Купание грудных детей. Когда можно купать новорожденного. Чем мыть ванну перед купанием новорожденного

27.03.2019

Увеличение количества детей с проблемами в речевом развитии в нынешнее время является неутешительной тенденцией. Все чаще можно встретить родителей, которые обеспокоены тем, что ребенок не хочет говорить или говорит с явным отставанием от нормы. Когда малыш еще совсем кроха, то, безусловно, каждый из взрослых живет с надеждой, что в будущем все изменится. Но, если ребенок достиг трехлетнего возраста, а данная проблема не исчезла, то ожидать «чуда» уже неразумно. Здесь пора серьезно задуматься над тем, что мешает малышу заговорить.

Первое, что должны сделать родители – это убедиться в том, что у ребенка нет дефектов слуха, и его центральная нервная система находится в норме. Это позволит в дальнейшем более точно определить основную причину задержки речевого развития и найти правильные пути к ее устранению.

Достаточно часто можно услышать мнение, что, как только малыш пойдет в детский сад и начнет общаться со своими сверстниками, то он обязательно заговорит. Ведь дома не всегда у родителей есть возможность вовлекать его в постоянное общение, а в саду, чтобы играть и дружить с детками, ребенок будет вынужден заговорить. В принципе, это утверждение отрицать нельзя. Но, как показывает практика, так происходит не всегда. Хоть словарный запас и увеличивается в некотором роде, но четких и понятных слов может так и не появиться, а общение жестами и звуками по-прежнему будет на первом месте.

Так почему же ребенок 3 лет не говорит, если в целом он абсолютно здоров и у него нет отклонений в умственном развитии? Разве общение не является основой для успешного становления речи?

Основываясь на многочисленных исследованиях ученых (логопедов, дефектологов, невропатологов) можно с уверенностью заявить, что нет, не является. Разговаривать с ребенком, читать книжки, разучивать чистоговорки, стишки и т.д., безусловно, необходимо. Но главный аспект кроется не здесь.

Что делать, если малыш не хочет говорить

Чтобы малыш вовремя заговорил и, более того, захотел говорить, практически с первых дней жизни ему нужно развивать мелкую моторику пальцев рук (не следует путать с развитием общей моторики). Доказано, что если двигательные навыки пальчиков развиты согласно возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы и, соответственно, наоборот.

Многим специалистам, чтобы понять, говорящий перед ними ребенок или нет, достаточно провести небольшой эксперимент-игру (назовем ее «Покажи пальчик»). Малыша просят показать сначала один пальчик, затем два и три, при этом демонстрируют ему, как это необходимо делать. Если движения пальчиков изолированные, то всё в норме, если же возникают определенные трудности – есть напряжение в пальцах или они, наоборот, вялые, малыш показывает их все вместе – то на лицо явные проблемы с речью. Поэтому родители, которые столкнулись с тем, что ребенок не хочет говорить или не может, должны запомнить, что в первую очередь необходимо работать над развитием движений пальчиков рук и стремиться, чтобы они стали свободными и ловкими. Только в этом случае речь будет развиваться успешно и соответственно возрасту.

Для этого с ребенком нужно играть в любые пальчиковые игры , начиная с 6-7 месячного возраста, делать массаж на ручках, а в 3 года малыш обязательно должен сам застегивать пуговицы или хотя бы пытаться это сделать. Кроме этого, очень полезными для него будут различные шнуровки, завязывание и развязывание на лентах, шнурах или тесемках узелков. Нанизывание на нитку бусин или пуговиц, перебирание ручками крупных деревянных бус, игры во вкладыши и с пирамидками. Даже самые простые забавы – разрывание бумаги или газеты на мелкие кусочки, а также скатывание шариков из пластилина, являются не менее эффективными в развитии мелкой моторики пальцев рук. Ведь при этих энергичных движениях участвуют все пальчики, а это очень важно.

Также родителям, у которых ребенок 3 лет плохо говорит, следует помнить, что разговаривать с ним нужно на нормальном и понятном языке, никакого сюсюканья и лепета, не повторять детские «словечки» и постоянно исправлять ошибки в его речи. А при использовании ребенком жестового общения нужно делать вид, что ничего непонятно, и добиваться от него произношения слов, а то и коротких предложений. Конечно же, бить тревогу о том, что малыш не говорит, следует, не дожидаясь трехлетнего возраста, когда проблема уже может достаточно глубоко укорениться. В силу этого, наряду со всеми утешительными доводами близких и знакомых, что со временем малыш будет, что «воробышек чирикать», все же уделяйте его пальчикам достаточно много внимания. Ведь именно они помогают ребенку заговорить.

Тагиева Ирина специально для сайта

В психическом, эмоциональном и речевом развитии наши детки последовательно проходят несколько этапов. Но проходят они их по-разному, что и создает путаницу для обеспокоенных родителей. Существуют определенные нормы, ориентируясь на которые, неврологи и педиатры могут оценивать развитие крохи. Однако на них существенно влияют разные факторы: протекание беременности и родов, образ жизни, даже пол ребенка. Принято считать, что мальчики развиваются несколько медленнее девочек и чаще имеют проблемы с речью. Как же понять, является ли отклонением, если ребенок в 3 года совсем не говорит или делает это очень плохо?

Почему ребенок — молчун?

Бытует мнение, что до 5 лет волноваться, если ребенок не разговаривает, а также обращаться к логопедам или дефектологам смысла нет. Однако связано это, прежде всего, с тем, что такие специалисты зачастую отказываются заниматься с совсем маленькими детьми, поскольку это довольно непростая и специфическая работа (они не умеют говорить, и мало что понимают, для них сложно подобрать и организовать занятия).

Родители же ошибочно полагают, что к 5 годам все придет к норме само собой. Но здесь всегда нужно иметь в виду: речевые проблемы не проходят сами по себе, их причины нужно выяснять и искоренять как можно раньше. Тогда шансов помочь ребенку намного больше. Возраст 2–3 года для этого оптимален. А вот к 5 годам малыш уже рискует получить диагноз «задержка психоречевого развития», поскольку отставание в речи влечет за собой и отставание в развитии мышления, памяти, внимания.

Не думайте, что постоянное «общение» малыша с телевизором поможет ему заговорить. Совсем нет. Доказано, что ребенок учится разговаривать только во время постоянного живого общения с окружающими.

По каким же причинам детки долго не могут говорить? Они могут быть как физиологическими (обусловленными патологиями или отклонениями в развитии некоторых органов или нервной системы), так и психосоциальными (вызванными «не физическими» факторами).

Физиологические факторы

  • Самая частая причина – снижение слуха. Если ребенок не слышит окружающих людей, то он не сможет сам научиться говорить. Хотя при этом он может различать другие звуки и ориентироваться в них, поэтому родители долгое время ничего не подозревают.
  • Нарушение строения органов ротовой полости. Такие проблемы создают механическое препятствие для нормального произнесения. Это могут быть увеличенные аденоиды, короткая уздечка языка, расщепление нёба.
  • Общее отставание в развитии, обусловленное недоношенностью малыша. При этом степень отставания зависит от срока недоношенности и сопровождается отставанием в других сферах (они тоже «дозревают» с опозданием).
  • Наследственная предрасположенность. Если у ребенка были родственники с задержкой речевого развития, то, скорее всего, малышу она передастся в более сложной форме. Поэтому думать, что время не пришло и малыш заговорит после трех лет (а может быть, и четырех), в данном случае большая ошибка.
  • Отклонения в развитии головного мозга или нервной системы. Такие нарушения требуют самой серьезной и сложной работы по выявлению и коррекции.

Психосоциальные факторы

  • Психотип «созерцателя». Такие детки погружены в себя, в свои мысли и созерцательное познание мира. Заговаривают они всегда позже.
  • Отсутствие мотивации. Если ребенка чрезмерно опекают, бегая перед ним и спеша выполнить малейший каприз, он просто не хочет разговаривать, потому что в этом нет надобности: ему и так все обеспечат.
  • Дефицит общения. Если ребенок часто предоставлен сам себе или воспитывается скупыми на слова дедушкой или бабушкой, ему просто не хватает речевого примера.
  • Феномен близнецов. Такие дети всегда начинают говорить позже, ведь они прекрасно понимают друг друга и без слов.
  • Педагогическая запущенность. Обычно она характерна для неблагополучных семей, где дети практически не воспитываются, с ними никто не занимается.

Возможны и другие причины, выявить которые поможет только полное обследование ребенка.

Речевые ориентиры и «тревожные звоночки»

Чего должен достичь в речевом плане ребенок в 3 года? Сегодня принято считать нормой следующее:

  • словарный запас малыша колеблется между 300 и 700 словами, понимать он может до 1500 слов;
  • он говорит правильными предложениями из 3–5 слов с подлежащим и сказуемым, хотя еще возможны ошибки в согласовании;
  • малыш использует существительные, глаголы и прилагательные;
  • может назвать свое имя, пол, возраст;
  • использует в речи обобщающие слова (одежда, посуда, звери);
  • правильно выговаривает большинство звуков, за исключением шипящих, свистящих, [р] и [л].

Зачастую случается, что ребенок разговаривает плохо, но все понимает, выполняет все просьбы, узнает своих близких и реагирует на них, активно общается и вроде развивается в остальном на уровне сверстников. Тогда врачи говорят, что пока беспокоиться не следует.

Когда же нужно волноваться? Насторожить должно следующее:

  • ребенок в 4 месяца не проявляет оживления при появлении взрослых, не улыбается им, не гулит;
  • к 7 месяцам в его речи не появилось первых повторяющихся слогов;
  • в 18 месяцев кроха произносит только слоги, не говоря слов, не понимает обращений и простых просьб;
  • к 2 годам его лексикон составляют только несколько простейших слов;
  • в 2,5 года малыш произносит не больше 20 слов и не составляет их в предложения;
  • к возрасту 3 лет не знает названий частей тела, не понимает простейших объяснений;
  • говорит «на своем языке» (если в 3 года ребенка может понять только его мама – это точно не норма).

Не слушайте досужую соседку, у которой сын «заговорил разом в 5 лет и ничего страшного». Так вы безнадежно потеряете время. Старайтесь найти корень проблемы, пока время не упущено.

Ждем или не ждем?

Уже говорилось, что 2–3 года – оптимальный возраст для коррекции речевых проблем у детей. Чем больше вы затягиваете ситуацию, тем более весомыми будут последствия.

В любом случае, если ребенок в 3 года не говорит даже простейших предложений – это веский повод, чтобы обратиться к специалистам.

Важно провести комплексное обследование малыша у педиатра, невролога, психиатра, оториноларинголога, психолога, логопеда-дефектолога. Специалисты назначат различные виды обследований всех сфер развития неговорящего ребенка. Так можно будет нарисовать точную картину происходящего, найти причину и составить план ее устранения.

Родителям нужно быть готовыми к тому, что лечение может продлиться довольно долго. Но на ранних стадиях оно всегда более эффективно. Поэтому стоит набраться терпения.

Если вам не удастся найти логопеда или дефектолога, специализирующегося на работе с детьми раннего возраста, занимайтесь с малышом самостоятельно. Это в любом случае будет лучше, чем ничего.

Как играть с неговорящим ребенком?

Следующие советы помогут родителям проводить развивающие занятия с маленьким молчуном.

  • Важно постоянно говорить с ребенком, много читать ему сказок, потешек, стишков, сопровождая свою речь выразительными интонациями.
  • Создавайте ситуации, при которых ребенку приходится обращаться к взрослым, объясняя, чего он хочет.
  • Развивайте мелкую моторику. Рисование, лепка, перебирание круп, гороха, фасоли, нанизывание больших бусин, застегивание молнии, кнопок, пуговиц, а также другие подобные виды занятий с мелкими предметами помогут задействовать речевые зоны мозга малыша.
  • Развитию речи, как ни удивительно, способствуют массаж ручек и (игры на развитие гибкости и подвижности пальцев и кистей). Это могут быть «Сорока-белобока», «Ладушки», «Коза рогатая» и другие подобные упражнения.
  • В игровой форме можно подражать разным звукам (животных, птиц, явлений природы, техники). Имитируйте крик петуха, кудахтанье курицы, блеянье барана, мычание коровы, шум ветра, рычание пылесоса, гул машины. Это развивает артикуляцию. Чтобы игра была интереснее, можно добавить наглядности – подобрать соответствующие картинки, рассматривать их, имитируя звуки. Хорошо делать это перед зеркалом, чтобы малыш одновременно видел и маму, и себя. Со временем картинки могут стать сюжетными (курочка зовет цыплят, медведь собирает малину, машина везет пшеницу).
  • Играйте в эмоциональные игры (пускайте мыльные пузыри, гладьте котят, хлопайте в ладошки, прыгайте, играйте в прятки). Все, что вызывает эмоциональный отклик, помогает развивать речь.
  • Проигрывайте в движении забавные стишки (например, всем известный «Мишка косолапый»).
  • На прогулке всегда говорите. Обращайте внимание ребенка на все, что его окружает, что меняется в природе изо дня в день, для чего нужны разные предметы, куда идут люди, что для чего построили…
  • Всегда хвалите ребенка, даже если его попытка была неудачной – он все равно старался! Ваша похвала ему необходима!

О чем нужно помнить

Чтобы заинтересовать ребенка, лучше всего подобрать интересные игры, понятные ему и подходящие по возрасту, вызывающие эмоциональный отклик. Это могут быть игры на движение, на смену видов действия, на развитие физических навыков, ролевые игры. Чтобы они оказались продуктивными, нужно помнить несколько правил.

  • В занятиях с неговорящим ребенком родитель должен взять активную роль на себя: он организует и ведет игру, заинтересовывает малыша, контролирует его состояние.
  • Взрослый сопровождает игру активной речью: комментирует, описывает все этапы, побуждает малыша к действию, хвалит. Речь взрослого при этом должна быть эмоциональной, четкой, понятной, спокойной, веселой, не слишком громкой или тихой.
  • Все упражнения или игры должны проходить в теплой, доброжелательной атмосфере, с частым телесным контактом и постоянной поддержкой ребенка.
  • Взрослый должен постоянно следить за ходом каждой игры, постоянно контролируя ее начало, середину и конец, следя за настроением, усталостью малыша. Игра продолжается, пока ребенок увлечен, бодр и весел, и прекращается, когда он начинает отвлекаться, капризничать.

Особое внимание в таких играх нужно уделить тому, какое речевое сопровождение к ним «прилагается». Все речевые инструкции должны быть простыми, понятными. Стихотворения в таких играх не должны быть очень длинными (взрослому их лучше заучить на память). Их содержание должно соответствовать возрасту, без излишней образности, быть понятным, интересным. Ваша речь должна быть образцом для подражания: правильной, без искажений, четкой, спокойной, энергичной.

Есть еще один немаловажный пункт, о котором нужно знать, выстраивая занятия с неговорящими детками. Все навыки, приобретаемые в игре, дети осваивают с помощью подражания. При этом занятия выстраивают таким образом, чтобы малыш усваивал действия последовательно: сначала самые простые, затем все более сложные.

Последовательность должна быть примерно такой:

  1. простые движения (взмахи руками, шаги, прыжки);
  2. несколько одновременных движений (ходьба с хлопками);
  3. логические игры с предметами или игрушками (например, взять машинку, загрузить в нее кубики, отвезти на «склад», выгрузить);
  4. игры со стихотворным сопровождением (обыгрывание простых стишков);
  5. занятия на детских площадках (лазание, качание на качелях, горки);
  6. игры, направленные на обучение правильному использованию предметов (лопатки, ведра в песочнице, посудки при кормлении куклы).

Учитывая все эти особенности, родители могут выстроить развивающие занятия с детками при задержке речевого развития так, чтобы они принесли желанные плоды. При этом стоит помнить, что учиться ребенку придется долго. Необходимо набраться терпения, радуясь даже маленькому достижению. Тогда за ним обязательно последуют более значимые.

По статистике Минобразования России за последние несколько лет количество детей с задержкой психоречевого развития увеличилось в 2 раза. Обычно эта проблема начинает проявляться в возрасте от 2 до 3 лет. Наблюдая, как сверстники вашего малыша уже не просто лопочут на непонятном языке, а радуют мам с папами, запоминая все больше новых слов, сложно сохранять спокойствие. Так и хочется запаниковать и побежать по врачам с расспросами, как ускорить развитие речи ребенка. Главное в этой ситуации – не паниковать и не давать воли негативным эмоциям. Специалисты утверждают, что некоторое торможение речевого развития – не повод для беспокойства. Обычно задержка обусловлена определенными причинами, выявив и устранив которые, вы услышите долгожданные первые слова своего крохи. Главное – вовремя обратиться к специалистам. Идеален вариант обращения к врачу, когда малышу будет 2 – 3 года. В более взрослом возрасте задержка речевого развития будет тормозить развитие мышления ребенка. Рассмотрим основные критерии, по которым может задерживаться развитие речи крохи, и то, как их преодолеть.

Нормы речевого развития для ребенка 2 – 3 лет: тест на речь ребенка

Для начала необходимо разобраться, действительно ли ребенку свойственна заторможенность психоречевого развития, или это плод воображения окружающих его взрослых. Бывает, что родители слишком многого ждут от своего малыша, хотя его умения являются нормой для такого возраста. Предлагаем пройти простейший тест, чтобы определить, всеми ли необходимыми речевыми навыками обладает ваш ребенок. За каждый положительный ответ поставьте знак плюс, за отрицательный – минус.

  1. Комментирует (сопровождает, проговаривает) действия окружающих предметов и людей с помощью характерных звуков: би-би (о едущей машине), ту-ту (о поезде), цок-цок (о лошадке).
  2. Верно произносит основные звуки, за исключением сонорных («р», «л») и шипящих («ж», «ш», «ч», «щ»).
  3. Лексикон в размере около 1300 слов. Для «измерения» можно воспользоваться тестом из Интернета, например, . Важно отмечать только те слова, которые регулярно используются вашим ребенком.
  4. Способен конструировать из слов осмысленные предложения.
  5. Умеет называть предметы, изображенные на картинке (в качестве теста предложите малышу изображение, содержащее не менее 12 – 15 предметов и явлений).
  6. Активно использует основные части речи: Существительные (мама, папа, мышка); Прилагательные (красный, хороший, добрый); Глаголы (пил, кушать, пошли гулять); Местоимения (я, ты, мы).
  7. Пока не использует: Причастия (обиженный, накормленный); Деепричастия (подъезжая, рассказывая).
  8. Способен называть предмет, его качество и совершаемое действие: «рыжая кошка пьет молоко».
  9. Умеет рассказать небольшую сказку, эпизод из жизни или четверостишие.
  10. Любознателен – ребенка интересуют названия, действия, характеристики и свойства окружающих его предметов и явлений.
  11. Ощущает мелодии, их ритм.
  12. Способен копировать слова и небольшие предложения, произносимые взрослыми.
  13. Обладает неторопливой речью без проглатывания окончаний.
  14. У ребенка отсутствует повышенное слюноотделение.
  15. Спрашивает о незнакомых предметах.

Если вы отметили более 5 минусов, рекомендуем как можно скорее проконсультироваться с педиатром. Чем более продолжительное время ребенок отстает в речевом развитии от сверстников, тем сильнее затягивается его умственное и психическое развитие.

Если минусов менее 3 – 4, то врач вам не понадобится, можете быть спокойны, с развитием речи ребенка все в порядке.

Подробные нормы развития речи от 0 до 3 лет (логопед Татьяна Ланская)

Причины «неразговорчивости» 2-3 летнего ребенка

Все факторы, по которым к 3 годам ребенок не владеет необходимыми речевыми навыками, можно условно разделить на физиологические и психологические.

К физиологическим относятся:

  • Заикание – довольно частое нарушение речи, которое обычно проявляется после того, как ребенка что-то напугает. Может возникнуть по причине нездоровой атмосферы в семье. Для решения проблемы необходимо обратиться к неврологу ();
  • Генетическая предрасположенность – в некоторых случаях имеет место, но не стоит оправдывать задержку речи тем, что «наш папа тоже поздно начал разговаривать». Если к 3 годам ребенок не обладает нужными речевыми навыками, следует обратиться к специалисту;
  • Нарушение слуха – при данной особенности все затруднения сводятся к тому, что малыш недостаточно хорошо воспринимает окружающую речь, чтобы ее воспроизвести, а при глухоте и вовсе искажает слова/звуки;
  • Алалия – серьезное неврологическое заболевание, которое требует оперативной медицинской коррекции. Может быть причиной частичного нарушения или полной дисфункции речи ввиду поражения частей головного мозга;
  • Дислалия – сложности воспроизведения одного или нескольких звуков. Требует помощи логопеда. Исправляется обычно с 4-х лет.
  • Дизартрия – это нарушение - результат неполадок в работе ЦНС. Заболевание свойственно детям с диагнозом ДЦП, который может поставить только логопед после длительного наблюдения за пациентом. Для болезни характерны ограниченная подвижность артикуляционного аппарата, нечеткость речи, проблемы с мелкой моторикой у ребенка;
  • Серьезные травмы и инфекции в анамнезе , вызвавшие нарушение функций головного мозга;
  • Гипоксия плода (кислородное голодание) во время беременности;
  • Болезни матери в период вынашивания ребенка (инфекционные заболевания, травмы);
  • Тяжелые роды (стремительные, с обвитием пуповины), травмы ребенка, полученные во время родов (перинатальная энцефалопатия, повреждение шейных позвонков);
  • ДЦП – серьезнейшее заболевание центральной нервной системы, для которого характерно поражение одного или нескольких отделов головного мозга. Задержка психоречевого развития – один из основных признаков болезни;
  • Гидроцефалия – нарушения развития головного мозга, обусловленные скоплением в нем жидкости;
  • Ишемия головного мозга – заболевание, для которого характерно нарушение нормального кровообращения головного мозга;
  • Эпилепсия – тяжелое неврологическое заболевание, характеризующееся появлением в коре головного мозга особого очага возбуждения, вызывающего судорожную активность и как следствие судорожные припадки с потерей сознания;
  • Другие врожденные и приобретенные аномалии областей мозга и центральной нервной системы.

Психологические причины задержки речевого развития:

  • Индивидуальная особенность. Каждый ребенок индивидуален в своем развитии, что часто не соответствует общепринятым нормам. Если других причин задержки речи не удается обнаружить, то вероятнее всего, что кроха освоит необходимые навыки, но чуть позже своих сверстников;
  • Билингвизм и полилингвизм. В семье, где бытовое общение осуществляется на двух или нескольких языках, ребенку достаточно сложно осваивать их одновременно. Поэтому некоторые задержки в развитии речи в этом случае являются нормой;
  • Отсутствие необходимости в речи. Малышу необходимо живое общение в большей степени, чем взрослому. Речь необходимо развивать – читать сказки и стихотворения; пересказывать небольшие произведения; называть окружающие объекты, их свойства, качества и действия; задавать малышу вопросы. В семье, где родители предпочитают молча уткнуться в смартфон или компьютер, ребенок не чувствует необходимости в речи и не говорит;
  • Стресс. Сюда относятся как жестокое обращение с ребенком, так и чрезмерная опека и лишение его самостоятельности. Детям из асоциальных семей задержка речевого развития свойственна в первую очередь;
  • Тяжелая психическая травма, полученная в раннем возрасте. Это может быть как, казалось бы, небольшой испуг от лая собаки, так и крики, и скандалы взрослых, прием родителями наркотиков и алкоголя, оставление ребенка надолго в одиночестве, в темноте, без помощи взрослых.

Лечение задержки речи у ребенка 2 – 3 лет

Итак, если вы определили, что развитие речевых навыков вашего малыша ниже заявленных норм, необходимо обратиться к специалисту. Самостоятельно исправить ситуацию, не обладая нужными профессиональными навыками, не удастся. Сомнительные методики неизвестных псевдоспециалистов из Интернета тоже не помогут.

Важно понимать, что задержка речевого развития напрямую влияет на формирование мыслительных способностей человека, поэтому необходимо как можно оперативнее обратиться к хорошему врачу. Чем скорее это будет сделано, тем ниже вероятность осложнений в дальнейшем развитии малыша. Отложив решение проблемы на потом, вы рискуете обречь ребенка на отставание в развитии, сложности школьного обучения, и как следствие – перевод в коррекционную школу.

К какому врачу обращаться?

  1. Педиатр – в первую очередь стоит посетить педиатра, наблюдающего вашего ребенка. Он проведет осмотр малыша и определит, к какому узкопрофильному специалисту необходимо обратиться.
  2. Сурдолог – специалист, занимающийся диагностикой и лечением заболеваний, связанных с органами слуха.
  3. Оториноларинголог или, проще говоря, лор – медицинская специальность, направленная на лечение и профилактику заболеваний системы ухо – горло – нос – голова – шея. В случае проблем с речью врач поможет установить, есть ли связь с нарушениями в работе артикуляционного аппарата. Например, короткая подъязычная уздечка существенно усложняет у детей произношение многих звуков. После осмотра и аудиограммы врач сделает выводы и, возможно, направит к иному специалисту.
  4. Логопед – специалист, напрямую занимающийся устранением нарушений речи у детей и взрослых. Он проведет тестирование и определит - каков уровень развития и непосредственно речи малыша. Возможно, для уточнения диагноза он отправит вас к психоневрологу.
  5. Логопед-дефектолог – врач, работающий с проблемами речи именно у детей.
  6. Невропатолог – определит, не связана ли задержка развития речи с нарушением функций головного мозга или центральной нервной системы. Квалифицированный специалист после ряда процедур быстро определит - есть ли проблемы по его профилю.
  7. Детский психолог – специалист, оказывающий психологическую помощь родителям и детям. Если все прочие варианты уже «отпали», а причина так и не найдена, то отправляют и к этому специалисту (либо к психиатру). Вполне возможно, что все гораздо проще, чем думает паникующая мама.

В комплексную диагностику обычно входит осмотр и возрастное тестирование (прим. - по шкале Бейли, раннего речевого развития, денверский тест), определение моторики лицевых мышц, проверка понимания/воспроизведения речи, а также ЭКГ и МРТ, кардиограмма и др.

Основные методы лечения

  • Микротоковая рефлексотерапия – разрешена для использования для детей с 6 месяцев. Представляет собой воздействие слабого электрического импульса на нейрорефлекторные зоны и области головного мозга, связанные с восприятием и формированием речи (есть ряд противопоказаний);
  • Магнитотерапия – аналогичная методика, при которой воздействие осуществляется при помощи низкочастотных постоянных или импульсных магнитных полей;
  • Лекарства – назначается неврологом или психиатром на основе индивидуальной схемы лечения. В большинстве случаев используют ноотропные лекарственные средства для питания нейронов мозга и активизации зон, отвечающих за речевую деятельность: лецитин, когитум, нейромультивит, кортексин и др. Эти препараты имеют множество противопоказаний и побочных эффектов, поэтому лечение ими нужно согласовывать с узким специалистом;
  • Работа с логопедом-дефектологом – ориентирована на развитие мелкой моторики, правильной работы артикуляционного аппарата и развитие мышления;
  • Логопедический массаж – весьма эффективная процедура, во время которой происходит воздействие на конкретные точки мочек ушей и рук, щек и губ, а также языка ребенка, что способствует облегчению произношения. Наиболее эффективными считаются методики массажа по Дьяковой, Краузе и Приходько.

Альтернативные методы лечения

  • Остеопатия нетрадиционный метод воздействия на биологически активные точки на теле ребенка, направлен на регенерацию функций центральной нервной системы и головного мозга;
  • Иппотерапия – метод лечения при помощи езды на лошадях и общении с животными;
  • Дельфинотерапия – лечение с помощью ультразвуковых колебаний, воспроизводимых дельфинами и благотворно действующих на головной мозг человека (купание с дельфинами);
  • Музыкотерапия – психотерапевтический метод, использующий музыку для решения психологических проблем;
  • Арт терапия – способ терапии, использующий в качестве лечебного средства творческую активность;
  • Работа с детским психологом – необходима в случаях, когда задержка речевого развития обусловлена неблагополучной обстановкой в семье, психологическими травмами ребенка;
  • Домашнее развитие речи – комплекс игр, гимнастики и других занятий, ориентированных на прогрессирование речи и выполняемых в домашних условиях.
  • И, конечно, упражнения, которые нужно будет выполнять дома.

Занятия и игры с ребенком в домашних условиях

Как бы усиленно не работали с малышом узкопрофильные специалисты, используя самые эффективные методики, возлагать надежды исключительно на специалистов не стоит и львиная доля работы ляжет на плечи родителей. Важнейшую роль в устранении задержки развития речи играют регулярные ежедневные занятия с ребенком дома.

Развитие мелкой моторики

Педиатры и неврологи твердят родителям о чрезвычайной важности развития мелкой моторики чуть ли не с самого рождения ребенка. Мелкая моторика действительно тесно связана с развитием речи (центр мозга, отвечающий за моторику, граничит с центром, что отвечает за речь). Наиболее действенные упражнения – игры с просеиванием и пересыпанием круп, бисера, поиск игрушек, «утонувших» в крупе и т.п.; рисование пальцами; плетение косичек; пальчиковый театр; игры с конструкторами, лепка из пластилина или теста,

Беседы по картинкам

Подойдут книги по возрасту с большими и яркими изображениями. Либо расклеенные по дому рисунки любого размера с изображением людей, животных, овощей и фруктов, транспорта, игрушек, сказочных персонажей. Стимулируйте ребенка к речи, задавая ему вопросы формата «Кто это?» или «Что это?», «Что он делает?», «Какой он?» и т.п. Рассказываем ребенку о каждой картинке МЕДЛЕННО (дети читают по губам). Ежедневно находите повод обсудить несколько картинок – расскажите забавный эпизод, связанный с изображением, предложите соревнование, кто быстрее найдет на картинке какое-либо животное и т.д. Рисунки нужно менять еженедельно.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Артикуляционная гимнастика

Какой ребенок не любит покривляться? Организуйте соревнование на лучшую страшную или забавную рожицу, проверьте, кто дальше вытянет губы, достанет языком до носа. Задействуйте зеркало или камеру. Потренируйтесь улыбке, чем она шире, тем проще произнести букву «ы». Малыш будет в восторге, даже не заметив, что выполнил комплекс артикуляционной гимнастики. Сегодня на эту тему предлагается масса книг-руководств - выбирайте свою. Гимнастика для мышц лица крайне важна!

Чтение

Один из важнейших аспектов всестороннего и гармоничного развития малыша любого возраста. При задержках формирования навыков речи необходимо активно вовлекать малыша в процесс чтения, просить повторить небольшие стишки, загадывать загадки, разучивать скороговорки и потешки для самых маленьких. При прочтении сказки останавливаться для того, чтобы задать крохе несколько вопросов формата «Как зовут главного героя?», «Мишка добрый или злой?», «Почему зайка убежал от волка?» и т.д. Пробуйте пересказать небольшие эпизоды произведения или разыграть мини-спектакль по ролям. Читайте как можно больше, чаще и с выражением. Малыш должен быть активным участником вашей сказки или стихотворения. При прочтении коротких стишков давайте возможность своему крохе окончить фразу.

Танцы и песни

Музыка – прекрасный инструмент для развития областей мозга, отвечающих за речь. Слушайте детские песенки, разучивайте и пойте самые любимые. Придумайте ритуальные песни перед сном, обедом или прогулкой. Укладываясь спать, обязательно спойте колыбельную куклам, плюшевым игрушкам или машинкам. Обязательно танцуйте с ребенком, задействовав не только руки и ноги, но и двигая пальчиками и строя гримасы.

«Непонимание» жестов ребенка

Если ваш ребенок разговаривает с вами жестами мягко и ненавязчиво давайте понять ребенку, что вы не понимаете его жестов-просьб и просите озвучивать словами свои желания.

Учите малыша «кривляться»

Можно устраивать конкурсы дома - на лучшую рожицу. Пусть кроха растягивает губы, щелкает язычком, вытягивает губы трубочкой и пр. Отличная зарядка!

Зарядка для языка

Мажем губки крохи вареньем или шоколадом (площадь должна быть широкой!), а малыш должен эту сладость слизать до идеальной чистоты.

Логопедические игры

Их количество и вариации ограничены только вашей фантазией. Имитируйте голоса зверей и птиц, разложите вокруг ребенка игрушки-животных и поговорите на их «языке». Отличное упражнение – мама произносит звук («ку-ка-ре-ку», «га-га-га», «мяу-мяу»), а кроха угадывает, какое это животное.

ТОП-5 игр от логопеда, которые помогут ребенку заговорить и развивать свою речь

Лучшие упражнения для речевых мышц - делаем вместе с мамой!

  • Имитируем голоса животных! Расставляем плюшевых зверей вдоль стены и знакомимся с каждым из них. Важное требование - только на их «языке»!
  • Учимся улыбаться! Чем шире улыбка, чем активнее мышцы лица, и тем проще говорить букву «ы».
  • Берем 4 музыкальных игрушки , по очереди «включаем» каждую, чтобы ребенок запомнил звуки. Затем прячем игрушки в коробке и включаем по одной - малыш должен отгадать, какой инструмент или игрушка звучала.
  • Угадай, кто! Мама издает звук, который ребенок знает (мяу, гав-гав, жжж, кукареку и пр.), а малыш должен угадать, чей это был «голос».
  • Укладывайте игрушки спать каждый вечер (да и дневной сон куклам тоже не помешает). Перед сном обязательно пойте куклам песенки.

Развитие речи – это в первую очередь результат серьезного родительского контроля и взаимодействия с ребенком. Даже достаточно сильное торможение психоречевого развития вполне исправимо в возрасте до 5 – 6 лет, поэтому постарайтесь заняться этим вопросом как можно скорее. После 6 лет вероятность излечения составляет всего лишь 0,2 %. Если вы запустите процесс, и ребенок не заговорит до 7 лет, то шансы на полное выздоровление равны нулю.

3 лайфхака как развить речь ребенка. Развиваем речь ребенка. Лайфхаки от логопеда Ольги Сахаровской

Как играть, чтобы развивать речь (логопед Татьяна Ланская)

Если ребенок не говорит, то с ним нужно не просто заниматься, а активно играть. В этом видео я расскажу о том, как лучше организовать игру с ребенком, чтобы она принесла как можно больше не только пользы, но и радости как родителям, так и ребенку. Так же вы узнаете, зачем играть, в какие игры лучше играть, чтобы развивать речь, правила игры, как сделать игру речевой, и почему взрослым сложно играть с ребенком. Видео поможет и тем, кто хочет играть со своим ребенком, но не знает, как лучше. А также тем родителям, которые заставляют себя играть со своим малышом.

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!