Какую роль в формировании личности. Психология и педагогикаосновы педагогики. Формирование творческой личности

08.04.2019
Что из себя представляет процесс формирования личности?

Личность и процесс ее формирования – это феномен, который редко истолковывается одинаково разными исследователями по данному направлению.

Формирование личности – процесс, который не заканчивается на определенном этапе человеческой жизни, а длится постоянно. Термин «личность» довольно многогранное понятие и поэтому не существует двух одинаковых трактовок этого термина. Несмотря на то, что личность в основном формируется в ходе общения с другими людьми, факторы, влияющие на формирование личности, оказываются в процессе ее становления .

Существует два кардинально разных профессиональных взгляда на явление человеческой личности. С одной точки зрения формирование и развитие личности обуславливается ее врожденными качествами и способностями, а социальное окружение при этом мало влияет на данный процесс. С другой точки зрения личность формируется и развивается в ходе социального опыта, а внутренние черты и способности личности при этом играют небольшую роль. Но, несмотря на различие взглядов, все психологические теории личности сходятся в одном: формироваться личность человека начинает уже в раннем детстве и продолжается всю жизнь .

Какие факторы оказывают влияние на личность человека?

Существует множество аспектов, изменяющих личность. Ученые уже много времени занимаются их изучением и приходят к выводу, что в формировании личности задействована вся окружающая среда, вплоть до климата и географического положения. На становление личности оказывают влияние внутренние (биологические) и внешние (соци­альные) факторы.

Фактор (от лат. factor — делающий — производящий) — причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные его черты.

Внутренние (биологические) факторы

Из биологических факторов основное влияние оказывают генетические особенности индивида, полученные им при рождении. Наследственные черты являются базой для формирования личности. Такие наследственные качества индивида, как способности или физические качества, накладывают отпечаток на его характер, способ восприятия окружающего мира и оценки других людей. Биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее отличие от других индивидов, так как не существует двух одинаковых индивидов с точки зрения их биологической наследственности.

Под биологическими факторами понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей, заложенных в его генетическую программу. Данные генетики дают возможность утверждать, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генетическом коде, хранящем и передающем эту информацию о свойствах организма.
Наследственная программа развития человека обеспечивает, прежде всего, продолжение человеческого рода, а также развитие систем, помогающих организму человека приспосабливаться к изменению условий его существования.

Наследственность — свойство организмов передавать от родителей к детям определенные качества и особенности.

По наследству от родителей к детям передаются:

1) анатомо-физиологическая структура

Отражает видовые признаки индивида как представителя человеческого рода (задатки речи, прямохождения, мышления, трудовой деятельности).

2) физические данные

Внешние расовые признаки, особенности телосложения, конституции, черты лица, цвет волос, глаз, кожи.

3) физиологические особенности

Обмен веществ, артериальное давление и группа крови, резус-фактор, стадии созревания организма.

4) особенности нервной системы

Строение коры головного мозга и его периферических аппаратов (зрительного, слухового, обонятельного и др.), своеобразие нервных процессов, обусловливающее характер и определенный тип высшей нервной деятельности.

5) аномалии в развитии организма

Дальтонизм (частичная цветовая слепота), «заячья губа», «волчья пасть».

6) предрасположенность к некоторым заболеваниям наследственного характера

Гемофилия (болезни крови), сахарный диабет, шизофрения, эндокринные paccтройства (карликовости и др.).

7) врожденные особенности человека

Связаны с изменением генотипа, приобретенные вследствие неблагоприятных жизненных условий (осложнения после болезни, физические травмы или недосмотр при развитии ребенка, нарушение режима питания, труда, закаливания организма и т. д.).

Задатки — это анатомо-физиологические особенности организма, яв­ляющиеся предпосылками развития способностей. Задатки обеспечивают предрасположенность к той или иной дея­тельности.

1) общечеловеческие (строение мозга, центральной не­рвной системы, рецепторов)

2) индивидуальные (типологические свойства нервной системы, от которых зависит скорость образования времен­ных связей, их прочность, сила сосредоточенного внима­ния, умственная работоспособность; особенности строения анализаторов, отдельных областей коры головного мозга, органов и др.)

3) специальные (музыкальные, художественные, математи­ческие, лингвистические, спортивные и другие наклоннос­ти)

Внешние (соци­альные) факторы

На развитие человека влияет не только наследственность, но и среда.

Среда — эта реальная дей­ствительность, в условиях которой происходит развитие человека (географиче­ская, национальная, школьная, семейная; социальная среда — обще­ственный строй, система производственных отношений» материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и пр.)

Всеми учеными признается влияние сре­ды на формирование человека. Не совпадают лишь их оцен­ки степени такого влияния на формирование личности. Это связано с тем, что абстрактной среды не существует. Есть конкретный общественный строй, конкретное ближнее и дальнее окружение человека, конкретные условия жизни. Понятно, что более высокий уровень развития достигается в той среде, где созданы благоприятные условия.

Общение является важным фактором, влияющим на развитие человека .

Общение — это одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отно­шений. Личность формируется только в общении, взаимодей­ствии с другими людьми. Вне человеческого общества ду­ховное, социальное, психическое развитие происходить не может.

Кроме перечисленных выше важным фактором, оказы­вающим влияние на формирование личности, является воспитание.

Воспитание - это процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание), выступающее своеобразным механизмом управления процессами социализации.

На развитие личностных качеств большое влияние ока­зывает коллективная деятельность.

Деятельность – форма бытия и способ существования человека, его активность, направленная на изменение и преобразование окружающего мира и самого себя. Ученые признают, что, с одной стороны, при определенных условиях коллек­тив нивелирует личность, а с другой стороны, развитие и проявление индивидуальности возможно только в коллективе. Такая деятельность способствует проявлению , незаменима роль коллектива в формировании идейно-нравственной ориентации личности, ее гражданской позиции, в эмоциональном развитии.

В формировании личности велика роль самовоспитания.

Самовоспитание — воспитание себя, работа над своей личностью. Оно начинается с осознания и принятия объективной цели как субъективного, желательного мотива своих действий. Субъективная постановка цели поведения порождает сознательное напряжение воли, определение плана деятельности. Осуществление этой цели обеспечивает развитие личности .

Организовываем воспитательный процесс

Решающее значение в развитии личности человека играет воспитание. Из экспериментов следует, что развитие ребёнка обуславливается различными видами деятельности. Поэтому для успешного развития личности ребёнка, необходима разумная организация его деятельности, правильный выбор её видов и форм, осуществление, систематического контроля над ней и результатами.

Виды деятельности

1. Игра - имеет большое значение для развития ребёнка, она выступает первым источником познания окружающего мира. В игре развиваются творческие способности ребёнка, формируются навыки и привычки его поведения, расширяется кругозор, обогащается объём знаний и умений.

1.1 Предметные игры - осуществляются с яркими привлекательными предметами (игрушками), в ходе которых происходит развитие двигательных, сенсорных и др. умений и навыков.

1.2 Сюжетные и ролевые игры - в них ребёнок выступает в качестве определённого действующего лица (распорядителя, исполнителя, компаньона и т. д.). Эти игры выступают для детей в качестве условий проявления той роли и тех отношений, которые они желают иметь в обществе взрослых.

1.3 Спортивные игры (подвижные, военно-спортивные) - направлены на физическое развитие, выработку воли, характера, выносливости.

1.4 Дидактические игры - являются важным средством умственного развития детей.

2. Учёба

Как вид деятельности оказывает большое влияние на развитие личности ребёнка. Она развивает мышление, обогащает память, развивает творческие способности ребёнка, формирует мотивы поведения, подготавливает к трудовой деятельности.

3. Труд

При правильной его организации он содействует всестороннему развитию личности.

3.1 Общественно-полезный труд - это труд по самообслуживанию, работа на пришкольном участке по озеленению школы, города, села и т.д.

3.2 Трудовое обучение - направлено на вооружение школьников умениями и навыками в обращении с различными орудиями труда, инструментами, машинами и механизмами, которые применяются на различных производствах.

3.3 Производительный труд - это труд, связанный с созданием материальных благ, организованный по производственному принципу в ученических производственных бригадах, УПК, в школьных лесничествах и т.д.

Заключение

Таким образом, процесс и результаты человеческого развития обуславливаются как биологическими, так и социальными факторами, которые действуют не по отдельности, а в комплексе. При разных обстоятельствах различные факторы могут оказывать большее или меньшее влияние на формирование личности. Как считает большинство авторов, в системе факторов ведущая роль принадлежит воспитанию.

Семья играет важную, решающую роль в становлении личности. Именно в семье человек начинает делать свои первые шаги навстречу познанию мира. На родителях лежит большая ответственность за формирование у личности взглядов на жизнь, нравственных ценностей. Кто, если не родители,скажет подрастающему ребенку, что хорошо, а что плохо?кто,если не семья,заложит в человеке нравственный фундамент? Конечно, окружающий мир тоже влияет на личность, но становление начинается в семье. Как говорил Фамусов, герой комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” : «Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца» .И, действительно, если ребенок с детства видит ссоры, брань, проявление неуважения, словом все дурное отрицательное, то в последствии он сам вбирает в себя эти качества. А если перед глазами малыша мир, добро, взаимопонимание между близкими людьми, то вскоре он и сам станет добрым и открытым миру. Порассуждаем, что же такое семья?

Семья- это,прежде всего, единство людей. Но, что их объединяет? Что служит ядром в отношениях людей? Материальное или духовное? От этого и зависит то, что будет впитывать в себя формирующаяся личность. Ценности семьи и будут определять ценности человека.

Отвечая на поставленный вопрос, можно отметить, что роль семьи в становлении личности может быть как положительная, так и отрицательная. В произведениях русской классики авторы не раз показывали влияние семьи на развивающегося человека.

Нельзя не вспомнить комедию Д И Фонвизина «Недоросль». Вот уж где влияние родителей стало решающим в формировании личностных ценностей. Недоросль стал, если можно так выразиться, заложником злонравия Простаковых. Митрофан-плод злых нравов семьи.С детства перед его глазами были ссоры, жестокость по отношению к крепостным, презрение к просвещению. Он рос в окружении, где был полностью разрушен традиционный строй семьи. Мать двулична, во всем ищет выгоды для себя. Отец апатичен, недалек, полностью подвержен влиянию жены. Между родными людьми нет взаимопонимания. Такой уклад семьи точно не назовешь образцом для подражания. У ребенка нет выбора. Он получает в наследство от родителей черты их характера, модель их поведения. Поэтому Митрофан предстаёт перед нами грубым, ничем не интересующимся молодым человеком. Он высокомерен и жесток, называет кормилицу «старой хрычовкой» , кроме того, с большой неохотой принимается за уроки,предпочитая голубятню книгам, просвещению. А сцена ссоры дядюшки Скотинина с племянником еще больше подчеркивает отсутствие каких-либо правил морали в семье.



Таким образом, перед нами яркий пример роли семьи в становлении личности. Главный герой унаследовал привычки, образ жизни родителей.Злонравие Митрофана есть прямое следствие дурных качеств родителей. Так кто же воспитал бы в нем добродетель?

Да, роль семьи в становлении личности огромна. Посмотрим на другое произведение русской классики, повесть А С Пушкина «Капитанская дочка» .Рассмотрим, как здесь родители повлияли на формирование личности.

Петр Гринев, главный герой повести, с детства воспитывался в обстановке высокой нравственности. Родители уважают друг друга, в семье царит мир. Перед глазами Петруши живой пример взаимопонимания между людьми.Завет отца «Береги платье снову а честь смолоду» стал главным жизненным ориентиром для Петра. В дальнейшем именно этот наказ отца повлияет на поведение Гринева. Он будет верен чести и долгу, несмотря на все трудности и преграды. Становится ясно, что именно семья принимает участие в становлении личности, показывает чаду путь, открывает дорогу в мир. Если бы не твердый нравственный фундамент, заложенный семьёй и наказ отца, то кто знает, остался бы Петр Гринев верен своим принципам или пошел бы по пути Швабрина?

Подводя итог, мне хочется сказать, что роль семь в становлении личности огромна и не стоит ее недооценивать. Безусловно, «каждый человек сам себя воспитать должен» , но именно семья определяет фундамент человека, именно семья служит живой иллюстрацией поведения, нравов.

Критерии:

  • К1 Соответствие теме
  • К2 Аргументация
  • К3 Композиция
  • К4 Качество речи
  • К5 Грамотность
  • ИТОГО: 5 из 5

леева школьные учителя считали бездарными. Талант фран­ цузского художника П. Гогена проявился только в 38 лет, а С.Т. Аксакова - в 50. Благодаря неимоверному трудолюбию они достигли творческих вершин. И на этом пути они сформи­ ровались как личности.

Таким образом, мы приходим к выводу о том, что талант и гениальность - биологически врожденные качества, данные человеку от природы. Великим же он становится благодаря своему трудолюбию, профессионализму и выдающемуся вкла­ ду в развитие человеческой культуры.

Гениальным человека делает природа, а великим -

общество.

ЛИЧНОСТЬ - результат социального становления индивида пу­ тем преодоления трудностей и накопления жизненного опыта.

Многие из тех, кого в детстве считали вундеркиндами, став взрослыми, так и не оправдали надежд. Они остались творче­ ски одаренными индивидами, но не личностями.

На протяжении XIX века лучшие умы биологии полагали, что личность существует как нечто, полностью сформировав­ шееся еще до рождения. Личностные черты индивида долгое

время приписывались наследственности. Семья, предки и гены определяли то, будет ли человек гением, заносчивым хвастуном, закоренелым преступником или благородным рыцарем.

В первой половине XX века накопилось такое количество но­ вых фактов, что вынудило пересмотреть первоначальные взгля­ ды на сущность человека. Оказалось: врожденная гениальность автоматически не гарантирует того, что из человека получится великая личность. Точно также родовая травма, недуг или иное неблагоприятное стечение биологических факторов не исключа­ ют возможность стать полноценным членом общества, возмож­ ность принести человечеству огромную пользу. Решающую роль играет та социальная среда и атмосфера, в которую попадает че­ ловек после рождения.

Слово «личность» употребляется по отношению к челове­ ку лишь с определенного этапа его развития. Мы не говорим о личности новорожденного или даже двухлетнего ребенка. Личностью не родятся, личностью становятся. Она - относи­ тельно поздний продукт социального развития.

Ученые пришли к выводу о том, что нельзя ставить знак ра­ венства между понятиями «личность» и «человек», «лич­ ность» и «индивид».

Личность подразумевает способность человека «быть госпо­ дином самому себе» благодаря добровольно выбранным твер­ дым принципам. Самостоятельность проявляется в инициатив­ ности, ответственности, предприимчивости, способности строго контролировать свое поведение и подчинять его единой жиз­ ненной стратегии.

Особенности высшей нервной системы, физической конституции, биологические потребности, характе­ ризующие индивида, не становятся особенностями его личности. К примеру, такая анатомическая осо­ бенность, как вывих тазобедренного сустава, обрека­ ющий ребенка на хромоту, не относится к личности. Однако ее значение для формирования личности ог­ ромно. Хромота обрекает ребенка на изоляцию от сверстников, порождает чувство своей неполноцен­ ности. Но одни могут преодолеть неловкость, свя­ занную с природным недостатком, а другие погружа­ ются в него, становятся замкнутыми, обидчивыми. Личность формируют такие отношения, которых

нет, никогда не было и в принципе не может сущест­ вовать в природе, а именно общественные. Ни мура­ вьи, ни слоны, ни обезьяны не знакомы с ними, они обитают в иной экологической нише. Следовательно, личность возникает в особой, специфической нише.

А.Н. Леонтьев (1903- 1979), психолог

Потребность индивида стать личностью у одних развита в большей степени, а у других - в меньшей. Социальное окру­ жение, прежде всего родители, могут сформировать и развить эту потребность в своем ребенке в наивысшей степени. Но сре­ да может заглушить врожденное качество. И тогда человек

способна нести ответст­

продукт социализации

венность и решать проблемы

человека

ЛИЧНОСТЬ

контролирует поведение,

отличается самостоятель­

обладает силой воли

ностью в поступках

имеет свои желания и

обладает правилами

биосоциальное

и обязанностями

стремления

существо

человека

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

отличается творчеством и

обладает неповторимыми

оригинальностью в деятельности

особенностями

становится безвольным существом, опускается на дно общест­ ва, иногда спивается или становится наркоманом.

Потребность индивида проявить себя как личность осуще­ ствляется чаще всего неосознанно в его поступках, склонности к риску и других неординарных действиях.

Общество и социальная среда способны влиять на личность в обоих направлениях - подавляя и развивая ее. Историки за­ метили: чем выше культурный уровень общества, тем выше человек ценится как личность. И наоборот. Следовательно,между развитием личности и общества существует прямая зависимость. В странах с развитыми демократическими ин­ ститутами естественные и гражданские права личности защищены столь же надежно, как раньше защищала рыцаря прочная кольчуга.

Подавление своих чувств так же опасно, как полное осво­ бождение бессознательных инстинктов - разнузданности, не­ сдержанности и др. Поддаваться чувствам, страстям или стра­ хам, вырвавшимся изнутри, из подсознания, значит вести себя неразумно. Проявлять рассудительность, здравомыслие и целеустремленность означает ощущать в себе более высокое индивидуальное начало. Однако стать личностью можно толь­ ко в том случае, если развить в себе нравственное сознание. Альтруизм и бескорыстная любовь к ближним, противопо­ ложные эгоизму и своекорыстию, составляют фундамент че­ ловеческой личности, формирование которого начинается в обществе и семье.

Личность - высшее достижение человеческих усилий,

результат кропотливой работы над своим духовным ми­ ром. На трудном пути становления личности одним помогает вера в нравственные идеалы, собственные силы и разум, в на­ учную истину; другим - вера в Бога. Каждый из вас может встать на этот путь, совершая даже небольшие нравственные поступки.

Примером вам послужат великие люди прошлого и совре­ менности. Это древнегреческие ученые и философы Архимед, Аристотель, Сократ; итальянский художник, ученый, изобре­ татель Леонардо да Винчи, польский астроном Н. Коперник; русский монах преподобный Сергий Радонежский, писатели Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой. А среди наших современни­ ков - индийский духовный лидер Махатма Ганди; монахиня

мать Тереза (албанка по происхождению) - основательница и настоятельница международного католического «Ордена милосердия», помогающего больным и страждущим во всех странах; наши соотечественники - академики В.И. Вернад­ ский, Н.И. Вавилов, Д.С. Лихачев. Этот список можно про­ должать бесконечно.

Понятия: личность, индивид, человек.

Вопросы и задания

1. Чем различаются между собой понятия «человек», «индиви­ дуальность» и «личность»?

2. В чем сходство и различие между талантливым, гениальным

и великим человеком?

3. Кто, по-вашему, является личностью, индивидуальностью, вы­ дающимся человеком (есть ли такой среди вашего окружения)?

4. Какую роль в становлении личности играет общество?

*5. Как вы поняли выражение «потребность быть личностью»?

*6. Какую роль в формировании человеческой личности играет

нравственное начало? Аргументируйте свое мнение.

■ Проблема. Почему человек ценится как личность больше обществе с более высоким культурным уровнем? Существуют ли общества, где человек как личность не был бы востребован?

Практикум. Завершите фразы:

Талант и гениальность - это...

Личность подразумевает способность человека...

При формировании личности оказывает влияние...

Личностью нельзя назвать...

§ 6. Потребности человека

Когда нам чего-то не хватает, мы испытываем нужду, а вместе с тем выражаем зависимость от этого чего-то. Престарелые и одинокие нуждаются в опеке, помощи, сочувствии; голодный - в пище.Потребность -состояние живого существа, вы­ ражающее его зависимость от того, что составляет усло­ вия его существования.

Состояние нужды в чем-то вызываетдискомфорт, психоло­ гическое ощущениенеудовлетворенности. Это напряжение за­ ставляет человека проявлять активность, что-то предприни­

мать, чтобы снять напряжение. Удовлетворение потребно­ сти - процесс возвращения организма в состояние равнове­ сия. Поев, мы удовлетворяем чувство голода и приводим орга­ низм в состояние баланса и комфорта.

Первым, кто разобрался в структуре потребностей, выявил их роль и значение, был американский психолог Абрахам Маслоу (1908- 1970). Его учение называется иерархической тео­ рией потребностей. А. Маслоу расположил потребности в восходящем порядке, от низших биологических до высших духовных.

1. Физиологические потребности - в воспроизводстве людей, пище, дыхании, физических движениях, жилище, от­ дыхе, предохранении себя от неблагоприятных воздействий климата (жары, холода и т.д.).

2. Потребности в безопасности выражают стремление со­ хранить и защитить свою жизнь, обезопасить себя, родных и свое жилище от вторжения, стихийных бедствий, дискомфорта.Физическая безопасность - потребность в хорошем здоровье, отсутствии насилия над личностью и жизнью человека. Речь идет об уверенности в завтрашнем дне, стабильности условий жизни, например, в безопасности на улицах, в отсутствии войн

и конфликтов, а также в стремлении избежать несправедливого обращения. Экономическая безопасность - потребность в га­ рантированной занятости, страховании от несчастных случаев, желание иметь постоянные средства существования (заработок).

3. Социальные потребности свидетельствуют о том, что человек - существо социальное, коллективное и вне группы

Духовные потребности

Престижные потребности

Социальные потребности

Потребности в безопасности

Физиологические потребности

Иерархия потребностей А. Маслоу

жить не может. Мы жаждем дружбы, привязанности, любви, принадлежности к сообществу, общения, участия в организа­ циях, заботы о другом и помощи близких. Социальные по­ требности указывают на стремление человека не выделяться, быть как все, быть равным другим.

4. Престижные потребности, напротив, показывают, что человеку присуще свойство выделяться чем-либо, обго­ нять других, быть неравным им, обращать на себя особое вни­ мание и искать преимуществ. Стремление выделиться дви­ жет карьерой, желанием получить более высокие статус, престиж, признание, оценку. Их называют ещеэгоистиче­ скими, илипотребностями в оценке, ибо они ориентированы на самого себя.

5. Духовные потребности - это стремление выразить че­ рез творческую активность все, на что способен человек, т.е. самореализоваться. Духовные потребности многообразны и чрезвычайно важны в жизни человека. А. Маслоу называл их

основными, или базисными, потребностями,а за их роль в стимулировании человеческой деятельности - мотивацион­ ными переменными(но не мотивами в строгом смысле слова).

Первые два типа потребностей названы первичными (врожденными), три других -вторичными (приобретенны­ ми). Взрослея, человек все большее значение придает вто­ рым. Таким образом,процесс духовного взросления - этопроцесс возвышения потребностей, т.е. замещения первич­ ных вторичными.

Отечественные психологи, в частности А.В. Петровский, совершенно правильно полагают, что высшая пятая потреб­ ность - самореализация - это по существу потребность инди­ вида стать личностью.

Пружиной, своеобразным мотором, приводящим потреб­ ности в движение, выступает принцип иерархии. Согласно ему, потребности каждого нового уровня становятся актуаль­ ными (насущными), заявляют о себе лишь после того, как удовлетворены запросы предыдущего.

Побудительной силой обладают только неудовлетво­ ренные потребности.

Голод движет человеком до тех пор, пока он не утолил его. Сила воздействия потребности, ее интенсивность, кроме того, зависят от занимаемого ею места. Физиологические потребно-

сти, независимо от степени их удовлетворения, обладают большей силой воздействия, чем, например, эгоистические. Действительно, голодный и холодный человек вряд ли будет думать о стихах или наслаждаться классической музыкой. Только одиночки способны на это. Голод чаще о себе заявляет, чем, скажем, потребность в общении. Сколько вы можете про­ быть без еды, не испытывая дискомфорта? А без общения с другими людьми?

Если низшие потребности присущи всем людям в равной степени, то высшие - в неодинаковой. Образованные и необ­ разованные люди в равной мере испытывают чувство голода, но вторые вряд ли испытывают острую потребность в творче­ стве. Неодинаково присущи людям социальные (стремление к общению) и эгоистические (намерение выдвинуться, сделать карьеру) потребности.

И еще одна важная особенность: высшие потребности вносят больший вклад в формирование личности, нежели низшие. Можно выразиться еще определеннее: там, где на­ чинаются высшие потребности, там -начинается личность.

Подавление потребностей любого уровня деформирует личность и ее поведение: человек с подавленными потребно­ стями неполноценен.

Неудовлетворенные потребности приводят к массовому недовольству и раздражению населения. Многочисленные факты невыплаты зарплаты шахтерам, учителям, врачам по­ казывают, что правительство не заботится об удовлетворении потребностей первого уровня. Когда игнорирование жизнен­ ных потребностей людей становится хроническим явлением, они вынуждены защищать свои интересы с помощью демонст­ раций, забастовок, гражданского неповиновения, мятежей и революций.

Особо следует поговорить о духовных потребностях. Они играют не меньшую роль, чем другие, хотя расположены на самой вершине (см. схему на стр. 46). Кажется, что до них де­ ло доходит после того, как удовлетворены все иные потребно­ сти. Но такое случается не всегда. Русскую нацию всегда отли­ чала неистребимая жажда духовного. Мы создавали художественные шедевры, строили великолепные дворцы и храмы, писали о вечном и прекрасном в любой ситуации. На­ шей стране большую часть истории приходилось жить не в изобилии и достатке, тем не менее, народное творчество не иссякало-, а феномен русской интеллигенции поражает весь мир. Оказывается, как это считают многие мыслители,раз­ витие духовной сферы общества происходит в целом неза­ висимо от экономического благополучия.

Оговорка «в целом» не случайна. Речь идет об общей тен­ денции развития, но, когда мы рассматриваем отдельные се­ мьи или группы населения, картина усложняется. Когда че­ ловек теряет смысл жизни, он начинает духовно опускаться.

Духовное опустошение наступает даже у материально обес­ печенных, вполне благополучных людей. Погоня за деньгами или карьерой, когда то и другое из средства превращаются в цель существования, внутренне опустошает человека. Как вы думаете, в чем причины? Утрачена теплота человеческих от­ ношений, потерян смысл жизни.

Поясняющий пример Для изучения альтруистической любви американский со­

циолог русского происхождения П.Сорокин проанализи­ ровал около 4600 жизнеописаний святых и 500 американ­ цев - современных носителей энергии любви. Он собирал

исторические и личные свидетельства, экспериментально проверял гипотезы на студентах колледжей, пациентах больницы. И пришел к выводу: альтруистическая любовь необходима для здоровья не только отдельных индивидов, но также общества в целом. Спасение человечества в том, чтобы подняться на более высокий моральный уровень по­ средством творческой любви.

Чем выше находится в пирамиде Маслоу потребность, тем сложнее ее удовлетворить. Самыми неподатливыми являются духовные. Удовлетворить их - значит обрести ясный смысл жизни, предпочесть добро злу, общественную выгоду личной, честь - бесчестью и т.п. Но как труден и не скор нравствен­ ный выбор! Какое количество препятствий и соблазнов прихо­ дится преодолевать человеку, какую силу воли проявлять для того, чтобы обрести духовную свободу.

Если за точку отсчета брать всю историю человечества, мо­ жем ли мы утверждать, что сегодня духовно возвышенных лю­ дей стало больше, чем раньше? Вряд ли кто даст однозначный ответ. Возможно, их стало больше, а возможно, что и нет. Мо­ жет статься, что подвижников духа не убавилось, не прибави­ лось. В этой сфере вообще трудно построить какой-либо график.

Но прогресс общества идет непрерывно, оно с каждым ша­ гом продвигается вверх по лестнице цивилизованности. Посто­ янно расширяется объем духовной информации (научные зна­ ния, культурные и религиозные ценности и произведения).

Понятия: потребность, удовлетворение потребности, иерархи­ ческая теория потребностей.

Вопросы и задания

1. Что такое человеческие потребности? *Составьте список сво­ их потребностей, включая в него все желания, которые появи­ лись, скажем, в течение последней недели. А теперь проанали­ зируйте его, используя материал, изложенный в параграфе.

2. Чем различаются низшие и высшие потребности? *Почему одни даны от природы, а другие приобретаются в обществе? Присмотритесь к себе: какие потребности преобладают у вас?

На сегодняшний день в психологии существует около пятидесяти теорий личности. Каждая из них рассматривает и по-своему трактует то, как происходит формирование личности. Но все они сходятся во мнении, что человек проживает этапы становления личности так, как не проживал никто до него, и не будет проживать ни один человек после.

Почему один человек любим, уважаем, успешен во всех сферах жизнедеятельности, а другой деградирует и становится несчастным? Чтобы ответить на этот вопрос нужно знать факторы формирования личности, оказавшие влияние на жизнь конкретного человека. Важно как проходили этапы формирования личности, какие новые черты, качества, свойства и способности появлялись в течение жизни, учитывать роль семьи в формировании личности.

В психологии есть несколько определений этого понятия. Определение в философском смысле – это ценность, ради и благодаря которой развивается общество.

Этапы развития

Способен к развитию активный и деятельный человек. Для каждого возрастного периода один из видов деятельности является ведущим.

Концепцию ведущей деятельности разработал советский психолог А.Н. Леонтьев, он же выделил основные этапы формирования личности. Позже его идеи развил Д.Б. Эльконин и другие ученые.

Ведущий вид деятельности – фактор развития и деятельность, которая определяет формирование основных психологических новообразований индивида на очередной ступени его развития.

«По Д. Б. Эльконину»

Этапы формирования личности по Д. Б. Эльконину и ведущий вид деятельности в каждой из них:

  • Младенческий возраст – непосредственное общение со взрослыми.
  • Ранее детство – предметно-манипулятивная деятельность. Ребенок учится обращаться с простыми предметами.
  • Дошкольный возрастсюжетно-ролевая игра. Ребенок в игровой форме примеряет взрослые социальные роли.
  • Младший школьный возраст – учебная деятельность.
  • Подростковый возраст – интимное общение со сверстниками.

«По Э. Эриксону»

Психологические периодизации развития индивидуальности разрабатывали и зарубежные психологи. Наиболее известной является периодизация, предложенная Э.Эриксоном. По Эриксону формирование личности происходит не только в юности, но и в глубокой старости.

Психосоциальные стадии развития – кризисные этапы становления личности индивида. Становление личности – это прохождение одного за другим психологических этапов развития. На каждом этапе происходит качественное преобразование внутреннего мира индивида. Новообразования каждого из этапов – следствие развития индивида на предыдущем этапе.

Новообразования могут быть как положительными, так и . Их сочетание определяет индивидуальность каждого человека. Эриксон описал две линии развития: нормальную и аномальную, в каждой из которой выделил и противопоставил психологические новообразования.

Кризисные этапы формирования личности по Э. Эриксону:

  • Первый год жизни человека – кризис доверия

В этот период особо важна роль семьи в формировании личности. Через мать и отца ребенок узнает, добр к нему мир или нет. В лучшем случае появляется базовое доверие к миру, если формирование личности аномальное, образуется недоверие.

  • От одного года до трех лет

Самостоятельность и уверенность в себе, если процесс становления личности происходит нормально или неуверенность в себе и гипертрофированный стыд, если он аномальный.

  • Три – пять лет

Активность или пассивность, инициатива или чувство вины, любопытство или безразличие к миру и людям.

  • От пяти до одиннадцати лет

Ребенок учится ставить и достигать цели, самостоятельно решать жизненные задачи, стремится к успеху, развивает познавательные и коммуникативные навыки, а также трудолюбие. Если формирование личности в этот период отклоняется от нормальной линии, новообразованиями станут комплекс неполноценности, конформность, ощущение бессмысленности, тщетности усилий при решении задач.

  • От двенадцати до восемнадцати лет

Подростки переживают этап жизненного самоопределения. Молодые люди строят планы, выбирают профессию, определяются с мировоззрением. Если процесс формирования личности нарушается, подросток погружается в свой внутренний мир в ущерб внешнему, но у него не получается разобраться в себе. Путаница в мыслях и чувствах приводит к снижению активности, неспособности планировать будущее, трудности с самоопределением. Подросток выбирает путь «как все», становится конформистом, не имеет своих личных мировоззренческих установок.

  • От двадцати до сорока пяти лет

Это ранняя взрослость. У человека появляется желание быть полезным членом общества. Он работает, создает семью, заводит детей и при этом чувствует удовлетворенность от жизни. Ранняя зрелость – период, когда роль семьи в формировании личности снова выходит на первый план, только семья эта уже не родительская, а созданная самостоятельно.

Положительные новообразования периода: интимность и общительность. Отрицательные новообразования: изоляция, избегание близких отношений и неразборчивые связи. Трудности характера в это время могут перерасти в расстройства психики.

  • Средняя зрелость: сорок пять – шестьдесят лет

Прекрасный этап, когда процесс становления личности продолжается в условиях полноценной, творческой, разнообразной жизни. Человек воспитывает и обучает детей, достигает определенных высот в профессии, уважаем и любим семьей, коллегами, друзьями.

Если формирование личности благополучное, человек активно и продуктивно работает над собой, если нет – происходит «погружение в себя» с целью уйти от реальности. Такой «застой» грозит потерей трудоспособности, ранней инвалидностью, и озлобленностью.

  • После шестидесяти лет наступает поздняя взрослость

Время, когда человек подводит итоги жизни. Крайние линии развития в старости:

  1. мудрость и душевная гармония, удовлетворенность прожитой жизнью, ощущение ее полноты и полезности, отсутствие страха смерти;
  2. трагичное отчаяние, ощущение того, что жизнь прожита зря, а прожить ее заново уже нельзя, боязнь смерти.

Когда этапы формирования личности переживаются благополучно, человек научается принимать себя и жизнь во всем ее многообразии, живет в гармонии с собой и окружающим миром.

Теории формирования

О том, как формируется личность, каждое направление в психологии отвечает по-своему. Есть психодинамические, гуманистические теории, теория черт, теория социального научения и другие.

Некоторые теории появились в результате многочисленных экспериментов, другие неэкспериментальные. Не все теории охватывают возрастной диапазон от рождения до смерти, некоторые «отводят» на формирование личности только первые годы жизни (обычно до совершеннолетия).

  • Наиболее целостной, совмещающей сразу несколько точек зрения, является теория американского психолога Эрика Эриксона. По Эриксону формирование личности происходит по эпигенетическому принципу: от рождения до смерти человек проживает восемь стадий развития, предопределенных генетически, но зависящих от социальных факторов и самого индивида.

В психоанализе процесс формирования личности – адаптация природной, биологической сущности человека к социальной среде.

  • Согласно основателю психоанализа З. Фреду, человек формируется, когда учится удовлетворять потребности в социально-приемлемой форме и вырабатывает защитные механизмы психики.
  • В противовес психоанализу, гуманистические теории А. Маслоу и К. Роджерса, концентрируются на способности человека самовыражаться и самосовершенствоваться. Основная идея гуманистических теорий – самоактуализация, она же и основная человеческая потребность. К развитию человека подталкивают не инстинкты, а высшие духовные и социальные потребности и ценности.

Становление личности – это постепенное нахождение своего «Я», раскрытие внутреннего потенциала. Самоактуализирующийся человек активный, творческий, непосредственный, честный, ответственный, свободный от шаблонов мышления, мудрый, способный принять себя и других такими, какие они есть.

В качестве компонентов личности выступают следующие свойства:

  1. способности – индивидуальные свойства, определяющие успешность той или иной деятельности;
  2. темперамент – врожденные особенности высшей нервной деятельности, обуславливающие социальные реакции;
  3. характер – совокупность воспитываемых качеств, обуславливающих поведение по отношению к другим людям и самому себе;
  4. воля – способность достичь цели;
  5. эмоции – душевные волнения и переживания;
  6. мотивы – побуждения к деятельности, стимулы;
  7. установки – убеждения, взгляды, направленность.