Формирования здорового образа жизни у детей. Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника. Уважаемые папы и мамы

19.04.2019

Здоровье, здоровый образ жизни – та ценность, которая остается неиссякаемой на протяжении всей жизни человека. Привычка к здоровому образу жизни может стать тем условием, которое позволит расти и развиваться каждому ребенку. Меняются времена, программы методики, но формирование привычки к ЗОЖ остается лучшей традицией и главным условием воспитания дошкольников. И формирование этого ценностного качества личности возможно только при условии его целенаправленного формирования как в детском саду, так и в семье. Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетным являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на ЗОЖ

Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. Решить ее поможет валеология – наука о здоровье. Волеология утверждает, что здоровье каждого человека прежде всего зависит от усилий, которые он прилагает для укрепления своего здоровья, и никакие враги, никакие лекарства не помогут, если сам человек нарушает нормы ЗОЖ.

ЗОЖ определяется правильными взаимоотношениями человека с самим собою, с другими людьми, с обществом и природой.

Валеологическая воспитательная работа должна осуществляться в следующих направлениях:

1. «Я и мое здоровье». Резервы моего здоровья – мое богатство.

2. «Я и другие люди». Взаимодействие в коллективе как условие, здоровья ребенка.

3. «Семья – древо жизни». Моя родословная. Моя роль в семье.

4. «Мальчики и девочки – чудо природы». Половые различия как основа мироустройства.

5. «Я и общество». Явления общественной жизни, социальные институты.

6. «Я и мир вещей». Увлекательное отношение к творениям рук человеческих.

7. «Мир природы». Взаимодействие с природой как основа здоровья.

Приоритетным направлением валеологического воспитания должно быть формирование нравственных качеств ребенка, которые являются фундаментом здоровья.

Для этого необходимо развивать в нем доброту, дружелюбие, выдержку, целеустремленность, смелость, оптимистическое отношение к жизни, чувство радости существования, способность чувствовать себя счастливым, верить в свои собственные силы и доверять миру.

Необходимо формировать у ребенка нравственное отношение к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым вести ЗОЖ, он должен осознать, что здоровье человека важнейшая ценность, главное условие любой жизненной цели, что каждый сам имеет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. Чтобы мотивировать его на здравоохранительное поведение, необходимо заинтересовать, создать положительные эмоции, при освоении знаний, дать почувствовать удовольствие от методов оздоровления, использовать положительные примеры из окружающей жизни, личный пример родителей.

Здоровый образ жизни - один из важнейших факторов сохранения здоровья и благополучия ребенка, он определяет качество жизни, а дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность.

Формирование основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста является одной из самых эмоциональных проблем, дошкольного возраста, т.к. заботясь о здоровье и в всестороннем развитии детей, мы приучали прививаем, поддерживаем у них бодрое, жизнерадостное настроение, воспитываем бережное отношение к своему здоровью именно с дошкольного возраста.

Работу по здоровому образу жизни я начала со средней группы целью моей работы было:

1. Научить детей любить себя и свой организм, любить окружающих людей.

2. Знать, что от хороших и плохих поступков зависит их здоровье, здоровье окружающих.

3. Следить за своей речью, не произносить плохих слов.

За основу своей работы взяла программу «Воспитания и обучения детей в детском саду» под редакцией Васильевой М. А., Гербовой, Комаровой Т. С. которое предусматривает выполнение следующих задач:

Охрана и укрепление здоровья.

Создание благоприятных санитарно – гигиенических условий.

Организация полноценного питания.

Систематически во все времена проводить утреннюю гимнастику.

Пребывание на свежем воздухе.

Проведение физкультурных упражнений в игровой форме и подвижных играх.

В своей работе также использую пособие Л. Ф. Тихомировой «Уроки здоровья», Шарыгиной Т. А. «Беседы о здоровье», Картушиной М. Ю. «Быть здоровыми хотим».

Формирование ЗОЖ у детей дошкольного возраста, где учила детей заботиться о своем здоровье, воспитываем у детей стремление быть здоровыми. В работе, с детьми я стараюсь формировать навыки личной гигиены, тщательно мыть руки перед едой, после посещения туалета, после прогулки, знать и называть чести тела, прививала привычку полоскать рот питьевою водой после приема пищи. Для усвоения гигиенических навыков использовала дидактические игры и сюжетно – ролевые игры, как «Лекарственные растения», «Кукла Маша принимает гостей», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», также знакомила с предметами личной гигиены через игры. Игры помогают повышать осведомленность ребенка в вопросах по уходу за собой. Также во время умывания использовала художественное слово, заучивала потешки «Водичка - водичка», «Расти коса до пояса».

Большое внимание в работе с детьми уделяла формированию навыков самообслуживания. Важно научить детей правильно одеваться и раздеваться. Обращала внимание детей, что очень важно одеваться в соответствии с временем года, чтобы сохранять свое здоровье. Одежда должна быть свободной, не стеснять движений, обувь должна соответствовать размером ноги. Ведь неудобная спадающая с ноги или слишком тесная обувь может стать причиной травм. Рассматривая одежду, выясняя, для чего надеваем носки, колготки, шарф, шапку, варежки. Все эти беседы помогают обогатить знания детей, словарь, развивают знание беречь свое тело.

Большую работу по ЗОЖ проводила в разных видах в играх, на прогулке, в трудовой деятельности, на занятиях.

На занятии по теме: «Кто я?» - учила называть свое имя, фамилию, сколько лет. Играли в игры: «Что у меня есть?» (тело, органы), отмечали части своего тела, рассматривали цветные иллюстрации с целью ознакомления с органами.

Рассказывая об устройстве и работе организма, обращала внимание детей на хрупкость и сложность, а также необходимость бережного отношения к своему телу, уходу за ним. Проводила беседы:

1) «Откуда берутся болезни» - целью этой беседы было сформировать представления о здоровье, болезнях, микробах, сообщала элементарные сведения об инфекционных заболеваниях, способах распространения болезней, научить заботиться о своем здоровье.

2) «Чтобы кожа была здоровой», следить за ее чистотой, где знакомила со строением кожи, учу бережно с нею обращаться, закрепляла правила ухода за кожей.

3) «Для чего нужна зарядка» - где приобщала детей к регулярным занятиям физкультурой. Провела дидактическая игра «Конструирование тела», «Здоровая и нездоровая кожа», «Валеология или здоровый ребенок».

4) В игре «Конструирование тела» - дети составляли тело с помощью отдельных деталей, называли их. Эти игры обобщают знания детей, формируют своевременность в выполнении заданий.

Изучая тему «Моя семья» дети учились называть имена родителей, кто, где работает. Провела беседу: «Что делает мама, папа?». Дети рассказывали об обязанностях всех членов семьи. Просила родителям рассказать детям о своей работе, обогатить элементарные знания. Играли с детьми в игры «Назови ласково», «Добрые слова».

Беседуя с детьми, обращала внимание на то, как важно беречь свое здоровье, заботиться о нем, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью.

Учила соблюдать осторожность в обращении с режущими предметами, нельзя принимать никаких лекарств и витаминов без контроля со стороны взрослых, а также брать угощенье и подарки от незнакомых людей. Также приучала быть осторожными при контакте с незнакомыми и тем более с бездомными животными, обучала основным правилам безопасного поведения на улицах.

Читала сказки «Заюшкина избушка», «Кот, петух, лиса». Эти сказки использовала, чтобы помочь детям понять, как нужно вести себя на улице, общаться с чужими людьми, сохранить свою безопасность. Прочитав сказку «Сказка о глупом мышонке» С. Маршака и анализируя содержание сказки с детьми старалась помочь понять, почему же так случилось с мышонком, что он попал в беду? Какой был мышонок? Надо ли слушаться взрослых? Слушаетесь ли вы своих родителей?

Все игры, задания позволяют формировать у детей правильного отношения к своему здоровью. Считаю, что в формировании здоровья детей особое значение имеет режим дня с его составляющими: пребывания на свежем воздухе, сон, занятия, игровая деятельность, отдых, прием пищи, личная гигиена, занятия физкультурой. Большое внимание уделяла закаливанию детей. Ежедневно провожу утреннюю гимнастику, послесоновую гимнастику, гимнастику для глаз, мытье рук и лица прохладной водой, самомассаж по А. М. Уманской, физкультурные минутки, подвижные игры в помещении и на воздухе, физкультурные занятия.

Провела занятие: «Мое тело», физкультурное развлечение на тему: «Сильные, смелые, ловкие». КВН в старшей группе на тему: «Я здоровье берегу, быть здоровым я хочу», «Чудо - вода» (в подготовительной группе) и др.

В работе стараюсь использовать весь материал доступных методов и приемов. В группе имеется «Уголок здоровья», дидактические игры оздоровительного характера: «Что у нас внутри?», «Я принимаю душ», «Я умываюсь», «Мое тело», «Чтобы зубы были крепкими».

Систематически провожу игры «Назови части суток», «Что мы делаем утром, днем, вечером, ночью».

Во время приема пищи, чтобы дети хорошо ели, постоянно объясняю что есть нужно, прежде всего, для того, чтобы бегать, расти, ходить, играть, жить. Выясняли какие продукты полезные, т.к. полезные продукты помогают организму расти, питают его витаминами. Провела игры «Сервировка стола», «Зачем нужна посуда», «Столовая посуда», «Чайная посуда», «Что мы едим на завтрак, обед, ужин?». Играя с детьми в игру «Кто что любит» объясняю, что животные едят то, что полезно. Кто – то кушает растения, кто – то питается мясом. Люди тоже должны есть только полезную пищу. Через игры, беседы дано знания о полезной пищи.

Огромную роль в воспитании по ЗОЖ играет и семья. Понимая, что многое зависит от того, как взрослые относятся к здоровью, проводила работу с родителями: беседы групповые и индивидуальные. Совместно с родителями провели развлечение на тему: «Моя семья». Выставлялись для родителей папки – передвижки: «Как следить за своим внешним видом».

Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: кататься на велосипеде, хорошо плавать, бегать не уставая, не мучится головными болями. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неуспеваемости, глухого настроения. Поэтому каждый должен думать о своем здоровье, знать свое тело, научится заботиться о нем, не вредить своему организму и т.д. думаю, задачи, предусмотренные программой были выполнены, т.к. посещаемость детей в группе хорошая.

Надеюсь, что полученные знания будут способность развитых навыков и умений, которые позволяет детям успешно взаимодействовать с окружающей средой. Дети научаться понимать, при каких условиях среда обитания (среда, жилище) безопасны для, жизни и здоровья. Поэтому, и родители и воспитатели должны дать детям качественные знания, а также сформировать сознательную установку на здоровый образ жизни, научить их жить с молодых лет в гармонии с собой и окружающим миром.

ЗОЖ создает у детей мотивацию и стремление быть здоровыми, ценить хорошее настроение, самочувствие, уметь защитить себя своих сверстников от вредных влияний среды и нежелательных контактов.

Хочется, чтобы наши дети росли здоровыми, крепкими, ловкими.

Список использованной литературы

1. Т.Л. Богина. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. М.: «Мозаика-синтез», 2006

2. Н.И. Бочарова. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста. Москва, 2009

3. Л.Н. Золотухинаю. Гармония естества. Волгоград, 2007

4. М.Ю. Картушина. Быть здоровыми хотим. Москва ТЦ Сфера, 2004

5. М.Н. Кузнецова. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ. Санкт-Петербург, 2010

6. В.Н. Лучихина. Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Набережные Челны, 2003

7. В.П. Спирина. Закаливание детей. Москва, 2010

8. Л.Ф. Тихомирова. Уроки здоровья. Ярославль Академия развития, 2003

9. Т.А. Шорыгина. Беседа о здоровье. Творческий центр г.Москва, 2008

‹ ›

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".

  • Физкультура

Описание:

«Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»

Здоровье, здоровый образ жизни – та ценность, которая остается неиссякаемой на протяжении всей жизни человека. Привычка к здоровому образу жизни может стать тем условием, которое позволит расти и развиваться каждому ребенку. Меняются времена, программы методики, но формирование привычки к ЗОЖ остается лучшей традицией и главным условием воспитания дошкольников. И формирование этого ценностного качества личности возможно только при условии его целенаправленного формирования как в детском саду, так и в семье. Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетным являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на ЗОЖ

Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. Решить ее поможет валеология – наука о здоровье. Волеология утверждает, что здоровье каждого человека прежде всего зависит от усилий, которые он прилагает для укрепления своего здоровья, и никакие враги, никакие лекарства не помогут, если сам человек нарушает нормы ЗОЖ.

ЗОЖ определяется правильными взаимоотношениями человека с самим собою, с другими людьми, с обществом и природой.

Валеологическая воспитательная работа должна осуществляться в следующих направлениях:

1. «Я и мое здоровье». Резервы моего здоровья – мое богатство.

2. «Я и другие люди». Взаимодействие в коллективе как условие, здоровья ребенка.

3. «Семья – древо жизни». Моя родословная. Моя роль в семье.

4. «Мальчики и девочки – чудо природы». Половые различия как основа мироустройства.

5. «Я и общество». Явления общественной жизни, социальные институты.

6. «Я и мир вещей». Увлекательное отношение к творениям рук человеческих.

7. «Мир природы». Взаимодействие с природой как основа здоровья.

Приоритетным направлением валеологического воспитания должно быть формирование нравственных качеств ребенка, которые являются фундаментом здоровья.

Для этого необходимо развивать в нем доброту, дружелюбие, выдержку, целеустремленность, смелость, оптимистическое отношение к жизни, чувство радости существования, способность чувствовать себя счастливым, верить в свои собственные силы и доверять миру.

Необходимо формировать у ребенка нравственное отношение к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым вести ЗОЖ, он должен осознать, что здоровье человека важнейшая ценность, главное условие любой жизненной цели, что каждый сам имеет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. Чтобы мотивировать его на здравоохранительное поведение, необходимо заинтересовать, создать положительные эмоции, при освоении знаний, дать почувствовать удовольствие от методов оздоровления, использовать положительные примеры из окружающей жизни, личный пример родителей.

Здоровый образ жизни - один из важнейших факторов сохранения здоровья и благополучия ребенка, он определяет качество жизни, а дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность.

Формирование основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста является одной из самых эмоциональных проблем, дошкольного возраста, т.к. заботясь о здоровье и в всестороннем развитии детей, мы приучали прививаем, поддерживаем у них бодрое, жизнерадостное настроение, воспитываем бережное отношение к своему здоровью именно с дошкольного возраста.

Работу по здоровому образу жизни я начала со средней группы целью моей работы было:

1. Научить детей любить себя и свой организм, любить окружающих людей.

2. Знать, что от хороших и плохих поступков зависит их здоровье, здоровье окружающих.

3. Следить за своей речью, не произносить плохих слов.

За основу своей работы взяла программу «Воспитания и обучения детей в детском саду» под редакцией Васильевой М. А., Гербовой, Комаровой Т. С. которое предусматривает выполнение следующих задач:

Охрана и укрепление здоровья.

Создание благоприятных санитарно – гигиенических условий.

Организация полноценного питания.

Систематически во все времена проводить утреннюю гимнастику.

Пребывание на свежем воздухе.

Проведение физкультурных упражнений в игровой форме и подвижных играх.

В своей работе также использую пособие Л. Ф. Тихомировой «Уроки здоровья», Шарыгиной Т. А. «Беседы о здоровье», Картушиной М. Ю. «Быть здоровыми хотим».

Формирование ЗОЖ у детей дошкольного возраста, где учила детей заботиться о своем здоровье, воспитываем у детей стремление быть здоровыми. В работе, с детьми я стараюсь формировать навыки личной гигиены, тщательно мыть руки перед едой, после посещения туалета, после прогулки, знать и называть чести тела, прививала привычку полоскать рот питьевою водой после приема пищи. Для усвоения гигиенических навыков использовала дидактические игры и сюжетно – ролевые игры, как «Лекарственные растения», «Кукла Маша принимает гостей», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», также знакомила с предметами личной гигиены через игры. Игры помогают повышать осведомленность ребенка в вопросах по уходу за собой. Также во время умывания использовала художественное слово, заучивала потешки «Водичка - водичка», «Расти коса до пояса».

Большое внимание в работе с детьми уделяла формированию навыков самообслуживания. Важно научить детей правильно одеваться и раздеваться. Обращала внимание детей, что очень важно одеваться в соответствии с временем года, чтобы сохранять свое здоровье. Одежда должна быть свободной, не стеснять движений, обувь должна соответствовать размером ноги. Ведь неудобная спадающая с ноги или слишком тесная обувь может стать причиной травм. Рассматривая одежду, выясняя, для чего надеваем носки, колготки, шарф, шапку, варежки. Все эти беседы помогают обогатить знания детей, словарь, развивают знание беречь свое тело.

Большую работу по ЗОЖ проводила в разных видах в играх, на прогулке, в трудовой деятельности, на занятиях.

Дошкольный возраст по утверждению специалистов относится к решающим в создании фундамента психического и физического здоровья ребенка. Как раз до семи лет происходит наиболее интенсивное становление детского организма. В это же самое время активно формируется характер, привычки, закладываются жизненные приоритеты личности. Именно поэтому весьма и весьма важно в эти годы активно прививать детям основные знания, умения и навыки здорового образа жизни дошкольников. В современном воспитательном процессе приоритетным направлением в воспитании детей дошкольного возраста является повышение уровня здоровья детей, формирование навыков здорового образа жизни, а также воспитание потребности в регулярных занятиях и получении новых знаний. Стоит заметить, что в этом возрасте у дошкольников отсутствуют такие качества, как: - усидчивость, - контроль и коррекция эмоций и настроения, - способность быстро переключаться с одной деятельности на другую. Стало быть, перед взрослыми, педагогами и, в первую очередь, родителями, становится задача сформировать в маленьком человеке эти навыки, которые будут способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья малыша. Родителям дошкольника необходимо усвоить, что здоровье малыша - это не только отсутствие болезни, эмоционального тонуса и плохая работоспособность, но и закладывание основ будущего благополучия личности ребенка. Исходя из этого основным направлением по укреплению здоровья детей дошкольного возраста, является формирование у дошкольников представления о здоровье, как об одной из фундаментальных ценностей жизни. Воспитатели в детском саду, родители дома должны постоянно учить ребенка правильному поведению в различных жизненных обстоятельствах, быть готовым к непредвиденным ситуациям. В этот период ребенок должен четко усвоить, что такое хорошо и полезно, а что такое вредно и плохо. Родители, бабушки и дедушки должны постоянно прививать малышу правильное отношение к своему здоровью и ответственности за него. Это направление в воспитании дошкольника должно решаться созданием целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребёнка. Особо пристальное внимание необходимо уделять родителям таким составляющим здорового образа жизни дошкольников: - Соблюдение режима дня, активности и сна. - Двигательная активность, прогулки, подвижные игры на свежем воздухе. - Правильное, здоровое питание. - Соблюдение правил гигиены. Прививание ребенку любви к физической чистоте. Обучение следить за своим телом. - Закаливание. Формирование способности организма противостоять неблагоприятным природным факторам. Основные задачи для родителей по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников: Гигиена и закаливание дошкольников Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников должно проводится постоянно без выходных и праздничных дней. Ребенок с младенчества должен усвоить, что здоровым быть хорошо, а болеть плохо. Чтобы всегда быть здоровым он должен соблюдать определенные правила и не делать того, что может привести к болезни или травмам. Малыш всегда следует образу жизни старших, мамы и папы. Поэтому родители, в первую очередь, сами должны вести здоровый образ жизни и не подавать плохой пример своему чаду. Таким образом, комплексный подход в формировании культуры здорового образа жизни у дошкольников позволит привить им необходимые привычки и навыки, которые будут основой для дальнейшей их жизни.

Консультация для родителей

« Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста . Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника »

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна , своевременна и достаточно сложна. Именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни . Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности , отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни , осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом.

От чего же зависит здоровье ребенка ? Здоровье зависит на 20% от наследственных факторов, на 20% - от условий внешней среды, т. е. экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а на 50% - от самого человека, от того образа жизни , который он ведет. Если на первые 50% здоровья мы , воспитатели, повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны дать нашим воспитанникам.

Так как под здоровым образом жизни понимается активная деятельность человека, направленная на сохранение и улучшение здоровья , то к этой активности следует отнести такие компоненты как правильное питание, рациональная двигательная активность, закаливание организма и сохранение стабильного психоэмоционального состояния. Именно эти компоненты должны быть заложены в основу фундамента здорового образа жизни дошкольника .

Основные аспекты здорового образа жизни ребенка дошкольного возраста :

Оптимальный двигательный режим

Необходимо чтобы дети имели возможность систематически двигаться. Для этого нужно способствовать развитию основных двигательных качеств, поддерживать в течение всего дня работоспособность на высоком уровне. Однако нужно учитывать, что здоровый образ жизни дошкольников предполагает чередование активных и спокойных игр, так что разумный баланс между двигательной активностью и отдыхом должен быть сохранен.

Формами организации оздоровительной работы являются : самостоятельная деятельность детей, подвижные игры, утренняя гимнастика, двигательно- оздоровительные физкультминутки , физические упражнения после дневного сна, физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами, прогулки, спортивные праздники, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейн) .

Личная гигиена

Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение, разговаривать, писать, читать. Важно, чтобы ребенок усвоил , что в его теле нет органов, отделов ненужных, некрасивых, что обо всех частях тела надо одинаково постоянно заботиться и в первую очередь содержать в чистоте. Приучать ребёнка к тому, что у него есть своя расчёска, своя постель, свой носовой платок, своё полотенце, своя зубная щётка. Подводить детей к пониманию того, что соблюдение чистоты тела важно не только для охраны личного здоровья , но и здоровья окружающих .

Обучение организовывать не только на занятиях, но и в повседневной жизни , когда возникают ситуации, наталкивающие детей на принятие решения по этой проблеме. Необходимо уделить серьезное внимание культурно-гигиеническим навыкам, сформировать привычки правильного умывания, вытирания, ухаживания за полостью рта, пользования носовым платком, правильного поведения при кашле и чихании.

Закаливание

Закаливание - один из наиболее эффективных методов повышения сопротивляемости детского организма резким колебаниям температуры воздуха и, что особенно важно, так называемым простудным заболеваниям. Для закаливания используются факторы внешней среды – воздух, вода, солнце. Основной принцип закаливания – постепенное воздействие на организм тренирующих факторов, выработка выносливости к нарастающим по силе и длительности воздействиям.

Существуют несколько обязательных правил :

Во-первых, любые закаливающие процедуры надо проводить систематически. При нерегулярном их проведении организм не может выработать необходимые реакции. Закаливание нельзя проводить как бы впрок. Если закаливающиеся процедуры прекращаются (обычно в холодное время года, то сопротивляемость организма снижается. Поэтому при изменении условий, связанных с сезоном года, следует не отменять закаливающие процедуры, а просто несколько изменить их.

Во-вторых, следует соблюдать принцип постепенности в увеличении силы раздражающего воздействия. Это необходимо для успешного приспособления организма к изменяющимся условиям. Особенно важна постепенность при закаливании детей раннего возраста , организм которых не способен быстро реагировать на холодные факторы.

В-третьих, очень важно учитывать индивидуальные особенности ребенка , его реакцию на применяемые раздражители. Закаливание можно проводить только при положительном отношении ребенка к процедуре .

Необходимо учитывать состояние здоровья ребенка , особенности его высшей нервной деятельности. Более осторожно проводить закаливание ослабленных и часто болеющих детей.

Профилактика заболеваний у дошкольников

Зимой дети чаще, чем в теплое время года болеют различными простудными заболеваниями. Для того, чтоб количество заболеваний было минимальным, проводятся специальные профилактические мероприятия.

Профилактика детских простудных заболеваний включает в себя иммунизацию детей, прием витаминных, гомеопатических и др. препаратов, способствующих повышению иммунитета детей; систематическое проветривание, кварцевание и влажная уборка помещений; закаливание детей; регулярные физические упражнения и прогулки на свежем воздухе.

Значительное влияние на здоровье ребенка оказывает воздушная среда помещений. Потребность детей в чистом и свежем воздухе очень велика, так как большая частота и малый объем дыхательных движений сочетается у них с высокой потребностью в кислороде. Большую роль в предупреждении заболеваний органов дыхания и голосового аппарата играет правильное дыхание - через нос. При носовом дыхании воздух, прежде чем попасть в гортань, бронхи и легкие, проходит через узкие, извилистые носовые пути, где очищается от пыли, микробов и других вредных примесей, увлажняется и согревается. Этого не происходит при дыхании через рот.

Профилактика повреждений и травм у дошкольников

Только совместными усилиями детского сада и семьи можно добиться снижения уровня детского травматизма!

В раннем детстве (1-3 года) главным в развитии ребенка является стремление к самостоятельному познанию окружающей действительности. Основные двигательные навыки у детей этого возраста (ходьба, лазание, бег) находятся в стадии становления. Повреждения в этом возрасте обусловлены недостаточным развитием простейших двигательных навыков, неумением сориентироваться в окружающей обстановке.

У детей в возрасте 4-6 лет формируются начальные формы самосознания, появляется стремление к самостоятельному удовлетворению своих потребностей, к действиям без помощи взрослых. Однако, отсутствие знаний об окружающей обстановке, собственного опыта является причиной того, что дети берутся выполнять действия, которые еще не освоили в полной мере, которые для них еще слишком сложны, что приводит к получению ими травм.

Физическое развитие ребенка имеет существенное значение в предупреждении травм. Установлено, что хорошо физически развитые дети, ловкие, с хорошей координацией движений редко получают травмы. Поэтому необходимо уделять значительное внимание физическому воспитанию детей. Учитывая, что часто источником травмы у ребенка становится сверстник, важно воспитывать у детей чувство гуманности, доброты к окружающим, в том числе другим детям.

Особое значение следует уделять формированию у детей навыков безопасного поведения. С этой целью возможно проведение тематических игр и занятий, на которых дети обучаются навыкам обращения с ножницами , иголками, другими

бытовыми режущими и острыми предметами, обсуждаются рассказы, картинки, на которых показаны какие-нибудь травмоопасные ситуации из жизни детей .

Режим дня

Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье , обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности , предохраняет от переутомления. У ребенка , приученного к строгому распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую деятельность.

В течение суток активность и работоспособность ребенка не одинакова . Их подъем отмечается 8-12 ч и 16-18 ч, а период минимальной работоспособности приходится на 14-16 ч. Неслучайно, поэтому, занятия, вызывающие выраженное утомление детей, планируются в первую половину дня, в часы оптимальной работоспособности.

Правильное физическое воспитание в сочетании с отвечающим гигиеническим требованиям режимом дня, достаточной продолжительностью сна и разумным питанием - залог нормального роста и развития ребенка .

Правильное питание

В детском возрасте особенно велика роль питания, когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека. Именно поэтому от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья .

Рациональное питание детей является одним из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка . Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность , рост, состояние здоровья ребенка , повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям. В связи с важностью такого компонента питания, как регулярность, в выходные и праздничные дни родителям надо рекомендовать придерживаться того же распорядка приема пищи, что и в дошкольном учреждении .

«То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности, и тем более в зрелом возрасте ».


1

В статье описаны исследования, проведенные с целью определения уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста. Описано состояние работы в практике дошкольного учреждения г.Лесосибирска по изучаемой проблеме.Авторы предлагают ряд мероприятий, направленных на стимулирование познавательной активности и формирование опыта здоровьесберегающего поведения у старших дошкольников. Авторы привели результаты исследования, объектом которого явились методы формирования представлений у детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни. На основании выполненных исследований предложены методические рекомендации по применению разнообразных форм и методов для работы со старшими дошкольниками и их родителями, направленные на формирование у детей представлений о здоровом образе жизни, ценностного отношения к своему здоровью.

формирование представлений.

здоровый образ жизни

1. Антонов, Ю.Е. Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология XXI в. / Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова и др. – М.: Гардарики, 2008. – 164 с.

2. Водовозова, Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста // Психология, педагогика, технология обучения. – Спб.: Изд-во Либроком, 2012.

3. Волошина, Л.Н. Представления современного ребёнка-дошкольника о здоровье и здоровом образе жизни / Л.Н. Волошина, Л.П. Кудаланова // Фундаментальные исследования.– 2012. - № 3. – С.269-272.

4. Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа до¬школьного образования. - 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Л.А. Пара¬моновой. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

5. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. М: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – 520 с.

Сегодня проблема формирования представлений о здоровом образе жизни (ЗОЖ) рассматривается на государственном уровне в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально˗демографических групп населения России и, особенно, детей дошкольного и школьного возраста. Многообразие примеров образа жизни человека в современном обществе, с которыми постоянно сталкивается ребенок, не всегда является образцовым, в результате у формирующейся личностимогут сложиться неверные представления о здоровом образе жизни или разрушиться уже сложившиеся представления.

Мы будем опираться на определение Ю.П. Лисицына: "Здоровый образ жизни -это деятельность, наиболее характерная, типичная для конкретных социально-экономических, политических, экологических и прочих условий, направленная на сохранение и улучшение, укрепление здоровья людей" . Из этого определения следует, что напроцесс формирования направленностиличности на здоровый образ жизни влияют особенности развития государства, экологическая обстановка, общественное мнение, технология воспитательно˗образовательного процесса, личности педагогов, а также состояние и ориентация семейного воспитания.

Исследования педагогов и психологов последнего десятилетия направлены на разработку идеи ценности здоровья в работе с детьми дошкольного возраста в следующих аспектах: апробация педагогических условий формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста (Г.А.Хакимова); внедрение системы воспитания привычек здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста (Е.В.Купавцева); формирование здоровьесберегающей компетентности у детей старшего дошкольного возраста (Н.Г. Быкова,Л.Г. Касьянова, Л.П. Кузнецова); реализация программы взаимодействия ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста (Н.А. Андреева).

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что ребенок˗дошкольник находится на таком возрастном этапе, когда наиболее тесна связь с внешней средой, природой. Приобщение к здоровому образу жизни дошкольниковоправдано тем, что именно в детстве происходит, формирование представлений, усвоение основных объемов информации,выработка фундаментальных жизненных стереотипов.

Основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности), и умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку).

Дополняяпонятие дошкольника о феномене здоровья различными, непохожими друг на друга жизненными ситуациями (в процессе игры, учебы, труда), педагог способствует обогащению представлений детей о здоровом образе жизни.В процессе формирования представлений старшего дошкольника о здоровом образе жизни значительным является личный пример педагога, родных и близких. Воспитательное действие его основано на склонности и способности детей к подражанию.В процессе общения со взрослыми и путем подражания ему дети старшего дошкольного возраста легче усваивают полезность труда и образцы здорового образа жизни .

На педагогов и родителейложится ответственная задача ˗ сформировать у детей потребность вести здоровый образ жизни.В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях Российской Федерации внедряется достаточно большое количество разнообразных программ(ООП ДО "Радуга"авторовС.Г. Якобсона, Т.И. Гризик, Т.Н. Дороновойи др.; «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, программа «Детство» авторов Т.Д. Рихтерман, Н.А. Ноткиной, Л.М. Гурович и др.)

Все эти программы объединяет одна общая цель: сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, формировать у них привычку к здоровому образу жизни. К недостаткам данных программ можно отнести то, что не рассматривается включение самих детей в выработку здоровьесберегающего гигиенического двигательного поведения, в осуществление контроля за своими действиями, их влиянием на функционирование органов и систем .

Для изучения вопроса формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников было проведено исследование на базе ДОУ №17 г.Лесосибирска (подготовительная группа 28 детей). Задачи первого этапа: выяснить состояние работы по формированию здорового образа жизни в практике дошкольного учреждения и определить педагогическую позицию заведующего, методистов и воспитателей дошкольного образовательного учрежденияв организации процесса формирования здорового образа жизни.

Второй этап предполагал решение следующих задач: изучить образ жизни семей, в которых живут дошкольники,определить какие знания о здоровом образе жизни есть у родителей, выяснитьотношение родителей к процессу формирования здорового образа жизни у детей в дошкольном учреждении.

В ходе третьего этапа была сделана попытка выявить представления дошкольников по изучаемой проблеме, а также проявления данных представлений в деятельности.

Для решения поставленных задач использ-овались методы педагогического исследования: индивидуальная беседа с детьми и воспитателями, руководством ДОУ, анализ детских рисунков, наблюдение, анкетирование родителей и воспитателей, изучение педагогической документации.

Результаты индивидуальных бесед с заведующим и старшим воспитателем ДОУ позволили констатировать следующее: работники учреждения уверены, что существует необходимость формировать у детей в ДОУ привычку к здоровому образу жизни. Респонденты отметили, что в ДОУ созданы все необходимые условия для формирования здорового образа жизни, на решение задачи формирования ЗОЖ направлен учебно˗воспитательный процесс, а также режим дня ребенка в дошкольном учреждении: дети вовремя гуляют, отдыхают, питаются, занимаются физической культурой, им прививают культурно˗гигиенические навыки; медицинский работникследитза состоянием здоровья детей.

С целью выяснения педагогической позиции в проблеме формирования здорового образа жизни у детей и имеющихся знаний у воспитателей по этому вопросу, было проведено анкетирование. Анализируя его результаты, мы выяснили, что под здоровым образом жизни педагоги понимают правильное питание, режим дня и занятия спортом. Это говорит о том, что знания о здоровом образе жизниу педагогов не полные.Например, они не отметили основные аспекты повседневной жизнедеятельности человека, направленные на укрепление и совершенствование резервных возможностей организма и обеспечивающие успешное выполнение социальных функций.

Воспитателям предложили оценить здоровье детей своей группы по трехбалльной шкале («хорошее», «удовлетворительное» и «неудовлетворительное»). Оценку они могли провести как самостоятельно,руководствуясь своими наблюдениями за детьми, так и опираясь на данные медицинских осмотров. В большинстве случаев педагоги оценили состояние здоровья детей как «удовлетворительное». Оценивая здоровье детей как «хорошее» педагоги пояснили, что в группе дети болеют редко, в основном простудными заболеваниями, у них не наблюдается серьезных функциональных отклонений и заболеваний хронического характера.

Называя основные причины заболеваемости детей, воспитатели отметилинеблагоприятные экологические условия,невнимательность к состоянию здоровья детей со стороны их родителей, недостаточные знания родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей.

В процессе исследования воспитателям предложили указать, каким образом должна строиться методическая работа с детьми в ДОУ по формированию у них здорового образа жизни.Опрошенные определили, что полезно обратить внимание воспитателей и родителей на закаливание, профилактику здоровья, повышение иммунитета в формировании здорового образа жизни.

Опрошенные обозначили, что особую эффективность в формировании здорового образа жизни видят в проведениитематических бесед и консультаций для родителей, а так же в целенаправленной работе с детьми. Личный пример родителей и педагогов никто не отметил.

Анализ планавоспитательно˗образовательной работы подготовительной группы выявил в интересующем нас аспекте наличиефизкультурно-оздоровительных мероприятий. Менее популярными в практике воспитательно˗образовательной работы оказались занятия, прогулки и экскурсии. Из четырех плановых познавательных занятий в месяц одно посвящено теме формирования у детей представлений о здоровье: детей знакомят с частями тела, внутренними органами, лекарственными растениями, дают представления обосновных гигиенических требованиях.

Анкетирование родителей обнаружило, что родители дошкольников не имеют представления о сущности понятия здорового образа жизни: 75% полагают, что ЗОЖ - это правильное питание; 85% отметили, что ЗОЖ - занятия спортом и закаливание.

Большая часть родителей полагает основным условием ведения здорового образа жизни наличие определенного времени, отводимого для занятий (пойти в бассейн, в сауну, на прогулку), не отмечая, что в повседневной жизни поведение взрослых и детей также вомногом способствует сохранению и укреплению здоровья.

Ответы на вопросы анкеты свидетельствуют о том, что большинство родителей не особенно задумываются о выборе мест для прогулок со своимидетьми, они чаще всего гуляют с ними во дворе дома. Большое количество анкетируемых (90%) редко выезжают на природу; периодически выезжают на природу 10% опрошенных и то в основном на дачные участки. В лес или на озеро (реку) для отдыха с детьми не выезжает никто (по нашему предположению из-за опасной обстановки с клещами в нашем районе).

Половина родителей указало, что их ребенок болеет не более 1˗2 раз в год, половина - 3˗4 раза в год; 92%родителей указали заболевания простудного, вирусного характера, особенно в холодное время года. Также 50% опрошенных называют среди основных причин заболеваний своихдетей неблагоприятные экологические условия окружающей среды, а 50% считают причиной недостаток имеющихся знаний в вопросах сохранения здоровья.

Для улучшения работы дошкольного учреждения родители предложили следующее:

˗ совмещать прогулкис занятиями физкультурой («можно делать зарядку на свежем воздухе»);

˗ следить за тем, как дети одеты на прогулке (чтобы не замерзли или наоборот - не перегрелись).

Чтобы выяснить какие имеются у детей представления о здоровье и здоровом образе жизни с ними проводился индивидуальныйопрос.90 % детей ответили, что здоровье ˗ это отсутствие болезни у человека. Типичные ответы детей: «Здоровье ˗ это когда ты не болеешь», Здоровье - это когда человек не кашляет, чувствует себя хорошо», «это спорт». Оказалось, что есть дети, которые не понимают смысла понятия «здоровье» (8 %):они подразумевают под здоровьем лекарство и лечение.

В представлении детей о полезной для здоровья пище преобладают понятия о необходимости фруктов и витаминов, а не о пользе разнообразного питания. Дошкольники в большинстве полагают, что для того, чтобы чувствовать себя здоровым надо правильно питаться и заниматься спортом. О негативном воздействииокружающей (социальной и экологической) среды на здоровьестаршие дошкольники имеют недостаточное представление: 60% считают, что негативно влияет на здоровье плохо проветриваемое помещение,20% - пыль, 15% - животные.Имеют некоторые представления о лечении, преимущественно медицинскими средствами80% дошкольников. В ходе беседы с детьми мы выяснили осведомленность детей в вопросе о природных средствах оздоровления: растения (травы) (80% имеющих представление о природных средствах оздоровления); свежий воздух (70%); еда (злаки, овощи, фрукты) (30%); вода (10%).

Для стимулирования познавательной активности и формирования опыта здоровьесберегающего поведения у дошкольников мы предлагаем использовать следующие методы:

˗ формирование у старших дошкольников представлений о здоровом образе жизни (знакомство с понятиями «здоровье» и «здоровый образ жизни человека»);

˗ формирование понятия здорового образа жизни как основы сохранения и укрепления здоровья человека;

˗ формированиепонятия «окружающая среда» и его взаимосвязь со здоровым образом жизни.

В план работы воспитателя мы порекомендовали включить раздел «Я, мой организм, мое здоровье».Основная работа по разделу может осуществляться напознавательных занятиях. Предлагается организовать занятие в нетрадиционной форме, например рассказывание «Сказочной истории».Герой сказочной истории Знайка рассказывает ребятамо секретах здоровья. Дети вместе с ним узнают, какого человека называют здоровым, какие бывают болезни, по перечисленным признакам рисуют здорового человека. Представление о причинах болезни дается во время бесед на темы «Что такое болезни и откуда они берутся», «Правила поведения во время болезни».После беседы дети могут показатьна практике, как они усвоили знания и умения Знайке: как они правильно умеют мыть руки, объясняют, в каких случаях нужно обязательно вымыть руки.Для закрепления полученных представлений можно предложить педагогические ситуации «Как ты поступишь?», способствующие воспитанию у детей опыт поступка и умение демонстрировать здоровьесберегающее социальное поведение. Например, «Во дворе вы с братом играли в мяч. Мама позвала вас обедать. Вы прибежали домой, и брат сразу же сел за стол. Как ты поступишь?». Дети все вместе решают, как поступить в предложенной ситуации, объясняют, почему поступить нужно так, а не иначе.

Дальнейшая работа с дошкольниками по ознакомлению с организмом человека предполагает знакомство с частями тела, внутренними органами, рассмотрение их значения для человека.Ознакомлению дошкольников со значением частей тела будет способствовать задание типа: «Кто первый допрыгает до стульчика на одной ноге» и т.п.Для формирования понятия об органах чувстви необходимости бережного обращения с нимипредлагается провести ряд занятий «Органы зрения», «Органы дыхания»,«Органы слуха».Содержание этого блока занятий предполагает работу со старшими дошкольниками по темам: «Опасный дым», «Чистый воздух - залог здоровья», «Растения помощники» и другие.С целью закрепления представлений детей об источниках загрязнения воздуха и о влиянии, которое они оказывают на состояние окружающей среды, можно предложить игру «Составь рассказ по картине»: на картинке изображены веселые и грустные деревья, грустные - растущие вблизи дороги, веселые - вдали. Предварительно рассмотрев рисунок, дети должны составить по нему рассказ.

Следующий этап в работе с детьми направленна формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни, об основных показателях здорового образа жизни, о влиянии здорового образа жизни на сохранение и укрепление здоровья человека.Активизации имеющихся у детей представлений поспособствует игра «Угадайка», где дети отгадывают загадки о полезных для здоровья объектах и действиях.

Формированию представлений о здоровом образе жизни способствуют прогулки, которые проводятся с целью заложить в детях представления о необходимости двигательной активности и занятий физической культурой и спортом для сохранения здоровья. Эти прогулки можно проводить на игровых площадках детского сада .

Для работы с родителями мы предлагаем организацию «Клуба здоровой семьи»,в который будут входить родители детей подготовительной группы. Работа с родителями заключается в рассмотрении теоретического материала и обсуждении трудностей формирования у детей представлений о здоровом образе жизни, которые возникают в семье.Занятия клуба проводятсяинструктором по оздоровительной работе ДОУ и воспитателями.

Родителимогут изучитьусловия формирования здорового образа жизни, получить конкретные рекомендации по формированию здорового образа жизни у детей в семье. Эффективным методом в формировании у родителей педагогического мышления выступит анализ собственного образа жизни. Положительный эффект могут дать «домашние задания» родителям по формированию здорового образа жизни в семье, например, составить режим дня дошкольника, провести экологическое обследование квартиры на наличие вредных веществ, выпустить семейную газету «Витаминная азбука» и др.

По нашему мнению, рассмотренные формы работы с дошкольниками и их родителями будут способствовать формированию представлений у детей о здоровом образе жизни и повышению педагогической культуры родителей в означенных вопросах, что благотворно отразится на здоровье детей и родителей.

Рецензенты:

Логинова И.О., д.псх.н.,профессор, зав.кафедрой клинической психологии и психотерапии с курсом ПО, декан факультета клинической психологии Красноярского государственного медицинского университета им. В.Ф. Войно-Ясенецкого, г.Красноярск;

Логинов Ю.Ю., д.ф.-м.н., профессор, проректор по научной и инновационной деятельностиСибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф. Решетнева. г.Красноярск.

Библиографическая ссылка

Осяк С.А., Яковлева Е.Н., Лукин Ю.Л., Газизова Т.В. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20207 (дата обращения: 21.02.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»