Приучение к горшку после 2 лет. Чтобы ребенок полюбил процедуру пользования горшком. Друг мой – горшок: особенности приучения детей разных возрастов

22.04.2019

Здравствуйте читатели! Сегодня хочу затронуть очень важную тему Как приучить ребенку к туалету. Недавно я сама второго ребенка приучала ходить на горшок. Ох, скажу трудное это дело, но слава богу этот атрибут мы теперь любим!

С каждым днем наши малыши взрослеют, и поэтому родители начинают задумываться о том, а не пора ли нам научить ребенка ходить на горшок. Как это сделать быстро и легко, особенно когда ребенок отказывается ходить на него. Давайте разбираться.

По опыту и по общению с другими мамочками могу сказать, что все начинают готовить ребенка к этому делу по разному. Кто-то делает это, когда ребенку еще меньше одного года, кто-то начинает приучать после года или после 1,5 лет.

Как и когда нужно приучать к горшку?

Чисто из своего опыта могу сказать, что я приучала детей после 10 месяцев.

А вообще нужно сначала оценить в целом ситуацию, с психологической точки зрения. Как это сделать? Снимите с ребенка памперс, оденьте ему штанишки (трусики) не важно и дождитесь того момента, когда ребенок сделает свои дела. Потом с небольшой интонацией, скажите: «Ой-ой, кто это написел? Ай-ай!», только говорите это не напугав ребенка, просто спокойно, ргуть не в коем случае нельзя!

Посмотрите какая реакция будет у ребенка. Повторите эти действия в течение дня. Если вы увидите, что ребенок реагирует на ваши слова и как-то смущается или прячется, делает вид наказанного, показывает что испытывает дискомфорт, то это значит время пришло, чтобы приучить его к данному атрибуту.


Если же ребенок после ваших слов бегает, играет как ни в чем не бывало, то значит ему еще рано учиться садиться на горшок. Попробуйте данные действия произвести чуть попозже. У меня второй ребенок, не сразу осознал и понял, что ходить мокрым это плохо, и что ему не комфортно в таком положении. Его как будто эта мокрота устраивала. Но через некоторое время результат уже был.

Одно могу вам сказать с уверенностью, что этот процесс очень сложный и дооооолгий , потребуется много времени на то, чтобы ребенок осознал, что когда его садят нужно делать правильные действия. Поэтому наберитесь терпения, а также кучу штанишек, колготок, шортиков. У меня в день уходило от 15-20 штук бриджиков, когда я приучала к горшку.

Бывают такие ситуации, когда ребенок боится. Поэтому с приучением повремените. Не стоит приучать, когда ребенок болеет, или если ваша семья куда- либо переезжает.

Все дети индивидуальны, с первым я «мучалась» не так долго, в 1,2 год мы уже не одевали памперсы совсем, а вот со вторым ребенком — убрала совсем в 1,5 год.

Поверьте, главное не запускать это процесс и ежедневно приучать к горшку.

Если вы доверяете специалистам, то тогда начните приучать ребенка после 1,5 лет (18 месяцев) и даже к 2 годам. К этому времени ребенок спокойно может контролировать действия мочевого пузыря и кишечника. И у ребенка уже есть ряд навыков:

  • он может что-то сказать, или показать что он хочет (например, взять горшок);
  • понимает речь взрослого и в некоторых случаях пойдет на него, за что-нибудь обещанное;
  • чувствует, что он мокрый, и поэтому испытывает дискомфорт и мн. другое

Помните, что все мы индивидуальны и наши дети не исключение, осознанно ребенок будет ходить на горшок после 1,5 лет, никак не раньше. А до полутора лет, мы просто подносим его в нужное время, так сказать ловим этот самый момент.

Важно! Никогда не ругайте, не кричите на ребенка, если он сходил в штаны. Вы можете его напугать и ребенок будет в дальнейшем бояться. Если ребенок сделал дела туда куда нужно, обязательно погладьте его по голове и похвалите.

Очень важно, наблюдать за ребенком, за его поведением, потому что обычно дети падают какой-нибудь сигнал, например начинают крихтеть, или трогать штанишки, прятаться, замирать, тужиться — все это признаки того, что нужно улавливать такие моменты и быстро высаживать.

Предлагаю вам посмотреть видео «С какого возраста приучать ребенка к горшку», школа доктора Комаровского.

Мною был проведен опрос среди читателей блога и вот его результаты:


Советы о том, как выбрать удобный горшок для ребенка девочки или мальчика

В детских супермаркетах можно найти уйму детских горшков. Все они отличаются между собой материалом, формой, цветом, с картинкой или без.

Не нужно думать что если он розовый, то это для девочки, синий — мальчику. Лично у нас в семье три вида: синий, зеленый и розовый. Зеленый и розовый мои дети любят больше всего.

Единственно, что для малышек-девочек предподчтительнее выбирать атрибут круглой формы, для крепышей-мальчиков — овальной и чтобы впереди был небольшой выступ.

Общие советы, как выбрать горшок:

  • Он не должен быть выполнен из металла, т.к он будет холодным. Выбирайте модели из пластика.
  • Важно, чтобы горшок был устойчивым, поэтому не берите слишком маленький.
  • Существуют с крышками, подумайте нужна ли вам крышка? В принципе не нужна, если вы только часто путешествуете, то тогда выбирайте этот вариант с крышкой.
  • Не нужно покупать с моделями различных сказочных героев со звуками и мелодиями, это будет только мешать, отвлекать ребенка, а также ребенок будет относиться к горшку как игрушке, а не туалету.
  • Сзади обратите внимание должна быть спинка, хотя бы небольшая. Если ее нет, то не берите такой, ребенку будет неудобно и он будет постоянно заваливаться с него на пол.
  • Есть еще горшки-стульчики, типо маленький миниунитаз, выглядят прикольно, но моим детям он не пришелся по вкусу. Хотя знаю, что многие ходят только на такие стулья.


Вот наши два любимых красавца 😛


Как приучить ребенка ходить на горшок по методике доктора Комаровского в 1,5-3 года

Приучаем ребенка к горшку за 7 дней. Конечно никто не будет спорить с тем, что все родители, мамочки быстрее хотят приучить своего ребенка к горшку. Потому что это очень удобно, т.к меньше расходов семейного бюджета на памперсы, стирки штанов. Существует такая методика как быстро приучить ребенка за 7 дней. Но, важно, она подходит для детей, которым есть 1,5 года и больше.

Эта методика «Добровольный малыш»придумана Джиной Форд и поможет детям, которые умеют уже показывать элементарные навыки, такие как снять штанишки, слышать родителей и понимать смысл слов, т.е понимать о чем говорит родитель.

  • Первая рекомендация. После сна сразу же снимайте памперс с ребенка. И говорите, что ты уже стал такой большой, пора ходить на горшочек, мотивируйте. Если ребенок не сделал дело, то попробуйте чуть позже посадить. На горшочке отвлекайте ребенка, дайте ему игрушку, или сядьте вместе с ним, завлекайте чем-нибудь. Если же не получилось, не расстраивайтесь и не ругайте ребенка, просто имейте терпение, повторять эти действия каждый день. И все у вас получится! Проверено!
  • Вторая рекомендация. В следующий раз после того как ребенок поспал и вы сняли памперс, просто закрепите предыдущие действия. Важно! если вы сняли памперс, то вы его одеваете только тогда, когда малыш спит, в квартире, на улице он ходит без него. Не путайте ребенка, потому что если вы будете то одевать, то снимать, ребенок просто запутается и не поймет куда нужно делать это «дело».
  • Третья рекомендация. Обязательно хвалите каждый раз ребенка после удачного посещения.
  • Вот такие рекомендации, если все делать правильно, то можно буквально за неделю приучить ребенка к туалету после полутора лет. Действуйте, если вам уже 1,5 года и ваш ребенок до сих пор ходит в памперс!

Приучаем ребенка к горшку за 3 дня. Эта методика подойдет не всем. Бывают такие неожиданные ситуации, когда вам говорят, мы даем вам путевку в сад, через 2 недели можете посещать детское учреждение. Вау!!! А с другой стороны, как быть, ведь мой ребенок не ходит сам в туалет.

Эта методика подходит детям после 2 лет, да уж бывают такие дети, которые и после двух лет не ходят туда, куда нужно. На наших детских площадках таких детей очень много, увы и ах!

Существуют определенные признаки того, что ребенку пора ходить уже на горшок, итак перечисляю: ребенок может долгое время не писить, около 1-2 часов; не хочет одевать памперс, противится; ходит по большому примерно в одно и тоже время или в одно и тоже время суток(утро, день, вечер).

Если по всем признакам вы видите, что ваш малыш подходит, действуйте!

  • Первая рекомендация. Приобретите горшок, и объясняйте ежедневно ребенку, для чего он нужен.
  • Вторая рекомендация . Говорите ребенку, что все большие дети ходят на горшочек, а потом на унитаз. Ты ведь тоже большой.
  • Третья рекомендация. Примерно за несколько дней от убирания памперсов, проговаривайте ребенку, что скоро он не будет носить памперс, а будет надевать только штаны. Причем штаны должны быть новые и интересные (с рисунком, с любимым персонажем из мультика), чтобы ребенок захотел снять памперс, и одеть штаны, вместо него.

Начинайте снимать памперс сразу же после сна. Высаживайте ребенка на горшок и говорите, что нужно пописить. Одевайте памперс только, когда ребенок спит. В течение дня пусть ребенок ходит без него. Следите за поведением ребенка, как видите что он делает «дела» в штаны, ловите и усаживайте. Поведение каждого ребенка имеет определенные действия когда он делает эти «дела»(например, прячется, смущается, трогает штаны, хнычет, крехтит и др.).

Можно приучать в игровой форме, подумайте и придумайте небольшой сценарий действий.


Обязательно, хвалите, когда все получилось. Не ругайте и не наказывайте, если ребенок сделал «это» в штаны.

Перед дневным и ночным сном, просите ребенка сходить на горшок, если ребенок откажется, просто оденьте памперс и положите спать. Пожелайте ему приятных сновидений и обязательно поцелуйте!

Перед каждой прогулкой и после приема пищи тоже садите ребенка.

В течение трех дней выполняя эти действия дети после 2 лет обычно начинают воспринимать спокойно горшок, а многие сами садятся на него. Немного погодя уберите памперс ночью и при дневном сне.

Моя хитрость к приучению на горшок. Моя рекомендация такая, я сначала после того, как убирала памперс (я это делала в 10 месяцев) одевала ребенку специальные трусики-непромокашки. И в эти трусики ложила специальную тканевую прокладку, или делала тканевый треугольник. Для того, чтобы ребенок понимал, что писить в трусики это плохо, вызывает дискомфорт. Через некоторое время, убирала эти трусики и одевала уже просто штанишки.

Самый главный совет , хотите чтобы ребенок быстро привык к горшку и начал проситься, уберите памперс навсегда!

Этапы высаживания

(школа доктора Комаровского)

Описание действий

1.Ознакомление с горшком

Итак, как приучать ребенка к горшку? Комаровский советует не спешить, а сам процесс обучения разделить на несколько важных этапов. Первый из них – ознакомление. Так, хорошо, если за покупкой горшка мама отправится вместе со своим ребенком. Кроха сможет выбрать именно то, что ему по душе. Нужно только помнить, что не стоит сомневаться в выборе малыша. Итак, прибор куплен. Теперь его нужно поместить в комнате ребенка на видном месте. Надо постараться объяснить ребенку, что это такое и для чего данный предмет предназначен. Лучше всего свои рассказы проиллюстрировать картинками из книг или же примером высаживания на горшок любимой мягкой игрушки. Не стоит сразу же пытаться посадить туда ребенка. Пусть он свыкнется с новым жителем своей комнаты.

2. Первые высаживания

Стоит помнить о том, что если ребенок не садится на горшок, не стоит на этом настаивать. Нужно просто на несколько дней забыть об этой науке и отвлечься. А через некоторое время опять попробовать. Так, первые высаживания нужно проводить в самые удобные для испражнения часы: после сна или через полчасика после принятия пищи. В таком случае результат ребенку будет виден. И, конечно же, не стоит забывать, что кроху нужно похвалить после сделанного. Поощрение детьми воспринимается очень позитивно. Если в первые разы ребенок не желает снимать штанишки и садиться на горшок, можно пока этого не требовать. Хорошо, если малыш, хотя бы усядется на этот предмет. Данный период в основном занимает от одной недели до 10 дней.

3. Сознательные подходы:

Разбираемся далее. Комаровский говорит о том, что если кроха уже не боится этого предмета интерьера и спокойно к нему относится, можно высаживать его чаще. Примерно каждые 2-3 часа. Частенько мамы этот период называют «словить попис». То есть родители просто пытаются поймать тот момент, когда ребенок может хотеть испражниться. Это обязательно должно сопровождаться вопросами о том, хочет ли ребенок писать. Формулировать их нужно в удобной для своей крохи форме. Данный этап также длится примерно десять дней. Однако не стоит полностью привязываться к цифрам. Ведь все дети развиваются по-разному, каждый малыш требует определенного времени для обучения. У кого-то весь процесс обучения может занять срок в полтора месяца, а у кого-то – целых полгода.

Быстрое обучение к горшку нужно ли оно?

Некоторые родители искренне уверены в том, что приучить кроху к горшку можно весьма быстро. Особенно начитавшись статей «приучаем ребенка к горшку за 7 дней» или тому подобных. Сделать это, конечно же, можно. Однако только лишь запугав своего малыша. Да, многие родители хвалятся тем, что их детки в год уже просятся. Однако они никогда и никому не расскажут, какой ценой они этого достигают. Если бить и ругать ребенка после каждого мочеиспускания в штаны, держать кроху по полчаса на горшке, пока не будет виден результат, добиться быстрого обучения, конечно же, можно. Но стоит ли так издеваться над своим ребенком, коверкая ему психику с самых ранних лет? Как в таком случае поступить – решают только лишь родители крохи.

Как не отбить у ребенка желание ходить на горшок?

Есть три главных табу, о которых должны помнить все родители: Нельзя настаивать и заставлять ребенка сесть на горшок, если он этого не хочет делать. Категорически запрещается удерживать малыша на неме насильно. Нельзя ругать кроху за то, что он пописал в штаны. В первое время контролировать позывы своего тела ребенку будет еще весьма сложно. Если же родители сделали, хотя бы одну из вышеперечисленных ошибок, они рискуют отбить у малыша желание. Также нужно помнить, что такое поведение ребенка может быть самым обычным протестом против насильственных действий взрослых. Толку от этого точно не будет.

Приучаем ребенка ходить на горшок, если он отказывается на него садиться

Нередко бывают такие случаи, что ребенок ходил прекрасно на горшок, а потом стал отказываться от его посещения. На это влияют некоторые факторы: переезд, новая обстановка, семейные конфликты, во время прорезывания зубов, ребенок просто может забываться, т.к его беспокоят зубки.

Бывают случаи, когда родители начинают сильно ругать детей из-за мокрых штанов, и поэтому дети боятся его, как огня.


Может быть когда-то вы посадили ребенка не очень удобно, сделали ему больно и это отпечаталось у него в подсознании. Либо когда, малыш сидел на горшке, его напугал какой-либо звук, возможно он даже упал.

Поэтому выявите сначала причину отказа, а потом попытайтесь ее устранить. Будьте терпеливы, не давите на ребенка.

1.Вы выбрали не тот момент, не то время. Например, когда ребенок заболел или начал прибаливать. Возможно у ребенка прорезываются зубки, от приучения на время стоит отказаться.

2.Рано начали приучать. я уже писала, о том, как узнать, готов ли ребенок к приучению туалета с психологической точки зрения.

3.Памперсы всегда на ребенке. Бывают такие случаи, что ребенок ходит постоянно в памперсе и тут резко раз и вообще его убрали. Так нельзя поступать, нужно все делать постепенно, чтобы помочь осознать ребенку, что подгузника больше нет. То есть вы снимаете подгузник например, только днем, а на сон оставляете.

4.Удержание на горшке. Давление. Не нужно удерживать, принуждать ребенка сходить на горшок. Если ребенок сел и не хочет, отпустите его спокойно. Даже если, знаете, что он встанет с него и обписиется. Ничего получится в следующий раз, ну или еще в следующий раз…

Верьте, что ваш ребенок личность, и когда нибудь у него обязательно получится! Помните, что никто за один раз никогда не приучился к горшку, от вас потребуется терпение и большое усердие!

5. Нет горшка на виду. Помните, что ребенок всегда должен знать, где стоит его горшок, если он не найдет его вовремя, соответственно вы получите мокрые штанишки.


6.Молчание за горшком. Не оставляйте ребенка одного на горшке, занимайте его чем-нибудь, чтобы ему нравился этот процесс, и в памяти, в подсознании это отложилось. Например, смотрите любимую книгу, называйте части тела любимой игрушки, дайте попить водички и т.д.

7.Хождение в туалет это стыдно. Никогда не говорите, когда ребенок сходит на горшок, например, что-то подобное, фу, или начинаете кривиться и выливать быстрее все унитаз. Вместе с ребенком рассмотрите содержимое, а потом вместе вылейте в унитаз. А после нажмите вместе на кнопку смыва, многим детям очень нравится нажимать на эту кнопку, и в дальнейшем возможно это отпечатается и ребенок будет намеренно ходить на горшок, чтобы потом нажать на эту кнопку. Лучше похвалите ребенка!

8.Нет системности. Очень распространенная ошибка. Сегодня приучаем, а завтра, да ладно пусть побегает в памперсе, послезавтра опять приучаем. Так ни в коем случае не делайте. Если вы начали приучать, то приучайте ежедневно!пока не научите!

В заключении, хочется сказать, что нужно дарить ребенку любовь и заботу, трепетное отношение, безграничное терпение и тогда все непременно получится!

P.S Напишите с какого возраста ваши дети начали ходить на горшок сами в комментариях. Мои пацанчики, первый с 1,2 года, а второй ребенок — 1,7 года. 😛

Содержание статьи:

О посещении туалета ребенком некоторые мамы начинают мечтать, как только малыш самостоятельно садится и очень расстраиваются, когда им не удается обучить свое чадо данной «науке». Некоторые даже относят нежелание крохи расстаться с подгузниками к признакам отставания в развитии. На самом же деле, всему свое время! Кроме того, необходимо обладать знаниями, как приучить ребенка к горшку, чтобы данная процедура не пугала малыша.

Когда стоит приобретать горшок?

О возрастных рамках отказа от подгузников многие специалисты ведут споры по сей день. Александр Михайлович Казьмин - профессор кафедры нейро- и патопсихологии развития факультета клинической и специальной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета выделил следующие этапы появления подсознательной реакции у ребенка, связанные с горшком:

1. Первые признаки не безразличия на мокрые трусики - 1 год и 2 месяцев.
2. Первые демонстрации необходимости посещения туалета выраженным беспокойством или плачем - 1 год и 6 месяцев.
3. Все возможными способами начинает извещать взрослого о том, что ему нужно посетить туалет - 1 год и 10 месяцев.
4. Остается сухим на протяжении дня - 2 года.
5. Самостоятельно снимает трусики, перед тем как усесться на горшок - 2 года.
6. Выражает свое желание посетить туалет словами - 2 года и 3 месяца.
7. Самостоятельно может снять трусики, сесть на горшок и одеться по завершению процесса - 3 года.

Подводя итог вышеприведенных заключений, можно утверждать, что только с полутора лет стоит начинать приучать ребенка к горшку. Лишь к 3-м годам он может отточить данный навык до совершенства. Однако не стоит забывать и об индивидуальных особенностях развития детей. Расставание с подгузниками может настать как раньше, так и позже указанных возрастных рамок. Поэтому прежде, чем начинать путь малыша к горшку, следует проанализировать его развитие.

Среди признаков готовности ребенка к горшку можно выделить следующие:

Малыш самостоятельно может присесть на корточки и подняться в вертикальное положение;
- кроха умеет поднимать игрушки с пола и раскладывать их по местам;
- ребенок начинает понимать предназначение горшка – самостоятельно садится на него (без снятия штанишек) или усаживает любимого мишку (куклу);
- малыш различает, когда родители его хвалят, а когда – ругают;
- может выразить свои желания жестами или звуками;
- ребенок просыпается сухим после дневного сна и не опорожняется в течение 1,5-2 часов во время бодрствования;
- испытывает дискомфорт от мокрых трусиков.

Какой горшок лучше всего приобрести?

Сегодня разнообразие горшков на рынке гораздо превышает спрос потребителя. Производители изготавливают предметы детской ванной комнаты на любой вкус и цвет. Однако для того, чтобы горшок не просто стал элементом интерьера, а полезной вещью, следует знать на какие критерии отбора ориентироваться. Среди них можно выделить:

1. Материал. Он должен быть теплым. Детям сложно приспособиться к холодным железным или керамическим ночным вазам. Поэтому предпочтение следует отдать пластику, который выпускается в богатой цветовой гамме и не создает сложностей при уходе.
2. Комфорт. Хорош, чтобы горшок обладал спинкой и имел соответствующее анатомическим особенностям строения малыша отверстие.
3. Устойчивость. Он не должен переворачиваться вместе с ребенком, если малыш внезапно потянулся в сторону за игрушкой.
4. Мобильность. Небольшие параметры горшка и наличие крышки позволяют брать его с собой в поездку.
5. Эффективность. Музыкальные и светящиеся горшки, не смотря на свою привлекательность, создают у детей неправильное чувство восприятия и предназначение данного предмета в их жизни. Лишние функции превращают туалет в игрушку.
6. Качество. Горшок должен быть выполнен из прочного, гладкого материала и не обладать острыми выступами.

Состоящий из нескольких элементов горшок должен легко разбираться и не иметь областей сложных для мытья.

Как правильно знакомить ребенка с горшком?

Приняв решение, что ваше чадо готово забыть о подгузниках и мокрых трусиках, необходимо изучить некоторые правила курса обучения пользования горшком и обратить внимание на проверенные опытом хитрости.

В целом, следует пройти 5 основных этапов :

1. При первом знакомстве ребенка с горшком продемонстрируйте ребенку его предназначение. Отлично использовать для этого куклу, в функциональность которой включено опорожнение.
2. Связывайте сначала высаживания малыша на горшок с определенными процессами режима дня: до и после пробуждения, прогулки, перед и после окончания приема пищи.
3. Откажитесь от применения памперсов в дневное время. Благодаря этому ребенок сможет изучить собственную физиологию и постепенно прийти к осознанию роли горшка в его жизни.
4. Каждый раз, когда малыш опорожниться на горшок, хвалите его. Однако выражайте свое довольствие лишь в виде слов, нет необходимости давать ребенку сладости или новые игрушки за старания.
5. Завершающим этапом обучения должно стать самостоятельное высаживание крохи на горшок в независимости от времени дня. При этом важно наблюдать за реакцией малыша, которую он выражает прежде, чем опорожниться.

Существует так же несколько проверенных хитростей , помогающих родителям ускорить процесс обучения. В их число входят:

1) демонстрация старшего ребенка процесса пользования горшком;
2) соблюдение разумных временных рамок высаживания. Не следует удерживать малыша на горшке более 5-ти минут. В противном случае, он начнет избегать встречи с данным предметом быта;
3) отсутствие скованности и дискомфорта в одежде. Специалисты рекомендуют начинать знакомство с горшком в летний период, когда, чтобы опорожниться, малышу достаточно снять только трусики, а не еще ряд вещей с различными пуговицами, завязками и подтяжками;
4) правильное расположение горшка. Следует ставить его на видном для ребенка месте;
5) применение во время обучения обучающей литературы или видео. Чтение таких книг ребенку как: «Макс и горшок», «Медвежонок и горшок» и других, а так же демонстрация познавательного видео дополнительно стимулирует кроху к самостоятельности.

Нельзя точно сказать, сколько продлится курс обучения. Как уже говорилось, каждый ребенок – индивидуален. Одни осваивают горшок за пару недель, другим для этого требуются месяца.
Однако существуют несколько методик, которые, по мнению специалистов, дают возможность ускорить процесс обучения.

Метод английских мам или как приучить ребенка к горшку за 7 дней по системе «Довольный малыш»

Известная акушерка – Джина Форд, являющаяся автором множества книг по уходу за детьми, уделила особое внимание вопросу обучения ребенка азам использования горшка. Англичанка считает, что освоить данное умение малыш может всего за неделю. Согласно отзывам мам, методика отлично работает для деток, которые уже полностью понимают, что им говорят взрослые и могут самостоятельно снять штаны и трусики.

День 1

Сразу после пробуждения с ребенка необходимо снять памперс и посадить его на горшок не более чем на 10 минут. Если процесс так и не увенчался успехом, повторите процедуру через 15 минут. Данный интервал времени между очередными попытками «поймать малыша на горячем» рекомендуется выдерживать до тех пор, пока ребенок не выполнит ожидаемое вами действие. В тот период пока кроха сидит на горшке, постарайтесь чем-то отвлечь его. Процесс не должен быть ему в тягость. После удачного завершения высаживания выдержите интервал в 1,5-2 часа до очередной серии попыток добиться от ребенка опорожнения на горшок.

День 2

Ненавязчиво предлагайте ребенку пописать на горшок, интересуйтесь, не хочет ли он опорожниться. Если он хотя бы 2 раза за день самостоятельно выполнит то, что от него требуется, считайте, что это успех. Постарайтесь, чтобы день прошел максимально спокойно, без каких-либо эмоциональных всплесков.

День 3

Создайте для ребенка режим посещения туалета. Высаживайте его на горшок после пробуждения, приема пищи, а так же перед сном и прогулкой. В последнем случае, по мнению Джин, важно не просто достичь успеха, а объяснить малышу, зачем необходимо пописать незадолго до выхода на улицу.

День 4 и все последующие

Именно с четвертого дня, согласно методике, ребенок начинает самостоятельно садиться на горшок. Однако если он заигрался, родители должны предлагать ему посетить туалет через каждые 2 часа. В последние дни, поставьте горшок ближе к туалету, чтобы малыш не воспринимал его как игрушку и четко понимал предназначение данного предмета. Не забывайте хвалить ребенка за каждое его стремление к самостоятельности.

Экспресс-курс освоения горшка за 3 дня

Для удачного применения ускоренной методики вам потребуется максимальное количество свободного времени. Так как эти дни следует полностью прожить досугом ребенка. Работающие родители могут взять отгул в пятницу и провести все выходные непрерывно с малышом.

Несколько слов о подготовке к началу обучения

Прежде, чем приступать к обучению, отправьтесь вместе с ребенком в детский магазин одежды и вместе выберите для него нижнее белье. Расскажите ему, что он уже взрослый, и может, как мама и папа, обходится без памперсов.

Так же подготовьте на совместный уикенд какую-нибудь развлекательную программу. Приобретите новые игрушки, книжки, подберите познавательные мультфильмы, увлекательные игры. При проявлении чрезмерного внимания, дети лучше понимают то, чего хотят от них взрослые и стараются их не огорчать.

Важно, чтобы к процессу обучения подключились все члены семьи. В ином случае, малыш может справлять нужду лишь только при маме или папе. Так же необходимо заранее проинформировать ребенка о своих намерениях. За неделю до воплощения методики в реальность ежедневно рассказывайте крохе, что вскоре он будет обходиться без подгузников.

Первый день

Сразу после пробуждения снимите с ребенка памперс. Отлично, если этот день он проведет голышом, изучая свое тело и естественные физиологические процессы. Без трусиков и подгузника ему будет проще самостоятельно сесть на горшок, который следует поставить в комнате, в которой малыш будет проводить больше всего времени. Однако если вы желаете сразу приучить ребенка справлять нужду в туалете, установить данный «аксессуар» там.

Усильте в этот день питьевой режим. Как можно чаще предлагайте малышу сок, компот, воду и т. д. Максимальное количество опорожнений позволит вам уловить манеру поведения вашего чада, перед тем, как он собирается справить нужду.

После того, как связь реакции его организма и желания пописать будет установлена, высаживайте кроху на горшок. После повторяйте попытки каждые 20 минут. Хорошо, если после каждой процедуры опорожнения вы будете мыть с ребенком руки, это позволит параллельно с умением пользоваться туалетом привить ему правильные манеры.

В случае если малыш наотрез отказывается садиться на горшок, не принуждайте его и не усаживайте силой. Скажите, что повторите действие еще раз после чтения книги или просмотра мультфильма. Постарайтесь добиться того, чтобы ребенок пописал после сна, прогулки и основного приема пищи, а так же перед тем, как отправиться спать, гулять.

Как можно эмоциональней комментируйте ваши действия и хвалите малыша за его старания. К примеру: «Какой ты молодец, что пописал на горшок. Ты уже совсем большой, как мама или папа» или «Ты не успел в туалет. Ничего страшного, мы сейчас с тобой уберем, а в следующий раз ты сядешь на горшок». Однако стоит отметить, что не всем детям нравится гиперопека, поэтому внимательно следите, как именно ваше чадо реагирует на ваше чрезмерное внимание.

Второй и третий дни

Оставшееся для обучения время можно провести дома либо разнообразить досуг прогулкой на свежем воздухе. Поведение родителей не должно ничем отличаться от поведения в первый день. Однако если вы собираетесь на улицу, постарайтесь не отходить далеко от дома и прихватите с собой небольшой горшок. Ведь не каждый малыш изъявит желание пописать на травку. В общем, создайте для него максимально комфортные условия.

За все эти дни будьте готовы к тому, что ребенок может еще хоть и не часто, но забывать о своих обязанностях. Ни в коем случае не ругайте за его оплошности. Лучше сделайте вид, что вам просто неприятна ситуация и вы расстроены. Смените малышу белье и попросите отнести мокрые трусики в предназначенную для этого корзину.

Как приучить ребенка к горшку по Комаровскому

Известный педиатр – доктор Комаровский считает, что раньше, чем в 1,5 года пытаться заставить ребенка повзрослеть, нет смысла. Так как он будет справлять нужду на уровне рефлекса, а не осознания всего процесса.

Знаменитый доктор считает:

1) оптимальный возрастной период для сознательного использования горшка – 22-30 месяцев. Комаровский утверждает, что даже, если вы начнете обучать ребенка пользоваться туалетом еще в 1 годик, то все равно полностью завершите этот процесс, не ранее, чем к 2,5 годам. Лишь с этого возраста малыш начинает полностью осознавать все тонкости процессов мочеиспускания и дефекации. Согласно же статистике, полное отсутствие промашек, в среднем припадает на возрастной период – 32-36 месяцев;
2) не стоит смотреть на детей знакомых и родственников. Каждый ребенок – индивидуальность, нет смысла принуждать его писать на горшок чуть ли не с пеленок, если соседка по подъезду, рассказала, что у нее это получилось;
3) следует начинать процесс приучения к горшку сразу после того, как вы поймете, что ваше чадо понимает значение слов: «пописать» и «покакать»;
4) оптимальное время для обучения – лето;
5) необходимо создать ребенку определенный режим посещения туалета, о котором уже не раз говорилось выше, постепенно увеличивая количество высаживаний;
6) удачные попытки нуждаются в похвале, промахи – в сдерживании негативных эмоций;
7) можно сразу знакомить малыша с взрослым унитазом, предварительно оборудовав его специальным сидением.

Педиатр утверждает, что если нет определенных проблем со здоровьем, все дети полностью самостоятельно посещают туалет или пользуются горшком к 4-ем годам. Однако большинству родителям не терпится достигнуть успеха в данном деле гораздо раньше.

Услышать подробную речь Комаровского можно в следующем сюжете:

Приучения ребенка к горшку в зависимости от возраста

Весь путь малыша к освоению горшка можно поделить на определенные возрастные периоды, в каждый из которых родителям стоит потихоньку прививать ребенку навыки пользования туалетом.

Как приучить ребенка к горшку с 6 месяцев

Первые попытки высаживать кроху на горшок можно предпринимать, как только он научится самостоятельно сидеть, но при условии, что у грудничка наблюдается регулярный стул. В этот период родители добьются лишь выработку привычки не вставать некоторое время с «аксессуара» туалета. Понимание того, что хотят от ребенка взрослые – в этот период является недостижимой целью.

Как правило, регулярный стул наблюдается лишь в первой половине дня. Поймать малыша «на горячем» после дневного сна – бесполезное дело. Не старайтесь силой усаживать малыша на горшок, ваше упорство может надолго отбить желание у ребенка даже лицезреть предмет туалета.

Как приучить ребенка к горшку в один год

В период 12-18 месяцев мочеиспускательная система ребенка еще работает в автоматическом режиме, и он испражняется, не контролируя процесс. По мере взросления мускулатура всех органов укрепляется и малышу не требуется столь частого посещения туалета.

Начиная с года, ребенок уже может сам обнаружить последствия мочеиспускания и дефекации и выразить свое чувство дискомфорта от ходьбы в мокром белье.

На данном этапе родители могут продолжить процесс высаживания крохи на горшок, при условии регулярного стула. Однако длительность времяпровождения на нем не должна превышать 10-ти минут. Обязательно, следует хвалить чадо после каждого раза, как он покакал или пописал на горшок.

Не ожидайте, что малыш начнет самостоятельно проситься в туалет. В этом возрасте вы можете лишь ловить его процессы автоматического мочеиспускания и дефекации.

Как приучить ребенка к горшку с 1,5 лет

Как уже не раз говорилось выше, 18 месяцев – идеальный возраст ребенка, чтобы начать обучать его просится на горшок. Ведь именно в этот период большинство детей начинают ощущать наполненность мочевого пузыря или прямой кишки.

Следует просто несколько раз показать и рассказать ребенку, как и для чего, следует пользоваться горшком, а далее дело за поощрением и терпением. Необходимо хвалить кроху каждый раз, как он попроситься в туалет и быть готовым к нерегулярным промахам.
Если вы знаете, уже примерный режим испражнений малыша и замечаете, что уже подходит время, а малыш увлечен игрой, напомните ему о необходимости воспользоваться горшком.

Не плохо, даже если ребенок начнет проситься в туалет уже с мокрыми штанишками. Это означает, что чувство дискомфорта пока сильнее чувства наполненности мочевого пузыря. Со временем, указанная последовательность поменяется. Ни в коем случае, не ругайте его за мокрое белье.

Если же ребенка просто мучают неприятные ощущения от грязных штанишек, объясните ему, что этого можно избежать, если вовремя садиться на горшок.

Как приучить ребенка к горшку с 2-х лет

К 24 месяцам жизни строение мочевого пузыря малыша укрепляется на столько, что он может оставаться сухим на протяжении 2-х часов. Большинство деток перестают испражняться во время дневного и ночного сна. Поэтому, если вы только начинаете учить ребенка пользоваться горшком, необходимо высаживать его сразу после сна, соблюдая на протяжении дня 2-х часовой промежуток, опять-таки, не забывая о похвале.

С 2-х лет, многие дети уже могут словесно проситься в туалет, а так же выполнять просьбу родителей, выраженную в мягкой форме, посетить туалет.

Повторное приучение

В практике родителей бывают случаи, когда ребенок резко отказывается от пользования горшком, хотя до этого уже регулярно посещал туалет. В чем же причина столь неприятного конфуза? Чаще всего источником проблемы могут быть:

1) конфликты в семье. Желая обратить на себя внимание, ребенок начинает капризничать и протестовать. Отказ от горшка – одна из возможных реакций на сложившуюся ситуацию;
2) резкая смена обстановки. Появление нового члена семьи, переезд или развод так же неоднозначно отражаются на развитии малыша;
3) кризис трехлетнего возраста. В этот период дети начинают резко взрослеть и предпринимают попытки делать то, что хочется им, а не окружающим;
4) заболевания или ухудшение самочувствия в период прорезывания зубов.

Для того чтобы устранить создавшуюся проблему, следует искоренить причину протеста или нежелания ребенка посещать туалет и только после этого необходимо аккуратно, «без кнута» напоминать ребенку о его обязанностях.

Подведя итог…

Буквально 3-4 десятка лет тому назад новоиспеченных мам вообще не интересовал вопрос о том, когда же ребенок приучиться к горшку. Тем не менее, все мы обладаем навыком посещения туалета. Современные женщины, наоборот, стараются ускорить все жизненно важные процессы развития ребенка, что порой оставляет негативные последствия в виде психологической травмы. Поэтому стоит задуматься: а стоит ли торопить события?

Когда в распоряжении мам не было одноразовых подгузников, вопрос приучения к горшку стоял не так остро. Чтобы избавить себя от лишних стирок, мать начинала с самого раннего возраста приучать малыша к горшку. В год большинство малышей прекрасно знали, что это такое и зачем горшок нужен, тем более что в мокрых матерчатых подгузниках и колготках и самим детям было некомфортно. Как только появились одноразовые подгузники, хлопот и забот у матерей стало меньше, как и стирки. Да и детям стало куда комфортнее и приятнее, ведь подгузник несколько часов может быть мокрым, не доставляя ребенку никаких неприятных ощущений.

В результате возраст приучения к горшку планомерно сместился - современные дети значительно позже знакомятся с горшком, чем их родители в своем детстве. А потому вопрос, как приучить ребенка ходить на горшок в 2 года и после двух лет, никого не шокирует. В этой статье мы расскажем, как научить малыша самостоятельно обращаться с горшком и откроем некоторые секреты, которые помогут мамам в такой непростой задаче.


Готовность малыша

Явным признаком «взрослости» ребенка считается способность самостоятельно пользоваться горшком или унитазом по большой и малой нужде. Все мамы, безусловно, хотят видеть малыша большим и самостоятельным. Но до определенного возраста, особенно если нет потребности отдавать ребенка в ясли, ему и его маме более удобно пользоваться одноразовыми подгузниками. По сложившейся практике таким возрастом считают 2 года.

Когда ребенок достигает двухлетнего возраста, у родителей возникает резонное желание перестать тратить семейный бюджет на недешевые подгузники и привить чаду санитарные навыки, без которых будет сложно оформиться с детский сад или отправиться в увлекательную поездку. В 2 года и позднее этой знаменательной даты, как правило, разворачивается широкомасштабная борьба с подгузниками, которая изрядно изматывает и взрослых, и растерянного карапуза.

Подготовленность ребенка оценивается по нескольким параметрам. Когда человек появляется на свет, мочеиспускание и дефекация являются рефлексами безусловными, которые ребенок никак не может взять под контроль, да это до поры и не требуется. На определенном этапе развития безусловный рефлекс становится условным, то есть ребенок ассоциирует желание пописать или опорожнить кишечник с самим действием.

Именно после того, как рефлекс станет условным, можно попытаться начать обучение ребенка. В более раннем возрасте от малыша можно добиться ассоциативного мочеиспускания в горшок по команде «пи-пи», но когда рефлекс станет условным, малыш может отказаться выполнять команды и снова начнет делать свои «дела» в штаны.

Рефлекс переходит в разряд условных по мере роста ребенка, по мере совершенствования функций коры его головного мозга и нервной системы. Возрастом, в котором процессы становления рефлекса можно считать завершенными или почти завершенными, считается именно двухлетний возраст. Таким образом, можно начинать подготовку к освоению «туалетной науки» после того, как малыш отпразднует второй день рождения.



Готовность к высадке на горшок несложно оценить. По словам известного во всем мире педиатра Евгения Комаровского, достаточно несколько дней внимательно понаблюдать за ребенком и честно ответить на несколько вопросов (если положительных ответов будет большинство, можно пробовать прививать карапузу новые санитарные навыки).

  • Есть ли у ребенка сформированный режим дефекации? Ходит ли он по-большому примерно в одно и то же время каждый день?
  • Может ли карапуз хотя бы полтора часа проходить в чистом и сухом подгузнике после смены? Получается ли у него хотя бы на протяжении этого времени сдерживать мочеиспускание?
  • Знает ли малыш названия частей своего тела, знаком ли он с ним, способен ли он понимать названия предметов своего гардероба (трусики, штаны, юбочка и т. д.)?
  • Понимает ли он значение глаголов «помочиться» и «покакать»? Ассоциирует ли этот процесс с данными словами?
  • Раздражает ли ребенка мокрый или грязный подгузник, пытается ли он после определенного действа снять подгузник?
  • Может ли ребенок сам снимать штаны, трусы?
  • Имеет ли ребенок доступ в туалетную комнату? Заходит ли он в нее без опасений и страха?


Дети после 2 лет, как правило, прекрасно понимают речь родителей. Даже если они еще не очень хорошо разговаривают, пассивная речь у них развита в достаточной степени, чтобы понимать, что именно произносят взрослые. А потому ребенку будет значительно проще объяснить, зачем нужен новый предмет под названием «горшок» и что с ним надо делать. Если в процессе обучения ребенок будет сопротивляться, плакать, протестовать, лучше будет отложить обучение на более позднее время. Возможно, уже через несколько дней или недель малыш по-новому начнет воспринимать горшок и все, что с ним связано.

Подготовка родителей заключается в том, чтобы найти неделю-другую свободного времени, если они работают, и провести их с малышом. Также потребуется запас терпения и сил, ведь не все будет получаться с первого и даже со второго раза.

На момент начала обучения ребенок должен быть здоров, он не должен находиться под влиянием неких стресс-факторов, например, переезда, начала посещения садика, расставания с одним из родителей или их развода.

Чем лучше и психологически комфортнее чувствует себя ребенок в самом начале обучения, тем более вероятным будет быстрый успех мероприятия.


Почему дети отказываются?

Часто родители сталкиваются с ситуацией, когда двухлетний отпрыск категорически отказывается от горшка - не хочет на него садиться, не подходит к нему и всячески старается избегать попыток мамы познакомить его с горшком поближе. С чем может быть связано такое поведение двухлетки? Давайте посмотрим на вещи глазами самого малыша.

  • Горшок неудобный. Если родители не учли требований к выбору первого горшка, о которых мы расскажем ниже, может оказаться, что первый опыт «общения» ребенка с горшком оказался негативным - горшок был холодным, жестким, слишком маленьким или слишком большим. В конце концов, горшок может быть непривлекательным внешне и пугать ребенка.
  • Страх. Ребенок, которого уже пытались заставить сидеть на горшке, причем силой и криками, боится горшка, поскольку у него этот аксессуар никак не ассоциируется с безопасностью и удовольствием. Страх может проявляться не только в отказе садиться на горшок. Часто ребенок, которого уже приучили на нем сидеть, просто на нем сидит, не какает и не писает, но как только родители поднимут его с горшка, незамедлительно справляет обе нужды в штанишки.
  • Ребенок не готов. Это касается и физической, и психологической готовности. Он просто не ассоциирует горшок с туалетными нуждами, а потому не просится на него. Готовность - понятие относительное. Ребенок может быть готовым в 2 года ровно, а может в 2,6 или 2,8 лет не демонстрировать признаков готовности.
  • Стресс. Малыш может болезненно воспринимать начало обучения. Родители отказываются от применения привычных для малыша подгузников, в результате чего происходит выход из так называемой зоны психологического комфорта.



Дети в 2 года и старше стремятся к самостоятельности, уже умеют отстаивать свои интересы и желаемое, поэтому протест против горшка может быть сильным, выраженным и продолжительным. Тут главное – не потерять терпение, не отступить, не сорваться взрослым. Как ребенок в свое время привык к одноразовому подгузнику, так он постепенно привыкнет и адаптируется и к горшку. И это нужно понимать.

Еще ни один ребенок не отправлялся в первый класс, не умея писать и какать туда, куда того требуют санитарные и социальные нормы поведения, принятые в нашем обществе.

Чем больше родители демонстрируют огорчение и переживания по поводу отторжения ребенком такого предмета, как горшок, тем сильнее малыш будет отгораживаться от него, ведь в его маленькой голове довольно быстро формируется взаимосвязь между этим предметом и расстроенным видом мамы, которую он ни в коем случае не желает расстраивать.



Как научить?

Существует несколько способов приучения к горшку в 2 года. Есть способы быстрые, медленные и щадящие, универсальные. Для начала родители должны точно знать, каким временем они располагают. Если подходит время отвести ребенка в садик, появилось место, которое могут занять другие, если промедлить.

А может, семья решила отправиться в путешествие и уже куплены билеты, тогда можно воспользоваться быстрым способом. Если время есть, оно терпит, то лучше пойти по более медленному, но менее психологически травматичному пути или воспользоваться универсальным методом.



Экспресс-метод

Быстрый метод придумала детский доктор Джина Форд. Ее метод предназначен для двухлеток, а также детей от 1,5 до 2,5 лет. Доктор предположила, что обучение туалетной «науке» можно «уместить» всего в 7 дней, писать и ходить по-большому в горшок ребенок, который готов к обучению, вполне может научиться всего за неделю. В первый день доктор Форд советует начать обучение с самого утра. Сняв памперс, наполнившийся в ночное время, ребенку сразу «представляют» нового «друга» – красивый и обязательно предварительно подогретый в теплой воде горшок. Малыша следует усадить на горшок и продержать на нем около 10 минут. Конечно, маме предстоит заранее продумать, чем они с дитем займутся в эти 10 минут.

Следует приготовиться и к тому, что чадо откажется садиться на горшок, и в этом нет ничего неожиданного или странного. Заранее возьмите с собой игрушку, которую малыш любит. Это может быть его ночная игрушка, с которой он спит. Право первой высадки на горшок можно предоставить именно плюшевому зайцу или медвежонку.

Незаметно для малыша налейте в горшок с сидящим зайцем немного воды, потом покажите результат зайкиных «стараний» карапузу, похвалите зайца от души и предложите ребенку повторить его поступок.


Безусловно, игра заинтересует малыша, но вот садиться и повторять «подвиг» малыш может отказаться. И в этом тоже нет ничего странного. Не настаивайте. Не надевайте на ребенка подгузник. В течение всего первого дня малышу, а при необходимости и его зайке, нужно предлагать горшок каждые 15-20 минут. Поверьте, в конце дня малыш сделает то, что следует. На этом моменте не забудьте устроить маленькое «торжество» - похвалите чадо, угостите чем-то вкусным, расскажите всем членам семьи при ребенке, какой же он молодец. Чадо быстро поймет, что такие действия - это хорошо и созидательно.

Конечно, в течение дня будет несколько «промахов». Малыш будет мочить штанишки, сам испытывая массу неудобств из-за этого. Постарайтесь быть спокойными. Джина Форд рекомендует сдерживать эмоции, не ругать ребенка, но твердым и ровным голосом, меняя ему штаны, выразить свое неудовольствие поступком малыша. Главное, сделать это доброжелательно, без малейшей нотки раздражения и гнева. На ночь после первого дня надевают ребенку одноразовый подгузник.

На второй день следует закрепить полученные навыки. Горшок предлагается по-прежнему каждые 15-20 минут. Разнообразить действия можно совместным выносом горшка в унитаз, выливанием его.

Разрешайте ребенку смывать воду, все без исключения малыши просто обожают нажимать кнопочку унитаза. Если ребенок уже усвоил, что сделают с горшком, постарайтесь обойтись без плюшевого помощника-зайки.



На третий день мама и ребёнок идут на прогулку, но не сами по себе, а вместе с горшком. Педиатры предостерегают родителей от распространенной ошибки - надевать подгузник на прогулку. Малыш быстро вернется «к истокам». На прогулке нужно осведомляться, не хочет ли ребенок в туалет, каждые 20 минут. Хорошо, если на улице лето, прогулка с горшком в руках не доставит серьезных хлопот. Если же на дворе зима, от прогулки лучше воздержаться. По мнению Форд, на этом этапе важнее освоить туалетный навык и только потом выходить с ребенком на улицу.

Четвертый, пятый и шестой день проходят примерно, как первые три. Ребенок дома ходит без подгузника, надевать его можно лишь на время дневного сна и ночью. На прогулку берут горшок с собой, а дома малыш с помощью мамы «вспоминает» о его существовании уже не каждые 15, а каждые 30-40 минут. На седьмой день можно подводить первые итоги и делать выводы. Мальчику или девочке больше не предлагают горшок, хотя по-прежнему он стоит на самом видном месте, его также берут на улицу.

Маме нужно очень бдительно следить за тем, как ведет себя малыш. Если быстрый курс прошел успешно, ребенок будет поведением показывать, что он хочет на горшок. Малыши начинают беспокоиться, самые сообразительные могут принести маме горшок, сесть на него, показать на него.

Быстрое приучение не распространяется пока на ночное время. Если малыш спит хорошо и крепко, быстро засыпает после случайного пробуждения, педиатр Форд рекомендуется попробовать его разбудить и предложить горшок ночью, но не раньше, чем на пятые-шестые сутки после начала приучения. Если же ребенок отличается повышенной возбудимостью, ему сложно засыпать, делать этого пока не надо - всем будет куда спокойнее, если чадо переночует в одноразовом подгузнике.


Универсальный метод

Этот метод подразумевает большие временные затраты, чем быстрый, но отзывы родителей говорят о том, что результат будет более стабильным. Большим «поклонником» именно универсального метода приучения является известный педиатр Евгений Комаровский. На начальном этапе двухлетку знакомят с горшком. Показывают, как его открыть и закрыть, как на него садиться и как с него вставать. Далее с малыша снимают подгузник и следят за поведением крохи. Первый раз горшок «подают» утром после пробуждения, а потом - после каждого приема пищи или питья, а также тогда, когда у ребенка будут проявляться признаки беспокойства.

Удачные попытки следует щедро поощрять, неудачные - не осуждать, не ругать малыша. Универсальный метод подразумевает превращение туалетного моциона в интересное занятие, в котором все последовательно - ребенка учат снимать штаны, надевать их, выносить за собой горшок и смывать его содержимое в унитаз.

Универсальный метод не подразумевает полного отказа от подгузников. Их можно продолжать надевать на прогулку, для комфортного обеденного или ночного сна. Процесс привыкания, таким образом, будет постепенным и неторопливым.


Медленный метод

От универсального он отличается только тем, что ребенка оставляют без привычного подгузника только в первой половине дня, до обеденного сна. Все остальное время малыш может вести привычную жизнь. Такой метод имеет свои преимущества - стресс, связанный с переходом к новым условиям жизни, будет минимальным и для малыша, и для его родителей. В любой момент родители могут отказаться от обучения, отложить его «на потом», если малыш заболел или капризничает.

Однако и результата ждать быстро не стоит - даже узнав, для чего нужна туалетная конструкция, малыш может иногда мочиться в штаны.



Существуют и иные методы, которые родители могут комбинировать, использовать по одному или в сочетании друг с другом по своему усмотрению, в зависимости от особенностей характера ребенка, его развития и готовности постичь новое умение. В 2 года малыши очень сообразительны, и если не один метод, то другой обязательно окажутся эффективными.

  • Можно разместить горшок в туалетной комнате и ходить в туалет вместе с ребенком. При этом можно открывать кран, ведь звук воды у любого человека вызывает желание поскорее пописать. Вот тут и пригодится стоящий без дела горшочек.
  • Если ребенок боится самой посадки на горшок, сажайте его на этот предмет прямо в одежде, не снимая штанов. Когда кроха научится без страха садиться сюда, постепенно начинайте снимать с него штанишки и трусики. И только после этого переходите к основной части обучения.
  • Не оставляйте ребенка одного во время его «заседания». Присутствие взрослых необходимо для того, чтобы малыш не упал с горшка, не травмировался, не испугался. К тому же обучение идет гораздо быстрее, если ребенок заинтересован и мотивирован на результат. В процессе рассказывайте ему сказки, пойте песенки, читайте его любимые стишки.
  • Взрослым мужчинам в семье можно брать с собой в туалет мальчиков, а женщинам - девочек. Видя, как взрослые справляют нужду, ребенок будет более благожелательно относиться к горшку, он поймет, что это совершенно естественно. К тому же дети любят подражать взрослым – этим нужно умело пользоваться.
  • С таким же успехом младшие дети копируют поведение старших. Если у ребенка есть брат или сестра, которые самостоятельно ходят на горшок, можно считать, что родителям очень повезло.

Некоторые мамы стараются приучить своего ребенка к горшку, как можно раньше, чтобы поскорее избавиться от лишней стирки и расходов на памперсы. Другие же откладывают приучение к горшку на более поздний срок. Каждая начитанная мама знает, когда дети обычно начинают ползать, когда ходить, когда говорить. А вот когда приучение к горшку происходит максимально легко, мало кто знает.

Бывает так, что проходят месяцы мучений и постоянной борьбы, и вдруг раз, и за несколько дней ребенок научился ходить на горшочек. Мама облегченно вздыхает: «Наконец-то, научила!».

Что же произошло на самом деле? Просто наступил один из тех «загадочных» периодов естественного приучения к горшку.

Не будем Вас томить, сразу перейдем к делу. Сразу просим извинить за слишком подробное объяснение физиологии ребенка, без этого статья не имела бы смысла.

Начнем с самого распространенного вопроса,
Когда приучать ребенка к горшку?

Произвольная задержка мочеиспускания и дефекации вырабатывается с полугода до года жизни ребенка. В этот период ребенок активно изучает свое тело, его возможности. Например, может пописать и похлопать по луже ладошками, может внимательно наблюдать за процессом, а потом исследовать содержимое горшка.

Ребенок играет, произвольно задерживая мочеиспускание. Так тренируется его способность регулировать мочеиспускание.

В это время можно начать предлагать ребенку сесть на горшок, но скорее для знакомства с ним, а не для регулярных естественных отправлений. Сформировать устойчивый навык пользования горшком в этом возрасте активного малыша, скорее всего, не удастся, так как он еще не может долго сидеть на одном месте. А со спокойным малышом может получиться.

В период «кризиса одного года» (10-13 месяцев) ребенок стремится к большей самостоятельности и может бунтовать против запретов и принуждений родителей. В том числе, против пользования горшком.

Поэтому в этот период многие малыши отказываются садиться на горшок, даже если были к нему приучены.

А после окончания «кризиса одного года» (приблизительно с 14 месяцев) можно уже учить ребенка сознательно самостоятельно пользоваться горшком.

Во время приучения к горшку, не удастся избежать случайных луж.

Но с 1,5-2 летними детьми легче договориться, чем с совсем маленькими, потому что они уже понимают речь, им можно объяснить, куда и зачем надо ходить в туалет, поэтому луж можно избежать или свести их количество к минимуму. К тому же, в этом возрасте дети активно интересуются туалетными делами.

Разумеется, все цифры приблизительны, так как развитие каждого конкретного ребенка может отличаться от среднестатистического.

В вопросе приучения к горшку (как и в других вопросах развития ребенка) нужно ориентироваться не на цифры, а на поведение ребенка.

Предположим, настал благоприятный момент и Вы решили начать потихоньку приучать ребенка пользоваться горшком.

Зачем же потихоньку? Можно ускорить этот процесс. Причем сделать это не насильно, а мягко и естественно.

в 1.5 года - быстрый способ

Легче всего происходит обучение пользования горшком у детей, которые не носили подгузники (мамы их высаживали), у них процесс приучения происходит быстро и без луж. Но и у «памперсных» детей не все потеряно, только придется некоторое время потерпеть лужи и кучки на полу.

Если до приучения к горшку ребенок все время проводил в подгузниках, то придется их снять. Почему?
Малыш должен изучить свое тело, чтобы знать, для чего нужны попа и половые органы.
Он должен установить связь между позывами и следующими за ними отправлениями. Для этого ему нужно увидеть акт мочеиспускания и дефекации. И не один раз.

Как приучить ребенка к горшку в 1.5 года - Нужно на примере показать, когда и как пользоваться горшком.

Для этого нужно понаблюдать за ребенком. Вы заметите, что перед тем, как справить нужду, он проявляет недовольство или затихает (напрягается, кряхтит), и в этот момент Вы предлагаете ребенку горшок. Хорошо, если ребенок еще и на примере взрослых или старших детей увидит, куда и как справляется нужда.

Голенькому малышу не придется ничего снимать, чтобы сесть на горшок. Горшок должен быть в пределах видимости и досягаемости, то есть на полу в детской комнате, пусть ребенок познакомится с ним, посидит, если захочет. Предлагать малышу горшок надо со словами, поясняющими, зачем он нужен: «Солнышко, давай пописаем (покакаем) в горшочек… Горшочек нужен для того, чтобы в него писать и какать… Куда надо писать (какать)?».

Каждый раз после «аварии», ласково напоминайте ребенку о существовании горшка: «Солнышко, куда надо писать?». Можно выразить свое разочарование, но ни в коем случае не ругайте малыша, и не заставляйте его садиться на горшок, чтобы у него не выработалось отвращение к этому предмету. Будьте терпеливы!

Если горшок был использован по назначению, похвалите и ласково обнимите малыша или погладьте по голове, чтобы у ребенка остались приятные эмоции, связанные с применением горшка.

Предлагайте малышу горшочек сразу после каждого сна. А также после еды.

Чтобы сходить в туалет, нужно расслабиться. В стрессовой ситуации, в незнакомой обстановке, при посторонних людях ребенок не сможет хорошо расслабиться и сходить на горшок. Обязательно учитывайте это при приучении к горшку.

Например, я начала приучать своего «памперсного» ребенка таким способом в 1 год и 7 месяцев. Через 2 недели он первый раз сам сел на горшок, через неделю уже самостоятельно без напоминания использовал его по назначению. Все это время он бегал голышом, а я - со шваброй. Но результат стоил того! Никакого принуждения, все само собой произошло!

Каждому малышу требуется разное время для того, чтобы научиться ходить на горшок самостоятельно без напоминания.

Чем старше ребенок, и чем больше времени он проводит голышом, тем меньше время приучения к горшку.

То есть, чтобы годовалого голыша приучить к горшку, потребуется месяц-другой, а 2-летнего – неделя-другая.

Как приучить ребенка к горшку в 1.5 года - Почему возникают неудачи при приучении к горшку?

Даже у ребенка, уже умеющего ходить на горшок, могут случаться «аварии»:

В первое время, пока идет приучение к горшку.
Когда у малыша режутся зубки.
Ребенок, увлеченный игрой, может долгое время не ощущать потребности в мочеиспускании, даже если мочевой пузырь переполнен. Поэтому в этом случае может случиться «авария».
В период «кризиса одного года».

Как приучить ребенка к горшку в 1.5 года - Как «пережить» лужи?

В период приучения к горшку лучше убрать ковры в комнате, где малыш будет проводить большую часть времени, а диваны и кресла застелить одноразовыми пеленками или сложенными несколько раз большими полотенцами.

Быстро убрать лужу с пола удобно шваброй с поролоновой насадкой, которая быстро впитывает жидкость.

Как отказаться от подгузника на улице?

Через некоторое время после выработки устойчивого навыка пользования горшком, можно приучать малыша обходиться без подгузника и на улице. Лучше всего в теплое время года.

Обычно малыши, которые не носили одноразовые подгузники, к моменту приучения к горшку уже умеют проситься и даже терпеть в течение всей прогулки.

У «памперсных» детей тоже все будет хорошо, но придется снять подгузник перед выходом на прогулку и запастись пачкой запасных штанишек.

Перед прогулкой предложите малышу сходить на горшок. Если не хочет, не настаивайте.
Если не хотите ходить в кустики, то возьмите с собой горшочек.
Не забудьте взять с собой несколько пар штанишек (и, возможно, носочков).
Каждый раз после «аварии» на прогулке ласково объясняйте малышу, что произошло: «Солнышко, ты описал штанишки! Посмотри, они стали мокрые! Давай лучше в следующий раз сходим на горшочек (травку польем)!». И после этого переоденьте ребенка.
Если малыш попросился, похвалите и ласково обнимите малыша или погладьте по голове, чтобы у ребенка остались приятные эмоции.

После прогулки предложите малышу сходить на горшок.

Через некоторое время ребенок начнет терпеть всю прогулку. И Вам не надо будет носить с собой горшок и запасную одежду.

У моего сына этот период затянулся на… 3 дня. Но, до того момента, как мы стали выходить на прогулку без памперса, он уже был «приучен» к горшку.

Как отказаться от ночного подгузника?

Спустя время после выработки устойчивого навыка пользования горшком, Ваш малыш будет просыпаться и ночью, чтобы сходить на горшок. И тогда можно будет обходиться без подгузника в ночное время.

У тех детей, которые не носили одноразовые подгузники, это происходит в более раннем возрасте.

Обычно к 1,5-2 годам функция задержки мочеиспускания настолько укрепляется, что начинает проявляться и во время сна, ребенок перестает просыпаться ночью, чтобы сходить в туалет.

Приучить маленького ребенка спать всю ночь, не писая, не удастся. Человек не может контролировать себя во время сна.

Единственное, что можно сделать, это предложить ребенку сходить на горшок перед сном.

Почему ребенок старше 2 лет писается в постель?

Дело в том, что если мама сама сажает малыша на горшок, или ребенок ходит на горшок только для того, чтобы мама похвалила или чтобы мама не ругала за описанные штаны, НО при этом внутри себя не испытывает в этом нужды, то ночью, когда сознательный контроль спит вместе с организмом, его подсознание выкидывает такие фокусы. То есть он писается в кровать.

Если малышу доставляет удовольствие самому ходить на горшок, то есть его навык не только сознательный, но и подсознательный, то и ночью проблем не бывает.

Чтобы ребенок полюбил процедуру пользования горшком:

Не ругайте ребенка за описанные штаны;

Не хвалите слишком бурно и тем более не награждайте малыша за то, что он сходил на горшок, просто ласково погладьте малыша по голове и улыбнитесь ему;

Не сажайте малыша на горшок, если он уже может это делать сам, предоставьте ему свободу самому действовать в этом интимном деле.

Таким образом, малыш будет ходить на горшок не для того, чтобы его не ругали или наоборот хвалили, а для того, чтобы получать удовольствие от осознания, что он может управлять своим телом, что это приятно и здорово!

Удачи вам!

Нет, не то…

ТЕРПЕНИЯ Вам и ЛЮБВИ к своему ребенку!

По мере взросления малыша родители всё чаще задумываются о приучении его к горшку.

Бывает так, что взрослые не проявляют должного терпения и спокойствия в этом деликатном вопросе.

В таком случае процесс приучения затягивается на долгие месяцы, вызывая слёзы ребёнка и огорчение родителей.

Часто родители покупают горшок, смотря только на его внешний вид. Однако приобретая его, родители должны обратить внимание на следующие моменты:

  • Модели для мальчиков и девочек должны отличаться. Для мальчиков подходят модели с выступом впереди, а для девочек - круглые. При выборе нужно ориентироваться на анатомические особенности именно вашего ребёнка.
  • Материал горшка должен быть приятным для нежной кожи малыша. Лучше отдать предпочтение пластиковой модели: эмалированные и керамические слишком холодные на ощупь. Пластик должен быть экологически чистым и хорошего качества, на нём не должно быть заусенцев и трещин. Края не должны быть очень острыми, в противном случае они будут впиваться в тело.
  • Некоторые педиатры советуют приобретать модели белого цвета. В них родители могут с лёгкостью оценить цвет мочи и кала, а это поможет предупредить развитие некоторых заболеваний, например, желтухи.
  • Не спешите приобретать модели с дополнительными функциями. Горшок, издающий различные звуки или моргающий разноцветными лампочками, в виде трона или кресла, в форме игрушки может отвлечь малыша от главной цели.
  • Обратите внимание на устойчивость приобретаемого горшка. На неустойчивой или скользящей по полу модели ребёнок будет чувствовать себя неуверенно, а это помешает ему быстро привыкнуть к новому туалету.
  • Наличие спинки совсем необязательно, потому что приучают осознанно ходить в туалет в том возрасте, когда ребёнок уже хорошо сидит без поддержки.
  • Покупаемая модель не должна состоять из большого количества деталей. Необходимо обратить внимание на то, чтобы её можно было быстро разобрать, помыть и легко просушить.
  • Хорошо, если горшок будет иметь ручку. Она пригодится, когда малыш захочет сам выливать содержимое в унитаз.
  • В магазине можно посадить малыша на понравившуюся модель. Так вы сразу увидите, подходит ли она по размерам и форме для ребёнка. Дайте ему возможность выбрать самому ту модель, которая ему больше нравится. В таком случае он не будет считать только что приобретённую вещь чужой.

Возраст, с которого нужно начинать приучать кроху к новому «туалету», зависит от его индивидуальных особенностей. Обычно ребёнок осознанно садится на горшок в возрасте полутора-двух лет, когда он уже контролирует выделительные процессы.

Методика: приучаем за 7 дней

Большой популярностью среди родителей пользуется методика приучения к горшку за неделю.

Её разработала педагог Д. Форд для детей, достигших полуторагодовалого возраста.

В этом возрасте дети уже понимают речь взрослых, а также могут сами снимать штанишки или трусики.

В первый день сразу после ночного сна снимите ребёнку подгузник, объяснив это тем, что малыш уже вырос и должен ходить в туалет как взрослые люди. После этих слов посадите его на горшок. Важно, чтобы он посидел на нём не менее 10 минут. Можно в это время отвлечь его, дав игрушку, книжку или присев рядом. Если малыш отказывается сидеть, отступите, а через четверть часа возобновите попытки его знакомства с горшком. Повторяйте эту процедуру каждый раз, когда малыш обычно ходит в туалет, например, до и после сна или сразу же после принятия пищи.

Второй день начните с напоминания малышу, что он приучается ходить в туалет как взрослый. С утра посадите ребёнка на горшок, а в течение дня напоминайте ему о необходимости сходить в туалет. Не забывайте торжественно его хвалить, желательно при других членах семьи. Он должен понимать, что своими действиями приносит вам радость.

На третий день перед прогулкой не надевайте на малыша подгузник, перед выходом из дома предложите ему сесть на горшок. Если тёплая погода, во время гуляния можно использовать складной (походный) горшок. Весь день следите, чтобы ребёнок не забывал сходить в туалет.

К четвёртому дню малыш уже знает, что от него требуется. Напоминайте ему о необходимости сходить на горшок, когда он слишком увлечён играми. После каждого удачного похода радостно хвалите ребёнка.

До конца недели время от времени напоминайте малышу о горшке, хвалите его за каждый удачный поход в туалет. Создаваемая вами ситуация успеха поможет крохе быстрее привыкнуть к новым требованиям.

Если ребёнок намочил штанишки, не стоит ругать его: так можно надолго отбить у него охоту сидеть на горшке. Не показывайте ему своё огорчение, даже если эмоции переполняют вас.

Методика быстрого приучения за 3 дня

Случаются ситуации, когда нужно приучить ребёнка к горшку срочно. Это может быть поездка в отпуск или выход в детский садик. В таких случаях родителям поможет способ трёхдневного приучения.

В первый день после пробуждения снимите с малыша подгузник. Потом наденьте на него трусики или вовсе отпустите гулять по дому голышом.

Как только он начнёт опорожняться, нужно, не испугав его, подставить горшок. Надо добиться того, чтобы в голове ребёнка сложилась чёткая связь между его действиями и усаживанием на горшок.

На третий день добавьте ещё одну прогулку. Учитывая режим крохи, на протяжении всего дня напоминайте о необходимости сходить в туалет, например, до и после сна, а также до и после обеих прогулок.

Не нужно гоняться за ребёнком, пугая его. Объясните ему, что вы делаете, почему вы хотите, чтобы он сел на горшок.

Повторное приучение

Иногда уже приученный к горшку ребёнок отказывается ходить на него. Причины, вызвавшие отказ, могут быть следующими:

  • общее недомогание или болезненное прорезывание зубов;
  • кризис 1 года, выражающийся упрямством и неуправляемостью;
  • смена привычной обстановки;
  • рождение братика или сестрички;
  • нестабильное эмоциональное состояние родителей малыша;
  • испуг во время последнего усаживания на горшок.

В таком случае необходимо дать крохе время для возвращения в обычное состояние. Затем вновь пробуйте последовательно приучать ребёнка, не оказывая на него сильного давления.

Как отказаться от подгузников

От подгузников проще всего начинать отказываться в дневное время, тогда легче уследить за малышом, предлагая ему горшок. Во время ночного сна нужно придерживаться следующих правил:
  • Не давайте малышу на ночь много жидкости.
  • Стелите в кроватку клеёнку или впитывающие пелёнки.
  • Перед сном сажайте малыша на горшок.
  • Хвалите ребёнка, если он проснулся сухим, затем сразу же сажайте его на горшок.

Маленькие хитрости приучения ребенка к горшку в 2 года

В течение многих десятилетий родителями и психологами были выработаны правила, которые помогут молодым родителям справиться с решением деликатной проблемы:

  • Во время приучения надевайте малышу подгузники в виде трусиков или многоразовые трусики со специальными вкладышами. Так кроха сможет сам пытаться снять с себя одежду, а в случае неудачи та останется сухой.
  • По возможности привлекайте к процессу приучения ребят постарше, которые без проблем садятся на горшок, подавая положительный пример. Так ваш малыш поймёт естественность процессов дефекации и мочеиспускания.
  • Если ребёнок не понимает, что от него требуется, можно взять резиновую игрушку, набрать в неё воды и опорожнить над горшком. Обязательно нужно похвалить её за результат, попросите и малыша похвалить игрушку. Затем предложите крохе так же сходить в туалет.
  • Разрешайте самостоятельно выливать в унитаз содержимое горшка, если малыш изъявил такое желание. Если у него не получается сделать это качественно, разрешите ему нажимать на кнопку смыва унитаза. Проговаривайте, почему вы очищаете горшок, почему он стал грязным.
  • Параллельно с приучением ребёнка нужно знакомить с ритуалом мытья рук после дефекации и мочеиспускания. Рассказывайте во время этого процесса какую-нибудь сказку или пойте песенку про грязные ручки, которые нужно помыть. Такой расслабляющий момент после важного дела поможет вызвать у малыша положительные эмоции.

Некоторые родители ставят горшки в каждой комнате. Психологи не рекомендуют этого делать: дети должны понимать, что в туалет нужно ходить в специально отведённом для этого месте.

Таким образом, перед приучением необходимо адекватно оценить физиологическую готовность малыша. После знакомства ребёнка с горшком родителям важно регулярно сажать его, постепенно приучая самостоятельно снимать штанишки. После каждого удачного похода в туалет нужно активно хвалить малыша, чтобы он и дальше хотел радовать своих родителей.

Видео на тему