На детской площадке мамы только и успевают хвастаться достижениями своих малышей. У одной уже стишки наизусть рассказывает, у другой чуть ли не книжки читать начал, а у третьей, страшно сказать, – даже иностранные слова запоминает. И это такой-то кроха, которому еще и трех лет не исполнилось. Вы в этом щебетании участия не принимаете, наоборот, стараетесь избегать всяческого общения с другими родителями. Вам стыдно и неловко, ведь ваш ребенок не то что стихи еще не рассказывает – он даже говорить до сих пор не начал. И это в его три года! В общем, вы чувствуете горечь и обиду, а еще вам очень жалко своего молчаливого кроху. Вам хочется ему помочь, но вы не знаете как. И это бессилие вас угнетает.
В настоящее время дети-молчуны встречаются гораздо чаще, чем еще каких-то пару десятков лет назад, равно как и гиперактивные дети. Спросите: какая между ними связь? Ответим: самая прямая. Чем активнее ребенок, тем больше соблазнов он находит в окружающем мире, тем меньше он себе оставляет возможностей изучать этот мир вербально. Как свидетельствует современная статистика, сегодня многие дети начинают говорить ближе к трем с половиной годам, так что трехлетний рубеж не показатель. Впрочем, это не повод расслабляться. Наоборот, вы четко должны знать все причины, по которым ваш малыш может молчать.
Еще бытует мнение, что ребенок должен развиваться в среде своих сверстников, мол, стоит только отдать его в детский сад, как проблема задержки речи начинает решаться сама собой. В этом утверждении есть доля истины, но только доля, потому как надеяться на чудо по имени «само собой» не стоит. Лучше все-таки, разобравшись в возможных причинах молчания ребенка, приступить к активному решению проблемы.
Допустим, вы с ребенком уже посетили отоларинголога, дефектолога, психолога и даже психиатра. На ваше счастье, доктора не обнаружили в развитии малыша никаких патологий. Значит, настал черед ваших личных активных действий. Итак, что может помочь ребенку заговорить?
Безусловно, универсальных рецептов не существует. Развитие каждого ребенка – процесс сугубо индивидуальный. Кто-то начинает общаться уже в полтора года, а кому-то для становления речи и трех лет не хватает. Конечно, для того чтобы разговорить молчуна, потребуется немало терпения. Но однажды он вознаградит ваши усилия. И тогда вы с гордостью сможете рассказывать о достижениях своего ребенка не только на детской площадке.
Всякий ребёнок развивается в своём собственном индивидуальном ритме, поэтому совершенно неудивительно, что один малыш способен в три года выдавать яркие перлы, другой же трёхлетка отмалчивается.
Однако в логопедии и коррекционной педагогике всё же существуют определённые нормативы и инструментарии, которые позволяют оценить уровень коммуникативного развития, выявить факторы задержки речевого развития.
Прежде чем приступить к формированию и совершенствованию речи у детей, важно понять, почему трёхлетний ребёнок не говорит и что стало причиной подобного молчания.
Процесс формирования речевых навыков начинается с новорождённости, идёт непрерывно и завершается в среднем к пяти-семи годам, дальше происходит активное совершенствование всех основных сторон речи. Важнейший, сенситивный период речевого развития включает временной промежуток с годика до трёх-четырёх лет, когда происходит пополнение пассивного и активного словаря, а ребёнок понимает основные принципы родного языка.
В целом же специалисты выделяют несколько этапов в становлении речевых умений:
Конечно, такое разделение считается достаточно условным, поскольку становление речи не имеет чётких временных границ. Однако подобная этапность позволяет понять важность становления речевых умений в раннем и дошкольном возрасте, так как именно в первые этапы закладывается языковая база, которая в дальнейшем будет только пополняться.
Чаще всего «неговорящим» трёхлетним детям медико-психолого-педагогическая комиссия ставит диагноз «задержка развития речи» (ЗРР). Ключевым словом в этом понятии является именно «задержка», которая подразумевает определённое отставание, а не нарушение в формировании речи. Под ЗРР понимают качественное и количественное недоразвитие словаря, низкий уровень сформированности экспрессивного языка и отсутствие у малыша связных предложений.
Читайте также: Особенности адаптации первоклассников к школе
Чаще всего отставание в формировании речевых умений связано с задержкой в созревании особых участков коры больших полушарий, недоразвитием артикуляционного аппарата или сенсорной депривацией. Последний нюанс, кстати, возможно отметить к концу периода новорождённости, когда ребёнок должен сосредотачиваться на голосе значимого взрослого человека. Если малыш не поворачивает головку в сторону звуков, можно предположить наличие проблем со слухом.
В большинстве случаев задержка речи – преходящее психофизиологическое явление. Обычно подобный диагноз специалисты снимают, когда ребятишкам исполняется 5 лет, так как в этом возрасте они по многим параметрам приближаются к уровню развития своих ровесников.
Если трёхлетний малыш «отмалчивается», не нужно паниковать и делать далеко идущие выводы, однако и отмахиваться от проблемы также не следует. Необходимо отыскать конкретную причину, которая чаще всего скрывается или в анатомо-физиологических особенностях речевого аппарата, или в психосоциальных факторах развития ребёнка.
Причиной того, что трёхлетний ребёнок плохо говорит или вообще предпочитает молчать, часто становится повреждение или недоразвитие языковых областей в головном мозге и задержанное развитие периферического артикуляционного аппарата.
Провоцирующими факторами подобных нарушений и задержек являются:
Читайте также: Развитие речи по методике Марии Монтессори
В отличие от предыдущих (внутренних) причин задержанного речевого развития, психосоциальные (внешние) факторы связаны с условиями проживания ребёнка и особенностями его воспитания. К недоразвитию речи могут привести:
Обычно вышеперечисленные вредоносные факторы сочетаются, ещё более усугубляя ситуацию. Поскольку ранний возраст – сенситивный период в становлении речи, то почти каждое тяжёлое заболевание может осложнить формирование речевых навыков. Кроме того, само недоразвитие речи «паровозиком» тянет за собой задержку в формировании прочих психических процессов.
Если малыш в три года не говорит, следует обязательно уточнить причину подобной ситуации, пройдя полное медико-педагогическое обследование. Родителям следует показать ребёнка следующим специалистам:
Если диагноз ЗРР подтвердится, специалисты предложат родителям комплексное решение этой проблемы, которое включает медикаментозные, психолого-педагогические и коррекционные методики.
В некоторых ситуациях врачи выписывают детям ноотропы, которые в народе называют «говорунчиками», к примеру, Кортексин. Они призваны активизировать речевые зоны и ускорить формирование языковых умений. Однако не все медики согласны с таким подходом, в частности доктор Комаровский выступает против повсеместного использования «таблеток для мозга».
Обязательны и педагогические методы борьбы с речевой задержкой. Так, специалисты рекомендуют планомерно и последовательно развивать у ребёнка тонкую моторику через массаж, пальчиковую гимнастику, игры с различными материалами (глина, пластилин, песок, крупы, солёное тесто).
Первые фразы ребёнка становятся запоминающимися моментами в жизни. Помимо этого, развитие речи является подтверждением нормального психологического и физиологического развития малыша. Однако все чаще в нашем мире фиксируются случаи, когда ребята не овладевают умениями коммуникации даже до школьного возраста. Почему такое происходит? Что делать, в случае если малыш в три года не говорит? Мы дадим ответ на данные и прочие вопросы, затрагивающие опоздания речевого развития.
Часто родители задают вопрос о том, в каком же возрасте детки начинают разговаривать? Процесс развития речи наступает практически с появления на свет и заканчивается приблизительно в 4 года, если ребёнок уже может произносить все звучания родимого языка, а, кроме того, составлять фразы и создавать складные предложения. Позднее происходит модернизация существующих коммуникативных умений и увеличение словарного запаса. В специальной литературе выделяют такие этапы развития речи:
Почему есть задержка в развитии речи у малыша? Причины такого состояния можно разбить на следующие категории:
Так, в случае если малыш в три года слабо разговаривает , необходимо провести исследование ребёнка на существование разных болезней. С целью установления факторов ЗРР имеются разные исследования и диагностические технологии, что применяют, опираясь на возраст деток и анамнез.
Ребёнок не говорит в 3 года? Почему? Причины могут иметь также и психологический характер. Плохая ситуация в семье, частые размолвки, невежливое взаимодействие старших с ребёнком, наказания могут послужить причиной к тому, что ребёнок «замкнётся» в своём уютном мире. В этом случае потребность в коммуникации с окружающими у крохи уменьшится либо совершенно пропадёт. Неправильное развитие также может послужить причиной к этому, что малыш просто не будет нуждаться в общении.
Исполняя все желания ребёнка по первому призыву, не предоставляя малютке шанса лично постигать мир и высказывать собственное мнение, не в меру внимательные отец с матерью оказывают собственному чаду медвежью услугу . Ребята, пребывающие под чрезмерной опекой старших, не видят надобности в общении - ведь их и так хорошо понимают. Притом, чем старше малыш, тем труднее урегулировать сложившуюся проблему.
Если ребенок 3 года не разговаривает , эксперты могут установить нерадостный диагноз - ЗРР (задержка речевого развития). Самостоятельно установить подобную проблему неосуществимо, так как для этого необходимо многокомпонентное исследование. Так, эксперты осуществят исследования и тесты для установления физиологических патологий, расценят объем словаря, выговаривание, реакции на внешние раздражители, обусловят психическое состояние крохи. При обнаружении каких-либо тяжёлых отклонений диагноз ЗРР медики могут установить даже годовалому малышу. Если в период обследования были доказаны ненормальные отличия в развитии малыша в таком случае эксперты информируют родителей о задержке психоречевого развития (ЗПР).
Многие отец с матерью, если их ребенок не разговаривает в 3 года, поясняют это тем, что ближайшие родные крохи тоже поздно произнесли собственные первые фразы и «ничего, как-то выросли». К сожалению, такого рода случай говорит только лишь о том, что у ребёнка есть генетическая склонность к ЗРР . Необходимо помнить, что чем ранее начать коррекцию речи, тем выше успех такой работы.
Поэтому раннее выявление признаков и своевременное обращение к профессионалам может напрямую сказаться на последующей жизни ребёнка. В случае если малыш до 4 лет не разговаривает, факторами для призыва к доктору могут становиться следующие условия:
Родители жалуются: «Ребёнку 3 годика - и он не разговаривает». Что же делать в таком случае? В первую очередь нужно установить причину состояния . Для этого понадобится прибегнуть к таким специалистам, как:
На сегодняшний день в нашем государстве задержку развития речи лечат при помощи разных способов. Например, это такие методы:
При постановке ЗРР довольно часто назначается лекарственное лечение . Используют препараты для активации речи и полушарий мозга - «Кортексин», «Нейромультивит» и прочие. При обнаружении заболевания психики, назначаются медикаменты, исправляющие это положение. Также для возбуждения «речевых центров» доктор может назначить физиотерапию.
У отца с матерью появляется проблема о том, как обучить малыша говорить в 3 года? Можно употреблять педагогические способы устранения. В первую очередь необходимо уделить внимание процедурам для формирования мелкой моторики. Так как исследованиями была подтверждена связь между перемещениями пальцев рук и активацией головного мозга, что отвечают за разговор. В коррекционной работе используют много разных интересных игр, сориентированных на формирование мелких движений , к примеру, такие как:
К педагогическим способам, кроме упражнений для формирования мелкой моторики, причисляют следующие методы:
Родители жалуются: «Ребёнку 3 года, слабо разговаривает. Что делать?» В этом случае педагогический способ является более действенными для решения такой трудности. Однако вот, если ребёнок говорит фразы себе под нос и плохо выговаривает звуки, то здесь понадобится профессиональная поддержка логопеда либо дефектолога.
К такой группе способов формирования речи причисляются логопедические и коррекционные занятия . Это намеренно разработанные мероприятия, нацеленные на предотвращение обнаруженного недостатка. Ведутся подобные занятия грамотными логопедами либо дефектологами. Отмеченные эксперты используют разные методики коррекции речи в связи от возраста, диагноза и уровня ЗРР, в частности, такие как:
Несмотря на разнообразие профессиональных способов, главную роль в формировании речи малыша играет обстановка в семье . Ежедневное взаимодействие родных взрослых с крохой, бесспорно, существенно повысит результативность специальных средств коррекции. Вот несколько простых советов для отца с матерью:
Если малыш не разговаривает в 3 года - это не приговор, а причина подумать над факторами подобного состояния. При оперативной организации коррекционной работы, а, кроме того, подходящем воздействии семьи, ребёнок вполне может догнать собственных сверстников по степени речевого развития, становится активным коммуникативным соучастником социума. Полезные рекомендации:
Теперь вы знаете причины и способы решения трудности, в случае если дитя мало либо плохо говорит в 3 года. Непременно проконсультируйтесь у профессионалов, поменяете образ общения с дочкой и сыном. Терпение и любовь к малышу могут помочь поправить обстановку.
Моя дочь поздно начала говорить…
Листаю сейчас ее упитанную потрепанную медицинскую карточку, которая много лет пролежала у меня в шкафу. Записей много, каждый месяц – отчет патронажной сестры, в котором говорится, что девочка развивается в соответствии с возрастом. Вот выдержка из записи в 9 месяцев: «Общее состояние удовлетворительное. Девочка активная. Ходит, держась за опору (самостоятельно она пошла в 1 год 2 месяца), говорит «ма-ма», ба-ба», «дай», «на», играет игрушками, самостоятельно пьет из чашки». В годовалом возрасте – «говорит отдельные слова, гуляет достаточно. Массаж проводят, купают ежедневно».
До трех лет лексикон ее почти не пополнялся, она продолжала говорить отдельные односложные слова. Ребенок не разговаривает в 3 года что делать?
В три года и 9 месяцев моей дочери поставили диагноз «задержка речевого развития».
Нам даны рекомендации:
Ко всему этому прибавилось заикание в остром периоде. Я почему-то не очень встревожилась из-за диагноза «задержка речевого развития», так как была уверена в своем ребенке – с умственным развитием у нее все в полном порядке.
В это время у меня уже была еще дочь и мы ожидали третьего ребенка (они родились с разницей в один год), и я с ними уехала к бабушке в другой город. Папу оставили дома одного.
В гостях у бабушки моя дочь без видимых внешних причин испугалась собственной тени. Дома невозможно было включить лампу, а на улице не должно быть солнца. Врачи отметили у нас синдром гипервозбудимости. На руках или в коляске доченька вела себя весело и непринужденно, но при малейшей попытке поставить ее на землю начинала поджимать ноги и кричать. Невропатолог посоветовал смоделировать какое-то радостное событие для ребенка. После не очень долгих размышлений мы вызвали нашего папу (пока нас не было, он успел сдать экзамены и поступить в институт). Договорились о времени приезда и ожидали его на улице, дочь была у меня на руках. Ей мы ничего не говорили о приезде папы, просто гуляли, как обычно. Когда она увидела папу, то сама выскользнула из моих рук и бросилась к папе. Больше она ни разу даже не вспомнила о своих страхах, которые не отпускали ее в течение двух недель.
Ребенок 3 года не говорит что делать? Дома мы перевели дочь в логопедический садик, и жизнь пошла своим чередом. Врачи беспокоились больше меня. Я не на шутку встревожилась, когда в пять лет мне предложили начать оформление в специальную школу для умственно отсталых детей. На нас началась самая настоящая атака – нас вызывали в больницу, в дом народного образования на разные комиссии, пошли угрозы с какими-то наказаниями в случае неявки.
Я водила всех детей в детскую школу искусств, где они занимались танцами, рисованием и английским языком – школа нам нравилась. Дочь даже выучила небольшое четверостишие по-английски, которое впоследствии спасло нас от спецшколы. Я пришла на одно из заседаний комиссии народного образования, и там мы договорились – чтобы освободиться от нападок врачей и педагогов, мне нужен был вердикт психиатра. К психиатру мы сходили. К сожалению, у меня не сохранился текст его вердикта, но он был в нашу пользу. Это был первый человек, который выслушал меня, а затем пообщался с дочерью. Довольно длительное время играл с ней, спрашивал по картинкам, а когда он попросил что-нибудь рассказать, если захочет, дочь выдала ему простейшее стихотворение на английском языке. После этого он написал нам свой вердикт. Он так и не мог понять, для чего нас к нему направили. Нас должен наблюдать и лечить логопед. Эту бумагу мы с гордостью отнесли на комиссию. Больше нас не беспокоили.
У логопеда мы прошли курс лечения, от заикания почти избавились. Но говорить предложениями так и не научились. Дома мы с ней занимались ежедневно. Стимулом к началу занятий был кусочек гематогена, который я давала дочери до и после занятий. У нее уже выработался рефлекс: после гематогена – занятия. Занятия проходили в игровой форме. Играли мы во «времена года» , играли в слова , читали цифры и делали много чего еще. Она все делала замечательно, полностью справлялась с заданиями, но говорить сложные слова или предложения отказывалась. Повторяла все слоги, выговаривала все звуки, но не могла соединить два разных слога. В один прекрасный день я готовилась к занятиям, как обычно (дочь уже должна была подготовить место для занятий), она подошла ко мне и сказала: «Мама, дай гематоген»… У меня брызнули слезы из глаз, и на мой немой вопрос она продолжила: «пожалуйста». Эту сцену дочь, естественно, помнит до сих пор. Видимо, у нее что-то щелкнуло, и она заговорила. Правда, одна проблема все же осталась – дочь с задержкой отвечала на вопросы, то есть она долго не могла начать говорить. Что-то ей мешало, а ведь скоро в школу. Тогда я пошла к учительнице и поговорила с ней.
Со школой нам крупно повезло: учительница оказалась замечательной. Я очень ей благодарна за внимание и терпение к моему ребенку. Весь первый класс она задавала вопрос или давала какое-то задание дочери в начале урока, а в конце урока вызывала ее к доске и слушала ответ. Начальную школу она закончила на «отлично». В старших классах у нее открылась тяга к чтению и заучиванию наизусть больших стихотворений. Первым было стихотворение Александра Блока «Скифы». Потом она уже искала стихотворения подлиннее и на уроках литературы выручала весь класс долгим красивым чтением. После школы она пыталась поступить в университет на филологический факультет, но не прошла по конкурсу. Выучилась в училище на оператора ЭВМ, затем в техникуме на бухгалтера. Проработала несколько лет, а вот учебе в институте помешало рождение детей. Думаю, она все-таки поступит в институт, потому что очень любит вкладывать силу, деньги и время в обучение. У нее уже три красных диплома (музыкальная школа, училище, техникум и много всяких свидетельств). Она их коллекционирует.
С детских лет моя дочь была очень самостоятельная. В три года она сама ходила в детский садик, пока я кормила и одевала ее сестренку. Садик был во дворе. Из соседнего дома у подруги окна выходили во двор и она комментировала каждый шаг дочери. В 4 года она ходила сдавать кровь из пальчика в детскую поликлинику. В 5 лет она уже самостоятельно водила сестру и брата для сдачи крови. Детская поликлиника была в пристрое к соседнему дому. В первом классе она записалась в музыкальную школу по классу гитары, успешно ее закончила. В 20 лет приняла решение бросить все и уехать в Эстонию.
Сейчас у нее семья: любимый муж и четверо маленьких детишек – два мальчика и две девочки. Она очень любит с ними заниматься. С речью у них все в порядке. Играет на гитаре и выступает со сцены вместе с мужем.
Напоследок хочу обозначить моменты, которые нельзя делать ни в коем случае, за которые мне сейчас стыдно, но я поняла это не сразу. Я это испытала на собственном опыте, все это пережила и может быть кому-то пригодятся мои советы, как нельзя вести себя с «проблемным» ребенком.
Многие родители, а особенно мамы, переживают за своих малоговорящих и совсем не говорящих детей. Эта проблема заставляет их обращаться к различным специалистам в области логопедии и тратить деньги на лечение.
Перед тем как рассмотреть проблему, хочу привести в пример один случай, который мне рассказала моя знакомая. Это и смешно, и удивительно. Все-таки как дети могут приятно радовать и поражать окружающих.
Мальчик, назовем его Вова, как-то с мамой собирался на прогулку. Он не разговаривал вообще, в свои-то 4 года. Ни «папа», ни «мама» - ничего. И тут мама, которая сама одевалась в коридоре, слышит от своего сына: «Мама, завяжи мне шнурки». Четко и ясно. Представляете удивление и шок мамы? Да, бывают и такие случаи.
Теперь, давайте поговорим о проблеме. Почему дети в три года не разговаривают.
На речевую дисфункцию может повлиять множество причин
Внутриутробная патология. Перенесенные матерью болезни во время беременности могут повлиять на развитие ребенка в общем, не только в речевом плане. Кислородное голодание мозга (что произошло у меня за 2 недели до родов - подтекание околоплодных вод) так же могут привести к нарушениям речи в дальнейшем.
Преждевременные роды и сложности. Думаю, все знают какие могут быть последствия преждевременных родов. Кроме того, обвитие пуповиной, неправильное положение плода, длительные роды - все это влияет на ребеночка в будущем. Дай бог, чтобы последствия не были крайне тяжелыми.
Неврологические нарушения вытекают из вышесказанного. Патологии плода во время беременности и сложные роды, ведут к образованию у ребенка серьезных неврологических отклонений.
Мне очень жаль таких деток. Как-то я попала в неврологическое отделение с Машей, нам ставили ДЦП легкой формы под вопросом, но после осмотра врача сняли. И я не медля поехала обратно домой, потому что больно было находиться в такой обстановке...
Наследственность.
Если мама, папа, бабушка или дедушка поздно начали разговаривать, не удивительно, что ваш ребенок последует примеру своих родственников.
Перенесенные тяжелые заболевания
в первые годы жизни так же влияют на развитие речи у детей. Знаю историю, когда ребенок, перенесший в младенчестве несколько операций под наркозом, вообще перестал гулить и развиваться.
Неблагоприятная социальная атмосфера в доме очень часто приводит к замкнутости ребенка. И в последствии к задержке в речи.
Как было у нас
Кто читал мой топик знает, что у моей дочки есть особенности, а точнее, мы немного отстаем в развитии в отличии от сверстников.
Дети моих подруг в нашем возрасте уже разговаривают предложениями и активно задают вопросы.
Дочка гулила, как положено для малышей. Мы радовались и воображали, как она вырастет и будет щебетать. Я очень часто представляла себе момент, когда дочке будет примерно 5 лет и у нее начнется «вопросный» период, который так иногда утомляет многих родителей.
Мой ребенок сразу приобщился к огромному количеству книг. Ей всегда нравилось рассматривать красочные страницы и слушать стихи. Именно это увлечение, как мне кажется, помогло нам разговаривать в будущем.
Так же я водила дочку на занятия в реабилитационный центр, где Маша занималась с психологом, логопедом и специальным педагогом.
Еще очень важно общение с другими детьми. Был период, когда дочка отстраненно себя вела с другими малышами и на площадках всегда наблюдала. Но со временем контакт наладился и дочка теперь тянется к другим деткам. Особенно ей нравится проводить время со своей двоюродной сестричкой Дашей, которой 8 лет.
Маша в свои 3,5 года знает много слов, разговаривает фразами, но не предложениями. Просится на горшок, просит и есть. И знаете, я очень этому радуюсь, потому что могло быть и хуже.
Мой одноклассник
Мальчик, с которым я училась в одном классе, не разговаривал до 5 лет! Но потом резко заговорил, как тот мальчик с мамой в прихожей. Мне кажется, что тут очень важен психологический аспект.
Может, в семье были какие-то ссоры между родителями, или ребенок перенес какой-то стресс или страх, который мешал ему заговорить.
Или просто он не хотел разговаривать. Знаю это по Маше. Спрашиваю ее «Какой цвет?», она хитро улыбается и молчит. По заказу ничего не получится из нее вытянуть, очень редко. А бывает болтает так, что и не остановить.
Как помочь молчуну
Первое и самое главное - разговаривайте с ребенком. Проговаривайте все действия, рассказывайте ему что вы видите на улице, задавайте вопросы. Даже если ребенок не отвечает, все равно показывайте ему, что вы с ним общаетесь.
Помогите ребенку связывать слова в словосочетания и предложения. Назовите предмет, спросите какого он цвета, формы, зачем он нужен.
Читайте книжке и занимайтесь по логопедическим доступным материалам. Для этого есть элементарный Интернет. Я для таких целей купила специальную литературу и стараюсь заниматься с дочкой. Правда, честно признаюсь, по книжкам у нас в основном бабушка. Маша сама к ней приходит в комнату и несет книжки.
Пересказывайте ребенку чем вы занимались на протяжении всего дня и что вы будете делать на прогулке. Маша очень любит ездить в метро. Перед выходом на улицу, я ей рассказываю к кому мы поедем, на чем и т.д.
Общайтесь с ребенком, помогайте ему и тогда результат ваших трудов не заставит себя ждать.
Чтобы получать лучшие статьи, подпишитесь на страницы Алимеро в ,