Сценарии празднования дня ивана купалы. Сценарий проведения народных гуляний на Ивана Купала

07.05.2019

Праздник Ивана Купалы в детском саду

УТРО. Детей встречают две старушки и ряженые.

1-я старушка: Я - Даниловна!
2-я старушка: Я - Гавриловна!

Вместе: Неразлучные подружки,
Мы живём в одной избушке.

Даниловна: Собирайся, народ,
Интересное вас ждёт!
Много песен, много шуток
И весёлых прибауток.
Сел сверчок в уголок,
Таракан на шесток.

Гавриловна: Сели, посидели, песенки запели.
Услыхали ложки, вытянули ножки.
Услыхали калачи - как попрыгали с печи.
Да давай подпевать, да давай танцевать.

Старушки пляшут, поют частушки, привлекая к этому детей. Затем старушки затевают с детьми народные игры.

"Колечко”.

Я качу - мечу (2 раза)
Золото кольцо. (2 раза)
За колечком (2 раза)
Я сама пойду.
За собой поведу
Добра молодца (2 раза)
Разудалого, развеселого.
Я поставлю его (2 раза)
Середь горницы,(2 раза)
Я заставлю его (2 раза)
Танцевать, гулять. (2 раза)
Потанцуемте (2 раза)
Веселёхонько.(2 раза)

Дударь - дударище! (Дети идут по кругу, Дударь - в центре).
Старый старичище,
Тебя во колоду,
Тебя во сырую,
Тебя во гнилую.

Дударь, дударь, (Спрашивают дети остановившись).
Что болит?

Голова, спина и т.д. (Дети делают то же, что показывает Дударь)
(отвечает Дударь).

Ничего не болит. (Дударь бросается догонять детей).
Буду вас ловить!

Наигравшись, дети усаживаются, а старушки рассказывают о празднике.

Хорош праздник Иван Купала,Что было, то и пропало.

1-я старушка: В этот день у нас,бывало, собирались парни, девки петь, плясать, лето красно прославлять. И было много разных обычаев - с утра росу с травы собирали, рушником утирались, в полдень водой студеной обливались, девчат парни в реку кидали и никто в обиде не был. А ещё вместе светлячков в траве искали - на счастье значит. И много чудес в этот день случалось - можно было и ведьм увидеть, и кикимор, и леших разных - все они с людьми дружны были.

2-старушка: А вечером разжигали костры большие, хороводы водили, в игры играли, у костра кашу едали. А в полночь папоротник расцветал. Кто его увидит, у того самое заветное желание исполнится.

II ПОЛОВИНА ДНЯ . Дети приходят на полянку или на участок, где в кустах стоит домик. Детей встречает ведущая в русском костюме.

Ведущая: Мы встречаем праздник лета,
Праздник солнца, праздник света.
Солнце, солнце, ярче грей.
Будет праздник веселей.
Здравствуй, лето!
Здравствуй, лето!
Ярким солнцем всё согрето.
В лес зелёный побежим,
На полянке полежим.

Дети исполняют песню "Летние цветы", музыка Теличеевой, слова Некрасовой.

Ведущая: Как красиво кругом! Цветов много, берёзки белоствольные, нежные.

Хоровод мы заведём,
Про берёзоньку споем.

Исполняют хоровод "Ай-да берёзка", музыка Потапенко.

Ведущая: Отгадайте-ка, ребята, мою трудную загадку.

Он большой и неуклюжий,
Любит мёд, не любит стужу.

Появляется медведь. Он вместе с детьми играет в русские народные игры "Дети и медведь", "У медведя во бору", водит русский народный хоровод "Ой, вставала я ранёшенько,..".

Медведь. Ой, ребята, давно у меня в лесу так весело не было.Вы мне понравились,и я хочу угостить вас ягодами.

Медведь угощает детей ягодами и уходит..

Ведущая: Ребята, посмотрите, что я нашла (поднимает платочек и предлагает детям поиграть в русскую народную игру "Жмурки").

Из избушки выскакивает Баба Яга.

Баба Яга: Ишь, расшумелись! Не дают в собственном лесу покоя. Вот сейчас я вас поймаю. Эй, леший, кикимора, тащите сюда большие мешки, сейчас мы детей наловим.

Выскакивают Леший и Кикимора с большими мешками без дна и начинают ловить детей. Дети из мешков вылезают, ничего у Лешего с Кикиморой не получается. Все устали, выбились из сил.

Ведущая: Вот видишь, бабуся, ничего у тебя не вышло. Много лет ты в лесу живешь, а видно забыла, что сегодня праздник Ивана Купалы.

Леший: Ничего мы не забыли. Как раз собирались сегодня ночью позабавиться - почудить. Сегодня, что не сделаешь, всё прощается.

Кикимора: И для вас у нас есть сюрпризы.

Леший и Кикимора обливают всех присутствующих водой.

Ведущая: Ах, вот вы какие!

Баба Яга: А сегодня сердиться нельзя. Праздник есть праздник. Давайте лучше вместе играть будем.

Проводятся русские народные игры "Салки", "Высекали", "Два - третий лишний" к другие.

Баба Яга: Давайте хворосту наберём и костер разведём. Пусть все наши беды и горести в огне сгорят. Будем на огонь смотреть и кашу есть.

Баба Яга угощает всех кашей.

Утром, встречая детей, воспитатель должен обратить внимание детей, есть ли на траве роса. Походить по росе босиком, приговаривая: "Хорошо нашим ножкам, травинки ласкают пальчики, роса омывает свежестью, чтобы здоровы были дети". Затем спеть с детьми:

Кто не выйдет на купальню.
Тот будет пень-колода.
А кто выйдет на купальню,
Тот будет бел-берёза.

Если в небе ходят грозы,
Если травы расцвели,
Если рано утром росы
Гнут былинки до земли...
Значит это уже лето!

Нужно рассказать детям о народном празднике Ивана Купалы: это праздник лета, праздник воды и солнца, со дня Ивана Ку­палы можно купаться и уже не простудишься.

Интересно отмечался этот праздник в народе. Вечером, под Иванов день приносили люди венки из цветов и бросали их в воду. Была такая примета: венок не утонет, жить будешь долго. Уносили венки домой, вешали на стены и считали, что это оградит от несчастий и болезней.

Купались в росе, жгли костры на берегах рек и озёр, водили хороводы, украшали деревья. А ещё на Ивана Купалу собирали лекарственные травы и коренья. Считалось, что сорванные в эту ночь, они имеют лечебную силу.

На прогулке воспитатель организовывает игры с водой, обливание, купание, например:

1. Игра "Потонет или поплывёт"? Собрать различные предметы: камни, щепки, кусочки коры, палочки, шишки и др.

Задание: сначала всё это разобрать на две группы: что утонет, а что поплывёт. А затем, проверяя себя, бросаем их по очереди в воду.

2. Купание кукол с приговорами:

Вода текучая,
Дитя растучее.

С гуся вода,
С дитя худоба!

Вода книзу, а дитя кверху! (Русские народные потешки).

Хлюп - хлюп,
Хлюп - хлюп ручками...
А водичка пенится.
Машенька помоется,
Машенька оденется.
Румяные щечки у моей дочки. (Сл. С. Капутикян).

3. Обливать детей водой, сопровождая обливание словами из "Мойдодыра" К.И. Чуковского.

Давайте же мыться,
Плескаться, купаться...
Всегда и везде
Вечная слава воде!

Затем воспитатель с детьми идут на луг, плетут из цветов и травы венки. Вокруг дерева или небольшого костра водят хороводы, затевают хороводные игры.

Воспитатель просит детей прислониться щекой к стволу дерева и подумать о дереве. Затем спрашивает, что они почувствовали, какое оно? (Доброе, ласковое, тёплое, колючее, строгое и т.д.).

Воспитатель рассказывает детям сказки: русскую народную сказку "Марья и ведьмы", "Золотые серпы" в обработке Науменко, После прогулки, развлечений, чтения сказок воспитатель предлагает детям отразить свои впечатления в рисунках.

Стародавний фольклорный праздник Иван Купала любят отмечать в детских садах. На страницах этого тематического раздела собран опыт коллег по организации и проведению тематических досугов и развлечений в стилистике этого славянского торжества. На Ивана Купалу есть смысл провести яркий, весёлый, шумный праздник именно на свежем воздухе. Непременно наполненный подвижными играми и активными конкурсами-эстафетами.

Посмотрите, какие решения по проведению такого действа в старославянском стиле нашли Ваши коллеги; каких персонажей для этого привлекли. И не беда, что прыгать через настоящий костёр нам нельзя! Мы сделаем его макет, очень реалистичный. Об этом также говорится в публикациях данного раздела.

Всё о том, как повеселиться с детьми на Ивана Купалу.

Содержится в разделах:
  • Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения

Показаны публикации 1-10 из 164 .
Все разделы | Иван Купала. Отмечаем праздник с детьми, сценарии, обряды

Сценарий развлечения «Иван Купала» в подготовительной группе Спортивный праздник «День Ивана Купалы » Задачи : Создать веселое настроение у детей. Воспитывать волевые качества в подвижных играх, соревнованиях и эстафетах. Развивать физические качества : выносливость, силу, быстроту реакции. Предварительная работа Участок украшается шарами,...

Цель : Привитие интереса детей к старинным русским обычаям. Задачи : Развивать интонационную выразительность речи. Вызвать эмоциональный отклик детей. Приобщить к обрядовой культуре . Развивать двигательную активность детей. Виды детской деятельности : двигательная,...

Иван Купала. Отмечаем праздник с детьми, сценарии, обряды - Конспект сценария летнего праздника «Иван Купала» в старшей группе

Публикация «Конспект сценария летнего праздника «Иван Купала» в старшей...»
Конспект летнего развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Праздник Ивана Купала» группа№6 «Радуга» Воспитатель: Скокова Н.В. Дата проведения: 17.07.2016 Цель: - Развивать интерес детей к старинным русским обычаям. - Вызвать эмоциональный отклик детей. - Воспитывать...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Сценарий развлечения «Иван Купала» Развлечение «Иван Купала» Цель: прививать детям народные традиции; развивать кругозор; вызывать у детей праздничное настроение Образовательные: 1. Закрепить и систематизировать знания детей о празднике Ивана Купала. 2. Познакомить детей с русскими народными играми. 3....

Сценарий праздника Ивана Купалы Подготовила музыкальный руководитель Ярославцева Т.Э. Сценарий праздника Ивана Купалы Ведущ. Издавна на Руси в ночь с 6 на 7 июля отмечают праздник Ивана Купалы. Это один из самых разгульных праздников в году! Этот большой единый праздник включал множество обрядовых действий,...

Театрализованная программа на праздник «Иван Купала» «Ивана Купала» Цель: Познакомить население с традициями празднования Дня Ивана Купала. Задачи: 1.Сохранение традиций народной культуры; 2.Распространение традиций народной культуры среди населения. 3. Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам. Сценарий...

Иван Купала. Отмечаем праздник с детьми, сценарии, обряды - Конспект прогулки в первой младшей группе «Волшебный цветок папоротник»

Летняя прогулка "Волшебный цветок- папоротник" Цель: познакомить детей с папоротником, строением растения, активизировать речь детей, рассказать о предстоящем празднике Ивана купала,воспитывать бережное отношение к растениям, развивать интерес к русским народным играм. Ход...


Ивана на Купала…» выходят « Солнце » Цель: - Воспитывать уважительное отношение к обрядовой культуре родной страны. Задачи: - Развивать интерес детей к старинным русским обычаям. - Развивать интонационную выразительность речи. - Формировать у воспитанников потребность в...

Сценарий летнего праздника Ивана Купала

для детей старшего дошкольного возраста.

Ловцевич Е.В.


Цель:   Создание положительной эмоциональной атмосферы у детей, приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Задачи:  
Воспитывать любовь к народному творчеству.

Закрепить и систематизировать знания детей о празднике Ивана Купала.

Совершенствовать двигательные умения и навыки детей.
Место проведения:  спортивная площадка.

Оборудование:  2 мешка, 2 обруча, емкость с водой, 2 емкости для воды, 2 емкости с водой, 2 кружки, яблоки по количеству детей, ленты для украшения березок, искусственный костер, «Сюрприз» – коробка с конфетами с «цветком» папоротника, музыкальный центр, стойки для эстафет, венки, 2 обруча, ленточки, корзина с заданиями.

Действующие лица : ведущий, Кикимора.

Предварительная работа:  
- просмотр мультимедийных презентаций о народном празднике Ивана Купала;
- разучивание хороводных движений, стихотворений.

Изготовление венков из цветов («Творческая мастерская»).

Ход мероприятия

Звучит русская народная песня, выходит ведущая

Ведущий (в венке) :

Здравствуйте ребята!

Смотрю, вы уже все собрались.

Да и я пришла, не опоздала,

К празднику собиралась,

Венок плела, наряжалась.

Ведь праздник сегодня не простой-

Праздник волшебный, цветной.

Сегодня праздник огня, воды

И матушки Земли!

Ребята, а вы знаете какой сегодня праздник? (ответы детей)

Я вам сейчас расскажу о празднике Иван Купала. В ночь с 6 на 7 июля отмечали этот праздник. Считается, что вода в реках и озёрах обретает в эту ночь целебную силу, потому и пошёл обычай обливать друг друга водой. В народе существует и другое название этого праздника Иван травник, Иван цветной. Травы, собранные в это время исцеляют, поэтому в этот день заготавливали лечебные травы впрок. С этого дня начинался сенокос – заготовка сена для домашних животных. А ещё в эти дни девушки плели венки из полевых цветов, которые защищали от нечистой силы. Но самым главным чудом этого праздника являлся папоротник. По легенде, он цветет всего одну ночь в году - в ночь на Ивана Купала.
Кому посчастливится найти «цветок» папоротника, того ожидает счастье и богатство. По другой легенде, там, где «расцвел цветок» папоротника, зарыт клад. Мы тоже сегодня попытаем счастья в поисках огненного цветка. А начнем мы наше путешествие с веселого хоровода «На Ивана, на Купала»


ХОРОВОД «На Ивана Купала» ( муз. «Волшебники двора»)
Ведущий :

Праздник Ивана Купала очень веселый. В этот день молодые люди много играли. А особое внимание уделяли березке, в этот день ее особо почитали. Люди загадывали желания и завязывали ленточку на березе, и мы с вами сделаем тоже самое   (ведущая просит загадать желание и завязывает ленточку на веточке березы).

Звучит пение птиц, ведущая рассматривает веточку березу, пытается увидеть птиц, которые поют, но находит письмо.

Ведущий:

Ребята, я поняла, почему щебетали птицы, они хотели нам подсказать. Посмотрите, что я нашла? Это письмо. Сейчас мы узнаем от кого оно   (читает письмо)  
Письмо от Березки:

Здравствуйте, ребята!
Я березка у вашего детского сада!
Если препятствия пройдете, то цветок счастья вы найдете!
Вы в корзинку посмотрите, там задания найдите!
Ведущая ищет корзину, но вдруг звучит громкая музыка. Наконец появляется Кикимора.. Она всех пугает, а затем из распылителя обрызгивает детей водой.
Кикимора:  

Никогда вы цветок не сыщете, пока все обряды не совершите!  
Я – Кикимора лесная,
Я – колдунья деловая!
Делать пакости люблю;
И лягушку и змею  
Положу я на обед  
Вместо булок и конфет.
Я испортить праздник рада –
Лучше ничего не надо!
Вы, наверное, забыли, что сегодня праздник Ивана Купала – обливай кого попало (снова обрызгивает водой детей)

Кикимора:  

Ох, как славно поиграла –  
Подобрела я немало.
И растрогалась совсем,
Что кого-то, может, съем   (снова пугает)

Ведущий:

Не пугай детей, Кикимора. Они не из пугливых. Не страшна им нечистая сила. Есть у нас веночки из лекарственных трав. Ну-ка, посмотри!  
(Ведущая и дети снимают венки, держат впереди себя двумя руками)

Кикимора   (дрожит) :

Ой, ой, ой, боюсь, боюсь!  
Уберите их отсюда,
Кабы не было мне худо…
Я не буду вам мешать,
С вами буду я играть.

Ведущий:

Ну, так и быть, оставайся и помогай нам искать волшебный цветок. Сейчас я корзину найду с заданиями!   Ведущая наконец-то находит корзину с заданиями препятствий, какие нужно пройти, и читает первое задание.

Игра «Прыжки в мешках»

(2 команды, 2 мешка. Задача каждой команды, как можно быстрее проскакать в мешках до стойки и вернуться обратно. Побеждает та команда, которая быстрее вернётся на старт ).

Ведущий:

С этим заданием мы отлично правились. Читаем следующее - «Запустить красного петуха».  Ведущая спрашивает у детей, что бы это могло быть (ответы детей, Кикимора придумывает страшную историю – взять, украсть, покрасить в красный цвет и запустить …), ведущая подводит к правильному ответу.

Ведущий:

Правильно. Красный Петух – это костер, а запустить красного петуха – это значит прыгать через костер. Это старый обычай – всем ребятам нужно через огнь прыгнуть, очиститься от недуга, набраться сил, здоровья. Готовы?


Игра «Прыжки через костер» 
(Во время игры Кикимора радуется неудачам детей, вместе с ними прыгает через костер, мешает детям)

Ведущий:

Все набрались сил для следующих заданий?

Кикимора:  

А я, ребята, нашла в подорожнике вот эти загадки. Ха-ха-ха!!! Надо их отгадать, а то - как напугаю!!!

Ведущий:

Какие загадки? Ты опять? Лучше загадывай!

Кикимора:  

Да ладно, ладно, я пошутила. Читаю, отгадывайте:
Он сорняк, он цветок,
От болезни мне помог.
Как присяду на диванчик,
Вспомню желтый...   (Одуванчик)
Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас излечит?   (Подорожник)

Оно за весною к нам в гости идёт,

С собою приносит немало забот,

Горячие, долгие дарит деньки,

Чтоб зрели скорей на полях колоски. (Лето)

Люди ждут меня, зовут,

А приду к ним – прочь бегут. (Дождь)

Золотое яблочко по небу катается,

С утра всем улыбается. (Солнце)

Нашумела, нагремела, всё промыла и ушла.

И сада, и огороды, все округи полила. (Гроза)


Ведущий:

Молодцы, ребята, спасибо, Кикимора! В корзине, как я вижу, есть еще задания. Приступаем к их выполнению.

Игра «Достань яблоко из воды»

(2 команды желающих игроков. В емкость с водой бросают яблоко и каждый игрок, держа руки за спиной пытается зубами поймать яблоко и достать его из воды. Чья команда достанет больше яблок из воды – та и побеждает.)

Ведущий :

Молодцы. Приступаем к следующему заданию.

Игра «Водоносы»

(2 команды, 1 ёмкость с водой (из которой будут набирать воду), 2 ведра, 2 кружки (пластмассовые). Нужно зачерпнуть кружкой воду, донести до ведра не расплескав, и вылить в ведро. Кто быстрее наполнит емкость, тот и победитель)

Ведущий:

Кикимора, а у тебя есть любимая игра?

Кикимора:

Конечно. Моя любимая игра «Полёт в ступе». Сейчас я посмотрю, кто летает лучше меня.

Игра «Полёт в ступе»

(2 команды соревнуются, кто в ступе летает лучше. У каждой команды есть обруч-ступа, все по очереди садятся в ступу, добегают до стоек, оббегают ее и возвращаются обратно. Побеждает та команда, которая быстрее пролетит в ступах)


Кикимора (расстроенная) :  

Ой-ой-ой-ой…! Они лучше меня летают! Пойду я тренироваться!!! Прощайте!

Ведущий:

Прощай Кикимора. Даже как-то грустно стало! Не такая уж она плохая, правда, ребята? (ответы детей) Мы с Вами - молодцы! Все препятствия преодолели… От нечистой силы спаслись, а где же волшебный цветок? (Звучит звон колокольчика, волшебная музыка – это звуки цветка).

Ведущий :

Ребята, это же цветочек нас зовет! Он где-то здесь, рядом! Давайте его поищем. (Ведущая и дети ищут цветок, музыка помогает, играет то тише, то громче (по принципу холодно – тепло)

Ведущая:  

Ребята, это точно волшебство, посмотрите, это же и есть «волшебный цветок»!   (Ведущая поднимает «папоротник» и находит там конфеты в фольге).

Ведущая:  

А вот и клад! Это конфеты непростые, кто их съест – тот станет здоровым и счастливым. (Раздает конфеты, звучит русская народная музыка).
Звучит песня «Купала, Ивана Купала». Все участники праздника танцуют и подпевают.


Сценарий проведения народных гуляний на Ивана Купала!!!

Сценарий проведения народных гуляний на Ивана Купала

Скоморох:
Собрайся, народ!
Шумный праздник идет!
Шутки, радостный смех
Вместе свяжут нас всех!
Ведущая:
Давным-давно, в Пореченских просторах стояло царство берендеев.......
(А люди костры разводят, над ними прыгают, хороводы водят под песню)
Галя и Иванко:
- Галя!
- Иванко!
- Любовь моя, Галя, как я ждал тебя!
- Не будем мы счастливы.
- Почему, любимая?
- Отец противится нашей свадьбе. Он сказал, что если ты найдешь цветок папоротника, то лишь тогда мы станем женихом и невестой.
- Да только одну ночь в году и цветет папоротник, в ночь на Ивана Купала.
-Ой, Иванко, девушки - подружки зовут меня травы собирать заговорные да венки, торопись и ты, Иванко, скоро ночь Купалова.
Ведущая:
Предание гласит. В ночь на Иванов день, день домовых, колдунов и нечисти, отправиться должны в лес 3 девушки за колдовской травой и сплести из нее венки. Затем должны подняться они на Лысую гору. Незаметно подкравшись, нужно каждой нечестии надеть на голову венок. Вся злая сила тут же исчезнет. Отправимся и мы на Лысую гору, там у них сейчас гулянье и веселье, видите, огоньки пляшут, это бабки-ежки танцуют и поют.
(Появляются бабки-ежки с главной ведьмой. Исполняют частушки «Я была навеселе!)
Кощей:
А, ну молчать! Раскудахтались. Не помните что ли, что пойдут сегодня девчата и хлопцы заветный цветок искать, а кто его найдет, станет клады лесные находить.
Ведьма:
А кроме того, будет понимать язык лесных зверей и птиц и исполнится его самое заветное желание.
Кощей:
Не найти отроку человеческому цветок волшебства, он спрятан.
Ведьма:
Фу-фу, человеческим духом пахнет. А!
(Выходит Иванко)
Кощей:
Зачем ты пришел на Лысую гору, человеческий сын?
Иванко:
Я ищу папоротника цветок.
Ведьма:
Так ты разбогатеть хочешь? (хохочет)
Иванко:
Да нет, мне нужен не клад, а цветок.
Кощей:
Ну, что ж, проведи нас на праздник людской, может и отыщешь цветок папоротника.
Иванко:
Ради любимой я готов на все. Гей, вы, хлопцы молодые. Вы славные, удалые. Сквозь огонь мы все пройдем, душу чтоб очистить в нем.
(Звучит лихая песня, хлопцы танцуют и перепрыгивают через костер)
Ведьма:
Не найти ему цветок просто так. Пусть узнает кто здесь друг, а кто враг.
Кощей:
Коль увидишь свой цветок.
Все желания исполнятся в срок.
Дочери болотные, русалки зеленые.
Танцуйте танец с цветком.
Узнаешь ты Иванко в нем цветок волшебный и тогда он твой.
(Русалки танцуют танец с цветком)
Иванко:
Нет среди этих лилий водяных цветов волшебных.
Кощей:
А этот цветок сможет найти лишь тот, у кого смелое сердце да чистые помыслы.
Ведьма:
Ну, и это еще не все. Пусть ребята помогут Иванко и расскажут об обрядах этого праздника.
Ведущая:
Попробуем же и мы помочь Иванко. Отправимся на берег моря. Пусть смоет с нас вода Купалы усталость, боль, болезни и невзгоды, очистившись, пустив венки на воду, готовьтесь к очищению другому! Лишь только день веселый догорит и опустится на лес густой потемки, придите вы к огню на испытание. Идем же к костру за русалкой и нечистой силой. (Звучит музыка, все идут к морю)
Пускай венки на воде плывут, и люди счастье свое найдут. (Девочки спускают венки по воде. После, садятся в круг и произносят заклинанье)
Отец небо, земля мати!
Благослови свою траву рвати,
От скорбей и болезней,
И от всех недугов -
Денных и полуденных.
Ночных и полуночных,
От колдуна и колдуньи,
От еретика и еретицы
(Нечисть обливает всех водой).

Сценарий народных обрядов на Ивана Купала


Горит костер и начинаются обряды очищения. Чтоб прожить весь этот год говорит без печали и забот нужно каждому пройти испытанья на пути!

ОГОНЬ
Обряд «Колючка»
Коли есть в человеке какая хворь или тяжесть на душе, то нужно сорвать в чистом поле колючую траву (или веточку сухую найти) перенести на нее мысленно все то плохое, что мешает жить радостно и счастливо и сжечь в костре ---- говорит Купальница, когда все соберуться у костра с ветками читает заговор
Разгорайся костер, брызни искрами,
Дай тепла и добра, дай нам Воли
Дай огонь живой, силы нам молодой
Чтоб в глазах людских заискрилася
Счастьем брызнула во все стороны,
Спячку древнюю, чтоб развеяла
Души светлые пробудила бы…
все бросают ветки в костер

ВОДА
Обряд «Омовение»
Милая водица
Дай силушки напиться говорит Купала
Омой тело наше
Чтоб ликом стали краше
Мысли были, чтоб чисты.
А заветные мечты
Своей мудростью взрасти
Да, храни в веках Любовь
Чтобы род явился вновь
(Купала держит ведро с водой, Купальница
с ковшом подходит к каждому сначала глоток, потом омовение)

КОСТЕР
Обряд «Очищение Огнем»

Отец Великий наш - Огонь
Святою силою затронь говорит Купала
Чтобы чистый дух людской
В нас был вечно молодой
Ты Энергию Любви
Ярким пламенем зажги
Освяти души дыханье
Сохрани всё мирозданье
Предлагают прыгать через костер

ПРОЩАНИЕ С КУПАЛОЙ

Ждет меня дорога, говорит Купала
Приключений много.
Ну, а в следующем году
Я конечно к вам зайду!
Ты Купальница встречай
Пирогом угощай!
И вы добрые друзья
Ожидайте меня!

Приходи Купалушка, говорит Купальница кланяется и прощается Купала уходит
Молодец Иванушка
Трав живых нам подари,
Хвори всяки исцели,
Чистою водой омой,
Огнем священным удостой!
Далее песни, игры, чаепитие

Сценарий проведения обрядов на Ивана Купала для девушек

РОДНЫЕ РУКИ
Молодцы вы встаньте вряд (говорит Купальница)
Руки девам протяните
Проведем мы сей обряд
Только вы вот не спешите
Любимого руку отыщите.

Девушкам завязывают глаза они ищут любимого по итогам выдаются тесемки

ЯБЛОЧНЫЙ ПУТЬ

Девушки вы удивите (говорит Купала и ставит девушек в ряд ложит яблоки на головы и мужчины становятся в ряд на против)
Вот это яблочко на голове
до любимого донесите
вручаются тесемки

Обряды для двоих ЛЮБОВЬ СВОЮ НАЙДИ

Любовь свою мы чувствовать должны
Одно дыхание на две души
Говорит Купальница и ставит пары все сразу спиной друг к другу и говорит что должны в одну и туже сторону повернуться
Раз, два, три
Любовь свою найди!
тем кто повернулся в одну сторону вяжутся тесемки, если есть больше одной пары проводится следующий обряд
Единой мыслью говорит Любовь
Услышим ли ее мы вновь?
Купальница на выбор предлагает: Дом, Ребенок, Путешествие, Богатство, произнести слово в раз отражающее суть состояния данной пары сейчас.
Все считают РАЗ, ДВА, ТРИ слово произносится
Если более одной пары, то Солнечная пара определяется аплодисментами

БЛАГОСЛОВЕНИЕ
Солнечная пара становиться в центр круга и в центре же Купала с Купальницей дают им 2 свечи (зажженные) со словами…., либо если пара это Купала и его любимая то Купальница дает им 2 свечи (зажженные) и они говорят друг другу…..

Твоя (моя) Любовь ее (тебя) согреет,
Зажжется новою звездой, говорит Купальница
И вооплотить мечту сумеет,
Подарит Роду Рай Земной!

Её (моя) Любовь Вселенную наполнит светом,
И разольется по Земле, говорит Купала
Тебя коснется нежным ветром,
Лучом разбудит на заре!

После слов одевают им на головы свои венки (либо нет) берут их руки в свои соединяют и поднимают вверх со словами

Вы (мы) Солнцем венчаны - Любовью,
Вы (мы) Рождены друг друга дополнять. говорят Купала и Купальница вместе
Вы (мы) небом связаны, Землёю.
Вам (нам) Дар Вселенной Вечной стать!

Благословение Мечты,
Благословение Любви, говорят все люди
Солнечная пара прими!
В себе Благословение неси!

На вас теперь равняться должны мы, говорит Купальница
И стараться у вас любви свет перенять.
Самим счастливыми нам стать,
Как вы Любовью Засиять!!!

Далее объяснят Солнечной паре и всем остальным, что они во главе Солнечной пары становятся по обе стороны от нее рядом с причалом.
Они поджигают своими свечами свечу на своем плоту и передают каждый в свою сторону свечи чтоб смогли поджечь свечки на своих плотиках другие люди. Солнечная пара первыми опускают плотик на воду в это время Купальница говорит:
Пламя яркое огня,
Да, вода живая,
Расскажите небесам
То, о чем мечтаем!
Силою своей святой
Помогите сбыться,
Всем желаниям нашим
Поскорей свершиться!

Когда все отпустят свои плотики Купала с Купальницей зовут всех на Капище для совершения обрядов


****************************
Говорит он всерьез, но мы его слова обращаем в шутку.
— Как со вторым дыханием? — посмеиваясь, спрашиваем мы друг друга. И он смеется вместе с нами.
Мы идем всю ночь. Солнце, светившее нам в лицо, остается позади нас. При его правдивом свете мы видим друг друга. Лица осунулись, потемнели, потрескались губы, покраснели глаза...
Но вдруг на повороте, у самой околицы тихого села, мы видим прикрытый ветками легковой автомобиль. Это машина командира и комиссара. Полковника Алешина не видно, Ракитин стоит у дороги и отдает нам честь.
Он не тянется по-строевому, и на его усталом, добром лице бродит смущенная усмешка. Но все-таки по-другому никак нельзя истолковать его позу — оп отдает нам честь. Весь полк идет мимо него, что должно продолжаться довольно долго, а оп стоит, приложив руку к козырьку фуражки, и нет в полку человека, который не понимал бы, что это значит.
Полковник встречает нас в самой деревне.
Он стоит посредине улицы, заложив одну руку за пояс,— ждет нас. В последние часы марша наша колонна * сильно расстроилась. Мы идем не в рядах, а кучками и, только увидя полковника, начинаем оглядываться и на ходу перестраиваться.
Очень трудно понять выражение лица полковника. Он точно вглядывается в нас...
— Здорово, молодцы! — сказал он, когда мы, построившнсь в ряды, подтянувшись и делая даже попытку «дать ножку», проходим мимо него.— Заворачивайте-ка сюда, вторая рота! Тут для вас наварено-накухарено. В одном котле н ужин п завтрак сразу. Скорей идите, а то повар нервничает, беспокоится, что все перестоит!
Полковник гостеприимным жестом показывает на ворота. Мы проходим мимо него, он внимательно оглядывает; наши усталые ряды. Он прекрасно знает, что горячая пища нужна нам, чтобы восстановить силы и прийти в себя после семпдесятиверстного перехода. Отправив нас завтракать, оп снова глядит на дорогу, поджидает следующую, третью роту.
Дневка. Мы расположились на широком школьном дворе. Недавно здесь прошел дождь, спокойные лужи налиты доверху и полны синего неба и влажных облаков. По всему двору па траве спят люди. Один раскинулся, другой свернулся, но над каждой дюжиной голов пирамидкой стоят винтовки. Мы спим по отделениям, по взводам и ротам, чтобы встать и снова идти на запад.
Спим до обеда, спим после обеда, спали бы дольше, по нужно продолжать поход. Идти сначала трудно, ноги стерты н перевязаны, но боль утихает, о пей пе думается. Ноги разошлись. С гулкого асфальта свернули мы на мягкий проселок, который снова увел нас в лес. Это все еще Подмосковье. Здесь запрещено рубить деревья. Леса все гуще. Иногда лес расступается, и видны пашни, пересеченные реками.
...Опять садится солнце, который день идем мы за ним! Вот большое село, и видно, как из лесу но нескольким дорогам вступает в него наше войско...
Мы пересекаем улицу и движением своим задерживаем стадо. Громадные, пахнущие молоком коровы недовольно мычат. Мы помешали им дойти до фермы, резной конек которой виден сбоку. Молодые доярки в белом выносят нам утреннее молоко. Здесь нам дали отдохнуть подольше, и у нас есть время оглянуться. Среди пзб поднялись два новых белых двухэтажных дома. Обочины дороги выложены дерном. Ясны стекла школы. Социалистическое изобилие в каждой мелочи, и во всем зрелая полнота невиданного, социалистического, уже развившегося строя жизни.
В 1928—1929 году я бывал в коммуне «Коминтерн» в приднепровских Таврических степях. Большой, заросший бурьяном пустырь на месте помещичьего дома был тогда еще не застроен, и под ногами хрустели угли пожарища восемнадцатого года. Эта коммуна была как рисунок талантливого ребенка. Рука неуверенна, перспектива спутана, но главные штрихи намечены были уже и тогда с гениальной верностью. Пять тысяч гектаров распахивала коммуна, строила похожие на ангары хлева, воздвигала силосные башни... Бедны были детский сад и ясли, но как чисты дерюжные подстилки в детских постельках!

Сценарий летнего праздника Ивана Купала для детей старшего дошкольного возраста.

Горобцова Любовь Викторовна, музыкальный руководитель МКДОУ№2 п. Ульяновка Тосненского района Ленинградской области.
Описание работы: Сценарий летнего праздника для детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов. Материал предназначен музыкальным руководителям, воспитателям, учителям начальных классов, вожатым.
Цель: Создание положительной эмоциональной атмосферы у детей, приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Задачи:
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь к народному творчеству.
2. Воспитывать позитивное, доброжелательное отношение к природе.
Развивающие:
1. Развивать коммуникативные навыки и умения.
2. Способствовать развитию творческого воображения и познавательной активности.
3. Развивать любознательность, речь, логическое мышление, память, внимание и воображение.
Образовательные:
1. Закрепить и систематизировать знания детей о празднике Ивана Купала.
2. Познакомить детей с русскими народными песнями, танцами, играми.
3. Закрепить народные хороводные движения по кругу, «змейкой», «улиткой».
4. Совершенствовать двигательные умения и навыки.
Оборудование : музыкальный центр, диски мр3, куски алой ткани (костры), стойки для эстафет, искусственные цветы, обручи, волшебный цветок с угощениями.
Предварительная работа:
- просмотр мультимедийных презентаций о народном празднике Ивана Купала;
-просмотр мульфильма «Цветок папоротника » (1979);
-разучивание хороводных движений, стихотворений, народных игр «Заря», «Водяной», «Ручеек»;
- изготовление венков из цветов (домашнее задание для родителей).
Оформление зала (участка) : цветы, зелень листвы, ветки березы, шары.
Ход мероприятия
Дети под народную музыку собираются в зале.
Ведущая (в венке): Здравствуйте, люди добрые!
Гости званые и желанные! (Кланяется.)
Сегодня мы с вами, ребята, отмечаем русский народный праздник – день Ивана Купала, который состоится 7 июля. В Иванов день существовало много обычаев, связанных с водой (начинались купания). В этот день пели, плясали, водили хороводы, надевали на голову венки из цветов, прыгали через костры. Но самым главным чудом этого праздника являлся папоротник. По легенде, он цветет всего одну ночь в году - в ночь на Ивана Купала.
Кому посчастливится найти цветок папоротника, того ожидает счастье и богатство. По другой легенде, там, где расцвел цветок папоротника, зарыт клад.
А вот какими словами мог начинаться праздник Ивана Купала на Руси.
Дети : 1. Как собрал нас здесь праздник древности.
Праздник летний наш, почитаемый.
Будем петь, плясать,
Клад лесной искать.

2. По легенде той, что дошла до нас,
Есть в Иванов день необычный час.
Расцветает в ночь огненный цветок,
Но найти его там не всякий мог.
Вед. : Мы тоже сегодня попытаем счастья в поисках огненного цветка. А начнем мы наше путешествие с веселого хоровода «На Ивана, на Купала»

ХОРОВОД «На Ивана Купала»
(«Волшебники двора»)

Вед. : Праздник Ивана Купала очень веселый. В этот день молодые люди много играли. А особое внимание уделяли березке, в этот день ее особо почитали. Люди загадывали желания и завязывали ленточку на березе, и мы с вами сделаем тоже самое (ведущая просит загадать желание и завязывает ленточку на веточке березы)
А теперь поиграем в игру «Ручеек»
Игра «Ручеек» (водящий с веточкой березы, проходит в ручейке, разбивает пару – отдает веточку, становится с «разбитой» парой, а тот у кого веточка -становится водящим)


Звучит пение птиц, ведущая рассматривает веточку березу, пытается увидеть птиц, которые поют, но находит письмо.
Вед.: Ребята, я поняла, почему щебетали птицы, они хотели нам подсказать. Посмотрите, что я нашла? Это письмо. Сейчас мы узнаем от кого оно (читает письмо)
Письмо от Березки: Здравствуйте, ребята!
Я березка у вашего детского сада!
Если препятствия пройдете, то цветок счастья вы найдете!
А препятствия, друзья, написала Вам Фея.
Вы в корзинку посмотрите, там задания найдите!
Ведущая ищет корзину, но вдруг звучит громкая музыка, в зал из-за двери бросают паука, скорпиона, жука и т.д. Наконец появляется Кикимора.. Она всех пугает, а затем из распылителя обрызгивает детей водой.


Кикимора: Никогда вы цветок не сыщете, пока все обряды не совершите!
Я – Кикимора лесная,
Я – колдунья деловая!
Делать пакости люблю;
И лягушку и змею
Положу я на обед
Вместо булок и конфет.
Я испортить праздник рада –
Лучше ничего не надо!
Вы, наверное, забыли, что сегодня праздник Ивана Купала – обливай кого попало (снова обрызгивает водой детей )
Кикимора: Ох, как славно поиграла –
Подобрела я немало.
И растрогалась совсем,
Что кого-то, может, съем (снова пугает)
Вед.: Не пугай детей, Кикимора. Они не из пугливых. Не страшна им нечистая сила. Есть у нас веночки из лекарственных трав. Ну-ка, посмотри!
(Ведущая и дети снимают венки, держат впереди себя двумя руками)

Кикимора (дрожит) : Ой, ой, ой, боюсь, боюсь!
Уберите их отсюда,
Кабы не было мне худо…
Я не буду вам мешать,
С вами буду я играть.
Вед.: Ну, так и быть, оставайся и помогай нам искать волшебный цветок. Сейчас я корзину Феи найду с заданиями!
Ведущая наконец-то находит корзину с заданиями препятствий, какие нужно пройти,и читает первое задание.

1. В гости к Водяному
Кикимора: Ура!!! Сейчас вам Водяной задаст!
Вед. : Ничего не задаст. Мы не пойдем к настоящему Водяному, мы лучше поиграем в игру, которая называется «Водяной».

Игра «Водяной» (Дети становятся в круг, Водяной идет по кругу с платком и колокольчиком, все поют песню. По окончании Водяной отдает колокольчик стоящему в кругу. Водяному завязывают глаза, он ловит на слух того, у кого колокольчик)
Слова: Дедушка Водяной, что сидишь ты под водой,
Выходи на чуточку, на одну минуточку.
(Во время игры Кикимора радуется неудачам детей, вместе с ними поет песни и т.д.)

Вед.: С этим заданием мы отлично справились. Читаем следующее!

2. Запустить красного петуха.
Ведущая спрашивает у детей, что бы это могло быть (ответы детей, Кикимора придумывает страшную историю – взять, украсть, покрасить в красный цвет и запустить …), ведущая подводит к правильному ответу.
Вед.: Правильно. Красный Петух – это костер, а запустить красного петуха – это значит прыгать через костер.


Эстафета «Прыжки через костер»

Вед. : Молодцы. Приступаем к следующему заданию.

3. Сбор лекарственных трав.
Кикимора: По-больше крапивы, колючек, шиповника…
Вед. : Зачем это? Эти травы мы не будем собирать, они поранят нам ручки, ишь какая, у нас другие есть.

Эстафеты «Сорви лекарственную траву» (дети берут по одному цветку)


Вед. : Итак, приступаем к следующему заданию.

4. Отгадать загадки

Вед.: Какие загадки?
Кикимора: А я, ребята, нашла в подорожнике вот эти загадки. Ха-ха-ха!!! Надо их отгадать, а то - как напугаю!!!
Вед.: Ты опять? Лучше загадывай!
Кикимора: Да ладно, ладно, я пошутила. Читаю, отгадывайте:

1. Какой цветок носит
И женское, и мужское имя? (Иван-да-Марья)
2. Он сорняк, он цветок,
От болезни мне помог.
Как присяду на диванчик,
Вспомню желтый... (Одуванчик)
3. Шарик нежно-голубой,
Хоть колючий, но не злой.
И в букете он не плох.
Кто такой? (Чертополох)

4. Вкусен чай и ароматен,
С ней он легок и приятен:
Листочки сорваны, помяты.
Что ты вдыхаешь? – Запах... (Мяты)

5. Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас излечит? (Подорожник)
Вед.: Молодцы, ребята, спасибо, Кикимора! В корзине, как я вижу, осталось последнее задание. Приступим к его выполнению.

5. Отогнать нечистую силу.
Кикимора: Меня выгнать?
Вед.: Ну ты же нечистая сила?
Кикимора: Она и есть. НЕЧИСТАЯ! (пугает)
Вед.: Вот мы и посмотрим - справились мы с заданием или нет! А поможет нам в этом Заря. Мы все дружно ее попросим, а заодно и поиграем.

Игра «Заря»
Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Водящий – «заря» – ходит сзади с лентой.
Дети поют: Заря-зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила.
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, тот, заметив, быстро берет ленту, и догоняет водящего, который должен впоследствии занять свободное место.


К концу игры (4-5 раз), Кикимора кричит.
Кикимора: Ой-ой-ой-ой…! (кружится и убегает!) Боюсь, боюсь, боюсь!!! Водяной!!! Ой-ой-ой!
Вед.: Кажется у нас получилось. Прощай Кикимора. Даже как-то грустно стало! Не такая уж ты плохая, правда, ребята? (ответы)
Мы с Вами - молодцы! Все препятствия преодолели… От нечистой силы спаслись, а где же волшебный цветок?

(Звучит звон колокольчика, волшебная музыка – это звуки цветка).
Вед. : Ребята, это же цветочек нас зовет! Он где-то здесь, рядом! Давайте его поищем.

(Ведущая и дети ищут цветок, музыка помогает, играет то тише, то громче (по принципу холодно – тепло)
Ведущая: Ребята, это точно волшебство, посмотрите, это же и есть волшебный цветок!

(Ведущая поднимает «папоротник» и находит там конфеты в фольге).