Проект в ст гр на тему масленица. Проект «Масленица» Подготовительная группа Проект: краткосрочный. План работы по реализации проекта «масленица»

17.03.2019

ПРОЕКТ

«ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА»

Тип проекта: творческий

Возрастная группа: подготовительная группа

Вид: итоговый

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА.

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками.

Один из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «МАСЛЕНИЦА».

На нем всегда находятся желающие помериться силой, показать свою удаль, отведать вкусных и румяных блинов.

МАСЛЕНИЦА один из самых радостных и светлых праздников на Руси.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Знакомство с традицией проведения народного праздника «МАСЛЕНИЦА».

    Познакомить детей с традицией проведения старинного праздника.

    Провести праздник через эмоциональное сопереживания и участие в игре – действии.

    Приобщить дошкольников к традиции проведения народного праздника Масленицы.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА:

1. МОТИВАЦИОННЫЙ.

1.1. Разработка проекта:

    Обсуждение вариантов проведения и возможностей участия в празднике родителей и детей.

    Подготовка информации для родителей о народном празднике «Масленица».

    Планирование и проведение занятий, совместной и игровой деятельности с детьми.

2. МОДЕЛИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ.

2.1. Разработка праздника:

Планирование проведения праздника;

    Обсуждение оформления группы.

    Подбор необходимых атрибутов для игр на празднике.

    Оформление уголка для родителей с информацией о народном празднике «Масленица»

    Оформление «блинного» уголка с рецептами блинов.

2.2. Совместная деятельность взрослых и детей.

    Беседы о празднике, о его праздновании на Руси.

    Чтение и разучивание закличек, поговорок, стишков.

    Разучивание хороводных и подвижных игр.

    Рисование по теме: «Масленица пришла»

    Лепка по теме: «Масленица – блиноедка»

    Ручной труд: Изготовление масленичек.

3. РЕФЛЕКСИВНЫЙ:

1. Проведение масленичной недели.

2. Праздник для детей, проведение хороводных и подвижных игр.

3. Катание на лошадях,

4. Чаепитие на день «Лакомки»,

5. Блины на протяжении всего праздника.

Понедельник.

Непосредственная образовательная деятельность по ознакомлению дошкольников с народным праздником «Масленица»

(совместная деятельность взрослого и детей)

Воспитатель: Кажется, совсем недавно мы встречали Новый год, радовались рождественским праздникам и русской зиме с ее белыми снегами, санками, играми, сильными трескучими морозами. Но вот появилось солнце яркое, веселое, длиннее стал день, и мы понимаем, что скоро наступит весна.

Зима силу теряет, чуете?

Тёплые дни наступают

Пора зимушку провожать

Весну - красну встречать.

Еще у древних славян был праздник, знаменовавший собой проводы зимы. Из далеких языческих времен пришла к нам Масленица, честная Масленица, широкая Масленица. Любили на Руси Масленицу - праздник озорной, веселый, отчаянный.

Масленица несла свет и радость скорой весны. Ее повсюду ожидали с большим нетерпеньем. В народе говорили: ""Хоть с себя заложить, а Масленицу проводить". Считалось, что если плохо отпраздновать ее, то придется жить в горькой нужде. Масленицу называют широкая. Как вы думаете почему? Масленица была самым весёлым и разгульным праздником. Длился праздник целую неделю! Ярмарки, уличные игры, скоморохи, пляски, песни. За это и величали в народе широкой Масленицей!

Имя свое Масленица получила от обильной и масляной еды, которой полагалось угощаться всю неделю. По народным поверьям необходимо было помочь солнцу победить злую морозную зиму, и любимой на Масленице едой были блины круглые, румяные, с пылу, с жару, похожие на лик солнца. Объедание - самая примечательная черта праздника. Это должно символизировать сытую жизнь в течение года.

Масленицу величаем

И чего ей только не обещаем:

Реки сметаны,

Горы блинов,

Лишь бы скорей приехала она

Честная, веселая, широкая боярыня

Во многих семьях блины начинали печь с понедельника. Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и держала его в секрете от соседей. Обычно блины пеклись большие во всю сковородку, тонкие, легкие. К ним подавались разные приправы: сметана, яйца, икра и т.д. Масляный блин - символ солнца, солнечных дней, хорошего урожая, здоровых людей. Как в пословице говорится: "Без блинов не Масленица". "Блин красив и горяч, как горячее всё прогревающее солнце".

Чтение стихотворения «Масленица»

Этот праздник к нам идет

Раннею весною,

Сколько радостей несет

Он всегда собою!

Ледяные горы ждут,

И снежок сверкает,

Санки с горок вниз бегут,

Смех не умолкает.

Дома аромат блинов

Праздничный чудесный,

На блины друзей зовем,

Будем, есть их вместе.

Шумно, весело пройдет

Сырная Седмица,

А за ней – Великий пост,

Время, чтоб молиться.

Воспитатель:

Масленицу начинаем отмечать с понедельника.

Ей устраивали встречу. Каждый день Масленицы имеет свое название.

Утро... ПОНЕДЕЛЬНИК... Наступает "ВСТРЕЧА".

Яркие салазки с горочек скользят.

Целый день веселье. Наступает вечер...

Накатавшись вволю, все блины едят.

Понедельник - "Встреча", гостей встречали и Масленицу тоже.

Ребята скатывались с гор на салазках, кричали: "Приехала Масленица! Приехала Масленица!" Девушки приносили на гору с собой блины, клали их на голову, когда пели песни о Масленице.

Беседа «Как делали чучело масленицы?»

Воспитатель: Из тряпок и соломы делали фигуру с длинной косой, одетую в женский наряд. В руках у фигуры помазок и блин - символы Масленицы.

Физкультминутка (выполняется в парах).

Брынцы - брынцы, (ладушки)

Пеките блинцы!

(хлопки ладонь о ладонь - горизонтально)

Мажьте масленее

(поглаживают друг другу ладони)

Будьте повкуснее!

Трын - трынца, (ладушки)

Подайте блинца!

(протягивают руки вверх ладонями)

Воспитатель: Дети в этот день обходили дома, поздравляли с наступлением Масленицы и выпрашивали блин.

Тин-тинка,

Подай блинка,

Оладышка -прибавышка,

Масляный кусок!

Тетушка, не скупися,

Масляным кусочком поделися!

Поговорки про масленицу:

Блинцы, блинчики, блины, как колеса у Весны.

И самый хладнокровный человек любит горячие блины.

Масленица без блинов, именины без пирогов не бывают

Масленица идет, блин да мед несет

Масленица объедуха, деньгам приберуха.

Масленица семь дней гуляет.

На Масленой неделе повеселись, да блинком угостись.

На горах покататься, в блинах поваляться.

Не житье - бытье, а Масленица.

Хоть с себя все заложить, а масленицу проводить

Чтоб вам извозиться по локти, а наесться по горло.

Заклички про Весну:

Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью.

С радостью, радостью,

С великою милостью:

Уроди лен высокий,

Рожь, овес хороший.

Весна-красна!

Весна-красна!

На чем пришла?

На чем приехала?

На сошечке,

На бороночке.

Весна! Весна красна!

Тепло солнышко!

Приди скорей,

Согрей детей!

Приди к нам с радостью!

С великой милостью!

С льном высоким!

С корнем глубоким!

С хлебом богатым!

Едет Весна едет

На золотом коне,

В зеленом саяне,

На борони сидючи,

Сыру землю аруючи,

Злато жито сеючи.

Вторник

Беседа «О праздновании второго дня масленицы»

"ЗАИГРЫШ" беспечный - ВТОРНИКА отрада.

Все гулять, резвиться вышли, как один!

Игры и потехи, а за них - награда:

Сдобный и румяный масленичный блин.

В этот день начинаются веселые игры, а за потеху и веселье угощают блинами.

Есть старая русская игра "Золотые ворота", в нее-то мы и поиграем.

Разучивается игра "Золотые ворота".

Половина участников игры встают в круг лицом к центру, подняв вверх сцепленные руки. Через эти "ворота" пробегает цепочка остальных игроков, взявшись за руки. При этом они обегают каждого из стоящих змейкой.

Стоящие произносят:

Золотые ворота пропускают не всегда:

Первый раз прощается,

Второй - запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

На последней фразе опускают руки. Те, кто остался внутри круга, встают в него, увеличивая число "ворот". Не пойманные, восстанавливают цепочку и снова бегут.

Два-три игрока, которых не поймали, считаются победителями. Запрещается останавливаться перед "воротами", боясь быть пойманными, нельзя расцеплять руки, нельзя заранее опускать руки (закрывать "ворота").

Знакомство с народной игрой.

Давайте и мы с вами попробуем "испечь блины".

Игра "блины".

Дети делятся на две команды. Каждая команда получает "сковородки" (теннисные ракетки), "блины" (вырезанные из бумаги или пластинки).

Воспитатель: Ваша задача добежать до финиша со "сковородкой" и "блином" в руках так, чтобы "блин" не упал. Там положить "блин" в тарелку, не прикасаясь к нему руками. Если "блин" упал, участник выбывает из игры. Та команда, которая быстрее и без потерь "испечет" все "блины" считается победительницей.

Рассматривание рисунков детей нарисованных дома по теме «Масленица пришла».

Среда

Беседа о праздновании третьего дня масленицы.

Тут СРЕДА подходит - "ЛАКОМКОЙ" зовётся.

Каждая хозяюшка колдует у печи.

Кулебяки, сырники - всё им удаётся.

Пироги и блинчики - всё на стол мечи!

Среда - "Лакомка", готовили самые вкусные блюда и, конечно же, блины. Самым главным событием в этот день было посещение зятьями тещи, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир, если зять был по душе.

Игра «Галя по садочку ходила».

Правила игры:

Дети становятся в круг, не держась за рук. В центре круга стоит Галя с голубым платочком в руке.

Галя по садочку ходила,

Свой платочек там уронила.

Дети поют, стоя в кругу. Галя с платочком проходит мимо детей и на слово «уронила» роняет платочек. Ребенок, около которого упал платочек, поднимает его.

Обошла тут Галя садочек,

Ищет голубой свой платочек.

Галя ходит и ищет платочек. Не найдя его, садится в центре круга и делает вид, что плачет (закрывает лицо руками).

Не горюй, подруженька Галя,

Мы платочек твой разыскали

Под малиновым под кусточком,

Под зелененьким под листочком.

Дети, взявшись за руки, сужают круг, подходя к Гале, чтобы её утешить. Дети отходят назад, расширяя круг. С окончанием куплета останавливаются и разъединяют руки.

Четверг

Беседа о праздновании четвертого дня масленицы.

Воспитатель:

А в ЧЕТВЕРГ - раздольный "РАЗГУЛЯЙ" приходит.

Ледяные крепости, снежные бои...

Тройки с бубенцами на поля выходят.

Парни ищут девушек - суженых своих.

"Разгуляй", "Перелом" - так называют четверг.

Чтобы помочь солнцу, катались на лошадях "по солнышку" (по часовой стрелке), исполняя различные обрядовые песни. Парни и девушки катались с горок в санях (демонстрация картины). Сани по этому случаю украшались цветными лоскутами, увешивали, бубенчиками. На лошадей, надевались расписные дуги. Парни демонстрировали свою удаль, лихо, запрыгивая в несущиеся сани. Главное мужское дело в этот день - оборона и взятие снежного городка. Как это проходило?

На реке взрослые и дети строили из снега и льда крепость с башнями, стенами и воротами. Внутри крепости помещалась "стража". Потом атаковали крепость. Стража крепости оборонялась. После окончания боя победители и побеждённые вместе шли пировать.

Посмотрите, это картина художника В.И.Сурикова « Взятие снежного городка». Давайте вместе рассмотрим её.

(рассматривание картины вместе с детьми)

Давайте поиграем.

Проводится игра: "Петушиный бой".

От каждой команды выбирается по одному представителю. Рисуется круг, в который становятся два участника. Левой рукой нужно держать свою левую ногу, а правым плечом вытолкнуть противника из круга.

Пятница

Беседа о праздновании пятого и последующих днях масленицы

ПЯТНИЦА настала - "ВЕЧЕРА у ТЁЩИ"...

Тёща приглашает зятя на блины!

Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще,

Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.

"Тещины вечерки" наступали в пятницу. Папы приглашали вашу бабушку, мамину маму на блины. Бабушка обязательно должна была прийти и отведать блинов.

Рассказ воспитателя:

Близится СУББОТА - "УГОЩЕНИЯ".

Вся родня встречается, водит хоровод.

Праздник продолжается, общее веселье.

Славно провожает Зимушку народ!

Суббота - "Посиделки".

В этот день все родственники папы ходили в гости к вашей маме.

А для ребятишек продолжались масленичные забавы: катание с горок, игра в снежки, катание на лошадях.

Игра "Снежки" (проводится как в группе, так и на улице)

Дети делятся на 2 команды. Каждая команда получает по ведёрку с шарами (или снежками из ткани). На небольшом расстоянии от команд ставятся пустые ведёрки. Даётся задание попасть снежком в пустое ведёрко. Команда, набравшая большее количество снежков считается победительницей. (За каждый снежок команда получает жетон.):

Рассказ воспитателя:

ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает.

Облегчают душу все в "ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ".

Чучело соломенное - Зимушку - сжигают,

Нарядив в тулупчик, валенки, ремень...

Завершало Масленицу воскресенье - "Прощеный день".

Родственники и друзья просили прощения друг у друга за огорчения и обиды.

С утра ребятишки собирали дрова для костра жечь Масленицу.

Ельник, березник

На чистый понедельник!

Уж то ли дрова - Осиновы дрова,

Березовы дрова! Подавайте их сюда

На Масленицу, на горельщицу!

В воскресенье молодежь в санях с чучелом Масленицы ездила по улицам до темноты с песнями, с шумом, а поздно вечером подъезжала к приготовленному костру. У масленичного костра собиралось всегда много народу. С Масленицей прощались и в шутку, и всерьез. Подбрасывая солому в огонь, дети усердно повторяли: "Масленица, прощай! На тот год опять приезжай!" Мы катались с горы от зари до зари, А сегодня в воскресенье. Наше кончилось веселье!

Сегодня мы с вами пойдем на праздник и тоже будем прощаться с «Масленицей»

Как у наших у ворот собирается народ.

Жаль с Масленицей расставаться, да делать нечего.

Пришла пора её провожать. Проводим?

Дети собираются на праздник.

ПЛАН РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «МАСЛЕНИЦА»

Намеченные мероприятия

Совместная деятельность с детьми

Связь со специалистами

Знакомство детей с народным праздником масленица

Беседа «Что за праздник Масленица?

Чтение стихотворения «Масленица»

Рассматривание иллюстраций как изготавливается чучело - масленицы.

воспитатели

Первый день Масленицы

«ВСТРЕЧА»

Рассказ о праздновании первого дня

Знакомство с поговорками про масленицу.

Заучивание стихотворения «Масленица»;

Знакомство с народным фольклором закличка;

Продуктивна деятельность:

Изготовление вместе с детьми кукол - масленичек.

Лепка «Масленица – блиноедка»

воспитатели

Знакомство с народными играми на НОД

по физической культуре «Лошадки»(эстафета), «Силачи»(перетягивание каната), «Ловкачи» (бег в мешках).

Музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре.

Второй день Масленицы

«ЗАИГРЫШ»

Рассказ о праздновании второго дня;

воспитатели

Подвижные народные игры на улице во время НОД по физической культуре на воздухе

«Блины», «Ледышка», «Масленичные ворота»

Инструктор по физкультуре

Художественно – творческая деятельность:

Рисование на снегу.

воспитатели

рисование «Масленица пришла»

(домашнее задание)

родители

Слушание русских наигрышей и песен «Блины»

Музыкальный руководитель

Третий день масленицы

«ЛАКОМКА»

Рассказ о праздновании дня «Лакомка»,

Информация о праздновании дня «Разгуляй»;

Рассматривание картины В.И.Сурикова

«Взятие снежного городка»;

Разучивание и проведение хороводных игр.

«Галя по садочку ходила», «Карусели»; «Петушиный бой».

Воспитатели

Четвертый день

«РАЗГУЛЯЙ МАСЛЕНИЦЫ»

Закрепление разученных ранее подвижных игр

Игра в «Снежки»

Инструктор по физической культуре,

воспитатели

Подготовка к веселому музыкальному празднику

Пение песен

Чтение стихов

Продуктивные виды деятельности по выбору и замыслу детей.

Пятый день

«ПРОВОДЫ МАСЛЕНИЦЫ»

Рассматривание игрушек народных мастеров, раскрашивание русской матрешки. (вечерний отрезок времени)

Игра в «Снежки»

воспитатели

музыкально-художественная деятельность:

Веселый праздник на улице с играми плясками, блинами, чаепитием.

Воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре.

Проект «Встреча зимы и весны. «Русский народный праздник Масленица»

Аннотация.
Данный проект рассчитан на детей старшей и подготовительной группы и может из проекта средней продолжительности быть переведен непосредст-венно в долгосрочный проект. Данная работа подразумевает погружение непосредственных участников образовательного процесса: детей, родителей, сотрудников и педагогов ДОУ в яркую атмосферу подготовки и непосред-ственно проведения празднования всей недели праздника. В процессе под-готовки данного проекта я использую как обычные ставшие традиционны-ми, формы процесса воспитания, развития и обучения детей, так и,конечно, современные ИКТ, здоровьесберегающие технологии, ну и, конечно, особое внимание отдается тесной работе с родителями воспитанников.
Обоснование проблемы.
Стоит заметить, что чаще всего празднование приходится на конец февраля - начало марта. Этот период отмечен высоким порогом заболеваний ОРВИ, простудных заболеваний, сонливости, пониженного настроения. Воспитан-ники ДОУ остро нуждаются в физической и духовной разрядке, которая по-зволит полностью свести отрицательные факторы, которые способствуют развитию заболеваемости, тем самым снизить порог заболеваемости и по-высить психологический комфорт в группе.

Цель проекта:
В условиях повышенной гиподинамии и высокого уровня весенней усталости детей требуется провести яркое и насыщенное эмоциями мероприятие, при котором будут использованы здоровьесберегающие и физкультурно-оздоровительные технологии.

Задачи предъявляемые к проекту:
- предотвращение состояния усталости, переутомления, гиподинамии;
- укрепление психологического и психического здоровья воспитанников;
- профилактика психологического дискомфорта;
- приобщение и знакомство с истоками традиций;
- посетить мини-музей «Русская старинная изба»;
При реализации проекта развиваются следующие компетентности:
- коммуникативная;
- социально-трудовая;
- информационная;
Основные этапы при реализации самого проекта:
1. Нулевой этап.
Определение задач проекта;
Подбор и тщательное изучение материала;
Составление и написание плана нашего проекта;
Подбор и изготовление совместно с родителями наглядно - дидактического материала;
Создание и обогащение развивающей предметно-пространственной среды;
Составление и написание сценария, конспекта, консультаций для роди-телей и папок-передвижек.
2. Основной этап.
Проект творческий, средней продолжительности, рассчитан на 2 месяца.
3. Этапы проекта.
9.01- 13.01. 2017
«Знакомство с Масленицей»
Откуда она к нам пришла и какие ее главные символы и атрибуты. Постараться разбудить интерес и само стремление детей к нашей культуре и обычаям.
- беседа «Какие праздники я знаю»
- рассказ с показом « Возникновение праздника».
- пословицы, поговорки про масленицу.
- загадки и игры.
Индивидуальные и групповые беседы по изготовлению чучела и остальной атрибутики.

16.01- 20.01.2017
«Атрибутика»
Продолжать знакомить с особенностями русского костюма; так же обога-щать речь словами, которые обозначают название одежды на Руси. Про-должать разучивать подвижные, малоподвижные игры и обрядовые песни.
Беседа «О значении народных игр и забав». Рассматривание выставки, сю-жетных картин, фотографий о Масленице.
4

Информация для родителей "Игры, гуляния и забавы».

6.02 – 10.02 2017
Воспитание и закрепление у детей позитивного отношения к традициям.
Беседа «Мчится вдаль удалая тройка». Рассматривание и обсуждение картин
«Масленица»; Кустодиева«Тройка» Соловьева. Продолжаем знакомить с праздником, его значением, символами и традициями.
Принести домашние рецепты блинов и теста для них, а также традиционных блюд нашей кухни, то, что любят готовить в семье.

13.02 – 17.02.2017
Познакомить детей с обрядовой кухней.
Работа с соленым тестом. Изготовление совместной композиции с детьми «Хлебобулочные изделия». Подготовка выставки в группе «Масленица при-шла»
Продолжаем знакомство с таким материалом, как соленое тесто, изготовле-ние различных хлебобулочных изделий для картины.
Совместная работа с детьми в ИЗО - уголке подготовка выставки «Масленица пришла».
Создание и оформление выставки детских рисунков «Удалая масленица».

20.02-26.02.2017
Продолжать знакомить детей с уникальными названиями всех дней Масленицы и их значением. Воспитывать интерес к истории нашего края.
Беседа «Название дней недели встреча, заигрыш, лакомка и т.д., их значение.
Посещение группового музея «Изба и печь», который находится в 9 группе нашего детского сада.
Участие в коллективном развлечении и сжигании чучела.Конкурс «Лучший рецепт блинов». Предложить всей семьей поучаствовать в праздничных гуляниях в парках нашего города.
3. Завершающий этап проекта.
Оформление выставки в группе в уголке ИЗО
5
Подготовка проекта и его презентации
Сборник игр и забав на Масленицу.
Планируемые результаты.
Данный проект позволяет нам действовать в образовательном поле, объединяя всех участников педагогического процесса и способствует формированию у детей устойчивого интереса к культуре, нашим традициям, духовным составляющим нашего края. Участие в мастер-классе по изготовлению кукол-берегинь, а так же, совместно с родителями учавствовали в изготовлении чучел и другой атрибутики. Получили представления о быте нашего народа, традиционной одежде, предметах быта, народной кухне. Дети познакомились и с удовольствием играют в народные игры и забавы, поют песни, рассказывают потешки.
Практическая значимость.
Проект целиком, так же, как и любая его часть может использоваться в работе со всеми участниками образовательного процесса.
Дальнейшее развитие проекта.
Данный проект планируется дополнить в подготовительной группе и использовать как основу для проведения недели Масленицы в следующем году.
Информационные ресурсы:
Соколова Л.В, Некрылова А.Ф. Воспитание ребенка в русских традициях. – Москва, Айрис-пресс, 2003
Смычагина О. М. Ярмарка русских потех: досуг / О. М. Смычагина // Ребенок в детском саду. – 2009. – N 5. – С. 73 – 74.Орлова Н. Как праздновали Пасху на Руси / Н. Орлова // Дошкольное воспитание. – 2005. – N 4. – С. 91 – 93.
Пугачева Н.В., Есаулова Н.А. и др. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста – Москва, 2007г. – сценарии праздников.
6














Предварительный просмотр:

Проект

«Масленица»

Старшая группа

Проект: краткосрочный

Вид проекта: познавательный, творческий.

Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.

Возраст детей: 5 – 6 лет.

Актуальность: В наше время постепенно стало уходить в прошлое народные гуляния, когда праздники отмечали не только в своей семье, а целыми улицами, деревнями. Наши дети этого не видят на примере своих родителей. Наша задача познакомить, рассказать, показать, что такое праздник «Масленица», как его отмечали раньше. В результате реализации этого проекта дети приобретут новые знания, узнают новые игры, потешки, стихи. Этот проект поможет и родителям вспомнить, как они с родителями отмечали «Масленицу»

Цель работы:

Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица).

Задачи:

1. Познакомить детей с русским обрядовым праздником «Масленица», сразличными жанрами устного народного творчества;

2. Развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры.

3. Формировать любовь к Родине, ее традициям.

4. Ориентировать родителей воспитанников на приобщение детей к русскойкультуре в семье.

Ожидаемый результат:

Дети познакомились с традициями, обычаями, играми связанными с празднованием «Масленицы»

Итоговый результат:

1.Оформление выставок продуктивной деятельности детей

2. Умение детей рассказать о празднике «Масленица»

Что мы знаем

Что мы хотим узнать

Как мы это сделаем

Результат

Масленица –это блины, соломенная кукла, которую сжигают

Как именно нужно праздновать «Масленицу», в какие игры играть

Через просмотр фотографий, презентаций, картинок о «Масленице»

Через проведение дружеских бесед, ситуативных разговоров по данной теме.

Посредствам художественного творчества (Лепка, рисование, аппликация).

Через художественное слово: сказки, потешки, заклички.

Выставка продуктивной деятельности детей

Рассказывание стихотворений о «Масленице»

Название дней недели

Тематическое планирование

Понедельник «Встреча Масленицы»

Цель: Познакомить с традициями народного праздника.

Вторник - «Заигрыш»

Цель : Дать детям представления о русских народных играх – забавах.

Среда « Лакомка»

Цель: Познакомить детей с обрядовой кухней.

Четверг «Разгуляй четверток»

Цель: Дать представление о русской тройке

Пятница «Тёщины вечёрки»

Цель: Приобщать к истокам народных традиций.

Социально-коммуникативное развитие

Ситуативный разговор: «Ты откуда к нам пришла - весёлая Масленица?»

Просмотр мультимедийной презентации «Масленица»

ОБЖ. Установление правил и норм в подвижных играх

Разучивание песни с движениями «Ой, блины мои блины»

Игра на музыкальных инструментах: бубен, ложки, трещотки, металлофон, колокольчики

Художественно-эстетическое развитие

Аппликация «Кукла-веснянка»

Рисование: «Масленица глазами детей»

Познавательное развитие

ФЭМП «Посчитай сколько?» «Знакомство с цифрой 10 и числом 10.»

Загадывание загадок о домашней утвари, продуктах.

Речевое развитие

Предварительные беседы по темам

Рассматривание картины «Тройка». Рассказ по картине

Заучивание стихотворения «Масленица»

Физическое развитие

Подвижные игры, Физкультминутки

Катание на санках с горы.

Игра «Петухи», «Бой подушками», «Летела корова», «Маша-растеряша»

Здоровый образ жизни: закрепление правил гигиены и здоровой пищи




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Журавушка»»

Асбестовского городского округа

Краткосрочный проект

"Широкая масленица"

(группа 5 до 6 лет)

25.01.2016 - 29.01.2016

исполнитель: воспитатель Бочкарева В.В

Проект «Широкая масленица»

в старшей группе №10 «Ягодка»

для детей от 5 до 6 лет

Вид проекта : групповой, познавательно-творческий, кратковременный.

Актуальность : Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокие нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами педагогов, родителей и ребят.

Цель проекта : Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица).

Задачи проекта : Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам.

Обогащать духовный мир детей.

Обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица».

Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы.

Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.

Оборудование, материалы: . «Масленица» - наряженная кукла из соломы. Костюмы для взрослых: 2 костюма скоморохов, костюмы Зимы и Бабы Яги. Костюмы для детей: русские сарафаны, короны, кокошники, косыночки, платочки, фуражки.

Музыкальные инструменты: ложки, веерные ложки, шумелки, бубны, колокольчики, трещетки, кокошники, рубель, ксилофон, свистульки.

«Солнце» на палке, ширма, куклы для кукольного театра, атрибуты и шапочки для народных игр: лиса, заяц, медведь, еж, коза, блохи.

Видео-фильм «Смешарики – Масленица».

Электронная презентация «Широкая Масленица».

Спортивное оборудование: канат, конусы, мячи, гимнастическая скамейка, кегли, дорожки здоровья, кольца, обручи, карты-схемы.

Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста, воспитатель, музыкальный руководитель, родители.

Продолжительность проекта : 1 неделя.

Предполагаемый результат:

Приобщение детей к традиции проведения народного праздника - Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.

Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.

Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.

Этапы реализации проекта.

Этапы

Цель

Форма реализации

Период

Примечание

Организационный

сбор информации, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом

Формулирование проблемы;

Выбор способа решения.

Интернет,

Методическая литература,

Планирование деятельности

реализация проекта.

Провести мероприятия согласно плану

НОД. Совместная и самостоятельная деятельность.

Сотрудничество с родителями.

Заключительный

Подведение итогов.

Оценить результативность проделанной работы.

Развлечение с родителями

Этапы проекта:

Этапы

Деятельность

дети

родители

педагоги

Организационный

Беседы с детьми о празднике

Информирование родителей о проекте: обсуждение темы проекта, выявление вариантов представления проекта.

Подбор журналов, литературы для индивидуальной работы родителям на тему «Широкая масленица».

Подбор художественной литературы (рассказы и стихотворения, загадки о Масленице)

Приготовление материалов для художественного творчества (акварель, гуашь, цветные карандаши, восковые мелки, цветная бумага, клей, картон, пластилин и т. д.).

Подготовить презентацию «Широкая масленица»

создание развивающей среды по проекту

Планирование деятельности

Самостоятельная и совместная творческая деятельность.

Работа над проектом по плану

Проведение совместной деятельности по плану.

Заключительный

Презентация «Широкая масленица».

Творческая работа с детьми

Выставка работ в группе.

Развлечение с родителями

План реализации проекта

Сроки/дата

Совместная деятельность

Самостоятельна/ Свободная творческая деятельность

Совместная работа родителей с детьми

Образовательная деятельность в режимные моменты

Непосредственно – образовательная деятельность

«Встреча»(понедельник)

Рассматривание альбома «Масленица»

Заучивание стихотворения «Масленица»

Знакомство детей со значением и обычаями праздника с помощью электронной презентации «Широкая Масленица»;

Кукольный театр «Петрушечные комедии»;

Загадки о весне, о масленице

Статьи в родительский уголок «Масленица идет»

«Заигрыш»(вторник)

Беседа «Как отмечать Масленицу»

Русские народные игры «Горелки», «Почта»;

Рисование на тему

"Масленица

Рисование

Совместно с родителями наити частушки о масленице

«Лакомка»(среда)
Знакомство детей с обрядами масленичной недели и праздничной кухней.
- слушание песни «Песня блинам»
- разучивание стихотворения «Про Масленицу»
- слушание песни «Как на Маслянской неделе»

Просмотр мультфильма «Смешарики. Масленица»

Изготовить атрибутику для игры "Сбей колпак снежинками"

«Разгуляй» (четверг)
Разучивание народных подвижных игр и обрядовых песен. Воспитание уважительного отношения к народным традициям.
- игры-эстафеты:
- «Перетягивание каната»
- «Снежный тир»

Аппликация коллективная

Конкурс частушек «Как на масляной неделе»

Привлечь родителей к участию в конкурсе на лучший рецепт блинов.

Пятница
«Посиделки»
Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре. Воспитание уважительного отношения к народным традициям.
- лакомство блинами

Составление детских рассказов "О широкой масленицы"

Игры - забавы: «С кочки на кочку», «Прокати мяч», «Такси»;

Пение русских народных песен.

Итоги проекта: Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Дети ближе познакомились с традициями родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная нами подборка различных игр и игр - инсценировок на развитие двигательных и музыкальных способностей, дали возможность развивать у детей чёткую выразительную речь, мимику, движения. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.

Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, мы ставили перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Музыкального руководителя МБДОУ детский сад «ФЕЯ» № 49

Гудковой М. Ю.

с детьми старшего дошкольного возраста по изучению русского фольклора.

Участники проекта:

Музыкальный руководитель.

Воспитатель по физической культуре.

Воспитатель по экологии.

Воспитатели старшей, подготовительной групп.

Дети, занимающиеся в фольклорном кружке ДОУ «Ладушки».

Дети старшей, подготовительной групп ДОУ.

Родители.

Сроки реализации проекта: февраль 2015 года

Актуальность:

Патриотизм в современных условиях – это, прежде всего, преданность своему Отечеству и сохранение культурной самобытности каждого народа.

Наши дети должны хорошо знать традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину и все, что связано с народной культурой.

Цель проекта:

1. Воспитание патриотизма, приобщение детей к истокам народной культуры и духовности, на основе изучения русского фольклора.

2. Воспитание любви к родному краю.

3. Воспитание нравственных качеств личности ребенка: справедливости,

доброты, правдивости, гордости за свой край.

4. Развитие творческих способностей: певческих навыков, актерского мастерства, музыкальности детей на основе разных жанров русского фольклора.

1. Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам.

2. Обогащать духовный мир детей.

3. Обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица».

4. Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы.

5. Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.

Предшествующая работа:

Изучение литературного фольклора (сказки, пословицы, приговоры).

Изучение музыкального фольклора (хороводы, песни, танцы, частушки).

Изучение игрового фольклора.

Беседы (рассматривание иллюстраций народных гуляний, знакомство с утварью быта крестьян прошлого века).

Слушание русской народной музыки (масленичные песни).

Материал и оборудование:

«Масленица» - наряженная кукла (чучело).

Костюмы для взрослых: 2 костюма скоморохов, костюм Зимы.

Костюмы для детей: русские сарафаны, рубашки, кокошники, косыночки, фуражки.

Музыкальные инструменты: ложки, бубны, колокольчики, трещотки, рубель, свистульки.

Электронная презентация: «Широкая Масленица»

Технические средства: музыкальный центр, видеопроектор, фотоаппарат.

Спортивное оборудование: обручи, конусы.

Музыкальный репертуар: (песни и хороводы) «Масленицу состречали» р. н. м., «Сеем, веем снежок» р. н. м., «Ой, вставала я ранёшенько» р. н. м., «Блины» р. н. м., «масленичные» частушки, русские народные наигрыши.

Музыкальные игры: «Солнце» р. н. м., «Потолкушки» р. н. м.

Планирование работы над проектом:

1. Составление сценария.

2. Проведение с детьми обсуждения идеи проекта, выявление интересующих детей вопросов.

3. Распределение ролей.

4. Выбор костюмов.

5. Разучивание песен, пословиц, приговорок, игр, хороводов для выступления во время праздника.

6. Проведение праздника «Масленица».

7. Подведение итогов реализации проекта.

Развитие речи:

1. Беседа «История Масленицы».

Цель: рассказать детям о традициях и обычаях русского народа, что Масленица – один из самых радостных и светлых праздников, вызывать чувство интереса к истории России.

2. Беседа «Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая»: знакомство детей с Масленицей, с традициями ряженья на Масленицу, заучивание масленичной песни-колядки.

3. Беседа «Ой ты, Масленица»: рассказ о каждом дне масленичной недели, пение обрядовых песен.

Игровая деятельность:

1. Подвижная игра «Тесто».

2. Подвижная игра «Солнце».

3. Подвижная игра «Кострома».

Художественная литература:

1. Заучивание закличек на Масленицу: уточнить представления детей о жанровых особенностях, назначении закличек.

2. Знакомство с пословицами и поговорками про Масленицу: уточнить и закрепить представления детей о жанровых и языковых особенностях пословиц и поговорок.

3. Заучивание масленичных частушек: поддерживать и развивать у детей интерес к пониманию смысла образных выражений, воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Ручной труд:

1. Изготовление чучела Масленицы.

2. Изготовление бус из бумаги.

Наглядная информация:

1. Оформление консультации в родительский уголок «История Масленицы».

2. Оформление стенда «Масленица Прасковейка».

Работа с родителями:

1. Домашние задания: заучивание с детьми масленичных закличек, частушек.

2. Выпекание блинов совместно с детьми.

Работа с педагогами ДОУ:

1. Консультация «История праздника Масленицы».

2. Подбор масленичных поговорок, частушек, закличек, подвижных игр.

Презентация итогов работы по проекту:

1. Приглашение детей других групп на масленичное развлечение, пение масленичных обрядовых песен и закличек, частушек.

2. «Широкая Масленица» – концертно-развлекательная программа.

Ожидаемые результаты проекта:

1. Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.

2. Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.

3. Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.

Используемая литература:

1. «Весенние праздники, игры, забавы для детей», Москва «Творч. центр»

1998 г. В.М. Петров

2. «Детский музыкальный фольклор в дошкольных образовательных учреждениях», Л. И. Мельникова, Москва 2000 г.

3. «Фольклор-музыка-театр» С. И. Мерзлякова, Москва 1999 г.

4. «Народные праздники в детском саду 5-7 лет» М. Б. Зацепина, Москва 2005 г.

5. «Сценарии музыкальных, календарных и фольклорных праздников» М.А. Давыдова, Москва 2007 г.

6. «Народные игры в детском саду», Л.А. Лялина, Москва 2008 г.

7. «Бабушкины забавушки», Л.Н. Капранова, Ростов-на-Дону 2008 г.

8. «Календарные и народные праздники в детском саду», Г.А. Лапшина, Волгоград 2001 г.

Представленный проект рекомендуется использовать воспитателям, музыкальным руководителям для работы с детьми по краеведению, в организации работы по фольклору, учреждениям, работающим в эмоционально-ценностной образовательной практике.