Отношение к ошибкам: что говорить малышу? Неправильное отношение к ошибкам — причина неуспешности отличников в жизни. II. Что такое "поражение"? Что такое "ошибка"

09.03.2019

Я намеренно не называл пост «психологические проблемы» и в этом важный момент: это не проблемы, это некие ситуации, области, которые требуют внимания и развития. Если мы хотим улучшить удары - мы тренируем удары, если хотим быстрее бегать, соответственно нужно уделить внимание развитию скорости. По аналогии, если мы хотим обрести психологическую устойчивость, невозмутимость, способность дольше сохранять концентрацию или целеустремленность – нужно заниматься (развивать/тренировать) указанными качествами. Я считаю, что в случае с детьми это не проблема, а некое исходное состояние . Слезы, обиды или длительная потеря концентрации, продолжающиеся в позднем юношеском или взрослом возрасте, дают повод говорить о психологических проблемах. А пока, в детском или подростковом возрасте это направления работы, области, которые требуют внимания и корректировки.

Оба наших футболиста по-разному обнаруживали такие области. Скажу что поиск выходов для одного, действовал и на второго. Одному объясняют, а второй «мотает на ус» и либо избегает вообще, либо готов к сложностям лучше.

Начну с младшего. Михаил, в какой-то момент стал болезненно воспринимать ошибки в упражнениях и играх. Если выполнил неточный пас или его удар был не пушечным в угол – расстройство. Если он не лучший на тренировке – слезы со злостью. Я уж не говорю, о том, что если он ошибется как-то значимо – трагедия. Естественно, что если случалась такая ситуация – оставшаяся часть тренировки была не очень удачной, малоэффективной. Этот момент меня расстраивал, и я пытался изменить отношение Михаила к ошибкам. Отношение изменить удалось: мы разобрали, какую роль играют ошибки и как к ним правильно относиться. Ошибки необходимый элемент на пути прогресса и именно реакция на ошибки во многом отличает чемпиона от всех остальных . Чемпион «встает», исправляет и идет дальше, продолжает развитие.

Но вот что интересно, отношение к ошибкам изменилось, но эмоциональные срывы все еще продолжались. Ключевым моментом стало изменение отношения к ситуации, причем, прежде всего, моего. Суть в следующем: то, что ребенок реагирует эмоционально, расстраивается при неудачах и так далее – это знак, точное подтверждение его неравнодушия, что для него это важно, это его амбиции . Это не плохо, это хорошо . Он хочет быть первым, ему не все равно. Не нужно подавлять проявление таких эмоций. Не нужно отбивать желание. Можно и нужно научиться эмоции перенаправить. Перевернув отношение, мы подкрепили его новым взглядом на ошибки и эмоции стали более управляемы. Ошибки все равно будут, но если он хочет быть первым, нужно собраться и следующее действие выполнить идеально. Возможен только такой путь.

По мнению Даниела Гоулмена (Эмоциональный интеллект) любые отвлечения на негативные эмоции отнимают у нас ресурсы «рабочей» (оперативной) памяти . Памяти, которая нужна для администрирования текущей деятельности, управления основными сознательными процессами. Стоит сказать, что на подсознание, то есть на то, что работает «на автомате» это влияния не оказывает. А стоит, потому что этот тезис подчеркивает необходимость перевода в «автоматическое» состояние как можно больше действий на футбольном поле (ну или каком угодно другом поле вашей деятельности). Но это немного другая тема - точно раскроем ее позже, а сейчас вернемся к нашей. Итак, сокращение ресурса внимания приводит к ошибкам в деятельности. То есть цепочка «ошибка-расстройство-ошибка » только еще больше раскручивается при появлении звена «расстройство». Расстройство, гнев, обида и другие негативные реакции на свои или чужие действия («ну что за пас?!») снижают возможности игрока, приводят к новым ошибкам. Есть смысл объяснить это именно вот так как написано, ну или своими словами, но с такой сутью и выводом – обижаться нерационально. Обижаться и злиться невыгодно. Но без эмоций не обойтись, и как я уже сказал, не нужно их подавлять, ими нужно управлять. Сильная эмоциональная энергия может питать не гнев, а спортивную злость, не агрессивность, а напористость и так далее.

Можно включить любой футбольный матч и просмотреть его с ребенком на предмет поиска ошибок у лидеров, и как они себя потом ведут. Будьте уверены, даже в матче топ-клубов топ-игроки будут совершать ошибки: от неверных решений, необоснованных каких-то действий, до обычных технических. Ошибаются даже они, что уж о детях говорить. Нет игрока, выполняющего пасы со 100% точностью, выигрывающего 100% единоборств, выполняющего 100% удачных обводок и бьющего в створ 100% ударов. Мы просмотрели с таким подходом несколько матчей и это здорово помогло. Важно, что такое обращение к статистике нас не успокоило, а показало что это нормально, ошибки случаются. Кроме того, еще и сам просмотр стал осмысленнее – не просто боление в ожидании гола, а анализ какой-то. Это хороший навык.

Еще неплохо помогли мотивационные ролики Грега Плитта (в озвучке Алексея Мокшина – Спортфаза) и другие подобные – там много и сильно об ошибках и решительности. А сентенция отношения к ошибкам в этом видео:

Ошибки неизбежны, эмоции нужны, но можно изменить отношение к первым и управлять вторыми. Когда ребенок допустит ошибку, нужно донести ему (и себе), что это нормально, так бывает, он старается, а значит если продолжит - все получится.
***

Старший пришел в группу новичком и очень уверенным в себе, но его отставание от партнеров составляло года два, и он быстро уверенность сменил на робость. Возможно и мои тревоги и размышления по этому поводу на него повлияли. Точно стоит оградить от Ваших сомнений ребенка, от родителей нужна поддержка: не слепая безумная вера в «мой самый лучший», а уверенность подкрепляющая старание ребенка. Кстати, важный педагогический момент: хвалить нужно деятельность, а не какие-то качества, это задает верные установки на работу, на продолжение развития.

В возвращении уверенности в себе помогло изменение горизонтов: мы наметили главную цель, разбили ее на задачи и начали работать, тренироваться осмысленно. Это было строительство «фундамента» и разговоры о том, что важно именно так и правильно именно так. Прошло относительно немного времени и глядя на первые результаты своей работы он получил уверенность в себе в целом, и в конкретных тренировках и матчах. Теперь уверенность базируется на знании: мои действия правильные, наш путь длинный и мы идем верной дорогой. Есть понимание, что ошибки неизбежны и без них не обойтись, но нужно отреагировать на них правильно, это позволит быстрее их исправлять и свести к минимуму. Сейчас цепочка выглядит так: «ошибка-концентрация-старание-правильное действие ».

Конкретно Арсу помогло прочтение книги Дэна Милмана "Совершенное владение телом и разумом" (). В книге есть график, ярко демонстрирующий разницу между обычным (поверхностным) и основательным подходом.

График был перерисован Арсением раз 5: он оценил свои перспективы и действия и сравнил их с некоторыми партнерами.

***
Текущая сфера нашей работы – сохранение концентрации в течение тренировки и игры, как можно дольше. Недавно Л.В. Слуцкий сказал , что совсем не терять концентрацию вообще не возможно. Это вероятно так, тем более важно быть сконцентрированным в ключевой момент. Над этим и работаем.

***
Управление эмоциями возможно, но этому не научиться мгновенно, тем более, когда речь идет о детях. Шаг за шагом можно подойти к моменту, когда эмоции будут направляться в нужное русло. Свои и чужие неверные решения или просто отвернувшаяся удача будут мобилизовать еще больше, подкреплять концентрацию и старание. Важно начать.

Уверенности и настойчивости Вам!


Я выпустила одиннадцатый класс уже в шестой раз и хочу рассказать, чему действительно учит школа. Я не буду писать об очевидном. Что школа учит добывать знания, переобуваться в сменку, убирать за собой стаканы в столовой, дарит школьных друзей и первую любовь.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Учёба в школе ценна не профильной математикой и не биологией. Ну не ради же нюансов клеткостроения будить любимого ребёнка в субботу. Речь пойдёт о том, чему важному может научиться человек в хорошей школе. Именно из-за этих умений мой сын будет лишён всех преимуществ домашнего обучения и индивидуального подхода и пойдёт в школу. Хорошую школу, конечно.

Школа учит лучше понимать себя

В столовой я обедала на днях с одной моей коллегой. Её дочь, умница, красавица, почти отличница, заканчивает 11 класс. Оказывается, дома она говорит, что «если в вузе нужно также целыми днями только учиться, а не жить, то ей высшее образование получать ну совсем не хочется». Хорошо, что семья девочки к её доводам прислушивается и планируют её поступление в вуз не с такой погруженностью в науки, как у нас в профильном классе. Ну не хочет человек тратить молодость на формулы. Попробовала, не понравилось. Получается, школа её не только помучила, но и помогла понять свои интересы, границы своих возможностей.

Другая одиннадцатиклассница, отучившись в химическом классе без видимых проблем и с видимыми успехами, решила сдавать литературу и поступать в гуманитарный вуз. Говорит, поняла, что химия - это не её.

Школа помогает многое понять

Что мне интересно, легко ли мне даётся это направление;

Могу ли я без подготовки написать контрольную;

Запоминаю ли я информацию с урока или приходится зубрить;

Комфортно ли мне с людьми, у которых похожие интересы;

Если ночь просидеть за компьютером, могу я высидеть шесть уроков;

Страшно ли выступать перед аудиторией.

Главное, школа помогает понять, хочет ли ребёнок учиться дальше и в какой форме. Дети, уставшие от теории и решения абстрактных задач, уходят в колледжи и техникумы. Там образование более практическое, приземлённое.

И есть те, кто почувствовал интерес к наукам в школе и отправился покорять самые крутые вузы. Или те, кто отказался от слишком формализованного ЕГЭ, зато покорил нужный университет с помощью участия в олимпиадах.

Я думаю, мудрость в том, чтобы не пытаться переделать школу под себя, сетуя на сложность, или, наоборот, на примитивность программ, жалуясь на отсутствие знаний, или, наоборот, на завышенные требования учителей. Нужно присмотреться к ребёнку в этой системе. Понять, как он раскрывается, в каком направлении он хочет развиваться, куда он хочет двигаться.

Школа помогает сформировать здоровое отношение к ошибкам

Наверное, по мне трактором проехалась профессиональная деформация. Но я не считаю, что исправление ошибок травмирует. Если, конечно, оно не переходит на личности и соответствует заранее оговоренным критериям.

Я считаю, что один из важнейших уроков, который может преподать школа, - это отношение к ошибкам. Нормально, что первоклассник не умеет видеть свои ошибки, страдает из-за них, тревожится от страха перед новыми. Также нормально для взрослого человека давать себе разрешение на ошибки, на то, чтобы не быть идеальным. Нормально уметь свои ошибки переживать спокойно, анализировать их, идти дальше.

Школа является промежуточным звеном, тренировочным полем для отработки этих жизненно важных, необходимых для успеха навыков. Именно в неправильном отношении к ошибкам я вижу причину неуспешности школьных отличников во взрослой жизни.

Школьные ошибки - они учебные, тренировочные. Ошибся в контрольной - сделай работу над ошибками. Не сдал - пересдай. Сдал на двойку - замнётся под весом других оценок, за домашку там, за лабораторную.

Даже двойка в году - это не приговор. Она просто превращается в осеннюю переэкзаменовку

Вот так и формируется здоровая . Что-то вроде «ничего страшного, двигаемся дальше». Для взрослой жизни, насколько я вижу, такой принцип может оказаться очень полезным.

Школа учит приспосабливаться к обстоятельствам

Одна моя коллега однажды сказала: «Я оцениваю не знание физики, я оцениваю решение конкретной задачи». «Какая несправедливость!» - подумала я тогда. А потом передумала. Как оценить знание?

Некоторые убеждены, что те самые устные экзамены в вузы оценивали исключительно знания. Видимо, те преподаватели вузов, принимавшие те устные экзамены, обладали каким-то особым умением оценивать хоть и лично, но объективно. Хотя об этом нам лучше поведают абитуриенты, провалившие те экзамены. Согласны ли они с тем, что их знания оказались неоценёнными?

А я и правда оцениваю конкретную работу. Ответы на конкретные вопросы. И учу школьников вписываться в повороты. Уверена, что им в жизни это может пригодиться. Читала, что есть активисты, предлагающие отменить оценки, критерии, стандарты. Они верят, что это лишнее. Я не верю.

Не оттого, что я против нестандартных ответов, творческих порывов и выходов за границы обыденности. Я за то, чтобы отличать стандартное от нестандартного, уже известное от принципиально нового, уместное от неподходящего. Я не считаю, что от того, что я научу ребёнка быстро и, совпадая с ключами, отвечать на тестовые вопросы или решать генетические задачи стандартными способами, у него пропадут индивидуальность и творческое начало.

Я не исключаю из работы олимпиадные задания и парадоксальные примеры. Но я учу не путать ошибочные и нестандартные суждения

На занятиях по подготовке к ЕГЭ (есть у нас такой муторный спецкурс) я говорю: «Дорогие мои, вы должны попасть в ключи. Не блеснуть своими знаниями биологии, а набрать баллы. В большинстве случаев это совпадёт. В остальных делайте выбор в пользу ключей». Вот таким ужасам я учу.

Зато в будущем, если у них будет задача набрать баллы в каком-то рейтинге, написать заявку на грант, пройти стандартизированный отбор, им может пригодиться умение анализировать критерии, чтобы (ясно что временно) им соответствовать.

Школа учит правильно относиться к неприемлемому

Рано или поздно в школе вам встретится человек, которого вам будет невозможно принять. Им может стать задира-одноклассник, неприятный сосед по парте, предвзятый или некомпетентный учитель, злой завуч.

Жизнь так устроена, что в будущем нас ждёт немало таких встреч. И опыт показывает, что взаимодействия с неприятными, отталкивающими, неприемлемыми, просто фу какими личностями в жизни не избежать. А школа - это такой инкубатор будущей жизни.

Именно в школе дети впервые сталкиваются с необходимостью общения, а часто и подчинения людям, которым не то что подчиняться, с ними находиться рядом не хочется

И в школе у детей есть страховка - родители, другие учителя, классный руководитель, иногда одноклассники или даже директор. Есть люди, которые помогут справиться с ситуацией в эмоциональном плане. И эти ситуации могут стать точками личностного роста. Особенно если их не раздувать, не преувеличивать искусственно и не усугублять. В любом случае у ребёнка остаётся опыт.

Так можно научиться не доказывать ничего тому, кто не готов слушать. Или понять, что не всегда всё заканчивается справедливо. Зачем учить таким гадостям детей? Затем, что им предстоит жить не в зефирном королевстве с добрыми феями по законам Страшилы Мудрого.

Главное, чтобы школьник в конфликтной ситуации не оставался одиноким, чтобы была поддержка. Чтобы именно учили, а не обтёсывали под свои нормативы. Одна из выпускниц нашей школы, учительница и моя коллега, призналась, что из уроков биологии в школе она сделала главный вывод: «Я поняла, куда деваются глупые дети - они вырастают и становятся глупыми взрослыми».

Как изменить отношение к неудачам и ошибкам
Страх совершения ошибки, страх провала и неудачи – это основной стоп-фактор вашего успеха и перемен к лучшему. В одном из своих видео я говорила о ловушке-22 и обратила ваше внимание на тот факт, что чем сильнее мы жаждем успеха, тем больше избегаем совершения ошибок. Это очень сильно ограничивает нашу творческую активность и практически “сводит на нет” все попытки сделать что-то по-новому, ведь результаты непредсказуемы, а соответственно и вероятность потерпеть поражение тоже увеличивается.

Предлагаю вам прямо сейчас определить, как вы обычно реагируете на неудачи . Прочитайте список различных установок и отметьте для себя те, которые присущи вам:

  • Я смиряюсь с поражением.
  • Я обвиняю других в своих проблемах.
  • Я склонен повторять прежние ошибки.
  • Я надеюсь, что неудача больше не повторится.
  • Я опасаюсь и избегаю возможных неудач.
  • Я преодолеваю неудачи и одерживаю победу.
  • Я принимать ответственность на себя.
  • Я учусь на своих ошибках.
  • Я осознаю, что неудача – это всего лишь часть пути к моим целям.
  • Я стараюсь найти нечто позитивное в каждой неудаче и поражении.
  • Я пересматриваю свои убеждения и избавляюсь от негативных установок.
  • Я иду на риск с целью добиться желаемого.
  • Я понимаю, что не все мои действия принесут результат.
  • Я проявляю настойчивость.

Поразмышляйте о последней неудаче , случившей в вашей жизни. Какова была ваша реакция на нее? Какими трудными ни были бы проблемы, ключ к их решению не в изменении ваших обстоятельств, а в изменении вашего отношения к ним. Эта истина давно всем известна, однако редко кто действительно использует ее в своей жизни.

7 ключевых идей для изменения отношения к ошибкам:

1. Создайте новое понимание неудачи. Ошибка – это естественная составляющая жизни, которая может оказать либо позитивное, либо негативное влияние на нас в зависимости от того, как мы ее определяем и как реагируем на нее. Писатель Норман Кузинс справедливо заметил: «Сущность человека - его несовершенство ». Приготовьтесь к тому, что будете совершать ошибки. Любой творческий процесс предполагает наличие неудачных попыток сделать что-то по-другому, создать что-то новое. Помните поговорку: “кто не ошибается, тот не работает”? Она отлично отражает суть идеи, что ошибки – это неотъемлемая часть любой деятельности.

2. Сформируйте собственное определение успеха. Спросите себя: что значит быть успешным? Как вы понимаете слово “успех” и как вы определяете, успешен человек или нет? Можно следовать общепринятому представлению о том, что есть успех и загнать себя в чужие рамки, покорно ожидая одобрения окружающих и избегая возможного осуждения и критики.
А можно сформулировать собственное понимание этого термина, ведь только вы знаете, что лучше для вас и какую жизнь вы хотите прожить.

3. Учитесь на своих ошибках. Неудачи содержат прекрасные возможности для получения новых знаний о себе и мире, в котором вы живете. При правильном восприятии, провалы и поражения способствует нашему личностному росту, они провоцируют перемены как в нас самих, так и в окружающей действительности. Напротив, постоянный успех может привести к самодовольству и стагнации в развитии личности.

4. Рассматривайте промахи и поражения как ступеньки на пути к успеху. Разрешите себе совершать ошибки, отпустите себя, наконец, в свободное плавание по волнам творческих идей и вдохновения. Вы имеете право ошибаться, так пользуйтесь им! В своей статье я подробно осветила этот вопрос.

5. Ищите новые возможности в проблемах и своих поражениях. Неудачи и ошибки могут стать существенным вкладом в ваш будущий успех, если вы перестанете концентрироваться на препятствиях и сможете увидеть возможности, которые они в себе содержат. Всегда рассматривайте проблемы и промахи как шанс что-то улучшить в своей работе и жизни в целом. Старайтесь найти положительные аспекты в произошедшем негативном событии.

6. Используйте конструктивную критику себе во благо. Как? Негативное восприятие и осуждение со стороны окружающих – это временное явление, если вы не увязнете в нем и не станете слушать и верить всему, что вам говорят. Внимательно оцените негативные отзывы на предмет их обоснованности, и если вы увидите в критике рациональное зерно – используйте его для развития личностных качеств и улучшения своего проекта и деятельности в целом. В статье я даю рекомендации как перестать критиковать и обвинять себя.

7. Будьте настойчивы и последовательны. Продолжайте попытки вновь и вновь. После каждого провала поднимайтесь и снова пробуйте. Концентрируйтесь на том, почему вы можете достичь цели, а не на причинах, по которым это будет трудно сделать. Помните, что формула успеха – это сумма непрерывных усилий и ценных уроков неудач.



Если статья оказалась полезной для вас - поделитесь ею в соц сетях,
возможно для кого-то она будет вовремя и очень поможет!

В быстрорастущей компании все процессы очень динамичные, поэтому и возможность совершения ошибки возникает чаще. Ошибки - важная часть процесса принятия решений, и если они не совершаются, значит команда работает не в полную силу. «Формула-1» наиболее точно показывает идею максимального приложения усилий. Боковое скольжение болида в поворотах не лучшая тактика, но это знак максимальной скорости и борьбы за лучший результат. Это необходимая часть гонки. А срыв в занос, приводящий к аварии, может иметь фатальные последствия. Так же и в бизнесе: ошибки нужны, их полное отсутствие - это скорее плохо, но они не должны становиться катастрофическими.

В каждой компании должна быть индивидуальная стратегия. Критерии этой стратегии описывают, что надо и не надо делать , принимая решения. Это позволяет предотвращать некоторые ошибки и объективно оценивать уже совершенные. Смысл любой активности в ее результате . В некоторых областях этот результат очень легко измерить. Например, в продажах результаты измеряются в деньгах. Немного сложнее в маркетинге или разработке, но и там тоже можно поставить измеряемые задачи . Очень важно ставить задачи адекватно - они должны быть выполнимыми, но достойными и соответствовать финансовому плану компании. При правильно поставленных измеримых задачах легко принимать решения о том, можно ли прощать совершенные ошибки (и сколько раз подряд).

В некоторых случаях задачи по какой-то причине временно не выполняются или результат сложно объективно измерить. В таких ситуациях можно оценивать уровень активности человека . Всегда лучше, чтобы был материальный, измеримый результат, но если его нет, то борьба за него значит очень много и является хорошим индикатором того, что можно еще подождать результат.

В Acronis каждый человек, особенно на ключевой позиции, должен обладать набором некоторых качеств: это алертность , быстрое реагирование , внимание к деталям , частота и скорость принятия решений , умение никогда не сдаваться . В других компаниях может быть совершенно другой набор важных качеств.

Соответствие культуре компании очень важный фактор, потому что результат и активность измеряются за достаточно большой период. Человек может и не совершать значительных ошибок или они могут быть не так очевидны, но если он не соответствует культуре компании, его кредит прочности может быть очень мал.

К нехорошим ошибкам может быть отнесено, например, пассивно-агрессивное отношение к задачам. При принятии решений в динамичном бизнесе часто неочевидно, что правильно. Не всегда решения принимаются продуманно и взвешенно, нередко возникают спорные ситуации. Тем не менее людям в компании надо договариваться, предлагать свои решения, но при этом уметь правильно принимать и чужие. Не выступая открыто против того, что ему поручают, сотрудник подчиняется, формально берет на себя ответственность, но задачу при этом не выполняет, не борется за результат, удовлетворяя этим - осознанно или нет - свою потребность доказать, что решение было неверным. Подобные ошибки - фактически форма саботажа, который сложно долго позволять.

Еще одна нехорошая ошибка - попытка ограничить точки приложения своих усилий . В небольшом бизнесе не у всех есть четкие задачи. И часто шанс принести пользу компании предоставляется не тому человеку, в чьи обязанности это входит. Условия быстро развивающегося бизнеса по степени напряженности можно сравнить с военными. Боевая задача часового - охранять и оборонять порученный ему пост. Но если в какой-то момент патрулирования другой военный заметит лиц, приближающихся к запретной границе поста, и просто проигнорирует ситуацию, последствия нельзя будет объяснить тем, что это было не его дежурство. То же происходит и в бизнесе: если есть возможность включаться в работу, чтобы просто помочь компании не пропустить хорошую возможность, которая в данный момент представилась тебе, то это надо делать. Самые непозволительные ошибки случаются из-за того, что так не происходит.

Человек, который активен, приносит результат и соответствует культуре компании, всегда имеет большой кредит доверия на совершение ошибок. Тем не менее надо смотреть на то, как часто повторяются одни и те же ошибки . Если человек не учится и совершает одинаковые ошибки, пусть они даже небольшие, но повторяются постоянно, это тоже плохо.

Не на всех ошибках надо учиться и не любые ошибки можно допускать. Бывают ситуации, в которых человек совершает ошибки с катастрофическими последствиями . Мы всегда поощряем инициативность и решительность, но если человек взял на себя ответственность не согласиться с общим решением, в критической ситуации он должен быть уверен в положительном результате. Ни большой кредит доверия, ни соответствие культуре компании, ни высокая результативность не могут быть оправданием ошибок с критическим экономическим ущербом или серьезными юридическими последствиями для компании. Такие ошибки становятся в большей степени его индивидуальной ответственностью, и иногда их просто нельзя оставлять без действия. Даже непреднамеренные ошибки с катастрофическими последствиями сложно игнорировать.

Еще один достаточно частый случай совершения неприятных и непростительных ошибок - безответственность, нарушение договоренностей и просто лень . Такое отношение не может быть оправдано и такие ошибки нельзя считать неизбежной частью концепции принятия решений.

В любой компании отношение к ошибкам - это часть стратегии. В моей компании при оценке действий сотрудника на первом месте стоит результат, на втором - активность, на третьем - соответствие культуре компании. Ошибки случаются, это нормально, и они даже необходимы, но степень их допустимости и толерантности к ним зависит от мотивации человека, его должности, обязательств и масштаба экономического и прочего вреда, нанесенного бизнесу неправильным решением или плохим результатом правильного решения.