Ребёнок не слушается, и это порядком осложняет жизнь родителей. Превращение послушного ребёнка в неуправляемого баловника бывает незаметной. Современный темп жизни заставляет наших детей взрослеть быстрей. Причиной этого чаще всего является нарушение эмоциональной связи между ребёнком и взрослым. Проще говоря, родители не принимает всерьёз то, что интересует ребёнка, а он, в свою очередь, перестаёт слышать взрослого.
На самом деле очень важно то, как взрослый разговаривает со своим ребёнком: с какой интонацией и каким тоном. Слова должны быть услышаны, а потому произноситься чётко и весомо. Чтобы ребёнок почувствовал, что всё реально подлежит исполнению, взрослому нужно слова подтверждать поступками. Вот несколько советов о том, как эффективно заставить вашего ребёнка слушаться.
В возрасте трёх и семи лет у ребёнка обычно случается своеобразный отношений, когда ему хочется делать всё наоборот. Другая крайность, если ребёнок безоглядно всех слушается. И то, и другое поведение неправильно. Ребёнок должен отличать значимых для него людей и слушаться только их. Бывает, что ребёнок подчиняется одному из родителей, это значит, что именно его он выбрал своим лидером.
Привычка слушаться - необходимое условие правильного воспитания. Идеально, когда ему ничего не нужно повторять, однако, чтобы достичь такого поведения, необходимо знать особенности детского возраста. Например, стать авторитетом для ребёнка 13-15 лет сложнее, чем любого другого. Здесь главное не упустить момент.
Современная педагогика предлагает пошаговый метод, который содержит этапы воспитания от простого к сложному. Если следовать этому методу, то результат обрадует. Хотя метод считается универсальным, оптимально начинать его применение, когда ребёнку исполнилось 2 года, в возрасте 14-15 лет он может не подействовать. Подростку нужно постараться стать советчиком и научить его решать проблемы самостоятельно.
Итак, вначале без проявления насилия ребёнок выполняет только то, что хочет сам. Понаблюдайте в этот момент за ребёнком и возьмите на заметку, что ему нравится и к чему он больше всего тяготеет. Например, ваш ребёнок рисует. Похвалите его и попросите нарисовать его что-то. Рисование продолжится, но малыш, сам того не замечая, уже выполняет вашу просьбу. Цель первого этапа в том, чтобы действия ребёнка совпадали с вашей просьбой.
5 причин не послушания ребенка в 4 года , попробуйте его каждый раз угощать чем-то вкусным или просто обнимите его и поцелуйте. Не пришёл с первого раза, позовите ещё раз и напомните ему, что приходить нужно сразу.
Предположим, что вы играете с ребёнком и действо в самом разгаре, но пришло время и нужно готовить обед. Не молчите, объясняйте ребёнку всё, как есть. Он поймёт, и вы сможете с ним договариваться каждый раз, когда это нужно.
Некоторые дети пытаются добиться своего с помощью капризов. Задача родителей на этом этапе остановить капризы и заставить ребёнка услышать вас. Для этого просто нужно перестать потакать ребёнку в его капризах. При этом все домочадцы должны быть заодно, иначе результат достигнут не будет.
В шестилетнем возрасте пора приступать к более сложному этапу. От просьб нужно переходить к требованиям, только не резко, а очень аккуратно. Сначала требуйте то, что ребёнок сделал бы без ваших приказов. Например, вы знаете, что он с удовольствием ходит за хлебом, но не любит выносить мусор. Вы говорите твёрдо: «Сходи за хлебом!», и он послушно выполняет приказ, именно это и нужно. Только не требуйте сделать сразу всё.
Требования - отдельные задания, обязанности - систематическое. Уже в трёхлетнем возрасте ребёнок уже должен о них знать. Объясните, почему важно выполнять обязанности, и что все взрослые так делают. Расскажите ему, что будет, если люди перестанут выполнять свои обязанности.
Вначале они должны быть несложными, желательно те, которые приносят положительные эмоции. Родители должны знать, что приучить выполнять обязанности непросто и требует времени.
Это следующий этап после того, когда ребёнок научился выполнять обязанности. Самостоятельные действия иногда состоят из целого комплекса задач. Например, самостоятельно приготовиться к походу или экскурсии, помочь домочадцам. Это качество пора развивать в 12 лет, и этот этап сопряжён с пониманием понятия самостоятельности. Ребёнок должен понимать, что, выполняя самостоятельные действия, он берёт на себя ответственность, то есть отвечает за свои поступки. Например, ребёнок получил от вас деньги на оплату за электричество. Объясните ему, как важно оплатить эти услуги, чтобы он осознал ответственность и понял, что будет, если он этого не сделает.
Нотации и угрозы - малодейственные методы воспитания. Наилучшие способы игровые или соревновательные. Например, превратите уборку в интересную игру. Ваш ребёнок полицейский следователь или кладоискатель. Он исследует территорию комнаты и ищет пропавшие игрушки. Задача: найти все и поместить их на свои места.
Избегайте однообразия. Чем интересней поручения, тем больше они привлекут внимания. Попробуйте поручить ребёнку сделать какое-нибудь действие на скорость. Потом, выполнить всё быстрее, а дальше - побить рекорд предыдущих дней и т. п.
Если в семье есть ещё дети, то между ними можно устроить турнир. Это сделает жизнь детей более разнообразной.
Для того чтобы ребёнок захотел убрать свою комнату, спрячьте его любимую игрушку и скажите, что найти её можно, только убрав комнату.
Подростки тоже не любят убирать свою комнату. Как заставить ребёнка слушаться в этом случае? Ведь они могут избегать общения со взрослыми, и тем более их просьбы.
Попробуйте мотивировать ребёнка, объясните ему, что с порядком в комнате, у него станет больше порядка в жизни и всё ему будет удаваться гораздо легче. Организованная комната делает его самого более дисциплинированным и подтянутым. Найдите ему пример, достойный подражания. Это может быть кто-то из ваших знакомых, добившийся успехов в жизни или его кумир. Возможно, применение отрицательных примеров, чтобы объяснить, как делать не надо.
Пристыдите ребёнка, скажите ему, что у взрослых успешных людей в доме царит порядок, и он к ним пока не относится.
Попробуйте убрать с ребёнком комнату вместе, разговаривайте с ним, демонстрируя уважение. Только будьте осторожны. Есть риск вторгнуться на чужую территорию, ведь у ребёнка могут быть свои секреты, с которыми он вряд ли захотел бы делиться.
Не требуйте от ребёнка идеального выполнения ваших просьб и требований, это может надолго отвратить от их выполнения. И почаще их хвалите, когда они вас услышали и проявили послушание.
Похожие материалы
Случаются ситуации, когда малыш перестает слушаться и большинство родителей не знают, как научить его послушанию. Важно понять, как восстановить утраченный контакт и понимание. Почему происходит разлад отношений родителей и ребенка, нужно ли наказывать ваше чадо?
Этим вопросам и посвящена статья. Рассмотрим основные трудности и пути их решения. Дадим советы для построения правильных отношений между вами и вашим ребенком.
Однозначного ответа на вопрос «как научить ребенка слушаться» нет и быть не может. Попытаемся дать несколько полезных советов для облегчения поиска контакта с ребенком.
Начало может быть в отказе от наказаний. Нельзя заставлять. Вернее, можно, но только силой. А такие шаги ни к чему хорошему не приводят.
Вот несколько советов как сделать, чтобы ребенок слушался:
Чем старше становятся дети, тем сложнее привить им послушание. Не откладывайте этот вопрос на потом. Начинайте прививать привычку слушаться уже со второго года жизни крошки.
Каждый родитель мечтает, чтобы его чадо выполняло просьбы сразу, и думают, как научить ребенка слушаться с первого раза. Но немногие понимают, сколько труда надо вложить в это умение. Мы попытаемся дать несколько простых рекомендаций:
Не обольщайтесь – даже следуя всем полезным советам, вы не найдете ответа на вопрос «Как заставить ребенка слушаться?». Воспитание — процесс длительный и трудный. И дитя будет бунтовать, и нарушать ваши требования и запреты.
Итак, вы соблюдаете свои обязательства, слушаете, стараетесь понять свою кроху. Но ваше чадо все равно начинается проявлять непослушание. Почему так происходит?
Давайте рассмотрим, как реагировать, если ребенок не слушается:
Не забывайте про возрастные кризисы. Если ребенок 2 года не слушается, что делать – практически никто не знает. Этого избежать просто невозможно. Можно лишь минимизировать количество стычек.
Если обычные «мирные» способы не работают, приходится применять «жесткие» меры. Ниже рассмотрим, за что стоит наказывать и как сделать так, чтобы наказание было понято правильно, а не стало причиной еще большего конфликта.
Ребенок вообще не слушается, что делать? К сожалению, выход один – наказывать. Стоит или нет наказывать – это останется на вашей совести.
Ниже несколько советов о назначении наказания:
Не забудьте после «отбытия» малышом наказания, поговорить с ним. Сделайте так, чтобы малыш извлек урок из сложившейся ситуации. Но сделайте это мягко, иначе кроха заупрямится и не услышит вас.
Связь с малышом есть у каждого родителя от природы. Но эта связь может и разрушиться. Причем не всегда это является результатом крупного конфликта. Потерять контакт вполне можно и в результате дежурных ссор. Часто контакт начинает теряться с «первоклашками». Если ребенок 7 лет не слушается, что делать?
Попытаемся дать несколько советов по восстановлению контакта и доверия:
Воспитание детей нельзя описать в одной статье. Помните, самый главный принцип: любите свое дитя и уважайте его – и вы поймете, как научить ребенка слушаться родителей.
Вопрос: Добрый день. Очень прошу Вашего совета. У нас двое детей — 4,5 года и 2,3 года. До появления в доме младшей, старшая была спокойным, послушным ребенком. Сейчас у нее проявляются признаки агресси: она может укусить, толкнуть, стукнуть младшую сестренку. В то же время она ее любит и заботится о ней.
Старшая стала очень непослушной, вредной, многие вещи делает назло. Например, проходя мимо кошки, она будет смотреть в упор на нас и демонстративно наступать кошке на хвост и прочее подобное.
Стала очень-очень медленно раздеваться и одеваться, это может длиться просто часами. Я уже похожа на бабушки из статьи на Вашем сайте о детских садах — делаю бесконечные замечания и все время ругаюсь. Понимаю, что ребенок делает многие вещи, чтобы на него обратили внимание, но внимание получается только отрицательное!
Как можно выйти из этого замкнутого круга? Понимаю, что где-то сама виновата: с маленького возраста наказывала сильно строго — и в туалете закрывала, и по попе шлепала и кричала. Сейчас, с появлением младшей, стала спокойнее, теперь наказания более мягкие. Хотя частенько приходится кричать, т.к. пока не закричишь — никто и головы не повернет.
Как сделать, чтобы в доме была мирная обстановка? Что сделать, чтобы дети слушались и не приходилось на них орать? Как ускорить раздевание/одевание? Как и чем доказать ребенку, что я его очень люблю, но просто не довольна его нехорошим поведением? Есть ли какие-то тесты для детей 4-5 лет? Простите, что так много и сумбурно. Спасибо. Есения.
Отвечает Любовь Голощапова, детский психолог:
Что следует из Вашего письма? Что ребенок пытается восстановить те отношения, к которым он привык. (Не пугайтесь, это не страшно) Ну, привыкла девочка получать свое «по попе», а тут вдруг оно прекратилось. Что делать? Вот и старается, как может. Пока Вы будете к ее демонстративным поступкам относиться, как к чему-то возмутительному, так оно и будет продолжаться — Вы поддерживаете старый стереотип: я тебе — плохой поступок, ты мне — гнев и наказание. Но Вы сейчас уже другая и, как я поняла из письма, хотите устроить свою жизнь по-другому. Вот и чудненько. Чтобы было по-другому, надо не только делать иначе (это уже есть), но и относиться по-другому к тому, что видите.
Вы собирались завтра на природу на весь день. Просыпаетесь — за окном дождь, все небо затянуто, ветер, холод. Ваши действия? Возмущаться будете? Кричать на небо? Наверное, нет. Примените этот подход к дочкиным выбрыкам. Внутри Вас есть нужный механизм. Может, он немножко заржавел от долгого режима ожидания, но он быстро разработается и будет Вашим любимым инструментом. При очередной провокации прислушивайтесь к своим чувствам. Сначала придет обычное ощущение — начало волны раздражения со всеми привычными в таких случаях мыслями. Пропустите эту волну сквозь себя, ничего не предпринимайте. Просто дайте ей возможность прокатиться через Вас и уйти. Как будто Вы для нее совсем прозрачная. Вы видите ее, ощущаете, а это и есть победа. Она быстро уходит, Вы увидите.
Не расстраивайтесь, если поначалу будете «прохлопывать», забывать следить и ругаться по накатанной дорожке. Это нормально. Все-таки новую привычку вырабатываете, время нужно. А может быть, у Вас все получится сразу. такое тоже случается. Каждый раз, когда будете помнить и пропускать волну через себя, не цепляясь за раздражение, Вы будете испытывать прилив сильной радости. Это значит, что у Вас получилось.
Дочкино поведение изменится автоматически. То есть, работаем не с дочкой, а с собой. Это важно. К дочке не приставать, не давить, ничего такого особенного не говорить.
Будут вопросы — обращайтесь, с удовольствием на них отвечу.
Здравствуйте, уважаемые читатели моего блога! Сегодня мне бы хотелось поднять непростую тему воспитания детей. Как справляться с капризами и истериками, что могут сделать родители для счастливого будущего своих деток, с чего следует начинать процесс воспитания и как научить ребенка слушаться с первого раза.
Я хочу для начала поговорить о том, о чем обязательно должны задуматься все родители, будущие и настоящие. Исходя из того, что дети прекрасно копируют модели поведения, становится понятным, что именно в родителях заложено огромное количество будущих удач и неудач детей. Конечно, не стоит забывать про других родственников, воспитателей в саду и учителей в школе, друзей и приятелей. В итоге мы формируемся из всего социального окружения. Но главными были, есть и будут родители.
Поэтому вы должны взглянуть на себя и понять, что вы можете передать сыну или дочери. От чего вы хотите их уберечь. Какими качествами наградить, а от каких избавить. Простой пример. Если вы хотите, чтобы ваш малыш никогда не врал, то вам необходимо не лгать ему, супругу и другим. Если малыш хоть раз уличит вас во лжи, он будет знать, что может быть и такое. Если родители хотят чтобы их дочь много читала, но при этом сами ни одной книжки в руках не держали, то вряд ли они добьются желаемого.
Все это помогает сделать один простой вывод - вы должны быть сами таким человеком, которого хотите воспитать в ребенке.
Подавайте пример на собственной жизни. Только разобравшись в собственной жизни, вы сможете с легкостью взаимодействовать с детишками.
Один мой знакомый воспитывает дочь без слова «нет». Его пятилетняя малышка ни разу в жизни не слышала от него отказа. Но она всегда слушается, всегда ведет себя так, как он того хочет от нее. Он много разговаривает, объясняет, отвечает на все ее вопросы и так далее. Думаю пример очень наглядный.
Когда вы говорите «я хочу, чтобы мой ребенок слушался меня», что вы имеете в виду? Беспрекословное послушание? Действия на уровне сказали-сделал? Мгновенная реакция на ваше указание? Для меня послушание - это скорее ответный вопрос, желание разъяснений и объяснений.
Когда мама говорит сыну «убери игрушки», она не просто приказывает, а обязательно поясняет «каждая вещь имеет свое место; мне приятнее, когда дома порядок; твои игрушки - это твоя собственность и ты должен за ними присматривать; и так далее».
Очень важно как общаются воспитатели в детском саду с вашим чадом. Поверьте, договориться можно с ребенком и в 3 года и в 5 лет. Разницы особой нет. Главное, чтобы вы были терпеливы и открыты к общению. Обязательно убедитесь в том, что воспитатели не просто приказывают детям, а умеют с ними разговаривать.
Ваша главная задача - научиться разговаривать с малышом. Абсолютно не важно какого он возраста, 6, 7 или 8 лет, может быть, и старше. Вы обязаны научиться слышать, что вам говорит сын или дочь и уметь подробно объяснять. Именно в этом заключается залог успешного воспитания, на мой взгляд.
Ни в коем случае не кричите и не бейте своих детей. Рукоприкладство худший помощник в воспитании. Я бы даже сказала, что это враг. Техника кнута и пряника должна работать несколько по другой схеме. Вместо наказания, вам надо привить ответственность за поступки. Если он сломал какую-то вещь, то она перестает работать, следовательно, он не может больше ей пользоваться. Если он не надел шапку зимой - заболел и будут долгое время лежать дома и лечиться, пить горькие лекарства. Покажите эту взаимосвязь, что каждый поступок влечет за собой определенное последствие.
Будьте готовы повторять одно и то же несколько раз. В этом нет ничего страшного. Запаситесь терпением. Найдите подходящие примеры из жизни, сказок и мифов. У вас есть огромное количество вспомогательный инструментов. Главное, уметь ими пользоваться.
Доверяйте своему ребенку. Не считайте его глупым, слишком маленьким, не умеющим что-то делать. Не вносите в жизнь детей негатив. Каждый человек с рождения талантлив. Только некоторые родители очень умело гасят жизненную силу своего малыша. Поддерживайте искру, которая разгорается в вашем чаде.
Я считаю, что невозможно детей научить слушаться. Можно родителей научить правильному взаимодействию с ребенком. Таким образом, чтобы не было необходимости в наказании.
Сегодняшние книжные полки пестрят огромным количеством литературы по воспитанию детей. Возможно, вам будут крайне интересны мысли Людмилы Владимировны Петрановской .
Надеюсь, я смогла дать вам полезные идеи. Я уверена, что каждый родитель может стать отличным примером для своих деток. Воспитывайте не детей, а себя в первую очередь.
Как часто мы слышим от мам и пап: «У нас непослушный ребенок»… И какой родитель не грезит закончить наконец этот «праздник непослушания» и, точно по мановению волшебной палочки, сделать свое чадо кротким и смирным? Приблизить родителей к исполнению мечты поможет детский нейропсихолог, учитель начальных классов с 20-летним стажем Ольга Беляшова . Эксперт дала несколько рекомендаций относительно того, как сделать ребенка послушным, и рассказала, нужно ли вообще совершать это «волшебство».
Как сможет мама, перебегающая дорогу на глазах у ребенка на красный свет, научить его переходить ее на зеленый? Или если папа ест на улице немытое яблоко, почему это не должен делать малыш? Чтобы избегать таких противоречий, родители должны следить за своим поведением. Если ребенку, запретите это и себе. Помните, что ваш пример для него гораздо важнее любых слов.
Часто родители требуют от ребенка постоянного послушания и бывают недовольны, когда он реагирует на это недолжным образом. Например, вместо того, чтобы быстро умыться, начинает баловаться с водой или упорно продолжает собирать конструктор, несмотря на просьбы отправляться спать. В данном случае дело не в непослушании, а в том, что у ребенка есть свои собственные желания, которые он, естественно, ставит на первый план и искренне не понимает, почему должен их отложить ради вашего намерения вовремя уложить ребенка спать. В этом случае сталкиваются родительские и детские интересы, которые необходимо учитывать как с одной, так и с другой стороны. Специалисты советуют составлять распорядок дня для ребенка (лучше в красивом оформлении с крупными веселыми картинками). Это, пусть и не сразу, но все же приучит его к дисциплине и организованности. Относитесь терпеливее к тому, что в первое время ребенок будет игнорировать ваши напоминания о том, что, например, по распорядку сейчас нужно идти умываться. Позже станет намного проще.
Целиком пирог съесть сложно. Разрезав же его на кусочки, мы сделаем процесс потребления лакомства удобным и приятным. Так же и с информацией. Большой объем - словно лабиринт для ребенка, в котором он блуждает и не знает, как найти выход. Помогайте ему: дробите информацию. Дождитесь, пока он закончит с одним действием, и только потом называйте другое. Например: «Разуйся» - ждите, пока действие будет выполнено; «Сними куртку» - вновь ждите; «Помой руки» - и так далее. Избегайте цепочек: «Разуйся, сними куртку, иди в ванную, помой руки…».
Существует ли родитель, не знающий расхожую фразу «Спокойная мама - спокойный малыш»? В ней заключен глубокий смысл, ведь на любое проявление и паники ребенок может отреагировать слезами и криком. Дети чувствуют их на интуитивном уровне. Поэтому сохраняйте спокойствие и старайтесь избегать ситуаций стресса. Например, будите ребенка раньше, если знаете, что он медлительный и может очень долго собираться в детский сад.
Удивительно, но это факт! Ребенок, который находится в полном подчинении у родителей, рискует навсегда потерять собственное «Я». А это приводит к неумению отстаивать свои позиции и интересы, к ведомости и даже к вероятности попасть в дурную компанию. Поэтому если вы заметили, что малыш всегда и во всем с вами соглашается, измените свою линию поведения (и не забудьте сохранить спокойствие!). Учите его принимать решения, брать на себя ответственность, отстаивать свои интересы, а чтобы он смог и реализоваться в какой-то деятельности, отдайте его в творческий кружок (например, в театральную студию).
Вывод: будьте спокойным, терпеливым и внимательным родителем. Следите за своим поведением, требуйте от ребенка то, что исполняете сами, и не забывайте о детских интересах, потребностях и желаниях.