Open Library - открытая библиотека учебной информации. Интегрированное занятие «Желтая сказка» для детей старшей группы. Имант зиедонис разноцветные сказки

22.02.2019

Лето закончилось. Аришка вместе с мамой и папой вернулась с дачи в город.

Ты стала большой, в связи с этим можешь погулять во дворе одна, а потом мы с тобой сходим в магазин,- сказала утром мама.

Аришка надела новый желтый плащ, желтую шапочку и желтые сапожки и отправилась на прогулку.

Она вышла во двор и ахнула. Ей показалось, что она попала в желтую сказку. В небе висело желтое солнышко. Оно уже не было таким теплым, как летом, но светило так же ярко. За одну ночь березы под окнами дома пожелтели. Казалось, что они накинули желтые платочки. Дул легкий ветерок, и желтые березовые листья кружились в воздухе как бабочки. Листья ложились на землю и покрывали ее желтым ковром.

Над дорожкой склонили головки красивые желтые цветы.

Здравствуй,- сказал самый большой и красивый цветок. - Как тебя зовут?

Аришка. А тебя?

А мы - золотые шары, осœенние цветы,- ответил цветок и захлопал длинными ресницами.

Какой ты красивый, желтый, как солнышко. И у тебя так же много лепестков, как лучей у него,- сказала Аришка.

А еще я похож на золотой шарик. Правда? Не зря мы цве­тем золотой осœенью,- сказал цветок.

Я поняла! Тебя называют золотой, потому что ты желтый. И осœень тоже золотая, потому что всœе вокруг желтое. Осень - желтое время года, да? - спросила девочка.

Конечно! Осень - желтое время года, - ответил цветок.

В это время во двор вышла мама, позвала Аришку, и они от­правились в магазин по желтому осœеннему городу.

Логопед закрывает коврограф с картиной тканью, чтобы внимание детей при выполнении других заданий не рассеивалось.

4. Пальчиковая гимнастика «Осенние листья». [Развитие тонкой моторики, координации речи с движением.]

Логопед предлагает детям встать из-за стола и пройти на ковер.

Логопед. Давайте тоже отправимся на прогулку по желтому осœеннему городу и представим, что собираем желтые осœенние лис­тья. Вставайте в круᴦ.

Логопед произносит текст и показывает детям, как следует выполнять движения. Дети делают упражнение вместе с логопедом и договаривают за ним слова и словосочетания.

5. Артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционной моторики.]

Логопед приглашает детей к зеркалу и предлагает им сесть правильно, положить руки на колени, прижать спины к спинкам стульев.

Логопед. Сегодня к нам в «Желтую сказку» прибежали из осœеннего желтого леса маленькие волчонок и слоненок. Волчонок учит вас делать упражнение «Улыбка», а слоненок - «Трубочку». Давайте поиграем вот так: если я покажу волчонка, вы сделаете «Улыбку», а если я покажу слоненка, вы сделаете «Трубочку».

Упражнение «Улыбка - трубочка» выполняется 3-5раз.

Логопед. Зверятам очень понравилось, как вы делали гим­настику.

6. Беседа по «Желтой сказке». [Развитие диалогической речи. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательного с существительными в роде, числе и падеже).]

Логопед приглашает детей за стол, снимает ткань с коврогра-фа, открывая «осœеннюю картину». Задавая вопросы, логопед привле-

кает внимание детей к тем изображениям, о которых идет речь. Для этого можно использовать указку или кисть руки.

Логопед. Давайте побеседуем о сказке, которую я вам рассказала. Как она принято называть?

Дети. «Желтая сказка».

Логопед. Как вы думаете, почему?

Дети. В сказке всœе желтое.

Логопед. Как звали девочку из сказки?

Дети. Аришка.

Логопед. Куда отправилась Аришка?

Дети. На прогулку. Логопед. Что она надела?

Дети. Желтый плащ, желтую шапочку и желтые сапожки.

Логопед. Давайте назовем всœе желтое, что увидела Аришка, выйдя во двор.

Дети. Желтое солнышко, желтые березы, желтые листья, желтый ковер из листьев, желтые цветы.

Логопед. Как назывались эти цветы?

Дети. Золотые шары.

Логопед. Почему они так называются? Как решила Аришка?

Дети. Οʜᴎ похожи на шарики. Οʜᴎ желтые, кажутся золотыми.

Логопед. Почему осœень - желтое время года, как сказала Аришка?

Дети. Осенью всœе желтое.

Логопед. Верно. Вы хорошо ответили на мои вопросы. А те­перь пойдем на ковер и представим, что мы сами превратились в желтые осœенние листья (снова закрывает тканью изображения на коврографе).

7. Упражнение «Листья». (Повторение, см. с. 22.) [Развитие общей моторики, координация речи с движением.]

Дети выполняют знакомое упражнение вместе с логопедом, договаривая за ним слова и словосочетания. Необходимо стимулировать детей к произнесению текста целиком.

8. Упражнение «Осенние листочки». (Повторение, см. с. 14.) [Развитие длительного направленного плавного выдоха.]

Логопед приглашает детей к стойке, на которой закреплены сухие березовые листья.

Логопед. Встаньте прямо, напротив листиков. По моей ко­манде вы сделаете вдох и станете дуть на листики, не раздувая щек, вытянув губы трубочкой, так, чтобы листики кружились в воздухе.

Упражнение выполняется 3-5раз, чтобы не спровоцировать головокружение у детей.

9. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

Логопед снимает ткань с коврографа, предлагает детям отойти от стойки и встать рядом с коврографом.

Логопед. Где мы сегодня побывали?

Дети. В «Желтой сказке».

Логопед. Что видели там?

Дети. Желтое солнышко, желтые березки, желтые листья, желтый ковер из листьев, желтые цветы.

Логопед. Что мы делали в сказке?

Дети. Собирали картинки, делали пальчиковую гимнастику, играли с волчонком и слоненком, дули на листочки.

Логопед. Я думаю, что вам понравилось в путешествии. А мне очень понравилось, как вы выполняли задания.

Логопед положительно оценивает деятельность каждого ребенка.

Прочитайте детям «Цветные сказки»

«Жёлтая сказка»

Однажды девочка пошла на полянку за цветами. Солнце было жёлтое, весёлое, тёплое. Кое-где из земли вылезли травинки, но цветов ещё не было. девочка посмотрела и сказала:

Солнышко, Солнышко, ведь уже весна, я надела своё жёлтое пальто с жёлтым капюшоном, почему же нет ни одного цветка?

Сейчас будут, - ответило солнце и кинуло на солнечный пригорок вместе со своими лучами пригоршню жёлтых цветов. Лепестки этих цветов топорщились, как жёлтые лучи.

Знаешь, как они называются? - спросило солнце у девочки.

Знаю, - отвечала девочка. - Одуванчики!

Солнышко улыбнулось.

А вот и нет! Они называются мать-и-мачеха. Это самые первые весенние цветы, даже листьев у них нет. Только сами цветы теплятся на пригорке.

Эти цветы злые? - спросила девочка. - Ведь в сказках все мачехи злые.

Нет, - ответило солнце - мать-и мачехадобрый цветок. Просто листья у него такие: одна сторона тёплая, мягкая, как руки твоей мамы. А другая холодная и блестящая - как у мачехи из злых сказок, - подсказала девочка.

Солнце засмеялось и кинуло на пригорок ещё одну горсть жёлтых цветов.

«Зелёная сказка».

На этот раз девочка надела зелёный сарафан с зелёным кармашком и пошла в лес. А в лесу всё было зелёное-презелёное. И деревья были зелёные, и кусты были зелёные, даже вода в маленькой луже и та была зелёная.

Девочке очень хотелось поймать зелёного лягушонка и разглядеть, сколько пальцев у него на лапках. Вот она и решила: «Если лягушонок увидит мой зелёный сарафан с зелёным кармашком, он ничуть меня не испугается.

Так оно и было, Зелёный лягушонок вылез из зелёной лужи, в которой отражались зелёные листья деревьев и зелёной травинки, и ничуть не испугался девочки в зелёном сарафане.

Ква! - удивился он. Какое смешное зелёное деревце выросло возле моей лужи.

Тут девочке и надо бы взять лягушонка в руки и разглядеть, сколько у него на лапках пальцев. Но ей стало очень смешно: подумать только - лягушонок принял её за дерево. Она засмеялась и сказала:

Я вовсе не дерево!

Конечно, лягушонок очень испугался. Ведь он никогда не слышал, чтобы деревья смеялись да вдобавок и говорили. И бултых обратно в лужу.

«Красная сказка».

Вот наступило лето. На лесной опушке выросли рядом красный мухомор и красная земляника.

Ты только взгляни, какой я видный и красивый! - говорил мухомор - А тебя заметить трудно, уж очень ты мала и неказиста. И голос у тебя чуть слышный.

Но я ведь вкусная и очень сладкая,- отвечала земляника (А голос-то у нёё и правда был совсем тихий, еле слышный) - и ещё я очень полезная,- прибавила она уже шёпотом. И ещё сильнее покраснела, потому что не любила хвалиться.

Может, и я очень сладкий, очень вкусный и задрал вверх красную шляпку с белыми

крапинками. Тут на лесную опушку прибежала девочка в красном сарафане и с красными кармашками.

Ой! - воскликнула она.- Земляника! Уже поспела! А какая красная!

Она присела на корточки, сорвала ягод9.

«Ну,- подумал мухомор,- сейчас она и меня увидит.

Девочка и правда увидела мухомор. Поморщилась:

Ядовитый гриб! Мама не велит такие даже руками трогать.

«Синяя сказка».

Трудно пришлось девочке, когда ей захотелось попасть в «Синюю сказку», ведь для этого нужно было побывать у синего моря. А синее море очень далеко, добраться к нему не так-то просто. И вот девочка сделала себе из синей бумаги синюю лодку, взяла в каждую руку по синему веслу и отправилась в путь.

А надо сказать, что за домом, в котором она жила, в овраге протекал ручеёк, и был он совершенно синий.

девочка спустила свою синюю лодку в синий ручеёк и спросила его:

Донесёшь ли ты мою лодочку до синего моря?

Донесу... - прожурчал ручеёк.

А тебе не трудно будет? - снова спросила девочка.

Мне помогут другие ручьи, - прожурчал в ответ ручей и понёс синюю лодку с девочкой вниз по течению.

В этот ручей влился ещё один, побольше. Вдвоём они понесли на себе синюю лодочку так резво, что девочке пришлось даже грести синими вёслами.

Понемногу всё новые ручьи и реки вливались в тот ручей, куда девочка спустила свою синюю лодочку. И ручей превратился в полноводную реку.

Наконец девочка увидела перед собой синее море. Оно было такое красивое и блестящее!

Ты очень большое и глубокое?- спросила девочка.

Но море ей ничего не ответило. Оно было слишком большое и слишком глубокое, чтобы услышать девочкин голос. Тогда девочке вдруг стало скучно и захотелось домой.

Достать тебе из моря камешек? - спросил маленький пучеглазый краб, который тут же, на берегу, грелся на солнце.

Достать, - сказала девочка, а сама всё думала:

«Вот бы мне вернуться домой...»

А крабик бочком-бочком сбежал в воду синего моря и через минуту вернулся с камешком в клешне.

Держи! - сказал он девочке.

Какой синий и какой красивый!

потерять, скорее положила синий камешек в синий карман синего сарафанчика. И что же? Она сразу оказалась дома!. Вернее, у того ручья, который журчал на дне оврага около их забора.

Ты, что волшебный? – спросила девочка у камешка, вынув его из кармана.

А камешек вдруг соскользнул с её ладони - и в ручей! И девочка его не нашла. Ведь камешек был очень синий, и ручей в овраге тоже очень синий...

«Белая сказка».

Утром девочка проснулась и увидела, что в комнате необыкновенно светло. Она вскочила с кровати, подбежала к окну и ахнула.

За окном всё было белым. Ночью выпал первый снег и покрасил всё вокруг в белый цвет. Пушистый белый ковёр лежал на земле, мохнатые белые шапки нахлобучили деревья. Белыми платками покрылись крыши домов. Посреди двора на белом снегу сидел белый-белый кот. А в воздухе кружились белые снежинки.

девочка быстро оделась и побежала на двор. Из белого снега она слепила белую снежную бабу!

И только глаза у снежной бабы были чёрными, а нос - красный.

«Оранжевая сказка».

Наступила осень, и девочка пошла в лес за оранжевыми листьями.

Навстречу ей попалась берёза - вся жёлтая, с листьями похожими на золотые монетки .

Встретилась ей и осина. Она стояла красная снизу до верху, до самой макушки.

Потом девочка увидела старый дуб. Он был ещё совсем зелёный, только с коричневыми жёлудями.

А ещё в лесу росла рябина с оранжевыми ягодами. Но девочке нужны были не ягоды, а листья.

И тут она увидела дерево, которое раскинуло во все стороны свои ветки и горело оранжевым огнём, будто в лесу разложили огромный костёр. Девочка подошла к дереву.

Здравствуй, клён!

Здравствуй! - прошелестел клён, и несколько оранжевых листьев медленно слетели на землю.

Это мне? - спросила девочка.

Тебе - снова зашелестел клён, и снова кленовые листья закружились в воздухе и упали к ногам девочки.

Спасибо, - сказала девочка. - Но зачем ты роняешь красивые листья? Скоро у тебя ни одного не останется.

Я готовлюсь к зиме, - ответил клён. - Зимой мне будет тяжело, если на каждый лист ляжет снег. Мне нужны силы для тех зелёных почек, которые развернутся весной.

И снова кленовые листья, будто огромные оранжевые бабочки, закружились около девочки. Она набрала их целую охапку. Целую охапку оранжевых кленовых листьев! Принесла домой, разгладила каждый лист и все их поставила в вазе на подоконник.

Когда пришла зима, всюду лежал белый снег, а на окошке у девочки, казалось, сияет оранжевое летнее солнце.

«Голубая сказка».

Всё было голубым вокруг: и голубое небо, и голубая речка, и голубые стрекозы, и девочка в голубом сарафане с голубыми кармашками. И даже ведёрко и мячик в руках у девочки были голубыми. А на берегу голубой речки росли голубые незабудки.

Стрекоза! - крикнула девочка той стрекозе, у которой были совершенно голубые и совершенно прозрачные крылья.

Голубая стрекоза сразу поняла, что девочка зовёт именно её. Она опустилась вниз и

присела на голубую незабудку.

Посади меня к себе на спинку, давай полетаем,- попросила девочка.

Стрекоза усмехнулась в ответ:

Разве у меня хватит сил? Ты слишком велика.

А если я стану маленькой, тогда полетаем?

Тогда полетаем,- ответила голубая стрекоза.

девочка шепотом сказала волшебные слова:

Тили - тили - бом!- И тут же стала меньше своего мизинца.

Садись,- велела ей стрекоза и подставила спинку. И они полетели. Быстро - быстро! Ведь стрекозы летают быстрее всех на свете. И через секунду их не было видно. Ведь над ними было голубое небо, у стрекозы были голубые крылья, а на девочке был голубой сарафан, да ещё с голубыми кармашками.

Они летели так долго, пока девочка, не сказала:

Я хочу домой! Мы не заблудились?

Нет,- отвечала ей стрекоза. Разве ты не знаешь, что у нас, стрекоз, два огромных глаза и в каждом много тысяч маленьких зорких глазков? И ещё есть такие глаза, которые видят, что делается внизу. Тут девочка и стрекоза опустились на берег голубой реки, где росли голубые незабудки. А оттуда до дома было рукой подать!

«Фиолетовая сказка».

Утром девочка посмотрела в окно, увидела, что из-за леса ползёт фиолетовая туча, и подумала: «Скоро пойдёт дождик!>>. Ей очень захотелось взглянуть на те большие фиолетовые колокольчики, которые растут за полем возле соснового бора: правда или неправда, что в их чашечках прячутся от дождя разные мошки-букашки?

Девочка взяла мамин фиолетовый зонтик, надела фиолетовый плащ и вышла на улицу. И тут начался дождик.

Ого-го-го, сколько вас тут...! – воскликнула девочка, прибежав к фиолетовым колокольчикам на опушке соснового бора. - Посмотрю, что делается у вас в фиолетовых чашечках.

Посмотри,- шепнул тот фиолетовый колокольчик, к которому она склонилась,- только не вспугни мошек-букашек.

Значит, так и есть!- обрадовалась девочка,- Значит правда, что они прячутся здесь от дождя! Но почему?

В наших фиолетовых чашечках куда теплее и суше, чем под твоим фиолетовым зонтом. Взгляни - увидишь!

Девочка не поленилась и заглянула в один фиолетовый колокольчик, в другой, третий... В каждом притаились и мошки, и букашки, и разные другие мелкие насекомые.

Правда! - сказала девочка - Прячутся от дождя. А потом она увидела под соснами кустики черники. И на каждом была уйма фиолетовых ягод. А на каждой ягодке блестела капля дождя.

Когда девочка под мокрым фиолетовым зонтиком вернулась домой, всё у неё было фиолетовым: и пальцы, и ладони, и губы, и зубы, и даже щёки.

Попробуй,- сказала она своей маме, протянув на фиолетовой ладошке горсть фиолетовых ягод - Вкусные?

Очень, - сказала мама, и зубы у неё сразу стали фиолетовыми. Как у дочки.

«Разноцветная сказка».

Девочка надела разноцветный плащ и вышла на улицу. Стояла осень, но день был солнечным и ярким. По голубому небу плыли белые облака. Трава была ещё зелёной, а вот листья на деревьях уже покраснели и пожелтели. На дорожках стояли синие лужи. В одной луже плавали оранжевые кленовые листья, принесённые ветром. Вдоль дорожки росли фиолетовые астры. Они качали головкам и от ветра. Вдруг в небе появилась радуга. Она было яркой, разноцветной. девочка хотела запомнить, из каких цветов состоит радуга, но т растаяла так же быстро, как и появилась.

девочка очень расстроилась, но в это время трава у её ног зашевелилась, и её окружили крошечные гномики. девочка посмотрела на их колпачки: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый - и тут же вспомнила, из каких цветов состоит радуга. Она засмеялась и посмотрела в высокое голубое небо. А когда она опустила голову, гномики в разноцветных колпачках уже разбежались в разные стороны. девочка помахала им рукой и пошла домой. дома она нарисовала букет разноцветных цветов.

Эти сказки сочинили ученики 2 «Э» класса. Сказки получились интересными и разнообразными

Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
Прочитайте сказки детям!
Научите их любить.
Может быть, на этом свете
Станет легче людям жить.

Издательство МОУ СОШ № 24, 2 «Э» класс

Ленинградская, 64

2014/2015 учебный год

Марина Ярославцева

Желтая сказка

Б
ыл солнечный день. Ярко-жёлтое солнце своими лучами раскрасило весь мир в жёлтый цвет: на поляне расцвели жёлтые цветы, с которых жёлтые пчёлы собирали жёлтый мёд. В деревне у курочки Желтушки вылупились жёлтые цыплята. От яркого жёлтого солнца все ребята покрылись жёлтыми веснушками. Вот и получилась у меня жёлтая сказка.

Маша Копылова

Синяя сказка .

Рано утром шёл тёплый дождь. Солнышко спряталось за тучку и чуть-чуть выглядывало из-за неё. Дождику было весело, и он решил всё вокруг раскрасить. Синяя курица снесла синее яйцо, и из него вылупился синий цыплёнок. Синий петух прокукарекал синюю песенку. В это время в небе пролетала ворона, она унесла эту песню с собой. Весёлая девочка нарисовала синюю картину и повесила её на синюю стенку. Вышли дети погулять и побежали по синим лужам. Все мокрые стали. Вот такая синяя сказка

Даша Найдёнова

Пёстрая сказка

Утром грело солнце. На улицу вышла девочка в пёстром платьице. Она стала играть пёстрым мячиком. Прилетела пёстрая птичка, и девочка покормила её пшеном. На забор взлетел пёстрый петух и закукарекал. Какое хорошее пёстрое утро!

Рита Семерова

Разноцветная сказка .

Р
ано утром птички пели, всё вокруг сияло. Солнышко сияло своими лучиками, которые перемигивались между собой, как свечка весёлая. Вот бурундучок орешки грызёт, весёлая бабочка пролетела. А соловей звонко поёт свои песни, на все лады. И они у него получаются всякие разные: красные, жёлтые, синие, розовые и даже бордовые. День стал цветной и весёлый.

Рита Семерова

Весёлый гномик.

Жил-был гномик. Каждую весну он всех вокруг поздравлял с весенними праздниками: солнышко, земляничку, ветерок.… Но наступило лето. Гномик не мог уже всех приветствовать с весной. Гномик бродил по лесу и всех спрашивал: «Скажите, где живёт тётушка Весна?» Филин сказал: «Весна живёт за далёкими лесами». Пошёл гномик Весну искать. Долго шёл, а Весна навстречу торопилась, летела. Обрадовался гномик встрече с Весной и опять весело перебегал с места на место и поздравлял всех с весенними праздниками.

Ксения Соловьёва

Как капли танцевали.

Ночью шёл сильный дождь. А утром все увидели на листьях, траве, цветах росинки. Они скатывались вниз, а потом падали на землю как будто танцевали. Некоторые капельки падали самостоятельно, а другие как будто в парах кружились. Выглянуло солнышко. И под его лучами капельки заиграли разноцветными красками. Показалось, что солнышко пригласило капельки потанцевать, на бал. Сначала капельки танцевали под музыку соловьёв, потом под оркестр синичек. И так продолжалось, пока не налетела огромная туча. Все капельки она забрала себе. Ничего, в следующий раз ещё больше красоты будет!

Лёша Путинцев

Синяя сказка .

Очень далеко за синими полями, за синими горами есть синее-синее море. Над синим морем летают синие птицы. В синем море живёт большой синий кит. Синий кит ест много синей рыбы. По синему морю плавают синие пароходы. На пароходах матросы одеты в бело-синие тельняшки. А у меня есть синий карандаш, которым я нарисовал синюю сказку.

Артём Васильченко

Жёлтая сказка.

Пришла в лес жёлтая осень. На деревьях пожелтели листочки, травка тоже пожелтела. После тёплого дождя выросли грибы с жёлтыми шляпками. Кора деревьев тоже пожелтела. Все звери в лесу стали носить жёлтые шубки. У меня было жёлтое настроение, и я написал эту жёлтую сказку.

Диана Караева

Жёлтая сказка

Сегодня хороший день. Птички весело поют, а солнышко ярко светит. Подсолнух жёлтой головкой повернулся к солнышку, приветствует его поклоном. Курочка снесла яички: все были белыми, а одно жёлтое. Из белых яиц вылупились цыплята. А жёлтое яйцо куда-то закатилось. Как найдёте жёлтое яйцо, постарайтесь, чтобы из него вылупился жёлтый цыплёнок. А как цыплёнок вылупится, напишите мне, а ещё лучше – нарисуйте. Жду от вас ответа.

Артём Львов

Разноцветная сказка

Наступило лето. Вся семья поехала отдыхать в тропики. Много интересного мы увидели там. Попугаи щеголяли разноцветными перышками, на солнышке грелись разноцветные хамелеоны. Солнце тоже пекло разноцветными жаркими лучиками. Над цветами резвились разноцветные бабочки. Весь мир в тропиках разноцветный. Хорошо в тропиках, а дома лучше!

Алик Сергеенко

Синяя сказка

В одной сказочной стране жил гномик. Он очень любил синий цвет. Синей краской был выкрашен и его домик. В домике стояла синяя мебель. Рано утром гномик прогуливался по дорожке в саду, рвал одуванчики и ставил их в воду. Потом он надевал синий плащ и праздничный колпачок и отправлялся зажигать фонарики. Спасибо тебе, синий гномик, зато, что ты есть.

Серёжа Федорченко

Синяя сказка.

Жил на свете маленький кораблик. Однажды он отправился в плавание по синему морю. Дул лёгкий ветерок и раздувал синие паруса кораблика. А в синем небе летали голодные чайки. Вдруг из моря выпрыгнул синий дельфин. Кораблик с ним подружился. И они вместе поплыли в синие дали.

Стёпа Гуляев

Синяя сказка.

О
днажды Миша поймал синюю сороку. Птица и говорит: «Отпусти меня, Миша! Я исполню два твоих желания!» И захотелось Мише, чтобы мир стал синим. Только птица улетела, сразу всё изменилось, всё стало синим: солнце, дома, дороги, животные… Мальчику показалось, что одного цвета для мира мало, это грустно. Миша попросил сороку исполнить второе желание – вернуть всё на свои места, чтобы мир сиял в разноцветных красках. Какая красота вокруг!

Артём Васильченко

Сказочное лето.

Наступило лето. Зашумел весёлый дождик. Он нежно промыл каждый листочек и каждую травинку. Пошумел и ушёл. Выглянуло солнце, протянуло свои лучики, обняло природу, согрело. А растения в ответ подарили красоту. Лето любит наряжаться в яркие платья.

Л
ера Прижилова

Зайчик на летнем маскараде.

На лесной большой полянке собралось много зверей. «Что вы тут делаете?» - спросил Зайка. «Мы встречаем лето, и поэтому мы устроили маскарад» - сказала Лиса.

Зайка удивился. На Лисе была бобровая шубка, на Волке – овечья. Лось вообразил себя лошадью, скакал по поляне и кричал «Лето пришло!». Зайка, недолго думая, присоединился к весёлой компании. Всем было весело.

П
лывут угрюмые века,

Плывут, как в небе облака.

Спешат, бегут за годом год,

А сказка – на тебе! – живет!

Когда и кто ее сложил

В своей избушке где-то –

И самый старый старожил

Не даст тебе ответа.

И про зверей,

И про царей,

И что на свете было –

Все сказка в памяти своей

Нам с вами сохранила.

Она живет в любом дому

И странствует по странам.

А почему?

Да потому,

Что без нее нельзя нам.

Зима долго не хотела сдаваться в тот год. Конец марта, а сугробы только-только начали таять, покрываясь грязно-серой пленкой талости и распространяя еще большее уныние. А вчера под вечер и вовсе метель разыгралась – новые сугробы намела. Ожидание весны терялось в воздухе – ну когда же? Когда?
Двор был почти такой же, как и все остальные – семиэтажные дома с трех сторон, внутри – детская площадка. В это время года детей здесь мало – погода промозглая, легко простудиться. Единственное, что отличало двор от сотен остальных дворов города – это бронзовый флюгер, стоящий прямо на площадке. Огромная ласточка расправляла крылья в ту сторону, откуда дует ветер. Флюгер блестел в любое время года. Вот и сейчас, пусть тучи, пусть ветер завывает, ласточка с высокого шпиля весело играла золотистыми лучиками.
Просвет в облаках открылся внезапно. Наверное, ветер дунул чуть сильнее и разогнал тучи, приоткрыв маленькое голубое окошко. Крохотное совсем, но его хватило, чтобы оттуда, из вышины, блеснул солнечный зайчик. Весенним теплым лучиком он прыгнул на крыло бронзовой ласточке – и вдруг рассыпался на сотни Солнечных Зверюшек. Сверкая желтыми шкурками, они разбежались по квартирам через окна, выходившие во двор.
Солнечные Белочки весело прыгали по пыльному зеркалу и сметали пылинки своими блестящими хвостиками. Пыль копилась здесь давно – уже года два девочка была уверена, что она уродина. Ну да, сначала и мама с папой, и бабушка, и даже дядя Вася из квартиры напротив говорили, что она – самый красивый ребенок в доме, маленькая принцесса. Они и теперь так говорят, только девочка знает, что это неправда. Выросла, стала нескладной, да и прыщи эти… Грустные мысли пыльными слоями оседали на зеркале. Солнечные Белочки радостно шевелили шерстинками. Нескладная, говоришь? Волосы секутся? Да ты просто посмотри, как правильно: у кого еще есть такая осанка? А золото в волосах? Рыжей в школе дразнят? Не рыжая – огненная! Ничего, еще раз пробежимся, хвостиками помашем – сама все поймешь!
Солнечные Котята крались по шкафам и книжным полкам, вытирая пушистыми брюшками паутину зависти. В этой квартире живет замечательный человек, ученый. Он и сам знает, что его открытие года-то назовут гениальным во всем мире. Чтобы закончить доклад, осталось всего ничего. Но почему серые глаза в очках смотрят не в научные книги, а в доклады сотрудников? Почему он везде выискивает конкурентов, боится, как бы не украли идею? Почему ездит на конференции, чтобы громить другие работы, а не выступить со своей? Доклад же в это время заброшен на шкаф. Пылью покрылся и нехорошей завистливой паутиной. Поэтому и кажется не таким уж блестящим. Ничего, Солнечные Котята мигом отполируют гениальную идею – работай, ученый!
Солнечные Мыши скользили по паркету, смешно шевеля золотистыми усиками. Под столом, под кроватью, под креслами, везде лежали груды черного пепла. Большая беда в доме – милая добрая женщина, мама симпатичных мальчишек-близнецов умирала от неизвестной болезни, и врачи ничего не могли сделать. Ее даже отпустили из больницы – дома как-то легче… Даже дети все знали – уже не скроешь, все понимают. Осенью в школу идти, а мамы уже не будет рядом… Жизнь покидала человеческое тело и мертвым пеплом скапливалась на полу. Солнечные Мыши очень старались, но пепла было больше – маленькие усики не справлялись, тоненькие лапки проваливались, горе захлестывало со всех сторон.
А просвет в небе быстро затягивался. Весенний ветер не задерживается на одном месте, подул – и вот уже нету его, умчался на другой конец света. Солнечные Белочки и Котята давно вернулись по лучику домой, в солнышко. А как же – замешкаешь, не успеешь возвратится – навсегда потеряешь силу света. А Солнечные Зверюшки без нее не живут…
Солнечные Мыши знали об этом. И о том, что времени совсем нет, тоже знали. Только Солнечные Зверюшки не могут бросить человека наедине с его горем. Две пары светло-карих глаз затравлено смотрели из дальнего угла. «Мамочка, не уходи!» Слова не были сказаны. Слова висели в воздухе уже не первый день, неделю, месяц... Солнечный Мыш, пошевелив золотистыми усиками, вдруг выпрыгнул навстречу взглядам.
* * *
Красивая, хоть уже не молодая женщина улыбалась и плакала одновременно. Выпускной вечер – это событие не только для вчерашних школьников, но и для их родителей. Еще бы: кажется только вчера они, совсем еще малыши, лохматые, растерянные, топали с букетами гладиолусов на линейку в первый класс, и вот уже –взрослые люди в парадных костюмах! У женщины – двойная радость: получают аттестаты два ее сына. Близнецы. Вырастила, дождалась. А ведь сколько всего за эти 17 лет бывало! Даже – прости господи! – как-то показалось – умирает. Врачи только руками тогда развели – неизвестная болезнь пришла неоткуда и ушла в никуда. оставила счастье маме и двум ее сыновьям. Да ну, ерунда, теперь и вспоминать неловко. И кажется, именно сыновья помогли тогда справиться с этой хмарью. Посмотришь в золотисто-карие глаза – и как рукой все беды снимает! Будто лучики в них играют, такие же, как на флюгере во дворе дома.

Светлана Ткаченко
Интегрированное занятие «Желтая сказка» для детей старшей группы

Желтая сказка

Интегрированное занятие в старшей группе

Музыкальный руководитель Ткаченко С. М.

МБДОУ «Ромашка» Ст. Гиагинская

Цель : развитие чувственно-ассоциативного восприятия цвета и звука посредством освоения психофизиологического компонента искусства.

Задачи :

знакомство с желтым цветом ;

овладение навыками работы с гуашью;

развитие воображения, ассоциативного мышления на материале сказки о желтом цвете ;

развитие чувственного восприятия на основе вкусовых ощущений (кислый, сладкий, горький) ;

развитие способности к построению ассоциативных аналогий между образами действительности и звуковыми образами (через сравнение вкусовых ощущений с ощущениями, вызванными музыкальными фрагментами);

формирование представления о желтом цвете на основе природных материалов;

формирование личностного отношения к желтому цвету как к игровому и реальному материалу;

расширение эмоционального опыта на материале сказки о желтом цвете ;

побуждение ребенка к реализации собственных чувств и ощущений в «картине» о желтом цвете , к словесному выражению переживаний и ощущений.

Оборудование : мольберты – 10 штук; фортепиано, синтезатор .

Материалы для учащихся : бумага для рисования, художественная гуашь, кисти.

Методический материал :

большой лист бумаги с нарисованными на нем желтыми пятнами различной формы;

желтые фрукты , овощи, продукты : яблоко, кусочек дыни, лимон, луковица, мед;

музыкальный материал – музыкальные темы Н. Басиной : «Сладкая» , «Кисленькая» , «Горькая» ; приветственная игра «Здравствуйте» М. Картушиной; песни : «Солнечный зайчик» на слова Л. Степановой, муз. Равоса и Нилссон; «Наш художник Осень» И. В. Павленко.

Сценарий занятия

Дети проходят в зал под веселую музыку, рассаживаются на стулья, расставленные полукругом.

Исполняется «Музыкальное приветствие» :

Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте! Кивают головой

Доброе утро, здравствуйте! Протянуть руки вперед, ладони развернуть вверх

Здравствуйте, здравствуйте, всем привет! Махи руками над головой

Здравствуй! – услышим в ответ. Хлопки в ладоши

Педагог по ИЗО спрашивает у каждого ребенка, какого цвета «здравствуй» он хотел бы получить в подарок. Дети предлагают разные варианты : синее, красное, зеленое «здравствуй» . Музыкальный руководитель, меняя силу, тембр своего голоса, «проигрывает» разные варианты «здравствуй» , а педагог по ИЗО «дарит» их детям. Кто-то из детей попросит желтое «здравствуй» , педагог «подхватывает» это желтое «здравствуй» и начинает «желтую сказку » .

Педагог по ИЗО. Вы знаете, ребята, кто больше всего на свете любит желтое «здравствуйте» ? Желтое «здравствуйте» любят солнечные зайчики. Летом, когда солнышко было большим, сильным и очень жарким, к нам в мастерскую прибегали солнечные зайчики. Ребята, кто из вас видел солнечных зайчиков? А какие они, солнечные зайчики?

Дети рассказывают , а педагог рисует на листе ватмана солнечного зайчика.

Педагог по ИЗО. Хотите, по вашим ладошкам сейчас пробегут солнечные зайчики?

Педагог легонько прикасается к ладошкам детей .

Педагог по ИЗО. Какие шаги у солнечных зайчиков? Теплые, легкие… ребята, давайте мы с вами исполним песню-танец «Солнечный зайчик» .

Песня «Солнечный зайчик»

1. Зайцу длинноухому, что и говорить, Наклоняясь в разные стороны, дети смотрят друг на друга, показывая руками «заячьи ушки»

Нравится по лесу быстро бегать во всю прыть. Активные шлепки по коленям

Припев :

Я зайчишке серому вовсе не родня, прыжки на одной ноге, с поворотом вокруг себя

Почему же зайчиком все зовут меня? Нога выставляется вперед на пятку, назад на носочек, движения рук вверх-вниз

Я рожден от солнышка, к солнышку привык. Трепещут ладонями, постепенно поднимая руки вверх

Лучик – зайчик солнечный – прыг-прыг-прыг-прыг-прыг! Чередование движений рук с выбрасыванием пальцев из кулачка

2. Не люблю я прятаться ночью под кустом, наклоны корпуса в разные стороны с имитацией пряток

И не ем капусту я, Активные скользящие хлопки

Не верчу хвостом. Покачивание рук из стороны в сторону с танцевальным движением бедер

3. Даже и на улице, в поле, на лугу выполняют «лодочку» с широко

Безо всякой музыки танцевать могу раскрытыми руками. Кружатся с

подскоками с сохранением «лодочки»

Педагог по ИЗО. А знаете ли вы, что солнечные зайчики любят есть на обед?

Дети. Торты, конфеты, сосиски…

Педагог по ИЗО. Да, но больше всего они любят желтую сказку . Ребята, вы знаете, как приготовить желтую сказку ? Не знаете? А зайчики нам оставили секрет желтой сказки . Вот он, на этом листе.

Педагог обращает внимание детей на большой лист с нарисованными на нем желтыми пятнами различной формы.

Педагог по ИЗО. Что же это за секрет такой? Что же это может быть? Ребята, вы знаете, что здесь нарисовано? Как вы думаете, на что это похоже?

Педагог показывает на большое желтое пятно на листе . Дети отгадывают : солнышко, блин, тарелка… Педагог выбирает солнце и дорисовывает на листе лучи. Отгадывают следующее пятно – маленькое круглое. Дети говорят, на что оно похоже. Педагог дорисовывает, превращая пятно, например, в яблоко. Затем дети вместе с педагогом разгадывают остальные пятна. На листе появляются желтые горы , река, груша, банан. Все это педагог и дети «собирают» в горшочек, в котором будет варится желтая сказка . Дети вместе с педагогом вспоминают, что еще бывает желтым и все это кладется в горшочек. Затем все рассматривают себя и друг друга, ищут желтый цвет в одежде ; «собирают» с одежды желтые полоски , пятнышки, горошинки, цветочки, бабочки - в горшочек.

Педагог по ИЗО. Какой вкус будет у нашей желтой сказки ?

Дети высказывают свои предложения . Педагог достает из-за импровизированной ширмы поднос. На подносе - желтое яблоко , кусочек дыни, лимон, луковица, мед. Дети пробуют и узнают, что желтый цвет бывает кислым , сладким, горьким…

Педагог по ИЗО. Все эти вкусы мы также добавляем в нашу кашу.

Педагог накрывает горшочек желтой салфеткой и «колдует» над ним, приговаривая, сначала один, а потом вместе с детьми :

- Желтая сказка , варись… Желтая сказка , варись…

Но вдруг…

Музыкальный руководитель играет на фортепиано несколько произвольно взятых звуков.

Музыкальный руководитель. Ой-ой-ой! Нас забыли! Мы тоже хотим в желтую сказку ! Это наши звуки-засони проснулись!

Педагог по ИЗО. Ну, хорошо, мы возьмем вас собой в желтую сказку , но сначала покушайте. Вот, пожалуйста, лимон, лук и мед. Ребята, как вы думаете, если наши звуки отведают лук, лимон и мед, то какая музыка окажется в горшочке?

Дети. Луковая! Лимонная! Медовая!

Педагог по ИЗО. А на вкус?

Дети. Горькая! Кислая! Сладкая!

Музыкальный руководитель. Молодцы! Сейчас мы с вами послушаем, что же получилось, и попробуем отгадать, какая из прозвучавшей музыки кисленькая, какая горчит, а какая сладкая на вкус.

Звучат три музыкальных фрагмента : «Сладкая» , «Кисленькая» , «Горькая» .

Педагог по ИЗО. Теперь в нашем волшебном горшочке есть и музыка.

Педагог снова помешивает в горшочке :

- Желтая сказка варись… Желтая сказка варись…

Педагог по ИЗО. Ребята, желтая сказка готова ! Посмотрите! (Берет ложку и раскладывает детям в баночки желтую краску ).

Пальчиковая игра-песня «Желтая песенка »

Желтое солнце на землю глядит, поднимают руки вверх

Желтый подсолнух за солнцем следит. Качают руками

Желтые груши на ветках висят. Фонарики

Желтые птенчики звонко пищат. Кончиками пальцев стучат по коленям

Желтая бабочка , желтая букашка , машут руками

Желтые лютики , желтая ромашка . Фонарики

Педагог предлагает детям нарисовать свои желтые сказки на бумаге . Дети изображают собственные ощущения, настроения. Затем обмениваются мнениями, впечатлениями, показывают друг другу рисунки. Педагог подводит итог занятию .

Педагог по ИЗО. Мы с вами сегодня были как настоящие художники, точно такие же, как волшебница-осень, которая использует для украшения природы желтую краску .

Осень к нам пришла опять. Листья желтые летят .

Желтый клен , желтый дуб , желтый в небе солнца круг .

Желтый двор , желтый дом - вся земля желта кругом .

Желтизна , желтизна ! Значит осень - не весна.

Песня «Наш художник осень» .

Дети прощаются и под музыку покидают зал.