Противоположный пол. Общение со сверстниками противоположного пола. Не относитесь к себе слишком серьезно

09.03.2019

У большинства людей был момент, когда они упустили возможность превратить то мимолетное мгновение с таинственным незнакомцем в обед, поцелуй или возможно просто разговор. Где бы и с кем бы это ни случилось, вы можете многое сделать, чтобы увеличить ваши возможности. Вот несколько основных наводок в помощь.

Шаги

    Встречайтесь с другими людьми, выходя в публичные места. Это начинается еще до того, как вы выйдете из дома. Собираетесь ли вы выпить кофе в любимом кафе? Пройдите мимо зеркала в полный рост, прежде чем выйти. Вы можете любить ходить по дому в пижаме, но это плохой способ привлечь чье-то внимание, когда вы где-то в людном месте.

    • Купите одежду, в которой вы чувствуете себя комфортно - вы же не хотите выглядеть зажатым. Вш вид должен показывать, что заботитесь о своем внешнем виде, но не слишком.
    • Одевайтесь соответственно: если в сегодняшних планах на вечер - танцевальный клуб хип индастриал, то определенно надевайте Doc Martens и кожаные браслеты. Только не идите из этого клуба в бар в верхней части города, если вы действительно не думаете, что можете справиться с этим. Чувствовать себя комфортно в первую очередь означает не приковывать к себе пристальные взгляды. Хотя что еще важнее, хорошо выглядеть часто означает чувствовать себя хорошо, и это определенно окупается.
  1. Реализуйте себя. Кроме того, что вы надеваете, всегда помните, что ум является крупнейшей эрогенной зоной. Будьте культурно развиты и интересны. Немного ознакомьтесь со многими разными темами. Глубокие знания о вещах, которые вас интересуют, сделают вас более интересным человеком.

    • Музыка, кажется, связывает многих людей. Знание о группах, которых вы даже не слышали - это отличный социальный проводник, потому что "незнание" заводит разговор в тупик. Тем не менее, говоря, что вы слышали Joy Division, и вам понравилась песня "She"s Lost Control", но вы находите ее немного монотонной, вы показываете другому человеку, что уже дали шанс тому, что они любят, и вам это не понравилось. Кроме того, таким образом вы выиграете немного времени, чтобы сменить тему, тем самым переведя разговор в более знакомую сферу.
    • Знайте себя достаточно хорошо, чтобы вы чувствовали себя комфортно, не соглашаясь. Нет ничего более скучного и бессмысленного, чем люди, которые всегда соглашаются. Другой человек может быть настолько привлекательным, что ваши глаза затуманиваются, но слушая его, вам необходимо обдумывать то, что он говорит. Разрешите своему языку выговорить слова: «Я категорически несогласен...» Это не делает из вас глупца. Это представляет вас лучшим человеком, потому что вы ставите себя выше. Кроме того, это сократит вашу уязвимость перед другим лицом и передаст ее вашему собеседнику.
  2. Смейтесь над их шутками. Это заставит их чувствовать себя более комфортно, уверенно и расслабленно рядом с вами. Только не переусердствуйте.

    Развивайте свой стиль. Подойдет любой стиль, если он ваш собственный. Уникальность имеет решающее значение, потому что это то, что отличает вас в море «других рыб», о которых, несомненно, известно этому человеку. Если вам действительно нравится эта глупая шляпа из винтажного магазина, и вы думаете, что выглядите хорошо в ней, носите ее. Не расстраивайтесь, если люди будут, что вы глупо выглядите - скорее всего, вы и сами не захотите встретить этих людей.

    Отражайте действия другого человека. Это не только показывает ему, что вы польщены им, но и показывает, что вы замечаете его действия.

    Флиртуйте физически. Обычные прикосновения являются превосходным способом оценить направление развития событий. Если другому человеку комфортны ваши прикосновения, то у вас есть хорошее подспорье для его/ее благосклонности к вам.

    • Вы можете начать с простого флирта.
  3. Создайте зрительный контакт. Посмотрите в глаза другого человека во время разговора. Глаза были названы зеркалом души. Полюбуйтесь ими. Подлинно оцените другого человека. Только не смотрите слишком долго. Исследования показали, что человек будет смотреть в глаза другого человека в течение примерно 4,5 секунд, если он увлечен им.

    Ешьте. Если вы следите за весом, не стоит обсуждать это и отказываться от еды перед симпатичным вам человеком. Людям неловко, когда их собеседник в основном наблюдает за ними во время еды.

    Будьте чисты и аккуратны. Очевидно, что вы не хотели бы вонючего мусорного монстра в своей кровати, так не будьте вонючкой. Кроме того, если в определенных местах в самый неподходящий момент вы обнаружили несвежесть, сначала освежитесь в ванной. Просто объясните это другому человеку, мягко сказав ему: «Подождите.»

    • Если кто-то будет шутить о своей гигиене, пресеките его, дайте ему поблажку и пошутите с ним об этом, чтобы ослабить напряженность.
  4. Обменяйтесь телефонными номерами, адресами электронной почты и т. д. Часто самая трудная вещь - не "трехдневное ожидание", а время, когда вы должны задать вопрос.

    Пригласите человека на свидание снова, если ясно, что вы должны взять на себя инициативу. При первой встрече вы должны оценить, кто должен сделать это. Прочувствуйте, о чем вы говорили. Может быть, вы говорили в течение последних 15 минут по дороге на работу, и другой человек должен сойти с поезда на следующей остановке. В этом случае, спросите, можете ли вы позвонить как-нибудь. Или, возможно, вы просто наткнулись на кого-то в баре и болтали в течение нескольких минут – тогда дайте свой номер и скажите, что вы хотели бы пойти куда-нибудь вместе. Разница всегда в уровне комфорта между вами и другим человеком. Очевидно, что спрашивать номер телефона у того, кого вы едва знаете - неудобно для вас обоих, но если у вас было достаточно времени, чтобы построить достойную связь, другому человеку будет легче сказать вам эти драгоценные цифры.

    Если парень спрашивает, что вас интересует, никогда не говорите: «Ничего». Не стоит отвечать: «Ааа, ничего». Поговорите об этом. Он, очевидно, хочет знать. Даже если это что-то экстраординарное, не беспокойтесь об этом.

  5. Планируйте. Это может звучать совершенно безумно, но в первые несколько недель знакомства хорошо знать, что есть регулярный график, на который двое из вас могут рассчитывать. Если вы чувствуете в себе смелость, позвоните человеку и спросите, что он делает за несколько дней до "дня свидания", а затем сообщите, что что-то произошло, и перенесите дату встречи. Только сделайте это, если вам нужно создать напряжение. Сохраняйте здравый смысл, хотя это может огорчить другого человека, если он действительно хотел видеть вас в первую очередь.

    • Наслаждайтесь собой. В тот момент, когда ваши отношения или свидание складываются не очень весело, вы поймете, что этот человек может быть не лучшей парой.
    • Всегда улыбайтесь, но не большой поддельной улыбкой, а словно говоря: «Я счастлив быть здесь и чувствую себя прекрасно»!
    • Никогда не лгите. Не преувеличивайте о том, сколько у вас денег, потому что в недалеком будущем люди придут в ваш «особняк» и обнаружат, что все иначе, чем они ожидали.
    • Всегда будьте вежливым и предупредительным.
    • Будьте самим собой - нет ничего хуже поддельной личности.
    • Оставьте личные эмоциональные вопросы вне встреч с другими людьми, чтобы не вовлечь их в разговор, более подходящий для серьезных отношений. Их лучше оставить до того момента, когда вы на самом деле начнете постоянные отношения.
    • Не раскрывайте слишком много о себе сразу. Будущие свидания принесут много возможностей для разговора - вы же не хотите, чтобы другой человек уже знал о вас все. Атмосфера таинственности вокруг вас делает вас более интригующим.
    • Противоположный пол так же нервничает, как вы, на первом или втором свидании.
    • Излучайте уверенность, где это возможно. Но не хвастайтесь.
    • Не слишком спешите объявлять условия отношений - в конечном счете в первые несколько недель или месяцев отношения будут более веселыми и непринужденными, если вы не пытаетесь навешивать ярлыки "мой парень" и "моя девушка". Это на самом деле может напугать другого человека, если вы двигаетесь слишком быстро.
    • Делайте то, что считаете правильным. Проявляйте уважение.
    • Не звоните в течение нескольких дней, если вы не договорились об ином. Это не так смело, как перенесение встречи, но может создать немного напряжения и волнения при вашей следующей встрече.
    • Если вы хотите взять его/ее за руку, пошутите по этому поводу, а затем, может быть, все будет происходить само собой. Может быть, в итоге вы просто возьмете друг друга за руки.
    • Хотя вы хотите постоять за него/нее, не вступайте в драку за нее - это выглядит так, как будто вы компенсируете что-то другое. Если все к этому сводится, просто защитите ее, но не спрашивайте, нужно ли драться. Это незрело.

    Предупреждения

    • Никогда не упоминайте своих бывших, особенно если расставание произошло сравнительно недавно. Человек, в котором вы заинтересованы, будет чувствовать, словно его сравнивают, и это заставит его думать, что вы не совсем отошли от вашей последней влюбленности. Это также создаст впечатление, что вы восстанавливаетесь и просто ищете кого-то, чтобы почувствовать себя лучше.
    • Будьте осторожны в вопросах политики, религии и всего остального, что может быть спорным. Это минное поле, но не пугайтесь идти через минные поля в нужных ситуациях. Если эти темы так или иначе затрагиваются, не бойтесь высказывать свое мнение.
    • Не обобщайте. В то время как большинство отношений идет по одной и той же кривой, делать комплимент чьей-то обуви, чтобы завязать разговор, просто неинтересно.
    • Не говорите слишком много на одну и ту же тему. Вы просто в восторге от архитектуры Мюнхена - но кого это волнует? Если вы говорите об этом в течение семи часов, есть вероятность того, что другой человек просто был учтив и позволил вам говорить первым.
    • Во многих ситуациях старые пословицы просто неуместны. Например, старая пословица о том, что противоположности притягиваются, часто неверна; скорее, людей очень привлекают единомышленники и те, кто похож на них.
    • Некоторые люди кокетливее, чем другие, поэтому помните, что некоторые дороги ведут в никуда.
    • Придерживайтесь того, что вы знаете, и не обсуждайте темы, о которых вы ничего не знаете.
    • Никогда никому не позволяйте заставлять вас делать что-то, что вы не хотите делать.
    • Если в течение первых нескольких недель знакомства вы чувствуете, словно что-то складывается нехорошо - вероятно, так и есть. Держите глаза и уши открытыми, и ни в коем случае не стесняйтесь просто завершить все это. Даже если вы погрязли в рутине отношений или были в подобных условиях в течение длительного времени, верьте всем сердцем, что лучше просто продолжать поиски, чем "застрять" в плохих отношениях.

Внешним видом вы привлекли внимание противоположного пола и вот, ура, знакомство состоялось. Но, вот тут-то подводные камни и появляются. Вы начинаете общаться и если оказываетесь неинтересным, скучным собеседником, то знакомство может быстро закончиться, не говоря уже о том, что ваши отношения никогда не перейдут в любовные.
Для развития отношений знакомство является самым важным шагом. Как правило, именно от первого впечатления зависит то, как оно будет развиваться и к какому результату приведет. Если вам в ходе знакомства удалось заинтересовать человека, он непременно захочет его продолжить.

Во время знакомства нельзя полностью полагаться на красивую внешность или сногсшибательный наряд. Удачное знакомство поможет вам создать образ интересного и привлекательного человека. Хорошее первое впечатление служит началом развития общения, которое постепенно переходит во вторую стадию знакомства, когда вы начинаете узнавать больше друг о друге - о личных качествах, увлечениях, внутреннем мире.
Скованность на первых порах знакомства вещь естественная, но вы хотите от нее избавиться. Из-за того, что вы друг с другом не знакомы, у вас почти нет тем разговора. Вы можете сказать, что от природы застенчивы. Возражу. На самом деле просто вы не имеете четкого алгоритма поведения во время знакомства. Боязнь сделать неверный шаг, быть высмеянным или неправильно понятым рождает тысячи комплексов у представителей обоих полов.
Целью знакомства для женщины ни в коем случае не должно быть замужество, а для мужчины - затащить женщину в постель. Это не призыв отказываться от ваших намерений, это просто предупреждение быть благоразумней и не торопить события.
Каждого нового знакомого необходимо воспринимать, в первую очередь, как друга (подругу) или приятеля (приятельницу). Поэтому знакомьтесь просто так, а во что превратятся ваши отношения, покажет время.
Знакомясь, женщина сразу прикидывает - а годится ли он мне в мужья (парня, любовника). Именно с этого критерия она начинает общаться. Если по ее рассуждению он годится, то она старается показать себя в лучшем свете, и в итоге, сковывается, т.к. начинает осторожничать во всем - в словах, жестах, взгляде. Мужчина же не любит, когда на его свободу сразу покушаются, поэтому, чувствуя намерения женщины, быстро покидает ее.
Если не годится в мужья, она отказывается от знакомства, а сама никогда не будет знакомиться с таким человеком.
Мужчины смотрят на женщину как на сексуальный объект. Если у него возникает мысль о том, что хорошо бы эту женщину уложить в постель, тем самым он ставит себя в рамки скованности - старается показать какой он замечательный. Женщина по манере разговора и по бросаемым на нее взглядам, быстро раскусит такого мужчину, и уйдет от него (она ляжет в постель с человеком с серьезными намерениями).
Если не возникает мысли, у него нет желания с такой женщиной знакомиться, даже если первый шаг сделала она.
Когда мужчина знакомиться с мужчиной, или женщина с женщиной, они не думают о том, как бы подать себя в выгодном свете. Они остаются сами собой и они естественны.
Поэтому не думайте о новом знакомом, как о половом партнере, а думайте, что вы хотите просто общаться с этим человеком. И не отказывайтесь от знакомства лишь ради того, что он или она не годятся стать "вашими объектами".
В результате вы сами будете естественно себя вести, да и новый знакомый раскрепоститься (интуитивно все чувствуют, как их рассматривают).
Если вы это знаете, а тот человек, с которым вы знакомитесь, придерживается "старой" линии поведения, то не меняйте свою линию. Общайтесь ради общения. Этот человек постепенно поймет и сам будет себя вести так же. А если нет, то он просто зациклен на своей проблеме (быстрее выскочить замуж, переспать с первой встречной).
Конечно, можно сказать, что люди одного пола понимают друг друга лучше. Частично согласна. Поэтому люди и изучают женские и мужские особенности и дают советы как нужно вести себя с противоположным полом, какие особенности у них. Но на этапе общения сотрите эти границы. Чем доверительнее станут у вас отношения во время общения, тем счастливее будут ваши любовные отношения (если дойдет до этого).
Знакомство, которое способно привести к устойчивому союзу мужчины и женщины, проходит в 3 этапа. Вначале завязывается формальное знакомство.
На этом этапе вы получаете начальные сведения друг о друге. И именно эти сведения и ваше общение показывает, есть ли у вас взаимная симпатия. Не ждите от нового знакомства чего-то сверхъестественного. Если это не ваш идеал, не отчаивайтесь, зато у вас есть новый знакомый, который, возможно, стал или станет вашим другом.
Если есть симпатия, знакомство развивается по второму этапу. Он подразумевает в себе эмоциональное сближение. Вы можете больше говорить о своих чувствах, переживаниях, реакциях на те или иные события. Вы находите общее увлечение, можете обмениваться мнениями, даже спорить, главное, чтобы вы интересовались друг другом. Единственное, что может разрушить отношения на этом этапе, - равнодушие.

Если вы прошли и этот этап - наступает третий заключительный. Он заканчивается браком, переходом к интимным отношениям или разрывом. Этот этап обычно присутствует только при длительных отношениях.
Чтобы найти себе спутника на вечер или отпуск, можно ограничиться первым этапом, в крайнем случае, вторым.
Кто настроен на длительные отношения, должны пройти все 3 этапа. Протяженность каждого этапа зависит от окружающей обстановки, личного темперамента и других факторов. Некоторые могут тянуть и месяцы, и годы, а у кого-то получается за несколько недель и дней.
Постараемся сделать первый этап (он самый основной и поэтому сложный) более легким. На первом этапе важно общение, и нередко оно заходит в тупик как раз из-за того, что нет темы разговора.

Поэтому при знакомстве важное правило. При первой встрече начните разговаривать об увлечениях. Возможно, вы найдете общие интересы. Спрашивайте не "Чем увлекаешься?" (слишком объемный вопрос, на который отвечают обычно парой слов), а задавайте конкретные вопросы. Например, "Вчера смотрел футбол по телевизору. А ты как относишься к футболу?".
Не спрашивайте о предыдущих мужчинах (женщинах), о работе, материальных благах. Эти вопросы порождают мысль о том, что ты интересен человеку как противоположный пол, а не как собеседник.
Обычно у мужчин складывается такая точка зрения на увлечения женщин: косметика, сериалы, наряды, какое-нибудь рукоделие, женский спорт (если не занимается, то смотрит), из книг любовные романы, женские детективы и т.п.
Поэтому не удивляйтесь, когда я скажу, что некоторые женщины обожают смотреть футбол, читают фантастику и боевики, интересуются компьютером не только для работы и развлечения. Например, одна моя подруга страстная любительница рыбалки еще с детства.
У женщин такое же мнение о мужчинах. Заранее боятся (или уже знают?!), что мужчин совсем не интересуют, например, бальные танцы (откуда вы знаете, вдруг он ходит на них), не смотрит сериалы (и такое бывает - у меня есть такой знакомый, с ним обожают разговаривать женщины).
Начинайте спрашивать обо всех интересах. Небольшая помощь.
Основные интересы мужчин - автомобили, футбол, рыбалка, охота, формула-1 , теннис (волейбол, баскетбол и др. виды "мужского" спорта), компьютеры, музыка (в основном рок, зарубежная музыка, барды), фильмы (боевики, фантастика, блокбастеры, ужасы).
Основные интересы женщин - журналы мод, "женские" виды спорта (бальные танцы, фигурное катание, гимнастика), готовка, музыка (романтическая, российская музыка), косметика, фильмы (комедии, сериалы, мелодрамы), рукоделие (шитье, вязание и т.д.).
Общие интересы - компьютеры (программы, игры, Интернет), музыка, спорт (ролики, велосипед, лыжи, коньки), фильмы, книги.
Кстати, в своем вопросе вы должны показать, интересуетесь ли вы этим.
Если не интересуетесь, то не говорите об этом категорично (типа "не понимаю, что в этом футболе хорошего, орут и бегают за одним мячом"). И при ответе на вопрос тоже не надо никаких категоричных высказываний. Это может обидеть того, кто задал вопрос, за свое увлечение.
Можете резко переходить от темы к теме. Если вы иссякли, и ваш собеседник уже не знает, что сказать на эту тему, начните узнавать о следующем увлечении. Можете вспомнить, какие передачи смотрели, и задать вопрос спутнику. Но лучше, если вопросы будут об увлечениях, а не обсуждение какой-то передачи. Вам важно во время первой встречи узнать как можно больше об увлечениях нового знакомого, чтобы во время следующей встречи вы нашли еще темы, используя эти сведения.

Несколько советов, чтобы ваше знакомство не ограничилось одной встречей:
- никогда не отвечайте на вопрос коротко "да" или "нет". И не задавайте таких вопросов, которые бы могли спровоцировать такой ответ. Такие ответы и вопросы наводят мысль собеседника, что он не интересен;
- избегайте длинных эмоциональных описаний. Эмоции оставьте на второй этап;
- умейте слушать. Если собеседник говорит, не перебивайте его, но можете вставлять короткие фразы (например, "весело", "я тоже так думаю", "всегда хотел такое попробовать", "здорово", "конечно"), чтобы собеседник понял, что он интересен;
- будьте осторожны в выборе выражений. Крепкое словцо, или осуждение кого-то или чего-то может свести на нет ваше знакомство сразу же. Не используйте сленг первое время - человек может им не владеть;
- задавайте наводящие вопросы, чтобы развить тему. Во-первых , вы показываете заинтересованность человеком, во-вторых , узнаете о нем больше, в-третьих , сами становитесь хорошим собеседником.

Если вы решили продолжить знакомство, то к следующей встрече лучше подготовиться заранее. Вспомните или запишите увлечения вашего знакомого и припомните, что вы о них знаете. Если вы тоже этим увлекаетесь - карты в руки. Одну тему вы уже нашли. Начнете с нее говорить после вступительных слов и вопросов типа "как провела день?".
Если общих интересов пока нет, изучите эти интересы. Покопайтесь в книгах, газетах, Интернете. Можете даже найти что-то , чем вы удивите своего собеседника потом, например, исторической справкой. Можно сказать, что наткнулся на статью или услышал по радио, телевидению и т.д.
Лучше, если вы эти новые сведения (подробности об интересах собеседника) сохранили в рукописном или электронном виде, чтобы перед встречей освежить память и не растеряться во время встречи.
Обдумайте, что можно сказать интересного о вашем увлечении, чтобы заинтересовать собеседника разговаривать на эту тему, или хотя бы слушать. Лучше рассказать какой-нибудь смешной случай, сильно не увлекаясь в эту тему. Готовьтесь каждый раз таким образом.
Можете плавно перейти к теме детства (увлечение началось в детстве).
Поначалу будет трудно выискивать темы для разговора, но если вы их найдете, и правильно будете вести себя во время общения, то новые темы постепенно должны находиться.
Если в каждой теме разбираться, то можно долго говорить. Старайтесь на каждой теме останавливаться подольше, не надо перескакивать каждые 3 минуты на новую тему. Так разговор быстро иссякнет и начнется тягостное молчание.
Во время второй и последующих встречах уже недопустимо резко перескакивать с темы на тему. Если при первой встречи вы присматривались друг к другу с целью продолжения или окончания знакомства, то здесь вы уже общаетесь с целью завязать хоть какие-то отношения.
Если говорит собеседник, вы в мыслях определите вопросы на эту тему, и потом задайте. Если говорите вы, хорошо, главное, чтобы собеседник не скучал от доскональных подробностей.

Давайте разберем такой случай. К примеру, начало общения у вас прошло идеально. Вы узнали об увлечениях, о детстве, близкие родственники, все об учебе или работе, о городах, в которых человек был, где отдыхает, какой вид отдыха, что читает (художественные книги, журналы, о компьютерах, о животных), что слушает (радио, какую музыку), что смотрит (передачи, фильмы, сериалы), что изучает (английский, компьютерные программы, ораторское искусство), какие домашние животные есть, что любит есть, какое время года предпочитает, как относится к украшениям, стиль одежды, любимые места в городе (или там где живете) и т.д. Кажется, много тем перечислила.
И вы не знаете, о чем бы поговорить. Такое случалось хоть однажды, но с каждым. Есть две причины, почему это произошло:
Первая. Вы слишком быстро переключались с тему на тему, толком ничего о человеке не узнав, и не дав сведения другому человеку. Интересы не найдены, а темы вроде исчерпаны. В итоге не знаете, чем завлечь собеседника и он тоже не знает. Решение такое. Начните углубляться в старые темы.
Вторая. Вы с вашим знакомым разные люди. Не подходите по темпераменту, увлечениям и по множеству других причин. Возможно, стоит ограничиться общением изредка.
Если человек узнал достаточно хорошо о другом, он начинает использовать эту информацию для поиска новых тем. Зная, что человек любит природу, можно пойти в лес или парк, где много цветов. Далее уже зависит от полета фантазии человека - можно смотреть на цветы вместе, трогать их, вдыхать их аромат, обсуждая при этом всю красоту цветов. Далее разговор плавно может перейти к детализации любви к природе (речка, грибы, птицы, рассвет, закат и т.д.).
Если вы не можете так быстро сориентироваться, о чем говорить, составьте себе дома план, о чем можно говорить с этим человеком. И не забывайте о том, что вы должны рассказать о своих увлечениях.
Иногда можно просто поговорить ни о чём. Обычно это телефонные разговоры. Говорите о погоде, о том, что каждый день ждете ваших встреч (если это действительно так), чем занимались весь день.
Тему разговора можно взять, если посмотреть по сторонам. Бывают коротковатые темы, а если повезет, то разговор будет непрерывающимся. Проходя по улице, можете вспомнить, как она выглядела еще несколько месяцев или лет назад. Можно рассказать историю, связывающую вас с каким-то местом в городе. В кафе можете поговорить а ваших вкусах на тему еды и напитков. На речке можете вспомнить как вы учились плавать.
Попробуйте заинтересовать знакомого своим хобби или попробуйте сами заинтересоваться его хобби. Так вы будете друг друга обучать азам своего хобби, а потом поделитесь новыми ощущениями.
Изредка начинайте свои встречи с какой-нибудь новости из любой области (почитайте газеты, посмотрите ТВ). Возможно, вы и будете ее обсуждать.
А помолчать тоже можно, но не на первых встречах. На первых встречах молчание характеризуется неловкостью, а при переходе на второй этап знакомства этот знак говорит о переходе ваших отношений в новое русло.

Во время первого этапа знакомства не задавайте себе вопрос, зачем мне это знакомство. Просто общайтесь. Когда вы почувствуете, что близки ко второму этапу (хочется делиться многими эмоциями, нашли какие-то физические или духовные интересы), то здесь уже думайте и решайте, кто вам нужен - друг или любовные отношения с этим знакомым.

И решив выбрать второе, начинайте вашу "атаку" постепенно, чтобы знакомый стал понимать, что вы от него теперь хотите. Почему постепенно? Человек уже привык, что вы ведете с ним себя как с другом, и может растеряться, если вы неожиданно поменяете свое отношение и поведение к нему. Да и вам не будет так обидно, если знакомый даст вам понять, что он этих отношений не хочет.
Медленный (постепенный) поворот общения от простого знакомства до близких отношений даст вам не сковаться и не переставать быть самим собой.
На первом этапе знакомства, важно быть самим собой, чтобы в дальнейшем не пришлось играть роль, которую вы выбрали - это очень тяжело постоянно притворяться, мало кто выдержит.

Запомните это!
При знакомстве не стоит зацикливаться на том, как оно будет развиваться. Нужно наслаждаться общением, а не строить далеко идущие планы. Тогда и разочарования не будет.

«Создай свой сексуальный имидж»

Инструкция

Старайтесь услышать человека. Зачастую два человека не могут понять друг друга только потому, что они даже не пытаются сделать этого. То, что говорит один человек, не всегда соответствует тому, что услышит собеседник. Помните, что человек может вкладывать в свои слова совершенно иной смысл. Не стесняйтесь уточнять у любимого человека, правильно ли вы поняли смысл сказанного. Это поможет построить отношения, основанные на взаимном понимании.

Создайте атмосферу доверия. Для того чтобы понять человека, его нужно узнать. А это невозможно до тех пор, пока человек сам не захочет вам раскрыться, доверить свою душу. Учтите, что без глубокого доверия невозможно построить гармоничные отношения. Для того чтобы любимый человек смог обнажить свою душу перед вами, он должен чувствовать себя в полной безопасности. Поэтому никогда не предавайте дорого человека: утраченное доверие восстановить бывает очень сложно, а то и вовсе невозможно.

Не высмеивайте и не критикуйте человека в моменты искренности. Если дорогой вам человек раскрыл вам свою тайну, даже нелицеприятную, постарайтесь отнестись с пониманием, или по крайней мере сдержите свои эмоции, если они могут обидеть человека. Никогда не наказывайте любимых людей за их искренность.

Учитесь принимать человека таким, каким он есть. Зачастую, общаясь с любимым человеком, мы приписываем ему черты, эмоции, мысли, которые ему не присущи. В психологии это явление принято называть проекциями. Так, мы можем приписать человеку свои собственные чувства или «наградить» его теми качествами, которых боимся, или, напротив, которые хотим увидеть в любимом. Поймите, что перед вами – совершенно уникальная личность, и она может не соответствовать вашим ожиданиям и представлениям о том, каким должен быть представитель противоположного пола. Постарайтесь познать и принять любимого таким, каким он есть на самом деле.

Откройте в себе противоположное начало. В соответствии с восточными представлениями, в душе каждого человека присутствуют две противоположные силы – Инь и Ян – и женское начала. Да-да, в душе каждой женщины есть частичка мужской энергии, в душе каждого мужчины – женской. Интересно, что с этим мнением солидарны некоторые современные психологические школы. Так, Карл Густав Юнг, создатель аналитической психологии, утверждал, что в каждом человеке есть мужское и женское начала, которые ученый назвал Анима и Анимус. При этом Юнг настаивал, что для гармоничного развития личности человек должен познакомиться с энергией противоположного пола, которая присутствует в его собственной психике. Это знакомство поможет человеку на собственном опыте понять и прочувствовать психические силы, соответствующие другому полу.

Обратите внимание

В аналитической психологии Юнга, Анима (женское начало) соответствует эмоциональной, чувственной сфере, интуиции, направленности внутрь. Анимус (мужское начало) описывается как прямолинейность, жесткость, категоричность. Вектор направленности Анимуса - вовне. Юнг предполагал, что пропорции, в которых эти начала присутствуют в человеке, не зависят от его биологического пола.

Полезный совет

Многие счастливые пары, прожившие в любви много лет, утверждают, что самое главное в отношениях - постоянно открывать в друг друге что-то новое. Поэтому даже если вы не всегда можете понять любимого человека, не расстраивайтесь, а продолжайте изучать его. Главное - ко всем открытиям относиться с любовью и уважением.

Источники:

  • Как понять противоположный пол в 2019
  • Анима

(контрасты).

Противоположности рассматриваются как бинарные оппозиции, скрывающие, будучи возникшими вместе, потребность в интеграции личности.

Важно обнаружить противоположности и контрасты в сновидении, т.к. они часто освещают внутреннюю напряженность индивида и конфликты.

Большинство образов сновидений разделяется на пары противоположностей, и когда противоположные образы встречаются в определенном сновидении, их значение становится ясным в случае их соприкосновения и отношения к повседневной жизни.

Речь фактически идет о бинарных оппозициях типа: горячий/холодный, лето/зима, юг/север, соответствующих оппозициям любовь и теплота/индифферентность, неприязнь.

Солнце/луна, король/королева, император/императрица.

Маскулинный/феминный.

Старый/новый (что-то старое в контрасте с чем-то новым, старый дом/новая квартира).

Старые позиции/новые позиции.

Летучий/твёрдый, воздух/земля, орёл/жаба.

Дух/плоть и материальные утверждения.

Огонь/вода.

Активный/пассивный.

Внешний/внутренний, передний/ задний.

Экстраверт/интроверт.

Ходьба/езда.

Медленный прогресс (расчет на самого себя)/быстрое, движение (зависит от помощи и поддержки других).

Тёмный/светлый, чёрный/белый, выше/ниже.

Чистый, идеалистический/аморальный, компульсивный.

Медведь/волк и другие контрасты животных.

Мать (зависимая любовь/проститутка (свободная любовь).

Толкование снов из Психоаналитического сонника

«Не упустил противоположный пол…»

«Фрейд понимал, что на чувство сексуального возбуждения влияет химическое вещество, которое сегодня нам известно как тестостерон. Он также знал, что это вещество каким-то образом участвует в определении пола у животных. Но Фрейд был далек от того, чтобы полностью осознать современные представления о хромосомном, гонадальном, гормональном и медифологическом поле и сексуальном диморфизме центральной нервной системы. Он не осознавал, какое воздействие оказывает половой стероидный гормон на мозг в перинатальный период жизни или же как он в конечном итоге влияет на эротическое и неэротическое поведение человека. Без таких знаний Фрейд не мог адекватно разработать теорию половых различий в психосексуальном развитии». Это – из предисловия к одному из многочисленных изданий Фрейда.

Неосведомленность – только один из «дежурных» упреков в адрес основателя психоанализа. Он был человеком викторианской эпохи, а потому и осознанно, и бессознательно следовал стереотипным взглядам того времени на женщину и шире – на женское начало в жизни. Он допускал слишком крупные обобщения, возводя в абсолют свой клинический опыт. Он был непоследователен даже в этих своих достаточно сомнительных взглядах…

Все это вполне сгодилось бы для эпитафии, означающей мирное прощание с научным наследием, которое не выдержало испытания временем. Но удивительно – изложить свои собственные, «адекватно разработанные», учитывающие свежайшую научную информацию взгляды на гомосексуальность не удается никому без ссылок на архаичного и непоследовательного Фрейда. Мне кажется, дело тут не только в магии великого имени. Фрейд настолько глубоко внедрен в корневую систему современных психологических теорий, что воспроизведение их без упоминания о нем превращается в самый обычный плагиат…

«Три статьи по теории сексуальности», которые Фрейд называл «маленькой работой», писались в общей сложности полтора десятка лет: впервые книга вышла в 1905 году, а при переизданиях 1915 и 1920 года была значительно дополнена. Словно бы вступая в спор со своими будущими критиками, Фрейд просит принять во внимание, что все, о чем он пишет, основано сплошь на ежедневном врачебном опыте, углубленном результатами психоаналитического исследования; поэтому он не касается некоторых важных проблем сексуальной жизни и неизменно сторонится биологических аспектов сексуальности. Это сказалось не только на выборе, но и на расположении материала: «первостепенное значение придается моментам, зависящим от случая, а подчеркивающие предрасположения отодвигаются на дальний план… В анализе случайные переживания играют главную роль, он побеждает их почти без остатка; предрасположение же проявляется за его спиной как нечто такое, что пробудилось благодаря переживанию, но значение которого выходит далеко за пределы области психоаналитической работы».

Общий взгляд Фрейда на однополую любовь недвусмысленно проявлен уже в самом названии первой статьи – «Сексуальные отклонения», а еще больше в том, что в разработке темы она рассматривается в одном ряду с такими явлениями, которые даже безбрежный плюрализм вынужден будет признать патологическими и социально опасными: с некрофилией или влечением к нечистотам.

Не все отклонения, правда, следует считать болезненными: так можно определить только те влечения, которые при преодолении сопротивления (стыд, отвращение, ужас, боль) толкают на действия, вызывающие изумление. «Может быть, именно в самых отвратительных перверзиях нужно признать наибольшее участие психики в извращении сексуального влечения, – замечает Фрейд. – Здесь проделана душевная работа, которой нельзя отказать в оценке в смысле идеализации влечения. Всемогущество любви, быть может, нигде не проявляется так сильно, как в этих ее заблуждениях. Самое высокое и самое низкое всюду теснейшим образом связаны в сексуальности („… от неба через мир в преисподнюю“)».

Гомосексуальность, которая рассматривается первой и заметно подробнее, чем остальные, ассоциаций с адом не вызывает. Но то, что она противостоит норме, а не является одной из разновидностей нормы, как утверждают сейчас активисты движения геев и лесбиянок, это сомнению не подлежит. Фрейд даже не вступает в спор с обычаем относить ее к сексуальным извращениям, ограничиваясь тем, что сам он этих слов не употребляет. Более корректным он считает определение «инверсия». Понятием «перверзия» он тоже, как мы только что видели, пользовался, но избирательно: только когда речь шла о патологических или граничащих с патологией явлениях. В нашей научной литературе сложилась иная традиция, которой я обычно и следую. Мы не фиксируем эти различия терминологически. Но в этой главе буду придерживаться рамок, установленных Фрейдом.

Все, кто пытался разрешить загадку гомосексуальности до него, были непоколебимо убеждены, что уж о том, что представляет собой половое влечение в норме, они знают все. Фрейд так не думал. Исключительный сексуальный интерес мужчины к женщине тоже был для него «проблемой, нуждающейся в объяснении, а не чем-то само собой понятным». Желание найти такое объяснение стояло для него на первом месте, когда он садился за эту работу, – и как для теоретика, и как для практикующего врача. Он давно понял, что «за явной ненормальностью в других жизненных отношениях всегда обычно скрывается ненормальное сексуальное поведение». Поэтому когда он пытался понять природу инверсий и перверзий, это была для него хоть и важная, но промежуточная задача, не самоцель. Решив ее, он рассчитывал раскрыть тайну обычной сексуальной жизни.

Каждый исследователь в начале пути пытается упорядочить свой материал, в особенности если он так обширен и противоречив. На этой подготовительной стадии работы Фрейд тоже идет своим особым путем. Он не цепляется за один какой-то признак, чтобы выстроить шкалу, а смело берется оперировать разными критериями, выстраивая несколько рядов.

Первый ряд – эта различная настоятельность гомосексуального влечения. Есть три основные типа.

Абсолютно инвертированные находят сексуальный объект только среди лиц одного с ними пола, противоположный пол оставляет их холодными или даже возбуждает отвращение. Такие мужчины неспособны совершить нормальный половой акт или при выполнении его испытывают никакого наслаждения.

Амфигенно инвертированные, или психосексуальные гермафродиты, отличаются тем, что их сексуальный объект может принадлежать и одинаковому с ними, и противоположному полу.

Случайно инвертированные проявляют себя в зависимости от внешних условий, главным образом – от недоступности нормального полового объекта или наличия примера. В этих случаях – при том, что обычная жизнь протекает у них нормально, – они могут избрать сексуальным объектом лицо одного с ними пола и получить в таком акте удовлетворение.

Второй ряд – отношение инвертированных к особенностям своего полового влечения. Одни из них не видят в нем ничего неестественного и непонятного и энергично отстаивают свое право следовать велениям собственной природы. Другие возмущены фактом инверсии, но поскольку преодолеть ее не в силах, переживают происходящее с ними как болезнь.

Третий ряд – различные временные аспекты. Вариаций здесь множество. Инверсия существует всегда, сколько человек себя помнит, – или проявляется в определенный момент, до или после достижения половой зрелости, но также и в позднем возрасте, после долгих лет, ничем ее не предвещавшие. Она сохраняется всю жизнь – или временно исчезает – или составляет отдельный эпизод на пути нормального развития. Нередко наблюдаются колебания между нормальным и инвертированным сексуальным объектом. Особенно интересными Фрейд считал случаи, когда либидо менялось в смысле инверсии после психологической травмы, полученной из-за мучительно сложившихся гетеросексуальных отношений.

В одной из последующих редакций книги Фрейд наметил еще один ряд – симптомы инверсии. Их по меньшей мере два. По определению Ференци, с которым Фрейд был согласен, есть субъект-гомоэротики, чувствующие и ведущие себя как женщины, и объект-гомомоэротики, абсолютно мужественные, у которых инверсия выражается в замене объекта противоположного пола объектом одинакового с собой пола. Наблюдения показывали, что борются со своей склонностью только объект-гомоэротики, и только они поддаются психическому воздействию.

Уже сама эта подготовительная систематизация материала делает бессмысленным вопрос, по поводу которого на рубеже двух веков ломалось особенно много копий. Имеет ли инверсия врожденный характер или она приобретается? Каждый из двух ответов опирался на бесспорные факты. Если человек, сколько прожил на свете, не знал другой направленности полового влечения, то с ним все ясно – он таким родился. Или наоборот: другие гомосексуалы могут так же убедительно рассказать, когда и в связи с чем произошло их превращение (раннее, пронзившее их насквозь сексуальное впечатление), называют внешние условия, благодаря которым инверсия была спровоцирована или закреплена (военный поход, содержание в тюрьме, целибат, опасности гетеросексуального общения и т. п.). Но в обоих случаях за бортом остается множество других фактов, отказывающихся укладываться в прокрустово ложе избранной схемы. Это требовало огромных затрат мыслительной энергии на всякого рода искусственные построения. Блох, например, все разновидности инверсии, которые нельзя было назвать врожденными, объявил псевдо-гомосексуализмом (точно так же считали псевдо-гермафродитизмом те типы двуполости, которым не находилось пока удовлетворительного объяснения). Благодаря этим уловкам теория приобретает видимую стройность, но для понимания это мало что дает.

В изложении Фрейда эта мучительная альтернатива исчезает, благодаря чему наше видение сразу же приобретает объем. Принципу врожденности, оказывается, вовсе не противоречат многочисленные воспоминания о точках, послуживших началом. Более того, в психоанализе открывается, что эти ранние переживания есть практически у всех, просто их не всегда сохраняет сознательная память. С другой стороны, из людей, испытавших в раннем возрасте провоцирующие сексуальные влияния (совращения, взаимный онанизм) далеко не у всех возникает гомосексуальная склонность. Следовательно, что-то в самом индивиде должно идти навстречу этим влияниям.

Параллельно с извечным представлением, что человек может быть или мужчиной, или женщиной, на рубеже веков уже имело немало сторонников и учение о бисексуальности. Как не раз случалось и до, и после, ненормальность неожиданно облегчила понимание нормального образования. Научные наблюдения за гермафродитами открыли исследователям глаза на то, что в каждом нормально устроенном организме, мужском или женском, имеются зачатки аппарата другого пола, сохранившиеся как рудиментарные органы без функции или преобразовавшиеся и взявшие на себя другие функции. Весьма естественно, говорит Фрейд, было перенести этот взгляд на психическую область и посчитать инверсию выражением психического гермафродитизма. Но до появления психоанализа телесные формы, душевные качества (характер, влечения) и сексуальная инверсия представляли собою нечто вроде трех сосен, в которых так легко бывает заблудиться. Одно с другим и третьим совпадало или не совпадало в таких причудливых комбинациях, что проблема все больше и больше запутывалась. С тем, что бисексуальное предрасположение существует, Фрейд был полностью согласен, но кто ему подвержен и в чем конкретно оно состоит – в этом как раз и следовало разобраться.

Двигаясь тем же многообещающим путем – не от нормы к отклонению, а от отклонения к норме – Фрейд разворачивает грандиозную панораму интимной жизни, и чем дальше он уходит, тем более зыбкой становится граница между «всеми» и «некоторыми». «Викторианское» предубеждение, свойственное не только Фрейду персонально, но и всей его эпохе, порой и в самом деле дает о себе знать. Сейчас даже в самых невинных руководствах по сексуальной технике оральная и анальная эротика преподносятся, что называется, на голубом глазу: если вы любите друг друга, никакое прикосновение не может считаться ни стыдным, ни непотребным. Сто лет назад «переход за анатомические границы» приравнивался к содомии (совокуплению с животными) или к садизму. Воспитание выдвигало, как барьер, стойкую реакцию отвращения, которую сексуальному влечению не так-то просто было преодолеть. Фрейд не считал эту реакцию безусловной. «Пусть не истолкуют как известное пристрастие с моей стороны замечание, что оправдание этого отвращения тем, что эта часть тела служит выделениям и приходит в соприкосновение с самым отвратительным – с экскрементами, – не более убедительно, чем то оправдание, которым истеричные девушки пользуются для объяснения своего отвращения к мужским гениталиям: они служат для мочеиспускания», – с нескрываемой иронией говорит он о неприличии заднего прохода как особой эрогенной зоны. Тем не менее, на нарушении анатомических границ лежала печать преверзии, и с этим приходилось считаться.

Остальные сексуальные отклонения, подвергнутые анализу, и в наше дни, пожалуй, остаются за гранью. Замена сексуального объекта малопригодной для этих целей частью тела (нога, волосы) или даже неодушевленным предметом, – замена, которая «вполне правильно приравнивается к фетишу, в котором дикарь воплощает своего Бога». Ощупывание и разглядывание. Садизм и мазохизм… Но обратимся к ежедневному опыту – и увидим, что «большинство нарушений, по крайней мере наименее тяжелые из них, составляют редко отсутствующую часть сексуальной жизни здорового человека, который и смотрит на них так, как и на другие интимности… В большинстве случаев мы можем открыть болезненный характер перверзии не в содержании новой сексуальной цели, а в отношении к нормальному: если перверзия появляется не наряду с нормальной сексуальной целью и объектом, когда благоприятные условия способствуют нормальному, а неблагоприятные препятствуют ему, а при всяких условиях вытесняет и заменяет нормальное; мы видим, следовательно, в исключительности и фиксации перверзии больше всего основания к тому, чтобы смотреть на нее как на болезненный симптом».

Еще одним важным источником знания о сексуальном влечении послужили наблюдения над половой жизнью людей, страдающих различными психоневрозами. Казалось бы, ход очень рискованный: считается, что переживания больных могут не иметь ничего общего с переживаниями здоровых. Но психоанализ доказал, что психоневрозы являются результатом действия сексуальных влечений. Реальное сексуальное требование вступает в конфликт с душевными силами, противодействующими его удовлетворению, и либидонозное стремление превращается в симптом. Рубль можно конвертировать в доллар, а потом опять превратить его в рубль. Так и тут – психоанализ дает возможность совершить ту же операцию: вернуться от симптома к породившему его влечению.

Как показал многолетний опыт, среди влечений, давших толчок заболеванию, преобладают «извращения». «Невроз является, так сказать, негативом перверзии».

«У всех невротиков (без исключения) находятся в бессознательной душевной жизни порывы инверсии, фиксации либидо на лицах своего пола… Всегда имеется эта бессознательная склонность к инверсии, и особенно большие услуги оказывает эта склонность при объяснении мужской истерии…

У психоневротиков можно доказать наличие в бессознательном, в качестве образующих симптомы факторов, различных склонностей к переходу анатомических границ, и среди них особенно часто и интенсивно таких, которые возлагают роль гениталий на слизистую оболочку рта и заднего прохода».

Известно, как много в каждом поколении невротиков. Известно также, через какое множество промежуточных состояний, непрерывным рядом, неврозы переходят в здоровье. Да есть ли вообще на свете люди, не имеющие никакой предрасположенности к инверсиям? Вывод Фрейда – таких людей нет. «Речь идет о врожденных, данных в конституции, корнях сексуального влечения, развившихся в одном ряде случаев до настоящих носителей сексуальных действий (перверзий), а в других случаях испытывающих недостаточное подавление (вытеснение), так что обходным путем они могут как симптомы болезни привлечь к себе значительную часть сексуальной энергии; между тем как в самых благоприятных случаях, минуя обе крайности, благодаря влиянию ограничения и прочей переработки, развивается так называемая нормальная сексуальная жизнь».

Чтобы рассмотреть, что представляют собой и как ведут себя эти зародыши перверзий, обусловленные конституционально, следует обратиться к самому раннему периоду человеческой жизни. Инфантильная сексуальность – тема второй из трех статей, составляющих книгу.

Пожалуй, ни одно из открытий психоанализа не вызвало такого шока и озлобленного сопротивления, как подробное описание сексуальной жизни ребенка, начало которой практически совпадает с его появлением на свет. Ребенок считался воплощением чистоты и непорочности. Взрослым людям, угнетенным сознанием собственной греховности, легче было мириться с собой, думая, что и в их жизни было время, когда ни в действиях, ни в мыслях к ним не могла прилипнуть никакая скверна. Преждевременные сексуальные проявления – эрекция, мастурбация, наивные попытки коитуса – не проходили незамеченными, но они говорили только об испорченности данного ребенка – паршивой овцы – и не меняли общего умиленного отношения. В течение долгого времени авторитет психоанализа подрывало упорное нежелание массового сознания расстаться с этой прекрасной иллюзией.

Первое сексуальное действие в нашей жизни – сосание. Поначалу оно просто присоединяется к сладостным ощущениям, связанным с утолением голода, со вкусом молока. «Кто видел, как ребенок, насыщенный, отпадает от груди с раскрасневшимися щеками и с блаженной улыбкой погружается в сон, тот должен будет сознаться, что эта картина имеет характер типичного выражения сексуального удовлетворения в последующей жизни». Затем эротический компонент отделяется от потребности в принятии пищи. Ребенок сосет соску, игрушку, но еще охотнее – собственный палец или другую часть своей кожи. Этим он приобретает независимость от внешнего мира и как бы создает себе еще одну, малоценную эрогенную зону. На примере сосания Фрейд отмечает три существенных признака инфантильных сексуальных проявлений: они соединены с какой-нибудь важной для жизни телесной функцией, автоэротичны, то есть не нуждаются в постороннем объекте, и сконцентрированы в области эрогенной зоны.

Присоединение сексуальности к другим функциям тела характерно и для зоны заднего прохода. Ее эрогенное значение в младенчестве очень велико. «Дети, которые пользуются эрогенной раздражимостью анальной зоны, выдают себя тем, что задерживают каловые массы до тех пор, пока эти массы, скопившись в большом количестве, не вызывают сильные мускульные сокращения и при прохождении через задний проход способны вызвать сильное раздражение слизистой оболочки. При этом вместе с ощущением боли возникает и сладострастное ощущение». Психоаналитик Лу Андреас-Саломе, на мнение которой с большим уважением ссылается Фрейд, ярко описала эти инфантильные функции анальной эротики. Запрет на удовольствие от анальной функции и ее продуктов – первое столкновение ребенка с окружающим миром, и от того, как это происходит, зависит все его дальнейшее развитие. Маленькое существо должно почувствовать власть этого мира, враждебного его влечениям, и совершить первое «вытеснение» возможного для него наслаждения. С этого времени «анальное» остается символом всего, что необходимо отбросить, устранить из жизни.

(Возможно, подумалось мне, это категорическое неприятие, выросшее из собственного подавленного желания, обращенного в свою противоположность, проецируется и на восприятие массовым сознанием гомосексуализма. Еще авторы первых научных трудов на эту тему писали о том, что существует своего рода миф о сугубом пристрастии урнингов к анальным контактам, хотя на самом деле это не так. Гиршфельд приводил статистические выкладки, согласно которым такой половой акт встречается лишь в 8% случаев. В обычной сексуальной жизни к нему прибегают гораздо чаще. Этот миф жив и поныне. По крайней мере, все анекдоты о «гомиках» и «педиках» эксплуатируют именно эту особенность, как якобы всеобщую и обязательную. Взаимная мастурбация, доминирующая в сексуальной технике однополой любви, тоже лежит как бы за пределами допустимого, но все же не вызывает такой острой негативной реакции. А однополая любовь требует самого уничтожительного клейма…)

Зона «действительных половых частей», или генитальная, которой в будущей жизни предуготовлена такая большая роль, не бывает в младенчестве ни самой ранней, ни самой главной носительницей сексуальных переживаний. Но ощущения удовольствия, вызываемые прикосновением к этим органам хотя бы при выполнении обязательных гигиенических процедур, неизбежно фиксируются ребенком и будят потребность в их повторении. Младенческий онанизм Фрейд считал явлением всеобщим, приписывая ему важнейшее значение в дальнейшем утверждении примата этой эрогенной зоны в половой жизни.

В отличие от других функций организма, развивающихся по мере подрастания ребенка, продвижение инфантильной сексуальности идет волнообразно. После начальной фазы, во время которой бурно прогрессируют и достигают своего расцвета зародыши сексуальных переживаний, на границе четырех лет наступает латентный период. В это время формируются те душевные силы, которые впоследствии станут властно управлять страстями: отвращение, чувство стыда, эстетические и моральные требования идеала. На первый взгляд кажется, что это – заслуга правильного воспитания. Но воспитатели только довершают великое дело «очеловечивания», обусловленное органически как прямое наследство предыдущих поколений.

И еще одно важнейшее событие происходит во время латентного периода: ребенок научается любить. «Общение ребенка со своими няньками составляет для него беспрерывный источник сексуального возбуждения и удовлетворения через эрогенные зоны, тем более что эта нянька – обыкновенно это бывает мать – сама питает к ребенку чувства, исходящие из области ее сексуальной жизни». Фрейд хорошо понимал, как могут его слова напугать или даже оскорбить женщину, считающую свое отношение к ребенку «чистым», то есть полностью асексуальным; она не замечает, что ее нежность, ее поцелуи и ласки несут в себе сильнейший эротический компонент, что ребенок для нее – полноценный сексуальный объект. Но именно это делает материнскую любовь незаменимой. «Она выполняет только свой долг, когда учит ребенка любить; пусть он станет дельным человеком с энергичной сексуальной потребностью и пусть совершит в своей жизни все то, на что толкает это влечение человека».

Именной указатель к «Трем статьям по теории сексуальности» включает десятки имен. С кем-то из своих современников Фрейд соглашается, с кем-то спорит, – но в любом случае мы чувствуем, что территория, по которой он нас ведет, уже и до него размечена, там и тут стоят опознавательные знаки. Но есть несколько уголков, до которых не только не добирался никто, но даже и догадаться не мог об их существовании. Одну из таких граней реальности, распознанных исключительно благодаря психоанализу, его создатель обозначил как инфантильное сексуальное исследование.

Всем, кто хоть как-то соприкасался с маленькими детьми, давным-давно было известно, что они чрезвычайно любопытны и готовы замучить взрослых своими вопросами. Заранее можно было ожидать, что в один прекрасный день ребенок спросит, откуда он появился и вообще – как делают детей. Заранее бывал готов и ответ. Кто считал нужным увести детские мысли в противоположную сторону от правды, чтобы подольше продержать его в состоянии ангельской невинности, держал в голове на этот случай сказки об аистах и капустных грядках. Кому претил такой беспардонный обман, придумывал более или менее правдоподобное объяснение – с расчетом, чтобы оно было посильно неокрепшему уму, но и не подталкивало к дальнейшим расспросам. Известно было также, что дети дополняют полученные ими сведения своими собственными рассуждениями, вызывающими у взрослых снисходительную улыбку. Все это представлялось абсолютно логичным и оправданным. Ребенок познает окружающий мир, отношения полов – часть этого мира, понятно, почему они вызывают интерес. Понятна и беспомощность ребенка, неспособность охватить сознанием сложные явления. Да он еще и слов таких не знает, какие тут требуются! Словом, все – как на ладони.

Психоанализ, открыв доступ к самым ранним, не охваченным сознательной памятью впечатлениям и переживаниям ребенка, представил эту познавательную деятельность совершенно по-новому.

Влечение к познанию оказалось в высшей степени избирательным. Ребенка действительно интересует все, что попадает в поле его зрения. Но самого энергичного и неутомимого исследователя пробуждают в нем именно сексуальные проблемы. Фрейд не исключал, что они вообще дают первый толчок желанию открыть для себя мир. Эту грандиозную внутреннюю работу дети ведут в одиночестве, сексуальное исследование становится для них началом самостоятельности и ведет к большому отчуждению от самых близких людей, пользовавшихся до того его безграничным доверием. Вопросы, с которыми он к ним пристает, отражают лишь малую часть проблем, на которых он сосредоточекн, и если он перестает переспрашивать или даже повторять услышанное, как выученный урок, это вовсе не означает, что он удовлетворился услышанным и принял его на веру.

Работая с пациентами, Фрейд помогал им поднять из бессознательного сохранившиеся там в неприкосновенности плоды их раннего исследовательского творчества – образы, представления, умозаключения. Много позже в число пациентов вошли и дети, находившиеся в процессе исследования или только что пережившие этот этап. Подтвердилась полная тождественность двух совершенно разных типов переживаний – сиюминутных и давних, подвергшихся вытеснению порой на очень длительный срок. Но еще более поразительными были совпадения в том, что Фрейд назвал детскими сексуальными теориями. Казалось бы, дети вольно фантазируют. Они и сами разные, и живут в разных странах, в различном семейном окружении, их по-разному воспитывают. Следовательно, и в воображении у каждого должны появляться свои собственные образы, не совпадающие с другими. Но нет, фантазия оказывается чем-то ограничена в своем свободном полете, при том, что работает она очень интенсивно и никогда не следует слепо за версиями, предложенными осторожными воспитателями.

С одной из таких детских теорий мы уже познакомились, когда говорили о комплексе кастрации. Эту теорию вызывает к жизни не факт существования двух полов (это ребенок «заглатывает» как данность, без размышлений и противодействия), а их разное анатомическое оформление. Теперь, сосредоточившись на событиях раннего детства, мы лучше можем понять упорство мальчика, считающего, вопреки собственным наблюдениям, что пенис должен быть у всех людей. Порой он даже ищет что-то аналогичное и у неодушевленных предметов. По силе этого убеждения нетрудно судить о том, как много дает самому мальчику эта, говоря словами Фрейда, «легко возбуждаемая, переменчивая, столь богатая ощущениями» часть его собственного тела. Доказательством этой обостренной чувственности служит и то, что мошонку со всем ее содержимым, не менее важный элемент мужских гениталий, детское внимание обходит стороной. Если опираться только на данные психоанализа, никогда нельзя было бы заподозрить, что гениталии состоят из чего-то еще, помимо пениса.

Поскольку комплекс кастрации переживают и девочки, свои теории складываются и у них. Как влияет на эти построения их собственная генитальная организация, остается во многом для Фрейда загадкой. И лучше, чем все его критики вместе взятые, сознавал свою слабость сам создатель психоанализа. «К сожалению, мы можем описать данное положение вещей только у мальчика, что касается соответствующих процессов у маленькой девочки, у нас нет еще определенного взгяда», – признается он. А в другом месте приводит и объяснение: доступна исследованию только любовная жизнь мужчины, «между тем как любовная жизнь женщины, отчасти вследствие культурных искажений, отчасти вследствие конвенциональной скрытности и неоткровенности женщин, погружена еще в непроницаемую тьму».

Теории, отвечающие на вопрос, откуда берутся дети, у маленьких исследователей возникают независимо от их пола. Мотивы, заставляющие доискиваться ответа, во многом имеют практическую основу. Ребенок озабочен своим будущим, страх лишиться заботы и любви в связи с появлением на свет конкурента делает его на удивление проницательным. От Фрейда мы получаем совет обращать внимание не на ошибки и нелепости детского умственного творчества, а на достигнутое в нем понимание и собственной сексуальной конституции, и вообще процессов половой жизни – значительно более высокое, чем можно ожидать от человека, у которого и в самом деле молоко еще на губах не обсохло.

В том возрасте, который уже оставляет у большинства людей слой в сознательной памяти, дети обычно знают, что ребенок берется «из маминого живота». Анатомические детали варьируются: или его вырезают, или пупок отрывается, чтобы он мог выйти. Но есть и более ранний вариант, до которого, как правило, можно добраться только в ходе психоанализа, – и он у всех одинаков. Детей получают так: что-то едят, и они потом выходят на свет через кишечник. Это самостоятельное измышление совсем маленького ребенка не случайно напомнило Фрейду о низших представителях животного царства, снабженных органами типа клоаки. Предположение, что информация о таких далеких предшественниках человека каким-то образом улавливается психическим аппаратом, показалось бы, наверное, слишком фантастическим для серьезной научной работы. Но я готов поручиться, что Фрейду оно в голову приходило. Он очень серьезно размышлял о том, как за спиной онтогенеза проявляется филогенез. А ведь ребенок еще так недалеко ушел от времени, когда он, прежде чем окончательно сформироваться в человеческом образе, проходил все стадии развития, начиная с самых примитивных…

Задачей инфантильного исследования является и разгадка полового общения. Не подталкиваемые ничем со стороны, дети сами додумываются до того, что женятся и выходят замуж не только чтобы просто жить в одном доме, но и чтобы что-то особенное вместе делать. При этом собственная сексуальная конституция дает им точный ориентир: они верно угадывают, какие части тела задействованы в этих таинственных процедурах, хотя и не приписывают органам иного назначения сверх того, которое им хорошо известно.

Поскольку восприимчивость маленьких детей обычно недооценивается, им нередко приходится становиться свидетелями полового акта. Воспринимают они его крайне неадекватно: как избиение, как насилие. Исследовательскую деятельность ребенка это не продвигает, но наносит ему чудовищную душевную травму. Психоаналитики знают, что такое впечатление, возможно даже не оставившее следов в сознательной памяти, нередко становится причиной садистского компонента в сексуальном влечении.

До какого-то момента ребенок развивает, уточняет свою теорию, а потом прекращает свои изыскания так же внезапно, как и начал. Фрейд связывал это с тем тупиком, в котором неизбежно оказывается инфантильный исследователь. В его собственной сексуальной организации отсутствуют два важнейших элемента – оплодотворяющее семя и женское половое отверстие. Нет их, следовательно, и среди тех мыслей-образов, которыми он оперирует, создавая свои теории. Эта типичная неудача может навсегда ослабить влечение к познанию.

Сейчас, наверное, никто не рассказывает детям сказок о капусте, а что касается аистов, то большинство городских детей просто не имеет о них представления. Педагогические установки сводятся к тому, что информировать ребенка следует с большим опережением: пусть он не все сразу поймет, это не беда, зато по крайней мере не будет прикован к проблеме секса неудовлетворенным любопытством. Книжки для самых маленьких, то есть с большим количеством картинок и минимумом самого простого текста, дают целиком всю сексуальную азбуку. Да и до всяких книжек, если в доме есть телевизор, ребенок знает не намного меньше, чем он будет знать, вступая в свои первые любовные приключения.

В таких условиях, казалось бы, исследовательская фаза сексуального развития ребенка должна просто выпасть за полной ненадобностью, по аналогии с тем, как отмирает традиция домашней выпечки хлеба при появлении бесперебойно работающей хлебопекарной промышленности и торговли. И так бы, наверное, и случилось, если бы суть процесса заключалась только в добывании недоступных сведений. Но это только одна, и притом не самая главная сторона дела. В форме познавания мира ребенок совершает первый на своем пути подвиг самопознания, соединения жизни тела и жизни духа, он сам должен потрудиться, чтобы поймать ускользающую истину, а не получить ее бесплатно, в красивой подарочной упаковке. А с этих позиций допотопные басни и самые достоверные разъяснения выглядят равноценными.

Бурные переживания переходного периода, остающиеся обычно в памяти человека навсегда, изумляют не столько своей остротой, парадоксальностью, сколько новизной. А в то же время ничего по-настоящему нового с подростком не происходит. Все уже однажды было – и теперь возвращается, но в преображенных, неузнаваемых формах.

Многие сексуальные проявления человека заставляют вспомнить о его четвероногих предках, но такое двукратное начало, прерываемое длительной паузой латентного периода, составляет его исключительную, нигде в природе не встречающуюся особенность. В нем Фрейд видел и залог способности к развитию высшей культуры, но вместе с тем – и основание склонности к неврозам.

Инфантильная сексуальность не сконцентрирована, она как бы плавает между различными эрогенными зонами. Такой же неопределенностью, как бы недосказанностью отличаются в раннем детстве и сексуальные цели. С наступлением половой зрелости устанавливается примат генитальной зоны, а на смену своим предшественницам приходит новая сексуальная цель, связанная с функцией продолжения рода. За обоими превращениями стоит долгий сложный путь, определяемый множеством соподчиненных факторов и четко прочерченный во времени, а мы по собственному опыту знаем, что чем больше условий должно быть выполнено в строго отведенные сроки, тем больше вероятности сбиться с маршрута или застрять на промежуточном этапе. По словам Фрейда, «все болезненные нарушения половой жизни можно рассматривать как задержки в развитии».

Есть и еще один важнейший компонент в процессе полового созревания. Влечение должно найти объект. И вновь перед нами продолжительный, извилистый путь от инфантильной любви к близким, прежде всего к матери, – к влюбленности, к первым юношеским романам. Сила детского чувства огромна, поэтому если бы не существовало серьезных помех, вряд ли кому-то из людей, встреченных в последующей жизни, удалось бы соперничать с родителями или с любимой няней. Но отсрочка в сексуальном созревании дает достаточно времени, чтобы табуировать инцест. Примечательно, что в объяснение мотивов строжайшего запрета на кровосмесительные связи Фрейд выдвигает не опасность физического вырождения, а нечто для него еще более важное – культурное требование общества, противодействующего поглощению всех интересов семьей во имя создания более высоких социальных единиц. Но прообразы детской любви никогда целиком не размываются, и даже психоанализ порой не нужен, чтобы угадать их в любовных отношениях давно уже выросших людей, далеко оторвавшихся от своих ранних переживаний.

«Возникающая при выборе объекта задача состоит в том, чтобы не упустить противоположный пол». Другими словами, гетеросексуальная направленность влечения ничем изначально не обеспечена: это задача, которую нужно решить (а можно, следовательно, и не решить). Необычайно выразительно в этой формулировке Фрейда и слово «упустить», оно еще сильнее подчеркивает неопределенность, вариативность окончательного исхода. Характер влечения формируется не сразу, этому моменту предшествует период, для которого вербальная интуиция подсказала создателю психоанализа выражение, обладающее большой экспрессией – «нащупывание». Наощупь различают предметы слепцы, в темноте приходится полагаться на осязание – так именно и ведет себя подросток на этапе «мечтательной дружбы» со сверстниками собственного пола, в которой нередко получает первые и чрезвычайно сильные уроки преданности и коварства, верности и ревности, умения подчинять и подчиняться… И вот здесь мы, наконец, попадаем на ту главную развилку, от которой дороги идут в разные стороны, чтобы затем соединяться лишь на время или не пересекаться вообще никогда.

Фрейд не отрицал, что противоположные половые признаки обладают силой взаимного притяжения, хоть и не знал, что лежит в ее основе. Но всемогущей эту силу он не считал. Чтобы она возобладала, к ней должны присоединиться и другие влияния – а конкурирующие с ней силы, напротив, должны быть исключены. Решающее значение имеет сдерживающий авторитет общества: там, где оно не видит в однополой любви большого греха, она входит в обычный репертуар утонченных удовольствий и даже поддерживается особыми социальными институтами.

Семейное воспитание, отношения с родителями могут сыграть двоякую роль. Воспоминания о матери и других женщинах, к которым мальчик был сильно привязан в детстве, энергично содействуют тому, чтобы выбор оказался направлен на женщину, и это подкрепляется сложными отношениями с отцом, способными породить у ребенка настоящую враждебность к собственному полу. Однако, немногочисленные примеры, получившие в этой книге последовательно психоаналитическое истолкование, говорят и о том, что любовь к матери может сыграть роковую роль. Под действием поглощающего чувства к матери мальчик может отождествить себя с нею, превращаясь в собственный сексуальный объект: встречаясь в дальнейшем с молодыми мужчинами, он видит в них себя и хочет любить их так, как любит его мать. Если горячо любимая мать внушает страх, это может породить феномен бегства от женщины. За кажущимся отвращением к прекрасному полу стоит сложное душевное движение: мужчина остро реагирует на женские прелести, но вызываемое ими возбуждение переносит на «безопасный» для себя объект. Так всю жизнь навязчиво воспроизводится механизм, благодаря которому появилась инверсия.

Если ребенка воспитывают оба родителя, риск уменьшается: сохраняется возможность компенсации. В случае отсутствия одного из родителей вероятность инверсии повышается. Схожие условия могут быть созданы и традициями, существующими в обществе. В древнем мире воспитание мальчиков препоручалось мужчинам – рабам. В позднейшие времена маленьких аристократов окружал многочисленный штат мужской прислуги, а матери ими почти не занимались. Этим можно объяснить несомненный «крен» в сторону гомосексуальности.

Читатель, надеявшийся найти у Фрейда развернутое и обстоятельное описание причин этого явления (хотя бы на том же уровне, как представлены в этой же работе причины неврозов), будет, возможно, разочарован. Вспоминая, как тщательно, по пунктам систематизирован исходный материал, я могу предположить, что первоначально такое намерение у автора было: зачем так старательно развешивать в первом акте ружья, если не предполагаешь из них стрелять? Но этот замысел отступил перед не поддающимся учету многообразием поведенческих форм и психосексуальной первоосновы. Жесткость и прямолинейность, подразумеваемые самим нашим привычным представлением о причинно-следственных связях, вступают в непримиримое противоречие с этой ошеломляющей пестротой. Если же искать что-то общее, способное свести все вариации к единому знаменателю, то мы упремся в одну из самых специфических черт человеческой природы. У всех живых существ инстинкт продолжения рода включает в себя и устремленность полового влечения к одному строго определенному объекту. Право выбора существует лишь в узких границах, заданных принципом противоположности полов. В психосексуальном развитии человека такой беспрекословной заданности нет.

В годы моей молодости был популярен анекдот, тянувший лет на десять лагерей по статье об антисоветской агитации. Бог подводит Адама к Еве и говорит: «Выбирай себе жену». В политическом смысле эта злая метафора была точна на все сто процентов, но в биологическом – неправомерна. Модель безальтернативных выборов допускает параллель с библейским мифом, но природе человека она не соответствует.

В первом издании «Трех статей по теории сексуальности» этот вывод можно было прочесть только между строк. Подробно разворачивая агрументацию, Фрейд словно бы не решался сделать последний логический шаг. Но в дальнейшем он воспользовался возможностью дополнить текст ясным и недвусмысленным заключением.

«Психоаналитическое исследование самым решительным образом противится попыткам отделить гомосексуальных лиц от других людей как особого рода группы. Изучая и другие сексуальные возбуждения, а не только открыто проявляющие себя, оно узнает, что все люди способны на выбор объекта одинакового с собой пола и проделывают этот выбор в своем бессознательном. Более того, привязанности либидозных чувств к лицам своего пола играют, как факторы нормальной душевной жизни, неменьшую, а как методы заболевания большую роль, чем относящиеся к противоположному полу. Психоанализу кажется первичной независимость выбора объекта от его пола, одинаково свободная возможность располагать как мужскими, так и женским объектами, как это наблюдается в детском возрасте, в примитивных состояниях и в эпохе древней истории; и из этого первичного состояние путем ограничения в ту или другую сторону развивается нормальный или инвертированный тип».

Как бы ни относиться к Фрейду, но сама длительность разделяющего нас исторического промежутка настоятельно требует своего рода ревизии его взглядов с позиций нынешней, далеко ушедшей вперед науки. После долгих размышлений о том, чей авторитет привлечь для такой экспертизы, я остановился на работах Станислава Грофа. Два соображения оказались тут решающими. От множества строгих, а порой и куда более азартных критиков великого учителя Гроф отличается тем, что у него и у самого есть что сказать. Как я уже упоминал, Гроф открыл новое направление и в психологической теории, и в практической психотерапии. Второй же мотив чисто личного свойства. О многих нашумевших открытиях последних лет я могу судить в основном по публикациям и отзывам уважаемых мною коллег. По методике же Грофа я давно и достаточно успешно работаю. За всеми высказываниями этого талантливого ученого стоит мой собственный врачебный опыт – так же, как для самого Грофа каждый постулат классического психоанализа стал в конце концов неотделим от впечатлений, получаемых в ходе повседневной работы.