Первичные базовые потребности ребенка. Основные потребности ребенка

26.07.2019

Первичные базовые потребности ребенка

Потребность в безопасности представляет собой стремление ребенка к уверенности в стабильности и предсказуемости окружающего мира, а также в том, что близкие люди будут всегда доступны и защитят его в случае угрозы.

Данная потребностьоказалась объектом пристального внимания многих известных авторов (Дж. Боулби, Д. Винникотт, А. Маслоу, К. Хорни, Э. Эриксон и др.).

Так, К. Хорни считала, что потребность в безопасности является одной из главных в жизнедеятельности человека. Удовлетворение данной потребности в детстве возможно только в условиях любви и принятия со стороны родителей. Неправильное поведение родителей (проявление безразличия, неустойчивое поведение, отсутствие внимания к индивидуальным потребностям ребенка, унижение, недостаток подлинного тепла, невыполнение обещаний, чрезмерная опека и др.), по мнению К. Хорни, способствует формированию у ребенка базисной тревоги , которая приводит к враждебности. Базисная тревога и враждебность лежат в основе конфликтов, приводящих к неврозам. Невротическая личность на протяжении жизни стремится различными способами ослабить возникшее в детстве чувство тревоги.

Э. Эриксон считал положительным итогом развития ребенка на 1-м году жизни возникновение чувства базисного доверия . В его основе лежит уверенность ребенка в безопасности окружающего мира, а также в том, что близкие люди всегда предсказуемы и надежны, т.е. всегда смогут предоставить ему необходимую защиту и поддержку. Одним из важнейших показателей сформированности у ребенка базового доверия к миру является готовность младенца позволить матери уйти на некоторое время, не испытывая при этом чрезмерной тревоги. Это достижение в развитии ребенка является главным условием развития самостоятельности в раннем возрасте и остается одним из основных показателей эмоционального благополучия не только в период раннего детства, но и на протяжении всей жизни человека. Важными качествами матери, способной обеспечить условия для формирования у ребенка базисного доверия к миру, по мнению Э. Эриксона, являются способность к «тонкой реакции на индивидуальные запросы младенца», уверенность в себе, в выбираемых способах взаимодействия с ребенком, а также последовательность поведения.

Альтернативой базисному доверию является базисное недоверие ­– чувство, что родитель непредсказуем и ненадежен и его может не оказаться рядом, когда в нем будет необходимость. Ребенок с базисным недоверием проявляет чрезмерную тревогу, особенно при разлуке с матерью. Окружающий мир воспринимается им как ненадежный и непредсказуемый.

Д.В. Винникотт отмечал, что младенец «… постоянно впитывает опыт, накапливающийся в его памяти и порождающий либо доверие к миру, либо недоверие и чувство, будто он щепка в океане, игрушка в руках обстоятельств» . По его мнению, именно благодаря успешному приспособлению матери к потребностям ребенка у него закрепляются чувство предсказуемости событий, чувство защищенности, которые являются основой базового доверия к миру. Мать может создать благоприятные условия для развития ребенка, если доверится своей естественной изначальной способности чувствовать и понимать его нужды .

По мнению А. Маслоу, удовлетворенность потребности в безопасности в детстве является основой актуализации остальных базовых психологических потребностей человека и, следовательно, условием успешного развития его личности. Он подчеркивал, что у детей потребность в безопасности проявляется в стремлении к постоянству и упорядоченности повседневной жизни. Чувство защищенности для ребенка связано с предсказуемостью событий и структурированностью окружающего мира. Главная роль в обеспечении этих условий принадлежит родителям. В связи с этим А. Маслоу отмечал: «Всякая несправедливость и проявление непоследовательности, непостоянства со стороны родителей вызывают у ребенка тревогу и беспокойство» .

В теории Дж. Боулби главным свидетельством удовлетворенности потребности ребенка в безопасности является его надежная привязанность к близкому взрослому. В данной теории под привязанностью понимают длительную эмоциональную связь, формирующуюся между матерью и ребенком. Данная связь характеризуется тем, что ребенок стремится сохранять близость с матерью. Это особенно ярко проявляется в стрессовой для ребенка ситуации. Основное же назначение привязанности – это получение ребенком от матери необходимой психологической защиты и эмоционального комфорта.

Близкий взрослый может стать объектом привязанности при условии, что он является доступным в ситуациях, когда ребенку нужна защита и комфорт.

Период от 6 месяцев до 3 лет Дж. Боулби обозначил как фазу интенсивной привязанности и активного поиска близости . Важным показателем привязанности в этот период является то, что ребенок начинает использовать мать в качестве надежной отправной точки своих исследований (базы безопасности). Это особенно ярко проявляется в ситуациях, когда мать и ребенок находятся в незнакомом ребенку месте. Ребенок постепенно начинает отдаляться от матери для того, чтобы обследовать окружающие объекты. Однако при этом он периодически инициирует короткие контакты с ней, как будто пытаясь удостовериться, что мать по-прежнему здесь. Кроме того, ребенок будет стремиться оказаться рядом с матерью, если он ощущает какую-либо угрозу.

Сензитивным периодом развития привязанности является вторая половина 1-го года жизни. В раннем возрасте сложившиеся к концу младенчества исходные паттерны привязанности преобразуются в устойчивые модели поведения, определяющие стратегию взаимодействия с близким взрослым и отношение ребенка к миру с позиции базового доверия/недоверия.

В раннем детстве в результате интериоризации отношений с объектом привязанности у ребенка складывается внутренний образ матери , который ребенок может сохранять даже в ее отсутствии. Это происходит на 2-м году жизни благодаря развитию способности понимать постоянство объектов, т.е. ребенок начинает понимать, что объекты продолжают существовать даже тогда, когда находятся вне поля его зрения. Основная функция внутреннего образа матери – обеспечение защищенности и поддержки ребенка в ее отсутствии. Благодаря этому он становится менее зависимым от матери, и может некоторое время находиться отдельно от нее. Воспоминания ребенка о приносящей любовь и поддержку матери позволяют ему самостоятельно справляться с некоторыми фрустрирующими переживаниями, т.е. у ребенка развивается способность к саморегуляции. Положительный образ матери формируется только тогда, когда она надежна и предсказуема для ребенка, что важно для удовлетворения его потребности в безопасности.



Внутренний образ матери оказывает существенное влияние на формирование у ребенка «рабочих моделей» себя и окружающего мира , которые являются основой для интерпретации событий и выработки ответных реакций на протяжении всей жизни человека. С возрастом «рабочие модели» становятся все более устойчивыми и практически не поддаются сознательному контролю.

Таким образом, надежная привязанность ребенка к матери способствует возрастанию его исследовательской активности, направленной на познание окружающего мира, развитию эмоциональной саморегуляции, уверенности в себе и самостоятельности. Кроме того, именно в условиях надежной привязанности к матери у ребенка складываются оптимальные рабочие модели: ребенок воспринимает себя как успешного, заслуживающего любви и внимания, а других людей как надежных, предсказуемых партнеров, которым можно доверять.

Потребность в любви и принятии – желание ребенка чувствовать доброжелательное отношение близкого взрослого, безусловное принятие с его стороны, стремление ощущать свою нужность другому.

Автор концепции общения М.И. Лисина полагала, что за каждой из трех групп мотивов общения ребенка со взрослым (деловые, познавательные, личностные) лежат определенные потребности. Анализ работ отечественных и зарубежных авторов позволил ей утверждать, что основой личностных мотивов общения является потребность ребенка в признании и поддержке. В первом полугодии жизни главным содержанием потребности ребенка в общении является его стремление получать доброжелательное внимание взрослого. Данная потребность остается значимой для ребенка на протяжении всей жизни, несмотря на то, что в последующие периоды дошкольного детства на первый план в общении со взрослым выходят деловые и познавательные мотивы.

Демонстрация близкими взрослыми любви к ребенку, отношение к нему как к самоценной личности уже в период младенчества является важным условием развития его личности. В данных условиях у ребенка к концу 1-го года жизни формируется аффективно-ценностное отношение к себе , являющееся основой развития его самосознания в дальнейшем . Решающее значение личностно-ориентированного общения взрослого с ребенком в раннем возрасте для развития образа себя у ребенка было показано в работах Н.Н. Авдеевой . А.Г. Рузская в своих исследованиях установила, что глубокие эмоциональные связи ребенка с близким взрослым являются важнейшим условием возникновения и развития его речи в конце первого и начале второго года жизни. Согласно результатам, полученным в исследованиях С.Ю. Мещеряковой, характер эмоционального контакта младенца с близким взрослым влияет на интенсивность его познавательной активности .

Важно подчеркнуть, что ребенку необходима уверенность в любви родителей в любых ситуациях, даже когда он ведет себя плохо. Ребенок хочет ощущать, что родитель понимает и принимает его чувства. Испытываемые ребенком неприятные переживания повышают его потребность в успокоении, в доказательствах любви к нему и заботливом отношении. Попытки родителей облегчить страдания ребенка никогда не проходят незамеченными, даже если именно их действия (или восприятие этих действий ребенком) являются источником его чрезмерного неудовольствия.

Условия удовлетворения потребностей в безопасности и любви
и принятии

1. Чувствительность и отзывчивость матери к потребностям и инициативным обращениям ребенка.

Чувствительность предполагает способность матери распознавать эмоциональные состояния ребенка, замечать сигналы, обращения, особенности поведения ребенка, свидетельствующие о его потребностях и желаниях. Отзывчивость – это стремление адекватно на них реагировать.

На сегодняшний день общепризнанным является мнение о том, что неотзывчивость близкого взрослого в первые годы жизни ребенка способствует его психической депривации.

В качестве примера, иллюстрирующего проявление матерью чувствительности и отзывчивости к ребенку раннего возраста, могут служить следующие фрагменты протоколов наблюдения за детско-материнским взаимодействием.

Фрагмент протокола (Ярослав С., 1 г., 10 мес.)

М – мать, Р – ребенок.

Мать: «Что будем строить? Паровозик будем?».

Ребенок: «Сяв (Ярослав)».

М.: «Сам будешь. Ну, строй».

Р. достает кубики из коробки и дает маме: «Ку».

М. берет кубики: «Давай кубик».

М.: «Давай кубик».

М.: «Давай кубик. Строй».

Р. ставит кубики в ряд: «У-у-у».

М.: «У-у, ты большой какой поезд построил».

Р. накладывает кубики сверху на «поезд»: «Ту-ту-ту».

М.: «Повезешь на поезде «ту-ту-ту».

Фрагмент протокола №16 (Маша Ш., 2 г., 10 мес.)

Р. строит домик.

М.: «А это ты что ставишь?»

Р.: «Строю другой домик».

М.: «А это что?».

Р.: «Это из домика».

М.: «Давай помогу».

Р.: «Я сама».

М.: «Хорошо».

Р. строит.

М.: «Хочешь все достать?»

М.: «Что ты строишь?»

Р.: «Дом».

М.: «А разве такой дом бывает?»

Р.: «Это стол».

Данные примеры демонстрируют, что мама Ярослава С. стремится учитывать интересы и желания ребенка, положительно реагирует на его действия и обращения, выражая согласие и заинтересованность. Мама Маши Ш. также стремится учитывать интересы девочки и положительно реагирует на все ее действия, что выражается в вопросах ребенку по содержанию деятельности и демонстрации согласия с ним.

В качестве проявлений низкой чувствительности матери в ходе совместной деятельности выступают частое игнорирование обращений и действий ребенка либо преимущественно негативные реакции со стороны матери (критика, отказ), а также отсутствие у матери стремления учитывать интересы и содержание действий ребенка. В качестве иллюстрации низкой чувствительности матери обратимся к примерам поведения матерей Арины Ю. и Полины А.

Фрагмент протокола (Арина Ю., 1 г., 3 мес.)

Р. складывает картинки в коробку.

М.: «Собирай вот это», – показывает на картинки, лежащие на полу.

Р. собирает.

М. сама отдельно собирает кубики: «Умница, молодец» (сдержанно, не выражая положительных эмоций).

М. не реагирует.

Р.: «Паку-паку», – смотрит на картинку и на маму.

М. не реагирует.

Р.: «Паку-паку», – смотрит на картинку и на маму.

М. не реагирует: «Клади сюда картинки».

Р. не кладет, взяла другую картинку: «Ка-пу».

М. не реагирует.

Р.: «Ка-пу».

М. не реагирует.

Р.: «Ка-пу».

М. не реагирует: «Вот эти собирай», – дает ребенку еще картинки.

Фрагмент протокола (Полина А., 3 г.)

М.: «Помогай, будет у нас с тобой дом», – строит дом из кубиков.

Р. строит с мамой. Отвлекается: «Снеговик», – смотрит на стенд, где есть поделка, изображающая снеговика.

М.: «Какой же у нас снеговик. У нас нет снеговика», – продолжает строить дом сама.

Р. смотрит, как строит мама: «Кирпичики».

М.: «Кирпичики».

Р.: «Еще кирпичики».

Р.: «Маленький кирпичик».

М. не реагирует, продолжает строить.

Из данных фрагментов протоколов наблюдения видно, что обе мамы проявляют низкую чувствительность к потребностям и обращениям своего ребенка. Они игнорируют большинство обращений и не стремятся учитывать интересы детей. Мамы действуют как бы параллельно с ребенком, давая ему при этом лишь отдельные указания.

2. Эмоциональная доступность матери.

Эмоциональная доступность – это способность матери откликнуться на актуальное переживание ребенка, разделить и прожить вместе с ним его положительное эмоциональное состояние, а также помочь ему преодолеть отрицательное. Эмоционально доступная мать всегда готова разделить с ребенком не только его положительные эмоции (радость, удивление, восторг), но при необходимости преодолеть отрицательные, предоставляя ему поддержку, защиту, утешение.

Ребенок всегда ориентируется на эмоциональные реакции родителя. Они помогают ему оценить новых людей, предметы, ситуации, а также результаты собственных действий. Если мать, учитывая это, использует адекватный стиль эмоционального сопровождения, т.е. оказывает ребенку своевременную поддержку, это способствует преодолению неуверенности ребенка и поддержанию его интереса к окружающему миру. Если же она усиливает отрицательные эмоции, у ребенка формируется повышенная тревожность. В этом случае возможна чрезмерная зависимость от матери. Ребенок будет стремиться постоянно находиться рядом с матерью, протестовать против разлуки с ней, если мать уходит, ребенок долго плачет, его трудно успокоить. Активность таких детей зачастую беспорядочна, они не способны даже на короткое время сами занять себя игрой с какими-либо предметами или игрушками.

Со второго полугодия жизни оценка эмоционального состояния матери также используется ребенком и для регуляции собственного эмоционального состояния . Здесь имеется в виду не только легкое заражение ребенка эмоциональным состоянием матери, но и способность матери (при наличии у нее умения справляться с собственными состояниями аффекта) помочь ему справиться с его сильными, особенно отрицательными, эмоциональными переживаниями. Подобные регулирующие воздействия матери постепенно интериоризуются ребенком и становятся формами его саморегуляции. Все это особенно актуально в раннем возрасте, поскольку внутренние противоречия и эмоциональная лабильность ребенка, характерные для данного периода, часто способствуют возникновению у него сильных эмоциональных переживаний.

Для иллюстрации эмоциональной доступности матери обратимся к следующим фрагментам протоколов наблюдения за совместной деятельностью.

Фрагмент протокола №1 (Даша Г., 1 г.,3 мес.)

Р. катит мяч.

М.: «А давай ножкой», – помогает ребенку.

Р. ударяет ногой по мячу, улыбается.

М.: «Вот так бах!» (Улыбается).

Р. ударяет ногой по мячу.

М.: «Бах!».

Р. ударяет ногой по мячу.

М.: «Бах!».

Р. кладет мячик кукле.

М.: «Ты ляле даешь. На, ляля, держи. А попроси у ляли «дай-дай».

Р. берет у куклы мяч и снова кладет ей на руки. Мяч выкатывается.

М.: «На, ляля. Бах!» (Улыбается).

Р. улыбается, показывает на кукле глазки.

М.: «Там глазки. А где носик?»

Р. показывает носик.

М.: «Вот носик».

Р. целует куклу.

М.: «Целуешь лялю. Молодец!» (Улыбается).

Р. стремится обнять маму.

М. обнимает, целует ребенка.

Фрагмент протокола №23 (Уля Л., 1 г.,10 мес.)

Р. улыбается, увидев кубики.

М.: «Ой, какие кубики!».

Р.: «Дом».

М.: «Строй дом».

Р. строит: «Ой!» (Улыбается).

М.: «Ой, красиво!» (Улыбается).

М.: «Ой, молодец! – (улыбается) – Ставь, будет крыша».

Р. ставит кубик: «Ой!» (Улыбается).

М.: «Ой! – (улыбается) – Давай дом большой построим».

Р. строит. Постройка падает. «Ой!» (Улыбается).

М.: «Ой, упала крыша!» (Улыбается).

Р.: «Касиво (красиво)».

М.: «Как красиво!» (Улыбается)

В приведенных фрагментах протоколов хорошо видно, что мамы Даши Г. и Ули Л. эмоционально доступны для своих детей в ходе совместной деятельности, поскольку они демонстрируют заинтересованность, положительно эмоционально настроены, хвалят детей. Мама Даши Г. удовлетворяет потребность девочки в телесном контакте.

Эмоционально недоступные мамы безразличны к содержанию совместной с ребенком деятельности, они могут игнорировать его инициативные обращения и желания, проявляют раздражение и недовольство. Примеры этого мы можем найти в следующих фрагментах протоколов наблюдения за совместной деятельностью.

Фрагмент протокола (Катя Б., 2 г.,1 мес.)

М. строит молча.

Р. приставляет кубик к маминой постройке.

М. не обращает внимания, продолжает строить: «Что мы будем делать?»

Р.: «Кубики».

М. не реагирует, продолжает строить сама.

Р.: «Еще одна», – хочет положить кубик на мамину постройку.

М.: «Подожди, подожди», – убирает кубик ребенка.

Р.: «Это мелок», – показывает маме палочки.

М.: «Нет, это палочки», – продолжает строить сама.

Р. играет с палочками. Выкладывает кубики друг на друга.

М.: «Смотри, будут качели», – показывает ребенку свою постройку.

Р. не смотрит, продолжает выкладывать кубики.

М.: «Смотри, смотри».

Р. бросает взгляд на мамину постройку и продолжает выкладывать кубики.

М. строит отдельно, забирает кубики с постройки ребенка.

Фрагмент протокола (Варвара Р., 3 г.)

Р. строит башню.

М.: «Такой же формы клади».

Р. кладет деталь другой формы.

М.: «Нет, неправильно». (Раздраженно).

М.: «Неправильно!» (Раздраженно).

Р. все равно кладет другую деталь.

М.: «Варвара, ты неправильно делаешь». (Раздраженно).

Р.: «Эти?», – показывает на положенные сверху детали.

М.: «Эти нужно убрать, они не подходят».

Р. убирает.

М.: «Найди еще зеленый».

Р. ставит зеленый кубик.

М.: «Что ты строишь, сарай?» (Недовольно).

Р.: «Гараж».

М.: «У тебя какой-то некрасивый гараж».

Р. продолжает строить.

М.: «Правда некрасивый».

Мама Кати Б. не увлечена совместной деятельностью, не проявляет эмоционально положительных реакций. Она игнорирует желания ребенка, действуя большей частью параллельно с ним. Мама Варвары Р. также эмоционально недоступна для ребенка, поскольку проявляет раздражение и недовольство в ответ на ее инициативу, критикует действия девочки.

3. Последовательность поведения матери.

Именно последовательное поведение родителей позволяет внести в жизнь ребенка необходимое постоянство и предсказуемость, что принципиально важно для удовлетворения его потребности в безопасности. В чем проявляется данная последовательность? Во-первых, в установлении для ребенка четких правил и требований, а также непротиворечивом поведении матери в ситуации их соблюдения и нарушения ребенком. При таких условиях ребенок имеет так необходимую в раннем возрасте возможность усвоить границы дозволенного в отношениях с другими людьми . Типичные ошибки родителей, свидетельствующие об их непоследовательности, проявляются в ситуациях, когда родители сегодня разрешили ребенку то, что вчера запрещали или предъявили ребенку требование и не добились его выполнения, сделали какое-то действие за ребенка. Во-вторых, последовательная позиция матери проявляется в обеспечении ритмичности жизни ребенка, которая достигается главным образом за счет установления и соблюдения гибкого режима. Гибкий режим – это режим, соответствующий возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, а также образу жизни семьи. Подробнее о правилах установления подобного режима и его значении можно прочитать в книгах Г. Эззо и Р. Букнама .

4. Демонстрация матерью любви и принятия по отношению к ребенку в виде телесного и зрительного контакта, ласкового, доброжелательного обращения, пристальном сосредоточении внимания на ребенке.

Значимость данной способности матери сегодня подтверждена не только данными психологических исследований. В современных исследованиях в области нейробиологии было доказано, что тактильный контакт ребенка с матерью, выражающий ее положительное отношение, связан с выработкой в организме ребенка гормона роста. Также установлено, что ласковые прикосновения матери способствуют стимуляции центров удовольствия в головном мозге ребенка, которые, в свою очередь, стимулируют развитие межклеточных связей, отвечающих за интеллектуальные способности ребенка. При недостатке контакта с близким взрослым происходит отмирание нервных клеток в отдельных областях головного мозга ребенка. Кроме того, недостаток эмоционально насыщенного телесного контакта приводит к нарушению у ребенка механизмов саморегуляции и способности справляться со стрессовыми ситуациями. Также от качества телесного контакта ребенка с матерью в раннем детстве зависит развитие у него сопереживания и телесной чуткости по отношению к другим людям, а также владение своим телом.

Важно заметить, что, к сожалению, многие современные родители убеждены, что частыми ласками, объятиями и поцелуями можно избаловать, «испортить» ребенка. Это миф! Ласки много не бывает. А избаловать ребенка можно скорее отсутствием последовательного отношения к нему, когда родители склонны идти на поводу у ребенка и потакать всем его желаниям. Психологу очень важно донести до родителей, что можно быть одновременно ласковыми, чуткими и строгими, последовательными.

Необходимо иметь представление о том, в какой мере дея­тельность родителей нацелена на удовлетворение потребно­стей ребенка - как материально-бытовых (в питании, одеж­де, предметах развлечения), так и духовных (прежде всего в общении с родителями, в их любви и протекции). Эта характеристика семейного воспитания отличается от уровня протекции, поскольку описывает не меру занятости родите­лей воспитанием ребенка, а степень удовлетворения его потребностей. Например, «спартанское воспитание» является примером высокого уровня удовлетворения потребностей ребенка.

В степени удовлетворения потребностей возможны два отклонения:

· потворствование (шкала У+). О потворствовании мы; говорим в тех случаях, когда родители стремятся к мак­симальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка или подростка. Они балуют его,; любое его желание-для них закон. Объясняя необходимость такого воспитания, родители приводят аргументы, являющиеся типичной рационализацией: сла­бость ребенка; его исключительность; желание дать ему то, чего были лишены в свое время родители; то, что ребенок растет без отца и т.д. Типичные высказыва­ния приведены в шкале У+. При потворствовании ро­дители бессознательно проецируют на детей свои ранее не удовлетворенные потребности и ищут способа заме­стительного удовлетворения их за счет воспитательных действий;

· игнорирование потребностей ребенка (шкала У-). Дан­ный стиль воспитания противоположен потворствова­нию и характеризуется недостаточным стремлением ро­дителя к удовлетворению потребностей ребенка. Чаще страдают при этом духовные потребности, особенно по­требность в эмоциональном контакте, в общении с ро­дителями.

Количество и качество требований к ребенку в семье

Требования к ребенку - неотъемлемая часть воспитатель­ного процесса. В него включены, во-первых, обязанности ребенка - учеба, уход за собой, участие в организации быта, помощь другим членам семьи; во-вторых, запреты - то, чего ребенок не должен делать. Наконец, невыполнение ребен­ком требований может повлечь применение санкций - от мягкого осуждения до суровых наказаний.

Формы нарушений системы требований к ребенку различ­ны, поэтому высказывания родителей, отражающие их, пред­ставлены целым рядом, шкал: Т+, Т-, 3+, 3-, C-+, C-.

Чрезмерность требований-обязанностей ребенка (шкала Т-). В этом случае ребенок имеет минимальное количество обя­занностей в семье, проявляется в высказывании родителей о том, как трудно привлечь ребенка к какому-либо делу по дому.

Требования-запреты определяют, прежде всего, степень самостоятельности ребенка, наличие у него возможности са­мому выбирать способ поведения. И здесь возможны две сте­пени отклонения: чрезмерность и недостаточность требова­ний-запретов.


Чрезмерность требований-запретов к ребенку (шкала 3+) может лежать в основе типа негармоничного воспитания «доминирующая гиперпротекция». В этой ситуации ребенку «ничего нельзя», ему предъявляется огромное количество тре­бований, ограничивающих его свободу и самостоятельность. У стеничных детей и подростков такое воспитание форсирует возникновение реакций оппозиции и эмансипации, у менее стеничных предопределяет развитие черт сенситивной и тре­вожно-мнительной (психастенической) акцентуации. Типич­ные высказывания родителей отражают их страх перед любы­ми проявлениями самостоятельности ребенка, этот страх про­является в резком преувеличении негативных последствий даже незначительного нарушения запретов, а также в стрем­лении подавить самостоятельность мысли ребенка.

Недостаточность требований-запретов к ребенку (шка­ла 3-). В этом случае ребенку «все ^южно». Даже если и существуют какие-либо запреты, ребенок или подросток лег­ко их нарушает, зная, что с него никто не спросит. Он сам определяет круг своих друзей, время еды, прогулок, свои занятия, время возвращения вечером, вопрос о курении и об употреблении спиртных напитков. Он не отчитывается перед родителями, которые не хотят или не могут установить какие-либо границы его поведения. Данное воспитание сти­мулирует развитие гипертимного и неустойчивого типа лич­ности у подростка.

Чрезмерность санкций (тип воспитания «жесткое обраще­ние»). Для этих родителей характерна приверженность к при­менению строгих наказаний, чрезмерное реагирование даже на незначительные нарушения поведения. Типичные выска­зывания родителей отражают их убеждение в полезности для детей и подростков максимальной строгости (шкала С+).

Максимальность санкций (шкала С-), Эти родители пред­почитают обходиться либо вовсе без наказаний, либо приме­няют их крайне редко. Они уповают на поощрения, сомневаясь в результативности любых наказаний.

Неустойчивость стиля воспитания (шкала Н) - резкая смена стиля, переход от очень строгого к либеральному и обратно, переход от значительного внимания к ребенку к эмоциональному отвержению его родителями. Неустойчивость внимания, по мнению К. Леонгарда, содействует формирова­нию таких черт характера, как упрямство, склонность проти­востоять любому авторитету, и нередко встречается в семьях детей и подростков с отклонениями характера. Родители, как правило, признают факт незначительных колебаний в вос­питании ребенка, однако недооценивают размах и частоту этих колебаний.

Сочетание различных отклонений в воспитании. Возмож­но, достаточно большое количество сочетаний перечислен­ных черт семейного воспитания. Однако особенно важное значение с точки зрения анализа причин отклонений харак­тера, а также возникновения непсихотических психогенных нарушений поведения, неврозов и неврозоподобных состоя­ний имеют следующие устойчивые сочетания (см. табл. 13).

Устойчивые сочетания различных черт воспитания пред­ставляют собой тип негармоничного воспитания. Класси­фикация типов негармоничного воспитания также дана в таблице 13.

Потворствующая гиперпротекция (сочетание черт, отражен­ных в шкалах Г+, У+, при Т-, 3-, О). Ребенок находит­ся в центре внимания семьи, которая стремится к максималь­ному удовлетворению его потребностей? Этот тип воспита­ния содействует развитию демонстративных (истероидных) и гипертимных черт личности у подростка.

Доминирующая гиперпротекция (Г+, Ус, Зс, Сс). Ребенок также в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени, однако в то же время лишают его са­мостоятельности, ставя многочисленные ограничения и зап­реты. У гипертимных подростков такие запреты усиливают реакцию эмансипации и обуславливают острые аффективные реакции «экстрапунитивного» типа. При тревожно-мнитель­ном (психастеническом), сенситивном, астеническом типах акцентуаций личности доминирующая гиперпротекция уси­ливает астенические черты.

Повышенная моральная ответственность (Г+, У-, Т+). Этот тип воспитания характеризуется сочетанием высоких тре­бований к ребенку с пониженным вниманием к его потреб­ностям. Стимулирует развитие черт тревожно-мнительной (психастенической) акцентуации личности.

У всех детей эти потребности одинаковы, хотя выражены в разной степени. Чем младше дети, тем больше они похожи друг на друга в плане потребностей, хотя в зависимости от темперамента проявляют их по-разному. Холерик, как правило, очень требовательный ребенок, и если его оставить одного, он скорее всего будет кричать, плакать и вообще громко возмущаться. Этот ребенок умеет за себя постоять и, так же, как и сангвиник, умеет привлечь к себе внимание активными действиями, а вот флегматик или меланхолик скорее всего будет спокойно лежать в одиночестве и страдать от фрустрации90 молча. Но потребность, в частности, потребность в присутствии мамы (другого близкого человека) рядом есть у всех детей.

К основным потребностям ребенка относятся потребности в еде, сне, отдыхе, движении, тепловом комфорте, безопасности существования, тактильном контакте, безусловной любви, ласке, общении. Невозможно достаточно хорошо ухаживать за ребенком и воспитывать его без понимания его потребностей и (или) без понимания способов их удовлетворения. Если мы не осознаем какую-то потребность, скорее всего она не будет удовлетворена вообще.

Способы удовлетворения врожденных потребностей, как бы странно на первый взгляд это ни звучало, зависят от конкретного общества, от конкретной культуры, семейных традиций и личного выбора родителей. То есть они вовсе не одинаковы - их существует очень много. Условно многочисленные современные способы ухода за младенцами можно разделить на две большие группы, отражающие два разных подхода: естественный и медико-технократический (который является общепринятым и считается традиционным в нашем обществе).

Естественный уход - это физиологически и психологически обоснованный уход. На первое место в нем ставятся врожденные потребности ребенка и их естественное полноценное удовлетворение. Этот подход ориентирован на мягкую адаптацию новорожденного к новым условиям жизни, постоянный контакт с мамой, естественное (грудное) вскармливание, и исключает (полностью или частично) использование таких искусственных приспособлений в уходе за ребенком, как коляски, манежи, ходунки и т.п., в отличие от традиционного, медико-технократического похода.

Конечно, подразумевается отказ не от любых искусственных приспособлений, а только от тех, которые не удовлетворяют врожденных потребностей ребенка. Те же, которые помогают маме и не вредят ребенку, его росту и развитию, только приветствуются. Например, у новорожденного ребенка есть потребность в постоянном контакте с мамой (или другим близким человеком). С этой целью человеком был изобретен способ привязывания ребенка к маме с помощью куска ткани - слинга, чтобы у нее была возможность одновременно заниматься другими делами. Да, слинг - это культурное изобретение, но благодаря ему полностью удовлетворяется естественная потребность ребенка в постоянном контакте с мамой, и при этом он не вредит развитию здорового малыша. Нет никаких причин его не использовать, кроме случаев, когда это не нравится конкретному ребенку или когда состояние мамы не позволяет. Насколько я знаю, не могут носить ребенка в слинге только те, кому по состоянию здоровья нельзя его носить и на руках. А иногда слинг рекомендуют вместо рук, потому что он, наоборот, снижает нагрузку. Хотя это все решается индивидуально, в таких случаях нужно советоваться только с врачом.

Человеческая культура развивается гораздо быстрее, чем человек успевает адаптироваться к ней, и вследствие этого появляются способы ухода за детьми, которые не удовлетворяют всех потребностей ребенка, не способствуют его полноценному развитию, а иногда и вредят ему или задерживают его. Хороший пример - одноразовые подгузники, которые были изобретены для того, чтобы облегчить уход за детьми современным занятым мамам и другим членам семьи. Их использование не физиологично, они задерживают развитие ребенка, доставляя ему при этом немало дискомфорта. Можно ли их считать полезным изобретением? Конечно, нет.

Ребенок нуждается не только в том, чтобы все его врожденные потребности удовлетворялись естественным образом, но и в том, чтобы в их удовлетворении ему помогал любящий человек. У млекопитающих, к которым принадлежит и человек, главная роль во взращивании ребенка принадлежит маме. Развитие мозга у всех детей происходит по одному и тому же «сценарию». Для меня было большим удивлением узнать, что когда исследователи вычисляют норму развития мозга, то из выборки исключаются дети-сироты, дети, которые с первых дней были отданы для ухода и воспитания бабушкам или няням, и дети эмоционально холодных матерей. Норму развития мозга вычисляют, беря во внимание показатели развития только тех детей, которых с рождения лично воспитывают любящие, заботливые и отзывчивые матери.

В раннем возрасте ребенок постоянно нуждается во внимании, любви и общении. Но нужно не просто любить ребенка - нужно ему показывать свою любовь. Лаской, похвалой, проявлением интереса и внимания, общаясь с ним с рождения. Любовь должна быть безусловной (без условий). Каждый человек, особенно маленький ребенок, нуждается в том, чтобы кто-то любил его просто так. Не за что-то (за то, что красивый, умный, послушный или еще какой-то), а просто так, за то, что он есть на свете, без обид на него, без ожиданий благодарности, без мыслей о том, что он должен всегда слушаться, и т.п.

Не стоит бояться того, что при безусловной любви, а не при «любви за достижения», у ребенка не будет стимула развиваться. Стремление к развитию и к обучению есть у каждого ребенка с рождения. Потребность в самовыражении, в личностном росте - это тоже естественная человеческая потребность. Чтобы ребенок смог реализовать себя в разных сферах, ему необходима поддержка и любовь самых близких людей - родителей. Поэтому безусловная любовь со стороны родителей не только не вредит развитию ребенка, а, наоборот, стимулирует его.

Избаловать ребенка любовью невозможно, поэтому не стоит ее «дозировать» даже исходя из благих намерений, иначе эмоциональных проблем, отклонения в поведении и нервно-психических заболеваний ребенка будет трудно избежать. Ну и, кроме того, безусловной любовью ребенка будут любить не все окружающие, а только самые близкие люди. Конечно, у него будет возможность усвоить нюансы разных человеческих отношений, общаясь с разными людьми. Но важнее всего то, что если близкие любят ребенка безусловной любовью, он имеет возможность быть самим собой. Эта возможность дорого стоит в жизни каждого человека.

Недостаток внимания и заботы, в частности, ведет к госпитализму. Ошибочно считать, что только в детдомах дети недополучают заботы и внимания. Это происходит и в обычных семьях, где родители, в первую очередь мама, эмоционально холодны. Такие родители осуществляют только минимум необходимых действий в уходе за ребенком (покормить, переодеть) и не проявляют никаких «лишних» нежностей и желания к общению.

Д-р Боулби также писал о негативных последствиях госпитализма: дети, которых в экспериментальных целях хорошо кормили, вовремя переодевали, держали в комфортных тепличных условиях, но мало обнимали, ласкали и носили на руках, полностью теряли интерес к жизни (не хотели ни есть, ни гулять, ни двигаться). О подобном эксперименте в 1945 году писал другой ученый, Рене Спитц: детей в трехмесячном возрасте отделили от матерей, и они около полугода провели в яслях, где за ними безупречно ухаживали (вовремя кормили и переодевали), но с ними вообще не общались. Результат: 70% из них умерли, у остальных обнаружили общее ухудшение развития, в том числе эмоциональный ступор, поведенческие аномалии, застой в наборе веса и роста. Иметь маму и потерять ее оказалось еще более сильным шоком для младенца, чем не иметь ее вообще.

Именно госпитализм - та главная причина, по которой дети из детских домов отстают в развитии. Наличие/отсутствие родителей - определяющий фактор в судьбе ребенка. Люди, которые считают что «лучше в детдоме, чем у плохих родителей», просто не понимают, насколько катастрофически сиротство отражается на судьбе. Это касается и социальных сирот, то есть детей, у которых родители есть, но мало уделяют им внимания, мало проводят с ними время, редко интересуются их успехами и проблемами (даже если причина уважительная - например, родители много работают).

Ребенку действительно нужно очень много внимания. То, что главное не количество, а качество проведенного родителями времени с ребенком, - миф. Важно и то, и другое. Но если приходится выбирать, то в раннем возрасте ребенку более важно количество времени, проведенное с мамой, чем его качество (хотя качество понятие оценочное, не так ли?). Это значит, что ребенку важнее то, что мама рядом, даже если она занимается весь день своими делами, а исключительно для ребенка времени ей не хватает, чем то, что мама только вечером придет домой и целый час будет играть исключительно с ребенком.

Самым тяжелым наказанием для ребенка и самым вредным для его общего развития является игнорирование его со стороны взрослых, в первую очередь родителей. Некоторые родители наказывают детей своим молчанием и не разговаривают с ними некоторое время. Многим такое игнорирование ребенка кажется очень безобидным, но это не так. Сразу поясню - мы говорим о маленьком ребенке, о ребенке раннего и дошкольного возраста, для которого весь мир - это родители. Для детей этого возраста важнее всего то, что происходит «здесь и сейчас», в настоящем моменте. Дети постарше уже по-разному могут воспринимать подобное родительское поведение, но для маленьких детей оно самое страшное и уничтожающее.

Общение любого качества предпочтительнее для человека, чем игнорирование. Если это ребенок, который еще растет и развивается, то тем более. Что это значит? Это значит, что даже сердитый и ругающий голос мамы на развитии ребенка сказывается лучше, чем ее молчание. Помните, я писала, что ребенок способен добиваться внимания родителей любыми способами, потому что его отсутствие для него невыносимая ситуация? Так вот - я снова о том же. Хотя это вовсе не значит, что ребенка лучше отругать, чем сдержать себя и промолчать. Это значит, что если родители не могут сдержаться, то лучше все же поговорить с ребенком, чтобы он понял, что не так. Но не игнорировать его, когда он прямо к ним обращается или любым другим способом требует их внимания.

Мы почему-то уверены, что знаем о потребностях своего ребенка, во всяком случае, об основных. Но при этом проводим почти все время на работе, поручая ребенка няне или отдавая в детский сад. Затем занимаем малыша мультиками или даже даем свой планшет, чтобы он дал нам заняться такими важными делами – приготовить еду, убрать в доме, посидеть в социальных сетях.

Какие же по нашему мнению основные потребности ребенка?

Прежде всего, потребность в еде. Домашней, полезной, свежеприготовленной. Чтобы и белки, и жиры, и углеводы. Выпечка, фрукты. И иногда даже Mcdonalc, ведь ребенок так любит туда ходить! Если изредка, то это не вредно.

Потребность в тепле и комфорте. Наверное, поэтому мы с самого рождения ребенка кутаем, опасаясь, что его может продуть несуществующий сквозняк. А некоторые мамочки даже ставят обогреватель в ванной, когда купают ребенка, несмотря на то, что в доме «Ташкент» и взрослые ходят по дому босиком и с короткими рукавами.

Потребность в общении. Ребенку так важно социально адаптироваться и учиться общаться со сверстниками. И чем раньше, тем лучше. Именно поэтому мы отдаем детей в детский сад, и часто даже не в три года, а в два. А иногда и детского сада не можем дождаться, ведем малыша в кружки раннего развития, где принимают уже с года. Пусть учится взаимодействовать с другими детками! И все это притом, что ребенку до трех лет вообще общение со сверстниками вредит психике, перевозбуждая ее, а с трех до пяти малышам достаточно двух часов в день этого самого социального общения. Все, что сверх этого лимита, уже идет во вред.

Потребность в обучении. Именно потому мы отправляем детей на раннее развитие, нанимаем им репетиторов по всем иностранным языкам уже в три года, практикуем обучение по различным модным современным методикам Монтессори и прочим, искренне считая, что «после трех уже поздно».

Но что самое обидное и печальное, что ни одна из перечисленных потребностей не является основными потребностями ребенка. Какие же они на самом деле?

Основные потребности ребенка:

Прежде всего, потребность в родителях. После рождения маленький человечек находится в биополе матери, так как его собственная аура только начинает формироваться. И потому он чувствует себя спокойно и в безопасности только рядом со спокойной и умиротворенной мамой. Чуть позже, когда ребенок становится постарше, к маме формируется привязанность и тогда для него уже осознанно важно, чтобы мама была рядом. Для того, чтобы обнять, поцеловать, спросить что-то, успокоить свои страхи, получить еще одну порцию любви и внимания. Лет с двух важной персоной становится и отец.

Далее, потребность в самовыражении. Эту потребность родители так часто игнорируют и всячески подавляют, если она им не по вкусу. К примеру, ребенок очень любит рисовать и при каждой возможности берет в руки карандаш и бумагу, мечтает стать художником. А родители, напротив, уверены, что это «пустое» увлечение и нечего «фигней страдать». И всячески препятствуют этому занятию, закапывают талант ребенка в землю, ставя крест на его возможностях самореализации. Ребенок потом вырастет, и всю жизнь будет заниматься нелюбимым делом, ненавидя в душе родителей. Либо пойдет наперекор и рассорится с ними. Итог в любом случае печальный, потому что это базовая потребность ребенка – потребность в самовыражении.

Потребность в любви. И не только получении, а и отдачи. Дети, которым не досталось достаточно любви от родителей в детстве, потом всю жизнь ищут ее где-то на стороне. Или пытаются заслужить у родителей, завоевывая ее разными свершениями и подвигами. Ни первое, ни второе не сделает их счастливыми.

Поэтому задумайтесь, удовлетворяете ли вы истинные потребности своего ребенка? Ведь он вырастет и у вас не будет возможности все исправить.

Эксперты по детскому развитию утверждают, что способность родителей удовлетворить базовые детские потребности влияет на адекватность восприятия ребенком мира, который его окружает. Дети учатся чувствовать любовь, эмоциональную поддержку и безопасность от своих родителей. Кроме того, когда родители достаточно заботятся об удовлетворении базовых детских потребностей, их дети вырастают эмоционально стабильными, заботливыми, здоровыми и независимыми взрослыми. Существует достаточно большой список базовых детских потребностей, но самыми главными остаются: базовые физические потребности, чувство безопасности, доверительные отношения со взрослым, потребность в самооценке, потребность в самоактуализации и образовании.

Базовые физические потребности

Считается, что физиологические потребности организма в воде, еде, воздухе и сне должны удовлетворяться в первую очередь. Как родитель, вы можете удовлетворить эти потребности, следя за рационом вашего ребенка, который должен быть здоровым и сбалансированным, а также соблюдать режим питания и сна. Будет очень хорошо, если у вас будут утренние и вечерние ритуалы, когда ваш ребенок будет умываться, чистить зубы и принимать ванну или душ. Важно не забывать о регулярных медицинских осмотрах и физических упражнениях.

Чувство безопасности

Согласно пирамиде потребности Маслоу, дети очень трепетно относятся к вопросам безопасности, для них крайне важно, чтобы потребность в безопасности была полностью удовлетворена. Чтобы сделать это, вам, как родителям, нужно обеспечить вашему ребенку физическую безопасность и свободу от страхов. Безопасная и комфортная атмосфера дома может помочь в удовлетворении данной потребности. Дайте своему ребенку эмоциональную поддержку и утешение, когда он в этом нуждается. Если вы своим примером будете показывать ребенку, как можно владеть собой в независимости от того, на сколько вы разозлились, ему будет значительно проще овладеть этим навыком. Никогда не угрожайте вашему ребенку и не наносите ему физического вреда.

Доверительные отношения со взрослым

Важной потребностью вашего ребенка являются доверительные отношения со взрослым(и). Маслоу утверждал, что человек постоянно борется с чувством одиночества с помощью создания доверительных и близких отношений с другими людьми. Детям важно ощущение любви, привязанности и принадлежности близкому человеку. Дети учатся строить близкие отношения на примерах взрослых. Мы показываем им как строить отношения с другими людьми, как доверять и получать доверие в ответ. Чтобы удовлетворить потребность ребенка в близких и доверительных отношениях, вы должны постоянно показывать ему что ваша любовь безусловна. Не пренебрегайте физическим контактом: обнимайте, целуйте и ласкайте ваших детей как можно чаще. Не забывайте о том, что личный пример - это лучшее что вы можете дать вашим детям. Обсуждайте с детьми их потребности, мысли и чувства, и принимайте их такими, какие они есть.

Потребность в самооценке

Все человеческие существа имеют потребность в высокой самооценке и уважении. Когда эта потребность удовлетворена, ваш ребенок чувствует себя уверенным в себе и ощущает, что он является ценным членом общества. Когда данная потребность не удовлетворена, ребенок чувствует себя никчемным и неуверенным. Вы можете помочь вашему ребенку, давая ему безусловную любовь и поддержку. Кроме того, поощряйте ваших детей, если они проявляют честность, независимость или другие положительные качества. Искренняя похвала закладывает хороший фундамент для формирования правильной самооценки. Аккуратно направляйте ваших детей: давайте им возможность самостоятельно делать выбор, учите их гордиться своими достоинствами. Самостоятельные ошибки - это лучший опыт для вашего ребенка, не упускайте дать ему возможность учиться. Если ваш ребенок будет чувствовать поддержку с вашей стороны, то ему будет не страшно пробовать новое, экспериментировать, а в случае неудачи ваш ребенок не будет стыдиться или расстраиваться, он попытается исправить ошибку или сохранить опыт на будущее.

Потребность в самоактуализации и образовании

Чтобы ваш ребенок вырос независимым и успешным вы должны удовлетворить потребность ребенка в самоактуализации и образовании. Самоактуализация - это стремление человека к более полному выявлению и развитию своих способностей. Когда эта потребность не удовлетворена, ребенок может чувствовать себя очень неуверенно. Вы можете помочь вашему ребенку удовлетворить данную потребность, поощряя его интересы и стремление к новым знаниям. Помогите ребенку выполнить домашнее задание, играйте в обучающие игры и читайте. Кроме того, вы можете разделить ваши личные интересы с ребенком и увлечь его. Сводите его в театр, кино, музей или займитесь вместе спортом. Расскажите ему о ваших увлечениях и займитесь ими вместе.

Если вы сможете удовлетворить перечисленные выше базовые потребности, ваш ребенок станет независимым и способным добиваться поставленных целей. Главная задача родителей удовлетворить основные потребности детей и помочь им стать независимыми.

Ставьте лайк, если статья вам понравилась!