До мурашек! Почему младенцы детдома всегда молчат? Почему младенцы в детдоме молчат? Услышав о причинах этого, слезы катятся из глаз ручьем

17.04.2019

Как часто родителям приходится сталкиваться с ситуацией, когда малыш в ответ на слова, просьбы и вопросы взрослых просто молчит и как будто замыкается в себе. Так случается, когда мама пытается научить сына математике, а он не желает повторять только что объясненный ею урок; так бывает, когда папа ругает малыша за плохое поведение, а он словно не слышит. Но малыш просто делает вид, что не слышит взрослого и молчит. Почему так происходит?

Ребенок боится

Очень часто дети теряются и не могут найти подходящих слов, когда взрослый по какой-то причине их пугает. Возможно, малыш боится ответить на вопрос неправильно и тем самым вызвать гнев родителей. Точно так же обычно ведут себя и взрослые. Вспомните свою реакцию, когда вы чего-то боитесь – все нужные слова сразу же вылетают из головы, а внимание рассеивается, и вы не можете вспомнить, что вам только что сказали. Так же и у малыша - вместо нужных ответов в голове начинают крутиться мысли о том, правильно ли он отвечает, как он выглядит, что скажут родители и так далее.

Ребенку не интересно

Еще одна причина, по которой вам может казаться, что ребенок вас не слышит или не слушает – это отсутствие интереса с его стороны. К примеру, малыш увлекся сборкой самолета из конструктора и пропустил вопрос отца или не услышал, как мама зовет его обедать. Не нужно ругаться – вспомните свою реакцию на внешние раздражители в то время, когда вы чем-то сильно увлечены. Попробуйте попросить мужчину починить дверцу шкафа во время просмотра футбольного матча или спросить у женщины, где лежит квитанция о квартплате, когда она увлеченно разговаривает с подругой по телефону, и вы поймете, что с первого раза вас вряд ли услышат.

Ребенок протестует

Очень часто дети никак не реагируют на просьбы и вопросы родителей, когда хотят им досадить. В большинстве случаев такой протест – это эмоциональная реакция на большое число ограничений, жесткий родительский контроль и стремление участвовать во всех делах ребенка. Родители из-за своей чрезмерной опеки и контроля быстро теряют доверие и уважение ребенка, которые очень трудно вернуть.

Если замкнутым и необщительным становится подросток, то родителям необходимо поговорить со своим ребенком. Если беседа не принесла результатов и причина замкнутости или агрессии осталась невыясненной, то следует незамедлительно обратиться к психологу.

В вашем браузере отключен JavaScript

Если ребенок молчит…

Если вы столкнулись с таким поведением ребенка, в первую очередь определите, с чем оно связано. Страх можно прочитать в глазах малыша и постараться успокоить своего ребенка. Не используйте командный тон, не повышайте голос, говорите с малышом спокойно.

Если страх ребенка – это боязнь что-то сделать не так, то он обычно возникает как реакция на чрезмерную опеку со стороны родителей. Вам нужно пересмотреть свое поведение и постараться давать малышу как можно : не стоит объяснять ему правила пользования каждой новой игрушкой, читать лекции о том, как опасно ходить по лужам, покрытых льдом, и каждый раз рассказывать, как нужно правильно шнуровать ботинки. Постепенно малыш перестанет чувствовать давление с вашей стороны и станет более раскованным и открытым.

Если ребенок вас не слышит из-за того, что его мысли сосредоточены на чем-то совершенно другом, нужно либо дождаться более удобного момента, либо поговорить с крохой о том, что его занимает в данный момент. Малышка, с которой вы немного поиграете в куклы, охотнее пойдет обедать, а ребенок, собирающий новый конструктор, сможет переключиться на ваш вопрос, если вы сначала поинтересуетесь, чем он сейчас занят.

Если же причина – протест против , вам нужно пересмотреть правила воспитания. Если ребенок постоянно слышит от вас замечания и упреки, неудивительно, что ему это надоедает, и он стремится закрыться от них «непроницаемой стеной».

Главное – это умение интересоваться тем, что происходит в мире вашего ребенка, и желание понять его, а не стремление сделать так, чтобы он беспрекословно подчинялся, выполнял приказы и всегда был готов отвечать на ваши вопросы. Только при взаимном понимании между родителем и ребенком могут возникнуть доверие и близость, которые нужны всем.

Виктория Грицук

Она дала ему ответ, услышав который любой вздрогнет. Я эти слова НИКОГДА не забуду!

Эту историю рассказала Дайна из Челси. Она сама недавно стала матерью, причем роды проходили очень сложно. Но, к счастью, малышка родилась здоровой и мамочка не пострадала. Дальше от ее лица.

Однажды мы с мужем пошли в церковь, и оставили доченьку дома. Там один миссионер рассказал нам историю, которая запала мне глубоко в душу. Он часто бывал в приютах, но один из визитов запомнился ему лучше других. Тогда он зашел в комнату к младенцам и не мог поверить своим ушам.

Там стояло около 100 манежиков, но никто из деток не издавал ни звука. Это было так нехарактерно для маленьких детей, что атмосфера казалась странной и даже пугающей. Тогда миссионер спросил у няни, почему в комнате так тихо. И она дала ему ответ, услышав который любой вздрогнет. Я эти слова НИКОГДА не забуду!

Женщина посмотрела с грустью в глазах и сказала: «Попадая к нам, первое время они сильно плачут. Но проходит час, два часа, день, неделя, и они успокаиваются, так как понимают, что к ним никто не придет…».

Детки понимают, что ни через 5 минут, ни через час, возможно, даже никогда, к ним никто не придет…

После этих слов мое сердце замерло. И я дала себе обещание, что всегда буду приходить к своему ребенку. Я вернулась домой, прижалась к маленькому тельцу дочки и пообещала ей, что приду посреди ночи, если услышу ее плач. Что мы с мужем всегда будем рядом, поддержим ее в любой ситуации.

Что мы будем любить ее, станем для нашей девочки самым безопасным пристанищем и самым уютным местом на земле. Мы всегда будем рядом.

Читайте также:

News, Познавательное

Просмотрено

Топ 10 самых вкусных и удачных салатов для новогоднего стола!

News, Удивительное

Просмотрено

Рианна в соблазнительном костюме и с зелеными волосами хорошо повеселилась на барбадосском фестивале

News, Доброе

Просмотрено

Столкнулся в коридоре с Леной, нашим финансовым директором, она похвасталась картонной коробкойДобрая история из жизни

Малышу уже почти 3 года, а его никак не разговорить? Такая проблема сегодня встречается довольно часто. Мамы нервничают, паникуют и не знают, куда «бежать». Молчание ребенка — это просто его особенность или все-таки пора бежать к доктору? Что делать? В первую очередь — выдохнуть и успокоиться, лишние эмоции в этом вопросе ни к чему.

Давайте сначала проведем тест на речь ребенка. Прежде всего, следует разобраться, что именно должен уметь малыш к этому возрасту.

Итак, к 3 годам ваш ребенок

  • Действия (свои и чужие) сопровождает (проговаривает) соответствующими звуками и словами. Например, «чух-чух», «би-би» и др.
  • Практически все звуки произносит грамотно. Пожалуй, за исключением самых сложных — «р», «л» и шипяще-свистящих.
  • Способен назвать действие, предметы и качества.
  • Рассказывает маме с папой сказки, различные истории и читает мини-стихи.
  • Повторяет за родителями слова или целые фразы.
  • За исключением деепричастия с причастием, использует в разговоре все части речи.
  • Словарный запас уже довольно большой — около 1300 слов.
  • Способен назвать практически каждый предмет с картинки, состоящей из 15 в среднем предметов.
  • Спрашивает о незнакомых предметах.
  • Складывает слова в предложения.
  • Чувствует мелодию, ее ритм.

Если хотя бы по половине пунктов вы, вздыхая, ставите знак «минус», есть смысл проконсультироваться у своего педиатра (для начала).

Для молчания малыша есть немало причин. Можно условно разделить их на «медицинские» и «все остальные».

Медицинские причины:

  • Алалия. Данное нарушение представляет собой грубое недоразвитие речи или же и вовсе ее отсутствие по причине поражения конкретных центров головного мозга. Диагностикой в данном случае занимается невролог.
  • Дизартрия. Это нарушение — результат неполадок в работе ЦНС. Из проявлений можно отметить нечеткость речи, недоразвитие мелкой моторики и ограниченную подвижность органов речи. Чаще всего данная болезнь сопровождает ДЦП, а сам диагноз ставит логопед и только после длительного наблюдения за ребенком.
  • Дислалия. Этот термин применяют при нарушении произношения звуков — как одного, так и нескольких. Исправляется обычно с помощью логопеда с 4-х лет.
  • Заикание. Наиболее известное нарушение, совпадающее с периодом психического активного развития и появляющееся после испуга малыша или каких-либо проблем в семье. Исправляют этот «дефект» вместе с неврологом.
  • Поражение слуха. К сожалению, при данной особенности речь окружающих ребенок воспринимает весьма плохо, а при глухоте и вовсе искажает слова и звуки.
  • Наследственность. Конечно, факт наследственности имеет место быть, но если к 3-м годам ребенок так и не научился складывать слова хотя бы в простые предложения, то причина для беспокойства у вас есть — следует обратиться к специалисту.

Другие причины:

  • Перемены в жизни ребенка. Например, новое место жительства, адаптация к детскому саду или появление новых членов семьи. На время привыкания малыша к новым обстоятельствам развитие речи притормаживается.
  • Отсутствие необходимости в речи. Бывает и такое. Например, если ребенку общаться совершенно не с кем, если с ним общаются крайне редко, или же когда родители всё говорят за него.
  • Дети-билингвы. Такие малыши нередко начинают говорить позже, потому что мама с папой говорят на разных языках, и освоить сразу оба языка ребенку сложно.
  • Малыш просто не торопится. Такая вот индивидуальная особенность.

Если, сравнив «показатели» речи своего малыша с нормой, вы нашли повод для беспокойства — значит, пора нанести визит доктору.

К кому идти?

  • Сначала — к педиатру. Врач осмотрит малыша, проанализирует ситуацию и даст направления к другим специалистам.
  • К логопеду. Он проведет тестирование и определит — каков уровень развития и непосредственно речи малыша. Возможно, для уточнения диагноза он отправит вас к психоневрологу.
  • К лору. Его задача — проверка взаимосвязи между задержкой речи и имеющимися проблемами артикуляционного аппарата (в частности, укороченная подъязычная уздечка и пр.). После осмотра и аудиограммы врач сделает выводы и, возможно, направит к иному специалисту.
  • К невропатологу. Квалифицированный специалист после ряда процедур быстро определит — есть ли проблемы по его профилю.
  • К психологу . Если все прочие варианты уже «отпали», а причина так и не найдена, то отправляют и к этому специалисту (либо к психиатру). Вполне возможно, что все гораздо проще, чем думает паникующая мама.
  • К сурдологу. Этот специалист проверит — нет ли проблем со слухом.

Что могут назначить врачи?

  • Лекарственная терапия. Обычно препараты в такой ситуации назначают психиатр либо невролог. Например, для питания нейронов мозга или активизации деятельности речевых зон.
  • Процедуры. Для восстановления полноценной работы определенных центров мозга используют магнитотерапию и электрорефлексотерапию. Правда, у последней есть ряд противопоказаний.
  • Альтернативное лечение. К нему можно отнести иппотерапию и купание с дельфинами.
  • Педагогическая коррекция. Здесь работает дефектолог, который должен откорректировать негативные тенденции общего развития и предотвратить новые отклонения с помощью различных реабилитационных мер и в индивидуальном порядке.
  • Логопедический массаж. Весьма эффективная процедура, во время которой происходит воздействие на конкретные точки мочек ушей и рук, щек и губ, а также языка ребенка.
  • И, конечно — упражнения , которые будут выполнять дома с малышом его родители.

Занятия и игры с ребенком-молчуном - как разговорить малыша, который в 3 года не говорит?

Конечно, возлагать надежды исключительно на специалистов не стоит: львиная доля работы ляжет на плечи родителей. И работа эта должна быть не ежедневной, а ежечасной .

Какие «инструменты» есть у папы с мамой для занятий с «молчуном»?

  • Расклеиваем по всей квартире картинки на уровне глаз ребенка. Это могут быть звери, мульт-герои, фрукты и овощи, и пр. То есть, создаем речевую среду, увеличивая количество мест в доме, стимулирующих ребенка к речи. Рассказываем ребенку о каждой картинке МЕДЛЕННО (дети читают по губам), спрашиваем о деталях, еженедельно меняем картинки.
  • Занимаемся артикуляционной гимнастикой. Сегодня на эту тему предлагается масса книг-руководств — выбирайте свою. Гимнастика для мышц лица крайне важна!
  • Развитие мелкой моторики. Этот момент также важен для развития речи, потому как центр мозга, отвечающий за моторику, граничит с центром, что отвечает за речь. В качестве упражнений подойдут игры с просеиванием и пересыпанием, лепка, рисование пальцами, поиск игрушек, «утонувших» в крупе, плетение косичек, «пальчиковый театр» (в том числе, театр теней на обоях), строительство из конструктора лего, и пр.
  • Читайте книги! Как можно больше, чаще и с выражением. Малыш должен быть активным участником вашей сказки или стихотворения. При прочтении коротких стишков давайте возможность своему ребенку окончить фразу.
  • Танцуйте с ребенком под детские песни, пойте вместе. Игра и музыка, как правило — лучшие помощники для вашего молчуна.
  • Учите малыша «кривляться». Можно устраивать конкурсы дома — на лучшую рожицу. Пусть ребенок растягивает губы, щелкает язычком, вытягивает губы трубочкой и пр. Отличная зарядка!
  • Если ваш ребенок разговаривает с вами жестами , мягко поправляйте чадо и просите озвучить желание словами.
  • Зарядка для языка. Мажем губки малыша вареньем или шоколадом (площадь должна быть широкой!), а малыш должен эту сладость слизать до идеальной чистоты.

Лучшие упражнения для речевых мышц — делаем вместе с мамой!

  • Имитируем голоса животных! Расставляем плюшевых зверей вдоль стены и знакомимся с каждым из них. Важное требование — только на их «языке»!
  • Учимся улыбаться! Чем шире улыбка, чем активнее мышцы лица, и тем проще говорить букву «ы».
  • Берем 4 музыкальных игрушки , по очереди «включаем» каждую, чтобы ребенок запомнил звуки. Затем прячем игрушки в коробке и включаем по одной — малыш должен отгадать, какой инструмент или игрушка звучала.
  • Угадай, кто! Мама издает звук, который ребенок знает (мяу, гав-гав, жжж, кукареку и пр.), а малыш должен угадать, чей это был «голос».
  • Укладывайте игрушки спать каждый вечер (да и дневной сон куклам тоже не помешает). Перед сном обязательно пойте куклам песенки.

Предупреждаю, что информация, предоставленная на данном семинаре, особенно в части лечения, дана вам, уважаемые родители, исключительно в ознакомительных целях, и не является врачебной рекомендацией. При возникновении проблем с речью у ребенка обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Возможно, это вас и удивит, но в современном мире коммуникаций и ценности информации одной из самых распространенных является проблема речевого развития детей. Каждый второй ребенок в возрасте от двух до четырех лет попадает ко мне, как к психологу, с задержкой речевого развития (плохо говорит, или ребенок вообще молчит).

Тенденция роста подобных проблем наблюдается последние 20 лет во всем мире. Но если в начале 70-х такие нарушения были всего у 4% детей, то на сегодняшний момент число детей с данным диагнозом возросло почти в семь раз. С такой тенденцией одной из самых востребованных профессий скоро будет логопед-дефектолог. Речь - необходимое условие полноценного развития человека, ибо это не только средство общения, но и средство мышления, воображения, управления своим поведением, осознания своих чувств и себя как личности.

Для понимания проблемы важно знать, что речь бывает активной и пассивной. Активная речь - это непосредственно то, что ребенок говорит, т.е. может произнести вслух. Пассивная выражается в форме понимания чужой речи, например, вы просите ребенка подать вам телефон, и он подает вам именно телефон, а не что-то другое, находящееся в его поле зрения. Он отличает ложку от вилки, стул от табурета, конфету от карандаша, конечно же, при условии, что вы сами не путаете названия. У детей развитие активной и пассивной формы речи происходит не одновременно. Считается, что ребенок сначала учится понимать чужую речь, просто слушая окружающих, а потом уже начинает говорить сам. То есть его пассивная речь развивается раньше.

Однако следует учесть, что уже с первых недель жизни ребенок распознает особенности речи матери и уже в этот период учится говорить активно. Посему важно начинать говорить с малышом как можно раньше. Как ни парадоксально, многие родители не считают необходимым разговаривать с младенцами, не видя в них личность и полагая, дескать, они все равно ничего не понимают, так зачем вообще сотрясать воздух.

Давайте попробуем разобраться, в чем причины задержки речевого развития, и почему наши дети упорно «отказываются» с нами говорить. На приеме трехлетний малыш. Войдя в кабинет, он пролетает мимо меня в сторону яркой игрушки, даже не остановив на мне взгляд. Кажется, что никого кроме него в кабинете и нет. Пока ребенок занят игрушкой, он не отвечает на вопросы, не реагирует на раздражители, и даже мама не может ничем привлечь его внимание. Но вот игрушка наскучила малышу, и он, обратив свой взор на маму, произнес: «А-аа». Мама извлекает из сумки бутылочку с компотом и вручает мальчику. Он удовлетворен. Только ей самой известно, что означало это «а-аа», но по реакции видно, что она «угадала».

За время всей встречи было еще несколько протяжных гласных, на которые мама реагирует мгновенно, как фокусник, доставая из сумки еду, игрушки и другие, интересные ребенку, предметы. Вскоре малышу наскучили все эти манипуляции, и он затягивает уже протяжное громкое «А-аааа!». На этот сигнал мама реагирует извлечением из недр сумки планшета. С этого момента малыш затихает, и отвлечь его внимание от заветного гаджета уже ничем невозможно. Это не конкретный пример, это типичный случай. Причин нарушений речи может быть множество, и задержка речевого развития - часто результат целого комплекса в той или иной степени поправимых проблем. Но гораздо важнее на более ранних этапах замечать некоторые несоответствия, и тогда многие проблемы можно избежать.

Первое, что я рекомендую, - проверить у ребенка слух. В принципе при любых проблемах с речью визит к отоларингологу не будет лишним. Мне известен случай, когда нарушение слуха у ребенка обнаружили уже при приеме в школу. До этого способный по природе мальчик научился читать по губам. Проблема выяснилась, когда артикуляция говорящих с ним чужих людей стала сильно отличаться от артикуляции его близких. Отоларинголог может обнаружить и другую проблему - слишком короткую уздечку или слишком крупный язык, что может вызывать трудности при говорении, в результате чего ребенок предпочитает молчать.

Задержку речевого развития способен выявить и врач-невролог. Так что плановые походы к нему в рекомендуемые сроки пропускать не стоит. Помните, что речь человека начинает формироваться с рождения, и до того, как ребенок произнесет первое слово, его речь проходит такие стадии развития, как гуление и лепет. Именно отсутствие этих стадий может обнаружить невролог. Бывают случаи, когда задержку речевого развития «предвещают» иные сопутствующие диагнозы - обстоятельства рождения, периода беременности, генетические нарушения, патологический (повышенный или пониженный) тонус мышц и пр.

Следует знать, что задержка речевого развития - один из главных признаков детского аутизма. Если у малыша обнаруживаются отставание речевого развития и симптомы отсутствия стремления к контактам, можно предположить, что этот ребенок - аутист. Такие дети не улыбаются, не оживляются при виде родителей, часто не смотрят в глаза. Но диагноз такому ребенку вы не имеете права ставить самостоятельно. Только квалифицированный детский психиатр может поставить диагноз аутизм. Психолог тоже не имеет на это права, он может всего лишь предположить, но для постановки диагноза направит ребенка к врачу. Идти или не идти к психиатру - это, конечно, ваш выбор, но для полноценной адаптации ребенка к условиям реальной жизни вам придется во многом поменять свои представления о детях, а значит воспринимать реальность полноценно.

Теперь о «бытовых» причинах задержки речи. Назовем первую так - «успокоительный гаджет». Безусловно, за тот промежуток времени, пока в руках у малыша заветный планшет или телефон, мама успевает сварить борщ, постирать и повесить белье, накормить младшего братишку, папу и даже выгулять собаку… Но, как правило, у ребенка, рано познавшего прелести «компьютерной жизни», -не только проблемы с речью, он раскоординирован, у него ярко выраженные вспышки агрессии, проблемы с питанием, засыпанием, он долго не может успокоиться при минимальном раздражении. Важно понимать, что мозг маленького человека развивается в последовательности, предполагающей качественные переходы от одной ступени развития к другой, где каждая предшествующая является основой последующих ступеней или стадий развития.

Предметно-манипулятивная деятельность - основная в период младенчества, за которой следует предметная. Ребенок в этот период развивается за счет исследования предметов из окружающего его мира. И в этот период реальный кубик в руках малыша непосредственно развивает его. Он может взять его в руку, в рот, лизнуть, бросить на пол, постучать им по другому кубику и т.п. Но кубик на экране планшета не обладает набором свойств, необходимых малышу, и, естественно, не может стимулировать развитие мозга, дать понимание свойств и качеств предметов. Ведь свойства всех виртуальных предметов одинаковы - плоский гладкий экран! И гордость, с которой родители хвастаются друг другу о том, как ловко их малыш управляется с планшетом, - абсолютно ложный посыл.

Поэтому правило номер один: до трех лет - никаких гаджетов! Компьютерные игры можно вводить в деятельность ребенка только после того, как он освоил традиционные виды детской деятельности - рисование, конструирование, восприятие и сочинение историй. Когда малыш научится самостоятельно играть в обычные детские игры - ролевые, манипулятивные, моторные, логические. О развитии мелкой моторики - отдельный разговор. Многие уже знают, что развитие мелкой моторики каким-то дивным образом влияет на развитие речи, и мамы с материнским рвением заставляют малышей работать пальчиками.

Действительно, мозг человека устроен так, что, говоря простым языком, участки головного мозга, отвечающие за речь и мелкую моторику, связаны, и, развивая один участок, мы стимулируем развитие другого. Это, кстати, часто используют и у взрослых людей при поражениях головного мозга (инсультах). В процессе реабилитации им рекомендуют вязать, вышивать, лепить и т.п. Но мелкую моторику невозможно развивать, не развивая общую, а это - умение ребенка ловко и скоординировано двигаться. Например, бросать и ловить мяч, прыгать, двигать синхронно руками, ходить по лестнице и по «бровке» (дети действительно это очень любят!). Иногда простые упражнения на координацию движений - лепка, рисование карандашами, застегивание пуговиц, шнурование - могут серьезно стимулировать развитие речи.

Важно понимать и обратные процессы: если центры речи и моторики настолько связаны, то бить ребенка по рукам - категорически запрещается! Вспомним оскароносный фильм «Король говорит», где король Англии Георг VI испытывает большие трудности от заикания, приобретенного в детстве: отец бил его по рукам, переучивая писать правой рукой, ведь будущий король был левшой.

Часто речевое развитие, как ни странно, тормозит двуязычная среда. Огромное количество семей в современном мире складываются из людей разных языковых культур и являются дву- или многоязычными. У детей, живущих в многоязычной семье, - своеобразные особенности в развитии речи. Но нормальное развитие двуязычной речи будет формироваться при условии, если ребенок будет постоянно слышать эту речь, и если у него нет отставаний в психическом развитии. Считается, что многоязычные дети овладевают произносительной частью речи медленнее и так же медленнее воспринимают звуковые сочетания в языке. Но, во-первых, многое зависит и от особенностей самих языков: близкие по грамматическим конструкциям и произношению языки осваиваются проще и быстрее, чем совершенно разные (впрочем, как и у взрослых). Чем сильнее разница в произношении одного и того же слова на языке матери и отца, тем сложнее его освоение. Ребенку нужно усвоить не только словесное название тех или иных предметов, но и соотнести их на одном и на другом языке между собой.

Процесс освоения речи может быть немного более растянутым во времени, поскольку объем усвоения информации увеличен в два-три раза (исходя из количества языков), но на общем психическом и моторном развитии это никак не отражается. Но тут важно условие присутствия раздельной языковой среды - каждый родитель должен говорить с ребенком на своем родном языке и не заимствовать сам слова из другого языка. Проще говоря, от родителей ребенок должен слышать эталонную речь, а не суржик, следует всегда «поправлять» ребенка, если он, говоря на одном языке, использует слова из другого. Выводы в этом вопросе делать вам.

И самым удивительным образом задержка речи проявляется у детей гиперзаботливых мам. Такие мамы, являясь в крайней степени перфекционистками, просто не дают возможности ребенку заговорить. Они улавливают желания малыша по движению его руки, вскинутой брови или отклонению уголков губ. И у такого ребенка просто нет необходимости говорить! Его понимают даже не с полуслова, а с полубуквы!

Точно иллюстрирует ситуацию анекдот: В одной семье был единственный сын, который ничего не говорил. Мальчика таскали к различным профессорам и логопедам, но те лишь разводили руками и ничего не могли поделать. Прошло время, мальчику исполнилось семь лет. Как-то утром, когда вся семья завтракала, он вдруг четко и внятно говорит: «Почему каша пересолена?». Родители забегали, засуетились, спрашивают: «Почему же ты раньше не говорил?», а он им отвечает: «Так раньше все было хорошо!».

Речь - это деятельность, имеющая свою структуру. И на первом этапе важна ПОТРЕБНОСТЬ говорить. А она не возникнет, если мама по первому жесту ребенка будет давать ему требуемое и работать «переводчиком» для остального мира. Эта ситуация весьма удобна для ребенка, и сам малыш вряд ли захочет исключить этот комфорт, его нужно выводить оттуда на речевое общение именно родителям. Ребенок должен осознать, что речь ему необходима, что без нее он не получит желаемое.

Учитывая все вышесказанное, нужно понимать, что какими бы ни были изначальные проблемы задержки речевого развития, все-таки основной причиной может являться то, что сами родители не считают нужным много разговаривать со своим ребенком. Не слыша в достаточной мере речь взрослых, не видя артикуляции и не имея возможности ей подражать, малыш будет отставать в речевом развитии. Нельзя забывать, что речевое и умственное развитие тесно связаны, и не сформированная вовремя речь может повлечь за собой отставание в умственном развитии. Для развития речи ребенка, прежде всего, необходимо создать благоприятные условия.

Самое главное - как можно больше говорить с ребенком. Он должен постоянно слышать речь, обращенную к нему, а не с экрана телевизора. Для этого следует постоянно комментировать все бытовые ситуации и события жизни малыша. Например, сборы в садик, уборку постели, прогулку, процесс еды. Важно описывать все, что вы видите с ребенком, все, что вы делаете, и все что вы чувствуете, называя все простыми словами, стараясь не использовать чересчур длинных и сложных слов.

Помощь в развитии речи оказывают чтение и заучивание стихов, считалочек, которые могут сопровождаться действиями, отображающими суть происходящего. Наши дети растут в новых условиях тотальной занятости родителей, и, к сожалению, их проблемы - порождение новых условий жизни взрослых, их стремительной жизни и отсутствия времени. Но важно понимать, что реагировать как страус в этой ситуации не получится, и надежда на то, что все само рассосется, и ребенок «вдруг» заговорит, слишком мала, даже несмотря на заверения бабушек.
Источник статьи: http://gazeta.zn.ua/family/pochemu-molchat-nashi-deti-_.html

Очень часто абсолютно здоровые дети молчат. И конечно же обеспокоенные родители обращаются к специалисту для выяснения причин. В первую очередь такие детки вмести с родителями идут на консультацию к логопеду: «В чем причина задержки речи?» . Если ваш ребенок молчит в первую очередь я бы посоветовала родителям проанализировать процесс беременности и родов. Т.к. очень часто тяжелые роды, обвитие пуповиной, сильные токсикозы и т.п. могут привести к поражению речевых центров. Поэтому также необходимо проконсультироваться с психоневрологом. Возможно вам понадобится медикаментозное лечение. Если есть органическое поражение мозга, то занятия с логопедом без препаратов окажутся в бесполезными.

Также не следует забывать и то, что вы можете оказывать помощь своему ребенку и дома самостоятельно уделяя ему время. Разговаривайте с детьми, играйте со своими детьми (не просто в предметные игры сложи пирамидку, а в сюжетно-ролевые игры) читайте и просто любите. Возможно именно этого не хватает вашему ребенку. Также дома можно и нужно развивать тонкую моторику в игровой деятельности, и тут можно использовать и народные игры. Как пример см.ниже

«Сорока-белобока»

Сорока-белобока
(Взрослый слегка щекочет ладонь ребенка).
Кашку варила,
Детей кормила…
Этому дала,
(Загибает мизинец ребенка).
Этому дала,
(Загибает безымянный палец).
Этому дала,
(Загибает средний палец).
Этому дала,

Этому не дала —
(Вертит большой палец).
Ты, сын мал,
(Щекочет ребенка).
Круп не брал,
По воду не ходил,
тебе каши не дадим!

Эта игра подходит и для детей второго года жизни.

«Пальчики в лесу»

Раз, два, три, четыре, пять
(Взрослый держит перед собой левую руку ребенка ладонью к себе).
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик гриб нашел,
(Загибает мизинец).
Этот пальчик чистить стал,
(Загибает безымянный палец).
Этот резал,
(Загибает средний палец).
Этот ел,
(Загибает указательный палец).
Ну, а этот лишь глядел!
(Загибает большой палец и щекочет ладошку).

Эта игра годится и для маленьких детей.

Игра «Пальчики» более сложна, так как в ней дети уже сами активно проделывают движения пальцами, которые требуются по ходу игры.

Игру можно проводить одновременно с несколькими детьми.

«Пальчики»

Этот пальчик хочет спать,
(Дети поднимают левую руку ладонью к себе. Правой рукой берут мизинец левой руки и загибают его после слов»хочет спать»).
Этот пальчик лег в кровать,
(То же с безымянным пальцем).
Этот пальчик чуть вздремнул,
(То же со средним пальцем).
Этот пальчик уж уснул,
(То же с указательным пальцем).
Этот крепко, крепко спит.
(То же с большим пальцем).
Тише, тише, не шумите!
Солнце красное взойдет,
Утро ясное придет,
(Поднимают левую руку и распрямляют пальцы при слове «вставать»).
Будут птички щебетать,
Будут пальчики вставать!

Эту игру нужно повторить, работая пальцами правой руки. Как оказалось, имеется большое количество русских, украинских, болгарских и т. д. пальчиковых игр. Очевидно, люди, наблюдая детей, обратили внимание на то, что движения пальцев благотворно отражаются на развитии речи и других психических процессов.

Вот, например, очень хорошая болгарская игра, с которой мы недавно познакомились:

(Пальцы обеих рук складываются кончиками вместе).
Кто приехал?
(Быстро хлопает кончиками больших пальцев).
Мы, мы, мы!
(Кончики больших пальцев прижаты друг к другу, а кончики остальных пальцев одновременно быстро хлопают).
Мама, мама, это ты?

Да, да да!
(Хлопает кончиками указательных пальцев).
Папа, папа, это ты?
(Хлопает кончиками больших пальцев).
Да, да, да!
(Хлопает кончиками средних пальцев).
Братец, братец, это ты?
(Хлопает кончиками больших пальцев).
Да, да, да!
(Хлопает кончиками безымянных пальцев).
Ах, сестричка, это ты?
(Хлопает кончиками больших пальцев).
Да, да, да!
(Хлопает мизинцами).
Все мы вместе, да, да, да!
(Хлопает всеми пальцами).

Есть еще более сложная игра пальцами — индийская; она требует уже значительной ловкости. Игра называется «Лесенки» и заключается в том, что к кончику большого пальца левой руки прикладывается кончик указательного пальца правой, затем соединяются кончик указательного пальца левой руки с кончиком большого пальца правой руки, опять кончик большого пальца левой руки соединяется с кончиком указательного пальца правой и т. д., причем начинаются эти движения на уровне груди, и руки поднимаются выше и выше. Такую же «лесенку» делают большими и средними, большими и безымянными пальцами.

Игры для развития речи малышей 1 (для неговорящих детей)
Игры на развитие понимания речи.

Цель: расширить пассивный словарь ребенка.

Ребенок должен хорошо знать названия таких предметов, с которыми он постоянно соприкасается – это игрушки, предметы одежды, части тела (глаза, уши, нос, рот, руки, ноги, голова), предметы домашнего обихода (стол, стул, диван, чашка, ложка, тарелка, полотенце, мыло, расческа и т.д.), названия животных, которых часто видит, названия предметов и явлений, которые видит на улице (трава, солнце, дом, машина, вода и т.д.). Если ребенок уже знает много названий объектов, то нужно как можно скорее начать обучать его понимать названия действий, постоянно задавать вопросы: Где? Куда? Откуда? Что? Кому? Для кого? В пассивном словаре ребенка должны быть названия действий, которые он сам совершает (спит, сидит, гуляет, играет, умывается, причесывается, вытирается, бежит, катается, несет, подает, кричит), которые он часто видит, совершаемые мамой, папой, бабушкой, сестрой и т.д. (читает, пишет, варит, чинит, моет, стирает, подметает, гладит, пилит, забивает и т.д.). Взрослому нужно говорить короткими понятными предложениями, повторять фразы, употреблять одни и те же слова в разных грамматических формах. Надо постоянно задавать ребенку вопросы, чтобы побуждать его общаться с вами теми речевыми средствами, которые у него есть: отдельными слогами, обрывками слов, восклицаниями, жестами. Игры и упражнения могут проводиться с игрушками, одеждой, предметами домашнего обихода и т.д. Можно попросить ребенка принести знакомый предмет (отнести, положить, достать). Если ребенок не понимает задания, нужно самому выполнить его, проговаривая совершаемое действие. Пополнять пассивный словарь ребенка можно, используя все режимные моменты дня.

Упражнение «Мы чистюли».

Во время умывания постоянно проговариваем названия предметов и действий. Взрослый говорит: «Будем умываться. Давай откроем кран. Открыл? Бери мыло. Взял? Намыль хорошенько руки. Давай я тебе помогу намылить руки. Сам смой мыло. Три, три ручки. Смыл? А теперь давай вымоем лицо. Потри глазки, ротик, носик. И т.д.»

Упражнение «Мы идем гулять».

Собираясь на улицу, каждый день проговариваем названия предметов и действий. Вещи, которые нужно одеть на прогулку, лежат на видном месте. Взрослый говорит: «Мы с тобой пойдем гулять. (Пауза) Куда мы пойдем? Найди, где у нас лежит куртка. Нашел? Да, это куртка. Принеси сюда куртку. Принес? Давай наденем куртку. Посмотри в зеркало, какая у тебя красивая куртка. А где замочек у куртки? Вот он замочек. Давай застегнем замочек, чтобы на улице тебе было тепло. Смотри как тепло. Ну как, тебе тепло? Да? А где тут у нас лежит шапка? Нашел? Да вот она. Принеси сюда. Принес?» И т.д.

Упражнение «Мы кормим зверей».

Во время игр с ребенком очень легко пополняется словарный запас малыша, если говорить очень эмоционально. Например, взрослый предлагает ребенку покормить зверей: «Давай покормим зверей. Они проголодались. Они очень голодные. Кого мы будем кормить? Неси сюда котика, корову и собачку. Посмотри, как они просят кушать. Как котик просит кушать? (пауза) Мяу-мяу! А как коровка просит кушать? Му-у, му-у! Как собачка просит кушать? Ав-ав! А где наш мишка? Зови его скорей. Вот мишка топает: топ-топ-топ. Как мишка ходит? Топ-топ-топ. А теперь ставь стол. Поставил? Давай поставим зверей поближе к столу. Котика сюда, коровку сюда, а собачку куда? Вот сюда. А мишку давай поставим на стул. Пусть сидит за столом».

Упражнение «Мы строим башни».

Взрослый во время игры называет все совершаемые действия, проговаривает названия действий и предметов. В данной игре можно также учить ребенка сравнивать кубики по цвету, строить башни по образцу (на развитие моторной деятельности).

Взрослый предлагает малышу поиграть: «Давай будем строить башни. Мы построим две башни: одну красную, а другую синюю. В этом углу будем строить красную башню, а в этом – синюю. Кубики будем возить на грузовике. В этот угол будем возить красные кубики, а в этот – синие. А желтые кубики оставим, пусть они лежат здесь. Иди, возьми грузовик. Взял? Теперь заводи мотор. Завел? Ух, как громко работает мотор. Как мотор работает? Проверь, сигнал работает? Как у тебя машина сигналить будет? Би-би, би-би. Здорово!»

Называя действия, взрослый вместе с ребенком развозит кубики по углам. Выбирая кубик нужного цвета, взрослый говорит: «Вот синий кубик, найди такой же. Давай найдем все кубики синего цвета. И т.д.» Первую башню строит взрослый, а вторую ребенок - по образцу. Каждый раз, играя в эту игру, можно строить разные башни, учитывая возможности ребенка. Это может быть поезд, стульчик, домик. Из кирпичиков можно учить ребенка строить по образцу такие постройки:

«дорожка»-кирпичики выкладываем в ряд;

«заборчик»-кирпичики выкладываем на ребро;

«столик»-на кубик кладем поперечную планку;

«ворота», «стульчик», «кроватка», «диван» и т.д.

Игры с картинками.

1)Игра с предметной картинкой.

Цель: расширение объема пассивного предметного словаря ребенка.

Взрослый каждый день показывает ребенку какую-нибудь новую картинку. Например, на картинке - «кастрюля». Взрослый объясняет ее назначение, затем сравнивает ее с игрушечной кастрюлькой и настоящей. Потом взрослый дает ребенку поручение, связанное с картинкой, нужно выполнить какое-нибудь действие: отнести кастрюлю на кухню, поставить кастрюлю в шкаф. Можно попросить ребенка отыскать этот предмет на сюжетной картинке.

2)Игры с сюжетной картинкой.

Цель: расширить пассивный глагольный словарь ребенка.

Нужно подобрать сюжетные картинки, на которых совершаются различные действия, например, белочка прыгает, котик спит. Сначала взрослый задает вопросы: «Покажи, где белочка? Где котик?». Потом уже задаем вопросы: «Где котик спит? Где белочка прыгает?».

Далее можно подобрать картинки, на которых действия совершаются одним и тем же лицом, например, мишка прыгает, спит, ест, умывается, вытирается, играет, стоит, бежит и т.д. Затем задается вопрос: «Покажи, где мишка спит? Где мишка прыгает?» Здесь ребенок должен будет показывать картинки, опираясь только на знание названий действий. Можно сравнивать по 2 картинки: «Какой мишка ест, а какой умывается? Какой мишка спит, а какой прыгает?»

Взрослый подбирает несколько сюжетных картинок, на которых совершаются различные действия с предметом и без него. Сначала задаются вопросы с подсказкой, т.е. со словами-названиями знакомых ребенку животных, предметов, лиц: «Покажи, где мальчик катается на велосипеде? Где мама поливает цветы? Где собака играет с мячиком?». Потом задаются вопросы без слов-подсказок: «Покажи, кто поливает? Кто катается? Кто играет?

Подобрать картинки с изображением различных животных, птички, мальчика, мухи. Сначала выясняем, знает ли ребенок их названия. Для этого задаем вопросы: «Где лошадка? Где черепаха? Где лягушка? Где котик? Где птичка? Где мальчик?» И т.д. затем спрашиваем: «Кто прыгает? Кто летает? Кто ходит? Кто ползает?» И т.д.

Упражнение «Помогаем маме».

Цель: научить ребенка понимать вопросы Где? Куда? На чем? Откуда?

Взрослый берет какие-либо предметы, хорошо известные ребенку. Затем раскладывает или просит ребенка поставить их в те места, где они обычно лежат. Затем задает вопросы: «Покажи, где у нас лежат книжки? Куда ты поставил машинку? Куда та поставишь матрешку?»

Упражнение «В зоопарке».

Цель: научить ребенка понимать вопрос Кому?

Можно поиграть в эту игру с ребенком, рассадив игрушечных зверей на ковре, либо подобрать картинки с изображением разных животных. Взрослый задает вопросы: «Кому дадим мед? Кому дадим морковку? Кому дадим сено? Кому дадим мясо?» И т.д.

Игра «Выбери предмет».

Цель: научить ребенка понимать вопрос Чем?

Взрослый раскладывает на столе 5-6 предметов и задает вопросы ребенку: «Чем мама расчесывает волосы? Чем папа забивает гвоздь? Чем ты рисуешь? Чем ты вытираешь руки? Чем мы едим суп? Чем ты копаешь землю?»

Рассматриваем сюжетную картинку.

Взрослый подбирает сюжетную картинку, на которой изображена ситуация, знакомая ребенку. Сначала взрослый сам рассказывает, что изображено на картинке. А потом задает вопросы. Например, по картинке «Во дворе» можно задать вопросы: «Покажи, кто катается на велосипеде? А кто играет с машинкой? Кто сидит на скамейке? Куда бежит мальчик? Чем малыш копает песок? Что надела на голову девочка? И т.п.

Игра «Будь внимательным».

Взрослый дает ребенку 3 игрушки: мяч, кубик, мишка. Потом взрослый говорит ребенку: «Посмотри, я поставлю игрушки по порядку: мячик первый, потом мишка и кубик. Послушай внимательно и потом поставь игрушки в таком порядке, как я скажу: кубик, мишка, мяч. А теперь поставь так: мишка, мяч, кубик».

2-ой вариант (более сложный):

Ребенок выбирает себе три игрушки или любых предмета. Взрослый дает сложную инструкцию: «Внимательно послушай мои задания и выполни: Мишку отдай папе, кубик положи в коробку, а машинку поставь на стол».