Профессиональный конкурс для педагогов «Педагогическая кладовая. Конспект совместной деятельности педагога с детьми среднего дошкольного возраста: «Кладовая природы

06.04.2019

Зачем воспитателю ДОУ сайт?

Как много образовательных сайтов в Интернете? Очень много. Хороших, плохих – разных. Первое моё практическое знакомство с Интернетом как раз и было связано с поиском сайтов, в которых предлагался бы методический материал. Если знать, в каком направлении искать, то Интернет становится «скорой помощью».

Интернет для воспитателя, родителя – кладовая информации. В современном мире сайт становится визитной карточкой воспитателя, электронным портфолио. Он может решить множество проблем связанных с процессом развития дошкольников:

-необходимость безбумажного общения родителей и педагогов, педагогов других ДОУ;

-большое количество методического материала;

-стратегия развития образования должна сочетать традиции российского отечественного образования с реалиями сегодняшнего дня. Реальность сегодня - стремительное развитие новых направлений науки и техники;

-сегодня свои странички в Интернете имеют все: государственные учреждения, большие компании, мелкие предприниматели, магазины, библиотеки, Президент России. Воспитателю, как представителю системы ОБРАЗОВАНИЯ, вполне возможно, а, наверное, и необходимо иметь свой сайт.

21 век - век информационных технологий, в том числе и в сфере образования. Педагог 21 века - это не просто учитель или воспитатель, он – наставник и советчик, для которого личный сайт в Интернете - это уникальная возможность вести диалог со своими подопечными и их родителями на языке, понятном всему современному обществу.

Итак, давайте назовём основные преимущества обладания собственным сайтом в Интернете:

1. Персональный сайт воспитателя – это визитная карточка педагога в Интернет пространстве. На протяжении всей профессиональной деятельности он будет являться одним из его самых эффективных способов коммуникации с педагогическим сообществом, учениками и их родителями, а также со всей огромной Интернет аудиторией. Дополнительными инструментами взаимодействия и общения могут быть действующий форум, форма обратной связи или обычная переписка по E-mail.

2. На персональном сайте помимо личных данных воспитателя (ФИО, должность, квалификация, образование, педагогический стаж и др.), может быть также представлена краткая биография, основные этапы профессиональной деятельности, заслуги и награды.

3. На персональном сайте педагог сможет размещать сколь угодно много авторских работ, а именно: научные статьи, публикации, программы воспитания и др. При этом ему не нужно будет оплачивать размещение своих материалов на сторонних сайтах - вся его педагогическая деятельность в Интернете будет сконцентрирована в одном месте, что значительно повысит её эффективность.

Ожидаемые результаты от сайта:

-Развитие познавательного интереса других воспитателей ("Она имеет сайт в Интернете! - Я тоже хочу!»).

-Моя методическая копилка постепенно приобретает электронный вид. В любой момент с помощью компьютера можно воспользоваться своими наработками.

-Привлечение интереса к деятельности нашего детского сада, к работам и проектам педагогов; виртуальное привлечение родителей.

-Общественный резонанс как показатель интереса к деятельности детского сада.

-Создание единого информационного образовательного пространства.

Ирина Сидорова
«Кладовая детства»

Консультация для воспитателей «Кладовая детства »

Детский фольклор своеобразная кладовая детства

Уже в произведениях, перешедших к детям от взрослых, сказался творческий элемент, привносимый самими детьми. Со значительно большим основанием это можно сказать о жеребьевых сговорках, считалках, дразнилках во всех их разновидностях. Правда, и эти жанры не есть «чистое» самостоятельное творчество детей. По традиции оно восходит к творчеству взрослых, но, как и многое другое, со временем стало забавой и детской игрой , Эти виды творчества открывают широкий простор Для импровизации и выдумки, в особенности это касается жеребьевых сговорок и пересчетов-считалок, составляющих неотъемлемую часть многих детских игр .

Жеребьевая сговорка появляется, когда играющим надо разделиться на две партии. Это рифмованное обращение к «Маткам» , главам обеих партий. Ребятишки часто создают их на основе сказок, пословиц, поговорок и загадок : «Наливное яблочко или золотое блюдечко?» (Из сказки.) «Конь вороной или сбруя золотая?» Из сказок или песен. «Грудь в крестах или голова в кустах?» (Пословица.)

Немало народной выдумки внесено и в считалки. Другие названия их : счет, счетки, пересчет, сосчиталочки, гадалки и ворожитки. Считалка - рифмованный стишок, состоящий по большей части из придуманных слов и созвучий с подчеркнуто строгим соблюдением ритма. Посредством считалок играющие делят роли и устанавливают очередь для начала игры. Происхождение детских считалок , как и сговорок, несомненно, связано с древними формами гаданий и лирикой.

У считалок две главные особенности. Во-первых, в основе большинства считалок лежит счет, и, во-вторых, считалки поражают нагромождением бессмысленных слов и созвучий. Эти свойства станут понятны, если принять во внимание, что считалка перешла к детям от взрослых вместе с игрой, которую она сопровождает, и в свое время была далеко не детским занятием . Зачем же была нужна людям искаженная форма слов и что скрывалось под обыкновением пользоваться загадочным счетом?

Со счетом у людей связана целая группа древних понятий и представлений. Можно предположить, что в старину, поручая кому-либо общее дело, люди проявляли необыкновенную осмотрительность в числах. Окажется ли человек, выполняющий поручение, счастливым или несчастливым? Перед охотой или иным промыслом счет решал многое. Человек с несчастливым числом, предназначенный к выполнению ответственной роли, мог погубить, по представлениям людей, все дело. Таково назначение древнего пересчета. Эта его функция сохранилась в остаточной форме и в детских играх . Простейшей формой считалок и, по-видимому, исконно древней, потому что она известна детям всех народов.

В странах Европы и многих народов Азии, можно признать «голый» счет. Из-за запрета считать, людям приходилось пользоваться при пересчете условными формами. Так, у русских жителей Иркутской губернии запрещалось считать убитую дичь, иначе впредь не будет удачи; у живших в Забайкалье русских было запрещено считать гусей во время перелета; кто не соблюдал этого запрета, тот якобы терял память. Существовал и ряд других запретов. Запрет считать представлял большие неудобства, и люди придумали так называемый «отрицательный» счет : к каждому числительному прибавлялась отрицательная частица : ни раз, ни два и т. д. Получалось, будто и счета нет. Таково назначение искаженной формы счета. Люди скрывали и жеребьевку - пересчет, необходимый при распределении ролей участников промысла. Пересчету - прототипу новейших форм считалок - придавалась условная словесная форма, которая была понятна людям данной группы. Таково происхождение «заумного» счета. Древний пересчет с искаженными обозначениями чисел весьма естественно перешел в считалку - составную часть детских игр .

Детская игра воспроизводит саму жизнь, как герой в романе. В игре, как и в самой жизни, пересчетом посредством заумных слов, скрывающих настоящее обозначение чисел, определялись роли и очередность. Пересчет в игре-имитации приготовлений взрослых к серьезным жизненным делам.

Со временем, оторвавшись от запретов и от веры в числа, считалка-пересчет стала развиваться своим особым путем. В нее были внесены новые, уже чисто художественные элементы. Искаженные слова стали придумываться по созвучию со старыми, без всякой связи с условной иносказательной речью древности. Считалка стала игрой и как забава должна рассматриваться в фольклоре настоящего времени. Образование новых слов в считалках теряло прежний смысл и нередко приобретало форму чистой бессмыслицы, единственное оправдание которой в подчеркнуто выделенном ритме, заменяющем счет. Но бессмыслица не могла долго жить в фольклоре, и в считалку стали проникать осмысленные разрозненные фразы, отдельные слова. Из слов, составляющих считалку, сплеталось какое-то содержание, а вскоре появились и «сюжетные» положения.

Детский фольклор. Кладовая народного творчества.

Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повсед­невной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской на­родной массы. Это - детский фольклор.

Г.С.Виноградов

Ребенок приходит в мир... Взрослые должны окружить малыша любовью, заботой, вниманием, лаской, научить его радоваться жизни, доброжелательному обращению со сверстниками, взрослыми.

Раннее и дошкольное детство - это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений. Это и время начала формирования ребенка как личности, становления его характера.

Универсальным дидактическим и развивающим средством воспитания ребенка и его социализации можно считать фольклор, поскольку он учитывает возрастные психофизиологические особенности ребенка, его интересы и творческие возможности. Именно фольклор может и должен составлять основу основ воспитания детей, служить стержнем познания окружающего и самого себя, ибо он представляет собой уникальную педагогическую систему, основанную на нерасторжимой связи пользы и красоты.

Ребенок повторяет в своем детстве развитие человеческого рода и именно фольклор должен составлять первоначальную среду для формирования интеллекта и психики ребенка, а значит попевочный букварь родной культуры, малообъемные лады народной музыки, поэтика русской речи необходимы ребенку для благополучного эмоционального развития.

Но фольклорная среда современного человека, особенно городского, практически отсутствует, и на первый план этнокультурного воспитания выступает проблема, связанная с вопросом, как естественнее ввести ребенка в мир народной культуры, как сделать это вхождение желанным, занимательным, личностно окрашенным.

Один из путей связан с опорой на принцип образно-игрового «вхождения» в фольклор, в основе которого лежит тезис о возникновении культуры в форме игры, т.е. о ее первоначальном разыгрывании. Так, например, исполнить песню для ребенка означает - сыграть песню наполнить ее тем смыслом, который она исконно имела в народном искусстве. Создание на занятии атмосферы игры, праздника, сотворчества и самореализации, столь присущее фольклору в целом, должны стать обязательным условием этнокультурного воспитания.

Игра становится формой сохранения живого фольклора и имеет огромные преимущества по сравнению с другими видами познавательной деятельности, поскольку никогда не утомляет и естественно включает детей в орбиту познаваемого, идеально мобилизует эмоции ребенка, его интеллект.

Игровая сущность пронизывает все детство, а значит, любое задание можно сделать игровым. Оттенок игры можно придать любой работе, так как принцип образно - игрового вхождения в традиционную народную культуру опирается на синкретизм фольклорного музицирования, основу которого составляют психофизиологические особенности музыкального восприятия человека (изменение мышечного тонуса, скрытая моторная реакция, определяемая и вызываемая слуховыми ощущениями).

Использование движения на занятиях является не только непременным условием создания образно-игрового фона урока и фольклорного музицирования в целом, но и благоприятнейшей средой для развития мышления, музыкальности слуха и творческих способностей ребенка. Восстановление триединства музыки, слова и движения являются формой сохранения фольклорного наследия и обязательным условием воспитания гармонически развитой личности.

Движение, танец, песня рождаются из ритма. Ритм изначально определял не только годовой земледельческий круг, но и весь земной путь человека. Ритму нельзя научить, но можно «развязать» его в ребенке, начиная с элементарного движения: хлопков, шлепков, притопов, щелчков пальцами и т.д.

Для ребенка такое развязывание ритма, открывание «перводвижения» представляет собой варианты игры «мое тело – оркестр», для педагога же оно выступает связующей нитью данной игровой модели с наследием далеких предков, обращением к тем глубинам, где лежат начала всех начал.

Построение игры, игровой ситуации или использование какого-либо игрового приема должно опираться на конкретные потребности и склонности детей, а также на их возрастные особенности и психофизиологические закономерности развития. Так, например, основную часть проигрываемого, проживаемого с младшими дошкольниками (2-4 года) материала составляют потешки. Они помогают формированию речеручного рефлекса ребенка, а следовательно во многом определяют его речевое и личностное развитие, а также раскрывают ребенку эстетическую ценность игры, готовят его к самостоятельной игре в детском коллективе. Партнером ребенка в потешках выступают его собственные части тела.

В работе со старшими дошкольниками на первый план выступают произведения материнской поэзии (докучные, пестуншые и кумулятивные сказки, прибаутки, колыбельные) и бытового детского фольклора (календарные и обрядовые песни, заклички и приговорки, дразнилки), т.к. основу их образной системы составляет движение, что делает эти жанры народного творчества наиболее привлекательными для данной возрастной группы.

Первым ученым, посвятившим свою жизнь исследованию различных жанров детского фольклора, стал профессор Иркутского университета Г. С. Виноградов. В двадцатые годы с помощью многочисленных корреспондентов он собрал уникальный материал, которым не располагало ни одно научное учреждение того времени. Согласно выводу М.Н. Мельникова «детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров»

Детский фольклор представляет собой сложное единство трех составляющих – творчества взрослых для детей, произведений традиционного фольклора взрослых, перешедших в детскую среду, и оригинального детского творчества.

Что же относится к детскому фольклору?

    Колыбельные песни стали первым жанром, который большинство исследователей отнесли к детскому фольклору. Они представлены в культуре практически всех народов мира. Создателями и носителями колыбельных песен являются матери, бабушки, няньки, укачивающие ребенка в колыбели или на руках. Одновременно они обращаются к нему с песней. Умение укачивать ребенка считалось настоящим искусством. Помогая старшим, крестьянские девочки с шести-семилетнего возраста начинали нянчить своих младших братьев и сестер. Во время укачивания они исполняли колыбельные песни, становясь носителями фольклора. В подобных песнях содержание связывалось с понятными детям реалиями, знакомыми чертами повседневной жизни.

    Пестушки и потешки – короткие приговорки или песенки, сопровождающие игровые движения или физические упражнения (потягивание, разведение рук, тормошение, поглаживание, подбрасывание, щекотание). Они помогали «установить эмоциональный контакт со взрослым, без чего немыслимо нормальное психическое и физическое развитие ребенка, обучали языку и мелодике, давали первые представления о реалиях окружающей действительности».

Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, руками).

Пестушки помогают поддерживать в ребенке в период бодрствования хорошее настроение, удерживают его от слез и капризов. Одновременно проводится массаж или несложные физические упражнения. Движение играет особую роль в развитии ребенка раннего возраста. Еще в XIX веке один из первых собирателей детского фольклора, доктор Е.А. Покровский замечал: «Эти движения имеют некоторый воспитательный смысл как в физическом, так и в духовном отношении для приучения детей к необходимому движению, ловкости, сметливости». Практическая медицина и народная педагогика выработали целый комплекс упражнений, сопровождаемых исполнением пестушек с первых недель жизни ребенка.
По мере усиления игрового начала, пестушки переходят в
потешки , элементарные игры: «Ладушки», «Сорока-ворона», «Коза рогатая». В них создается элементарная игровая ситуация, предусматривающая осознанную ответную реакцию ребенка. О.И. Капица отметила, что «Сорока» – это «настоящая игра со всеми элементами драматического произведения». Потешки обычно начинают рассказывать на втором году жизни, когда ребенок овладевает словарным запасом, произносит первые слова. Для детей в возрасте четырех-шести лет придумывали другие забавы, вводили в потешки элемент неожиданности, подвоха, которые ребенок должен был разгадать: Сложив крест-накрест указательные пальцы обеих рук, взрослый предлагал ребенку засунуть пальчик в образовавшийся «колодчик»: «Сунь пальчик в колодчик»! или «Сунь пальчик, там зайчик!» В последнем случае взрослый сжимал руки в «замок» и поджимал большие пальцы, как бы обозначая заячьи уши. Смысл игры заключался в том, чтобы опередить взрослого и вовремя выдернуть палец».

    Прибаутки – небольшие элементарно построенные рассказы или сказки, доступные детям в раннем возрасте, не сопровождаемые движениями и забавляющие ребенка своим содержанием, ритмом, мелодией.. В них рассказывается незамысловатая история с элементарным сюжетом: например, «скачет галка по ельничку-березничку, плачет: наехали разбойники, сняли черные сапоги – не в чем теперь скакать по городу, не в чем плясать». Они могут иметь как прозаическую, так и поэтическую форму. Разные исследователи дают им свои названия. Г.С. Виноградов, например, называет прибаутки «сказочками», А.Н. Мартынова – «забавушками».«Песенки и прибаутки относятся к тем жанрам фольклора, которые занимают переходное положение между фольклором пестования и детским», – замечает А.Н. Мартынова.Песенки прибаутки исполняются взрослыми для детей и самими детьми. «Матери и няни забавляли детей, напевая и приговаривая им перед сном или в часы бодрствования складные, рифмованные забавушки». Дети также складывали подобные тексты, развлекая и себя самих, и окружающих. Поскольку песенки и прибаутки часто импровизировались, они не имели ни четко выраженной функции, ни определенного места исполнения, произносились практически в любом месте и в любое время, в одиночку или хором.

    Особую разновидность прибауток составляют перевертыши . Перевертышами называются песенки, в которых отношения и связи между предметами и явлениями оказываются перевернутыми.В перевертышах проявляются способности детей к выдумке, стремление удивить, развеселить и позабавить. Задача перевёртышей – способствовать активизации рассудочной деятельности ребёнка, дать обильный материал, требующий анализа, систематизации в соответствии с логикой естественных связей. Народная педагогика обрела эффективное средство стимулирования познавательной деятельности детей. Интерес ребёнка к перевёртышам поддерживается их редкой эстетической действенностью.

    Страшилки. «Фантастика, как это ни звучит парадоксально, для ребёнка - средство познания окружающего мира с его сложным и опосредованными связями, с единством и борьбой противоположностей; форма усвоения общественного опыта. Встреча с необычным, таинственным, страшным, преодоление страха помогают формировать умение анализировать и синтезировать восприятие организма чувств. Сохранять в любой обстановке ясность ума, самообладание, способность действовать». Задача страшилки - попугать слушателей. Психологи считают, что для нормального развития ребенка ему нужны иногда такие душевные встряски. При этом важно, чтобы он чувствовал, что с ним ничего не случится.

    Игровые приговорки и припевки были включены в игровое действие и способствовали его организации. Содержание этих произведений определяла сама игра. В играх дети изображали семейный быт и трудовые занятия деревни, что готовило их ко взрослой жизни. Приговорки произносились также перед нырянием в реку; для того, чтобы избавиться от воды, попавшей в ухо во время купания. В своей приговорке дети могли обратиться с просьбой к христианским святым. Некоторые приговорки несут социальный смысл.

    Заклички – обращения к явлениям природы: солнцу, ветру, дождю и т.п.

    Скороговорки и чистоговорки – любимые жанры неигрового детского фольклора, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи. Скоро говорки – выражения, построенные на сочетании звуков, затрудняющих быстрое и четкое произнесение слов , особенно при быстром их произнесении. Ошибка в произношении какого-либо слова вызывала смех окружающих. Играя, дети одновременно развивают органы артикуляции.

    Каламбуром – стилистический оборот или самостоятельную миниатюру, основанная «на сходном звучании слов или словосочетаний, имеющих разное значение». Каламбур придает речи оттенок комизма.

    Своеобразными словесными упражнениями были молчанки – стихотворный уговор молчать, а также голосянки (вариант: «волосянки») – соревнование в вытягивании на одном дыхании гласного звука в конце стишка.

    К словесным играм детей можно отнести исполнявшиеся в их среде сказки, загадки . Загадка служила средством проверки мудрости. «Педагогическая ценность загадок, видна в том, что она знакомит ребёнка «с радостью мышления», направляет внимание на предметы и явления и их выдающиеся признаки, побуждает внимание глубже в смысл словесных обозначений этих признаков, повышает способность и определённость мышления и силу воображения.

    Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх. а также помогающие подготовить, организовать ее. Они имеют и различные местные названия: счетки, пересчет, сосчиталки, гадалки, ворожилки. Считалки относятся к широкому бытующему и непрерывно развивающемуся жанру – наряду с традиционными образами в них нередко возникают и новые, современные, отражая постоянное обновление повседневной жизни детей и их восприятия.

    Сечки отличаются от считалок тем, что это и есть сама игра. Эта игра требует определённой тишины, так она соединяет в себе ещё одну игру - молчанку (голосянку - волосянку). «Единственным достижением этой игры является развитие голосовых данных и стремление к регулировке собственного дыхания». К сожалению, эта игра потеряна для наших детей.

    Дразнилки, поддевки – своеобразная форма детской сатиры, способствующая психологической закалке ребенка, помогая ему найти свое место среди сверстников с помощью испытания острым (на детский взгляд) словом.Дразнилки – унаследованный от взрослых жанр, который включает также прозвища, клички, присловья. Содержание дразнилок почти всегда смешное. В редких случаях дразнилки или какой-то элемент их оформлялись простейшей мелодией, т.е. по характеру были близки к шуточным песням. Некоторые дразнилки осуждают отрицательные качества и явления: плаксивость, ябедничество, обжерство, воровство (ябеда-корябеда, соленый огурец). Ребенок, умеющий за себя постоять, найдет и подходящий ответ обидчику, отговорку: «Обзывайся целый год, все равно ты – бегемот, обзывайся целый век, все равно я – человек».Поддевки представляют собой диалог, в котором человек ловится на слове (Скажи Медь! - Медь. - Твой отец медведь).

    Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз. Большой педагогической ценности они не имеют, но способствуют развитию выдержке, умеренности в желаниях, чувства юмора.

    Народные игры, в основе которых часто бывают простейшие припевочки. Игры дают воспитателю возможность сделать процесс воспитания детей радостным, интересным. Остановимся на хороводных играх.

В хороводных играх разрабатываются хореографические, плясовые элементы. По характеру движения их можно разделить на три основные группы:

    круговые хороводы сопровождаются драматизированным разыгрыванием сюжета в кругу одним или несколькими детьми. В одних случаях основу драматической инсценировки составляет прозаический речевой диалог, чередующийся с игровым припевом, в других – песенный диалог. Например, в играх «Заинька», «Каравай», «Чижик»;

    в некруговых хороводах происходит деление участников на две группы, которые ходят друг против друга или движутся поочередно «стенка на стенку», то приближаясь, то удаляясь друг от друга. Это игры «Просо», «Бояре», «В царя»;

    хороводные шествия . Это может быть «ходьба рядами», «гуськом», «цепью», «змейкой», прохождение «через воротца», как, например, в играх «Хмель», «Плетень», «Челнок».

К настоящему моменту в вопросах «введения ребенка во владение» культурным наследием сложилось несколько «проблемных зон». Как пример жанра, вопросы которого вызывают наибольшие споры, можно привести пестушку. Возродить традиционное бытование этого жанра на занятиях с детьми невозможно, можно лишь смоделировать его в играх с куклой, но в этом случае он не затрагивает всех детей, а включает в действие только наиболее эмоционально развитых, готовых к самостоятельной ролевой игре ребятишек, остальные же «пестуют» кукол весьма формально, схоластично. Встает вопрос: можно ли допустить частичное изменение двигательного содержания пестушки, вариант ее бытования и возрастной приуроченности, сохранив ее изначальную функцию ради возрождения жанра? Многие педагоги отрицают такую возможность, т.к. происходит дигательная трансформация жанра. Но педагогическая ценность пестушки настолько велика, что было преступно делать из этого жанра « музейный реликт», отказываясь от его помощи при воспитании психически и физически здоровой нации. Ибо в данном случае следует говорить не только о возможности второго рождения жанра, но и игровой терапии: т.к. пестушка может оказать действенную помощь и при лечении логоневрозов, и при снятии у ребенка боязни невербального контакта, как упражнения на психическую релаксацию и улучшению психо-эмоционального состояния детей.

Таким образом, можно сделать вывод, что только игра может придать обучению фольклору неформальный характер, только игра помогает детям воскресить минувшее и заглянуть в будущее, только игра укрепляет связь времен, делает народную культуру живой и насущно потребностей для ребенка, а значит, только игра может служить гарантом воспроизведения этноса.

И хотя говорить, рассуждать об игре, ее значении и возможностях интересно, во много раз интереснее – играть, Так давайте больше играть...

Литература.

    «Живое наследие» вып.1, сост. С.А.Жилинская, Екатеринбург, 1997г.

    Учебное пособие «Русский детский фольклор», Ф.С. Капица,Т.М. Колядич

Существуют вещи, на фоне которых век и даже тысячелетие –

лишь короткое мгновение вечности. Например, янтарь…

Цель:

1. Упорядочить и закрепить информацию о мире камней, рассмотреть коллекцию минералов, познакомить с некоторыми фактами из истории камней (использование, ценность, красота, значение в жизни человека).

2. Познакомить детей с разнообразием камней в природе, природными и искусственными камнями, с камнем рожденным деревом-янтарем (цвет, свойства, происхождение, использование)

3. Развивать мышление, моторику рук, умение работать с лупой.

4. Воспитывать бережное отношение к янтарю, учить видеть его красоту.

Предварительная работа:

1. Создание коллекции «Удивительные камни».

2. Работа с познавательной литературой «Полочка умных книг».

3. Рассматривание разнообразных камней, минералов.

Материал:

Образцы некоторых горных пород, минералов; выставка изделий и украшений из минералов (мел, уголь и т.д.), янтаря; лупы на каждого ребенка, аудиокассета «Звуки природы».

Ход занятия:

Под звуки природы входит Хозяйка Медной горы со шкатулкой.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали? Мы с вами не раз встречались, вот и снова пришла я к вам в гости.

Воспитатель: Как вы уже знаете, иностранные послы и купцы, посещавшие Россию в давние времена, поражались неслыханным богатством нашей земли. Недра России действительно хранят огромные богатства, к которым относятся, в том числе удивительные камни. Богатейшей кладовой камня является Урал (показать на карте или глобусе), огромными «каменными» богатствами славится и Сибирь (показать на карте).

Воспитатель: Я предлагаю вам пройтись по группе и найти камни в групповой комнате, ваше групповое хозяйство. Теперь немного поговорим о камнях.

1. А что вы знаете о камнях? Камни, какие они?(Одноцветные, многоцветные, гладкие и шероховатые, тяжелые и легкие).

Опыт с пластилином.

Разноцветные шарики нужно сжать немного с поворотом, чтобы показать слои лежащие друг на друге земных недр, которые находятся глубоко под землей и от тяжести одних или других делаются твердыми и разноцветными.

2. Что вы чувствуете, наступив на камень? Приходилось ли вам сидеть или лежать на камнях? Какими они были? (Твердые и мягкие, теплые и холодные).

3. Как вы думаете, может ли камень издавать звуки? Что он мог бы рассказать, если бы умел говорить? (Что видел, где побывал, чем хотел бы стать?)

Воспитатель: Ребята я предлагаю вам поговорить с камешками. Представим, что у камня есть ушко, и найдем его. Камешки умеют хранить секреты. Скажите камешку тихонько, как вас зовут, кто ваш лучший друг, поделитесь с ним своей тайной. Закройте «ушко» камня пальчиком: теперь он сохранит все в секрете.

Игра «Найди свой камень»

Воспитатель: Ребята в групповой комнате очень много камней. Вы должны их найти и внимательно изучить свой образец. Затем мы все камешки кладем в общую коробочку, перемешиваем их. Каждый из вас должен будет найти свой камешек.

Стали дружно собирать камни понемножку,

Разноцветные такие складывать в лукошко.

И получился у нас небольшой мини-музей «Удивительные камни».

Воспитатель: Ребята, почему мы говорим о камнях как о богатстве? (Ответы детей)

Какие минералы и камни вы знаете? (Ответы детей)

(Дети присаживаются на ковер)

Воспитатель: Сейчас мы с вами присядем на ковер, и я познакомлю вас с новым солнечным камнем – янтарем. Как вы думаете, какой это камень, выберите его, пожалуйста, из моей волшебной шкатулки (в ней разнообразные камни).

- Почему камень назван так загадочно? (Ответы детей).

- Полюбуйтесь этим красивым солнечным камнем. Давайте рассмотрим его поближе. Что вы можете сказать о его цвете? (Золотистый, солнечный, желтый).

Воспитатель: Чтобы узнать тайну, мы с вами должны пройти большой путь.

- Посмотрите у меня две веточки. От какого они дерева? (Иллюстрация и образцы коры от деревьев с капельками смолы).

СХОДСТВА

Листья - хвоя (хвойные)

Растения вечнозеленые, листья - хвоя на зиму не опадают

Наличие шишек с окрыленными семенами

Цветков нет. Цветением называют пыление (летит легкая сухая обильная пыльца, «серный» слой оседает на траве, почве, лужах: желтые разводы на воде)

РАЗЛИЧИЯ

Сосна : хвоя сизо-зеленая, хвоинки по 2 в пучке, длинные шишки округлой формы, вырастают за 2 года, окрыленный придаток, у семени похож на щипчики,

Кора буроватая; вверх по стволу - золотистая, светолюбива

Ель: Хвоя темно-зеленная, хвоинки одиночные, короткие, шишки продолговатые, вырастают за 1 год, окрыленный придаток в форме ложечки, кора темно-бурая, теневынослива.

Воспитатель: Давайте возьмем лупу и рассмотрим шишку.

- Чем пахнут шишки, рассмотрите на шишки капельки смолы. Существует два типа шишек, у которых летит пыльца (мужские), и маленьких смолистых (женские).

Сосна выделяет особые вещества-фитонциды, которые губительны для микробов. Сосна-это аптека, используемая человеком с древнейших времен. Из нее получают большое количество различных продуктов: сосновое масло, скипидар, канифоль, деготь и древесный уголь.

Воспитатель: Это дерево дает также живицу.

- Кто-то из вас, может быть, видел в лесу на коре ели сделанные надрезы. По ним вниз медленно капля за каплей стекает прозрачная смолистая жидкость или как ее еще называют, лесной янтарь-смола, сырье для получения скипидара и других ценных веществ, которые используются в медицине и в быту (хвойный экстракт для ванн, шампуни, хвойное мыло). Молодые побеги сосны заготавливают, сушат, а отвары и настои используются как витаминное средство при заболеваниях органов дыхания, полости рта и т.п.

Спрос на живицу очень велик. Живица - единственное в природе сырье, из которого делают скипидар, канифоль и другие нужные продукты.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, сосна может «дружить» с животными? Кого кормит сосна? (Семена сосны едят белки, клесты, дятлы. Хвоей и почками питаются лоси, белки, глухари, тетерева; корой жуки-короеды; древесиной - жуки-усачи, точильщики).

Воспитатель: Для вас приготовлены янтарные сокровища. Сейчас я приглашаю вас за ваши рабочие места. Эти камни хранят тепло древних сосен. Но самое удивительное то, что эти камни рождены деревом. Янтарь-окаменевшая смола, но не современной сосны, а ее очень древней бабушки», которая жила на Земле 50 миллионов лет тому назад.

- Посмотрите внимательно на янтарные камни и скажите, какие они? Какой цвет имеют янтарные камни? (Разнообразный: от светло-желтых, оранжевых, апельсиновых, до красноватых тонов; есть красный, бурый и черный янтарь).

ОПЫТЫ:

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам провести опыты и лучше узнать свойства камня и янтаря.

1. Сравните обыкновенный камешек и янтарь на вес. Янтарь - он какой? (Блестящий или матовый, гладкий или шершавый).

2. Приложите камешки к щекам и отметьте их теплоту. Как можно согреть камешек? (Подержать на солнышке, зажать в руке).

3. Этот янтарь обработан человеком, а вот этот настоящий, природный. Сравните их. (Необработанный янтарь мутный, шершавый, тусклый. Не сверкает, не блестит, в нем больше коричневого цвета).

4. Янтарь твердый, как гранит? (Нет, он мягкий камень и крошится.)

Я обработаю кусочек природного камня шлифовальной шкуркой. Каким стал камень? (Ответы детей)

5. Янтарь горючий камень. Давние времена жители побережья Балтийского моря вынуждены были большими кусками янтаря топить печи.

6. Янтарь - «электрический камень». Натрите кусочки обработанного янтаря шерстяной тканью и положите рядом с ним мелко нарезанную бумагу. Что произошло? (Бумага прилипает к янтарю)

7. Сравните канифоль и янтарь. Недавно затвердевшая смола хрупкая и легко ломается, а янтарь за миллионы лет окаменел.

8. Как вы думаете, янтарь может плавать?

Воспитатель: Ребята, я хочу вас познакомить с легендой о янтаре. В одной легенде о янтаре говорится, что рыбаки вылавливали плавающий в море камень сетями. Давайте проверим это утверждение.

Опустите в стакан с водой из-под крана кусочек янтаря. Что произошло с камешками и янтарем? (Они утонули)

Что нужно сделать, чтобы янтарь всплыл «сам собой»? (Воду в стакане надо хорошо посолить)

Вывод: янтарь легче соленой морской воды, но тяжелее пресной.

9. Как мы уже говорили, смола древних сосен сильно изменилась, окаменела и превратилась в янтарный камень. Возьмите лупы и рассмотрите внимательно, что находится у них внутри. Вижу, что застыли отпечатки животных, растений, а вот каких именно отгадать не могу. Помогите, пожалуйста.

Игра «Узнавай-ка».

Воспитатель: Ребята я предлагаю вам рассмотреть иллюстрации янтарных камней с останками животных.

- Красавец-янтарь-настоящая зоологическая и ботаническая «книга» древности. На ее страницах ученые обнаружили около трех тысяч видов насекомых из 170 семейств: кузнечики, муравьи, бабочки, комары. Кроме того, там найдены веточки сосен, иголки пихты, листья пальмы. Беличья шерсть, отпечатки лапок и перьев дрозда, летучей мыши и змеи, и даже ящерица, жившая 35 миллионов лет назад.

Воспитатель: Закройте глаза и представьте себе, что вы на берегу Балтийского моря. Мы с вами видим янтарные сокровища. Где мы с вами можем использовать «солнечный камень» (Можно сделать украшение).

Янтарную крошку сплавляют в специальных печах, превращая его в золотые слитки. Из плавленого янтаря нарезают бусы, делают ожерелья. А иногда вытачивают забавные игрушки.

Воспитатель: Как вы думаете, можем ли мы использовать янтарь в медицине?

Янтарь обладает замечательными свойствами. Как будто древние деревья передали янтарю частичку своей силы и красоты, а с янтарем подарили ее людям. Говорят, что если грустный человек примерит янтарное украшение, то в его глазах сразу появится радость. А когда глаза весело блестят, болезни и несчастья отступают.

Если янтарь бросить в огонь, он загорится коптящим пламенем, источая прекрасный аромат, похожий на запах пахучей смолы ладана. Поэтому янтарь используют в церковных обрядах. Раньше янтарь так и называли - морской ладан. Его запах изгонял из домов мух и комаров и лечил кашель.

Воспитатель: Давайте повторим по карточкам, что мы можем сделать, если захотим узнать еще что-нибудь новое о янтаре, о драгоценных и природных камнях. В заключении я хочу вас угостить сладкими камешками.