Солнце открытое занятие в средней группе. Конспект занятия «В поисках солнечных лучей» для детей средней группы. Динамическая пауза «Солнечные зайчики»

03.03.2020

Праздник «Международный день солнца» ежегодно отмечается в мире 3 мая. Солнце является ближайшей к Земле звездой, все остальные расположены на большем расстоянии от нашей планеты. Земля, как известно, вращается вокруг Солнца. Солнце необходимо нам, без его света мы не смогли бы жить.

Солнце является для нашей планеты мощнейшим источником космической энергии. Оно дает нам свет и тепло, которые необходимы не только людям, но также растениям и животным. Нужно отметить, что без солнца у нас не было бы воздуха и воды.

Ведь тогда воздух превратился бы в жидкий азотный океан, все воды бы замерзли, а суша обледенела. Наша планета возникла около солнца и жизнь на ней зародилась тоже во многом благодаря ему.

Солнце дает людям возобновляемую энергию, которую легко использовать. Кроме того, такая энергия не образует токсичных и радиоактивных отходов

История праздника Международный день Солнца.

Европейское отделение Международного общества солнечной энергии (МОСЭ) в 1994 году решило создать этот праздник. Это было сделано с целью привлечения внимания общества к возможностям использования возобновляемых источников энергии.

В этот день по всей Европе организуются мероприятия различного рода, которые направлены на демонстрацию возможностей солнечной энергии.

Очень важно, что, забирая часть солнечной энергии, мы не привносим серьезных изменений в энергетический баланс планеты. В последнее время использование солнечной энергии становится все более популярным. Это связано с подорожанием других видов энергии. Сегодня производится большое количество различных товаров, работающих на солнечных батареях. Ведь этот вид энергии является дешевым и экологичным, позволяет избежать добычи и сжигания отравляющего топлива.

Солнце — что это?

Солнце представляет собой центральную и единственную звезду Солнечной системы, вокруг которой осуществляют вращение другие объекты системы. Солнечное излучение принимает участие в процессе фотосинтеза, оказывает непосредственное влияние на погоду, климат и смену времен года на нашей планете. Продолжительность солнечного дня очень сильно влияет на жизнедеятельность организмов.

Кстати, Солнце светит беловатым светом, но, проходя через атмосферу Земли, он становится жёлтоватым. Самая распространенная теория возникновения Солнечной системы гласит, что к её формированию привели взрывы одной или нескольких сверхновых звёзд

Люди издавна поклонялись Солнцу как божеству и устраивали в его честь различные праздники. На Руси такими праздниками являлись Масленица, День летнего солнцестояния и День весеннего равноденствия. В честь Солнца сочинялись заклинания, песни, устраивались игры. Культ Солнца имелся в религиях цивилизаций инков, египтян, ацтеков. Многие древние памятники связаны с Солнцем, к ним относятся мегалиты, которые точно отмечали положение летнего солнцестояния. Один из самых крупных и известных из них – это мегалит в английском Стоунхендже.

Солнце излучает ультрафиолет, который обладает антисептическими свойствами. Его можно использовать с целью дезинфекции воды и различных предметов. Это излучение также способно вызывать загар на коже человека, и обладает некоторыми другими биологическими эффектами – к примеру, оно способствует выработке в организме человека витамина D. Нужно отметить, что большие дозы ультрафиолетового излучения вредны для нашего здоровья – они способны вызывать онкологические заболевания кожи, солнечный удар и некоторые другие проблемы. Поэтому людям в летний период, когда солнце является наиболее активным, нужно защищаться от его лучей. Для этого мы носим головные уборы, солнцезащитные очки и пользуемся солнцезащитными кремами.

Как известно, воздействие ультрафиолета ослабляется озоновым слоем, находящимся в земной атмосфере. Однако в последние годы ухудшение экологии на нашей планете приводит к истончению озонового слоя и образованию, так называемых, озоновых дыр.

Солнце имеет очень мощное магнитное поле, его напряжённость меняется со временем. Есть люди, которые чувствительны к магнитным бурям, происходящим на Солнце. У них эти процессы вызывают ухудшение самочувствия и головную боль.

Учеными было подсчитано, что текущий возраст Солнца составляет около 4,57 миллиарда лет.

Идею о том, что Солнце является центром, вокруг которого обращаются планеты, впервые высказали Аристарх Самосский и древнеиндийские ученые. В 16 веке данная теория была возрождена знаменитым Коперником. Измерить расстояние от Земли до Солнца первым пытался Аристарх Самосский. Но, конечно, сделать это в те времена не было никакой возможности.

Современные ученые располагают большим количеством оборудования и знаний для всестороннего изучения Солнца. Сегодня наблюдения за солнцем и его съёмки проводят с аэростатов, спутников, ракет и космическим станций.

При помощи второго искусственного спутника Земли Спутник-2 в 1957 году были проведены первые внеатмосферные наблюдения Солнца.

Первыми космическими аппаратами, предназначенными для наблюдений за Солнцем, были спутники серии «Пионер», созданные NASA. Они были запущены в период между 1960 и 1968 годами.

Согласно плану работы 3 мая в МБДОУ детский сад № 12 дети встретили солнышко радостной песней «Солнышко лучистое» музыка Филипепенко. В течение дня в каждой группе проводились познавательные беседы, образовательная деятельность, игры, в которых обязательным персонажем было Солнышко, на прогулке проводились опыты с солнечными лучами. Дети старшей и подготовительной группы посмотрели мультфильмы «Почемучка», «Фиксики», «Хочу все знать». А во второй половине дня дети с удовольствием оставили свои впечатления в рисунках и поделках.









День солнца во второй младшей группе

Развлечение «Разбудим Солнышко»

Цель:
Воспитание социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относится к ним.
Задачи:
— расширять знания о явлениях неживой природы;
— закрепить знания потешек, песен, хороводов;
— создать положительный эмоциональный настрой.

На полянке стоит расписной домик, в нём спит Солнышко.


Ведущая:
Детки, посмотрите, на лесной полянке домик сказочный стоит.
А домик этот не простой, домик этот расписной.
Солнышко в нём поживает, на перинке отдыхает.
Надо Солнце разбудить, и на праздник пригласить.
(все вместе зовут Солнышко)

Дети и ведущая:
Солнышко красное покажись,
Платье алое надень,
Подари нам красный день!

Ведущая:
Нет, не слышит ничего
Даже не глядит в окно.
Кто к домику подойдёт,
Солнышко нам позовёт?
Зарычал тут бурый Мишка:


Мишка:
Я как громко зарычу,
Солнышко вам разбужу.
(Мишка стучит в окно)

Ведущая:
Не слышит Солнце не беда!
Танцевать нам всем пора.
Дети ленточки все взяли, весело затопотали.

(танец с ленточками)

Ведущая:
Не слышит Солнце ничего
Даже не глядит в окно.
Кто к окошку подойдёт, Солнышко нам позовёт?
(появляется зайка у домика)

Зайка:
Я весёлый, ловкий Зайка,
Я в окошко постучу, ясно, Солнце разбужу.

Ведущая:
Ребята, Зайчик предлагает детям похлопать в ладоши, потопать ножками.

Зайчик:

Ведущая:
Не слышит Солнце не чего
Солнце не глядит в окно.
Кто к окошку подойдёт, звонко песенку споёт?
(прилетает птичка)

Птичка:
-Я! Песню звонкую спою, Солнышко нам разбужу.
(исполняется песня про воробья)

Птичка:
Ну-ка Солнышко проснись, и в окошке появись.

Ведущая:
Что ж такое за беда, Мишка топал, Зайка звал,
Громко лапою стучал.
Воробей спел песню звонко
Дети подпевали громко
Надо Солнце всем позвать, громко-громко закричать.
(дети и звери зовут Солнышко все вместе)

Солнышко-вёдрышко!
Взойди поскорей,
Освети, обогрей!

Ведущая:
Солнышко проснулось
И всем улыбнулось.

Солнце:
Здравствуйте мои друзья!
Выходите на лужок, становитесь все в кружок.
Пляска начинается, праздник продолжается.
(дети водят хоровод)

(пока дети танцевали, Тучка спрятала Солнышко)
Ведущая:
Тучка, отпусти Солнышко.

Тучка:
Пусть детки поиграют со мной.
(игра «Солнышко и дождик»)

Солнце:
Спасибо вам детки, что разбудили меня.
А теперь пора прощаться
Надо в путь мне отправляться.
Вам же детки, дарю я конфетки.

(Солнышко угощает детей и прощается с ними).

Во второй половине дня дети рисовали и лепили Солнышко.

День солнца в средней группе (ОД)

Программное содержание:

Познакомить детей с днем Солнца;

Дать представление о постоянном присутствии солнца (света и тепла) в повседневной жизни человека;

Развивать умение анализировать объект, делать выводы;

Воспитывать положительное эмоциональное отношение к красоте солнечных лучей; умение определять «настроение» природы в солнечную и пасмурную погоду.

Материал : воздушные шары желтого цвета по количеству детей, карандаши, альбомные листы, зеркальца по количеству детей.

Оборудование : аудиозапись песни «Солнечный круг» муз. А. Островского

Предварительная работа : наблюдение за солнцем во время прогулок, рассматривание иллюстраций, чтение сказки К. Чуковского «Краденое солнце».

Ход

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Ты весь мир согреваешь,

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все …(Солнце)

Сегодня у нас необычный день — 3 мая мы отмечаем день рождения Солнца. Солнце – это большая звезда. Скажите, ребята, каким бывает солнышко?

Активизация словаря: ярким, сказочным, радостным, лучистым и т.д.

А что нам дает Солнце, почему мы его так любим?

Ответы детей.

Правильно, ребята, солнышко дает нам тепло, свет и хорошее настроение. А какое настроение у нас бывает в пасмурную погоду? А в солнечную?

Дети мимикой показывают: печальное, радостное .

Физминутка:

Кто-то утром, не спеша (ходьба на месте)

Надувает желтый шар (дети дуют и разводят руки)

А как выпустишь из рук – (поднять руки вверх, хлопок)

Станет вдруг светло вокруг (поворот)

Что это за шар? (дети хором «Солнце»)

Солнышку радуются не только люди, но и растения и животные. А как солнце влияет на них? Ответы детей.

А как солнце светит в разное время года?

Ответы детей.

Раньше всех на свете солнце встало,

А как встало – принялось за дело:

Обошло всю землю и устало.

Отдыхать за лесом темным село.

Если вдруг найдешь его в лесу ты,

Там, где на траве туман и сырость, не буди,

У солнца сон – минуты,

Не шуми, весь день оно трудилось.

(Ю.Марцинкявичус)

Но ведь солнышко не только нас греет и освещает все вокруг, но и играет с нами. Как вы думаете, с помощью чего с нами играет солнышко?

Я зайчик солнечный, снующий,

По занавескам в тишине,

Живой, по-заячьи жующий

Цветы обоев на стене.

Давайте с вами попробуем «поймать» солнечного зайчика.

Дети берут зеркала и пробуют «поймать» солнечного зайчика.

Ребята, какие цветы похожи на солнышко?

Ответы детей.

В дни рождения принято дарить подарки, давайте, и мы с вами нарисуем открытки Солнышку.

Какое у вас сейчас настроение?

Ответы детей.

Я желаю, чтобы солнечное настроение было у вас всегда, а для этого нужно просто улыбнуться друг другу.

По окончании занятия всем ребятам от имени Солнца раздают воздушные шары, дети могут сами на них нарисовать фломастерами веселые, улыбающиеся рожицы.

Праздник «Солнышко встречаем»

в старшей группе

Дети под музыку входят в зал.

Ведущая:

Греет солнышко сильней,

Дни становятся длинней.

Снег увозят со двора,

Приходить весне пора.

1 ребенок:

Весна наступает,

Весна наступает,

И, солнышко землю

Теплом согревает.

2 ребенок:

Поет весна, весна – красна,

Подарки всем несет она.

Весь день щебечут птицы

И ночью им не спится.

Песня «Песенка о весне»

Ведущая:

Кто же смотрит к нам в окошко?

Это солнышко, друзья!

Мы захлопаем в ладоши,

Позовем его сюда!

Ведущая вместе с детьми хлопает в ладоши и приговаривает:

Ведущая:

Солнце, солнце, ярче грей,

Приходи сюда скорей!

(2 раза)

В зал входит Солнышко с корзинкой в руках, в ней – разноцветные клубочки – лучики!

Солнышко: Здравствуйте, ребята!

Я – солнышко.

Ведущая:

Здравствуй, Солнышко!

Вставай к нам в хоровод,

А ребята тебе песенку споют.

Хоровод «Яркое солнце»

Солнышко:

Раскатились по земле

Лучики – клубочки,

Осветили всё вокруг –

Травку и цветочки.

Кто клубочки соберет

И в корзинку их вернет?

Игра «Собери клубочки — лучики»

Ведущая: Наши ребята к празднику выучили много стихов о весне. Вот послушайте.

Стихи

Ведущая:

Снова к нам пришла весна,

Сколько света и тепла!

Зеленеет лес и луг,

Так красиво всё вокруг!

И зовет тепло лучей

На прогулку всех детей.

«Парная пляска» под русскую народную мелодию

Солнышко:

Солнышко не хмурится,

С вас не сводит глаз

Потому что солнышку

Нравится у вас!

Дружно за руки беритесь,

Песни пойте, веселитесь!

Хоровод «Тает снег» Филиппенко

Ведущая:

Тише, дети, не шумите,

На окошко посмотрите!

Кто-то здесь давно проснулся,

Красну солнцу улыбнулся!

Ведущая подходит к окну, берёт игрушечную муху, жужжит, изображая полет мухи.

Ведущая:

Это муха – говоруха,

Позолоченное брюхо.

Муха, муха, не молчи,

Ты с детьми заговори!

В зал влетает Муха.

Муха:

З-здравствуйте, дети!

Я – Муха!

З-зеленые крылья,

З-еленое брюхо!

Разноцветные цветочки

На лугу я собрала

И красивые веночки

Вам в подарок я сплела.

Ведущая надевает девочкам веночки на голову.

«Пляска с веночками» Тиличеевой

Ведущая:

А сейчас пришла пора

Танцевать нам, детвора.

Игра «Собери цветок» (один ребенок собирает василек, а второй – ромашку)

Муха:

Вам на праздник

Я в лукошке

Принесла в подарок

Ложки

Вы их дружно все берите,

С ними весело пляшите!

«Танец с ложками» под русскую народную мелодию

Муха:

На зеленом лугу

Весело летала.

На зеленом лугу

Друга повстречала!

В зал вбегает Ручеёк с голубой лентой в руке.

Ручеёк:

Рад я видеть здесь ребят

И весне я тоже рад.

Голубою змейкой

Побегу в овражке,

Напою водою

Птичек и букашек.

А сейчас в подарок вам

Колокольчики я дам.

Ведущая: Ребята, давайте споём Ручейку весёлую песенку «Капель», а наши колокольчики будут звенеть, как капельки за окном.

Песня «Капель»

Ведущая:

Веселились от души

Нынче наши малыши.

Ручеёк:

Спасибо вам за развлечение!

Принес для вас я угощение!

Солнца вешнего гонцы

Вам – цветные леденцы!

Ручеёк и ведущая угощают детей леденцами.

Ведущая: На этом наш праздник подошёл к концу.

Желаем всем теплого солнышка,

Ласкового ветерка и хорошего настроения.

Дети под музыку покидают зал.

Воспитательно-образовательный проект «Здравствуй, солнышко!» в подготовительной группе

Цель:

    Познакомить детей с солнечными лучами, ролью солнце в нашей жизни (солнце — источник света и тепла);

    Учить видеть характерные особенности весеннего солнца (пригревает, прибывает световой день);

    Закреплять представления о солнце через различные виды детской деятельности.

    Продолжительность проекта – 3 недели.

    Предварительная работа:

    Организация выставки картин с изображением солнца, времени года;

    Наблюдения в помещении за освещением группы;

    Работа в группе: посадка рассады в «Огороде на окне»;

    Основная деятельность с детьми :

    Беседа о значении солнца в жизни природы и человека

    Цель:

    Обобщать имеющиеся знания о значении солнца. Развивать воображение;

    Развивать умение вести беседу;

    Воспитывать любовь и доброе отношение к живому.

    Материал: кассета с песенкой из мультфильма, игрушки: черепаха, львенок, кисти, гуашь, салфетки, белые листы.

    Прослушивание песенки черепахи и львенка;

    Беседа «Зачем нужно солнышко»

    Рисование ладошкой «Солнышко»

    Чтение Н. Сладков «Медведь и Солнце»

    Цель:

    Познакомить с новым произведением;

    Побуждать детей участвовать в разговоре, отвечать на вопросы;

    Воспитывать умения слушать.

    Чтение произведения;

    Рассматривание иллюстраций;

    Ответы на вопросы;

    Чтение произведения;

    Пересказ произведения.

    Аппликация из шерстяных ниток «Пушистое солнышко»

    Цель:

    Учить детей делать аппликацию из шерстяных ниток;

    Развивать мелкую моторику, глазомер, чувство формы и композиции;

    Воспитывать интерес к изобразительному искусству.

    Предварительная работа:

    Рассматривание ниточек и классификация по виду, цвету, толщине.

    Материалы: шерстяные нитки разного цвета – нарезанные (по 15-20см) и в небольших клубках, ножницы, клей ПВА, бархатная бумага, простой карандаш; вязаные вещи, корзина с клубками ниток; две-четыре аппликации, выполненные воспитателем из шерстяных ниток.

    Рассмотрение корзины с клубками шерстяных ниток разного цвета;

    Беседа;

    Рассмотрение аппликаций из ниток;

    Объяснение и показ;

    Оформление выставки.

    Развлечение «Солнечные зайчики»

    Цель:

    Доставлять детям радость, удовольствие;

Тема: Коротышки из Цветочного города в гостях у детей

Программное содержание: Формировать у дошкольников интерес к явлениям неживой природы: солнцу, месяцу, звездам. Развивать наблюдательность, зрительное и слуховое внимание. Побуждать детей устанавливать взаимосвязи явлений неживой и живой природы: весна. зима, лето, осень. Ввести понятие Солнце — большая звезда.

Материал : куклы Незнайка и Стекляшкин. Атрибуты к дидактическим играм «Мы астрономы» и «Угадай, кому принадлежит этот предмет?*. Магнитная доска и силуэты: мальчик, солнце, луна в ее изменении, звезды, облака и т.д.; круги Луллия для дидактической игры «Когда это бывает?»

Ход занятия

Воспитатель сообщает детям, что к ним спешат гости, но кто, они должны догадаться.

Проводится дидактическая игра «Угадай, какому герою принадлежит этот предмет?»

На столе лежат предметы, которые принадлежат героям рассказа Н. Носова «Незнайка и его друзья». Дети поочередно берут предметы, называют предмет и героя рассказа, кому принадлежит этот предмет.

— Это шляпа Незнайки.

— Это очки и книга Знайки.

— Это краски и кисточка Тюбика.

— Это инструменты Винтика и Шпунтика.

— Это белый халат доктора Пилюлькина.

— Это подзорная труба Стекляшкина.

— Это скрипка музыканта Гусли и т.д.

— Вы догадались, герои какого рассказа Н.Носова к нам сегодня спешат?

Раздается стук в дверь и заходят Незнайка и его друг Стекляш- кин с подзорной трубой.

По солнечному лучику

Бегу, бегу

Все круче,

Круче, круче

Забраться я могу.

И каждый день

По лучику

Я к солнышку бегу

И все никак

До солнышка

Добраться не могу!

М. Садовский

Незнайка представляет астронома Стекляшкина. Затем интересуется у детей, помнят ли они, как на Незнайку свалился кусок солнца (дети обсуждают этот фрагмент рассказа)

Стекляшкин рассказывает детям о том, чем занимается астроном и предлагает детям поиграть в игру «Мы астрономы».

Дети садятся на стульчики и воспитатель вместе со Стекляшкиным задают детям вопросы.

— Кто живет на небе? (солнышко, луна, звезды, облака - воспитатель все это выставляет на магнитной доске)

— Что можно увидеть, если посмотреть на небо в подзорную трубу? (дети рассматривают небо в подзорную трубу и обмениваются своими мнениями)

Далее воспитатель предлагает детям послушать сказку «О том, как умный мальчик Луну и Солнце помирил!». (по ходу рассказывания выставляются предметы на магнитной доске: солнце, облака, дождик, луна в ее изменении, звездочки, мальчик)

Было это давным-давно. Когда на небе, кроме Солнцаи Луны, больше никто и не жил. Вот тогда и произошел между Солнцем и Луной спор: кто из них главный на небе?

Солнце считало: «Это я самая главная на небе. От меня людям свет и тепло!»

Луна не хотела с этим мириться: «Нет, я самая главная. Без меня люди точно пропадут. Я ночью им путь указываю к дому, чтобы не заблудились!».

Долго они спорили, пока не увидели, что по земле идет умный мальчик. Попросили они этого мальчика их спор разрешить. Вот он им и говорит:

- Мы очень любим тебя, Солнышко. Свет и тепло - это хорошо. Но, если Солнце очень жаркое, от этогопожар может случиться.

-Луна, мы тебя тоже очень любим. Луна ночью путь указывает - это хорошо. Но Луна не светит так ярко, как Солнце.

- Вот если бы вы поделились друг с другом, ты, Солнышко, своей яркостью, а ты, Луна, своей прохладой. Тогда люди сказали бы Вам большое спасибо и еще больше Вас любили.

Долго думали Солнце и Луна, как это сделать, что придумать?

Тут Луна улыбнулась и все поняла, она подула своей прохладой на Солнышко. Возле Солнышка образовалась... (тучка, облачко). Тучка закрыла Солнышко, и оно стало не такое жаркое. Но Солнышку это не понравилось. Солнышко начало отодвигать тучку своими солнечными лучиками, тучке стало щекотно. Она стала смеяться и рассмеялась до слез. Эти слезы стали капать на землю, и пошел... (дождик).

Но Луна решила, что Солнышко и тучка не хотят с ней дружить, и решила от них спрятаться. Вот от Луны осталась только половинка, вот лишь рожок, а вот Луна и совсем исчезла.

Ищет Солнышко Луну, а ее нет. Испугалось Солнышко и стало звать: «Луна, Луна!». И так громко Солнышко крикнуло, что некоторые солнечные лучики оторвались, рассыпались по всему небу и превратились в красивые сверкающие...(звездочки). Они так ярко светили, что Луна решила посмотреть, что это такое красивое сверкает?

И вновь появился сначала рожок, затем половинка Луны, а затем и вся круглолицая Луна. Сверкающие звездочки кружились вокруг красавицы Луны, и она в новом звездном платье стала еще краше.

Умный мальчик улыбнулся и сказал: «Вот теперь, ты, Солнышко, будешь нам еще милей Согревай нас и дари нам свет. А когда будет совсем жарко, пошли нам прохладный дождик. Только твое время светить и радовать нас сутра и до вечера.

А ты, красавица Луна, радуй нас своей прохладой и прекрасным звездным небом по вечерам и ночью».

Много ли, мололи прошло времени, и умный мальчик, которого звали Олег, рассказал нам продолжение этой истории:

- Некоторое время Солнышко и Луна жили очень дружно. Солнышко уже привыкло и не обижалось на тучку, когда та набегала и закрывала Солнышко от людей. Если тучка набегала, Солнце своими солнечными лучиками начинало щекотать тучку. Тучка начинала смеяться, и на землю проливался прохладный дождь, а зимой белый снежок.

А когда наступал вечер, а затем и ночь, то красавица Луна надевала свое звездное платье и гуляла по всему небу, веселая да радостная. Но только увидит, что Солнышко начинает просыпаться, тут же накроет звездное платье своим лунным покрывалом, чтобы Солнышко не увидело ее наряда. Вдруг Солнышко передумает и заберет свои солнечные лучики? Луна понимала, что поступает неправильно. И от этого становилась грустной и печальной.

Как-то увидело Солнышко Луну и говорит: «Что ты такая печальная, Луна?»

А Луна и отвечает: «Печальная потому, что очень боюсь, что ты, Солнышко, увидишь, какие твои солнечные лучики-звездочки ночью красивые, и заберешь их назад!»

Но Солнышко улыбнулось и сказало: «Не печалься, я их не заберу! Пусть мои солнечные лучики сверкают и радуют тебя, пока я сплю! А твои платья из звезд пусть будут всегда разные, как и ты сама!»

С тех пор с утра до вечера на небе хозяйничает Солнышко и облака. А вечером и ночью - Лу на и звезды. Так умный мальчик помирил Солнышко и Луну.

Это было так давно, что только Луна и умный мальчик помнят, что яркие ночные звездочки - это маленькие сестрички - солнечные лучики самой большой на небе звезды, имя которой Солнце.

В конце занятия проводится дидактическая игра «Когда это бывает?»

На магнитной доске выставляются картинки с изображением примет осени, весны, зимы, лета. Дети должны угадать время года, назвать приметы и показать его на часах «Времени года». Для этой дидактической игры можно использовать круги Луллия:

Первый, самый маленький круг, разделен на четыре части и заштрихован зеленым, голубым, желтым и красным цветом - времена года;

Второй круг разделен на сегменты с изображением солнца, снега, дождя, туч и т.д.

Третий круг разделен на сегменты с изображением изменений растительности по временам года;

Четвертый круг разделен на сегменты с изображением приспособления животных к изменениям погоды по временам года.

Незнайка и Стекляшкин благодарят детей и уходят, но обещают вернуться.

Елена Немцова
Конспект занятия «В поисках солнечных лучей» для детей средней группы

Задачи :

Образовательные : Закреплять представления о весне и ее приметах; уточнять, расширять и активизировать словарь по темам : «Весна» , «Птицы» , «Дикие животные» , «Насекомые» . Совершенствовать навыки составления описательного рассказа по мнемотаблице. Закреплять умение складывать прямоугольник пополам,срезать углы, вырезать овал. Развивать ручную умелость, навыки работы с ножницами.

Развивающие : развивать речевую коммуникацию, зрительное и слуховое внимание, словесно – логическое мышление, фонематический слух, общую и мелкую моторику. Подвести детей к простейшему анализу созданной работы. Формировать представления о связи результата деятельности и собственной целенаправленной активности, т. е. авторстве продукта.

Воспитывающие : формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Интеграция образовательных областей :

ОО «Познание» : Расширять представление детей о природе , некоторых насекомых.

Развивать умение замечать изменения в природе, выделять признаки весны, представления об условиях жизни и детенышах диких животных .

Развивать умение изображать простые предметы, передавая их образную выразительность.

Привлекать внимание детей к красоте объектов природы.

ОО «Социализация»

Формировать элементарные представления о том, что хорошо и что плохо.

Создание игровой ситуации способствующей формированию внимательного, заботливого отношения к окружающему миру, доброты.

ОО «Безопасность»

Закреплять правила безопасного поведения в природе.

Формировать умение соблюдать правила пользования предметами.

Развивать умение обращаться за помощью к взрослым.

ОО «Труд»

Формировать бережное отношение к собственным поделкам и поделкам сверстников,

привычку соблюдать порядок и чистоту.

ОО «Физическая культура»

Формировать у детей потребность в двигательной активности во время физминутки на занятии , правильную осанку и умение выполнять действие по сигналу.

Развивать двигательную активность в игре с мячом.

Воспитывать самостоятельность и инициативность в организации знакомых игр.

ОО «Здоровье»

Формировать потребность в ЗОЖ, интерес к физической культуре и спорту во время физминуток.

Продолжать закреплять основы техники безопасности и правила поведения в группе .

Методические приемы : сюрпризный момент, вопросно- ответная беседа, художественное слово, загадки, составление рассказа по мнемотаблице, физ минутка, речевая игра, самомассаж, игра с мячом, беседа по картине, продуктивная деятельность, анализ работ, рефлексия.

Предварительная работа : беседы о весне, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок, целевые прогулки на луг, в лес, д/и «Кто где живет?» , «Назови детенышей » , «Зимующие и перелетные птицы» , «Кто живет на лугу?» и др.

Словарная работа : весенняя, журчит, освежает, искрится, косолапо, сочные, душистые, лучистое, весеннее солнце .

Оборудование :

Демонстрационный : Письмо, фонарик, картинки с изображением : сосулек, скворечника, насекомых, медведя, скворца, мнемотаблица «Весна» . Нарисованные изображения : солнца , лучей , голубая ткань для ручейка, «камень» , музыкальное сопровождение, желтые воздушные шары.

Раздаточный : ножницы, прямоугольники зеленого цвета, клей, салфетки.

Ход НООД:

В : - Посмотрите, какое чудесное весеннее утро, к нам пришли гости. Давайте поприветствуем друг друга и гостей словами :

Доброе утро. Скорей проснитесь. Солнцу шире улыбнитесь !

Самомассаж «Солнышко » .

Солнышко утром рано встало . Всех детишек приласкало.

Гладит грудку, гладит шейку.

Гладит носик, гладит лоб, гладит ушки,

Гладит ручки, загорают дети. Вот.

В : - Кто - то бросил мне в оконце,

посмотрите – письмецо.

Может это лучик солнца ,

что щекочет нам лицо?

«Дорогие ребята, Я – весеннее солнце . Послало я свои солнечные лучи землю согреть , а они потерялись. Помогите мне, пожалуйста, найти их, дорогу вам покажет волшебный огонек»

В : - А как же нам быть? Что может произойти, если лучи не найдутся? (ответы детей )

Вы хотите помочь солнцу ? (Да) .

Тогда отправляемся на поиски солнечных лучей .

1. Волшебный огонек, помоги.

Нам дорожку укажи.

(Воспитатель светит маленьким фонариком, свет падает на картинку с изображением весны. Дети подходят к этому месту)

В :Угадайте, что согрел солнечный луч ?

Висит за окошком кулек ледяной

Он полон капели и пахнет весной. (Сосульку)

В : - А как называется весеннее явление, когда с крыш падают сосульки? (Весенняя капель)

В : - Чтобы получить солнечный лучик мы должны составить с вами рассказ о весне. (Дети составляют описательный рассказ о весне по мнемотаблице.)

2 .Волшебный огонек, помоги,

Нам дорогу укажи.

(Воспитатель светит на волнистую дорожку на полу.)

В :- Угадайте, что согрел следующий луч.

В голубой рубашке, бежит по овражку? (Ручей) .

В : - Назовите ласково наш ручей. (Ручеек, ручеечек) .

В :- Давайте освежимся у ручья и снимем усталость.

Физминутка.

К ручейку мы все спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре-

Вот как славно освежились.

В :- Смотрите камушек. Поиграем с ним?

Камушек друг другу передай,

Что делает весенней ручеек называй.

Д : Бежит, журчит, звенит, шумит, веселит, освежает, течет, искриться.

3. Волшебный огонек, помоги,

Нам дорогу укажи.

В : - Ну, вот немного отдохнули, продолжаем наше путешествие.

4 .В. - Если вы отгадаете загадку, то узнаете, кого согрел и разбудил луч.

Ходит летом косолапо,

А зимой сосет он лапу.

Д : - Медведь.

В :- Хорошо весной не только медведю, но и всем лесным жителям.

Игра с мячом «Назови детенышей » .

Дети становятся в круг,воспитатель бросает им мяч по очереди, они называют детенышей животных .

В : - Молодцы, вот и еще один лучик.

5 .Волшебный огонек, помоги,

Нам дорогу укажи. (Воспитатель светит на картинку с изображением скворечника)

В : - Кого луч согрел в этом домике? (Скворца)

В : А как вы догадались?

Д : - Потому что этот домик называется скворечник.

В : - А каких перелетных птиц вы знаете? (Грач, ласточка, лебедь, аист.)

В :- Молодцы, еще один луч нашли.

Пальчиковая гимнастика.

На лужок пришли зайчата,

медвежата, барсучата,

лягушата и енот.

На зеленый на лужок

Приходи и ты дружок.

В : - А теперь посмотрите на это дерево. Чего не хватает на нем? (Не хватает листьев.)

В :- Подарим нашему дереву листья? (Вырезают листья)

В : - А какие первые листочки? (Нежные, молодые, зеленые, сочные, душистые.)

В : - Молоды? Вот наши деревья зашумели листвой, и еще один луч нашелся.

В : Дети, весной всем хорошо : и насекомым, и животным, и птицам. А вы рады солнышку ? Какое солнышко у вас получилось ? (солнышко лучистое , яркое, веселое, весеннее, теплое, ласковое, большое, красивое.)

Рефлексия.

В : - Огонек уже не горит, значит, мы нашли все лучики.

О каком времени года нам рассказали лучики? Что понравилось вам в нашем путешествии?

(Ответы детей .)

В : - Солнышко благодарит всех нас и говорит «Спасибо» . За то, что нашли вы все лучики, солнышко дарит вам солнечные зайчики . (Воздушные шарики желтого цвета.)

В : - Итак, наше путешествие закончилось.

Литература

1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.

2. Комарова Т. С. Занятия по изодеятельности в средней группе детского сада . М, Мозаика-Синтез, 2010 г

3. Е. П. Пименова «Пальчиковые игры» Ростов на Дону «Феникс» 2007г.

4. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада . - М, «Мозаика-синтез» 2010г.

5. Дыбина О. В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней

группе детского сада . - М, Мозаика-Синтез, 2008.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

в средней группе

Тема: "Солнце - польза и вред"

Выполнила: Тиликайнен М.С.

Воспитатель МБДОУ «Детский сад №2 п. Калевала»

Цели:

Обобщать и расширять знания детей о пользе и вреде солнца в летний период. Формировать умение правильно использовать природно - оздоровительные ресурсы в летний период.

Развивать познавательно - исследовательскую деятельность детей, любознательность в процессе игр - экспериментов с зеркалами и солнцем.

Учить детей в речи отражать свои результаты своих наблюдений.

Оборудование: кукла Незнайка, маленькие зеркальца по количеству детей

Ход занятия:

Здравствуйте ребята! Я сегодня к вам пришла не одна, а с другом Незнайкой! Вы ведь знаете, что Незнайка живет в Солнечном городе, и я хотела его попросить рассказать вам о пользе и вреде солнечных лучей, но оказалось, что даже Незнайка, живя в таком прекрасном городе с таким названием никогда не задумывался, чем же полезно для нас солнце.

А вы, как думаете ребята? (ответы детей)

Ну, тогда слушайте мой рассказ.

Жил Незнайка в своем Солнечном городе и никогда не задумывался, почему ему так хорошо, когда светит солнце, хочется сделать много разных дел, хочется улыбаться, веселиться и наоборот, когда его нет становиться очень грустно.

Так вот ребята, солнечный свет очень полезен для нашего организма. Влияние солнечных лучей на все живое трудно переоценить. Без солнца нет жизни, благодаря солнышку цветут цветы, растут растения и на планете есть жизнь.

Полезность солнечных лучей мы с вами ощущаем в виде тепла и света. Дело в том, что солнце излучает целый спектр волн, начиная от цветных и заканчивая невидимыми.

К невидимым, относятся ультрафиолетовые и инфракрасные лучи. Видеть мы их не можем, но зато ощущаем в виде тепла. Невидимые лучи оказывают на наш организм большое влияние.

Гуляя на солнышке, мы с вами получаем огромный заряд энергии и здоровья.

Солнышко полезно для нас еще тем, что вырабатывает гормон радости, его еще называют "серотонином", поэтому у нас с вами такое прекрасное настроение, когда оно ярко светит.

А еще под действием солнца наш организм вырабатывает витамин "Д", так называемый "солнечный витамин", который укрепляет наши кости, способствует укреплению иммунитета, что бы мы реже болели.

Поэтому живя с вами на севере, где совсем мало светит солнце, ваши родители везут вас в теплые края - на море, где тепло и ярко светит солнышко. Не зря ведь есть такая поговорка: "Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья!"

Как вы думаете, ребята, раз солнце такое полезное нужно как можно больше загорать и находиться на солнышке? (ответы детей)

Нет, это не совсем верно, ведь солнце может нанести не только пользу нашему организму, но и вред нашему здоровью.

Я думаю, все вы знаете, что нельзя на солнышке долго находиться и загорать.

Незнайка ты помнишь, что с тобой приключилось, когда ты долго загорал на солнышке?

Мы на солнце полежали

и друг друга не узнали,

кто же мы ребятки

или шоколадки?

Загорать ребятки нужно постепенно, сперва это будут несколько минут, потом чуть больше и так далее, но не в коем случае не следует находиться на жарком солнце целый день, что бы не получить солнечные ожоги.

Необходимо так же помнить о защите головы, обязательно надо носить головной убор, Незнайке нашему повезло, ведь он никогда не расстается со своей красивой шапочкой, поэтому ему не страшен солнечный удар.

Не стоит забывать и о защите наших глаз от ярких солнечных лучей.

Все мы с вами помним, как приходя с улицы в здание, мы ощущаем, как будто мы с вами ничего не видим. Глазки можно защитить с помощью солнечных очков.

Вот теперь Незнайка ты сможешь рассказать своим друзьям о пользе и вреде солнца. Правильно принимая "солнечные ванны" мы укрепим свой организм: будем крепкими, здоровыми и сильными.

А теперь ребята, я предлагаю вам поиграть с Незнайкой в игру "Солнечный зайчик", давайте возьмем с вами маленькие зеркала, направим их на солнышко и посмотрим, чей же солнечный зайчик убежит быстрей.

Скачут побегайчики –

Солнечные зайчики,

Мы зовём их – не идут,

Были тут – и нет их тут.

Прыг, прыг по углам,

Были там – и нет их там.

Были там – и нет их там.

Где же зайчики? Ушли!

Мы нигде их не нашли.

Молодцы ребята, какие у вас быстрые солнечные зайчики.

Ребята скажите, а как появляется солнечный зайчик? Кто догадался?

(ответы детей)

Правильно, солнышко, попадая на наше зеркальце отражается в нем и попадает на стену или в пол. Если мы будем двигать зеркало, то и этот лучик будет двигаться.

Ребята, а какого цвета солнечный зайчик? (ответы детей)

Оказывается, солнечный зайчик - это солнечный луч, и он вовсе не белый, он только кажется белым, а на самом деле состоит из семи основных цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового. Когда эти цвета смешаны вместе, луч солнца кажется белым. Наш солнечный луч многоцветный, только это можно увидеть через специальное стеклышко призму.

Ребята, давайте проводим Незнайку в Солнечный город и подарим для его друзей наши зеркальца, что бы они тоже поиграли с солнечными зайчиками.

Скажите, что полезного вы узнали о солнце? Как вы посоветуете себе и Незнайке укрепить свое здоровье летом? (ответы детей)

Молодцы! Теперь вы знаете как себя правильно вести на улице в летний период, чтобы не навредить своему здоровью, а получить только пользу.

Ася Даньшина
Интегрированное занятие в средней группе «Отмечаем День Солнца»

Группа : средняя

Программное содержание :

Познакомить детей с днем Солнца ;

Дать представление о постоянном присутствии солнца (света и тепла) в повседневной жизни человека;

Развивать умение анализировать объект, делать выводы;

Воспитывать положительное эмоциональное отношение к красоте солнечных лучей ; умение определять «настроение» природы в солнечную и пасмурную погоду .

Материал : воздушные шары желтого цвета по количеству детей, карандаши, альбомные листы, зеркальца по количеству детей.

Оборудование : аудиозапись песни «Солнечный круг » муз. А. Островского

Предварительная работа : наблюдение за солнцем во время прогулок , рассматривание иллюстраций, чтение сказки К. Чуковского «Краденое солнце » .

Ход занятия

Ребята, отгадайте загадку :

Ты весь мир согреваешь,

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все (Солнце )

Сегодня у нас необычный день -3 мая мы отмечаем день рождения Солнца . Солнце – это большая звезда. Скажите, ребята, каким бывает солнышко ? (активизация словаря : ярким, сказочным, радостным, лучистым и т. д.). А что нам дает Солнце , почему мы его так любим? (ответы детей) Правильно, ребята, солнышко дает нам тепло , свет и хорошее настроение. А какое настроение у нас бывает в пасмурную погоду? А в солнечную ? (Дети мимикой показывают : печальное, радостное)

Физминутка :

Кто-то утром, не спеша (ходьба на месте)

Надувает желтый шар (дети дуют и разводят руки)

А как выпустишь из рук – (поднять руки вверх, хлопок)

Станет вдруг светло вокруг (поворот)

Что это за шар? (дети хором «Солнце » )

Солнышку радуются не только люди, но и растения и животные. А как солнце влияет на них ? (Они растут и радуются солнцу ) А как солнце светит в разное время года? (Ответы детей : осенью солнце светит меньше , чаще идут дожди, на небе тучи. Зимой солнышко находится высоко в небе и его почти не видно. Весной оно приближается ближе к земле, зеленеют травы, просыпаются медведи. Кто же их разбудил? Летом солнышко светит ярче , все цветет и радуется).

Раньше всех на свете солнце встало ,

А как встало – принялось за дело :

Обошло всю землю и устало.

Отдыхать за лесом темным село.

Если вдруг найдешь его в лесу ты,

Там, где на траве туман и сырость, не буди,

У солнца сон – минуты ,

Не шуми, весь день оно трудилось .

(Ю. Марцинкявичус)

Но ведь солнышко не только нас греет и освещает все вокруг, но и играет с нами. Как вы думаете, с помощью чего с нами играет солнышко ?

Я зайчик солнечный , снующий,

По занавескам в тишине,

Живой, по-заячьи жующий

Цветы обоев на стене.

Давайте с вами попробуем «поймать» солнечного зайчика . (Дети берут зеркала и пробуют «поймать» солнечного зайчика ).

Ребята, какие цветы похожи на солнышко ? (Ромашка, подсолнух ) В дни рождения принято дарить подарки, давайте и мы с вами нарисуем открытки Солнышку .

Какое у вас сейчас настроение? (Ответы детей)

Я желаю, чтобы солнечное настроение было у вас всегда, а для этого нужно просто улыбнуться друг другу.

По окончании занятия всем ребятам от имени Солнца раздают воздушные шары, дети могут сами на них нарисовать фломастерами веселые, улыбающиеся рожицы.