«Как родители могут помочь своему ребёнку хорошо учиться. Акимова Г.Е. Как помочь своему ребенку: справочник для неравнодушных родителей. Научное обоснование суеверия

12.02.2019

Изд-во: У-Фактория, 2004 г.

Книга поможет читателю найти ответы на самые важные вопросы, связанные с воспитанием ребенка. Подготовка к школе, неуспеваемость, отношения с учителями, школьные перегрузки, воспитание лидера, компьютер и ребенок, личная безопасность, разрешение конфликтов, курение, наркотики, тревожность, сексуальное просвещение - лишь небольшая часть освещаемых в книге тем.

Книга практического психолога Галины Акимовой «Как помочь своему ребенку» - это путеводитель по всем вопросам, возникающим у родителей в период подготовки ребенка к школе. В ней затрагиваются и другие проблемы, но основной набор – это все, на что требуется обратить внимание перед поступлением в школу: как выбрать учебное заведение, как оценить способности своего ребенка, какие проблемы можно предугадать заранее, и с чем неизбежно придется столкнуться и по возможности преодолеть. В книге почти не приводится конкретных методик, как бороться с какими-либо явлениями, она как проводник указывает на все особенности адаптации ребенка к взрослому миру.

  • Что такое готовность к школе?
  • Как преодолеть нежелание идти в школу?
  • Как бороться с неуспеваемостью?
  • Отношение к оценкам, к учителям и одноклассникам
  • Проблемы понимания
  • Школьная тревожность и перегрузки

В отличие от западных авторов, акцентирующих на индивидуальности и самостоятельности, наши педагоги и психологи чаще рассматривают проблемы адаптации в коллективе, в системе. Личность – личностью, а в наших школах еще не скоро каждый ребенок будет восприниматься учителем как отдельное существо, требующее особого подхода. Подбирая учебное заведение, родители часто ориентируются на свои предпочтения. А ведь для ребенка может иметь значение, например, возраст преподавателя, некоторые дети лучше контактируют с молодыми учителями, а другие – с более опытными, напоминающими им добрых бабушек.

В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на четыре категории.

Визуалы – люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.

Аудиалы – те, кто в основном получают информацию через слуховой канал.

Кинестетики – люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.

Дискреты – у них восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория, пожалуй, самая немногочисленная вообще среди людей. А школьникам младших и средних классов такой способ восприятия информации обычно вовсе не свойственен.

Знание об этих категориях достаточно важно для родителей и школьных педагогов. Например, кинестетику тяжело воспринимать и сказанное и увиденное, он купается в своих ощущениях: хочет ли спать, голоден, тепло ему или холодно, удобно ли сидеть. Если кинестетик не выспался, у него весь день насмарку, его трудно заинтересовать самым увлекательным в мире занятием. Поэтому кинестетик – это зубрила, ему легче запоминать уроки, заучивая их. Аудиалу о пройденном расскажет его внутренний голос, слуховая память воспроизведет все, о чем говорил учитель, иногда ему даже не требуется открывать учебник, чтобы освежить пройденную тему. Он отмахивается от претензий: я и так помню, я же все слышал!

В учебе отстают и многие способные дети. Они могут таким образом выражать бессознательный протест против родительских надежд и ожиданий. Чтобы стать зрелым человеком, каждый ребенок должен обособиться от своих родителей, осознать свою индивидуальность. Если родители преувеличенно ярко реагируют на отметки в школьном дневнике, ребенок чувствует, что границы его мира не являются для родителей неприкосновенными: ему не доверяют! Отказываясь удовлетворять своими достижениями тщеславие родителей, дети испытывают чувство независимости. Таким образом, жажда обособленности, осознание себя как самостоятельной личности порой подталкивают ребенка к нежеланию заниматься, несмотря на давление со стороны родителей и всякого рода наказания.

Книга поможет родителям будущего или настоящего школьника понять свои собственные ошибки в воспитании. Раньше ведь как было: ребенок свой, собственный. Контроль – проще некуда, прижал к себе – и он никуда не идет. Школа – это неизвестность. Страх перед ней подогревают средства массовой информации: в школе ребенок не только получит знания, он еще может стать наркоманом, попадет в дурную компанию, неожиданно начнет воровать или проявлять немотивированную агрессию. Часто родители, стремясь как можно лучше понять, что же происходит на самом деле – а у страха глаза велики, да тут еще сосед Вася своего ребенка лупил, уму разуму учил, сам с горя спился, а дите у него все равно почему-то двоечник и хулиган – выбирают стиль воспитания, кажущийся им единственно верным. Вот типичные ошибки родителей, находящихся во власти стереотипов, продиктованных возрастом/опытом:

Подчиняющий стиль. Приверженцы этого стиля требуют от ребенка беспрекословного подчинения во всем. Ребенок может реагировать на такое отношение по-разному. Один внешне послушен, но внутренне протестует, и такое противоречие может довести его до невроза. Другой постоянно грубит и дерзит родителям.

Излишне требовательный стиль . Он выражается в стремлении ускорить развитие ребенка. Такие родители требуют от подростка совершенства во всем. Ругают за малейшую оплошность в учебе или домашних обязанностях. Большое значение придают приобретению знаний и навыков, но не эмоциональному развитию детей. В общении с ними стараются проявлять как можно меньше чувств. Реакция детей на завышенные и преждевременные требования: подавленность, неуверенность в собственных силах, постоянная боязнь разочаровать родителей, что также ведет к неврозам.

Смягчающий стиль. Для него, наоборот, характерно постоянное занижение требований к ребенку, оправдание любых поступков. Ребенку стараются подобрать доброго, нетребовательного учителя, избавить от любого напряжения, не поощряют проявление инициативы. Такие дети вырастают безвольными, не умеющими нести ответственность за события своей жизни.

Охраняющий стиль. Родители находятся в постоянной тревоге за ребенка, следят за каждым его шагом, выполняют любое желание. Стараются не допустить малейшего физического или психологического дискомфорта. Формируется зависимость от родителей во всем – вплоть до взрослых лет.

Излишне пылкий стиль. Свойствен больше мамам. Для него характерно чрезмерное проявление своих чувств к детям, восхищение их красотой, способностями, постоянные объятия, поцелуи. Привыкший к выражению постоянной любви и поклонения в семье, ребенок ждет того же и от всех окружающих людей. Не получая ожидаемой оценки и заботы, считает отношение к себе одноклассников и учителей несправедливым.

Небрежный стиль. Отличается полным невниманием к внутреннему миру ребенка, его психическим состояниям, переживаниям. Ребенок предоставлен сам себе. Нет требовательности, но нет и поощрения и необходимой ласки, любви. Равнодушие к ребенку рождает у него безразличие к собственному внешнему виду, к переживаниям окружающих, к учебе. Нередко у особо чувствительных и замкнувшихся в себе детей формируется жестокость, стремление сделать кому-нибудь больно.

Угрожающий стиль. Проявляется в готовности наказать ребенка за любую большую или малую провинность, в постоянных угрозах. В семье все находятся в постоянном напряжении, готовые в любой момент сорваться. Может сформировать у ребенка привычку хитрить, изворачиваться, чтобы избежать наказания. Или отказ от собственной точки зрения, лишь бы не связываться. Став старше, некоторые дети вообще перестают реагировать на угрозы, становятся неуправляемыми.

Непоследовательный стиль. Такие родители легко меняют милость на гнев, от ласк переходят к угрозам. Могут пообещать что-то сделать или купить под настроение, но обещаний чаще всего не выполняют. Характерный признак – непродуманность требований, наказаний и поощрений. Постепенно ребенок теряет уважение к родителям. Но самое главное, необдуманность поступков, вспыльчивость, непоследовательность становятся его собственным жизненным стилем.

Подкупающий стиль . В таких семьях отношения с ребенком строятся на товарно-денежной основе. Ребенок привыкает к тому, что его хорошее поведение, успешная учеба, помощь по дому покупаются за деньги или подарки. Это формирует у него представление, что человеческие отношения вообще зависят только от количества денег.

Кроме освещения нюансов подготовки и пребывания в школе автор дает много советов, как вести себя с ребенком в тех или иных жизненных ситуациях, которые могут случиться в каждой семье. Развод, потеря близкого человека, а так же актуальная тема, часто обсуждаемая в родительских форумах: рождение брата или сестренки.

Можно ли любить всех одинаково? Современные специалисты по вопросам воспитания утверждают, что это – иллюзия. Невозможно всех детей в семье любить одинаково. Уже потому хотя бы, что они – разного возраста. Так что не стоит упрекать себя, если не получается уделить внимание всем детям поровну. Да и как это можно измерить? Тем более что к детям разного возраста и внимание, и любовь нужно проявлять по-разному. Главное, чтобы не было явного предпочтения одного ребенка другому. Стоит понаблюдать за своими реакциями на одни и те же поступки и проявления старших и младших детей. Беспокойство и плач малыша воспринимаются как естественная реакция на какое-то неудобство или как проявление потребности. А такое же поведение старшего ребенка хочется назвать непослушанием и распущенностью. Между тем у него есть и свои потребности, и свои причины для недовольства.

Книга очень полезна для родителей, чьи дети через год-два отправятся грызть гранит науки – или уже учатся в средней школе, она написана доступным языком, и, хотя в ней содержится много информации о всевозможных страхах, немного остужает кипящую голову современного родителя, озабоченного предстоящим выходом своего чада в большой мир.

Моя коллега, хороший психотерапевт, однажды рассказала мне о сильном впечатлении от поведения ее клиентки, молодой женщины, сын которой страдал от последствий детского церебрального паралича. Мальчик этот пытался самостоятельно одеться, но ему это плохо удавалось. Хотя ребенок не плакал и не прекращал своих попыток, было видно по его лицу, что он очень страдает.

Мать молча стояла рядом и неотрывно смотрела на него, покусывая губы. Она была полностью сосредоточена на сыне, на его усилиях, но ничего не предпринимала, чтобы ему помочь. И моя коллега, у которой заныло сердце от сочувствия к малышу, спросила женщину с удивлением и упреком: «Что же ты не поможешь ему?» Та взглянула на нее с выражением глубокой боли в лице и ответила: «Разве ты не видишь, что я ему помогаю?»

И психотерапевт вдруг увидела всю ситуацию так, как должна была увидеть ее с самого начала. Мать была не просто рядом с ребенком, она была вся в нем, она вместе с ним одевалась, совершала все эти усилия, преодолевала его неловкость и беспомощность.

В ее взгляде, в том, что она ничего не пыталась сделать вместо него, была глубокая вера в сына, в то, что он может справиться сам, – и именно благодаря этой вере мальчик продолжал свои попытки одеться и даже не плакал.

Есть два типа поведения родителей, которые одинаково ошибочны. Первый – когда родители просто запрещают ребенку любое проявление активности, которая выглядит в их глазах рискованной и может привести к непредсказуемым и опасным последствиям.

Ребенок очень хочет действовать сам, это повышает его самооценку и веру в себя

Второй тип поведения – когда родители немедленно бросаются помогать ребенку во всем, стремятся опередить его в выполнении его желаний, предполагая, что он сам не справится и это будет для него травмой.

Когда маленький ребенок пытается начать что-то новое для него, например самостоятельно подняться по лестнице, он часто оглядывается на мать. Но смотрит он на нее не для того, чтобы она подбежала и переставила его на следующую ступеньку – как это иногда кажется матери. А для того, чтобы быть уверенным, что он не один, что мама с ним и готова помочь, – и тогда он может рисковать.

Ребенок очень хочет действовать сам, это повышает его самооценку и его веру в себя. Каждый его успех, достигнутый собственными усилиями, который не был изначально гарантирован, – серьезная победа и гарантия дальнейших попыток самостоятельно справиться с трудностями.

Одна из главных задач воспитания – формирование готовности к овладению новыми навыками, к рисковому, поисковому поведению и приобщение к удовольствию от самого процесса преодоления. А для этого родители всегда должны быть под рукой, но они не должны путаться под ногами.

Как помочь своему ребенку взрослеть?

Что могут сделать родители, чтобы их сын или дочь безболезненно миновали все этапы переходного возраста? Каковы подлинные мысли и чувства скрытных подростков и как вести себя с ними, чтобы сохранить доверие? Чем «грозит» первая влюбленность и нужна ли подростку сексуальная грамотность? Насколько распространены алкоголизм и наркомания в среде современной молодежи и как уберечь от них ребенка?

Это только верхушка айсберга вопросов родителей подростков…

Нелегкая это задача - быть родителем подростка! Переходный возраст, когда жить чужим умом уже не хочется, а своим еще не получается, - это время испытаний как для взрослеющего ребенка, так и для его родителей. Испытание на прочность родственных чувств и семейных отношений.

Это также время формирования характера подростка, когда происходит низвержение одних авторитетов и установление новых, когда прививаются и закрепляются нравственные установки, отношение к самому себе и окружающим.

Как уберечь подрастающего ребенка от опасных увлечений и развить у него положительные качества характера? Как справиться с повышенной эмоциональностью взрослеющего человека? Какие этапы физического и психического роста проходит ваш ребенок? Как находить с ним общий язык? Мы попытаемся помочь вам найти ответы на эти непростые вопросы.

Как правило, родителей подростков не надо убеждать в том, что их дети проходят довольно сложный жизненный этап. Но и те мамы и папы, которые только готовятся примерить на себя статус родителей подростков через год-другой, уже догадываются, что их детям, да и им самим будет в этот период не так-то легко. Это связано как с воспоминаниями о собственном переходном возрасте, так и с наблюдением за «непонятной» современной молодежью.

Действительно, глядя на шумную компанию ярко одетых подростков, которые говорят на «своем» языке и смеются над тем, что совсем не кажется нам смешным, поневоле начинаешь задумываться: как узнать, что за мысли спрятаны в этих головах, украшенных длинными челками и модными кепками? Смогу ли остаться другом своему подрастающему ребенку? И если что-то пойдет не так, то хватит ли у меня терпения спокойно реагировать на его колкие реплики и взгляды исподлобья? Ведь я сам (сама) в его возрасте был (была) не подарок, вечно конфликтуя с родителями и устраивая эмоциональную «бурю» из-за того, что теперь кажется пустяком. И что такое происходит с человеком в переходном возрасте?..

А происходит - ни много ни мало - полная перестройка организма: и физическая, и психологическая. С одной стороны, «берут свое» гормоны, с другой - полностью меняется мироощущение взрослеющего ребенка, возникает настоятельная необходимость найти свое «Я», вывести и обозначить его среди «Я» чужих. Очевидно, что это нелегко. Совсем недавно подросток ощущал себя ребенком, который прекрасен - ведь дети не сомневаются в своей уникальности и видят отражение собственного совершенства в любящих глазах родителей. А сегодня он ощущает себя нескладным увальнем, над которым могут хихикать девчонки или подшучивать мальчишки, - оказывается, что симпатии окружающих еще надо заслужить, они не сопутствуют тебе с рождения, как родительская любовь. Буквально вчера за подростка все решали родители, а сегодня надо сформировать свое мнение на те или иные жизненные события, доказать и отстоять свои принципы. То есть детство уже закончилось, а формирование зрелой личности только начинается, и приходится идти по тонкой грани между тем и другим, не имея возможности вновь стать малышом и не находя в себе силы сразу же стать взрослым.

ЕЩЕ РЕБЕНОК ИЛИ УЖЕ ПОДРОСТОК?

Для начала нам стоит определиться с тем, кого мы будем называть подростком, какие возрастные границы имеются в виду.

Сразу оговоримся, что временные рамки или возрастные ориентиры для обозначения этого периода не всегда можно очертить с точностью до года. Наиболее часто употребляются следующие цифры: возраст от 11 до 17 лет. Именно его мы и будем называть переходным, а ребенка от 11 до 17 лет - подростком. Однако не стоит забывать, что каждый организм - индивидуален: кто-то вступает в период полового созревания раньше, кто-то позже. К тому же у каждого ребенка этот процесс протекает с личностными особенностями.

Кроме того, надо сказать, что в современной литературе - психологической, медицинской и популярной - даются разные определения понятию «переходный возраст». Это и пубертатный период, и период полового созревания, и отрочество, и подростковый возраст. Все эти определения - отражают ту или иную стадию взросления юного индивидуума. Чтобы не утяжелять процесс восприятия информации специальными терминами, мы остановимся на таких определениях:

  • младший подростковый возраст (11-12 лет),
  • средний подростковый возраст, или просто подростковый возраст (13-15 лет),
  • пора юношества, или старший подростковый возраст (16-17 лет).

На характере протекания и длительности переходного возраста сказываются и половые различия. Так, для девочек он наступает на пару лет раньше и проходит не так остро, при этом длится меньшее количество времени. У мальчиков переходный возраст занимает большее количество лет и проходит гораздо острее, активнее.

ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН

Чем отличаются маленькие дети от детей взрослеющих? Первые находятся на особых правах среди других членов семьи, закрепляющих за ними детские поведенческие реакции. Что это такое? Все очень просто: маленькие дети избавлены от необходимости принимать решения, над ними не довлеют обстоятельства, никто не станет требовать от малыша разумных действий, основанных на логике, они не отдают себе отчета в причинно-следственной связи своих действий, а также происходящих вокруг них событий, маленьким детям прощаются легкие капризы и шалости.

Иное дело подростки, которым приходится отвечать за свои действия, а это, оказывается, так трудно. Время, когда все было понятно и устойчиво - это я, это мои мама и папа, это мои игрушки, - уже ушло, и случилось это как-то внезапно. Изменилось все, но при этом обрисовать эти изменения в деталях не получается. Рядом те же любящие родители, но они, увы, не помогут решить множество по-настоящему важных для подростка вопросов, связанных с его личной жизнью (отношения со сверстниками, учителями и т.д.). И любимые игрушки (пускай теперь это мобильные телефоны и компьютеры) больше не могут быть центром твоей маленькой вселенной - оказывается, вокруг большой мир, в котором то и дело что-то происходит. Но, конечно, основные трудности приходятся на поиски своего «Я». Кто я такой? Я смелый или застенчивый? Сильный или слабый? Крутой или ботаник? Умный или глупый? Кто ответит на эти вопросы? Учителя рассказывают об иксах и игреках, хлоропластах и химических элементах, орфографических правилах и законах, по которым образовываются космические тела, но ответа на то, что действительно важно, в школе не получишь. С этими вопросами можно обратиться к родителям, главное, чтобы они не отделались шуткой, поняли всю актуальность спрашиваемого, отнеслись к взрослеющему сыну или дочери как к равному - то есть взрослому человеку, проходящему нелегкий этап изменений.

Ритуальное взросление

Если обратиться к опыту, накопленному человечеством за все время его существования, то можно увидеть, что переходный возраст как грань, за которой заканчивается детство и начинается взрослая жизнь, отмечен всеми народами и цивилизациями, на какой бы ступени развития они ни стояли.

Так, в племенах, которые находятся на первобытной стадии развития, взрослеющих юношей и девушек подвергают целому ряду ритуальных действий. Известно, что у североамериканских индейцев мальчики-подростки проходили посвящение в охотники, или воины, которое сопровождалось выполнением самых разных (зачастую довольно сложных) заданий и умышленным нанесением серьезных ран и т.д.

Аборигены Австралии и поныне устраивают для своих подростков состязания и посвящения во взрослую жизнь, посмотреть на которые сходится все племя. Взрослеющие дети должны показать, что знакомы с преданиями своего племени, пролезть через шкуру убитого животного (что символизирует новое рождение), продемонстрировать свои трудовые навыки и т.д.

По свидетельствам археологов и этнографов, среди славянских народов бытовал обычай отдавать своих взрослеющих сыновей в специальные мужские дома, находившиеся далеко от деревни, в чаще леса. Там они жили порой до 5-7 лет, набираясь опыта под началом старшего.

ЭТАПЫ РОСТА

Подростковый возраст - это время активного роста и развития половых признаков. Он характеризуется ростом количества выработки целого ряда гормонов. Также окончательное развитие в этот период получают все внутренние органы и системы. Остановимся на этом вопросе подробнее.

Взрослеющие мальчики

У мальчиков начало и скорость полового созревания колеблются в довольно широких пределах. Но чаще начало приходится на 12-14 лет.

  • 10-11 лет отмечается увеличение размера яичек и полового члена;
  • 11-12 лет становится заметна пигментация мошонки и начало оволосения лобка;
  • 12-13 лет рост волос на лобке увеличивается, происходит дальнейшее увеличение полового члена и яичек;
  • 13-14 лет начинается мутация голоса, появляются волосы в подмышечной области, на верхней губе, происходит развитие мускулатуры;
  • 15-17 лет формирование скелета и мускулатуры постепенно подходит к заданному природой уровню.

В целом можно сказать, что вчерашний мальчик возмужал и окреп. У него проявляется растущий интерес к противоположному полу, к нюансам в общении, проявляется сексуальная активность. Становятся актуальными вопросы внешности - мальчики могут проводить много времени у зеркала.

На поведенческом уровне: футбол становится менее интересен, чем свидания, «чисто мужские компании» охотно принимают в свою среду девочек, наступает время флирта и влюбленностей.

Взрослеющие девочки

Как правило, девочки начинают ощущать наступление периода полового созревания раньше мальчиков.

  • 8-10 лет уже заметны округление бедер и ягодиц, расширение таза;
  • 9-10 лет около сосковый кружок начинает выступать над кожей груди;
  • 10-11 лет появляются первые волосы на лобке и в подмышечных впадинах, отмечается дальнейшее развитие молочных желез;
  • 11-12 лет может наступить первая менструация;
  • 15-16 лет менструации становятся регулярными, наблюдается дальнейшее оволосение лобка и подмышечных впадин. Одновременно с половым созреванием происходит усиленный рост организма. Пик скорости роста в среднем выпадает на 12 лет и может достигать 9 см в год;
  • 16-18 лет наступает постепенная остановка роста.

Вчерашняя девочка становится все более женственной - плавные движения, мягкая улыбка, изящные жесты. Ее чрезвычайно занимают вопросы внешности: красива ли она? Шатенка или все-таки блондинка? Украшает или, напротив, уродует ее эта родинка над губой?

Так же, как и у мальчиков, у девочек начинает проявляться интерес к противоположному полу. Девичникам предпочитаются компании, в которых есть мальчики. Назначаются свидания, начинаются флирт и влюбленности.

ЗДОРОВЬЕ ПОДРОСТКА

Состояние внутренних органов и систем подростка во многом имеет свои особенности, отличаясь как от физиологических особенностей ребенка, так и от физиологических особенностей взрослого человека. Это нужно учитывать.

Костно-мышечная система

В переходном возрасте в основном завершается формирование костной ткани. Для того чтобы этот процесс проходил без патологий, подросток должен получать с пищей более значительное, чем взрослый и ребенок, количество кальция - это важно для пропорционального увеличения массы и плотности кости.

Мышечная ткань в период полового созревания также претерпевает изменения, в основном за счет интенсивного роста. У девушек показатели мышечной силы достигают уровня взрослых женщин к 14-15 годам. У парней мышечная сила значительно увеличивается в возрасте 14 лет, но достигает взрослого уровня позже, чем это происходит у девушек.

На заметку родителям: в подростковом возрасте недостаток кальция и витамина D может отражаться на силовых возможностях мышц.

Кстати, знаете почему подростки порой выглядят угловатыми, неловкими, даже неповоротливыми? На фоне быстрого роста костно-мышечной ткани может отставать развитие координации движений. Со временем это проходит.

Нервная система

У части подростков возбуждение нервных процессов преобладает над торможением. Именно поэтому реакция на устную информацию бывает замедленной или неадекватной.

У многих взрослеющих детей также бывают проблемы с запоминанием информации. Особенности нервной системы зачастую являются причиной того, что ребенок страдает повышенной возбудимостью, выдает бурные эмоции на минимальные стрессовые ситуации, хуже учится. Настаивать на отличных оценках, ругая подростка за плохую успеваемость, не стоит - это ни к чему хорошему не приведет. Лучше помочь сыну или дочери справляться с домашними заданиями, посоветовав удобный режим труда и отдыха, подсказав, как оптимизировать учебный процесс.

Иммунная система

Иммунная система , обеспечивающая устойчивость организма к внешним воздействиям, по представлениям современных медиков, имеет пять критических периодов развития. Пятый период приходится на подростковый возраст и отмечается у девочек в 12-13 лет и у мальчиков в 14-15 лет. Гормональная перестройка, а также факторы внешней среды могут приводить к снижению адаптационных возможностей иммунной системы у подростков, что является причиной возникновения многих (в том числе и хронических) заболеваний. На практике это означает, что родители вновь сталкиваются с заболеваниями, которые, как им казалось, дети «оставили» в детсадовском возрасте, а также с помощью врачей диагностируют у ребят новые болезни.

Сердечно-сосудистая система

Деятельность сердца и сосудов в подростковом периоде также имеет свои особенности, в значительной мере связанные с изменением гормонального статуса и нервной системы. В период полового созревания происходит интенсивный рост сердца в длину, ширину, увеличивается объем его полостей. Меняются уровни артериального и венозного давления, ритм сердечных сокращений. Благодаря этому подростки часто испытывают неприятные ощущения в области сердца (боли, чувство давления, учащенное сердцебиение), они страдают повышенной утомляемостью, склонностью к обморочным состояниям.

Органы дыхания

Еще одна причина подростковых обмороков кроется в особенностях органов дыхания взрослеющих мальчиков и девочек. В переходном возрасте происходит интенсивное развитие грудной клетки, дыхательных мышц, рост легких. Перестройка органов дыхания призвана лучше обеспечивать растущий организм кислородом. Недостаток последнего очень чувствителен для подростков, которые испытывают трудности с дыханием в плохо проветриваемых помещениях и при интенсивных занятиях спортом. При этом юные девушки хуже, чем юноши, адаптируются к недостатку кислорода.

Органы пищеварения

В подростковом возрасте завершается развитие пищеварительной системы. К 10-11 годам - желудок, к 11-13 годам - слюнные железы и пищевод становятся такими же, как у взрослого человека. Чуть позже завершается формирование желчевыделительной системы.

Есть у органов пищеварения подростков свои особенности. В первую очередь это их ранимость и нестабильность. При эмоциональном или физическом напряжении, при пренебрежении режимом питания нередко возникают и прогрессируют гастроэнтерологические заболевания.

Чем болеем?

НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Обращая внимание на этапы физического развития взрослеющих детей, довольно часто упускается из вида тот факт, что и нервно-психическая система у подростков несовершенна и проходит свои этапы становления. При этом развитие психических функций осуществляется последовательно, усложняясь от уровня к уровню.

Так, для маленьких детей характерно образное мышление, а в подростковом возрасте на смену образному мышлению приходит мышление абстрактное. Постепенно мыслительные процессы становятся все более самостоятельными, активными и творческими. Обратите внимание на слово «постепенно» - оно является ключевым. Подростки могут проявлять настойчивость и целеустремленность в какой-то период, затем словно бы возвращаться назад в детство и не обнаруживать этих качеств. То есть для них характерно попеременное проявление полярных свойств психики: целеустремленность и настойчивость могут сочетаться с импульсивностью и неустойчивостью, повышенная самоуверенность и безапелляционность в суждениях - сменяться неуверенностью в себе, а возвышенность чувств может уживаться с циничностью и враждебностью.

Родителям нужно это учитывать и не требовать от взрослеющего ребенка последовательности. Становление характера делает психику уязвимой и сверхчувствительной, а переход от опекаемого детства к самостоятельности обнажает слабые стороны личности. Самое плохое, что могут сделать в этой ситуации мамы и папы, - это укорять подростка в том, то он «слаб, несамостоятелен, глуп». Дети - даже взрослеющие - очень внушаемы. Напротив, стоит объяснить ребенку, что проявление тех или иных слабостей или принятие не самых умных решений - это естественное положение вещей. Все ошибаются (в том числе и взрослые люди), а для подростка, не имеющего жизненного опыта, ошибки - это более чем естественно.

Основные этапы психического развития:

Младший подростковый возраст характеризуется повышенной возбудимостью и сложными эмоциональными переживаниями (появление страхов, мнительность и т.д.).

Среднему подростковому возрасту присуща непредсказуемость, неадекватное поведение.

Старший подростковый возраст характеризуется более устойчивыми эмоциональными реакциями.

Новые роли

Подросток все чаще начинает осознавать себя не ребенком, а в большей степени взрослым. Он примеряет на себя различные жизненные ситуации и в своем воображении играет в них «взрослые роли». Но сыграть их в жизни ему удается не всегда - чрезмерно бдительные и опекающие его родители этого не допускают. Отсюда конфликты, проходящие под лозунгами: «меня не понимают!», «мне не дают жить!».

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

Мы поговорили о физиологическом и психическом развитии детей переходного возраста. Надеемся, что теперь родители будут понимать потребности своих взрослеющих детей гораздо лучше. Но остается открытым главный вопрос: как справиться со всеми этими особенностями подростков? Стиснув зубы, терпеть вспышки гнева и бурные проявления эмоций?! Молча наблюдать, как твой ребенок отдаляется от тебя, стараясь самоутвердиться в компании подзадоривающих его сверстников - мол, смотрите, друзья, я уже не маменькин сынок?! Махнуть рукой на успеваемость сына или дочери - пусть делает, что хочет?!

Конечно же, нет! Психологи сформулировали ряд рекомендаций, которые позволят не только сохранить прежние доверительные отношения с взрослеющим ребенком, но и стать ему лучшим другом, преодолев возможное недоверие и даже враждебность.

Смещение акцентов

Мнение родителей не обсуждается - оно выполняется! Когда ребенок был маленьким, он не имел ничего против этой аксиомы. Но теперь все по-другому. Стремящийся к самостоятельности подросток едва ли станет безоговорочно следовать вашим указаниям. Смените тон с приказного на дружеский.

Не раздавайте приказов - вместо этого попробуйте давать аргументированные советы. Многие родители допускают одну и ту же ошибку: они настаивают на своем, утверждая, что у них больше опыта, а потому им видней. Опыта у родителей, что и говорить, много. Но не стоит пользоваться им как оружием. В воспитательном процессе противопоставление сил и позиций, конфронтация и давление не принесут ничего хорошего. Так что сделайте опыт союзником - вашим и вашего ребенка - в решении сложных жизненных вопросов.

Понять и принять

Конечно, самое главное во взаимоотношениях с ребенком - это взаимопонимание. Установить его легче с ребятами младшего подросткового возраста. Однако дети среднего и старшего подросткового возраста также пойдут с вами на контакт, если вы проявите инициативу и настойчивость.

Ну а для взаимопонимания необходимо проводить вместе свободное время, много разговаривать, обсуждать проблемы и успехи, делиться чувствами. Ваши сын или дочь не собираются впускать вас в свой внутренний мир? Начните с себя: впустите их в свой. Расскажите о том, что происходит у вас на работе, поделитесь мнением по поводу своих друзей, коллег, знакомых, пригласите ребенка разделить ваши интересы (вместе сходите в кино, например). Сколько времени в неделю вы проводите со своими детьми? По данным социологических опросов, большинство родителей в среднем посвящают детям не более 1,5 часа в неделю! И как сюда втиснуть разговоры по душам, походы в театр и на природу, чтение книг и другие общие дела? Конечно, это не вина, а беда большинства родителей, которые вынуждены проводить на работе весь день, чтобы пополнить бюджет семьи. Но дети не должны быть предоставлены самим себе.

Долой маски

Очень важно быть искренним в проявлении интереса к внутреннему миру и к делам подростка. Дети остро реагируют на фальшь. Родители могут навсегда потерять доверие подростка, если будут только притворяться заинтересованными его делами, а на практике постараются использовать его откровения в своих целях (например, чтобы как-то отреагировать на неприятную им ситуацию, что-то запретить и т.д.) Научитесь принимать и даже любить мир, в котором живет ваш подросток, поставьте себя на его место, и вы сможете добиться его доверия. Стоит сказать, что подростки часто меняют и свои интересы, и свои взгляды. Под это придется подстраиваться, культивируя в себе гибкую позицию и уважая любые проявления личности взрослеющего человека.

Признать ошибки

Если вы уже наделали ошибок в воспитании подростка, то не бойтесь их признать. Сначала перед самим собой, а потом и перед ребенком. Авторитет вы от этого не потеряете - напротив, он возрастет: ведь проговорить свои ошибки способны только сильные люди. Объясните, почему вы поступали так, а не иначе, приведите аргументированные доводы. Расскажите о том, какова ваша нынешняя позиция в отношении сына или дочери. Спросите, согласен ли он с ней. Почему да или почему нет? Внимательно выслушайте ответ. Не исключено, что и ребенок признается вам в том, что не всегда был прав (можно аккуратно подвести его к этой мысли), и дело закончится взаимным прощением и примирением.

Компромисс

Иногда взаимные обиды не так легко преодолеть. Но если подросток демонстративно не ищет взаимопонимания с родителями, не стоит думать, что он в нем не нуждается. Дети тяжело переживают одиночество во время переходного возраста.

Сделайте первый шаг.

Пойти на компромисс взрослому человеку гораздо легче, чем ребенку.

Родительское собрание на тему: «Как родители могут помочь своему ребёнку хорошо учиться»

Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности учащихся.

Расширять объём знаний родителей о формах и методах решения возникших проблем с детьми;

Убедить родителей, что соблюдение режима дня – важнейшее условие успешной учёбы ребёнка;

Выработать совместную программу действий по стимулированию познавательной деятельности учащихся.

Форма проведения: круглый стол.

Перед родительским собранием проводится опрос детей и родителей:

Легко ли быть учеником?

Чтобы учение было успешным…

Что обеспечивает успех урока?

Почему мы хотим, чтобы ребёнок хорошо учился?

Что способствует повышению успеваемости дома?

Заранее проводится анкетирование родителей:

1. Поддерживаете ли своего ребёнка в учебной деятельности?

2. Говорят ли с вами дети «по душам», советуются ли по проблемам?

3. Назовите самый любимый и самый сложный для вашего ребёнка учебные предметы.

4. Часто ли вы обсуждаете с ребёнком его учёбу?

5. Назовите, какой предмет в школьные годы был самым любимым у вас и вашего мужа (жены)?

6. Назовите, что в течение последней недели читали вы и ваш муж (жена)?

7. Назовите, что читал в течение последней недели ваш ребёнок (или, что читали ему вы)?

8. Обсуждаете ли вы со своим ребёнком прочитанные книги, газеты, телепередачи?

9. Наказываете ли вы своего ребёнка за промахи в учёбе?

10. Любит ли ваш ребёнок учиться?

Ход собрания

    Вступительное слово учителя:

Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас на нашей встрече. Сегодня мы предлагаем вам вступить в диалог о проблемах младших школьников. Как помочь детям хорошо учиться? На эти и другие вопросы мы попробуем ответить на сегодняшнем собрании.

    Родительский практикум-игра «Корзина чувств»

Каждый из нас, встречая на своём пути что-то новое, не всегда сразу справляется с возникающими трудностями. Также и наши первоклашки.

Как только ваш ребёнок переступил школьный порог, в вашей душе. В вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили всё ваше существование (так же, как у вашего ребёнка). Опустите руку в корзину и возьмите «чувство», которое вас переполняет.

(Родители называют переживаемые ими чувства. Задание позволяет выявить трудности и проблемы в семьях, обсудить эти проблемы в ходе собрания).

А сейчас посмотрим видеоматериал о том, какие чувства переполняли ваших детей, когда они пошли в 1 класс.

(Включается видеозапись высказываний детей о чувствах, которые они испытывали, идя в 1 класс)

    Лекция «Как помочь ребёнку хорошо учиться».

Почти все дошкольники хотят пойти в школу. Они хотят учиться, трудиться, подражать взрослым. Но обучение в школе – один из наиболее сложных моментов в жизни детей как в социально-педагогическом, так и в физиологическом плане. Это не только новые условия жизни и деятельности – это и новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе. Это очень напряжённый период, потому что школа ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Возрастает удельный объём нагрузок. Именно эта нагрузка является наиболее утомительной. Адаптация ребёнка к школе происходит не сразу. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Не день, не неделя требуются для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Большинство детей в основном готовы к школе. Желание новизны, готовность к выполнению стоящих перед ним задач помогают ребёнку: принять требования учителя, касающиеся его поведения, отношений со сверстниками; подчиняться новому режиму дня, распорядку занятий, несмотря на то, что выполнение многих правил достаточно трудно. «Дети активные существа…А если это так, то следует создать им организационную среду, только не такую, которая грозит им пальцем, напоминает о последствиях, читает морали, а такую, которая организовывает и направляет их деятельность» (Ш.Амонашвили). Учебная деятельность носит коллективный характер, именно поэтому ребёнок должен обладать определёнными навыками общения со сверстниками, умением вместе работать. При этом положительные эмоции, которые ребёнок испытывает при общении со сверстниками, во многом формируют его поведение, облегчают адаптацию к школе. Одна из основных задач, которые ставит перед ребёнком школа – это необходимость усвоения им определённой суммы знаний, умений, навыков. Несмотря на то, что общая готовность учиться(желание учиться) практически одинакова у всех детей, реальная готовность к обучению очень различна. Поэтому, у ребёнка с недостаточным уровнем интеллектуального развития, произвольного внимания, воли и других качеств, необходимых при обучении, будут трудности. Но многие родители знают по опыту, что со временем, начиная со 2 класса, интерес к учёбе пропадает. Почему это происходит? Одна из существенных причин состоит в том, что с каждым годом требуется всё больше усилий для выполнения всех школьных заданий. Большинство детей справляется с растущими требованиями. У некоторых возникают пробелы в знаниях. У третьих нет успехов, хотя они стараются. Заметив первые тревожные признаки. Родители должны сразу посоветоваться с учителем, что делать. Если отставание растёт, дети из-за неудач теряют интерес к учёбе и интерес к школе вообще. При возникновении таких трудностей в учёбе очень важно создать атмосферу оптимизма. Надо сказать ребёнку: «Ты справишься» и вместе с ним подумать о том, как лучше усвоить материал. Это куда полезней, чем ругать его за плохие отметки. Вместе с тем бывает необходимо принять конкретные меры: повторить основы, позаниматься дополнительно. Большинство детей испытывают радость от преодоления трудностей, чувство удовлетворения от того, что они справились. Если ребёнок не может сконцентрировать свои силы на учёбе, необходимы специальные упражнения. Но они должны быть разумными. Не надо без конца повторять одно и тоже плохо выученное задание. Ребёнок должен просто справиться с программой, а школьные требования таковы, что любой здоровый ребёнок при известном прилежании может их выполнить. Конечно, хотелось бы, чтобы ребёнок в школе развил по возможности свои способности. Но всё же будут дети, которые при всём своём старании не становятся лучшими учениками в классе. Их способности и таланты лежат, возможно, в тех областях, которых школьные занятия просто не касаются. Что же делать вам, родителям? Ни в коем случае не предъявлять к детям чрезмерные требования. Ребёнок не понимает требований, которые вы ему предъявляете. Ему постоянно твердят о том, что он должен быть умным, соответствовать каким-то родительским желаниям, часто не учитывающим ни их возраст, ни индивидуальные возможности. Ребёнка с малых лет включают в мир ценностных ориентаций, принятых среди взрослых людей. Престижные установки и ожидания должны обязательно присутствовать у всех родителей. Но для правильного развития ребёнка пагубен как чересчур завышенный, так и заниженный уровень притязаний. Завышенный подавляет, гасит природную любознательность детей, а заниженный не стимулирует их развитие. А если принять во внимание эмоциональное состояние детей, то в том и в другом случаях дети испытывают дискомфорт, у них развивается чувство тревожности, неуверенности в себе и в родительской любви, острой нехватки ласки, тепла, внимания. Поэтому вместе с учителем нужно постараться определить, в каких областях дети могли бы достичь большего, помочь им утвердиться им на этом поприще. Надо хвалить за каждый. Даже самый скромный успех. Если дети полностью теряют интерес к учёбе, становятся упрямы, то большей частью от того. Что никто не заметил и не оценил их маленькие успехи, отставание не было вовремя замечено и устранено, а неудачами их постоянно попрекали. Они плохо чувствуют себя в школе, даже если учитель к ним внимателен. Они постоянно сравнивают себя с одноклассниками, им кажется, что из-за плохой успеваемости их меньше уважают. Родители должны найти все пути для самоутверждения ребёнка. И здесь помогут успехи в других областях, например, в работе по дому или в саду. И как часто дети, у которых были трудности в учёбе, потом прекрасно проявляли себя в профессиональной деятельности. Нередко признание успехов в практической области способствует пробуждению интереса к теоретическому знанию. Нормально, если ребёнок не ко всем предметам проявляет одинаковый интерес. Нельзя терпеть полное отсутствие интересов у ребёнка. У родителей всегда есть возможность убедить детей в том, что знания, полученные ребёнком в школе, могут пригодиться им дома. Дети осознают необходимость и полезность учения и тогда, когда мы связываем школьные знания с интересными для детей профессиями или с их любимыми занятиями. Когда дети выполняют домашние обязанности, они заслуживают похвалы и уважения. В то же время у вас есть возможность указать детям на то, что при изучении не особенно интересных предметов они могут так же старательны. Поэтому необходимо дома отдавать должное любому успеху в учёбе. Кроме того, решающую роль играет и отношение родителей к учёбе, их пример (курсы повышения квалификации). Необходимо терпение, доброжелательность, внимание. И так должно продолжаться всю жизнь, потому что наша готовность обсуждать с детьми их проблемы есть предпосылка того, что они сохранят своё любопытство. Наше терпение, доброжелательность каждый раз заново будут вызывать доверие у детей. Чтобы отношения в семье были стимулом к познанию. Вы должны задуматься: как создать в семье благоприятную для учёбы атмосферу, исполненную оптимизма и терпения, но в тоже время и последовательной требовательности? Как помочь ребёнку хорошо учиться?

Помощь родителей идёт в трёх направлениях:

Родители организуют режим дня;

Проверяют домашние задания;

Приучают детей к самостоятельности.

Соблюдение режима помогает ребёнку справиться с учебной нагрузкой, способствует укреплению его здоровья, защищает его нервную систему от переутомления. У 20% детей слабое здоровье является основной причиной неуспеваемости в начальных классах.

При планировании учебной работы школьника и других его обязанностей по дому, свободных занятий родители должны иметь в виду, что всему должно быть отведено определённое время. Конечно, иногда приходится просить сына или дочь помочь в чём-то, когда эта помощь необходима независимо от привычного распорядка дня. Но нельзя это делать постоянно, не считаясь с тем, чем сейчас занимается ребёнок. Нередко бывает так: только школьник разложил книги, сел за уроки, как его посылают в магазин. Начал мальчик читать интересную книгу – просят полить цветы, села девочка за вышивку, только начала работать – её посылают погулять с младшим братом.

В зависимости от типа нервной системы ребёнка такое переключение может происходить быстрее или медленнее. Дети с подвижным типом нервной системы легче справляются с задачей переключения с одного вида деятельности на другой, а медлительные испытывают при этом особые трудности. Младший школьник в силу своих возрастных особенностей ещё не умеет быстро переключаться с одного дела на другое. Чтобы бросить одно дело, на которое он настроился, и приступить к другому, ребёнку приходится преодолеть естественное внутреннее желание настоять на своём и не выполнять просьбы родителей. В результате появляется общее недовольство, чувство огорчения.

Иногда внутреннее нежелание, связанное с трудностью переключения, проявляется в грубости. На предложение матери или отца выполнить неожиданное поручение ребёнок вдруг говорит: «Не пойду я никуда. Всегда, как только я начну что-нибудь интересное, так обязательно другое заставят делать». Родители должны дать ребёнку время на то, чтобы перестроиться, психологически подготовиться к новому делу. Напр., дочка читает книгу, а её необходимо послать в магазин. Мать говорит дочери: «Галя, как только дочитаешь страницу. Надо будет пойти в магазин. Вот я тебе деньги положила». Или сыну: «Заканчивай делать примеры. Через 10минут будем накрывать на стол».

Всякое необоснованное переключение ребёнка с одного дела на другое (если это стало обычным в семье) вредно тем, ребёнок вынужден бросать начатую работу, не закончив её. Если это войдёт в систему, то у школьника будет воспитана плохая привычка - не доводить начатое дело до конца.

Все эти факты важно учитывать родителям детей младшего школьного возраста, у которых начинает формироваться отношение к своим обязанностям, урокам, общественным поручениям, к труду.

Режим предусматривает обязательное пребывание детей на свежем воздухе. Родители не должны нарушать этого требования. Т.о., родители должны понять, что их главная задача – помощь ребёнку мл.школьного возраста в организации свободного времени дома. Организованный, усидчивый и внимательный ребёнок будет хорошо работать на уроке.

Родителям необходимо контролировать выполнение дом.заданий школьниками. Прежде всего. Необходимо постоянно следить за записями дом.заданий в дневнике. После этого важно проверить сам факт выполнения домашнего задания. А затем просмотреть и правильность его выполнения. Взрослые заметили ошибку в тетради – не надо спешить показывать, где она. Ребёнок должен приучаться к самоконтролю. Сначала надо сказать: «Ты неправильно решил пример. Вспомни, как ты проверял решение таких примеров в классе. Каким способом можно проверить. Есть у тебя ошибка или нет?» и только в крайнем случае прямо показать, где допущена ошибка.

Нередко родители, помимо заданий учителя, нагружают своего ребёнка дополнительными (необходимыми по их мнению) учебными занятиями. У таких родителей ребёнок выполняет сначала задания на черновике, потом переписывает его в чистую тетрадь. Если учитель задаёт на дом 2 столбика примеров, родители заставляют выполнить 4 – лучше будет знать! Причём всё это делается за счёт свободного времени. Ребёнок переутомляется, быстро устаёт и нередко начинает учиться не лучше, а хуже. Он теряет интерес к учению, которое становится для него тяжким неинтересным трудом. Дорогие родители, если вы даёте дополнительные задания своему ребёнку, то, пожалуйста, согласовывайте с учителем количество и содержание их.

Иногда дети стремятся, придя из школы, сразу же сесть за уроки. Это стремление поощряют некоторые родители. У детей такое желание вызвано неумением их переключаться с одного вида деятельности на другой. Правильный распорядок дня требует, чтобы после школы ребёнок отдохнул, погулял и только после этого начал делать уроки. В первом классе за уроками дети сидят не более 1 часа. Долго сидеть за уроками – не значит хорошо их приготовить. Бесконечное сидение за уроками объясняется неустойчивостью внимания детей, неумением сосредоточиться на одном предмете. Напр., написал ребёнок строчку и начинает вспоминать, что было сегодня в классе, опять вернётся к письму, вновь отвлечётся – начнёт чинить карандаш…Это отражается на качестве выполнения задания. Чтобы приучить ребёнка к усидчивости, родители ставят перед ним задачу – уложиться в определённое время, ставят перед ним часы; он же, глядя на часы, учится распределять свои занятия по времени.

Не все дети одинаково развиваются, отдельные дети даже в 1 классе слабо усваивают учебный материал, начинают отставать. Этот недостаток мог бы быть преодолён со временем, однако некоторые родители, проявляя большое нетерпение, часами сидят с ребёнком, буквально вдалбливая в его голову урок. Раздражаясь, начинают кричать на ребёнка, называть его тупицей. В результате дело идёт ещё хуже, ребёнок начинает ненавидеть учение, а иногда и школу, как виновницу своих неудач. Терпение родителей, доброжелательный тон – важное условие успешной помощи ребёнку в учении.

Главная задача родителей – проконтролировать, когда ребёнок сел за уроки, всё ли сделал, подсказать, где искать ответ на вопрос, но не давать готового ответа, воспитывая у детей самостоятельность.

    Никогда не называйте ребенка бестолковым и т.п.

    Хвалите ребенка за любой успех, пусть даже самый незначительный.

    Ежедневно просматривайте без нареканий тетради, дневник, спокойно попросите объяснения по тому или иному факту, а затем спросите, чем вы можете помочь.

    Любите своего ребенка и вселяйте ежедневно в него уверенность.

Не ругайте, а учите!

Правило первое: не бей лежачего. “Двойка” - достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, и дома от своих родителей он ждет спокойной помощи, а не новых упреков.

Правило второе: не более одного недостатка в минутку. Чтобы избавить ребенка от недостатка, замечайте не более одного в минуту. Знайте меру. Иначе ваш ребенок просто “отключится”, перестанет реагировать на такие речи, станет нечувствительным к вашим оценкам. Конечно, это очень трудно, но по возможности выберите из множества недостатков ребенка тот, который сейчас для вас особенно переносим, который вы хотите ликвидировать в первую очередь, и говорить только о нем. Остальное же будет преодолено позже либо просто окажется несущественным.

Правило третье: за двумя зайцами погонишься... Посоветуйтесь с ребенком и начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Здесь вы скорее встретите понимание и единодушие.

Правило четвертое: хвалить - исполнителя, критиковать - исполнение . Оценка должна иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. В ваших силах помочь ему отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к личности надо похвалу. Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым. Если благодаря такой вашей похвале ребенок начнет уважать себя за эти качества, то вы заложите еще одно важнейшее основание желания учиться.

Правило пятое: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами. Не надо сравнивать ребенка с успехами соседского. Ведь даже самый малый успех ребенка – это реальная победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.

Правило шестое: не скупитесь на похвалу . Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить. Выделить из потока неудач крошечный островок, соломинку, и у ребенка возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение. Ведь родительские: “Не сделал, не старался, не учил” порождает Эхо: “не хочу, не могу, не буду!”

Правило седьмое: техника оценочной безопасности . Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. Здесь не годится глобальная оценка, в которой соединены плоды очень разных усилий ребенка – и правильность вычислений, и умение решать задачи определенного типа, и грамотность записи, и внешний вид работы. При дифференцированной оценке у ребенка нет ни иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи. Возникает самая деловая мотивация учения: “Еще не знаю, но могу и хочу знать”.

Правило восьмое: ставьте перед ребенком предельно конкретные цели . Тогда он попытается их достигнуть. Не искушайте ребенка невыполненными целями, не толкайте его на путь заведомого вранья. Если он сделал в диктанте девять ошибок, не берите с него обещания постараться в следующий раз написать без ошибок. Договоритесь, что их будет не более семи, и радуйтесь вместе с ребенком, если это будет достигнуто

Анкетирование родителей:

    Поддерживаете ли вы своего ребёнка в учебной деятельности?

    Говорят ли с вами дети «по душам», советуются ли по проблемам?

    Назовите самый любимый и самый сложный для вашего ребёнка учебные предметы.

    Часто ли вы обсуждаете с ребёнком их учёбу?

    Назовите, какой предмет в школьные годы был самым любимым у вас и у вашего мужа (жены)?

    Назовите, что в течение последней недели читали вы и ваш муж (жена)?

    Назовите, что читал в течение последней недели ваш ребёнок?

    Обсуждаете ли вы со своим ребёнком прочитанные книги, газеты, телепередачи?

    Наказываете ли вы своего ребёнка за промахи в учёбе?

    Любит ли ваш ребёнок учиться?

Вот и подошли к концу такие длительные, но насыщенные летние каникулы. Дети снова идут в школу, а родители уже предвкушают новые успехи и опасаются новых разочарований. Какую-то часть полномочий по воспитанию подрастающего поколения можно переложить на плечи учителей. Однако в школе дети проводят не более 6 часов, и это без учета выходных. А это означает, что большая часть воспитательного процесса по-прежнему закреплена за родителями. Согласно исследованиям Бригама Янга, сотрудника университета штата Северной Каролины, успеваемости ребенка в большей степени способствует участие родителей. Заслуги школы в этом факторе отходят на второй план.

Если вы не знаете, как помочь своему чаду преуспеть и повысить успеваемость, прислушайтесь к мнению учителей, которые дадут вам подробную инструкцию. Примите эти советы к сведению.

Совместные ужины

Нет ничего лучше для сближения и обмена информацией, чем совместные семейные трапезы. За столом дети и родители в неформальной обстановке доверяют друг другу свои секреты, делятся переживаниями и мечтами. Поедая пищу, дети рассказывают о том, как прошел их день. И плохие, и хорошие новости за столом становятся достоянием всего семейства. А это значит, что мы должны воспользоваться этим уникальным шансом, чтобы иметь лучшее представление о жизни детей. Постоянное общение - вот один из ключей к успеху ребенка.

Станьте хорошим примером для подражания

Вы не можете заставить своего отпрыска читать, пока не покажете ему пример. Проводите вечера не перед телевизором, а с книгой в руках. Если же вы хотите улучшить у малыша навыки письма, начните переписку, взяв в руки лист и бумагу (как в старые добрые времена). Оставляйте для него записки с пожеланиями и указаниями. Ему обязательно захочется вам ответить. Ну а если вы хотите, чтобы ребенок подтянул математику, прекратите сообщать о том, что в детстве ненавидели этот сложный предмет.

Не ожидайте от ребенка совершенства

Многие родители много и кропотливо работают, обеспечивая материальный достаток семьи. Именно поэтому у них остается слишком мало времени на то, чтобы посвятить его занятиям с детьми. Занятые мамы и папы не могут проконтролировать выполнение домашних заданий, пускают процесс учебы на самотек либо нанимают частных репетиторов.
Самое лучшее, что можно сделать в этой ситуации, - отказаться от чрезмерно завышенных ожиданий. Если вы не можете контролировать выполнение домашних заданий, не имеете возможности передать малышу свой опыт, он вынужден работать в одиночку. Не ожидайте от него совершенства, ведь вы не можете уделить ему элементарное внимание или дать совет. Скорее всего, малыш никогда не приблизится к вашему идеалу.

Удалите детей от гаджетов

Сделайте так, чтобы мобильные телефоны и компьютеры не занимали в жизни ваших отпрысков ведущее место. Не знаете, чем занять свободную минутку? Читайте книги вслух, читайте про себя, попросите детей почитать вам. Формирование привычки чтения как ключ к достижению успеха - это самый популярный ответ среди опрошенных учителей. Кроме того, поощряйте желание малышей ходить на прогулки или заниматься исследовательской деятельностью.
Пусть они не просто играют на улице, но и анализируют природные явления. Эта статистика прекрасно характеризует нашу сегодняшнюю жизнь: подростки до 11 часов проводят перед экранами электронных устройств. И это пугает многих педагогов и психологов. Это должно пугать и вас. Ребенок, оставшийся в одиночестве, должен развивать навыки своего пытливого ума, а не водить пальцем по экрану.

Не позволяйте детям лениться

Убедитесь, что ребенок сделал домашнюю работу. Если вы пустите выполнение заданий на самотек, у малыша выработается лень.

Держите обратную связь с педагогами

Дети родителей, которые не пропускают ни одного собрания, чаще всего имеют хорошую успеваемость. Некоторые мамы и папы не имеют привычки держать обратную связь с педагогами. Однако если оставаться в неведении, вы никогда не узнаете о том, что ребенок столкнулся с определенными трудностями. Ведь с точки зрения малыша все может быть беззаботным и радужным. Поэтому реагируйте на звонки, проверяйте сообщения в электронном ящике и обязательно ходите на собрания. Если же ребенок начинает рассказывать о том, что ему «ничего не задали», скорее всего, это не так. Учителя всегда дают задания на дом. Просто поинтересуйтесь у педагога.

Работайте на стороне учителя, а не против него

Убедитесь в том, что ваш ребенок осведомлен о совпадении ваших принципов и требований учителя. Вы должны находиться с педагогом на одной волне, если дело касается дисциплины, успеваемости, социального и эмоционального здоровья. Ребенок не должен думать, что родители будут против требований, которые предъявляются в школе.

Поощряйте социальное взаимодействие

Еще одной составляющей успешного человека является умение взаимодействовать в социальной среде. Поэтому поощряйте общение с другими детьми, не отказывайте в просьбе сходить погулять или пригласить одноклассника в гости.
Даже через ссоры и конфликты малыши учатся договариваться и прощать обиды. Не поощряйте электронную переписку или телефонные звонки. Лучше, если контакт будет установлен с глазу на глаз.

Привлекайте ребенка к ответственности

Не имейте привычки оправдывать малыша за проступки. Наказания учат его поступать впредь должным образом.

Больше доверяйте учителю и системе образования

С тех пор, как вы учились в школе, прошло много времени. Теперь школа предъявляет иные требования, устанавливает иные стандарты и использует более современные обучающие программы. Не стоит вспоминать о том, как было раньше. И уж тем более не сообщайте ребенку о том, что этот материал вам неизвестен. Добавьте в воспитательный процесс немного позитива, примите современные методики как данность. Если вам что-то непонятно, вы всегда можете обратиться за советом к педагогу.

Отправляйте ребенка в школу вовремя

Вы не можете постоянно контролировать время прихода и ухода ребенка в школу. Подскажите ему, как выработать привычку быть пунктуальным. Если он опаздывает на уроки четыре дня в неделю - это уже повод для беспокойства.

Интересуйтесь тем, что ребенок делает в классе

Теперь стало удобно контролировать учебный процесс посредством электронных дневников и прочих программ. Однако нет ничего лучше, чем посещение родителями открытых уроков. Так вы лучше поймете требования учителя, оцените возможности своего малыша и поможете ему справиться с возникшими трудностями.