Социальный патронат. Социальное сопровождение и его виды. Социальный патронаж: понятие, принципы, функции, виды

02.05.2019

Служба социального патронажа заботиться, чтобы содействовать клиентам в овладении новыми знаниями, умениями и навыками, с помощью которых они имели бы возможность осуществить самопомощь, независимо от внешней поддержки решать свои личные и социальные трудности. При этом следует исходить из того, что причиной социальной дезадаптации зачастую является недостаточный уровень образования и общей культуры. У отдельно взятой социальной службы нет возможности помочь клиентам решить эту задачу, но для системы социального патронажа это реально; 5) Приоритет профилактической направленности в процессе социального патронажа. Служба социального патронажа призвана как можно раньше выявлять опасные тенденции в социальном здоровье населения и купировать их дальнейшее развитие, незамедлительно принимая адекватные меры.

4. социальный патронат семьи в системе

Содержание

  • 1 Что такое патронат
  • 2 Особенности патроната
  • 3 Патронатная семья
  • 4 Социальный патронат
  • 5 Как стать патронатным воспитателем
    • 5.1 Договор о патронатном воспитании
  • 6 Пособия и выплаты
  • 7 Чем патронат отличается от приемной семьи
  • 8 Чем патронат отличается от патронажа
  • 9 Законодательное регулирование

Любое государство обязано заниматься вопросами помощи детям, которых различные неблагоприятные обстоятельства лишили главного в их жизни – любви и заботы родителей. На сегодняшний день существует три вида такой помощи, которые официально называются опека, усыновление и патронат. Если первые два понятия более-менее знакомы обычному обывателю, то последнее часто вызывает непонимание и множество вопросов.

Социальный патронат и патронаж

Необходимо добиваться устранения факторов социального риска, осуществлять превенцию кризисных ситуации в семьях и в детской среде; 6) Уважение автономности семьи и личности, получающей помощь, ее прав на свободный выбор своего пути развития (если ее образ жизни не угрожает жизни и здоровью детей и ближайшего окружения). Помощь службы социального патронажа эффективна только тогда, когда способствует поддержанию, сохранению и позитивному развитию семьи как целостного образования. Меры по изъятию из семьи детей или иных ее членов оправданы лишь в том случае, когда исчерпали все иные возможности; 7) Объективная оценка потребностей семьи и личности и оказание помощи в реально возможном объеме, без стремления к неосуществимым целям, идеалам и искусственным образцам.

Определение социального патронажа

В ряде стран патронатные семьи называют фостерскими (от англ. foster home — приемная семья). В РФ регулируется ГК, ст.41. В РФ регулируется ФЗ №48 от 24.04.2008 (ст. 14, п.1). Разберем каждый термин более подробно. Все определения понятия «патронаж» Значение слова «патронаж»:

  • в правовой науке: особая разновидность опеки и попечительства;
  • в медицине: санитарно-просветительские, профилактические мероприятия, осуществляемые медицинским работником на дому у больного;
  • в политике: предоставление каких-либо выгодных условий участнику определенной политической партии;
  • в сельском хозяйстве: коммерческая опека, спонсорство скотного животного либо многолетнего плодоносящего растения.

Правовой патронаж — попечительство над совершеннолетним гражданином не перекликается с медицинским, где нуждающимся в помощи может быть и новорожденный.

Патронат и патронаж: в чем разница? значение слов «патронаж» и «патронат»

Меры по изъятию из семьи детей или иных ее членов оправданы лишь в том случае, когда исчерпали все иные возможности; * объективная оценка потребностей семьи и личности и оказание помощи в реально возможном объеме, без стремления к неосуществимым целям, идеалам и искусственным образцам. Служба социального патронажа настраивает клиентов на ответственный подход к решению собственных проблем, на принятие жизни во всей необходимости их достойно преодолевать. Специалисты службы должны ставить перед своими клиентами реалистичные требования и задачи, исходить при этом из реальных условий и желания помочь семье или личности преодолеть типичное для кризисов отчуждение от мира, открыть в себе внутренние ресурсы, стать творцом своей судьбы и обрести гибкость в отношениях с окружающими; * дифференцированный подход к клиентам, представляющим различные группы семей и детей.

Социальный патронаж: понятие, принципы, функции, виды

Внимание

Такой ситуацией занимается социальный патронат, когда патронатный воспитатель навещает ребенка несколько раз в неделю, помогает воспитывать его и решать важные социальные проблемы. Такому воспитателю могут доверить одновременно до пяти воспитанников. Как стать патронатным воспитателем Люди, намеренные временно воспитывать ребенка из детского дома, должны обратиться в соцзащиту и стать на учет в опекунском совете.

Там сообщат о всех необходимых документах и справках, нужных для оформления патроната. Существуют также некоторые формальные критерии отбора семей для патронатного воспитания. Самым важным критерием является психологическая готовность семьи к принятию воспитанника.

Важным является отсутствие каких-либо функциональных нарушений в семьи кандидата.

Понятие и особенности патроната над детьми

Важно

Контрольные цели включают в себя оценку состояния семьи и ребенка, динамику проблем в семье (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и пр.; Адаптационно-реабилитационные цели направлены на оказание семье конкретной образовательной, посреднической, материальной, юридической и психологической помощи. Социальный патронаж может быть установлен по отношению к семье, переживающей: · кризисную ситуацию (смерть близкого человека, развод и т.д.); · трудную жизненную ситуацию (психологические проблемы, потеря работы, хроническая болезнь, инвалидность и т.д.); · социально опасное положение (алкоголизм, наркомания, насилие в семье, бродяжничество и т.п.). К сожалению, в сложившейся практике специалисты осуществляют патронаж семей с явно выраженной формой неблагополучия, т.е.

Социальный патронаж

Служба социального патронажа должна выявлять в окружении клиентов своих потенциальных союзников, оценивать имеющиеся у них и не используемые (или используемые не в полной мере) созидательные возможности, приводить эти возможности в действие, опираться на поддержку родственников, друзей, коллег знакомых клиентов, способных внести вклад в решение их жизненных проблем. Одновременно служба социальною патронажа принимает усилия по мобилизации потенциала тех систем (органов и учреждений), которые могут и обязаны помогать семьям и детям, но в силу различных причин пока не делают этого; 4) Укрепление собственного потенциала клиентов для самостоятельного решения своих жизненных проблем.

Тема: социальный патронаж как основная форма реабилитации семьи

  • Это не могут быть люди, лишенные родительских прав или имеющие в них ограничения, равно как и люди, в прошлом по своей вине лишенные статуса опекуна или усыновителя.
  • Патронатные родители должны иметь постоянную прописку и жилье в нормальном, не аварийном состоянии.
  • Потенциальным кандидатам нужно также обратить внимание на то, что семья должна иметь как минимум еще один источник дохода помимо зарплаты патронатного воспитателя.
  • Патронатная семья должна пройти предварительную подготовку по изучению своих прав и обязанностей.

Социальный патронат Помощь воспитания ребенка патронатными родителями может понадобиться и в случаях, когда ребенок все-таки живет с родителями, но они в силу разных причин не справляются с его воспитанием, либо один из них тяжело болен, а другой не может воспитывать ребенка должным образом.

Социальный патронаж семей «группы риска»

Если рассматривать первичное значение термина «патронат», то в нем заложено понятие доминанты одного человека над другим и предполагает субъектно-объектные отношения. Специалист (социальный работник, социальный педагог) организует квалифицированную помощь, но при этом он ведет за собой клиента. Клиент (семья) избавляется на время от необходимости предпринимать самостоятельные шаги и нести ответственность в ситуации.

Такое развитие отношений в диаде «социальный работник-семья (клиент)» возможно лишь в некоторых случаях. Такое взаимодействие с семьей может быть и целесообразно только в ситуации острого кризиса семьи (клиента), когда она поставлена в зависимое положение. В процессе же реабилитации внимание специалистов должно быть привлечено к процессу самоактуализации семьи, поиску ее внутренних резервов, возможностей для возвращения семьи в русло нормальной жизни.

3.2.6. социальный патронат

Патронаж (от фр. рatrоnаgе — покровительство) — вид социального обслуживания, преимущественно на дому, клиентов группы риска, который заключается в постоянном социальном надзоре, регулярном посещении их жилищ социальными работниками, оказании им необходимой экономической, материально-бытовой помощи, проведении несложных медицинских манипуляций и т.д. (Холостова Е.И.). Патронаж — это индивидуальная деятельность специалиста, благодаря которой клиент, над которым устанавливается патронат, получает от службы в рамках патроната конкретную помощь и поддержку, призванные мобилизовывать и повышать его адаптационные возможности (Алексеева Л.С.) . Патронаж (от лат.

Понятие социальный патронаж

Главным когнитивным умением специалиста при этом остается способность анализировать ситуацию. Действуя в рамках патроната, социальный работник исполняет самые разнообразные функции: доброжелательного и компетентного собеседника, помощника, посредника, советника, защитника. Он обладает способностью стабилизировать сложившуюся ситуацию, контролировать ход патронажа на всех фазах, приобщать к решению своих проблем членов семьи, закреплять успехи, а также вносить необходимые коррективы в стратегию дальнейших действий. Тем самым социальный патронаж семьи предусматривает многометодные действия специалиста по социальной работе.

О принятом в первом чтении законопроекте по поводу социального патроната рассказывает , Директор Общественного центра правовых экспертиз и законопроектной деятельности, член Центрального Совета Ассоциации родительских комитетов и сообществ «АРКС».

Социальный патронат

Многие люди заблуждаются относительно социального патроната, веря на слово тем, кто утверждает, что социальный патронат – это система профилактики социального сиротства, что он поможет сохранить неблагополучные семьи, поправить в них положение, чтобы не изымать детей.

На самом деле, если мы посмотрим на текст самого законопроекта, то убедимся: ситуация несколько иная.

Согласно законопроекту, социальный патронат назначается в том случае, если к семье не может быть применено лишение или ограничение родительских прав. Необходимо учитывать, что ограничение или лишение родительских прав применяется сегодня как раз к семьям алкоголиков, наркоманов, развратников, а также к семьям, в которых создается угроза жизни или здоровью детей.

Таким образом, в законопроекте речь идет не о семьях, где действительно требуется вмешательство: алкоголиков, наркоманов, асоциальных личностей, а о нормальных, благополучных семьях.

Согласно законопроекту, патронат будет назначаться над теми родителями, которые «создают своими действиями или бездействием условия, препятствующие нормальному развитию и воспитанию детей». Что такое «нормальное воспитание и развитие» в законе не оговаривается и относится на усмотрение органов опеки и попечительства.

Таким образом, социальный патронат рассчитан на добросовестных родителей, которых органы опеки и попечительства по собственному усмотрению могут признать неправильно, ненормально воспитывающими своих детей. Он может коснуться любой семьи.

Это очень важный момент, который вызывает наибольшую настороженность со стороны общественности.

Органы опеки при этом могут не только признавать семью социально-опасной, давать обязательные для исполнения предписания по содержанию и воспитанию детей, по защите прав несовершеннолетних. Они также вправе в любой момент изъять ребенка из семьи на реабилитацию без решения суда или вышестоящего административного органа. Они сами приобретают статус органа государственной власти.

Более того, в законопроекте прямо указано, что «в случае возникновения достаточных оснований для лишения или ограничения родительских прав во время или после осуществления социального патроната орган опеки и попечительства ОБЯЗАН предъявить иск в суд о лишении родителей (одного из них) родительских прав либо об ограничении их в родительских правах».

Исходя из этих положений, мы понимаем, что этот законопроект может привести к еще более массовому разрушению семей, чем то, которое имеет место в настоящее время.

Большое лукавство этого законопроекта заключается в том, что в нем написано, как будто социальный патронат назначается исключительно на добровольной основе, только с письменного согласия родителей. Но никто не говорит о том, что если родитель не дает добровольно письменного согласия, то социальный патронат может быть назначен в принудительном порядке через суд (если не найдутся основания для лишения или ограничения родительских прав).

То есть, отказ от социального патроната повлечет за собой направление дела в суд и возможность постановки вопроса о лишении или ограничении родительских прав.

Это лишь повысит необоснованные исковые претензии к родителям.

И уж конечно, родителям нет ни малейшего смысла судиться с органами опеки и попечительства. Ведь в лучшем случае они всё равно получат социальный патронат, только принудительно, либо потеряют детей.

Уже сегодня по всей стране действует практика, когда органы опеки и попечительства сначала отбирают детей, а чтобы их вернуть, предлагают родителям подписать соглашение о сотрудничестве, угрожая в случае отказа подать иск о лишении/ограничении родительских прав.

Мало кто из родителей готов противостоять этой системе, да ещё с риском потерять детей. Но разве полученные таким путем заявления можно считать добровольным согласием?

Нужно отдельно отметить, что, согласно законопроекту, деньги из федерального бюджета, которые выделяются на его реализацию, направляются исключительно в органы опеки и попечительства для оплаты армии чиновников, которые будут надзирать за семьями. Но ни одной копейки не направляется в семьи на исправление той трудной ситуации, в которой они находятся. Согласно законопроекту вся помощь заключается лишь в предоставлении воспитательных и психологических методик и технологий, так называемой «социальной реабилитации». Понятно, что кроме обязательных предписаний, как родителям обеспечить права своих детей, ничего не последует. Говорить о том, что семьи получат какую-нибудь реальную помощь государства – заблуждение.

Мы часто можем видеть
печальные результаты социального патроната в зарубежных странах. Большое количество детей уже отобрано из семей с целью защиты «прав детей». Детей отбирают, если родители не обеспечивают выполнение требований социальных органов (опеки, ювенальных органов и т.п, в каждой стране они называются по разному). Так, недавно, в Швейцарии у кровных родителей были отобраны два брата – близнеца с формулировкой «избыточный вес детей». Сначала родителям было предписано снизить вес детей по определенной схеме. Родители длительное время жили под видеокамерами с тем, чтобы доказать, что они выполняют все предписания социальных служб. Но мальчики не похудели и были изъяты из семьи.

Сегодня те же правовые механизмы предполагается ввести и в нашем государстве. Это и есть ювенальная система западного образца.

При назначении социального патроната органы опеки и попечительства приобретают право входа в квартиры законопослушных граждан с проверками в прямое нарушение конституционных гарантий о неприкосновенности жилища.

Социальный патронат может быть назначен и по заявлению ребенка, достигшего десятилетнего возраста, если он считает, что родители нарушают его права. То есть если родители куда-то не пустят ребенка, будут заставлять делать уроки, что-либо запрещать, он всегда будет иметь право пригласить органы опеки, которые дадут родителям предписание о том, как правильно воспитывать своих детей, чтобы их права были защищены.

Причем, правила эти нигде не прописаны и устанавливать их будут исключительно сотрудники органов опеки и попечительства, вероятно исходя из широких либеральных прав детей, декларируемых международными актами.

Общественность, эксперты считают, что законопроект нарушает принцип автономии семьи и невмешательства кого-либо в дела семьи, установленный в статье 1 Семейного кодекса РФ.

По поводу этого принципа Конституционный Суд РФ в своем определении (N 875-О-О от 26.05.2011) указал, что он является конкретизацией положения статьи 38 Конституции РФ о защите государством семьи, материнства, отцовства и детства.

То есть, данный законопроект вступает в противоречие не только с семейным законодательством Российской Федерации, но и нарушает конституционное право граждан на охрану семьи.

Вы прочитали статью Социальный патронат: шаг к развалу семей . Читайте также.

социального обслуживания.

1. Социальный патронат как метод и форма работы с семьёй служб социально-психологической помощи населению.

2. Технология патронирования семей в системе социального обслуживания.

3. Психологический патронат семьи как разновидность социального патроната.

Основу целостной модели деятельности любого специалиста социальной службы семьи должна составлять определённая ценностная идея: взгляд на семью, на процессы её становления и развития, на ту роль, которую она играет в жизни любого человека, и прежде всего детей, на создаваемые ею возможности для решения жизненно важных задач, для выполнения семьёй её главных социальных функций – рождения и воспитания детей, заботы об их физическом и психическом здоровье, создания психологического комфорта и необходимого для этого терапевтического пространства.

Руководящая идея может быть реализована с помощью разных подходов. Например, это может быть проблемно-ориентированный подход, заключающийся в том, что помощь оказывается семье или её членам, которые сами ставят перед специалистами вполне определённые задачи, формулируя конкретный запрос. При этом специалисты по социальной работе руководствуются известным, освещённым традициями взглядом на семью как на носителя проблем независимо от того, качаются они отдельных её членов или семейной системы в целом, какова эта семья и её проблемы.

В результате помощь непосредственно связывается с осознанием самими людьми своих проблем, их отношением к ним, а значит, с согласием и желанием семьи как клиента социальной службы работать над их преодолением. Цель и программа обслуживания такого рода чётко формулируются и согласовываются с клиентами. Практически работник избегает применения каких-либо скрытых методов и подходов, тайных умыслов. Семья рассматривается как потребитель услуг, имеющий право самостоятельно принимать решения о том, что из предлагаемой помощи она хочет получить.

Работа протекает в духе сотрудничества, с акцентом на стимулирование и поддержку собственных ресурсов клиента. Модель является нормативной. Взаимодействие чётко и строго структурировано, процедуры заранее определены и следуют одна за другой в обусловленном порядке.

Не менее интересной и продуктивной в условиях нынешней российской действительности, учитывая состояние и качество жизни российской семьи, является идея социального патроната, не новая в принципе, но представляющая, по мнению Л. С. Алексеевой, В. Ю. Меновщикова, более надёжную и эффективную форму вмешательства в конкретную ситуацию семьи, оказавшейся в тяжёлых жизненных обстоятельствах или переживающей кризис, в том числе затяжной или хронический. Патронат как форма помощи и поддержки позволяет вовлекать семью в специально организованную социальной службой работу, органически сочетающую социально-психологическое, педагогическое, медицинское, юридическое, экономическое направления при сосредоточенности на главном – преодолении имеющихся проблем, в том числе касающихся детей.

Социальный патронат рассчитан на семьи, которые не могут не только самостоятельно решить свои проблемы и справиться с психологическими нагрузками, но зачастую, в силу ряда причин, даже выразить или просто осознать их.

Таким образом, патронат в системе социального обслуживания как научное понятие призван послужить основой для особой модели деятельности учреждений социальной помощи и поддержки семьи. При этом должны быть неукоснительно соблюдён принцип, заключающийся в том, что ничего нельзя изменить и переделать в жизни семьи, её взрослых и несовершеннолетних членов помимо их воли и желания.

Цель патроната состоит не в том, чтобы, вмешавшись в ситуацию, часто без запроса со стороны самой семьи, бесстрастно указывать, как следует поступать, а в том, чтобы организовать и реализовать сотрудничество с ней, направленное на самопознание её членов, самоуправление ими собственными межличностными отношениями; на поиск внешних и внутренних ресурсов для необходимых преобразований, а также возможностей их эффективного использования. При этом выполняемая с учётом состояния семьи, количества и качества её проблем работа не только приобретает иное, чем при проблемно-ориентированном подходе, выражение, но и предъявляет гораздо более высокие требования к квалификации и профессионализму социальных работников. И тем не менее социальный патронат семьи как одна из форм профилактического направления в социальной работе способен уменьшить поток малых и больших, но несистематизированных дел, который обрушивается на отдельных специалистов и в целом учреждение социального обслуживание.

В своём первоначальном значении патронат трактуется как покровительство, защита слабого сильным. В Западной Европе в конце XVIII в. появился патронат в виде помощи бывшим заключённым. Первые попытки так называемого тюремного патроната в России относятся к первой половине XIX в. В дальнейшем в дореволюционной России патронат стал означать совокупность мер материальной и моральной помощи, осуществляемых по отношению к нравственно опустившимся лицам, в частности освободившимся из мест заключения, проституткам и т. д., с целью обеспечить и облегчить их переход к честной трудовой жизни, найти для них работу.

В тот же период термин «патронаж» связывался с выполнением конкретных защитных действий в рамках патроната как одного из видов общественной поддержки. Патронаж предусматривал, например, помещение беспризорных детей в приюты, уход за больными, нуждающимися в домашнем режиме, поиск семей, согласных взять на воспитание сирот, которых и в этих условиях продолжали опекать, оформление усыновления и пр.

Большая советская энциклопедия определяла патронат как воспитание детей-сирот в семьях трудящихся по договору и под контролем государственных органов с целью борьбы с беспризорностью и безнадзорностью. Патронаж там же определялся как система и форма медицинского обслуживания детей раннего возраста на дому, включая наблюдение, консультацию и помощь; он распространялся также на беременных женщин и психически больных людей.

Таким образом, привычное использование понятия «патронат» связано с системой мер по оказанию помощи нуждающимся в ней, а «патронаж» - с реализацией совокупности конкретных действий по осуществлению патроната.

На Западе термины «патронат» и «патронаж» в тех значениях, которые они имели в СССР и имеют в России, не используются. В англоязычных странах, особенно в США, употребляется термин «casework», что означает «работа со случаем» и предполагает изучение условий жизни неблагополучных семей (индивида) и оказание им (ему) помощи.

Первичное значение термина «патронат», выражающее защиту слабого и зависимого более сильным, предусматривает доминирование в отношении такого рода позиции специалиста «над клиентом». В целом ряде случаев развитие отношений между клиентом и специалистов по такому сценарию действительно целесообразно.

Семья, травмированная тем или иным событием (горем, катастрофой, поставившими её в уязвимое положение), отдельные её члены – жертвы жестокого обращения, измены, предательства, дети, требующие ухода и беспомощные перед лицом своих проблем, подростки-суициденты и т. п. – не могут обойтись без попечения более сильного, всё понимающего человека, предпринимающего разносторонние меры помощи, заботы, защиты, а потому охотно соглашаются с ролью объектов, ибо кризисное состояние, тяжёлое испытание, потрясение фрустрируют человека и лишают его возможности рефлексировать. Кроме того, они «сужают» сознание, не дают времени на подготовку к испытаниям. Человек впадает в шок, подобный коме. Его сопротивление ослабевает, и у него возникает потребность в опоре, подсказке.

Социальный патронат как защитная, покровительствующая система устанавливается социальной службой в отношении лиц и семей для оказания на них социально-психологического влияния и предоставления различных видов социальной помощи и поддержки в интересах их адаптации и социализации в условиях современного общества, а также для контроля за тем, как эти процессы протекают.

Способом реализации патроната выступают патронажные действия, направленные на создание связей и отношений между социальной службой как субъектом оказания воздействия, помощи и поддержки и семьёй как объектом, на который направляется воздействие и которому предоставляется помощь.

Главным пусковым механизмом для развёртывания и развития социального патроната является наличие носителей государственной и профессиональной инициативы, а также соответствующей материальной базы, законодательных оснований, опыта систематической работы социальных служб с зависимыми, слабыми, маргинальными семьями.

Согласно основному принципу социального патроната занятые в нём специалисты должны уметь исследовать все аспекты ситуации клиента, организовывать квалифицированную социальную диагностику, имея и применяя необходимые для этого знания, умения и навыки.

Практика патроната основана на комплексном подходе, который вооружает социального работника перспективным видением проблем семьи, нацеливает на рассмотрение всех аспектов неблагоприятной ситуации.

Практика патроната всегда дифференцирована и зависит от существа проблемы, её масштабов, места действия, однако его общие элементы (составляющие) применимы во всех случаях.

Основываясь на изложенных выше принципах, социальный работник выбирает для конкретной ситуации соответствующую научную базу, технологические приёмы и методы. При этом избираемый технологический инструментарий должен быть органически присущ основным составляющим патроната и соответствовать шкале ценностей социальной работы.

Избрав ту или иную концепцию патроната, социальный работник квалифицированно вовлекает семью в процесс планируемых изменений, которым руководит он, а не семья как клиент.

По мнению Л. С. Алексеевой, В. Ю. Меновщикова, основными системообразующими частями социального патроната выступают контроль, социально-психологическое воздействие, социальная помощь и поддержка.

Осуществление патроната – ничто иное, как реализация процесса планируемых изменений, каждая фаза которого имеет собственные задачи и содержание. При этом, как и составляющие патроната, эти фазы не следует трактовать в качестве стадий развития, которые необходимо пройти, чтобы никогда к ним не возвращаться. Наоборот, люди, достигшие определённой фазы, могут вернуться на уже пройденную, в силу каких-либо обстоятельств вообще прекратить движение в процессе изменений или начать весь цикл заново.

Разные ситуации семейного неблагополучия и неодинаковая готовность самих семей к процессу изменений обусловливают необходимость различных мероприятий в работе с ними. По мнению Л. С. Алексеевой, В. Ю. Меновщикова, в самом общем виде их можно свести к следующей схеме.

1. Постановка социального диагноза – выявление и оценка семейной ситуации как кризисной, трудной или опасной, сбор предварительных данных, анализ информации для разработки плана вмешательства и программы помощи семье.

2. Вмешательство (интервенция) социальной службы в семейную ситуацию.

3. Работа с мотивацией – семьи-клиента или её ближайшего окружения.

4. Проблемный анализ – совместная с семьёй работа по определению причин её неблагополучия, характера и влияния проблем; по выявлению ресурсов и систем связей, способных участвовать в поддержке семьи.

5. Рассмотрение всего диапазона возможных решений, способов их достижения, выбор наиболее эффективных, оставление договора формального или неформального характера, определяющего ответственность и обязанности сторон, сроки работы, время и место встреч.

6. Терапия – непосредственное выполнение действий, направленных на достижение запланированных преобразований с учётом различных обстоятельств и обязательств участников.

7. Рефлексия эффективности совместных действий и при необходимости обращение к другим, более адекватным средствам достижения поставленных целей.

8. Помощь семье в принятии решения о целесообразности использования постоянной системы поддержки, иных путей и средств при возникновении непредвиденной ситуации.

Семья, попадающая под патронат, получает в центре (службе) особый статус. Она становится клиентом не только «своего», непосредственно работающего с ней специалиста, но и учреждения в целом. Это значит, что с учётом комплексного и междисциплинарного подхода к решению её проблем все предполагаемые воздействия и меры организуются по образу и подобию команды. Команда – это объединение разных специалистов для совместной работы с семьёй, выработки комплексных программ улучшения её социально-психологического состояния и положения, а также для передачи своих решений на управленческий уровень.

Командные формы взаимодействия осуществляются в виде совещаний, семинаров, консультаций по психологическим, правовым, педагогическим, медицинским вопросам и т. д. Они могут также строиться как супервизия, профилактика и снятие синдрома сгорания, особенно часто возникающего у специалиста, ведущего семью, чтобы помочь ему и персоналу в целом решать сложные проблемы, противостоять неудачам, справляться с тяжёлой, подчас рутинной и неблагодарной повседневной работой.

Для решения вопросов о виде и характере помощи неблагополучным семьям и их детям, которые уже прошли полное обследование и первичную реабилитацию в режиме патроната, для подведения промежуточных итогов, выработки согласованных оперативных и перспективных программ работы с ними создаётся консилиум. Он представляет собой действующее периодически функциональное подразделение патронатной службы центра. В его состав входят руководители центра, заведующие структурными подразделениями. На консилиум приглашаются специалисты из рабочей команды, которые изучали, обследовали семью, участвовали в формировании её готовности и мотивации на взаимодействие с центром, а также социальные работники, непосредственно ведущие данную семью.

В зависимости от характера семейных проблем, их сложности, остроты или запущенности на терапевтической стадии патроната реализуются программы, которые можно обозначить как программы-минимум и программы-максимум.

Программы-минимум обращены к тем ситуациям, когда семья переживает определённые проблемы и кризисы, связанные с утерей чего-то очень ценного для себя. В таких случаях усилия социальной службы направляются на восстановление в относительно короткие сроки способности её членов оптимально функционировать, несмотря на наличие объективных и часто необратимых ограничений и потерь.

Программа-максимум предназначена для оказания помощи в крайних ситуациях неблагополучия, при необходимости не только компенсировать утраченное, но и добиться переориентации взглядов, в основном заменить или скорректировать прежние поведенческие схемы членов семьи. Перемены, особенно масштабные, требуют длительного времени и весьма значительных усилий.

Одной из разновидностей социального патроната семьи является психологический патронат семьи. По мнению Л. С. Алексеевой, В. Ю. Меновщикова, в нём находит выражение наиболее активная часть социальной работы, проводимой в интересах семей, которые особенно нуждаются в социальной защите и внимании со стороны государства. Психологический патронат можно считать синонимом психосоциальной работы (помощи), занимающей область между психотерапией (или практической психологией) и социальной работой. Важной чертой организации психосоциальной помощи в системе патроната является прямая, непосредственная работа с социальным окружением клиента.

    Адресный социальный патронаж семьи и детей.

1. Особенности организации и содержания социального патроната и патронажа семьи и детей в учреждениях социального обслуживания.

2. Индивидуальные особенности личности клиента социального патронажа.

3. Психологическое сопровождение семьи и детей в кризисной ситуации.

Как показывает опыт, одновременное использование терминов «патронаж» и «патронат» из-за сходства их звучания вносит сумятицу в процессы их восприятия и толкования. Это происходит потому, что до сих пор не дано содержательных определений патроната и патронажа, позволяющих чётко выявить различия между ними. Кроме того, они пока не получили достаточного признания в качестве отдельной, самостоятельной и очень нужной области социальной работы.

По мнению Л. С. Алексеевой, В. Ю. Меновщикова, Н. Г. Осуховой, социальный патронаж семьи и детей – это форма индивидуальной адресной социальной поддержки и необходимых услуг, которые предоставляются на длительной основе семьям и детям (клиенту), попавшим в трудную и даже опасную, кризисную ситуацию, но не обладающим способностью или утратившим возможность самостоятельно её преодолеть.

Патронаж носит постоянный (или эпизодический) регулярный (не разовый, но и не пожизненный) характер. Его цель – создание условий, которые позволят клиенту со временем самостоятельно справляться со своими жизненными трудностями и проблемами. Он ориентирован не на пассивное потребление последними поддержки и услуг и развитие «приобретённой беспомощности», а на активное освоение и применение тех знаний и навыков, которые в процессе патронажной работы целенаправленно формируются.

Интенсивность патронажных услуг, разнообразие их видов и форм определяются степенью функциональной несамостоятельности семьи, её социальной запущенности и некомпетентности.

Патронаж требуется далеко не каждой проблемной семье. Показанием к нему является кризисное, порой даже опасное для жизни всех или некоторых её членов положение.

Обычные клиенты патронажа – это семьи и дети, которые обслуживаются в учреждениях социальной защиты на долговременной и регулярной основе. Семьи и дети, имеющие отдельные проблемы, временные трудности и периодически обращающиеся за помощью, в патронаже не нуждаются.

Социальный патронат является организационной формой, в рамках которой социальные службы осуществляют патронаж семьи и детей.

Социальный патронат – это специально создаваемая и инициируемая, а также выстраиваемая во времени и пространстве, институализированная и в правом плане устанавливаемая покровительствующая система взаимоотношений социальной службы с семьёй как с клиентом, попавшим в особо трудную или опасную жизненную ситуацию.

Патронат основан на чётком и обязательном выполнении службой четырёх основных функций:

Оценка и изучение ситуации потенциальных и реальных клиентов;

Воздействие и влияние на эту ситуацию и на самих клиентов;

Организация индивидуальной социальной поддержки и процесс её оказания;

Контроль (Л. С. Алексеева, В. Ю. Меновщиков).

Использование в рамках социальной службы патроната необходимо потому, что не только семья часто бывает не способна самостоятельно осознать истинную тяжесть и опасность положения для себя самой и окружающих, но и отдельная социальная служба или один, даже самый квалифицированный её специалист в большинстве случаев не может этого сделать. Патронат как система помогает концентрировать внимание социальной службы и специалистов, участвующих в нём, на выявлении формальных и неформальных связей семьи, на определении существенных смежных систем и вовлечении их в процессы изменения ситуации семьи, на внесение изменений в те структуры, которые мешают, и усилении тех, которые способствуют её самореализации, на естественных и социальных условиях, влияющих на семью.

Патронаж как одна из стадий и составляющих социального патроната семьи и детей выражается в оказании конкретной помощи и специфической поддержки семьям, детям группы особого риска.

Организация социального патроната и активизация следующего за ним патронажа не означают какого-либо произвола со стороны социальной службы. Они основываются на юридических полномочиях и санкционируются правовыми нормами, закреплёнными в целом ряде законодательных актов; на нормативных документах, действующих типовых положениях, обязывающих социальные службы осуществлять адресное социальное обслуживание лиц, оказавшихся в особо трудной жизненной ситуации.

Таким образом, патронаж в системе патроната и социальной работы означает:

На уровне клиента – его начало с момента определения и квалификации социальной службой жизненной ситуации клиента как тяжёлой и даже опасной для него самого и его ближайшего окружения;

На уровне содержания патронажной работы – выдвижение тех задач, которые выходят за рамки содержания социальной помощи в традиционном смысле, а потому и не включены в работу с периодически возникающими у людей проблемами;

На уровне методов патронажа – использование не только традиционных путей оказания помощи, но и специальных дополнительных «обходных», а также дифференцированной, многоплановой, разносторонней и «пошаговой» помощи, включающей формирование мотивации, развитие отношений, применение воздействий, которые чаще всего не используются при проблемно-ориентированном подходе к клиенту;

На уровне организации – это система патроната, т. е. особая форма организации среды в отношениях с клиентом и к самому клиенту, которая при соблюдении принципов гуманизма и учёта интересов клиента предполагает определённую долю авторитарности и жёсткости, отсутствующих при реализации общих подходов в социальной работе;

На уровне границ социальной работы – максимальное расширение её пространства, означающее необходимость постоянного целенаправленного привлечения к процессу оказания социальной помощи и поддержки целого ряда специалистов (по горизонтали) и ведомств, организаций и учреждений за пределами социальной службы (по вертикали);

На уровне продолжительности работы – пролонгация процесса оказания помощи и поддержки и выход за рамки какого-то одного вида и одной формы помощи (комплексный подход);

На уровне кадрового обеспечения деятельности системы патроната и проведения патронажа – принципиальное изменение профиля образования специалистов по социальной работе, наличие подготовленного и мотивированного к такой работе специалиста-универсала, способного оказывать комплекс услуг, сочетая возможности менеджера и фасилитатора, коммуникабельного, общительного человека, готового работать с трудным контингентом клиентов в одной команде с другими специалистами, но и в равной мере с теми институтами, которые остаются пока равнодушными к идеям и ценностям социальной работы;

На уровне определения круга лиц, участвующих в патронате и патронаже средствами социальной работы, - это обязательное их расширение и подключение не только специалистов других профессий при обеспечении междисциплинарного подхода, но и добровольных помощников, волонтёров, групп самопомощи, их особая подготовка, увеличивающая потенциальные возможности специализированной и квалифицированной социальной помощи и поддержки населения и особенно его трудного контингента (Л. С. Алексеева, В. Ю. Меновщиков, Н. Г. Осухова).

Индивидуальных клиентов патронажа – членов семьи, детей, отдельных граждан – различают по акцентуациям характера, типам психопатий, особенностям их ориентации. Чтобы правильно построить работу с ними, специалист по патронажу должен уметь разбираться в тонкостях человеческой души, знать основные черты их характера и свойства личности, которые могут неожиданно проявиться.

В. В. Столиным выделены три основные ориентации клиентов:

1) деловая, которая существует в двух видах – адекватная (если клиент искренне заинтересован в решении проблемы) и неадекватная (если клиент преувеличивает возможности консультанта);

2) рентная, которая также может быть разделена на два вида – «обаятельный рантье» (когда клиент считает, что его откровенность, рассказ о страданиях, обаяние и доверие к специалисту дадут ему возможность переложить в дальнейшем всю ответственность на плечи последнего) и «требовательный рантье» (когда клиент хочет получить дивиденд уже с самого факта посещения социальной службы);

3) игровая, при которой возникает впечатление, что клиент намерен лишь вступить в определённые отношения со специалистом, например, даёт понять, что он тоже разбирается в психологии и предлагает специалисту пройти у него аттестацию.

Можно считать, что только деловая адекватная ориентация клиента может способствовать успешному сотрудничеству. Клиенты с устойчиво рентной или игровой ориентациями (немотивированные) нуждаются в длительной психотерапевтической работе и являются объектами психологического патронажа (сопровождения).

Клиент, у которого отсутствует мотивация, обычно обвиняет специалистов, направивших его на консультацию, в том, что они действуют силой, пытаются решить за его счёт свои проблемы или хотят таким образом наказать его за твёрдый отказ от помощи.

Если немотивированный клиент всё же вынужден посещать социальную службу, своё нежелание поддерживать контакт с ней он выражает тем, что пропускает встречи, опаздывает, безразлично относится к происходящему во время консультации и т. д.

Работник социальной службы должен принять немотивированного клиента таким, каков он есть. В этом и состоит путь к успешному контакту.

При патронаже особенно трудно поддерживать баланс между активным влиянием на жизнь клиента и сохранением за ним большей части ответственности, между контролем, поддержкой и свободным выбором, между помощью и зависимостью.

Одной из самых значимых проблем на стадии установления контакта с клиентом патронажа, в каком бы ключе оно не строилось, на какие бы теоретические концепты не опиралось, является сопротивление клиента тем изменениям, которые могут произойти в процессе работы. Сопротивлением можно считать любой антагонизм по отношению к специалисту, патронажным действиям, послекризисному консультированию и психотерапии. Причём оно может касаться как самого клиента, так и его окружения: окружение не желает измениться само и не даёт измениться клиенту.

Сопротивления, как правило, базируются на том или ином механизме психологической защиты, на преимуществах, которые она даёт.

Для преодоления сопротивления специалистами используются такие приёмы, как конфронтация, разъяснение, интерпретация и др.

В гуманистическом подходе важным является принятие клиента, в том числе и его сопротивления. Признание факта сопротивления контакту со стороны клиента и констатация того, что это отношение приемлемо для специалиста, в большой степени нейтрализует влияние его как барьера для консультирования.

Клиенты службы социальной защиты далеко не всегда являются трудными личностями. Вместе с тем нет сомнения в том, что многие из клиентов патроната имеют сложный характер. К трудным личностям как объекту патронажа, как правило, относятся: пограничные, т. е. акцентуированные личности; лица с алкогольной или наркотической зависимостью; асоциальные личности; люди с ограниченными возможностями; пожилые и престарелые люди; психически больные.

Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно искажение центрального образования самосознания – субъективного образа мира, т. е. представлений и отношений к себе, окружающим и миру в целом. Такое искажение сигнализирует о глубинном рассогласовании базисного механизма бытия и развития личности «идентификации-обособления»: в качестве глубинной психологической защиты «включается» отчуждение и нарушается адаптация человека к жизни.

Наиболее распространены такие деформации образа мира и нарушения адаптации, как комплекс жертвы, выражающийся сочетанием психических реакций – апатии, отказа от ответственности за себя и других, беспомощности, безнадёжности, снижении психологической самооценки и т. п., и комплекс отверженности, характеризующийся разобщённостью, холодностью и жизненным девизом: «Никому не верь, ни на что не надейся, никого ни о чём не проси». И в том и в другом случае люди полны катастрофических ожиданий и предчувствий, опасаются негативного влияния любых событий на свою жизнь.

Потерю себя и мира невозможно восполнить, применяя привычные средства социальной помощи: материальную поддержку, профессиональную переподготовку и трудоустройство или призыв взять себя в руки. Чтобы вернуть человека к жизни, реанимировать отношения в семье, необходима специальная работа по возрождению полноценного действия механизма идентификации-обособления, обретения ответственности за себя и свой образ жизни, позиция «я – хозяин своей жизни и её творец» и, как следствие, созданию условий для позитивной адаптации. Основной формой оказания такой помощи должен стать специально организованный процесс – социально-психологическое сопровождение семьи или личности.

Оказание социальной и психологической поддержки необходимо не только для семей (людей) группы особого риска. Она может потребоваться любой семье (человеку), оказавшемуся в трудной жизненной ситуации.

Сопровождать – значит проходить с кем-либо часть его пути в качестве спутника или провожатого. Сопровождение – это особая форма осуществления пролонгированной социальной и психологической помощи – патронажа. В отличие от коррекции оно предполагает не «исправление недостатков и переделку», а поиск скрытых ресурсов развития человека или семьи, опору на её собственные возможности и создание на этой основе психологических условий для восстановления связей с миром людей.

В каждом конкретном случае задачи сопровождения определяются особенностями личности или семьи, которым оказывается психологическая помощь, и той ситуации, в которой осуществляется сопровождение.

Социально-психологическое сопровождение:

во-первых, один из видов социального патронажа как целостной и комплексной системы социальной поддержки и психологической помощи, осуществляемой в рамках деятельности социально-психологических служб;

во-вторых, интегративная технология, сердцевина которой – создание условий для восстановления потенциала развития и саморазвития семьи и личности и в результате – эффективного выполнения отдельным человеком или семьёй своих основных функций;

в-третьих, процесс особого рода бытийных отношений между сопровождающими и теми, кто нуждается в помощи.

В процессе психологического сопровождения семьи происходит её адаптация к жизни. Ключевым в этом процессе является момент экзистенциального жизненного изменения. Важен образующийся в этот момент уровень творческих способностей, направленных на созидание нового бытия. Социально-психологическое сопровождение семьи группы особого риска – это поддержка семьи и каждого её члена на всех этапах формирования новых отношений человека с собой и миром.

Мир семьи представляет собой безусловную ценность. Но следует помнить о приоритете потребностей каждого человека, целей и ценностей его развития. Нужно учитывать тот факт, что внутренний мир человека автономен и независим. Специалисты по социальной работе могут сыграть важную роль в становлении и развитии этого уникального мира. Однако они не должны превращаться во внешний психологический «костыль» неблагополучной семьи, на который она может опереться каждый раз в ситуации выбора и тем самым уйти от ответственности за принятое решение.

    Инновационная деятельность учреждений социального

обслуживания семьи и детей в России, регионе.

1. Понятие «инновация», «инновационная деятельность» в сфере социального обслуживания семьи и детей.

2. Инновационная деятельность учреждений социального обслуживания семьи и детей в России, регионе.

3. Новые социальные технологии в деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей. Инновации в работе с семьями.

Современная Россия, как государство, определяет инновационную деятельность одним из ключевых приоритетов. Это относится к развитию всех сфер жизни страны, включая и сферу социального обслуживания семьи и детей. Пока нет федерального или регионального закона об инновациях. Но есть инноваторы, инновационные технологии и учреждения социального обслуживания, инновационная деятельность.

Краткий словарь современных понятий и терминов (2000) даёт следующее толкование термина «инновация»:

«Инновация (англ. innovation – нововведение, новшество от лат. innovatio – возобновление, обновление) – 1) вложение средств в экономику, обеспечивающее смену поколений техники и технологии; 2) новая техника, технология, являющаяся результатом достижений науч.-технич. прогресса; 3) выработка, синтезирование новых идей, создание новых теорий и моделей, претворение их в жизнь; политич. программы, имеющие, как правило, индивидуальный, неповторимый характер; 4) в языкознании – новообразование, относительно новое явление, преимущественно в морфологии».

Впервые понятие «инновация» появилось не в технической среде, как зачастую принято считать, а в научных исследованиях культурологов ещё в XIX в. В своём первоначальном варианте инновация означала введение некоторых элементов одной культуры в другую. Такой вариант просуществовал до начала XX в., после чего на первый план вышли технические нововведения.

Наиболее часто этот термин связывают с предпринимательской деятельностью, наукой и техникой. Однако инновации (нововведения, новшества, изменения) возможны во всех сферах деятельности человека. Их появление имеет две отправные точки:

Потребность со стороны общества, его институтов, отдельных лиц, т.е. «рыночная потребность», имеющийся спрос на определённый продукт (товар, услугу);

- «изобретательство», т.е. интеллектуальная деятельность человека по созданию чего-то нового.

Потребности в научном обеспечении инновационного процесса привели в конечном счёте к появлению самостоятельной области науки - инноватики. Она стала отраслью знаний, изучающей природу и свойства разного типа новшеств, принципы и методы создания, внедрения и управляемого развития нововведений (Б. Ф. Усманов).

Обществу для устойчивого и динамичного развития необходимо сочетание маркетингового (эволюционного) и изобретательского (революционного) направлений.

Хотя инновации сопровождают общество с самого начала его возникновения, как категория социальной работы они относительно молоды и в этом одна из причин того, что в их определении существует большой разнобой, хотя и нет существенных разногласий и непониманий.

Самые значительные различия в определении инноваций связаны с употреблением близких и родственных терминов для их характеристики. Эта пестрота указывает на необходимость их уточнения и не только ради теории, но, разумеется, ради практики. Некоторые специалисты социальной работы считают новшество узким пониманием модернизации социальной сферы, другие – широким и т.п.; термин нововведение заменяют терминами реформа, совершенствование, оптимизация, модернизация социального обслуживания и т.п.

Э. М. Роджерс, сделавший обширный обзор исследований, в основном американских и некоторых европейских, в области новшеств, даёт такое определение: «Новшество – это идея, являющаяся для конкретного лица новой. Не имеет значения, является ли идея объективно новой или нет, мы определяем её во времени, которое прошло с её открытия или первого использования».

В определениях, что же такое новшество, преобладает мнение, что оно

означает изменение, хотя говоря об этом, некоторые имеют в виду новые, другие – количественные, третьи – качественные изменения и т. п. Некоторые авторы вместо изменений подразумевают просто новинки, нечто новое, процесс внесения нового, новых моделей, процесс обновления и др. Что касается специфики, специфических черт понятия «новшество», авторы в основном подчёркивают, что с помощью новшеств (изменений, новинок и т. п.) обеспечивается развитие, совершенствование, улучшение, более эффективная социальная работа.

Российский учёный-педагог М. В. Кларин отмечает, что по своему основному смыслу понятие «инновация» относится не только к созданию и распространению новшеств, но и к преобразованиям, изменениям в образе деятельности, стиле мышления, который с этими новшествами связан.

Инновации в современном их понимании можно рассматривать как общенаучное понятие, используемое и социальной работой.

Инновации классифицируются по различным основаниям. По сферам применения выделяют социальные, политические, экономические, инновации в культурно-духовной сфере. По типу новшества нововведения разделяются на материально-технические и социальные (невещественные). По содержанию инновации классифицируются на продуктивные, технологические, услуги. По масштабу нововведения выделят единичные (осуществляемые на одном объекте), диффузные (распространяемые на многих объектах).

Социальным работникам необходимо иметь ясное представление о содержании инновационного процесса. Под инновационным понимается процесс генерирования новой идеи, разработки, экспериментальной апробации (первичное внедрение), её распространения и использования. Способность генерировать новые идеи – отличительная черта социального работника с высоким инновационным потенциалом.

Социальной базой инноваций выступают инноваторы. А. И. Пригожин предлагает их квалифицировать по ряду оснований. По типу инновационной деятельности различают создателей новшеств и реализаторов новшеств. Реализаторы – те же создатели, но не новшеств, а технологического процесса его освоения и внедрения. По отношению к основной специальности выделяют профессионалов и самодеятельных инноваторов. По предмету инновационной деятельности различают инноваторов – разработчиков новых материальных продуктов, новых технологий, методов деятельности, новых социальных норм.

Инновационный процесс включает в себя инновационную деятельность, которая понимается как деятельность, направленная на использование научных знаний и практического опыта с целью получения нового или улучшению производимого продукта, способа его производства (технология), совершенствование социального обслуживания.

Источниками инноваций выступают общественные потребности. Конкуренция на рынке обусловливает появление новых более качественных продуктов, услуг. Неразрешимость тех или иных социальных проблем даёт импульс к разработке новых средств, норм в социальной сфере. Так был создан и получил распространение «телефон доверия», с помощью которого оказывается анонимная психологическая помощь людям в стрессовых ситуациях. Так возникли социальные приюты, социальные гостиницы, кризисные центры для женщин и детей, другие социальные службы.

Для внедрения новшеств необходимо преодолеть немало препятствий. Среди факторов торможения инноваций можно вычленить психологические, социально-экономические, правовые. Поэтому опытные руководители уделяют большое внимание подготовке членов организации к предстоящим нововведениям. Зарубежный и отечественный опыт показывает, что действие названных факторов торможения можно ослабить, разработав постоянно действующий механизм стимулирования творчества работников, содействующий созданию новых методов, средств, разработке новых идей по решению имеющихся проблем.

Развивать то, что диктуется приоритетами социальной политики в России, Тульской области, направленной, в первую очередь, на гармонизацию социальных отношений, удовлетворение потребностей населения, в том числе семьи и детей, - таков основной принцип инновационной деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей в стране, нашем регионе.

Такая стратегия позволила сделать качественный рывок в развитии данной системы, привлечь для этого дополнительные инвестиции.

Была сформирована система повышения квалификации социальных работников, которая действует по настоящее время.

Успешно освоена проектная форма внедрения инноваций в социальное обслуживание семьи и детей, под инновационную деятельность было подведено нормативное правовое обеспечение.

В России, Тульской области реализованы и реализуются десятки социальных инновационных проектов, что позволило, в частности, охватить социальными услугами дополнительно целый ряд целевых групп населения. Среди них – люди с проблемами психического здоровья, семьи с детьми-инвалидами от 0 до 3 лет, семьи с подростками, вышедшими из мест лишения свободы, несовершеннолетние и молодые мамы с детьми в возрасте до 3 лет, дети, имеющие проблемных родителей (алкогольная зависимость), пожилые люди – жертвы насилия в семье, молодые инвалиды, люди, находящиеся в терминальной стадии заболевания и др. Для этих групп клиентов отработаны комплексы социальных услуг.

В курсе «Семьеведения» мы уже говорили о реализованном в Тульской области в 2008-2010 гг. региональном пилотном проекте «Шаг навстречу», направленном на поиск и реализацию эффективных моделей работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации.

В данном проекте семья рассматривалась не только как потребитель услуг, но и как равноправный партнер взаимодействия.

Идея проекта:

«Сохраним семью для ребенка, сохраним ребенка в семье».

Цель проекта:

разработка, апробация и внедрение эффективных моделей социальной помощи семье и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, учреждениями (отделениями) социального обслуживания семьи и детей Тульской области.

Задачи проекта:

    Создание условий для внедрения новых технологий социальной поддержки и профилактики семейного неблагополучия.

    Улучшение качества и расширение видов услуг, предоставляемых семье и детям, изменение структуры социальных услуг в пользу малозатратных (нестационарных) форм.

    Реализация социальных прав семьи и детей, нуждающихся в поддержке (обеспечение равного доступа к социальным услугам).

    Перераспределение финансовых потоков в пользу форм социальной работы с детьми, проживающими в семье.

    Развитие социального партнерства и межведомственного взаимодействия по профилактике семейного неблагополучия.

Участниками проекта были базовые учреждения и территориальные органы департамента социального развития Тульской области в Алексинском, Арсеньевском, Ефремовском, Заокском, Каменском, Кимовском, Куркинском, Ленинском, Новомосковском, Плавском, Тепло-Огаревском, Щекинском районах, г. Туле.

При разработке моделей использовался опыт работы других регионов России по организации социального обслуживания семьи и детей (служба социальных участковых, служба сопровождения семьи, социальная служба поддержки семьи, технология сетевых контактов, метод интенсивной семейной терапии на дому (выездные мобильные бригады), группы взаимопомощи семей, социальный патронаж, различные формы организации досуга и др.).

Социальный эффект реализованного проекта выразился в:

Снижении числа семей с детьми, находящимися в социально опасном положении;

Укреплении воспитательного потенциала семьи;

Создании в регионе системы профилактической и коррекционно-реабилитационной работы с семьей на этапе раннего семейного неблагополучия в условиях социального партнерства.

В деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей широко используются новые социальные технологии (инновации). Одна из них – работа с сетью социальных контактов как технология социальной терапии. Первоначально термин «терапия» использовался исключительно в медицине. Социальная терапия понимается как воздействие социальных субъектов, действующих в рамках социальных институтов, на различные общественные отклонения через такие преобразования социальных взаимодействий и отношений между социальными акторами, результатом которых является преодоление девиаций, что оказывает позитивное влияние на уровень социального самочувствия, как отдельных индивидов, групп, так и всего общества в целом.

Работа с сетью социальных контактов как технология социальной терапии – это научно обоснованное взаимодействие социального работника или команды специалистов с клиентом и его социальной сетью, осуществление которого с высокой степенью гарантированности приводит к достижению обозначенных ими совместно целей и позволяет получить аналогичные результаты в подобных условиях.

Социальный патронаж – форма социального обслуживания на дому, представляющая собой посещение клиентов с диагностическими, социально-реабилитационными целями. Социальный патронаж раскрывает ресурсы семьи, способствующие выходу из трудной жизненной ситуации. Социальный патронаж в зависимости от цели проведения подразделяется на три вида: первичный, плановый, комплексный.

Первичный социальный патронаж осуществляется для выявления, постановки на учет и оказания экстренной помощи клиенту.

Плановый социальный патронаж организуется с целью контроля в отношении неблагополучных семей. Плановое посещение клиента позволяет выявить возможные изменения, которые произошли в его семье со времени последнего посещения.

Комплексный социальный патронаж проводится одновременно несколькими сотрудниками учреждения социального обслуживания (например: специалист по социальной работе и медицинский работник) с целью комплексного подхода к разрешению трудной жизненной ситуации клиента. Во время данного вида патронажа специалист по социальной работе наблюдает за клиентом в домашних условиях, изучает быт, взаимоотношения в семье, знакомится с режимом, питанием, особенностями и традициями семьи, узнает о самочувствии клиента в момент проведения патронажа. В случае если требования к социально-гигиеническим, социально-бытовым условиям проживания клиента не выполняются им самим или его членами семьи, специалист по социальной работе и медицинский работник в ненавязчивой форме дают советы-рекомендации, организуют режим сна и бодрствования, адекватный возрастным особенностям клиента. Важно объективно определять общее состояние клиента. Необходимо выяснить, какими навыками самообслуживания он обладает.

Если во время проведения социального патронажа специалист по социальной работе определяет, что клиент не обучен навыкам самообслуживания, соответствующим его возрасту, то для него разрабатываются рекомендации-советы, проводятся обучающие занятия-тренинги по освоению приемов и методов, содействующих социально-бытовой адаптации. При социальном обслуживании клиента на дому медицинский работник организует соответствующий уход, выполнение медико-социальных проце­дур.

Обследование жилищно-бытовых условий проводят с учетом определенных норм. Результаты несоответствия установленным нормам фиксируются специалистом по социальной работе в акте обследования жилищно-бытовых условий семьи. Данные нормативы обследования жилищно-бытовых условий семьи приведены в учебном пособии Основы социальной работы. / Под ред. Н.Ф. Басова. – 3-е изд., испр. – М., 2007.

Социальный патронаж включает следующие этапы: подготовительный, основной, заключительный.


1. Подготовительный этап предполагает планирование посещение семьи клиента (договоренность с клиентом о времени и дате визита), определение цели патронажа, выбор методов социальной диагностики, как правило, чаще применяется стандартизированное интервью (специалист по социальной работе заранее разрабатывает сценарий проведения, продумывает и фиксирует вопросы), наблюдение.

2. Основной этап – посещение клиента на дому, проведение социальной диагностики (фиксировать необходимую информацию специалист может в тетради социального патронажа, где указывается фамилия, имя, отчество клиента, адрес, жилищно-бытовые условия семьи, наличие условие для отдыха, питания, организации досуга клиента) оказание консультативной помощи, социальных услуг.

3. Заключительный этап – подведение итогов социального патронажа, который включает анализ результатов социальной диагностики, разработка рекомендаций специалистом по социальной работе по выходу из трудной жизненной ситуации, оказание экстренной помощи, если клиент пережил экстремальную ситуацию. Происходит оформление результатов социального патронажа в виде акта обследования жилищно-бытовых условий семьи, в случае первичного дополнительно заполняется социальная карта клиента.

Социальный патронат - эффективная форма социальной помощи семьям и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Он рассчитан на тех, кто не может самостоятельно решить свои проблемы. В центрах социальной помощи такие семьи смогут получить консультации и поддержку по ряду вопросов. Работники социального патроната будут оказывать им психологическую, педагогическую, юридическую, экономическую и даже медицинскую помощь.

Система патроната направлена на оказание помощи семье на ранних этапах неблагополучия, что позволяет стабилизировать ситуацию в ней. Система содержит эффективные технологии реабилитации кровной неблагополучной семьи, предотвращая ее деградацию и лишение взрослых родительских прав.

Технологии превентивного патроната предполагают прежде всего межведомственное взаимодействие по профилактике социального сиротства, в которое включены все учреждения, имеющие прямое отношение к работе с семьей и детьми. Задачей такого взаимодействия является раннее выявление семейного неблагополучия, укрепление семьи, помощь в развитии и воспитании детей, организация досуга. Базовые учреждения, которые могут принимать участие во взаимодействии: учреждения культуры, учреждения дополнительного образования, центры помощи семье и детям, центры «Семья», центры психолого-педагогической реабилитации, общественные организации, образовательные учреждения для детей, центры занятости, учреждения здравоохранения и т.д.

Технологии социального патроната имеют целью предотвращение социального сиротства в рамках межведомственного взаимодействия различных учреждений. Первоочередное внимание уделяется реабилитации кровной семьи после процедуры лишения родительских прав и возвращение ребенка в родную семью. Базовым учреждением по реализации этих технологий в соответствии со своим функционалом благодаря кадровому потенциалу могут быть социально-реабилитационные центры.

Технологии семейного патроната направлены на обеспечение права детей н а воспитание в семье. В случае, если реабилитация кровной семьи и возврата в нее ребенка невозможны, рассматриваются возможности устройства ребенка в ближайшее семейное или социальное окружение, что облегчает адаптацию ребенка к новым условиям жизни и позволяет избежать травматизации психики ребенка. В процессе семейного патроната происходит установление родственной опеки над ребенком, реализуются семейные формы жизнеустройства ребенка. Этап определения ребенка-сироты на воспитание в замещающую семью (усыновление, опека, попечительство, приемная, семейный детский дом).

Виды семейного устройства детей. Существует форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей:

  • усыновление (удочерение);
  • опека (попечительство);
  • приемная семья;
  • учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (дома ребенка, детские дома, школы-интернаты и т. д.).

Кроме того, законами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время в разных регионах России существуют такие инновационные формы устройства детей, как детские деревни «SOS», приходские детские дома, патронатные семьи, а также активно развивается такая форма реабилитации ребенка, как семейно-воспитательная группа.

Пример. Детские деревни-SOS (СОС-киндердорф) - это особый гуманный тип детского дома с семейным воспитанием. В детских деревнях воспитывают детей в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и культурными традициями каждой конкретной страны вне рамок определенной религии. Первая детская деревня была создана в 1949 г. австрийским педагогом Германом Гмайнером .

Во всем мире в основе деятельности детских деревень лежат следующие основные принципы: мать в детской деревне - глава семьи. Работа в этом качестве - одновременно призвание и профессия. На эту роль по конкурсу отбирают одиноких женщин, готовых отдать свою любовь обездоленным детям. Перед тем, как возглавить семью, мамы-воспитательницы проходят необходимое обучение; в детской деревне воспитываются дети разного возраста, родных братьев и сестер при приеме в детскую деревню никогда не разделяют; каждая семья постоянно проживает в уютном отдельном доме, самостоятельно ведя хозяйство. Деревня состоит из 12-15 семейных домов. Детская деревня - это не просто комплекс зданий для постоянного проживания воспитанников и мам-воспитательнип, но прежде всего это общество единомышленников; руководство нетрадиционным детским учреждением осуществляет директор детской деревни, который со своей семьей живет в деревне, активно помогая каждой семье.

То, какая форма устройства подходит для ребенка, во многом определяется его социально-правовым статусом. Например, усыновить можно ребенка, про родителей которого (или единственного родителя) точно известно, что они умерли, неизвестны, лишены родительских прав, признаны судом недееспособными, дали согласие на усыновление, либо по неуважительным причинам не проживают более шести месяцев с ребенком. Если же, к примеру, ничто из вышеперечисленного не относится к родителям ребенка, его нельзя усыновлять, но можно, например, поместить под опеку (попечительство) до того момента, пока статус ребенка не прояснится.

Общепризнанный международный опыт показывает, что оптимальным для развития ребенка методом его жизнеустройства является семья. Воспитание в государственном учреждении не удовлетворяет потребности ребенка в родительском тепле и заботе. Выпускники детских учреждений, как правило, совсем не подготовлены к жизни вне коллектива, у них не хватает необходимых знаний об устройстве общества, в котором им предстоит жить. Все это в полной мере можно получить только воспитываясь в условиях семьи, поэтому в настоящее время провозглашается приоритет семейных форм воспитания детей: усыновление, опека, приемная семья, патронат. Рассмотрим подробнее эти формы устройства ребенка.

Усыновление является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. С правовой точки зрения, усыновление - это установление между усыновителем и усыновленным ребенком правоотношений (личных и имущественных), аналогичных существующим между кровными родителями и детьми. Закон приравнивает усыновленного ребенка к родным детям усыновителя.

Процедура усыновления в России определена в Семейном кодексе Российской Федерации (статьи 124-144).

Согласно Семейному кодексу, усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

  • лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
  • супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
  • лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
  • бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;
  • лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права;
  • лиц, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживают усыновители (усыновитель);
  • лиц, не имеющих постоянного места жительства;
  • лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;
  • лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления;
  • лиц, проживающих в жилых помещениях, не отвечающих санитарным и техническим правилам и нормам;
  • лиц, не прошедших подготовки (кроме близких родственников ребенка, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено).

Лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка.

Усыновление настолько серьезно влияет на судьбу ребенка, что его согласие войти в семью усыновителя приобретает первостепенную важность. Согласие ребенка, достигшего возраста десяти лет, является безусловно необходимым, без него усыновление не может быть произведено. Мнение ребенка, не достигшего десятилетнего возраста, также должно быть рассмотрено с того момента, когда ребенок в состоянии его сформулировать и выразить.

Для передачи ребенка на усыновление в случаях, установленных законом, может потребоваться согласие его кровных родителей. Порядок изъявления родителями согласия регулируется ст. 129 Семейного кодекса РФ. При усыновлении ребенка несовершеннолетних родителей, не достигших возраста 16 лет, необходимо также согласие их родителей или опекунов (попечителей), а при отсутствии родителей или опекунов (попечителей) - согласие органа опеки и попечительства.

Факт усыновления составляет семейную тайну усыновителя и усыновленного. Усыновитель сам устанавливает, раскрывать эту тайну, или нет. Лица, разгласившие тайну усыновления ребенка против воли его усыновителей, привлекаются к уголовной ответственности. В течение трех лет после усыновления происходит постоянный контроль за проживание ребенка органом опеки и попечительства.

Опека и попечительство. Самой распространенной формой устройства ребенка на воспитание в семью остаются опека и попечительство - принятие в дом ребенка на правах воспитуемого в целях его содержания, воспитания и образования, а также для защиты его прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство над несовершеннолетними - от 14 до 18 лет. Ребенок сохраняет свои фамилию, имя, отчество. Биологические родители не освобождаются от обязанностей по принятию участия в содержании своего ребенка.

Опекун или попечитель назначается органом опеки или попечительства. Опекунами (попечителями) детей могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица. Не могут быть назначены опекунами (попечителями) лица, лишенные родительских прав. При назначении ребенку опекуна (попечителя) учитываются нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя), способность его к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), отношения между опекуном (попечителем) и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя), а также желание самого ребенка. Опекун имеет все права и обязанности родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребенка, и ответственности за ребенка.

Не назначаются опекунами (попечителями) лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей), лица, ограниченные в родительских правах, бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине, а также лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка.

В силу того, что опека и попечительство устанавливаются над детьми разных возрастов, опекун, в отличие от попечителя, имеет право и обязан совершать от имени подопечного сделки, за исключением тех, что должны быть совершенны только лично и нести имущественную ответственность за вред, причиненный подопечным. Попечитель же, в отличие от опекуна, имеет права и обязан давать согласие на совершение подопечным сделок. Кроме перечисленного есть еще несколько отличий правового характера, зафиксированных в Гражданском Кодексе РФ.

Поскольку опека и попечительство над несовершеннолетними детьми назначается с целью обеспечения их права на семейное воспитание, опекуны и попечители обязаны проживать с ребенком одной семьей. Исключение из этого правила предусмотрено только в отношении несовершеннолетних, достигших 16-летнего возраста. В этом случае орган опеки и попечительства может разрешить подростку проживать отдельно, если такая необходимость связана с получением образования или работой.

Дети, находящиеся под опекой или попечительством, сохраняют право на общение со своими родителями и родственниками, если это не противоречит интересам ребенка (это уже решает опекун или попечитель).

Для установления опеки или попечительства также необходимо согласие ребенка, если он достиг десятилетнего возраста.

Прекращение опеки происходит при достижении ребенком возраста 14 лет. При этом опека автоматически трансформируется в попечительство. Попечительство прекращается при достижении ребенком совершеннолетия, вступлении его в брак до 18 лет и в других случаях, например, в случае смерти опекуна или попечителя.

Приемная семья - форма воспитания ребенка (детей) в семье у приемных родителей-воспитателей. Такая семья заменяет пребывание ребенка в детском доме или приюте на домашнее воспитание и создается на основе договора между приемным родителем (родителями) и органами опеки.

Приемная семья образуется на основе договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью. Договор о передаче заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять ребенка на воспитание). Количество детей в приемной семье, включая родных и усыновленных детей, не превышает, как правило, восьми человек.

Приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку или детям осуществляют права и исполняют обязанности опекуна или попечителя и несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и на условиях, которые предусмотрены федеральным законом и договором.

При передаче ребенка в приемную семью орган опеки и попечительства руководствуется интересами ребенка. Помещение ребенка, достигшего возраста десяти лет, в приемную семью осуществляется только с его согласия. Безусловно, при подготовке заключения орган опеки и попечительства принимает во внимание личные качества людей, желающих взять на воспитание ребенка в семью, их способность к выполнению обязанностей по воспитанию детей, взаимоотношения с другими членами семьи, проживающих совместно с ними.

При принятии на воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя указывается о наличии у них необходимых для этого условий.

Приемному родителю ежемесячно выплачивается вознаграждение, а также денежные средства на содержание приемного ребенка, а время функционирования приемной семьи засчитывается в общий трудовой стаж. Средства, предусмотренные на вознаграждение приемным родителям, выплачиваются одному из приемных родителей, указанному в их совместном заявлении, с момента передачи ребенка (детей) на воспитание в приемную семью. В приемную семью передают детей, которых невозможно передать на усыновление или опеку, в связи с отсутствием необходимого для этого у ребенка юридического статуса или если не удается найти ему опекунов или усыновителей.

Патронатное воспитание является новой формой семейного устройства детей, при которой права и обязанности по защите прав ребенка разграничены между патронатным воспитателем и органом опеки и попечительства (или его уполномоченным учреждением). Эта форма устройства пока что не вошла в федеральное законодательство и регулируется законами ряда регионов. Мы не будем на нем подробно останавливаться, рассмотрим лишь основные моменты.

Патронатное воспитание является более гибкой формой устройства детей и позволяет жить в семье ребенку любого возраста как при наличии у него установленного статуса сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, так и непосредственно сразу после изъятия из семьи (вместо помещения его в приют).

В договоре, заключенном между органами опеки и попечительства и патронатным воспитателем, определяются права и обязанности как семьи, так и учреждения. Наличие такого договора является юридической основой для профессионального сопровождения ребенка в течение всего времени его воспитания в семье. И ребенку и семье гарантированно предоставляется юридическая, социальная, психологическая и любая иная помощь - в зависимости от потребностей ребенка.

Семейно-воспитательная группа (СВГ) является структурным подразделением приюта (реабилитационного центра), которое обеспечивает условия семейного воспитания ребенка, а также является подготовительным этапом в оформлении таких форм семейного жизнеустройства ребенка, как опека, усыновление, приемная семья.

Помещение ребенка из учреждения в СВГ позволяет:

  • провести социально-психологическую реабилитацию ребенка в условиях семьи как наиболее благоприятных для полноценного воспитания ребенка, его физического, психического, интеллектуального развития;
  • подготовить несовершеннолетнего к последующей передаче его на усыновление, в приемную семью или под опеку (попечительство);

Ребенок, находящийся в СВГ, является воспитанником детского учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (приюта). Воспитатель СВГ зачисляется в штат учреждения, ему выплачивается заработная плата.

СВГ следует рассматривать как один из этапов создания приемной семьи.

При разных формах устройства предъявляются одинаковые требования к состоянию здоровья лиц, принимающих ребенка в семью. Законом регламентируется требование, чтобы эти лица не лишались прежде родительских прав или не были ограничены в родительских правах, никогда не были отстранены от обязанностей опекуна, не были усыновителями в ситуации, когда усыновление было отменено по вине взрослых.

  • См. подробнее: URL: www.sos-kinderdorf.at