Нередко выяснение причин и обстоятельств совершенного поступка сопровождается бурей негативных эмоций: родителям стыдно, они злятся на ребенка, обвиняют себя, опасаются общественного порицания. В воображении встают безрадостные картины будущего ребенка, связанные с клептоманией и криминалом. А ведь от реакции семьи на детский проступок зависит, будет ли ребенок и дальше воровать.
Поэтому предлагаем обойтись без пессимистичных прогнозов, не делать поспешных выводов, а детально обсудить проблему воровства детей: почему они воруют, как поступать в такой ситуации и не допустить ее повторения.
Лучший способ не допустить детского воровства - установить с ребенком искренние и доверительные отношения .
Вряд ли кто-то осмелится назвать вором малыша в возрасте от 2 до 4 лет, у которого понятия «моё» и «чужое» пока еще только формируются. В 4-6 лет у ребенка появляются нравственные привычки, он имеет представление о личной собственности и личном пространстве. Но желания малыша еще крайне импульсивны, они-то нередко и провоцируют совершение ребенком кражи.
Подвижным и возбудимым детям в возрасте 6-7 лет также сложно контролировать свои желания (равно как и спокойно высидеть на уроке, выслушать учителя). Объясняется такое поведение особенностями темперамента, психологическими травмами (проблемами в семье, переездом, началом учебной деятельности) или же серьезными психическими отклонениями.
В 8-11 лет воровство детей чаще всего связано с тем, что волевая сфера у них развита недостаточно. Ребенок хочет обладать какой-либо вещью и справиться с этим соблазном ему не удается. Потом ему будет стыдно за такой поступок, он знает, что воровать нельзя, но своему желанию противопоставить ничего не может.
Подростки в 12-15 лет совершают воровство осознанно, в этом возрасте наличие таких фактов может говорить и о наличии вредной привычки.
Решать эту проблему должны родители: повышать самооценку малыша, развивать его способности и таланты, формировать навыки общения с детьми, объяснять, а при необходимости и моделировать наиболее сложные ситуации.
Важно! Выяснение причин и обстоятельств проступка не должно происходить при посторонних людях! Наедине с ребенком в доброжелательной форме должен состояться доверительный разговор: почему он так поступил, для чего ему нужна эта вещь, кто ее хозяин.
Дайте понять ребенку, что вы очень огорчены произошедшим (постарайтесь при этом избегать слов «воровство», «кража», «преступление»). Осуждайте поведение, поступок, действия, а не личность ребенка. Расскажите, как плохо хозяину вещи без нее.
Не обвиняйте ребенка без доказательства его вины! Не вешайте ярлыков! Не сравнивайте его с другими детьми! Не травмируйте необходимостью приносить публичные извинения! Не требуйте клятвенных обещаний больше так не поступать! Не возвращайтесь к проступку, когда ситуация разрешена, не упрекайте ребенка!
Постарайтесь вернуть украденную вещь без свидетелей и разделить ответственность с малышом.
Если ребенок взял и потратил деньги из семейного бюджета, нужно рассказать, для чего они были предназначены, и ограничить семью на определенный период, например, в покупке сладостей или походах в кино.
Наконец, найдите истинную, глубинную причину проступка и работайте с ней.
Детское воровство широко распространено, и даже обеспеченные родители, уделяющие достаточное количество внимания своим детям, могут узнать, что их ребенок что-то украл.
Дети крадут по множеству различных причин, основными из которых являются месть, стремление получить желаемое во что бы то ни стало, недостаток воспитания, желание выглядеть более интересным в глазах окружающих благодаря наличию дорогой игрушки.
Что лечит детский нейропсихолог? Узнайте об этом из нашей .
В обществе распространено стремление называть мелкое воровство, включая детское, клептоманией, что является ошибкой .
Клептомания — психическое заболевание, которое встречается сравнительно нечасто.
Клептоману крайне сложно сдержать порыв украсть что-либо, а благодаря воровству он чувствует удовольствие и снимает нервное напряжение.
Порывы украсть что-либо у клептомана усиливаются, если в его жизни произошло что-то психотравмирующее .
При этом такой человек может прекрасно осознавать, что поступает неправильно. Большинство клептоманов пытаются бороться с болезнью при помощи психиатров и психотерапевтов.
Наиболее часто клептомания встречается в 30-40 лет. В детском возрасте это заболевание — большая редкость. Поэтому детское воровство стоит называть именно воровством, а не клептоманией.
Украсть может даже тот ребенок, который не испытывает недостатка в игрушках и вкусной еде, но чаще воруют дети из неблагополучных семей , которые регулярно испытывают чувство собственной неполноценности, глядя на счастливых сверстников, одетых в красивую одежду и приносящих в коллектив интересные игрушки.
Активное желание воровать у таких детей может сочетаться с другими девиантными особенностями, например с повышенной агрессивностью.
Зачем дети воруют? Основные причины детского воровства:
В крайне редких случаях ребенок ворует потому, что его об этом попросил важный взрослый, например кто-то из родителей, или в тех случаях, когда взрослый четко ему сказал, что воровать — хорошо, полезно. Это касается небольшого процента маргинальных семей.
Фактором, увеличивающим вероятность, что ребенок захочет украсть, являются финансовые проблемы в семье . Однако даже ребенок из крайне нуждающейся семьи вряд ли совершит кражу, если его родители дали ему четкие моральные установки насчет этого.
Поэтому этот фактор может ощутимо увеличивать вероятность лишь при наличии дополнительных, таких как отсутствие должного воспитания, жизнь с токсичными или маргинальными родителями, негативное влияние друзей, знакомых.
Что делать, если ребенок грызет ногти? помогут вам!
Если ребенок что-то украл и Вам следует отреагировать немедленно (то есть Вы только что это выяснили), важно:
Когда Вы и ребенок окажетесь в спокойной обстановке, тогда нужно переходить к полноценному обсуждению ситуации . Задайте вопросы, связанные с произошедшим.
Скорее всего, ребенок не сможет рассказать все в подробностях, будет плакать и может вовсе замолчать, не сказав ничего по делу.
Это нормально: он переживает произошедшее, чувствует себя беспомощно и расстроен. Важно в этот момент не сорваться на него.
Ребенок украл у родителей — советы :
Если ребенок взял деньги для кого-то, важно разобраться в этой ситуации и при необходимости обратиться в полицию (в случае, если речь идет о вымогательстве).
Если ребенок ворует регулярно, а увещевания и мягкое наказание не работают, необходимо обратиться к специалисту по детской психологии .
При этом, если ребенка все это время отстраняли от ответственности и взаимоотношений с деньгами, он может не понять объяснений родителя, ведь деньги для него особой ценности не получили.
Если ребенок уже попадался на воровстве, помочь ему изменить установки может детский психолог. Важно обратиться к нему, особенно если ребенок воровал неоднократно.
Как успокоить капризного ребенка? узнайте прямо сейчас.
Почему дети воруют? Мнение психолога:
Проблема воровства актуальна особенно сегодня, когда в СМИ то и дело сообщают об очередных миллионных взятках чиновников и министров и их безнаказанности. Воровство процветает во всех эшелонах власти страны. Причина чиновничьего порока даже не в ненасытной жадности к деньгам и вещам, а в отсутствии преступления. Вины нет, так как чиновник не украл, а взял. Он имеет власть – имеет и право брать столько, сколько ему нужно. Порочный круг.
Меня больше интересует детское воровство, его причины и коррекция поведения ребенка. Ворующих детей ошибочно называют клептоманами.Клептомания (слово «klepto» переводится с греческого как «похищаю», слово «mania» означает «безумие») — психическое заболевание, которое проявляется в навязчивом влечении к хищению вещей. Этой болезнью страдают около 0, 05 % человек по всему миру. Случаев заболевания клептоманией в детском возрасте практически не зарегистрировано. Вывод один: воровство – не болезнь, а плохое воспитание.
В чем заключается психология этого недуга? И стоит ли родителям бить тревогу по этому поводу? Дети младшего возраста не способны контролировать свои желания. В силу детской импульсивности они хватают все, что им нравится. На детской площадке мой двухлетний племянник берет чужую игрушечную машинку и уходит с ней домой. Ему приглянулась игрушка, и он руководствуется внезапно охватившими его эмоциями. Такое поведение не имеет ничего общего с воровством. Объяснить двухлетнему или трехлетнему малышу понятия «твое» и «чужое» сложно, но родителям важно попытаться помочь крохе разобраться в том, что эта игрушка чужая и ее брать нельзя.
У детей младшего дошкольного возраста (4-5 лет) развито представление о личной собственности, но не сформирована способность оценивать свои действия. Сильное желание обладать чем-либо провоцирует их на воровство. Младший дошкольник нуждается в помощи взрослых. Этому возрасту характерна все та же импульсивность.
Обратите внимание!!!
Благодаря этой хитрости Ваш компьютер после каждой перезагрузки будет в идеальном состоянии. Если компьютер настроен в соответствии с нашими рекомендациями, что бы не произошло с вашей операционной системой и файлами, его достаточно перезагрузить и он снова будет работать, как и раньше.
Родители должны обсудить с ребенком этот негативный поступок и особое внимание обратить на чувства человека, лишившегося своей любимой вещи. Важно убедить малыша в том, что ему нужно стыдиться таких действий и больше так себя не вести.
В 6 лет дошкольник идет на воровство осознанно. Им двигают разные мотивы: отомстить кому-либо, привлечь внимание сверстников…Его не пугают родительские наказания. Он ворует книжку или игрушку, чтобы наказать сверстника за то, что тот не дал ему ее посмотреть. Девочка может подарить своим подругам мамины украшения, чтобы завоевать доверие к себе. Мальчик — раздать в садике папины деньги. Сделав что-нибудь приятное, бедняга ждет признания со стороны окружающих его детей.
Причина воровства – низкая самооценка, неумение общаться со сверстниками. Шестилетний малыш еще не знает, как завести друзей. По его мнению, человека замечают только тогда, когда у него есть что-то ценное. Задача родителей – дать детям представление понятия «дружба», научить культуре общения через определенные игровые ситуации.
У детей 8-11 лет недостаточно развита волевая сфера. Они совершают кражу, так как не могут справиться с соблазном. Им трудно противостоять желанию – иметь чужую вещь. Конечно, в скором времени они будут стыдиться этой неприятной истории. за кражи в этом возрасте бессмысленно. Волевые качества нужно воспитывать.
Подростки в 12-15 лет совершают воровство сознательно. В моей школе у педагогов часто пропадают деньги из сумки и из карманов. Интересно то, что воруют дети, как из малообеспеченных, так и из «внешне благополучных» семей. И в одном и в другом случае родители не знают, как складываются отношения детей с одноклассниками и друзьями и какие нравственные ценности в них заложены. Факт воровства в 12-15 -летнем возрасте свидетельствует о наличии вредной привычки и отсутствии должного семейного воспитания.
Взрослые могут воровать на глазах у ребенка и говорить ему о необходимости быть честным человеком. Убедить детей в чем-либо возможно только в том случае, если дело не расходится со словом.
В семье моих знакомых родители не испытывают стыда за воспитание сына, заявляя открыто: «попался, говорила же, не умеешь – не воруй». Таким заявлением они дают ему свободу действий. В дальнейшем он будет проявлять все меры предосторожности, чтобы не быть замеченным. Беседа с детьми эффективна в здоровой семье, где соблюдаются моральные нормы. Никакие убеждения и наказания не помогут, если родители лгут или показывают дурной пример.
Почему ребенок ворует и что с ним делать? Психологи не дают точного ответа на этот сложный вопрос. Действия родителей могут быть самыми разными и зависят они от причины, по которой он делает неверный шаг.
Предлагаю вам посмотреть видеоконсультацию психолога, которая поможет поэтапно отучить ребенка от воровства.
Уважаемые родители! Не забывайте о том, что от вашего внимания зависит поведение ваших детей. Решайте проблему детского воровства вовремя. Детское воровство может привести к проблемам с законом. Помните: ответственность за воровство лежит в первую очередь на родителях.
Не всякий ребенок, который хорошо поет, становится певцом, не каждый, кто быстрее всех бегал в классе завоевывает олимпийское золото, не все дети, которые крали у родителей деньги, связывают жизнь с воровским миром. Порой из тех, кто в детстве брал деньги у родителей без спросу, вырастают честные и добропорядочные люди. Поэтому к детским кражам нужно относиться, не как к преступлению, а как к сигналу о какой-то проблеме. Когда ребенок ворует деньги у родителей, советы психолога помогут разобраться, в чем причина и как решить эту проблему.
Если спросить взрослого вора, зачем он ворует, то он ответит, что воровство - легкий способ заработать. Зачем целый месяц горбатится на чужого дядю, который заплатит копейки, проще рискнуть и получить в разы больше.
Дети вряд ли руководствуются этими мотивами, воровство происходит по следующим причинам:
За воровством могут стоять внутренние психологические проблемы:
В данном видео психолог Александр Свиридов расскажет, почему ребенок ворует и не хочет учиться, как с этим бороться:
Ребенок может без зазрения совести брать чужое, если не осознает, что такое поведение негативное.
Причиной того, что смывается грань между хорошим и плохим поведение часто становятся сами родители:
Если родители застали своего ребенка на месте преступления или факт кражи подтвердился, прежде всего, нужно контролировать себя .
Конечно, горько и обидно осознавать, что сын или дочь, которых так любили и которым доверяли, обманывают их, но воспитание - это не только процесс радости и побед, порой приходится решать трудные проблемы. Ни в коем случае нельзя выяснять отношения при сверстниках, это только усугубит ситуацию.
Прежде чем наказать, нужно выяснить причину такого поведения, но дети в таких случаях начинают врать и доказывать, что пропажа денег, это вовсе не их вина. Самое простое и верное объяснение такой лжи - это страх расправы, особенно если родители строгие и властные.
Можно не церемониться, а просто наказать сына или дочь без разговоров, но проблема в корне так и останется нерешенной, а ребенок еще больше замкнется и уйдет в себя. Поэтому правильное решение - спокойно, без угроз и криков поговорить с ним и выяснить причину.
Давать ребенку хоть немного карманных денег нужно хотя бы для того, чтобы он учился распоряжаться своими средствами рационально. Часто дети, у которых в детстве не было своих сбережений, повзрослев, не могут правильно распоряжаться зарплатой, у них нет финансовой культуры.
Если карманных денег не хватает на все, чего хочется, объясните сыну или дочери, что нужно расставлять приоритеты и некоторым желаниям говорить «нет». В качестве примера пусть родители расскажут, что у них тоже нет многих вещей, которые бы им хотелось иметь: большой квартиры, дорогой машины и красивой одежды.
Важно научить ребенка осознавать, что за всеми не угонишься и порой с тем, что у одноклассника дорогая приставка, которой у него нет, нужно просто смириться.
Не всякая семья обеспечена таким образом, чтобы давать ребенку необходимое количество карманных денег. Но есть выход - можно найти ребенку несложную подработку. Деньги, заработанные своим трудом - более ценны.
Если причина воровства вымогательство - нужно немедленно расправиться с обидчиками, обратится в полицию или в школьный совет.
Если причина краж - низкая самооценка, желание угодить сверстникам или нехватка внимания, задача становится еще сложнее, ведь дело вовсе не в желании иметь какую-то вещь. Дело в желании быть кем-то.
С раннего возраста нужно закладывать, что каждый человек - личность. Количество друзей, авторитет и хорошее отношение окружающих людей нельзя купить или заслужить подарками.
Важно интересоваться жизнью подростка, его переживаниями и проблемами. Может быть брюки в клеточку, которые достались по наследству от старшего брата, стали настоящим испытанием для ребенка, вызывая насмешки сверстников, а родители игнорируют эту проблему. Тогда нужно вместе найти решение: выделить из бюджета средства или предложить накопить на необходимую вещь.
Когда ребенок ворует деньги у родителей, советы психолога часто воспринимаются как глупое и ненужное руководство к действию. К чему все эти выяснения проблем и копания внутреннего мира, нужно просто задать хорошей трепки и запретить гулять на месяц, а лучше на два - так считают многие родители. Но они совсем забыли, что когда-то в детстве им тоже чего-то хотелось и чего-то так не хватало, и порой для настоящего детского счастья недоставало сущей мелочи.
В данном ролике известный психолог Станислав Лазарев расскажет о 10 основных причинах, побуждающих ребенка воровать у своих родителей деньги:
Специалисты, работающие с детьми, знают: практически каждый ребенок хоть раз в жизни взял чужое. При этом большинство взрослых на случаи детского воровства реагирует очень остро: растерянность ("Как это могло произойти с моим ребенком?"), паника ("Что подумают окружающие?""", "Я плохой воспитатель…"), желание "наказать так, чтоб неповадно было". Важно, как мы отнесемся к ситуации, если это произошло с ребенком в первый раз (или мы заметили это в первый раз). Конечно, наша реакция будет зависеть и от возраста ребенка.
Термины "кража", "воровство" вообще неприменимы к дошкольникам, потому что мир реальный и мир их фантазии неразделимы. Осознать свой дурной поступок они еще не в состоянии.
Если такое случилось с ребенком, которому еще не исполнилось четырех лет, его проступок трудно назвать настоящей кражей. Малыш еще не в состоянии различать "моя вещь" - "чужая". Ребенок постарше (четыре - шесть лет) уже способен понимать границы собственности. Но ему пока трудно сдерживать свои желания и порывы: захотелось, знаю, что не мое, все равно взял. Причем ценность вещи при этом для него роли не играет. Взрослые же обычно бывают более шокированы произошедшим, если это дорогая вещь, чем когда речь идет о какой-нибудь мелочи - пластмассовая игрушка, например.
Детям нужно преподавать уроки о личной собственности и что нельзя брать что-либо без разрешения. Дети в возрасте до пяти лет вообще эгоистичны, и зачастую их основная цель найти и взять то, что им хочется. Именно поэтому родители должны приучить ребенка спрашивать разрешения, чтобы взять, позаимствовать или воспользоваться чьим-либо имуществом.
Существует множество причин, по которым дети могут брать чужие вещи .
Ребенок может испытывать сильное желание владеть чем-либо (чаще всего какой-то
игрушкой), с которым малыш не в состоянии справиться. Видя новую игрушку у сверстника,
о которой сам давно мечтал, и, улучив момент, он её прячет или уносит домой. Причиной
такого поведения является особенность сознания ребёнка-дошкольника: для него такие
понятия как "моё", "твое", "чужое" абстрактны и
непонятны.
Простой пример: двух - трёхлетний малыш еще не способен понять, что такое собственность
и принадлежность, а как следствие этому на прогулке или в гостях ребенок хочет
взять себе любую понравившуюся игрушку. Ненадо называть его вором, лучше рассказать
ему, что это чужая игрушка, и поэтому брать ее нельзя, ведь сам ребенок этого
еще не знает и без помощи взрослых не может понять, что чужие вещи брать нехорошо.
Об этом родители должны ему рассказать и не раз, рассказ свой лучше сопровождать
разбором конкретной ситуации, а чтобы ребёнку было понятнее, обратить его внимание
на переживания человека, утратившего какую-то вещь.
Ребенок мог захотеть сделать подарок кому-то из близких (обычно родителям). Эта причина так же связана с отсутствием понимания отрицательной оценки воровства. Ребёнок стремиться тем или иным способом сделать маме приятное - и то, что он поступает неправильно ему просто не приходит в голову.
Дети могут чувствовать, будто они «нашли» вещь, которая не принадлежит им, а соответственно, они могут оставить ее себе. Родители должны научить своих детей, что «найденные» предметы, не обязательно должны оставаться в их собственности.
Дети могут воровать, чтобы привлечь к себе внимание. Часто, они ищут внимания со стороны не только родителей, но также со стороны сверстников, братьев или сестер. Желая привлечь внимание сверстников к себе как обладателю какой-либо вещи.
Дети учатся на примере взрослых. Когда ребенок видит, как родители забирают вещи с работы, от соседей или даже из магазина, они являются примером воровского поведения.
Некоторые дети, которые воруют, чувствуют, будто им не хватает чего-то, что есть у других детей. К примеру, у некоторых друзей ваших детей есть карманные деньги. Родители могут не видеть в этом необходимости, или у них нет возможности давать карманные деньги ребенку, поэтому ребенок начинает воровать деньги, чтобы удовлетворить свои потребности.
Некоторые дети воруют, чтобы обрести контроль или власть.
Ребенок может украсть, желая наказать кого-либо или отомстить ему.
Как себя вести, если дошкольник принес домой чужую вещь?
Сначала попробуйте разобраться, что же на самом деле произошло. Например, малыш просто поменялся с другим ребенком. А если игрушка эта из детского сада или из кабинета детского врача? Понятно, что надо вернуть ее на место. Но при этом стоит задуматься: возможно, мы не слишком внимательны к потребностям ребенка. Или это была именно та вещь, которую он давно хотел иметь?
Как быть, если выяснилось, что игрушка или вещь - собственность другого ребенка? Важно разобраться в нюансах ситуации. Принесена ли эта вещь в дом открыто и ребенок сам рассказал о ней? Или вы нашли ее спрятанной среди домашних игрушек? Какие отношения сложились у него с хозяином вещи? Возможно, он хочет обратить на себя внимание этого ребенка. Или таким образом выказывает свою власть над более слабым.
Испытывает ли он чувство вины, когда вещь обнаружена? Если он не стыдится и не жалеет о своем поступке, нужно высказаться строго и однозначно: вещь должна быть возвращена, вы осуждаете произошедшее. Вы надеетесь, что ваши сын или дочь уже знают, что это плохой поступок, и не повторят его.
Пожалейте малыша, и ему сразу станет стыдно. Помогите исправить то, что он совершил. Как можно бережнее и тактичнее отнеситесь и к нему, и к его поступку.
Если малыш понимает свою вину, перенесите акцент на переживаниях и чувствах человека, лишившегося любимой вещи, как ему плохо и т. д. И помогите своему ребенку вернуть вещь или игрушку без излишних унижений и публичных разбирательств, лучше сделать это наедине с хозяином вещи. Ребенок может предложить какую-то из своих игрушек и разрешить взять ее домой, чтобы поиграть. Как только ребенок поймет и согласится, что его поведение было неправильным, дайте ему возможности исправиться.
Если ребенок был замечен в краже :
Не называйте его вором, не навешивайте ярлыки предсказывая уголовное будущее.
Не сравнивайте его с другими детьми или с собой в детстве, не добивайтесь того, чтобы он чувствовал себя пристыженным и подавленным ("Мне стыдно за тебя", "Никому из родителей не приходится так краснеть", "Мой сын не мог так поступить" и т. п.);
Не устраивайте судилище за каждый, даже незначительный проступок ребенка - иначе он будет скрывать от вас все;
Не обсуждать возникшую проблему с посторонними людьми в присутствии ребёнка. Золотое правило воспитания гласит: ругай наедине, хвали - при всех.
Не обращайтесь к ребенку с риторическими вопросами типа "Как ты мог?" и пр. - это совершенно бесполезно и даже вредно.
Не возвращайтесь к тому, что произошло (после того как ситуация была разобрана), т.к. этим вы только закрепите данный поступок в сознании ребёнка.
Не напоминайте ребенку о случившемся, если он совершил другой проступок, не имеющий отношения к кражам.
К основным ошибкам в воспитании, способным спровоцировать детское воровство
можно отнести следующие:
Что могут сделать родители чтобы предотвратить случаи воровства.
Ваш ребенок должен знать, что нельзя трогать чьи-либо вещи без разрешения.
Убедитесь, что ваш ребенок знает, что воровство может стать причиной потери друзей, потери доверия, а также неприятного чувства после кражи.
Ребенок должен знать, что с вашей стороны последуют решительные меры с неприятными последствиями. Ребенок должен вернуть вещь владельцу, либо заплатить за нее. Если у вашего ребенка нет денег, он должен выполнить дополнительную работу, чтобы заработать денег. Ребенок должен отвечать за неправильные действия.
Если ваш ребенок ворует у других детей вещи и предметы, в которых он нуждается (карандаши, бумага и ручки), объясните ему, что нельзя брать чужие вещи, а лучше просто попросить все необходимое у родителей - вы сами купите ему все, что нужно.
Убирайте вещи, которые вы не хотите, чтобы ваш ребенок взял, в те места, где он не сможет до них добраться.
Объясните ребенку, что у него в ближайшем будущем будет возможность получить определенную вещь. Это научит вашего ребенка терпению и отложенному вознаграждению.
Подумайте, прежде чем приступать к решительным действиям. Бесспорно, воровство не должно оставаться безнаказанным, но только если вы уверены, что и ребенок считает это наказание справедливым. Возможно ваша строгость не только не избавит его от дурных наклонностей, а только спровоцирует массу иных, не менее вредных поступков. Пережив наказание, ребенок, скорее всего, научится ловчить, скрытничать, обманывать, боясь лишь одного - быть разоблаченным. Но разве только страх наказания удерживает детей от желания взять чужое?
В заключении скажем о том, что общая стратегия поведения родителей по отношению к воровству своих детей должна зависеть от причин поведения ребёнка, выяснение которых дело первостепенной важности. Но в любом случае необходимо помнить, что появление такого тревожного сигнала, как кража, свидетельствует о том, что вашему ребёнку не хватает любви и внимания.