Фрагмент работы для ознакомления. Основные положения нового пенсионного законодательства

09.04.2019

В 20-х годах XX века, система пенсионного обеспечения была заменена на систему социального страхования, которая работала по следующему принципу. Все организации отчисляли государству налоги, из которых формировался бюджет страны. Из этого бюджета производились расходы на все государственные нужды: строительство дорог, заводов, выплату пенсий гражданам и многое другое. В CCCР действовала распределительная или «солидарности поколений» система пенсионного обеспечения, при которой выплата пенсий пенсионерам производилась за счет средств, полученных от налогообложения заработной платы работающих граждан. Основным недостатком действующей пенсионной системы является крайне низкий размер пенсий, обрекающий пожилых людей и инвалидов на существование за чертой бедности в условиях перехода страны в 90-х от распределительной к рыночной экономике. В 1990 годы существовал полный развал социальной сферы. Остановка не отдельных предприятий, а целых отраслей производства и как следствие: не выплата пенсий, пособий, заработных плат. Месяцами, по полгода не выплачивались пенсии, заработная плата и довольствия военнослужащим.

Что бы как-то решить эту в проблему, правительство установило одинаковый для всех уровень пенсии, чтобы спасти население от голода. На 1.01.1992 года размер минимальной пенсии составлял 342 рубля. Эти меры не поспевали за инфляцией, которая к осени 1992 года достигла 2600%. К середине 90-х нищенское существование было почти у 50 млн человек, хуже всего приходилось социально не защищенным категориям граждан: пенсионерам, инвалидам, одиноким матерям; они оказались на грани выживания. Не смотря на старания властей, пенсия составляла 15% от прожиточного минимума (см. приложение 1).

К моменту распада СССР и появлению нового государства - Российской Федерации - в пенсионной системе станы накопилось немало проблем. В течении 1990-х годов тенденция к старению населения усиливалась. Этот процесс развивался в условии переходной экономики и сокращения финансовых поступлений от предприятий в Пенсионный фонд. До начала 90-х годов мы жили в системе государственного социализма, когда государство было единственным работодателем и единственным гарантом всех социальных прав граждан. Ему не было нужды специально и отдельно вести страхование каждого человека и собирать взносы. Потом мы вступили в эпоху рыночной экономики, в ситуацию, когда человек может длительное время не работать, но претендовать на пенсию, или работать, но при этом работодатель не будет платить за него взносы. Эта ситуация требовала от нас установления нового принципа - страхового: будущая пенсия каждого работающего человека должна зависеть от его трудового стажа и от тех взносов, которые платились за него с его легальной заработной платы в Пенсионный фонд.

Распад экономики привел к росту безработицы, оцениваемой в 14,6% По состоянию на 01.01. 2002. от числа трудоспособных. Для зарегистрированных на бирже труда вновь было введено пособие по безработице, отмененное в СССР в 1930 г. Для компенсации роста цен время от времени проводится индексация заработных плат и пенсий. Урбанизация страны, низкий уровень жизни при сравнительно высокой образованности и стесненные жилищные условия постепенно приводили к уменьшению рождаемости в СССР и постсоветской России. Для больших городов стали типичны семьи с одним ребенком, и с начала 1990-х годов население России уменьшается примерно на 1 млн человек в год. Пенсионная реформа в России: причины, содержание, перспективы / Под ред. Дмитриева М.Э., Травина Д.Я., - СПб.: «Норма», 1998 г., С. 44-46 Разводы составляли 40-50% от заключенных браков.

Вместе с тем кризис перестроечного процесса, в котором Россия оказалась в середине 90-х годов ХХ в., поставил все социальные достижения, в том числе и пенсионную систему, на грань катастрофы.

В основе пенсионного обеспечения постсоветской России по-прежнему лежали устаревшие механизмы уравнительного распределения пенсии, не учитывающие разницу в доходах людей. Также была широко распространена практика льготных досочных пенсий, увеличившая разницу между пенсионными обязательствами и средствами в пенсионной системе. Даже самая большая пенсия не могла превышать трех установленных законом минимальных размеров пенсии, к тому же в стране резко снизилась рождаемость. Расчеты показывали, что в 2010-2020 гг. могла возникнуть проблема нехватки денег для выплаты пенсий, так как число людей, выходящих на пенсию, заметно превысит число начинающих работать. Для того чтобы решить проблемы, перешедшие в российскую пенсионную систему из советского периода, в правительстве разрабатываются концепции ее преобразования.

Пенсионеры превратились в беднейшую категорию населения, стоящую практически на грани выживания. В отличие от других стран доля пенсионеров в нашей стране повышается не при росте продолжительности жизни, а в условиях ее сокращения. Быстрое снижение рождаемости приводит к депопуляции, то есть абсолютному уменьшению численности каждого последующего поколения по отношению к предыдущему. Продолжающиеся процессы роста смертности в трудоспособном возрасте, увеличения числа безработных усилят тенденцию абсолютного уменьшения занятых в экономике. Если не изменить принципы пенсионного обеспечения, уровень жизни старшего поколения будет снижаться еще быстрее.

Одним из первых решений в направлении концепций становится создание в 1997 году системы персонифицированного учета. Она повысила качество управления индивидуальных лицевых счетов, на которых вся информация о трудовой деятельности человека фиксируется в электронном виде. С тех пор система персонифицированного учета значительно усовершенствовалась и стала основой страховой пенсионной системы России. Реформа системы пенсионного обеспечения //Обзор экономической политики в России за 1997 год. / Дубровский В.Н - М., 1998, С. 145--170.

Результатом проведенных в 1990-х - начале 2000-х реформ стала обновленная трехуровневая пенсионная система, действующая с 2002 года. Она предусматривала страховое, государственное и негосударственное пенсионное обеспечение. Ключевым фактором формирования пенсии в новой системе стали страховые взносы, перечисляемые работодателем за работника в течении его трудовой жизни.

Переход к рыночной модели экономики отразился на пенсионной системе введением нового элемента - накопительной части трудовой пенсии. Средства, поступающие на нее, были выведены за пределы солидарной системы и не использовались для выплат пенсионерам, а вкладывались в инвестиционные активы и приумножались таким образом. Основной целью реформы стало обеспечение россиянам достойной будущей пенсии и установление прямой зависимости ее размера от стажа, заработной платы, времени выхода на «заслуженный отдых», а также добровольных взносов в счет будущей пенсии. Отмечу, что опыт ряда европейских стран, где существует обязательная накопительная пенсионная система, действительно позитивный, и размер средней пенсии составляет там порядка 60% от уровня заработной платы.

Подводя итоги вышеизложенному могу сказать, что необходимость пенсионной реформы в России вызвана наличием ряда проблем:

Во-первых, существовавшая ранее система, когда пенсии выплачиваются за счет налогов, уплачиваемых работодателями, уже не могла обеспечить приемлемого уровня пенсий. Дело в том, что доля пенсионеров растет: если раньше на одного пенсионера приходилось 3-4 работающих, и это позволяло выплачивать приличные пенсии, то сейчас в России уже меньше двух работающих на одного пенсионера и это число всё сокращается и дальше. Демографические проблемы повышения пенсионного возраста // Современные проблемы пенсионной сферы: комментарии экономистов и демографов / Под ред. Малевой Т.А., - М.: «Моск. центр Карнеги», 1997 г., с. 430

Во-вторых, размер пенсий слабо связан с размером зарплаты, а это не создает стимулов выводить зарплаты из тени. Ситуация в пенсионной сфере в настоящее время и в ближайшей перспективе определяется, главным образом, социально-экономическим положением России и успешностью проводимых преобразований. Влияние демографического фактора возрастает. Непоследовательность экономических реформ сузила коридор финансовых возможностей государства по обеспечению социальных выплат. О мерах по стабилизации пенсионного обеспечения в Российской Федерации // Пенсионная система в России: оценка специалистов. / Под ред. Баскакова В.Н., Орлова А.С., - М.: Редакция журнала «Пенсия», 1999 г., С. 63-72.

Это обстоятельство следует учитывать при планировании пенсионной реформы. Как показывает опыт ряда стран Центральной и Восточной Европы, возможности для увеличения расходов на пенсионное обеспечение могут появиться через определенное время после достижения финансовой стабилизации и экономического роста. Это и явилось основанием для проводимой в нашей стране пенсионной реформы.

пенсионный реформа россия система

Реформа 2002 года, на наш взгляд, наиболее широкомасштабная. Она привела к новым механизмам начислений и выплаты пенсий. В России до реформы 2002 года, как и в СССР, действовала распределительная система пенсионного обеспечения, которая, в большей степени приближена к модели Бисмарка (описание этой модели дано ранее в главе I). Распределительная система предполагает использование всех поступивших средств в текущий период на выплаты пенсий пенсионерам здесь и сейчас; накопления как такового не происходит, нынешних работников в будущем, на пенсии, будет обеспечивать молодое трудоспособное поколение.

После реформы 2002 года пенсионная система стала смешанной, распределительно-накопительной. Такая модель предполагает часть поступающих взносов использовать на выплаты текущим пенсионерам, а часть средств накапливать на индивидуальных счетах будущих пенсионеров.

В результате действия этой модели (на период до 2010 года) трудовая пенсия стала состоять из трех частей: базовой, страховой и накопили

Базовая часть пенсии была предназначена для того, чтобы обеспечить минимальный уровень пенсии, гарантированной государством. Базовая часть устанавливалась в виде фиксированной суммы для граждан, чей трудовой стаж составляет не менее 5 лет. Она не зависела от общей продолжительности стажа и размера заработной платы в период трудовой деятельности. При издании закона в 2001 году ставка базовой пенсии была равна 450 рублей в месяц. Величина прожиточного минимума пенсионера на тот период времени составляла 1144 рубля. При достижении пенсионером возраста 80 лет и более к базовой ставке применяется повышающий коэффициент. Для примера в 2009 году размер базовой части трудовой пенсии по старости равен 2562 рубля в месяц, а для лиц, достигших 80 лет или являющихся инвалидами, размер базовой части пенсии составляет 5124 рубля в месяц. 11 ^ В настоящее время базовая часть трудовой пенсии не выделена, она входит в состав страховой части пенсии как фиксированный базовый размер страховой составляющей пенсии. Вместе с тем порядок ее формирования и назначения остался прежним, изменились только название и структурная принадлежность.

Страховая часть по самому названию говорит о том, что несет страховую функцию в общем составе пенсии. Страховая часть трудовой пенсии рассчитывается путем деления рассчитанного пенсионного капитала пенсионера на количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии. Формула расчета первоначально выглядела следующим образом:

где СЧ - страховая часть пенсии по старости; ПК - общий объем расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, посчитанный на день назначения страховой части трудовой пенсии по старости; Т - количество месяцев будущего периода выплаты пенсии, который используется для расчета страховой части пенсии. Период составляет 19 лет или 228 месяцев.

Однако существует категория граждан, чей трудовой стаж состоялся полностью или частично в период до введения нового закона. Для них предусмотрена процедура перерасчета и конвертации пенсионных прав в пенсионный капитал. Расчетный пенсионный капитал для лиц, имеющих трудовой стаж до 1 января 2002 года, определяется по формуле:

ПК = (РП - БЧ) Т, (2)

где ПК - расчетный пенсионный капитал; РП БЧ - базовая часть пенсии; Т - предполагаемый период выплаты трудовой пенсии.

Расчетный размер трудовой пенсии определяется для мужчин с общим трудовым стажем не менее 25 лет и для женщин с общим трудовым стажем не менее 20 лет по формуле:

РП = ск . - .сзл, зп

где РП - расчетный размер трудовой пенсии; ЗР - средняя заработная плата застрахованного в месяц за период с 2000 по 2001 годы, данные предоставляются на основании индивидуального учета. Также можно использовать сведения за любые 60 месяцев непрерывного стажа до этого периода. Информация предоставляется работодателями или государственными (муниципальными) органами. ЗП - средняя заработная плата за месяц в этот же период времени в РФ; СЗП - средняя заработная плата в месяц на территории РФ за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года, используемая для исчисления или увеличения размеров государственных пенсий; СК - стажевый коэффициент, равный 0,55. Данный коэффициент повышается за каждый сверхнормативный год работы на 0,01, но не может быть повышен более чем на 0,20. Соотношение ЗР/ЗП не может быть выше 1,2. Для лиц, имеющих неполный общий стаж (менее 25 лет у мужчин и 20 у женщин), величину расчетного пенсионного капитала, рассчи-тайную как для полного стажа, необходимо поделить на количество месяцев полного стажа и умножить на количество месяцев фактически отработанных застрахованным лицом.

Под полным трудовым стажем понимается общая продолжительность трудовой деятельности до 1 января 2001 года.

Страховая часть пенсии ежегодно индексируется Правительством РФ. Размер индексации зависит от темпов роста инфляции в государстве, от индекса роста среднемесячной заработной платы в стране и от индекса роста доходов пенсионного фонда.

Накопительная часть трудовой пенсии предназначена для увеличения будущих пенсий граждан путем инвестирования накопленных средств и получения дополнительного дохода. Накопительная часть трудовой пенсии также учитывается на специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного и не имеет ограничений по сумме возможных накоплений. Она формируется за счет уплаты работодателем части страховых взносов. Расчет размера накопительной части пенсии производится по формуле:

где НЧ - размер накопительной части трудовой пенсии; ПН - объем пенсионных накоплений застрахованного лица, на период назначения накопительной части трудовой пенсии; Т - количество месяцев планируемого периода выплаты пенсии по старости (определяется в законодательном порядке).

Расчет суммы накопительной части пенсии идентичен расчету страховой части пенсии. Отличия заключаются в том, что накопительная часть инвестируется в рыночные механизмы для получения дополнительной прибыли, которая будет начислена на лицевой счет. Индексация накопительной части осуществляется 1 раз в год и будет зависеть от доходов от инвестирования этих средств. В случае смерти застрахованного лица накопительная часть пенсии может быть выплачена правопреемнику, что невозможно произвести со страховой частью пенсии. Выплата накопительной части пенсии будет осуществлена застрахованному лицу или его правопреемнику в случае даже если трудовой стаж был менее 5 лет.

Таким образом, общий размер трудовой пенсии по старости ранее определялся по формуле:

П = БЧ + СЧ + НЧ, (5)

где П - пенсия; БЧ - базовая часть; СЧ - страховая часть, НЧ - накопительная часть.

  • пеуу_8Йе/рори1аЦоп/игоу/игоу4lkv.htm (дата обращения: 07.04.2010).
  • Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 30.06.2009) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". (Электронный ресурс). Документ опубликован не был. Доступ из справ, правовой системы «КонсультантПлюс».

Модернизация пенсионной системы Российской Федерации

1. Проблемы реформы с 2002 года

Пенсионная реформа в России началась в 2002 году, однако, уровень жизни пенсионеров не достиг желаемого результата, поэтому существует некоторое недовольство населения данной реформой. До 2002 года существовала распределительная система пенсионного обеспечения, то есть все средства, выплачиваемые работодателем в виде пенсионных отчислений из фонда заработной платы предприятия, использовались для выплаты пенсий. В результате увеличения среднего пенсионного возраста населения увеличилось количество пенсионеров, и, соответственно уменьшилось количество работающих. Следствием этого является уменьшение суммы пенсионных отчислений, что приводит к уменьшению размера пенсии. Поэтому возникла необходимость в пенсионной реформе со стороны государства путем перехода к распределительно-накопительной системе пенсионного обеспечения.

Следует отметить, что нормальному развитию пенсионной реформы мешает ряд проблем. Во-первых, нет чёткой стратегии реализации пенсионной реформы. Реформированием занимаются Министерство социального развития, Министерство финансов, Министерство экономического развития, Федеральная служба по финансовым рынкам, но нет ведомства, отвечающего за реализацию пенсионной реформы. Во-вторых, большая часть населения не знает даже об основных положениях реформы, потому что выделенные Пенсионному фонду еще в 2003 году 5 млн. долларов на информационную кампанию, до сих пор не потрачены. Также существенной проблемой является высокая концентрация пенсионных накоплений под управлением государственной управляющей компании, которой является Внешэкономбанк. Предполагалось, что эти средства будут направлены в различные отрасли экономики, а на практике они хранятся во Внешэкономбанке, что не отличается от хранения накопительных средств в Пенсионном фонде.

Большими проблемами пенсионной реформы является:

1. Нехватка средств у государства.

2. Огромный и растущий дефицит Пенсионного фонда России, низкие пенсии, чьи индексации до недавнего времени отставали от роста заработной платы, устойчиво низкая доходность обязательных пенсионных накоплений, ставящая под сомнение благосостояние будущих пенсионеров.

Если в 2002-2004 годах бюджет ПФ сводился с небольшим профицитом, то в 2005-2006 году в ПФ появился дефицит. И он продолжает расти. И некоторые эксперты склонны говорить о финансовом крахе ПФРФ. Отсюда вытекает третья проблема. (Сумма дефицита составлял 20 млрд. рублей или 1,35% от расходной части бюджета).

В структуре доходов ПФР спрятаны инъекции из федерального бюджета, про которые формально не говорится, что они направлены на покрытие дефицита. Если рассматривать движение пенсионных денег, сколько выплачивается на трудовые пенсии, с одной стороны, и сколько собирается через Единый социальный налог для финансирования этих выплат, с другой стороны, то легко обнаружить значительный дефицит.

3. По мнению аналитиков Пенсионного фонда, основным признаком, негативно влияющим на ход пенсионной реформы, может быть ухудшение демографической ситуации, ставящей под угрозу способность пенсионной системы выполнять свои планы в долгосрочном плане.

4. За последнее время не принято ни одного значимого решения из числа мер, необходимых для продолжения реформы.

5. Постоянное финансирование из федеральных источников противоречит самой концепции ПФР, который создавался как организация с самостоятельной структурой финансирования за счет страховых выплат.

В настоящее время пенсия состоит из 3 частей: базовой (устанавливается государством), страховой (зависит от стажа работы и заработной платы) и накопительной (зависит от заработной платы и полученного дохода по ценным бумагам). Накопительной частью гражданин может распоряжаться самостоятельно, что эффективно для государства, потому что теперь оно не несет всю ответственность за пенсионное обеспечение.

Базовая часть пенсии не зависит ни от стажа работы, ни от заработка, и по закону равняется 450 рублям, но поскольку она постоянно повышается (т.е. индексируется), к настоящему времени ее размер составляет 598 рублей 02 копейки, т.е. с 01.01.2002 г. она увеличилась в 1,32894108 раза.

Тем, кто достиг 80 лет, является инвалидом, имеет на иждивении нетрудоспособных членов семьи и т.д., базовая часть трудовой пенсии выплачивается в повышенном размере.

Страховая часть пенсии по старости определяется так: берется расчетный пенсионный капитал, который накопился на лицевом счете в Пенсионном фонде на день оформления пенсии и делится на время дожития

Страховая часть пенсии = пенсионный капитал / время дожития (в месяцах).

В результате такого деления и получается ежемесячный размер страховой части пенсии.

Пенсионный капитал состоит из страховых взносов, которые работодатель с января 2002 г. ежемесячно платит в Пенсионный фонд и которые максимально составляют 14 процентов от зарплаты. Платит работодатель их, из своих средств.

Часть этих взносов идет на пополнение пенсионного капитала, из которого потом и рассчитывается страховая часть трудовой пенсии, а другая их часть идет на пополнение пенсионных накоплений, из которых считают накопительную часть пенсии.

Страховые взносы = пенсионный капитал (идет на страховую часть) + пенсионные накопления (идут на накопительную часть)

До 2005 года работодатель перечислял за каждого своего работника 35,5% единого социального налога. 28% данных средств получал Пенсионный фонд: 14% шли на выплату пенсий, остальные 14% направлялись на формирование будущей пенсии сотрудника: 3% - на накопительную часть и 11% - на страховую. Страховые части пенсии тоже идут на выплату текущих пенсий, но их размер в будущем учитывается при определении размера пенсии.

Накопительная часть.

Ежемесячная накопительная часть трудовой пенсии по старости рассчитывается почти также как и страховая, т.е. уже пенсионные накопления (а не пенсионный капитал), в которые идет часть страховых взносов в Пенсионный фонд, делятся на то же самое время дожития.

Как и страховая, накопительная часть трудовой пенсии формируется из пенсионных взносов. Но у нее есть очень важное отличие: часть пенсионных взносов, уплаченная за работника его работодателем в виде ЕСН и затем попавшая в ПФР, не тратится на выплату текущих пенсий. Она накапливается и инвестируется, то есть вкладывается в ценные бумаги с целью получения дохода. ПФР учитывает эти средства в так называемой "специальной части индивидуального лицевого счета" гражданина. Там отражаются как ежегодные поступления взносов, так и полученный инвестиционный доход.

Главное достоинство накопительной части пенсии в том, что гражданин получает право выбора, кому доверить управление средствами пенсионных накоплений.

Процент взносов, идущих на накопление, различается в зависимости от возраста работника и его заработка. Разные возрастные группы в разной степени вовлечены в накопительную схему. Согласно первоначальной версии реформы, вообще не участвуют в накопительной системе граждане "старших возрастов" (мужчины 1952 г.р. и старше, женщины 1956 г.р. и старше). "Средние возраста" (мужчины 1953-1966 гг. рождения включительно, женщины 1957-1966 гг. рождения включительно) задействованы, но ограниченно: обязательные взносы за них в накопительную часть не превышают 2%, а по мере роста зарплаты эта ставка снижается до нуля из-за регрессивной шкалы ЕСН. "Младшие возраста" (1967 г.р. и моложе) участвуют в максимальном объеме: до 4% в 2004 году, до 5% в 2005 году, и до 6% начиная с 2006 года (правда, эти ставки относятся к низким зарплатам, а по мере роста зарплаты ставка снижается до нуля).

Пенсии по государственному обеспечению также нуждаются в модернизации, а это:

1) пенсии за выслугу лет;

2) пенсии по инвалидности;

3) Государственная пенсия по случаю потери кормильца;

4) Государственная пенсия по старости;

5) Социальная пенсия.

Между ними существует большая социальная дифференциация, что ведет к недовольству населения высокими пенсиями чиновников.

Таким образом, мы рассмотрели одни из главных проблем модернизации пенсионной системы. Далее рассмотрим реформу на современном этапе.

Анализ проблем пенсионной реформы в современной России

Итак, если принятию Программы 1998 года предшествовало активное (хотя и не всегда результативное) обсуждение проектов реформы, то реформа 2002 года стала результатом исключительно внутри правительственных решений...

Виды стажа, используемые в законодательстве о социальной защите населения

Особенности современной цивилизации и глобальные проблемы современности

С геополитической точки зрения российские реформы конца 1980 - начала 1990-х годов являются катастрофой. Прекрасно знающий Россию итальянский журналист Дж. Кьеза характеризует создавшееся положение апокалиптически: «Третий Рим, или вернее, страна...

Пенсионная реформа в России: проблемы и перспективы

Первой задачей реформы является снижение сложности пенсионной системы путем применения простой формулы пенсионных выплат и прозрачных условий для получения права на пенсию...

Пенсионная реформа в Украине в 2010

Вглядываясь в приметы приближающейся осени, я все четче понимаю, что мне напоминает пенсионная реформа-2010. Полностью засохший, с безжизненными желтыми листьями каштан, выбросивший в августе несколько молодых побегов и "свечек" - не ко времени...

Пенсионная система Российской Федерации

Первые переписи населения в России

В октябре 2002 в России была проведена Всероссийская перепись населения 2002 года. В ходе неё установлено, что между двумя последними переписями, с 1989 по 2002 г., население России сократилось на 1,8 млн. человек до 145,2 млн. В то же время...

Перепись населения

Последняя Всероссийская перепись населения проводилась по состоянию на 9 октября 2002 года...

Перепись населения

Перепись населения - это организация сбора, обработки и публикации демографических, экономических и социальных данных обо всем населении, проживающем в определенный момент времени в стране. Принципы переписи: 1...

Перепись населения

Перепись проходила в 3 этапа. I. Предварительный обход - проведение опроса населения, проведение контрольного обхода по полноте учета населения. С 4 по 7 октября переписчики предварительно обходили все строения и помещения счетного участка...

Реформа пенсионной системы в РФ

1 этап пенсионной реформы 2002 года - начало реформы пенсионной системы России. В 2002 году после почти столетнего перерыва (с 1917 года) в основу пенсионной системы России Пенсионный фонд ввел страховые принципы...

Социальная политика Российской Федерации

Необходимость проведения социальных реформ диктуется общим направлением развития российского общества в целом и экономики в частности...

Статистический анализ разводов в Амурской области за 2002 – 2011 гг.

Условия назначения трудовых пенсий в рамках реформирования пенсионной системы в России

При переходе к рыночной экономике ввиду низкого пенсионного обеспечения встал вопрос о необходимости реформирования существующей распределительной пенсионной системы. Одним из шагов на этом пути является введение в действие с 1 января 2002г...

Пенсионная реформа, начавшаяся с принятия в 2001 году нового пенсионного законодательства и вступления в силу с января 2002 г., стала крупнейшим на сегодня социальным проектом в Российской Федерации. Цель проведения пенсионной реформы - построение финансово устойчивой и справедливой системы, соразмеряющей трудовой вклад с пенсией через персонифицированный учет пенсионных взносов.

C вступлением в силу с 2002 года федеральных законов от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", от 15.12.2001 № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации",в стране запущен механизм пенсионной реформы, являющейся одной из составляющих комплекса проводимых в России экономических реформ. Пенсионная реформа направлена на изменение существующей распределительной системы начисления пенсий, дополняя ее накопительной частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином.

Основной задачей реформы является достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему. С уть реформы заключается в коренном изменении взаимоотношений между работником и работодателем: в повышении ответственности работников за обеспечение своей старости, а также в повышении ответственности работодателя за уплату страховых взносов за каждого работника . Новая пенсионная модель в значительно большей мере является страховой и учитывает пенсионные права граждан в зависимости от размеров их зарплат и уплачиваемых пенсионных взносов.

Пенсионная реформа 2002 года была задумана ее идеологами как создание страховой системы, соответствующей экономическому развитию страны в условиях рыночных отношений и, прежде всего, нацеленной на адекватный уровень пенсионного обеспечения. Указанными законами был запущен долгий и трудный процесс реформирования пенсионной системы, введена обязательная накопительная составляющая в солидарно-распределительной пенсионной системе

Прошло десятилетие с начала реформы, ознаменовавшееся серьезным кризисом накопительной пенсионной системы. Решить поставленные задачи не удалось. Сегодня не только противники, но и сами идеологи реформы 2002 года признали, что она не достигла заявленных целей. Действующая пенсионная система не удовлетворяет, прежде всего, пенсионеров – из-за явно низких размеров пенсий; затем работодателей – из-за высоких страховых взносов в ПФР; а также сам ПФР – потому, что становится все труднее собирать необходимые средства и обеспечивать сбалансированность его бюджета. При этом сохраняется полная зависимость пенсионеров от государства.



. В процессе пенсионной реформы выявились серьезные проблемы глобального характера. К ним относятся:

- Основной причиной неудачи реформы является институциональный кризис пенсионной системы, системы доходов населения и мотивационных установок россиян к зарабатыванию пенсионных прав.

-несбалансированность доходов и расходов Пенсионного фонда за счет страховых взносов, неуклонный рост дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, его усиливающаяся зависимость от федерального бюджета;

-обесценивание пенсии - реальный размер месячной пенсии с учетом индекса потребительских цен составил 70 процентов по сравнению с не самым успешным дорыночным 1991 годом; непрерывный рост уровня инфляции.

-снижение уровня пенсионного обеспечения Таких низких пенсий, как в России, нет ни в одной промышленно развитой стране. Российское законодательство не содержит государственных стандартов в области размеров пенсионных выплат, устанавливая лишь их нижнюю границу – минимальные размеры пенсий. Уровень пенсионного обеспечения – один из основных показателей, характеризующих пенсионную систему и ее состояние в каждый период времени.. Относительный уровень – это отношение пенсии пенсионера к его среднемесячному заработку, или коэффициент замещения пенсией утраченного заработка. В России он снижается непрерывно и достиг 23 процентов в 2010 году против 40 процентов, предусмотренных международными стандартами ... Относительный показатель характеризует уровень жизни пенсионеров, живущих на пенсию, по сравнению с уровнем жизни наемных работников, продолжающих трудиться и живущих на заработную плату. Чем выше соотношение, тем меньше разрыв в уровне жизни указанных двух групп граждан, составляющих в развитых странах большинство населения. Относительный показатель в России тоже не на должном уровне.

-неадекватность формулы конвертации пенсионных прав до 1 января 2002 г. уплаченным страховым взносам и фактическому среднемесячному заработку работника, целиком регулируемого в тот период и установленного государством;

-неэффективное инвестирования средств пенсионных накоплений ,

- не завершена до конца правовая база по пенсионному законодательству . Действующая правовая база сложна и непрозрачна для пенсионеров.

Так и не принят один из важнейших законов - о профессиональных системах. Около 37 процентов бюджета ПФР уходят на досрочную трудовую пенсию. В современных экономических реалиях, предоставляя досрочные пенсии, государство по существу финансирует за счет пенсии частных предпринимателей, у которых есть вредные производства, вместо того, чтобы понудить их улучшать условия труда.

.Много проблем в функционировании накопительной компоненты пенсионной системы . На заслуженный отдых уже выходит старшее поколение работников, которые хоть и недолго, но участвовали в формировании пенсионных накоплений. Вместе с тем сегодня людям назначают пенсию без накопительной части: до сих пор не определен механизм ее выплаты. С 2012 года эта проблема может приобрести массовый характер: армия новоиспеченных пенсионеров, формировавших накопительную часть, будет ежегодно прирастать на 200 тысяч человек.

Исключение из солидарной пенсионной системы среднего класса с достаточно высокими доходами,так как страховые взносы с зарплат выше пятисот тысяч в год не взимаются . Каркас пенсионной системы по-прежнему составляет солидарная часть , нивелирующая размер трудовой пенсии по отношению к реальному трудовому вкладу работников. Вместе с тем современной российской экономике свойственна значительно более высокая дифференциация доходов, чем наблюдалась в СССР. В результате пенсионная система отсекает значительную группу населения с относительно высокими доходами – средний класс, который сегодня практически исключен из обязательной пенсионной системы. Введение с 2012 года страховых взносов с зарплат выше максимальных не решает данной проблемы, поскольку полученные доходы будут направляться на финансирование базовых пенсий. Высокодоходные социальные группы практически формируют свои пенсии за пределами пенсионной системы. Однако средний класс в период кризисного состояния экономики в своем большинстве не располагает финансовыми ресурсами, которые позволили бы в существенных размерах формировать будущие пенсии. О наличии таких условий можно говорить лишь при устойчиво низкой инфляции.

Таким образом, складывается общее впечатление, что нормативно-правовые акты, образующие систему пенсионного законодательства, не отвечают потребностям общества и, соответственно, требуют корректировки, проведения адекватной пенсионной реформы.

ТАСС-ДОСЬЕ. 22 декабря 1990 г. постановлением Верховного совета РСФСР был образован Пенсионный фонд РСФСР (с 27 декабря 1991 г. - Пенсионный фонд РФ, ПФР). Ведомству были поручены выплата пенсионного обеспечения граждан (трудовые, государственные и др. пенсии), учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию, управление средств пенсионной системы.

В 1990-е гг. начали создаваться негосударственные пенсионные фонды (НПФ), в которые можно было делать взносы на добровольных основаниях. В ПФР персонифицированный учет перечисленных гражданином средств начал вестись в 1995 г.

До начала 2000-х гг. большинство граждан РФ получали только распределяемую государством пенсию, средства на выплату которой шли из госбюджета и общих налоговых поступлений в ПФР.

В 2002 г . стартовала крупномасштабная пенсионная реформа, базирующаяся на федеральных законах "О трудовых пенсиях в РФ" (от 17 декабря 2001 г.), "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" (от 15 декабря 2001 г.), "Об обязательном пенсионном страховании" (от 15 декабря 2001 г.) и "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ" (от 24 июля 2002 г.).

Суть реформы состояла в постепенном переходе от распределительной к распределительно-накопительной системе пенсионного обеспечения. Подразумевалось, что пенсия будет разделена на три части: базовую (гарантируется государством), страховую (пенсионные взносы, которые вычитаются из заработной платы и гарантируют выплаты после выхода на пенсию) и накопительную (реальные деньги на личном счету, которые до выхода на пенсию могут инвестироваться в ценные бумаги и другие активы). Размер пенсии в новой пенсионной модели стал определяться не стажем работника, как было до 2002 г., а его реальным заработком и размером отчислений работодателя в ПФР.

С 2002 г . начали осуществляться отчисления на накопительную часть пенсии (2-4%). Появилась возможность перенести ее из государственной управляющей компании, которой был выбран Внешэкономбанк (ВЭБ), в НПФ, либо в частную управляющую компанию (УК). С 2002 по 2004 гг. право на накопительную пенсию имели мужчины, родившиеся в 1953 г. и позднее, и женщины, начиная с 1957 г. рождения.

С 2005 г. из-за дефицита бюджета ПФР накопительную часть пенсии для всех граждан, родившихся до 1967 г., отменили, направив эти средства на финансирование страховой части пенсии.

Шаги по увеличению количества средств в системе пенсионных накоплений государство вновь стало предпринимать только с 2008 г. Тогда размер накопительной части пенсии для граждан, начиная с 1967 г. рождения, был повышен с 4% до 6%.

В 2010 г. было ликвидировано разделение на базовую, страховую и накопительную части, пенсия стала состоять только из страховой и накопительной. С июля 2012 г. начались первые выплаты накопительной части пенсии, когда достигли пенсионного возраста граждане, платившие 2-процентные страховые взносы в накопительную систему в период с 2002 по 2004 гг.

В 2013 г. была объявлена очередная реформа пенсионной системы. В ее рамках была создана трехуровневая система пенсионного обеспечения. Она включала в себя страховую и накопительную части, также появилась возможность вступления в корпоративную систему пенсионного страхования. Накопительная пенсия стала добровольной: граждане России могли выбрать управляющую компанию или НПФ для ее формирования, в противном случае поступающие средства должны были перечисляться в страховую часть. Кроме того, трудовая пенсия, высчитываемая по страховой системе, получила систему коэффициентов для своего расчета, который был составлен из рабочего стажа, возраста выхода на пенсию и уровня заработной платы.

По состоянию на 2013 г. клиентская база частных управляющих компаний и НПФ достигла 25 млн человек, сумма средств под их управлением составила почти 1 трлн руб., а общий объем пенсионных накоплений превысил 2,5 трлн руб. (с учетом денег на счетах ВЭБа, где хранятся деньги так называемых "молчунов" - граждан, не выбравших НПФ или УК для своих накоплений).

В сентябре 2013 г. при подготовке государственного бюджета было объявлено, что в 2014 г. перечисление средств в накопительную часть пенсий будет заморожено, и все деньги пойдут в страховую часть ПФР. Заморозка пенсий впоследствии была продлена на 2015 г., велось обсуждение о возможной отмене накопительной компоненты. 23 апреля 2015 г. премьер- министр РФ Дмитрий Медведев объявил, что накопительная часть пенсии будет сохранена. 7 октября глава ПФР Антон Дроздов сообщил, что принято решение о заморозке пенсионных накоплений на 2016 г.

Заморозка перечислений накопительной части пенсий предпринималась и другими странами мира. Например, в 2011 г. от накопительной системы отказалась Венгрия, в 2010-2011 гг. не производились выплаты в накопительную, вторую, ступень пенсионной системы Эстонии, в Словакии был сокращен с 9% до 4% размер накопительных выплат.

Кроме заморозки накопительной части пенсий обсуждались и другие варианты балансировки бюджета ПФР РФ. В частности, в 2010-2011 гг. началась активная дискуссия о повышении пенсионного возраста. 16 апреля 2015 г. Владимир Путин заявил, что, по его мнению, Россия в настоящий момент не готова к резкому повышению пенсионного возраста, однако это возможно в будущем "при открытом и активном диалоге с обществом", причем не должно коснуться людей предпенсионного возраста. Среди других вариантов снижения дефицита ПФР - сокращение индексации и выплат пенсий чиновникам или работающим пенсионерам, в частности, имеющим большие трудовые доходы.