Темы для разговора с ребенком 6 лет. Это мило и повышает настроение

06.05.2019

Общение с ребенком – это и есть развитие

«Что ты сегодня ел? Как спалось? Как настроение? Давай быстрее! Собери игрушки! Опоздаем! Если не уберешься, не получишь!». Как часто общение с нашими 4-5-6-7-летками сводится к этому перечню фраз. Замечали ли вы, как часто наши разговоры с подрощенными уже детьми становятся беднее и однообразнее? О том, почему так происходит, какие сокровища таит в себе дошкольный возраст, какова роль родителей в этот период и как стать ребёнку не только родителем, но и близким другом, и будет эта статья.

Когда малыш только родился, когда ему 1 год или 2, нам, родителям, хоть и страшно, но, как правило, понятно, как с ним себя вести: объятия, полное внимание, отражение практически всех его ощущений, действий и звуков и много-много любви и заботы — руками, голосом, телом. Наше поведение отчасти интуитивно, отчасти дополнено опытом родных, друзей и знаниями из популярной психологии и физиологии. К появлению ребёнка мама обычно морально (психологически) готовится. У нее много энергии и огромное желание дать своему малышу самое лучшее. Поэтому и общение с ребёнком в этот период бывает глубоким, наполненным чувствами и эмоциями.

Но время идёт, малыш растёт. Вот ему уже исполняется 4 года или 5... Он ходит в детский сад, часто у него уже есть младший братик или сестрёнка, или мама вышла на работу. Он занимается дополнительно — спорт, рисование, музыка. А с 6 лет еще и ходит на подготовку к школе. Жизнь насыщенная, успеть надо многое. А маме нужно еще и организовать все это.

Не всегда, но часто за всей этой чередой повседневных дел разговоры с ребёнком сводятся к бытовым диалогам о том, что он сегодня ел или хочет съесть, что делал, как спал, как настроение, как дела в садике. А еще к организационно-собирательным фразам — типа «Почисть зубы!». Ну и, конечно, к ругательно-воспитательным изречениям «Не чавкай!», «Не жадничай!», «Не обижай маленьких!» и т.п. В попытках выполнить все пункты задуманного плана на день как часто мы теряем что-то главное в общении с нашими детьми, что-то, что делает нас близкими, родными, ценными друг для друга.

Честно говоря, в какой-то момент это случилось и со мной, в моих отношениях с сыном. Такое холодное и тягостное ощущение, что я вроде бы целый день на связи с ребёнком, знаю, где он и что с ним, уделяю внимание, провожу с ним время, но он как будто ускользает от меня, отдаляется, контакт теряется.

Общение с ребёнком: почему сходит на нет

К тому же, если ребенок ходит в детский сад на полный день, времени на общение становится еще меньше. За 4-5 часов в день, которые родители проводят вместе с детьми, взрослым нужно столько всего успеть. Какое уж тут близкое общение и разговоры «по душам»!

С другой стороны, бывает, что мама эмоционально устает. Первые годы постоянной включенности в малыша, невероятная отдача, которой требует раннее материнство — это большая эмоциональная нагрузка. И если не восполнять свои ресурсы, не заботиться о своем отдыхе, постепенно может наступить эмоциональное истощение. И тогда на близкое, глубокое общение с ребёнком у мамы может просто не быть сил.

Возраст с 4 до 7 лет: чем интересен

Сразу скажу, мне не хотелось бы писать сейчас о том, как в этот период меняется ребёнок физиологически (его память, внимание, интеллект, поведение). Эти изменения есть, они существенны, но всё же достаточно очевидны для всех. Мне хочется написать о том, что часто упускается из внимания родителей, но тем не менее является таким важным.

Именно в этот период с 4 до 7 лет закладывается основа нравственного развития ребёнка. Дело в том, что, начиная с 3 лет (условно) мир ребёнка расширяется. В нем появляются ровесники, другие взрослые — воспитатели, учителя, друзья и знакомые родителей. Закономерно возникают вопросы: как, по каким законам происходит взаимодействие и общение людей? И именно в этом возрасте ребёнок впервые задумывается о том, что хорошо и что плохо, что такое зависть и хвастовство, скромность, высокомерие, подлость, бескорыстность, щедрость и доброта.

Это тот период, когда закладываются базовые ценности и установки, которые ребёнок понесёт через всю жизнь. Важно знать, что усваиваются эти установки ребёнком БЕЗ всякой критики с его стороны и сомнений, т.к. критическое мышление в этом возрасте у детей еще не развито. Вот как услышал, что мальчики не плачут, вот так и усвоил. А потом десятилетиями пытается эту установку из себя выбить...

А как ребёнок формирует свою систему ценностей? Запоминая, изучая, анализируя в меру своих возможностей все, что он видит и слышит вокруг себя, все происходящие рядом с ним ситуации и реакции окружающих на них.

И получается, что для того чтобы создать свою систему ценностей, ребёнку в этом возрасте просто жизненно необходим близкий контакт со взрослыми, в первую очередь родителями, их опыт и знания.

А что будет, если наше участие в ребенке в этом возрасте минимально? Нравственные понятия и на их основе его личностные ценности все равно сформируются. Он будет выхватывать информацию извне, там, где услышит, и то, что услышит. Это как с речью. Если ребёнок слышит речь вокруг себя, он заговорит. И заговорит так, как говорят окружающие.

Вот и получается, что когда у наших детей происходит такой важный этап личностного развития, у нас, родителей, за чередой ежедневных дел и эмоциональной истощенностью часто не оказывается сил и не остается времени, чтобы говорить с ребёнком о жизни, о людях, об отношениях...

Возраст привязанности

Есть еще один важный процесс, который разворачивается в этом возрасте. Ребёнок становится достаточно эмоционально зрелым, чтобы иметь более глубокую привязанность с родителями, основанную на любви и заботе друг о друге, на знании и интересе друг к другу. Это когда хочется радовать маму подарками и рисунками, готовить для нее бутерброды и не шуметь, когда она спит. Это когда появляется интерес к тому, каким был папа, когда был маленьким, как он поступал в тех или иных ситуациях. В этот период ребёнку очень интересен ваш опыт и ваша жизнь, история вашей семьи. И это знание делает вас истинно близкими друг к другу.

Чувствуете, как эти два процесса связаны между собой — ребенок формирует свои личностные ценности и при этом готов и хочет, чтобы вы передавали ему свой опыт. Чтобы на этом основании и с его помощью построить кредо своей личности, с которым он и пойдёт по жизни. При этом вы формируете крепкую, надёжную привязанность — как основу для близких доверительных отношений с вашим ребёнком на многие годы вперед.

Вот какие сокровища скрывает в себе возраст 4-7 лет. Важно только не пропустить, не пустить на самотёк, найти в себе силы, вовремя включиться и максимально использовать то, что даёт вам этот период жизни ребёнка.

Что же конкретно можно делать с детьми в этом возрасте, чтобы отношения были по-настоящему близкими, связь крепкая, а у ребёнка было достаточно материала, чтобы формировать свои ценности и нравственные установки? Здесь я поделюсь своим опытом.

На мой взгляд, главное и основное — это разговаривать, обсуждать с ребёнком ситуации, с которыми вы сталкиваетесь в повседневной жизни . Во дворе подрались ребята. Прохожий замахнулся или ударил собаку. В автобусе — скандал, кто-то кому-то наступил на ногу. На площадке упала и ударилась девочка.

Такие ситуации происходят на каждом шагу. Важно замечать хотя бы некоторые из них. Можно говорить ребёнку о том, что вы думаете о развернувшейся перед вами картине. Например: «Ребята поссорились — начали драться. А можно было бы попробовать поговорить, объясниться и т.п.».

А можно спросить самого ребёнка, что он думает о том, что видел. «Как ты думаешь, стоило ли этим ребятам драться? А в каких ситуациях, на твой взгляд, можно драться? А можно было бы поступить по-другому? А ты бы как сделал?»

Лично мне вариант с вопросами нравится больше. Ребёнок учится думать и анализировать ситуацию самостоятельно и при этом формирует свои ценности и установки, основываясь на своих мыслях, а, значит, получает свой опыт. Но при этом вы рядом и можете рассуждать с ребёнком вместе, рассказывать, как это было у вас, и что вы по этому поводу думаете.

Детские книги и фильмы дают богатейший материал для обсуждения. Главное, когда читаете ребёнку, не торопитесь, не спешите перейти к следующей сказке или фильму. Спросите ребёнка, а как бы он поступил на месте главного героя, что понравилось ему в сказке, а что испугало и почему. Чему учит эта история, и встречалось ли ему что-то похожее в жизни? А может быть, что-то похожее случалось в вашей жизни? Расскажите об этом — ваши истории и опыт будут для вашего ребёнка ценнейшими подарками, которые он будет хранить в своем сердце всю жизнь.

Лучшие преподавательские идеи приходят мне в голову в детской песочнице. В это время я забываю о практической стилистике и тренингах по журналистскому тексту. На пару часов все это начинает казаться мне бесполезным, и я думаю о том, что тренинги по речи, независимо от будущей профессии, .

Только тренировать надо не самих младенцев, а их родителей, самых обычных, среднестатистических. И главное – надо изменить сам подход, исходную точку: надо учить их не тому, КАК ГОВОРИТЬ с детьми, а просто ГОВОРИТЬ.

Я даже придумала несколько упражнений для этого воображаемого тренинга.

Представьте себе записанную на камеру повседневную прогулку с ребенком , маршрут, которым вы ходите каждый день. Дорога, деревья, припаркованные машины, дома, детская площадка, какой-нибудь магазин, парк или лес – и все в обратном порядке.

А теперь попробуйте поиграть в спортивного комментатора: включите запись и попробуйте описывать все, что видите. Но не просто описывать, а описывать, объясняя. Говорить придется с небольшими перерывами час или полтора, в зависимости от того, сколько длится ваша прогулка.

Упражнение похоже на задание для тележурналистов: суть в том, чтобы текст не повторял “картинку”, а лишь дополнял ее. Примерно так: “Это береза, она белая с черными пятнышками, это ствол, а вот листочки, зеленые, но они еще не совсем распустились, они пока маленькие. А вот у этого дерева – большие, это клен, видишь, за той красной машиной справа?” И так далее, и так далее. Говорить, объясняя и комментируя каждую деталь, будет сложно, но в этом и заключается задание.

А еще я бы собрала мамочек на большой кухне , каждой дала бы по кастрюле и набору овощей. Нужно сварить борщ, представив, что рядом все время находится ребенок. То есть и обед приготовить, и с ним пообщаться. Задание похожее: комментировать каждое действие, которое вы совершаете.

Возможно, многие сейчас удивятся и спросят меня, зачем я трачу время и воображение на придумывание этого набора “бессмысленных” действий. Все и так умеют варить борщ, гулять и рассказывать про деревья. Но все это приходит мне в голову как-то естественно, само собой, когда я вижу, как мама безмолвно толкает впереди коляску, волочет ребенка за руку, погрузившись в свои мысли, понуро сидит на краю песочницы, пока он играет, или разговаривает по телефону.

За два года прогулок с малышом я успела убедиться в том, что говорят (просто говорят!) с детьми единицы . На меня, комментирующую вслух каждое совершаемое действие и попадающееся на пути явление, посматривают иногда как-то косо. Особенно сильно это чувствовалось, когда ребенок был совсем маленьким.

А пару раз незнакомые малыши подходили ко мне на площадке с вопросом: “Тетя, а можно я буду с вами играть?”, когда рядом стояли их мама или бабушка. Они слышали, что я просто РАЗГОВАРИВАЮ, и приходили в восторг.

Как-то в эфир одной из радиостанций, где я вела программу о русском языке, ко мне приходила лингвист, профессор факультета филологии Высшей школы экономики Татьяна Базжина. Она рассказывала про особый регистр разговора с детьми – baby-talk . Это не сюсюканье, не “ути мой холёсий”, а именно способ общения, донесения информации.

Владеть этим регистром на самом деле не так-то просто, это тоже своего рода искусство, которое требует если не жертв, то постоянного напряжения, речевых усилий, концентрации и самоорганизации.

Вопрос меня так заинтересовал (а моему ребенку тогда еще не было года), что я стала везде искать информацию, работы о baby-talk. И убедилась, к сожалению, в том, что на русском языке об этом почти ничего нигде не написано, тем более научного-популярного, для широкой публики.

Есть зарубежные исследования, а у нас почему-то тема разработана совсем мало. Возможно, это еще одно, пусть и косвенное, подтверждение того, что у нас сам вопрос специфики разговора с ребенком (я бы даже сказала, сам факт разговора) не удостаивают вниманием.

Мы слишком серьезны. Мы любим молчать, а не говорить глупости о том, что ствол у дерева твердый, а листочек мягкий. Мы боимся читать стихи с излишним выражением (еще не хватало пищать, мяукать и гавкать, изображая героев, мы взрослые люди!) Мы обрушиваемся на уменьшительные суффиксы, запрещая “ножку” и легитимизируя “ногу”.

Много еще всего мы делаем и не делаем. Но больше всего мы удивляемся впоследствии тому, что у наших детей бедная речь и небогатый словарный запас – забывая о том, что мы сами с этим согласились. Наше молчание там, на краю песочницы, – это знак согласия.

Иногда, да что там, очень часто мне самой хочется принять этот знак. После нескольких часов говорения в прямом эфире язык не ворочается, а слова не складываются. Бывает, что сделать усилие не удается, но я стараюсь изо всех сил, прокручивая в голове одну мысль: “Я должна говорить, я должна говорить…”

Я долго думала, что за моей страстной убежденностью в том, что говорить НАДО, не стоит ничего, кроме желания проявить родительскую активность. Один мой знакомый как-то сказал: “Какая разница, когда ребенка развивать? Ведь рано или поздно он и так все узнает. Вряд ли к 7 годам он не будет знать слова “слон”.

И действительно – я уже начинала сомневаться в эффективности этих усилий. Сыну исполнилось полтора, потом год и семь, год и восемь, год и десять… А он по-прежнему говорил совсем мало. Так продолжалось до тех пор, пока в 2 года плотину вдруг не прорвало. За день появлялось по 5-10 новых слов, он все время совершенствовал их произношение, экспериментировал и продолжает экспериментировать с суффиксами. Вот тогда я поняла, что все-таки все было не зря.

Конечно, есть те, кто говорит гораздо лучше, особенно девочки. Но все равно на улице я часто слышу: “Сколько же ему лет? Так хорошо говорит!” Правда, часто удивляются этому те, кто во время прогулки не произносит ни слова.

А я думаю о том, что мое обучение baby-talk только начинается. Сейчас надо будет выходить на другой уровень, придумывать, как развивать и совершенствовать речь, и главное – как не замолчать, как сделать так, чтобы наш диалог продожился и тогда, когда сын будет совсем взрослым.

Я бы не хотела, чтобы наше свелось к набору стандартных фраз, одну из которых я недавно увидела в анекдоте: “Анджелина Джоли умеет произносить фразу “Не ори на мать!” на двадцати языках мира”.

Наши дети растут стремительно. Лишь вчера мы выносили кричащий конверт с розовой или голубой ленточкой из роддома, а сегодня перед нами сидит школьник, который в большей или меньшей степени бережет зубы, справляясь с гранитом науки.

И если понимание жизни в самых общих понятиях: информацию о добре и зле, о том, откуда берутся два «д»: деньги и дети, а также о том, как себя вести в обществе, мы худо-бедно успели изложить родному дитяти, то что же мы можем упустить в воспитании ребенка, который вот-вот вступит в возраст подростка? Давайте попробуем упорядочить самые нужные моменты, которые нужно вложить в голову растущего поколения.

Это мило и повышает настроение:

Ответственность и самостоятельность

Времена пеленок, бессознательных действий, криков и просыпаний среди ночи, к счастью, позади. Теперь вы общаетесь с ребенком спокойно и на понятном, русском языке (если, конечно, дело не касается капризов или ссоры). Ребенок уже не малыш в коротких штанишках, он школьник, который имеет четкий режим дня и целую систему прав и обязанностей, которую нужно соблюдать, что бы ни случилось.

Режим дня формирует в ребенке ответственность, а также с малых лет учит его следить за временем и грамотно распределять его. Научить ребенка, что время нужно экономить, потому что оно драгоценно (а для взрослых «время – деньги», что тоже можно объяснить на примере мамы и папы), можно в младшем школьном возрасте, после того, как отпрыск пошел в школу.

В этот момент он ясно увидит, что за день можно успевать уйму вещей, кроме посещения школы и выполнения домашних заданий. Таким образом, к 10 годам ребенок сам сможет планировать свое время, выполняя ежедневные обязательные дела (школа, уроки и обязанности по дому), а также общаясь с друзьями и занимаясь любимыми хобби.

Кстати, об обязанностях. 10 лет – это уже не тот возраст, когда можно закрывать глаза на неряшливость, нежелание собирать игрушки и отвечать за свои поступки. В 10 лет ребенок вполне может быть верным помощником родителей, который многое умеет наравне со взрослыми. Такое доверие и разделение сил в выполнении рутинных домашних дел помогает избавиться от подросткового эгоизма и вырасти в отзывчивого и рассудительного человека.

Вы можете начать обучать 10-летку готовке (самые элементарные блюда вроде салата, макарон или гречневой каши), приучить его самостоятельно мыть за собой посуду (а можно в игровой форме обучить подрастающее поколение к чистоте и уюту. Для этого можно составить график уборки или мытья посуды или разделить уборку на несколько этапов, назначив ответственного за каждый) или гулять с собакой.

Книга по возрасту:

Не будем отрицать, что в 10 лет ребенок имеет довольно серьезную нагрузку в школе, ведь его задача – как губка впитывать азы различных наук, чтобы в дальнейшем сделать выбор в сторону той или иной профессии. Конечно же, все дети разные, и каждый ребенок – это личность, у которой есть свои особенности, как в характере, так и во внешности, и в склонностях к тому или иному предмету.

Именно для того, чтобы раскрыть творческие способности ребенка, мы отдаем его в музыкальную или художественную школу или записываем в тот или иной кружок. Самое главное – не давить и дать маленькому человеку возможность самостоятельного выбора рода занятий.

К тому же, какое бы хобби ребенку ни понравилось, он должен уметь учиться. Как в школе, так и в кружке. И этому научить малыша должны не только педагоги, но, в первую очередь, родители. Вы должны объяснить ребенку, что все знания, которые он получает в школе, так или иначе формируют его как профессионала, что, несомненно, нужно уделять больше внимания любимым предметам, но и не забывать совсем об остальных, нелюбимых, ведь они тоже нужны, от них зависят оценки, а затем и возможность поступления в выбранный вуз.

Научите ребенка запоминать информацию, выделять важнейшие моменты (пусть ребенок составляет план заданного параграфа и вычленяет важнейшие тезисы в каждой части – так ему будет проще не только воспринимать, но и транслировать новый материал), а также излагать изученные данные не только правильно, но и интересно. Репетируйте ответы у доски: свободное владение речью и умение выступать перед публикой – это важнейший навык, который может значительно облегчить жизнь вашего ребенка в будущем.

Учите с 10-леткой стихи и разыгрывайте короткие пьесы, выдумывая различные ситуации, из которых ребенок должен найти идеальный выход. Тренируйте память своего отпрыска, отдавайте предпочтение логическим и стратегическим играм.

В 10 лет в детской среде, которая совсем скоро превратится в подростковую, царит довольно сильное напряжение. Все потому, что девочки развиваются несколько быстрее мальчиков, а мальчики чаще всего не умеют выразить своих эмоций и скрыть свою робость иначе, нежели с помощью агрессии. Дерганье косичек, обидные дразнилки или битье учебником или линейкой – не что иное как проявление симпатии.

В данный момент очень важно помочь детям развивать их «половые особенности»: учить мальчиков быть настоящими мужчинами, которые умеют ухаживать (не дергать за косу, а носить портфель, не стукнуть книжкой, а подарить ромашку, не обозвать, а похвалить), а девочек – быть хрупкими созданиями, которых хочется беречь и лелеять.

Также стоит отметить, что лучшим способом выяснить отношения все же является не драка, а разговор. Хотя если драка неизбежна, не стоит быть трусом – следует постоять за себя или защитить слабого в экстренной ситуации. Умение разрешить назревший конфликт и вести парламентерские разговоры повысит рейтинг ребенка среди сверстников как своего, так и противоположного пола.

Что касается общения со взрослыми, нужно донести до ребенка, что взрослый – это человек, который обладает знаниями и требует уважения и определенного обращения. Чем лучше воспитан ребенок, тем более расположен к нему взрослый (если уж мы говорим о 10-летках, то надо учесть, что чаще всего ребенок находится в компании учителей, которых надо любить как друзей и уважать как взрослых авторитетных людей).

Приучите своего отпрыска вставать при появлении взрослого, здороваться первым, уступать место, предлагать помощь – вести себя как воспитанный человек, уважающий разницу в возрасте, но при этом не лебезить, не стараться угодить во всем, не давать задавить себя авторитетом.

Не растите спорщика, но донесите до ребенка, что сразу сдавать позиции в том или ином вопросе тоже не стоит. Если не понимаешь – попроси объяснить, если у тебя другое мнение – выскажи свою точку зрения, а затем выслушай оппонента. Либо убедишься, что не прав, либо найдешь новые аргументы для своей версии. Эти постулаты действуют как в 10-летнем возрасте, так и во взрослой жизни. Главное, не лезть на рожон и уметь слышать и слушать.

Еще один важный момент: 10 лет – примерно тот возраст, когда дети активно интересуются арготической лексикой. Чтобы избавить своего отпрыска от словесного мусора, нужно объяснить ему, что воспитанный человек может выразить свои мысли и даже свое негодование массой других слов, что использование табуированной лексики унижает человеческое достоинство.

Если доверительный разговор окажется не убедительным для вашего ребенка, стоит применить альтернативную форму воспитания, к примеру, ввести символический штраф, выплачиваемый из карманных денег, или трудотерапию – мытье посуды, уборку и другие вещи. Вряд ли вашему ребенку понравится тратить свои карманные деньги и свободное время на то, чтобы поплатиться за такие глупости, как бранные и зачастую непонятные слова.

Книжка, идеальная для этого возраста:

О том, что деньги зарабатываются сложно и что просто так они, к сожалению, в родительском кошельке не появляются, рассказать ребенку можно к шести годам. К 10 годам у маленького человека уже появляются собственные карманные деньги, к которым он должен относиться серьезно: уметь копить, но также уметь и тратить.

Поскольку ребенок в этом возрасте активно учится жить в социуме, среди сверстников-одноклассников и взрослых людей-педагогов, нужно привить ему такие понятия, как «жадность» и «щедрость». Конечно же, все мы считаем жадин – плохими.

Тем не менее, раздавать свое, оставаясь ни с чем – неправильная позиция. К примеру, тратить деньги в столовой не на булочку для полдника, а на угощения для одноклассников в ущерб своему перекусу, а значит, нормальному питанию – «неправильная щедрость». К тому же такое поведение может превратить ребенка в слабого, безответного человека, с которого всегда, даже без повода, можно стребовать то, что хочется, а такой вариант уже влечет за собой психологические проблемы.Стол 10-летки практически идентичен взрослому столу, но поскольку ребенок в этом возрасте растет и активно развивается, его меню должно быть наполнено полезными веществами и витаминами.

Задача родителей – с раннего детства приучить ребенка к здоровой пище и донести до него, что она так же, как и конфеты, может быть вкусной. Ребенок должен есть трижды в день и получать пару перекусов между приемами пищи, но ни в коем случае не отдавать предпочтение сладостям. Разумеется, речь не идет о том, чтобы запретить 10-летке конфеты и шоколадки – это неправильно. Но тот факт, что вредные сладости должны выдаваться ребенку ограниченно, неоспорим.

Поговорите с ребенком: расскажите, что организм развивается в зависимости от того, какое «топливо» в него поступает. Как и автомобиль, наш организм работает безотказно до того момента, как в нем отсутствуют неполадки и регулярно присутствует «качественное топливо». Но если кормиться, чем попало, можно съехать с дистанции и «надолго попасть в сервис» с той разницей, что лечение человека – процесс много более длительный, неприятный, а зачастую и болезненный, в отличие от починки машины.

Что еще важно, примерно в 10-летнем возрасте начинается трансформация детского организма. Чтобы она не стала стрессом и поводом для переживаний, нужно подготовить ребенка и аккуратно и доверительно отвечать на возникающие вопросы. Такие понятия, как «менструация», «увеличение груди», «эрекция» и прочие, должны быть известны и понятны 10-летке. То же касается и секса.

Примерно в этом возрасте школьники активно обсуждают обрывочную информацию о сексуальных контактах, которую черпают в интернете или где-либо в другом месте. И чтобы не хвататься за сердце, услышав какую-нибудь фразу от нахватавшегося у сверстников ребенка, стоит подготовить его и в доступной форме рассказать о том, что секс – это форма отношений двух любящих людей, которая служит для того, чтобы зачать ребенка или физически выразить свою любовь.

Вдаваться в подробности вовсе не обязательно, а вот упомянуть о средствах контрацепции, так же, как и пообещать ребенку ответить на любые вопросы по этой теме, не помешает.

Не стоит говорить о том, что секс – это неприлично или накладывать табу на подобные разговоры, чтобы в будущем не нажить психологических проблем и неприятностей своему отпрыску.

Помните об основных принципах взаимодействия с детьми, которые действуют на любых возрастных этапах и закладывают основы успешной коммуникации во взрослой жизни. Ребёнку будет просто найти контакт с любым человеком, если он проявляет уважение к собеседнику, умеет понять чувства другого и корректно выразить свои эмоции. Поэтому:

  1. Обращаемся именно к малышу: речь направлена на него и сопровождается контактом глаз, улыбкой, жестами. Внутренний посыл при этом: «Я обращаюсь к тебе».
  2. Демонстрируем заинтересованность в реакции, транслируем мысль: «Мне важно услышать тебя».
  3. Проявляем уважение к мнению и чувствам собеседника, независимо от возраста, так чтобы он знал вашу позицию: «Я понимаю, что ты хотел сказать / что ты чувствуешь».

Существуют универсальные темы для разговора в любом возрасте:

  • обсуждать происходящее с малышом / между вами / вокруг;
  • читать наизусть стихи по теме (о природе, про домашние дела, игрушки) или просто любимые;
  • петь песенки (вариантов очень много: включать и подпевать или петь самим, заниматься при этом домашними делами или танцевать, делать зарядку или кувыркаться, напевать во время прогулки или петь, сидя напротив друг друга);
  • рассказывать истории (используйте виммельбухи или любые книги с красочными иллюстрациями, сочиняйте рассказы о самом малыше, его семье и друзьях).

Что нового добавится в возрасте 3–6?

О чём говорить с ребёнком 3–4 лет

В этом возрасте растёт круг общения малыша, многие дети начинают ходить в сад, а значит, по дороге в детский сад или домой можно говорить о том, как прошёл день, что интересного произошло, что порадовало, что ели на обед.

Длительные прогулки не только хороши для здоровья, но и дают прекрасные возможности для развития речи и общения: вокруг столько нового и вдохновляющего, что темы для разговора искать не придётся - вы будете или отвечать на вопросы «что» и «почему», или сами инициируете беседу. Когда малыш усвоит названия окружающих предметов, важно продолжить расширять его словарный запас, отвечая не только на вопрос «что», но и на вопрос «какой»: не просто «трава», а «зелёная густая трава». Полезно говорить расширенными предложениями, дополняя сказанное малышом:

- Собака.

- Да, какая симпатичная собака бежит и виляет пушистым хвостом!

Вам будет проще решить, о чём говорить с ребёнком 3–4 лет, если помнить, что дети - исследователи по натуре и в этом возрасте изучают окружающую действительность с помощью всех органов чувств. Называйте разнообразные ощущения и поощряйте малыша описывать свой опыт: что и как мы слышим, видим, обоняем, осязаем, пробуем на вкус.

«Слышишь, как звонко чирикает эта птичка?»

«Какой гладкий камешек и какая шершавая кора у дерева!»

Будет здорово, если благодаря вашему примеру и искреннему интересу к его мнению, ребёнок начнёт делиться впечатлениями - это обогатит его речь и сделает интересным собеседником.

Для чтения выбирайте книги с красочными иллюстрациями, чтобы у крохи была возможность их описывать, а у вас - спрашивать, всё больше переходя от вопросов, на которые можно ответить коротко и односложно, к таким, что потребуют развёрнутого ответа.

И конечно, это время, когда дети активно осваивают язык, играют им как в кубики или конструктор. Они ищут закономерности в языке и в его связи с окружающей действительностью. Именно в этот период рождаются замечательные детские неологизмы. Множество примеров можно найти в книге Корнея Чуковского «От двух до пяти». К этому словотворчеству нужно относиться доброжелательно, ни в коем случае не высмеивать малыша, а корректно поправлять, перефразируя его слово или предложение правильно. Хорошая идея - записывать высказывания крохи. В более старшем возрасте он с удовольствием будет смеяться над ними вместе с вами.

В помощь родителям - большое количество речевых игр для любого возраста. Важно помнить, что для ребёнка главное - общение с вами, через которое он попутно учится. Так что не превращайте игры в обязательные скучные уроки. Лучше всего вплетать их в повседневные занятия, тогда дети не будут замечать, что вы делаете что-то специально. Например, можно спросить: «Чего на столе больше: ложек или вилок?» (так вы потренируетесь в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных) или подбирать к каждому существительному прилагательное: стол - деревянный, варенье - вкусное, погода - прекрасная.

О чём говорить с ребёнком 4–5 лет

Приведённые выше варианты, о чём говорить с детьми, будут продолжать работать, но нужно давать ребёнку всё больше инициативы и возможности высказаться, поощряя и помогая наводящими вопросами. Побуждайте рассказывать об эпизодах прошедшего дня, о переживаниях и мечтах. Делать это лучше, когда вы никуда не спешите и настроены друг на друга: на прогулке или перед сном. Например:

  • Расскажи о чём-то хорошем, что произошло с тобой сегодня.
  • Что нового ты узнал?
  • Кто тебя порадовал/разозлил?
  • Что тебе снилось?
  • О чём ты мечтаешь?

В жизни малыша появляется всё больше других людей, он внимательно наблюдает за тем, как по-разному они себя ведут, и задаёт много вопросов о том, что хорошо и что плохо, что такое дружба, доброта. Обсуждайте с ним поступки героев книг и мультфильмов, его самого и окружающих, говорите о тех ситуациях, в которые он попадает или свидетелем которых становится. Идти нужно от простых вопросов к сложным.

«Как, по-твоему, Петя ушёл от ребят, потому что он обиделся?»

«Как ты думаешь, почему он это сделал?»

«А как бы ты поступил на его месте?»

Здорово, если эти темы ребёнок будет обсуждать не только с вами, но и с папой или бабушкой. Так он поймёт, что существует много мнений и способов их выразить. Спрашивайте, что понравилось малышу в истории, встречался ли он с подобными людьми и ситуациями, делитесь эмоциями и впечатлениями. Во время таких бесед закладывается особенная близость, которая может сохраниться на годы.

Дети 4–5 лет живо интересуются вашей жизнью, профессиями родных, спрашивают, как познакомились мама с папой, каким был папа, когда был маленьким, задают первые вопросы о мальчиках и девочках, откуда берутся дети.

Язык - по-прежнему прекрасная тема для общения. Добавляйте синонимы, антонимы, сравнения, играйте в слова, отгадывайте загадки, вспомните игры из своего детства: «Я знаю пять имён», «Съедобное-несъедобное», «Я садовником родился».

О чём говорить с ребёнком 5–6 лет

Дети всё больше становятся полноценными собеседниками. Обычно в этом возрасте папы активнее включаются в беседы с сыном или дочерью. Продолжайте делать всё то же, что и раньше, усложняя и развивая сюжеты общения:

  • предлагайте закончить историю, которую вы начнёте, или сочинить альтернативный конец для известной сказки;
  • играйте в игры, где нужно задействовать речь и воображение.

Дети плюс-минус уже понимают юмор и начинают шутить сами: рассказывать смешные истории, придумывать весёлые рифмы, заразительно смеяться в ответ на шутки и каламбуры. Это всё можно и нужно включать в повседневное общение.

Около шести лет у ребёнка всё больше проявляется «рассуждающий разум», который, как считала Мария Монтессори, является характеристикой следующего большого возрастного этапа - от шести до двенадцати лет.

О чём вы говорите со своими детьми и в какие игры играете с ними?

Оксана Банникова
О чем говорить с ребенком 4–5 лет. Консультация для родителей

О ЧЕМ ГОВОРИТЬ С РЕБЕНКОМ !

В 4-5 лет с ребенком можно и нужно говорить на любые темы ; детки уже способны анализировать ситуацию и имеют свое собственное мнение на любой счет! Особо разговорчивые комментируют все , что видят, а молчуны просто наблюдают за тем, что происходит в окружающем мире. Но и те, и другие, делятся своими эмоциями и переживаниями с самыми близкими и родными людьми - мамой и папой!

Вы являетесь тем человеком, которому ребенок доверяет безоговорочно . Все, что Вы произносите, ребенок воспринимает как истину! Тщательно следите за тем, что Вы говорите . Именно от Вас зависит то, каким этот мир будет в глазах Вашего малыша.

Ответ на вопрос, о чем можно говорить с ребенком , очень прост-обо всем! Но очень важно, чтоб ответы на детские вопросы содержали необходимый минимум информации.

Обязательно помогайте Вашему ребенку общаться с близкими людьми. Не забывайте разговаривать с ребенком о том , что ему интересно.

Основные правила разговора :

*важен визуальный контакт. Чтоб ребенок понимал , что Вы именно к нему обращаетесь. Так же визуальный контакт помогает завоевать доверие.

*при желании можно визуальный контакт закрепить тактильным. Для этого возьмите чадо за руку или посадите к себе на колени.

*при серьезном разговоре (за плохой поступок, например) контролируйте себя и свои эмоции, не нервничайте.

Ваша гневная тирада может вызвать у ребенка страх и нежелание с вами разговаривать.

*если чадо не желает разговаривать из-за плохого настроения или интересной игры, не стоит настаивать. Подождите более удобный момент и вновь заведите беседу.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Чем заняться с ребенком летом?» Впереди целых 3 летних месяца, наполненных теплом, солнечным светом, душистыми цветами, ароматами леса и луга, спелых ягод и фруктов, брызгами.

Консультация для родителей «Отдых с ребенком летом» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Отдых с ребенком летом" Лето прекрасное время года. Долгожданный отдых - это заслуженная награда за долгие дни.

Консультация для родителей «Правила общения с ребенком» Правила общения с ребенком Когда ребенок обращается к вам, всегда поворачивайтесь к нему всем туловищем, наклоняйтесь, заглядывайте в глаза.

Консультация для родителей детей 2–3 лет «Учим детей говорить правильно» Консультация для родителейУчимся говорить правильно Для того чтобы ребёнок успешно и с интересом учился в школе, он должен уметь и знать.

Консультация для родителей «Как научить ребенка говорить красиво» Воспитатель: Дорман Елена Александровна. Не нервничайте, если ребенок говорит неправильно. Идет естественный и активный процесс.

Консультация для родителей «Учим с ребенком стихи» Заучивание стихов наизусть развивает память, речь, воображение, мышление, чувство прекрасного, помогает найти внутреннюю гармонию, повышает.

Когда ребенок подходит к взрослым с просьбой с ним поиграть,мы не редко слышем от взрослых фразу:"Иди поиграй сам. "И ребенок идет ищет.