Содержание экологического образования дошкольников по фгос. «экологическое воспитание дошкольников в рамках фгос в доу. Формы экологического воспитания

17.02.2019

Опыт работы воспитателя детского сада "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста".

Автор: Скрипникова Валентина Михайловна.
Данная статья может быть полезна воспитателям детского сада, родителям, педагогам дополнительного образования.
Пояснительная записка:
В дошкольном возрасте происходят значимые изменения в познавательной сфере ребенка. Образный характер мышления, специфичный для дошкольного возраста, определяется тем, что ребенок устанавливает связи и отношения между предметами, прежде всего, на основе непосредственных впечатлений.
Экологическое воспитание следует начинать с дошкольного детства, именно в этом возрасте закладывается основа представлений о природе, формируются основы экологического сознания.
Задачи экологического воспитания
1. Воспитание у детей дошкольного возраста уважительного отношения ко всем объектам природы вне зависимости от наших симпатий и антипатий.
2.Формирование эмоционально – положительного отношения к окружающему миру.
Цель экологического воспитания детей - получение детьми достоверных знаний, представлении, приобретение навыков ответственного, доброжелательного, бережного отношения к природе.

Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего Мир
природы с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный
источник детского разума.
В. Сухомлинский.
Семья, как ячейка общества, воспитывает в нас самые прекрасные качества: трудолюбие, заботу о ближнем, усердность, сочувствие, сопереживание.
Окружающий мир – это самый богатый источник знаний для ребенка. Маленький человечек бережно и с интересом относится к цветочкам, бабочкам, яркому солнышку да ко всему, что он видит вокруг себя. Взрослым, поддерживая вот такой искренний интерес ребенка к природе, важно помнить о воспитании бережного отношения к ней. Любовь к окружающему миру взрослые должны прививать ребенку с самого раннего детства с пеленок, своим личным примером. С самого рождения ребенок любит природу, стремится к единению с природой. Дети этого возраста чутки и отзывчивы. Они сопереживают, сочувствуют, у ребёнка формируется стиль поведения в природе. (Не бросят камень в кошку, не оставят после себя мусор, не разорят муравейник, не сорвут без надобности цветок и листок).
Дети должны знать, что растения и животные, птицы - живые существа, они дышат, пьют воду, растут, заводят потомство, а самое главное, чувствуют боль.


Воспитание не станет экологическим, если уже в младшем возрасте дети не поймут: комнатным растениям нужна вода, воздух, птичке – семена, вода и тоже воздух, животным – корм и вода, воздух.
Правильное отношение к живым существам является конечным результатам и воспитывается оно в совместной с взрослым деятельности, игре.
Если ребёнок не знает и не понимает ничего то, что происходит за пределами его квартиры и детского сада, никакого отношения к этому миру у него возникнуть не может.


Форма работы с детьми дошкольного возраста:
- привлечение дошкольников к наблюдениям и сравнениям.

Например, после появления нового листочка, бутона, цветка можно предложить воспитанникам «сфотографировать» растение, а затем нарисовать растение с натуры. Затем сравнить растение, нарисованное с растением с «фотографии». Обязательно сделать вывод, что изменилось, какие несовпадения. Такие действия способствуют развитию наблюдательности, внимательности к некоторым деталям, да и способствуют развитию сенсорного воспитания у детей дошкольного возраста.
- метод демонстрации.
Этот метод заключается в том, что ребенку необходимо демонстрировать натуральные предметы, их изображения с помощью картинок, фотографий, кинофильмов, диапозитивов.
Метод демонстрации используют для того чтобы уточнить, обобщить, систематизировать знания детей дошкольного возраста о предметах, явлениях в окружающей действительности.
- метод рассказывания.
Рассказывая ребенку о явлениях, предметах окружающей действительности., вы обогащаете впечатления у ребенка, оказываете влияние на его ум, воображения ребенка, на его чувства, его отношение к предметам и явлениям окружающей действительности. Рассказ должен иметь четко определенную тему, художественную форму, быть динамичным, основываться на близких и интересных для детей фактах, можно привести примеры или случаи из своего личного опыта.
- чтение (слушание детьми) произведений художественной литературы.
Этот метод способствует расширению знаний дошкольников о предметах и явлениях, формированию художественных вкусов, возникновению сочувствия и сопереживания.
- беседа.
Беседу используют для обобщения и систематизации знаний у детей дошкольного возраста. Беседуя ребенок дожжен знать, о чем идет речь, чтобы включиться в диалог, поддержать беседу, слушать и понимать собеседника, иметь возможность ответить на какие-то вопросы, задаваемые по ходу беседы.
- игра.
Ведущей деятельностью у детей дошкольного возраста является – игра, поэтому играя, ребенок учиться взаимодействовать с природой, учиться общаться с птицами, животными, растениями, учиться взаимодействовать с предметами неживой природы.
Игры бывают разной классификации:
- дидактические игры экологического содержания.
В дидактической игре имеются определенные правила, своя структура и система оценивания детей.
Существует несколько видов дидактических игр: настольно-печатные игры, игры с предметами, словесные игры.
Настольно- печатные игры, это игры направленные на развитие мыслительных процессов (анализ, синтез, классификация, обобщение).
Игры с предметами – это игры с различными материалами (мозаикой, листочками, шишками и т.д.)
Словесные игры направлены на развитие внимания, быстроту реакции и связную речь.
Очень важно в развитии экологического воспитания являются посещение зоопарка, цирка, океанариума, экскурии.
На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе.
Наблюдая как живут животные в зоопарке, цирке, кто и как за ними ухаживает, ребенок начнёт строить из
кубиков, кирпичиков или другого материала клетки для животных и птиц, заселять их игрушечными животными.
Дети получают не только знания о жизни животных, о внешнем виде, среде их обитания, но и учатся за ними ухаживать и заботится о них. Они строят красивые, большие, удобные клетки, кормят их, моют клетки. Распределяют обязанности, контролируют работу друг друга (директор, сторож, шофёр и так далее).
Знакомя детей с животными, живущими рядом с человеком, дать возможность ребёнку принимать активное участие за животными (покормить, почистить клетку), привлечь к созданию условий для них от холода.


- Игры с природным материалом.
Детям очень нравятся такие игры, в которых напрямую связаны с природой. Они сами заготавливают материал, порой его создают, не причиняя вреда природе, учатся применять его на практике в своей игре. Дети любят играть с песком, водой, они определяют свойства, качества материала, проводят опыты.


И самое главное привить ребенку главные принципы жизни его в гармонии с природой:
1. «Не навреди».
2. «Познавая, не разрушай».
3. «Не бери у природы больше, чем тебе необходимо».
4. «Прежде чем сделать, ответь себе на три вопроса:
1. Что я хочу сделать?
2. Зачем мне это нужно?
3. Кто и что при этом приобретает, а кто и что потеряет?
5. «Подумай о последствиях!»


У всех людей, какой бы они не были национальности, в какой стране они не жили у них одна забота – сохранить нашу планету для дальнейшей жизни.
Все эти методы способствуют развитию познавательных процессов у ребенка, способствуют формированию у ребенка ценности к окружающей его действительности, воспитывают у ребенка бережное отношение к природе, ко всему, что его окружает.
Очень важно, чтобы сами взрослые любили природу и эту любовь старались привить детям своим личным примером.

Экологическое воспитание приобретает новое значение в дошкольном воспитании. Своевременное закладывание основных элементов экологической культуры — залог становления осознанного положительного отношения к природе.

Главной формой работы по формированию первых элементов экологической культуры у дошкольников можно считать занятия, отличающиеся многообразием форм их проведения и используемых методов.

Занятие — основная форма работы

В условиях ДОУ экологические занятия считаются традиционной формой обучения, воспитания. При изучении тем по они позволяют сформировать первые представления о природных явлениях, об отношении к окружающему миру. Проводятся с детьми всех возрастов, что отражается на их специфике, выборе методов и приемов.

Занятия обладают большими возможностями. Накопленные при экскурсиях и наблюдениях представления, чувства качественно преобразуются в углубленные экологические познания. Под контролем взрослого формируется система простых и элементарных знаний в соответствии с требованиями образовательных программ. Знания предоставляются системно, последовательно. Развиваются познавательные процессы, способности.

Цель, главные задачи

Главная цель занятий — воспитание осознанного отношения к окружающей природе, людям, самому себе; развитие способностей воспринимать окружающий мир, любить и понимать его, бережно относиться к нему с ранних лет жизни.

  • формировать видимый интерес к окружающей ребенка природе;
  • развивать мотивацию к сохранению природы, к заботе о ней;
  • формировать экологическое сознание;
  • обучать детей экологическим знаниям.

Подготовка к занятиям

Эффективность занятия зависит от его подготовки педагогом. Воспитатель должен тщательно изучить тему, при необходимости пополнить экологические знания, определить задачи. Определение задач основывается на содержании программы воспитания учреждения образования. Обязательно должен учитываться уровень развития детей, особенности природного окружения, наличие материальной базы. Важно определить место проводимого занятия в системе воспитания.

При подготовке и составлении конспекта занятия необходимо рационально подбирать методы, форму проведения. Их выбор зависит от заранее определенных задач, особенностей детского коллектива.

Структура

В любом занятии выделяется несколько основных частей:

  • название;
  • программное содержание — конкретные задачи, цели;
  • материал;
  • форма проведения;
  • методы;
  • ход занятия.

Структура проведения экологического занятия следующая:

  • введение в тему, выделение целей и задач, объяснение того, что дети должны узнать, освоить;
  • самостоятельная или совместная с воспитателем деятельность: дети выполняют задания под постоянным контролем, воспитателем оказывается поддержка, помощь или поощрение тем, кто в них нуждается.

Типы занятий

Современная педагогика выделяет несколько типов обучающих занятий.

Первично-ознакомительные . Проводятся для ознакомления с представителями дикой природы, которых наблюдать не получается, природными законами, явлениями, связями между компонентами окружающей среды.

Главный элемент ознакомительного занятия — наглядность. Но на первом месте все равно находится словесный метод, чаще беседа, но обязательно проводимая совместно с использованием различных демонстрационных пособий (картинки, фото, видеофильмы). Эти наглядные средства обучения способствуют формированию отчетливых начальных представлений о природе.

Часто компонентами таких занятий становится чтение литературы, просмотр слайдов, презентаций. Важным элементом считается слово воспитателя. Благодаря ему обеспечивается доступное и последовательная подача содержания материала и от него зависит общий результат обучения.

Занятия по углублению, расширению знаний (углубленно-познавательного типа) направлены выявление связей, закономерностей.

На них применяют как словесные, наглядные методы, так и практические: длительное наблюдение, самое простое экспериментирование, демонстрацию моделей. Очень эффективно использовать труд ребенка в природе. Углубленные занятия проводятся тогда, когда полученные знания необходимо закрепить, уточнить. Они способствуют интеллектуальному детскому развитию. Дети учатся находить элементарные связи, делать выводы. Это качественно развивает мышление ребенка.

Обобщающие занятия выполняют следующие цели:

  1. обобщить знания;
  2. формировать умение сравнивать, способность делать выводы, проводить простейший анализ;
  3. развивать речевую активность и абстрактное мышление.

При проведении обобщающих занятий эффективно применение дидактических игр, наблюдений, методов, позволяющих полученные знания использовать на практике.

Комплексные занятия

Среди всех форм наибольшую популярность у педагогов приобрели комплексные занятия. Эта форма, которая решает несколько задач сразу. Поэтому состоит из следующих частей:

  1. В начале уточняются и актуализируются детские знания по теме. Это развивает интеллектуальные способности и формирует познавательную активность;
  2. Во второй части используются немного другие методы работы: беседа по экологическому воспитанию, показ, наблюдение;
  3. Заключительная часть — самостоятельное детское творчество, поисково- познавательная деятельность, в которой ребенок через свою творческую и познавательную активность сам познает новое для него.

Народные игры основаны на народном творчестве, опыте предыдущих поколений. Примеры: “У медведя во бору”, “Лесные пятнашки”.

В творческих играх дошкольники получают возможность отразить впечатления в творческой деятельности. Популярными являются строительные творческие игры , при которых используется натуральный природный материал, из которого при старании можно сделать игрушку, поделку. Эти игры дают простор фантазии и раскрывают творческие способности. Воспитатель не дает ребенку уже готовые знания, дети получают их в ходе поисковых действий.

Чтобы познакомиться со свойствами различных природных материалов можно использовать игры-иллюстрации .

Хорошим способом закрепления изучаемого материала является инсценирование в играх сюжетов из дикой природы, сказок. Хорошим эффектом обладает внесение в игровые формы загадок, поговорок.

Сюжетно-ролевые игры самые сложные при подготовке, но они считаются наиболее эффективной формой работы по воспитанию у дошкольников положительного отношения к природе.

«Актуальность проблемы экологического воспитания дошкольников. Требования ФГОС к реализации образовательной области «Познавательное развитие».

Старший воспитатель МАДОУ «Детский сад № 145 комбинированного вида» Ново-Савиновского района г.Казани Биктова А.Н.

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

Е.Евтушенко

Мы помним из далекого детства свои ассоциации, связанные с соприкосновением с природой. Мы бегали босиком по росистой траве, купались в чистых водах рек, озер, морей, резвились под теплыми дождями, с восторгом шлёпая по лужам, собирали полевые цветы, ели с каждого куста и с любого дерева всё, что было съедобно, радовались солнцу и снегу. Наверное, именно это и помогло нам мечтать, верить в светлое будущее. Но бедные наши дети! Каких невосполнимых богатств они лишены. Сейчас даже в самых отдаленных селениях люди не могут наслаждаться первозданной красотой природы. Везде человек приложил свою «хозяйскую руку».

Радиационные дожди, плоды, покрытые ядохимикатами, обмелевшие реки, пруды, превратившиеся в болота, моря, которые вот-вот взорвутся, уничтоженные за ненадобностью животные, вырубленные леса, опустевшие деревни и сёла – вот наше наследство.

В любой газете, в любом журнале кричим об экологии, призываем оглянуться вокруг и увидеть то, что мы натворили, требуем вернуть нам природу в чистом виде! Не поздно ли? Природа, человек, нравственность – понятия тождественные. И к великому горю, в нашем обществе именно эти понятия разрушены.

Мы требуем от детей порядочности, доброты, любви, душевного понимания, но согласитесь, мы очень мало занимаемся воспитанием экологической культуры у детей. В этой борьбе за будущее человечества, за экологию и за высоконравственного человека, огромное, вернее, практически самое важное место занимаем мы, педагоги.

Важнейший аспект в решении вопроса сохранения природных ресурсов Земли – образование, экологическое воспитание всего населения. Экологическое образование официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных систем. Экология в настоящее время является основой формирования нового образа жизни . Началом формирования экологической направленности личности можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека. Психологи говорят, что первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, около 70 % отношения ко всему окружающему на психологическом уровне формируется в дошкольном детстве, а в течении жизни оставшееся только 30 %. На этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Как же приучить детей беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас?

В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

Направления экологического воспитания детей дошкольного возраста предполагает:

Воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);

Формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);

Развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);

Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Очень эффективно, когда все эти направления интегрируются в одном занятие. Без приближения детей к природе и широкого использования ее в воспитательно-образовательной работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников ― умственного, эстетического, нравственного, трудового и физического.

Для этого необходимо: Формировать у детей элементарные знания о природе… Система знаний о природе включает знания об ее объектах и явлениях (их признаках, свойствах), а также связях и отношениях между ними. Бережное отношение к природе невозможно сформировать только на основе знаний. Труд в природе является проявлением активной заботы о ней. Развивать у детей трудовые навыки и умения. Труд детей в природе дает реальные результаты. Этим он и привлекает к себе детей, вызывает радость и желание ухаживать за растениями и животными. 15. Воспитывать у детей любовь к природе и необходимости охраны природы – насущной заботы всего человечества. Особое значение для формирования бережного отношения к природе имеют знания о живом организме, умение отличать его от объектов неживой природы.

Актуальность темы. Вывод:

  1. Обострение экологической проблемы в стране и в мире диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания, культуры природопользования.
  2. Наши дети экологически не воспитаны, т. е. не у всех проявляется доброжелательное отношение к живым существам, объектам природы, не у всех достаточен запас знаний об окружающей нас природе, они потребительски относятся к ней.

Требования ФГОС к реализации образовательной области «Познавательное развитие».

Сейчас я предлагаю обратиться к нормативно-правовым документам, которые мы должны учитывать при работе с детьми по экологическому воспитанию:

  • Зак он Российской Федерации “Об образовании”
  • Федеральный закон РФ “Об охране окружающей среды”
  • ФГОС ДО

По Федеральным Государственным Требованиям, в соответствии с которыми мы работали последние годы, образовательная область, которая включала в себя экологическое воспитание детей, называлась «Познание». Теперь по новому Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, который вступил в силу с 1 января 2014 года, вместо 10 образовательных областей, осталось только пять:

  • социально-коммуникативное развитие
  • познавательное развитие

● речевое развитие;

● художественно-эстетическое развитие;

● физическое развитие

Теперь экологическое воспитание мы должны реализовывать в образовательной области, которая называется «Познавательное развитие». ФГОС ДО регламентирует образовательную деятельность дошкольной образовательной организации (ДОО) и позволяет поиному рассматривать вопросы познавательного развития дошкольников.

Согласно ФГТ содержание данной образовательной области «Познание» было направлено на познавательное, интеллектуальное развитие детей; развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора и т.д.

ФГОС ДО ставит целью образовательной области «Познавательное развитие»: развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей, которые можно подразделить на сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально-творческие

Задачи: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира..

В ближайшее время всем вам необходимо будет переосмыслить и продумать содержания нашей работы в соответствии с новыми утвержденными ФГОС ДО. А это означает, что необходимо будет откорректировать основной общеобразовательной программу дошкольного образования вашего ДОО, необходимо будет изменить и содержание образовательной области Познавательное развитие, где в содержательной форме необходимо будет описать систему работы ваших педагогов по экологическому воспитанию, уже в соответствии ФГОС ДО, заложить все специфические особенности обучения и развития детей: варьирование сроков усвоения материалов, систему работы, специальные подходы, методы и приемы экологического воспитания, направленные на освоение ООП, особые условия реализации. Возможные трудности при реализации ФГОС ДО безусловно возникнут, но вы вместе со своими педагогическими коллективами должны быть настроены оптимистически и приложит максимум усилий, чтобы их преодолеть. Ведь ФГОС ДО – совершенно новый этап в дошкольном образовании, новый прорыв, который мы надеемся, изменит систему дошкольного образования во благо наших детей


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 «Солнышко»

К О Н С У Л Ь Т А Ц И Я

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

г. Осташков 2015г.

В соответствии с Законом об образовании, который был принят в декабре 2012г., дошкольное образование становится первым уровнем общего образования и поэтому, как и все другие уровни, должно осуществляться на основе стандарта. Министерством образования и науки РФ разработан и утвержден (17 октября 2013г., № 1155) Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который вступил в силу с января 2014г. этот документ определяет работу детских садов как образовательных организаций первой ступени общего образования и ориентирует педагогические коллективы на сохранение уникальности и самоценности детства и всестороннее развитие личности ребенка.

Важным положением документа является «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества). По общему признанию и определению ученых, природа принадлежит к абсолютным ценностям высшего порядка, ибо она является основой существования человека на Земле и определяет его не только физическое, но и духовное благополучие. Природа нашей страны выполняет особую функцию: для всей планеты Россия является регионом компенсации глобальных антропогенных нарушений. Леса России – это легкие планеты, они имеют самый высокий комплексный показатель вклада в сохранение устойчивости биосферы – 10% общепланетарного баланса. С одной стороны, этим обстоятельством можно гордиться, а с другой – следует понимать, что на россиянах лежит ответственность за поддержание и сохранение полноценной жизни на Земле. Именно поэтому необходимо экологическое образование всего населения начиная с дошкольного детства и на протяжении всей жизни.

В конце прошлого и начале нового века в стране сложилась система непрерывного экологического образования, которая уже на ступени дошкольного детства ставит своей целью формирование начал экологической культуры и развитие экологической культуры взрослых, их воспитывающих. Новый документ позволяет вписать экологическое воспитание в систему общей воспитательно-образовательной работы с детьми, осуществляемой на основе стандарта.

Экологическое воспитание дошкольников на основе ФГОС ДОЛ может быть реализовано двумя путями: через основную программу, которую разрабатывает само учреждение, опираясь на ту или другую примерную образовательную программу (на нее отводится 60% учебного времени), или через парциальную программу, которая дополняет основную и может рассчитывать на 40% учебного времени. И в том, и в другом случае экологическое воспитание детей осуществляется в системе на протяжении всего учебного года.

Важным положением Стандарта являются целевые ориентиры, которые определяются документом как «возможные достижения ребенка» - не обязательные, но возможные и желательные достижения в его интеллектуальном и личностном развитии. достижения в общении с природой сформулированы следующим образом: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы… склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире… обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания». Под эти формулировки и развертывается система экологического воспитания.

Необходимо пояснение и напоминание: содержание экологического воспитания опирается на ведущие понятия экологии как науки, адаптированные к психолого-педагогической специфике ребенка – дошкольника и детского сада как образовательной организации. Главным понятием биоэкологи (отрасли естествознания) является «взаимосвязь организма со средой», что означает: ни одно живое существо не может жить вне условий, обеспечивающих его жизнедеятельность и позволяющих удовлетворить его потребности. Каждое растение, любое животное обладают морфофункциональной приспособленностью к своей среде обитания. Каждая экосистема (природное сообщество) обладает необходимым сочетанием населяющих ее обитателей, которые приспособлены жить вместе в одних и тех же условиях неживой природы и взаимодействовать друг с другом. Поэтому любая экосистема обладает таким свойством, как равновесие, которое обеспечивает круговорот вещества и энергии.

Чтобы правильно относиться к природе, осознанно с ней взаимодействовать, не нарушать природного баланса, люди должны знать эти нехитрые законы. Элементарное знание основ экологии является обязательным компонентом экологической культуры любого человека. Доказано, что формирование этого знания легче начинать в дошкольном детстве на конкретных примерах ближайшего к ребенку природного окружения.

Реализация Программы детского сада и образовательной деятельности с детьми, как предусмотрено в Стандарте, осуществляется через особые структурные единицы – образовательные области, которые представляют собой «определенные направления развития и образования детей». Это означает, что экологическое воспитание должно вписаться в эти образовательные области и осуществляться через них. Рассмотрим, каким образом система экологического воспитания детей по программе «Детство» может быть реализована на практике через обозначенные в ФГОС ДО образовательные области.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

В процессе ознакомления с природой у детей формируется представление о живом и неживом мире, о взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений природы. Особое внимание обращается на зависимость жизни и деятельности человека от природных условий в постоянно меняющейся среде – дети учатся видеть и понимать реальные причины зависимости.

В соответствии с программой «Детство» дошкольники получают разнообразные знания по экологии. Так в младших группах в разделе

ребенок открывает мир природы с детьми осваивают представления об объектах и явлениях неживой природы (солнце, небо, дождь и т.д.), о диких и домашних животных, особенностях их образа жизни. Дают элементарное понимание, что животные живые.

Различают растения ближайшего природного окружения по единичным ярким признакам (цвет, размер) их названия. Дети учатся выделять части растения (лист, цветок).

Им дают знания об элементарных потребностях растений и животных: пища, влага, тепло; понимание, что человек ухаживает за животными и растениями, проявляет эмоции и чувства. Дети должны уметь комментировать обнаруженные признаки живого у животных, растений, людей (воробей летает, прыгает, клюет зернышки, я бегаю, прыгаю, ем кашу).

Дети постепенно накапливают впечатления о ярких сезонных изменениях в природе (осенью становится холоднее, часто идут дожди, листья желтеют и опадают; исчезают насекомые и т.д.), осваивают простейшие способы экспериментирования с водой, песком.

В средней группе происходит:

    Знакомство с новыми представителями животных и растений.

    Выделение разнообразия явлений природы (моросящий дождь, ливень, туман и т.д.), растений и животных.

    Распознавание свойств и качеств природных материалов (сыпучесть песка, липкость мокрого снега и т.д.).

    Сравнение хорошо знакомых объектов природы и материалов, выделение признаков отличия и единичных признаков сходства.

Дети этого возраста определяют назначения основных органов и частей растений, животных, человека, (корень у растения всасывает воду из земли и служит опорой растению и т.д.) в наблюдении и экспериментировании; различают и называют признаки живого у растений, животных и человека (двигаются, питаются, дышат, растут)

У них происходит накопление фактов о жизни животных и растений в разных средах обитания, установление связей приспособление отдельных хорошо знакомых детям растений и животных к среде обитания (рыбы живут в воде: плавают с помощью плавников, дышат жабрами т.д.)

Дети наблюдают признаки приспособления растений и животных к изменяющимся условиям среды осенью, зимой, весной и летом;

Устанавливают изменения во внешнем виде (строении) хорошо знакомых растений и животных в процессе роста и развития, некоторые яркие стадии и их последовательность.

В средней группе дошкольники различают домашних и диких животных по существенному признаку (дикие животные самостоятельно находят пищу, а домашних кормит человек и т.д.); распределяют животных и растения по местам их произрастания и обитания (обитатели леса, луга, водоема, клумбы и т.д.).

Они должны уметь составлять описательные рассказы о хорошо знакомых объектах природы, отражать в речи результаты наблюдений, сравнения, использовать слова, обозначающие меру свойств (светлее, темнее, холоднее и т.д.), устанавливать связи, усвоенные обобщения, красоту природы.

В старшей группе увеличивается объем представлений о многообразии мира растений, животных, грибов. Дети умеют видеть различия в потребностях у конкретных животных и растений (во влаге, тепле, пище, воздухе, месте обитания и убежище); обнаруживают признаки благоприятного или неблагоприятного состояния природных объектов и их причин (у растения сломана ветка, повреждены корни, листья опутаны паутиной).

Дошкольники этого возраста сравнивают растения и животных по разным основаниям, относят их к определенным группам (деревья, кусты, травы; грибы; рыбы, птицы, звери, насекомые) по признакам сходства; устанавливают сходства между животными, растениями и человеком (питается, дышит воздухом, двигается и т.д.) и отличия (думает, говорит, испытывает чувства и т.д.).

У детей старшей группы имеются представления о неживой природе как среде обитания животных и растений, ее особенности (состав, качества и свойства), об особенностях жизни живых существ в определенной среде обитания.

Они устанавливают последовательности сезонных изменений в природе (смена условий в неживой природе влечет изменения в жизни растений, насекомых, птиц и других животных) и в жизни людей, понимают причины этих явлений.

Дети имеют представления о жизни животных и растений в разных климатических условиях: в пустыне, на севере (особенности климата, особенности приспособления растений и животных к жизни в пустыне, на Севере).

Устанавливают стадий роста и развития хорошо знакомых детям животных и растений, яркие изменения внешнего вида и повадок детенышей животных в процессе роста.

У дошкольников происходит развитие представлений о природных сообществах растений и животных (лес, водоем, луг, парк), их обитателях, установление причин их совместного существования (в лесу растет много деревьев, они создают тень, поэтому под деревьями произрастают тенелюбивые кустарники, травы и грибы и т.д.).

Понимание разнообразных ценностей природы (эстетическая, познавательная, практическая ценности, природа как среда жизни человека). Осознание правил поведения в природе.

В подготовительной группе наблюдение является способом познания многообразия природного мира на Земле (растений, грибов, животных, природы родного края и разных климатических зон), исходя из наблюдений дети учатся выделять особенности их внешнего вида и жизнедеятельности, индивидуальное своеобразие и неповторимость. Дети узнают о небесных телах и светилах.

Самостоятельно (индивидуальное и в коллективе со сверстниками) экспериментируют по выявлению свойств и качеств объектов и материалов неживой природы (свет, камни, песок, глина, земля, воздух, вода и т.п.) с использованием разных способов проверки предположений, формулируют результаты.

Дошкольники учатся сравнивать объекты и явления природы по множеству признаков сходства и отличия, классифицируют их.

Пробуют выявлять благоприятное и неблагоприятное состояние растений (завял, пожелтел и т. п.) подбирают соответствующие способы помощи.

У детей происходит развитие представлений о жизни растений и животных в среде обитания, о многообразии признаков приспособления к среде в разных климатических условиях (в условиях жаркого климата, в условиях пустыни, холодного климата).

Они устанавливают цикличность сезонных изменений в природе (цикл года, как последовательная смена времен года).

Имеют представления о росте, развитии и размножении животных и растений как признак живого, последовательность стадий роста и развития, его цикличность на конкретных примерах.

У дошкольников этого возраста происходит обобщение представлений о живой природе (растения, животные, человек) на основе существенных признаков (двигаются, питаются, дышат, растут и развиваются, размножаются, чувствуют).

К семи годам дети накапливают представления о городе как сообществе растений животных и человека, о планете Земля и околоземном пространстве. У них происходит понимание, что Земля - общий дом для всех растений, животных, людей.

Дети осваивают особенности поведения в природе культурного человека (человек знает и выполняет правила поведения, направленные на сохранение природных объектов и собственного здоровья), знают о природоохранной деятельности человека (он бережет лес от пожаров, на вырубленных местах сажает молодые деревья, создает заповедники).

У дошкольников происходит раскрытие многообразия ценностей природы для жизни человека и удовлетворения его разнообразных потребностей (эстетическая ценность, практическая, оздоровительная, познавательная, этическая). Элементарное понимание самоценности природы (растения и животные живут не для человека, каждое живое существо имеет право на жизнь).

Дети высказывают предположения о причинах природных явлений, рассуждают о красоте природы, обмениваются догадками о значении природы для человека, составляют творческие рассказы, сказки на экологические темы.

К концу обучения у детей уже проявляется осознанное применение правил взаимодействия с растениями и животными при осуществлении различной деятельности.

Образовательная область «Речевое развитие»

Известно, что познание окружающего мира осуществляется через наглядные образы (картины, книги, телевизор, театр, экскурсии) и практическую деятельность. Известно также, что все эти формы познания сопровождаются речью (беседы, обсуждения, вопросы-ответы, чтение, рассказы), т.е. параллельно с познавательной и в полном единстве с ней реализуется образовательная область «Речевое развитие». Познавая природу, дети интенсивно расширяют словарный запас через обозначение объектов и явлений природы, различных их признаков и качеств. Например, традиционное для детского сада сенсорное обследование овощей и фруктов побуждает детей не только запомнить, но и активно употреблять в своей речи их названия и названия их признаков (зеленый, удлиненной формы, гладкий или с пупырышками, твердый, вкусный, с запахом свежести – огурец; оранжевый, круглый, большой, мягкий, тяжелый, с ароматом – апельсин и т.д.).

Рассматривая картины, на которых изображены домашние или дикие животные, дети учатся повествованию, связной речи, упражняются в построении предложений и правильном использовании грамматических форм. Дети учатся понимать вопрос и точно отвечать на него, слышать ответы других ребят. Большое значение для развития мышления, объяснительной речи имеют обсуждения фактов, отражающих взаимосвязи в природе. Отвечая на вопросы «зачем?», «почему?», дошкольники устанавливают причинно-следственные связи, учатся выстраивать логическую последовательность природных явлений и событий. Например, наблюдая с детьми за птицами на кормушке во время зимней подкормки, воспитатель задает вопросы: «Кто прилетел на кормушку? Зачем прилетели птицы? Почему их надо подкармливать зимой? Почему птицы могут летать? Зачем им крылья? Зачем хвост? Почему воробьев хорошо видно на снегу и плохо видно на земле, в кустах, в жухлой траве?» отвечая на такие вопросы, дошкольники отыскивают причины, строят предположения, устанавливают взаимозависимость явлений.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Система экологического воспитания хорошо согласуется с образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие». Выращивая растения, ухаживая вместе со взрослыми за обитателями уголка природы, дети на конкретном уровне усваивают моральные и нравственные ценности (ценность жизни, необходимость осторожного, бережного обращения с любыми животными существами), учатся правилам поведения в природе, познают труд, направленный на поддержание условий жизни растений и животных, на сохранение природных экосистем. Коллективный труд на участке, огороде, клумбе, уголке природы, т.е. в природном пространстве, в котором живут дети, способствует развитию социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, волевой саморегуляции, готовности к совместной деятельности и коммуникации. Воспитатели с детьми в течении года проводят разные экологические акции: «Елочка – зеленая иголочка», «День Земли», «Украсим Землю цветами» и др.

Все эти мероприятия в единстве с познавательной областью к концу дошкольного возраста формируют у детей начала экологической культуры – социокультурное новообразование личности, позволяющее им правильно ориентироваться и взаимодействовать с ближайшим природным окружением.

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»

Несомненно, что образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» является очень важной. Эмоциональный отклик детей на прекрасное в окружающем мире возникает, в частности, в том случае, если они имеют возможность созерцать красоту природы, представленную в натуре и в произведениях искусства. Следует иметь в виду, что красота живой природы – это экологический феномен: красивыми являются объекты, находящиеся в экологически полноценных условиях жизни, в которых они хорошо себя чувствуют, проявляют свою приспособленность, жизненную силу. Наблюдение красивых явлений, объектов природы побуждает детей к художественно-творческой деятельности (рисованию, лепке и др.), в которой они осмысленно отражают свои переживания красоты.

В системе экологического воспитания в технологиях для детей старшего дошкольного возраста предусмотрены комплексные мероприятия, на которых дети осмысливают красоту пейзажей, представленную на репродукциях картин знаменитых художников. Эти мероприятия проводятся в конце каждого сезона – они опираются на опыт восприятия детьми красоты природы, которую наблюдают ежемесячно в недели, посвященные наблюдениям за сезонными явлениями и работе с календарем природы. Комплексное мероприятие состоит из нескольких частей: сначала дети рассматривают модель сезона, представленную на трех страницах календаря (три месяца одного сезона), обсуждают, как выглядели деревья, кустарники, покров земли, какая была погода, объясняют причины, почему природа выглядит именно так, подводят итог – делают обобщение о сезоне. Затем рассматривают лучшие пейзажные работы, дети любуются красотой природных явлений данного сезона, сказывают оценочные суждения. И наконец сами отражают на бумаге запечатленную в наблюдениях красоту природы данного сезона.

Таким образом, художественно-эстетическое развитие имеет глубинную связь с экологическим воспитанием – его хорошая постановка обеспечивает взаимнообогащенное развитие личности ребенка.

Образовательная область «Физическое развитие»

Эта область также связана с физическим воспитанием, но совершенно иным образом – через предметно-развивающую среду, в которой живут дети в детском саду. Но об этом поговорим подробнее на следующем семинарном занятии.

Экологическое воспитание в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

В соответствии с Законом об образовании, который был принят в декабре 2012 г., дошкольное образование становится первым уровнем общего образования и поэтому, как и все другие уровни, должно осуществляться на основе стандарта.

Министерством образования и науки РФ разработан и уже утвержден (17 октября 2013 г., № 1155) Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который вступил в силу с января 2014 г. (документ опубликован в журнале «Дошкольное образование» № 2 за 2014 г.). Этот документ определяет работу детских садов как образовательных организаций первой ступени общего образования и ориентирует педагогические коллективы на сохранение уникальности и самоценности детства и всестороннее развитие личности ребенка.

Важным положением документа является «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». По общему признанию и определению ученых (философов, экологов, педагогов), природа принадлежит к абсолютным ценностям высшего порядка, ибо она является основой существования человека на Земле и определяет его не только физическое, но и духовное благополучие. Природа нашей страны выполняет особую функцию: для всей планеты Россия является регионом компенсации глобальных антропогенных нарушений. Леса России - это легкие планеты, они имеют самый высокий комплексный показатель вклада в сохранение устойчивости биосферы - 10% общепланетарного баланса. С одной стороны, этим обстоятельством можно гордиться, а с другой - следует понимать, что на россиянах лежит ответственность за поддержание и сохранение полноценной жизни на Земле. Имен но поэтому необходимо экологическое образование всего населения начиная с довольного детства и на протяжении всей жизни.

В конце прошлого и в начале нового века в стране сложилась система непрерывного экологического образования, которая уже на ступени дошкольного детства ставит своей целью формирование начал экологической культуры и развитие экологической культуры взрослых, их воспитываю щих. Новый документ позволяет вписать экологическое воспитание в систему общей воспитательно-образовательной ра боты с детьми, осуществляемой на основе стандарта.

Экологическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДО может быть реализовано двумя путями: через основную программу, которую разрабатывает само учреждение, опираясь на ту или другую примерную образовательную программу (на нее отводится 6о% учебного времени), или через парциальную программу, которая дополняет основную и может рассчитывать на 40% учебного времени. И в том, и в дру гом случае экологическое воспитание де тей осуществляется в системе на протяжении всего учебного года.

Важным положением Стандарта являются целевые ориентиры, которые определяются документом как «возможные достижения ребенка» - не обязательные, но возможные и желательные достижения в его интеллектуальном и личностном развитии. Достижения в общении с природой сформулированы следующим образом: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы... склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире... Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания». Под эти формулировки и развертывается система экологического воспитания.

Необходимо пояснение и напоминание: содержание экологического воспитания опирается на ведущие понятия экологии как науки, адаптированные к психолого- педагогической специфике ребенка-дошкольника и детского сада как образовательной организации. Главным понятием биоэкологии (отрасли естествознания) является «взаимосвязь организма со средой», что означает: ни одно живое существо не может жить (оставаться живым) вне условий, обеспечивающих его жизнедеятельность и позволяющих удовлетворить его потребности. Каждое растение, любое животное обладают морфофункциональной приспособленностью к своей (и только своей) среде обитания. Каждая экосистема (природное сообщество) обладает необходимым сочетанием населяющих ее обитателей, которые приспособлены жить вместе в одних и тех же условиях неживой природы и взаимодействовать друг с другом. Поэтому любая экосистема обладает таким свойством, как равновесие, которое обеспечивает круговорот вещества и энергии.

Чтобы правильно относиться к природе, осознанно с ней взаимодействовать, не нарушать природного баланса, люди должны знать эти нехитрые законы. Элементарное знание основ экологии является обязательным компонентом экологической культуры любого человека. Доказано, что формирование этого знания легче начинать в дошкольном детстве на конкретных примерах ближайшего к ребенку природного окружения.

Реализация Программы детского сада и образовательной деятельности с детьми, как предусмотрено в Стандарте, осуществляется через особые структурные единицы - образовательные области, которые представляют собой «определенные направления развития и образования детей». Это означает, что экологическое воспитание должно вписаться в эти образовательные области и осуществляться через них. Рассмотрим, каким образом хорошо знакомая работни кам детских садов авторская система экологического воспитания детей (см.: Николаева С.Н. Система экологического воспитания дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2011; она же. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Для работы с детьми 6-7 лет. М .: Мозаика-Синтез, 2010; она же. Методические пособия к программе для всех возрастных групп. М.: Мозаика-Синтез, 2010 ) может быть реализована на практике через обозначенные в ФГОС ДО образовательные области.

Образовательная область «Познавательное развитие»

В соответствии с программой «Юный эколог» дошкольники получают разнообразные знания из области естествознания. Первый раздел программы - « Неживая природа - среда жизни растений, животных, человека » - направлен на формирование элементарных представлений о мироздании, о Солнечной системе и о том, что планета Земля уникальна по своим условиям, - только на ней живут растения, животные и человек. Дети узнают свойства воды, воздуха, почвы и то, что они являются основными факторами жизни на Земле; получают знания о сезонных явлениях природы.

Второй раздел программы - « Многообразие растений и их связь со средой обитания » - это сведения о растениях, которые окружают ребенка с самого рождения в любом месте, где бы он ни проживал. Дети знакомятся с многообразием комнатных растений и тех, что растут на территории детского сада и в ближайшем окружении. Получают представления об их внешнем строении (морфологии) и о функциях органов - узнают, для чего растениям нужны корни, листья, цветы и пр.;

как растения приспособлены к жизни в самых разных климатических условиях, как переносят смену времен года.

Третий раздел программы - « Многообразие животных и их связь со средой обитания » - аналогичен второму: дети наблюдают тех животных, которые имеются в их жизненном пространстве, - обитателей уголка природы, домашних животных, птиц и насекомых на участке. Знакомятся с различными дикими животными по картинам и книгам, узнают о формах их приспособленности к жизни в разных средах (на земле и в почве, в воде и воздухе, в лесу и в пустыне, в Арктике и т.д.). Узнают, как дикие животные приспособлены к сезонным условиям жизни.

Четвертый раздел программы - « Рост и развитие растений и животных, их связь со средой обитания » - посвящен той уникальной области, которая отличает все живое от неживых объектов природы и искусственно созданных предметов. Дети через практическую деятельность и наблюдения узнают, как и в каких меняющихся условиях растут растения, развиваясь от семени до семени, как птицы выводят птенцов и как звери выращивают своих новорожденных и беспомощных малюток. Дошкольники получают добротные элементарные знания, значимые для становления бережного, доброго, истинно гуманного отношения к живому, к природе в целом.

Пятый раздел программы - « Жизнь растений и животных в сообществе » - имеет целью показать связи, существующие в природе. О связи отдельно взятого организма со средой обитания они узнают из предыдущих разделов, теперь же они должны понять, что в природе все живое живет не по отдельности, а в сообществах (лес, луг и др.). Дети узнают о цепочках питания - кто что ест и кто кого ест, поймут, что в природе нет ничего лишнего. Эти представления помогут детям осмыслить правила поведения на природе: не стоит, например, собирать на лугу букеты дикорастущих цветущих растений, так как насекомые питаются их соком, а пчелы собирают нектар и перерабатывают его в мед; в местах, где много насекомых, птиц, ящериц, ежей, лягушек и др.

Шестой раздел программ ы - « Взаимодействие человека с природой » - раскрывает три важные позиции. Первая позиция : человек - живое существо, и все разнообразие живой и неживой природы является для него средой обитания, в которой он хорошо себя чувствует, не болеет, красиво выглядит. Дети узнают, что растения обогащают воздух кислородом, необходимым для здоровья; в лесу растут грибы, ягоды, орехи, лекарственные травы; человеку нужна чистая вода для питья. Вторая позиция этого раздела повествует о том, что, взаимодействуя с природой, человек широко использует ее в своем хо зяйстве: строит дома из дерева, отапливает их дровами и углем, добывает нефть, минералы из недр Земли, на реках строит электростанции, которые вырабатывают электроэнергию для всей техники, в том числе домашней (телевизор, утюг, холодильник, компьютер и пр.). Третья позиция - об охране природы: человек не только использует природные богатства Земли, но и охраняет их, восстанавливает. Дети узнают, что существуют «Красные книги», куда внесены исчезающие растения и животные, узнают об охраняемых заповедниках, национальных парках, лесхозах, задача которых - следить за благополучием лесных обитателей, выращивать в питомниках молодые деревья (например, ели).

Таким образом, через образовательную область «Познавательное развитие» дети получают элементарные, но очень обстоятельные знания из области естествознания, которые становятся основой осознанного отношения к объектам природы, являющимся частью пространства жизнедеятельности дошкольников в детском саду и семье.

Образовательная область «Речевое развитие»

и звестно, что познание окружающего мира осуществляется через наглядные образы (картины, книги, телевизор, театр, экскурсии) и практическую деятельность. Известно также, что все эти формы познания сопровождаются речью (беседы, обсуждения, вопросы-ответы, чтение, рассказы), т.е. параллельно с познавательной и в полном единстве с ней реализуется образовательная область «Речевое развитие». Познавая природу, дети интенсивно расширяют словарный запас через обозначение объектов и явлений природы, различных их признаков и качеств. Например, традиционное для детского сада сенсорное обследование овощей и фруктов побуждает детей не только запоминать , но и активно употреблять в своей речи их названия и названия их признаков (зеленый, удлиненной формы, гладкий или с пупырышками, твердый, вкусный, с запахом свежести - огурец; оранжевый, круглый, большой, мягкий, тяжелый, с ароматом - апельсин и т.д.).

Рассматривая картины, на которых изображены домашние или дикие животные, дети учатся повествованию, связной речи, упражняются в построении предложений и правильном использовании грамматических форм. Дети учатся понимать вопрос и точно отвечать на него, слышать ответы других ребят. Большое значение для развития мышления, объяснительной речи имеют обсуждения фактов, отражающих взаимосвязи в природе. Отвечая на вопросы «зачем?», «почему?», дошкольники устанавливают причинно-следственные связи, учатся выстраивать логическую последовательность природных явлений и событий. Например, наблюдая с детьми за птицами на кормушке во время зимней подкормки, воспитатель задает вопросы: «Кто прилетел на кормушку? Зачем прилетели птицы? Почему их надо подкармливать зимой? Почему птицы могут летать? Зачем им крылья? Зачем хвост? Почему воробьев хорошо видно на снегу и плохо видно на земле, в кустах, в жухлой траве?». Отвечая на такие вопросы, дошкольники отыскивают причины, строят предположения, устанавливают взаимозависимость явлений.

Образовательная область « Социально-коммуникативное развитие»

с истема экологического воспитания хорошо согласуется с образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие». Выращивая растения, ухаживая вместе с взрослыми за обитателями уголка природы, дети на конкретном уровне усваивают моральные и нравственные ценности (ценность жизни, необходимость осторожного, бережного обращения с любыми живыми существами), учатся правилам поведения в природе, познают труд, направленный на поддержание условий жизни растений и животных, на сохранение природных экосистем. Коллективный труд на участке, огороде, клумбе или в зимнем саду , комнате природы, т.е. в природном пространстве, в котором живут дети, способствует развитию социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, волевой саморегуляции, готовности к совместной деятельности и коммуникации. В технологии экологического воспитания для подготовительной к школе группы (см.: Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы...) предусмотрены разные социально значимые мероприятия. Это «Панорама добрых дел», в которую с декабря по апрель в индивидуальные строчки с фотографией ребенка воспитатель вносит все его хорошие и добрые дела. Полтора месяца (с начала декабря до середины января) длится акция « Зеленая елочка-живая иголочка», вовремя которой дети наблюдают за елью на участке, рисуют плакаты в защиту живых елок, дважды празднуют Новый год: сначала вокруг искусственной елки в зале, а затем вокруг живой ели на участке. В апреле в День Земли взрослые вместе с детьми проводят акцию «Украсим Землю цветами!»: высаживают выращенную цветочную рассаду на участке. В этот день устраивается праздник в честь Земли, и ребята получают первый документ - «Свидетельство юного эколога».

Все эти мероприятия в единстве с познавательной областью к концу дошкольного возраста формируют у детей начала экологической культуры - социокультурное новообразование личности, позволяющее им правильно ориентироваться и взаимодействовать с ближайшим природным окружением.

« Художественно-эстетическое развитие»

н есомненно, что образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» является очень важной. Эмоциональный отклик детей на прекрасное в окружающем мире возникает, в частности, в том случае, если они имеют возможность созерцать красоту природы, представленную в натуре и в произведениях искусства. Следует иметь в виду, что красота живой природы - это экологический феномен: красивыми являются объекты, находящиеся в экологически полноценных условиях жизни, в которых они хорошо себя чувствуют, проявляют свою приспособленность, жизненную силу. Наблюдение красивых явлений, объектов природы побуждает детей к художественно-творческой деятельности (рисованию, лепке и др.), в которой они осмысленно отражают свои переживания красоты.

В системе экологического воспитания в технологиях для детей старшего дошкольного возраста предусмотрены комплексные мероприятия, на которых дети осмысливают красоту пейзажей, представленную на репродукциях картин знаменитых художников. Эти мероприятия проводятся в конце каждого сезона - они опираются на опыт восприятия детьми красоты природы, которую наблюдают ежемесячно в недели, посвященные наблюдениям за сезонными явлениями и работе с календарем природы.

Комплексное мероприятие состоит из нескольких частей: сначала дети рассматривают модель сезона, представленную на трех страницах календаря (три месяца одного сезона), обсуждают, как выглядели деревья, кустарники, покров земли, какая была погода, объясняют причины, почему природа выглядит именно так, подводят итог - делают обобщение о сезоне. Затем идут в выставочный зал, где представлены лучшие пейзажные работы, дети любуются красотой природных явлений данного сезона, высказывают оценочные суждения. И наконец, идут в художественную мастерскую, чтобы самим отразить на бумаге запечатленную в наблюдениях красоту природы данного сезона.

Таким образом, художественно-эстетическое развитие имеет глубинную связь с экологическим воспитанием - его хорошая постановка обеспечивает взаимнообогащённое развитие личности ребенка.

Образовательная область «Физическое развитие»

э та область также связана с экологическим воспитанием, но совершенно иным образом - через предметно-развивающую среду, в которой живут дети в детском саду. Но этот аспект требует отдельного разговора.

Образовательные области Стандарта («Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие») позволяют полноценно реализовать всю систему экологического воспитания дошкольников. Более конкретно этот аспект работы дошкольного учреждения представлен в предыдущей статье. Задача этой статьи - показать связь экологического воспитания детей с образовательной областью «Физическое развитие».

Прежде всего обратимся к основным положениям документа. Стандарт направлен на решение ряда задач, одной из которых является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия. Другой задачей является «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями». Еще одна важная задача - формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности.

Важным является положение Стандарта о создании развивающей образовательной среды, которая должна пред ставлять собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Главным компо нентом такой среды является предметно- пространственное обустройство детского сада, позволяющее реализовывать все образова тельные области, формировать систему отно шений ребенка к окружающему миру, к другим людям и к себе самому. Такая предметная среда должна способствовать решению по ставленных задач, профессиональному разви тию педагогических работников, обеспечению открытости учреждения, созданию условий для участия родителей в образовательной деятельности.

Во ФГОС ДО (п. 3.3) подчеркивается: «Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства организации, группы, а также территории, прилегающей к организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации программы». И далее: такая предметная среда должна создавать условия для общения и совместной деятельности детей, детей и взрослых, она должна быть содержательно насыщенной, доступной и безопасной.

Чего хочет Стандарт от детского сада - понятно, теперь обратимся к природе как обязательному компоненту развивающей предметно-пространственной среды организации. Какой же должна быть эколого-развивающая среда, чтобы обеспечить решение поставленных задач?

Прежде всего следует отметить, что природы в детском саду должно быть много, очень много! Эколого-развивающая среда должна быть обогащенной. Такой подход обусловлен рядом важных, объективно существующих обстоятельств.

Во-первых, природа является абсолютной ценностью высшего порядка (см. об этом статью первую ).

Во-вторых, в настоящее время общепланетарное явление все усиливающейся урбаниза ции - интенсивного переселения людей в города - отрывает их от природы, лишает возможности общения с ней. В России более 70% граждан живут в городах, в которых осуществ ляются интенсивная застройка любых свобод ных территорий, расширение дорожно-транс портных магистралей, организация стоянок и парковок для машин, что в совокупности вытесняет природу из городов с большой скорость.

В-третьих, большой и необоснованный урон для природы детского сада в последние годы в нашей стране нанесен санитарно-эпидемиологической службой: из групп детского сада удалены уголки природы. Предпоследний вариант СанПиНов - документа, определяющего санитарно-эпидемиологические но мы жизнедеятельности детей (см.: Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660-10. М.: Школьная пресса, 2011 ), запрещает содержание в группе последнего из объектов уголка природы - аква риума (другие объекты были запрещены ранее). То же самое можно сказать и о комнатных растениях, которые, фактически, вытеснены из групповых помещений. В документе дается разрешение на выделение специальной комнаты для объектов природы (зимний сад, комната или кабинет природы). Но при этом без всяких объяснений детям запрещено трудиться, т.е. их лишают практической деятельности в природе - очень ценного компонента общей системы воспитания. Можно утверждать, что ссылка на аллергию детей - это ширма, за которую прячутся чиновники, не обременяющие себя необходимостью выявления истинного положения дел и не осознающие всей значимости экологического образования и воспитания. В детских садах действительно имеются дети-аллергики, но это отдельные дети, главным образом с пищевой аллергией, возникающей на фоне недоброкачественного питания людей вообще. В этой ситуации СанПиНами должен быть предложен дифференцированный (индивидуальный) подход к детям, а не лишение всех ребят общения с природой в помещении группы и интересной практической деятельности.

Одним из разработчиков концепции развивающей предметной среды - С.Л. Новоселовой (см.: Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда. Метод, рекомендации по проектированию вариативных дизайн - проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. М., 1995 ) особое внимание уделено проектированию среды, в которой дети могут общаться с природой: наслаждаться красотой растений и поведением животных, наблюдать их видоизменения, участвовать в выращивании молодняка, в уходе за всем живым, что живет и растет на территории образовательного учреждения. Проект двора-парка, по мнению автора, может включать не только традиционные сад цветники, огород, но и парковые зоны (аллеи, лужайки, куртины), а также лес и лесные поляны, водоем с водными обитателями. Особенно интересным является привлечение фауны - при богатой и разнообразной растительности, специальном создании мест кормления и укрытия на территории двора-парка могут проживать различные птицы и насекомые, ежи и белки, ящерицы, жабы и лягушки. Надо при этом согласиться с автором, что природа воспринимается ребенком сквозь призму человеческой культуры, от уровня которой зависит и отношение к ней как к эстетической и нравственной ценности. Такой проект зеленой зоны образовательного учреждения, населенной различными живыми существами, особенно значим для городских детей, по-настоящему оторванных от природы. Но он будет мертв, если рядом с детьми не окажется взрослого, который раскроет им красоты и тайны окружающей их природы. Предметная среда становится развивающей благодаря общению детей со взрослыми в этой среде. То есть обогащение детского сада природой побуждает педагогов развиваться в этом направлении, что Стандарт ставит как задачу.

Надо отметить: с появлением экологического подхода в ознакомлении детей с природой дошкольная педагогика существенно продвинулась - появились новый взгляд на развивающую среду и новые формы ее организации.

Все обозначенные обстоятельства выдвигают необходимость создания уже в настоящее время в дошкольной организации полноценной, обогащенной эколого-развивающей среды. Подробные рекомендации по организации такой среды к программе «Юный эколог» об стоятельно представлены в методическом и учебном пособиях (см.: Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2010; Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. 4-е изд. М.: ИЦ «Академия», 2009 ). Здесь же мы кратко назовем и охарактеризуем «экологические пространства» в помещениях и на территории ДОУ, которые позволяют решить задачи, поставленные Стандартом.

Групповой уголок природы включает разнообразные комнатные растения (напольные, настенные, в торшерах) и аквариум с водными обитателями (аквариум надо вернуть в группы!). Уход осуществляют взрослые вместе с детьми. Главная особенность уголка природы: он находится в пространстве жизнедеятельности детей и взрослых, их воспитывающих, создает условия для постоянного контакта и взаимодействия с живыми существами. Надо специально отметить: наличие аквариума в педагогическом пространстве имеет большое значение для экологического воспитания и даже для оздоровления. Большой, правильно оформленный аквариум - это искусственно созданная экосистема, в которой все ее компоненты (вода, растения, рыбы и улитки, освещение, корм, грунт и пр.) находятся в равновесии. Такая экосистема, как ничто другое, позволяет понять и взрослым, и детям законы экологии, связь организма и среды его обитания, понять в целом жизнь природного сообщества. Кроме того, аквариум-это красивый объект, который в комплексе с растениями создает прекрасный дизайн помещения, где живут дети; это объект эстетического наслаждения и место релаксации для уставшего педагога и гиперактивного ребенка.

Комната природы, или зимний сад, или кабинет природы находятся в отдельном помещении детского сада, в них может содержаться большое разнообразие живых объектов: крупные растения, декоративные птицы в вольерах, различные водные обитатели в больших аквариумах. Могут быть сделаны коллекционные подборки растений (например, влаголюбивые, засухоустойчивые, плодоносящие) и животных.

Уход за объектами природы осуществляет специальный человек при обязательном спланированном участии детей. Следует иметь в виду: обозначенные «экологические пространства» удалены от детей и педагогического персонала, поэтому требуется продуманная организация их использования в педагогическом процессе.

Экологический музей (музей природы) находится в отдельном помещении, содержит коллекции объектов неживой природы, макеты, панорамы природных ландшафтов и экосистем, географические карты, фотографии, рисунки и художественные произведения на тему природы; музей может быть частью экологического кабинета или лаборатории.

Специально следует остановиться на озеленении внутреннего пространства детского сада: групп, коридоров, холлов, кабинетов. Напольные и настенные растения могут быть везде, где есть хорошее естественное освещение (не должно быть только колючих и ядовитых растений).

Надо иметь в виду, что растения создают особый микроклимат в помещениях и являются фактором, благотворно влияющим на физическое и психическое здоровье людей, т.е. отвечают задаче, поставленной в Стандарте: в дневное время (на свету) обогащают воздух кислородом; увлажняют воздух, снижая его сухость (особенно это значимо в отопительный сезон); собирают на себе пыль, что важно для помещения, где дети и взрослые много двигаются; многие растения выделяют фитонциды, поглощающие болезнетворные бактерии. Эти растения особенно важны для групп;

некоторые растения (например, хлорофитум) поглощают из воздуха вредные вещества, выделяемые синтетическими материалами; напольные, настенные растения, фитомодули (композиции в торшерах и декоративных ящиках) создают красоту пространства, благотворно влияющую на эмоциональное состояние людей.

На территории, окружающей детский сад, целесообразно создание следующих экологических пространств:

общее хорошее озеленение (разнообразие древесных и кустарниковых пород) и множество цветников -общих и групповых. Уход осуществляется садовником при эпизодическом участии персонала ДОО, родителей и детей;

фруктовый сад и огород - традиционные объекты природной среды дошкольной организации; в настоящее время в условиях боль шого загрязнения окружающей среды могут быть устроены в ДОО, значительно удаленных от промышленных объектов и транспортных магистралей. Для использования в пищу урожая овощей и фруктов требуется периодическая замена почвы. В устройстве и уходе за садом и огородом участвуют садовник, персонал ДОО, родители и дети;

птичий столб - специально устроенный в свободном пространстве территории ДОО столб с кормушкой, водопоем и домиком для птиц; он функционирует круглый год, так как пригоден для зимней подкормки зимующих птиц и их укрытия в стужу, весеннего гнездования, летнего водопоя птиц;

уголок нетронутой природы создается в тех ДОО, которые имеют большую территорию и свободное пространство; там произрастают различные дикорастущие травы, кустарники. Он может сочетаться с хвойным мини-бором; в этом уголке не проводится хозяйственная деятельность (покос травы, сбор листьев), что создает условия для поселения животных и образования экосистемы (например, луговой);

мини-поля для выращивания злаковых, технических культур, фитогрядки, на которых могут расти лекарственные растения. Они требуют небольшого пространства, создаются педагогами и детьми;

мини-ферма: домик-сарай с огороженным выгулом для содержания и выращивания в теплый период года каких-либо сельскохозяйственных животных (курица с цыплятами, утка с утятами, кролики, поросенок, козленок). Уход за ними осуществляет специальный человек при участии педагогов и детей;

экологическая тропинка - это маршрут по территории детского сада, хорошо озелененного и имеющего интересные природные объекты; он разрабатывается старшим воспитателем или педагогом-экологом.

Совместная организационно-хозяйственная, трудовая деятельность в зеленой зоне детского сада может принимать различные формы и проходить с разной степенью включенности и участия как взрослых, так и детей. Труд детей, какого бы объема он ни был, всякий раз становится осмысленным и экологически целесообразным, если прослеживается зависимость жизни и состояния растений и животных от условий, в которых они находятся, если у дошкольников укрепляется понимание того, что эти условия создаются трудом людей.

Таким образом, эколого-развивающая среда - это важнейшее условие реализации системы экологического воспитания дошкольников и достижения программных воспитательно - образовательных результатов, определяемых Стандартом. Такие природные условия позволяют организовать различные виды образовательной деятельности: познавательную (наблюдение, моделирование явлений природы в календарях, экспериментирование), коммуникативно-речевую (разговор, обсуждение, повествование), художественно-эстетическую. Только обогащенные природные условия смогут обеспечить достижение целевых ориентиров - сформировать у детей элементарные представления о живой природе и естествознании.

Надо еще отметить следующее: каждое созданное в ДОО экологическое пространство может иметь широкое значение в целом для экологического образования населения (а не только воспитанников детского сада). Комната природы, экологическая тропинка, мини- ферма, площадка природы, экологический музей могут служить местом для проведения различных мероприятий: родительских собраний, семинаров дошкольных специалистов, праздников с участием ветеранов, практических занятий учащихся из ближайшей школы и студентов педагогического колледжа или вуза. Детский сад - это открытая социальная система, и чем больше она открыта для партнерства и внешних контактов с социумом, тем интенсивнее и интереснее осуществляется ее собственное развитие.