Тема: «современные подходы в организации работы по экологическому воспитанию дошкольников в мбдоу «детский сад «солнышко. Опыт работы по экологии «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста Экология доу опыт работы

03.03.2020

Зименко Светлана Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №33 "Золотой ключик"
Населённый пункт: Ростовская обл. ст.Багаевская
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание экологической культуры детей в ДОУ
Дата публикации: 09.10.2016
Раздел: дошкольное образование

Инновационный педагогический опыт работы

воспитателя, педагога дополнительного

образования по экологии МБДОУ

№33 «Золотой Ключик»

Зименко Светланы Алексеевны

по теме «Воспитание экологической культуры детей в ДОУ»

Актуальность

перспективность

опыта

(степень

соответствия

современным

тенденциям

развития

образования,

практическая

значимость);
Взаимоотношение человека с природой – чрезвычайно актуальный вопрос современности. Нарушение природного равновесия, ухудшение состояния воды, воздуха, земли, образовавшейся в результате невысокого уровня экологической культуры у большей части населения, угрожают здоровью и жизни людей, особенно детей. Формировать правильное отношение к природе надо начинать задолго до того, как человек становится взрослым. Поэтому перед педагогами стоит задача как можно больше показать детям необходимость видеть красоту, уникальность, универсальность природы. Дошкольное детство – ответственный период жизни человека, когда закладываются основы правильного отношения к окружающему миру. Природа постоянно окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь. Воспитание экологической культуры является богатым источником познавательного развития детей. Во время прогулок, экскурсий, НОД ребенок развивается всесторонне, у него воспитываются многие положительные качества. Известно, что понимание природы рождается впервые как чувство, прежде всего, эстетически, т.к. природа является основой красоты, источником живописи и музыки. Поэтому человек, по-настоящему почувствовавший и понявший сердцем красоту природы, будет оберегать и охранять ее как источник радости и счастья.
Я считаю, что проблема экологического воспитания детей дошкольного возраста остается
актуальной
и обуславливает выбор темы опыта: «Воспитание экологической культуры в ДОУ».
-

Концептуальность

(своеобразие

новизна

опыта,

обоснование

выдвигаемых принципов и приемов);
Изучение разных программ, методических пособий и передового педагогического опыта по исследуемому вопросу позволило мне выбрать и применить на практике наиболее актуальные к нашим условиям методические приемы, спроектировать, спланировать и выстроить систему воспитательно-образовательной работы. Воспитанием экологической культуры у детей дошкольного возраста я занимаюсь уже давно в своей работе я использую программу С.Н. Николаевой «Юный эколог». Эта программа создана на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников. Она включает две подпрограммы, помогает тем самым одновременно решать вопрос становления начал экологической культуры у детей и развития ее у взрослых, их воспитывающих. Ведь воспитатель является носителем экологической культуры. Программа предназначена для детей от 2 до 7 лет. Поэтому, начиная работать с детьми 2 младшей группы, мною были определены цель, задачи и содержания деятельности.
Цель:
способствовать развитию экологической культуры, познакомить дошкольников с природой родного края, научить воспринимать природу во всех ее проявлениях, воспитывать бережное отношение к ней и потребность ее охранять.
Задачи:
1. Усвоение системы знаний о природе (ее компонентах). 2. Формирование представлений об универсальной ценности природы. 3. Воспитание потребности в общении с природой. 4. Привитие трудовых природоведческих навыков. 5. Развитие экологического сознания.
6. Формирования бережного отношения к природе в различных видах деятельности.
Методы

приемы

работы

экологическому

воспитанию

дошкольников:
- наблюдения за природой; - поисковая деятельность детей; - метод моделирования; - метод интеграции (+ театрализованная, музыкальная, двигательная деятельность); -экологические беседы; - проведение дидактических игр; - проектный метод; - беседы, вопросы, разъяснения; - опыты; - чтение художественной литературы; - использование загадок, пословиц, поговорок и т.д.
Формы образовательной работы с детьми:
- организованная НОД; - совместная деятельность; - праздники и развлечения; -наблюдения в природе; - экскурсии в музеи, выставки; - организация конкурсов и поделок из природного и бросового материалов; - просмотр видеофильмов, слушание музыки; - целевые прогулки за пределы участка детского сада. Важно, чтобы базисной основой культуры растущего человека было накопление ребенком гуманных знаний о человеке, обществе и природе как важнейшей составляющей окружающего мира. Необходимо формировать у дошкольников понятий добра и зла, освоение ими истинных ценностей духовной сферы. Работая над этой темой, я выдвинула следующие приоритеты: 1. Создание предметно-развивающей среды в группе. 2. Широкое использование художественной литературы. 3. Знакомство с опытно-экспериментальной деятельностью.
- Наличие теоретической базы;

В настоящее время в России создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников, формирование их экологической культуры. В педагогической науке и практике достаточно полно разработаны основные идеи образования и воспитания в области окружающей среды (И.Д. Зверев, С.Н. Глазачев, А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина, Н.М. Мамедов и др.). Разработаны и внедрены в практику теоретические положения об организации экологического образования и воспитания младших школьников (Т.А. Бабакова, Л.Д. Бобылева, А.А. Плешаков), учащихся среднего и старшего школьного возраста. Теоретической основой моего опыта послужили работы таких авторов, как С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, Е.Н. Рылеева. Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют программы, направленные на становление начал экологической культуры через познание экологических закономерностей природы. Неоценимую помощь в работе оказали следующие методические пособия: Н.В. Коломина «Воспитание экологической культуры в детском саду», З.Ф. Аксеновой «Войди в природу другом», В.Н. Чернякова «Экологическая работа в ДОУ», Л.Г. Киреева, С.В. Бережнова «Формирование экологической культуры дошкольников» и др.
- Ведущая педагогическая идея;
Моя педагогическая идея – формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста. Формирование начал экологической культуры – это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Основная цель данной педагогической идеи – формирование человека с новым экологическим мышлением, способностью осознавать последствия
своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой, а также воспитание активной и творческой личности.
- Оптимальность и эффективность средств;
Представленный опыт включает все важные составляющие: цели, методы,
оптимальные

эффективные

средства
, формы обучения. Основным подходом ее работы является ранее формирование базовой культуры ребенка, его личности, начиная с дошкольного возраста. Формирование понимания ребенком, что каждый человек, независимо от возраста – часть природы, что у каждого человека есть Родина: близкие и дорогие ему места. И все это необходимо сохранить для будущих поколений. Взаимосвязь всех этих направлений подчинена достижению главной цели – культурно-экологического воспитания, т.е. бережного, осознанного, ценностно-ориентированного отношения к миру, в позитивном настрое на жизнь. Весь обучающий процесс построен в форме игры, она позволяет усилить интерес к исследовательской, познавательной деятельности. Во Время НОД дети вместе со мной отправляются в различные путешествия, ищут клад, опускаются на дно морское, идут по следу, дружат с цветами и т.п. Начиная с младшего возраста, закладываю в детях первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных как живых существ, обеспечиваю понимание первоначальных связей в природе – понимание одного или двух условий для их жизни. В этом возрасте большое внимание уделяю наблюдениям. Предварительно проводя беседы о том, зачем нужны солнце, снег, деревья, дождь, используя дидактические игры «Когда это бывает?», «Солнышко и дождик», слушаем с детьми шум деревьев, при порывах ветра следим за движением листьев, рассматриваем их форму. Постепенно увеличиваю сроки наблюдения и расширяю тематику. Не только отмечаю характер погоды, но и обращаю внимание детей на небо.
Изменяю и характер наблюдения за растениями, отмечаю окраску листьев и цветов. Закрепление, уточнение представлений успешно осуществляется в дидактических заданиях, которые в основном провожу в форме игры. При наступлении зимы продолжаем наблюдения за погодой, снегом. Гуляя по снегу рассматриваем свои следы, любуемся красотой деревьев, покрытых пушистым снегом. Проводим эксперименты со снегом (например, почему он в группе тает). Выясняем с детьми, что в тепле в стакане появляется вода, а на улице она снова превращается в лед. Использую в работе художественную литературу, которая открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств, взаимоотношений, сопровождает его с первых лет жизни. Устное народное творчество – потешки, пословицы, поговорки – играют важную роль при проведении режимных моментов, которые знакомят детей с образностью родного языка, позволяют им понять новую информацию и обнаружить свое понимание чаще всего недоступных для наблюдения явлений природы, их взаимосвязи между собой. Широко использую специально подобранную детскую познавательную литературу, в зависимости от времени года и погоды приобщаю их к красоте художественного слова, заучиваю с ними в свободной деятельности наизусть стихи. В ненастные дни провожу наблюдения за комнатными растениями. Рассматриваем с детьми демонстрационный материал, подобранный для экологического воспитания, который способствует развитию их внешне окружающего мира. Наблюдения за одним и тем же объектов периодически повторяю. Это дает возможность закрепить образ предмета, явления, уточнить его детали. В своей работе подбираю экологические загадки. Они помогают развивать слуховое восприятие, способствуют расширению у детей представлений о природе, которые я стараюсь чаще всего использовать в свободной деятельности.
Создание экологически развивающей среды – это непрерывный педагогический процесс, который включает в себя организацию экологических пространств, их совершенство и коррекцию, ежедневное поддержание условий, необходимых для жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность является методом экологического воспитания, она способствует тому, чтобы ребенок систематически думал и заботился о растениях и животных, находящихся в одном жизненном пространстве с ним. Экологически правильное оборудование и организация зон природы – это первое и важное условие для успешной работы по экологическому воспитанию детей в детском саду, оно позволяет проводить содержательную работу по формированию начал экологической культуры детей и взрослых. На территории нашего детского сада имеются уголки сада, леса, луга, огород, фитоогород, цветники, создана экологическая тропа, в групповых уголки природы, зоны экспериментирования, что позволяет проводить экологическую работу в течение всего года и наблюдать природу в естественных условиях зимой, весной, летом и осенью. В процессе ознакомления дошкольников с окружающим миром создаются благоприятные условия для их дальнейшего умственного развития: детям предлагается проанализировать, сравнивать, обобщать то, что они видят в окружающей жизни, или то, о чем расскажет или прочитает им воспитатель. Постоянно стараюсь пополнить знания детей о родном крае и родной стране, чтобы вызвать у них интерес, развить любознательность. Непосредственные наблюдения в сочетании с усвоением доступных знаний способствуют развитию образного и логического мышления. Собираем с детьми разнообразный природный материал, который в дальнейшем используем для изготовления поделок. Это не только сближает детей с природой, но и дает радость созидания, творчества. Постоянно в группе организуются выставки детских работ, поделок их природного материала: «Осенняя фантазия», «Весенний букет» и др.
Проведение таких выставок заметно усиливает интерес родителей к воспитанию ребенка в детском саду. В связи с Федеральными государственными образовательными стандартами основной задачей экологического воспитания детей дошкольного возраста становится актуальное исследование окружающей жизни. В современных условиях проектное обучение рассматривается как развивающееся, базирующееся на последовательном выполнении комплексных учебных проектов. Экологический проект - это, прежде всего, решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ. Педагог и дети идут этим путем вместе от проекта к проекту. Проект, который выполняют дошкольники, вызывает у них энтузиазм, увлекает их. И знания, полученные в ходе проекта, лучше усваиваются. Работая над проектом, дети учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать последствия, принимать решение и нести за них ответственность, учатся мыслить, т.е. развиваться интеллектуально. Поскольку метод проектов – это система постепенно усложняющихся заданий, то происходит непрерывная перестройка опыта ребенка, углубление его знаний и совершенствование его умений, развиваются такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, любознательность, опыт взаимодействия и др. Мною разработано несколько проектов: - проект «Вода – источник жизни», рассчитанный сроком на 1 неделю. Он состоит из НОД, экспериментирования, заучивания стихотворения; - проект «Птицы нашего края», рассчитанный на 1 месяц, который разработан с использованием технологии С.Н. Николаевой. Цель данного проекта продолжить знакомство детей с птицами нашего края. Развивать желание узнать новое из жизни птиц, воспитывать любовь к природе. Работа
по проекту проводилась с января по февраль с детьми старших и подготовительных групп. - проект «Растения – легкие Земли», проект рассчитан на четыре недели: 1 неделя – подготовительный этап; 2 неделя – исследовательский этап; 3 неделя – 4 неделя – практический этап. Участниками проекта являлись родители, дети и педагоги. Совместный сбор материалов по теме проекта раскрывает творческие способности детей, вовлекает родителей в воспитательный процесс, что, естественно, сказывается на результатах. Из опыта своей работы хочется сказать, что реализация проектного обучения на практике требует изменения позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора образовательной среды, соответствующей интересам, возможностям и потребностям детей, обеспечивающей ситуации взаимодействия с миром людей (сверстниками, воспитателем и другими, партнера и консультанта). Вся работа воспитанию с экологической культуры дошкольников ведется в тесной связи с педагогами ДОУ, специалистами и родителями воспитанников. Сотрудничество с семьей помогает обеспечить непрерывность и целостной формирования экологической культуры. Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. В работе с родителями я использую традиционные формы работы: родительские собрания, консультации, беседы, анкетирование и т.д. Информацию по экологическому воспитанию размещаю в родительский уголок, папки-передвижки. Такие формы работы делают возможность продемонстрировать, какие знания есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры. Развитие экологического сознания невозможно без осознания своего единства с природой. Весь обучающий процесс построен в форме игры, что
позволяет усилить интерес детей к исследовательской познавательной деятельности. Через беседы у детей формируются экологические знания, побуждают к размышлению. Учу детей анализировать свои и чужие поступки, воспитываю эмоциональную отзывчивость, развиваю наблюдательность дошкольников. Одна из форм работы экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Стало традицией проводить праздник «День Земли», использую различные игры, викторины, конкурсы. Много времени уделяю наблюдениям, целевым прогулкам, экскурсиям в природу, что позволяет детям пополнить их запас знаний по экологическому воспитанию. Я считаю, что в результате проделанной мной работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста е с т ь положительные результаты. У детей сформировались начала экологической культуры, они научились экспериментировать, анализировать, делать выводы. У них появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности. Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет жить в гармонии с окружающим миром.
- Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный

практический результат, успехи и достижения воспитанников);
Была проделана огромная работа по изучению темы, составлению конспектов НОД и сценариев экологических праздников – всего того, что постепенно складывалось в систему. Большую роль в системе работы с детьми отдала экологическому воспитанию. Я считаю, что в результате такой деятельности добилась реализации поставленной цели. У детей возникает познавательный интерес к объектам природы. В результате полученных знаний об объектах живой и неживой природы у детей сформировались трудовые навыки. Дети усвоили
основы бережного и заботливого отношения к живой природе. Освоили нормы поведения в природном окружении. Научились давать оценку действиям других людей по отношению к природе. Эта работа также помогла мне наладить контакт с семьями воспитанников. В начале каждого учебного года я возвращать к итогам результатов обучения детей прошлого года. Обратив особое внимание на выявленные недостатки, их причины. Анализ ежегодного мониторинга по воспитанию экологической культуры детей за 2016 год показал, что высокий уровень показали 60% детей, средний уровень – 40%. Мною был сделан вывод, что у детей к концу года установились устойчивые экологические знания.
- Возможность тиражирования;
- Распространение опыта работы в рамках дошкольного учреждения (педагогический совет, семинары-практикумы); - распространение опыта среди профессионального сообщества (другие дошкольные учреждения); - публикация инновационного опыта в сети интернет и периодической печати.

В опыте представлено обоснованное число приложений, которые

наглядно

иллюстрируют

основные

формы

приемы

работы

воспитанниками
1. Выступление «Проектный метод в экологическом воспитании». 2. Экологический праздник «День Земли». 3. Семинар-практикум «Экологический подход к содержанию комнатных растений». 4. Экскурсия «Постигай окружающий мир» 5. Экологическая викторина «Что? Где? Когда?»

Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа — философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех.

Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе болезнетворными; характерно в последнее время увеличение аллергических и нервно-психических заболеваний, растёт количество детей, имеющих врождённые аномалии.

Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И у меня возникло желание охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в детях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

«Рыбе-вода, птице-воздух, зверю-лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину».

Таким образом я поставила перед собой следующую цель:

Воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание).

Задачи:

  • формировать систему экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие) ;
  • развивать эстетические чувства (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
  • участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Все составляющие подобного комплексного подхода к экологическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения существуют не обособленно, а взаимосвязано. Так, гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка и т. д.

Раскрыть перед детьми красоту природы и научить увидеть её дело сложное. Для этого я сама должна уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждое его движение. Они очень наблюдательны и внимательны к словам воспитателя, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.

Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой я личным примером демонстрирую детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.

В нашем детском саду я провожу большую работу по экологическому воспитанию дошкольников.

У нас имеется природоведческая литература, пособия, схемы, таблицы, дидактические пособия, игры экологического содержания.

В группе создан уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе. На территории детского сада имеется экологическая тропа с описанием природных объектов и речевым материалом к ним. Но с учётом возраста детей их правильнее называть экологическими тропинками. Экологическая тропинка выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Создавая тропинку, я стараюсь использовать как можно больше и интересных объектов. В качестве видовых точек, прежде всего мы выбираем деревья, кустарники разных пород, разного возраста, разной формы. Также у нас есть муравьиные дорожки и их ходы, скопление солдатиков, небольшая полянка с лекарственными растениями: тысячелистник, ромашка и обитающие на нём разные насекомые: бабочки, божьи коровки, гусеницы, а на одной, очень высокой берёзе есть гнездо. Очень радует глаз цветущие растения на клумбе. И они подобраны так, что в течение сезона одни цветы сменяются другими. Здесь дети стараются позаботиться о цветах: рыхлят, поливают, полят, опрыскивают. На примере сорняков можно объяснить многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества. С этой же целью на тропинке можно оставить небольшие вытоптанные участки. Сравнивая их с невытоптанными, я наглядно показываю детям, как изменяется растительный покров под влиянием вытаптывания, и рассказываю о правилах поведения на прогулке, на отдыхе.

Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. В разное время мы посещаем разные точки, даже одну точку за прогулку. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Если ознакомительная прогулка, можно посетить разные точки; если же мы преследуем конкретную цель (например, выяснить, кто обитает на пне), то ограничимся только одним объектом. На тропинке можно проводить наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропинке я с детьми наблюдаю, рассматриваю обсуждаю, анализирую и т. д., но свои впечатления об увиденном они затем выражают на занятиях.

Экскурсии — один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. На экскурсиях я знакомлю детей с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Находясь в лесу, на берегу озера, мы с дети собираем разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств.

Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей. Я знакомлю детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках я организую игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения » Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Вершки- корешки», «Загадки о животных»на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.).Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром.Через игры дети могут определить силу и направление ветра, его контрастность.

Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями я стараюсь использовать как можно больше опытов. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводятся опыты чаще всего в старших группах, а в младшей и средней группах используются отдельные поисковые действия. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.) Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

Часто на занятиях я использую художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Прежде всего я использую литературу, рекомендованную программой детского сада. После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы, вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: «А его кто-нибудь спасёт?», «А они не замёрзнут?», «А почему ему никто не помог?» Очень важно донести до детей смысл произведения.

В детском саду проводятся конкурсы детских рисунков » Времена года», «Мир глазами детей», » Как я провёл лето», «Листопад», «Зимушка- зима», «Тает снежок, ожил лужок». Или такой конкурс «Лучшая поделка из природного материала». Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок.

Осенью проводим конкурс на тему: «Необычный урожай года», где дети приносят самую кривую картошку или самый длинный огурец или самый большой подсолнух. Детей это очень радует и забавляет.

За совместную работу, дети и родители получают благодарность и сюрпризы.

Одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. По ходу сюжета разыгрываемой детьми сказки, отдельного эпизода я стараюсь вызвать у детей переживание гуманных чувств, сочувствия, острого желания помочь героям или решить возникшую проблемную ситуацию.

Очень тесно ведём работу по экологическому воспитанию с семьёй . Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии).

Эффективной формой работы с родителями является, например, круглый стол «Воспитание доброты к природе». Начать можно с прослушивания магнитофонной записи рассказов детей о своих питомцах. Для родителей, дети которых проявляют жестокость к животным, цель беседы- не навреди. Для родителей, дети которых проявляют равнодушие, цель — заинтересовать. Поэтому для каждой подгруппы родителей целесообразно организовать отдельную беседу.

Ещё одна моя форма работы с семьёй — педагогические ширмы , в которых родителям необходимо давать чёткие, конкретные, практические советы по узкой теме. Через ширмы я знакомлю детей и родителей с народными приметами, но обязательно с заданием: почему так говорят?

Такую форму работы, как консультации, например «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье», можно начать с просмотра выставки книг по природе для детей. Можно показать родителям сценку, в которой сказочные персонажи расскажут о том, как надо вести себя в природе. После просмотра беседую с родителями, даю конкретные советы, рекомендую детям дома делать зарисовки о природе, рассматриваем картины и иллюстрации о природе, смотрим какие- то телевизионные передачи и т. д.

Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.

Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:

  • сформированы начала экологической культуры у детей;
  • сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
  • дети учатся практическим действиям по охране природы;
  • развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
  • у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Всё хорошее в людях — из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!

Статья размещена в авторской редакции.

«В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое.

Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего,

мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой».

В.А. Сухомлинский

Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.

Любовь к Родине начинается с любви к природе, заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.

Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование - актуальная и главная задача.

Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Ценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

В настоящее время существует множество инновационных программ и технологий в области дошкольного образования и воспитания. Тема моей работы по экологическому воспитанию «Речевые игры в экологическом воспитании детей». Работаю я по программе С.Н. Николаевой «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста», используя приемы и методические рекомендации, суть которых изложена в пособиях «Развивающие психологические принципы педагогической технологии» и «Мы - земляне» Н.Н. Вересовой, «Наш дом природа» Н.А. Рыжовой. Нередко я обращаюсь к программе «Планета - наш дом» Белавиной и Найденской, а также к программе доктора педагогических наук Козловой «Я человек» (она состоит из трех разделов: «Что я знаю о себе», «Кто такие взрослые люди» и «Земля – наш дом»). Хорошо знакомо мне также методическое пособие «Воспитание основ экологической культуры в детском саду» Н.А. Коломиной.

Знакомясь с окружающим в ходе игр и развлечений, ребенок активно познает окружающий мир. А если игра интересная, он обязательно захочет узнать побольше. Главная цель моей работы – воспитать защитников природы, дать им первоначальные экологические знания, научить милосердию, привить им любовь к живому. Кроме того, я стремлюсь сформировать у детей умения и навыки ухода за растениями и животными.

Очень тесно ведётся работа по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. Постоянно нужно искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас с ними одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое.

Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:

Сформированы начала экологической культуры у детей;

Сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

Дети учатся практическим действиям по охране природы;

Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит именно игра. Отражая впечатления от жизненных явлений в образах игры, дети испытывают эстетические и нравственные чувства. Игра способствует углубленному переживанию детей, расширению их представлений о мире. Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. При придумывании их воспитатель ориентируется на знание детьми жизненных ситуаций и особенностей поведения человека, животных. Игровые приемы обучения, как и другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии. Педагог играет с детьми, учит их игровым действиям и выполнению правил игры как руководитель и как ее участник. Игра требует от ребенка включенности в свои правила: он должен быть внимательным к развивающемуся в совместной игре со сверстниками сюжету, он должен запомнить все обозначения, должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо правильно выйти. Однако весь сложный комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс преднамеренного обучения, - ребенок учится играя.

Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Всё хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Светлана Игуменщева

«Удивительный мир природы»

Актуальность данной проблемы

Экологическое воспитание – одно из приоритетных направление развития современного детского сада и системы образования в целом. Актуальность экологического образования трудно переоценить. Деятельность людей продолжает вносить глубокие изменения в окружающую природу, поставив тем самым острую проблему выживания человеческого рода. Ученые считают, что непременным условием выживания является совершенствование самого человека, поднятие его нравственных качеств на уровень, соответствующий масштабам и скорости перемен в современном мире. Эмоциональность ребенка дошкольного возраста, особая восприимчивость и огромный интерес к миру природы являются основополагающими факторами для успешного экологического воспитания в ДОУ.

На протяжении ряда лет, работая с дошкольниками, сталкивалась с рядом проблем. Так, неправильные представления детей о природе часто служат причиной недоброжелательного отношения к животным, уничтожению растений, полезных насекомых, безжалостное отношение к цветам и лягушкам и пр. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно влияет на психику детей, ожесточает их. Полноценные знания могут сформироваться лишь в процессе целенаправленного систематичного, организованного образовательного процесса.

Сколько открытий делает ребенок, общаясь с природой! Неповторимо каждое живое существо, увиденное им. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д., с которыми дети любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый белый снег и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии – главные задачи экологической работы в ДОУ. В дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, предметному миру, к себе и другим людям. На мой взгляд, познавательный интерес к окружающему и эмоциональную насыщенность, я могла реализовать в экологическом воспитании, в процессе общения с природой: ведь экология – простор для детской деятельности (наблюдение, труд, игра, опытно-экспериментальная и речевая деятельность).

Мною определены цели и задачи экологического воспитания детей.

Цель:

формирование у детей элементов экологического сознания, способности понимать и любить окружающий мир и природу.

Задачи:

Образовательные:

Формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с дошкольниками миром через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом, формирование экологических представлений.

Осознание детьми знаний о том, что растения и животные – это живые организмы; о наличии в природе неживых тел, об их взаимосвязи;

На примере конкретных растений и животных раскрытие связи строения и их функционирование, зависимость строения организма от условий среды обитания;

Формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни и хозяйственной деятельности человека;

Показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир;

Воспитательные:

Привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;

Воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы;

Воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам.

Развивающие:

Развитие умений наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;

Привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;

При выстраивании педагогического процесса по экологическому воспитанию я учитывала следующие принципы:

1. Гуманизма и педагогического оптимизма, который заключается в требовании “Не навредить!”

2. Эффективности и научности. Следует помнить, что ребенок - не маленький взрослый, а полноценный человек, обладающий собственным видением мира, образом мысли.

3.Принцип демократизации: совместная деятельность дошкольников, воспитателей и родителей по данному направлению. Общение с ребенком «на равных».

4. Принцип индивидуализации : каждому ребенку – учет индивидуальных и возрастных особенностей детей;

5. Принцип дифференциации и интеграции:

единство всех подсистем воспитательной работы и режимных моментов в экологическом воспитании детей.

6.Принцип развивающего обучения : использование новых технологий, основанных на разумном сочетании всех методов: информационно-репродуктивных и информационно-поисковых;

7.Принципы системности, наглядности, доступности, учета сезонности .

Формы и методы работы

В своей работе по экологическому воспитанию использую различные традиционные и нетрадиционные формы, методы и приемы, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. Чтобы более широко раскрыть представления детей о природе, углубить знания, использую ИКТ. Они, в силу своей наглядности, красочности и простоты, позволяют мне более эффективно строить процесс изучения новых для детей понятий и для систематизаций знаний.

В работе с детьми использую разнообразные формы:

1. Практическая совместная деятельность детей и педагога.

В утренние часы я вовлекаю детей в совместную деятельность, которая в разных возрастных группах приобретает разную форму и организацию.

Правильное педагогическое общение воспитателя с детьми в этом мероприятии имеет особо глубокий смысл: дошкольники учатся видеть, какие условия необходимы растениям, учатся определить, чего им не хватает в данный момент, учатся практически выполнять трудовые действия, впервые овладевают орудиями труда. Мое общение, как педагога, сводится к доброжелательному пояснению, четкому показу, помощи в каждом случае, когда ребёнок затрудняется. При общении я нахожу возможность похвалить ребёнка, причём не один, а несколько раз на протяжении всего мероприятия: в начале похвала вселяет уверенность ребенка в своих силах, затем - это похвала-поддержка, в конце - главная похвала как итог хорошего поступка, который совершил ребенок. Такое педагогическое общение в совместной деятельности в уголке природы повышает экологическую воспитанность детей

2. Наблюдение.

Провожу циклы наблюдений в уголке природы и на участке детского сада протяжении учебного года. Каждый цикл включает ряд наблюдений за одним объектом. Наблюдения одного цикла провожу последовательно друг за другом с разрывом в 2 - 3 дня. Так, проводились наблюдения за ростом посадок на «Огород на окошке», на клумбах, грядках.

Отдельно взятое наблюдение - это короткое (5-12 минут) провожу с небольшой группой (4-7) детей в уголке природы или со всей группой на участке. В зависимости от содержания наблюдения провожу в разные режимные моменты: до и после завтрака, на прогулке, перед обедом и в вечернее время.

Систематически проводим наблюдения за погодой, - дети ежедневно рассматривают небо, уточняют характер осадков, наличие ветра или его отсутствие, по одежде определяют степень тепла или холода. Наблюдая за окружающей природой дети начинают понимать, что хорошо, а что плохо, отличать доброе от злого, учатся чувствовать красивое и некрасивое, учатся "говорить" с птицей и цветком, солнцем и ветром и любить их. В ходе наблюдений у детей сформировалась наблюдательность, стойкий интерес к природе, представления об особенностях растений и животных.

3. Экологическая тропа.

Значительную роль в экологическом воспитании детей в моей работе играет «экологическая тропа». На территории ДОУ имеется экологическая тропа с описанием природных объектов и речевым материалом к ним. Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию.

Создавая тропу, мы использовали как можно больше интересных объектов: деревья, кустарники разных пород, разного возраста, разной формы. На тропе имеется старый пень, земля, покрытая мхом, муравьиные дорожки и их ходы, полянка с лекарственными растениями: мать-и-мачеха, тысячелистник, ромашка и обитающие на нём разные насекомые: бабочки, божьи коровки, гусениц, на берёзе – гнездо.

Очень радует глаз цветущие растения на клумбе. И они подобраны так, что в течение сезона одни цветы сменяются другими. Ребята на клумбе ухаживали за цветами: рыхлили, поливали. На экологической тропе в нашем ДОУ сооружена мельница. Дети узнают о том, как раньше люди перерабатывали собранный урожай зерна.

4. Экскурсии и прогулки.

Экскурсия - одна из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. На экскурсиях я знакомлю детей с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе.


Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств.

Прогулки также широко я использую для экологического воспитания детей. Знакомлю детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках я организую игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром. Через игры дети определяют силу и направление ветра, его контрастность.


5. Опытно - экспериментальная деятельность.

Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями я стараюсь использовать как можно больше опытов. Опыт всегда строю на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.)

Опытно – экспериментальная деятельность способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В результате работы над творческой темой мне удалось не только повысить свой уровень знаний по данной теме, но и вызвать интерес у некоторых родителей к исследованиям и познанию окружающего нас мира. Создание условий для исследовательской деятельности детей благоприятно сказалось на развитии познавательно-исследовательской деятельности детей. Дети стали чаще задавать вопросы о природных явлениях, объектах, предметах, самостоятельно проводить простейшие опыты, на прогулке их внимание привлекают необычные находки и уже знакомые природные материалы.

Считаю необходимым поддерживать интерес детей и родителей к познавательно-исследовательской деятельности, т. к. она способствует развитию детской любознательности, пытливости ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы, что очень важно в период подготовки ребёнка к школе.

Интересно прошло открытое занятие с детьми подготовительной группы по экспериментированию «Тайна песка».

На протяжении всего занятия дети были активными, проявляли творчество, сообразительность, оказывали поддержку друг другу, были заинтересованы теми видами деятельности, которые предлагались педагогом, что способствовало высокому уровню усвоения нового материала, изложенного на занятии.

6. Труд в уголке природы, на участке, огороде.

Труд в уголке природы имеет большое воспитательное значение.

У детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям. В процессе ухода дети получают представления о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать.


7. Игры на экологические темы

Я считаю, что одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания являются игры. Игры экологического содержания использую, прежде всего, с целью уточнения, закрепления, обобщения, систематизации знаний. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе. Большие возможности в воспитании экологических чувств заложены в дидактических играх. Дидактические игры использую не только в свободной деятельности детей, но и включаю в занятия, целевые прогулки, экспериментальную деятельность. Это такие игры, как «Детки на ветки», «Вершки и корешки», «С какого дерева лист», «Чудесный мешочек», «Угадай, что съел», «Найди в букете такое же растение» «Кто где живет»; «Летает, бегает, прыгает» (о приспособлении животных к среде обитания); «У кого какой дом» (об экосистемах); «Живое - неживое»; «Птицы - рыбы - звери» (на классификацию по заданным признакам); «Что сначала, что потом» (рост и развитие живых организмов); «Выбери правильно дорогу» (о правилах поведения в природе) и др. Эффективны игры с природными материалами (овощами, фруктами, цветами, камнями, семенами, сухими плодами. Особую радость и интерес вызывают у детей подвижные игры природоведческого характера, которые связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни: «Лягушата и цапля», «Кот и мыши», в некоторых играх отражаются явления неживой природы: «Капельки», «Солнышко и дождик»,«Веселый ветерок». Получаемая в игре радость способствует углублению у детей интереса к природе и развитию физических качеств. Сюжетно – ролевые игры с природным содержанием я организовывала на основе различных событий жизни - поездки во время отпуска родителей на юг или в деревню, знакомства с колхозной фермой, экскурсия на луг, рассказ детям о сельскохозяйственной выставке (с демонстрацией иллюстраций) Чтобы детям было интересно играть в игры, я создаю необходимые ситуации, например, «Цыплёнок заблудился». Дети находят маленького, жёлтого цыплёнка (игрушку, который плачет и говорит, что он потерялся. Дети выясняют, как он заблудился. Кто его мама, помогают ему перейти через дорогу, кормят его или предлагают поселиться у них и создают необходимые для него условия.

8 Художественная, природоведческая литература, иллюстрации, репродукции картин, наборы открыток, загадки.

Часто на занятиях я использую художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Прежде всего, я использую литературу, рекомендованную программой детского сада. После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы, вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг.


Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: «А его кто-нибудь спасёт?», «А они не замёрзнут?», «А почему ему никто не помог?». (Например, чтение рассказа Л. Н. Толстова «Котенок».) Очень важно донести до детей смысл произведения, вызвать ответные чувства.

Чтобы помочь детям в занимательной форме выявить особенности природных явлений, сезонных изменений в природе, определить качества предмета, повадки животных, использую загадки, стихи, пословицы, поговорки, потешки. В потешках оживают все явления и силы природы: солнце, радуга, гром, дождь, ветер, времена года живут как одушевленные существа.


9. Создание экологического проекта.

Мною разработан долгосрочный (январь – май) экологический проект «Волшебный мир природы», задачами которого были:

Создание экологически благоприятной среды на территории ДОУ:

Формирование условий для эффективного экологического образования дошкольников, способствующего воспитанию экологической культуры и осознанного отношения к природе;

Содействие сотрудничеству детей и взрослых;

Осуществление трудового воспитания детей в процессе ухода за зелеными насаждениями.

Новизна экологических проектов заключается в использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность детей и родителей. Используя новые, увлекательные технологии, можно обеспечить эту включенность. Проект позволяет детям и родителям участвовать в экологических акциях, озеленении. Работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.

В результате осуществления данного проекта:

Создана на территории ДОУ экологически благоприятная среда;

Повысился уровень знаний у детей по экологии;

Повысилась экологическая компетентность родителей по теме проекта.

10. Изобразительная деятельность.

Свои впечатления от общения с природой дети отражали в рисунках. Проведены выставки детских работ по темам: «Весна наступила», «Бережем природу», «Лекарственные растения», «Загрязнение природы» и др.

Создание условий

Для реализации поставленных задач по экологическому воспитанию в группе были созданы необходимые условия:

Подобрана методическая, природоведческая и детская литература о природе;

Подобраны картины, наборы открыток;

Создан природный уголок (комнатные растения, календарь погоды, календарь природы, дневники наблюдений);

Создана лаборатория юного исследователя, в котором имеется разнообразный природный материал, необходимое оборудование для проведения опытов;

Приобретены орудия труда;

Создана метеоплощадка;

Собраны материалы для игр с песком и водою.

Работа с родителями

Очень тесно веду работу по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу-воспитание человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей я использую как традиционные формы, так и нетрадиционные. В родительском уголке поместила стенгазету «Посади дерево – дыши вместе с природой». Родители активно помогли мне в подготовке материалов к проведению открытого занятия «Тайна песка», с желанием приняли участие в субботнике по озеленению территории ДОУ.


Основной целью в работе с семьёй считаю – достижение единства в воспитании ребенка. Необходимо, чтобы воспитание детей в ДОУ и в семье было едино. Всегда стою на том, что у нас с ними одна цель – воспитать целеустремлённых, добрых, уравновешенных и любящих людей.

Для достижения этой цели я организую экологические праздники для детей и родителей, развлекательные мероприятия на природе, выставки, спектакли, экскурсии, игры-тренинги, чаепития, консультации. Очень насыщено и познавательно стараюсь проводить родительские собрания, куда родители ходят с удовольствием, о чём свидетельствуют их отзывы о собраниях. Подбираю материал для информационных стендов, общаюсь индивидуально. Таким образом, стараюсь сблизить семью и ДОУ

Заключение:

Проделанная работа отразилась на успехах детей. У них отмечаются положительные изменения в формировании нравственных качеств личности дошкольников. Дети стали внимательнее относиться к окружающей живой и неживой природе, к своим товарищам. У них повысился познавательный интерес к объектам природы, желание заботиться о них. Дети научились самостоятельно наблюдать, ухаживать за растениями и, бережно относиться к ним, проявляют любознательность, обращают внимание на красоту окружающей природы, в играх детей присутствует природное содержание. Так, шаг за шагом, я привила детям любовь к природе и бережное отношение к ней.

Елена Столярова

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 8 «СКАЗКА»

Из опыта работы

Тема : «»

Ф. И. О.:Столярова Елена Павловна

Место работы : Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад общеразвивающего вида № 8 «СКАЗКА»

Должность : Воспитатель

Общий трудовой стаж : 10 лет

Педагогический стаж : 6 лет

Образование : высшее, Армавирский государственный педагогический университет.

Обобщался ли ранее опыт : нет

Дата внесения опыта :

1. Введение

2. Актуальность

3. Условия возникновения и становления опыта

4. Длительность работы над опытом

5. Средства достижения цели

7. Цель, задачи

Введение

Экология – это наука , которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле. Мир разноцветный, яркий. «Мир вокруг нас, Земля – это наш Зеленый дом» . Моря и реки, леса и горы, деревни и города… Как много в этом замечательном доме! И вместе с нами в нем живут растения и грибы, насекомые и рыбы, птицы и звери…

Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает , а активно влияет на взаимодействие с ней и чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, это качество нужно прививать с раннего детства.

Самоценность дошкольного детства очевидна : первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, начало становления личности. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу» , чтобы сообщать им все доступное и полезное для умственного и словесного развития. Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

Актуальность

Проблема взаимосвязи человека с природой имела место всегда. Но в настоящее время, проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействие общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы.

Современное дошкольное образовательное учреждение призвано воспитывать поколение , которому присуще особое видение мира, как объекта его постоянной заботы.

Экологическое образование - важнейшая задача ДОУ в настоящее время. Начинать Экологическое образование надо с младшего возраста, т. к. в это время приобретённые знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения. с которыми ребёнок сталкивается каждый день.

Условия возникновения и становления опыта

Экологическое воспитание - это формирование у человека способности и желания поступать в соответствии с законами экологии , которые он усвоил в процессе обучения. Экологическое воспитание является равнодействующей всех сторон воспитания умственного , нравственного, патриотического, эстетического, физического, трудового.

Длительность работы над опытом Над темой : «Экологическое воспитание дошкольников » в образовательном процессе я работаю в течение одного года.

Средства достижения цели : Воспитание у детей любви к природе, способности воспринимать ее красоту .

Девиз :

«Берегите эту Землю, эту воду,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте всех зверей внутри себя.»

Цель работы - сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде, к своему здоровью, к здоровью окружающих.

Мною определены следующие задачи :

Формировать у дошкольников осознанное отношение к природе, ее явлениям и объектам;

Совершенствовать умение и навыки наблюдений за живыми и неживыми объектами природы;

Развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей;

- Воспитывать элементарные нормы поведения по отношению к миру природы и окружающему миру в целом.

Я творческий, эмоциональный человек, этой теме всегда уделяла много внимания – это формирование знаний о живой и неживой природе, о явлениях природы, а также воспитание нравственных чувств . На данном этапе изучила очень много литературы по экологическому воспитанию детей :

За основу в своей работе я взяла программу Н . А. Рыжовой «Наш дом – природа» и технологию З. Ф. Аксеновой - «Войди в природу другом» .

При написании опыта я следую следующим педагогическим принципам :

Системность;

Наглядность;

Доступность;

Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

Сезонность.

На мой взгляд, экологию можно пропустить через все виды деятельности дошкольника . За счёт этой возможности работа моя получается и полезной и интересной как для меня, так и для дошколят .

Использование художественной литературы в сочетании с малыми формами фольклора вызывает у детей гамму чувств – переживание, восхищение, нежность, восторг. Они рождают в детях веру в весомость и значимость слов.

Чтобы помочь детям в занимательной форме выявить особенности природных явлений, сезонных изменений в природе, определить качества предмета, повадки животных, использую загадки, стихи, пословицы, поговорки, потешки. В потешках оживают все явления и силы природы : солнце, радуга, гром, дождь, ветер, времена года живут как одушевленные существа. Дети как будто сами вступают с ними в контакт.

Чтение сказок должна быть одной из обязательных составляющих экологического воспитания детей , так считает доктор педагогических наук Н. А. Рыжова, я с ней полностью согласна. Чтение сказок о животных очень нравится детям, они внимательно слушают, запоминают, но сами рассказать затрудняются. Но с этой проблемой мне помогает справиться театральная деятельность, которой я люблю заниматься с детьми раннего возраста. Детям нравиться показывать сказки, быть артистами, уходит смущение, даже самый застенчивый ребенок выступает с удовольствием. В этом виде деятельности формируется правильная речь детей, пополняется и активизируется словарь и конечно развивается память, внимание. Я очень хорошо знаю индивидуальные особенности каждого ребенка, на что он способен в той или иной ситуации, поэтому при распределении ролей подхожу с пониманием к ним. Если ребенок захотел быть кем-то в сказке, а я знаю, что у него может не получиться и он расстроится, замкнется, тогда я стараюсь убедить его взять другую роль и при этом не ущемлять его достоинства.



Важным источником знаний о природе является наблюдение. Одной из целей моей работы является , совершенствование умений и навыков детей наблюдений за живыми и неживыми объектами природы. В процессе наблюдения дети учатся всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой природы, у них возникает наблюдательность и любознательность, доброе, бережное отношение к объектам природы. Наблюдение даёт возможность познакомить детей с природными явлениями, взаимосвязью живой и неживой природы. Наблюдения с детьми организую при ознакомлении детей с растениями и животными, погодой, трудом взрослых в природе, на занятиях и экскурсиях, на прогулках, в уголке природы и т. д.



В своей работе по экологическому воспитанию использую различные традиционные и нетрадиционные формы, методы и приемы, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. Чтобы более широко раскрыть представления детей о природе, углубить знания детей, использую ИКТ. Они, в силу своей наглядности, красочности и простоты, позволяют мне более эффективно строить процесс изучения новых для детей понятий обобщения и систематизаций знаний.



Для успешной реализации поставленных задач, мною разработаны :

Оформлен уголок экспериментирования (опыты , эксперименты, наблюдения)

Организован огород на окне. Дети выращивают лук, фасоль, петрушку, огурцы, цветы….

Создана картотека, включающая подборку экологических игр , физкультминуток, загадок и стихотворений о природе, презентаций, песен.

Создана мини библиотека детской литературы, энциклопедии.



Большое внимание уделяю работе с родителями . Основной целью в работе с семьёй считаю – достижение единства в воспитании ребёнка . Необходимо, чтобы воспитание детей в ДОУ и в семье было едино. Всегда стою на том, что у нас с ними одна цель – воспитать целеустремлённых , добрых, уравновешенных и любящих людей. Для достижения этой цели я организую экологические праздники для детей и родителей, выставки, игры-тренинги, консультации. Очень насыщено и познавательно стараюсь проводить родительские собрания. Подбираю материал для информационных стендов, общаюсь индивидуально. Таким образом, стараюсь сблизить семью и ДОУ.


Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания являются игры . В. А. Сухомлинский говорил о игре так : «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости».

В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям.

Игры экологического содержания использую, прежде всего, с целью уточнения, закрепления, обобщения, систематизации знаний. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе. Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру, заложены, прежде всего в дидактических играх.

Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это метод и форма обучения, самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности . Дидактические игры, использую не только в свободной деятельности детей, но и включаю в занятия, целевые прогулки, а так же в экспериментальной деятельности воспитанников . Очень эффективны игры с различными природными материалами (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды, которые максимально приближают детей к природе, и всегда вызывают у детей живой интерес и активное желание играть.

Особую радость и интерес вызывают у детей подвижные игры природоведческого характера, которые связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни : «Лягушата и цапля» , «Мыши и кот» , в некоторых играх отражаются явления неживой природы : «Капельки» , «Солнышко и дождик» . Получаемая в игре радость способствует углублению у детей интереса к природе и развитию физических качеств

Словесные игры : «Узнайте по описанию» ; «Хорошо – плохо» ; «Что лишнее?» ; «Узнай по голосу» ; «Кто как кричит?» ; «Это кто к нам пришел?» развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.



С помощью игрушек и картинок знакомлю детей с домашними и дикими животными, воспитываю интерес к ним и их детенышам. Для более глубокого изучения этой темы изготовила мини-макеты «Скотный двор» и «Лесная поляна» , здесь дети видят разницу жизни домашних и диких животных.



В своей работе использую опытно -исследовательскую деятельность. Дети, прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Моя задача не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно поощрять.

Опытно -исследовательскую деятельность включаю в игры, занятия, она может быть связана с трудом детей в уголке природы и на огороде.

Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней в первую очередь помогает уголок природы, где содержатся комнатные растения. Растения уголка природы дети видят ежедневно, под моим руководством дети систематически наблюдают, ухаживают за ними. Труд в уголке природы имеет большое воспитательное значение . У детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям. В процессе ухода дети получают представления о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать. Так же создала уголок природы, где находится природный материал, наглядные пособия, дидактические игры, картотеки загадок о животных и растениях, наблюдений в природе, художественного слова, физкультминуток, пальчиковых игр, календарь природы (дети регулярно фиксируют погоду и состояние живой природы, вставляя картинки с явлениями природы, которые наблюдали на улице, «огород на окне» .

Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности. Я считаю, что проектная деятельность (как способ реализации личностно-ориентированного подхода в образовании) - это уникальное средство обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых. Проект – в переводе – это план замысел, это «игра всерьез» , где результаты значимы и для детей, и для взрослых. Проектирование ориентировано на уникальные отношения «ребенок-взрослый» , которые строятся на соучастии в деятельности – это общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Мною разработаны экологические проекты :

«Витамины растут на грядке»

Цель :

Расширить и обобщить знания детей об овощах через разные виды деятельности.

Объяснить, что в овощах содержаться витамины, необходимые для нашего здоровья.

«Дикие и домашние животные»

Задачи :

Создать условия для формирования у детей познавательного интереса. -Познакомить детей с витаминами.

Учить различать овощи по цвету, форме, величине.

Закреплять приобретенные знания.

Развивать у детей стремление отражать свои представления в продуктивной деятельности (рисование, лепка) .

Расширить кругозор, развивать наблюдательность, любознательность, связную речь, обогащать словарь детей.

-Воспитывать у детей желание участвовать в трудовой деятельности (посадка лука) ; воспитывать культуру питания , понимать, что за каждым овощем скрывается определенная польза.

«Дикие и домашние животные»

Цель проекта :

Развивать устойчивый познавательный интерес

К диким и домашним животным, как к живым существам.

Формировать представления о животных :строение, характерные признаки- размер, об особенностях образа жизни (как двигаются, что едят, какие звуки издают) .

Способствовать возникновению любви и заботы к домашним животным, появлению любознательности.

Создать в группе условия для расширения представления о животных.

Привлечь родителей к более тесному сотрудничеству в проектной деятельности.

Задачи :

Формировать у детей первоначальные представления о диких и домашних животных, расширение кругозора детей.

Развивать умение детей отвечать на вопросы воспитателя .

Формировать целостную картину мира, в том числе первичных ценностных представлений о животных, посредством чтения детской художественной литературы.

Развивать эстетическое восприятие .

Развивать мелкую моторику рук.

Формировать умение выполнять имитационные движения, подражать движениям животных.

Соблюдать элементарные правила поведения с животными.

Накопление и обогащение двигательного опыта детей .

Приобщать детей к музыке.

ВЫВОД :

Опыт моей работы показал , что целенаправленная, систематическая работа по экологическому воспитанию дошкольников , в интересной, занимательной форме, помогает детям увидеть всю красоту природы, раскрыть все ее тайны и законы, воспитает в детях доброту , ответственное отношение к окружающему миру, людям, которые живут рядом.

Детские годы самые важные и как они пройдут зависит от родителей и нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребенка и порекомендовать соответствующие приемы.

Предполагаемые результаты.

Уточнять, систематизировать и расширять знания детей о растениях, животных и явлениях природы.

Формировать осознанное понимание взаимосвязей в природе.

Развивать эмоционально-доброжелательное отношение к живым объектам.

Развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.

Пропагандировать необходимость экологического воспитания дошкольников среди родителей .

Планирование работы на будущее .

1. Продолжить поиск новых источников и новых технологий по экологическому воспитанию .

2. Провести открытое мероприятие с активным участием родителей.

3. Разработать перспективное планирование по экологическому воспитанию в старших группа .

4. Разработка и внедрение долгосрочного проекта.