Карманные но не деньги. Карманные деньги: «за» и «против. Карманные деньги для подростков

27.03.2019

Нужны ли подросткам деньги? Должны ли родителям выдавать им на карманные расходы «просто так» или ребенок должен уметь их зарабатывать? С какого возраста можно начинать работать, и нужно ли платить за домашние обязанности и учебу?

В 2005 году Фонд общественного мнения (ФОМ) провел опрос, согласно которому 65% взрослых считают, что у подростков должны быть деньги на карманные расходы, а 28% выступают категорически против. Мой собственный опрос среди друзей и знакомых показал: больше 2/3 подростков карманные деньги от родителей получают (регулярно или по запросу), кому-то денег не дают из принципиальных соображений или потому что в семье тяжелая финансовая ситуация, ну а кто-то уже подрабатывает сам.

Когда, сколько и на что?
Некоторые дети начинают получать карманные деньги еще до школы. Конечно, 5-летний ребенок не выходит из дому один, казалось бы - зачем ему деньги? Но возможность самостоятельно принять решение, потратить ли 20 рублей на мороженое или опустить их в копилку, очень важно и в этом возрасте. Многие начинают давать ребенку деньги, когда он идет в первый класс, чтобы он мог купить что-то в школьной столовой. Но игрушки и журналы все равно продолжают покупать ему взрослые. «Некоторым в классе дают деньги на карманные расходы, но они их не тратят - копят сами не знают на что, только хвастаются, время от времени: «У меня одна тысяча! - А у меня 52!», - говорит 10-летняя Саша.

«Деньги на карманные расходы мне начали давать лет в 7, по 150 рублей в месяц. Куда уходили эти деньги - не помню. Мне даже кажется, что в итоге их и не так часто и давали, потому что я не особо нуждалась. Кажется, хотела своей собаке игрушки покупать каждый месяц. В шестом классе начали давать по 1000 в месяц. Эти деньги тратила в основном на еду и аксессуары». (Вера, 17 лет)

Большинство родителей раскошеливаются, когда ребенок становится подростком, у него появляется самостоятельная жизнь и, соответственно, потребность в деньгах. 33% опрошенных ФОМом взрослых, считающих, что у подростков деньги быть должны, указали их практическую необходимость (транспорт, угощения, развлечения). И лишь немногие видят в карманных деньгах обучающую и воспитательную роль: всего 10% респондентов ответили, что подростки должны уметь обращаться с деньгами, и 5% - что это способствует самостоятельности, независимости и взрослению.

Между тем специалисты считают, что наличие у подростка карманных денег и возможности самостоятельно ими распоряжаться, хоть и не является абсолютным залогом финансовой успешности во взрослом возрасте, но экономической грамотности способствует. А ее часто не хватает и многим взрослым, которые не могут рассчитать собственный бюджет на месяц вперед, становятся жертвами мошенников и финансовых пирамид, втридорога покупают «товары со скидкой» и при оформлении кредитной карты не читают договор.

«Проблем с деньгами у меня никогда не было: лет до 15 я просто в них не нуждалась, а потом начала ходить в кино без родителей, гулять с друзьями. Достаточно было просто денег попросить, и мне давали ровно столько, сколько я собиралась потратить: если я иду в кино - мне дают деньги на билет, на какой-нибудь снек и что-нибудь попить».(Света, 18)

У денег «по требованию», говорят психологи, несколько минусов. Подростку, как правило, приходится информировать родителей, на что именно они ему нужны, т.е. ответственность за принятие решения берут на себя в конечном итоге взрослые. Если деньги выдаются каждый раз, когда ребенок просит, то у него может сложиться впечатление, что деньги есть в неограниченном количестве: папа просто достает кошелек и достает оттуда нужную сумму. Ну и экономить и планировать расходы он, таким образом, точно не научится. Так что если вы хотите, чтобы подросток умел обращаться с деньгами (т.е. постигал азы экономической грамотности), а также хотите воспитывать в нем самостоятельность и ответственность, то надо выделять оговоренную сумму постоянно, вне зависимости от того, потратил ли ребенок предыдущие деньги или они у него остались.

Но в России пока родители про экономическую грамотность детей думают меньше всего: по данным компаний TNS, 73% подростков просят деньги у родителей, когда им нужно, 32% получают деньги в качестве подарка, 31% просят у бабушек-дедушек и только 29% получают фиксированную сумму регулярно.

Сколько денег выделять - каждый решает сам, исходя из финансовой ситуации в семье, а также представляя, что сколько стоит в «мире» подростка (например, поход в кино или чашка кофе в Старбаксе).

В 2009-2010 гг., как показало исследование маркетинговой компании TNS, российские подростки получали в среднем сумму, эквивалентную в неделю. Для сравнения: самыми «богатыми» оказались норвежские (9) и финские (4) подростки и подростки из ОАЭ (9), а самыми «бедными» - из Египта () и Индии (). В Германии рекомендован недельный минимум для каждого возраста: 0,5 евро – до 6 лет, 1,5 евро – до 10, 10 евро – до 13, 20 евро – до 15 и т.д. С выданной ребенку суммы некоторые немецкие родители удерживают 20% налога, приучая, таким образом, своих детей к финансовой дисциплине.

Мой опрос показал, что в среднем подросткам выдают от 100 до 1000 рублей в неделю (в зависимости от возраста: 100 рублей - до 12 лет, 1000 рублей - уже старшеклассникам). Кто-то из родителей с калькулятором в руке высчитывает финансовые потребности ребенка: «транспорт, обеды в школьной столовой, мобильная связь, один раз кино и два раза кафе плюс 300 рублей «сверху» на неучтенные расходы». Ну а кто-то подходит к расчетам с фантазией: «Мы выдаем детям недельную сумму, которая высчитывается по формуле «50 центов за каждый год жизни, округляя в большую сторону», - делится папа двух российско-канадских мальчиков, 9 и 14 лет. Большинство же дают, ориентируясь на друзей и знакомых.

Доверять или проверять?
Тема денег затрагивает еще одну очень важную семейную проблему: проблему доверия. Среди тех, кто не дает своим детям карманных денег, всего 1% объясняют это непростой финансовой ситуацией и 2% - тем, что подросток должен зарабатывать сам (опрос ФОМ).

Остальные противники карманных денег твердо уверены: доверять подросткам ни в коем случае нельзя, т.к. они будут тратить деньги в первую очередь на «запретное» - наркотики, алкоголь и сигареты - так считают 10% опрошенных («До 16 лет денег подросткам не надо давать - это ведет к курению, пьянке, гулянию» ). Многие считают, что «подростки не умеют распоряжаться деньгами» - 5% («у них еще мозг не готов тратить их, это то же самое что пистолет у них в руках» ). А еще ведь - «деньги портят, развращают молодежь» (5%). Складывается впечатление, что-либо некоторые респонденты не помнят себя в подростковом возрасте, либо наоборот, помнят очень хорошо (по данным ФОМ видно, что так отвечали преимущественно респонденты старше 55 лет с образованием ниже среднего; они же, кстати, считают, что все заработанные деньги подросток должен отдавать родителям).

Подростки, между тем, могут быть куда как разумнее, чем о них думают взрослые: «Мы с друзьями как-то обсудили и решили четко придерживаться позиции: не тратить деньги, полученные от родителей, на что-то типа алкоголя и сигарет. Такого рода вещи не должны быть приобретены за их счет. Если уж губить себя, то хотя бы не впутывать в это дело предков». (Саша, 15)

Очень многие взрослые считают, что за несовершеннолетних все должны решать они: «У него есть родители - зачем ему деньги?», «Если на что-то нужно - попросит денег, а я посмотрю, насколько это ему нужно, надо контролировать подростков» (опрос ФОМ), «А хватил ли у него сил отказаться от соблазна, если у школы стоит ларек с чипсами и жвачкой?» Многие предпочитают покупать ребенку дорогие игрушки и гаджеты, нежели доверять ему небольшую сумму. «У нас в классе денег мало кому дают, зато айфоны и айпады есть у всех - это называется «ни в чем ребенку не отказывать», - делится мама сына-шестиклассника одной московской школы.

Согласно данным опроса Superjob, из 78% опрошенных, выдающих карманные деньги своему ребенку, 61% родителей заявили о том, что контролирует их расходы и только 17% своему ребенку полностью доверяют.

Эти недоверие и контроль практически перечеркивают идею научить подростка самостоятельно делать правильный выбор. И даже когда мы просто указываем ему, на что не стоит тратить деньги, критикуем, это приводит к тому, что, во-первых, мы опять лишаем его возможности быть самостоятельным, а во-вторых, провоцируем на обман. Например, я только недавно узнала, что когда моей дочери было лет 11, она втайне от меня покупала журнал «Witch». Покритиковав ее один раз за покупку (и тут же об этом забыв), я стала причиной того, что мой ребенок вынужден был что-то от меня скрывать, хотя это доставляло неудобства - приходилось прятать журнал и читать его, когда мама не видит. Можно подумать, я сама никогда не тратила денег на ерунду…

«Родители вообще-то не контролируют мои расходы, но я иногда прослеживаю такую интересную вещь: мама может спросить, на что я потратила ту или иную сумму, и если я понимаю, что потратила их на глупость, пытаюсь как-то это скрыть, иногда даже приходится привирать. Знаю, что поступаю неправильно, но мамину демагогию по поводу того, как и когда мне нужно тратить деньги, слушать тоже неохота. Я знаю, что в любом случае получу какой-то неодобрительный кивок от мамы, потому что она считает неправильным то, как я распоряжаюсь деньгами. У нас совершенно разные взгляды, и поэтому я стараюсь не всегда распространяться о своих покупках, будь то альбом моей любимой группы или какая-то милая вещичка, по ее мнению совершенно безобразная и бесполезная. Я стараюсь избегать подобных «отчетов». Запретов не имею, если я хочу что-нибудь купить - я это куплю, скрою, но куплю». (Ксения, 18)

О том, что дочь иногда покупает спрайт и чипсы, которых никогда не бывает дома, я знала, но это уже была зона ее ответственности: все, что могла рассказать о вредном фаст-фуде, я к тому времени уже рассказала. Как выяснилось, я не одинока: «То, что действительно им необходимо, я куплю, а газировку и сладкие батончики пусть покупают сами», - так считает мой знакомый, папа двух подростков. «Когда после бассейна мы проходим мимо автомата со снеками, и сын просит что-то купить, я напоминаю ему, что у него есть собственные деньги. В конце концов, я и даю карманные деньги на то, чтобы сами покупали себе то, что хотят».

«От меня не требуют отчетов, не устанавливают запретов, потому что моя мама знает, что мне не придет в голову потратить ее деньги на совершенно ненужные вещи. Другие дело, что иной раз ей кажется, что я, наверное, не должна покупать 7-ю по счету белую блузку, но это ограничивается лишь неодобрительным взглядом».

Очень немногие родители понимают, что карманные деньги воспитывают у подростка самостоятельность и ответственность:
«Мои траты они не контролируют - считают, что это мои деньги и я должна сама учиться ими распоряжаться. Хотя поначалу меня обязали вести дневник расходов, но не потому что не доверяли мне - им было важно показать мне как планировать и контролировать свои расходы» (Вера, 17 лет). «Моя мама вот уже два года никогда не дает мне наличных денег, каждый месяц она перечисляет мне деньги на кредитную карту около 10-15 тысяч. Так она ведет финансовый контроль» (H., 16 лет).

Подобный подход считается специалистами самым верным. Главное ведь не покрыть деньгами все запросы ребенка, а научить его простой бухгалтерии: записывая расходы и доходы, подросток будет понимать, на что уходят его деньги и столько он может тратить каждый день, чтобы хватило на неделю.

С возрастом у детей появляются всё новые и новые интересы, и это неудивительно: то, что привлекает внимание трехлетнего малыша, вряд ли заинтересует подростка. И однажды наступает время, когда ребенок приходит к осознанию своей потребности в карманных деньгах.

О том, так ли уж необходимы подросткам деньги на карманные расходы, а также о плюсах и минусах карманных денег вы узнаете из данной статьи.

Для чего нужны карманные деньги?

Дети постепенно становятся более независимыми от родителей. В школе у них появляется собственный круг общения, свои занятия и привычки. Ребенок школьного возраста – это уже почти сформировавшаяся личность. Но при этом он еще не определился со своими жизненными целями и продолжает экспериментировать, учась на своих ошибках и приобретая такой важный жизненный опыт. И нередко этот опыт требует финансовых вложений.

Кроме того, находясь в социуме, в школьном коллективе, ребенок хочет обладать своими деньгами как минимум для того, чтобы не выглядеть белой вороной среди более «продвинутых» одноклассников или, наоборот, чтобы выделиться из толпы и «пустить пыль в глаза» товарищам.

Зачем еще нужны карманные деньги? Чтобы иметь возможность перекусить на переменке, а также на проезд в метро или маршрутном такси, на покупку сладостей и удовлетворение прочих детских желаний и потребностей.

Многих беспокоит вопрос, сколько денег давать детям. Единого ответа на него дать невозможно, поскольку это зависит от финансового благополучия каждой отдельной семьи. С количеством средств, выделяемых ребенку, можно определиться, собрав «семейный совет», на котором обязательно должен присутствовать и сам ребенок. Пусть он расскажет, на какие нужды ему нужны деньги, и в зависимости от этого будет определен его недельный бюджет.

Карманные деньги: за и против

Среди родителей не утихают споры, нужны ли детям карманные деньги, или лучше выдавать их дозировано, на конкретные цели. Давайте разберемся, чего в вопросе карманных денег больше – плюсов или минусов?

Преимущества карманных денег для детей следующие:

  1. Ребенок с детства учится распоряжаться деньгами, планировать свои расходы, а порой и экономить. Этот полезный навык обязательно пригодится ему в будущем.
  2. Карманные деньги помогут в экстренной ситуации, когда нужно срочно вызвать такси, купить лекарство и т.п.
  3. Ребенок может купить то, что сам считает нужным, а не убеждать родителей в том, что ему это необходимо, и не выпрашивать деньги.
  4. Для подростков от 14 лет карманные деньги вдвойне важны: они позволяют чувствовать себя увереннее. Имея свои сбережения, можно не просить у родителей деньги всякий раз, когда парню нужно, к примеру, пригласить девушку в кино и купить цветы. Да и для самих девушек определенная финансовая независимость не менее дорога.

Обратной же стороной «денежной» медали являются следующие недостатки :

  1. Ребенок быстро привыкает к тому, что в кармане всегда «водятся» деньги, и перестает ценить их.
  2. Дети могут тратить деньги, которые дают им родители, не на еду и транспорт, а на сигареты и слабоалкогольные напитки. Это случается не так уж редко, особенно в старшем школьном возрасте. Бороться с этим, лишая ребенка карманных расходов, бесполезно. Эту проблему следует решать профилактическими беседами о вреде этих привычек.
  3. Подросток получает деньги, не прикладывая к этому никаких усилий. Исправить эту ситуацию можно, предложив ему попробовать найти подработку.

Как заработать карманные деньги?

Чтобы ребенок на собственном опыте понял, что такое заработок, и впредь ценил свой труд и труд родителей, дайте ему возможность заработать себе на карманные расходы. Для этого можно:

Роль карманных денег в воспитании подростков

или как стать взрослым

Зам. директора по ВР МАОУ «СОШ №3»

Карманные деньги. Как они влияют на жизнь подростков? Что они значат в жизни подростка?

Социологи утверждают, что чем раньше подросток знакомится с карманными деньгами, тем раньше он начинает уважительно относиться к своим тратам и тратам своих родителей.

Для маленького ребенка это отчасти игра во взрослую жизнь. Вам, наверное, встречались случаи в транспорте, когда маленькими ребенок говорит маме, что хочет сам купить билетик. Двух-трех-летний ребенок отличает настоящие деньги от игрушечных (фантики, бумажки, которыми он дома играет в магазин). «Я сам, я большой», - заявляет он окружающим.

Конечно, на это утверждение влияют не только зажатые в руке деньги на билет, а само понимание самостоятельного взрослого действия: совершение купли-продажи.

«Карманные деньги», по мнению социологов, это некая фиксированная сумма денег, выдаваемых ребенку на личные расходы и которой он волен распоряжаться как ему угодно. Карманные деньги нужны для того, чтобы научить ребенка обращаться с деньгами.

Мы в своей работе попытаемся определить важность карманных денег для подростков, возраст, с которого они ощущают потребность в, них и познакомиться с мнением взрослых на этот счет.

Мало кто сегодня сомневается в том, что детям необходимо прививать навыки обращения с деньгами. Способность успешного зарабатывания и распоряжения личными финансами закладывается в детстве.

Получение и распоряжение собственными карманными деньгами без преувеличения является самым действенным методом финансового воспитания детей. Даже маленький, но свой собственный, личный бюджет даёт навыки бережливого обращения с деньгами, с одной стороны. И, с другой стороны, родители могут советами влиять на этот процесс. Небольшие карманные деньги приучают детей к терпению, ведь порой, чтобы приобрести некую дорогую вещь, приходится кропотливо копить деньги. Также карманные деньги прививают навыки планирования бюджета: здесь и сейчас ребёнок не может приобрести себе нужную вещь, а через некоторое время сможет. Ещё карманные деньги развивают уверенность в себе, в собственных силах, в те моменты, когда ребёнок сам принимает решение о том, что ему приобрести и в собственных своих глазах становится «как взрослый», сам решающий что и как ему делать.

Следует отметить, что в тот момент, когда первые карманные деньги появляются у друзей, сверстников вашего ребёнка, тогда и следует начать выдавать ему деньги на расходы. Чаще всего этот процесс начинается в младшей школе. Хотя родители и приобретают заблаговременно всё необходимое для школьного процесса, предварительно оплачивают школьное питание, у детей возникает желание купить себе что-нибудь до или после школы: новую ручку, конфету. В тех семьях, где ощущается острая нехватка денег, правильнее всего будет выдавать малышу некую мизерную сумму, чем вовсе ничего не давать, иначе ребёнок может начать ощущать себя «обделённым», не таким, как его друзья. А вот в тех семьях, где проблема с денежным вопросом отсутствует, то ребёнку следует выдавать примерно столько же, сколько на карманные расходы получают его друзья, одноклассники. Большое количество денег может спровоцировать ребёнка начать «кичиться» перед друзьями своими возможностями, а ведь пока дети растут, у них бывает множество проблем со сверстниками, всевозможные обиды, ссоры из-за того, что взрослым может показаться пустяком. Большой размер карманных денег может с детства приучить к мысли о том, что всё продаётся и покупается: верность, дружба, любовь.

Просто так или за что-то?

В семьях, в которых родители ещё достаточно молоды, часто бытует мнение о том, что карманные деньги выдаются «за что-то». Например, за отличные оценки по школьным предметам, помощь в домашних делах. Родители старшего возраста полагают, как правило, что их ребёнок должен получать карманные деньги лишь за то, что он является членом семьи, а детскую помощь по хозяйству считают само собой разумеющейся. Позиция взрослых родителей наиболее верная. А учитывая тот факт, что родители целыми днями находятся на работе, то уборка в квартире и ежедневные походы в магазин за хлебом должны стать повседневной обязанностью ребёнка. Часто на это утверждение приходится слышать возражения: у моего ребёнка большая нагрузка в школе, занят в кружках, секциях, у него нет времени, когда и чем он сможет помочь по дому? В ответ можно привести довод, что в таких ситуациях речь может идти о минимальных домашних нагрузках на детей. Например, расставить столовые приборы для семейного ужина, помыть посуду, протереть пыль. Да и саму учёбу в школе можно приравнять к работе. Главная цель состоит в формировании семейных отношений, предполагающих взаимодействие и взаимосвязанность всех членов семьи, и развитие у ребёнка ответственности, понимания, что его помощь нужна и необходима семье.

При выдаче денег на карманные расходы, следует сразу же обговаривать с ребёнком то, на что он будет их тратить. Часть на сувениры, ручки, сладости, мелкие игрушки, часть же на приобретение чего-то желанного, дорогого. Подобные обстоятельные разговоры - важная часть финансового воспитания. Ребёнок будет точно знать, на что он может рассчитывать, а родители могут в этой же беседе спросить о школьной успеваемости и упомянуть о вкладе ребёнка в домашние дела. Следует начинать выдавать карманные деньги небольшими суммами с периодичностью раз в неделю. Ученику средних и старших классов можно уже выделять разово всю сумму на месяц, в которой будут учтены все возможные траты. Некоторую пользу может сослужить тетрадь, отображающая дебит и кредит ребёнка. Пускать детские расходы на полный самотёк не рекомендуется, лучше всего пригляд за ними «вполглаза». Например, ничего страшного не произойдёт, если ребёнок вместо запланированного набора ручек купит шоколад: подобный опыт научит его экономии.

Штрафы, наказания.

За некачественную уборку квартиры материально детей наказывать не стоит. Дети постоянно обучаются новым навыкам и, после обычной просьбы устранить недоделки, ребёнок скорее усвоит представление о качественном труде, чем в случае грозящего материального наказания.

Но вот если ребёнок потерял учебник или разбил всмятку новую обувь, то в таких случаях следует рассмотреть возможность применения «штрафных санкций». Штрафы должны быть справедливыми, но не жёсткими. Вынося подобное решение, помните о том, как вы сами были ребёнком и собственные детские шалости!

Родители должны понимать, что карманные деньги - не награда за хорошее поведение и учебу и не плата за помощь по дому. Это один из приемов воспитания, который имеет четкую цель - научить ребенка обращаться с деньгами и правильно их тратить. Эти деньги ребенок может использовать по своему усмотрению, не отчитываясь перед родителями, ведь строгий контроль над расходами с их стороны лишает обладание карманными деньгами смысла. Наличие у ребенка карманных денег создает для него возможность самостоятельно принимать решение о необходимости той или иной покупки. Вместо постоянных просьб что-либо купить ребенок может сам выбрать предмет, время и место покупки. Ограниченность суммы вынуждает его определять приоритеты и анализировать возможные варианты расходования средств.

Итак, если вы решаете выдавать своему сыну или дочери карманные деньги, вы должны ответить для себя на несколько вопросов.

С какого возраста начинать?

Самое распространенное мнение, что начинать можно с того момента, как ребенок пошел в школулет). Считается, что в этом возрасте дети уже понимают, что деньги терять нельзя, их можно с пользой потратить.

От чего зависит выдаваемая сумма?

Удобнее представить эти соображения в таблице.

ОТ ЧЕГО ДОЛЖНА

ОТ ЧЕГО НЕ ДОЛЖНА ЗАВИСЕТЬ СУММА КАРМАННЫХ ДЕНЕГ

От средних сумм, получаемых сверстниками (по возможности)

От полученных отметок

От возможностей семьи (например, составлять определенный процент от доходов взрослых)

От старания в домашних делах

От совместной договоренности с ребенком

От поведения (исключая крайние случаи)

От среднего уровня необходимых расходов

От настроения родителей

От возраста ребенка

От степени внимания родителей к ребенку

Сумма будет зависеть, прежде всего, от финансового положения семьи и от возраста ребенка. Даже если ваши возможности не ограничены, спешить не стоит. Начинать нужно с малых сумм. Определите, сколько денег ваш ребенок сможет потратить "с умом" в соответствии со своим возрастом. Понятно, что запросы и нужды детей постоянно растут вместе с ними, поэтому должны увеличиваться и карманные поступления. Здесь можно обговорить, какие затраты ребенок сможет самостоятельно оплачивать из своих средств. По мере его взросления увеличивайте сумму, добавляя в нее расходы на проездной билет, школьные завтраки, канцелярские принадлежности. В плане финансовых навыков пользы от участия ребенка в оплате собственных расходов будет больше.

Как часто давать деньги? Дети, в отличие от взрослых, по-другому воспринимают время. Календарный месяц для них представляется достаточно большим сроком. Если ребенку младшего возраста выдавать карманные деньги сразу на весь месяц, то наверняка он не сможет ими грамотно распорядиться. Скорее всего, потратит всю сумму в первые же несколько дней. Он еще не умеет отслеживать состояние своих финансов. Поэтому лучше руководствоваться принципом: чем меньше возраст, тем чаще выдавать. Однако детям старшего возраста более целесообразно выдавать карманные деньги раз в месяц - это подводит их к осознанию такого важного понятия, как "бюджет".

КАРМАННЫЕ ДЕНЬГИ

И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ НАШЕЙ ШКОЛЫ

Чтобы узнать мнение наших сверстников, младших школьников и взрослых.

Мы провели анкетирование среди подростков 5 и 10 классов и задали им следующие вопросы:

1 Необходимы ли вам карманные деньги?

2 Сколько вам было лет, когда вы почувствовали, что вам нужны личные деньги?

3 На что вы тратите свои карманные деньги?

4 Сколько вам необходимо денег в неделю?

5 Готовы ли вы сами зарабатывать свои личные деньги?

6 Можно ли обойтись без карманных денег?

7 Зарабатывал ты уже сам свои карманные деньги?

Было опрошено 22 подростка 5 классов и 22 десятиклассника. Ответы представлены в таблице.

Необходимы ли вам карманные деньги?

Сколько вам было лет, когда вы почувствовали, что вам нужны личные деньги?

От 6 до 10 лет

От 10 до 12 лет

На что вы тратите свои карманные деньги?

Сколько вам необходимо денег в неделю?

От 50 до 250

От 250 до 500

От 500 до 1000

Готовы ли вы сами зарабатывать свои личные деньги?

Можно ли обойтись без карманных денег?

Зарабатывал ты уже сам свои карманные деньги?

Так мы видим, что преимущественно все подростки отмечают необходимость карманных денег. Ребята пятых классов называют возраст от 6 до 10 лет, а десятиклассники от 10 до 12. На наш взгляд, разница в определение возраста связанна с тем, что пятиклассники только сейчас начинают задумываться и ощущать в них острую необходимость. Как видим, что с нами это произошло тоже в этом возрасте.

Практически нет разницы в определение траты денег подростками. Примерно 50% их тратит на некоторые нужды (покупка ручек, тетрадей, проезд в транспорте, обедов), а остальные 50% на себя (развлечение, кафе у старшеклассников, на сладости, на мелкую бижутерию у девочек). Количество денег необходимых в обиходе растет с возрастом. Настораживает нас ответы двух подростков уже сейчас определяющих необходимую сумму около 1000 рублей.

Радует нас то, что уже пятиклассники сами готовы зарабатывать деньги, чтобы не зависеть от родителей. 54% пятиклассников пишут, что уже сами зарабатывали деньги, что наводит нас на мысль, что чаще всего родители дают деньги за что-то. 72% старшеклассников зарабатывали деньги путем трудоустройства.

46% пятиклассников считают, что без карманных денег не обойтись. Мы обнаружили противоречие в ответах старшеклассников: они пишут, что им нужны необходимо большие суммы в качестве карманных денег, и одновременно 72% утверждают, что могут без них обойтись. Нас это приводит к мысли, что наши старшеклассники проявляют незрелость в использовании карманных денег и не готовы к формированию своего бюджета (я хочу иметь в кармане 1000 рублей, но не знаю сам на что).

Было опрошено 22 родителя подростков. Им были заданы следующие вопросы:

1 Необходимы ли подростку карманные деньги?

2 Для чего подростку карманные деньги?

3 Сколько раз в неделю вы готовы давать ребенку карманные деньги?

4 Какую сумму вы готовы давать подростку?

5 Проверяете ли вы на что тратит подросток карманные деньги?

6 С какого возраста подросток должен иметь карманные деньги?

7 Можно ли обойтись подростку без карманных денег?

Ответы представлены в таблице:

Необходимы ли подростку карманные деньги?

Для чего подростку карманные деньги?

Для личных нужд

Для трат в школе

Сколько раз в неделю вы готовы давать ребенку карманные деньги?

1 раз в неделю

2 раза в неделю

Какую сумму вы готовы давать подростку?

От 100 до 300

От 300 до 500

Проверяете ли вы на что тратит подросток карманные деньги?

С какого возраста подросток должен иметь карманные деньги?

Можно ли обойтись подростку без карманных денег?

Мы обнаружили противоречие в 1 и последнем вопросе: 81% родителей одновременно считают, что подросткам деньги необходимы, но они могут без них обойтись. Нам кажется, что ответ кроится в анализе 5 вопроса: родители не знают, на что тратят подростки деньги и не интересуются этим.

Практически все родители считают, что эти деньги необходимы для трат в школе, либо для нужд, исключая отдых, развлечение, сладости, детские радости.

54% готовы давать два раза в неделю, а 46% один раз в неделю, нам кажется, что это связано со следующим вопросом: сколько давать? В отличие от подростков родители считают, что подросток должен иметь карманные деньги с 14 лет. Нас это несколько тревожит, так как именно этот возраст называется переходным и трудным, и если до этого времени подросток не научился рационально использовать имеющиеся у него деньги, то при полной бесконтрольности эти деньги могут быть потрачены не целесообразно (табак, легкие алкогольные напитки).

Итак, мы видим, что взгляды подростков и родителей на карманные деньги не совсем совпадают.

Проведя анкетирование, мы увидели, что карманные деньги играют особую роль в экономическом воспитании детей. У подростков формируется понимание своего бюджета, потребность самостоятельно им распоряжаться. Важными является понимание на что будут тратится эти деньги и ценность их приобретения особенно в старшем подростковом возрасте. Если подросток сам зарабатывает деньги, то и тратить он их будет более целесообразно.

Родители своими советами могут повлиять на этот процесс, значит, карманные деньги станут эффективным методом трудового и финансового воспитания подростков. Нам бы хотелось им дать несколько советов.

Выдавая карманные деньги, стоит придерживаться некоторых правил:

Выдача суммы должна быть регулярной и своевременной . Игнорирование выплаты или ее отсрочка ведут к воспитанию финансовой необязательности.

С самого начала ребенок должен понять, почему родители дают ему деньги и какие расходы , которые раньше несли родители, ему придется покрывать из своих карманных денег. Только не забывайте, что карманные деньги - не прожиточный минимум.

Лишение карманных денег не должно использоваться как наказание.

Не меняйте правил. Если вы по каким-либо причинам вынуждены пойти на сокращение размера карманных средств, ребенку необходимо объяснить обстоятельства, вызвавшие это урезание, и добиться у него понимания. Все изменения в правилах выплаты карманного дохода должны с ребенком согласовываться.

Не делайте послаблений. Гоните от себя жалость и желание компенсировать своему чаду потерянные, слишком быстро или нерационально израсходованные средства. Это подведет его к мысли, что к родителям можно относиться как к страховой компании, которая в случае необходимости всегда покроет непредвиденные потери и убытки. Кроме того, это пошатнет основы финансового воспитания, которое из серьезного занятия превратится для ребенка в игру.

Если вы жестко устанавливаете, что можно покупать на карманные деньги, а чего нельзя, то они как инструмент развития самостоятельного навыка теряют смысл . Важно научить ребенка советоваться с вами при выборе лишь дорогой покупки, например велосипеда или домашней техники. Даже если ребенок заблуждается, стоит вежливо его переубедить, но окончательный выбор остается за ним.

Голос родителей в процессе принятия ребенком решения должен быть исключительно рекомендательным . Финансовые неудачи - часть науки управления деньгами. Поэтому смиритесь с потерями и возможным нерациональным расходованием средств на первом этапе - хорошие уроки не бывают бесплатными.

Изучение финансовой грамотности не возможно без практического применения получаемой информации.

Согласитесь, как можно изучать функции денег, не имея возможности ими распоряжаться. Или, например, как можно привить основы финансовой грамотности подростку, привить основы экономного и расчетливого расходования денежных средств, не давая при этом возможность тратить деньги самостоятельно.

И даже если подросток тратит выданные ему деньги на всякую «ерунду», он уже получает свой первый жизненный опыт в огромном мире финансов.

Сегодня, в рамках основ финансовой грамотности, обсудим, нужны ли карманные деньги детям, плюсы и минусы карманных денег для подростков.

Откуда берутся карманные деньги у детей

Чем старше становится ребенок, тем большую потребность в независимости от родителей, в том числе финансовой независимости, он испытывает.

Конечно, пока ребенок учится в школе, у него нет возможности полноценно зарабатывать свои собственные деньги. Да и труд малолетних детей в нашей стране запрещен. А в отношении труда подростков существуют достаточно серьезные ограничения, от продолжительности такого труда, до вида работ, которые может выполнять подросток.

Поэтому, практически единственным источником денежных средств, которые могут появиться у подростка, - это деньги, которые ему дают родители или родственники.

В большинстве случаев, конечно, это подарки на день рождения либо крупные праздники. Но некоторые родители также дают своим детям небольшие денежные средства «просто так» на мелкие расходы. Кто – то дает деньги раз в неделю, кто – то раз в месяц. Но именно эти деньги, данные «на мелкие расходы», и принято называть карманными деньгами.

Зачем ребенку карманные деньги

Быстро меняющийся мир финансов, требует способности быстрой адаптации к новым реалиям и условиям жизни человека.

Давно ли мы с вами получали заработную плату, выстаивая очереди в кассу предприятия, расписываясь в зарплатной ведомости? А сегодня заработанные нами деньги в день зарплаты поступают на банковскую карту, освобождая нас от необходимости ожидания своего часа возле кассы предприятия.

Давно ли мы платили за коммунальные услуги, стоя в очереди в сберкассе? Сегодня достаточно нескольких секунд, и наш платеж, посредством мобильного банка, будет проведен.

Можно привести многочисленное количество примеров развития прогресса именно в мире денег и финансов. От банка на ладони до проведения платежей бесконтактным способом. О том, какие бывают виды банковских карт, зачем нужна и как пользоваться виртуальной банковской картой, читайте на нашем сайте сайт.

Да и прогресс не стоит на месте – развитие чипов, блокчейн – технологий с каждым годом упрощают процессы денежных платежей.

Но согласитесь, пока мы на личном опыте, или руками не попробовали все эти технические новинки, мало кто из нас понимал, как это работает. Да еще и многие люди, особенно люди преклонного возраста, сильно противились необходимости получения своих денег не наличными деньгами, а на маленькую пластиковую карточку.

Наши бабушки до сих пор предпочитают получать пенсию бумажными деньгами, как говорится «на руки», категорически отвергая саму идею получать пенсию «на карточку».

У наших детей то же самое. Пока они на личном примере не попробуют, что такое деньги, для чего они нужны, и как ими можно распоряжаться, даже путем проб и ошибок, включая нецелесообразное использование денег, они не поймут и основ финансовой грамотности.

Таким образом, основная причина, по которой детям необходимо давать карманные деньги – это необходимость получения личного опыта обращения с деньгами. С настоящими деньгами, которые подросток может тратить на свои нужды и не отчитываться за эти деньги перед родителями.

Конечно, наличие у подростка карманных денег имеет свои плюсы и минусы. Это также необходимо понимать.

Плюсы или преимущества карманных денег у подростков

  1. Получение своего личного опыта в мире финансов. Подросток, умеющий распоряжаться денежными средствами, при наборе определенного опыта, начинает более рационально использовать деньги, которые у него имеются. Такой опыт дает серьезный импульс при вхождении ребенка во взрослую жизнь, - умение не растрачивать деньги впустую, а рационально их использовать, делать свои первые накопления и инвестиции. Другими словами, наличие карманных денег сегодня, - это первый шаг к богатству завтра.

  2. Удовлетворение своих «хотелок» без контроля и влияния родителей. Для того, чтобы ребенок постоянно не «клянчил» деньги на конфеты – мороженое, или учебные принадлежности, лучше, чтобы он мог приобретать это сам на собственные карманные деньги. Или перекусить в школе на перемене, или по дороге домой.

  3. Повышение своего социального статуса перед сверстниками. Подросток, имеющий собственные деньги, выглядит гораздо старше и более продвинутым в глазах своих сверстников, что позволяет ему обрести некий авторитет в собственном классе или среди друзей. Немаловажное значение имеет и возможность пригласить в кино или в клуб подругу.

  4. В случае возникновения экстренной ситуации, от приобретения лекарств, чтобы не бежать к родителям за деньгами, до вызова такси или оплаты проезда в общественном транспорте, в случае, когда родители не смогли забрать из школы.

Минусы карманных денег у подростков


Несмотря на многочисленные очевидные плюсы карманных денег у детей, существуют и негативные стороны.

  1. Постоянное наличие денег в кармане ребенка, особенно если вы даете слишком много денег, может привести к тому, что ребенок перестанет их ценить, воспринимая как должное. На самом деле, такая ситуация нивелируются, если у ребенка будет возможность зарабатывать деньги самостоятельно.

  2. Использование карманных денег на вещи, которые не одобряются родителями (сигареты, постоянные хождения по клубам, слабоалкогольные напитки, тоники и т.п.). Через это проходят все подростки (правда, об этом знают далеко не все родители). Бороться с таким можно только путем бесед и объяснений. Желательно на реальных цифрах. Например: за этот месяц мы дали тебе на карманные расходы 1 000 рублей. Ты их истратил на посиделки в игровом клубе. А тем временем, если бы ты откладывал эти деньги, то за пол – года можно было накопить 6 000 рублей. А на эти деньги можно было бы купить очень даже приличный телефон. Но ты предпочел сидеть с друзьями в клубе.

  3. У ребенка деньги могут отобрать более старшие или сильные сверстники. Главное, что - бы ребенок не боялся вам об этом рассказать. А что сделать с вымогателями, я думаю, вы и сами знаете. Еще один способ – не давать сразу много денег, выдавайте понемногу, например, один раз в неделю.

Правила выдачи карманных денег

Если вы для себя решили, что вашему ребенку необходимы карманные деньги, а также, если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос финансово грамотным человеком, при выдаче карманных денег необходимо соблюдать несколько несложных правил.

  1. Выдача карманных денег должна быть регулярной. Можно выдавать деньги один раз в месяц или один раз в неделю, или один раз в десять дней. Нерегулярная или, что еще хуже, эпизодическая выдача денежных средств не приведет к желаемому эффекту, и не станет начальным этапом для обучения ребенка финансовой грамотности.

  2. Ваш ребенок должен понимать, зачем и для каких целей ему выдаются деньги на карманные расходы. Также он должен знать, что за эти деньги ему не нужно отчитываться перед родителями.

  3. Объясните ребенку, что деньги, полученные на карманные расходы, он может не только тратить на свои личные нужды, но и копить на любую вещь, которую хочет иметь ребенок.

  4. Нельзя использовать карманные деньги в качестве наказания. Не важно, какой проступок совершил ваш ребенок, ни в коем случае нельзя наказывать его полной отменой карманных денег. Можно снизить сумму выдаваемых денег, или не выдавать деньги в течение короткого промежутка времени, но нельзя полностью отменять карманные деньги.

  5. Нельзя постоянно менять условия выдачи и размер денежных средств, которые вы даете своему ребенку. Если вы хотите изменить условия, по которым вы даете ребенку деньги, необходимо заранее обговорить с ребенком все условия.

  6. Необходимо поощрять ребенка, если он пытается самостоятельно зарабатывать деньги. Если, конечно, это не в ущерб учебе.

  7. Если ваш ребенок сам регулярно зарабатывает некоторую сумму денег, не стоит переставать давать ему деньги. Родителям необходимо понимать, что в этом случае ваш ребенок еще больше заслуживает материального поощрения.

  8. Если в какой - то период времени вы не сможете давать ребенку деньги на карманные расходы, заранее поговорите об этом с ребенком. Объясните, почему сложилась такая ситуация, и как долго она может продолжаться.

Сколько денег давать подростку?

Этот вопрос очень сложен для любой семьи. Основной критерий – финансовая возможность семьи. Конечно, если среднемесячный семейный доход составляет всего 15 000 рублей, то даже 500 рублей на карманные расходы будет слишком большой суммой.

Многие родители регулярно выдают детям средства на карманные расходы. Они являются сторонниками такого метода и считают, что можно научить ребенка грамотно тратить и ценить каждую копеечку. Однако есть родители с противоположным мнением.

Нужны ли карманные деньги детям – изучаем все плюсы и минусы

Никто специально не будет обучать вашего ребенка правильно тратить и экономить . Этим навыкам его смогут . Но вот стоит ли учить ваше чадо экономии карманных денег спорный вопрос. Давайте попробуем разобраться, взвесив все плюсы и минусы.

Преимущества:

  1. Развивают самостоятельность . При наличии карманных денег ребенок будет самостоятельно принимать решения: на что и как их тратить. Он сам будет подсчитывать свой скромный капитал, сам будет совершать покупки, возможно даже копить.
  2. Придают уверенность в себе . Когда вы еженедельно или ежемесячно выдаете наличные средства, он может распоряжаться ими самостоятельно. Доверие взрослых способствует повышению самооценки.
  3. Формируют ответственность . С появлением денежных средств у ребенка возникает чувство ответственности. Он старается сохранить денежные средства, анализирует купленные вещи, наблюдает за реакцией родителей на покупку.
  4. Вырабатывают умение обращаться с деньгами . Ребенок на собственном опыте научится обращаться с финансами. Он поймет, что нужно планировать покупки, попробует копить определенные суммы и правильно расходовать.
  5. Карманные деньги могут пригодиться . В незапланированных ситуациях, например, нужно срочно поехать куда-то или купить лекарства они могут пригодиться.

Однако есть мнение родителей о том что, детям незачем покупать что-то самим, ведь для них и так все предоставляют.

Недостатки:

  1. Дети могут неправильно распоряжаться выделенными средствами и покупать алкоголь, сигареты, вредные продукты питания.
  2. Они быстро привыкают к постоянному финансированию и вскоре могут перестать ценить их.
  3. Карманные деньги могут отобрать сверстники, либо старшеклассники.
  4. Постоянная выдача денег может избаловать отпрыска . Он будет получать их просто так, поэтому через какое-то время его желания возрастают, и он может потребовать больше.

Я считаю, что ребенку нужны карманные деньги. Для него это станет шагом во взрослую жизнь . К тому же, как научить обращаться с ними, если не давать их.

Сколько карманных денег нужно давать детям и как часто?

Возраст

Важно определиться с какого возраста нужно давать деньги на карманные расходы. Обычно родители дают их детям с первого класса. Посещая школу, детям нужна определенная сумма денег для покупки еды , оплаты проезда, канцелярских принадлежностей.

Психологи также считают, что ребенок нуждается в них с момента поступления в школу.

Сумма

Теперь попробуем выяснить какую сумму выдавать на эти потребности, и с какой периодичностью это делать. Подумайте, на что он будет тратить выделенную сумму. Учтите обязательные расходы (проезд, еда, оплата сотовой связи) и добавьте немного денег дополнительно . Поинтересуйтесь у родителей одноклассников о том, сколько денег они дают.

Материальное положение в каждой семье различно. Размер выдаваемых карманных денег должен быть сформирован с учетом семейного бюджета , необходимых затрат и возраста. Мудрое и ответственное решение должны принять родители в присутствии ребенка.

Также не забывайте, что с увеличением возраста его потребности возрастают, поэтому количество выдаваемых денег нужно будет увеличивать примерно раз в год.

Семьи со средним и высоким уровнем достатка могут позволить давать детям больше денег. Но родителям следует учесть, что это сумма должна быть на одном уровнем с одноклассниками .

Периодичность

После того как вы подсчитали сумму предназначенную для карманных денег, нужно определить периодичность .

Для детей время бежит гораздо медленнее, чем для взрослых, поэтому месяц для них может показаться довольно большим сроком. Первоклассник вряд ли сможет грамотно распределить свои расходы на месяц, скорее он потратит все в первую неделю, а то и раньше. Начинать нужно с малого. Чем меньше возраст школьника, тем чаще давайте ему денежные средства . Поэтому ученикам начальных классов лучше выдавать их один раз в неделю.

Детям же старшего школьного возраста – один раз в месяц. Выберите определенный день для выдачи «зарплаты» . Лучше, если это будет середина недели, тогда не будет ассоциации с окончанием недели и поощрением за учебу.

Не давайте денежные средства раньше положенного срока. Не идите на уступки, иначе ребенок не научится рационально и ответственно тратить их.

Как ребенка научить правильно распоряжаться карманными деньгами?


Я решилась выдавать своему ребенку карманные деньги и не жалею об этом. Мне удалось научить его обращению с ними и азам экономии. Доверяю своей дочери, поэтому лишь иногда интересуюсь о ее покупках и напоминаю, что деньги нужно тратить с умом .