Разница мужского и женского мышления. Отличия в устройстве мозга мужчины и женщины и что они означают. Упорство в непризнании вины

22.02.2019

Интенсивность нравственного формирования личности - важнейшая психологическая характеристика этого возраста. Взаимосвязь нравственного и полового воспитания.

Темпы полового созревания. Акселерация и физиологически нормальные темпы полового созревания. Индивидуальная поло­вая конституция. Реорганизация образа тела, физического «я» подростка.

Изменение темпа полового созревания, формирование взрос­лой психики. Половое самосознание. Сексуальное поведение. Взрыв сексуальной активности. Медико-педагогические рекомен­дации. Роль родителей, атмосферы семьи в половом воспита­нии подростков.

Форма проведения - «круглый стол», беседа.

Половое воспитание, как указывают специалисты в этом воп­росе «является неотъемлемой частью нравственного воспитания . Главнейшая цель полового воспитания - формирование у подрастающего поколения нравственных форм в области взаимоотношений полов во всех сфе­рах деятельности».
В возрасте 13-15 лет у подростков происходит половое созрева­ние. Подростки к моменту полового созревания должны получить до­статочно точное представление об анатомии половых органов, о раз­множении, беременности, родах. Такого рода разговоры с сыном луч­ше вести отцу, а с девочкой правильнее разговаривать матери. И в том, и в другом случаях взрослым следует вкратце рассказать об изменениях, происходящих у подростков противоположного пола, подчерк­нуть их естественность и важность.
Физическое половое созревание у девочек начинается на год-два раньше, чем у мальчиков , и проходит более интенсивно. Это общая закономерность. Каждый ребе­нок растет и развивается по индивидуальному «плану». И это надо обя­ зательно подчеркивать в разговоре . Важно, чтобы никто из них не пе­реживал по поводу своего отставания от сверстников или, наоборот, из-за того, что какие-то признаки и приметы взросления появились рань­ше, чем у остальных . На темпы и уровень полового развития влияют многие факторы. Одни ускоряют этот про­цесс, другие, наоборот, замедляют. В целом за последние несколько десятилетий развитие и созревание детей проходит намного быстрее, чем в первой половине XX века.

Все мы знакомы с термином «акселе­рация», что означает «ускорение». Акселерация в первую очередь от­разилась на физическом развитии: увеличился рост, масса тела подро­стков, раньше стало наступать половое созревание. Причины этих яв­лений до конца не изучены. Ученые склоняются к мысли о том, что важную роль играют улучшение питания детей, увеличение различных раздражителей во внешней среде. Однако акселерация принесла немало проблем и для самих ребят, и для взрослых, в частности , связанных с более ранним половым созреванием - возможностью материнства и отцовства в том возрасте, когда таковыми наши дети осознавать себя еще не могут и их формирование еще не завершено.

Пубертатный период - важный, ответственный и нелегкий этап жизни. Он характерен полным отсутствием гармонии. Ни мальчик с пробивающимися усиками, ни девочка с вполне развивающимися жен­ственными формами еще не пришли во взрослый мир, но уже покинули мир детства. Отсюда двойственность их положения и поступков, от­сюда многие их беды. Потеря равновесия вызвана перестройкой гор­мональной системы в организме. Все это может отразиться и на психическом состоянии. Под­росток часто делает глупости, совершает необъяснимые с точки зре­ния логики поступки. Психологи считают этот этап развития наиболее трудным для детей в эмоциональном плане. Это следует учесть ро­дителям.

Физиологическая перестройка организма в подростковом возра­сте неизбежно ставит новые проблемы как перед молодежью, так и перед теми взрослыми, которые отвечают за ее будущее. Взрос­лые обязаны знать и помнить об этом. Они не должны ограничивать­ся только гигиеническими рекомендациями, а более широко оцени­вать наступившие в организме изменения.

Есть подростки, которых тревожат мнимые отклонения в их физическом развитии . Эти тревоги у тех подростков, у которых поло­вое созревание происходит либо быстрее, либо запаздывает. Родителям здесь необходимо проявить чуткость в разговоре с ребенком.

Некоторые подростки огорчают из-за появившихся у них угрей. Нужно объяснить, что это временное явление, которое обусловлено уси­ленной работой сальных желез кожи под влиянием гормональных пере­строек. Когда завершится половое созревание, исчезнут и угри. Необхо­димо подсказать подростку, что для уменьшения угрей необходимо строго соблюдать гигиену кожи, регулярно умываться с мылом. Можно очищать кожу с помощью специальных лосьонов.

Наиболее целесообразно половое воспитание вести не путем назидательных бесед с детьми, а привлекать ребенка к житейским, семейным делам, например, сын помогает отцу на даче или в ремонте квартиры , а дочь вместе с ма­терью готовит обед, занимается в свободное от занятий время руко­делием. Если родители вместе с детьми планируют и проводят свой досуг, если дети постоянно видят согласие и дружбу между родите­лями, то это и есть лучшая форма решения на практике вопросов полового воспитания ребенка. Хотя стоит оговориться, что строгого разграничения на «мужские» и «женские» дела проводить не следу­ет, ведь сейчас в семье грани между этими обязанностями в определенной степени стираются . Девочка начинает осознавать себя жен­щиной раньше, чем происходит возмужание сверстников-мальчиков. У тех чувство взрослости приходит примерно на 2-3 года позднее. Следует при любой возможности поддерживать мальчиков во всех проявлениях взросло­сти, самостоятельности, ответственности.

В этом возрасте начинается следующая фаза психосексуального развития - фаза романтичной влюбленности, с одной стороны, и эроти­ческих желаний - с другой. Эротическое половое влечение - желание не только духовного, но и телесного контакта, нежности, ласки, прикос­новений - беспокоит подростка. Подростковый возраст называют гиперсексуальным..

Как отнестись родителям к первой любви подростков? Запре­тить? Устраивать слежку? Запугивать дочь возможнос­тью встречи с нехорошим человеком? Принимать репрессивные меры, стремясь сделать невозможными свидания? Если половое воспита­ние на предыдущих этапах осуществлялось правильно они могут не беспокоиться - никаких неприятных послед­ствий первая любовь не принесет. Ну а если до подросткового возра­ста половым воспитанием никто не занимался всерьез, поведение сына или дочери прогнозировать трудно.

С 13-14 лет мальчишки становятся чрезвычайно влюбчивыми. Правда, в абсолютном большинстве случаев пределом мечтаний ока­зывается поцелуй, однако интенсивность чувства от этого не снижает­ся. В отличие от девочек того же возраста они более склонны к сексу­альным фантазиям. И здесь надо активно пропагандировать знание о том, что воздержание не вредит юношескому организму, а наоборот, способствует его укреплению, созреванию.

Правильное отношение к девочкам, девушкам, жен­щинам должно закладываться с детства. В воспитании правильного отношения к женщинам самую боль­шую роль играет личный пример. Надо, безусловно, говорить сыну правильные речи, но грош им цена, если, окончив наставление, муж набросится на жену с грубостями. При половом воспитании мальчи­ков и юношей надо не забывать о необходимости поддерживать муж­ской авторитет. Крайне недопустимо, чтобы жена, пусть даже заслу­женно, критиковала при детях действия отца, унижая его мужское до­стоинство. Пример отца в семье всегда оказывает влияние на фор­мирование у детей обоего пола образа Мужчины-мужа и отца. Сын усваивает свою линию поведения, в том числе и с лицами противопо­ложного пола; дочь - возможный идеал будущего супруга или зарека­ется вообще когда бы то ни было выходить замуж.

Девочкам и девуш­кам по мере их взросления необходимо прививать чувства собственно­ го достоинства, девичьей чести, стыдливости. Иногда передозировка чувства собственного достоинства превращает девушку в холодную надменную гордячку и эгоистку. В связи с изменениями в психофизио­логическом состоянии девочка 13-15-летнего возраста должна полу­чать сведения о половой жизни. Начинать такой разговор нелегко. Но необходимо. Лучше, если для этого будет какой-нибудь подходящий повод, однако слишком долго ждать его не следует - можно опоздать. Чем естественнее будет ваше поведение, тем менее заостренным на проблеме окажется внимание дочери. В то же время не стоит прида­вать разговору и оттенок пренебрежительности, малозначимости - дочь должна осознать всю важность половой жизни. Нельзя мазать черной краской всех без исключения юношей, якобы только и заинтересован­ных в достижении интимной близости, это может искалечить дочери самую счастливую пору жизни - время первой любви... Но необходи­мо пробудить чувство собственного достоинства, девичьей чести и гордости, убедить, что истинная любовь не начинается интимной бли­зостью, что любовь выше чисто телесного наслаждения и что юно­ша, который, как это еще иногда бывает, заявляет: «Если не согласна на близость, значит, не любишь», - как раз не достоин любви и уж во всяком случае сам не любит.

В половом воспитании девочек наблюдаются две основные ошибки. Одни мамы (а с девочками, естественно, больше и чаще на подобные темы должны беседовать мамы) полностью игнориру­ют вопросы половой жизни , другие, уделяя им достаточное внима­ние, освещают их только с отрицательной стороны. Очевидно, что первый вариант напоминает поведение страуса, прячущего от опас­ности голову под крыло. Умалчивание не спасает девочек от знаком­ства с проблемой, а ведь очень важно, от кого и каких знаний набира­ются они. Второй вариант поведения мам не лучше первого, ведь запретный плод всегда сладок, возникает сомнение в справедливос­ти материнских слов, а потому и желание проверить, кто же прав.

Важной задачей полового воспитания является выработка пра­вил поведения с представителями противоположного пола. В отно­шениях со всеми лицами мужского пола девушка обязана помнить о своем исключительном положении в природе. Она должна оставать­ся (или становиться) женственной, красивой, слабой (и тем сильной). Она должна знать и помнить, что высшее предначертание в жизни -рождение себе подобного, продолжение рода, а не сиюминутная ра­дость и наслаждение. Важно также воспитание целомудренности по­мыслов, отношений, встреч. Чтобы ни у друга, ни у приятеля , ни тем более у первого встречного не возникло и мысли о том, что с данной девушкой ему будет легко добиться интимной близости. Часто не­правильное поведение девушек приводит к серьезным психическим травмам, изнасилованиям, неисчислимым бедам надломленной лич­ности. Бесспорно также, что приучение девочки к опрятности, утрен­ней гимнастике, уходу за волосами и т. д. относится к половому вос­питанию и может иметь не менее важное значение для установления гармоничных отношений в семье, чем все остальные моменты, не­посредственно связанные с половой жизнью.

Правильное половое воспитание должно привить подросткам от­рицательное отношение к циничным надписям и рисункам, неприс­тойным шуткам и пошлым анекдотам, развязному поведению в об­ществе и на улице. И тут пример родителей, их высоконравственное поведение помогают ребенку избежать грязи и пошлости в вопросах пола.


Разговор с ребенком. Мама и папа должны просвещать ре­бенка в вопросах полового воспитания . Если этого не делать, то ребе­нок найдет информацию у подруг или у друзей, а она может быть неправильна. Это, конечно, очень деликатная тема, и нет здесь гото­вых рецептов, советов. Многое будет зависеть от конкретной семьи, сложившихся взаимоотношений в ней.

Но некоторые моменты родителям необходимо знать:

Первое условие успешности таких бесед - полное дове­рие и уважение подростка в отношениях с родителями.

Второе условие: необходимо вести разговор наедине с подростком. При этом с мальчиком должен вести разговор отец, с девочкой - мать.

Третье условие: начиная беседу, не нужно пытаться сразу выложить всю физиологию полового созревания. Такая поспешность только насторожит ребенка, и он может подумать: с чего это вдруг ре­шили меня просвещать? Лучше, если такой разговор начнется как бы невзначай, легко и непринужденно.

Для начала надо деликатно сказать несколько фраз, например: «Я вижу, что с тобой происходит, я готов (а) помочь тебе, разъяснив и дав совет».

Задача беседы - расположить к себе ребенка, уменьшить его стеснительность, настроить его так, чтобы он, не стесняясь, мог задавать вопросы.

Если эта задача успешно решена, то через несколько дней раз­говор может быть продолжен в последующих беседах. Подростку надо дать основные сведения о строении половой сферы, назначении ее от­дельных органов, об особенностях их развития. Отдельно следует ос­тановиться на двух основных функциях половых желез: образовании половых клеток, выделении в кровь гормонов и обусловленности ими таких явлений у мальчиков, как эрекция, а у девочек - менструация. При этом необходимо подчеркнуть значение и необходимость соблю­дения личной гигиены. Девочки должны усвоить следующие правила: в период менструаций следует не допускать переохлаждения (тепло оде­ваться), ограничить раздражающую пищу, уменьшить физическую на­грузку, соблюдать правила туалета (подмывание). И мальчиков надо учить содержать в чистоте наружные половые органы.

Подростки в период полового созревания могут проявлять любопытство к сексуальной сфере.

Это происходит потому, что ребенок осознает суть физиологических отношений между мужчиной и женщиной, которые вызывают у него повышенный интерес в связи с процессами созревания, происходящими в организме.

Сейчас стала доступной информация о сексе, по телевизору показывают передачи, кинофильмы, где присутствуют откровенные сны. Родителям необходимо контролировать, что смотрит, что читает их ребенок.

Несколько слов о гигиене тела подростка.

Если ребенку назойливо напоминать, что надо умываться и т.п., то ребенок, чтобы продемонстрировать свою независимость, пере­станет следить за чистотой своего тела. Некоторые подростки, наобо­рот, начинают уделять усиленное внимание гигиене кожи и волос, и если родители будут иронически подшучивать над этим, то у ребенка это может отбить тягу к чистоте. Уважаемые родители, необходимо быть тактичными и неназойливыми в вопросах полового воспитания.

Подростки, особенно девочки, начинают большое внимание уделять одежде. Известно, что определенный стиль одежды имеет сек­суальное значение. Поэтому чрезмерное обнажение тела девочками может стимулировать юных представителей противоположного пола не только к ухаживаниям, но и к сексуальному поведению. Родителям необходимо следить, как одеваются дочки.

Решение родительского собрания:

Половое воспитание необходимо, и большую роль в нем играют взрослые. Родителям необходимо проявлять тактичность в разговорах с подростками на эту тему . Именно семья формирует нравственность подростков. Ребенок должен видеть взаимную любовь родителей, ибо стиль внутрисемейных отношений, усвоенный в детстве, взрослые дети могут повторять в жизни.

Человек учится любить всю жизнь, и к этому нужно относиться серьезно.

Ученым давно известны стадии, в которых проявления внутренне присущейлюбому человеку способности любить выражается особенно сильно.

1. Около 3-х лет, когда начинает очень нравиться мальчик или девочка одного с нимили более старшего возраста,

2. Младший школьный возраст (7-8) лет, когда полудетская влюбленностьпроявляется во взаимной нежности и жалости, аиногда негативными действиями.

3. Это подростковый возраст(12 – 13 лет), когда чувство к другому человеку противоположного пола находит свое выражение в тяге к общению, жадном интересе к объекту любви (иногда привлекает какой-либо один компанент внешности – например, волосы или ноги).

4. Юношеский возраст (15-17 лет), когда привязанность юношей и девушек друг к другу носит уже почти совсем «взрослый» характер, ибо основывается на тяге к глубокой личностной интимности, стремлении познать личность «объекта» любви.

В «переходном» подростковом возрасте часто происходит как бы «генеральная репетиция» всей любовной жизни. Человек учится узнавать любовь, чувствовать и различать это особое состояние души. И даже если этодействительно только «репетиция», то и она имеет огромную ценность для становления личности. Здесь оттачивается умение справляться с собой, получать удовольствиеот общества любимого человека, переживать любовные неудачи, поражения, выражать свои чувства и многое другое.

Наконец, в это время происходит становление девочки как женщины и мальчика как мужчины. Формируется ощущение своей женской и мужской ценности, силы и привлекательности.

Многое из того, что казалось важным подростку, - будь то прыщик на носу, полноватые ноги или оттопыривающиеся уши, количество «влюбившихся» в тебя мальчиков или«завоеванных» девочек потеряет впоследствии почти всякую значимость. Но чувство своей любовной состоятельности или ничтожества может остаться на всю жизнь.

В половом воспитании подростков крайне важна мудрая, вдумчивая тактика взрослых, родителей, которых не давили бы в своих детях чувства, которые нужно сохранить.Ведь те родители, которые в свое время «загоняли» свои чувства, делая из них рабов, и в своих детяхдавят, вытравливают эти естественные человеческие влечения. (Кстати говоря, психологи давно сделали вывод, что невротик – это тот,кто в области чувстввсе себе запретил, все естественные проявления; апсихопат – «раб» своих

«рабов», своих чувств, тот, кто дал им распоясаться вволю).

Среди родителей нет единой точки зрения относительно полового воспитания детей. Одни считают, что вести какие либо разговоры на темы полового воспитания не следует, ибо это обострит интереск инстинктам, бессознательным процессам. Другие полагают, что эти чисто биологическиеразъяснения- дело врачей и учителей, но не родителей. Думаю, то и те и другие не правы. Дело тут не в биологических разъяснениях, ав половом воспитании. Так не лучше ливовсе не говорить на эту тему? Надо полагать, что отрицательное отношение к этой проблеме объясняется сложностью и необычайностью ее содержания. Действительно, не все воспитатели и родители готовы к проведению бесед на эти темы. Ведь неудачный разговор на такие темы не только бесполезен, но и вреден. С другой стороны, если умалчивать об этой сфере человеческих отношений в процессе развития личности или пустить на самотек, то молодежь окажется вне контролястарших.

Половое воспитание,в первую очередь, должно базироваться на формировании уважительных отношений между юношей и девушкой, между мужчиной и женщиной. Половое воспитанное – это, прежде всего, деликатное отношение к их полу, природным данным.

Период, лежащий между детством и зрелостью, называется пубертатным, или подростковым. Это период бурного физического и психического развития. Укрепляется костная и мышечная система, возникает сознание собственной силы, шире становятся интересы, богаче внутренний мир, ярче и противоречивее эмоции; появляется раздражительность, вспыльчивость, резкость.

Подросток начинает созревать и в половом отношении, аэто несет с собой новые ощущения, переживания, новое восприятие самого себя. Он больше наблюдает себя, его больше беспокоит все связанное с собой, чем происходящее в окружающем мире. Самоанализ, самооценка, выступают у подростка на первый план. Желание понять себя, сравнить, оценить становится потребностью.

Очень хорошо, если всем предшествующим воспитанием подросток был подготовлен к тому, чтобы не таить своих проблем и раздумий от родителей. Душевный доверительный контакт в эту пору крайне необходим как между родителями и детьми, так и между учителями и воспитанниками. И все же удобнее, чтобы о некоторых физиологических проявлениях (имеется в виду проявления, связанные с половым созреванием) с дочерью говорила мать, асыном – отец.

В беседах с подростками важно затронуть вопросы морально – этического плана – уважения к женщине, матери, о девичьей чести, о чести и достоинстве юноши, о взаимном уважении, стыдливости и целомудрии (хотя в наше время о последнем как-то стали забывать), о дружбе и любви, об анатомо - физиологических проявлениях у мальчиков и девочек, о гигиене девушки и юноши. При этом не рекомендуется ограничиваться фактами биологического характера и советами из области гигиены. Нужно внушать детям уверенность в естественности новых ощущений, убеждать, что в них нет ничего страшного, атем более неприличного. «Просто ты, дочь становишься взрослее» - это обязательно нужно сказать подростку, но так естественно, чтобы помочь ему спокойнее относиться к сложным переживаниям в эмоциональной сфере, связанным с его физическим состоянием.

Родители знают, что все мальчики с радостью воспринимают увеличение роста, накопление мышечных усилий, стремятся продемонстрировать их окружающим. Но вот проявление поллюций некоторые их них тщательно скрывают, от родителей. Отчасти со страхом, отчасти с интересом встречают подросткинаступление в своем теле изменения, вызванные половым развитием.

Обязанность отца объяснить сыну, что возникшие поллюции – акт физиологический, состоящий в самопроизвольномвыделении семенной жидкости. Этот процесс безвреден, присущ всем ребятам в эту пору и что к нему надо относиться спокойно, так как это одно из проявлений полового созревания; если бы поллюций не было, то это свидетельствовало бы о каких-то отклонениях в развитииорганизма. Но когда семяноизвержениевозникает у мальчика слишком часто (каждый день), следует посоветоваться с врачом.

Ау девочек в период полового созревания заметно меняется внешность: округляется фигура, несколько замедляется рост, увеличиваются молочные железы – все это вызывает новые ощущения, авместе с ними – стыдливость. Девочки смущаются, стесняются себя. Старшие в доме – мать, сестра должны тактично объяснить, что женственные очертания фигуры не только естественны, но и очень красивы, что они говорят о приближении новой, прекрасной поры в жизни. Мать должна подготовить дочь и к наступлению менструации. Менструацию некоторые девочки воспринимают как нечто непонятное, неожиданное, и даже страшное. У них появляется снижение работоспособности, повышается утомляемость, появляются невротические реакции: раздражительность, плаксивость. В этот период девочки особенно нуждаются в заботе и бережном обращении.

В пору отрочества и юности девушек постоянно волнует проблема личной красоты. Красива ли она лицом, внешностью, фигурой, ауж если впрямь у девочки имеется недостаток, даже несущественный, он приносит ей большую душевную травму. Вот почему всякие шутки по поводу внешнего облика причиняют ей боль и страдание, и здесь надо быть поделикатнее. Вместе с тем девочки с благодарностью готовы принять и похвалу в свой адрес и советы, (именно советы, ане нотации) о том, как в соответствии со своими особенностями и возрастом одеваться, причесываться, чтобы быть изящной и привлекательной, если эти советы высказаны в доброжелательной форме.

Хорошо, если родители не забывают также подчеркивать, что человека ценят не за внешние, аза нравственные качества. Прививая девочке или мальчику такие качества, как честность, доброту, отзывчивость, искренность, уважение к другому человеку, мы уже подготавливаем ту основу, на которой будут строиться человеческие отношения на будущей работеи супружеские в семье.

Личный пример родителей, их правильное отношение друг к другу, любовь к детям, уважение к матери со стороны всех членов семьи, - вот тот неоценимый пример для будущего семьянина. Особенно важно научить ребенка проявлять нежную заботу о людях, родных и окружающих. Это первая ступенька к тому, чтобы уважать женщину, видеть в ней друга и будущую мать.

К сожалению, некоторым взрослым свойственно устойчивое заблуждение, что любые интимно- личностные взаимоотношенияюношей и девушек неизбежно чреваты сексуальным контактом.

Но если избегать разговоров,интересующую информациюна тему«почему и как я появился на свет» подростки(аиногда и дети более раннего возраста) почерпнут из других, менее приличных источников. Если же вам предстоит давать «официальную» версию любви, зачатия, рождения ребенка впервые, неплохо придерживаться следующих принципов.

1. Не следует прививать ребятам взгляд на интимные отношения как на нечто ужасное, аморальное, нечистое. Хочу напомнить здесь об опасности серьезнейшей педагогической ошибки многих родителей (аиногда и учителей), которые формируют у подростков, юношей и девушек негативизм к противоположному полу. Особую, но совершенно ненужную активность здесь проявляют матери, старательно запугивающие своих дочерей« этими грубыми мужчинами, которым одно только и надо», асыновей « плохими женщинами, которые только и хотят заполучить тебя под каблук, или воспользоваться твоей неопытностью и заразить тебяболезнью. Нужно воспитывать спокойное, естественное отношение к проблемам взаимоотношений полов. Не упрощенное,вульгардное, апростое, здоровое, которое поможет в будущем создавать нормальную семью.

Очень важно вести разговоры о любви, во время которых пойдет речь о благородстве и культуре чувств, уважении друг к другу. Очень важно избегать всякой фиксации ребят на сексуальной стороне взаимоотношений, давать информацию на эту тему взвешенную, продуманную, и делать это спокойно, без излишней эмоциональности, или, наоборот, презрительного высокомерия, не делая из этого страшную тайну.

Вполне естественно, что после 13 лет подростку приходят мысли об интимной близости, об осуществлении своих чувственных, эротических мечтаний. Но это вовсе не означает, что следует тут же их реализовывать, и именно отказ от таких попыток говорит о силе воли и возмужании человека.

2. Необходимо объяснять, что решить вопрос о возможности интимной близостиможет только сам спрашивающий, ни мама, ни папа, ни друг или подруга, ни учитель, ни, тем более, посторонние люди не вправе диктовать тут условия или давать советы. (Надо при этом помнить, что подростки нередко хотят сделатьвсе наперекор таким советам, особенно если эти советы высказаны в жесткой форме). Но нужно учитывать, что каждый порядочный человек, если он достаточно взрослый (морально зрелый), должен поступать так, чтобы не стать причиной несчастий своих и другого человека. При этом не следует забывать, что хотя любят двое, в результате может появиться третий. По уровню физического развития практически каждый старший старшеклассник уже может стать отцом или матерью.

Врачи утверждают, что ранняя сексуальная жизнь вредна для организма и девочки, и мальчика.Она несет нагрузки, к которым они еще не готовы, расшатывая нервную систему, ослабляя многие функции. Особенно следует сказать об отрицательном влиянии раннего сексуального опыта на последующую половую жизнь, о возможностиослабления сексуальной потенции, искажении диапазона приемлимости (так называется совокупность форм сексуального поведения, вызывающего у партнеров положительную эмоциональную и чувственную реакцию).

3. Какие мотивыдвижут мальчиками, акакие девочками, когда они вступают в половую связь?

Оказывается (и это нужно объяснять девочкам), что юноша, как правило, стремится начать половую жизнь из любопытства, жажды самоутвердиться, удовлетворить свои половые потребности. Выбор объекта довольно часто случаен, им может стать любая девушка или женщина, которая попала в пространство сексуального притяжения. Поэтому влюбленности бывают короткими, быстро теряется интерес к объекту.

Девушки прежде всего ценят именно эмоциональные контакты. Для них физическая близость скорее средство упрочить отношения с юношей, чем самоцель. Поэтому, когда девушка отказывает парню в близости, она вовсе не«ломается», и не набивает себе цену, как думают порой ребята.

Девочкам нужно помнить, что для мальчиков характерна фаза, так называемой гиперсексуальности. Она начинается в подростковом возрасте и продолжается 2-3 года. Этот период характеризуется повышенной возбудимостью и ростом эротических интересов и фантазий.

Девочки развиваются иначе. Хотя они созревают раньше мальчиков, у них сначала появляется потребность в психологической, эмоциональной близости с юношей, ауже позднее – эротические чувства.

Ваш ребенок так долго оставался для вас самым маленьким и нежным созданием на всей земле. Но время идет неумолимо, и вот перед вами уже подросток, который заявляет свои права и желания, а кроме того, у него появляется множество неудобных вопросов. Менструальный цикл, первые и сексуальные фантазии, изменения тела и отношения с противоположным телом. Темы очень щекотливые, и большинство родителей предпочитает их избегать. Однако половое воспитание подростков - это крайне важный вопрос, а его игнорирование приводит зачастую к катастрофическим последствиям.

Первые изменения

Возраст, в котором они становятся особенно заметными, может быть различным. Для одних это 11 лет, для других - 14. В это время происходит активное развитие организма в целом. Существенно увеличивается масса тела и рост, возрастает работоспособность, активно развиваются все физиологические системы. Но активнее всего работают в это время железы внутренней секреции. Под их воздействием меняется даже поведение. Половое воспитание подростков нужно начинать как можно раньше, грамотно отвечая на все вопросы и не замалчивая интересующие его темы, чтобы не создать информационный вакуум.

Школа или родители

Это еще один важный вопрос. Сравнительно недавно половое воспитание подростков вообще не имело места. Информацию приходилось собирать самим детям по крупинкам, узнавая ее у старших товарищей. В результате она поступала в искаженном и не всегда полном виде. Сегодня общество наконец дошло до того, что крайне важно просвещать подростка не только в лоне семьи, но и проводить специальное обучение в рамках школьного воспитания.

Введение специальных предметов позволяет повысить уровень информационной осведомленности и дает возможность каждому подростку задать интересующие его вопросы. Таким образом, можно сказать, что половое воспитание подростков - это задача всего общества в целом. Именно поэтому сегодня создается столько информационных роликов, которые транслируются по телевидению. Они призваны в доступной и простой форме донести до вчерашнего ребенка самую важную информацию, которая ему так необходима.

На стыке физиологии и психологии

И мальчик, и девочка в свои неполные 14 лет становятся совсем другими, что часто является причиной тревог для заботливого родителя. Да и как не переживать, если ласковый и контактный ребенок вдруг начинает замыкаться в себе, отгораживаться, у него появляется собственная жизнь, о которой он ничего не хочет рассказывать. На самом деле он и сам не до конца понимает, что с ним происходит. Дело в том, что пубертатному периоду свойственен резкий Именно благодаря этому происходит активное появление вторичных половых признаков, формирование конституционных особенностей тела, ломка голоса и все сопутствующие изменения с наружными и внутренними половыми органами.

Но это еще не все. Мальчик и девочка пока еще не знают, что именно происходит в их организме, поэтому все перемены могут пугать. Активность половых желез легко объясняет неустойчивость вегетативных функций и частые перепады настроения. Как видите, перемены в поведении вполне обоснованы. Повышенная активность половых желез в этот момент тоже играет свою роль. Гормонов выделяется столько, сколько не бывает даже у взрослого. При этом у подростка нет возможности для полноценной реализации этой энергии. Это выливается в грубость и упрямство. Не стоит обижаться, лучше всего научить ребенка адекватно реализовать на все в нужном русле. Помогут интересные занятия, спорт, активный отдых.

Задачи школы

Половое воспитание в школе у нас находится в зачаточном состоянии. Этому способствует тот момент, что большинство информации, которая связана с сексом, в нашем обществе является табуированной. Это пережиток советского прошлого, когда половое воспитание в школе сводилось к страничке в учебнике анатомии, где были нарисованы половые органы мужчины и женщины. Но и к этой информации не поступало никаких комментариев со стороны учителя.

Почему рекомендуется проводить работу именно в коллективе? Потому что есть возможность пригласить квалифицированных специалистов и экспертов, которые дадут информацию, которой каждый родитель в отдельности владеет не в полной форме. Либо если и владеет, то не умеет донести до подрастающего чада. Второй момент: эта информация сразу распространяется на весь класс, то есть у каждого из учеников формируется правильное представление о природе сексуальности. В результате им будет легче вести обсуждение за стенами класса.

Основные проблемы, которое решает половое воспитание в школе

  • В первую очередь нужно назвать заполнение информационного вакуума. Подростков всегда интересовали запретные темы. Однако искаженная или недостоверная информация чаще всего приносит больше вреда, чем пользы.
  • Профилактика проблем, которые несет в себе раннее начало половой жизни. Сегодня этот вопрос становится все более актуальным. Даже если сам факт раннего вступления во взрослую жизнь сохранится, крайне важно, чтобы соблюдалась безопасность для обоих партнеров.
  • Профилактика сексуального насилия. Половое воспитание девочек должно обязательно включать в себя информирование подростков о проблеме педофилии, чтобы сократить количество надругательств над ними со стороны взрослых мужчин.

Информационный блок

Не забывайте о том, что информация должна поступать своевременно и строго в необходимом объеме. В три года на вопрос "как я появился?" можно рассказать сказку про короля и королеву, которые очень любили друг друга и спали крепко обнявшись в одной постели. И однажды они поняли, что в животе у королевы кто-то появился. Он быстро рос, и скоро придворный врач сказал, что это девочка. Все очень обрадовались. А когда она выросла, то вышла на свет.

Обычно с поступлением в сад ребенок начинает понимать разницу между полами. И снова не стоит отмахиваться от подобных вопросов. Подтвердите, что половые органы устроены по-разному, у мальчиков похожи на краник, а у девочек - на щелочку. Пока этого будет достаточно.

Когда ребенок достигнет пятилетнего возраста, можно добавить немного информации о том, как он попал к маме в животик. Здесь уместно рассказать, что папа дал маме клеточку себя. Она соединилась с маминой клеточкой, и из нее развился ребенок. Если малыш увидел на улице собак или кошек в интимный момент, и у него вновь возникли вопросы, то можно придерживаться той же версии. Так животные передают друг другу свои клеточки, и скоро в животике у женской особи появятся малыши.

Возраст 8-9 лет считается оптимальным для первых разговоров о сексе. Это не говорит о том, что ребенка нужно посадить и выложить ему все, что вы знаете. Но, увидев рекламу прокладок, можно начать разговор с девочкой о том, что у нее скоро начнутся менструации и начнет расти грудь. Теперь она станет еще красивее и превратится в юную девушку. Мальчику муж может тактично рассказать о приближающихся поллюциях и ломке голоса. И снова нужно подчеркнуть, что это нормальное явление, и оно говорит о том, что у него с организмом все в порядке.

Примерно в 8-9 лет уже можно рассказать и о сексе. Объясните, что у половых органов есть серьезные названия - пенис и влагалище. Объятия и поцелуи очень приятны и для мужчины, и для женщины. От этого пенис увеличивается и его можно ввести во влагалище, как ключик. Из него выходят сперматозоиды, которые соединяются с женской яйцеклеткой и образуют новую жизнь. На эту основу в 13-14 лет можно будет наложить разговор о контрацепции и защите от венерических заболеваний. Главное - не сочинять сказок и небылиц, а разговаривать с ребенком серьезно и откровенно.

Что должны усвоить родители

Вопросы полового воспитания подростков кажутся нам такими щекотливыми в первую очередь потому, что с нами родители не вели подобных бесед. И до сих пор, хотя у нас у самих уже взрослые дети, заговорить про «это» кажется слишком неэтичным. Однако вы должны хорошо осознавать следующие моменты:

  • Личность и сексуальность неделимы. Это правило работает и в отношении полового воспитания, которое нельзя рассматривать в отдельности. Ребенка нужно просто правильно воспитывать, общаться с ним и отвечать на его вопросы.
  • Работа по половому воспитанию с подростками должна вестись задолго до того, как они достигли этого самого возраста. Все вопросы, которые задает ребенок, должны быть восприняты серьезно, а ответ на них построен максимально грамотно. Не нужно рассказывать трехлетнему малышу сказки про аиста. Достаточно сейчас сказать, что родители любят друг друга и поэтому в животике у мамы появился малыш. По мере его роста можно будет увеличивать количество информации.
  • На самом деле дать ребенку грамотное представление об интимной жизни не сложнее, чем научить любым другим вещам.

Основные правила для родителей

Все мы родом из советского детства, что накладывает свой отпечаток. Но на самом деле половое воспитание подростков родителями - это следствие правильно выработанных Дома его всегда выслушают, ему поверят и защитят. Если родители сумели на практике доказать, что они достойны этого доверия, то никаких проблем не возникнет и в будущем.

Второй момент - это личность самого родителя. Проблемы полового воспитания часто связаны с тем, что взрослому приходится встречаться со своими комплексами и проблемами, проводить над ними внутреннюю работу. И самое главное - это не передать их своему ребенку. Речь идет лишь об отношении к своему телу и процессу зачатия как таковому. Оно должно быть однозначно позитивным. В теле нет ничего плохого.

Ну и еще один момент: в процессе полового воспитания очень большую роль играет обстановка в семье. Нормальные, доверительные и теплые отношения мамы и папы способствуют естественному восприятию ребенком полоролевых различий между мужчинами и женщинами.

Педагогика полового воспитания

Конечно, далеко не все родители являются педагогами и психологами, поэтому этот аспект воспитания воспринимается с определенными сложностями. Более того, половое просвещение подрастающего поколения - это одна из самых слабых областей современной и, в частности, семейной педагогики. Не все родители, как и учителя, в полной мере понимают, что в него входит.

Гендерные проблемы полового воспитания подростков остро встают в неполных семьях, где родитель воспитывает ребят противоположного пола. Однако и семейная пара порой не может решить, кто будет разговаривать с дочерью или сыном на ту или иную тему. Однако главное здесь понять, что половое воспитание - это комплекс педагогических воздействий на воспитуемого. Рассматривается этот вопрос с двух сторон:

  • Это составная часть нравственного воспитания. Если у ребенка четко сформированы такие понятия, как девичья честь, нравственная чистота, мужское достоинство, уважение к женщине, дружба и любовь, то считайте, что свою миссию вы выполнили.
  • Второй аспект - это социально-гигиеническая проблема, которая связана со здоровьем и самочувствием. То есть определенный минимум знаний просто необходим.

Именно полноценное раскрытие этих двух аспектов и подразумевает под собой половое воспитание. Темы должны подниматься по мере формирования интереса ребенка. Нельзя отделить половое просвещение от развития нравственных качеств.

Основные задачи, которые едины для семьи и школы

Программа полового воспитания подростков должна быть единой, поскольку она служит одним и тем же целям. Сегодня в нашем обществе наблюдается тенденция к ведению беспорядочной половой жизни, растет количество разводов. Причем сказывается на демографической ситуации это далеко не лучшим образом. Появившиеся и укрепившиеся понятия гражданский и гостевой брак вносят свою сумятицу в общую картину мира, которую и впитывают дети. Нет ничего лучше для формирования правильной модели мира и полоролевых отношений, чем модель крепкой и дружной семьи.

Исходя из этого, давайте сформулируем основные задачи, которые преследует половое воспитание подростков, и роль школы в этом вопросе:

  • Формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни и желания иметь настоящую, дружную семью.
  • Помощь в осознании своих потребностей и адекватных способов их удовлетворения.
  • Обеспечение ребят грамотной информацией, которая даст возможность понять, что с ними происходит и адаптироваться к изменениям.
  • уважения к другим людям, представителям мужского и женского пола.

Школа - это социальный институт, где мальчики и девочки учатся не только читать и писать, но и строить первые отношения с представителями противоположного пола. Поэтому педагоги не менее чем родители должны быть вовлечены в процесс. У них задачи даже глобальней, поскольку коррекция полового воспитания подростков, запущенного в семье, ложится на плечи именно школьного учителя или социального работника.

Основные направления полового воспитания

Мы уже рассмотрели основные задачи, в соответствии с которыми нужно строить работу как педагогам, так и родителям. Половое воспитание девочек в классическом понимании будет направлено на формирование понимания себя, как хранительницы семейного очага, традиций, продолжательницы рода. Мальчики учатся уважению к женщине, нежному и бережному отношению к ней, защите. Таким образом, можно сформулировать несколько направлений полового воспитания:

  • Полоролевое воспитание. Оно помогает формировать психологическую мужественность и женственность. Кроме того, именно в школе ребята учатся устанавливать эффективные коммуникации между собой, как представителями мужского и женского пола.
  • Сексуальное воспитание. Оно направлено в первую очередь на оптимальное формирование сексуально-эротических ориентаций.
  • Подготовка к ответственному супружеству. В первую очередь здесь должны быть выработаны установки взаимно ответственного партнерства.
  • Подготовка к ответственному родительству.
  • Красной нитью здесь должна проходить идея здорового образа жизни. Она усваивается через разъяснение зависимости сексуальности, супружества и родительства от таких вредных привычек, как алкоголизм и наркомания, от измен и сопутствующих им венерических заболеваний.

Методы полового воспитания подростков

Мы уже хорошо поняли, какие задачи стоят перед нами, чтобы будущее поколение нормально вышло во взрослую жизнь. При этом хочется заметить, что не так много требуется от родителей и педагогов, чтобы осуществить эти задачи. Основным инструментом является общение. В первую очередь нужно установить контакт с ребенком и заручится его доверием, а затем уже осуществлять процесс воспитания. Однако общение бывает разное. Сегодня мы выделим два основных, которые могут быть использованы:

  • Методы ориентирующего общения - это неспешные беседы и разъяснения в процессе общения. Самым эффективным способом такого общения является вариант вопрос-ответ. Обсуждение различных ситуаций и лекций - это еще одна форма осуществления воспитательных мероприятий.
  • Методы воспитывающего общения - это еще один большой раздел, который говорит о том, что человек в процессе воспитания не просто усваивает некоторые нормы и правила, но еще и испытывает некоторые чувства, которые и формируют психические новообразования. Половое воспитание нельзя сводить только к усвоению определенных норм. Среди методов воспитания можно выделить прием положительных образцов полоролевого поведения, а также приемы одобрения и неодобрения. Однако действуют они лишь потому, что вызывают определенные эмоции. Поэтому правильный выбор средств воздействия и индивидуальный подход так важны.

Лучшие помощники

Большинство родителей сталкиваются с тем, что у них не хватает правильных слов и объяснений, особенно когда речь заходит про половое воспитание. Книга - это лучшее подспорье. Выбирайте хорошую энциклопедию и подарите ее подростку, когда ему исполнится 10-12 лет. Его интерес к запретным темам будет только расти, и когда он подойдет с вопросом о том, кто такой гей или трансвестит, всегда можно сослаться на книгу. Например: «В энциклопедии этот вопрос освящен лучше, давай посмотрим вместе».

Половое воспитание ребенка - это совместное путешествие в мир взрослых людей. Вы с самых первых дней его жизни учите малыша столь многим вещам, что для вас это является делом привычным. Все сложности, возникающие с половым воспитанием, связаны лишь с нашими собственными страхами и комплексами и стыдом. Не делайте акцент на этом, чтобы не передавать их ребенку. Отвечайте спокойно и точно. А чтобы ребенок не застал вас врасплох, заранее продумывайте возможные ответы на вопрос.

Не ждите, пока ребенок сам начнет задавать вопросы. В соответствии с возрастом, можно и самому начинать сложные разговоры в виде информационных сказок или неспешных бесед в самый подходящий для этого момент. А самое главное - это сформированное доверие между вами и ребенком.

На полках магазинов много литературы, но далеко не вся подходит для грамотного просвещения подростка. Причем есть книги, которые лучше всего читать родителям, чтобы уметь грамотно рассказать ребенку обо всем, что его интересует. Среди них можно отметить:

  • «От пеленок до первых свиданий» Д. Хаффнер.
  • «Откуда я взялся. Сексуальная энциклопедия для детей 5-8 лет» В. Дюмон.
  • «Энциклопедия сексуальной жизни для детей 7-9 лет. Физиология и психология». К. Верду.

Если вы хотите дополнительно дать возможность подростку самостоятельно почитать и найти ответы на вопросы, то рекомендуется купить ему книгу «Мое тело меняется. Все, что хотят знать подростки и о чем стесняются говорить родители» издательства Clever. Подарив эту книгу, не забудьте сказать своему ребенку о том, что вы открыты к диалогу, и все, что он прочтет здесь, вы можете обсудить дополнительно.

Проблемы полового воспитания подростков

Задачи: Ознакомить с особенностями взаимоотношений мальчиков и девочек в подростковом возрасте; дать рекомендации для бесед с дочерью, сыном; заострить внимание на поведение родителей в период первой детской влюбленности.

Половое воспитание – это процесс систематического, сознательного, планируемого и осуществляемого воздействия на формирование полового сознания и поведения людей.

В подростковом возрасте появляется все больше проблем, которые волнуют одинаково и детей, и их родителей. Среди них и юношеская дружба мальчиков и девочек, которая раскрывает перед подростками ранее известную им яркую гамму чувств.

В период полового созревания чувства и отношения подростков меняется. Новое значение им придает сексуальная окраска.

Главнейшая цель полового воспитания – формирование у подрастающего поколения нравственных форм в области взаимоотношений полов во всех сферах деятельности. «Воспитывая в ребенке честность, работоспособность, искренность, прямоту к чистоте, привычку говорить правду, уважение к другому человеку, к его переживаниям и интересам, любовь к своей Родине, мы тем самым воспитываем его и в половом отношении» - так считал А.С.Макаренко.

В возрасте 13-15 лет у подростков происходит половое созревание. Подростки в момент полового созревания должны получить достаточно точное представление об анатомии половых органов, о размножении, беременности, родах. Такого рода разговоры с сыном лучше вести отцу, а с девочкой матери. И в том, и в другом случаях взрослым следует вкратце рассказать об изменениях, происходящих у подростков противоположного пола, подчеркнуть их естественность и важность. Физическое половое созревание у девочек начинается на год-два раньше, чем у мальчиков, и проходит более интенсивно. Так, главным критерием, по которому можно судить о наступлении пубертата у девочек, являются менструации. У мальчиков первая поллюция бывает в возрасте от 13 до 16 лет, а первые признаки полового созревания появляются между 10-15 годами.

Акселерация (ускорение) в первую очередь отражаются на физическом развитии: увеличился рост, масса тела подростков, раньше стало наступать половое созревание. Акселерация принесла немало проблем и для самих ребят, и для взрослых, в частности, связанных с более ранним половым созреванием – возможностью материнства и отцовства в том возрасте, когда таковыми наши дети осознавать себя еще не могут и их формирование еще не завершено.

Пубертатный период – важный, ответственный и нелегкий этап жизни. Он характерен полным отсутствием гармонии. Ни мальчик с пробивающими усиками, ни девочка вполне развивающими женственными формами еще не пришли во взрослый мир, но уже покинули мир детства. Отсюда двойственность их положения и поступков, отсюда многие их беды. Потеря равновесия вызвана перестройкой гормональной системы в организме, разницей в темпах физического, духовного развития подростка и степенью его социальной зрелости, самостоятельности. Все это не может отразиться и на психическом состоянии. Дисгармония духовных и физических сил ставит их подчас в затруднительное положение. Отсутствие опыта, неуверенность в себе не позволяют с честью выйти из возникающих сложных ситуаций. Подросток часто делает глупости, совершает необъяснимые с точки зрения логики поступки. Психологи считают этот этап развития наиболее трудным для детей в эмоциональном плане. Это следует учесть родителям. Если доверять подросткам, общаться с ними на равных, не унижая их достоинства, они постараются оправдать такое отношение. Наиболее целесообразно половое воспитание вести не путем назидательных бесед с детьми. А привлекать ребенка к житейским, семейным делам. Если родители вместе с детьми планируют и проводит свой досуг, если дети постоянно видит согласие и дружбу между родителями, то это и есть лучшая форма решения на практике вопросов полового воспитания ребенка.

В этом возрасте начинается следующая фаза психосексуального развития – фаза романтичной влюбленности, с одной стороны, и эротических желаний – с другой. Эротическое половое влечение – желание не только духовного, но и телесного контакта, нежности, ласки, прикосновений – беспокоит подростка. Подростковый возраст называют гиперсексуальным. Осознанно или неосознанно, но именно в этом возрасте значимость сексуальных отношений особенно высока. Вопросы на эту тему задают как, правило, маленькие дети, а подростки вопросов практически не задают. Мальчики на эту тему с отцами стесняются разговаривать, а девочки с матерями. Чаще они обращаются к «старшим товарищам» или сверстникам. Но их представления бывают искаженными. Между тем причина многих подростковых неврозов объясняется неверным сексуальным воспитанием. При таком отношении к сексу в семье, такой атмосфере дома, когда подросток должен подавлять в себе чувства, влечения, он к определенному возрасту приходит к выводу, что секс – это сфера, которая покрыта тайной, причем какой-то постыдной, «грязной». У него сложились представления о половых отношениях как о чем-то гадком, низком. Но влечение от этого не исчезает, от себя не убежишь. И тогда у подростка подсознательно, как средство самозащиты, возникает агрессивность, раздражительность по отношению к этой области чувств. Ход мысли может быть таким: «Мне это неважно, буду считать, что это все ерунда». Так происходит искусственное занижение значение секса, половые отношения обесцениваются. Нервная система у подростков весьма ранима, она не терпит грубого вмешательств, неуважительного отношения к внутреннему миру и переживаниям. Необходимы такт и терпение взрослых, их признание личной жизни сына или дочери как самостоятельно существующей сферы. Нельзя сводить половое воспитание к мелочной опеке, ограничиваться подробными расспросами и категорическими унижениями, как поступать в том или ином случае. Лучше всего попытаться так повести беседу, чтобы к нужному выводу подросток пришел сам. Если при решении каких-то вопросов взрослые допустили ошибку, надо честно признаться, а не отстаивать ради сохранения авторитета неправильную точку зрения. Ведь дети в 13-15 возрасте уже все прекрасно понимают и правильно оценят этот требующий немалого мужества шаг.

Как отнестись родителям к первой любви подростков? Запретить? Устраивать слежку и возникать перед укрывшейся в укромном месте парочкой в тот самый момент, когда готовы прозвучать первые робкие слова признания в любви? Запугивать дочь возможностью встречи с нехорошим человеком, который только и думает, как бы сорвать цветок наслаждения? Принимать репрессивные меры, стремясь сделать невозможными свидания? Если половое воспитание на предыдущих этапах осуществлялось правильно и родители научили своего сына или дочь контролировать сексуальный инстинкт, не подавляя при этом связанных с ним сексуальных переживаний и эмоций, они могут не беспокоиться – никаких неприятных последствий первая любовь не принесет. Ну а если до подросткового возраста половым воспитанием никто не занимался всерьез, поведение сына или дочери прогнозировать трудно.

С 13-14 лет мальчишки становятся чрезвычайно влюбчивыми. Правда, в абсолютном большинстве случаев пределом мечтаний оказывается поцелуй, однако интенсивность чувства от этого не снижается. В отличие от девочек того же возраста они более склонны к сексуальным фантазиям. Все это сопровождается эротическими снами, поллюциями и мастурбациями. И здесь надо активно пропагандировать знание о том, что воздержание не вредит юношескому организму, а наоборот, способствует его укреплению, созреванию. Правильное отношение к девочкам, девушкам, женщинам должно закладываться с детства, поддерживаться и формироваться всю жизнь. Если юноша не приучен с детства относиться к женщинам, если он может позволить в их присутствии нецензурные выражения, если не чувствует себя виноватым, вступая с ними в разговор, будучи даже не пьяным, а только «навеселе», он не воспитан.

В воспитании правильного отношения к женщинам самую большую роль играет личный пример. Пример отца в семье всегда оказывает влияние на формирование у детей обоего пола Мужчины-мужа и отца.

В связи с изменениями в психофизическом состоянии девочка 13-15 летнего возраста должна получать сведения о половой жизни. Начинать такой разговор нелегче. Но необходимо. Лучше, если для этого будет какой-нибудь подходящий повод, однако слишком долго ждать его не следует - можно опоздать. Нельзя мазать черной краской всех без исключения юношей, якобы только и заинтересованных в достижении интимной близости, это может искалечить дочери самую счастливую пору жизни – время первой любви. Но необходимо пробудить чувство собственного достоинства, девичьей чести и гордости, убедить, что любовь выше чисто телесного наслаждения и что юноша, который, как это еще иногда бывает, заявляет: «Если не согласна на близость, значит, не любишь», - как раз не достоин любви и уж во всяком случае сам не любит.

В половом воспитании девочек наблюдаются две основные ошибки. Одни мамы (с девочками, естественно, больше и чаще на подобные темы должны беседовать мамы) полностью игнорируют вопросы половой жизни, другие, уделяя им достаточное внимание. Освещает их только с отрицательной стороны. Второй вариант поведения мам не лучше первого, ведь запретный плод всегда сладок, возникает сомнение в справедливости материнских слов, а потому и желание проверить, кто же прав.

Важной задачей полового воспитания является выработка правил поведения с представителями противоположного пола. В отношениях со всеми лицами мужского пола девушка обязана помнить о своем исключительном положении в природе. Она должна оставаться (или становится) женственной, красивой, слабой (и тем сильной). Она должна знать и помнить, что высшее предначертание в жизни – рождение себе подобного, продолжение рода, а не сиюминутная радость и наслаждение. Важно также воспитание целомудренности помыслов, отношений, встреч. Чтобы ни у друга, ни у приятеля, ни тем более у первого встречного не возникло и мысли о том, что с данной девушкой ему будет легко добиться интимной близости. Часто неправильное поведение девушек приводит к серьезным психическим травмам, изнасилованиям, неисчислимым бедам надломленной личности. Бесспорно также, что приучение девочки к опрятности, утренней гимнастике, уходу за волосами и т.д. относится к половому воспитанию и может иметь не менее важное значение для установления гармоничных отношений в семье, чем все остальные моменты, непосредственно связанные с половой жизнью.

Правильное половое воспитание должно привить подросткам отрицательное отношение к циничным надписям и рисункам, непристойным шуткам и пошлым анекдотам, развязному поведению в обществе и на улице. И тут пример родителей, их высоконравственное поведение помогают ребенку избежать грязи и пошлости в вопросах пола.

Многие взрослые надеются на «авось»: вырастет – сам узнает. Это порочный метод полового воспитания. Для успешного решения задач полового воспитания учителям, родителям должна быть предоставлена соответствующая информация, соотнесенная с половозрастными закономерностями развития человека, у них должны быть выработаны адекватные воспитательные установки и навыки. Сегодня родителям и педагогам может быть трудно, преодолеть барьеры, возводимые на путях полового воспитания. Как любое воспитание, половое воспитание должно осуществляться с раннего детства.

Использованная литература:

    Родительские собрания по половому воспитанию 1-11 классы. Г.Г.Кулинич.

    Родительские собрания 8-9 классов. Л.Ю.Лупоядова, Н.А.Мельникова, И.Г.Якимович.

Анонимный вопросник «Жизнь и секс» для родителей

(Селевко Г.К., Бабурина Н.И., Левина О.Г. Найди себя)

    Как вы относитесь к добрачным половым связям:

а) это нечестно по отношению к будущему супругу;

б) это удовлетворение половой потребности;

в) приобретается опыт, который будет полезен в семейной жизни;

г) возможность проверить половую совместимость;

д) это залог будущей измены;

е) другое?

2. С какого возраста, как вы считаете, можно начинать половую жизнь:

а) с 11 лет; б) с 13 лет; в) с 15 лет; г) с 17 лет; д) с 18 лет?

3. Как вы относитесь к проблеме ранней беременности:

а) с осуждением;

б) личное дело каждого;

в) чем раньше, тем лучше;

г) меня не волнует;

д) другое?

4. Насколько вы осведомлены о средствах и способах безопасности секса:

а) вполне достаточно;

б) знаю практически все;

в) очень мало, хотел бы узнать больше;

г) не знаю и знать не хочу;

д) другое?

5. Если бы вы узнали, что ваша подруга собирается сделать аборт, вы бы:

а) осудили ее;

б) постарались отговорить;

в) поддержали морально;

г) посчитали вы это ее личное дело;

д) не задумывались об этом;

е) аборт – это убийство;

ж) считаю, что через это рано или поздно проходит почти каждая женщина;

з) другое?

6. Считаете ли вы проституцию приемлемым способом зарабатывания денег:

а) эта работа не хуже, чем любая работа;

б) отношусь с осуждением;

в) могу представить себя в этом бизнесе;

г) считаю, что с этим необходимо бороться;

д) проституция – способ получить за собственное удовольствие большие деньги;

е) не задумывался (лась) об этом;

ж) другое?

Как мы отвечаем на их вопросы

(шесть типовых вариантов из «ЭН» возможных)

    Пресечение простое: «Отстань. Не приставай. Потом. Некогда. Не задавай глупых (неподобающих, неприличных, некрасивых, нахальных, ужасных и т.д. и т.п.) вопросов. Спроси о чем-нибудь другом»

Реакция: «Задам, но не вам».

Реакция: «Долго ждать? Не хотите объяснять – выясню сам».

    Пресечение со следствием: «А почему это вдруг заинтересовало? Такая странная тема, а? Кто тебя… навел на размышления, а? Выкладывай? Уж не Миша ли (не Маша ли)».

Реакция: «Ах вот оно что…».

    Отзывчивость не по делу: «Хвалю, приветствую и поздравляю. Весьма знаменательно, весьма, надо сказать, своевременно у тебя возник данный вопрос. А учитывая потребность детства во всесторонних знаниях, он не мог не возникнуть. Как известно, знание – сила, а в человеке все должно быть прекрасно, все без исключения, душа и это, как его… Ну, ты понимаешь. Итак, рассмотрим, прежде всего, общефилософский аспект проблемы…».

Реакция: «Ну, когда же ты перестанешь так нудно врать?»

    Отзывчивость своеобразная: «Хи-хи-хи, ха-ха-ха, хо-хо-хо. А ну-ка выйдем из кухоньки, чтобы бабушка не слыхала. Я тебя кое-что объясню, хе-хе-хе, для начала»

Реакция: «Ну и ну…».