Олифирович Н.И.
канд. психол. наук, директор по организационному развитию Белорусского института гештальта, гештальт-терапевт, семейный психолог, руководитель секции семейной психотерапии Белорусской ассоциации психотерапевтов, руководитель секции семейной психологии Белорусского общества психологов, Минск, Беларусь.
Велента Т.Ф.
канд. психол. наук, проректор по учебной работе Рижского гештальт института, гештальт-терапевт, семейный психолог, Рига, Латвия
Системе, обратившейся за помощью,
необходимо дать решающий импульс:
«Подталкивание вместо проработки».
А. фон Шлиппе, Й. Швайтцер
Введение
К регуляторам семейной системы относят показатели ее функционирования, которые обеспечивают поддержание гомеостатических/гетеростатических процессов. К ним относятся семейные нормы и правила, семейные ценности и ритуалы.
Холмогорова А.Б. данные показатели называет «содержательными основами жизни семьи» (А.Б. Холмогорова, 2002). Другие авторы называют их семейными стабилизаторами (Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская, 2003). На наш взгляд, предложенные определения недостаточно полно раскрывают влияние данных показателей на семейное функционирование. Традиционно им приписывается функция поддержания равновесия в семейной системе. Однако одни и те же показатели в разные периоды жизни семьи могут как ее стабилизировать, так и дестабилизировать. Поэтому мы предлагаем использовать термин «регуляторы семейной системы» как более точно описывающий роль данных показателей в семейном функционировании, а также расширить предлагаемый перечень, включив в него понятие об обменах, т.е. о балансах между «давать» и «брать» в семейной системе.
Пример
. В семье было принято отмечать вместе Новый год и дни рождения. Когда дети вступили в подростковый возраст, и у них появились интересы вне дома, в частности, потребность отмечать праздники с друзьями, данная традиция, которая до этого объединяла членов семьи и была источником радости и поддержания эмоциональной близости, стала причиной конфликтов и напряжения.
Семейные нормы и правила
Семейные нормы и правила — совокупность оснований и требований, на которых строится жизнь семьи. Правила играют важную регулирующую роль во взаимоотношениях членов семьи и детерминируют различные их варианты поведения. Они определяют распределение ролей, выполнение функций, характеризуют иерархический статус и нормативное взаимодействие и т.п. Правила определяют внешние и внутренние границы семьи, так как члены семьи по-разному ведут себя друг с другом и с внешним окружением.
Семейные правила могут касаться любых аспектов жизнедеятельности семьи — как режима дня, так и возможности открытого выражения чувств. Их можно разделить на две группы — открытые (эксплицитные, прямые, прозрачные) и скрытые (имплицитные). В. Сатир, описывая закрытые семейные системы, подчеркивала, что для них характерны скрытые, устаревшие, жесткие, неизменные правила семейной жизни. Члены таких семей должны подстраивать свои потребности под установленные правила, нередко в сочетании с запретом на их обсуждение.
Примером могут служить правила не обсуждать определенные семейные тайны («Никто не должен знать, что ваш отец имеет другую семью»; «Ваш дядя погиб случайно — не нужно рассказывать о том, что он выбросился из окна из-за несчастной любви»). Скрытые правила негативно влияют на жизнедеятельность семьи, особенно в ситуации, когда она расширяется за счет появления новых членов. В семье с такими правилами невозможно получить необходимую информацию о той реальности, на которой базируется жизнь семейной системы, а узнать о правилах можно лишь после их нарушения, за которым следует наказание. Вацлавик П. характеризует данный феномен как патологию общения. Однако даже в подобных ситуациях функцией правил выступает поддержка целостности семьи.
Главная задача семейных правил — определять способы взаимодействия в семье. Правила описывают, как необходимо вести себя в тех или иных ситуациях, что должны делать члены семьи и какие санкции влечет за собой их невыполнение.
Отсутствие правил и норм приводит к хаосу в семейной системе, а также представляет серьезную опасность для психического здоровья членов семьи. Многие дети и подростки с делинквентным поведением выросли в семьях, характеризующихся хаотичностью. Нечеткость правил и норм, их постоянная изменчивость способствуют росту тревоги у членов семьи и могут приводить к стрессам, а также тормозить развитие как всей семейной системы, так и отдельных ее членов. Правила позволяют членам семьи ориентироваться в реальности и придают устойчивость семье в целом.
Нередко именно дефицит правил становится главным источником обид и конфликтов. Самый распространенный пример — мать, которая жалуется на то, что дети и муж мало помогают ей и отказываются выполнять ее просьбы. В таких семьях всегда отсутствуют четкие правила, принятые всеми членами семьи, и регулирующие их обязанности.
Нормы и правила в семье могут носить как конструктивный, так и деструктивный характер.
Пример
. Валентин, мужчина 37 лет, героиновый наркоман в ремиссии, рассказывая историю своей жизни, не раз упоминал, что его «мало били». В его анамнезе — жестокая агрессия со стороны отца. Например, когда Валентину было 7 лет, за школьную провинность отец облил его бензином и грозился поджечь, что могло произойти, если бы не вмешалась мать. Семейная история изобилует случаями внутрисемейного насилия. Брат отца напал на свою мать, бабушку Валентина, и несколько раз ударил ее ножом. Дедушка убил своего брата. Нормой в семье считаются жестокие избиения, нанесение травм, драки. Однако клиент утверждает, что, если бы его «били больше», он бы вырос хорошим человеком, а не наркоманом. Он не замечает связи между семейной историей и своей жизнью.
На начальном этапе жизненного цикла семьи молодым супругам предстоит определить семейные правила. Так как все происходят из семей с очень разными правилами, супругам необходимо решить задачу согласования и совмещения зачастую конфликтных правил взаимодействия, принятых в семьях их родителей.
На каждой стадии жизненного цикла семьи должен происходить пересмотр и изменение устаревших семейных правил. Если правила не трансформируются в соответствии с изменившейся ситуацией, в семье происходит кризис.
Пример
. Елена и Максим поженились во время обучения в университете. Елена училась на пятом курсе, Максим — на третьем. Когда Елена закончила учебу и получила диплом, в семье появился сын. Елена занималась домом, готовила еду, убирала, стирала, возилась с ребенком, в то время как муж учился и подрабатывал. Когда Максим окончил университет, ребенку исполнилось 2,5 года, и Елена тоже вышла на работу. Однако правила в семье не изменились. Елена пыталась договориться с мужем, но он отказывался брать на себя часть домашней нагрузки, мотивируя это усталостью и тем, что раньше он не занимался бытовыми вопросами. Эти проблемы и привели их на консультацию.
Согласно мнению Дж. Хейли, несогласованные правила зачастую являются источником конфликтов в браке. Эти конфликты могут быть сфокусированы:
. на несогласованности правил семейной жизни;
. на несогласии с тем, кто устанавливает эти правила;
. на попытках интегрировать правила, несовместимые друг с другом.
Понятие о семейных правилах помогает в описании повторяющихся способов семейного поведения. В дисфункциональных семьях обычно существует ряд негласных правил, представляющих устойчивые циркулярные последовательности. Они могут охватывать различные способы семейного поведения и взаимодействия, образующие замкнутый круг и ведушие к хронической неудовлетворенности семейной жизнью.
Формулирование основных правил семьи и умение устанавливать взаимосвязь этих правил с проблемным поведением зачастую является важной частью процесса терапии. Терапевт также должен учитывать культурный и социально-экономический контекст.
Пример
. За помощью обратилась Юлия, студентка 19 лет. Это уже вторая попытка найти поддержку у психолога. Первый раз Юля посетила психолога университетской психологической службы полгода назад. У нее возникли проблемы в отношениях с парнем, и она пыталась понять, почему так происходит. Однако психолог акцентировал внимание Юли на отношениях с матерью, живущей в другом городе. По словам Юлии, психолог объяснил, что все ее актуальные проблемы возникают от того, что она не отделилась от родительской семьи. Юля стала дистанцироваться от матери, объясняя ей, что их отношения мешают ее взаимодействию с молодым человеком… В итоге Юля рассталась с парнем, испортила отношения с матерью и пришла за помощью в субдепрессивном состоянии и ощущении, что она что-то не так делает…
Работа велась с учетом особенностей семейных правил и той культурной среды, из которой «происходит» Юлия. Она — девушка из маленького города, выросла в среде с коллективистской культурой. Дети, как правило, покидают дом только в ситуации отъезда на учебу. Семья у Юли не богата, и поэтому все стараются помогать друг другу. Юлю «учат на платном всем миром» — помогает и бабушка, и брат отца… Терапевт обсудила с Юлей «нормальность» дифференциации в развитых и богатых странах, ориентированных на индивидуализм, обсудила современную ситуацию в Белоруссии как стране с «коммунитарной» культурой, выяснила, какая модель ближе лично ей… Девушка смогла осознать те аспекты жизни в семье, с которыми она согласна, и приняла решение действовать дальше в соответствии с важными для нее правилами и ценностями. Отношения с матерью вновь стали теплыми, при этом последняя не нарушает Юлины границы.
Семейные ценности
Признаком права, отличающим его от других видов социальных норм, является
1) формальная неопределённость
2) рациональный характер
3) обеспеченность исполнения силой государства
4) социальная значимость
Пояснение.
Основные отличия:
по происхождению - нормы права устанавливаются и санкционируются государством, нормы морали формируются обществом, исходя из представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, чести и достоинства, бесчестии и т. д.
по сфере действия - нормы права регулируют те отношения, которые государством возведены в закон, обеспечиваются и охраняются его принудительной силой, в то время как нормы морали оказывают влияние не только на правовые отношения, но и на совокупность общественных отношений, не урегулированных правом;
по форме закрепления - правовые нормы получают закрепление в официальных нормативных актах, а нормы морали содержатся в сознании людей.
Ответ: 3
Предметная область: Право. Право в системе социальных норм
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 5.
Пояснение.
1) Правовые нормы (согласно Конституции РФ, Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
2) религиозные нормы (согласно нормам синтоизма, человеку нужно развивать в себе добросердечие, сочувствие к окружающим и способность взаимодействовать с ними);
3) этические нормы (золотое правило нравственности гласит «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Могут быть названы иные нормы, приведены иные примеры.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социальные нормы как элемент социального контроля». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
1. Понятия «социальные нормы» и «социальный контроль».
2. Элементы социального контроля:
а) социальные нормы;
б) социальные санкции.
3. Виды социальных норм:
а) мораль;
в) эстетические нормы;
г) политические нормы;
д) религиозные нормы и др.
4. Причины возникновения социальных норм.
5. Функции социальных норм как элемента социального контроля:
а) контроль;
б) регулирование;
в) оценка;
г) социализация и др.
Отсутствие любых двух из 2, 3 и 5 пунктов плана (представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Источник: ЕГЭ по обществознанию. Резервный день. (2) (часть С)
1) Моральные нормы обеспечиваются (охраняются) силой государства.
2) Традиции и обычаи являются разновидностями социальных норм.
3) Все социальные нормы обязательны для исполнения.
4) Правила поведения, основанные на представлениях общества о добре и зле, плохом и хорошем, справедливом и несправедливом, называют моральными нормами.
5) B социальных нормах отражаются ценностные представления общества.
Пояснение.
Социальные нормы - предписания о правильности поведения в обществе. Виды социальных норм разделяют по масштабу: в малых группах, в больших группах. По форме правления: стандарты поведения (мужчины - сильные), ожидания поведения (мужчина должен защищать женщину). По строгости исполнения: обычай (традиционно установившийся порядок поведения, например, гостеприимство), манеры (внешняя форма поведения, основанная на привычках; могут быть повседневные, например, не чавкать, и светские, например, говорить даме комплименты), этикет (принятая в особых кругах система правил поведения, например, в дипломатических кругах), традиции (все, что унаследовано от предшественников, например, встреча одноклассников), привычка (установившаяся схема поведения в определенной ситуации; могут быть групповые, например, спать лёжа, и индивидуальные, например, пить кофе утром, вредные, например, пьянство и курение и невредные), нравы (формы поведения, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке, например, не бить женщин), законы, табу (абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, предмет, например, кровосмешение, канибализм).
1) Моральные нормы обеспечиваются (охраняются) силой государства - нет, неверно.
2) Традиции и обычаи являются разновидностями социальных норм - да, верно.
3) Все социальные нормы обязательны для исполнения - нет, неверно.
4) Правила поведения, основанные на представлениях общества о добре и зле, плохом и хорошем, справедливом и несправедливом, называют моральными нормами - да, верно.
5) B социальных нормах отражаются ценностные представления общества - да, верно.
Ответ: 245.
Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальная норма». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
Пояснение.
Социальная норма - установленное в обществе правило поведения, регулирующее отношения между людьми. Существуют разные виды социальных норм (обычаи, традиции, нормы морали, нормы права.)
Социальный контроль - механизм, регулирующий отношения индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности, опирается на социальные нормы.
Санкция - реакция на поведение со стороны остальных; меры воздействия, вознаграждения (позитивные) и наказания (негативные) за социальные действия.
Отклоняющееся поведение - поведения, не соответствующее общепринятым правилам.
Самоконтроль - форма внутреннего социального контроля, когда человек сам контролирует свое поведение.
Выпадающие термины: социальная мобильность (перемещение индивида или группы в социальной структуре общества, изменение их статуса.) и социальная структура
Ответ: 1, 4.
Ответ: 14|41
А. В социальных нормах отражаются ценностные представления общества.
Б. Традиции и обычаи являются разновидностями социальных норм.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Пояснение.
Суждение А верно. Например нормы морали, являющиеся разновидностью социальных норм, отражают ценностные представления общества.
Суждение Б верно. Традиции и обычаи − вид социальных норм.
Правильный ответ указан под номером: 3.
Ответ: 3
Предметная область: Социальные отношения. Виды социальных норм
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 4.
1) На выполнение социальной роли человеком влияют его индивидуальные качества.
2) Ролевые ожидания делают социальное поведение людей в значительной степени предсказуемым.
3) Социальный статус человека не влияет на выполнение им социальных ролей.
4) Индивид всегда выполняет одновременно только одну социальную роль.
5) Ролевые нормативные требования являются элементом системы социальных норм, принятых данным обществом.
Пояснение.
Социальная роль - модель поведения, ориентированная на определенный статус. Социальные нормы - предписания о правильности поведения в обществе. Виды социальных норм по строгости исполнения: обычаи, манеры, этикет, традиции, привычки, нравы, законы, табу. Значит, ролевые нормативные требования - элемент системы социальных норм.
1) На выполнение социальной роли человеком влияют его индивидуальные качества - да, верно.
2) Ролевые ожидания делают социальное поведение людей в значительной степени предсказуемым - да, верно.
3) Социальный статус человека не влияет на выполнение им социальных ролей - нет, неверно.
4) Индивид всегда выполняет одновременно только одну социальную роль - нет, неверно.
5) Ролевые нормативные требования являются элементом системы социальных норм, принятых данным обществом - да, верно.
Ответ: 125.
Ответ: 125
Социальные нормы
Пояснение.
Пропущенное слово: морали.
Ответ: морали.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Мораль в системе социальных норм». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитывается:
Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
Наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;
Корректность формулировок пунктов плана.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Виды социальных норм:
а) моральные;
б) правовые;
в) религиозные;
г) этикет и др.
2. Особенности норм морали:
а) ориентированы на ценности, образцы поведения;
б) проявляются в обычаях и традициях;
в) регулируются общественным мнением, совестью человека;
г) имеют исторический характер.
3. Структура морали:
б) принципы;
4. Мораль и нравственность.
5. Этика - наука о морали.
6. Взаимосвязь морали и других регуляторов.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах
Отсутствие 1, 2, 3 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу
Источник: ЕГЭ 2014 по обществознанию. Основная волна. Сибирь Вариант 363 (часть С)
Пояснение.
Ответ: морали
Ответ: мораль|морали
Пояснение.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1) Понятие права.
2) Признаки права: а) устанавливается государством; б) письменная форма; в) обеспечивается механизмом юридической ответственности.
3) Отличия права от других видов социальных норм.
4)Структура системы права: а) отрасли права; б) институты права; в) нормы права
5) Источники права: а) правовой обычай; б) юридический прецедент; в) нормативный правовой акт и др. Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов плана.
Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.
Автор, ссылаясь на психолога А.Н. Леонтьева, указывает основные этапы формирования личности. Приведите указанные в тексте этапы, и, опираясь на знание курса, личный социальный опыт и практику, проиллюстрируйте каждый из этапов характерным для него конкретным «приобретением» для личностного становления.
Прочитайте текст и выполните задания 21-24. Личность «...каковы необходимые и достаточные критерии сформировавшейся личности?
По существу, существует два основных критерия. Первый критерий: человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определенном смысле, а именно если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого. В таких случаях говорят, что субъект способен к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы. Они социальны по своему происхождению и смыслу, т. е. заданы обществом, воспитаны в человеке.
Второй необходимый критерий личности - способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов. От первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов. Просто опосредствованное поведение (первый критерий) может иметь в своей основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже "стихийную нравственность": человек может не отдавать себе отчета в том, что именно заставило его поступить определенным образом, тем не менее продействовать вполне нравственно. Итак, хотя во втором признаке также имеется в виду опосредствованное поведение, подчеркивается именно сознательное опосредствование. Оно предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности...
Формирование личности хотя и есть процесс освоения специальной сферы общественного опыта, но процесс совершенно особый. Он отличается от усвоения знаний, умений, способов действий. Ведь здесь речь идет о таком освоении, в результате которого происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование, соподчинение и т. п. А достичь всего этого путем простого усвоения нельзя. Усвоенный мотив в лучшем случае мотив знаемый, но не реально действующий, т. е. мотив неистинный. Знать, что должно делать, к чему следует стремиться, - не значит хотеть это делать, действительно к этому стремиться. Новые потребности и мотивы, а также их соподчинения возникают в процессе не усвоения, а переживания, или проживания. Этот процесс всегда происходит только в реальной жизни человека. Он является всегда эмоционально насыщенным, часто субъективно творческим.
Рассмотрим этапы формирования личности. Остановимся на самых главных и очень крупных этапах. По образному выражению А. Н. Леонтьева, личность "рождается" дважды.
Первое ее рождение относится к дошкольному возрасту и знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам. Иными словами, здесь зарождается то, что отражено в первом критерии личности.
Второе рождение личности начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и способности осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. Заметим, что эта способность к самоосознанию, саморуководству, самовоспитанию и отражена во втором признаке личности, разобранном выше.
Между прочим, её обязательность зафиксирована в такой юридической категории, как уголовная ответственность за совершаемые действия. Эта ответственность, как известно, возлагается на каждого душевно здорового человека, достигшего совершеннолетия».
(Ю.Б. Гиппенрейтер)
Пояснение.
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
Приведены указанные в тексте этапы формирования личности (два ее рождения) и иллюстрирующие их "приобретения", допустим:
1) первый этап (первое рождение) - дошкольный возраст, который "знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам"
- "приобретения":
Ребенок-дошкольник осознает, что не все свои потребности он может удовлетворить, если они противоречат интересам близких, например, не может добиться покупки игрушки, если у родителей нет необходимой суммы денег, пойти гулять на улицу к друзьям, если бабушка больна и не может проводить его во двор, и т.д.
Ребенок-дошкольник уже осваивает необходимость согласования своих интересов с близкими, друзьями
2) второй этап (второе рождение) - "начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и способности осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и переподчинению".
- "приобретения"
Подросток осознает свои способности, определяет какую профессию он хотел бы получить в будущем, в соответствии с этим делает ответственный и осознанный выбор профиля образования;
Подросток начинает осваивать новые социальные роли (труженика, собственника), принимать решения по обслуживанию своей собственности, например, мопеда, скутера;
Подросток, к примеру, приняв решение идти в профильный класс, в свободное время будет заниматься математикой, а прежние его привязанности, например дворовый футбол, прогулки с друзьями отйдут на второй план и т.д.
Могут быть приведены иные два адекватные "приобретения", характерные для каждого этапа.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Право в системе социальных норм». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие права.
2. Признаки права:
а) устанавливается государством;
б) письменная форма;
в) обеспечивается механизмом юридической ответственности.
3. Отличия права от других видов социальных норм.
4. Система права:
а) отрасли права;
6) институты права;
в) нормативные правовые акты.
5. Источники права:
а) правовой обычай;
б) юридический прецедент;
в) нормативный правовой акт и др.
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах
А. включают в себя как универсальные, неизменные с течением времени, так и актуальные только в определённые эпохи правила поведения.
Б. существуют исключительно в виде неписаных правил, передающихся из поколения в поколение.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Пояснение.
Социальные нормы - установленные в обществе правила поведения, регулирующие отношения между людьми, общественную жизнь. Обычаи, традиции, нормы морали, правовые нормы, религиозные нормы, политические нормы, эстетические нормы - все это социальные нормы. Сред них есть неизменные с течением времени (нормы морали), а есть актуальные только в опредмеченные эпохи правила поведения, например обычай защиты чести среди дворян на дуэли т. д.
Социальные нормы существует как в виде неписаных правил, так и в виде правовых норм, один из признаков которых - письменная форма.
Правильный ответ указан под номером: 1.
Ответ: 1
Предметная область: Социальные отношения. Виды социальных норм
1) Моральные нормы, в отличие от правовых социальных норм, всегда предъявляются в письменном виде.
2) Моральные нормы обеспечиваются общественным мнением.
3) Моральные нормы передаются из поколения в поколение.
4) Моральные нормы способствуют социализации подрастающего поколения.
5) Моральные нормы вырабатываются и предъявляются государством.
Пояснение.
1) Моральные нормы, в отличие от правовых социальных норм, всегда предъявляются в письменном виде - нет, неверно, наоборот.
2) Моральные нормы обеспечиваются общественным мнением - да, верно.
3) Моральные нормы передаются из поколения в поколение - да, верно.
5) Штраф - пример формальной социальной санкции.
Пояснение.
Социальные санкции - средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы. Виды социальных санкций: по степени интенсивности (жесткие, мягкие), по типам (формально позитивные, формально негативные, неформально позитивные, неформально негативные).
1) Выдача премии менеджеру за перевыполнение плана продаж - пример неформальной социальной санкции - нет, неверно.
2) Общественное осуждение человека за поведение, противоречащее моральным нормам, относится к неформальным негативным санкциям - да, верно.
3) Предусмотренное законом наказание за нарушение правовых норм - это формальная позитивная санкция - нет, неверно.
4) Аплодисменты исполнителю оперной арии - пример позитивной социальной санкции - да, верно.
5) Штраф - пример формальной социальной санкции - да, верно.
Поэтому очень важно выявить тесную взаимосвязь права и морали. <.. .="">
Юристы по роду своей деятельности изучают, толкуют, применяют, прежде всего, правовые нормы - это их специальность. Но для оценки поведения субъектов правовых отношений и правильного разрешения возникающих коллизий постоянно обращаются и к этическим критериям, ибо в основе права лежит мораль. Русские правоведы неизменно подчеркивали, что право есть юридически оформленная мораль. Право - средство реализации нравственно-гуманистических идеалов общества. Без уроков нравственности, морали, этики право немыслимо.
B.C. Соловьёв, например, определял право как «принудительное требование осуществления минимального добра и порядка, не допускающего известного проявления зла». <...> Право и мораль различаются по способам их установления. Правовые нормы создаются государством, и только государством (или с его согласия некоторыми общественными организациями) отменяются, дополняются, изменяются. В этом смысле государство является политическим творцом права. Поэтому право выражает не просто волю народа, а его государственную волю и выступает не просто регулятором, а особым, государственным регулятором.
(Н. И. Матузов )
Пояснение.
В правильном ответе могут быть приведены следующие отличия права от морали:
1. По происхождению. Нормы морали складываются в обществе на основе представлений людей о добре и зле, чести, совести, справедливости. Они приобретают обязательное значение по мере осознания и признания их большинством членов общества. Нормы права, устанавливаемые государством, после вступления в законную силу сразу же становятся обязательными для всех лиц, находящихся в сфере их действий.
2. По форме выражения. Нормы морали не закрепляются в специальных актах. Они содержатся в сознании людей. Правовые же нормы получают выражение в официальных государственных актах (законах, указах, постановлениях).
3. По способу охраны от нарушений. Нормы морали и нормы права в правовом гражданском обществе в подавляющем большинстве случаев соблюдаются добровольно на основе естественного понимания людьми справедливости их предписаний. Реализация и тех и других норм обеспечивается внутренним убеждениям, а также средствами общественного мнения. Такие способы охраны вполне достаточны для моральных норм. Для обеспечения же правовых норм применяются еще и меры государственного принуждения.
4. По степени детализации. Нормы морали выступают в виде наиболее обобщенных правил поведения (будь добрым, справедливым, честным). Правовые же нормы представляют собой детализированные, по сравнению с моральными нормами, правила поведения. В них закрепляются четко определенные юридические права и обязанности участников общественных отношений.
Могут быть приведены и иные формулировки отличий, не искажающие смысла.
Предметная область: Социальные отношения. Виды социальных норм
Значение норм права для укрепления семьи. Каждый из нас является членом семьи. Те, кто еще не создал свою, новую семью, живут обычно с родителями, братьями, сестрами и другими родственниками. Совместно с ними они составляют семью, ячейку нашего общества, маленький коллектив. В семье происходят рождение и воспитание детей, в ней заботятся о престарелых и нетрудоспособных ее членах, организуют быт и отдых. В хорошей, дружной семье человек находит свое счастье, дети вырастают здоровыми и достойными членами общества, от обстановки в семье во многом зависит, как человек учится, работает, ведет себя в быту.
Конституция Российской Федерации устанавливает, что семья, материнство и детство находятся под защитой государства (ст. 38).
Государство проявляет заботу о семье: создает и совершенствует работу детских учреждений, развивает систему социальных служб, устанавливает пособия гражданам, имеющим детей, а также устанавливает другие меры социальной защиты и поддержки семьи, материнства, отцовства и детства.
Имея в виду значение семьи для общества и каждого отдельного человека, наше государство всегда стремилось к укреплению семьи. Из предыдущих глав вы уже знаете, какое влияние на поведение человека могут оказать правовые нормы - закон. Поэтому и для укрепления семьи, наряду с другими мерами, используется закон. С первых дней существования российского государства издаются законы, цель которых - создавать и укреплять в семье отношения, соответствующие нашему общественному укладу и нашим нравственным требованиям. Конечно, большинство граждан ведут себя в семье так, что нет необходимости прибегать к помощи закона. В силу своих нравственных принципов люди без всякого принуждения выполняют все лежащие на них как членах семьи обязанности.
Но закон дает возможность принудить к выполнению долга перед семьей тех, кто о нем забыл, пренебрег своими обязанностями, закон помогает воспитывать чувство ответственности перед семьей, бороться с вредными пережитками.
Семейное законодательство. В соответствии с Конституцией РФ семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Основные нормы, регулирующие отношения в семье между ее членами, кодифицированы в федеральном законе - Семейном кодексе Российской Федерации (далее - СК). Семейный кодекс был принят Государственной Думой 8 декабря 1995 г. и введен в действие с 1 марта 1996 г. Это четвертый Семейный кодекс в истории российского семейного законодательства после кодексов 1918, 1926 и 1969 гг., каждый из которых отмечал собой определенную эпоху в развитии государства и общества. С принятием нового Семейного кодекса регулирование семейных отношений приведено в соответствие с Конституцией РФ, другими федеральными законами и прежде всего с новым Гражданским кодексом РФ. В нормах СК получили свое отражение положения международных правовых актов в области прав человека, ратифицированных Российской Федерацией, а также положительный опыт реформирования семейного законодательства в зарубежных странах. Семейный кодекс учел практику применения действовавшего семейного законодательства, критику его отдельных положений, предложения, высказанные в процессе подготовки СК законодательными и исполнительными органами субъектов РФ, практическими работниками, учеными. Вместе с тем в Кодексе сохранены положения Кодекса о браке семье 1969 г., правильность которых подтверждена жизнью.
Семейный кодекс РФ содержит следующие основные разделы (состоящие из глав): семейное законодательство (основные начала, круг отношений, регулируемых Кодексом, система семейного законодательства, применение к семейным отношениям гражданского законодательства и норм международного права, осуществление и защита семейных прав, исковая давность в семейных отношениям); заключение и прекращение брака (порядок и условия заключения брака, прекращения брака и признания его недействительным); права и обязанности супругов (личные права и обязанности, законный и договорный режимы имущества супругов); права и обязанности родителей и детей (установление происхождения права детей в семье, правоотношения родителей, детей и других членов семьи); алиментные обязательства членов семьи (родителей и детей, супругов и бывших супругов, братьев и сестер и других членов семьи); формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление, опека и попечительство, приемная семья); коллизионные семейные нормы (применение российского семейного законодательства, а также аналогичных законов иностранных государств к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства).
В состав семейного законодательства входят также законы субъектов РФ, которые принимаются в соответствии с СК. Законы субъектов РФ разрешают вопросы как отнесенные к их ведению СК, так и непосредственно СК не предусмотренные. При этом они должны касаться круга тех отношений, которые регулируются семейным законодательством и непосредственно определены в самом СК.
Наряду с Семейным кодексом действуют подзаконные акты, издание которых предусмотрено непосредственно самим Кодексом (например, согласно ст. 82 СК, виды заработка и иного дохода, подлежащие учету при удержании алиментов, определяются Правительством РФ).
Законодательные акты, как бы подробно они ни регулировали возникающие отношения, не могут, естественно, предусмотреть всего разнообразия отдельных жизненных ситуаций, в связи с чем вопросы применения законодательных норм в ряде случаев встречают затруднения. Поэтому большое значение для правильного понимания и применения норм семейного права имеют руководящие указания Верховного Суда РФ.
Судебные решения и определения по отдельным конкретным делам не имеют значения прецедента. В то же время решения и определения, касающиеся наиболее спорных и вызывающих сомнения при разрешении дел вопросов, систематически публикуются в официальном бюллетене Верховного Суда РФ. Хотя формально данные постановления обязательны лишь по тому конкретному делу, по которому были вынесены, суды принимают их во внимание при решении аналогичных дел.
Основы начала семейного законодательства. Основной задачей семейного законодательства является дальнейшее укрепление семьи, построение семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов.
Правовые нормы исходят из недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.
Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.
Семейное право, как и все российской законодательство, основано на равноправии всех граждан независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений и других обстоятельств.
В соответствии с Конституцией РФ права граждан в семье могут быть ограничены только на основании закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан.
Исходя из этих основных начал строятся все правовые нормы этой отрасли законодательства, исходя из них оценивается поведение каждого человека как члена семьи.
Отношения, регулируемые нормами семейного права. Не все отношения в семье могут быть урегулированы с помощью права. В значительной части поведение членов семьи определяется лишь нравственными, моральными правилами. Издавая соответствующие законы, государство стремится, по возможности, не вмешиваться в личные интимные отношения граждан, ограничиваясь установлением лишь таких обязательных правил, которые нужны для укрепления семьи, а следовательно, и для каждого из ее членов.
Семейное законодательство устанавливает порядок и условия вступления в брак, порядок и условия его расторжения и признания недействительным; регулирует личные (неимущественные) и имущественные отношения, возникающие между членами семьи (супругами, родителями и детьми, другими членами семьи), а также отношения, возникающие в связи с принятием детей в семью на воспитание.
В семейном законодательстве нет общего определения семьи. Это неслучайно, семья - понятие социологическое, а не правовое.
Однако термины «семья», «член семьи» часто употребляются в нормах семейного права. Для правильного их употребления необходимо знать, что под ними понимается.
В науке семейного права семья (в юридическом смысле) определяется как круг лиц, связанных взаимными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание.
В семейном праве права и обязанности возникают лишь между следующими членами семьи: супругами, родителями и детьми, братьями и сестрами, дедом (бабушкой) и внуками, отчимом (мачехой) и пасынками (падчерицами), а также между лицами, принявшими на воспитание детей (усыновители, опекуны, попечители, приемные родители, фактические воспитатели), и принятыми в их семью детьми. Права и обязанности у членов семьи возникают при указанных в Семейном кодексе условиях и, как правило, не зависят от совместного проживания или иждивенчества (в отличие от других отраслей права: жилищного, права социального обеспечения и др.).
Право разработано для укрепления семейных отношений, построения отношений на любви, взаимопонимании, также, согласно закону, для регулирования личных имущественных, неимущественных отношений между партнерами, заключившими, или прекратившими отношения в браке, свои обязательства по алиментным выплатам. На основании закона свобода выбора исключена, сфера семейных отношений строится на четко обозначенных правилах построения отношений между детьми, родителями.
Брачные, семейные отношения урегулированы законодательством нашей страны, согласно которому:
К субъектам семейного права относятся также все члены семьи, кровные родственники. Кроме супругов к семье принадлежат: дедушки, бабушки, родители, братья, сестры, попечители, опекуны, усыновители, мачехи и отчимы.
Граждане подобными правами наделяются со своего рождения, но изменение прав возможно с возрастом, например, в случае достижения совершеннолетнего возраста, ограничения дееспособности лиц, наличии у родственников психических, наследственных заболеваний. Некоторые ограничения согласно семейному праву у отдельных категорий граждан все же имеются, возможно, ограничение в опеке, вступление в брак.
Отношения особенные, так как:
Санкции имущественного, неимущественного характера на семейные отношения могут быть возложены в виде неустоек, убытков, нанесенных государству.
Семейные отношения в семье нельзя назвать чисто имущественными, их нельзя измерить, в основе лежат чувства, физические потребности человека. Семьи вправе наследовать имущество, причем наследование, дарение имущества осуществляется безвозмездно.
Семейный кодекс гласит, что диспозитивные нормы сегодня увеличены, изменился сам метод урегулирования семейных прав. Лицам, вступившим в брак, разрешается составление брачных договоров, оговаривание условий по алиментам при разводе.
Семейное право не предусматривает возрастные ограничения при вступлении в брак. Вступление разрешено с 18 лет, не запрещено законом оно и в 60 — 70 лет, что еще до революции было совершенно незаконно. Вступление в брак с престарелыми людьми считалось заведомо ложным, с умыслом имущественного характера.
Право семьи самостоятельная отрасль, отделить которую от гражданского права практически невозможно.
Отношения в семье отчасти становятся общественными при вступлении в брак. Как правило, сначала отношения имеют неимущественный характер, создание и построение семьи на любви, взаимной симпатии, уважении, привязанности, совместном доверии друг к другу. Пары имеют свободу, право выбора. Неимущественные отношения в приоритете, хотя во многих семьях сегодня брак выгладит по расчету, имущественные отношения берут верх.
Совместная жизнь, общее ведение хозяйства, содержание детей порождают имущественные отношения, все виды отношений становятся взаимосвязанными между собой.
Человек живет в социуме, поэтому от общественных отношений ему никуда не деться, гражданин обязан следить за моральными нормами, поведением в обществе, обычаями, придерживаться канонов своей религии, семейного законодательства.
Без общественного вмешательства вступление в брак, рождение детей, усыновление, попечительство невозможно. Общество может влиять на семейные отношения, соединение уз не может быть тайным, однако, права и интересы семьи охраняются законом. Каждый член семьи имеет право на защиту своих интересов в суде, по закону ограничений нет, все члены семьи наделены одинаковыми правами и обязанностями. Другие родственники имеют определенные рамки, пределы, урегулированные и установленные семейным законодательством.
Семейное право урегулировало отношения мужа и жены к родителям, детям, усыновленным, усыновителям, детям — сиротам. До принятия закона отношения не были урегулированы семейным правом, кроме алиментных обязательств, урегулированием отношений занималось гражданское право.
Только пересмотренный Семейный кодекс от 1995 года дает право вмешиваться и устанавливать определенные ограничения, пределы, то есть лишить родительских прав на детей при неисполнении своих прямых обязанностей, жестокого обращения со своими и приемными детьми. Также отношения становятся зависимыми, например, от органов опеки и попечительства, при взятии чужого ребенка в семью на воспитание.
Законодательство не может регулировать все отношения имущественного и неимущественного характера, имущественные отношения зависят от материального критерия, но разделить данные отношения между родителями и детьми практически невозможно. Другое дело – нормы права, регулирующие отношения.
Личные неимущественные отношения регулируются гражданским, а не семейным правом.
Отношения, связанные с:
Природа объектов – нематериальная, в основу положены идеи, образы, символы, то есть мысли создателя. Сегодня любой неимущественный объект может использоваться как товар, то есть продаваться, переходить в имущественные отношения между людьми.
Имущественная сторона является производной от неимущественной, все отношения связаны между собой, поэтому нуждаются в гражданско–правовом урегулировании, или оформлении.
Человек имеет право на блага цивилизации: здоровье, личную семейную тайну, деловую репутацию, неприкосновенность к частной жизни. Блага не могут прекратиться, забраться, передаваться, гражданское право стоит на защите нематериальных благ человека, охраняет честь и достоинство своих граждан. При нарушении прав интересов человек вправе обратиться в суд, также может претендовать на возмещение материального, морального вреда.
Нормы права отрегулированы законодательством, в основе лежат принципы, ведущие только к одному равноправию отношений между супругами.
Известны нормы права, разделить их можно по следующим принципам:
Семейное право бережет и учитывает интересы детей, их мнение приоритетно для законодательных органов в случае споров между родителями. Каковы бы ни были отношения в семье, все они предопределены законом. Кроме прав каждый гражданин страны наделен обязанностями, соблюдение которых необходимо для налаживания контактов с законом, госструктурами, проживания своей жизни по совести и, конечно, по справедливости.