Задания по лексической теме мамин праздник. Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи лексическая тема: «День Матери. Беседа». «Кто служит в армии?»

11.02.2019

Таиса Евтушенко

Цель: повышение социальной значимости материнства; развитие лексико- грамматического строя речи и связной речи детей, развитие познавательных способностей.

Задачи: образовательные : формировать у детей представления об общественном празднике нашей страны-День Матери; расширять и активизировать словарь прилагательных; продолжать упражнять в использовании в речи местоимений мою, моя; закреплять умение отвечать на вопросы; продолжать знакомить с пословицами и поговорками о маме; продолжать учить составлять описательный рассказ о маме по опорной схеме.

воспитательные: воспитывать у детей чувство любви и привязанности к самому близкому и родному человеку-маме, желание ей помочь.

Предварительная работа: беседы о маме; чтение художественных произведений о маме; рассматривание иллюстраций; репродукций картин известных художников; слушание песен о маме; конкурс собирателей пословиц и поговорок о маме, совместное обсуждение смысла и заучивание их; рисование «Как я помогаю маме».

Материал: игрушка-сердечко, сюжетные картинки с изображением действий женщин, опорная схема для рассказывания.

Ход НОД: Организационный момент: -

Я рада всех вас видеть сегодня!

Как один мы дружно встанем,

Утра доброго всем пожелаем.

Все друг другу улыбнёмся,

И на стульчики вернёмся!

Ребята, послушайте стихотворение:

Сколько звёзд на небе!

Сколько колосков в полях!

Сколько песенок у птицы!

Сколько листьев на ветвях!

Только мама одна на свете!

Ребята, кто у нас одна на свете? (мама)

Правильно, мама у всех на свете одна. Мама делает всё для того, чтобы её дети были счастливы. К ней мы идём со своими радостями и бедами. Она всегда поймёт, утешит и обнадёжит.

А какой праздник приближается? (День Матери)

Да, правильно День Мам. Сегодня мы будем говорить о наших любимых мамах.

Давайте вспомним имя и отчество наших мам. Мою маму зовут Любовь Петровна. (Ответы детей)

Игра «Передай сердечко».

Сделаем сердечко необычным, спрячем в него много добрых и нежных слов о маме. Передавайте сердечко друг другу, произнося волшебные слова, (умная, заботливая, добрая, ласковая, нежная, весёлая, любимая, ненаглядная красивая, единственная, родная, интересная, надёжная, трудолюбивая, чудесная, замечательная.)

Ребята, почему про мамины руки говорят золотые? (трудовые,умеющие делать всё).

Демонстрация сюжетных картинок.

Вспомните, что ваши мамы делают дома по хозяйству? (Моя мама готовит обед, стирает, моет посуду и т. д.)

А чем они любят заниматься в свободное время? (Моя мама любит вязать, шить, вышивать и т. д.)

У мамы много дел, помимо этого она ходит ещё на работу. Она очень устаёт. А вы ей помогаете?

Физкульт. минутка «Помощники».

Раз,2, 3,4,5,

Мамам надо помогать,

Чтобы чистым был наш дом,

Веником мы пол метём.

А теперь без суеты

Моем тряпкою полы.

Всю посуду перемоем,

Стол к обеду мы накроем.

Дружно помогаем маме,

Мы бельё полощем сами.

Раз,2 ,3,4 - потянулись,

Наклонились,

Хорошо мы потрудились! (Дети выполняют движения в соответствии с текстом.)

Мама - это первое слово, которое говорит малыш. Мама - это защита, опора от разных невзгод. Мама - самая добрая на свете,

Без мамы не могут жить дети.

Давайте вспомним пословицы и поговорки о маме:

Материнская забота и на дне моря спасает;

У ребёнка заболит пальчик, а у мамы сердце;

При солнышке тепло,а при матери - добро;

Лучше друга не найти, чем родная мама;

Для матери ребёнок до ста лет ребёнок;

Материнская ласка конца не знает;

Птица рада весне, а младенец матери.

Много пословиц и поговорок о маме знаете. Молодцы! Ребята, а как свою любовь и уважение к матери выражали поэты, художники, композиторы? (Поэты в стихах, художники в своих картинах, композиторы в своих песнях.)

Вот так умники. На все вопросы ответили правильно. Значит вас не затруднит составить рассказ о маме, опираясь на опорную схему.

Как зовут маму (имя, отчество?

Как выглядит (внешность мамы) ?

Что она делает по дому и как вы ей помогаете?

За что любишь маму? Какая она?

Что ты ей пожелаешь в праздник?

Ребята, о ком мы с вами сегодня говорили? (о мамах)

Как вы думаете какой подарок для мам самый желанный? (наша любовь, забота, уважительное отношение)

Кого надо не забыть поздравить в этот день? (бабушек)

Вам понравилось занятие? Что больше всего? (Ответы детей.)

Мне тоже. Вы просто молодцы! Я надеюсь, вы не забудете про нашу беседу и будете любить свою маму всегда-всегда. Не забывайте заботиться о ней, помогать и никогда не огорчать!

Публикации по теме:

Цель: формировать у детей знания о празднике День папы. Развивать связную речь детей, побуждая их составлять небольшие рассказы о своих.

Разработала и провела: Новикова Татьяна Витальевна, воспитатель группы № 6 МБДОУ №13 Центр развития ребенка – детский сад г. Тула Образовательные.

Конспект занятия по развитию речи с детьми средней группы МКДОУ №424 д/с “Умка” города Новосибирска. Цели: Развивать навыки доказательной,.

Конспект занятия по развитию речи подготовительной группе Тема: «Составление описательного рассказа» Программное содержание: 1. Обеспечение целостного восприятия картины. Закреплять умение детей составлять связный рассказ – описания по картине.

Конспект занятия По развитию речи в 1 младшей группе Тема: «В гостях у Сказкино» Конспект занятия По развитию речи в 1 младшей группе Тема: «В гостях у Сказкино» Цель: 1. Познакомить детей (2-3 года) со сказкой, помочь.

НОД занятие-развлечение ко Дню Матери "Нет роднее дружка, чем родная матушка" для детей старшего дошкольного возраста ДОУ

Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию занятие-развлечение, проводимое в прошлом году на праздник-День матери в старшей логопедической группе с детьми с общим недоразвитием речи.Развлечение прошло в тёплой атмосфере, с мамами и бабушками, очень по-семейному. Буду рада Вашим отзывам.

НОД в старшей логопедической группе по теме:
«Нет милее дружка, чем родная матушка», посвященное празднику Дню матери.

Цель: воспитывать чувство любви, преданности, привязанности к самому близкому человеку – маме, а также к родным и близким людям в семье.
Задачи:
Развивать у детей психические процессы: память, внимание, мышление;
Учить отвечать на поставленные вопросы;
Закреплять умения детей выражать любовь и уважение к своим мамам (подбирать прилагательные);
Развивать связную громкую речь, двигательные навыки;
Закреплять умения вступать в диалог;
Воспитывать чувство уважения и любви к родителям;
Развитие навыков межличностного общения;
Развитие творческих способностей детей;
Предварительная работа:
Чтение стихов о маме (Е. Благининой «Мама спит, она устала», С. Михалкова);
Просмотр мультфильмов о маме («Мама для мамонтенка», «Северная сказка»);
Беседа «Какая твоя мама?»

Ход занятия

Организационный момент. Логопед приглашает детей в группу под мелодию песни о маме.

Читает стихотворение: «Загадка о маме»
Я вам загадаю загадку,
А вы отгадайте ее.
Кто ставит на пятку заплатку,
Кто гладит и чинит белье?
Кто дом поутру прибирает?
Кто ставит большой самовар?
Кто с младшей сестренкой играет
И водит ее в детский сад?
Кого я люблю и жалею,
О ком сочинила стихи?
Логопед подводит детей к теме занятия, приглашает пройти на свои места.
Основная часть.
Разминка «Вопросы о маме»
Кто для вас мама?
Кем была мама в детстве?
Как называется цветок, в названии которого есть и родная и неродная мать?
Как звали медвежонка, который потерял свою маму?
Какая мама носит своего ребенка в сумке?
У мамы было 8 детей, половина из них мальчики, сколько остальных?
(Перед детьми фото с мамами)
Логопед: Ребята, а кто хочет рассказать о своей маме.
Рассказы детей (домашнее задание)



Задание: «Сочинялки».
Логопед проговаривает строчки из стихотворения, а дети должны добавить слово в рифму.
Лю-лю-лю – мама я тебя … (люблю)
Рю-рю-рю – я цветы тебе … (дарю)
Аю-аю-аю – счастья я … (таю)
Ивой-ивой-ивой – будь всегда… (счастливой)
Да-да-да – не болей ты … (никогда)
Ой-ой-ой – мама, я горжусь … (тобой)
ФИЗМИНУТКА.
Кто обед готовит, шьёт? (дети шагают на месте)
Кто нам песенку поёт? (наклоны влево и вправо)
Кто целует нас, ласкает? (повороты влево и вправо?)
А за шалости ругает?
(дети грозят указательными пальчиками левой и правой руки)
Кто печёт пирог с вареньем? (дети шагают на месте)
Рано утром в воскресенье?
(дети поднимаются на носочках, руки вверху)
Кто подарки нам вручает? (дети хлопают ладонями влево)
Это мама! Каждый знает! (дети хлопают ладонями вправо)
Логопед:
Леса растут семьёй в горах,
Чайки стайками летят,
Рыбы стайками в морях,
Тучи стаей в небесах.
Ребёнок:
Одному жить очень трудно,
Каждому нужна семья,
Плохо мне без мамы с папой,
Маме с папой без меня.
Логопед: Дети, а с каким небесным светилом можно сравнить солнышко?
Дети: Солнышко-это мама.(появляется картинка солнышка на доске)
Солнышко светит днём, как мама, которая никогда не знает отдыха. Всегда она в заботах.
Логопед: А папу с чем можно сравнить?
Дети: с месяцем.(картинка месяца)
Логопед: Месяц на страже ночью. Его можно сравнить с мужчиной в семье, отцом, потому что он не боится темноты.
Логопед: А кто же дети?
Дети: Это звёзды. (размещаем звёзды между солнцем и месяцем)
Логопед: Звёзды – это их дети, которые горят то ярко, радуя своих родителей добрыми поступками, а то поблекнут, словно те дети, которые своим поведением огорчают родителей.


- Дети, любить свою семью – что это значит? Кто скажет?
Дети: Уважать всех, слушаться, помогать, убирать свои игрушки на место…
Логопед: Молодцы, ребята! Вы правильно понимаете уважение и любовь к своей семье.
Ребёнок:
Папа и мама –два солнца горячих,
Они дарят детям уют и тепло.
Папа и мама, вы– судьбы ребячьи,
Если вы дома – в доме светло.
Логопед: Какие пословицы о маме мы знаем?
1. При солнышке тепло, при матушке добро.
2. Нет лучшего дружка, чем родная матушка.
3. Птица рада весне, а младенец матери.
4. Мать кормит детей, как земля людей.
5. Куда мама, туда и ребёнок.
6. Материнская ласка не знает конца.
Все дети:
Мама – это небо!
Мама – это свет!
Мама – это счастье!
Мамы лучше нет!
Логопед: Дети подготовили интересную сказку -притчу, просим внимания, дорогие мамы.
Сценка «Березки»
(Выполняются только действия детей в соответствии со словами автора.)
Росла в чистом поле березка. Качала ветвями на ветру, шелестела листочками. Летом нежилась на солнышке. Осенью сбрасывала свои листочки. Зимой зябла на морозе, а весной распускала липкие листочки. Через несколько лет возле березы появились три маленькие дочки-березки.


Они любили свою мама-березу и она отвечала им тем же. Обнимали они ее своими ветвями, перешептывались с ней на ветру. Однажды налетел злой ветер, привел за собой тучи и молнию. Укрыла береза своих дочек ветвями от ненастья. А молния ударила прямо в белоснежный ствол мамы-березы. Переломился ствол… С тех пор стоит в поле пенек с цветочками, а над ним склонились три плакучие березки…
Дети должны ответить на вопрос: чему учит нас эта сказка?
В конце занятия дети порадовали своих мам выступлениями, показав свои успехи в области рисования, танцев, гимнастики, вокала.


Всё закончилось чаепитием с мамами, бабушками и гостями в группе.

Вашему вниманию представлены материалы по лексической теме «Мамин праздник». Данная тема является составной частью совместной образовательной деятельности тематической недели, посвященной международному женскому дню.

Дошкольный возраст, это возраст когда дети познают окружающий мир, ежедневно делают для себя новые открытия. Я заметила, что информация, которую мы даем детям в процессе обучения, усваивается детьми успешнее, если она дается не только в словесной форме, но и подкрепляется возможностью самим практически действовать.

Китайская пословица гласит: «Расскажи, и я забуду, покажи, и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Поэтому в совместной деятельности с детьми я стараюсь давать возможность детям самим действовать.

Моя задача – поддержать интерес детей к близким родственникам – маме, бабушке, вызвать желание радовать их, заботиться о них, радоваться тому, что можно самим сделать для них подарки к празднику.

Цель совместной деятельности: обобщить знания детей о маме, бабушке, их значении в жизни детей.

1. Образовательная: формировать представления детей о маме и бабушке как о значимых и любимых людях в окружении ребёнка, о празднике 8 марта, обогащать словарный запас детей (дорогая, родная, любящая, единственная, заботливая).

2. Развивающая: развивать мелкую моторику пальцев рук, координацию действий в системе «глаз – рука» через изготовление поделок.

3. Воспитательная: воспитывать заботливое отношение к мамам и бабушкам через желание отблагодарить их за любовь, через стремление выполнить подарки своими руками.

Предполагаемый результат: обобщение знаний о близких, которые значимы в жизни ребёнка, о женском празднике, изготовление подарков.

Скачать:


Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронное наглядное пособие для учителей-логопедов ДОУ по лексической теме "Осень"

Данную презентацию можно использовать как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях с детьми-логопатами....

Методические рекомендации для учителей-логопедов и воспитателей речевых групп по развитию связной речи посредством использования игр и творческих заданий для освоения алгоритмов работы с картиной у дошкольников с общим недоразвитием речи

Предлагаются игры и творческие задания для развития связной речи у дошкольньников с общим недоразвитием речи...

Загадки, дидактические и подвижные игры по лексической теме "Мамин праздник"

Предлагаю вашему вниманию подборку загадок, дидактических и подвижных игр, которые можно использовать в своей работе как логопедам, так и воспитателям. Лексическая тема «Мамин праздник»....

Литературно-музыкальное мероприятие в рамках областного семинара-практикума для учителей-логопедов, учителей-дефектологов с(к) школ, центров, детских домов, школ-интернатов «Формирование лексико-грамматического строя речи у обучающихся с ограниченными воз

Литературно-музыкальное мероприятие в рамках областного семинара-практикума для учителей-логопедов, учителей-дефектологов с(к) школ, центров, детских домов, школ-интернатов «Формирование лексико-грамм...

Конспект тематической беседы "Мама, мамочка моя" в старшей группе

Вицкова Марина Викторовна,воспитатель ГАОУ АО СПО "Черноярский губернский колледж" Детский сад "Золотая рыбка" Астраханской области Черноярского района

Данный материал будет полезен воспитателям, родителям при проведении тематической беседы с детьми старшего дошкольного возраста.

Цель :Воспитывать у детей уважение и заботу, оказывать бережное отношение, желание помочь и сделать приятное маме, самому дорогому и близкому человеку на земле, у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи. Обобщить знания детей о международном празднике "День матери"; закрепить знания детей о профессиях взрослых.

Конспект тематической беседы в старшей группе

Ход беседы

Воспитатель. Здравствуйте дорогие дети! Сегодня у нас с вами будет интересный разговор...
А на какую тему мы с вами будем беседовать, догадайтесь сами.
Поможет вам в этом моя загадка. Слушайте внимательно.
Кто любовью согревает
Все на свете успевает,
Даже поиграть чуток?
Кто тебя всегда утешет,
И умоет и причешет,
В щечку поцелует-чмок?
Вот она всегда какая
Моя...родная.
Дети вставляют пропущенное слово(мамочка)
Воспитатель. Правильно, ребята, вы догадались.
Сегодня мы с вами поговорим о наших любимых мамах.
Дети, что значит для вас ваша мама? (Ответы детей) Хорошо, молодцы.

Воспитатель. (Обобщает ответы детей)
Мама-самый дорогой и близкий человек. Она всегда защитит, поможет в трудную минуту. Мама всегда поймет тебя и утешет.
Воспитатель. Ребята, может кто-то хочет стихотворение о маме рассказать?
Дети. Да!(Читают стихи)

1.Маму любят все на свете,
Мама первый друг
Любят мам не только дети,
Любят все вокруг.

2.Если что-нибудь случится,
Если вдруг беда,
Мамочка придет на помощь,
Выручит всегда.

3.Мама много сил,здоровья
Отдает всем нам
Значит, правда, нет на свете
Лучше наших мам.

Воспитатель . Мама для всех нас дети главный человек в жизни.
Сегодня вы, ребята приготовили фотографии с мамами. Давайте, каждый из вас расскажет о своей дорогой мамочке.
Дети поочереди показывают фото мамы и рассказывают о ней, как зовут маму,кем мама работает? Чем увлекается? Как дети помогают мамам?

Воспитатель. Молодцы, ребята хорошо рассказали о своих мамах, спасибо вам.

Физкультминутка "Помощники"

Дружно помогаем маме-
Мы белье полощем сами (наклоны)
Раз, два, три, четыре, (движения в стороны)
Потянулись, (повесили белье)
Остановились
Хорошо мы потрудились! (рукой гладим себя по голове)
Воспитатель. Молодцы, хорошие помощники!

Воспитатель. Дети а вам известны праздники мам?
Дети. Да!(называют праздники) Скоро будет еще праздник. Кто знает как он называется? (День матери) Правильно!
Воспитатель. Скоро мы будем отмечать замечательный праздник.
День матери отмечается в последнее воскресенье ноября.
В этом году он будет 30-ноября.
Среди многочисленных праздников, отмечаемых в нашей стране, День матери занимает особое место. В этот день хочется сказать всем мамам слова благодарности, которые дарят детям любовь, добро, нежность и ласку.

Проводится игра: "Сердечко для мамы"

Дети говорят нежные слова о маме.
Воспитатель. Молодцы, любите своих мам!
Ребята давайте завтра нарисуем своим мамам красивые букеты и подарим их им. Да, не забудьте пригласить мамочек к нам на праздник "День матери". Вот мамочки обрадуются!
Воспитатель (в заключении беседы)
Дети а чтобы вы своим мамам пожелали?
Дети. Чтобы наши мамы были всегда здоровыми, красивыми и молодыми.
Воспитатель .Молодцы, ребята. Я уверена что вы своих мам очень сильно любите.

Уважаемые папы и мамы!

Вашему вниманию предлагается перечень лексических тем, изучаемых в данной возрастной группе. Эти рекомендации носят практический характер, они написаны в виде игровых заданий, которые помогут Вам в подготовке ребенка к школе в соответствии с возрастом: расширить словарный запас ребёнка, сформировать грамматический строй речи, звуко-слоговую структуру слова, навыки языкового анализа, понимание логико-грамматических отношений, развить связную речь, внимание, память.
Материал адресован, прежде всего, Вам - родителям, чьи дети по каким-либо причинам не посещали детский сад и пропустили изучаемые темы.
Но также материал заданий будет полезен и детям, у которых нет проблем в речевом развитии.
При составлении заданий использовались, в большинстве, личные наработки из практической работы с детьми, имеющих нарушения речи. Использовался материал книг:
- Ткаченко Т.А. «Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет.» Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д»,2001.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием». - М.: ГНОМ-Пресс, «Новая школа»,1998.
Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова «Тетрадь логопедических заданий. Подготовительная к школе группа».
- Нищева Н.В. «Картотека методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР».
- Нищева Н.В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР».
- Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе. Практическое пособие. – ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2007.

Учитель-логопед Е.В. Собко

Лексические темы (подготовительная к школе группа)

2016/2017 учебный год

СЕНТЯБРЬ

1 неделя - Диагностика
2 неделя - Диагностика
3 неделя - Урожай. Овощи, фрукты.
4 неделя - Ранняя осень. Деревья, кустарники.

НОЯБРЬ

1 неделя - Каникулы. День народного единства.