупателями торговом центре!

Быстрота (qickness). Когда бегут увеличивает скорость бега, должно генерироваться много энергии и передаваться посредством ступни на землю. Это действие подобно тому, как, наматывая полотенце («ногу») на ролик и удерживая рукой один конец, вдруг с силой потянуть его на себя, чтобы раздался резкий звук с другого конца («ступни»).

Благодаря ускорению тело в считанные доли секунды переходит из статического положения в движение. Мышцы фактически удлиняются, а затем моментально укорачиваются - процесс начинается как «эксцентрический» с последующим «концентрическим» сокращением. Этот цикл работы мышц называется циклом удлинения и укорачивания.

SAQ-тренинг сфокусирован на улучшении функционирования нервно-мышечного аппарата, который влияет на этот процесс таким образом, что инициированное движение - боковое, линейное или вертикальное - является автоматическим, «взрывным» и точным. Промежуток времени между раздражением и ответной реакцией - это время, которое требуется для того, чтобы мозг получил сигнал и отреагировал на него, посылая импульс мышце, заставляющий ее сокращаться. Это то, что помогает ребенку во время игры поворачиваться направо, налево и снова направо, а затем быстро бежать к боковой линии или вратарю отреагировать в считанные доли секунды и спасти игру. При продолжении SAQ-тренинга нервно-мышечный аппарат перепрограммируется, и ограничительные психические блоки и преграды устраняются. Последовательно передаваемые от мозга импульсы беспрепятственно поступают к мышцам, в результате чего ребенок инстинктивно ускоряет движение.

Тренировка быстроты начинает с «иннервации» (изолированных быстрых сокращений мышц, окружающих сустав», например, при повторении одного и того же «взрывного» движения через короткий период времени, в частности, в беговых упражнениях «быстрые ноги» и с бегом по прямой. Эти быстро повторяющиеся движения активизируют в организме «механизмы», обеспечивающие движение в скоординированной манере для развития скорости. Интеграция тренинга быстроты и тренировочный процесс в течение года посредством использования бегового упражнения «быстрые ноги » и упражнений на быстроту реакции в результате приведет к тому, что мышцы будут обладать более высокой скоростью процесса активизации. Это означает, что дети будут способны осуществлять быстрое и более контролируемое ускорение движения. Цель тренинга - обеспечить осуществление «взрывного» ускорения на первых 1-3 метрах дистанции. Представьте себе, что механизм «зажигания», происходящего посредством связи между нервной системой и мышцами, подобен аналогичному процессу в автомобиле. Правильный расчет времени, скорости и плавности переключения скорости означает, что ускорение движения колес и, следовательно, и автомобиля будет осуществляться более эффективно и что колеса не подведут и водитель не утратит контроля в данной ситуации.

Ольга Арефина
Развитие слуховых-ориентировочных реакций у детей младенческого возраста

Формирование полноценного восприятия окружающей действительности служит основой познания мира, первой ступенью которого является, чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания - сенсорное воспитание.

В значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей , т. е. от того насколько ребенок совершенно слышит, видит, осязает окружающее. В норме младенцы уже впервые минуты жизни способны грубо локализовать источник звука, поворачивая голову в его сторону (Sanford, 1983) .

В младенчестве можно выделить два возрастных периода , соответствующие двум уровням развития зрительно- слуховой координации . Первый период - от рождения до 20-40 дней. В этом возрасте поворот головы в направлении источника звука осуществляется рефлекторно, он неточен, имеет большой латентный период, угасание реакции отсутствует или выражено слабо, количество правильных "поворотов " зависит от временных характеристик стимула.

На 2-3-м месяце жизни дети перестают поворачивать голову в направлении источника звука. Это временное ухудшение звуковой локализации не удается предотвратить с помощью тренировки, его срок определяется не фактическим, а гестационным возрастом ребенка .

Второй период начинается с 4-х месячного возраста . Для этого возраста характерно резкое уменьшение латентного периода поворота головы на звук, повышение точности локализации; к 6-ти месяцам увеличивается скорость привыкания.

У слепых детей в возрасте 4-6 месяцев наблюдается полное угасание поворота головы в сторону источника звука. Бауэр отмечает, что у детей в возрасте до 20 недель способность дотягиваться в темноте до звучащего предмета, который они перед тем видели на свету, и схватывать, его развита в гораздо большей степени, чем у детей 20-40 недельного возраста (Бауэр, 1979) .Он объясняет это тем, что у старших детей дотягивание зрительно направляется, тогда как у младших детей оно лишь инициируется видимым или звучащим объектом. Исследования фон Хофстена (von Hofstenб 1991, 1993) показали, что движение руки новорожденного направлены к объектам, но только позже совершенствуются под контролем зрения. У слепых младенцев наблюдается слежение за своими руками и взгляд их довольно точно направлен на то место, где находятся в данный момент руки. Однако позже, когда "первое" дотягивание исчезает, слепые дети перестают следить за своими руками.

Если первые интерсенсорные координации является врожденными, то следующий уровень требует афферентного подкрепления, уточнения по мере взаимодействия со средой. Существование зрительно-моторных координаций у слепых детей , возможно, объяснить не столько жестко врожденной программой скоординированных действий, сколько первоначально большим влиянием проприоцептивной системы в общем интегративном действии.

В дальнейшем зрение занимает место главного интегратора в организации и совершенствовании действий (Covalata, 1974; Egeth, Sager, 1977; Freides, 1977) . Однако взрослые слепые люди осуществляют хорошо скоординированное поведение за счет компенсаторного использования слуховой и тактильной систем . Мы полагали, что использование слуховой и тактильной систем значительно возрастет в случае серьезных потерь зрения уже на ранних этапах развития .

ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ СЛУХОВОГО АППАРАТА

Слуховая система , имеет очень сложное строение. Внутри слуховой системы определяют две подсистемы : способность оценить громкость звука и способность одновременно оценить удаленность, пространственное расположение источника звука.

При поражении среднего уха нарушается способность с помощью звука одновременно оценить удаленность, пространственное расположение, источника звука.

При поражении коркового уровня слуховой системы правого полушария человека не в состоянии определить бытовые звуки и шумы. Так же у больных могут быть нарушения слуховой памяти , трудности оценки ритмических структур сложности узнавания и воспроизведения знакомой мелодии.

При поражении Кортиева органа у ребенка нарушается нормальное восприятие громкости звуков.

ГОСПИТАЛЬНЫЙ СИНДРОМ ДЕТЕЙ МЛАДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА

Влияние общения обнаруживается как в ускорении обычного темпа развития ребенка , так и в том, что оно позволяет детям преодолеть неблагоприятную ситуацию.

Госпитализм - синдром психической и физической отсталости, возникающий впервые годы жизни ребенка из-за дефицита общения с близкими взрослыми, в частности, в результате помещения в детское учреждение (больница) .

Зачастую младенцы , поступившие, в дом ребенка не проявляют слуховой реакции на шумовые или звуковые раздражители (либо совсем, либо частично, но в течение, 1-2 месяцев слуховые реакции восстанавливаются .

Оказалось, что самый опасный и уязвимый возраст - от 6 до 12 месяцев. В это время ребенка ни в коем случае нельзя лишать общения с матерью. А если уж иначе нельзя, надо заменить мать другим человеком.

Хуже всего то, что ребенка, заболевшего тяжелой формой госпитализма, нельзя вылечить до конца. Рана, нанесенная личности, заживает, но оставляет след на всю жизнь. Американский психолог Берес исследовал личности 38 взрослых людей, которые в детстве болели госпитализмом. Только семеро из них смогли хорошо приспособиться к жизни, и были обычными нормальными людьми; остальные обладали разными психическими дефектами.

Во многих работах указывается, что в условиях госпитализма страдает предречевое и речевое развитие , разлука с матерью сказывается на развитии познавательных функций, на эмоциональном развитии ребенка .

ЗРИТЕЛЬНО-СЛУХОВАЯ ДИАГНОСТИКА .

Для исследования зрительно-слуховых координаций использовались следующие ситуации :

1. Статическая звучащая игрушка в центре поля зрения и вне его (на расстоянии 30 см в 90 град. от центральной линии взора)

2. Прослеживание объекта со звуком и без звука во фронтальной плоскости

3. Предъявление музыкальных звуков в поле зрения и вне него.

4. Речевые звуки, пение, ритмизированная речь.

5. Реакции на собственное имя ребенка в поле и вне поля его зрения

6. Индифферентные звуки-хлопок, свист, звук колокольчика, вне поля зрения

7. Звуковой тон частотой 250 Гц и громкостью 70 ДБ, предъявляемый во время сна для тестирования собственно слуховой чувствительности .

На протяжении всего эксперимента регистрировались реакции фиксации , повороты головы по видеозаписи и по записям движений глаз, методом ЭОГ, и вегетативной реакции КГР .

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ

Название реакции Приблизительный возраст

вздрагивает или моргает при разных звуках 0

Различает тембр, громкость и высоту звука 1

Прислушивается к звуку погремушки 0 - 1

Замирает при появлении нового звука на фоне других 1 -2.5

Эмоционально реагирует на звуки в зависимости от настроения 1.5

Прислушивается к музыке 2 - 3

Поворачивает голову к источнику звука 3

Трясет погремушкой, прислушивается, делает паузу

и снова трясет погремушкой 3 -4

Стучит, прислушивается и снова стучит 3 - 4

Переводит взгляд с одного говорящего на другого 3 - 5

Смотрит внимательно на объект, издающий звук 3 - 5

СЛУХОВАЯ ПАМЯТЬ

Благодаря слуховой памяти человек может узнавать знакомые звуки, мысленно воспроизводить их и использовать звуковые впечатления из прошлого. Различают речевую, неречевую и музыкальную слуховую память . Каждая из них имеет свои особенности и развивается относительно независимо. Мир неречевых звуков исключительно богат и разнообразен : шум дождя, шелест листьев, тиканье часов, голоса людей и т. д. Этот «язык» легко становится понятным ребенку уже в раннем возрасте . Для понимания речи, как и музыки, необходим многолетний опыт.

В 6 - 10 недель младенец узнает голос матери , выделяет среди других звуков определенную музыку. В 3 месяца - начинает узнавать звуки родного языка, а к концу 3 месяца уже избирательно реагирует на звук в зависимости от его характера, а не от интенсивности.

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ

Название реакции Возраст появления реакции (в месяцах)

Узнает любимую музыку 2 - 4

Внимателен к определенным

звукам, что зависит от их характера, а не от

интенсивности 2 - 4

УСЛОВИЯ И СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА

Человек живет в мире звуков - звуков природы, работы механизмов, музыки, речи и т. д. Посредством слухового восприятия улавливаются звуки, настраивается на оптимальное восприятие слуховой аппарат , который находит источник звука, позволяет реагировать на изменения в звуковой среде.

развитие развития детей .

Младенец

реакциях малыша , свидетельствуя

Для развития активности детей следует уже с первых месяцев жизни связывать положительные эмоции с интеллектуальными стимулами. Стремиться к тому, чтобы малыши приятно реагировали на успокаивающие или наоборот бодрящие действия взрослого, его улыбку, ласковые слова, которые должны сочетаться с каким либо практическим результатом .

С первых месяцев жизни ребенка уже нужно развивать слуховые реакции . Очень важно, чтобы не было лишних звуковых раздражителей. Позаботьтесь о том, чтобы кроватка малыша не была расположена у стены, за которой находится телевизор или другие источники постореннего звука.

В 1месяц у ребенка наблюдается длительное слуховое сосредоточение , ребенок прислушивается к голосу взрослого, к звуку игрушки. В разные отрезки бодрствования взрослый на расстоянии 50 см от ребенка, лежащего на спине, в не поле его зрения гремит погремушкой или ласково разговаривает, с ним в течение 50 сек.

В 2 месяца у ребенка наблюдаются ищущие повороты головы при длительном звуке. В разные отрезки бодрствования взрослый гремит, погремушкой 3-5 сек. На расстоянии 40-50см. с боку, в не поле зрения лежащего на спине ребенка.

В 3 месяца ребенок проявляет комплекс оживления в ответ на эмоциональное общение с ним (разговор) . Взрослый, наклонившись над лежащим на спине ребенком ласково, улыбается ему, оживленно разговаривает, с ним в течение 20-30 сек. Обращаясь 3 раза.

В 4 месяца ребенок поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его глазами. Взрослый в не поле зрения ребенка, лежащего на спине, на расстояние 50-70 см. гремит погремушкой 3-4 раза (пауза 2 сек) или шуршит бумагой.

В 6-8 месяцев ребенок, по-разному реагирует на свое и чужие имена. Взрослый, в не поле зрения ребенка, лежащего на спине или животе, называет чужое имя, резко контрастное по звучания с именем ребенка, повторяет его 2 раза, с паузой 1-2 сек., затем после паузы 2-3 сек, имя ребенка и после паузы опять чужое имя. Оба имени произносятся с одинаковой интонацией и эмоциональной окраской.

В 9-12 месяцев ребенок выполняет плясовые движения под веселую музыку. Во время плясовой мелодии, взрослый оживленно двигает руками ребенка, приподнимает поочередно его ноги, покачивает. Во время спокойной мелодии стоит рядом с ребенком и спокойно слушает.

Для нормального роста и формирования организма грудного ребенка, и особенно для становления его психической деятельности органы чувств, даже будучи полноценно сформированными, нуждаются в дальнейшем развитии , совершенствовании, тренировке. Это и составляет суть сенсорного воспитания. Конечно, его содержание и задачи впервые месяцы жизни малыша еще сравнительно просты, но важно, чтобы оно непременно проводилось в необходимом объеме. По мере увеличения возраста ребенка

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХА

Педагогический процесс должен гибко учитывать быстрое развитие малыша первого года жизни. Добросовестный уход и забота окружающих взрослых о самых маленьких в доме ребенка восполняет материнскую любовь и ласку, создает эмоциональный фон общения, без которого не может быть полноценного физического и психического развития детей .

Младенец особым образом рано начинает реагировать на человеческую речь, выделяя ее из всех шумов и музыкальных звуков.

Интонации взрослого начинают проявляться и в голосовых реакциях малыша , свидетельствуя о возникновении положительных эмоций.

Для развития активности детей следует уже с первых месяцев жизни связывать положительные эмоции с интеллектуальными стимулами. Успокаивающие или наоборот бодрящие действия взрослого, его стремиться к тому, чтобы малыши приятно реагировали на улыбку, ласковые слова, которые должны сочетаться с каким либо практическим результатом (например, кормлением, купанием или занятием с показом игрушек)

Важно приучить малыша к звуковым контрастам. Для этого взрослым полагается много петь ребенку. Подбирается не только тихие, медленные, но и громкие, веселые мелодии. Разговор с малышом происходит с разной интонацией. При этом большое место отводится звукоподражанию.

Высокие и низкие звуки

Необходимо дать ребенку почувствовать различие между высокими и низкими звуками. Например : ребенку дают послушать звук маленького колокольчика, а затем большого колокола, звон хрустального бокала, свист, стук в дверь, и т. п. Переходя от одного звука к другому много раз необходимо подчеркнуть, какой звук называется самым высоким, а какой - самым низким.

Ни в коем случае нельзя создавать вокруг ребенка атмосферу тишины, даже во время сна. Но в, то, же время, исключить наличие постоянного шума, так, же не целесообразно.

Кассеты и диски не могут заменить непосредственного общения и человеческих контактов. Однако когда ребенок остается один, можно включать ему магнитофон с записями различных музыкальных произведений или песен

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

У новорожденного есть полный набор автоматических реакций так называемых безусловных рефлексов (защитный рефлекс, рефлекс ползания, хватательный рефлекс, или рефлекс Робинзона).

Существуют также совершенно необходимые для жизни рефлексы : дыхательный рефлекс, рефлекс сосания и некоторые другие.

Новорожденный и даже еще не родившийся ребенок обладает психикой. Конечно, это психика в ее первичных, зачаточных формах, мало похожая на психику взрослого человека, прошедшую огромный путь эволюции и сложных изменений. И все же именно из этих зачатков, как писал выдающийся советский психолог Л. С. Выготский, развиваются высшие психические функции человека.

Уже с первых дней рождения ребенок является не просто «реагирующим аппаратом» , как утверждали рефлексологически настроенные психологи, но существом обладающим, хотя и диффузной, но все, же своей индивидуальной психической жизнью. У ребенка, имеются первичные потребности (в еде, тепле, движении, связанные с фундаментальным развитием мозга (например, потребность в новых впечатлениях) и социальные потребности, появляющиеся и развивающиеся в течение первого года жизни : потребность в другом человеке, в общении с ним, в его внимании и поддержке. Эти потребности, в дальнейшем, становятся важнейшими, для нравственного формирования ребенка.

Признание указанных потребностей требует признания у младенца и соответствующих аффективных переживаний. Неудовлетворение какой-либо из них вызывает у ребенка отрицательные переживания, выражающиеся в беспокойстве, крике, а их удовлетворение - радость, повышение общего жизненного тонуса, усиление познавательной и двигательной активности (например, так называемый комплекс оживления) и так далее.

Следовательно, содержание психической жизни детей первого года жизни характеризуются сначала аффективно окрашенными ощущениями, а затем глобально аффективно переживаемыми впечатлениями. Иначе говоря, в сознании младенца в первую очередь представлены эмоциональные компоненты, связанные с непосредственно воспринимаемыми им воздействиями. Тот факт, что самыми элементарными формами психической жизни (ее истоками) являются эмоции, вполне объясним, так как для ребенка, почти лишенного инстинктивных способов удовлетворения своих потребностей и удовлетворяющего их через взрослого, биологически более важными являются ориентация в состоянии своих потребностей, чем в окружающей действительности, и своевременная сигнализация об этом. Переживание представляет собой средство такой ориентации. Однако на протяжении года сознание младенца развивается : в нем выделяются отдельные психические функции, появляются первые чувственные обобщения, он начинает употреблять элементы слов для обозначения предметов.

В связи с этим потребности младенца все больше и больше начинают воплощаться в реальность.

Социальная ситуация психического развития ребенка младенческого возраста , ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого, социальная ситуация комфорта крайне важны для нормального физического и психического развития ребенка . Показателем существования такой социальной ситуации служит положительный эмоциональный фон. Основной ведущий тип деятельности ребенка в младенческом возрасте - эмоциональное непосредственное общение, предметом которого для ребенка является взрослый человек. Первая потребность, которая формируется у ребенка - это потребность в другом человеке. Только развиваясь рядом с взрослым человеком, ребенок может сам стать человеком.

“Первое, что мы должны воспитать у наших детей , и что развивается на протяжении всего детства - это потребность детей в человеке - в другом человеке; сначала в матери, отце, затем в товарище, друге и наконец в коллективе, в обществе”.

ЛИТЕРАТУРА

1. Галанов А. С.

2. Ильина Е. Т. Современные технологии реабилитации в педиатрии.

3. Павлова Л. Н.

4. Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша. М.: Мозаика-Синтез 2005. -120с.

5. Развитие и воспитание детей раннего возраст : Учебное пособие для студентов выс. пед. учеб. заведений/ Л. Г. Голубева, М. В. Лещенко, К. Л. Печора : Под ред. В. А. Доскина, С. А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия» , 2002. – 192с.

6. Хрипкова А. Г. Возрастная физиология . - М.: Просвещение, 1978. – 287с.

7. Сергиенко Е. А. Антиципация в раннем онтогенезе человека. М. ,1992.

8. Сергиенко Е. А. Нарушение или генерализованное изменение психофизиологии развития// Психол . журн. 1993.,Т. 14.,С. 48-67.

9. Сплошнова Ю. Психологическое обеспечение гармонического развития ребенка в младенчестве . 2005г.

Каждый человек стремится к саморазвитию. Кто-то учится и познаёт новое, читает и занимается спортом, увлекается медитацией и изучению себя и своих возможностей. Этот процесс длится на протяжении всей жизни и чем больших успехов человек достигает, тем большего ему хочется и тем чётче он понимает, что нет пределов для совершенствования ума, тела и духа. Нельзя определить какая из сфер важнее, потому что они все тесно связаны друг с другом. Нужно не только заботиться о повышении уровня знаний, но и постоянно заниматься спортом, знать, как развить реакцию, быстроту и выносливость. Для гармоничного развития и здоровья необходимо улучшать не только умственные, но и физические способности, которые оказывают непосредственное влияние на скорость мышления.

Реакция – это одна из самых важных для человека функций организма.

Она не только помогает ему быстро реагировать на различные опасности и раздражители, подстерегающих его в повседневной жизни, но и быстро решать всевозможные задачи и обрабатывать большое количество информации. При нынешнем ритме жизни скорость реакции играет важную роль для любого человека как для спортсмена, так и для бизнесмена. Ведь не зря говорят:

Отчего зависит скорость реакции?

В первую очередь скорость реакции зависит от быстроты передачи нервных импульсов и особенностей нервной системы. Они индивидуальны и являются врождёнными. Увеличить эти показатели практически невозможно. Однако при постоянных тренировках скорость реакции можно заметно улучшить.

Также она зависит от таких факторов, как:

  • Пола и возраста.
  • Состояния центральной нервной системы.
  • Силы мышц и скорости их перехода из расслабленного состояния в напряжённое.
  • Подвижности суставов.
  • Питание, усталость и режим сна.

Кроме этого, немаловажным является и то, занимается ли человек каким-либо видом физической активности. Сюда можно отнести почти все виды спорта, танцы и прочее. При систематических занятиях скорость реакции увеличивается в несколько раз. Это относится не только к физическим показателям также ускоряется работа мозга, человек быстрее соображает и ему меньше времени нужно для принятия решения или обработки информации.

Как проверить скорость реакции?

Есть масса тестов, при помощи которых можно определить скорость реакции. Есть возможность пройти такие исследования, посетив специального врача - психофизиолога.

Проверить скорость реакции также можно в домашних условиях. Сделать это довольно просто. В сети есть масса сайтов, на которых можно проверить скорость своей реакции. Их можно найти без труда просто введя запрос в поисковике. Для достоверности информации испытуемый должен быть отдохнувшим и выспавшимся. Обычно такие тесты построены на принципе изменения цвета или появления на экране какого-либо знака. Нужно нажать на определённую клавишу как можно быстрее. Программа определит и выдаст количество миллисекунд, за которое мозг реагирует на перемену цвета. Чем меньше цифра, тем лучше реакция. Такие тесты можно использовать не только для определения своих показателей, но и для их улучшения.

Также существует простой тест, известный ещё с советских времён. Для него необходима только линейка (не менее 30 см) и помощник. Испытуемый должен вытянуть руку перед собой ребром ладони вниз. Помощник берёт линейку вертикально за верхний край. Её нулевая отметка находится вровень с нижним краем ладони на расстоянии нескольких сантиметров от неё. Примерно через 5 секунд после того, как сказали: «Внимание!» исследователь отпускает линейку и испытуемый должен её поймать. Чем меньше расстояние от нижнего края ладони до нулевой отметки, тем быстрее скорость реакции.

Методы развития и улучшения реакции

Не стоит расстраиваться, если после прохождения тестов, полученные результаты не такие, как хотелось бы. Нужно просто знать, как развить реакцию. Существует несколько упражнений и методов для улучшения реакции. При регулярных занятиях результат не заставит себя ждать и уже после нескольких недель, можно будет заметить значительную разницу.

Одним из самых действенных являются компьютерные игры (шутеры, симуляторы, гонки и т. п.). Несомненно, это отличная новость для геймеров. Однако не стоит злоупотреблять играми, так как ежедневное нахождение перед компьютером больше нескольких часов, наоборот, ухудшает не только скорость реакции и мыслительных процессов, но и состояние организма в целом. Кроме того, это должно быть частью общего комплекса различных упражнений.

Кроме того, как уже упоминалось, спорт благотворно влияет не только на состояние мышц и тела, но и на работу мозга. В боевых искусствах, боксе, теннисе и многих других видах физических занятий особое место выделяется отработке или отбиванию ударов, а также уклонению от них. Без развития скорости реакции просто невозможно заниматься большинством видов спорта. Со временем организм привыкает к нагрузкам и их приходится увеличивать и усложнять задания. Необходимо также периодически менять темп, интенсивность и периодичность упражнений, чтобы мозг не привыкал к ним, а постоянно перестраивался и развивался. Благодаря тонусу и развитию мышц, а также постоянной практике, скорость реакции и другие показатели будут расти.

Не стоит забывать, что правильное питание, здоровый, полноценный сон и отсутствие вредных привычек тоже положительно влияют на скорость реакции. Иногда после восстановления нормального режима дня мозговая активность заметно улучшается, а это, в свою очередь, благотворно сказывается на всех характеристиках.

Упражнения для увеличения скорости реакции

Многие не знают, как развить скорость реакции самостоятельно. Есть несколько упражнений, с помощью которых это можно сделать дома. Можно выполнять их вместе с детьми или всей семьёй.

  1. Для упражнения понадобится теннисный мяч. Один из игроков подбрасывает его вверх, а другой должен хлопнуть в ладоши в момент его соприкосновения с полом или землёй. Необходимо, чтобы время обоих действий совпало.
  2. Один игрок стоит позади другого на расстоянии примерно 1,5 м. Оба смотрят в одну и ту же сторону. Задний игрок держит в руках мяч. Он кричит: «Окей» и после этого передний разворачивается лицом к нему. Игрок с мячом говорит: «Право/лево» и бросает его в указанную сторону. Повернувшийся игрок должен быстро среагировать и словить его. В течение игры можно меняться ролями или взять каждому по мячу и бросать их одновременно.
  3. Наверное, всем с детства известна игра, когда один человек вытягивает руки вперёд ладонями вниз. Второй держит свои точно под ними на небольшом расстоянии и в таком же положении. Он должен без предупреждения хлопнуть первого игрока по рукам. В свою очередь тот должен успеть убрать их. Так же, как и в предыдущем варианте, можно меняться местами.

Несмотря на то, что большинство таких игр кажутся довольно детскими и примитивными, они отлично улучшают скорость реакции. Кроме того, они помогают расслабиться и , что помогает мозгу улучшить свои функции. Желательно, все упражнения делать с кем-то. Появится соревновательный момент и захочется сделать все быстрее. Это станет дополнительным стимулом выиграть.

Не нужно забывать, что, кроме развития реакции с помощью физических занятий, нужно давать нагрузку мозгу, выполняя всевозможные упражнения. Это могут быть специальные компьютерные программы для ежедневного выполнения, задания в которых постепенно усложняются.

Бодо Шефер сказал в своё время:

Только слабые и ленивые люди могут оправдывать свои неудачи наследственностью или внешними факторами. Сильные личности делают все возможное и невозможное для того, чтобы добиться успеха. Этот принцип работает во всём: и в спорте, и в личной жизни, и в саморазвитии.