Роль медицинской сестры в половом просвещении. Сексуальное просвещение детей. Статистические результаты полового воспитания в мире

23.04.2019

Споры о том, вводить или не вводить уроки полового воспитания в России идут не первый год. Пока политики, юристы и социологи ломают копья в кабинетах, мы разбираемся на примере других стран, что же это такое, как осуществляется и к каким результатам приводит.

Что такое половое воспитание

Уроки полового воспитания существуют для того, чтобы рассказывать людям разного возраста об анатомии человека, средствах контрацепции, беременности и родах, заболеваниях, передающихся половым путем (ЗППП) и борьбы с ними, сексуальной ориентации и отношении к партнеру.

Получить половое воспитание можно формальным и неформальным путем. К первому относятся специальные курсы при образовательных или медицинских учреждениях, разработанные специалистами и одобренные государством. Второй способ (широко распространен в нашей стране) предполагает самостоятельное получение информации по методу «что-то где-то услышал». Из бесед с родителями, друзьями, интернета, СМИ. Говорить о том, что ребенок получил полноценное половое образование можно лишь в первом случае.

Примеры воспитательных программ в странах мира

Программы полового просвещения есть не только в европейских странах, но и в Азии, Африке, США, то есть, практически во всем мире. Разумеется, все они разные, и во многом зависят от цели, которую преследует государство, а также от того, какая структура (религиозная или светская) создавала и продвигала программу обучения.

Разобрать подробно все варианты невозможно, поэтому выберем лишь самые популярные и широко распространенные.

Нидерланды

Именно Нидерланды любят приводить в пример сторонники введения в российских школах полового воспитания. Это неслучайно: первые знания здесь дети получают в возрасте 4-7 лет, и при этом в Нидерландах самый низкий в мире уровеньподростковых беременностей и ЗППП у несовершеннолетних. Связь между этими фактами можно оспаривать до бесконечности, однако именно здесь появились первые обучающие мультфильмы для дошкольников и младших школьников, которые считаются частью курса биологии. Стоит уточнить, что в таком возрасте детиполучают не знания о сексе , а информацию о своем теле и его особенностях.

Великобритания

Программа полового просвещения есть в каждой школе Великобритании, однако любой родитель может написать отказ от посещения ребенком этих занятий. При этом, по результатам многочисленных опросов, сами британские подростки хотят получать больше информации по этому предмету. В Великобритании существует несколько версий программы (для светских и религиозных школ), все они проходят только в форме лекций, не предусматривают контрольных или дискуссий по темам. Занятия посвящены физиологии половых отношений и беременности, а вопросы контрацепции и безопасного секса учитель может поднять по собственному желанию.

Германия

Педантичные немцы и в этом вопросе оказались самыми упорным – у них половое воспитание нации является обязанным. Начиная с младших классов школьники получают знания по всем гендерным вопросам. В самом начале это мультфильмы и книги с картинками, рассказывающие о различиях между мальчиками и девочками, появлении детей и создании комфортной обстановки в семье.

Затем в ход идут обучающие фильмы и лекции по психологии взросления, пубертата, выстраивании первых отношений, недопустимости насилия. Подросткам в старших классах подробно и наглядно рассказывают о контрацепции, заболеваниях, беременности и абортах, гомосексуальности. Как и другие предметы, этот также оценивается, по нему проводятся контрольные и экзамены.

Франция

Половое воспитание во Франции является частью школьной программы уже больше сорока лет. В 8-9 классах школа выделяет на этот предмет 40 часов и делает особый упор на вопросы контрацепции и уважения к партнеру.

США

В Соединенных Штатах существует два типа преподавания полового просвещения в школах - «полное» и «ограниченное воздержанием». То, какая программа в итоге окажется у ребенка, зависит от штата, типа школы и даже директора. В случае полного полового воспитания ребенок с 3 по 10 класс будет получать информацию о половых различиях, беременности, родах, контрацепции, заболеваниях половой сферы, сексуальной ориентации, насилии, абортах и т.д. Если же речь идет о воспитании ограниченном воздержанием, то курс обучения будет гораздо короче (всего два года) и упор будет делаться на этическую сторону межполовых отношений. Проще говоря, преподаватель будет два года рассказывать детям о том, что сексом до брака заниматься нельзя, при этом не уточняя почему и к каким последствиям это может привести.

Страны Азии

В таких странах Азии как Китай, Япония, Таиланд, Филиппины и Малайзия половым просвещением занимаются в школах, однако основной упор делают на изучение физиологии процесса. Впрочем, и этого хватает для того, чтобы школьники знали необходимый минимум и не рисковали здоровьем. А вот в Бангладеше, Непале и Пакистане подобных знаний не дают ни в школе, ни в институте.

Страны Африки

Половое просвещение в странах Африки ведется «Красным Крестом» и другими добровольческими организациями на протяжении последних тридцати лет. Главной цель программы - снижение роста заболеваемости СПИДом и подростковых беременностей. К сожалению, многие африканские страны еще «не доросли» до собственных образовательных инициатив и полностью зависят от волонтеров.

Статистические результаты полового воспитания в мире

Вопреки предрекаемому российскими экспертами росту разврата и разрушению нравственных норм, страны, проводящие уроки полового просвещения, могут похвастать отличными результатами в сфере подросткового здоровья.

Статистика утверждает, что число подростковых беременностей закончившихся родами или абортом, а также случаи ЗППП среди несовершеннолетних гораздо ниже в государствах активно пропагандирующих сексуальную грамотность.

Итак, число беременностей на тысячу несовершеннолетних женщин:

  • Нидерланды - 12
  • Испания - 12
  • Италия - 13
  • Греция - 13
  • Бельгия - 15
  • Германия - 18
  • Финляндия - 19
  • Франция - 22
  • Норвегия - 31
  • Великобритания -51
  • США - 86

К сожалению, официальной статистики абортов среди несовершеннолетних жительниц России нет, разные источники говорят о цифре от 45 до 75 девушек на тысячу, однако стоит понимать, что речь идет лишь о зарегистрированных операциях, проведенных в государственных клиниках. Количество рожающих несовершеннолетних равно примерно 30 из тысячи. Таким образом, Россия изрядно опережает все страны Европы, хотя не может сравниться с африканскими странами, где подобные показатели начинаются от 105 человек на тысячу и доходят до 300.

Перспективы полового воспитания в России

Несмотря на смену детского омбудсмена , ситуация с половым воспитанием в России едва ли изменится в лучшую сторону в ближайшие годы. Государство по-прежнему оставляет эту тему на откуп семье, а родители не находят сил и слов для обсуждения. Абсолютно безграмотные в вопросах межполового взаимодействия подростки продолжают искать информацию самостоятельно и, как результат, наносят существенный ущерб своему здоровью.

Елена Анатольевна Родионова, директор средней общеобразовательной школы

iconmonstr-quote-5 (1)

Ситуация с половым воспитанием в российских учебных заведениях крайне неоднозначна. За последние годы в школьной программе появилось множество новых, нетипичных предметов. Нужны ли они? Безусловно. Но вот готовы ли программы, методические пособия, есть ли преподаватели по этим предметам? Увы, ответы не радостны. Конечно, школа может взять на себя еще и половое воспитание детей, но для этого нужно выполнить некоторые условия.

Во-первых, разработать курс, включающий работу с психологом, врачами, биологами. Во-вторых, обеспечить каждую школу этими специалистами, причем опытными и грамотными. И третьим, на мой взгляд самым сложным условием, будет получение согласия от родителей. Ведь рассказывать о контрацепции девятиклассникам уже поздно. Начинать половое просвещение имеет смысл в 5 классе, но для многих родителей их дети в этом возрасте еще несознательные крохи. Сейчас эти знания школьники частично получают на классных часах и на нескольких занятиях в курсе ОБЖ, однако этой информации недостаточно, она не систематизирована, да и преподаватели часто не готовы к разговорам. Так нужны ли современным школьникам курсы полового воспитания? Да. Готова ли школа взять это на себя? На данном этапе - нет».

: Время прочтения:

Что это такое?

Сексуальное просвещение — комплекс медицинских, психологических, морально-нравственных знаний и понятий о сексуальности человека, в том числе, об анатомических и физиологических особенностях, размножении, репродуктивном здоровье, о болезнях, передающихся половым путем, противозачаточных средствах, эмоциональных аспектах сексуальности и отношений с партнером.

Сексуальное просвещение классифицируют по-разному:

  • Формальное (т.е. преподаваемое профессионалами в рамках школы, медицинского центра, центра по социальному обеспечению и т.п.) и неформальное (т.е. полученное от сверстников, масс медиа, родителей и т.п.).
  • В разных странах разный набор информации получают различные возрастные группы: существуют программы для учеников 4-5 классов, для учеников средней школы (до 8 класса) и старшей школы (9-11 классы).
  • Всестороннее сексуальное просвещение (Comprehensive sex education, которое включает большинство аспектов, перечисленных выше) и сексуальное просвещение, ограниченное воздержанием (Abstinence only sex education, которое пропагандирует воздержание от сексуальной жизни до свадьбы и не предоставляет сведений о противозачаточных средствах, зачатии ребенка и методах борьбы с половыми инфекциями).

Неужели это так важно?

Сексуальное просвещение — вопрос, который является достаточно острым и неоднозначным практически во всех странах мира. Он поднимает такие сложные вопросы, как сексуальность подростков, секс до брака, применение противозачаточных средств и часто воспринимается как нечто развращающее и разрушающее традиционные ценности той или иной культуры. В России этот вопрос замалчивается, в школах не существует отдельных занятий по сексуальному просвещению, зачастую, учителя биологии не проходят ту часть программы, которая связана с размножением человека.

Тем не менее, вопрос сексуального просвещения необходимо обсуждать в связи с тем, что:

  • по итогам 2015 года Россия обогнала страны Южной Африки по распространению ВИЧ/СПИДа, который в том числе передается половым путем, хотя современные контрацептивы эффективно противодействуют этому;
  • сложно сказать, какая часть абортов в России происходит из-за насилия, неумения использовать контрацептивы или из-за того, что девочка вступила в сексуальные отношения без достаточного владения информацией о том, как предотвратить неприятности. Тем не менее, такие случаи бывают и их необходимо предотвращать;
  • согласно статистике ВОЗ ежегодно в мире до 1 миллиона пятнадцатилетних девочек, и до 16 миллионов девочек в возрасте от 15 до 19 лет рожают детей. Для некоторых из них беременности являются желанными и запланированными, для большинства — нет. Многие из них подвергаются небезопасным абортам и осложнениям, зачастую смертельным. Чаще всего это происходит в странах, регионах или районах с низкими уровнями доходов;
  • по данным МВД в России в год происходит 14-15 тысяч изнасилований. Очевидно, что эта статистика сильно занижена, т.к. большинство женщин и девушек не подает заявлений в полицию. Многие изнасилования происходят по отношению к несовершеннолетним девушкам и молодым людям, которые не понимают, что происходит, не знают, как это оценить и не научены техникам борьбы с насилием, домогательствами, запугиванием и пр.

Наряду с этой статистикой, существует множество исследований, указывающих на то, что всестороннее сексуальное просвещение вкупе с доступными средствами контрацепции снижают количество незапланированных беременностей у подростков.

Просвещение относительно контрацепции приводит к снижению рискованного поведения и к сокращению числа половых инфекций у подростков. Вновь и вновь появляются данные о том, что программы, сфокусированные только на воздержании, неэффективны.

Воздержание как наиболее эффективный способ предотвратить инфекции и нежелательную беременность никогда не ставился под сомнение, но проблема в том, что те подростки, которые оказываются не в состоянии воздерживаться, не владеют нужными знаниями о контрацепции, анатомии, зачатии и т.д., а, следовательно, находятся в зоне риска по незапланированным беременностям и абортам.

Каковы модели сексуального просвещения в других странах?

  • В Африке , где сексуальное просвещение сфокусировано на борьбе с эпидемией СПИДа, пропагандируется контрацепция наравне с воздержанием и моногамией. Отмечается определенное сокращение частоты передачи ВИЧ.
  • В различных странах Азии сексуальное просвещение находится на разных стадиях развития. В Японии оно обязательно, но фокусируется больше на анатомических и физиологических аспектах.
  • В Индии попытки ввести обязательные программы сексуального просвещения сталкиваются с сильным противодействием и расцениваются, как разрушающие традиционные ценности.
  • Практически со всех Европейских странах сексуальное просвещение является обязательным. В Великобритании развиты как всестороннее сексуальное просвещение, так и сфокусированное на воздержании. Хотя такие уроки есть в школах, родители могут отказаться от посещения их ребенком. В программе в обязательном порядке освещаются биологические аспекты, информация о контрацепции и безопасном сексе оставлена на усмотрение педагогов, а эмоционально-психологические аспекты почти всегда остаются в стороне. В Германии , где количество родов среди подростков 15-19 лет рекордно низкое, сексуальное просвещение считается обязаннностью правительства. Оно является всесторонним и часто учитывает вопросы гомосексуальности, насилия, педофилии и пр. В Нидерландах , которые также являются рекордсменами по низкой частоте беременностей среди подростков, сексуальное просвещение обязательно и начинается уже в начальной школе. Хотя ученые отмечают, что такие великолепные результаты не могут быть следствием только сексуального просвещения, тем не менее, оно вносит свой вклад. В целом можно сказать, что «Голландский опыт» сексуального просвещения является как наиболее успешным, так и наиболее спорным. Во Франции сексуальное воспитание является обязательным, в рамках занятий среди учащихся 8-9 классов распространяются бесплатные средства контрацепции. В России сексуальное просвещение не является обязательным, не существует школьных программ, т.к. это считается противоречащим традиционным ценностям.
  • В США идут непрекращающиеся дебаты об эффективности всестороннего сексуального просвещения и сексуального просвещения, ограниченного воздержанием. Тип и количество часов, отведенное на сексуальное просвещение, определяются штатами самостоятельно. Многие отказываются от государственного финансирование сексуального просвещения, ограниченного воздержанием с тем, чтобы на собственные средства развивать всестороннее сексуальное просвещение. Тем не менее, подавляющее большинство учащихся 5-10 классов хотя бы один раз получали хотя бы какую-то информацию о сексуальных отношениях.

Психологический аспект сексуального просвещения

Приверженцем какого бы вида сексуального просвещения вы ни являлись (или полным противником всех видов), думаю, вы согласитесь с тем, что если есть какие-то способы защитить ребенка от сексуального насилия, педофилии, незащищенного секса и нежелательной беременности, то их необходимо использовать. Среди важных навыков, которым может научиться ребенок, так называемые «навыки отказа». Их успешно применяют и в рамках сексуального просвещения, и в рамках борьбы с наркотиками в США. К ним относятся:

    • умение говорить «нет»: «Нет, спасибо, я не пойду с вами»,
    • умение называть вещи своими именами: «То, что ты делаешь, называется травлей/приставанием/насилием. Я так не делаю» (конечно, для этого навыка ребенок должен точно идентифицировать такие вещи),
    • умение переводить тему разговора: «А что ты думаешь о нашей учительнице?», «Лучше скажи мне, ты сделал домашку?»,
    • умение задавать вопросы: «Ты понимаешь, о чем ты меня просишь/что вы мне предлагаете?», «Зачем вам это?»,
    • умение аргументировать свое мнение: «Я не буду, потому что я не хочу», «Я не буду, потому что потом мне будет грустно/обидно/стыдно за себя», «Я не согласен с тобой, потому что...»,
    • умение шутить или высмеивать: «Ага, только этого мне еще не хватало, тогда мама точно разрешит мне позже возвращаться домой», «Ты что, издеваешься? Это может быть вредно для моего организма!», «Когда захочешь заняться чем-то нормальным — звони, а я пошла домой»,
    • умение предложить другое занятие: «Лучше давай поиграем в компьютер», «А давай позовем Лизу, я давно ее не видела», «Я так хочу прогуляться, пойдем?».
И все-таки, наверное, самым главным фактором, охраняющим подростков от неприятностей, является возможность обсудить свои проблемы с родителями и получить спокойную поддержку в преодолении этих трудностей, а не критику и тревогу.

Как в мире устроена программа сексуального обучения, которую в России заменяют религией и традиционными ценностями.

В закладки

Фото Сергея Николаева, «Коммерсантъ»

В 2014 году в России утвердили Конвенцию, в которой говорится о создании в школах уроков полового воспитания. По данным ООН эта программа помогает в борьбе с нежелательной беременностью и ВИЧ-инфекцией, но вопреки этой информации Министр образования РФ заявила, что подобные уроки вводить в школах не будут, зато могут увеличить количество часов преподавания основ религиозных культур и светской этики.

Зачем нужно половое воспитание

В 2015 году на шведском телевидении показали короткий образовательный ролик, предназначенный для детей от трёх до шести лет. В нём мультипликационные версии мужских и женских половых органов по имени Вилли и Твинкл объясняли детям своё предназначение, попутно улыбаясь и прыгая по экрану.

Ролик стремительно набрал популярность благодаря сюжету в программе американского комика Конана О"Брайена, получил английскую озвучку и в очередной раз поднял вопрос - как далеко следует заходить государству в вопросе полового воспитания граждан.

Хотя на первый взгляд кажется, что Швеция перегнула палку, следует отметить, что в этой стране половое воспитание ввели ещё в 1930 году социологи Гуннар и Альва Мюрдаль. На создание такой программы обучения их вопрос малообеспеченных и многодетных семей, в которых родители не могли перестать рожать новых детей из-за незнания о способах контрацепции.

Годы спустя власти Швеции поняли, что половое воспитание требуется всем слоям населения, и к 1956 году официально обязательные уроки. К 70-м годам уроки полового воспитания появились во Франции и Германии, затем распространились далее и стали нормой для западных стран.

Безапелляционных правил в концепции полового обучения нет, и в каждой стране его вводят исходя из суждений властей. Однако основное звено обучения подходит не только детям и подросткам, но и взрослым людям. Его основные задачи - объяснить, как устроено мужское и женское тело, рассказать о важности контрацепции и опасности венерических заболеваний.

Фото Fusion

Как устроено половое воспитание в США

Программу сексуального воспитания в школах США ввели в 1960-х годах - во время бурной урбанизации и ослабления роли религии. Церковь не одобряла действия властей, но не смогла найти нужные рычаги, чтобы убедить людей протестовать против новой программы.

Однако к 1980 году, когда по стране начал распространяться СПИД, протесты начались. Общество стало задаваться вопросом: как по стране может проходить серьёзное венерическое заболевание, если в школе существуют уроки полового воспитания, которые должны противодействовать таким эпидемиям.

Возмущение нарастало, и в 1986 году, когда Центр по контролю за распространением инфекционных заболеваний выделил из федеральных средств 10 миллионов долларов на развитие в школах программы сексуального воспитания, общество раскололось.

Одна часть людей хотела, чтобы власти перестали насаждать половое обучение и тратить на него миллионы, когда в стране десятки умирают от СПИДа. Другие уходили в радикализм, начиная воспринимать властей и отдельных чиновников как тайных врагов, которые хотят подорвать стабильность страны, развращая детей и подростков.

Акция в поддержку людей со СПИДом, Сан-Франциско, 1986 год. Фото Алана Лайта

Подобный процесс в долгоиграющей перспективе мог привести к тому, что половое обучение в США исчезло бы из школьной программы. Однако благодаря стабилизации уровня заболевающих СПИДом к концу 20-го века, критика сексуальных программ временно завершилась. К 2004 году больше 90% родителей в США половое обучение важной частью школьного образования.

Краткое содержание: Когда и как начинать говорить с ребенком о сексе? Следует ли говорить ребенку правду о сексуальных отношениях? Плюсы и минусы сексуального воспитания в школе.

Существуют две крайние точки зрения по поводу сексуального просвещения:

1. Не надо ничего обсуждать с детьми, в свое время сами все узнают.

2. Необходимо дать максимум информации по этим вопросам.

Соответственно и результаты просвещения оказываются совершенно разные. Одни утверждают, что любая информация такого рода развращает, побуждает к раннему началу половой жизни, увеличивает число подростковых беременностей, абортов и пр.

Другие полны радужных ожиданий: с введением сексуального просвещения ни подростки, ни взрослые не будут испытывать проблем в этой сфере, исчезнет сексуальное насилие, а во всех браках наступит полная сексуальная гармония. Но... "реальный педагогический опыт рассеивает как иррациональные страхи, так и завышенные ожидания" (И. С. Кон). Главные вопросы этой животрепещущей темы:

Когда начинать говорить с ребенком о сексе?

Как вести себя, если он (она) сам (сама) спрашивает об этом?

Что говорить? Говорить ли всю правду?

Кто должен говорить?

Когда и как начинать говорить с ребенком о сексе?

Обычно ребенок интересуется, откуда берутся дети, в три-четыре года. Тогда и следует начинать. При этом нужно помнить, что сексуальное просвещение не должно быть оторвано от воспитания в целом.

С чего начинать? С четкого пояснения различий между мужчиной и женщиной. В этом возрасте ребенок должен твердо знать, к какому полу он принадлежит. Будущая сексуальная жизнь будет гармоничной, если у ребенка сформированы правильные психосексуальные установки.

Известные специалисты по вопросам сексуального воспитания (американская исследовательница К. Дайон, германский педагог X. Райнпрехт) обращают внимание родителей на следующие моменты.

Не тешьте себя надеждой, что за полчаса разговора с ребенком можно разом решить все проблемы. Сексуальное просвещение - это постепенный процесс открывания. Начинается он с трепетного удивления перед тайнами жизни, перед процессами, происходящими в природе.

Не должно быть больших сложностей в сексуальном воспитании, если в семье четко очерчены образы матери и отца, если семья благополучна.

Сексуальное воспитание в семье невозможно без доверия между ребенком и родителем. Если доверие утрачено, надо его вернуть, тогда ребенок пойдет с вопросами к вам, а не на улицу.

Разговаривая о сокровенном, старайтесь не напускать тумана, но и не застревайте в деталях. Одно из заблуждений: если мы посвятим ребенка во все детали, он будет уверенным и свободным в сексуальной сфере. На самом деле очень многие люди, получающие удовольствие и радость от секса, ничего не знают о физиологической стороне этого процесса.

Делитесь с ребенком своими знаниями и своим опытом, а не теорией, почерпнутой из "умных книг".

Не запугивайте ребенка или подростка. Например, страшными последствиями мастурбации или риском венерических заболеваний. Страх действует разрушающе.

Вопросы типа "Откуда берутся дети?" ребенок задает среди прочих вопросов об устройстве окружающего мира. И продиктовано это естественным познавательным интересом. Родители уклоняются от ответа или реагируют слишком эмоционально? Тогда этот интерес и может стать нездоровым.

Специалисты-медики утверждают: у нормально развивающегося ребенка (без гормональных нарушений) нет настоящей сексуальности и сексуальных интересов до подросткового возраста. Но по мере полового созревания такие интересы пробуждаются.

Современные родители нередко знакомы и со взглядами психоаналитиков на сексуальное воспитание. Согласно традиционному психоанализу, сексуальные потребности свойственны ребенку с младенчества. А подавление их ведет к психическим травмам и отзывается неврозами и проблемами в сексуальной жизни у взрослого человека. Психоаналитическая педагогика выступает против сексуальных запретов.

И все же очевидно, что слишком свободное или, скажем, поощрительное отношение к исследовательской тяге детей и чувственному удовлетворению от своих половых органов может угрожать ранним и чрезмерным возбуждением сексуальности. Современные педагоги-психоаналитики предлагают выбирать между двумя крайностями.

Следует ли говорить ребенку правду?

Да, конечно. Но в зависимости от возраста нужно давать ему ту часть информации, которую он в состоянии адекватно воспринять. Нельзя обрушивать на него всю информацию целиком. И выражения должны быть доступными детям.

Родители могут спокойно брать в помощники современную литературу по сексуальным вопросам, изданную специально для детей. Те, кто давали своим детям читать французскую "Энциклопедию сексуальной жизни", потом встречали абсолютно спокойное отношение сына или дочери к этой теме. Если известен ответ на вопрос, интерес к нему угасает.

"Задача взрослых - помочь ребенку открыто задавать любые вопросы... слышать их в момент, когда они задаются - в игре, в словах, в поведении ребенка, и отвечать на них по старому хорошему правилу: "Всегда правда, только правда", но не вся правда, сообразуясь с возможностями ребенка понимать ответ" (В. Каган).

Ребенок может не только задавать вопросы. Всем известны детские игры в больницу или в маму и папу, в которых мальчики и девочки делают уколы, исследуют интимные части тела, имитируют постельные сцены. В этих исследованиях тела или подражании нет эротического интереса. Желая познать окружающий мир, дети хотят выяснить и строение тела представителей противоположного пола. Это не более ужасно, чем желание узнать устройство новой машинки или часового механизма в будильнике.

Информируя детей, важно не перебарщивать, не внушать им значимость этой стороны жизни для взрослого человека. Если ребенок не в состоянии осмыслить полученные сведения, он начинает фантазировать, а искаженные таким образом представления могут травмировать его психику.

Недопустимо, чтобы малыш становился свидетелем интимных сцен на экране и тем более - интимной близости родителей.

В подростковом возрасте возникновение сексуальных интересов и потребностей закономерно. Контролировать эту озабоченность в период полового созревания родители не смогут при всем желании. Опасаться нужно лишь чрезмерности в проявлении этих интересов. Кто должен объяснять детям все, что относится к сексу?

Вот здесь мнения многих специалистов расходятся. Одни настаивают, что основная информация должна исходить от родителей. Например, американский врач и психолог доктор Добсон считает: если родители в состоянии правильно и тактично объяснить все, что касается сексуальной жизни, то эти обязанности лучше всего выполнять им. Начинать это делать следует к трем-четырем годам и затем поддерживать отношения с ребенком на том же доверительном уровне. Тогда можно ожидать, что вы встретите намного меньше проблем в подростковом возрасте.

Есть и другая точка зрения. Профессор И. С. Кон, признанный специалист в области сексуального воспитания, считает: родители в роли сексуальных просветителей не особенно эффективны. Единственный, по его мнению, "работающий канал сексуального просвещения" - когда мать сообщает дочери сведения о менструациях, половой гигиене и т. п.

Информация интимного свойства воспринимается менее болезненно, когда ребенок получает ее не от родителей. Этому есть психологически достоверное объяснение. Если такая информация исходит от близкого человека, между ним и ребенком возникает "напряженное эмоционально-эротическое поле" (И. С. Кон). Обе стороны в этом случае испытывают значительный дискомфорт. Не секрет, что многие подростки предпочитают получать такую информацию не от отцов и матерей. И вовсе не потому, что не доверяют им.

Многие родители также испытывают неловкость при мысли о необходимости обсуждения этих вопросов со своими детьми. Примерно десять лет назад на вопрос: "Говорили ли родители с вами на темы полового воспитания?" - утвердительно ответили только 13 процентов подростков; 87 процентов ответили: "Нет, не говорили".

Кто, кроме родителей, может взять на себя просветительские функции?

Сейчас не только в семье понимают важность удовлетворения этого интереса. Можно ли надеяться, что хорошо поставленное сексуальное воспитание в школе заменит родителей и избавит их от чувства неловкости?

Большинство современных родителей не возражает против введения сексуального образования в государственной школе. Но при этом вы вправе знать, кто будет вести этот курс и по какой программе. Выясните, какое место в этой программе отводится вопросам безопасности секса, способам предохранения, какое - технике секса, а какое - моральной стороне сексуальных отношений. Взвесив все за и против, вы можете либо дать согласие на ведение такого курса в классе, где учится ваш ребенок, либо отказаться от этого нововведения.

Немаловажный канал получения сексуальной информации для подростков - их сверстники. Но в этом случае информация может быть и односторонней, и недостоверной. Нередко ложные мифы о женской и мужской сексуальности исходят именно из этого источника. И все же иногда подростку важно проконсультироваться именно у сверстника.

В некоторых европейских странах (например, в Германии) это можно сделать, войдя в специальный сайт в Интернете либо по телефону доверия. На вопросы ответят специально обученные сверстники-консультанты или взрослые специалисты. При желании можно продолжить разговор со специалистом (сексологом, психологом, психотерапевтом) при личной встрече. Есть еще один источник знаний - молодежные журналы и специальная литература. Не поленитесь познакомиться с этими источниками: убедитесь, можно ли им доверять.

Другие публикации по теме данной статьи:

Рекомендуем родителям и специалистам лучший в Рунете сайт с бесплатными развивающими играми и упражнениями для детей - games-for-kids.ru . Регулярно занимаясь с дошкольником по предложенным здесь методикам, вы без труда подготовите ребенка к школе. На этом сайте вы найдете игры и упражнения на развитие мышления, речи, памяти, внимания, обучение чтению и счету. Обязательно посетите специальный раздел сайта "Подготовка к школе игры" . Приведем для ознакомления примеры некоторых заданий:

ПОЛОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ПОДРОСТКОВ

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО

ЦЕНТРА ПЛАНИРОВАНИЯ СЕМЬИ

В июне 1999 года меня пригласили для обмена опытом работы в области полового просвещения подростков мои российские коллеги из Свердловского Областного Центра Планирования Семьи. Данный проект был осуществлен через службу Волентери Сервис Оверсис и по первоначальному плану должен был длиться 1 год. Руководство Центра и службы ВСО уполномочили меня работать с молодежными и образовательными учреждениями в качестве их представителя. В ходе своей работы я составила четкое представление о том, что необходимо российским подросткам и какое влияние оказывают на их жизнь взрослые. В результате, совместно с моими российскими коллегами, был разработан спецкурс для обучения медицинского персонала, ведущего работу по половому просвещению подростков, а мое пребывание в Екатеринбурге продлилось еще на 6 месяцев. Обобщением опыта совместной работы служит данное пособие.

Мне хотелось бы выразить глубокую признательность Елене Борисовне Николаевой, директору Свердловского Областного Центра Планирования Семьи, и Людмиле Георгиевне Коноваловой, главному врачу Центра, за их приглашение поработать в штате.

Я очень благодарна Елене Валентиновне Ерофеевой за ее бескорыстную помощь и поддержку, душевную теплоту и огромную работу, проделанную при разработке данного курса. Работа также не могла бы осуществиться без Натальи Геннадьевны Орловой – ее поддержки и чувства юмора.

Особую благодарность хочется выразить моим переводчикам Евгении Минаевой и Яне Матюшенко за помощь в переводе данного пособия.

Джулиана Слободиан

Ноябрь, 2000

ПОЛОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ПОДРОСТКОВ; ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Введение.

Данное пособие – результат совместной работы с медиками и психологами Свердловского Областного Центра Планирования Семьи. В основу положена концепция курса "Теория и практика полового просвещения", который предлагается профессионалами Центра медикам и всем, кто ведет работу с молодежью в регионе.

Пособие основано на медицинских данных и делает упор на роли медицинского работника в половом просвещении. Однако, очевидно, что не всегда медицинские понятия и нормы в реальной жизни соответствуют жизненным установкам подростка, поэтому курс включает в себя не только медицинские аспекты.

Медики – лишь одна из групп, принимающая участие в жизни и развитии подростка, поэтому для успешного выполнения программы полового просвещения к работе следует привлекать и других взрослых. Пособие имеет соответствующие разделы, касающиеся работы с учителями и родителями.

Работа в данном направлении может вестись в нескольких местах: в школах; в кружках, секциях, клубах; в поликлиниках. Пособие предлагает различные виды занятий и ролевые игры для индивидуальной и групповой работы.

Использование пособия.

Данная руководство предназначено для медиков, которые уже работают или которым предстоит работать в сфере полового просвещения молодежи и подростков. Пособие состоит из двух частей – теория полового просвещения и практическое осуществление данного курса. Некоторые аспекты являются достаточно сложными и спорными, поэтому в соответствующих разделах дается анализ преимуществ того или иного метода просвещения, при этом за медицинским работником остается решение о выборе метода работы.

Специфика России.

Подобно другим областям Российской Федерации, Свердловская область испытывает социально – экономические трудности переходного периода. Область занимает большую территорию, состоящую из больших промышленных городов и небольших деревень и поселков, где существует разная, иногда – очень ограниченная возможность медицинского и социального обслуживания населения, в частности – молодежи и подростков. Изменения в российском обществе влияют на жизнь, культуру и поведение подростков. Последствия безответственного поведения очевидны: наблюдается рост числа нежелательных беременностей и случаев ЗППП – в частности, сифилиса и хламидиоза, что сказывается на половой и репродуктивной функции целой группы населения. Употребление наркотиков подростками ведет к росту заболеваемости гепатитом Б и ВИЧ, что становится серьезной проблемой для половых партнеров. Центры планирования семьи заинтересованы в информировании и обучении подросткового населения и профессионалов, работающих с подростками.

Существующие подходы к половому просвещению :

A. Нет обучения = нет секса

Наиболее консервативный подход. Считается, что у подростков секса нет.

Б. Воздержание

Консервативный подход (затрагиваются темы профилактики ЗППП и нежелательной беременности).

В. Подход, основанный на воздержании.

Практический подход, основанный на медицинских фактах, что воздержание предупреждает беременность и ЗППП.

Г. Комбинированный подход.

Поддерживает воздержание, но также и предполагает половую жизнь у подростков и затрагивает более глубоко проблемы нежелательной беременности и ЗППП.

Д. Либеральный, без раздачи презервативов.

Более либеральный подход, разъясняющий сексуальную активность и пропагандирующий отсрочку вступления в половые отношения, моногамные отношения, а также все аспекты безопасного секса, включая контрацепцию и использование презерватива.

Е. Либеральный, с раздачей презервативов.

Альтернатива сексу без предохранения, с раздачей презервативов.

По мнению российских медиков и учителей, в настоящее время наиболее распространен подход В, хотя большинство медицинских работников хотело бы достигнуть уровня Е.

Почему половое просвещение важно?

Не получая информации подростки не представляют достаточно ясно, что такое незапланированная беременность и ЗППП. Незнание ведет к ненужному риску. Независимые исследования показали, что половое просвещение снижает риск "опасного" секса. Половое просвещение не поддерживает беспорядочные половые связи, оно пропагандирует отсрочку вступления в половые отношения, моногамные отношения, а также все аспекты безопасного секса. Без таких программ подростки получают знания о сексе из СМИ, где пропагандируется скорее развлечение, чем аспекты безопасного секса.

Что такое половое просвещение?

Половое просвещение - термин, который означает развитие физических, психологических, эмоциональных, половых, моральных, духовных, интеллектуальных и социальных аспектов личности подростка. Данный курс принимает во внимание личные отношения, культуру, вероисповедание, системы ценностей, ориентации и поведение.

Это включает исследование следующих проблем, подходов и навыков:

    Приобретение опыта и обмен опытом

    Понимание личной сексуальности

    Исследование отношений

    Повышение значения личного отношения и личностных ценностей

    Овладение и тренировка навыков, способствующих сексуальному здоровью и безопасности

    Доверительные отношения при принятии решения

    Уважение и понимание других.

Когда чему учить?

Половое просвещение часто характеризуется профессионалами и молодыми людьми как "слишком мало и слишком поздно". Развитие навыков и формирование отношения к семейной жизни, отношениям и стилю жизни может начинаться с раннего возраста. Работа с маленькими детьми не содержит подробностей половой жизни, но обеспечивает фундамент для более сложной и тонкой работы с детьми - подростками.

Следующие соображения актуальны для любой программы полового воспитания детей и подростков:

    Используемый язык соответствует возрасту;

    Информация расположена по приоритетам и дана блоками; слишком много информации ведут к беспорядку и "перегрузке";

    Дети должны быть подготовлены к восприятию информации очень личного и интимного характера; информация интимного характера должна даваться по уровням.

Что говорят подростки?

Опыт работы с российскими подростками и ведение практических занятий с возрастными группами от 14 лет, показал их осведомленность в следующих вопросах:

    Основные факты о половой активности;

    Некоторые методы контрацепции типа таблеток и презервативов;

    Методы предупреждения ЗППП, включая ВИЧ;

    Элементарные знания относительно анатомии и физических изменений при половом созревании;

    Основная информация относительно беременности;

    Определенные знания о статусе родителя и семье.

Когда подростков спрашивали, что они хотели бы узнать, они интересовались практическим применением полученных теоретических знаний:

    Подбор и эффективность средств контрацепции для молодых женщин – в течение какого времени можно принимать таблетки?

    Как женщина может заставить партнера использовать презерватив?

    Инфекции: как узнать, что ты заразился и куда обратиться для лечения?

    Отношения и имидж: меня привлекла сексуальность моей подружки, но теперь я хочу, чтобы она одевалась скромнее.

Вышеупомянутые примеры указывают потребность подростков в более глубоком обсуждении тем, связанных с сексом; часто это связано с их осведомленностью, хотя у подростков существуют определенные пробелы в знаниях.

Знания, навыки и отношение.

Цель полового просвещения – пропаганда образа жизни, который предупреждает передачу ЗППП и нежелательную беременность. Приобретение необходимых для этого поведенческих навыков – главная часть программы. Если молодые люди положительно относятся к режиму "здорового" поведения, все, что необходимо – использование знаний на практике и положительный опыт. Следовательно, действенная программа полового просвещения рассматривает три главных составляющих: знания, навыки и отношение.

Знания.

Информация, которая поможет молодым людям принять решение о нормах поведения, включает: пути передачи ЗППП и ВИЧ, запланированная и нежелательная беременность, анатомия половой зрелости, методы контрацепции, службы доверия и консультации.

Развитие навыков.

Навыки норм поведения: самоанализ, принятие решения, уверенность в себе, чтобы сопротивляться сексу под давлением, умение настоять на безопасном сексе, практические навыки использования презерватива. Эти навыки тренируются на занятиях в виде повторений или ролевых игр, воспроизводящих реальные жизненные ситуации, при которых возникает риск для здоровья подростка.

Отношение.

Отношение к сексу, беременности и ЗППП включает в себя: позитивный настрой к отсрочке первого сексуального опыта, осознание личной ответственности, презервативы как средства защиты, осознание ответственности родителя, социальная позиция: борьба с предубеждениями, разные половые партнеры, различные типы семей, в том числе - неполные семьи, ранние браки, разводы, и оскорбительное отношение.

Мотивированная поддержка.

Хорошо осведомленный и опытный человек должен получить мотивацию для практики безопасного секса. Реалистическое восприятие собственного риска подростком и принятия решения о предохранении тесно связано с мотивировкой. Беседы с более осведомленными сверстниками так же действенны, как поддержка от родителей, что в целом может способствовать программе.

Уверенность

Воспитание понимания и уверенности имеет особую значимость в половом воспитании. Это в основном касается системы ценностей и принятия ответственности за самих себя, четкое отстаивание своих прав, уважение другого человека в той же мере, в какой мы требуем уважения к себе. Цель – научить справляться с подобными ситуациями и при этом не быть пассивным, не проявлять агрессии или не давать собой манипулировать.

Кому следует заниматься половым просвещением подростков?

Взрослые, которые играют важную роль в жизни подростка, должны участвовать в программе полового просвещения и поддерживать ее. Личный и интимный характер этой темы вызывает в людях определенные эмоции и делает обсуждение трудным. Взрослые, соответственно, спорят о том, кто должен просвещать детей, что ведет к тому, что дети не получают всей важной информации.

Родители. Они могут быть соратниками медиков и других профессионалов, поддерживая программу дома. См. главу "Работа с родителями".

Учителя. Многие предметы школьной программы обеспечивают получение информации по данному вопросу, которая способствует целостному восприятию.

Литература - обсуждение природы отношений в книгах и их сравнении с таковыми в современном обществе.

Биология - анатомия и физиология: тело изменяется в период полового созревания, беременности и старения.

"Моральное" образование - влияние политики, религии, СМИ, и культуры на семью, общество и образ жизни.

Этика и психология семейной жизни - много аспектов программы сексуального образования содержится в этом курсе.

См. главу "Работа с педагогами".

Организации по работе с молодежью. Представители таких организаций проводят занятия с молодыми людьми в неофициальной установке, которая способствует установлению отношений, в свою очередь способствующих формированию целостного подхода к половому просвещению. Они имеют тенденцию исходить в работе из индивидуальных особенностей и потребностей подростка во время клубных встреч или в лагерях. Представители таких организаций идеально подходят для проведения подобных программ путем донесения до подростков значимой информации, полученной из медицинских источников и работая в паре с медицинскими центрами. Такое партнерство в работе – идеальное сочетание навыков, знаний и подходов.

Медики. Существует большое количество медицинских специализаций, каждая их которых играет свою роль в половом просвещении: гинекологи, андрологи, педиатры, венерологи, семейные врачи. Во многих странах значительную часть работы ведут специально обученные медсестры в поликлиниках и молодежных центрах. Медики предоставляют информацию по физиологическим и медицинским аспектам программы полового просвещения. Они обладают профессиональными знаниями в области методов контрацепции, болезнях, инфекциях и беременности. Они знают методы лечения и обладают информацией о местонахождении соответствующих медицинских учреждений. Медики ведут прием в клиниках, обстановка которых располагает к тому, чтобы человек пришел туда искать поддержки. Работники центров планирования семьи хорошо знают последствия недостатка программ полового просвещения молодежи и подростков и подтверждают существенную роль профилактики и пропаганды здорового образа жизни. В результате, медики сотрудничают с "выездными" специалистов, которые ведут пропаганду в школах, лагерях или подростковых клубах.

Сверстники . В программах могут участвовать специально обученные молодые люди – "равные по положению", которые близки подросткам по возрасту и жизненному опыту и которым удается сломать барьеры в общении, часто возникающие между подростками и взрослыми преподавателями. Педагоги, близкие по возрасту к подросткам, призваны учить их не бояться обращаться за консультацией и лечением к медикам. Медики могут обеспечивать таких педагогов информацией относительно учебных курсов.

Как происходит половое просвещение?

Программа полового просвещения делится на базовую и спецкурсы.

Базовая программа – постоянно повторяющийся курс для групп одного типа (например, по возрасту, или профессии). Она длится от одного занятия до одной академической недели.

Спецкурс – программа, разработанная согласно потребностям членов группы. Требуется предварительное обсуждение с членами группы, чтобы выяснить, их потребности и определить план занятий. Этот курс обычно состоит из серии семинаров в определенный период времени.

Программы должны быть хорошо продуманы, должны использовать различные методы и виды работы и состоять из 6 - 10 занятий.

Однако, осуществление программ зависит от нескольких факторов:

    От места (клиника, подростковый клуб, лагерь, школа), будет зависеть подход, методика и форма занятий.

    Количество отведенного учебным заведением времени будет определять тематические приоритеты.

    Квалификация медицинского работника и его умение создать соответствующую атмосферу будет влиять на вид консультаций – индивидуальные или групповые. Очень важны опыт и доверие.

    Тип занятия зависит от размера группы – "мастерские" (до 20 человек) и семинары (неограниченное количество человек). При обсуждении наиболее интимных вопросов, специфических для каждого пола, формируются однополые группы. Очень сказывается недостаток специалистов – мужчин. Занятия с группами мужского пола тоже приходится вести специалистам – женщинам.

    Смешанные группы имеют преимущества и недостатки. Часто для обоих полезно знать мнения и проблемы противоположного пола. Если семинарские занятия хорошо продуманы и спланированы, юноши и девушки вместе приобретают необходимые знания и навыки общения для построения отношений. Недостатки такой работы проявляются, когда подбирается группа, недостаточно подготовленная в каких-либо вопросах или имеется дисбаланс между полами.

Работа с педагогами из молодежных организаций и клубов.

Молодежь предпочитает не обращаться в поликлиники, если только не возникает необходимость в консультации или лечении. Чтобы проводить половое просвещение, медикам необходимо постоянно сотрудничать с организациями, и людьми, работающими с молодежью. Существует несколько способов сотрудничества.

    Школы и подростковые клубы сами связываются с медицинскими учреждениями и получают задание.

    В небольших населенных пунктах многие люди знакомы между собой, что улучшает взаимопонимание и неформальное общение приносит больше результатов, чем официальное.

    В больших городах следует разрабатывать стратегию работы таких организаций и осуществление их взаимосвязи. Перед ними следует ставить конкретные задачи. Например, менеджерам/главным врачам следует собрать сведения о молодежных и образовательных учреждениях, негосударственных молодежных организациях, средних и высших учебных заведениях.

Встреча с ответственным представителем.

Встреча назначается во время предварительной беседы по телефону с руководителем школы или клуба и т.д. Она имеет несколько целей:

    стороны знакомятся;

    обговаривают условия сотрудничества: содержание, количество занятий и т.д.;

    обсуждают материальную заинтересованность;

    назначаются ответственные с каждой стороны и контактные лица для медиков.

По результатам встречи заполняется анкета:

Анкета для школы/клуба.

Данная анкета поможет медицинским работникам в осуществлении программы полового просвещения подростков.

Название организации:

Контактный телефон:

Директор:

Ответственное лицо:

Он(а) будет присутствовать на занятиях? Да ____ Нет____

Возраст участников:

Сроки проведения программы: с ________________ по ________________

Количество занятий:

Количество акад. часов в одном занятии:

Особенности вашей молодежной аудитории:___________________________ _________________________________________________________________

Для чего вашей организации нужен курс полового просвещения?__________ _________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Что потребуется для работы? (например, бумага, ручки, доска, большая аудитория для проведения семинара)

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Ожидаемый результат от программы:_________________________________ __________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Какую вы могли бы оказать материальную поддержку программе? __________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Заполнить анкету можно в ходе беседы с представителями организаций, параллельно объясняя ее цель.

Стратегическое планирование.

Стратегическое планирование определяет структуру курса и методику его преподавания в определенном учреждении. Обычно один сотрудник, отвечающий за осуществление программы в целом, организует группу из коллег и родителей, которая разрабатывает стратегию курса. Затем программа отдается на рецензирование более широкому кругу заинтересованных лиц для внесения дополнений и разработки окончательного варианта.

Это чрезвычайно полезно, потому что

    Педагоги и родители знают, что программа хорошо продумана и спланирована.

    Это обеспечивает уверенность, что курс не пройдет по принципу "преподать хоть что-нибудь".

    Педагоги, общество и родители объединяют свои усилия, чтобы помочь своим детям.

    Это характеризует учреждение с хорошей стороны, когда речь идет о проводимых там программах.

Примерный стратегический план

для организации/комитета по работе с молодежью.

Название и тип организации

Дата планирования

Дата подведения итогов

1. Описание организации (социальный статус, местонахождение и т.д)

2. Разработка стратегии и ведение консультаций.

Кто участвует в программе – педагоги, соц. работники, родители.

Разъяснение необходимости проведения программ полового просвещения с молодежью и подростками.

3. Цели и задачи.

Общая цель проведения программ полового просвещения с молодежью и подростками.

Какие основные разделы должны рассматриваться?

Чему научатся подростки?

4. Значение программы в развитии личности.

Что должны приобрести молодые люди, какая должна у них сложиться система ценностей, что они должны научиться уважать и развивать в других и в обществе в целом.

5. Организация полового просвещения.

Имя координатора, ответственного за планирование и осуществление программы.

Кто будет преподавать?

Где и когда это будет происходить?

Определенные приготовления: помещение, однополые или разнополые группы?

Обучение преподавателей; встречи или семинары.

Методология и подходы; как это будет происходить обучение; действия, обсуждение, лекции, приглашенные преподаватели.

Cтратегия; основные правила; конфиденциальность.

Теория и проведению семинарских занятий.

7. Работа с родителями.

Инструкция по работе с родителями: собрания, семинары, индивидуально.

8. Практическая направленность программы.

Кого обучать?

Как это сделать доступно?

9. Контроль и обратная связь.

Как проводить контроль: анкеты и т.д.

Мотивация работы медика и преподавателя: "зачем я берусь за ведение этой программы?"

Время от времени медицинского работника спрашивают о целях данного курса и почему лично он участвует в этой программе. Вопрос может быть вызван как личной заинтересованностью спрашивающего, так и своеобразным способом критики. Медик должен предварительно ответить на этот вопрос для себя. Вопросы могут поступать от региональных представителей, родителей, молодежных организаций, учебных заведений, от коллег и друзей – как реакция на сообщения СМИ.

Продумайте ответы на возможные вопросы.

    Приведите статистику, показывающую необходимость проведения данного курса. теорий , объясняющих гомосексуальные...

  • Учебно-методический комплекс

    Спецкурса «Теория и практика ТЕОРИЯ подростка Просвещение половых желез. С наступлением половой ...

  • ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НАУЧНОЙ РЕЧИ Спецкурс для негуманитарных специальностей вузов Учебно-методический комплекс Балашов – 2008

    Учебно-методический комплекс

    Спецкурса «Теория и практика научной речи» ………………..….3 РАЗДЕЛ I. ТЕОРИЯ НАУЧНОЙ... процесса социализации подростка осуществляется... и семиотика / З.Я. Тураева. – М.: Просвещение , 1986. – 126 с. Шаймиев, В.А. ... функцию половых желез. С наступлением половой ...

  • Теория и практика социально-педагогического проектирования

    Научно-методический журнал

    Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. - ... чувств у подростков ; □ повышение... педагогического просвещения и консультативной... половой системы мальчиков в период полового созревания, изменения в поведении. Половое ...

  • Проблемы социальной работы теория и практика

    Документ

    Современности является вступление подростков в половые отношения до 18 ... г. Ярославле по сексуальному просвещению подростков дает положительные результаты. ... Н.Ф. Вступительная статья.//В сб.: Психодиагностика: теория и практика . - М.: Прогресс, 1986. - ...