Умственное развитие детей. Оценка уровня умственного развития ребенка. Закономерности развития ума

26.04.2019

Когда мы начинаем мечтать о своем ребенке, представлять, каким он должен быть, то прежде всего, видим его умным и красивым.

И если посредственная внешность ребенка не особенно нас волнует, то в умственных его способностях мы бы хотели быть уверены на все 100%.

Задержка умственного развития ребенка - самое большое и обидное огорчение для родителей. Очень часто из-за этого распадаются семьи.

У матери даже такой ребенок будет вызывать еще более острое чувство любви, а у отцов чувства противоречивые, вплоть до неприятия - ну, не может быть мой сын дураком.

А каково это - быть или слыть дураком? Все твои действия вызывают насмешки, тебя не боятся обидеть, ты всех раздражаешь.

Дети в начальных классах очень тонко чувствуют, кого любит и уважает учительница, и пренебрегают тем, кем она недовольна.

Ребенок замыкается в себе, предпочитает отмалчиваться, чтобы не сказать что-то невпопад и не вызвать обидный смех одноклассников. Молчит, когда не знает, молчит, когда знает. Поэтому кажется глупее, чем на самом деле.

Когда ребенок становится постарше, то все эти непрерывные упреки, наказания, плохая успеваемость так достают его, что он начинает протестовать - плохим поведением, враждебным отношением к школе, к обидчикам. Они ищут компанию себе подобных, но и там их используют и подставляют, и рано или поздно такие дети попадают в беду.

Именно задержка умственного развития чаще всего приводит к трудному поведению и к неврозам. И очень важно вовремя определить такую временную задержку умственного развития.

Наблюдение за развитием интеллекта у ребенка

Большая роль в этом принадлежит родителям. Уже с первых дней пребывания ребенка в школе надо следить за его настроением, за развитием отношений с детьми, чтобы вовремя отреагировать и уберечь психику ребенка от травмирования.

Да, вы работаете, на вас дом и множество других обязанностей, но что может быть важнее ребенка. Ведь речь не идет об умственной отсталости - речь о задержке развития, и задача родителей в том, чтобы этот сдвиг во времени не успел сделать из нормального ребенка с особенностями развития действительно умственно отсталого или безнадежного невротика.

Очень часто наблюдается позднее развитие интеллекта, но при этом его высокий уровень впоследствии.

Очень многое зависит от отношения к ребенку его первой учительницы, поэтому имеет смысл маме с ней подружиться. И речь не идет о грубом задаривании и задобривании, просто расположить к себе человека всегда полезно, а особенно, если у вас проблемный ребенок.

Только любящие, наблюдательные родители и искренне заинтересованные воспитатели и учителя могут оценить уровень умственного развития ребенка, а разово проведенная оценка умственного развития медицинским психологом не может дать реальной картины, потому что слишком много факторов будут влиять на оценку.

Ведь для ребенка визит к доктору уже стрессовая ситуация, которая, конечно же, повлияет на выполнение заданий. Он ведь не ощущает всей важности момента, а в результате появится ложная оценка его умственного развития.

Известен такой случай. К известному невропатологу пришел однажды молодой человек и молча положил перед ним диплом с отличием технического вуза, известного своим высоким уровнем требований.

На вопрос доктора парень ответил: «20 лет назад вы посоветовали моей маме сдать меня в спецучреждение для умственно отсталых детей.

Она не пошла на это, а упорно стала заниматься со мной. Сегодня я принес ей этот диплом, а она попросила показать его вам».

Известно много случаев, когда в школе оценивали как посредственности людей, ставших потом знаменитыми.

Чехов никогда не получал за сочинения выше тройки, Белинский, Гоголь, Герцен считались неспособными. Д.Байрон, Ньютон, В.Скотт - также.

Умственное развитие ребенка по годам

  • Развитие до года

К четырем месяцам жизни ребенок уже узнает маму - радуется ей, улыбается. Проявляется его эмоциональность, за ней стоит понаблюдать, потому что эмоциональность напрямую связана с умом.

Чем эмоциональнее пережить что-то в жизни, тем глубже оно войдет в память, как жизненный опыт.

В пять месяцев уже можно наблюдать сосредоточенность ребенка - он сам выбирает предмет своего внимания и это подтверждает его умственную полноценность. Но вот ему и этого мало.

Он берет в руки предмет, ощупывает его ручками, кусает, рассматривает. Это важная веха в умственном развитии.

Если ребенок берет в руки предмет и заинтересованно его изучает - это нормально, если же он схватывает предмет и тут же его отбрасывает, чтобы взять другой и отбросить, не заинтересовавшись им - это уже свидетельствует о поверхностности и отвлекаемости, а значит, и задержке умственного развития.

Малыш растет и все больше понимает требования взрослых. С ним разговаривают, объясняют ему свои действия - это умственное воспитание.

Когда ребенок начинает сидеть, у него освобождаются ручки, которые надо занять делом. Он берет игрушку и сосредоточенно стучит ею, не способный к сосредоточенности уже отстает в умственном развитии.

В 9 месяцев ребенок уже отзывается на свое имя. В его глазах - постоянный интерес ко всему окружающему.

Вялый, пассивный взгляд говорит о задержке в развитии.

  • Развитие от года до двух лет

К году жизни ребенок уже знает десятка полтора слов, подолгу играет с одним предметом, понимает, что означает слово «нельзя».

Примерно в это время он начинает ходить. Не потому, что окреп для этого, а потому что появилась потребность ходить, дозрел ум, развернулась генетическая программа.

Главное в ней - сосредоточенность, последовательность, когда каждый новый шаг готовит и предваряет последующий.

Необходимо все развивать комплексно, ведь хотя голова управляет руками и ногами, но и развитие рук и ног влияют на развитие головы.

  • Развитие от двух до трех лет

Второй год жизни - психоречевой. Малыш осваивает речь, задает вопросы.

К полутора - двум годам появляется фразовая речь. Это уже показатель нормального умственного развития.

В этом возрасте ребенок способен заниматься одним делом до 20 минут.

И чем больше вопросов способен задавать ребенок, тем выше уровень его умственного развития.

  • Развитие от трех до четырех лет

К трем годам ребенок уже использует 1500 слов.

Как утверждает всемирно признанный психолог Л.С. Выготский, если ребенок не знает названия вещи, то он как бы не видит ее. А значит, чтобы расширить его кругозор, надо вовлекать его в эмоциональное общение с родителями, старшими детьми.

Особенно развивает ребенка игра, окрашенная эмоциями а наиболее эмоциональны игры со сверстниками или вообще с детьми, ведь, как уже было сказано, эмоциональность напрямую связана с умом.

Задержка умственного развития нередко провоцирует и задержку речи.

Очень часто дети с потенциально глубоким умом начинают говорить позже, как будто потому, что им нечего сказать. Но плохо, если ребенок хочет, но не может выразить мысль.

Надо стараться его успокоить и не заострять внимание на его неудаче.

Заподозрив задержку речи, надо обследовать ушки ребенка и установить, нет ли проблем со слухом, и если все в порядке, начать работать с речью.

Это и постановка речи, и умственное развитие, и работа с психикой.

На третьем году жизни вначале ребенок задает вопросы: откуда? где? когда? - как бы развиваясь по горизонтали.

Во второй половине третьего года возникает вопрос: почему?, продвигаясь в глубину понятия.

Чудо третьего года жизни в том, что ребенок осваивает родной язык и просто нуждается в постоянном речевом общении со взрослыми. С ним надо говорить умно, серьезно.

Трехлетний ребенок уже может по какому-то одному признаку определить, что за предмет перед ним.

Трехгодовалый ребенок может сосредоточенно заниматься одним делом до 30 минут.

Если у трехлетнего ребенка нормальное умственное развитие, он чувствует насмешку, обиду, радуется, скучает, завидует, жадничает, сочувствует.

При задержке умственного развития ребенок испытывает примитивные эмоции - удовольствие-неудовольствие и грубо выражает их. Тонкая эмоциональность сопутствует тонкому уму.

Решающим фактором в воспитании эмоциональности ребенка является богатая эмоциональность матери. Чем одарила мать, тем и владеет ребенок. Ум без эмоциональности - ум холодный, ущербный.

Ребенок радуется, когда другим грустно, и печалится, когда другим весело.

Вторая сторона воспитания эмоциональности - культура самовыражения. Воспитанный ребенок рано улавливает уместную степень проявления эмоций, он не подавляет их, но и не истерит.

Он сердится, обижается, но не агрессивно. Радостный, он обнимает маму, недовольный - молча насупливается, а не вопит истошно.

Он с раннего детства наблюдает, как выражают эмоции в его семье, и если это интеллигентные отношения, то и ребенок усвоит правила поведения культурных людей.

Упустили для воспитания третий год - упустили многое.

  • Развитие от четырех до пяти

На четвертом году ребенок продолжает развивать то, чего достиг на 3 году.

Он уже способен толково пересказать увиденное, обобщить, классифицировать. А еще он может задать до 400 вопросов в день.

По характеру вопросов судят об уме ребенка, о направленности мышления.

Иногда дети задают вопрос, и не дождавшись ответа, тут же задают следующий. Это уже расположенность к пустозвонству, пустой болтовне, хотя иногда родители это принимают за разносторонность, увлеченность.

Умный ребенок задает вопрос и взрослый озадачен. Авиценна сказал о себе в детстве: «Я был лучшим из задающих вопросы».

Четырехлетний занимается одним делом 40-50 минут, много играет с игрушками.

  • Развитие от пяти до семи

Пятилетнего волнует, что такое справедливость, правда, предательство.

Он хорошо знает правила игры, соревнуется, спорит, командует, подчиняется.

Он рисует человека с головой, ногами, руками и другими деталями.

К концу шестого года ребенок использует 4000 слов. Он выражает оттенки мысли, понимает смысл речи взрослого во всех нюансах.

Он решает простые задачи и примеры, обобщает, выделяет. Выучивает стихи, уверенно ориентируется на улице.

В этом возрасте уже ясно - ребенок умственно развит или однозначно задержан в развитии. Фундамент интеллекта или заложен, или только закладывается.

В оценке нормативности ребенка уровень его умственного развития занимает ведущее место. Не случайно видовое наименование человека - homo sapiens, sapiens - человек разумный, разумный! Человек разумен, если он нравствен, способен обуздать свой трудный характер, агрессивные эмоции, прийти к правильному поведению и нормально адаптироваться. Принято полагать, что высоким интеллектом обладает каждый четвертый, средняя норма его - у двух из четырех, нижняя граница, т. е. то, что еще можно оценивать как более или менее удовлетворительное, примерно у каждого шестого, и неудовлетворительный уровень интеллекта - у каждого десятого (7% детей по уровню интеллекта между нижней границей нормы и умственной отсталостью и 3% - умственно отсталые). Однако в школе претензий нет только к одному из двух детей и, следовательно, каждый второй нуждается в целенаправленном и интенсивном умственном воспитании, чтобы не оказаться в той половине класса, которая прозябает на "отметке милосердия" - троечке.

В решающем, дошкольном периоде умственное воспитание, как и воспитание вообще, более всего осуществляется в семье. Поэтому родители должны иметь объективные, дающие целостное представление о ребенке и доступные пониманию неспециалистов критерии нормативности умственного развития . Несоответствие этим критериям квалифицируют как задержку умственного развития. Заподозрив задержку, следует немедленно обратиться к невропатологу или к психиатру . Если врач подтвердит опасения, родители в союзе с ним будут упорно трудиться, стремясь преодолеть ее. Пристальное внимание к умственному развитию ребенка во всех случаях благотворно. Поэтому лучше ошибиться, заподозрив задержку там, где ее нет, чем не выявить ее своевременно.

Первый год жизни

Итак, переходим к нормативам умственного развития, в единстве характеризующим интеллект до шести важнейших в его формировании лет.
К десятому дню жизни младенец пытается поднять головку, лежа на животике, задерживает взгляд на ярком предмете или глазах матери; двухнедельное дитя уже различает тихие и резкие звуки. Ребенок месячного возраста прислушивается к звуку. Полуторамесячный удерживает головку, пытается сосредоточить внимание на предмете, повернуть головку, чтобы удержать в поле зрения перемещающийся объект. С полутора месяцев ребенок явно предпочитает положение на руках. Почему? Потому, что так он лучше удовлетворяет генетически заложенную в нем потребность видеть и слышать, потому что такое положение дает ему возможность лучше ориентироваться пока еще в малом пространстве. Все, что он видит, удивляет его. Широко распахнутые глаза младенца на всю жизнь запечатлевают хорошее, но и плохое, красивое, но и безобразное. В три месяца ребенок сосредоточенно смотрит в лицо взрослого, видит предмет за четыре - семь метров, т. е. видит все, что происходит в комнате. Он слышит звуки и ищет их источник, ко всему присматривается и прислушивается. К четырем месяцам жизни он окончательно выделяет мать из всех окружающих, знает ее голос и, услышав его, ищет мать взглядом. Он "гулит", привлекая внимание матери и перекликаясь с ней. Младенец радуется ей, улыбаясь и всплескивая ручками, быстро двигая ножками. Он уже эмоционален. За развитием эмоциональности следует пристально наблюдать, так как она прямо взаимосвязана с умом. Эмоциональность - движущая сила умственного развития в этом возрасте. Первые пробуждающие ум воздействия - эмоциональная взаимосвязь в системе мать - дитя.

В пять месяцев ребенок до 10-15 минут неотрывно следит за предметом или человеком. Если раньше он смотрел только на то, что привлекло его внимание, то теперь он сам выбирает объект, на котором фиксирует внимание. Перед ним вертят волчок, а он смотрит на прыгающую в сторонке заводную лягушку: она ему интереснее. С этого времени можно уверенно говорить о зрительной сосредоточенности (начало зрительной сосредоточенности отмечается уже у двухмесячного!). Малыш не просто смотрит, а оглядывает предмет, как бы ощупывает его взглядом. Очевиден интерес, внимание, и притом сосредоточенное. Пятимесячный, проявляющий сосредоточенное внимание и интерес к чему-то, умственно полноценен. К пяти месяцам у малыша созрела способность далеко видеть и долго смотреть, слушать. Поэтому в пять месяцев он уже может самостоятельно повернуться со спинки на животик и, опираясь на ладошки, высоко поднять головку, чтобы видеть и слышать больше.

И в пять с половиной месяцев ребенок захватывает предмет, ощупывает его двумя ручками, тащит в рот, пробует на вкус, рассматривает. Это уже произвольный активный познавательный акт - важная веха умственного развития. Здесь намечается принципиальное: он или занимается схваченным предметом, или отбрасывает его, чтобы тут же схватить другой и через секунду отбросить и его, не заинтересовавшись им. Второе плохо , ибо свидетельствует о начале поверхностности и отвлекаемости, а, следовательно, о возможной задержке умственного развития.

В шесть месяцев малыш свободно переворачивается с животика на спинку, чтобы лучше рассмотреть захваченный предмет. Он стремится освободить ручки! Отвечая на вопрос "Где бабушка?", он ищет ее взглядом. К малышу подходит взрослый, заговаривает с ним. Сангвиник улыбается сразу; холерик и флегматик не торопятся с улыбкой. Они сосредоточенно всматриваются, их личики серьезны. И лишь оценив, кто перед ними (опасен, не опасен; приятен, не приятен), они или улыбнуться, или отвернуться, заплакав.

Однако до предмета не дотянуться, и в шесть месяцев ребенок пополз. Пополз, потому что умственно созрел для этого, пополз, чтобы стать еще разумнее. И родители заботятся, чтобы так оно и было: он должен ползти к чему-то и за чем-то, он должен поползти вовремя, потому что он "пополз за умом". Скорость ползания на животике мала, и необходимость побуждает в семь месяцев встать на четвереньки. Теперь он практически бежит, "бежит" и его умственное развитие.

В семимесячном возрасте ребенок лепечет, повторяя слоги: "ма-ма-ма", "бу-бу-бу". Это важно. Он сливает звуки, как в свое время сольет буквы. Отвечая на вопрос "Где папа?", и даже "Где киса?", малыш ищет их взглядом и, если не находит, указывает пальчиком на то место, где они имеют обыкновение быть (например, на кресло). Малыш все больше понимает требования взрослых. С ребенком говорят, объясняя все, что делают с ним, что требуют от него, а не тормошат его молча, как куклу. Это - умственное воспитание.

В восемь месяцев ребенок уверенно сидит, наклоняется к игрушке, берет ее, перекладывает из одной ручки в другую. У него свободны ручки. Их следует занять делом, ибо начало всему - до года жизни. И вы вовремя подкладываете малышу новую игрушку. Сидя, он до 30 раз сосредоточенно постучит ею обо что-то. Подчеркиваем - сосредоточенно. Не способный к сосредоточению уже отстает в умственном развитии, и мать заинтересовывает отвлекающегося, привлекая его внимание к игрушке.

В девять месяцев ребенок знает свое имя и оборачивается на зов.
С девяти - одиннадцати месяцев во взгляде малыша - пытливый интерес ко всему, что его окружает. Его глаза вопрошают. Следует заметить этот интерес, не погасить его, ласково ответить на взгляд-вопрос и тем самым побудить направить вопрошающий взор еще на что-то. Задерживающийся в развитии тоже смотрит, но пассивно, вяло. Ему тем более следует рассказать о том, что находится в поле его зрения, назвать предметы, по которым безучастно скользит его взгляд. Ребенку радостно уже от того, что с ним говорят, и он что-то поймет, запомнит слово, обозначающее объект. Вопросительный взгляд ребенка, любознательность во взгляде - этап к периоду вопросов, которые будут заданы, как только он заговорит. В десять месяцев в ответ на просьбу "дай" ребенок находит и дает знакомые предметы.

К году жизни ребенок использует в речи 7-14 слов, сосредоточенно занимается одним делом до четверти часа, усвоил смысл слова "нельзя". В год он пошел. Пошел не только потому, что ножки окрепли, а главным образом потому, что дозрел ум, появилась потребность дойти до интересующего, дойти со свободными ручками. Девочка пойдет на месяц-два раньше, чем мальчик; сангвиник раньше, чем холерик. Последним пойдет флегматик. Начало ходьбы - веха не просто моторного, а психомоторного развития. Очень важная рекомендация: не следует стремиться к освоению последующего, даже если пришло время, не освоив предыдущего; все необходимо развивать комплексно, помня, что движением ручек и ножек управляет головка, но развитие функции ручек и ножек есть и развитие головки. Ведь малыш с ловкими пальчиками, как правило, имеет хорошее психоречевое развитие.

Второй год жизни преимущественно психоречевой. Еще не достигшему полуторагодовалого возраста ребенку для накопления словарного запаса показывают предметы, людей и животных на картинке, называя их. Полуторагодовалый использует 30-40 слов, а двухлетний уже 300-400. В полтора года ребенок задает вопросы "что?", "кто?", к двум годам - "что это?", "кто это?". Чтобы сказать о чем-то, ребенок должен знать не только названия предметов, но и их признаки, должен уметь выразить с помощью слов, как предмет действует. И малыш осваивает существительные, местоимения , прилагательные, наречия, глаголы.

К полутора годам у девочек и к двум годам у мальчиков возникает фразовая речь. Вначале это предложения из двух-трех слов. Очевидно, что фразовая речь возникает и используется прежде всего для вопросов. Фразы "хочу гулять", "хочу би-би" - выражение простых потребностей, просьб, желаний, а радует нас вопрос "что это?". И чем лучше развивается ребенок умственно, тем более доминирует познавательная сторона, тем больше он задает вопросов и слушает. Если фразовая речь возникла у девочки к полутора, у мальчика к двум годам, они умны.
Итак, к двум годам совершается чудо: ребенок начинает говорить. Вы показываете двухгодовалому картинку, одновременно рассказывая, что изображено на ней, и побуждаете говорить и его. Продолжая развивать психомоторные навыки, вы усаживаете двухгодовалого за столик, даете карандаш и бумагу. Зажав карандаш в кулачке, он заполняет лежащие перед ним листы клубками линий. Двухгодовалый складывает и башенку из пяти кубиков. В этом возрасте он сосредоточенно занимается одним делом до трети часа.
Третий год. Качественный скачок в умственном развитии. Ребенок этого возраста набирает по 100 слов в месяц и к трем годам использует уже 1500 слов. По мнению, отечественного психолога, ребенок, не знающий названия вещи, как бы не видит ее. Таким образом, чем больше слов знает ребенок, тем больше он понимает окружающее. И тут встает вопрос о роли семьи в психоречевом, а значит, и в умственном развитии на данном этапе. Ребенок охотнее и прочнее усваивает те слова, которые чаще и эмоциональнее произносятся в семье. Следовательно, чем богаче словарный запас родителей, тем богаче будет словарный запас ребенка, тем глубже, полнее и естественнее он начнет познавать окружающее.

Задержка умственного развития нередко выражается в задержке речи. Умственное развитие всегда психоречевое развитие и протекает по закону количественного накопления и качественного скачка. Ребенок может долго набирать словарный запас; а потом в два-три дня перейти к фразовой речи. Нередко дети с потенциально глубоким умом начинают говорить позднее. Подобно мудрецам, они молчат, пока им нечего сказать. Но если ребенок хочет выразить мысль и не может, это плохо. Тогда он раздражается, нервничает, впадает в гнев или становится обидчивым, что может закрепиться, как черта характера. Стараясь успокоить малыша, вы показываете ему, что понимаете его, продолжая в то же время стимулировать появление фразовой речи. Заподозрив задержку речи, следует незамедлительно обратиться к отоларингологу, чтобы исключить дефект слуха, и начать борьбу с задержкой, если она подтвердится . В том случае, если речь ребенка невнятна, многие звуки произносятся неверно, с трех лет необходима работа с логопедом . Это и постановки правильной речи, но одновременно и умственное развитие, и предупреждение нервности или трудности.

В первой половине третьего года жизни ребенок задает ориентировочные вопросы "где?", "куда?", "откуда?" Во второй его половине он задает вопрос вопросов "почему?" Ранее он просто знакомился с миром, теперь он хочет его понять. Чем раньше ребенок задал вопрос "почему?", тем полноценнее его умственное развитие, чем позже - тем явственнее задержка. Возникновение вопроса "почему?" - принципиальный норматив! Если ребенок задерживается с вопросом "почему?", родители сами задают его малышу и сами отвечают на него, побуждая и малыша задать упомянутый вопрос, т. е. задуматься над сутью предметов и явлений. Со второй половины третьего года, вгрызаясь в суть, он начинает спрашивать: "А как сделал?", "А что будет?", "А что внутри?"

Трехгодовалый пересказывает услышанное и рассказывает об увиденном и пережитом, особенно если взрослые помогут ему наводящими вопросами. Он использует уже сложносочиненные и даже сложноподчиненные предложения, что свидетельствует об усложнении его мышления, о нормативности его умственного развития. По мнению, трехгодовалый должен в основном освоить родной язык, и в этом состоит чудо третьего года жизни. С двух до трех лет ребенок нуждается в постоянном речевом контакте со взрослыми. Говорите с ним, говорите умно, серьезно, и он будет умным.

В три года малыш понимает, что такое один, мало и много, различает правую и левую стороны. Трехлетний уже настолько умен, что по одной характерной детали узнает целое: по ушам - зайца, по бивням - слона.
Со второй половины удивительного третьего года он начинает осваивать конструктивную игру, строя с выдумкой, овладевая первыми элементами планирования. Ребенок выходит и на сюжетно-ролевую игру, но пока играет преимущественно с предметами: вот он доктор для куклы, вот шофер, а машиной ему служит перевернутый табурет. Однако постепенно он переходит и на игру со сверстниками. Трехгодовалый малыш сосредоточенно занимается одним делом до 30 минут.

Трехлетний, если он умен, воспринимает насмешку, самолюбив, обижается, радуется, печалится, тоскует, любит, испытывает чувства доброжелательности, враждебности и зависти, способен к сочувствию. Эмоции врожденны, но, как все врожденные потенции, нуждаются в развитии. Эмоциональное развитие тесно связано с интеллектуальным, и в данном аспекте уместно говорить об эмоционально-умственном воспитании, как и об эмоционально-умственном уровне развития ребенка. При задержке умственного становления возможна задержка эмоционального развития, и тогда трехлетний будет испытывать лишь примитивные эмоции - удовольствие и неудовольствие - и грубо выражать их. Тонкая эмоциональность развивается неразрывно с тонким умом. Решающим условием воспитания эмоциональности ребенка является многокрасочная и богатая эмоциональность матери. Сколько бы ни твердили малышу о любви, она ему будет неведома, если он не испытал ее во взаимной любви с матерью. Сколько бы ни говорили ему о нежности, печали, доброжелательности и сочувствии, если это не присуще матери, жестокосердным будет и ребенок. Чем одарила мать, тем ребенок и владеет. Ребенок развивает ум, но, если мать не одарила эмоциональностью, то ум ребенка холодный, односторонний, более того – ущербный.

Вторая грань воспитания эмоциональности, не менее важная, - культура эмоциональной экспрессии. Воспитанный ребенок сдержан в выражении отрицательных эмоций. Он не подавляет их, но и не истеричен. При неудовольствии он сердит, но не беснуется. Гнев его - во взгляде, он даже может топнуть в сердцах, заплакать и сказать, как он обижен, но это не агрессия и не двигательная буря. Радость такой ребенок выражает улыбкой, взволнованной речью, тем, что обнимает и целует маму. Если он недоволен, то насупливается, красноречиво молчит, а не вопит истошно и не жестикулирует неистово. Этому учат и этого требуют. Тогда перед нами интеллигентный, культурный ребенок. И, конечно, он умен. В три года малыш уже мыслящий человек, но к умению думать его следует привести. Упустив для воспитания третий год жизни, упустили многое. Три года назад ребенок родился с потенциальными возможностями. Теперь они во многом реализовались. Извечное женское дело тех девяти месяцев, от зачатия до родов, доступно всем здоровым; подвиг умственного, эмоционального, нравственного "вынашивания", воспитания - родительский подвиг матери и отца. И доступен он только истинно любящим, только личностям - Матери и Отцу.

Четвертый год базируется на успехах и уровне, достигнутых к трем годам. И только так. В воспитании нельзя через что-то перепрыгнуть, что-то игнорировать - "пусть побалуется, пусть подрастет, а научим потом". Трехгодовалый понимает то, что он увидел, пережил. На четвертом году жизни ребенок идет дальше. Он способен понять то, чего не видел сам и о чем еще не знает, если ему толково рассказать об этом. К четырем годам по картинке он сочиняет более или менее подробный рассказ, расцветив его приключениями. Он осмысленно заканчивает предложение, начатое взрослыми. Четырехлетний обобщает: стул, стол, шкаф, диван - мебель, а кастрюля, тарелка, чашка - посуда.
К четырем годам жизни малыш задает до 400-500 вопросов в день и осваивает полученную в ответах информацию. Среди вопросов доминирует въедливое "почему?" Характер ответов решает многое. Спросил: "Почему этот дедушка ходит с палочкой?", а ему ответили поверхностное: "Все дедушки ходят с палочкой". Но подобный ответ ничего не объясняет. Удовлетворяясь ничего не значащими ответами, ребенок начнет и сам думать поверхностно. Потом он и вовсе перестанет слушать ответы, а задав один вопрос и даже не дожидаясь ответа, тут же задаст следующий. И так без конца. В итоге вырастает пустозвон, болтун. А можно было ответить, например, так: "Дедушке много лет, и у него болят ноги. Без палочки он может упасть. Без палочки ему трудно идти. Палочка для него как добрый внучек - она помогает ему, поддерживает его". Образный ответ запоминается, будит мысль, рождает более глубокие вопросы.

С другой стороны, отец - физик, инженер или математик - отвечая на вопрос четырехлетнего сына о громе и молнии, прочтет ему целую лекцию об электричестве, прибегая к специальной терминологии. Это излишне - не по возрасту и не по уму. Если подобное будет иметь место часто, ребенок может стать "заумным". Самое сложное следует объяснять просто и в то же время глубоко, образно. Ребенок с задержкой умственного развития, как указывалось, более всего запаздывает с вопросами, особенно с ведущим во вскрытии причинно-следственных связей, глубинным "почему?" И тогда родители в нормативные сроки сами задают ему вопросы и сами отвечают на них. Он должен задать 400 вопросов, ему задают 40, чтобы обстоятельнее и понятнее ответить, дав время на усвоение информации. Возможно, это продлиться долго, но придет час, и он войдет во вкус познания, задаст вопрос "почему?" сам. Без такой стимуляции малыш может так и не выйти на "почему?", ограничившись вопросами "что?", "где?", "куда?" Четырехлетний занимается одним делом 40-50 минут (40 - сангвиник, 50 минут - холерик и флегматик). В четыре года ребенок окончательно готов к сюжетно-ролевой игре со сверстниками. В ней он ставит цель, планирует. И во второй половине четвертого года он задает вопрос "зачем?". Развивающийся нормально расскажет, что и как он намерен сделать, в отличие от задерживающегося, который действует на авось, идет путем проб и ошибок. Четырехлетний много занимается с игрушками. Ему дают сначала одну, но интересную игрушку и знакомят с ней до полного ее освоения. Только после полного ознакомления с одной выдается другая. Не поняв сути игрушки, будучи привлечен только ее цветом и формой, ребенок не заинтересуется ею и быстро ее оставит. Суть игрушки следует раскрыть как можно полнее и показать ее в действии, со всех сторон, вызвав интерес к ней. Игрушку заводят, запускают, включают в сюжетно-ролевую игру. Естественно, если для игры потребуется несколько игрушек, связанных с ее сюжетом, ребенок получает их одновременно.

Пятый год. Вновь качественный скачок. Узнавал, познавал - и вдруг задумался о глубинных причинах. Куда девалась самонадеянность незнайки! Если раньше он усвоил, что это хорошо, а то плохо, принимая все на веру, то теперь перед ним встал вопрос, почему это хорошо, а то плохо. Пятилетнего волнуют и более общие категории. Он стремится понять, что такое справедливость, верность, неправда. Он задумывается над тем, что такое жизнь и смерть. Пятилетний совершенно свободно играет с детьми, хорошо знает правила игры. Он соревнуется, спорит, доказывая свою правоту, ищет причины неудач, командует, организует и подчиняется. Если говорить о более частном, то к пяти годам ребенок знает не только свое имя, но и отчество, фамилию, возраст, адрес, транспорт, идущий к его дому. Он умеет пользоваться конструктором, собирая машину по прилагаемой схеме. Он рисует человека с головой, глазами, носом, ртом, ушами, волосами, туловищем, руками и ногами от туловища, с пальцами на руках и пририсовывает к ногам стопы. И все это он должен знать и уметь.

Шестой год. К концу его ребенок использует 4 000 слов. Он может выразить почти все оттенки мысли и понимает речь взрослого почти во всех нюансах. В этом возрасте умственно развитому ребенку доступен смысл простых пословиц и поговорок, он все более находчиво и быстро дополняет незаконченные предложения, видит сюжетную связь трех картинок и составляет по ним рассказ. Он уже решает простые арифметические задачи. Он свободно, без затруднений обобщает, вычленяет. Вы задаете шестилетнему ребенку вопрос: "В один сарай свели корову, овцу, медведя и лошадь. Кого из них следует побыстрее убрать, кто лишний?" И умный ребенок отвечает: "Медведя!" Тут же вопрос: "Почему?" Ответ незамедлителен: "Он хищник, он дикий, он из леса". Шестилетний понимает поставленную перед ним задачу, свою роль во взаимодействии с другими; он должен знать много игр и уметь выдумывать сюжет для них. Он считает до ста, складывает и вычитает до десяти. Запоминает и декламирует простые стихи. У такого ребенка не будет проблем с обучением в школе. Шестилетний уверенно ориентируется на улице и знает предназначение зданий (жилой дом, аптека , магазин). Он ориентируется в настоящем, прошедшем и в будущем времени; среди детей (хороший и плохой, умеет и не умеет, сильный и слабый, понимает и не понимает). В семейных отношениях и среди взрослых; в опасном и безопасном; в правилах детской игры и в нормах поведения. Изображая человека, он между головой и туловищем рисует шею; на человеке шляпа, одежда, обувь. Шестым годом жизни мы заканчиваем изложение возрастных нормативов умственного развития, так как пять с половиной лет - ключевой возраст, к которому ребенок или соответствует им, или безоговорочно задержан в развитии. Он уже готов к школе или не готов. С этого возраста ему доступны все виды обучения (иностранный язык , музыка по нотам, занятия в шахматном кружке и др.). Фундамент интеллекта заложен.

Задачи умственного воспитания понимают порой упрощенно, стараясь "вложить" в дошкольника как можно больше знаний об окружающем. Но дело не в "многознании". Гораздо важнее выработать у ребенка общие способы познавательной деятельности - умение анализировать, сравнивать, обобщать, а также позаботиться о том, чтобы у него сложилась потребность получать новые знания, овладевать умением мыслить.

В режиме дня малыша нет особой графы "умственное воспитание". Оно осуществляется и тогда, когда ребенок играет, и тогда, когда он занят посильным трудом, и тогда, когда он с вашей помощью знакомится с новыми предметами и явлениями действительности.

Всестороннее развитие личности ребенка обеспечивается единством нравственного, умственного, эстетического и физического воспитания. А.Н. Леонтьев по этому поводу пишет: "Умственное развитие ребенка нельзя рассматривать в отрыве от его психического развития в целом, от богатства интересов ребенка, его чувств и всех других черт, образующих его духовный облик".

Умственное развитие ребенка

Активная жизнь детской мысли - это самая главная предпосылка и сознательного отношения к обучению, и твердых, глубоких знаний, и тонких интеллектуальных взаимоотношений в коллективе.
В.А. Сухомлинский

Ребенок растет. Он вступает во все более сложные взаимоотношения с окружающими людьми; у него складываются новые потребности; новые свойства вещей, которых ранее ребенок не замечал, теперь выступают для него на первый план.

Новое знание ребенка о мире может возникнуть лишь на основе новых форм мыслительной деятельности.

Ведущее значение в развитии мышления ребенка имеет его практическая деятельность. Как вы помните из предыдущих страниц сайта, одна из особенностей наглядно-действенного мышления, возникающего в раннем детстве, - неразрывная его связь с практическим действием. Процесс мышления как бы вплетен в практическую деятельность, протекает во взаимодействии с ней. Наглядно-действенное мышление - исходный пункт интеллектуального развития ребенка.

В дошкольном детстве получает развитие и преобладает новая, более сложная форма мышления - наглядно-образное. С ее помощью решение ряда задач осуществляется ребенком в уме, без участия практических действий - он оперирует лишь образами.

Способность к мышлению в образах вначале выступает как оперирование представлениями о конкретных предметах и их свойствах. Но и в таком виде образное мышление дает возможность ребенку выйти за пределы непосредственно воспринимаемого. Мышление теряет свою неразрывную связь с практическими действиями и непосредственным восприятием ситуации.

Важно подчеркнуть, что способность к оперированию представлениями не просто непосредственный результат того, что ребенок усваивает знания и умения. Здесь, как в некоей точке, сходятся разные линии психического развития - овладение предметными действиями, речью, усложнение игры, подражание...

Много значат для развития наглядно-образного мышления ребенка конструирование, изобразительная деятельность, труд в природе. Именно здесь у детей складывается способность представлять себе будущий результат своих действий (постройку, рисунок какого-либо предмета и т. д.). Отсюда и возможность планировать свои действия, начиная с замысла и кончая осуществлением его.

В простейших формах образное мышление появляется уже в раннем детстве. Но именно в простейших - к началу дошкольного детства ребенок способен решить в уме лишь те задачи, в которых действие (оно может выполняться рукой или орудием) прямо направлено на то, чтобы получить практический результат - переместить предмет, использовать его, изменить.

Но вот перед ребенком - ведь деятельность его усложняется - встают задачи нового типа. Результат действия в них можно назвать косвенным, а не прямым. Чтобы достичь этого результата, надо учесть связь между двумя (как минимум) явлениями, происходящими последовательно или одновременно. Пример: ребенок хочет, чтобы мяч отскочил к нему от стенки. Прямой результат действия - мяч ударяется о стенку; возвращение мяча - результат уже косвенный.

Задачи, где необходимо учитывать косвенный результат, возникают в играх с механическими игрушками, в конструировании (от величины основания постройки зависит ее устойчивость), во многих других случаях.

Трехлетние дети пытаются справиться с такими задачами с помощью приемов наглядно-действенного мышления. Как вы помните, здесь не обойтись без внешних ориентировочных действий. Например, в той задаче, где надо, отодвинув от себя ближний конец рычага, приблизить к себе дальний (и заполучить таким образом желаемую игрушку), младшие дошкольники пробуют двигать рычаг в разных направлениях - они не в состоянии еще соотнести косвенный результат (приближение дальнего конца) с прямым (удаление ближнего). Решение, которое найдено с помощью проб, ребенок может, конечно, запомнить. Но измените форму рычага - пробы начнутся заново.

В среднем дошкольном возрасте можно наблюдать переход к решению таких задач в уме. После того как ребенка познакомят с несколькими вариантами задачи, он станет решать новый вариант в уме, не прибегая к внешним действиям, к пробам.

Когда малыши решают задачи с косвенным результатом, у них складывается новая, более высокая форма наглядно-образного мышления, которую можно назвать наглядно-схематической. Здесь сохраняются не отдельные предметы и их свойства, а связи и отношения между предметами и свойствами. Одно из свидетельств этого - схематизм детского рисунка, в котором часто передается главным образом связь основных частей, а индивидуальные приметы изображаемого совсем отсутствуют.

Такие рисунки характерны для детей, которых рисовать не учат. Если же такое обучение происходит, то очень скоро малыш начинает понимать, что важно передать именно внешний облик предмета.

Другое проявление схематизма мышления детей - то, что они легко и быстро понимают схематические изображения и с успехом пользуются ими.

Овладев наглядно-схематической формой мышления, дети получают возможность усваивать обобщенные знания. Они могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства предметов и явлений, но и их внутренние, существенные связи и отношения. В дошкольном детстве складываются способности к начальным формам абстракции, обобщения, умозаключения.

Например, у детей старшего дошкольного возраста можно сформировать понимание связи между внешним строением животных и условиями их существования. Если приходится знакомиться с новым животным, то дети по внешнему его виду, по характерным признакам могут заключить, где оно живет, как добывает пищу.

Переход к построению схематизированных образов не единственное направление в развитии образного мышления дошкольников. Важно еще, что представления ребенка приобретают гибкость, подвижность.

В частности, он учится представлять себе предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение.

Темп умственного развития детей дошкольного возраста очень высок по сравнению с более поздними возрастными периодами. Какие-либо дефекты, допущенные в умственном воспитании ребенка в период дошкольного детства, трудно восполнимы в более старшем возрасте и оказывают отрицательное влияние на все последующее развитие ребенка.

Руководя умственным воспитанием ребенка, родителям надо постоянно сообразовываться с его возрастными особенностями. Мы уже отмечали, что у дошкольников познание существенных связей и зависимостей различных областей действительности происходит главным образом на основе наглядно-образного, а не понятийного мышления. Поэтому следует как можно полнее использовать возможности таких форм мышления, как наглядно-действенное и наглядно-образное, и не форсировать искусственно развитие понятийных форм мышления. Переход к этим формам будет тем успешнее, чем лучше развиты элементарные формы мышления ребенка.

Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок был умным, поэтому сегодня так популярны разнообразные методики и упражнения для обучения чтению, счету и письму едва ли не с рождения. Но важно понимать, что умственное развитие ребенка – это не только формирование определенных знаний, умений и навыков. Сегодня этому понятию придают более глубокое значение, так как важнее активизировать у детей познавательную деятельность и развивать мыслительные процессы.

Этапы интеллектуального развития ребенка

С самого рождения дети отличаются друг от друга, так как они имеют разные физиологические и психологические задатки. Развитие каждого ребенка, в том числе умственное, происходит по индивидуальной схеме, поэтому нет детей, имеющих совершенно идентичные способности. На интеллект ребенка влияет множество факторов, в том числе наследственность, окружающая эмоциональная обстановка, интенсивность обучения, здоровье и другие.

Большинство ученых сходятся во мнении, что развитие человека, в том числе и интеллектуальное, происходит стадиально. Для описания этого процесса используется несколько схем. Так, по одной из общепринятых теорий, выделяют 3 крупных стадии умственного развития ребенка:

  • Сенсомоторная стадия (от рождения и до 2 лет) – период овладения моторными и сенсорными способностями. На этой стадии умственного развития ребенка он осваивает различные двигательные навыки, знакомится с текстурой и свойствами окружающих его объектов. У ребенка развиваются врожденные рефлексы и формируются условные, происходит развитие преднамеренных действий, направленных на достижение определенной цели;
  • Стадия конкретных операций (с 2 до 11 лет) – ребенок учится сравнивать, классифицировать, измерять, располагать в ряд и т.п., оперировать такими категориями, как величина, количество, число, вес, вместимость, объем и т.д. К концу этого периода интеллектуального развития ребенка, он все глубже понимает взаимосвязи между признаками объектов, что позволяет ему упорядочивать предметы в пространстве, решать простые физические задачи;
  • Стадия формальных операций (с 11 до 15 лет) – мыслительные операции совершаются без конкретной опоры, появляется абстрактное мышление, которое функционирует с помощью гипотез и дедукций.

Каждый из этих этапов знаменуется наиболее успешным усвоением определенных навыков.

Эмоциональное, речевое и логическое развитие

Традиционно психологи выделяют 3 типа умственного развития ребенка:

  • Эмоциональное;
  • Логическое;
  • Речевое.

С самого рождения интенсивно происходит эмоциональное развитие, что очень важно для успешности человека в будущем. Развитый эмоциональный фон формирует у человека моральные стандарты, которые в будущем позволяют ему реализовать себя в жизни наилучшим образом.

Основы для логического и математического развития закладываются в период от 1 года до 5 лет. В этом возрасте ребенку нужно предлагать самостоятельно выполнять логические операции (сравнение, анализ, классификация, обобщение т.п.). Установлено, что развитие этого типа мышления связано с формированием слуха, зрения и осязания, поэтому для развития математических способностей нужно не только играть с малышом в логические игры, но и сортировать предметы по определенным признакам, прививать любовь к музыке.

В первые десять лет жизни происходит наиболее интенсивное развитие лингвистических способностей, что необходимо для полноценного умственного развития ребенка. Развитие речи тесно связано с мелкой моторикой, поэтому для его нужно разговаривать с ребенком, читать ему сказки и петь песни, а также заниматься лепкой, рисованием, играть с мелкими предметами.

Как стимулировать развитие умственных способностей ребенка?

Развитие умственных способностей ребенка начинается сразу после его рождения и осуществляется в ходе знакомства с окружающим миром, общения и приобретения опыта. Восприятие малыша отличается от восприятия подростка, ребенок стремится усвоить как можно больше информации, но мозг его быстро утомляется, поэтому при занятиях с маленькими детьми важно чередовать разные виды деятельности.

Особенностью интеллектуального развития ребенка является то, что лучше всего усвоение информации происходит в процессе игры, поэтому современные психологи не рекомендуют слишком увлекаться упражнениями для раннего развития детей. Занятия через силу могут погасить в ребенке познавательный интерес. Эффективнее стимулировать развитие интеллекта в игре, начатой малышом по собственной инициативе. При выборе развивающих игр и упражнений важно учитывать интересы ребенка.

Умственное развитие ребенка неразрывно связано с процессом воспитания. Родители должны сочетать ласковое, доброжелательное обращение с дисциплиной и определенными требованиями к поведению. Нужно приучать малыша к порядку, это научит его быть аккуратным и обязательным. Регулярные физические упражнения развивают выносливость и волю. Важно также с раннего возраста приучать ребенка к труду, требуя посильную помощь в домашних делах, воспитывать в нем усидчивость, упорство, доброжелательность и доброту – это неотъемлемые качества любого интеллектуально развитого человека. 4.8 из 5 (8 голоса)