Где разрешен детский труд. Детский труд в истории. Детский труд в мире

12.02.2019

В последнее время распространена эксплуатация детского труда. Это одна из часто встречающихся проблем современного мира. Детский труд используется не только в семьях и учебных заведениях, но и в крупных компаниях. С данным нарушением законодательства связано огромное количество скандальных ситуаций. В нашей статье вы можете найти подробную информацию о законопроекте.

Общая информация о законопроекте

С каждым годом все чаще встречается эксплуатация детского труда. Статья 32-36 устанавливает ответственность государства в защите прав несовершеннолетних от незаконного принуждения к труду. Документ, который содержит в себе три части, был принят 2 сентября 1990 года. Конвенция окончательно сформировалась несколько лет назад.

Статья 32 освобождает детей от любой работы, которая может пагубно влиять на здоровье или стать препятствием для получения образования. Согласно ей установлен минимальный возраст для трудоустройства на работу.

Летом 1999 года была принята новая Конвенция о правах ребенка. В ней появились статьи о наихудших формах эксплуатации детского труда. В ней особое внимание уделяется ликвидации рабства, принуждению к участию ребенка в вооруженных конфликтах, проституции и торговле наркотиками. Страны, которые ратифицировали Конвенцию о правах ребенка, должны защищать несовершеннолетних от эксплуатации.

Во всем мире наблюдается незаконная эксплуатация детского труда. предусматривает наказание за похищение человека и принуждение его к работе. Однако отдельного законопроекта, в котором бы говорилось об эксплуатации детского труда, в Уголовном кодексе нет. Однако в ближайшее время правительство планирует внести в него поправки.

Было создано множество законопроектов с целью урегулирования проблем, с которыми связана эксплуатация детского труда. содержит в себе информацию о том, что несовершеннолетний может добровольно устроиться на работу, если это не будет препятствием для получения образования. В данном случае потребуется также письменное разрешение от родителей. Работать несовершеннолетний должен в хороших условиях. Он также имеет право на сокращенное рабочее время, льготы и отпуск. Однако до достижения 15 лет устроиться на работу невозможно. Это запрещено Трудовым кодексом РФ.

Детский труд в школе

Эксплуатация детского труда в школе часто остается незамеченной. Почти все общеобразовательные учреждения активно используют его в виде дежурства по классу, летней практики и т. д. Считается ли детский труд в школе незаконным?

Во времена СССР детский труд в школах приветствовался. Он являлся одним из методов патриотического воспитания. В наше время взгляды на детский труд изменились. Создано многочисленное количество законопроектов, которые помогают защитить детство каждого ребенка.

Важнейшим условием для привлечения ребенка к труду в школе является разрешение его родителей. Оно должно быть оформлено письменно. Если оно отсутствует, то ребенка не имеют права принуждать к любому труду в школе. Если эксплуатация детского труда в учебном учреждении происходит регулярно без разрешения, родители могут написать жалобу в прокуратуру или районный отдел образования.

В том случае, если разрешение от родителей на труд присутствует, учителя должны следить, чтобы он осуществлялся с соблюдением всех общепринятых норм. Школьникам запрещено поднимать тяжелые предметы, мыть окна и совершать уборку около проезжей части.

Реализация законопроектов

Закон эксплуатации детского труда существует достаточно долго. Известны случаи, когда руководство школы привлекалось к ответственности за то, что освобождало учеников от уроков на целый день в связи с дежурством. Например, прокуратура Архангельской области рассмотрела и отреагировала на заявление от мамы школьника одного из учебных учреждений Новодвинска. Ее сына заставляли дежурить во время уроков. Прокуратура увидела в действиях директора школы нарушение Закона "Об образовании". Своими действиями руководитель учреждения лишает ученика получения полного объема знаний. С тех пор дежурства в школе были отменены.

Статистика

Статистика по эксплуатации детского труда приводит в шок почти каждого. Согласно исследованиям в мире насчитывается около 168 миллионов работающих несовершеннолетних граждан. Это примерно 11% от всего детского населения. Однако известно, что их число сокращается. За 2000-2012 годы количество работающих детей снизилось на 78 миллионов.

В 2008 году многие специалисты предполагали, что из-за экономического кризиса эксплуатация детского труда начнет набирать обороты с новой силой. Однако согласно исследованиям Международной организации труда, количество работающих детей в тот период не увеличилось. Специалисты объясняют это тем, что в страны, в которых проблема эксплуатации стоит наиболее остро, кризис почти не затронул.

Наибольшее количество работающих детей наблюдается в Азии и тихоокеанском регионе. Там, согласно статистике, работает 77,7 миллиона несовершеннолетних. Эксплуатация детского труда присутствует и в Африке. Там незаконно работает каждый пятый ребенок.

Эксплуатация детей в России

Проблема детского труда нередко встречается и на территории Российской Федерации. На улицах почти всех городов России можно увидеть работающего ребенка. Чаще всего они раздают рекламу или расклеивают объявления. Подростки утверждают, что они желают стать финансово независимыми от родителей. Именно поэтому они начинают работать с 12-13 лет, подвергаясь незаконной эксплуатации.

Ежегодно на территории Российской Федерации создаются законопроекты, которые защищают интересы несовершеннолетних. Согласно им, любой подросток, возраст которого достиг 16 лет, должен работать в достойных условиях. В ином случае работодатель будет наказан по закону.

В России и соседних странах родители нередко поощряют труд своих детей. Они считают, что таким образом ребенок становится более самостоятельным и начинает понимать, как тяжело заработать деньги. Представители Международной организации труда считают, что российскую ментальность необходимо менять. Координатор программ Римма Калинченко утверждает, что о данной проблеме нужно говорить. Она считает, что только в таком случае удастся изменить мнение граждан о детском труде.

Крупные компании и детский труд

В этом году одна из мировых правозащитных организаций выступила с докладом. В нем обвинялись три ведущих компании, которые специализируется на разработке электронной техники, а именно Samsung, Apple, Sony. Их подозревали в закупке минералов, которые добываются с помощью эксплуатации детского труда. Согласно информации в докладе, на шахтах в Демократической Республике Конго работают дети от семи лет. Они добывают минералы, которые необходимы для создания литиево-ионных аккумуляторов.

Руководители компаний, скупающие минералы, утверждают, что не приемлют использование детского труда. Однако свидетельства очевидцев говорят об обратном. Специалисты с утверждают, что такой труд опасен для здоровья. Известно, что на данных шахтах присутствует высокий уровень смертности. Согласно показаниям очевидцев, только за прошедший год там погибло более 80 несовершеннолетних.

По данным Детского фонда ООН, в шахтах ДРК добычей минералов занимаются не менее 40 тысяч детей. Компании мирового значения отрицают данный факт. Они утверждают, что не приобретают товар добытый таким образом.

Права несовершеннолетнего работника

Не каждый несовершеннолетний, который желает устроиться на работу, знает о своих правах. Именно поэтому подростки нередко становятся легкой наживой для недобросовестных работодателей. Важно, чтобы школьник ознакомился с ними заранее.

В российском законодательстве предусмотрен возраст, с которого школьник может устроиться на работу. В 15 лет, имея разрешение родителей, подросток может трудоустроиться. Однако его работа не должна стать препятствием при получении учебного материала в полном объеме. Работающий школьник должен посещать все уроки и выполнять домашние задания. При трудоустройстве имеют приоритет сироты, подростки из семей безработных граждан, а также неблагополучных или многодетных семей.

Стоит отметить то, что работодатель не может уволить несовершеннолетнего работника без разрешения инспекции труда. Согласно законопроекту, подростки, возраст которых не достиг 16 лет, не должны работать более 24 часов в неделю. Несовершеннолетние 16-18 лет не могут трудиться более 36 часов в неделю.

Сексуальная эксплуатация и рабство

Согласно оценкам специалистов, ежегодно в мире в нелегальный сексуальный бизнес попадает около миллиона детей. Некоторых принуждают к этому, а некоторых заманивают туда обманным путем. С каждым годом все больше растет спрос на детей, поскольку присутствует ошибочное мнение, что такие интимные отношения менее вероятно приведут к инфицированию ВИЧ. Такая эксплуатация наносит необратимый вред здоровью ребенка. Детей нередко продают в сексуальное рабство под видом прислуги.

Статья 34 Конвенции призывает государства защитить детей от сексуальной эксплуатации и рабства. 35 статья указывает на то, что правительства должны принимать соответствующие меры для предотвращения похищения несовершеннолетних.

Всемирный день борьбы с эксплуатацией детского труда

Во всем мире ведется борьба против эксплуатации детского труда. Благодаря этому количество работающих несовершеннолетних существенно снизилось. 12 июня - Всемирный день борьбы с эксплуатацией детского труда. Он был принят в 2002 году Международной организацией труда с целью привлечения внимания общества к проблеме, которая присутствует во всех странах.

Подводим итоги

Эксплуатация детского труда - это проблема, которая встречается во всех странах. Наиболее распространена она в Африке и Азии. Присутствует проблема и на территории Российской Федерации. В ближайшее время правительство планирует внести в Уголовный кодекс РФ правки, согласно которым нарушители, эксплуатирующие ребенка, будут нести ответственность. На сегодняшний день уже существует несколько законопроектов, которые отвечают за сохранение детства.

В наше время рыночных отношений молодые люди стремятся как можно раньше начать зарабатывать, дабы перестать быть материально зависимыми от родителей. Поэтому неудивительно, что труд подростков в различных организациях стал обыденным явлением. Тем не менее трудовая деятельность этой категории работников имеет свои особенности. О таких нюансах и будет рассказано в предлагаемом материале.

Начнем с законодательной основы трудоустройства подростков. Во?первых, это отдельные положения Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), в частности гл. 42. Во?вторых, сюда же относится "Положение о порядке и условиях добровольного труда учащихся общеобразовательной и профессиональной школы в свободное от учебы время" от 3 июня 1988 года (далее - Положение), которое применяют в настоящее время только в части, не противоречащей ТК РФ.

В соответствии с п. 1 Положения с согласия одного из родителей или лица, его заменяющего, учащихся общеобразовательных школ, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений, достигших 14-летнего возраста, можно принимать на работу для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и нормальному развитию.

Данное положение закреплено в ст. 63 ТК РФ. Заключать трудовой договор допустимо с 16-летнего возраста. В случаях получения основного общего образования либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения трудовой договор вправе заключить и лицо, достигшее 15 лет. Ст. 63 ТК РФ также определяет, что с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) или органа опеки и попечительства допустимо заключение трудового договора с лицами, не достигшими 14 лет, для работы в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках для участия в создании и (или) исполнении произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию таких лиц.

При оформлении на работу должны быть предоставлены следующие документы: личное заявление, в котором содержится согласие на осуществление трудовой деятельности ребенком одного из родителей или лица, заменяющего его; справка с места жительства; свидетельство о рождении или паспорт; справка из медицинского учреждения о состоянии здоровья. Кроме того, следует учитывать, что в соответствии со ст. 266 ТК РФ лиц в возрасте до 18 лет принимают на работу только после предварительного медицинского осмотра за счет работодателя. Прием на работу должен быть оформлен договором в письменной форме, в котором нужно полно изложить взаимные обязательства сторон, в том числе предусмотренные ст. 21 и 22 ТК РФ.

Образовательное учреждение по согласованию с местными органами по труду и социальным вопросам самостоятельно определяет профессии, виды работ и рабочие места, на которых работодатель планирует использовать труд подростков. При заключении договора администрация организации обязана ознакомить молодых сотрудников с характером работы, условиями труда, разъяснить их права и обязанности, ознакомить с правилами внутреннего трудового распорядка, подробно проинструктировать по технике безопасности, производственной санитарии и другим правилам по охране труда.

Трудовые отношения с несовершеннолетними работниками могут быть прекращены в случаях, предусмотренных ТК РФ (ст. 77–84). Кроме того, учащиеся имеют право самостоятельно расторгнуть договор, предупредив об этом администрацию организации письменно за три дня до расторжения (п. 9 Положения). Работа учащегося также прекращается, если есть письменное заявление одного из родителей или заменяющего его лица либо на основании медицинского заключения о состоянии здоровья, препятствующего продолжению работы. При прекращении договора наниматель обязан выдать учащемуся справку о работе с указанием профессии (специальности), квалификации, должности и времени работы.

Трудовые книжки на учащихся не заводят. Запись в них о времени работы заносят в организации, куда в дальнейшем после окончания учебного заведения будет принят учащийся. На подростков, заключивших постоянные трудовые договоры, трудовые книжки оформляют в общеустановленном порядке.

Работу учащихся можно считать обязательной ежегодной практикой на следующих условиях: для учащихся 8–9?х классов - если продолжительность ежегодной трудовой практики не меньше времени, установленного учебным планом общеобразовательной школы; для учащихся 10?го класса общеобразовательных школ, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений - при условии соответст-вия содержания работы профилю профессии, получаемой в учебном заведении. В течение учебного года продолжительность еженедельного и ежедневного рабочего времени учащихся не может превышать: для учащихся в возрасте 16–18 лет - 18 часов в неделю и 3,5 часов в день; для учащихся 14–16 лет - 12 часов в неделю и 2,5 часов в день. Продолжительность рабочего времени во время каникул, а также для лиц, окончивших (оставивших) обучение в общеобразовательных учреждениях, в соответствии со ст. 92 и 94 ТК РФ и п. 12 Положения составляет: для учащихся в возрасте 16–18 лет - 36 часов в неделю и 7 часов в день; для учащихся 14–16 лет - 24 часа в неделю и 5 часов в день.

В соответствии с действующим законодательством запрещается использовать труд несовершеннолетних на работах с вредными и опасными условиями труда. Подростков нельзя привлекать к работам в ночное время, в выходные дни, а также к работам сверх рабочего времени, обусловленного трудовым договором. Согласно ст. 265 ТК РФ запрещено применять труд лиц в возрасте до 18 лет на подземных работах, на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами). Запрещаются также переноска и передвижение подростками тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы. Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещено применять труд лиц в возрасте до 18 лет, утвержден Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 года № 163, а нормы предельно допустимых нагрузок - Постановлением Минтруда России от 7 апреля 1999 года № 7. Труд подростков может быть также организован на условиях неполной рабочей недели или по гибкому графику, а также на дому с возможными перерывами в дни напряженных занятий.

Оплату труда подростков, принятых на работу в свободное от учебы время, производят пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки. При применении почасовой формы оплаты труда заработок определяют следующим образом: путем умножения часовой ставки оплаты труда на количество фактически отработанных часов. Оплата труда лиц из числа подростков, заключивших постоянные трудовые договоры, происходит на основании принятых в организации форм и систем оплаты труда. При этом при повременной оплате труда заработную плату работникам в возрасте до 18 лет выплачивают с учетом сокращенной продолжительности работы. Труд работников в возрасте до 18 лет, допущенных к сдельным работам, оплачивают по установленным сдельным расценкам. Ставки оплаты труда и нормы выработки утверждает работодатель с учетом мнения профсоюзного органа, или их устанавливают в коллективном договоре. Выплату заработанных средств следует осуществлять ежемесячно в установленный по соглашению сторон или внутренним трудовым распорядком (коллективным договором) срок.

Наряду с оплатой труда подрост-ков на работодателей возлагают обязанности по предоставлению им всего комплекса предусмотренных трудовым законодательством льгот, гарантий и компенсаций. В соответствии со ст. 267 ТК РФ лица в возрасте до 18 лет имеют право на ежегодный отпуск продолжительностью 31 календарный день. Оплату отпуска производят пропорционально проработанному времени в данном рабочем году: исходя из расчета количества дней отпуска, приходящихся за каждый месяц работы, по правилам исчисления среднего заработка. Эти правила зафиксированы в ст. 139 ТК РФ и в "Положении об особенностях порядка исчисления средней заработной платы" от 11 апреля 2003 года № 213.

Если учащиеся в процессе трудовой деятельности освоили знания и умения по данной профессии или специальности в соответствии с квалификационными характеристиками, то им может быть присвоен начальный квалификационный разряд.

Таким образом, прежде чем принимать на работу несовершеннолетних молодых людей, работодатель должен ознакомиться с особенностями их трудоустройства и трудовой деятельности. Получение такой информации не помешает и самим подросткам, и их родителям. Полагаем, что наши разъяснения им в этом помогут.

Обсуждение

Летом по инету искала сыну работу на месяц, типа курьера. нашла более 20 приемлемых предложениий. Он ездил на собеседования, смотрел. В итоге осталось примерно 5 подходящих мест, если не заключали договор, то он сразу разворачивался и уезжал. Мы его более-менее натаскали. Но мед заключение не спросили нигде и ни разу, тем более согласие родителей. Только паспорт и все. Сыну на тот момент было 15 лет. Заработал за 10 дней 3000,00 руб. Купил, что хотел и больше работать не пошел.

Комментировать статью "Особенности труда подростков"

Уважаемые родители! В Главном корпусе Дворца, каб. 3-09 психологи нашего комплекса проводят для Вас Родительский клуб. Телефон: 8-499-137-84-69 , эл.почта [email protected], [email protected] Родительский лекторий будет проходить во время недели детской Книги. Родительский лекторий проходит в формате семинара и консультирования. Свободное посещение. 28 марта. Как выбрать профессию подростку. Основные шаги и направления действий 29 марта. Мой ребенок особенный. Дети с особенностями...

Учеба, школа. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста В силу высокого качества подготовки, отвечающей актуальным запросам рынка труда...

Подростковая психология Взрослым очень часто не дано понять, каким именно видит мир ребенок. Подростковый психолог поможет наладить контакт с ребенком, который только начинает познавать этот мир. Основной поддержки, которая исходит от родителей, может быть недостаточно, и активный подростковый разум ищет поддержки у сверстников и друзей, в виртуальном мире. Подростковая психология учитывает свойства детской психики и поможет ответить на такие вопросы: - Что беспокоит вашего ребенка? - С...

Тренинг Профориентации "Кем хочу быть и Кем могу стать" для подростков 14 лет и старше (группа 10 - 12 человек). Вместо тестирования беседы с коучем, упражнения и медитации! Только 15 марта по цене 1500 руб. вместо 4000 руб., продолжительность: 4 часа, с 12.00 до 16.00 Какую профессию выбрать: ту, которая нравится мне или которую советуют родители и близкие? Стабильную или творческую? Низкооплачиваемую, но интересную или менее интересную, но высокооплачиваемую? Как же поступить в подобных...

Обсуждение

Мои девчонки о тренингах, которые в лагере проводили, всегда с восторгом рассказывали

А родителям можно поприсутствовать на тренинге? У меня есть несколько вопросов по теме, я бы сама с удовольствием пообщалась со специалистом

Вы уже задумывались, что подарите своему ребенку на Новый год? Теряетесь в догадках? Позвольте вам помочь. По роду своей деятельности и опыту знакомых знаю, что детвора любит отдыхать в лагере, поэтому путевка на зимнюю смену – лучшее, что вы можете предложить. Если бы мои дети были школьниками, я не задумываясь отправила бы их в какой-нибудь study или rock camp на каникулы – новые друзья и впечатления, развлечения и положительные эмоции. Это ведь так здорово! Только важно знать, как выбрать...

Во многих странах детский труд представляет собой особую ценность. Конечно, речь не идет о совсем маленьких детях и о физически тяжелом труде. Однако подростки, начиная с 14 лет, в сегодняшних реалиях могут спокойно зарабатывать себе на карманные расходы. Роль родителей в этом процессе, натолкнуть ребенка на ту мысль, что уже сейчас он может начать зарабатывать на свои нужды. Пусть это не огромные суммы, но главная задача в привлечении подростка к зарабатыванию денег это приобщение его к...

Работать и самостоятельно зарабатывать на достойную жизнь человеку не может запретить никто. Даже если физические возможности этого человека ограничены. Но сегодня полные сил и здоровья работники подолгу остаются не у дел. Что уж говорить об инвалидах… Их нехотя берут на работу и в случаях реорганизации сокращают одними из первых. А то и вообще предлагают работать без заключения трудовых договоров. И люди вынуждены соглашаться. Не от хорошей жизни, от безысходности. Конечно, трудовые...

В области трудовых отношений законодательство предусматривает для инвалидов следующие гарантии: · сокращенную продолжительность рабочего времени для работников - инвалидов I или II группы - не более 35 часов в неделю (ст. 92 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ)); · некоторые ограничения по работе за пределами нормальных условий труда (ст. ст. 94, 96, 99 и 113 ТК РФ); · право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 30 календарных дней и отпуск без...

Работа, труд, плюс у нас еще есть в семье РЕБЕНОК-ИНвалид (младший брат нашего сына- подростка). ... А у старшего подростковый кризис.

Обсуждение

> "Отдала всю душу, воспитывала без баловства. "
Этого вообще не понимаю. Как можно ребенка не баловать? Если его только "дрючить", то дивно желать, чтобы он это еще и ценил.

> "Толстокожий, не доходит до него, что мать в лепешку, отец в лепешку. Работа, труд, плюс у нас еще есть в семье РЕБЕНОК-ИНвалид (младший брат нашего сына-подростка). ..."
Т.е. весь пафос ситуации, что Вы с мужем разбиваетесь в лепешку ради младшего, а что старший, не получая свою часть родительского тепла (в идеале, равную с младшим) ведет себя соответственно? Вы ведь даже не пишите, что старший нуждается в общении с родителями, пишите только "даже порой и на уборку не хватает времени и на сильный контроль его тоже", т.е. если о старшем, то никаких сантиментов, только "контроль" и то после уборки.
В конце концов, сколько давать младшему (раз все равно полностью не успеть и здоровым он не станет) - это ваш выбор. Можно - столько, можно вдвое меньше, а если кого-то нанять, то и втроем "разбиваться" хватит. Остановитесь и подумайте о приоритетах. Если так важна школа младшего, то правильно пишут - логично к ней переехать. Как - вопрос другой (обменять квартиру или сдать свою и снять там). Если можно в школу поближе - это тоже вариант, всего в жизни не ухватить. Нельзя ли в вашей школе хоть иногда оставлять младшего на ночь (если не на пятидневку)?

Подумайте еще об одном моменте. Дети растут, родители стареют. В какой-то момент им становится нужна помощь взрослых детей. Младший Вам не опора, дай Бог, чтобы сам как-то себя обеспечивал (если сможет). А старший (при продолжении текущего) уйдет из дома с мыслью, что он там никому не нужен, что родители любят ТОЛЬКО младшего и так далее, захочет ли он при подобных мыслях общаться с родителями, простит ли? А Вы, наверное, еще хотите, чтобы старший младшему в будущем помогал... Поймите, сейчас все ваши ХОТЕЛКИ: и убирать или нет, и возить ли младшего в эту дальнюю школу, и сколько каждому из детей уделить времени... И правильно пишут, что через несколько лет отношения со старшем будет не вернуть. А Вы, как следует из темы, человек авторитарный. Не верите конфе - поговорите с семейным психологом.

Не в тему может быть, но переехать поближе к школе(я так поняла, специальной) не задумывались? Вы в цейтноте, и тут мало что можно сделать, кроме того, что уже, я думаю, и так делается.
А у старшего подростковый кризис. Просто кризис. Про него много сказано и написано. Основная суть у всех психологов: надо просто переждать, стараться общаться ровно, вкладывать в ребенка, сколько возможно, но не ждать результатов сейчас, их не будет; маленький человек становится взрослым через ломку, и это нормально (вот без ломки не всегда нормально:)), он ищет и отвоевывает себе место в мире взрослых, заставляя окружающих считаться с его мнением, желаниями и даже просто присутствием. Взрослым часто хочется или прибить, или изгнать это новое существо, которое вдруг появилось в семье, и это тоже нормально.
Извините, если длинно и не совсем резонансно.

Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста Это тяжелый труд, моя очень уставала. Ее сразу на кассу определили, это оптимально интересно.

Обсуждение

барменом только вечером, только в пт и сб (там часы работы типа 21-00 - 4 или 6 утра) в ночной клуб и т п
Я так в молодости работала, в эти дни клиентов у клубов в 2-3-4 раза больше, чем в обычные дни, поэтому и персонала нужно больше.
Магазины (типа "техники, стройматериалов, Ikea" и т п) обычно ищут дополнительный персонал только на сб и вс, потому что в это дни клиентов больше.
Но если он ищет "мало работать много получать" то ничего не найдет.

1. Жизнь в семье с подростком похожа на парный танец со сменой ролей. Вы выступаете то в роли ведущего, то в роли ведомого, то в роли авторитета, то в роли «чайника», ничего не понимающего в современной молодёжной субкультуре. Причём роли эти - не маски (главное - ничего не «играть»), а реальная готовность родителя адаптироваться к постоянно меняющейся ситуации и настроению, гибкая позиция по отношению к мнениям и...

Моему 10 лет, я со страхом жду, что вот-вот начнется этот самый переходный возраст. Смотрю на племянника, он на три года старше, и очень сочувствую сестре. Как она справляется, не представляю. С ним спокойно поговорить нельзя, чуть что не так сказала, он сразу на дыбки становится.

Студия "Круг II" приглашает к участию подростков 13-17 лет с особенностями развития или без. Радость творчества для нас связана прежде всего с упорным трудом по преодолению...

Подростки постоянно «сигналят» нам о своих проблемах. Вредность и страстное желание делать всё наоборот стоит прочесть как сигнал для себя: а не слишком ли я наседаю на юную личность? Закрытые двери в свою комнату, наушники, громкая музыка бессмысленное (с нашей точки зрения) валяние на кровати – это попытка уединиться, подумать о чём-то своём или расслабиться, когда отрицательные эмоции (а может быть, наше назойливое внимание) «достали». Упрёки, слёзы, нытьё да капризы чаще всего означают...

Можно обидеться на сына или дочь за дерзость, невнимательность, отстранённость, но гораздо полезнее и для него/для неё, и для нас принять это как сигнал, как информацию к размышлению, расшифровать и среагировать на него правильно. Резкие перепады настроения, эмоциональная нестабильность, несдержанность – характерная особенность подросткового возраста, но они не должна «зашкаливать». Постоянно угнетённое состояние ребёнка скажет вам о его депрессивном состоянии, о том, что у него есть такие...

Специалисты сравнивают подростковый возраст со вторым рождением. · Каковы особенности подросткового возраста у приемных детей.

В соседнем подростковом клубе этих самых подростков на лето пристраивают на уборку территории и прочий интеллектуальный труд в черте города.

Обсуждение

Моя дочка учится в школе при медицинском институте. Летом они выезжают на 26 дней в трудовой лагерь в Коломенский район. Полдня работают, полдня - полвеяа практика и занятия по биологии, вечером - спортивные игры, развлечения, дискотеки. За смену три раза ездили на экскурсии - Коломна, Рязань, Константиново. У нас дачи нет и не было, для дочери это стало уникальной возможностью познакомиться с реальным сельскохозяйственным трудом. Было тяжело, но она не ныла, хотела и днеге заработать, и доказать всем, что она не размазня. Условия жизни - спартанские (удобства - во дворе, 9 человек в комнате, двухъярусные кровати). Но питание отличное, пятиразовое, после поля всем давали пить боржоми. Заработала 8 000 рублей, им всем оформили трудовые книжки с записью "подсобный сельскохозяйственный рабочий. Школа организует это совместно с центром "Перспектива", туда можно и самим обратиться, они помогут в трудоустройстве любому подростку.

Ы-ы-ы... Из строяка 2 мес.+колхоз 1 мес. привезла 40 рублей, бутылки в общаге сдала и улетела домой, лечиться:))) Есть что вспомнить, елки. Билет стоил мой 43 рубля домой! Вот не помню, сколько же бутылок я сдала, интересно...

17.02.2010 12:14:23, Питерская

Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст Особенности надомного обучения регулируются письмом Министерства народного...

Обсуждение

Я со своим сыном все это проходила. Не вдаваясь в подробности, скажу: да, по закону Вы имеете право организовать ребенку индивидуальный график. И можете заставить школу на это пойти. Но знаете что будет потом? Потом обязательно найдутся учителя (хотя бы один, точно) которые будут считать "несправедливым" , что Ваш ребенок учится не так, как другие, Вы с ума сойдете, договариваясь с ними об аттестации, о том, как она будет проходить и когда, и по какой программе, и что нужно подготовить и предъявить из письменных работ. Нервов это будет стоить и Вам, и ребенку немеряно (по крайней мере у нас было именно так при том, что и классный руководитель, и директор школы, были на нашей стороне). Так что если хотите снизить количество часов, проводимых ребенком в школе, ищите ту школу, где эта система принята официально. Мы ушли потом в школу-экстернат, были вполне довольны.

Здравствуйте! Может ли ученик, имеющий справку о надомном обучении, посещать общеобразовательную школу для индивидуального обучения?
(Гладких Татьяна Петровна, 14.09.2009 18:01:30,)

Присутствие учащихся в образовательном учреждении в соответствии с определенными формами обучения регулируется локальными актами. Например, положением о надомном обучении учащихся Вашей школы. Насколько нам известно, нормативных актов, ограничивающих право учащихся посещать образовательное учреждение при надомной форме обучения, нет. Более того, обучающийся по надомной либо семейной форме обучения имеет право в рамках договора с образовательным учреждением посещать консультации, пользоваться библиотекой, присутствовать на воспитательных мероприятиях. Изоляция (не допущение) учащихся от школы рассматривается как нарушение его права на образование (ст. также ст. 5 закона РФ «Об образовании»)

Особенности надомного обучения регулируются письмом Министерства народного образования РСФСР от 14.11.87 N 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.96 N 861 «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях».

Письмом Минобразования РФ от 28.02.2003 N 27/2643-6 «О методических рекомендациях по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения».

С уважением, Елена Болотова

17.09.2009 17:35:30, jii

Особенности трудового договора, заключаемого работником с работодателем - физическим лицом. Режимы труда и отдыха.

Обсуждение

А смысл оформления договора с няней?
Чтоб дополнительно пол няниной зарплаты платить дяде? Нет уж, нет уж.

На самом деле я благодарна всем, кто поучаствовал в обсуждении данного вопроса, потому что это сподвигло меня на более детальное изучение законодательства.

В итоге выяснилось, что ларчик открывается довольно просто:)

Люборытно, что я помнила об этом пункте, но никогда не рассматривала вопрос применительно именно к физическим лицам, выплачивающим вознаграждение другим физическим лицам.

А между тем положения п.4. ст.236 распространяется и на них тоже.

Это означает, что если выплаты производятся из средств, оставшихся в распоряжении физических лиц после уплаты налога на доходы физлиц (НДФЛ), то такие выплаты не учитываются в качестве объекта налогообложения ЕСН.
Во как:)Обсуждение

Неужели Вам в школьные годы никогда не случалось скрывать оценки от родителей? Вот и вспомните: почему Вы это делали и что Вы при этом чувствовали.

16.01.2001 10:03:12, Настя

Познание своего ребенка - вещь не только интересная, но и болезненная иногда.:) У Вас был свой образ дочки, у нее - свой. Уверена, что, покопавшись в вашем общем прошлом, Вы обязательно найдете моменты ее "хитрости", на которые раньше не обращали внимания.
Боюсь, что сейчас Вам придется устроить хорошенькую ревизию своих родительских представлений и стратегий взаимодействия с ребенком (?).
Я вижу эту ситуацию так.
Для дочки наступили вполне естественные времена активного познания социальной действительности. С вами она уже "познакомилась", изучила и ПОКА ничего нового от вас ей ждать не приходится. Замечено - чем ближе дети знают родителей, тем непримиримей отвергают в подростковом возрасте - "наелись".
У нее сейчас ДРУГОЙ мир в актуальности, а с вами ее задача - кое-как соблюсти формальности, чтоб отстали; решить сиюминутную проблему в надежде, что "само рассосется" и наслаждаться осознанием своей свободы и популярности в том, другом мире. О, счастье!- быть такой, как ВСЕ! :)
Врет она вам точно не со зла. Учеба же в этом возрасте ВООБЩЕ не идет ни в какое сравнение с тем, что есть ЖИЗНЬ. (Представьте, к примеру - Вы идете получать Нобелевскую премию, а Вам мама вслед говорит: "Ты не забыла борщ в холодильник поставить, чтоб не прокис?" Что бы Вы ей ответили? :))...

Что делать?
Думаю, во многом Мария права - надо разделить проблемы на Ваши и ее; определить области, в которой ЕЙ нужна помощь и обеспечить эту поддержку при обязательном инициировании дочки.
Вика права, на мой взгляд, тоже: контролировать надо регулярно (если это было принято раньше), но нужно разделить время учебы и свободное (неконтролируемое жестко) время. Определить это время совместно и объяснить, что пока вы несете ответственность за нее, то вправе устанавливать ограничения - если у нее не хватает силы воли ограничивать себя самой.
В общем - поменьше эмоций, побольше конструктивной помощи. Рыдать, конечно, можете, но лучше сделать акцент на том, как не поставить свою ЖИЗНЬ в зависимость от ОЦЕНОК в ЕЁ жизни.
Через несколько лет вы вновь обретете своего ребенка, который устанет сам от создаваемых им проблем и неумелых попыток их решения. Тема долгая, мы уже ее как-то обсуждали здесь.
А можете книжку посмотреть хорошую - "Психология подросткового и юношеского возраста" (Филипп Райс). На мой взгляд, это самое лучшее и грамотное пособие по всем аспектам взрослеющей личности. И без "воды". С готовыми рецептами там, правда, негусто. Но если Вы поймете суть детских мотивов, то и свои действия выстроите исходя из особенностей СВОЕГО ребенка и СВОИХ возможностей.
Удачи!

16.01.2001 03:51:59, Карина

Детство – это время, которое должно быть посвящено учебе и воспитанию, играм и прогулкам. К сожалению, во многих странах мира, в том числе и в России, многим детям приходится в раннем возрасте работать.

Трудовая деятельность для подростков строго ограничена возрастными рамками. Дети растут, они не могут переносить тяжелые физические нагрузки. Все это может негативным образом сказаться на их здоровье в будущем.

Незаконный детский труд имеет название – эксплуатация детского труда. Ст. УК РФ, регламентирующая подобного вида нарушения, вовсе отсутствует, что осложняет осуществление контроля за эксплуататорами.

В данной статье мы расскажем, что такое эксплуатация детского труда, и какие в нашей стране есть ограничения на труд подростков.

Дети – особо защищаемый объект правоотношений в любой стране . Грань между принудительной эксплуатацией и добровольной помощью ребенка очень тонкая.

Многие семьи считают в порядке вещей ситуацию, когда их ребенок наравне со взрослыми копает поля картошки или месит бетон для строительства семейного коттеджа.

У нас в стране нет законных оснований для привлечения к ответственности таких родителей . А ведь после такого детства у детей появляются то межпозвоночные грыжи, то сердечно-сосудистые отклонения.

Эксплуатация детского труда – проблема мирового масштаба. Именно поэтому ее регулирует большое число международных правовых актов и конвенций.

Борьба, прежде всего, развернута в рамках освобождения от рабства детей в бедных странах. Там дети часто трудятся на сексуальном поприще или вообще распродаются на органы.

Итак, эксплуатация детского труда недопустима на основании следующих документов:

  • Международная Конвенция по правам ребенка 1989 года. Наша страна, наряду с сотней других стран, ратифицировала данный документ. Согласно ему, страны обязаны защищать детей от эксплуатации, обеспечивать их реабилитацию.
  • Конституция РФ. Ст. 37 закона гарантирует свободу труда и право на его достойную оплату.
  • ФЗ №273 «Об образовании» запрещает привлечение ребенка к труду вне системы образования в школе.
  • Трудовой Кодекс строго регламентирует правила приема на работу несовершеннолетнего.

Среди правоведов и общественности давно говорят о необходимости закрепления эксплуатации детского труда в УК РФ.

Сейчас на 2019 год в кодексе есть только ст. 127.1 и ст. 127.2, которые регулируют процессы торговли людьми и принуждение их к рабству.

Фактически наказаниям за эксплуатацию детского труда подвергаются только недобросовестные работодатели, которые должным образом не оформляют трудовые отношения с ребенком или вовсе не удосуживаются осведомиться о его возрасте.

Ни родители, ни школы не привлекаются за такие нарушения. Их в принципе никто не контролирует.

Итак, все основные правила официального трудоустройства подростков прописаны в ТК РФ. В частности, ст. 63 ТК РФ устанавливает минимальный возраст для старта трудовой деятельности.

В России подростки могут работать с 16 лет. Это общее правило, которое имеет свои частные случаи и исключения.

Так, например, если ребенок уже закончил школу в 9 классов или продолжает дальнейшее обучение заочно или на вечерних курсах, он имеет право начать работать с 15 лет.

Право на заключение трудового договора подросток имеет с 14 лет. Но для работы в таком возрасте установлены строгие требования. Труд не должен мешать учебе, причинять вред ребенку и происходить только в свободное время в легкой форме.

Продолжительность рабочего дня также имеет свои ограничения:

  • До 16 лет – не более 24 часов в неделю;
  • С 16 до 17 лет – не более 35 часов в неделю.

Во время учебного процесса нормы продолжительности рабочего дня подростка уменьшаются ровно вдвое.

Для того, чтобы официально оформить трудовые отношения с работодателем, ребенку потребуется лишь паспорт и медицинская справка, подтверждающая его хорошее здоровье.

Подписывать договор ребенок будет самостоятельно, если ему больше 15 лет . Если же ему только 14 лет – подпись в договоре будет ответственности родителей.

В принципе, и до 14 лет ребенок может начать работать . Но для этого установлены определенные трудовые сферы и области.

Такое трудоустройство возможно только с согласия родителей или опекунов и с разрешения органов опеки.

Сам ребенок, который стремился к быстрейшему трудоустройству, не будет нести никакой ответственности, равно как и его родители, допустившие незаконный труд. Нести ответственности в такой ситуации будет только работодатель.

Итак, если работодатель официально не регистрирует трудовые отношения с подростков или допускает ошибки в это регистрации к нему может быть применена штрафная санкция.

А именно:

  • Штраф от 1000 до 5000 рублей – на должностных лиц;
  • На ИП – штраф от 1000 до 5000 рублей или административное приостановление деятельности до 90 суток;
  • Для юридических лиц – штраф от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности до 90 суток.

Такие меры прописаны в ст. 5.27 КоАП РФ и наступают за нарушения законодательства о труде и его охране.

За каждое отдельное нарушение правил ТК РФ предусмотрено наказание в соответствии со ст. 4.4 КоАП РФ.

Работодатели часто не боятся нарушать нормы ТК РФ, и эксплуатируют детский труд, обманывая подростков и не выдавая им заработную плату. Мало кто из них пойдет жаловаться на поведение компании, в которой они трудились.

Нередко дети становятся объектами сексуальной эксплуатации или рабства . Их принуждают вести половую жизнь, участвовать в съемках порнографических фильмов или заниматься проституцией.

Все это те же вариации трудовой эксплуатации, только с наличием отягчающих обстоятельств в виде насилия. Дети доверчиво вступают в непонятные им сексуальные отношения, стыдясь рассказать об этом родителям или другим людям.

Подростки дают отклик на сексуальное рабство из меркантильных интересов, ведь преступники обещают им высокий доход и тайну участия.

С такими преступлениями в нашей стране намного жестче. В УК РФ есть несколько статей, регламентирующих такую эксплуатацию.

В частности, возможны следующие варианты ответственности:

  • Торговля людьми в отношении несовершеннолетних наказывается в соответствии со ст. 127.1 УК РФ лишением свободы от 3 до 10 лет.
  • Принуждение к занятию проституцией в соответствии со ст. 240 УК РФ наказывается лишением свободы от 3 до 8 лет.
  • Создание порнофильмов с участием детей в соответствии со ст. 242.1 УК РФ наказывается лишением свободы до 10 лет.

В Международной Конвенции по правам ребенка вопросам сексуальной эксплуатации отведены ст. 34 и ст. 35.

Особо остро проблема эксплуатации детского труда стоит в странах развивающихся или в странах третьего мира.

Особенно это развито в странах Африки и Азии . Там дети с малого возраста вынуждены торговать наркотиками или круглосуточно работать, чтобы не умереть с голоду.

Эксплуатация детского труда в России – это проблема, которая полностью не решена и требует детальной проработки в законодательстве РФ.

Необходимо не только жестко регламентировать в УК РФ наказание на незаконный труд несовершеннолетних, но и проводить информационно-воспитательные беседы в российских семьях, пропагандируя свободное и счастливое детство.


12 июня отмечается Всемирный день борьбы с детским трудом. Эта дата была объявлена в 2002 году Международной организацией труда (МОТ) с целью привлечь внимание к проблеме эксплуатации детей, которая наблюдается во многих странах мира.

«Дети превращаются в простые предметы торговли и рабочие инструменты» — эти слова из Манифеста Коммунистической партии, опубликованные более 120 лет назад, остаются актуальными по сей день. Пожалуй, они приобрели даже более страшный смысл, поскольку сегодня дети являются предметами и инструментами в проституции и при изготовлении порнографических материалов в таких масштабах, каких не знала вся предыдущая история человечества.

Проблема эксплуатации детского труда обострилась с развитием капитализма. К. Маркс писал: «Поскольку машины делают мускульную силу излишней, они становятся средством применения рабочих без мускульной силы или не достигших полного физического развития, но обладающих более гибкими членами. Поэтому женский и детский труд был первым словом капиталистического применения машин!»

Сегодня лишь 7% несовершеннолетних работников заняты в промышленности, 26% — в сфере услуг, 60% — в сельском хозяйстве. Однако, как и на ранних стадиях развития капитализма, современный труд детей, особенно его наихудшие формы (проституция, порнобизнес, торговля детьми, принудительный призыв детей в армию, работа на вредных производствах) приводит к физической и моральной деградации детей и подростков, к высокому уровню детской смертности.

Кампания по искоренению наихудших форм детского труда, начатая МОТ в 2002 году, призвана решить проблему к 2016 году. Обеспокоенность и усилия мирового сообщества понятны. Однако ещё Маркс отмечал, что полное запрещение детского труда при капитализме является пустым благочестивым пожеланием. И с этим трудно не согласиться. По последним оценкам МОТ, число работающих детей в мире составляет 215 миллионов человек, причём более половины из них работают в опасных условиях. В 1997 году работающих детей было не намного больше – около 250 миллионов. Это дети в возрасте от 5 до 14 лет.

Да, ООН и МОТ рассматривают детский труд как эксплуатацию. В 1999 году была принята Конвенция о запрещении детского труда и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда. 171 страна ратифицировала эту Конвенцию (Россия в 2003 году). МОТ оказывает поддержку работающим детям и отмечает положительные глобальные тенденции. Но можно ли полностью искоренить детский труд в условиях капитализма? О невозможности решить другую серьёзную социальную проблему – наркоманию – в ООН уже заявили. 2016 год не за горами. Есть ли какой-то прогресс в решении этой проблемы за последние годы?

Международная организация труда была создана в 1919 году. Среди причин её создания, кроме ухудшения условий труда в мире, была и революция в России. Мировое сообщество вознамерилось доказать, что социальные проблемы можно решить не революционным, а эволюционным путём. Прошёл уже почти век. Детский труд, борьбу с которым МОТ начала с момента своего образования, приобрёл за это время лишь новые страшные формы, что и вынудило принимать дополнительные конвенции и объявлять о необходимости срочных мер.

Кое-кто пытается припомнить эксплуатацию детей при социализме в СССР. Но все воспоминания сводятся к использованию детского труда на хлопковых плантациях в Узбекистане и к трудовым лагерям пионеров и комсомольцев. Никто не отрицает, что это было, и стоит даже подтвердить, что труд детей при социализме был воспитательным фактором. Зачастую, колхозы и предприятия, где дети и подростки получали трудовые навыки, терпели убытки от «помощи» подрастающего поколения, но несли на себе такую нагрузку (работа детей в годы Великой Отечественной войны, понятно, здесь даже и не рассматривается). Кроме того, воспоминания об участии в трудовых детских десантах обычно заканчиваются признанием, что время это было чудесное и замечательное – больше было общения и коллективных мероприятий, чем собственно самого труда.

Сегодня в том же Узбекистане дети сами сбегают из школ на хлопковые плантации, чтобы заработать лишние деньги и помочь семье. В России уже 10-11-летние дети предпочитают работу ради денег учёбе, спорту и познавательным развлечениям.

Ф. Энгельс писал: «… в первый же день после взятия им политической власти рабочему классу предстоит принять для охраны женского и детского труда еще гораздо более решительные меры, чем билль о десятичасовом или даже о восьмичасовом рабочем дне». Так оно и было в России, когда МОТ ещё не существовала. Одним из первых декретов Советской власти был декрет о 8-часовом рабочем дне, запретивший детский труд и регламентировавший труд подростков. Эти же положения были включены в Кодексы законов о труде РСФСР и СССР последующих лет. СССР присоединился к Конвенции о минимальном возрасте приёма на работу (16 лет) в 1974 году. О наихудших формах детского труда тогда у нас и речи не было…

Гуманитарный университет профсоюзов

Факультет конфликтологии

Реферат
по дисциплине «Профсоюзное движение»

«Детский труд»

Выполнила: Студентка 1 курса
Факультета конфликтологии
1 группа
Андреева Дарья Андреевна(1)

Преподаватель: Лобок. Д. В.

Санкт-Петербург
2013 г.
Введение

Детский труд остается серьезной проблемой в сегодняшнем мире. По данным Международной Организации Труда (МОТ) 215 млн. работающих детей в мире заняты трудом, который препятствует их развитию и образованию, а также лишает их средств к существованию в будущем; многие из них вовлечены в наихудшие формы детского труда, которые причиняют необратимый физический или психологический вред, либо даже угрожают их жизни.
Проблема детского труда существует во всем мире, как в промышленно развитых, так и в развивающихся странах. Опыт показал, что детский труд наносит серьезный, иногда непоправимый вред физическому и психо- социальному развитию ребенка. Вовлекаются в не по возрасту сложный труд, в основном, дети из наиболее уязвимых социальных слоев, из малообеспеченных семей или неполных семей, как в сельской местности, так и в городе. Эти дети вынуждены работать в опасных, вредных условиях для получения какого-либо дохода. Более того, они имеют ограниченный доступ к образованию, услугам здравоохранения и источникам дохода. Возникает порочный круг: привлечение детей к труду ухудшает их перспективы в плане получения образования, что в свою очередь влияет на дальнейшее трудоустройство. В конечном счете, детский труд оказывает негативное воздействие на развитие человеческих ресурсов и общее социально-экономическое развитие страны.
Детский труд встречается практически во всех производственных и непроизводственных сферах экономики, используется в городской неформальной экономике, в сельском хозяйстве, мелкой торговле на местных рынках, а также в домашних хозяйствах. На базарах, например, используется труд несовершеннолетних, в основном при сортировке овощей и фруктов, погрузочных работах (так называемые подростки - «тележечники»), и в редких случаях несовершеннолетние младших возрастов могут эксплуатироваться как «попрошайки».
Кроме того, по данным Международной организации труда, наблюдается рост вовлечения детей в сферу коммерческих сексуальных услуг (продажа или предложение ребенка в целях проституции, порнографии или для производства порнографических материалов) и деятельность криминальных групп (использование, продажа или предложение ребенка для вовлечения его в противозаконную деятельность, в особенности в производство и незаконный оборот наркотиков).

1. Что такое детский труд
Понятие
Детский труд - любая работа, которая по своим условиям или обстоятельствам ее выполнения наносит вред здоровью, физическому, умственному или нравственному развитию ребенка, или препятствует получению образования.
Понятие «детский труд» включает в себя как оплачиваемую, так и неоплачиваемую работу и деятельность, которая в психическом, физическом, социальном или моральном отношении сопряжена с опасностью или причинением вреда.
Под детским трудом понимается такая работа, выполнение которой вредно и опасно для ребенка и запрещено международным и национальным законодательствами. Это такой труд, который лишает детей возможности учиться в школе, либо заставляет их, помимо школьных занятий и домашних обязанностей, загружать себя дополнительной работой, выполняемой в других местах, работой, которая закрепощает их и отрывает от семьи.
Необходимо уточнить, что не входит в понятие «детский труд». Выполнение детьми и подростками работ, которые не влияют на их здоровье и развитие, а также не препятствуют получению образования, обычно считается положительным явлением. К таким видам работ относятся помощь ребенка родителям по дому или в семейном деле, зарабатывание карманных денег после школы или во время школьных каникул. Все это способствует развитию ребенка и благосостоянию семьи, помогает ребенку получить навыки и опыт, которые потребуются в будущем для того, чтобы стать полноценным членом общества.
Эти виды деятельности не входят в понятие «детский труд». Под детским трудом понимаются виды работ и деятельности, которые:
- в психическом, физическом, социальном или моральном отношении сопряжены с опасностью для детей или причинением вреда детям; и
- лишают детей возможности учиться в школе из-за того, что:
- они не имеют возможности ходить в школу;
- они вынуждены совмещать обучение в школе с тяжелым и продолжительным трудом.
В своих экстремальных формах детский труд – это закабаление детей, отрыв их от семей, создание угрозы их жизни и здоровью, и/или вынуждение вести самостоятельную жизнь на улицах больших городов, причем зачастую с самого раннего возраста.
«Детский труд» – это работа, которая лишает детей детства, человеческого достоинства, возможности развить свой потенциал и наносящая вред их физическому и психическому развитию.
Очень важно обеспечить детям достойное детство и помочь им получить в будущем достойную работу, то есть такую работу, которая приносит пользу обществу и помогает человеку поддерживать достойное существование. Привлечение детей к работе, которая разрушает их чувство собственного достоинства, пагубно влияет на их здоровье, нравственность и лишает их возможности получить образование, серьезно подрывает экономическую жизнеспособность общества и долгосрочные перспективы его развития.
Детский труд необходимо рассматривать не только как причину, но и как следствие нищеты и низкого уровня развития. Дети, вовлеченные в наихудшие формы детского труда и не получившие даже базового образования, скорее всего превратятся в неграмотных, физически и интеллектуально ограниченных взрослых людей, у которых нет практически никакой возможности выбраться из плена нищеты, в которой они были рождены, и которые не могут способствовать развитию общества в целом. Так же, как и у них самих, и у их детей будет очень мало шансов на дальнейшее развитие. В нынешнем конкурентном мире процветание любого государства принципиально зависит от качества ее человеческих ресурсов; терпимость к наихудшим формам детского труда не позволяет осуществлять значительные инвестиции в человеческий капитал, что является задачей любого общества, думающего о своем будущем.
Даже если бы от использования детского труда и можно было получить краткосрочные экономические преимущества, их необходимо оценивать на фоне тех долгосрочных потерь в развитии нации, которые эти преимущества за собой повлекут

Наихудшие формы детского труда (НФДТ)

Все формы рабства или практика, сходная с рабством:
- продажа детей и торговля ими;
- долговая кабала и крепостная зависимость;
- принудительный или обязательный труд;
- принудительная или обязательная вербовка детей для использования в вооруженных конфликтах;
- использование, вербовка или предложение детей для занятий проституцией;
- производство порнографических снимков;
- участие в порнографических представлениях;
- использование, вербовка или предложение детей для занятий противоправной деятельностью
- для производства и продажи наркотиков.

Работа, которая по своему характеру или условиям, в которых она выполняется, может нанести вред здоровью, безопасности или нравственности детей.

В ПОНЯТИЕ НФДТ НЕ ВХОДИТ:
- выполнение детьми и подростками работ, которые не влияют на их здоровье и развитие, а также не препятствуют получению образования;
- помощь ребенка родителям по дому или в семейном деле;
- зарабатывание карманных денег после школы или во время школьных каникул способами и методами, которые:
- не нанесут вред физическому или психическому здоровью;
- не связанными с противоправными действиями;
- не занимающие продолжительное время в течение дня;
- не связанные с опасностью для жизни и здоровья, нравственными устоями;
- профессиональная ориентация и трудовое обучение в школе, лицее и колледже, училище, практика на предприятии или в организации с целью получения профессиональных навыков - все это способствует развитию ребенка и благосостоянию семьи, помогает ребенку получить навыки и опыт, которые потребуются в будущем для того, чтобы стать полноценным членом общества.

Причины детского труда

Дети работают потому, что от этого зависит их собственное выживание и выживание их семей, а зачастую еще и потому, что беспринципные взрослые пользуются их слабостью и незащищенностью в своих целях. Детский труд также связан со слабой развитостью государственных систем образования, и имеет корни в культурных и социальных представлениях и традициях.
Нищета безусловно является основной причиной, заставляющей детей работать. Доход, полученный от работы ребенка оказывается важнейшим фактором выживания самого ребенка или его семьи.
Широко распространенные мнения, а также местные традиции и обычаи (даже если они имеют в своей основе благие намерения) также играют важную роль. Например:
мнение о том, что труд благоприятно сказывается на формировании характера и развитии навыков детей;
традиция преемственности, то есть наследования детьми профессии их родителей, причем в таких случаях детей еще в раннем возрасте заставляют обучаться данной профессии и применять на практике полученные знания и навыке;
традиции, толкающие неимущие семьи занимать крупные денежные суммы для организации праздников и религиозных обрядов и полагаться на труд своих детей для возврата таких долгов. Явление крепостного труда, признаваемого одним из видов наихудших форм детского труда, по-прежнему широко распространен, в основном, в связи с незащищенностью бедных семей от подобного социального давления;
широко распространенное убеждение в том, что девочки менее нуждаются в образовании, чем мальчики, что приводит к тому, что их забирают из школы в раннем возрасте и заставляют выполнять работу по дому или продают в услужение или в заведения сферы сексуальных услуг.
детский труд может настолько глубоко корениться в местных традициях и обычаях, что ни родители, ни сами дети не сознают, что детский труд противоречит интересам самих детей и является незаконным;
дети из больших семей имеют больше шансов оказаться на работе, чем дети из семей малочисленных, так как доходов родителей недостаточно для содержания большой семьи.
Доступность и качество школьного образования входит в число наиболее важных факторов:
во многих сообществах отсутствуют необходимые условия для обеспечения школьного образования;
даже там, где школы существуют, образование зачастую не рассматривается ни детьми, ни их родителями в качестве достойной альтернативы работе. Многие семьи просто не могут позволить себе отдать ребенка в школу. Даже если занятия в школе бесплатны, семья несет издержки в виде потерянного заработка, так как ребенок ходит в школу, а не на работу;
образование, обеспечиваемое в школах, зачастую не является качественным и/или рассматривается родителями и самими детьми как не соответствующее местным потребностям и условиям;
не удивительно, таким образом, что посещение детьми школы зачастую просто считается бесполезным;
преобладает мнение, что девочка лучше подготовится ко взрослой жизни, если она будет работать, а не учиться;
в результате вышеописанных факторов огромное число детей рано попадают на рынок неквалифицированной рабочей силы. Зачастую они неграмотны и остаются таковыми на протяжении всей своей жизни; у них также нет базового образования, которое могло бы помочь им развить необходимые навыки и дать возможность достойно жить и работать в будущем.
Крайне важным фактором также являются сами семьи. Огромное число детей бесплатно работают на семейных предприятиях (на фермах, на предприятиях частного сектора и т.д.), которые полностью зависят от труда членов семьи. Множество национальных законов и нормативных актов, а также такие международные нормы, как Конвенция МОТ № 138 допускают исключения в таких случаях. Однако, даже работая на семейных предприятиях, дети здоровье и безопасность детей может подвергаться серьезному риску.
При этом определение проблемы следует начать с того, что признать ее сложность и многогранность. Законодательные органы и власти должны избегать упрощенных объяснений причин детского труда.
Например:
существует распространенное мнение о том, что для борьбы с детским трудом ничего нельзя сделать – детский труд является результатом и проявлением бедности и может быть искоренен только после искоренения самой бедности;
в соответствии с другим сложившимся убеждением, детский труд существует только из-за беспринципных взрослых, эксплуатирующих детей ради получения быстрой прибыли и бесчестным путем заработанного преимущест ва перед конкурентами. Единственное, что необходимо сделать, согласно данному убеждению, это привлечь нарушителей к ответственности и отправить детей обратно в школу, где им и место.
В основе скорейшего искоренения наихудших форм детского труда в должно лежать законодательство, провозглашающее полное искоренение детского труда в качестве конечной цели политики государства, а также недвусмысленно определяет и запрещает наихудшие формы детского труда в приоритетном порядке. Такое законодательство должно также предусматривать адекватные санкции в отношении нарушителей и соответствующую компенсацию жертвам нарушений, и такое законодательство должно неукоснительно и беспристрастно применяться.
Совокупность этих причин ведет к тому, что даже там, где детский труд объявлен незаконным, он продолжает существовать и воспринимается как естественное явление, причем обычно он незаметен для стороннего наблюдателя. Часто детский труд окружен стеной молчания, безразличия и социальной апатии. Но эта стена уже начинает рушиться. Процесс глобализации и развитие современных средств коммуникации сделали страдания работающих детей одним из основных вопросов на повестке дня мирового сообщества.
Постоянно растущая обеспокоенность международного сообщества проблемой детского труда, выразившаяся в тех или иных событиях, явилась результатом следующего:
Тенденции либерализации течения торговли и капитала. Все громче стали высказываться требования о запрещении использования детского труда в борьбе за место на мировом рынке.
Большей прозрачности в мировой экономике и упразднении объединений государств после окончания Холодной войны.
Отказа потребителей покупать товары, если при их производстве, в частности, использовался детский труд; и
Придания гласности фактов коммерческой сексуальной эксплуатации детей, и особенно вовлечения детей в проституцию, порнографию и секс-туризм.
В свою очередь это привело к более полному пониманию причин детского труда; осознанию того, что основными причинами являются бедность, отсутствие образования или его низкий уровень, а также социально-культурное устройство и традиции. Детский труд нельзя искоренить посредством принятия какого-то закона. Это цель, достижение которой потребует времени. Однако существуют такие виды детского труда, с которыми необходимо покончить немедленно.
Таким образом, в 1990-х годах было принято решение, что приоритетным направлением искоренения детского труда является искоренение его наихудших форм, что с ними необходимо покончить как можно скорее, для чего следует разработать и осуществ ить согласованные программы действий на национальном и международном уровнях.

Работодатели, использующие детский труд.

Наиболее часто данный факт объясняется тем, что, по сравнению со взрослым, детский труд гораздо дешевле и, кроме того, как часто утверждается, дети физически могут выполнять некоторые виды работ лучше, чем взрослые. Некоторые отрасли промышленности, как говорят работодатели, полностью зависят именно от детского труда. Такие аргументы вызывают особое беспокойство, потому что процесс глобализации, а также повышенная конкуренция на мировом рынке в области определенных товаров еще более расширят масштабы детского труда и ухудшат ситуацию в данной области. В то же время, если согласиться с этими доводами, глобализация приведет к повышению риска эксплуатации детей, поскольку их работодатели будут стремиться достичь конкурентного преимущества на мировых рынках. Насколько данным аргументам можно доверять?
Результаты серьезных исследований доказывают, что детский труд не является незаменимым для развития и жизнеспособности ни одной из существующих отраслей промышленности.
Исследования, проведенные на отдельных предприятиях, использующих труд большого количества детей, породили большие сомнения в достоверности аргумента о том, что дети физически лучше приспособлены для выполнения некоторых видов работ. Практически все виды работ, осуществляемые детьми, также успешно выполняются и взрослыми. Даже в ручном плетении ковров – занятии, в котором детский труд считается незаменимым – было выявлено, что дети не более умелы, чем взрослые, а самые искусно выполненные ковры были сплетены взрослыми женщинами.
В ходе исследований, проводившихся на предприятиях по производству ковров и украшений в Индии, также было выяснено, что, в качестве составляющей конечной цены экспортируемых заказчику ковров или украшений, экономия затрат на рабочей силе, достигнутая за счет использования труда детей, крайне мала. Производители могли либо отнести дополнительные издержки, понесенные за счет найма на работу только взрослых, в разряд операционных, либо компенсировать их путем повышения цены изделий, не подвергая риску жизнеспособность своих предприятий.
Если вышеупомянутый аргумент не оправдывается на производствах, традиционно во многом полагавшихся на детский труд, таких как производство ковров, какое экономическое оправдание можно найти для использования детского труда на любом другом производстве?
Таким образом, оказывается, что главная причина использования детского труда, вовсе не связана с экономической эффективностью. Детьми проще управлять, чем взрослыми – хотя они и обладают меньшими навыками, они в меньшей степени осознают свои права, доставляют меньше хлопот, меньше жалуются и более приспосабливаемы – и, в конечном итоге, ими легче всего пожертвовать в случае возникновения каких-либо сложностей.
Для многих работодателей дети представляют собой резерв нерегулярной рабочей силы, которую можно нанимать и увольнять по своему желанию. Если труд детей нелегален, ни они сами, ни их родители, скорее всего, не пожалуются властям из-за страха потерять даже тот скудный заработок, который дети приносят своим семьям. Кроме того, некоторые работодатели искренне считают, что они оказывают услугу нанятым ими детям, предоставляя им возможность работать и получать зарплату. Таким образом, объявление детского труда незаконным может в некоторых случаях привести к обратному эффекту – лишению работающих детей большой части защиты, которая обеспечивается взрослым посредством трудового законодательства. Это еще раз подчеркивает идею о том, что простое запрещение детского труда не принесет позитивного результата. Простые запреты в отношении детского труда не приводят к успеху, если они не сопровождаются целым рядом иных мер.

Анализ ситуации в Москве.
Главным аргументом по мнению некоторых работодателей в пользу детского труда, является тот факт, что дети начинают ценить деньги, поскольку добывают они их своим трудом. Дети получают собственный доход не за счет попрошайничества или воровства, а за свою работу, и это главное – так считают более двух третей опрошенных работодателей (69,1%). Тем самым, говорят работодатели, прививается трудолюбие, дети приучаются работать, а не бездельничать (45,7%). К тому же они постоянно находятся под присмотром взрослых, что тоже немаловажно. Последний аргумент приводит треть опрошенных работодателей (34,6%).
Таким образом, в отдельных случаях одной из причин существования детского труда является совпадение интересов, как работающих детей, так и работодателей. Дети получают необходимые им средства к существованию, а работодатель – дешевую рабочую силу, а в дополнение к этому еще и моральное удовлетворение от того, что им была оказана помощь нуждающимся детям.

2. Рабство и эксплуатация детей в мире.

По оценкам Международной организации труда (International Labour Organization, ILO), только в развивающихся странах вынуждены работать около 250 миллионов детей в возрасте от 5 до 14 лет. Из них 153 миллиона живет в Азии, 80 миллионов - в Африке и 17 миллионов - в Латинской Америке. Многие из них трудятся в условиях, которые опасны для их физического, духовного и эмоционального развития.
С помощью детского и рабского труда в мире производится около 120 видов товаров. Жертвы этой индустрии - минимум 12 млн человек из 59 стран. Около 352 млн детей в мире в возрасте от 5 до 17 лет работают. Такие данные содержатся в докладе Международной организации труда (МОТ) «Будущее без детского труда». По данным МОТ, около 246 млн детей заняты трудовой деятельностью, которая должна быть исключена. Из них около 179 млн вовлечено в наихудшие формы детского труда, среди которых - рабство, проституция и порнография, участие в вооруженных конфликтах, а также работа в шахтах, сельском хозяйстве, строительстве. По оценкам правительства РФ, в России работает до 1 млн детей. Из них, по данным МОТ, 50 тысяч - в Москве, 16 тыс. - в Санкт-Петербурге. Детская проституция в Москве достигла просто угрожающих масштабов: в этом бизнесе, по оценкам специалистов, находятся более 50 тысяч детей, возраст которых колеблется от 3 (!!!) до 14 лет. По данным на 2008 год в Дагестане процветает детская проституция.
В Украине процветает детская проституция, а торговля детьми является гигантской проблемой и суровой реальностью. Такие выводы обнародовал в своем докладе согласно резальтатам экскурсии Украины в последних числах октября 2006 года специальный докладчик ООН по вопросу о торговле детьми.
В Киргизии IWPR в 2004 году нашли сеть борделей и детскую проституцию на улицах.
Чешские органы власти в 2001 году заявили, что в Чехии существует детская проституция.
Детский рабский труд в Китае. Выявлен в 2007 году на нелегальных угольных шахтах и кирпичных заводах в провинции Шаньси. Дети попадают туда разными путями: их похищают, продают, заманивают обманом. Их заставляют работать по 18-19 часов в сутки. Возраст детей 8-13 лет.
Кот-д’Ивуар является основным производителем какао-бобов в мире. По заявлению ряда международных правозащитных групп, на плантациях там используется рабский труд детей. В частности компания Cargill Inc. В «Каргилле» запрещена эксплуатация детского труда - официальный рабочий возраст 18 лет. Однако этот закон игнорируют. Шоколадная индустрия, правительства и организации по защите гражданских прав создали международную кампанию, направленную на решение проблемы, однако детский труд по-прежнему эксплуатируют. Крупные компании вроде «Каргилла» не владеют плантациями, так что официально они не нанимают работников. Они просто скупают бобы какао у рабочих. И всё же борцы за права человека говорят, что ответственность за улучшение условий труда лежит как раз на подобных компаниях. Шоколад с этикеткой fair trade производится без применения рабского труда.
Корпорация Nike используют детский рабский труд.
По данным Международного фонда прав трудящихся (International Labor Rights Fund), компания Monsanto использует детский труд. В одной только в Индии на хлопковых плантациях, принадлежащих Monsanto и другим транснациональным агрокорпорациям, работают более 12 тыс. детей. Многие дети умерли или получили серьёзные заболевания в результате воздействия пестицидов. Ежегодная прибыль Monsanto составляет $5,4 миллиарда.
Nestle - компания обвиняется в использовании детского труда, нарушении прав рабочих, агрессивном продвижении вредных для здоровья продуктов, нарушение законов в области здравоохранения и охраны окружающей среды. Именно при производстве шоколада чаще всего используется детский труд. Более 40 % какао бобов произрастают в Береге Слоновой Кости (Африка), по оценкам Госдепартамента США, в этой стране на какао плантациях в жутких условиях работают около 109 тысяч детей. Какао фермы были признаны самой худшей в мире формой детского труда. В 2001 г. канадское отделение организации «Save the Children» сообщило о том, что 15 тыс. детей в возрасте от 9 до 12 лет (многие из которых - голодающие дети из Мали) были обманным путем доставлены или проданы в рабство всего за $30 какао фермам Западной Африки. Прошлым летом Международный фонд прав трудящихся подали иск против Nestle и нескольких её поставщиков от имени бывших детей-рабов, работавших на эти компании.
Детский труд в Узбекистане. Каждую осень дети в Узбекистане вынуждены работать по сбору хлопкового урожая за небольшую плату. Немецкие компании входят в число тех, которые получают прибыль от такого рода нарушений прав человека. Stadtlander оказывает пособничество и подстрекает к нарушениям прав человека. Хорошие отношения Stadtlander с Узбекистаном полностью соответствуют политике немецкого правительства. «Новое партнёрство» соединяет Германию с президентом Каримовым, и немецкие солдаты направляются в Афганистан из немецкой военной базы в Узбекистане. Немецкие банки также получают прибыль от хлопковой торговли. Одним из них является частично принадлежащий государству Commerzbank, у которого есть офис в Ташкенте. Банк был вовлечен в финансирование хлопковых сделок для европейских клиентов в Узбекистане «в течение многих лет». Deutsche Bank также финансирует соглашения с Узбекистаном. Дистрибьюторы, наподобие C&A и Wal-Mart в настоящее время пытаются не иметь дело с одеждой, которая содержит хлопок из Узбекистана. Но трудно проследить путь узбекского хлопка, который дилеры смешивают с хлопком из других стран. В 2010 году Британский Фонд экологической справедливости (Environmental Justice Foundation, EJF) выпустил доклад, посвященный практике масштабного использования в Узбекистане принудительного детского труда под названием «Рабская нация». Хлопковая индустрия Узбекистана по мнению эксперта EJF, является современной формой рабства, масштабы которого нельзя сравнить даже с тем, что происходит в других похожих на Узбекистан закрытых и репрессивных странах мира.
В Казахстане школьников вместо учёбы незаконно заставляют собирать хлопок. За детский труд взрослые платят копейки, абсолютно не заботясь об их безопасности.

К проблемам, являющимся причинами детской эксплуатации отнесены:

Изменения в системе ценностей в обществе (приоритет денег и материальных ценностей);
Проблемы в системе образования (недостаток финансирования, снижение контроля за посещаемостью школьников, снижение доступности образования);
Отсутствие детских государственных детских организаций и институтов (пионерия, скаутское движение);
Снижение государственного контроля за исполнением законов по запрещению детского труда и защите детей;
Экономическая необходимость, вынуждающая уязвимые семьи использовать детский труд.
Многие дети вовлекаются в наихудшие формы детского труда, так как не имеют возможности получить качественное образование. Таким образом, само отсутствие альтернатив наихудших форм детского труда является причиной детского труда.
Традиционное распределение гендерных ролей приводит к тому, что часто девочки не имеют возможности получить образование. Такие девочки особенно подвержены риску попадания в ряды детей, занятых детским трудом. Наконец, разрушение традиционных социальных устоев, обеспечивавших защиту детей, также является одним из факторов, которые заставляют детей искать работу в борьбе за выживание.
Как правило, причины детского труда в большей степени связаны с социально- экономическими проблемами на селе и в сельском хозяйстве. Кроме того, специфика отрасли - широкое применение ручного и низкоквалифицированного труда – делает возможным использование труда детей.
Некоторые работодатели считают использование детского труда выгодным. Детей нанимают на работу в условиях высокой безработицы среди взрослого населения как более дешевую и послушную рабочую силу. Неразвитые рынки труда также делают выгодным для родителей, владеющих землей, использовать детей как бесплатную рабочую силу.

3. Международная программа по искоренению детского труда (ИПЕК)

Международная Программа по искоренению детского труда - ИПЕК (IPEC, International Programme on the Elimination of Child Labour) основана в 1992 году с целью координации деятельности МОТ по борьбе с детским трудом. Правительство Германии стало первым спонсором этой программы, в которой сначала участвовали шесть государств. Сегодня ИПЕК оказывает поддержку по осуществлению программы в более чем 80 странах, и работает в нескольких направлениях, а именно:
внедряет в различных странах программы, направленные на осуществление реформ и принятие конкретных мер по искоренению детского труда;
проводит международные и национальные кампании, направленные на изменение общественного мнения и на убеждение в необходимости ратификации и выполнения Конвенций МОТ;
проводит углубленные исследования, правовые экспертизы, разработку стратегий и оценку программ, проводящихся в данной сфере на региональном и международном уровнях.
Политическая воля
и т.д.................