Организм человека не зря сравнивается с часами: работа всех систем обеспечивает не только физиологический, но и эмоциональный комфорт. Но иногда случается, что слаженный механизм даёт сбой. И особенное волнение вызывают ситуации, когда у ребёнка начинается запор. Причины могут быть вполне объективные: малыш переел мучного или на завтрак получил тарелку рисовой каши. Гораздо серьёзнее обстоит дело в том случае, когда сложности с дефекацией приобретает психологический характер, другими словами, дети боятся какать. В чём причины такого страха и каковы методы решения проблемы?
Прежде всего, необходимо понимать, что такое психологический запор. Это затвердение каловых масс в результате того, что малыш хочет справить нужду, но сдерживает себя и терпит. Таким образом, получается замкнутый круг: ребёнок боится сходить в туалет по большому, а впоследствии уже и не может сделать это нормально.
Это интересно. В медицине психологический запор называется неврогенным.
Затруднения с дефекацией, как правило, впервые случаются в 2–3 года. Это тот период, когда ребёнок уже начинает осознавать свои физиологические потребности, но ещё не вполне понимает их необходимость и естественность. Известны случаи, когда малыши 2–3 лет считали, что покакать - это нечто постыдное. У детей постарше психологические запоры обычно наблюдаются в том случае, если они сталкивались с такой проблемой в младшем возрасте и, что важно, не преодолели её .
Это интересно. С годовалого возраста ребёнок должен какать 1–2 раза в день. Допускается 1 раз в 2 дня, более длительная задержка дефекации считается запором.
Причин психологического запора не так уж и много, то есть родители могут практически безошибочно определить характер проблемы, вызвавшей нарушения стула.
Коллективное высаживание на горшок в детском саду может стать для ребёнка испытанием и вызвать психологический запор, особенно если малыш стеснительный
Если у ребёнка начались проблемы со стулом, действовать нужно незамедлительно, иначе последствия могут быть слишком серьёзными:
Это интересно. Если проблема со стулом не решается, то к 5–6 годам начинает нарушаться сон, снижается концентрация и ухудшается память, изменяется цвет кожных покровов (они становятся желтоватого оттенка).
Действовать необходимо в трёх направлениях:
Это интересно. Запору очень важно не дать шанса для появления, то есть необходимо следить за тем, что малыш ест: включать в рацион больше фруктов и овощей, уменьшить количество сладостей и мучного.
При любых проблемах со здоровьем нужно консультироваться со специалистом, и запор - не исключение
Это интересно. Полезными считаются кисломолочные продукты «не старше» 1–1,5 дней. В дальнейшем положительного эффекта от них нет, а вот вызвать запор такие кефиры-ряженки могут. Поэтому лучше готовить домашнюю простоквашу. Берём 800 мл горячего, но не кипящего, молока, корочку чёрного хлеба, 2 ст. л. сметаны комнатной температуры. Всё смешиваем, ставим в тёплое место (например, около батареи) и после загустевания выпиваем в течение 12 часов.
Если малыш не хочет есть овощи в сыром виде, «прячем» их в котлетки или супы. Не любит суп? Тогда превращаем его в суп-пюре и заливаем в бутылочку - в общем, потакаем капризам. Главное, чтобы ребёнок получил то, что нужно для правильного пищеварения.
Если для того, чтобы ребёнок съел правильную еду, нужна бутылочка, соглашайтесь - цель оправдывает средства
Кроме того, натощак очень полезно давать ребёнку 1 ч. л. вазелинового масла. Оно не всасывается, так что хорошо размягчает кал и облегчает процесс дефекации.
Но назначать то или иное лекарство должен только врач.
Прежде всего, мама и папа должны запастись терпением. Конечно, в 2–3 года ребёнок уже всё понимает, ему можно объяснить, что какать - это не больно, не стыдно и не наказуемо. Но! Делать это нужно на уровне понимания крохи, а также столько раз, сколько ему потребуется для осознания .
Если вы вызвали (свечами, сиропом, диетой) желание покакать, то приготовьтесь к тому, что малыш будет бороться с собой, сдерживаться до последнего, плакать. Но, наконец, всё случится. Правда, в трусы. Ругать за это нельзя ни в коем случае! В данной ситуации совершенно неважно куда, главное - это произошло. Похвалите, поцелуйте и сделайте акцент на том, что животик перестал болеть, попа в порядке. Когда блок будет снят, постепенно приучайте к горшку: старайтесь поймать момент Х, поднести горшок, порадоваться тому, что кака попала куда надо и т. д.
Этот приём используется в самых разных ситуациях, и в случае психологического запора также. Задача состоит в том, чтобы расслабить малыша, показать ему, что какать нужно обязательно, а вот терпеть нельзя.
Сказки увлекают детей, расслабляют и настраивают на нужный лад, что помогает уговорить малыша сесть на горшок
Примером такой полезной сказки может быть описание жизни какусика и пукусика, которые живут в попе, и очень расстраиваются, если их не выпускают погулять. Или же история про каку, которая обитает в попе и стучится головой в дверцу, чтобы, как только она откроется, сразу выскочить. Но если дверь долго закрыта, то кака обижается, ложится поперёк и уже не может выйти. И задача ребёнка состоит в том, чтобы помочь ей выбраться. А для этого нужно попу лечить: поставить свечку, которая подскажет каке выход.
Этот приём помогает в том случае, если вы видите, что малыш начинает сдерживаться. Лепите шарики из пластилина, разминайте их в блинчики, раскатывайте по бумаге - эти действия очень хорошо расслабляют мышцы и, безусловно, отвлекают от неприятных мыслей.
Известный многим доктор Комаровский уверяет, что запор, если он не вызван болезнью Гиршпрунга (неразвитостью нервных окончаний на каком-либо участке кишечника, что приводит к скапливанию кала), не требует стационара. Евгений Олегович советует проконсультироваться со своим педиатром и обсудить возможность использования глицериновых свечей и сиропа лактулозы (например, Дюфалак). Применять его можно уже с первых месяцев жизни. Действие препарата основано на том, что происходит увеличение объёма кала, а также стимулируются позывы к дефекации за счёт размножения бифидобактерий в пищеварительном тракте.
Решив проблему на физиологическом уровне, следует заниматься профилактикой, которая, по мнению Комаровского, устранит и психологический блок в том числе.
– настоящий бич современного мира. Уж как ни бьются мамы, чтобы отучить кроху от удобного памперса — все без толку. Чаще всего малыш просто не понимает, что от него хотят, или же понимает, но из принципа не делает. Но что делать, если ребенок боится горшка?
Такие ситуации тоже случаются и нередко. Попробуем разобраться в этом непростом случае, выяснить причины и избавиться от страха быстро и эффективно.
Боязнь горшка – это не патология и не отклонение. Довольно часто такой страх можно объяснить простыми причинами, искоренив которые, можно искоренить и сам страх.
Как видите, все причины довольно просты и, если задуматься, легко устранимы. Особое внимание хочется обратить на то, что часто (в большинстве случаев) в нелюбви ребенка к горшку виноваты родители. Нетактичное поведение, раздражительность и нежелание понимать потребности чада ведут к проблемам, которые потом приходится решать.
Отдельно стоит сказать о таком состоянии у ребенка, как психологический запор. Это состояние, при котором ребенок боится сходить в туалет.
Причин может быть две:
В результате малыш сдерживается, каловые массы твердеют, и сходить в туалет становится больно и сложно. Какой уж тут горшок?
Психологический запор является одновременно и физиологической проблемой, которая значительно тормозит
Выше описаны основные способы борьбы с запором у детей. Все они носят физиологический характер и направлены на устранения физического явления. Тем не менее стоит помнить, что основная причина психологического запора носит эмоциональный характер.
Именно поэтому в первую очередь родителям стоит пересмотреть свое отношения к ребенку.
Итак, ребенок боится горшка. Вы проанализировали все описанные выше причины этого неприятного явления, выявили «свою», т. е. ту, которая повлияла именно на вашего ребенка. Но что же делать дальше? Ведь даже если исключить проблемный фактор из жизни карапуза, горшка он бояться не перестанет.
Ниже приведены 7 последовательных шагов по избавлению малыша от страха перед горшком.
«Начать с чистого листа» можно не только жизнь или отношения с другим человеком, но и отношения с горшком, как бы смешно это ни звучало.
Пусть ребенок ходит в подгузниках, если ему так удобно. На этом этапе от вас требуется создать атмосферу защищенности и психологического комфорта. Почувствовав себя в безопасности, малыш довольно быстро забудет свои пережитые ранее негативные эмоции и будет делать то, что попросит взрослый, более охотно.
Приучать к горшку начинайте постепенно. Не стоит сразу выставлять перед малышом новый предмет и требовать писать и какать только в него.
Лучше посмотрите с ребенком видео, где карапуз сидит на горшке. Расскажите, зачем нужен этот предмет. Объясните, что все взрослые мальчики (девочки) ходят в туалет именно в «ночную вазу», а подгузники носят только «маленькие».
Как только малыш «созреет», ведите его в магазин выбирать горшок. Помните, что он должен быть не только удобным и практичным – он должен нравиться вашему малышу. Но лучше воздержаться от покупки ярких и слишком объемных горшков, похожих на игрушки. Идеальным вариантом будет пластмассовый горшок анатомической формы.
Не нужно сразу же требовать от ребенка, чтобы он сходил в туалет в новую «ночную вазу». Для начала объясните, что в горшке «никто не живет» (см. «Причины детского страха»), что горшок абсолютно безопасен, что это «взрослая» вещь и бояться ее не следует.
Можно посадить на горшок куклу или резиновую игрушку, набрав в нее немного воды. Пусть сначала маленький друг малыша «сходит в туалет». Это может простимулировать кроху сделать то же самое.
Лояльно и доброжелательно относитесь к ребенку, даже если он после всех ваших стараний не желает принимать горшок.
Кроха написал на пол? Ну и что? Уберите и спокойно скажите малышу, что в следующий раз писать нужно в горшок. Можете выразить сожаление и расстройство поступком малыша, но не разочарование самим ребенком!
Сажайте ребенка на горшок в то время, когда он хочет в туалет. Как правило, это происходит в определенные моменты:
Оставьте малыша одного, если он стесняется. Не стойте «над душой», не торопите карапуза.
Если ребенок сходил в туалет в горшок, не поскупитесь на похвалы. Дети (как и взрослые) очень любят, когда их хвалят. Это стимулирует в них желание работать над собой и учиться новым умениям.
Основной причиной детской боязни горшка чаще всего становится психологическое воздействие взрослых (родителей, воспитателей). Чтобы избежать проблем с приучением малыша к горшку, стоит держать себя в руках, не раздражаться, не кричать на ребенка, делать все спокойно. Только доброжелательное отношение поможет добиться успехов.
Советуем прочитать:
Немногие родители сталкиваются с такой детской проблемой, как страх перед каканием. Ребенок боится горшка панически, всячески отказывается садиться на него, чтобы опорожнить кишечник. В чем причина фобии и как справиться с психологическим запором, узнаете в этой статье.
Из этой статьи вы узнаете
Если ребенок боится ходить в туалет по-большому после серии физиологических запоров, то речь идет о психологической травме. В этом случае причиной фобии стали:
При отсутствии отрицательного опыта какания, то есть сложностей с дефекацией из-за сухого кала, регулярного физиологического запора, виновниками страха перед горшком являются:
Для решения проблемы с каканием на горшок важно выявить причину страха. От этого зависит выбор способов преодоления фобии, тактики поведения родителей.
Если виновником страхов является физиологический запор, вылечите в первую очередь его. Иначе получится замкнутый круг. Малыш испытывает боль – боится какать, не допускает акта дефекации – скапливается кал в прямой кишке, который потом трудно опорожнить. Используйте слабительные, поменяйте режим питания и меню.
Психологический запор лечится другими методами и способами, о которых речь пойдет ниже.
Для устранения деликатной трудности родителям придется разобраться в причинах фобий малыша. Составить целостную картину поможет доверительная беседа с ребенком после трех лет, разговоры с воспитателем детского сада, личные наблюдения.
Посмотрите внимательно видео, в котором доктор Комаровский дает простой и действенный совет, как справиться с этой проблемой:
После анализа причин воспользуйтесь проверенными советами опытных родителей, врачей и психологов по решению проблемы, а они точно знают, что делать, если малыш боится какать.
Важно! На устранение психологического запора может понадобиться 2–3 месяца. Не торопитесь получить положительный результат, не подгоняйте ребенка. Наберитесь терпения.
Важно! Каждый ребенок индивидуален. Методы устранения фобий выбирайте внимательно, экспериментируйте. Если не подошел один способ, пробуйте другой, тогда точно добьетесь успеха.
Используйте следующие методы предотвращения затрудненной дефекации регулярно:
Если ребенок любого возраста никогда не сталкивался с физиологическими запорами, то и психологических, скорее всего, не будет - нет причин пугаться горшка. Профилактика запоров избавит родителей и детей от эмоциональных проблем и телесных зажимов.
ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво
По Фрейду:) Стадии психосексуального развития
23 августа 2008, 16:02 психология
Современным родителям не приходится объяснять, какое огромное влияние они оказывают на развитие малыша. Поэтому они все чаще стремятся взглянуть на мир глазами собственного чада. А как иначе понять кроху, помочь ему вырасти здоровой, полноценной личностью и просто хорошим человеком? Зная механизмы развития психики, сделать это, безусловно, легче.
Фрейд предложил свою оригинальную теорию развития психики ребенка, которая, несмотря на свой почтенный возраст, и сегодня не потеряла актуальности, а потому заслуживает внимания со стороны родителей.
С точки зрения психоанализа, в основе развития психики лежит сексуальность. Прежде чем стать взрослой, зрелой сексуальностью в том понимании, к которому мы привыкли, она проходит несколько стадий догенитального развития. Это означает, что в разные отрезки времени центром психосексуального переживания ребенка являются не гениталии, как у взрослых, а другие объекты.
Фрейд выделял следующие стадии психосексуального развития:
* оральная стадия - от рождения до полутора лет;
* анальная стадия - от полутора до трех лет;
* фаллическая стадия - с трех до 6-7 лет;
* латентная стадия - с 6 до 12-13 лет;
* генитальная стадия - с начала пубертатного периода примерно до 18 лет.
Каждая стадия отвечает за формирование определенных черт личности человека. Как именно они проявят себя в будущем, напрямую зависит благополучного или неблагополучного течения той или иной стадии развития. Успех прохождения каждого этапа в свою очередь связан с поведением родителей по отношению к ребенку. Если в определенный период развития наблюдаются какие-либо отклонения и проблемы, может произойти “застревание“, иначе говоря - фиксация.
Фиксация на той или иной стадии развития приводит к тому, что взрослый человек сохраняет бессознательную память о конкретной психической травме или целиком о периоде. В минуты тревоги и слабости он как бы возвращается в тот период детства, когда имел место травматический опыт. В соответствии с этим, фиксация на каждой из перечисленных стадий развития будет иметь свои проявления во взрослой жизни.
А детские травмы - это чаще всего неразрешенные конфликты между родителями и ребенком.
Оральная стадия развития
Названа так потому, что главным органом чувств малыша в этот период является рот. Именно с помощью рта он не только питается, но и познает окружающий мир, испытывает массу приятных ощущений. Это начальный этап развития сексуальности. Малыш еще не способен отделить себя от мамы. Симбиотическая связь, которая существовала на протяжении всей беременности, продолжается и теперь. Малыш воспринимает себя и маму как единое целое, а материнскую грудь - как продолжение себя самого. В этот период ребенок находится в состоянии аутоэротизма, когда сексуальная энергия направлена на самого себя. Материнская грудь приносит младенцу не только наслаждение и удовольствие, но и чувство безопасности, уверенности и защищенности.
Вот почему так важно на протяжении всего этого периода сохранять грудное вскармливание. Ведь для крохи просто не существует в мире ничего более важного, чем материнская грудь. Если же ситуация сложилась иначе, и малыш вынужден питаться искусственными молочными смесями, обязательно нужно брать его во время кормления на ручки, так, чтобы хотя бы частично воспроизвести ситуацию естественного вскармливания. Очень важен телесный контакт, кроха должен всем своим маленьким тельцем ощущать тепло мамы.
В этом возрасте карапузы часто беспокойны, когда мамы нет рядом. Они отказываются спать одни в кроватке, начинают кричать, даже если мама отлучается совсем ненадолго, постоянно просятся на ручки. Не отказывайте малышу. Приходя на его зов, выполняя его просьбы, вы не потакаете капризам, а подтверждаете его уверенность в себе и в окружающем мире. Строгость воспитания сейчас сыграет с вами и с ребенком злую шутку. Фрейд выделил два крайних типа материнского поведения:
* излишняя строгость матери, игнорирование потребностей ребенка;
* чрезмерная гиперопека со стороны матери, когда она готова предугадать любое желание ребенка и удовлетворить его раньше, чем он сам его осознает.
Обе эти модели поведения ведут к формированию у ребенка орально-пассивного типа личности. В результате появляется чувство зависимости, неуверенности в себе. В будущем такой человек постоянно будет ожидать от окружающих “материнского“ отношения, испытывать потребность в одобрении, поддержке. Человек орально-пассивного типа часто очень доверчив, зависим.
Готовность откликнуться на плач младенца, продолжительное грудное вскармливание, тактильный контакт, совместный сон, напротив, способствуют формированию таких качеств, как уверенность в себе, решительность.
Во втором полугодии первого года жизни наступает орально-садистическая стадия развития. Она связана с появлением у ребенка зубов. Теперь к сосанию добавляется укус, появляется агрессивный характер действия, которым ребенок может реагировать на долгое отсутствие матери или отсрочку удовлетворения его желаний. Вследствие укуса стремление ребенка к наслаждению вступает в конфликт с реальностью. Людям с фиксацией на этой стадии присущи такие черты, как цинизм, сарказм, склонность к спорам, стремление доминировать над людьми с целью достижения собственных целей.
Слишком раннее, внезапное, грубое отлучение от груди, пустышки, бутылочки вызывают фиксацию на оральной стадии развития, которая впоследствии проявит себя в привычке грызть ногти, обкусывать губы, мусолить во рту кончик ручки, постоянно жевать жвачку. Пристрастие к курению, чрезмерная болтливость, патологическая боязнь остаться голодным, желание плотно поесть или выпить в минуты особой тревоги и беспокойства тоже являются проявлениями фиксации на оральной стадии.
Такие люди часто обладают депрессивным характером, для них характерно чувство нехватки, потери чего-то самого главного.
Анальная стадия развития
Анальная стадия развития наступает примерно в полтора года и продолжается до трех лет.
В этот период и малыш, и его родители сосредоточивают свое внимание на... детской попке.
Большинство родителей именно в промежутке от 1,5 до 3 лет начинают активно приучать кроху к горшку. Фрейд считал, что малыш получает огромное удовольствие от акта дефекации и, в частности, от того, что может самостоятельно контролировать столь ответственный процесс! В этот период ребенок учится осознавать собственные действия, и приучение к горшку - это своего рода экспериментальное поле, где ребенок может проверить свои способности и вдоволь насладиться новым умением.
Необходимо понимать, что интерес ребенка к собственным испражнениям на этой стадии развития вполне естественен. Малышу еще незнакомо чувство брезгливости, зато вполне понятно, что фекалии - это первая вещь, которой ребенок может распорядиться по своему усмотрению - отдать или, напротив, оставить в себе. Если мама и папа хвалят малыша за то, что он сходил на горшок, ребенок воспринимает продукты своей жизнедеятельности как подарок родителям, и последующим своим поведением стремится получить их одобрение. В свете этого попытки карапуза измазаться какашками или испачкать ими что-нибудь приобретают позитивный оттенок.
Фрейд обращает особое внимание на то, как именно родители приучают ребенка к горшку. Если они чересчур строго и настойчиво следят за соблюдением новых правил, или начали сажать кроху на горшок слишком рано (способность полностью контролировать анальные мышцы формируется только к 2,5 -3 годам), к тому же ругают и наказывают ребенка, когда тот отказывается сходить в туалет, стыдят малыша за промахи, тогда у малыша формируется один их двух типов характера:
1. анально-выталкивающий. У ребенка может возникнуть ощущение, что только сходив на горшок, можно получить любовь и одобрение родителей;
2. анально-удерживающий. Действия родителей могут вызвать протест со стороны ребенка, отсюда проблема запоров.
Людям первого типа свойственны такие черты, как склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность. Они считают трату денег обязательным условием проявления любви.
Для представителей анально-удерживающего типа характерны скупость, жадность, бережливость, усидчивость, пунктуальность, упрямство. Они не выносят беспорядка и неопределенности. Часто склонны к мезофобии (боязни загрязнения) и патологическому стремлению к чистоте.
Доброго времени суток! Сегодня мы продолжаем тему «Горшечный вопрос».
А сегодня поговорим об очень распространенной проблеме, встречающейся у дошкольников:
С этой проблемой в той или иной степени сталкиваются все родители. Ведь такое явление, как физиологический запор, бывает практически у всех хоть раз в жизни. А результатом запора «обыкновенного» может стать запор психологический, т.е. ребенок начинает бояться какать.
В результате проблем с пищеварением и запора ребенку становится больно ходить в туалет. В итоге появляется страх дефекации. Малыш боится, что в следующий раз тоже будет больно, от этого зажимается, терпит до последнего, может даже обкакаться. В итоге это провоцирует опять запор у ребенка, и опять боль. Замкнутый круг.
У некоторых детей такой страх не выражен и проходит сам собой постепенно, а для других детей становится настоящей проблемой на долгое время.
Особенно психологическому запору подвержены дети до лет 4-х. Ведь ребенку 2-х или 3-х лет гораздо сложнее объяснить, как происходит процесс пищеварения, и почему именно больно при запоре. Ребенок боится какать только потому, что не понимает, почему ему больно — это основная причина возникновения психологического запора у детей.
1. Нормализовать питание ребенка. Малышу должно хватать жидкости, для профилактики покушать киви, свеклы, чернослива и пр. Главная задача – нормализовать физиологию, это первый шаг.
2. Очень часто родители из благих побуждений усугубляют проблему своей излишней озабоченностью. «Горшечный» вопрос становится для них актуальнее всего и вся. Как это выглядит со стороны: мама приходит домой с работы: «Привет, как дела? Ты покакал?» Фиксация на проблеме всегда ее усугубляет!
У ребенка, помимо страха покакать, появляется страх расстроить маму… Вывод: не спрашивайте ребенка, хочет ли он в туалет постоянно, а лучше не спрашивайте вообще. Даже если ребенок хочет какать, он все равно скажет «нет», ведь он боится это делать.
3. Есть хороший способ снять такой страх: проигрывайте в сюжетно-ролевой игре «горшечную тему». Пусть любимая игрушка ребенка будет бояться покакать, а вы вместе с малышом ей поможете. В игре дети все гораздо лучше усваивают. Вообще, скорее всего, ребенку очень понравится играть «в запор» у игрушек, ведь его эта тема очень волнует.
Он может по десять раз проигрывать один и тот же сюжет – это нормально. Ведь мы, взрослые, делаем точно так же, только у себя в голове. Мы прокручиваем беспокоящую нас ситуации раз за разом, пытаясь найти из нее выход. Ребенок просто не может делать это же без зрительного подкрепления.
4. Важно спокойно реагировать на промахи ребенка. Не ругать, не причитать, просто менять белье, и все. Это нужно, чтобы у ребенка, помимо страха боли не появился страх быть наказанным, расстроить родителей.
5. Объясняйте ребенку физиологию пищеварения на понятным ему языке. Это может быть книжка про строение тела для детей, может быть сказка или игра.
6. Можно придумать и рассказать сказку на данную тему. В дальнейшем напоминать ребенку: «А помнишь, как в сказке». Т.е. не читать ему нотации, не зудеть над ухом, а приводить пример удачного решения проблемы. Пример сказки вы можете
Помните, что в этой проблеме нет ничего страшного и постыдного!
Как практикующий детский психолог могу сказать, что ко мне с подобной проблемой обращаются очень часто. И решается она очень быстро.