Новорожденный ребенок. Новорожденный ребенок — Купание. Сколько должен весить младенец

08.05.2019

С самого рождения у малыша присутствует ряд рефлексов, которые помогают ему выжить и приспособиться к новой жизни. Эти рефлексы называются безусловными (т.е. врожденными автоматическими реакциями) и проявляются непроизвольным сокращением мышц в ответ на внешнее раздражение. Некоторые из безусловных рефлексов останутся навсегда (например, роговичный рефлекс: в ответ на легкое касание роговицы глаза малыш моргает; глотательный, сухожильные рефлексы и др.), а некоторые просуществуют лишь 2–3 месяца, а затем угаснут. Но несмотря на такой короткий срок существования, эти рефлексы очень важны для крохи.
Вот они:

  • Поисковый рефлекс . Так, при прикосновении пальцем или грудью мамы к ротику ребенка у него опускается нижняя губа, отклоняется язык, и он поворачивает голову в ее сторону. Малыш как бы «ищет» мамину грудь. Поисковый рефлекс важен в первые месяцы жизни, в дальнейшем сменяясь уже осознанной реакцией при виде груди мамы или бутылочки с молоком.
  • Хватательный рефлекс . Если в ладонь ребенка вложить большой палец, он крепко схватит его и будет прочно удерживать какое-то время.
  • Рефлекс Моро . В ответ на резкий звук или внезапное разгибание ножек малыш сначала резко отводит ручки в стороны, раскрывая кулачки, а потом сводит их, как бы обхватывая себя руками. Этот рефлекс может появляться при пеленании малыша.
  • Защитный рефлекс . Если выложить ребенка на живот, он инстинктивно повернет голову в сторону. Этот рефлекс позволяет малышу дышать даже в положении лежа на животе и проявляется уже с первых часов жизни.
  • Рефлекс ползания . Новорожденные могут совершать ползающие движения. Если взрослый положит ребенка на живот и подставит к его стопам свою ладонь, малыш оттолкнется от нее, как от опоры, и продвинется вперед.
  • Рефлексы опоры и автоматической ходьбы . Если кроху поставить на опору, он будет опираться на нее стопами и непродолжительно стоять на полусогнутых ногах, а если его слегка наклонить вперед, он начнет переступать ножками.
Родители могут сами вызывать и наблюдать рефлексы у новорожденного, однако проверяет и оценивает их только врач. Именно по наличию безусловных рефлексов, их выраженности и срокам угасания доктор может судить о правильном созревании и развитии нервной системы малыша на первом году жизни. Наличие рефлексов определенным образом обеспечивает ребенку и физическое развитие.

Зрение младенца

Уже с первых минут жизни новорожденный видит окружающий его мир. В ответ на освещение глаз фонариком малыш моргает, жмурит глазки, отодвигает голову назад. Лучше всего ребенок фокусирует взгляд на расстоянии 25–30 см. Это как раз то расстояние, на котором сосущий грудь младенец видит лицо своей мамы. К середине второй недели жизни младенец обычно умеет, хотя и кратковременно, удерживать в поле зрения движущийся предмет. Эта фиксация длится всего несколько секунд, а движения глаз новорожденного еще неустойчивые и скачкообразные.

Новорожденный трехнедельного возраста уже не только останавливает на игрушке взгляд, но и сопровождает ее глазами вправо и влево на некотором расстоянии. При этом движения глаз у малыша становятся уже более плавными и координированными. Следует отметить, что дети, родившиеся недоношенными, могут фиксировать взор несколько позже, чем их сверстники, родившиеся в срок.

Для любого младенца самым интересным объектом для зрительного и слухового сосредоточения и вместе с тем лучшим «успокоительным средством» являются лицо, руки и голос мамы. Этот голос ребенок слышал еще внутри утробы и привык к нему. Теперь кроха учится соотносить черты лица мамы, тепло ее рук с ее голосом и интонациями. Однако это не значит, что новорожденному вообще не нужны игрушки.

Желательно, чтобы первые игрушки малыша были яркими (красного, оранжевого, желтого цвета), размером 8–10 см и звучащими. Перемещая такую игрушку вправо-влево, вверх-вниз, мы вызываем реакцию слежения. В роли «живой игрушки» может выступать и взрослый. Для этого пойте, говорите с малышом и одновременно ходите перед ним.

На третьей-четвертой неделе жизни над кроваткой на расстоянии 40–50 см от лица ребенка можно повесить яркую, но не многоцветную игрушку. Крохе будет удобно учиться фиксировать на ней взгляд. В последующие месяцы можно менять игрушки над кроваткой, передвигать их, опускать пониже, когда малыш начнет поднимать ручки.

Слух новорожденного

На первом месяце жизни изменяется и реакция ребенка на звук. В первые недели здоровый малыш отреагирует на звуковой раздражитель лишь вздрагиванием и миганием, движением ручек и ножек (это слуховая ориентировочная реакция), но уже к третьей неделе жизни он придает звукам внешней среды гораздо большее значение. Так, если ребенок беспокоен, громко плачет или выражает свою неудовлетворенность хныканьем, можно попробовать погреметь погремушкой, находясь вне поля зрения малыша, или запеть. Вы заметите, что маленький человечек на 5–10 секунд успокоится и остановит движение своих ручек и ножек (проявит кратковременное слуховое сосредоточение), после чего, возможно, продолжит плакать.

К концу первого месяца жизни слуховое сосредоточение ребенка на звуках (стремление прислушаться к голосу взрослого, звуку игрушки) станет еще более выраженным и продолжительным.

Больше разговаривайте с крохой, четко проговаривая слова. Ваша речь должна быть спокойной, а интонации голоса – ласковыми. В то же время малышу полезно слышать голоса разного тембра. Было бы замечательно, если бы с ним «беседовали» не только мама, но и другие родственники.

Помимо разговоров малышу очень полезно слышать родительское пение, которое способствует его знакомству с разнообразием звуков и ритмикой. При этом не всегда нужно стоять напротив ребенка, поддерживая прямой зрительный контакт. Иногда можно походить вокруг его кроватки так, чтобы малыш не видел вас: пусть он учится находить источник звука.

В моменты бодрствования крохи можно ненадолго включать тихую мелодичную музыку (классику, детские песенки). Разговаривая с малышом, можно комментировать происходящее. В этом возрасте он реагирует не на слова, а на интонацию. Поэтому старайтесь не повышать голоса, даже если вы устали или раздражены.

Как развить навыки младенца

Физическому развитию малыша на первом месяце жизни будет способствовать выкладывание его на животик. Начать можно со второй недели жизни. Положение на животе очень полезно для крохи: пытаясь поворачивать и приподнимать головку на несколько секунд, он укрепляет мышцы спины и шеи. Кроме того, в положении на животе лучше отходят газы, что может облегчить состояние малышей, страдающих кишечными коликами. Уже в возрасте 1 месяца дети с удовольствием проводят в положении на животе несколько минут, приподнимая и удерживая голову над поверхностью в течение 5–20 секунд.

С третьей недели жизни малыша родители могут обсудить с педиатром проведение новорожденному массажа. Он улучшает аппетит, поддерживает нормальную работу кишечника, способствует установлению правильного ритма сна и бодрствования, нормализует мышечный тонус, закаливает малыша, способствует его моторному и психическому развитию.

Для того чтобы массаж был максимально эффективным, ребенок должен быть в хорошем настроении. Проводить массаж надо не ранее чем через 30–40 минут после кормления, чтобы не спровоцировать срыгивания. Массаж стимулирует нервную систему ребенка, так что не следует делать его в вечернее время: это может нарушить ночной сон крохи. Длительность массажа в этом возрасте должна составлять 5–10 минут.

Из приемов оздоровительного массажа на первом месяце жизни приемлемы лишь легкие поглаживания ручек, ножек, груди, животика, спины и ягодиц. Желательно, чтобы первый сеанс массажа родители делали под наблюдением врача или медсестры, так как неправильно проведенные упражнения могут нанести вред ребенку.
К концу первого месяца жизни малыши обычно радуют родителей не только достижениями в физическом развитии, созревании зрительного и слухового анализаторов, но и появлением первых положительных эмоций в ответ на родительское присутствие. Во время разговора с грудничком мама может заметить, что ее кроха не только останавливает движения ручек и ножек, но и приоткрывает ротик (появляется так называемое «ротовое внимание»), пытаясь как бы ответить на обращенную к нему речь взрослого. А на ласковые обращения ребенок может отвечать появлением кратковременной первой улыбки, пусть еще и не совсем осознанной. Запаситесь терпением и наслаждайтесь каждым, даже самым маленьким успехом в развитии малыша.

Адаптация новорожденного

Родителям не следует забывать о том, что первый месяц жизни является очень напряженным периодом привыкания грудничка к внеутробной жизни. Поэтому ему особенно важны:
  • Тишина и покой . Для новорожденных и детей первых месяцев жизни особенно опасны перегрузки нервной системы. В этот период мозг ребенка получает и перерабатывает колоссальное количество информации. Именно поэтому младенцы много спят, их нервная система как бы оберегает себя от перегрузок. Комфорт и покой, особенно в первые дни после рождения, являются для них основными условиями. Домашняя обстановка должна быть спокойной, а освещение в комнате – приглушенным. Бурные эмоции со стороны счастливых родственников могут не просто испугать и переутомить малыша, но и вызвать плач, а порой и нарушение сна.
  • Тактильный контакт . Следует как можно чаще брать ребенка на руки. Это поможет крохе чувствовать себя комфортно и безопасно. На первом месяце жизни держать новорожденного лучше в горизонтальном или полувертикальном положении, обязательно поддерживая спинку и головку малыша. Так во время бодрствования кроха знакомится с окружающим миром.

Запор, иначе задержка стула у грудного ребенка - это нерегулярное, недостаточное или затрудненное опорожнение кишечника. Прежде чем родителям начинать беспокоиться и принимать меры по стимуляции опорожнения кишечника, тем более лечить запор, нужно учитывать, что у каждого малыша с рождения есть свои индивидуальные физиологические особенности.

В данном случае следует учитывать, что:

1. У грудных малышей, находящихся на естественном вскармливании, отсутствие стула до трех суток считается нормой;

2. У грудных малышей, находящихся на искусственном вскармливании, отсутствие стула до двух суток также считается нормой.

Однако во всех случаях родителям необходимо обратить внимание на поведение и самочувствие ребенка. Если у него хороший или нормальный аппетит, отходят газы, активное поведение, отсутствует температура или другие признаки болезни, в таком случае им не стоит беспокоиться по этому поводу и думать о том, как вызвать стул у грудного ребенка. Но если, помимо запора присутствуют такие негативные признаки, как рвотное состояние, сонливость и общая вялость, снижение либо отсутствие аппетита, появление температуры, задержка отхождения газов, то настоятельно рекомендуем сразу же обратиться к врачу-педиатру.

Нормы и отклонения от норм

Физиологи считают, что введение в питание ребенка молочных смесей приводит к быстрому созреванию секреторного аппарата ЖКТ. Что в свою очередь приводит к уменьшению его возможностей по перевариванию и усвоению получаемой пищи. В результате получаем регулярные запоры со всеми вытекающими…

Светлый стул у ребенка золотисто-желтого оттенка свидетельствует о его естественном вскармливании. По виду он напоминает жидковатую сметану с присутствием кисловатого запаха. В возрасте до шести месяцев количество испражнений у таких детей в день составляет от пяти до семи раз. Во втором полугодии первого года жизни – от двух до трех раз в день.

Для грудничков запор довольно част. По данным педиатров им страдает до 25% детей. Как же понять есть ли у вашего ребенка запор? В первую очередь, следует обратить внимание не только на редкие испражнения, но и на поведение ребенка в процессе опорожнения кишечника. При запорах могут наблюдаться следующие признаки: беспокойство, нервозность перед испражнением и во время испражнения, ребенок сильно тужится во время акта дефекации, плачет.

Следует также обратить внимание и на характер кала. Признаком имеющегося запора у детей до шести месяцев считается плотный и оформленный кал, иногда с прожилками крови. Хронический запор помимо перечисленных признаков также может сопровождаться проявлением нижеследующих отклонений:

1. Анемии или уменьшения уровня эритроцитов и гемоглобина в крови;

2. Недостаточной для данного возраста прибавкой в весе;

3. Аллергическими высыпаниями на кожном покрове и слизистых оболочках;

4. Сухостью кожных покровов и слизистых оболочек.

Задержка стула у грудного ребенка может появиться и в случае если он родился недоношенным, при поражении центральной нервной системы (ЦНС), при наличии дисбактериоза из-за нарушения нормального состава бактерий, находящихся в кишечнике. Так что причин вызывающих проблемы со стулом у грудного ребенка довольно много.

Задержка стула у грудничка – норма и патология

Очень часто родители задают вопросы о изменении характера стула и частоты дефекаций у новорожденных и грудничков.

В чем же наиболее распространенные причины задержки стула (запора) у детей раннего возраста и что нужно знать об этом неприятном явлении?

Что такое запор у грудничка?

Запор – это полное отсутствие или задержка опорожнения толстого кишечника связанные с вынужденным натуживанием, урежением возрастного ритма и затруднением акта дефекации, возникающие в результате нарушения эвакуаторной функции кишечника.

При этом часто отмечается беспокойство малыша, отказ от еды, срыгивания и скопление газов в кишечнике.

Поэтому нормальное количество дефекаций у грудничков индивидуально от 8 раз в сутки до 1 раза в 3 суток.

При этом необходимо знать, что при грудном вскармливании стул может отсутствовать в течение нескольких дней, и это не будет считаться патологией при условии, что это явление:

Не вызывает у грудничка беспокойства;

Активно отходят газы;

Малыш хорошо набирает вес;

Отмечается значительный объем отходящего кала, и он не имеет гнилостного запаха;

Ребенок выделяет достаточный объем мочи.

Также при грудном вскармливании существует понятие голодного запора – при недостаточном количестве молока у мамы вся пища полностью усваивается в кишечнике и каловых масс недостаточно для формирования стула. Этот запор сопровождается капризностью и даже плачем ребенка, недостаточным набором веса и количеством мочи, а у мамы отмечается прогрессирующее уменьшение количества молока.

Если есть даже минимальная вероятность развития голодных запоров – нужно обратиться к участковому педиатру, провести контрольное взвешивание для уточнения разового количества молока на кормление и устранение причины гипогалактии.

Причины задержки стула у ребенка до года

Причин запора у грудничка много, а количество опорожнений кишечника у новорожденных и грудничков зависит от следующих факторов:

Типа кормления (естественное, смешанное, искусственное);

Интенсивности процессов переваривания и всасывания;

Количества выделяемых ферментов;

Активности перистальтики кишечника;

Степени зрелости всех органов организма, в том числе пищеварительной и нервной систем;

Наличия функциональных сбоев и патологических процессов пищеварительного тракта.

Причины задержки стула при грудном вскармливании

Выделяют несколько главных причин запора при естественном вскармливании: основных вида этой патологии:

1. Погрешности в питании кормящей мамы - если у малыша, который находится на естественном вскармливании, отмечается постоянная задержка стула и каловые массы имеют плотную консистенцию, то маме необходимо обратить внимание на рацион питания и исключить все продукты, способные вызвать запор: сдоба, рис, жирные сорта рыбы и мяса, сыры, кофе, спелые бананы, арахис, крепкий черный чай.

2. Кормящей маме нужно обращать внимание на лекарства, которые нужно принимать постоянно: препараты железа, но-шпа,мочегонные, средства от гастрита.

3. Высокая насыщенность грудного молока сахарами (лактозой) и жирами – при этом у малыша отмечается ферментопатия или лактазная недостаточность.

4. Пороки развития толстого кишечника: болезнь Гиршпрунга, мегадолихосигма, мегаректум, аноректальные стенозы и заболевания, связанные с аномалией развития иннервации толстого кишечника

5. Психологический запор – у малышей в раннем возрасте часто возникает на фоне неправильного отлучения от груди или при разлуке с мамой.

6. Резкий перевод малыша на искусственное вскармливание – правильное введение докорма при гипокалактии.

7. Неправильное введение прикорма.

Запор при искусственном вскармливании

Чаще всего причиной стойкой задержки стула у грудничка при искусственном вскармливании является:

Неправильный подбор смеси;

Частая смена смесей;

Резкий перевод на искусственное вскармливание;

Неправильное приготовление смеси – несоблюдение рекомендаций по разведению смеси (густая смесь).

Выбор смеси должен осуществляться только специалистом - смесь выбирают строго по возрасту и с учетом индивидуальных особенностей малыша.

Запор при неправильном введении прикорма

Задержка стула при введении прикорма часто наблюдается у грудничков. Это связано с трудностями переваривания новых продуктов.

Наиболее частыми причинами запора считаются:

Раннее введение прикорма;

Прием сразу больших объемов новых блюд;

Раннее введение цельного молока;

Избыток в рационе мясных блюд или жирных продуктов;

Недостаточный питьевой режим.

Поэтому необходимо соблюдать основные принципы введения прикорма:

Соблюдение возрастных норм и объемов;

Минимальное количество нового продукта с постепенным увеличением;

Правильное приготовление блюд прикорма – гомогенные, пюреобразные, полужидкие;

Исключить насильственное кормление ребенка;

Все блюда должны быть свежеприготовленными и предлагаться малышу в теплом виде;

При любом изменении самочувствия крохи после введения в рацион нового продукта, в том числе и запор – необходимо отменить продукт и подождать нормализации пищеварения.

Запор у грудничка, как признак болезни

Чаще всего стойкие запоры у новорожденных и грудничков возникают:

При стойкой незрелости и недостаточной дифференцировки пищеварительной системы на фоне лактазной недостаточности, ферментопатий и дисбактериоза.

При врожденных аномалиях пищеварительного тракта;

При патологии нервной системы;

Колиты у грудничков;

При задержке стула, которая сопровождается выраженным беспокойством и криком с нарушением отхождения газов нельзя исключать и острую инвагинацию кишечника.

Диагностика причин запоров

Необходимо знать, что правильное лечение задержки стула зависит от уточнения и устранения причин запора. Для этого нужно своевременно обратиться к специалисту:

Скрупулезный сбор жалоб и анамнеза заболевания, уточнения течения беременности, кормления;

Общеклинические исследования крови и мочи;

Посев кала на патогенную микрофлору и дисбактериоз;

УЗИ органов брюшной полости;

Биохимические исследования крови (печеночные и почечные пробы).

Запор у грудных детей чаще всего является следствием нарушения питания, недостаточного питьевого режима и физической активности, а его лечение необходимо начинать с коррекции пищевого рациона малыша.

врач-педиатр Сазонова Ольга Ивановна

Добавить комментарий Отменить ответ

Copyright @ Ребенок о года Использование материалов разрешается только при наличии прямой текстовой гиперссылки на используемую статью сайта.

Ребенок до года © 2018. All Rights Reserved.

Зависит здоровье и благополучие вашего малыша. Конечно это не так-то просто изо дня в день соблюдать правильный уход за новорожденным . Но вырабатывать в себе такую ответственность необходимо. Даже если по началу будет получатся не все, не переживайте… Обязательно получится в следующий раз. Зато соблюдение необходимых норм гигиены и режима поможет малышу избежать лишних заболеваний, особенно на первом году жизни. А чтобы уход за новорожденным был максимально правильным, маме нужно узнать, как работает и как устроен организм ребенка и как он развивается.

Новорожденный ребенок и чистота – очень важный пункт

При уходе за новорожденным, самое первое что нужно делать — это соблюдать чистоту. Ребенок должен быть чистеньким, постелька чистенькая, посуда чистенькая, игрушки тоже чистенькие. Помещение нужно ежедневно убирать влажной уборкой.

На данном этапе так нужно поступать потому что малыш еще очень восприимчив ко всякого рода микробам. А эти микробы могут вызвать различные заболевания. Тяжелые и не очень. Он может подцепить микробы отовсюду — из плохо помытой посуды, с пустышки, через рот, с грязного белья, с немытых игрушек которые он тянет в рот, а особенно при чиханье или кашле других членов семьи. Так же малыш может подцепить микробы, когда члены семьи или гости целуют малыша в губы или в лицо.

Чтобы избежать лишних неприятностей в первый месяц ребенка лучше не звать гостей. А если таковые все же пришли, не разрешать им наклоняться над малышом слишком близко, целовать его, а так же обязательно соблюдать чистоту. Грязные руки, тоже могут стать причиной заражения. Поэтому перед тем как давать малыша кому-то из членов семьи, да и маме следует вымыть руки.

Мама находится с ребенком в более тесном отношении — поэтому она должна в первую очередь следить за своей чистотой.

Новорожденный ребенок — готовим и убираем комнату, где живет Ваш малыш.

Что нужно поддерживать чистоту мы уже знаем, теперь немного поподробнее как это лучше делать. Комнатку или уголок для ребенка лучше приготовить заблаговременно. Все лишние предметы вынести. Для малыша нужно приготовить удобное пространство — это:

1. Кроватка.

2. Полка или шкафчик для детского и ТОЛЬКО ДЕТСКОГО! белья, вещей, предметов ухода.

3. Столик для пеленания и обработки пупочка, глаз и т.д.

Нужно иметь в виду, что место где будет стоять кроватка ребенка должно достаточно освещаться. Комнату нужно ежедневно мыть (не подметать! ), мебель протирать тряпочкой (влажной! ).

Летом окошки лучше затянуть сеткой — чтобы комары, мухи и другие насекомые не досаждали своим присутствием и не разносили микробы. По возможности не загромождайте комнату ребенка: «чем меньше мебели и вещей, тем пыли меньше».

Проветривание комнаты — это один из важных моментов. В холодное время открывайте форточку два раза в день по 10-15 мин.

Новорожденный ребенок — Необходимые предметы для ухода за ребенком

Для ухода за новорожденным понадобятся такие предметы:

  • Стерильный бинт,
  • Ватка,
  • Присыпку детскую или масло специально для смазывания складок кожи (подойдет прокипяченное растит. масло в прокипяченной баночке),
  • Марганцовка,
  • Мыло детское,
  • Стакан,
  • Ложечка чайная,
  • Градусник водяной,
  • Чистый гребешок,
  • Ножницы,
  • Резиновая груша,
  • Градусник для измерения температуры тела,
  • Резиновую грелку.

Эти предметы накройте чистенькой пеленкой и поставьте на полочку или в отведенное место.

Новорожденный ребенок — умывание малыша

Каждое утро ребенка нужно умывать:

Лицо — Для этого возьмите кусочек ваты смоченной в кипяченой воде и протрите лицо.

Глазки — Если глазки ребенка гноятся больше обычного, протирайте их раствором фурацелина. Обязательно только от наружного края к внутреннему и одним кусочком ваты протирать один раз. Каждый глазик протирают разными кусочками ваты.

Носик — У малыша в носике может накапливаться сопельки и они подсыхают образуя корочку. Из-за этого ему трудновато дышать. Для того чтобы почистить нос — капните предварительно по капельке в обе ноздри прокипяченное масло растительное; спустя пару минут корочки станут мягкими и их легко удалить ватным жгутом, предварительно смоченном в масле растительном.

Ушки — их обмывать нужно осторожно, чтобы вода не попала слуховой проход. Если в ушках скопилась сера, их нужно почистить ватным жгутиком. Но не засовывайте его глубоко, во избежании повреждения слухового прохода.

Ротик протирать не нужно — чтобы не повредить пока еще очень нежную слизистую оболочку, и не занести лишний раз микробы.

Подмывание — ежедневно по утрам нужно подмывать малыша.

Подмываем теплой проточной водой складки, пах, половые органы, ягодицы. Водичку лучше направлять спереди назад, чтобы половые органы малыша не загрязнялись частицами испражнений. Далее обтереть его сухим полотенцем или пеленкой и смазать складки вазелином или – в паху, подмышками, между ягодицами, за ушами, на шее. После каждого испражнения малыша — его необходимо подмывать.

Новорожденный ребенок — дополнительные необходимые процедуры

Стрижка ногтей — по мере роста ноготков ребенка их нужно подстригать. Обычно это достаточно делать раз в неделю. Для стрижки ногтей лучше купить специальные детские ножницы.

Сладкая корочка на голове или перхоть — у детей бывает что образуется корочка на голове, эти корочки его беспокоят вызывая зуд. Корочку с головы или перхоть нужно убирать.

Как убрать корочку с головы ребенка. За 2-3 часа до купания ребенка смажьте густо голову подсолнечным маслом или вазелиновым маслом. А после купания, можете счесать мелкой расческой эту корочку или перхоть.

Новорожденный ребенок — Купание

Купать ребенка можно после того, как пупочная ранка полностью заживет. Первые полгода жизни ребенка обычно купают ежедневно. А потом можно через день. Комната где ребенка купают должна быть теплой (20-22градуса). Купать малыша нужно в детской ванночке, в которой больше никто не моется и не используют ее для стирки вещей. Сперва ванночку промываем горячей водичкой с мылом. Наливаем воду температурой 36-37 гр. Если у малыша есть какое либо высыпание на теле, в воду добавляют немного раствора марганцовки (заранее разведенного в отдельной таре), водичка в ванночке должна окраситься в розоватый цвет, или раствора ромашки, череды. Вода в ванночке должна покрывать все тело новорожденного. Кроме этого, понадобится кувшин с теплой водой для обливания. Заранее подготовьте полотенце для вытирания, распашонку, шапочку, масло или крем для смазывания складок.

После того как все готово, взрослый который будет купать, моет себе руки и после этого берет голенького ребенка (первое время можно в пелёночке, чтобы не пугался) и опускает его в водичку, при этом придерживая его левой рукой под затылок и под спинку новорожденного.

С мылом новорожденного часто мыть нет необходимости. Достаточно раз в неделю и использовать только детское мыло.

Сперва новорожденному моем грудку, животик, ручки, ножки, после этого голову. Чтобы водичка не попадала на лицо, голову можно отклонить немного назад. Далее малыша перекладывают на животик и моют спинку, ягодички и пах. Мыть малыша до 6-ти мес. достаточно рукой. После 6-ти мес. можно детской вихоткой. Потом ребенка достаем из воды и обливаем из кувшина теплой водичкой (которую заранее приготовили). Быстро укутывают малыша пеленкой и можно еще завернуть в одеяльцо. Лицо моем отдельно, не во время купания. После того как малыш обсох, его кладут на пеленальный столик и смазывают складки. Потом ребенка одевают. Не забудьте протереть ушки, чтобы в них не осталось водички.

Новорожденный ребенок — Одежда для новорожденных

На протяжении первых 2-ух месяцев малыша его основной одеждой будут — пеленки, распашонки, шапочки, варежки. Так же пригодится клеёночка.

Пеленки нужны тонкие х/бшные и теплые байковые. В среднем хватает где-то 10-15 пеленок . В зависимости от времени года нужно больше иметь байковых или х/бшных пеленок. В осеннее и весеннее время года больше пригодятся байковые, а в летнее и зимнее (при хорошем отоплении) больше тонкие. Так например в осенне время лучше взять 10 байковых и 5 тонких пеленок. А в летнее время наоборот. Размер пеленки90 х 80 см.
Пригодятся памперсы (но часто использовать не стоит) в основном на улицу.

Распашонок же так много не нужно . Достаточно — 2-3шт. байковых и 2-3шт. тонких. Шапочек тоже хватит 2-3шт.

Новорожденного первые дней 10 заворачивают в пеленку с ручками, одев предварительно на него распашонку. После 10 дней можно делать свободное пеленание, чтобы ножки в пеленке свободно двигались, а ручки вообще были вне пеленки. На ручки лучше одеть варежки, чтобы новорожденный себя не царапал.

Не следует малыша излишне кутать, потому что он будет потеть и у него появится сыпь. К двум месяцам малышу нужны будут ползуночки . Если ножки малыша немного прохладные в ползунках, можно сверху одеть вязанные пинетки. Ползунков потребуется так же много как и пеленок (или даже больше:)) Пригодятся как теплые ползуночки, так и тонкие в зависимости от времени года.

Новорожденный ребенок — Стирка детского белья

Одежду и пеленки новорожденного нужно держать в чистом виде. Не нужно подсушивать описанные пеленки не простернув их.

Описанные пеленки и вещи сразу замачивайте в тазике или ведре, а обкаканые пеленки, лучше сразу отстирать или замочить но отдельно от писанных. Не держите замоченное белье больше суток. Стирайте ежедневно. Стирать можно хозяйственным мылом или детским порошком. После того как пеленки высохнут первые одну две недели их гладят утюгом с двух сторон, чтобы убить микробы.

Новорожденный ребенок и сон

Сон для маленького ребенка играет большую роль в развитии.

Чем меньше возраст малыша, тем больше он спит. Новорожденный ребенок спит практически круглыми сутками – где-то 20 часов. Потом чем старше становится тем дневной сон сокращается.

Если малыш питается правильно, гуляет регулярно, содержится в чистоте, постелька у него удобная, он засыпает быстро и спит спокойно.

И зимой и летом ребенка можно спать выносить на свежий воздух, он там будет спать крепче. Не нужно приучать ребенка засыпать в полной тишине, но и излишний шум будет вреден для еще неокрепшей нервной системы.

Если малыш беспокойно спит, значит его что-то беспокоит. Нужно найти и устранить эту причину. Бывает что ребенка излишне развлекают перед сном, может быть в комнате душновато или накурено. Это нужно устранить. Частенько дети после купания засыпают хорошо.

Новорожденный ребенок и прогулка

Прогулка для ребенка так же очень полезна и не нужно ограничивать его проветриванием комнаты. Гуляйте с ним ежедневно. Это поможет ему укрепить свой организм, прогулки предохранят малыша от заболеваний рахитом. Так же дети которые гуляют ежедневно болеют реже, имеют более хороший аппетит. Детишек которые еще не умеют ходить можно выносить на улицу для сна.

Начинать прогулки с новорожденным можно с 2-ух недельного возраста. Постепенно начиная с 15 – 20 минут, и далее постепенно увеличивая прогулки до 1,5-3 часов.В теплое время года можно по возможности гулять с ребенком хоть весь день, с перерывами на кормление.

Органы малышей чувств немного незрелые, но функционируют, а это значит, что новорождённые дети различают очертания фигур, смотря на вас, чувствуют запах молока, а ещё различают тембр голоса. Бытует мнение, что высокие голоса новорождённым нравятся больше, чем низкие.

Так с чего же всё начинается?

Ребёнок появляется на свет, и начинается процесс адаптации после родов. В первые дни жизни у новорождённого кардинально перестраивается система кровообращения, а вместе с ней и система дыхания.

Что же касается нервной системы и органов чувств, то их процесс адаптации очень долгий и требует больших затрат организма. Именно поэтому заканчивается он приблизительно к трём месяцам. Давайте разберёмся, как это происходит.

В каком возрасте ребёнок начинает видеть?

Приблизительно к 3 месяцам, когда впервые узнаёт маму. Новорождённые рождаются с высокой степенью близорукости и видят примерно на расстоянии 30 сантиметров.

Насколько можно рассмотреть при таком зрении лицо? Думается, сделать это тяжеловато. Зато грудь — вполне возможно. К тому же у крох очень слабая фиксация взгляда. Именно поэтому новорождённые не узнают своих родителей.

Хочется также отметить, что новорождённые не умеют ни осознанно улыбаться, ни плакать. Поэтому, если вы увидели непонятные гримасы у новорождённого, срочно обратитесь к врачу.

Более подробно о том, и как происходит развитие органов зрения у новорождённого малыша, рассказывает врач-офтальмолог.

Родителям новорождённых крох будет полезно узнать, . Об этом максимально содержательно расскажет детский доктор.

Когда ребёнок начинает ощущать запахи?

Обоняние, пожалуй, развито у новорождённого практически на 100 %. Запах молока они чувствуют, находясь от матери на большом расстоянии.

Особенно это видно в первые трое суток, когда молоко в груди ещё не пришло, а голод младенца даёт о себе знать. Именно в это время мамочка может допустить ошибку и положить спать малютку рядом с собой.

В этом случае новорождённый привыкает чувствовать запах молока, и потом спать раздельно будет уже просто невозможно.

Когда малыш начинает слышать?

Самый частый вопрос мамочек: слышит ли новорождённый ребёнок? Как я уже говорила выше, они отлично различают тембр голоса, а смысл слов, естественно, не понимают.

Невзирая на это, с новорождёнными стоит постоянно разговаривать. Реагировать на звуки младенец начинает также к 3 месяцам.

Развитию слуха и фонетического восприятия способствуют . О пользе таких прослушиваний рассказывает детский психолог.

Каким образом проверяют слух у новорождённого?

Сейчас в каждом роддоме на 3 — 4 день (а у недоношенных новорожденных на 7) осуществляется проверка слуха. Заключается она в том, что относительно маленький переносной приборчик приносят в палату, когда ребёнок спит.

В наружный слуховой проход вставляют датчик, который вырабатывает определенные волны. Если звук отразился от барабанной перепонки, значит, что отоакустическая эмиссия зарегистрирована и слух ребёнка в порядке.

Узнать о результатах обследования можно у лечащего врача в роддоме или посмотреть в выписке. Если тест в роддоме не пройден, это ещё не повод расстраиваться. Причин может быть множество. Но особенно это касается недоношенных новорождённых.

После достижения своего долженствующего «срока родов» слух, скорей всего, появится. Если ребёнок родился с большим количеством родовой смазки, это также может быть преградой к прохождению звуковой волны.

Также не проводят исследование у детишек, которые по состоянию здоровья находятся или находились в палате интенсивной терапии. В эти трёх случаях назначается контроль обследования через месяц.

Кроме этого, слух новорождённого опосредованно может проверить врач, вызвав рефлекс Моро. Это рефлекс испуга, относится к защитным. Проявляется в раскидывании ручек и вздрагивании при ударе-хлопке рук врача о стол на расстоянии 15 сантиметров с двух сторон от головки ребёнка.

Родителям этот рефлекс самостоятельно дома проверять ни в коем случае не стоит.

Если ребёнок в 1 месяц не реагирует на резкие звуки, это повод обратиться к врачам – неврологу и сурдологу, которые, в свою очередь, помогут найти причину.

Предрасполагающие факторы к возникновению тугоухости:

  • наследственность. Если у мамы, папы или дедушки с бабушкой была выявлена тугоухость, стоит обязательно об этом сообщить врачу, заболевание может наследоваться;
  • внутриутробные инфекции. Инфекции, которыми мог заразиться ребёнок внутриутробно (цитомегаловирус, токсоплазмоз и другие), в настоящее время являются очень распространёнными и представляют достаточно большую опасность для плода и новорождённого;
  • недоношенность (срок гестации менее 37 недель);
  • маловесные дети (до 2500 г.) находятся в зоне риска по нарушениям слуха;
  • пороки развития лицевого скелета;
  • использование препаратов, которые негативно влияют на орган слуха новорождённого (ототоксичны), особенно это касается антибиотиков, которые назначаются новорождённым при некоторых заболеваниях.

Детей, у которых выявлен один или несколько таких факторов риска, как правило, отправляют на повторное обследование.

Ни для кого не секрет, что душевное спокойствие матери – одна из важнейших составляющих успешного грудного вскармливания . Лишние тревоги новоиспеченной маме ни к чему. Цель этой статьи заранее ознакомить матерей с маленькими неприятностями, ожидающими их в роддоме. Это поможет избежать многих страхов и сомнений, подстерегающих непосвященных мам.

Акт рождения – «нелегкое путешествие на другую планету». Первый шок и адаптация. Общие понятия о переходных состояниях периода новорожденности

При нормально протекающей беременности плод 9 месяцев пребывает в условиях идеальных для его роста и развития. Постоянная температура, стерильная среда, условия пониженной гравитации, бесперебойная подача по сосудам пуповины всех необходимых питательных веществ - все это защищает малыша от внешних стрессов, обеспечивая ему ровную и беззаботную внутриутробную жизнь. И вдруг, как гром с ясного неба – РОДЫ!

При переводе матери с новорожденным в послеродовую палату тесно пеленать ребенка не стоит, это будет ограничивать его движения и он лишится возможности согреться с помощью активных движений. Достаточно одеть его в чистую одежду и свободно завернуть в пеленку или одеяло.

Нужно помнить, что недоношенные дети гораздо хуже удерживают тепло, чем зрелые. Поэтому для их согревания могут понадобиться специальные средства: грелки, столик с подогревом или инкубатор.

Одна из основных проблем ухода за новорожденным заключается в том, что он не только легко переохлаждается, еще хуже он справляется с перегреванием. Неопытной матери довольно сложно прочувствовать это зыбкий баланс. Часто мамы слишком тепло укутывают ребенка, и прямым следствием этого является скачок температуры на 3-4 день жизни новорожденного до 38,0 – 38,5 С. Это состояние называется транзиторной гипертермией. Температура тела быстро нормализуется, если переодеть ребенка соответственно температуре в палате. Если вы неуверенны, не стесняйтесь спрашивать у медицинских сестер, как правильно одеть ребенка в той или иной ситуации. Это поможет избежать многих ошибок, как в роддоме, так и дома.

Идеально для терморегуляции новорожденного, если температура в родзале будет 25-26 С, а в послеродовой палате 22-23 С.

Кожа новорожденного: простая эритема, физиологическое шелушение, токсическая эритема, потница

Кожа новорожденного не похожа на кожу взрослого человека. Она очень тонкая, нежная, бархатистая, легко травмируется. У некоторых детей кожа с самого начала розовая, чистая, и остается таковой на протяжении всего периода новорожденности. У других появляются различные высыпания, которые в большинстве случаев не носят патологического характера и проходят самостоятельно без всякого лечения, не доставляя ребенку особого беспокойства. К переходным (транзиторным) изменениям кожи новорожденного относятся простая эритема , физиологическое шелушение, токсическая эритема, потница .

Простая эритема – это ярко-красное окрашивание кожи новорожденного, наступающее в первые минуты жизни (сразу после обтирания пеленкой) и постепенно проходящее на 4-5 сутки. Недоношенные дети остаются красными дольше – несколько недель.

Физиологическое шелушение кожи характерно для переношенных детей. Также может наблюдаться у родившихся в срок детей, у которых простая эритема проявилась особенно ярко. Кожа таких детей сухая, шелушение начинается на 3-4 день, кусочки кожи отделяются крупными пластинками.

Токсическая эритема – пятна красного цвета, различного размера, иногда с белой «головкой» в центре. Появляются на 2 день жизни, редко присутствуют с рождения. Самостоятельно проходят через 2-3 дня. При обильной токсической эритеме и выраженном беспокойстве ребенка неонатологи советуют допаивать ребенка 5% раствором глюкозы и назначают димедрол (сыпь по своему характеру очень похожа на аллергическую, предполагается, что ребенка может беспокоить зуд) .

Потница (милиария ) встречается не только у новорожденных, она будет преследовать ребенка на протяжении 2-3 лет жизни. При перегревании в кожных складках появляется множество микроскопических красных прыщиков, иногда пузырьков (закупориваются потовые железы), шершавых на ощупь – это и есть потница. Участки кожи с потницей надо мыть два раза в день теплой водой с мылом и тщательно просушивать полотенцем. Обычно этих мероприятий достаточно, чтобы справиться с потницей, при условии, что причина, вызвавшая перегрев устранена.

Говоря о коже новорожденного, нельзя не отметить еще одну важную особенность. Чем младше ребенок, тем выше проницаемость его кожи для различных веществ. Об этом нужно вспоминать каждый раз, собираясь нанести на кожу малыша, какие-либо мази или крема. Их компоненты бесконтрольно всасываются в кровь, а оказываемый ими эффект непредсказуем.

Как правило, кожа здорового младенца не нуждается ни в каком дополнительном уходе, кроме чистой воды и мыла. Всевозможные детские крема, масла, присыпки и соли для ванны, в изобилии представленные на рынке, зачастую приносят больше вреда, чем пользы и должны использоваться с большой осторожностью и только после консультации с врачом педиатром.

Желтуха новорожденных: физиологическая и патологическая

Примерно две трети всех новорожденных на 2-3 день жизни начинают желтеть. Желтушность появляется сначала на лице, а затем распространяется на живот и спину, редко желтеют ручки и ножки. Если общее состояние ребенка не нарушено, он активен, хорошо сосет грудь, такая желтуха считается физиологической и не требует лечения. Она исчезает на 7-10 день и связана с незрелостью систем, отвечающих за обмен желтого пигмента билирубина.

Помимо физиологической желтухи встречается и патологическая желтуха, которая чаще всего указывает на наличие у ребенка заболевания.

Патологическая желтуха отличается от физиологической следующими признаками:

  • Заметна с первых суток жизни

  • Впервые проявляется на второй неделе жизни

  • Имеет волнообразное течение (то исчезает, то появляется вновь)

  • Страдает общее состояние ребенка (он вялый, рвет, плохо сосет)

  • Желтуха сочетается с бледностью кожных покровов

  • Увеличение размеров печени

  • Уровень билирубина в крови больше 271 мкмоль/л

У недоношенных мальчиков яички опускаются в мошонку через несколько месяцев после рождения (зависит от степени недоношенности).

Длина полового члена у новорожденных мальчиков 2-3 см. Если длина пениса меньше 1см или больше 5-6 см, мальчику необходима консультация эндокринолога. Головка полового члена прикрыта крайней плотью, насильно открывать головку нельзя, это часто приводит к её инфицированию.

Транзиторные неврологические нарушения

Почти все новорожденные имеют невыраженную неврологическую симптоматику. Это связано с незрелостью у них нервной системы. Кроме этого, головной мозг новорожденного сильно страдает от недостатка кислорода во время родов, поэтому требуется некоторое время для полного восстановления всех его функций.