Курсовая работа: Создание педагогических условий в семье для развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности. Роль семьи в развитии творческой личности ребенка

25.03.2019
  • СОТРУДНИЧЕСТВО ДОУ И СЕМЬИ В ВОПРОСЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ
  • Старший воспитатель ДОУ детский сад №32 Выборгского р-на Санкт-Петербурга Сидорова Юлия Владимировна

Сегодня всё большее внимание уделяется развитию творческих способностей, креативности детей. Это связано с пониманием её определяющей роли в развитии личности, предъявлением более высоких требований к таким качествам творческого человека, как способность к саморазвитию, самосовершенствованию, самостоятельности и инициативе, что продиктовано социально-экономическими условиями нашей страны. В настоящее время, когда жизнь становится разнообразнее и сложнее, требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению различных проблем, очень важно не упустить сензитивный период для развития способностей к творчеству.

Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей, ведь в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них огромное желание познавать окружающий мир. Родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка будущей творческой деятельности. Поэтому необходимо совместными усилиями поддерживать и стимулировать развитие у детей творческого начала. Для всестороннего развития творческой личности ребёнка необходимо взаимодействие дошкольного учреждения и семьи.

Обычно родители акцентируют внимание на развитии речи, мышления и памяти малыша, при этом забывая про развитие творчества и воображения. Развитие творческих способностей должно обязательно идти в ногу со всеми остальными направлениями развития каждого ребенка. И пусть малыш не станет в будущем успешным актером или знаменитым певцом, но зато у него будет творческий подход к решению определенных жизненных задач. И это поможет стать ему интересной личностью, а также человеком, который будет способен самостоятельно преодолевать возникшие на его пути трудности и решать задачи.

Очень часто родители несерьезно воспринимают «небылицы» своих маленьких выдумщиков, а иногда и вовсе взрослые даже их пресекают. Фантазирование на самом деле – это специфическая особенность, характерная для дошкольного возраста. И не стоит ни в коем случае мешать этому процессу. Просто сделайте вид, что верите в доброго волшебника и в то, что непременно сегодня побываете на Луне и т.п. Именно в таких «воображалках» и зарождается творческий потенциал. Взрослые должны знать и помнить о том, что пик творчества у детей наступает в 3-4 года. В этом возрасте малыши могут насочинять такое, что мы, взрослые просто диву даемся – каким образом это вообще можно придумать.
Не воспринимайте совсем невинные фантазии маленького выдумщика как что-то примитивное, помните, что любая фантазия ребенка это скрытое зерно творчества. А также и не стоит смеяться над детскими небылицами. Так как творческий ребенок видит обычные вещи в другом ракурсе. Не огорчайтесь и не пытаетесь ругать и наказывать малыша за то, если он говорит, что на картинке изображена, допустим рыбка, а не как самом деле - чайник, не стол, а - осьминог и так далее. Естественно, маленький воображала прекрасно знает, как выглядят стол и чайник, и что, именно, они изображены на картинке, просто ему, скорее всего, захотелось пофантазировать. Не забывайте, что малышу в этом возрасте не хочется воспринимать общепринятое понимание вещей, а наоборот хочется дать волю воображению и творчеству.

На развитие творческих способностей у детей благоприятно влияют различные виды детской деятельности (изобразительная, конструктивная, театрализованная), которым уделяется достаточное внимание в детском саду. Но гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно. Именно, пример родителей, их заинтересованность и участие определяют результативность любого мероприятия.

Чрезмерная серьезность, скованность и консервативность родителей не совсем подходящие помощники для того, чтобы развивать творческие способности детей. Взрослым в обязательном порядке стоит научиться играть в детские игры. Веселитесь, шалите и не бойтесь на определенное время стать детьми. Нарушайте иногда существующие правила поведения взрослых, ведь все это во имя ваших же детей. И это не только сблизит вас с ребенком и будет способствовать его развитию, но и станет своего образа хорошей «здоровой» психотерапией, позволяющей отвлечься, отдохнуть и если хотите, даже снять напряжение или стресс. В обязательном порядке сочиняйте с ребенком сказки, стихи, придумывайте несуществующие растения и животных, т.е. поддерживайте всячески творческую инициативу малыша.

Педагоги могут обмениваться с родителями рекомендациями, например: «Что могут сделать родители вместе с детьми дома», советами, например: «Как творчески развивать ребёнка», мнениями, например: «Создание условий для организации самостоятельной творческой деятельности детей дома и в образовательном учреждении». Родители могут принимать активное участие в педагогическом процессе, практикуется совместная подготовка и проведение праздников, изготовление атрибутов, костюмов, декораций к ним, изготовлении сюжетно-ролевых игр и игрового оборудования, дидактических и развивающих игр, пособий для занятий, инвентаря для организации художественно-продуктивной деятельности, совместных творческих выставок детей и родителей.

Родители самостоятельно могут заниматься с детьми и дома. И это совсем не сложно, а даже наоборот, весьма увлекательно и интересно.
И так, методы развития творческих способностей детей:

1. Окружающий мир

На прогулке, транспорте, дома - в общем, везде, где вы находитесь вместе со своим ребенком обсуждайте, что именно вас окружает и, что происходит вокруг вас. Такое общение архиважное не только для воображения малыша, но для всего развития в целом. Ваши рассказы о животных, явлениях природы, растениях и других вещах окружающего мира, ваша речь – это самый первый и очень важный урок для ребенка. Таким образом, переданные вами знания и понятия будут хорошим стартом для последующего обучения ребенка, развитие его способностей, и в том числе и творческих.

2. Развивающие игрушки и игры

Желательно родителям по возможности следить за тем, чтобы в арсенале непоседы было как можно больше полезных игрушек. В обязательном порядке должны присутствовать конструкторы и мозаики, но естественно все должно соответствовать возрасту ребенка.
А перед тем, как дать в руки малыша очередную игрушку - ознакомьтесь с ней сами и решите, принесет ли она какую-нибудь пользу. Можно воспользоваться следующими играми, влияющими и стимулирующими развитие творческих способностей у детей:

«Превращение»

Нарисуйте 4 круга ребенку, и дайте ему возможность пофантазировать: пускай он их во что-нибудь превратит (дорисует). К примеру, в цветок, солнце, снеговик, воздушный шарик и т.п. Кстати, тоже самое можно и проделать с остальными геометрическими фигурами.

«Что там такое?»

Необходимо положить какой-нибудь предмет в шкатулку или коробочку и пусть ваш любимый выдумщик угадает, что же там находится, но при этом он может задавать вам сопутствующие вопросы и строить свои догадки.

«Хорошо - плохо»

Взрослые называют предмет, а малыш должен сказать, как он считает, что в нем плохо и что - хорошо. Например, утюг: хорошо, что можно погладить белье, плохо, что можно обжечься. Ветер: хорошо - не жарко в солнечный день, плохо - можно простудиться и заболеть и так далее.

«Игры со словами»

Если стоите в очереди в магазине или поликлинике, идете с детского сада, играйте с малышом в слова: вы называете определенное слово, а он пусть учится подбирать к нему противоположное слово по значению (антоним): добрый - злой, сухой - мокрый, черный - белый; синоним (близкое по значению): красивый - прекрасный, работать – трудиться и т.д.

«Нестандартные задачки»

Необходимо чтобы ребенок пытался найти предметам необычный способ использования. К примеру, ложкой можно не только кушать, но и переливать жидкость из одной емкости в другую и т.п. Постарайтесь придумать необычный способ использования мяча, зеркала, кружки и других предметов. И самое важное: не бойтесь сами придумывать различные задачки для «всезнающего» детского ума. Одним из вариантов может быть и это: в город приехал цирк, но по каким-то причинам в городе закончился весь клей и афиши расклеить нечем. А как тогда сделать так, чтобы все жители узнали про цирк? Или: вся семья пошла в лес и взяли с собой хлеб, консервы, компот, а нож забыли. И как теперь открыть банку?

«Что будет, если…»

Предоставьте возможность малышу пофантазировать: что будет, если вдруг все станут великанами или кошки начнут говорить человеческим языком и так далее.

3. Рисование

Дайте своему малышу в руки фломастеры, кисточки, краски, карандаши. Запаситесь бумагой и, конечно, … терпением. Да, безусловно, вам придется, потом стирать перепачканные штанишки и рубашки и следить за тем, чтобы маленький художник не изрисовал весь дом, а ограничился только лишь бумагой. Ничего страшного в этом нет, все через это проходят! Вдруг у вас растет маленький «Репин» или «Пикассо»! Лучше заняться рисованием вместе с малышом и научить его правильно держать кисточку и пользоваться красками. Вначале лучше всего изучить все цвета, а затем приступить к рисованию. Начинайте с рисования простых геометрических фигур. Но при этом стоит непременно обсуждать весь процесс, а особенно первые «шедевры» ребенка. И, когда он уже научится многому, то дайте волю его самостоятельности.

По каким-то причинам далеко не все родители покупают своим детям пластилин. И очень зря! Ведь именно лепка очень полезна для ребенка, она развивает пальчики, и к тому же пробуждает творческие способности детей и позволяет малышу проявить всю его фантазию. На первых началах вы будите лепить шарики, колбаски, колечки, а затем постепенно малышу самому захочется расширить свой спектр умений и он начнет лепить что-то уже более сложное. Родители обратите внимание на то, чтобы пластилин был мягкий и яркий!

Читать детям требуется не только на ночь, но и в любое другое время. Это должны быть подобранные по возрасту и желательно интересу ребенка сказки, рассказы, стихи, литературные произведения. Некоторые специалисты утверждают, что чтению для ребенка необходимо уделять не менее 30 минут в день. А если вы будите вместе с ним посещать библиотеку, то увидите, когда он подрастет и пойдет в школу - он сам будет захаживать частенько в библиотеку. Книга, как ничто другое дает определенный полет фантазии и огромную возможность для воображения, а значит и способствует развитию творческого потенциала.

Детские песенки и классическую музыку ребенок должен слушать с раннего детства. Это положительно влияет на развитие памяти и образного мышления. И постепенно вы вместе с ним будете петь сами песенки. В случае, если вас каким-то образом обошли музыкальные способности, то по желанию малыша можно отдать его и в танцевальный кружок или кружок по обучению игре на конкретном музыкальном инструменте.

7. Аппликация

Не бойтесь давать в руки ребенка ножницы. Пускай сначала под вашим присмотром он вырежет определенный предмет, а вы в свою очередь объясните ему все необходимые правила соблюдения техники безопасности и памятку по пользованию ножниц. Начните с простой аппликации из геометрических фигур. Можно, к примеру, нарисовать на цветной бумаге фигуры, а затем пусть малыш вырежет и сам составит аппликацию по своему замыслу. Очень удобно также использовать уже готовые комплекты для аппликаций.

Родителям, прежде чем решать, как развивать творческие способности ребёнка, необходимо помнить о самых простых истинах:

  • развивайте творческое воображения малыша везде и всегда, а не только в специально отведенное для этого время и место;
  • окружающая среда ребенка должна способствовать его развитию;
  • у малыша должен быть необходимый «арсенал» инструментов и материалов для детского творчества: пластилин, краски, цветная бумага и многое другое;
  • поощряйте и хвалите только безопасные творческие детские инициативы;
  • не превращайте занятия с малышом в скучные уроки и всегда поддерживайте его инициативы;
  • не давайте слишком много информации детскому мозгу. Не стоит забывать, что ваша задача - развитие способностей;
  • процесс развития творческих способностей детей должен носить регулярный характер;
  • обучение и развитие малыша дошкольного возраста должно происходить только через игровые задания, упражнения и саму игру.

Когда-то очень мудрый восточный мудрец сказал: «Ребёнок - это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Вот этой мудростью стоит руководствоваться при воспитании маленького творца.

В заключении хочется сказать, что правильно организованное взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в вопросе развития творческих способностей детей поможет создать условия для раскрытия творческих возможностей каждого ребёнка, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть всего того, что относится к индивидуальности человека.

Возможности семьи в развитии творческих способностей дошкольников

Захарова Н. И.

Воспитатель, педагог - психолог МДОУ "детский сад №55 общеразвивающего вида"

г. Электросталь, Россия Zakharova. natalia72@ yandex.ru

Аннотация: целью статьи является значение семьи в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста. Раннее выявление и развитие творческих способностей детей - главная задача современного образования. От того, насколько будут использоваться возможности работы по их развитию, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека, обеспечивая дальнейшее развитие науки и культуры, научно - технического прогресса, областей производства и социальной жизни. Эффективное их развитие возможно при совместных усилиях семьи и дошкольных учреждений.

Ключевые слова: творческое мышление, творческие способности, познавательные интересы, воображение, активность, игра.

Творческие способности - далеко не новый предмет исследования. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности развивать творческие способности людей. Таланты проявлялись как бы сами собой, создавались шедевры литературы и искусства, научные открытия, изобретения, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно - технического прогресса становится всё разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. В современном мире творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта. Культурные ценности, накопленные человечеством - результат творческой деятельности людей. Насколько продвинется вперёд человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Творческие способности - это индивидуальные качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Творческие способности представляют сплав многих качеств. Психологи считают, что компонентами творческих способностей являются:

1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.

2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.

3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.

4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.

5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.

6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.

7. Проявлять гибкость мышления.

8. Лёгкость генерирования идей.

9. Способность порождать новые нестандартные идеи, развитие творческого мышления.

10. Способность совершенствовать свой «продукт» деятельности.

11. Способность высказывать широкое многообразие идей.

12. Способность доработки деталей к совершенствованию первоначального замысла.

Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки. Существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит своё подтверждение в физиологии.

Мозг ребёнка особенно быстро растёт и «дозревает» в первые годы жизни. Это дозревание, то есть рост количества клеток мозга и анатомических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности работы уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется средой образование новых. Этот период «дозревания» есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и самых широчайших возможностей к развитию. Это благоприятный период для начала развития человеческих способностей. Но у ребёнка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к «моменту» этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие. Если созревание головного мозга и начало его функционирования совпадают по времени, а условия благоприятны, то развитие идёт легко - с наивысшим из возможных ускорений. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребёнок может стать способным, талантливым и гениальным.

С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Родители и педагоги, поощряя любознательность, сообщая им знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. Накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно ещё не «задавлено» стереотипами. Дошкольное детство также является сенситивным периодом для развития творческого воображения.

Таким образом, дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности в детстве, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание следующих условий:

Раннее физическое развитие ребёнка. Оно должно соответствовать возрастным нормам.

Создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребёнка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и развивали бы в нём именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.

Предоставлять возможность ребёнку выполнить задание самостоятельно, или помогать ему, давая подсказки, а не готовые ответы и решения.

Предоставление ребёнку большей свободы в выборе деятельности, в чередовании дел.

Не превращать свободу во вседозволенность.

Тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую атмосферу.

Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение определённой цели.

Творческие способности включают в себя сформированность мышления и творческого воображения.

Одним из направлений по развитию творческого мышления в дошкольном возрасте является формирование ассоциативности, диалектичности и системности. Развитие этих качеств делает мышление гибким, оригинальным и продуктивным.

Ассоциативность - это способность видеть связь и сходные черты в предметах и явлениях. Большое количество ассоциативных связей позволяет быстро извлекать нужную информацию из памяти. Она очень легко приобретается дошкольниками в ролевой игре.

Диалектичность - способность видеть в любых системах противоречия, умение устранять эти противоречия, решать проблемы. Диалектичность является необходимым качеством развития таланта.

Системность - это способность видеть предмет или явление как целостную систему, воспринимать любой предмет, любую проблему всесторонне, во всём многообразии связей; способность видеть единство взаимосвязей в явлениях и законах развития.

В дошкольном возрасте развитие познавательных интересов ребёнка, формирование его мышления идёт по двум направлениям:

1. Постепенное обогащение опыта ребёнка, насыщение этого опыта новыми знаниями о различных областях действительности. Это вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед детьми открывается сторон окружающей действительности, тем шире возможности для возникновения и закрепления у них устойчивых познавательных интересов.

2. Постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.

Для того, чтобы успешно развивать познавательные интересы ребёнка, родители должны знать, чем интересуется их малыш, а уже затем оказывать влияние на формирование его интересов. Следует отметить, что для возникновения устойчивых интересов недостаточно просто познакомить ребёнка с новой сферой действительности. У него должно возникнуть положительное эмоциональное отношение, к новому. Этому способствует включение дошкольника в совместную с взрослыми деятельность. Возникающее у ребёнка в таких ситуациях чувство причастности к миру взрослых создаёт положительную атмосферу его деятельности и способствует возникновению у него интереса к этой деятельности. Но не следует забывать и о собственной творческой активности ребёнка. Только тогда можно добиться желаемого результата в развитии его познавательных интересов и в усвоении новых знаний. Нужно задавать ему вопросы, побуждающие к активному размышлению. В домашних условиях родители должны привлекать детей к активной деятельности совместно с ними.

Основным структурным компонентом творческого развития детей 5 - 6 лет становится проблемность. Она обеспечивает постоянную открытость ребёнка новому, выражается в поиске несоответствий и противоречий, в собственной постановке новых вопросов и проблем. Даже неудача рождает познавательную проблему, вызывает исследовательскую активность и обеспечивает возможности нового этапа в творческом развитии.(Матюшкин А.М., 199, с. 84).

Вторым направлением формирования творческих способностей дошкольников является развитие творческого воображения.

Воображение - это создание нового в форме образов - представлений. Оно является основой творческой деятельности. Всё, что нас окружает и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие от природы - всё это является продуктом творческого воображения.

Творчество - это деятельность, которая даёт новые, впервые создаваемые, оригинальные продукты.

Дошкольное детство является сенситивным периодом для развития воображения. В 30 - е годы Л.С. Выгодский доказал, что воображение ребёнка развивается постепенно, по мере приобретения им определённого опыта. Поэтому необходимо расширять опыт ребёнка для создания достаточно прочных основ творческой деятельности. Чем больше ребёнок видел, слышал, чем больше он узнал и усвоил, тем богаче будет его воображение. Именно с накопления опыта начинается воображение. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение. Вот почему у ребёнка воображение беднее, чем у взрослого человека, и это объясняется бедностью его опыта. Родители и педагоги должны расширять опыт детей, чтобы создать прочные основы для их творческой деятельности. Этому способствуют различные экскурсии, рассказы взрослых об окружающей действительности, законах природы, чтение художественной литературы, посещение выставок, музеев, посещение творческих кружков, экспериментирование с предметами, слушание музыки, любование природой. Благодаря знакомству с искусством образы воображения у детей становятся более полными и яркими.

Продуктивное творческое воображение характеризуется не только такими особенностями, как оригинальность и богатство продуцируемых образов. Одним из важнейших свойств такого воображения является умение направлять представления в нужную сторону, подчинять их определённым целям. Неумение управлять идеями, подчинять их своей цели, приводит к тому, что самые лучшие замыслы и намерения исчезают, не находя воплощения в деятельности. Поэтому важнейшая линия в развитии воображения дошкольника - это развитие направленности воображения.

Родители могут направлять деятельность ребёнка посредством проблемных вопросов, чтобы воображение развивалось, а не угасало.

Уже в самом раннем возрасте творчество проявляется в играх. Ребёнок, который, держа в руках руль, воображает, что едет на машине; девочка, которая играет с куклой и воображает себя матерью, ребёнок, который берёт на себя роль папы, моряка - всё это примеры самого настоящего творчества. В своих играх они воспроизводят то, что видели, то есть подражают действиям взрослых. И, тем не менее, эти элементы прежнего опыта ребёнка никогда не воспроизводятся в игре совершенно так же, как они представлялись в действительности. Таким образом, в игре присутствует творческая переработка пережитых впечатлений, их комбинирование и построение новой действительности, отвечающей запросам и влечениям ребёнка. С этой целью родители могут организовать ролевую игру и в ходе этой игры влиять на её развитие.

Точно так же как и игра, стремление детей к сочинительству является деятельностью воображения. Поэтому родители могут с детьми сочинять сказки, изменять её концовку.

Умение из элементов создавать построение, комбинировать старое в новые сочетания составляет основу творчества. Этому способствуют дидактические игры и игры со строительным материалом.

Формируясь в игре, воображение переходит и в другие виды деятельности дошкольника. Наиболее ярко оно проявляется в рисовании. Здесь так же, как в игре, дети вначале опираются на непосредственно воспринимаемые предметы или возникающие под их рукой штрихи на бумаге. В домашних условиях у детей должен

быть уголок для изобразительной деятельности, где они могут реализовать свой творческий потенциал.

Следовательно, необходимо создать благоприятные условия и должна осуществляться целенаправленная работа по развитию творческих способностей. И от того, насколько были использованы возможности работы по их развитию, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. Эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях семьи и дошкольных учреждений.

Таким образом, подведём итог выше сказанному.

Универсальные творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. В основе креативных способностей человека лежат процессы мышления и воображения. Поэтому, основными направлениями развития творческих способностей в дошкольном возрасте являются:

Развитие продуктивного творческого воображения, которое характеризуется такими качествами, как богатство продуцируемых образов и направленность.

Развитие качеств мышления, которые формируют креативность, такими качествами являются ассоциативность, диалектичность, системность мышления.

Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей., поэтому необходимо как можно эффективнее использовать их в работе с детьми.

Библиография

1. Алябьева Е.А. 2005. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет.

Ильина М.В. 2005. Развитие вербального воображения. Москва. Ильина М.В. 2004. Развитие невербального воображения. Москва. Королёва С.Г. 2010. Развитие творческих способностей детей 5 - 7 лет. Волгоград.

Крылов Е. 1992 г. Школа творческой личности. Дошкольное воспитание №7, №8 с. 11-20.

Матюшкин А.М. 1989г. Концепция творческой одарённости. Журнал Вестник практической психологии образования №4(33) Октябрь -декабрь 2012 г. с.83.

Мелик - Пашаев А.А. 1987. Ступеньки к творчеству. Москва. Прохорова Л. 1996 г. Развиваем творческую активность дошкольников. Дошкольное воспитание №5 с. 21-27.

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. На основе анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. Смита, Б.Н. Никитина, и Л.Кэррола мы выделили шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей.

Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.

Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Например, еще задолго до обучения чтению годовалому ребенку можно купить кубики с буквами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы. Это способствует раннему овладению чтением.

Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается "до потолка" своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малыш вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется, взрослые позволяют ему это делать, а не решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч. Родители не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам.

Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых - это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь - не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. К сожалению, подсказка - распространенный среди родителей способ "помощи" детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.

Давно известно, что для творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей - тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.

Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго сохранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика доказывает это), если подобрать соответствующие методы обучения, то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений.

Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

Главной педагогической задачей по развитию творческого мышления в дошкольном возрасте является формирование ассоциативности, диалектичности и системности мышления. Так как развитие именно этих качеств делает мышление гибким, оригинальным и продуктивным.

Ассоциативность - это способность видеть связь и сходные черты в предметах и явлениях, на первый взгляд не сопоставимых.

Благодаря развитию ассоциативности мышление становится гибким и оригинальным.

Кроме того, большое количество ассоциативных связей позволяет быстро извлекать нужную информацию из памяти. Ассоциативность очень легко приобретается дошкольниками в ролевой игре. Так же существуют специальные игры, способствующие развитию этого качества.

Диалектичность - это способность видеть в любых системах противоречия, мешающие их развитию, умение устранять эти противоречия, решать проблемы.

Диалектичность является необходимым качеством талантливого мышления. Психологи провели ряд исследований и, установили, что механизм диалектического мышления функционирует в народном и научном творчестве. В частности анализ трудов Выготского показал, что выдающийся русский психолог постоянно использовал этот механизм в своих исследованиях.

Педагогическими задачами по формированию диалектичности мышления в дошкольном возрасте являются:

  • 1. Развитие умения выявлять противоречия в любом предмете и явлении;
  • 2. Выработка умения четко формулировать выявленные противоречия;
  • 3. Формирование умения разрешать противоречия;

И еще одно качество, формирующее творческое мышление - это системность.

Системность - это способность видеть предмет или явление как целостную систему, воспринимать любой предмет, любую проблему всесторонне, во всём многообразии связей; способность видеть единство взаимосвязей в явлениях и законах развития.

Системное мышление позволяет видеть огромное количество свойств предметов, улавливать взаимосвязи на уровне частей системы и взаимосвязи с другими системами. Системное мышление познает закономерности при развитии системы от прошлого к настоящему и применяет это по отношению к будущему.

Системность мышления развивается корректным анализом систем и специальными упражнениями. Педагогические задачи по развитию системности мышления в дошкольном возрасте:

  • 1. Формирование умения рассматривать любой предмет или явление как систему развивающиеся во времени;
  • 2. Развитие умения определять функции предметов с учетом того, что любой предмет многофункционален.

Вторым направлением формирования творческих способностей дошкольников является развитие воображения. Воображение - это умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний к соотношений что-либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого.

Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно помогает человеку освободиться от инерции мышления, оно преобразует представление памяти, тем самым обеспечивая, в конечном счете создание заведомо нового. В этом смысле, все, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы - все это является продуктом творческого воображения.

Дошкольное детство является сензитивным периодом для развития воображения. На первый взгляд необходимость развивать воображение дошкольников может показаться обоснованной. Ведь весьма распространено мнение о том, что воображение ребенка богаче, оригинальнее воображения взрослого. Такое представление об изначально присущем дошкольнику ярком воображении существовало в прошлом и у психологов.

Из этого следует, что творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека. Педагогический вывод, который можно сделать из всего выше сказанного, заключается в необходимости расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения. Именно с накопления опыта начинается всякое воображение. Но как передать ребенку этот опыт заранее? Часто бывает так, что родители беседуют с ребенком, что-то рассказывают ему, а потом жалуются, что у него, как говорится, в одно ухо влетело, а из другого вылетело. Это происходит в том случае, если у малыша нет интереса к тому, о чём ему рассказывают, нет интереса к знаниям вообще, то есть когда отсутствуют познавательные интересы.

Вообще познавательные интересы ребенка дошкольника очень рано начинают о себе заявлять. Проявляется это сначала в форме детских вопросов, которыми малыш осаждает родителей с 3-4 лет. Однако станет ли такое детское любопытство устойчивым познавательным интересом или оно исчезнет навсегда, зависит от взрослых, окружающих ребенка, прежде всего от его родителей. Взрослые должны всячески поощрять любознательность детей, воспитывая любовь и потребность в знаниях.

В дошкольном возрасте развитие познавательных интересов ребенка должно идти по двум основным направлениям:

Постепенно обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями о различных областях действительности. Это вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед детьми открывается сторон окружающей действительности, тем шире возможности для возникновения и закрепления у них устойчивых познавательных интересов.

Постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.

Для того чтобы успешно развивать познавательные интересы ребенка, родители должны знать, чем интересуется их малыш, а уже затем оказывать влияние на формирование его интересов. Следует отметить, что для возникновения устойчивых интересов недостаточно просто познакомить ребенка с новой сферой действительности. У него должно возникнуть положительное эмоциональное отношение к новому. Этому способствует включение дошкольника в совместную с взрослыми деятельность. Взрослый может попросить ребёнка помочь ему что-нибудь сделать или, скажем, прослушать вместе с ним любимую пластинку. Возникающее у малыша в таких ситуациях чувство причастности к миру взрослых создаёт положительную окраску его деятельности и способствует возникновению у него интереса к этой деятельности. Но в этих ситуациях следует будить и собственную творческую активность ребенка, только тогда можно добиться желаемого результата в развитии его познавательных интересов и в усвоении новых знаний. Нужно задавать ребенку вопросы, побуждающие к активному размышлению.

Накопление знаний, опыта - это только предпосылка для развития творческого воображения. Любые знания могут быть бесполезными грузом, если человек не умеет обращаться с ними, отбирать то нужное, что ведет к творческому решению задачи. А для этого нужна практика таких решений, умение использовать накопленную информацию в своей деятельности.

Продуктивное творческое воображение характеризуется не только такими особенностями как оригинальность и богатство продуцируемых образов. Одним из важнейших свойств такого воображения является умение направлять представления в нужную сторону, подчинять их определённым целям. Неумение управлять идеями, подчинять их своей цели, приводит к тому, что самые лучшие замыслы и намерения гибнут, не находя воплощения. Поэтому важнейшая линия в развитии воображения дошкольника - это развитие направленности воображения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль семьи в развитии творческих способностей дошкольников

Семья обладает большими потенциальными возможностями в развитии творческих способностей дошкольников. На это указывали такие ученые как П.Торренс, К.Тэкекс, В.Н.Дружинин, Дж.Гетцельс, Ф.Джексон, М.В.Межиева и другие.

Согласно исследованиям П.Торренса, наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности. Степень реализации творческих импульсов ребенка во многом зависит от влияния родителей и других взрослых дома и в детском саду. Черты характера, способствующие творческой продуктивности, могут быть обнаружены достаточно рано. Именно поэтому психологу, работающему с детьми, очень важно обратить внимание родителей на их развитие. Результаты развития творческих способностей ребенка могут быть наилучшими, когда семья и детский сад работают в тесном контакте.

Влияние родителей – первейший фактор, оказывающий воздействие на формирование Я - концепции ребенка. Как пишет К.Тэкекс: «Существует немало систем поддержки помимо семьи, которые помогут в развитии ребенка. Но ни одна из них не заменит семьи в развитии психики ребенка, в создании его образа как заслуженно любимой личности, счастливой и целостной в своем окружении». Благодаря общению с взрослыми ребенок узнает, какое поведение желательно, а какое нет, какое безопасно, а какое рискованно. Здесь родителям важно соблюдать баланс. Положительные сообщения поддержки и любви должны обязательно перевешивать негативные, критические. Благодаря общению с взрослыми у ребенка обязательно должно сформироваться «здоровое самоощущение человека, которому есть что привнести в мир и которого мир встречает с радостью». Дж. Гетцельс и Ф. Джексон сопоставили условия, которые сопутствовали развитию высокой креативности и высокого интеллекта у детей. В ходе исследования было обнаружено, что уровень материального положения семьи не играет роли. Более существенное влияние оказывает профессия родителей, их социальный статус и позиция по отношению к детям. Родители креативных детей находили в своих детях меньше недостатков, чем родители интеллектуалов. Они показывали свое благоприятное расположение к индивидуальности ребенка и уверенность в его способности делать все правильно. Если родители интеллектуалов основное внимание обращали на внешние факторы, способствующие карьере ребенка, то родители креативов главное внимание уделяли внутренним качествам ребенка.

Большинство исследователей выявляют при анализе семейных отношений следующие параметры:

  1. гармоничность – негармоничность отношений между родителями, а также между родителями и детьми;
  2. творческая – нетворческая личность родителя как образец подражания и субъект идентификации;
  3. общность интеллектуальных интересов членов семьи либо ее отсутствие;
  4. ожидание родителей по отношению к ребенку – ожидание достижений или независимости.

В своих трудах В.Н. Дружинин, ссылаясь на зарубежных исследователей, указывает на то, что если в семье культивируется регламентация поведения, предъявляются одинаковые требования ко всем детям, существуют гармоничные отношения между членами семьи, то это приводит к низкому уровню креативности детей. Например, в исследованиях Д.Манфилда (1981), Р.Альберта и М.Рунко (1987) были обнаружены положительные корреляции между не гармоничными эмоциональными отношениями в семье, психотичностью родителей и высокой креативностью детей. Однако ряд других исследователей, указывают на необходимость гармоничных отношений для развития креативности, но эти выводы в меньшей мере эмпирически обоснованы. Похоже на то, что больший спектр допустимых поведенческих проявлений (в том числе – эмоциональных), меньшая однозначность требований не способствует раннему образованию жестких социальных стереотипов и благоприятствует развитию креативности. Тем самым творческая личность выглядит как психологически нестабильная. Требование достижения успехов через послушание не способствует развитию независимости и, как следствие, креативности.

Д. Саймонтон, а затем и ряд других исследователей выдвинули гипотезу о том, что среда, благоприятная для развития креативности, должна подкреплять креативное поведение детей, предоставлять образцы творческого поведения для подражания. С его точки зрения максимально благоприятна для развития креативности социально и политически не стабильная среда.

Среди многочисленных фактов, которые подтверждают важнейшую роль семейно – родительских отношений, есть и такие:

  • большие шансы проявить творческие способности имеет, как правило, старший или единственный сын в семье;
  • меньше шансов проявить творческие способности у детей, которые идентифицируют себя с родителями (отцом). Наоборот, если ребенок отождествляет себя с «идеальным героем», то шансов стать креативным у него больше. Этот факт объясняется тем, что у большинства детей родители «средние», нетворческие люди, идентификация с ними приводит к формированию у детей нетворческого поведения;
  • чаще творческие дети появляются в семьях, где отец значительно старше матери;
  • ранняя смерть родителей приводит к отсутствию образца поведения с ограничением поведения в детстве;
  • благоприятно для развития креативности повышенное внимание к способностям ребенка, ситуация, когда его талант становится организующим началом в семье.

Ряд исследователей отмечали роль родителя противоположного пола в развитии творческих способностей ребенка. Результаты их работ показывают, что отцы оказывают большее влияние на творческие способности девочек, а матери - на творчество мальчиков. У отцов, проявляющих активный интерес к занятиям своих дочерей, расширяющих горизонты их будущей карьеры и укрепляющих их независимость, гораздо больше шансов вырастить дочерей творческими личностями, чем у тех, кто утверждает стереотипно зависимые или пассивные модели поведения в дочерях. Матери, занятые творческой или деловой карьерой, склонны воспитывать в своих сыновьях большую независимость мысли и смелость. Родители, стремящиеся развить в ребенке творческие способности и продуктивность, должны дать место творчеству и в собственной жизни. Компетентный родитель в этом случае – прежде всего компетентная личность, чье восприятие новых идей и радость собственных достижений дает ребенку прямой и убедительный пример.

Д. Льюисом был составлен для родителей список утверждений, с помощью которых родители могут оценить степень своего участия в занятиях ребенка. Несмотря на то, что этот список сформулирован на основе изучения обширной выборки семей одаренных детей, он достаточно удачно типизирует подход к стимулированию позитивного умственного развития ребенка.

Анализируя особенности родительского влияния на формирование креативности детей, К. Тэкекс сформулировала некоторые рекомендации, способствующие пониманию и стимулирования детского творчества. По ее мнению, родителям необходимо внимательно прислушиваться к вопросам ребенка, отмечать, чем ребенок предпочитает заниматься, следить за его естественными интересами. Нет ничего хуже родительской фразы: «Ты задаешь слишком много вопросов!». Важно развивать у ребенка самые различные интересы. Для родителей важно не делать излишнего акцента на учебных занятиях в детском саду, так как учебные программы обращают более значительное внимание на конвергентное, а не на дивергентное мышление и скорее суживают мышление ребенка, а не расширяют его. Мышление же интуитивное, ассоциативное, более свойственное ребенку дошкольного возраста, может подавляться ранними, интенсивными занятиями с использованием строго организованных материалов, подобных школьным учебникам.

Итак, семейная среда, где с одной стороны есть внимание к ребенку, а с другой стороны, где к нему предъявляются различные, несогласованные требования, где мал внешний контроль за поведением, где есть творческие члены семьи и поощряется не стереотипное поведение, приводит к развитию креативности у ребенка.

Гипотеза о том, что подражание является основным механизмом формирования креативности, подразумевает, что для развития творческих способностей ребенка необходимо, чтобы среди близких дошкольнику людей был творческий человек, с которым бы ребенок себя идентифицировал. Процесс идентификации зависит от отношений в семье: в качестве образца для ребенка могут выступать не родители а «идеальный герой», обладающий творческими чертами в большей мере, чем родители.

Задача взрослых, стремящихся развить в ребенке его творческий потенциал, реализовать его творческие способности, достаточно трудна. И если родители с помощью специалистов психологов и педагогов постараются создать ребенку возможности для интересного образования, окажут необходимую помощь и эмоциональную поддержку, эта задача может быть решена достаточно успешно.


Добавить родителям

Материалы родительского собрания

Роль семейного воспитания в развитии

творческих способностей у детей

Каждый ребенок, каждый человек в этом мире уникален. Человек рождается с уникальным набором генов, психофизическим и умственным набором возможностей. И дать ребенку возможность не спрятать, а раскрыть свои способности, является одной из самых главных задач, обязанностей родителей.

Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок вырос творческим человеком? Многие родители ответят: “Конечно, хотим!”

Несмотря на то, что жизненный опыт подсказывает нам, что часто творческим людям живется трудно, мы чувствуем, что без творческих способностей человеку жить тоже как-то не очень хорошо.

Но вырастить творческого человека не так-то просто. Прежде всего перед родителями встают два вопроса:

1. Что нужно делать, чтобы развивать творческие способности ребенка?

2. На что вы сами готовы, чтобы эти самые способности у ребенка развивались?

Как развивать творческие способности детей?

Когда маленькие глазки широко раскрываются, глядя на окружающих, а цепкие ручки тащат в рот всё, что попадётся для исследования, родители и не подозревают, что малыш начал познавать мир, чтобы в дальнейшем творить его по-своему.

Когда годовалый малыш начинает лялякать простенький мотив или расписывать стены в квартире фломастером брата, ты начинаешь задумываться: не гений ли подрастает? Как развивать творческие способности детей? Возможно, уже пора тащить его к знакомому учителю музыки или определить в изостудию?

Вот оно и началось – спешное развитие творческих способностей детей. Ребёнок только-только собирается проявить себя в мире, пробовать силы в разных областях, а у родителей уже взыграли амбиции.

Мудрые родители не бросятся к педагогам, как только ребёнок чем-то удивил, а сначала понаблюдают за ним: почему он так делает? Случайно получилось или старается, чтобы вышло? Стоит поиграть с ним, ведь для младенца игра – это познание мира, это весь школьный курс наук через собственное восприятие. Играть на инструменте (даже на ложках или кастрюле!), сочинять, рисовать, фантазировать со своим ребёнком нужно с первых месяцев жизни, чтобы вовремя выявить творческие способности детей, развитие творческих способностей детей можно начинать с привычных игрушек.

Например, самая обычная маленькая машинка. Что с ней делать? Катать, – скажет любой взрослый. А ребёнок возьмёт две и поставит друг на дружку: одна – хлеб, другая – колбаса, одним словом, бутербород!

Каждый ребёнок талантлив, только надо заметить, что ему больше нравится. Один любит находить новое применение игрушкам и другим предметам, другой увлечён рисованием, причём ищет не только новые места для своего занятия, но и новый состав красок. Иногда творческие способности детей проявляются очень нестандартно: девочка рисовала на обоях киселём, вареньем, маминой французской помадой и отцовской щёткой для обуви, хотя в её ящике была масса альбомов и краски, карандаши, мелки. Ещё один темпераментный мальчишка танцевал, не переставая, даже под музыку мобильника, впоследствии у него обнаружился абсолютный слух и очень развитое чувство ритма.

Обязанность родителей – поддерживать все начинания своих детей и не наказывать за, казалось бы, форменное безобразие : испорченные обои или громкое пение на спектакле. И хотя развитие творческих способностей детей иногда требует некоторых жертв, все же лучше повесить на стену или раскатать по полу рулон старых обоев, а перед походом в театр договориться сидеть тихо с тем, чтобы слушать и дома всё повторить, как артист.

Иногда малыш бросает своё занятие, которым почти бредил долгое время. Не надо настаивать – это только игра . Если склонности есть, он обязательно вернётся к своему увлечению, но может быть это совсем не то, что он хотел.

И обязательно с малышом надо разговаривать обо всём , что он делает, что нравится и не нравится. Изначально все дети искренни, а попадая в общество взрослых с его правилами, начинают скрывать свои желания и замыкаются. Тот же детский сад, конечно, прививает малышу навыки коллективизма и в то же время ограничивает его: нельзя ходить туда, куда хочется, нельзя говорить вслух или петь тогда, когда это необходимо, не стоит трогать то, не бегать там… И получаются хорошо воспитанные дети без мечты и творческих замыслов.

Однако стоит поощрять любые творческие способности детей, развитие творческих способностей детей помогает им совершенствоваться в любимом занятии, которое может стать делом всей жизни, а если нет, то развитие интеллекта и чувств – обязательно.”

Казалось бы все правильно: не ограничивать проявления творчества у детей, поддерживать все их начинания, и все будет здорово – вырастут творческие талантливые люди.

Но почему-то в жизни мало у кого так получается. Часто проявления творчества детей вызывают у нас раздражение или гнев. Почему?

Во-первых, многие не готовы на “некоторые жертвы” ради творческого развития своих детей. Недавно в компании очень творческих женщин я слышала истории о том, как в детстве одна из них сшила одежду для куклы из маминого дорогущего вечернего платья, другая – мягкую игрушку из нового норкового воротника (уточним, что это происходило в советское время, когда приличные вещи еще и достать было трудно). И родители их с пониманием отнеслись к творчеству детей, совсем не ругались! А Вы способны на такие “небольшие жертвы”?

Во-вторых, мы знаем, что творческому человеку часто трудно приходится в жизни. Но и без творчества опять же плохо . Вот многие родители и мечутся между позволениями и запретами, не зная, что на самом деле хотят для своего ребенка, каким хотят его воспитать. А если взрослые до конца не определились, что творчество – это хорошо, то о каких жертвах ради творческого развития ребенка может идти речь?

В-третьих, мы все или почти все боимся избаловать своих детей . Помните, в сказке “Снежная королева” разбойница говорит, что вырастить из дочки настоящую разбойницу можно только если ей все разрешать.

Мы все хотим гордиться своими детьми, а не стыдиться их. Хотим гордиться творческими достижениями своих детей. И хотим быть уверенными, что они будут себя вести прилично или хотя бы адекватно в общественных местах, в том числе в садике и в школе. Если не для собственных амбиций, то хотя бы для их безопасности.

Как же быть?

Важно научиться гармонично, сочетать весь тот уникальный набор способностей, который дан ребенку с рождения и создания всех условий (материальных и психологических).

Важно знать, что дети в возрасте 3,5-4 лет проявляют наибольшее количество своих способностей. И необходимо именно в этот период создать условия ребенку для развития.

Во-первых , родители должны обеспечить материальную базу для занятий и здесь важно, чтоб не родители выбирали своему ребенку интересы.

Во-вторых , ребенок не должен испытывать страх перед ошибками , он должен получать поощрения и поддержку, а не наказания и упреки.

В-третьих , нельзя превращать любые занятия в обязанность , так как это прячет инициативность ребенка и удовольствие от проделанной работы.

И наконец, не ставьте перед ребенком очень сложных задач , ведь ваша цель помочь своему ребенку, а не гнаться за модой. Покажите, что вы любите и верите в своего ребенка, чем бы он ни занимался и это будет самый большой толчок в его развитии.

Существуют некоторые виды творческой деятельности ребенка

Так, например, декоративно – прикладная деятельность , в нее входит изобразительное искусство или детское рисование. По рисункам ребенка можно судить о том, как ребенок воспринимает окружающий мир, как развивается его память, воображение и мышление. Важную роль в творческом развитии способностей ребенка играют занятия вязанием, шитьем и вышиванием. Такие занятия развивают не только творческое воображение, но и логическое мышление, комбинируя узоры и подбирая оформления для изделия.

Еще выделяют художественно-эстетическую деятельность и главную из них занятие музыкой. Дети очень любят с самого раннего возраста слушать и двигаться под музыку, в дошкольном и школьном возрасте они уже пытаются воспроизвести музыкальные ряды на различных инструментах, а так же нравиться заниматься вокалом, что в будущем может перерасти из увлечения в профессиональную деятельность . Занятия вокалом развивают не только вокальные данные, но и музыкальный слух. Хореография развивает пластику, физические возможности человека. Занятие в театральных кружках поможет развить речь, память, способность контролировать эмоции и т. д.

Рассмотрим основные методы развития способностей ребенка

Выделяют, как правило, три основных метода, это наглядные, словесные и практические.

К наглядным методам относят рассматривание картинок, рисунков, фильмов, а так же прослушивание различных записей.

К словесным относят, рассказы, пересказы, чтение книг и стихов, а так же беседа с ребенком.

К практическим методам относят: игры, упражнения и моделирование. Если с играми понятно, а упражнения мы знаем, что это многократное повторение одного и того же действия (умственного или физического). То моделирование – это создание различных моделей (предметов) и их использование.

Стремясь развить творческие способности, родители должны помнить о том, что некоторые ученые обращают внимание на перфекционизм детей – это потребность ребенка в самосовершенствовании, что часто приводит к заниженной самооценке и неудовлетворении своими достижениями. Так же было отмечено, что дети с высокими задатками отличаются повышенной тревожностью и впечатлительностью. Такие дети умеют воспринимать юмор, чаще дружат с детьми моложе или старше себя. Они так же могут отличаться большей агрессивностью , альтруизмом, организаторской способностью. И чем больше ребенок развивает в себе способности, тем выше у него аффективность , тревожность, дезадаптация, страх смерти, депрессивные состояния.

Творческие способности не зависят от уровня образования ребенка, даже наоборот многие дети теряют способность спонтанно творить, приобретая определенный набор знаний.

Нужно так же помнить, что развитие творческих способностей должно проходить всегда и везде, а не только в определенное время и в определенном месте, это должно быть спонтанно и интересно.

Решающую роль в развитии творческих способностей ребенка играют семейные отношения. Исследования ученых показали, что с одной стороны негармоничные и сложные отношения родителей дают толчок к высокой креативности ребенка. Однако другие исследования доказали, что дисгармония в семье оказывает тормозящее воздействие на развитие уникальных черт личности.

Расти и развиваться вместе с детьми! Развивать свои творческие способности. Творить вместе. В совместном творчестве легче почувствовать те рамки, которые вы хотите определить для ребенка. Сузить их, если вам кажется, что ребенок избаловывается вседозволенностью. Или расширить, собственным примером привлекая ребенка к творчеству. Только не надо заставлять или стыдить! Любая обязаловка убивает творчество!

Если раньше вам не довелось ощутить захватывающего чувства парения в потоках собственной фантазии или прекрасного чувства поглощения процессом творчества. То ваша жизнь бедна. Но не все потеряно: дети дают нам второй шанс научиться творить, а внуки – третий.

Сколько замечательных примеров, когда мамы или бабушки, занимаясь с малышами, раскрывают в себе удивительные способности, будят таланты, о которых и не подозревали! Начинают писать картины или сочинять стихи, музыку. Даже если просто среди серых будней проснется творческое отношение к жизни – это уже здорово!

Развивайте творческие способности своих детей. Развивайте свои творческие способности вместе с детьми. Пусть ваш мир станет шире, светлее и радостнее!

Родителям первоклассников

Вопросы и ответы, касающиеся поступления ребенка в первый класс и организации образовательного процесса в первом классе.

Ребенок первый раз идет в школу. Это важное событие не только в его жизни, но и в жизни его родителей, педагогов, школы. Как подготовить ребенка к новой жизни, как организовать учебу, чтобы она была в радость детям, и им хотелось бы каждое утро идти в школу…

Вопрос 1. Возраст поступления ребенка в первый класс?

В соответствии со статьей 159 Кодекса Республики Беларусь об образовании в I класс принимаются лица, которым на 1 сентября соответствующего учебного года исполняется шесть и более лет. По желанию одного из законных представителей ребенка допускается прием в I класс лица, которому шесть лет исполнится в период с 1 по 30 сентября соответствующего учебного года.

Вопрос 2. Какие документы необходимы при поступлении ребенка в первый класс?

Для приема детей в первый класс учреждения общего среднего образования законные представители в период с 1 июня по 28 августа подают следующие документы:

заявление на имя руководителя учреждения общего среднего образования;

медицинскую справку о состоянии здоровья ребенка;

свидетельство о рождении ребенка.

Вопрос 3. Обязательно ли присутствие ребенка при подаче документов в школу?

Не обязательно.

Вопрос 4. Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к школьной жизни?

Успехи шестилетнего ребенка в школе во многом определяются его готовностью к ней, а также, и это важнее всего, отношением родителей и учителя к новой деятельности в жизни ребенка.

Прежде всего важно, чтобы он пошел в школу физически развитым, здоровым.

Для успешного обучения школьников необходимо учитывать особенности их адаптации (привыкания, приспособления) к школьной жизни.

Первый год обучения особенно трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он привыкает к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья.

Наблюдения показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (примерно 50-60%) привыкают в течение 2-3-х месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает своих одноклассников, приобретает друзей. У таких детей преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, способность добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя.

Другим детям (около 30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, плачут, жалуются). У этих детей возникают трудности и в усвоении школьных программ.

И, наконец, в каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети отличаются устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, мешают проводить учебные занятия и пр.

Наиболее напряженными для всех детей являются первые четыре недели обучения. Очень важны в это время внимание и поддержка со стороны родителей и учителей. Необходимо быть сдержанными, спокойными, поддерживать достоинства детей, радоваться их успехам, стараться помочь наладить отношения со сверстниками.

Если учитель, родители не будут учитывать трудности адаптационного периода, это может привести к нервному срыву ребенка и нарушению его психического здоровья. Помните об этом.

Вопрос5. Чем заниматься с ребенком, чтобы он оказался готовым к школе?

Во-первых, надо помнить, что готовность к школе - это сложный комплекс определенных психофизиологических состояний, умений, навыков и здоровья ребенка. Искусственно форсировать эту готовность нельзя. Однако необходимо и можно помогать ребенку подготовиться к школьной жизни.

В настоящее время 92% детей пятилетнего возраста готовятся к школьной жизни в учреждениях дошкольного образования . Те, кто не посещает учреждения дошкольного образования, в обязательном порядке должны пройти эту подготовку, чтобы иметь одинаковые стартовые возможности, через разные формы организации работы в учреждении дошкольного образования, школе.

Необходимо иметь в виду, что ребенку, не посещавшему детский сад, бывает трудно смириться с тем, что в школе он не самый главный, не единственный, а такой же, как и все остальные дети. Он должен сидеть на учебном занятии и не мешать другим, он вынужден подчиняться общей дисциплине, постоянно соотносить свои желания и интересы с желаниями и интересами учителей и одноклассников. Необходимо постараться устроить так, чтобы он еще до школы чаще общался со сверстниками.

Первокласснику приходится самому себя обслуживать. Поэтому о навыках самообслуживания следует позаботиться особо. Очень важно, чтобы ребенок к моменту поступления в школу обладал известной долей самостоятельности: умел завязывать шнурки, застегивать пуговицы, сложить портфель, содержать в порядке свою комнату, место для занятий, игрушки, одежду, обувь. Не следует делать это за детей, не нужно освобождать их от трудовых усилий. Нельзя нарушать один из важных принципов воспитания: не делать за детей то, что они в состоянии сделать сами. Это очень важная составляющая готовности к школе.

Важно, чтобы ребенок развивал в себе волевые качества. Для этого его нужно приучать любое начатое им дело доделывать до конца.

В первую очередь надо позаботиться о его здоровье. Плавание, прогулки, велосипед – это занятия, способствующие будущему успешному вступлению в школьную жизнь.

Самый важный способ развития (относящийся и к речи, и к вниманию, и к общению, и к памяти, и к воображению, и еще ко многому другому) – чтение ребенку книги. Читайте детям книги. В этом возрасте хорошо читать малышам волшебные сказки разных народов. Чтение нельзя подменить телевизором. Об этом надо родителям помнить всегда.

Вопрос 6. И все-таки. Обязательно ли ребенок должен уметь читать, писать, считать до школы?

Многие родители ограничиваются тем, что пытаются научить ребенка чтению, письму и счету. Следует помнить, что пятилетний малыш не может еще серьезно заниматься, и совершенно недопустимо, чтобы подобные «уроки» сопровождались скандалами, криками и слезами.

Подготовленный таким образом ребенок первое время действительно хорошо успевает, но постепенно «домашний запас» кончается, учиться становится все труднее. Он не умеет быть внимательным в течение всего учебного занятия, не радуется собственным успехам, в школу ходит без всякого удовольствия.

Может лучше совсем не готовить ребенка к школе? Придет время, там всему и обучится? Педагоги и психологи считают, что готовить обязательно надо. Только без принуждения и наказаний.

Сейчас многие дети умеют читать, писать и считать еще в дошкольном возрасте. Если ребенок с интересом и в игровой форме осваивает эти хитрые премудрости, не стоит ему мешать. Но если ребенок наотрез отказывается, то не заставляйте его насильно это делать, ибо тем самым вы можете навсегда отбить охоту учиться. Обучение чтению, письму, счету – это основная задача начальной школы. Учитель сделает это грамотнее и профессиональнее, чем родители. Хотя считать в пределах десяти дошкольник должен, так как это входит в программу детского сада.

Конечно же, ребенок, с которым занимаются родители еще до школы, не будет испытывать серьезных проблем в первом классе. Поэтому, если вы обучите малыша чтению, то облегчите его будущую учебу. Главное только – не принуждать ребенка, а приучать его к чтению с помощью различных развивающих игр и занятий.

При обучении письму учитель сталкивается часто с проблемой недостаточного развития мелких мышц руки. Для развития кисти малышам рекомендуется рисовать, раскрашивать рисунки, выполнять их точками и штриховыми линиями, рисовать по образцу, обводить шаблоны, строить фигуры при помощи лекал, лепить из пластилина. Чем тверже, увереннее будет рука у ребенка, тем легче он освоит письмо букв.

Вопрос 7. Какие школьные принадлежности нужны первокласснику?

Все учебники для учащихся первого класса выдаются в школе.

Первокласснику необходимы:

школьный ранец, портфель или рюкзак

набор цветных ручек

фломастеры и карандаши

обложки для тетрадей и книг

альбом для рисования

набор кисточек

Вопрос 8. Нужна ли школьная форма первоклассникам?

Да. Но сегодня мы говорим не о школьной форме, а об одежде делового стиля : строгой, аккуратной, удобной, красивой, чтобы нравилась тому, кто ее будет носить.

Родителям необходимо поинтересоваться, какая одежда делового стиля принята для ношения учащимися в данной конкретной школе.

После учебных занятий, если ученик остается в группе продленного дня, то следует приготовить одежду для того, чтобы он смог переодеться.

Вопрос 9. Как сформировать стремление стать школьником?

Родителям можно посоветовать:

Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный , чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

Вы как никто другой знаете своего ребенка, прислушайтесь к нему, постарайтесь понять его чувства и переживания. И тогда учеба в школе будет в радость ребенку и родителям.

А 1 сентября устройте ребенку настоящий праздник – поход в парк, выезд на природу, посещение кинотеатра или театра. И обязательно – цветы. И обязательно – торт или пирог. И обязательно – мороженое. Праздник! Даже если ребенок идет не в первый, а во второй или в четвертый класс. Один раз в году – праздник школы. Ведь это же так здорово – «первый раз в первый класс»!