Влияние эмоций на развитие интеллекта ребенка. Эмоциональный интеллект ребёнка: как развивать и зачем это нужно. Что даст ребенку развитый эмоциональный интеллект

24.09.2019

Сначала давайте разберёмся, что такое эмоциональный интеллект.

Эмоциональный интеллект – это способность человека распознавать эмоции и чувства других людей, свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

Эмоциональный интеллект очень важен для счастливой, осознанной и полноценной жизни любого человека, и маленького и взрослого. Он также очень важен для умения строить надёжные и устойчивые, гармоничные отношения с другими людьми.

Если ваш ребёнок научится понимать свои чувства и эмоции, если он сможет ими управлять (а не наоборот), и если он будет понимать чувства и эмоции других людей - то ему будет очень легко взаимодействовать с окружающими, он сможет в будущем управлять событиями своей жизни, у него будет намного больше возможностей реализовать свои планы и мечты.

Как обучать ребёнка эмоциональному интеллекту

1. Регулируйте свои собственные эмоции. Показывайте хороший пример

Когда ребёнок находится во власти чувств и эмоций, даже самые разумные родители часто начинают выходить из себя, вместо того, чтобы помочь ребёнку лучше разобраться в том, что с ним сейчас происходит. Пожалуйста, запомните: когда ребёнок охвачен сильными эмоциями, ему нужна ваша поддержка и помощь, чтобы он научился лучше себя понимать и управлять своими состояниями. Им нужно чувствовать рядом сильного, спокойного, уверенного родителя.

Дети не всегда будут делать то, что вы им говорите. Но они всегда будут делать то, что вы сами делаете. Дети учатся управлять своими эмоциями у нас, взрослых. Когда мы остаёмся спокойными в сложных эмоциональных ситуациях с ребёнком, то он получает от нас сигнал, что ничего страшного не происходит, всё под контролем. Вы можете в этот момент представить себя большим глубоким глиняным сосудом, который сейчас способен в себя вместить любые детские эмоции.

Наше спокойствие во время эмоциональной детской бури учит детей тому, как можно управлять своими чувствами и успокоить себя.

Многие из нас довольно хорошо справляются со своими чувствами и эмоциями, когда дело касается разных ситуаций вне дома (публичные места, работа, отношения с друзьями). Но как только дело касается ребёнка, то мы очень быстро выходим из себя и теряем контроль над своими эмоциями: кричим, ругаемся, обвиняем, хлопаем дверями, угрожаем, иногда применяем физическую силу… Важно понимать, что всё это ничему хорошему ребёнка не учит. Наоборот, мы падём ему таким образом плохой пример.

Очень важно в отношениях с ребёнком оставаться спокойным и уравновешенным, потому что вы постоянно показываете вашему ребёнку пример того, что можно и что нельзя делать в отношениях с другим человеком.

Обвинения, крики, угрозы и наказания не принесут вам нужных результатов. Возможно, вам будет легче, потому что вы «выпустили пар», но ребёнок в такой ситуации ничему не научится. Ему нужны понятные (а маленьким детям – многократные) , четкие границы дозволенного, которые поддерживают все взрослые, проживающие с ребёнком, последовательное поведение с вашей стороны, спокойствие, уважение и обязательно эмпатия (сопереживание).

«Моя хорошая. Я знаю, что тебе тяжело сейчас закончить эту игру, но ты сможешь поиграть в неё завтра. Сейчас нужно попрощаться с игрушками, вот так «До свидания игрушечки, до завтра». Я понимаю, что ты расстроена и что хочется ещё, но сейчас время укладываться спать. Нужно, чтобы у нас ещё осталось время почитать, верно? Что мы будем с тобой читать сегодня? Пойдём, выберем».

«Сынок, ты знаешь, что у нас дома есть правило: Не прыгать на диване. Прыжки ломают диван. Если он сломается, нам придётся его выкинуть, а мы его очень любим. Я вижу, что тебе сильно хочется попрыгать. Давай мы положим подушки от дивана на пол и ты можешь попрыгать на них. Давай это сделаем вместе, помоги мне. На диване больше не прыгай, пожалуйста. Можешь сам в следующий раз положить диванные подушки на пол».

2. Разрешайте ребёнку проявлять любые эмоции. Ограничивайте только его нежелательные действия

Конечно, необходимо ограничивать ребёнка в определённых действиях, которые могут нанести вред ему, окружающим людям или каким-то вещам. Например, ребёнку нельзя переходить дорогу, не держа вас за руку, нельзя бросать еду на пол, толкать сестру, играть стеклянными или острыми предметами и т.д. В любой ситуации, в которой поведение вашего ребёнка недопустимо, дайте объяснение, установите ограничение, предложите альтернативу, если это возможно.

Ограничивайте ребёнка в действиях, но при этом позволяйте ему проявлять свои чувства и эмоций в связи с наложенным запретом (разочарование, досада обида, злость, недовольство).

Детям необходимо показать нам, как они себя чувствуют и им важно, чтобы мы это увидели и услышали. Вместо того чтобы отправлять ребёнка «в свою комнату успокоиться» (таким образом, вы оставляете ребёнка один на один с этими сильными и пугающими эмоциями), прижмите его к себе, оставайтесь рядом, скажите ему мягким и уверенным голосом: «Понимаю, ты сейчас очень разозлилась и расстроилась, это нормально, я тебя понимаю. Всё будет хорошо, вот увидишь, ты справишься» .

Когда ураган эмоций пройдёт и ребёнок успокоится, он почувствует более глубокий эмоциональный контакт с вами, потому что вы поддержали его и помогли ему в сложный момент пережить это внутреннее «торнадо».

Ваша задача – помочь ему успокоиться. А вот когда ребёнок уже успокоился с вашей помощью, вот тогда наступает время объяснить ему, что, например, грубые слова говорить не нужно, потому что это очень обидно. Вместо этого можно сказать «Я ужасно злюсь на тебя» и, например, потопать ногами (подробно о том, как помогать ребёнку справляться с гневом я рассказываю на вебинаре .)

Объясняйте ребёнку правила и обучайте его на будущее после того, как он успокоится, а не во время его эмоциональной бури.

С вашей помощью он научится быстрее справляться со своими сильными чувствами и не будет ощущать себя отверженным и одиноким. Принятие чувств ребёнка и поддержка его в трудную минуту - первый шаг на пути к тому, чтобы он научился сам управлять своими чувствами.

3. Постарайтесь разобраться, какие чувства и потребности являются причиной нежелательного поведения ребёнка

Все дети хотят теплых и хороших отношений со своими родителями. Без исключения. Они хотят быть хорошими в наших глазах и чувствовать наше одобрение. То, что мы называем «плохим поведением» происходит из-за сильных чувств и эмоций, с которыми ребёнок не в состоянии справиться, а также потому, что некоторые важные потребности ребёнка не удовлетворяются.

Если вы не обращаете внимание на то, что на самом деле стоит за нежелательным поведением ребёнка, то его поведение может со временем становиться просто невыносимым.

Пример 1:

Ребёнок «плохо себя ведёт»- капризничает утром перед садиком.

Настоящая причина такого поведения – ребёнок не хочет расставаться с мамой.

Вместо того чтобы ругать ребёнка за капризы, угрожать или повышать голос, покажите, что понимаете настоящую причину его поведения:

«Я понимаю, что тебе сегодня с утра совсем не хочется расставаться с мамой. В садике много всего хорошего, но ты по мне всё равно скучаешь. Давай я тебя заберу сегодня пораньше из садика, и заобнимаю тебя вот так вот… а потом защекочу ещё вот так вот… а потом ещё зацелую вот так вот … А потом мы придём домой и во что-нибудь вместе поиграем. Договорились?»

Пример 2:

Ребёнок «плохо себя ведёт» – упрямится, не хочет слушать ваши объяснения, хочет всё сделать сам, хотя пока у него это не очень получается.

Истинная причина такого поведения – желание почувствовать свою значимость и важность.

Вместо того чтобы внушать ребёнку, что у него «всё равно ничего не получится» без вашей помощи и ругать за то, что он хочет все сделать сам, скажите:

«Понимаю, что тебе всё это хочется сделать самому. Замечательно. Очень хорошо, что ты хочешь всё попробовать сделать сам. Если тебе нужна будет моя помощь, просто позови меня, я тебе с радостью помогу.»

Пример 3:

Ребёнок утром «плохо себя ведёт», не в настроении, .

Настоящая причина такого поведения – очень поздно лёг вечером спать, не выспался.

Вместо того чтобы ругать ребёнка, что он «ноет с утра пораньше», скажите:

«У тебя такое настроение, моя хорошая, потому что ты вчера поздно легла спать и не выспалась сегодня как следует. Думаю, нам нужно стараться раньше ложиться спать по вечерам. А пока давай мы с тобой просто поваляемся вместе и я тебе почитаю интересную книжку.»

Продолжение следует…

P.S. Если вам понравилась эта статья, пожалуйста, поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей слева.

И, как всегда, буду рада вашим комментариям к этой статье.

Регистрируйтесь на бесплатный онлайн-курс «Отношения с ребёнком без криков и наказаний», который состоится уже совсем скоро.

Кликните на баннер ниже, чтобы записаться.

Читайте также:

Спасибо,очень дельные советы.Именно так я стараюсь вести себя со своими детками

2016-05-03 08:23:16

Ваше сообщение...

2016-05-02 14:53:52

Екатерина, добрый день! А что делать, если у ребенка (сын 9 лет) сильный приступ истерики (слёзы, крик, лицо искажается гримасой), но очень кратковременной. Быстро отходит. Но в момент, когда это случается, мои попытки успокоить отвергаются, меня не подпускает, может даже кулаком пригрозить. Сам по себе очень спокойный, стеснительный, но в такие моменты его не останавливает даже присутствие незнакомых людей. Например, случай в музыкальной школе: учительница предложила ему участвовать в концерте, так он как только вышли из кабинета, взорвался бурными эмоциями с криками (никаких концертов! и пр.). Страх выйти перед публикой. Или в парке аттракционов прокатился на одном аттракционе типа американских горок, но, очень гораздо меньше. Дочке 6 лет и ей понравилось, а он испугался, и, как только остановились, разразился истерикой с криками типа "Это самый худший аттракцион в жизни!" и т.д. я спокойно с ним говорю, успокаиваю, но от меня отмахивается. Помогает только быстро отвлечь, например, другим аттракционом. Я понимаю, что он испугался, но такая бурная реакция обескураживает... Переключение внимания работает, но ведь в таком возрасте хочется, чтобы выброс эмоций происходил уже более контролируемо. Заранее благодарю.

Марина Балашова

2016-05-05 13:06:26

Екатерина, спасибо больше за всё, что Вы делаете для нас, для родителей! Очень полезная информация, впрочем как и всегда, всё что я читаю и слышу от Вас. Обычно потом делюсь информацией с мужем или даю послушать, обсуждаем, а потом помогаем друг другу применять на деле ваши рекомендации. Думаю, как нам повезло, что когда-то мы нашли Вас) Слава Богу! Всегда читаешь и видишь себя и свои отношения с ребенком, понимаешь свои ошибки, т.к. начинаешь ясно понимать его чувства, переживания и, наконец, ожидания ребёнка от меня, от родителя. Со всем в статье согласна, так как уже давно слушая ваши вебинары и применяя советы на практике, вижу результаты на наших отношениях с детьми, они стали более глубокими, доверительными, по-настоящему добрыми, гораздо меньше истеричного поведения, агрессии, обвинений, обид. Старшая, а теперь и младшая стали делиться какими-то своими сокровенными секретами, внутренними переживаниями - обычно вечером перед сном наедине что-то рассказывают и спрашивают совета: а ты бы как поступила? Мы ходим в православный храм и ваши рекомендации по воспитанию идеально созвучны с советами нашего батюшки, он тоже говорит о том, что детям нужно наше родительское внимание, абсолютное принятие и любовь, не зависимо от их поведения, и еще, что мы, родители, часто хотим управлять и командовать детьми, "строить" их (всё от нашего властолюбия, каких-то комплексов), а таким способом ничего не построишь, дети только разочаровываются и отдаляются от нас. Желаю всем нам быть добрыми разумными родителями - детям на радость!

2016-05-04 12:39:34

Екатерина, спасибо за статью! главное - научиться справляться со своими эмоциями, потому что они сразу "застилают мозг", как только ребенок сильно закапризничал. И не хватает спокойствия и выдержки. Получается противоречие - ребенка учим - не бей никого, не кричи, а сами первые это делаем - ударяем кроху, когда он кричит, вместо того, чтобы понять его и орем благим матом, понятно, что переорем, но мы выпустили пар, а он нет... Господи, помоги справиться с собой! Всегда поражаюсь, как мамы приемных детей справляются с ними, а мы со своими, родными, любимыми, долгожданными не можем... Вот такие эмоции раскаяния после Ваших статей. Господи, дай спокойствия и выдержки!

Виктория

2016-05-03 19:03:23

Екатерина, подскажите, пожалуйста, как быть, если ребенок не может успокоиться, а накручивает себе еще больше эмоций. Ситуация такая: сын (4 года и 8 месяцев) ноющим голосом говорит: "Мама, у меня портится настроение, успокой меня". Я стараюсь его развеселить, пощекотать. Он начинает смеяться. Через 5 минут начинает ныть и хныкать и опять просит успокоить. Щекотка не помогает. Идем в спальню обниматься. Сидим минут 10, успокаивается, смеется. Только выходим из спальни, начинается опять то же самое. Я начинаю злиться, потому что время идет, а я ничего реально не могу сделать, и младшая дочь уже тоже начинает требовать внимания к себе. И так продолжается до тех пор, пока я уже не начинаю рычать и предупреждать, что я уже очень злюсь, так как мы теряем время, а он не хочет успокаиваться и сам себя загоняет. Тогда уже сын начинает реветь, я - ругаться, потом садимся опять в спальне и успокаиваемся еще минут 15, и только тогда успокаивается окончательно и переключается внимание на игру. Я уже без сил и энергии, и играть с детьми уже нет ни желания, ни времени. Что можно предпринять в этой ситуации, чтобы не доводить до такого?

John Gottman, Joan DeClaire

Raising an Emotionally Intelligent Child

Правовую поддержку издательства обеспечивает юридическая фирма «Вегас-Лекс»

© John Gottman, 1997

© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2015

Посвящается работе и памяти доктора Хаима Гинотта

Предисловие

В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ДЕТИ ПЕРЕЖИВАЮТ ТРУДНЫЕ ВРЕМЕНА, а соответственно, и их родители. За последние одно-два десятилетия в жизни детей произошли огромные изменения, из-за которых им стало труднее освоить навыки человеческих чувств, что предъявляет дополнительные требования к их родителям. Родители должны узнать о более эффективных способах обучения своих детей основам эмоциональной и социальной жизни. И данное практическое руководство призвано помочь им в этом.

Возможно, эмоциональное воспитание никогда еще не было столь необходимым. Давайте посмотрим на статистику. За последние несколько десятилетий число убийств среди подростков увеличилось в четыре раза, количество самоубийств – в три раза, удвоилось количество изнасилований. За этими цифрами стоит общее эмоциональное нездоровье общества. Изучение общенациональной случайной выборки из более чем двух тысяч американских детей, по оценке их родителей и учителей сначала в середине 1970-х, а затем в конце 1980-х, продемонстрировало долгосрочную тенденцию к снижению основных эмоциональных и социальных навыков. За это время показатели снизились более чем по сорока пунктам. В среднем дети стали более нервными и раздражительными, более угрюмыми и капризными, более подавленными и одинокими, более импульсивными и непослушными.

Это снижение является результатом значительных изменений, происшедших в нашем обществе. Новые экономические реалии вынуждают родителей работать больше, чем предыдущие поколения, а значит, у них остается меньше свободного времени, которое можно провести с детьми, нежели с ними проводили их собственные родители. Все большее количество семей проживает вдали от своих родственников, часто в районах, где родители маленьких детей боятся позволить им играть на улицах, не говоря уже о том, чтобы зайти к соседям. Вместо того чтобы играть со сверстниками, дети проводят все больше времени перед экраном телевизора или компьютера.

Но в течение всей долгой истории развития человечества дети знакомились с основными эмоциями и получали социальные навыки от своих родителей, родственников, соседей и из импровизированных игр с другими детьми.

Отсутствие возможности научиться основам эмоционального развития приводит к неблагоприятным последствиям. Факты свидетельствуют, что у девочек неспособность различать чувства тревоги и голода в будущем приводит к беспорядочному питанию, а те, кто в ранние годы не научился контролировать свои порывы, имеют большой шанс забеременеть в подростковом возрасте. Для мальчиков импульсивность в ранние годы может означать повышенный риск вступления на путь преступлений и насилия, и для всех детей неспособность справиться с тревогой и депрессией увеличивает вероятность злоупотребления наркотиками или алкоголем в дальнейшей жизни.

Учитывая новые условия, родители должны максимально использовать драгоценные моменты, которые они могут посвятить своим детям, и приложить целенаправленные усилия, чтобы привить им ключевые навыки межличностного общения, такие как возможность понять и справиться с беспокоящими их ощущениями, контроль над импульсами и эмпатия. В своей книге Джон Готтман предлагает научно обоснованный и в высшей степени практичный способ, позволяющий родителям дать своим детям необходимый набор инструментов для дальнейшей жизни.

Введение

ПРЕЖДЕ ЧЕМ СТАТЬ ОТЦОМ, я почти двадцать лет занимался возрастной психологией и изучал эмоциональную жизнь детей. Но лишь в 1990 году, когда родилась наша дочь Мория, я начал по-настоящему понимать отношения между родителями и детьми.

Как и многие родители, я не мог представить себе той силы чувств, которые буду испытывать к своему ребенку. Я понятия не имел, как буду взволнован, когда она впервые улыбнется, научится говорить и читать книгу. Не представлял себе, сколько терпения и внимания она будет требовать у меня каждую минуту и насколько сильно я буду хотеть удовлетворять ее потребность во внимании. С другой стороны, меня удивили те чувства огорчения, разочарования и уязвимости, которые я начал испытывать с рождением дочери. Я огорчался, когда не мог с ней общаться. Испытывал разочарование, когда она плохо себя вела. Чувствовал себя уязвимым, когда осознавал, насколько опасным может быть мир. Для меня потеря дочери означала бы, что я потерял все.

Осознание собственных эмоций помогло мне сделать ряд открытий в своей профессиональной деятельности. Как еврей, чьи родители сумели сбежать из Австрии, чтобы не стать жертвами холокоста, я был близок к теоретикам, которые отвергали авторитаризм как способ воспитания морально здоровых детей. Я считал, что семья должна быть демократичной и что дети и родители должны выступать в качестве разумных и равных партнеров, а годы моих исследований динамики семейной жизни показали, что наибольшее влияние на благополучие детей в долгосрочной перспективе оказывают эмоциональные взаимодействия между родителями и детьми.

Удивительно, но бо льшая часть сегодняшних популярных советов родителям игнорирует мир эмоций. Они опираются на теории воспитания, где большее внимание уделяется проступкам и игнорируются чувства, которые как раз и служат их побудительной причиной. Однако конечная цель воспитания детей состоит не в том, чтобы воспитать послушного и сговорчивого ребенка. Большинство родителей хочет для своих детей гораздо большего: воспитать высоконравственных и ответственных людей, которые вносят вклад в жизнь общества, обладают достаточной силой, чтобы делать свой собственный выбор, используют свои таланты, любят жизнь и те удовольствия, которые она предлагает, имеют друзей, заключают удачные браки и сами становятся хорошими родителями.

В ходе своих исследований я обнаружил, что одной любви для этого мало. Оказалось, секрет воспитания состоит в том, как родители общаются со своими детьми в эмоциональные моменты. К сожалению, часто бывает, что отношение к эмоциям (своим и своих детей) любящих и заботливых родителей встает на пути к общению с ребенком, когда тот испытывает страх, или злится, или сильно опечален. Этот недостаток можно устранить путем приобретения базовых навыков эмоционального воспитания.

Я подробно изучал семьи с помощью тщательно спланированных лабораторных экспериментов и наблюдал за дальнейшим развитием детей. После десяти лет исследований обнаружил группу родителей, дети которых развивались лучше других. Оказалось, что когда эти дети испытывали сильные эмоции, их родители делали пять очень простых вещей, которые я и назвал «эмоциональным воспитанием».

Вырастая, дети, с которыми родители занимались эмоциональным воспитанием, становились теми, кого Дэниел Гоулман называет «эмоционально развитыми» людьми. Они умели лучше управлять своими эмоциями, быстрее себя успокаивали, когда были расстроены, их сердечные сокращения раньше приходили в норму. Благодаря более высокой эффективности физиологических реакций, отвечающих за успокоение, они меньше болели инфекционными заболеваниями. У них была выражена способность к более высокой концентрации. У них лучше складывались отношения с другими детьми даже в сложных социальных ситуациях в подростковом возрасте, когда чрезмерная эмоциональность является значительным препятствием (например, когда их дразнят). Они лучше понимали людей, у них было больше друзей, они лучше учились в школе. Иными словами, у них развивался своего рода IQ по отношению к людям и миру чувств, или эмоциональный интеллект. Эта книга расскажет вам о пяти шагах, которые помогут вам развить эмоциональный интеллект вашего ребенка.

Елена Валерьевна Решетова

Актуальность : Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) одной из приоритетных задач ставит охрану и укрепление физического и психического здоровья детей , в том числе их эмоционального благополучия . В разделе 2.6. ФГОС «Социально - коммуникативное развитие » отмечена важность развития социального и эмоционально интеллекта , эмоциональной отзывчивости , сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками. Требования к условиям реализации основной образовательной Программы дошкольного образования (ФГОС, п 3.1) включают в условия реализации в социально -коммуникативной сфере на фоне эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и другим людям.

Указанные требования направлены на создание образовательной среды, которые гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей и обеспечивает их эмоциональное благополучие . А эти требования возможно выполнить при определенных условиях : через непосредственное общение с ребенком и через уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям.

Таким образом, вопрос развития социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста является приоритетным при организации и реализации образовательного процесса.

Для решения данной проблемы необходимо создать соответствующие условия, организовать предметную среду. С этой целью в группах нашего детского сада созданы некоторые объекты предметно – развивающей среды ля психоэмоциональной разгрузки детей .

Нашей целью является : создание соответствующих условий и оборудования для сохранения и укрепления эмоционального здоровья детей и обеспечение специально организованных воздействий на дошкольников в условиях дошкольной организации .

Мы обозначили следующие задачи :

Создать атмосферу психологического комфорта и эмоционального благополучия , свободной, творческой и активной личности;

Посредством модернизации предметно-развивающей среды создать условия, способствующие развитию произвольной саморегуляции эмоционального состояния детей ;

Способствовать развитию коммуникативной компетентности детей .

Ожидаемый результат :

Умение детей с повышенной психоэмоциональной активностью владеть приёмами саморегуляции;

Снижение проявления у агрессивных детей ссор и драк ;

Благодаря материалам и оборудованию Центра эмоциональной разгрузки раскроются тревожные и застенчивые дети;

Умение дошкольников сотрудничать друг с другом, согласованно действовать в командных играх;

Посредством игр и упражнений у детей повышается самооценка, формируется уверенность в себе и своих действиях, создается ситуация успеха, одобрения и поддержки.

Игры в Центрах эмоциональной разгрузки применяются для достижения релаксации и отдыха. Они способствует умственному развитию детей , гармонизирует эмоциональный фон , возбуждает интерес к исследованию .

Умение полноценно и правильно расслабиться – важная составляющая в формировании психологического здоровья. Поэтому подбирать материалы для центра необходимо с учетом возрастных особенностей детей и с учётом их основного назначения, а именно :

Для физической и эмоциональной разгрузки воспитанников, снятию усталости;

Обучение способам выражения гнева в приемлемой форме;

Обучение дошкольников умению владеть собой в различных ситуациях, приёмам саморегуляции;

Обучение детей бесконфликтному общению;

Повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей ;

Обучение дошкольников навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.

Вся жизнь ребенка дошкольного возраста подчинена его чувствам. Управлять своими переживаниями он еще не может. Поэтому дети, гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легко развеселить , но еще легче огорчить или обидеть. Чтобы преодолеть негативное эмоциональное настроение у детей в нашей группе был создан Центр эмоциональной и психологической разгрузки.

Так, например, в первую очередь, в каждой группе нашего детского сада были организованы Зоны эмоциональной разгрузки или «Центры уединения» . Это то место в группе, где ребенок может «спрятаться» от внешнего мира, скрыть свои эмоции от других . Снять напряжение может помочь «подушка-подружка» или большая мягкая игрушка, с которой ребенок может по обниматься. А выплеснуть накопившуюся энергию помогают «подушка-побитушка» и «коврик злости» .

Благодаря наполнению этих зон ребята могут выразить свое эмоциональное состояние , которое может меняться в течении дня. Центры уединения могут быть как стационарными, так и перемещаться по помещению группы, могут меняться и трансформироваться. Так, например, в нашей группе центр уединения был изменен и используется как центр «Космос» .

Также в нашей группе мы организовали для детей говорящую стену «Радуга настроения» , которая каждое утро встречает их в приёмной : солнышко, тучки, облака и разноцветные мимические цветочки, бабочки. На ленты разных цветов, в зависимости от настроения, крепится фото ребенка или картинка. У каждого ребенка есть фото на прищепке или картинка, которую он себе выбрал и, приходя в группу, дети крепят свою фотографию или картинку к соответствующему их настроению цвету. Если настроение меняется, дети перевешивают свою фотографию. «Радуга настроения» привлекает детей и помогает им понимать собственные эмоции , эмоциональные состояния других , способствует овладению средствами эмоциональной выразительности .

Данное оборудование может быть изготовлено с учетом возможности использование пространства помещения группы.



Доброжелательное отношение к сверстникам формируется у детей , когда взрослый налаживает контакты между ними, создает благоприятные условия для создания эмоциональной связи . Особенно это важно для детей младшего дошкольного возраста . Каждое утро можно начинать с игрового приема «Утро радостных встреч» или «Минутки вхождения в день» , помогающего детям лучше чувствовать себя в детском коллективе в начале дня. Эти сюрпризные игровые моменты могут проводиться не только педагогами группы, но и с участием родителей.



Так же положительное влияние на эмоциональное состояние детей младшего возраста оказывают игры в сухом бассейне. Эти игры способствуют не только физическому развитию малышей . Они также оказывают расслабляющий эффект, создавая положительный эмоциональный фон и благотворно влияют на нервную систему ребенка.

Для детей старшего дошкольного возраста целесообразней использовать «Часы настроения» или «Азбуку эмоций » . В этом возрасте они уже умеют различать эмоции , изображенные на картинках или карточках.

Также можно предложить детям нарисовать эмоции , используя шаблоны для рисования.



В нашей группе есть «Сухой душ» . Это оборудование способствует эмоциональной разгрузке детей перед сном . Ребенок заходит в спальню через завесу «Сухого душа» , тем самым он оставляет все свои негативные эмоции , накопившиеся в течение дня за ней. Также эта «волшебная шторка» предназначена для того, чтобы отделить в подсознании ребенка игровое пространство от зоны покоя и сна.

Для обучения детей бесконфликтному общению используются дидактические игры, игровые упражнения и ситуации, например : «Что такое хорошо, и что такое плохо» , «Кто тебе нравится больше?» , «Собери лицо» или «Собери свою семью» и др. Эти игры могут быть как настольно-печатными, так и изготовленные разными способами. Дидактическую игру «Собери лицо» я изготовила из фетра (по принципу фланелеграфа) .



В качестве оборудования для уголка ещё хотелось-бы представить «Мешочки настроений» . «Мешочек радости» изготовлен из светлого материала с соответствующим изображением лица хорошего настроения. «Мешочек грусти» изготовлен из тёмного материала с соответствующим изображением лица плохого настроения. Мешочки завязаны шнурками. Если у ребёнка плохое настроение, он может взять мешочек, развязать шнурок и «сложить» в него своё плохое настроение, обиды, злость, а потом тщательно завязать. Потом из другого мешочка берёт хорошее настроение, воображаемые смех, улыбку, радость.

Так же есть «Баночки гнева» . Это баночки с крышками разных цветов и размеров. Особо эмоциональные дети могут «выкрикнуть» свой гнев в такую баночку, заперев его там, затем взять ее на прогулку и открыв, «выпустить» гнев на свободу.

Немаловажный атрибут зоны эмоциональной разгрузки - это «Островок примирения» , целью которого является научить детей разнообразным способам примирения после ссоры – «Скамейка – мирилка» , «Футболка дружбы» и «Кубик – рукопожатия» . Поссорившиеся дети могут самостоятельно использовать их для примирения, зачитывая разученные стихи-мирилки. Многие из них, нам, взрослым, знакомы с детства.






Таким образом, создаваемая нами предметно-развивающая среда позволяет обеспечить максимальный эмоциональный комфорт для каждого ребенка, создать возможности для развития познавательных процессов, речи и эмоционально-волевой сферы .

Мы рекомендуем в каждой группе ДОУ создать условия для укрепление физического и психического здоровья детей и их эмоционального благополучия как важной составляющей в формировании открытой творческой личности.

Эмоциональный интеллект — это основа понимания собственных эмоций и чувств окружающих. О десяти работающих способах развития детского EQ рассказывает Виктория Шиманская — психолог, автор методики развития эмоционального интеллекта у детей «Монсики», автор книги «Монсики. Что такое эмоции и как с ними дружить» и мама двоих детей.

Развитый эмоциональный интеллект — залог личного благополучия и успеха, однако работать над ним нужно с раннего детства. Именно поэтому сегодня перед родителями стоит сложная задача воспитать не только здорового и образованного ребенка, но еще и эмоционально развитого, то есть счастливого и потенциально успешного в будущем.

1. Первое и самое важное — принять своего ребенка таким, какой он есть. Вся его индивидуальность, особенности характера, внешности и духовные качества — это данность, которая нуждается в полном принятии и безусловной любви.

2. Развитие всех пяти чувств. Раскройте перед ребенком этот мир во всем его многообразии. Тут замечательными помощниками могут стать коробочки эмоций, в которых собраны предметы, напоминающие определенное чувство, переживание, навык. Очень сложно объяснить ребенку, что такое счастье, но ему можно дать послушать, как оно звучит, каков его аромат и вкус. Дайте ребенку послушать колокольчик, ощутить аромат апельсина и попробовать на вкус шоколад. Детские ассоциации сработают лучше любых слов!

Особенно хорошо воспринимаются ребенком тактильные сказки. Здесь вашими помощниками могут стать любые предметы, которые есть в доме. Рассказывая сказку, дайте ребенку понюхать приятные ароматы аромамасел, ощутить прикосновение капелек воды или послушать звуки музыки.

3. Спорт. Физическое развитие напрямую связанно с развитием речевых и других важных функций мозга. Доказано, что во время физической активности улучшается мозговая деятельность, восстанавливается кровообращение, налаживается работа всех жизненно важных процессов. При этом наш мозг рассчитан на ходьбу на расстояния до 19 километров в день! Движение — это жизнь, поэтому спорт для детей важен как кислород.

4. Приключения. Создавайте для ребенка каждый день новые приключения. Ломайте шаблоны и показывайте этот мир с новой стороны. Очень важно, чтобы это были позитивные моменты, приятные знакомства, интересные игровые пространства. Такая атмосфера способствует социализации и развитию символического мышления, благодаря которому мы учимся понимать намерения и мотивацию других людей.

5. Музыка. Не пренебрегайте классической музыкой, ведь она общается с нами исключительно через чувства. Для ее понимания не нужно знать языка или видеть движений музыканта. Поэтому для ребенка это самый простой и действенный способ познакомиться с миром эмоций.

6. Чтение. Читайте ребенку сказки с воодушевлением, с эмоциями. Старайтесь привить ему любовь к книгам. Покажите, насколько интересен мир фантазии. Такой поход развивает воображение, расширяет словарный запас, но самое главное — с помощью сказки ребенок лучше начинает понимать свои и чужие эмоции.

7. Игра — это еще один ключ к развитию EQ. Играя с ребёнком, вы можете проявлять самые разные чувства, показывать на примере вымышленных персонажей как негативные, так и позитивные эмоции, обращать его внимание на их намерения и поступки. Этот бесценный опыт ребенок с успехом будет переносить и в реальную жизнь.

8. Сон. Недостаток сна негативно влияет почти на все сферы жизни. А ребенку на стадии развития полноценный сон и умение расслабляться просто жизненно необходимы. Для того чтобы научиться переходить в расслабленное состояние, можно взять пример с нашего сердца — за всю жизнь оно бесконечное количество раз сжимается и разжимается.

Разучите игру «Сердце»: возьмитесь за руки и образуйте ими контуры сердца. Сильно-сильно напрягаем все мышцы тела — и расслабляемся, можно даже упасть, если игра на мягком полу. И так несколько раз. Практикуйте эту игру вместе с ребенком — так он научится быстро переходить из одного состояния в другое.

Отдельное внимание стоит уделить ритуалу укладывания. Очень важно придерживаться устоявшихся традиций — например, чистим зубы, обливаем ноги контрастной водой, после чего укладываем ребенка в кровать. Читаем сказку при свете настольной лампы около 10-12 минут, выключаем свет, целуем, говорим, как сильно любим, подтыкаем одеяло и выходим из комнаты.

9. Социализация. С самого раннего возраста приучайте ребенка к коллективным занятиям — имеется в виду опыт общения вдвоем или втроем. В семье — это совместная уборка или творчество. С гостями — это пара интересных игр для двух или трех детей. Именно в общении с детьми происходит практическое освоение чувств и эмоций. Контактируя со сверстниками, ребенок учится определять настроение окружающих, их отношение к нему и, конечно, распознавать эмоции, вызванные различными ситуациями.

Катерина Стрельникова
Методические рекомендации по развитию эмоционального интеллекта детей младшего дошкольного возраста

Пояснительная записка

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольно-го образования (ФГОС) одной из приоритетных задач ставит охрану и укреп-ление физического и психического здоровья детей , в том числе их эмоцио -нального благополучия. В разделе 2.6. ФГОС «Социально коммуникативное развитие » отмечена важность развития социального и эмоционально интел-лекта , эмоциональной отзывчивости , сопереживания, формирования готов-ности к совместной деятельности со сверстниками. Требования к условиям реализации основной образовательной Программы дошкольного образования (ФГОС, п 3.1) включают в условия реализации в социально-коммуникативной сфере на фоне эмоционального благополучия и положи-тельного отношения к миру, к себе и другим людям.

Указанные требования направлены на создание образовательной среды, которые гарантирует охрану и укрепление физического и психического здо-ровья детей и обеспечивает их эмоциональное благополучие . А эти требова-ния, возможно, выполнить при определенных условиях : через непосредст-венное общение с ребенком и через уважительное отношение к каждому ре-бенку, к его чувствам и потребностям.

Таким образом, вопрос развития социального и эмоционального интел-лекта у детей дошкольного возраста является приоритетным при организации и реализации образовательного процесса.

В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания : растет сеть альтернативных дошкольных учреждений , появляются новые программы дошкольного воспитания , разрабатываются оригинальные методические материалы .

Дошкольный возраст - это тот период , когда закладывается основа дошкольной жизни ребенка . Проблема эмоционального развития младших дошкольников является актуальной потому, что эмоциональный мир играет важную роль в жизни каждого человека. Этой проблемой занимались многие педагоги, психологи (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. А. Рубинштейн, Т. А. Маркова, Я. З. Неверович, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин, и др., которые утверждали, что положительные эмоции создают оптимальные условия для активной деятельности мозга и являются стимулом для познания мира. Эти эмоции участвуют в возникновении любой творческой деятельности ребенка, и конечно, в развитии его мышления . Тогда, как отрицательные эмоции заставляют избегать нежелательных или вредных действий, защищают и оберегают ребенка. Но следует заметить, что чрезмерное воздействие отрицательных эмоций разрушает мозг и психику человека. Если посмотреть на нашу повседневную жизнь, то можно увидеть, что от эмоций зависит наше отношение к людям, событиям, оценки собственных действий и поступков.

Эмоции помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Благодаря эмоциональному развитию , ребенок сможет регулировать свое поведение, избегая тех поступков, которые мог бы совершить под влиянием случайных обстоятельств и мимолетных желаний. Поэтому мы считаем необходимым не только изучать, но и развивать эмоциональный интеллект младшего дошкольника , так как эмоции «рассказывают» окружающим его взрослым о состоянии и внутреннем мире ребенка.

Учеными доказано, что эмоции влияют на функции органов и тканей организма, а, следовательно, оказывают влияние на здоровье человека.

В отличие от интеллектуального развития развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание. А ведь сама по се-бе эмоциональная сфера не складывается - ее необходимо формировать. Дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а больше замыкаются на просмотре телевизора и компьютера, хотя именно общение вживую в зна-чительной степени обогащает чувственную сферу. Известно, современные дети менее отзывчивы к чувствам других, присутствует и агрессивность в их поведении.

Долгое время система дошкольного образования в России была ориен-тирована на обеспечение познавательного развития детей . При этом эмоцио-нальному развитию часто уделялось недостаточное внимание. Однако пред-назначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении зна-ниями, умениями и навыками, сколько в становлении базовых свойств лич-ности : самооценки, образа «Я» , нравственных ценностей, социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.

Преобразования, происходящие в России в последнее время, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования . На первый план выступает личностно-ориентированная модель общения педагога с ребенком, забота о сохранении психического здоровья каждого ребенка, принятие его индивидуальности, раскрытие и развитие творческих способностей. При этом развитие личности , способной к восприятию и пониманию собственных эмо-циональных состояний и эмоциональных проявлений других людей, рас-сматривается как условие успешной ее адаптации в современном обществе. Очень важно научить ребенка рассказывать о своем внутреннем мире, слу-шать, слышать и понимать окружающих.

Успешно закончивший школу, подававший большие надежды человек в жизни становится неудачником, а другой, как говорят, едва натягивающий до тройки, в жизни становится преуспевающим человеком. У него всё в жиз-ни складывается на «отлично» . Согласно новейшим исследованиям, успеш-ность человека зависит от коэффициента умственного развития на 20 про-центов , а от коэффициента эмоционального развития – почти на 80 процен-тов. Человек, не умеющий регулировать свои эмоции , неспособный пони-мать свои эмоции и эмоции других людей , правильно оценивать реакции ок-ружающих, не может в жизни быть успешным человеком.

Понятие «эмоциональный интеллект (EQ) » не является новым в педа-гогике. Об этом писали многие учёные, но использовали другие термины. Кроме того, существует ряд взаимосвязанных с эмоциональным интеллектом качеств , в том числе эмпатия, которое первоначально означает процесс эмо-ционального проникновения в состояние другого человека.

Гармоничное восприятие и использование своих эмоций открывает но-вые горизонты в различных сферах общения. Выстраивать отношения в лю-бых условиях – смысл . Эмоциональный интеллект (EQ) – способность человека управлять самим собой и другими людьми.

П. Сэловей, Дж. Майер, предложили структуру эмоционального ин-теллекта , состоящую из трех компонентов. В дальнейшем она была дорабо-тана и в настоящее время включает уже четыре компонента, которые в сово-купности описывают четыре сферы эмоциональных умственных способно-стей, а именно способности :

Безошибочно различать собственные эмоции и эмоции других людей ;

Использовать эмоции для повышения эффективности мыслительной дея-тельности;

Понимать значение эмоций ;

Управлять эмоциями .

Что получает каждый из нас в результате развития эмоционального интеллекта :

1. Понимание и осознание эмоций освобождает нас от страхов и пред-рассудков, поэтому нам легче мыслить нестандартно, легче принимать реше-ния.

2. Обладая высоким эмоциональным интеллектом , мы способны вести за собой, т. к. внушаем людям доверие, надёжность, вдохновение.

3. У нас много энергии благодаря эмоциональной гармонии .

Эмоциональный интеллект включает в себя самосознание, контроль импульсивности, уверенность, самомотивацию, оптимизм, коммуникативные навыки, умение эффективно выстраивать взаимоотношения с другими людь-ми. Эмоциональный интеллект играет важную роль в жизни и карьере каждо-го человека. Однако для того, чтобы этот уникальный вид интеллекта прояв-лялся и сработал, он должен развиваться не путём тренингов и семинаров во взрослой жизни, а ещё в детском саду через осознание дошкольником роли и значимости окружающих его людей.

В дошкольном возрасте эмоциональное развитие опережает интеллек-туальное . Поэтому одним из самых острых вопросов дошкольного воспита-ния является проблема нравственных представлений личности и развития гуманных чувств . Недостаточное развитие этой сферы психики , как показы-вают исследования, влечёт за собой возникновение многих внутри личност-ных и межличностных проблем и конфликтов расизм, дискриминация, не-принятие себя, непринятие других, неспособность управлять своими эмо-циями, трудности и дефекты отношения, неумение работать в команде и дру-гие. В основе развития личности дошкольника , на наш взгляд, лежит эмо-циональный интеллект , который представляет собой готовность ребенка ори-ентироваться на другого человека и учитывать его эмоциональное состояние в своей деятельности.

Работа над развитием эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста очень важна , особенно в наше время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и понимания. Но, как писал Дэвид Карузо, очень важно понимать, что «эмоциональный интеллект это не противоположность интеллекту , не триумф разума над чувствами, это уникальное пересечение обоих процессов».

Особое место в развитии личности ребёнка в дошкольном возрасте принадлежит окружающим его людям. В младшем дошкольном возрасте с их помощью дети знакомятся с некоторыми правилами общения («нельзя драть-ся» , «нельзя кричать» , «нельзя отнимать у товарища» , «нужно вежливо по-просить у товарища» , «нужно благодарить за помощь» и т. п.).

У маленьких детей недостаточно жизненного опыта, поэтому основой задачей, как педагога – помочь им приобрести опыт умения справляться с трудностями, опыт, способствующий переживанию успеха, радости от уме-ния самостоятельно найти ответ, достичь желаемого результата.

Для детей младшего дошкольного возраста эмоции являются мотивами поведения, что объясняет их импульсивность и неустойчивость. К 3 годам начинают закладываться простейшие нравственные эмоции и проявляться эс-тетические чувства. Начинает проявляться эмоциональное отношение к свер-стнику. Происходит дальнейшая «социализация эмоций » (переживание чело-веком своего отношения к окружающим людям в системе межличностных отношений).

Ребенок очень восприимчив в этом возрасте к оценке взрослого , он как бы «прощупывает» правильность своего поведения через эту оценку и быст-ро усваивает, что вызвало положительную реакцию, а что – отрицательную. Это формирует у детей первоначальное различение «хорошо - плохо» . По-этому главное направление в методике в этом возрасте - проявлять по отно-шению к ребенку любовь, ласку, чаще употреблять ласковые слова, поглажи-вание, хвалить малыша за каждое проявление доброжелательно-сти (улыбнулся, отдал игрушку, полюбовался цветочком и т. д., обучать спо-собам выражения сочувствия, внимания (погладить плачущего, поблагода-рить, попрощаться, поздороваться и т. д.). Нельзя разрешать ребенку прояв-лять недоброжелательные эмоции по отношению к взрослым и детям и тем более подкреплять эти эмоции действиями .

Дети 3-х лет часто с ограничением и негативно воспринимают автори-тарные распоряжения воспитателя, организовывая деятельность детей 3 - 4 лет , использую множество игровых приёмов, заинтересовывающих момен-тов , которые побуждают детей к определённым видам деятельности. В этом случае малыши приобретают следующий опыт :

По собственному побуждению (без давления взрослых) включаются в пред-лагаемую действительность;

- детей объединяют общие эмоциональные переживания (поют песенки, улы-баются друг другу, заглядывают друг другу в глаза, прикасаются друг к дру-гу – это совместная радость, доброжелательность);

Появляется заинтересованность ;

Растёт активность.

В настоящее время, заботясь о физическом и познавательном развитии ребёнка , взрослые зачастую забывают о важности его эмоционально - лично-стного развития , которое напрямую связано с психологическим и социаль-ным благополучием ребёнка. Развитию эмоциональной сферы ребёнка не всегда уделяется достаточное внимание, в отличие от его познавательного развития . Однако, как справедливо указывали педагоги Л. С. Выготский и А. В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, они не всегда способны осознать и контролировать свои эмоции , а это приводит к импульсивности поведения. Следовательно, актуальность данной проблемы очевидна. Она заключается в следующем : рассмотрение вопроса о развитии эмоциональной сферы и личности ребенка дошкольника предполагает все-стороннее изучение его личности, поведения и деятельности, взаимоотноше-ний с окружающими людьми, особенностей его переживаний, мировоззрения и качеств личности.

Почему эту проблему важно обсуждать и решать : У детей наблюдают-ся недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои эмоции , а также выражать своё эмоциональное состояние социально прием-лемым способом. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у дошкольников появляются внутри личностные проблемы, которые вытека-ют в тревожность, гиперактивность, застенчивость, агрессивность, замкну-тость и т. д.

Важность и актуальность рассматриваемой проблемы определили тему выпускной итоговой работы «Методические рекомендации по развитию эмо-ционального интеллекта детей младшего дошкольного возраста ».

Объект : процесс развития эмоционального интеллекта детей младшего до-школьного возраста .

Предмет : содержание методических рекомендаций для развития эмоцио-нального интеллекта детей младшего дошкольного возраста .

Цель : разработать методические рекомендации по развитию эмоционального интеллекта детей младшего дошкольного возраста .

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие Задачи :

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по развитию эмоциональ-ного интеллекта детей младшего дошкольного возраста ;

2. Исследовать специфику развития эмоционального интеллекта детей млад-шего дошкольного возраста .

3. Исследовать условия развития эмоционального интеллекта детей младше-го дошкольного возраста ;

Методы : анализ психологической, педагогической и методической литера-туры , наблюдение.

Этапы исследования :

На I этапе формировались основные положения исследования, изуча-лась психолого-педагогическая и методическая литература , изучались мето-дики по развитию эмоционального интеллекта детей младшего дошкольного возраста .

На II этапе подобраны упражнения и разработаны методические реко-мендации по развитию эмоционального интеллекта детей младшего дошко-льного возраста .

Очень важно, чтобы воспитатель был ориентирован не только на соз-дание предметно - развивающей среды , но и эмоционально- развивающей среды в группе . Среды, способствующей разностороннему и полноценному развитию эмоционально -чувственной сферы ребенка дошкольного возраста (как условия его дальнейшего успешного и гармоничного развития ).

Эмоционально - развивающая среда включает в себя следующие ком-поненты :

Первым компонентом является взаимодействие педагога с детьми. Зна-чимым фактором являются эмоционально -личностные особенности воспита-теля, а также его речь. Эмоциональная речь воспитателя , внимательное, при-ветливое отношение к детям призвано создавать положительный настрой.

Вторым, компонентом эмоционально- развивающей среды является оформление интерьера группы благоприятное цветовое оформление, удобная мебель, комфортный температурный режим, пространственное решение группы - это наличие специально-организованных зон, среди которых : («Уголок уединения» , «Уголок настроения» и т. д.). При оформлении «Угол-ков настроения» необходимо уделить особое внимание и подбору цветовой гаммы, поскольку цвет и настроение взаимосвязаны. Музыкальный фон в группе создает соответствующая музыка - не только привычные детские пе-сенки, но и классические произведения, народная музыка и т. д.

Третьим компонентом является эмоционально -активизирующая совме-стная деятельность воспитателя с детьми. Она включает в себя в первую оче-редь разные виды игр и упражнений, направленных на эмоциональное разви-тие дошкольника .

В игре активно формируются или перестраиваются психические про-цессы, начиная от простых и заканчивая самыми сложными.

Развитию эмоционального благополучия детей способствует проведе-ние психогимнастических упражнений. Это условие, которое не предусмот-рено нормами организации жизнедеятельности ДОУ, однако рекомендовано психологами и медиками.

Психогимнастика, по мнению Е. А. Алябьевой, М. И. Чистяковой, пред-ставляет собой специальные занятия (этюды, игры, упражнения, направлен-ные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (его позна-вательной и эмоционально-личностной сферы )

Основная цель занятий по психогимнастике - овладение навыками управления своей эмоциональной сферой : развития у детей способности по-нимать, осознавать свои и чужие эмоции , правильно их выражать и полно-ценно переживать.

Эффективно воздействуют на психическое состояние детей проведения лечебно-профилактических мероприятий (водные закаливающие процедуры, психотренингов, релаксационных пауз, снимающих напряжение и стресс. Мимические и пантомимические этюды, в которых выразительно изобража-ются отдельные эмоциональные состояния (радость, удивление, интерес , гнев и другие, связанные с переживанием телесного и психического доволь-ства или недовольства. С помощью этюдов дети знакомятся с элементами выразительных движений мимикой, жестом, позой, походкой.

Таким образом, изучив подходы к организации развития эмоциональ-ного интеллекта у детей дошкольного возраста , мы пришли к выводу, что ор-ганизованная психолого-педагогическая работа в этом направлении может не только обогатить эмоциональный опыт дошкольников , но и устранить недос-татки в личностном развитии .

В настоящее время все больше вызывает к себе интерес проблема связи чувств и разума, эмоционального и рационального , их взаимодействия и взаимовлияния. В дошкольном возрасте эмоциональное развитие опережает интеллектуальное . Именно поэтому одним из самых острых вопросов до-школьного воспитания является проблема нравственных представлений лич-ности и развития гуманных чувств . Недостаточное развитие этой сферы пси-хики влечет за собой возникновение многих внутри личностных и межлично-стных конфликтов : расизма, дискриминации, непринятия себя, других, не-способность управлять своими эмоциями , неумение работать в команде и др. В основе развития личности дошкольника лежит эмоциональный интеллект , т. е. понимание, контроль эмоций и ориентация на другого, а также способ-ность сотрудничать с другими людьми. Область изучения эмоционального интеллекта является сравнительно молодой и насчитывает чуть больше одно-го десятилетия. Однако сегодня этой проблемой занимаются специалисты уже по всему миру.

Особую важность и актуальность развитие эмоционального интеллекта приобретает в дошкольном и младшем школьном возрасте , поскольку имен-но в эти периоды идет активное эмоциональное становление детей , совер-шенствование их самосознания, способности к рефлексии и децентрации (умению встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства) .

Оказывается, что совершенствование логического мышления и круго-зора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Го-раздо важнее, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интел-лекта , а именно :

Умением контролировать свои чувства так, чтобы они не “переливались через край”;

Способностью сознательно влиять на свои эмоции ;

Умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их) ;

Способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;

Умением эффективно общаться с другими людьми, нахо-дить с ними общие точки соприкосновения;

Способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.

Развитие эмоциональной сферы ребенка способствует процессу социа-лизации человека, становлению отношений во взрослом и детском сообщест-вах.

Научить понимать и осознавать потребности и эмоции тела , развить мышечное внимание и свободу;

Формировать у дошкольников потребность и умение накап-ливать положительные эмоции , распознавать и справляться с неполез-ными эмоциями ;

Научить позитивно (без раздражения, капризов, агрессии) реагировать на различные жизненные ситуации и заранее создавать желаемые ситуации;

Заложить у дошкольников основы умения анализировать и понимать себя и собственное поведение (что происходит и почему, поведение других людей, управлять своими эмоциями , при этом адек-ватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки;

Способствовать адекватному для дошкольников ролевому развитию , а также формированию эмоциональной децентрации и про-извольной регуляции поведения;

Научить дошкольников поддерживать сотрудничество;

Обеспечить осознанное участие семьи.

Эмоциональный интеллект становится основным капиталом современ-ного человека. Развивать его необходимо с самого раннего возраста с 3 - 4 лет . К этому моменту ребенок отделяется от матери и становится способным к восприятию социальной и психологической информации.

Модель эмоционального интеллекта предполагает последовательное и параллельное развитие четырех основных функций :

– самосознание (образ "Я", понимание "психологического устройства" себя) ;

– самоконтроль (способность совладать со своими чувствами, желаниями) ;

– социальная чуткость (умение устанавливать контакты с разными людьми) ;

– управление отношениями (способность к сотрудничеству, умение поддер-живать, развивать , укреплять контакты).

Эти основные функции развиваются на различных этапах дошкольного детства в соответствии с возрастными особенностями ребенка, используя со-четание различных форм обучения.

Используются такие методические средства , как :

Ролевые игры;

Психогимнастические игры;

Коммуникативные игры;

Игры и задания, направленные на развитие произвольности ;

Игры, направленные на развитие воображения ;

Релаксационные методы ;

Использование эмоционально-символических методов .

Комфортная организация режимных моментов;

Оптимизация двигательной деятельности через организа-цию физкультурно-оздоровительных мероприятий (физкультминутки, спортивные игры и т. д.) ;

Игротерапия (сюжетно-ролевые, коммуникативные и т. д.) ;

Арттерапия (рисование, ритмопластика, танец) ;

Занятия-образы, игры-драматизации, сказкотерапия;

Психогимнастика (этюды, мимика, пантомимика) ;

Телесно-ориентированные методы , психомышечная трени-ровка;

Посещение комнаты психологической разгрузки;

Задания, направленные на организацию совместной дея-тельности и театрализованных игр, составление рассказов и т. п. ;

Использование наглядных пособий (фотографии, рисунки, схемы и т. д.) ;

Действующие эффективные методы обучения – интерактивные беседы , рассказы и сказки, работа с видеосюжетами, творческая индивидуальная и групповая деятельность (совместное пение, танец, рисование, работа с при-родными материалами, пантомима, декламация, элементы телесной терапии.

Специфика психолого-педагогического сопровождения развития эмо-ционального интеллекта ребенка в дошкольном образовательном учреждении состоит в том, что весь коллектив сотрудников участвует в создании условий для его благоприятного развития , а также просвещает и привлекает к этому родителей воспитанников.

Современный родитель, к сожалению, немного внимания уделяет этой проблеме, ему важнее научить ребёнка читать, писать, считать, так как ему кажется этого достаточным для дальнейшего развития ребенка . Именно по-этому так важно объяснить родителям, что одно из важнейших мест в разви -тии личности занимает именно социально-эмоциональное развитие , и начи-нать его необходимо именно в дошкольном возрасте , так как именно в этом время мы закладываем первые и самые главные черты характера человека.